Вера под влиянием гун материальной природы

vedaradio.fm - 12 July 2024
Бхагавад-Гита 17.3 Три гуны материальной природы. Вера - это самая большая движущая сила. Состояние активности/пассивности ума и разума под влиянием гун. Три Высших Живых Существа, которые отвечают за влияние гун материальной природы. Вера под влиянием гун материальной природы. Каждая гуна даёт человеку свой элемент так называемого счастья. Мистический аспект веры. Ответы на вопросы: как правильно выходить за рамки благости и как правильно это делать? Как быть духовно практикующему человеку во время затуманенности из-за болезни, препаратов? Какой шанс у человека возвыситься, если он сам не может выбраться из невежества? Что делать, если сильные желания, а энергии нет?
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 0
длительность: 01:11:21 | качество: mp3 48kB/s 24 Mb | прослушано: 17 | скачано: 24 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Ведущая: Доброго вечера пятницы. Мы рады приветствовать всех, кто проводит его вместе с нами на интернет волне Веда-радио. Меня зовут Анна. И сегодня после долгого перерыва вновь с нами на связи дорогой друг нашего проекта и, наверное, самый постоянный лектор прямых эфиров Гуна Манджари - психолог, астролог, автор книг для женщин, давно и глубоко духовно практикующий человек.
Наша сегодняшняя тема - это мистический аспект веры. Дорогие слушатели! Мы приглашаем и Вас присоединиться к нашей беседе. Пожалуйста, для этого оставляйте свои вопросы и комментарии на сайте Веда-Радио точка fm или присылайте нам в ватсапе и вайбере по номеру телефона +7 (900) 239-09-63.
А я приветствую нашу гостю. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:55 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:01:00 Ведущая: Очень радостно слышать вас вновь. И сегодня такая тема, на которую, я даже не знаю, куда пойдёт наше повествование. Мистический аспект веры - это очень интригующе. Поэтому с нетерпением передаю Вам слово, чтобы узнать, что же это за аспект такой.

00:01:17 Гуна Манджари: Да, спасибо большое за приглашение. Тоже очень рада нашей встречи, и спустя долгое время, но тем не менее, время не стоит на месте и, наверное, много всяких реализаций, всякого продвижения случилось за этот период времени.
И сегодня мы также поговорим о том, что, наверное, самое важное в жизни человека - куда направлено его сознание, то есть это означает его вера. И мы по традиции обратимся к Бхагавад-Гите - это ведическое писание, которое содержит в себе суть Вед. Это произведение, что необходимо знать для совершенства человеческой жизни, которое даётся Верховной Личностью Бога - Бхагавад-Гита.

00:02:46 И здесь объясняется относительно веры. В 17 главе текст 3-й Господь говорит: “О потомок Бхараты, находясь под преобладающим влиянием одной из материальных гун, живое существо приобретает соответствующий тип веры. Говорится, что характер его веры определяется тем, какие гуны на него влияют”.

Три гуны материальной природы – благость (саттва), страсть (раджас), невежество (тамас)

00:03:17 И два слова скажу о гунах. Гуны - это качество материальной природы. В соответствии с познанием мира, которые дают Веды, существуют три энергии, которые влияют на нас в материальном мире - это благость, страсть, невежество.

00:03:39 И всё находится здесь, то есть в этом мире всё находится под влиянием этих трёх сил. Чтобы было более понятно представление, то есть гуны всегда влияют на все аспекты нашей жизни. Но их влияние в большинстве своём - это смешанное влияние, то есть на нас влияют немножко та гуна, немножко эта, либо разные их комбинации. Поэтому эти три составляющие проявляются в бесчисленных вариациях характеров, вкусов, ситуаций.
То есть это всё те же три составляющие, но так как мы видим большое разнообразие в мире, в котором мы живём, нам кажется мир очень таким цветистым, разнообразным, много всего, просто кажется бесконечно много всего, но это всего эти три энергии.

00:04:50 Но комбинации этих трёх энергий создают всё это бесчисленное разнообразие. Но в основе всего лишь три, но бесконечная вариация создаётся вот этими тремя их сочетаниями, различными процентами той или иной гуны.

