Веды и Христианство. ч.3

Владивосток - 15 January 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:08:13 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 2101 | скачано: 2464 | избрано: 82
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Каждый вторник в одиннадцать утра прямой эфир из Владивостока Тушкин Василий Рюрикович «Самое сокровенное знание» только на аюрведа радио и только для вас.
Дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах аюрведа радио. Итак, давайте сегодня начнём наше прекрасный утренний эфир, с нами Тушкин Василий Рюрикович, специалист в области ведической культуры, филолог, востоковед. Мы продолжаем семинар «Самое сокровенное знание» и тему, тему которую мы не смогли рассмотреть на прошлой неделе «Веды и христианство. Часть третья». Всё это в прямом эфире из Владивостока. Здравствуйте, Василий Рюрикович.

00:00:50 [Тушкин В.Р] Здравствуйте.
[Ведущая] Связь прекрасна, Вас слышно замечательно. Итак, давайте приступим.
Тушкин В.Р. [Угу, хорошо. Я приношу свои извинения за то, что в тот раз по техническим причинам у нас не состоялась лекция, хотя она началась, но вот так случилось. Эм... Надеюсь, что «сегодня нас эфир поддержит, пространство, и мы закончим эту тему непростую, но тем не менее актуальную. Итак, мы продолжим сравнительный анализ ведической традиции и христианства. В связи с тем, что некогда на распространённой на Руси ведизм вновь стал возрождаться, причём не только в нашей стране, но и по всему миру. Ведизм - это не индийская культура, это универсальная культура, основанная на знании, на древнейших писаниях Земли, Ведах. И возрождение этой ведической культуры наблюдается в том, что всё больше людей начинает понимать реальность, законы кармы, ре-инкарнации. Эти слова стали практически уже расхожими, люди очень часто пользуются словом гуру в разных смыслах. Ну, то есть это такая ведическая терминология проникает, эти сюжеты проникают всё чаще и чаще в кинематограф. Всё больше и больше людей становятся вегетарианцами, по всюду нарастает интерес к аюрведе, ведической архитектуре, Васту [?], к ведической астрологии. Магазины эзотерической литературы, атрибутики с успехом торгуют индийскими благовониями, индийскими с ведическими мантрами на все случаи жизни, статуэтками ведических богов. Всё больше людей пытаются заниматься той или иной формой йоги. И чтобы правильно понимать эти вещи необходимо получать информацию из первоисточников, из начальных Вед, которые лучше всего сохранились именно в Индии. И в этот раз мы поговорим о некоторых вопросах, связанных тоже с некоторыми общими моментами.

00:02:58 Я сначала забегу вперёд немножечко, чтобы не забыть эту мысль, вот, и скажу о том, что в самом конце Евангелия, это есть известная глава «Откровения Иоанна», Апокалипсис так называемый, и там есть одно интересное предсказание, которое довольно удивительно переплетается также с предсказанием, которое содержится в ведическом тексте Шримад Бхагаватам в последнем тексте... в последней песне Шримад Бхагаватам, который называется «Эпоха разрушения», вот. И я уже говорил как-то о том, что вот эта идея близкая от начала мира до вот этого судного дня, завершения, это на самом деле с точки зрения Вед не история всего человечества, а это история всего лишь одной эпохи, в которой мы с вами живём, эпохи Калиюги. Вот в этой последней главе апокалипсиса и последней главе Шримад Бхагаватам говорится о том, что в конце этой эпохи появится воплощение Бога, так называемый всадник на белом коне, который согласно Евангелию значит поразит всех своим оружием, которое есть слово Божие, вот. И он, там где он скачет, уничтожает всё вот это вот демоническое население, которое практически... в которое превратится человечество к концу этой эпохи. И остаются только так называемые какие-то избранные сто сорок четыре тысячи, у которых, прошу заметить, какие-то особые печати божественные на лбу, и которые поют какую-то песню, которую не знает никто кроме них. И интересно, что в Шримад Бхагаватам тоже говорится об этом всаднике, его там называют именем Калке, аватар, который значит скачет и уничтожает всё это демоническое население, которое уже в принципе не восприимчиво никаким образом к духовному знанию, вот. И остаются только личности, которые поют его святое имя.

00:05:07 То есть вот такие вот интересные... перекликаются параллели тоже с такими знаками. Кто из вас видел, допустим, людей [?] ведической традиции, они на лбу ставят такой знак, как печать, белой глиной, называется знак Тилоки. Принадлежность к... как бы когда люди отождествляют себя с тем, что они являются слугами Бога, эта печать является своего рода отпечатком стопы Господа у них на лбу. Вот такая интересная параллель также между христианской традицией и Ведами. И сегодня больше мы будем говорить на другую чуть более такую утилитарную прикладную тему. Это отношение обеих традиций к вопросам питания, вегетарианства, насилия. Поверим, что конечно же на аюрведа радио и без меня уже на эту тему говорили в таком чисто прикладной аспекте аюрведы, но я буду говорить на эту тему с позиций именно сравнения двух традиций, ведической и христианской, то есть это та же тема, но под другим углом немножечко.

00:06:13 Итак, одна из наиболее известных библейских заповедей гласит: «Ни убий». Однако, по поводу этой краткой и однозначной фразы идёт много дебатов. Нельзя убивать только людей или также животных? И как ни странно в Индии совсем не христианской стране больше всего в мире вегетарианцев, которые следуют этому христианскому принципу, правилу. А вот в тех странах, где люди считают себя христианами с этим правилом всё не так однозначно. Вегетарианство связано не только со здоровьем, этикой и кармой, но и с нашим состоянием сознание, с духовными перспективами. Ведь смысл духовной практики состоит в том, чтобы наши каменные сердца стали мягкими, и мы смогли почувствовать божественную любовь. Но когда человек прямо или косвенно участвует в насилии, его сердце ожесточается. А огрубевшим сердцем невозможно ощутить тонкие духовные эмоции. Поэтому заповедь «Ни убий» напрямую связана с нашим духовным развитием. И поэтому вегетарианство является практическим воплощением этой заповеди.

00:07:30 То есть очень важно понять такой момент, что насилие существует не только вот в прямой форме, что вот этот этого убивает, а насилие может существовать в пассивной форме. Допустим, человек может быть такой знаете тихоня, мухи не обидит. Но если он питается мясом, то это обозначает, что он косвенно поддерживает насилие. Потому что он платит за то, что бы кто-то для него убил другое живое существо. Сам он может быть и не решится на это, вот, но современная промышленность так всё устраивает, что человек видит просто такой уже готовый продукт, какой-то полуфабрикат, кусок мяса. И человек даже не задумывается о том, что это часть чьего-то тела. Ему кажется, что это просто во такой продукт, он не чувствует всей предыстории появления вот этого куска мяса на прилавке, что предшествовало этому: бойня, все эти муки и так далее, вся эта кровь.

00:08:28 Итак, если человек даже впрямую не участвует в насилии, но является потребителем этих продуктов, то, как говорится, этот спрос, он и рождает предложение. Если бы не было спроса, если бы бойкот на эти продукты, то эта промышленность просто бы разорилась, никто не покупал бы их продукты. Поэтому потребители даже если как им кажется впрямую в насилие не участвуют, они косвенно участвуют в нём, своим спросом поддерживая вот этот вот кровавый бизнес. Очевидно, конечно, что полностью избежать насилия в этом мире просто невозможно. Но есть насилие неизбежное, а есть насилие неоправданное. К неизбежному насилия относится самооборона, например, или вынужденное наказание преступников, иногда неосознанное насилие, когда мы случайно причиняем кому-то боль не ставя этого в планах.

