§1050 Христианство – это Брахма-вада
Преданный: А вот христиане, у них есть представления о ревнивом, мстительном Боге. Он не в силах терпеть, когда поклоняются кому-то другому, кроме Него.
Шридхар Махарадж: Да, это хорошо, в этой степени это приемлемое явление. Адам и Ева были шаранагата, предавшимися душами, и они попробовали плод древа познания, но речь идет о эгоистическом интересе, это и был плод. Они пали и вынуждены были вести жизнь труда. До этого, когда они были преданными, у них не было трудностей в жизни.
Затем речь идет о конкретике, частностях: какими будут характеристики этого Бога, в какой расе мы будем общаться с Ним. Однажды некие христианские священники задали Прабхупаде вопрос: «В христианстве также присутствует мадхурья-раса. В средние века в христианской среде существовала традиция рассматривать Христа как мистического жениха, и существует также соответствующая притча. Христос рассматривается как мистический жених, поэтому мадхурья-раса, раса супружества, также присутствует в христианстве», — заявили священники.
Но Прабхупад ответил: «Речь идет о сыне Бога, о Его Преданном, нечто в этом роде, но не о Боге. Ваша концепция Бога — это концепция Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа. Сын означает Гуру, спаситель. Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух. Дух, возможно, занимает высочайшее положение, и если так, тогда вся христианская концепция — это нечто вроде Брахмавады, нирвишеша, вы понимаете? Бог как дух, Бог как дух и как сын, то есть гуру, и если Бог — это дух, возможно, Он занимает высочайшее положение, превосходящее концепцию отца и сына, гуру. Тогда христианство — это нечто вроде идеи нирвишеша-брахмана. Когда мы говорим о христианской Троице.
Мне рассказывали, в Германии однажды был поставлен спектакль, в рамках которого публике показывали образ Бога. На некоем балконе находилась фигура, человек-бог, так сказать, который был очень серьезен, суров, с седой бородой, и Он распоряжался с этого балкона в рамках спектакля. Так они Его демонстрируют. Супружество отсутствуют в христианстве. Речь идет лишь об отцовстве, о Боге-отце, и они изображают Его как старца с седой бородой.
Но с точки зрения расы, ананды, экстаза, Бог должен быть центром всех различных рас, центром супружества и сыновства. Родители также являются слугами, все ими являются, Он должен находиться в центре. Речь не идёт о каком-то крайнем проявлении Целого, Он должен находиться в центре. Концепция здесь такова: Бог находится в центре. Из всех поисков расы — это верховный поиск, и интенсивность расы следует принимать в расчет. Бог должен находиться в центре всех рас. Ананда, раса, жизненная полнота, насыщение, очарование, или красота — это самое драгоценное явление, которое только можно обнаружить. И когда речь идет о полноте такой расы высочайшего типа, именно это явление следует рассматривать как высочайший Абсолют, который способен привлечь всех не своей мощью, силой, но своим очарованием.
Кришна — это Центр привлекательности, и это явление следует рассматривать как высочайшее существование, влечение. Он привлекает красотой, любовью, очарованием, великодушием, а не действует силой. Если присутствует насилие, тогда нет свободы. Полнота свободы необходима, чтобы привлекать их и это возможно лишь благодаря красоте. Все расы представлены в Нём. Таким образом мы должны приближаться к Центру, и когда мы приближаемся, этот Центр предстаёт как Кришна. Насколько это сладостно и воодушевляющее...