00:05:18 И также здесь Создателем этого всего говорится о том, что наша вера – это вот я верю, во что я хочу верить. Это не совсем так, это и так, и не так одновременно. Мы будем всё равно обусловлены тем влиянием, в котором мы находимся.

00:05:48 И здесь https://vedabase.io/ru/library/bg/17/3/ говорится в комментариях [Шрилы Прабхупады], что “Каждый человек, кем бы он ни был, во что- то верит. Но в зависимости от природы человека его вера может относиться к гуне благости, страсти или невежества. И вера, в свою очередь, определяет круг его общения. На самом деле каждое живое существо, как было сказано в пятнадцатой главе, по природе своей является крошечной частицей Верховного Господа. Поэтому изначально все души находятся вне влияния гун материальной природы. Однако, когда живое существо забывает о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога и, приходя в соприкосновение с материальной природой, начинает обусловленное существование, оно само определяет своё положение в этом мире, отдавая предпочтение тому или иному сочетанию материальных гун. В результате у него формируется искусственная, материальная вера и начинается его искусственная, материальная жизнь.”

00:07:02 Вот так смотрят Веды. Если посмотреть таким глобальным взглядом на нашу жизнь, с высоты нашей истинной природы, то так можно увидеть всё, чем обуславливается наше представление здесь, в этом мире. Всё разнообразие наших представлений связано только с тем, под влиянием какой энергии мы находимся. Нам кажется, что “это вот моё мнение”, “я так считаю”. Но на самом деле это та энергия, под которой мы находимся, она нас таким образом располагает и даёт нам вот такие представления, мысли, чувства. И наша свобода проявляется лишь только в том, что мы выберем.

Гуна невежества (тамас гуна)

00:08:05 То есть, допустим, если мы выбираем гуну невежества, то вера под влиянием этой гуны, этой энергии природы, будет определяться таким образом, что мы будем находиться в состоянии постоянного страха, в состоянии непроявленности особого сознания, такое полусонное состояние, определяется такая тупость, замедленность, заторможенность, леность, не острота сознания. Человек вообще не понимает, где хорошо, где плохо, такой, как бомж, можно сказать, в таком его совершенно затуманенном сознании, под влиянием каких-то веществ ещё. Вот такое сознание.

00:09:09 И не то, что человек, он так считает, он так думает. Нет. На него влияет эта гуна, эта энергия. И он вынужден именно так действовать. То есть не так, что я себе выбираю стиль жизни, стиль действия. Я, допустим, себе хозяин, хочу - лежу весь день и ничего не делаю - я ленюсь - я так себе выбрал. Но на самом деле это не совсем так. То есть я просто попал под влияние гуны невежества, и она меня заставляет действовать подобным образом. Даже тут мы не совсем себе хозяин, хотя нам кажется, что это я хочу и ничего не делаю. Это не совсем так. То есть не то, что ты хочешь, а так получается. Так тебя заставляют ничего не делать. И если это очень такое глубокое погружение, то человек может быть и хотел бы действовать, но он не может. То есть у него эти волевые аспекты, они полностью атрофируются под влиянием гуны невежества.

Гуна страсти (раджас гуна)

00:10:28 Также у нас есть и другая гуна - это гуна страсти. Допустим, под влиянием этой гуны возникает уже желание действовать. Это осознанность более проявлена. Если под влиянием невежества оно совершенно в таком притуплённом состоянии, то есть на уровне животного, растения, то под влиянием гуны страсти там уже более такой человеческий уровень проявлен.

00:11:08 То есть, по большому счёту, в Бхагавад-Гите говорится о том, что гуна страсти является таким трансфером, транспортом между страстью и между невежеством и благостью. Она нужна для того, чтобы человек выбрался из невежества и добрался до благости. Сама по себе эта гуна - это такой переходной этап.