00:09:26 А к не оправданному насилию относится сознательная агрессия и эксплуатация, убийство животных цивилизованными людьми. Заметьте, я не случайно сделал акцент на определении цивилизованный человек, потому что это слово обозначает не просто человека, умеющего читать, писать, обращаться с компьютером, а того, кто знает высшую духовную цель жизни. И вот такой цивилизованный человек на древнем ведическом языке, на санскрите называется термином «Ария». Противоположностью этого понятия является «млечха» или варвар. Коротко об этих людях я уже упоминал, когда рассказывал о ведической версии истории об Адаме и Еве, если вы помните. И главная особенность вот этих вот млечх или варваров не в каком-то внешнем виде особенном, а во внутренней устремлённости сознания. То есть этот человек может внешне вполне культурно выглядеть, но если смысл его жизни наслаждение внешних чувств тела, тогда он отличается от животного только лишь образом жизни. Вот, а цивилизованный человек должен отличаться от животного не только образом жизни, но и целью жизни. Вот это очень важно понять. То есть, смотрите, сейчас люди отличаются от животных техническими какими-то приспособлениями, большим комфортом жизни, но если смысл жизни такой же, как у животных - наслаждение внешних чувств, то это обозначает, что мы только образом жизни отличаемся. Предположим, собака бежит на четырех ногах, мы можем ехать на четырех колесах, но если мы едем в том же направлении, с той же целью, наслаждать свои чувства тела, то это только отличие в образе жизни. А смысл в том, что у человека должна быть совсем другая цель жизни, а не просто образ жизни, то есть другое направление.

00:11:19 Так вот, если человек, который знает о высших целях жизни, то есть ария, но в следствии привычки, или дурного общения и воспитания прямо или косвенно участвует в насилии, ему это очень сильно помешает прийти к высшей цели. Потому что убивая других мы неосознанно убиваем в себе способность любить. А убийство животных в пищу является более или менее простительным для дикарей, понимаете? У которых охота, рыболовство - это единственный способ выживания, но это совершенно неприемлемо для современного человека, который имеет большой выбор продуктов и развитое сознание. То есть то, что простительно для одного, то не простительно для другого. Эти, предположим, дикие какие-то люди, дикие племена - это ещё не совсем цивилизованные люди, они... достаточно трудно объяснить какие-то тонкие такие вот детали, у них нет развитой философии, развитой культуры, развитого искусства, развитого философского понимания, они живут... как бы такие промежуточные формы жизни, они более или менее ещё близки к животным, поэтому для них такие вещи простительно. Но вот для Ариев, причём заметьте, что Арии - это не национальность, Арии - это уровень сознания. Вот, предположим, Ария - это другими словами можно сказать интеллигент, то есть человек, у которого развитый разум, не просто такой вот приземленный человек, который чувствами живет, а именно Арий - это интеллигент, разумный человек, знающий высшие ценности жизни.

00:12:55 Если вот разумный человек, он потакает себе в таких низменных склонностях, как предположим то же насилие в форме мясоедения и так далее, то мало того, что какие-то вопросы здоровья страдают, этики и так далее, самое главное, что страдает - это именно вопрос сознания, то есть сознание такого человека притупляется, огрубляется и оно становится невосприимчивым к вот этим вот тонким метафизическим истинам, понимания Бога, служения ему, к тонким таким чувствам, эмоциям, ради которых собственно говоря человеческое развитие и должно идти, вот в этом смысл. И поэтому в изначальной конституции человеческого общества, есть такой свод законов в Ведах, называется, Манусанхита [?], там говорится, что хотя мясоедение, привязанность к интоксикациям, таким как табак, алкоголь и сексуальным излишествам является естественным для обусловленной души и потому не подлежит осуждению, тем не менее пока человек не оставит всего этого, ему не достичь высшего совершенства жизни, любви к Богу. Такова одновременно лояльная и категоричная позиция Вед.

00:14:09 То есть смотрите, с одной стороны вот это вот текст, Манусанхита, говорит о том, что вот эти все наши слабости и пороки, они объяснимы, и они вполне естественны для обусловленной души, для тех, кто в этом материальном мире [?] Для тех, на кого действуют вот эти качества невежества и страсти, то есть то объяснимо и понятно. Но если человек хочет достичь высшей цели жизни, он должен постараться от этих вещей избавиться. То есть с одной стороны Веды проявляют и лояльность, понимания к этим всем вопросам, с другой стороны они ставят такие категоричные условия. Ты можешь так жить, хорошо, какими-то своими аскезами, риуталами, чем-то ещё, можно искупать эти грехи, которые мы совершаем, но это топтание на месте, шаг вперёд, шаг назад, бег на месте. Но если человек хочет духовно развиваться, то для этого уже необходимо постараться от этих всех низменных вещей избавиться. Вот в этом весь смысл.

00:15:08 Итак, Веды объясняют вот это вот отношение своё именно таким образом. Веды настоятельно рекомендуют цивилизованному человеку бескровную диету. Как это интересно можно подтвердить цитатами из Библии? В самом начале книги бытия написана цитата: «И сказал Бог: «Вот я дал вам всякую траву, сеющую семя и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя вам всем будет в пищу»». В послании к римлянам сказано: «Ради пищи не разрушай дела Божии. Лучше не есть мяса и не пить вина». А в пословицах в приложении Библии тоже говорится, что пьянящие напитки приводят к насилию, отвлекают человека от Бога. А смысл религии состоит в том, чтобы привлечь человека к Богу, а не отвлечь. То есть однозначно, что в духовном писании такие рекомендации могут появится только в связи с духовными целями и ни с чём другим.

00:16:12 Замечено, что разная пища по разному влияет на наше сознание. Согласно Ведам вегетарианская пища несет в себе энергию благости, она умиротворяет, просветляет человека. Пища слишком острая, сухая горячая несет в себе энергию гуны страсти, и она излишне возбуждает человека, приводя к воспалительным процессам внутри физических органов и также к воспалению ума, психики тоже. Пища, которая добыта путем убийства животных, а также птица, рыба, яйца несет в себе энергию невежества. Она отупляет человека, приводит к застойным процессам в организме, например, согласно Библии Иоанн Креститель ел только мед и простоквашу, чтобы отличать добро от зла. Это означает одну простую вещь, что определённая пища может так негативно повлияет на наше сознание, что мы не будем даже способны отличить добро от зла. А когда, например, голодному апостолу Павлу предлагали съесть мясо, он сказал: «В век не осквернюсь». О каком осквернении он здесь говорит? Очевидно, что речь идет о внутреннем осквернении, связанном с тем, что невозможно съесть мясо никого не убив прямо или косвенно потребляя продукт насилия.