00:11:35 Находясь под влиянием гуны страсти, человек (само название этой энергии говорит за себя) испытывает много желаний, много энергии, ему хочется двигаться, ему хочется делать, он должен быть всё время в движении, должны быть всё время меняющиеся картинки перед глазами, пейзажи, люди, всё должно меняться. Всё должно двигаться, должно быть много всего. То есть эта гуна характеризуется таким разнообразием желаний, очень сильные желания возникают. Само название "страсть" говорит за себя. Много желаний, импульсов, амбиций - много всего человек хочет достичь, им движет вот такая энергетическая, энергичная составляющая. Действительно люди под влиянием страсти достигают много всего. Недаром она называется на санскрите раджас гуна.

00:12:45 Также "раджами" называли и царей, потому что это личности, наделённые наиболее этой гуной. Она такая, когда человек может позволить себе реализацию самого большого количества желаний, которые возможны в человеческой форме жизни. То есть когда он - царь, и у него много амбиций, у него много вот этой страсти. Такая яркая очень гуна. Тогда как гуна невежества называется тамас. Русское слово "тьма" от санскритского слова "тамас" происходит" – "во тьме". То есть она хороша для того, чтобы спать, погружаться в такой сон.

Вера - это самая большая движущая сила

00:13:46 Но раджас - это уже такое пробуждение, импульс к действию. И человек очень много достигает в этом, находясь под влиянием этой гуны. И его вера также будет под влиянием этой гуны страсти. То есть когда человеку будет казаться, что всё, что у меня есть, я добыл своими руками, что только действуя, действуя я могу достичь этого всего. В общем очень большой импульс к действию, что всё зависит только от меня, что нет ничего выше моих возможностей, моей решимости. То есть очень большая вера в свои силы, в свой успех.

00:14:39 И это, по сути своей, действительно, человек под влиянием этой гуны может достигать многого, потому что вера - это самая большая движущая сила.

00:15:00 И в зависимости от того, во что мы верим, насколько мы верим, мы будем достигать тех или иных высот или уровней. И, действительно, люди, находящиеся под влиянием гуны страсти, они способны достигать очень многого, во всяком случае в материальном мире, потому что у них есть большая мотивация, большой импульс, связь с этой энергичной гуной страсти.

00:15:35 И, естественно, это даёт им и веру в эти вещи. И так как они верят в то, что при помощи своей энергии, своих сил они могут добиться очень многого, они действительно могут добиться этого, потому что есть вера в это и есть импульс к этому, так как это всё находится под влиянием гуны страсти, которая сама по себе очень энергичная такая.

Состояние активности ума и разума под влиянием гун

00:16:06 Если говорить о стихиях, то это связано со стихией огня. Огонь - это такая мощная, пробивная сила. И люди достигают, находящиеся в этом, под влиянием энергии гуны страсти, они достигают очень многого. То есть это движущая сила, потому что сама по себе гуна страсти, она очень активна. Тогда как две другие гуны достаточно пассивны. То есть пассивна гуна невежества. И гуна благости тоже пассивна, но в другом плане. То есть человек, который в гуне благости находится, у него активен разум и более пассивен ум. Тогда как у человека под влиянием гуны невежества пассивен разум и пассивен ум.

00:17:03 Человек, который находится под влиянием страсти, у него всё активно. И он достигает высшего, то есть он достигает многого в материальном мире. И, казалось бы, хорошо, классно, всё достигаем. Но проблема в том, что гуна страсти сама по себе она не является самодостаточной. Она не независима и обладает природой огня. Огонь гаснет сам по себе. И поэтому, когда огонь гаснет, то воцаряется тьма, воцаряется тамас. И поэтому, гуна страсти сама по себе ничем не подпитанная, она обязательно вваливается в гуну невежества. И поэтому человек может поддерживать себя на достаточно высоком уровне, если он к гуне страсти подключает гуну благости, то тогда да, есть поддержание определённое.

Гуна благости отвечает за поддержание
Гуны страсти отвечает за творение
Гуна невежества отвечает за разрушение

00:18:15 Потому что гуна благости отвечает за поддержание, гуна страсти отвечает за творение и гуна невежества отвечает за разрушение. Недаром за неё отвечает Господь Шива в пантеоне Полубогов и даже выше Полубогов, то есть Высших Живых Существ, которые наделены властью от Верховной Личности Бога поддерживать здесь все процессы в материальном мире.

00:00:00 Потому что слово "космос", допустим, с греческого переводится как "порядок". Тут есть определённый порядок вещей - есть сутки, закаты, восходы, какие-то процессы в природе происходят, процессы происходят в человеческом теле. То есть оно само собой ничего не происходит, не случается, мы это знаем в своей жизни.

00:19:20 То есть, если мы дома не наводим порядок, если мы не поддерживаем свою жизнь и даже самих себя, свой какой-то быт, оно всё приходит в разрушение. Всё нуждается в разумном таком подходе, то есть в разумном начале. Природа сама по себе находится в неразумном, она стремится к разрушению.

Три Высших Живых Существа, которые отвечают за влияние гун материальной природы

00:19:50 Тоже самое в этом мире. Есть три также Высших Живых Существа, которые отвечают за влияние вот этих энергий. За влияние невежества - Господь Шива отвечает. И поэтому говорится в Ведах, что когда начинается разрушение этого материального творения, то Господь Шива начинает свой танец разрушения, то есть Он активизирует влияние гуны невежества, и Он выходит, как говорится, на сцену и начинается разрушение - "пралайя" называется на санскрите.

00:20:40 За творение отвечает Господь Брахма. Он - конструктор этого мира, вторичный его Создатель. То есть Он разработал все тела, которые мы видим, все процессы, которые происходят. То есть это всё создано Высшим Разумом - Разумом, который превосходит человеческий -это Господь Брахма. И Он отвечает за творение, то есть отвечает за творение и за гуну страсти. То есть этот изначальный импульс исходит от Него.

00:21:25 И поддержанием занимается Вишну. То есть Он также является Всевышним. И самое сложное – это всё поддерживать. То есть легко начинать вещи, ещё проще всё заканчивать, но сложнее всего поддерживать. Для этого нужна гуна благости. И вот гуна страсти, она, если нет влияния благости, если нет поддержания, то есть, как огонь, сжигает всё дотла.

00:22:11 Также и под влиянием гуны страсти: она сама себя испепеляет, она себя разрушает. И поэтому можно видеть, как человек, находясь под влиянием гуны страсти, он чего-то достигает, достигает, бегает в этом мире, пытается достичь каких-то вершин, у него много амбиций, у него много, как говорится, пороха, и в конце концов он устаёт, выгорает. И потом такие фазы начинаются, совершенная такая пассивность, истощённость, либо он должен себя какими-то поддерживать интоксикациями для того, чтобы прийти в себя. И это и есть это влияние невежества, потому что интоксикации находятся под влиянием тамаса. Он не выдерживает, он просто скатывается в это невежество. Это просто такая динамика: то есть обязательно много страсти, много этого всего движения, движняка, он обязательно скатится вот в такое пассивное, обесточенное состояние, то есть человек не чувствует уже никаких сил. Это непременно происходит: когда есть такое мощное влияние страсти, обязательно придёт невежество после этого, если страсть не поддерживается благостью.

Вера под влиянием гун материальной природы

00:23:50 И вера в гуне страсти, как мы уже говорили - это вера в собственные силы, это вера в прогресс человечества, в науку, в какие-то достижения, то есть всё, что я делаю своими руками, всё своё счастье я добываю своими руками, то есть вера в свои силы. Что неплохо, но это обязательно должно быть поддержано влиянием гуны благости.

00:24:22 И вера во влиянии гуны благости, сама гуна благости, она определяется как знания. То есть говорится, что под влиянием гуны благости все врата тела освещены знанием, есть понимание, мудрость. И это знание не просто такого теоретического плана, то есть информативного плана, что хочу всё знать, что не человек, а такая ходячая энциклопедия, и о том он знает, и о том он знает, все проценты, все метры/километры. То есть эта информированность больше относится к гуне страсти. Знания, если мы говорим о таком аспекте гуны благости - это осознанность, то есть такая внутренняя осознанность - человек не просто информацией заряжен, он ещё обладает реализованным знанием. То есть это знание оно реализовано именно практикой. И не просто знания о том, как заработать деньги, а знания о знании, знания о высшем аспекте человеческой жизни. Не просто как гуна страсти: бежим - куда бежим не знаем - прибежим–разберёмся.