00:17:42 Все христиане знают, что есть мясо - это плохо. Ведь во время сорокадневного поста от него воздерживаются. Зачем? Чтобы очиститься. Если за сорок дней можно как-то очиститься, то насколько это очищение будет сильнее, если этому правилу следовать всю жизнь. И не странно ли воздерживаться от мяса ради очищения на сорок дней, а потом опять превращать свой организм в так называемый ходячие кладбища, в которых находятся останки мертвых тел этих убитых животных. То есть причина по которой люди так бездумно совершают неоправданное насилие - это искренняя уверенность в том, что животные не имеют души, или они специально предназначены нам в пищу, и потому их убийство не греховно, так думают люди. Вот, но мы просто пользуясь здравым смыслом понаблюдая за теми же самыми животными увидим, что это ни какие-то просто заводные машинки, это живые существа.

00:18:50 Если вы погладите кошку, она будет мурлыкать, ласкаться к вам, если вы ударите, против шерсти гладить, она будет кусаться или убежит. То есть очевидна её реакция, она радуется, чем-то она не довольна. Отберите у неё котят, она будет проявлять недовольство, беспокойство, вот. То есть у них есть определённые эмоции, определённое какое-то понимание, пускай и примитивное. Это говорит о том, что это не просто биологическая какая-то машина, это живые существа со своими какими-то эмоциями. Но естественно, что все они, как бы так сказать, пригашены вот этими вот внешними их такими невежественными телами. Если думать, что есть разные души какие-то, важные, не важные, тогда легко оправдать любое насилие. В книге бытия в Библии Бог говорит, что во всех живых существах в воде, в небе и на суше есть живые души. Для обозначения души животного там использовано точно такое же слово, что и для обозначения души человека. То есть язык - это важный индикатор культуры. То есть если бы принципиально отличались эти души, одна выше, другая ниже, были бы совершенно разные слова, другой термин был бы. Но поскольку один и тот же термин использован для обозначения души животного и души человека - это значит, что все души равны. Животные также радуются, печалятся, чувствуют боль и наслаждение. Просто их сознание сковано, карма их прошлых греховной жизни в виде их низших тел. Животные - это своего рода заключенные души, чья жизнь на время отбывания наказания весьма и весьма ограничена.

00:20:30 Поэтому в Библии говорится, что мы должны иметь любовь и сострадание к братьям нашим меньшим, а не убивать их. Человеку дана определённая власть над животными, но это не значит, что санкционировано насилие. Потому что животные могут служить человеку, могут пахать, возить грузы, охранять, давать молоко, давать шерсть. Веды говорят о том, что в разных телах находятся качественно равные души, но временно по разному обусловленные, и отсюда вытекает идея ненасилия. Пока этот момент не будет ясно и правильно понят, то трудно будет понять все аспекты духовной жизни. С этого момента начинаются все расхождения в философии. Потому что если оправдывается неоправданное насилие, то происходит ожесточение сердца, а это противоречит главному принципу духовной жизни, очищению и смягчению сердца. Потому что любовь не может жить в жестком сердце. Это совершенно четко и ясно можно понять. То есть за всеми этими вещами: мясо и так далее; стоит не просто желание запретить что-то такое, а это как раз забота о нашем сознании.

00:21:51 В конце концов существуют, особенно сейчас, очень много заменителей. Пожалуйста, там существует соевые заменители, соевая колбаса, всякие там разные какие-то паштеты, сосиски, что хотите. Фактически они имитируют этот же самый вкус, кто к нему привязан. Но это бескровная диета, за ней нет никакого насилия, вот. Поэтому для людей сейчас есть в принципе здоровая альтернатива, вот эти все соевые заменители того же самого. Они могут нормально помочь человеку получить те же самые вкусы, но при этом не участвовать в насилии.

00:22:29 Итак, насилие иногда неизбежно и необходимо, но только не в вопросах питания. Например, ранние христиане в большинстве своем были вегетарианцами. Эта традиция стала вырождаться примерно в начале IV века новой эра под давлением императора Константина. Поскольку римская империя решила сделать христианство государственной религией, оно должно было стать максимально социально приемлемым, и потому в приказном порядке началось снижение стандартов определённых, вот. То есть стали все эти вопросы, связанные с вегетарианством убирать. Но поскольку духовный прогресс - это технология, из нее нельзя выбрасывать никаких элементов, то естественно, что как только эти все элементы стали устранять, то технология сама по себе пострадала. Вот представьте себе, что в технологии мы что-то там заменим, уберем, и она не будет работать, она не будет давать на выходе нужного результата. Поэтому само христианство больше всего внутренне пострадало от этой и других всевозможных редакций.

00:23:39 Но несмотря на эти все аргументы кто-то может возразить известной фразой, что неважно что мы там едим, говорят: «Неважно что-то входит, важно, что выходит», - такая есть фраза. Но вот на это один очень остроумный проповедник сказал, что если они считают, что неважно, что входит, ну пусть попробуют есть то, что выходит. И тогда сразу же выяснится, что на самом деле очень важно, что входит, что люди на самом деле очень разборчивы, не будут есть что попало.

00:24:12 Теперь необходимо перейти к другой теме. Сравнения тоже некоторых понятий. Это необходимо понять отношения между личностью Иисуса Христа и личностью Кришны. Имена эти удивительно похожи. На греческом имя Христос звучит как Кристус, очень похоже на Кришна. И это не случайно, потому что Веды единодушно провозглашают Кришну или Вишну, Вишну - это аспект могущества Кришны, верховным Господом. В Бхагавад-Гите в девятой главе в семнадцатом стихе он сам говорит о себе: «Я отец и мать этой Вселенной, я опора и прародитель, я цель познания, я тот, кто очищает, я слог «Ом» в ведических мантрах, я также источник четырех Вед». Таково положение Кришны, то есть он источник всего. А каково же Иисуса Христа? Сам он неоднократно называл себя сыном Божьим, но в Евангелии от Иоанна он говорит о себе так: «Я и отец и одно». Означает ли это то, что Христос - сам Бог отец? Если да, то почему в той же главе от Иоанна он сказал: «Отец мой более меня». Противоречия не будет, если мы правильно поймем соотношение Бога и его различных воплощений. Христос сам всё это замечательно объясняет в том же Евангелии от Иоанна. Он говорит: «Разве ты не веришь, что я в отце и отец во мне. Слова, которые говорю я вам, говорю не от себя. Отец, пребывающий во мне, творит дела».

00:25:57 То есть как бы он , Христос, является проводником этой высшей божественной воли. И в этом смысле он един с отцом, единое древо, одна так сказать... одно дело делается, одна тема идет - это в смысле единства. Тем не менее он остается отдельной личностью, потому что мы уже говорили до этого что: «Я сяду по правую руку от отца моего». Если Христос и Бог - это одно и то же, каким образом он садится по правую руку от самого себя? То есть очевидно, что это единство Христа с Богом не буквальное, а на духовном уровне, что делают одно дело, Христос является посланцем Бога. При этом он остается его сыном, его представителем. То есть такое одновременное единство и отличие. По Ведам Христос относится к категории шакти авеш аватар - это живых существ, которые уполномочены Богом на определённую миссию и наделены для этого сверхъестественными энергиями, особым могуществом. И поэтому они одновременно едины с Богом в смысле общего дела, но отличны от него, оставаясь его частицами.

00:27:06 Это можно сравнить с таким примером как вот Солнце и его лучи. Можно сказать, что Солнце с одной стороны не едино с Лучами, потому что Лучи без Солнца не существуют, с другой стороны лучи и Солнце - это не совсем одно и тоже, потому что Солнце находится в небе, а Лучи проникают дальше. То есть с одной стороны существует единство, с другой стороны некоторое отличие. Итак, вот такой хороший пример помогает нам понять положение Христа и личности Бога. Приход самого Иисуса или как его называют ещё Иешуа, сын Бога, предсказан в ведическом тексте Авишья Пурана, там есть такая фраза, которая гласит: «Вначале Калиюги», - нашей эпохи «придёт святой Ишапутра», - сын Бога или Иисус... сын Бога «и сын Ку Мари», - Девы Марии. Ку мари буквально на санскрите означает девушка-девственница. Или также вот это слово Ку мари содержится Мари Ку, Мария - это как дева Мария, то есть в начале Калиюги придёт святой Иешапутра, сын Бога и сын Ку Мари, Девы Марии и будет проповедовать послание Бога к Западу от реки Инд в стране варваров. Он будет распят, но воскреснет. И такая статуя в Авишья Пураньи, то есть в книге предсказаний ведический дается. Вот, то есть это миссия Христа так вот коротко, но отмечена в Ведах.

00:28:38 И также уже в заключении этой темы необходимо сказать о том, что у каждой традиции, это вот самый такой сложный, пожалуй, для понимания момент, есть понятие о своей исключительности. Такая, знаете, ревность веры, что мы лучше всех, у нас что-то там самое лучшее знание, понимание, процесс и так далее. И это вполне естественно. Потому что нет многих религий, но есть лишь разные версии единого духовного пути, окрашенные различными эмоциональными, языковыми особенностями разных народов. Тем не менее на поверхности все выглядит так, как будто религии спорят друг с другом за превосходство. Христиане скажут словами Иисуса, что никто не приходит к отцу кроме как через меня. А сторонники Вед скажут словами Кришны, Кришна сказал в Бхагавад-Гите: «Те, кто с верой поклоняются другим Богам, на самом деле поклоняются мне одному, но делают все не так как полагается». Мусульмане скажут, что нет Бога кроме Аллаха и его пророка Мухаммеда. То есть каждому найдется что сказать. Вот, каждая религия претендует на некое превосходство. И это вполне естественно, потому что человек, который следует определённой традиции, он должен быть уверен в том, что то, чему он следует - это самое лучшее, иначе он не будет этому следовать.

00:30:02 Вот, но тем не менее нет необходимости говорить о превосходстве той или иной традиции, поскольку Бог в сердце направляет душу на обучение в ту или иную традицию, согласно желанию этой души, её уровню, соответствию, вот. И вот это очень понять, что вот эти вот какие-то всевозможные споры о превосходстве, они более или мене бессмысленны, потому что с одной стороны имеется наше желание, чего мы хотим, с другой стороны есть сам верховный Господь, который находится в сердце, и который направляет нас туда или сюда. И поэтому люди делают конечно там какой-то свой выбор, но при этом они испытывают какой-то внутренний определённый импульс, и в одной какой-то культуре они чувствуют себя более комфортно, в другой менее комфортно. Например, я могу рассказать о себе, что я с детства, лет где-то с десяти уже этим интересовался, именно восточной традицией, меня интересовала йога, я уже читал какие-то там ещё в ксерокопиях, подпольных вариантах всякие книжки по йоге, философии, это все очень волновало, потом в девятнадцать лет я прочитал Бхагавад-Гиту, такую был... академическую версию перевода в серии всемирная литература, и меня она так захватила, что я прям её переписал себе в блокнотик... Там был не полный вариант, сокращенный, но тем не менее там где-то стихов шестьдесят Бхагавад-Гиты, которые меня особенно потрясли, я их переписал себе, постоянно перечитывал, вот.

00:31:45 При этом я искренне пытался изучать то же самое Евангелие, в церковь даже несколько раз ходил. Был у меня один знакомый проповедник, батюшка, мы с ним так общались, вот, я какие-то ему вопросы задавал, но он не мог мне ответить толком, как-то я был не удовлетворен всеми этими вещами. И сердце моё постоянно стремилось к другим вещам, в духовной... к ведической духовной традиции к востоку. И, например, как это можно объяснить, почему так? Вроде бы если я родился в этой стране, значит я должен естественным образом испытывать как бы симпатию и естественное влечение к тому, что здесь предлагается мне. Но нет, почему-то меня все время тянуло в другую сторону. А есть другие странные случаи, например, люди рождены в Индии или в какой-то другой стране и ни с того ни с сего там другие религии может быть Индуизм или какой-нибудь Ислам на ближнем Востоке и ни с того ни с сего человек вдруг хочет принять крещение. Вот, и люди говорят: «Да ты что?». Вот буквально пару лет назад в Ираке был случай, когда один молодой студент решил принять христианство, так от него отреклась вся семья, а отец его родной чуть не убил его. Он говорит: «Ты вообще позор для нашей семьи». И этот парень бедный не знал куда деваться, и он вынужден был искать убежище в другой стране, какая-то европейская страна дала ему убежище, или Бельгия или Голландия. Он уехал туда.

00:33:16 То есть смотрите, получается что вроде как есть вера с одной стороны, но когда эта вера лишена духовного знания, понимания истинного смысла духовности, тогда эта вера становится как бы не фактором прогресса, а наоборот чем-то таким очень фанатичным, очень тяжелым, очень болезненным, вот. Поэтому здесь нужно понять, что выбор того или иного, скажем, пути, той или иной традиции, он очень тонкий, и вот отчасти верховный Господь или Параматман, Бог сердца, который находится там, он подталкивает нас к тому или иному может быть к тому, чем мы уже занимались, потому что в Бхагавад-Гите Кришна объясняет, что как правило духовный процесс совершенствования занимает больше, чем одну жизнь, и человек мог заниматься уже одной какой-то традицией, но не достичь совершенства на этом пути. Он, скажем, умер. И потом он родился может быть в другой стране, но у него сохранилась тяга к тому учению, которым он уже занимался. И, может быть, в этой стране популярна какая-нибудь другая религия, она представляет собой большинство, вот. А у человека сохранился вкус и интерес к тому, что он уже практиковал, и поэтому он начинает, допустим, в христианской среде выискивать индуизм, а кто-то наоборот в индуистской среде стремится к христианству. Вот это просто напросто живая память его прошлого опыта, тяга вот к той или иной такой форме, которой человек уже когда-то занимался. Поэтому это очень деликатный вопрос, здесь невозможно всех взять и записать скажем там в какую-то одну традицию, сказать, что ты русский, значит должен быть православным, или если ты родился в индии, значит должен быть кришнаитом или вишнуитом или шиваитом. Это невозможно сделать, потому что мы все так сказать путешествуем по этому миру в разных телах, несем с собой разных опыт и Параматман, Бог сердца, напоминает нам об этих вещах, и поэтому люди имеют совершенно разные такие, как бы сказать, склонности, интересы.

00:35:24 Поэтому это вопрос очень и очень тонкий, вот. Ещё мне хотелось сказать о том, что часто... Ну мне лично приходилось сталкиваться с таким представителями христианства, которые говорят, что вот, предположим, я послушал, или я почитал вашу ведическую литературу, все очень красиво, правильно говорите, все очень похоже на истину, но поскольку вы не идете за Иисусом Христом, значит это все от сатаны, это означает, что всё это ложь. Они говорят: «Ведь Сатана тоже иногда приходит как ангел света, потому что он сам по себе изначально им... Это Люцифер, ангел света, светящийся, Люцифер». И вот он может как бы так сказать искушать вас, и всё это вам кажется чем-то таким очень ангельским, очень божественным, а на самом деле - это просто сатана в облике этого ангела света водит вас в совершенно ложном направлении. Что можно сказать на это? На это можно ответить словами самого Иисуса Христа, когда книжники из Иерусалима обвиняли Иисуса в том, что он от сатаны, когда он начал прощать грехи и так далее, они стали возмущаться: «Кто ты такой, чтобы прощать людям грехи? Только Бог это может делать. А ты от сатаны, если ты поступаешь вот таким образом.», - и что он им ответил? Он им сказал так: «Как же сатана может изгнать сатану? Если царство разделится само по себе, не может устоять царство то. Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, следовательно [?] пришел конец его».

00:37:03 То есть идея в чем? Идея в том, что если кто-то там от сатаны, таким образом сатана может изгнать сам себя. Кто такой сатана? Это тот, кто может быть хитростью, каким-то там внешними привлекательными вещами совращает, соблазняет живое существо, вводит его в грех, в искушение. То есть на начальном этапе все так очень благообразно и красиво, а заканчивается все в какой-то греховной деятельности. Мы с вами наблюдаем, что люди действуют последовательно в течение своей жизни. Не только красиво говорят, но и, скажем так, красиво живут, живут чистой жизнью, то где же сатана? Как сатана может сам себя изгнать? Потому что сатана - это порок. Это порок. А если человек освобождается от порока, то что же тут сатанинского? Потому Иисус говорит: «Как же сатана может изгнать сатану, если царство его разделилось, то он не может устоять». То есть совершенно очевидно, что одно дело конечно красивые слова за которыми может быть прячутся какие-то темные дела, но когда мы имеем возможность понаблюдать с течением времени всяких там людей и увидеть, что их жизнь достаточно целостна, и что говорят, то и делают, и в этом нет никакого греха, ничего нет никакого лицемерия, нет никакой двойственности, есть чистота, как внутри, так и вне, то в чем сатана, в чем искушение, в чем порок? Вот, то есть совершенно очевидно, что требуется некоторое время для того чтобы понаблюдать, увидеть и сделать какие-то правильные выводы.

00:38:36 Вот, а действительно конечно же хотя христиане и постоянно ставят исключительность своего пути, говоря, что никто не может придти к отцу кроме как через меня, вот, если рассмотреть ту же самую фразу чуть более внимательно, то там фактически опущено слово сейчас. Потому что само предложение построено в настоящем времени. И действительно две тысячи лет назад в Палестине, во времена Иисуса Христа не было никого, кроме него, кто бы мог действовать действительно в качестве такой вот личности освободителя. Он не сказал, что он один навеки. И странно было бы думать, что у Бога всего один сын и всего одна возможность. Ну ладно про эту идею исключительности мы уже говорили, вот. Самая-то интересное, что христианству странно достаточно претендовать на исключительность своего учения, когда очевидно, что само по себе это учение недосказано. Ведь Христос же говорил, что многое имею ещё что сказать вам, но не вместите, ибо черствы сердца ваши. То есть что-то такое ещё было очень важное, чего он не мог сказать людям. И Христос не мог дать какого-то более глубокого духовного знания малокультурным людям, которые его окружали. Он сказал, что: «Если о мирском говорю, а вы не верите, что же будет когда о небесном скажу?». То есть то, что Иисус чего-то недосказал, об этом... в этом невозможно винить самого Иисуса Христа, скорее в этом повинны те, которые так сказать... которым он проповедовал. Он говорил, что «Я не за праведниками пришел, а пришел за грешниками». А что могут грешники понять о духовном, где требуется чистота сердца? Вот поэтому сначала необходимо очистить сердце.

00:40:35 С другой стороны, если мы возьмем ведическую культуру, то мы увидим, что она рассчитана на людей более добродетельных. То есть представьте себе те же самые христианские принципы не убей, не кради, не лги, не прелюбодействуй. Зачем говорить о таких вещах людям цивилизованным. Они и так этим не занимаются. То есть в этом плане Индия была значительно более чистой и благополучной страной, чем вот ближний Восток. Она всегда, Индия считалась страной высокой культуры и морали. Такого количества храмов, как в Индии, нет нигде в мире до сих пор, а раньше было гораздо больше. С другой стороны надо также заметить, что существуют разные уровни христианства, ведической культуры и везде есть свои святые, везде есть свои новички, которые дискредитируют традицию и являются, так сказать, плохими представителями. И нет необходимости говорить о превосходстве той или иной традиции, так как Бог у всех сам направляет душу, согласно её желаниями и уровню. Иногда бывает так, что встречаются какие-то переходы из конфессии в конфессию. Если человек начинает только духовный путь, ещё не утвердился в своих ценностях, он может легко попасть под одно влияние, потом под другое влияние. И страху нет, какой-то поиск может быть, пока человек не найдет себя, не найдет для своего уровня, своего понимания. Но по сути дела можно понять, что в основе обоих учений различий нет. То есть есть единый Бог, есть душа, его частица, есть вечный духовный мир и временный материальный мир. И способ перейти в высшую духовную реальность - это очищение души, привязанность к богу.

00:42:25 То есть вот это основные постулаты, по которым, в принципе, наблюдается единство, здесь нет никаких разночтений особенных. Все остальное - это уже какая-то специфика различных традиций. Отличие в том, что Веды ясно описывают духовную личность Бога, чего нет в Библейской традиции. Там о Боге, как о личности очень очень мало что сказано, вот. А Веды описывают именно формы, качества, деяния, огромное количество информации именно об этом, о личности Бога, там описываются типы отношений с Богом. То есть учение о расах, что по отношению к Богу мы можем быть не только рабами, не столько [?] слугами, а также мы можем быть и друзьями, и возлюбленными, и даже в форме, в виде родителей, родительских ролей даже можем брать, когда ребенок, когда Бог перестает видеть младенца, вот. Как вот есть отчасти вот это проявление таких отношений. В этом сюжете дева Мария и младенец Иисус, то есть это не полное соответствие, но тем не менее, когда мирская... так сказать мирская женщина, она играет роль матери по отношению к божьему посланцу, который по большому счету в матери не нуждается, но точно также в Ведах говорится о том, что мы можем выполнять даже роль родителей Бога. Это как такой божественный театр, в котором играются такие разные роли. И есть даже возможность близких отношений, супружеских, таких любовных.

00:43:59 Там очень детально описан сам духовный мир, его структура, детально описан весь процесс от веры до любви. [неразборчиво] люди говорят, вот вера такая у вас, у нас другая вера, то есть вера - это на самом деле это всего лишь начало процесса. Веды говорят, что этот процесс, он многоступенчатый. Сначала идет вера, то есть как бы вложение сердца. Я верю в это направление какое-то. Вера приводит меня в определённое общество людей, с которыми я начинаю общаться. Общаясь с ними, я начинаю вдохновляться, и что-то такое уже делать, какое-то служение Богу уже начинается. В процессе этого служения происходит очищение сердца. Когда моё сердце очищается, я начинаю смотреть уже реальный духовный опыт. Теперь моя вера перерастает в уверенность, потом она уже превращается в некоторый такой вкус, духовную тягу устойчивую к Богу. И в конце концов она превращается в любовь. То есть все вот эти этапы от веры до любви, они очень подробно описываются в ведической литературе. Там описываются пути прямые и косвенные. То есть прямой путь - это путь для тех людей, которые готовы, уже в прошлой жизни они, может быть, проделали предварительную такую работу, очищение. В этой жизни они уже настолько зрелые, что они готовы принять Бога уже полностью, посвятить свою жизнь служению ему не отвлекаясь ни на что другое. Другие люди, которые не готовы к такому шагу, они могут пойти косвенным путем.

00:45:25 То есть там эти два пути называются «нивритимарк». Нивритимарк - это прямой путь, путь отречения от материи и вручения себя Богу. Ну, как правило он для небольшого количества людей, немногие могут идти этим путем. А «авритимарк» - это путь постепенного изживания в себе материальных привязанностей при этом параллельно занимаясь служением Богу. То есть вот эти вот вещи все учитываются, потому что разные люди с разными возможностями. Но чтобы понять вот эти все тонкие вещи, особенно то, что связано с личностью Бога, стипами отношений, учение о расах и так далее, о духовном мире. Для этого сначала необходимо пройти основные принципы, очиститься, пройти через следование заповедям таким как: «не убей», «не кради» и так далее, вот. И это подведет людей к пониманию того, чего... о чем Христос не рассказал, когда сказал, что много чего ещё имею вам сказать, но невозможно первокласснику дать информацию о... из десятого класса, потому что что он там поймет? Ничего не поймет. Сначала надо пройти первый класс, второй класс и так далее. Вот, поэтому существуют разные уровни христианства, разные уровни ведической традиции. И в общем-то мы должны стараться смотреть на это духовное разнообразие глазами духовного знания, то есть стараться понять, что если Господь, он допускает существование таких вот всевозможных разные традиций, путей, значит это для чего-то нужно. Если люди чувствуют себя комфортно в рамках одной традиции и не очень комфортно в рамках другой традиции, нет необходимости их к чему-то там склонять или говорить, что вы там заблудшие овцы, вернитесь в лоно церкви или ещё что-нибудь такое. Уже такие больше политические разговоры, нежели духовные, потому что сердцу невозможно приказать там. Есть своё понятие и существует Господь, который направляет наш путь, если мы хотим придти к нему, то он наставит нас на тот путь, который сейчас для нас является наиболее приемлемы, и следуя своей практике, мы очищаемся, и тогда мы смотрим на других людей не просто по тому внешне к какой традиции они принадлежат, а мы способны оценить их качества. Если кто-то говорит, что он связан с Богом, тогда важны божественные качества и все. Вот если есть божественные качества, то вот это и есть самое главное. То есть дерево судится по плодам.

00:47:50 То есть смысл не в том к чему принадлежим, к какой партии, каким цветом крашены или мазаны, вот, а реально проявляем духовные качества или нет. Если да, то все в порядке, это означает, что процесс работает, это обозначает, что мы связаны с Богом, и, общаясь с Богом, мы развиваем божественные качества. Как говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». Это очень простая вещь для понимания. Поэтому если мы видим в человеке проявления божественной природы, то есть что он терпим, любящий, он понимающий, то в чем проблема? Если он практикует какую-то не ту традицию, какая нам кажется, допустим, более правильной. Если мы видим реальные его качества, значит все в порядке, технология работает. Поэтому если Господь дозволяет существование всевозможных различных вот этих вот путей, тем более и мы должны быть в этом терпимы, и если мы что-то выбрали, то нужно стараться следовать этому процессу наилучшим образом, тогда мы станем хорошими представителями той традиции, которой мы следуем. Вот и это вдохновит как-то других людей также. Вот, если мы просто будем спорить, ругаться, очернять друг друга. Вы такие, вы такие. То это уже не имеет никакого отношения к духовности, это просто политика, кто больше последователей приобретет, а это уже не имеет никакого отношения к духовности, поверьте, потому что духовность - это то, что развивает в человеке именно высшие качества.

00:49:16 Все, на этом мы закончим вот эту вот тему по сравнению христианства и ведической традиции. Там ещё очень много всего, но я думаю, что этими тремя занятиями вполне основные моменты, так сказать, осветили. Теперь если есть какие-то вопросы, пожалуйста.
[Ведущая] Да, вопросы у нас есть. Я зачитаю. Вопрос пришел ещё на прошлой неделе, когда мы только начали разбирать эту лекцию, но в связи со связью нехорошей... Вопрос.
Являясь слушателем вашего радио, прослушал курс лекций «Сокровенное знание», и у меня появился вопрос, имеют ли души родственные связи? Поясню, в земные периоды нашей жизни мы появляемся в определённой семье, то есть имеем родственников: маму, папу, братьев и сестер, как осуществляется и осуществляется ли взаимодействие душ между собой в неземной период их существования.
С Уважением, Валентин Мороз

00:50:17 [Тушкин В.Р.] Э... Последнюю фразу ещё раз зачитайте. Осуществляется ли...
[Ведущая] как осуществляется и осуществляется ли вообще взаимодействие душ между собой в неземной период их существования.
[Тушкин В.Р.] В внеземной или в земной?
[Ведущая] Неземной.
[Тушкин В.Р.] Внеземной?
[Ведущая] Да, у Вас в чате есть эти вопросы.

00:50:39 [Тушкин В.Р.] Угу, значит, взаимодействие между душами естественно осуществляется, потому что... и все мы естественно являемся родственными по одной простой причине, что у нас общий источник. Отец один. Как вот пальцев из одной руки растут, хотя они может быт все разные, в разные стороны смотрят, один больше, другой меньше, они все родственники, они все из одного корня, вот. Так же как ветки дерева из одного корня растут, хотя и в разные стороны смотрят. Точно также все живые существа имеют общий исток, поэтому по большому счету мы все родственники. Почему и называют в разных традициях те же христиане «братья, сестры». В каком смысле братья, сестры. Не в кровном смысле, а в духовном смысле, что мы все дети одного отца, вот. Теперь что касается непосредственно семейных отношений. Да, бывают настолько сильные вот эти вот семейные привязанности между родственниками, что люди настолько привязаны к какой-то определённой семье, что они могут даже поколение за поколением, если они сильно привязаны, рождаться в одной той же самой семье. То есть в строгом смысле слова какой-нибудь внук, который родился после смерти своего дедушки может на самом деле и быть этим самым дедушкой, то есть который через поколение родился, так сказать, в той же самой семье, стал сыном сына своего же сына, вот. То есть существуют вот такие интересные разные связи, и бывает так, что, предположим, что люди очень легко привлекаются друг другу. Вот почему некоторые очень легко становятся друзьями. Вот они только увидели один раз друг друга, и сразу они так друг другу понравились, сразу они так друг друга прекрасно понимают, им друг с другом очень хорошо, понятно. Всё, они становятся друзьями, подругами. А с другими людьми наоборот какая-то даже мы практически толком и человека не знаем, первый раз увидели, но уже какая-то вот почему-то какая-то неосознанная антипатия существует.

00:52:41 Это происходит с связи с тем, что с какими-то людьми мы уже когда-то близко общались, дружили, поэтому мы сейчас в них легко узнаем своих прошлых друзей. А с кем-то может быть мы враждовали в прошлом, и хотя в этой жизни мы человека первый раз видим, но сразу как бы смотрим на него с определённым подозрением. Бывает так, что в рамках одной семьи появляются люди из поколение в поколение. То есть один и тот же муж и жена, они могут только ролями, например, меняться. Если мужчина был очень сильно привязан к женщине, он может получить тело женщины, а женщина наоборот может получить тело мужчины. Одни и те же души просто могут поменяться телами, поменяться ролями, вот. Иногда бывает так, что они были очень сильно привязаны друг к другу, позитивно привязаны, и опять они вместе встретились.

00:53:28 А бывает так, что люди были негативно привязаны, то есть враждовали. Или какие-то там должники, кредиторы, кто-то кому-то не отдал свой долг, помер, и потом эти люди, которые не сумели взыскать свои долги с этих своих должников, они могут родиться детьми в их семье, и те теперь хочешь не хочешь будут им отдавать, как родители отдают детям бескорыстно. То есть существуют такие очень сложные кармические связи, переплетения, которые из поколения в поколение идут, вот. И души сходятся и расходятся. Но при всем при том, они остаются родственниками, но их отношения иногда могут быть легкими, приятными, иногда они могут быть очень проблемными, вот. И особенность вот этих межличностных отношений состоит в том, что все мы в этом мире как-то обусловлены материальной природой, и поэтому отношения наши здесь никогда не будут совершенными, и единственный путь усовершенствовать межличностные отношения, это когда мы становимся чище, когда мы становимся ближе к Богу, тогда мы обретаем изначальные качества души, и тогда общение между нами становится воистину любящими и родственными. Потому что бывают такие родственники, что не дай Бог. Порой с ними сложнее общаться, чем с людьми даже которые не являются с нами родственниками. В истинном смысле родство обозначает любовь. А любовь обозначает всегда определённую жертву, способность что-то отдать тому кого любишь, какое-то служение ради него, вот. И сама духовная практика, она делает людей именно вот такими чистыми, мягкими, бескорыстными, идеальными родственниками. Вот с такими родственниками очень легко и приятно общаться, и мы можем сами такими стать, тогда вот это вот духовное родство, оно будет ощущаться относительно лучше. Вот так бы я ответил на этот вопрос.

00:55:23 [Ведущая] Я зачитаю второй вопрос.
Василий Рюрикович, когда и в связи с чем в христианстве сложилась традиция воздержания во время поста не только от мясной, но и от молочной пищи.
С Уважением, Анастасия
[Тушкин В.Р.] М... Ну этот вопрос конечно же лучше адресовать адептам христианства, потому что я не могу конечно же называть точно каких-то там дат и причин, почему и когда. Единственное что можно сказать в целом, что молоко - это... хотя это благостный продукт, вот, тем не менее там много так сказать белка и для практики аскезы, для практики воздержания вот этот вот белок, он сам по себе не очень хорош. Поэтому на время когда люди совершают какие-то такие знаете бывают, ну периодические, сезонные, скажем так, аскезы для того, чтобы ум легко контролировался, для того, чтобы никакие там желания не беспокоили нас, стараются менять, так сказать, характер диеты. Ну, мясо там понятно - это больше из гуны невежества. Молоко - это пища благостная само по себе, вот. Но если, так сказать, переусердствовать и слишком много всего этого, то это тоже может дать, так сказать, иногда не очень хорошие плоды. Поэтому на какое-то время, на какое-то время, я могу предположить, что от этой пищи тоже могут люди отказываться, так сказать, чтобы слишком, так сказать, не генерировалось, например, ну в теле мужчины та же самая семя, шукра, будет выделяться, если очень много молочной пищи самой по себе потреблять [?] Поэтому на время аскезы могу допустить, что от этого тоже воздерживались, но уж там детали, когда именно конкретно - это уже надо у христиан спрашивать.

00:57:32 [Ведущая] Угу, вот здесь вот ещё одно пояснение, я так понимаю к первому вопросу пришло.
Узнают ли души себя в неземной период жизни. Могу я встретить души моих родителей?
[Тушкин В.Р.] В принципе такое не исключено, но все дело в том, что души могут быть в разном состоянии. Возможно, что души уже получили воплощение. Если родители умерли достаточно давно, предположим, то они уже наверняка получили какое-то воплощение, и в этом состоянии их трудно узнать. Бывает так, что перерывы между воплощениями достаточно большие, вот. И в этой ситуации такая встреча в принципе возможна, вот. Нужно понять, что вот эти все наши отношения, когда нас вводят с какими-то существами, либо там разводят, всеми этими отношениями занимается и контролирует Параматман, то есть Бог сердца. Он источник знания, памяти, забвения, и по его милости мы можем кого-то узнать или наоборот, не узнать. Вот поэтому если есть такое желание, необходимо обращаться к Господу, чтобы он дал нам эту встречу. Хотя на самом деле попытки вернуться в прошлое, они не очень одобряются в Ведах. Потому что все отношения: мать, отец, дочь, сын и так далее; они являются в общем-то временными, потому что в строгом смысле слова мы не можем, души не могут быть друг другу родителями или детьми. Это тела, в телах в определённых мы играем эти роли. Кто старше, они играют, занимают роль родителей, те, кто младше, они занимают роль детей. Но не душа порождает душу, тело в одно... так сказать... одно тело порождает другое, вот. А души, они, как бы сказать, они бессмертны, поэтому вот эти все роли родителей, детей - это взаимоотношения телесные, взаимоотношения телесные. А когда тела уже уходят, то теперь мы эти души, как бы, и не узнать, потому что мы своих родителей как души-то никогда не видели. Мы привыкли к ним как к телам. Что вот это вот мой отец или моя мать, или мы видели так-то так-то. Но это тело уже давно сгнило в земле или сгорело в крематории, его уже нет, вот. А как выглядит сама душа, мы можем не узнать.

00:59:53 Конечно, Господь, так сказать, как Параматман, может придать этому существу такой облик, который знаком для нас. Я могу кого-то там знать или каким-то другим вот качеством, вот. Но в целом Веды не особенно рекомендуют погружаться в прошлое, во все эти прошлые отношения, потому что сама по себе динамика жизни, она двигает на вперед. Какие-то родители у нас были в этой жизни, какие-то в позапрошлой, какие-то будут в будущем. Суть не в этом, суть не во всех этих меняющихся отношениях. Суть в том, чтобы найти того, с кем возможны вечные отношения, уже неизменные, кто не может ни умереть, ничего. С кем возможна вечная любовь, это отношения с Богом, вот. И он нам уже, как говорится, вечный родитель, и нас с ним могут быть такие непрерывные отношения, которые не разрываются смертью. Вот это как бы более предпочтительная программа. Еще какие-то вопросы?

01:00:46 [Ведущая] Еще вопрос пришел, но я так на память помню, то что вы уже отвечали на него, но повторим.
Пожалуйста, Василий Рюриквич, если вам не трудно, выскажите своё мнение об учении «Живая Этика», ваши отношения и трактовка через призму ведического знания.
[Тушкин В.Р.] Насколько я знаком с учением «живой этики», это учение является самокритическим, то есть в нём собраны различные элементы всевозможных разных традиций. Елена Ивановна Рерих, она общалась с разными людьми, вот, долгое время жила в Индии. И там есть и элементы карма-йоги, то есть такой благой деятельности, которая приближает человека к Богу. Там есть элементы дхьяна-йоги, то есть понимания своей вечной духовной природы, отличной от внешнего физического тела, вот. Там есть какое-то такое общее понятие об абсолюте, но там конечно всё это как-то немножко абстрактно, то есть в виде какого-то света, сияния абсолюта, вот, стремления к этому свету, стремления вверх, определённая практика развития в себе каких-то добродетельных качеств. То есть это все позитивные такие как бы моменты, единственное, чего я там не заметил, хотя, честно говоря, давно читал эту серию книг, это уже лет там двадцать назад, если не больше. Вот, чего я там не заметил, это я не заметил как-то такого ярко выраженного элемента Бхакти. То есть именно любви к личности Бога. То есть о личностных представлениях о Боге там по-моему нет. По меньшей мере я не замечал этого, как-то так это все неявно. И вот в этом конечно достаточно сильное отличие от ведической традиции. Потому что Веды они так как бы ведут человека, что начинается от Кармы, более грубая форма деятельности, потом дхьяна, более тонкая форма деятельности, потом йога, в её таком более мистическом варианте, и как бы вершиной всего является раскрытие как бы уже души, Бхакти. Вот, то есть можно сказать, что дхьяна-йога, ой... агни-йога, она имеет в себе какие-то такие элементы основные четырех йог, которые объясняются в Бхагвад-Гите, карма-йога, дхьяна-йога, аштанга-йога и бхакти-йога.

01:03:11 Вот, но поскольку так сказать создано, ну человеком, скажем так, Еленой Рерих, то там есть хочешь не хочешь определённые какие-то несовершенства. Потому что всё, что делает человек, оно всегда немного несовершенно. Вот, для меня эти идеи были привлекательны в своё время, то есть благодаря этой системе кое что оттуда почерпнул. Читал некоторые вещи оттуда. Но поскольку меня как бы привлекала всегда такая критика четкая, то есть мне хотелось четко знать, что к чему, вот, то я продолжил свой поиск, и когда уже пришел к ведам, к первоисточникам, то я увидел как вот эти вот все идеи, они конкретно оформились. Ну то есть мне лично в системе агни-йоги не хватало именно конкретики, то есть мне казалось, что там слишком как-то все уж больно обще, размыто. А я человек как бы такой конкретный, и мне хотелось все таки знать что к чему, конкретно что делать-то, вот. И я как бы пошел именно по пути более такого личностного подхода, когда обнаружил понятие о личности Бога, возможности служения ему, вот тут, так сказать, я уже понял, что это мое. Вот такой мой краткий комментарий на эту тему.

01:04:23 [Ведущая] Еще один вопрос и очень интерсный на мой взгляд.
Являюсь вегетарианской двадцать лет, на прошлой неделе пришлось удалить в пищевые отходы два комнатных растения, так как уже нет места в квартире. Вырывая корни из горшка, чувствовала себя убийцей, скажите, может ли этот акт повлечь за собой греховные реакции? И каким образом лучше удалять лишние комнатные растения? Большое спасибо. Наталья.
[Тушкин В.Р.] Э... Я немного не понял контекст, то есть что там так много растений в квартире, что пришлось удалять или что?
[Ведущая] Ну, может быть квартира не сильно большая, а два комнатных растения разрослись настолько сильно, что уже просто не было места.

01:05:04 [Тушкин В.Р.] Ну, я не знаю всех деталей. Э... если нет возможности это растение куда-то там отдать или пересадить в какую-то, так сказать, почву или в какой-то там ботанический сад отнести, ну, иногда, я уже говорил, что насилия в этом мире полностью не избежать. Потому что в конце концов даже вегетарианцы, они тоже едят тела других живых существ. Это ведический афоризм, «дживо дживаси дживана» - «одно живое существо ест другое живое существо». Даже вегетарианцы, мы едим моркову, картошку, всё это тела других живых существ, вот. Но совершенно очевидно, что реакции за убийство растений, они не такие серьезные, как за убийство животных. Потому что сознание живых существ в телах растений, оно более сужено, и поэтому они не чувствуют такой сильно боли, как животные. Да, это как бы такой конечно же вынужденный акт насилия, который с одной стороны не самый лучший, но порой мы вынуждены идти на какие-то такие вынужденные вещи, вот. И это... я думаю, что это не является стандартной практикой, поэтому поэтому случаю не стоит может быть так особенно укоряться, убиваться. Мне тоже не по себе, когда, допустим, я приезжаю на дачу, мать просит что-то там помочь, и она говорит: «Вот нужно там обрезать какие-то ветки такие». Я говорю: «Мам, давай я чего-нибудь у тебя лучше выкопаю, вскопаю, ветки растений я резать не буду», - вот, потому что мне неловко у живого растения, у какой-нибудь яблони, у какого-нибудь куста обрезать все эти ветки.

01:06:32 Вот, поэтому иногда конечно когда уже... больше, скажем так, сочувствия, что ли, сострадания должно быть проявлено к человеку, вот, тут уж приходится жертвовать чем-то другим, вот. Ну, нужно просто стараться планировать или прогнозировать свою деятельность. То есть если уж что-то сажаете, то значит это растение имеет тенденцию разрастаться, и на каком-то этапе может быть когда это не слишком поздно куда-то нужно его там отдать или высадить или ещё что-то такое. Но в целом не стоит так сильно огорчаться по этому поводу, просто на будущее необходимо учесть, и уже действовать так, чтобы не приходилось так вот поступать.

01:07:12 [Ведущая] Ещё один вопрос к нам пришел на почту.
Здравствуйте, вы упомянули, что в писаниях говорится о судном дне и в том, что люди...
[Тушкин В.Р.] Что-то пропадает звук, не очень хорошо слышу. Еще раз
[Ведущая] Вы упомянули, что в писаниях говорится о судном дне и о том, что люди будут петь песнь, которая им поможет. Могли бы Вы более подробно рассказать, что это за песнь, и есть ли текст её в писаниях. Спасибо.

01:07:40 [Тушкин В.Р.] Угу, угу. А... В Библии конкретно не говорится, какая это песня, там сказано, что там будут какие-то сто сорок четыре тысячи избранных, которые будут вот какими-то особыми печатями на лбу, петь песню, которая неизвестна всем остальным. Вот. В Ведах чуть-чуть более подробно всё это изложено, там сказано, что... есть такое описание ведическое, называется Бриханарадия Пурана, и там сказано, что в нынешний век, в нашу эпоху Калиюгу, нет другого пути, и нет другого пути, и нет другого пути. Три раза повторяется. Кроме воспевания святого имени Бога, воспевания святого имени Бога, святого имени Бога.
[Ведущая] Спасибо, что продолжаете слушать аюрведа радио, оставайтесь с нами.

транскрибирование записи - txt@audioveda.ru

транскрибирование: Михаил Доронин | 06 October 2011