00:26:00 Гуна благости как раз определяет, что человек задаёт такие экзистенциальные вопросы: "куда?", "зачем?", вопросы смысла, осмысленности нашего существования как раз связаны с гуной благости. То есть, если гуна страсти - это просто движение, это просто сама динамика, то благость уже такую осмысленность подразумевает, отвечая на вопросы "зачем?".

00:26:39 Поэтому вера под влиянием гуны благости как раз наиболее просвещённая, просветлённая. То есть уже на человека не так влияет материя, как она влияет на человека под влиянием невежества. Под влиянием невежества материя влияет больше всего - человек как в коконе таком находится, как зерно находится в таком стручке или в семечке, и находится под землёй.

00:27:26 То страсть - это уже более такое лёгкое покрытие. Человек уже больше может видеть вещи такими, какими они есть, потому что под влиянием невежества человек слеп. Под влиянием страсти, там уже какая-то острота, осознание больше проявляется, потому что там же влияние энергии огня. Огонь даёт такое более острое видение, но тоже иллюзия есть, присутствует.

00:27:55 То, когда человек находится под влиянием гуны благости - это наиболее ясное видение. Человек может видеть вещи такими, какими они есть. Как мы говорили, что гуна благости характеризуется знанием. Человек менее всего подвержен влиянию материи, влиянию каких-то импульсов, влиянию каких-то субъективных вещей. Человек более всего объективен под влиянием гуны благости. И вера такого человека, вернее вера под влиянием благости, будет наиболее объективная и наиболее отражать суть вещей. То есть суть того, что/чем или кто/кем является на самом деле. И, конечно, высшая вера, она даже превосходит гуну благости. То есть материальная гуна благости - это тоже очень хорошо, она также является переходной платформой, с которой мы можем перейти на духовную трансцендентную благость, которая не находится под влиянием материальных вообще условий. Но для этого нам важна эта материальная гуна благости также.

00:29:35 То есть благость характеризуется чистотой, порядком определённым, знанием. Потому что человек не может просто откуда-то из такого тёмного колодца своего существования, из каких-то грязных привычек, из совершенно невероятных условий жизни перейти сразу в духовную сферу. Нужно немножечко очистить свою жизнь, перейти под влияние гуны благости. То есть из невежества нужно перейти в страсть. Если человек вообще ничего не хочет, он просто пассивен и совершенно никуда не направлен, то хотя бы ему нужно какие-то амбиции, желания на развитие пробудить в себе. После этого он может уже осознать: вот я всё бегу, бегу, а куда же мне? Куда же я бегу? Для чего я трачу свои силы?

00:30:44 И тогда гуна благости просыпается, пробуждается, есть запрос к ней. И в таком ключе человек начинает задавать себе осознанные вопросы и получает осознанные ответы. И таким образом его вера наиболее ведущая его к освобождению от определённых рамок и страданий, он развивается и поднимается, и может выйти из-под влияния материи, получив освобождение от тюрьмы материального существования. И говорится, что счастье возможно только под влиянием гуны благости.

Каждая гуна даёт человеку свой элемент так называемого счастья

00:31:45 И на самом деле все гуны, дают человеку какой-то элемент так называемого счастья. Счастье в гуне невежества - есть такое выражение: "Невежество - есть блаженство", то есть когда просто наполнено брюхо, и человек может просто спать бесконечно, наесться и заснуть. Ну, это такое животное существование.

00:32:20 Счастье в гуне страсти - это когда человек достигает своих целей, он бежит к каким-то своим намеченным рубежам, их достигает, а потом он чувствует опустошение, когда всё достигнуто. Как бывает среди богатых, состоятельных людей или их детей: когда у них всё есть, они заканчивают жизнь самоубийством, потому что непонятно к чему стремится, такое опустошение наступает. То есть это как бы апогей гуны страсти, не подкреплённый благостью, ведёт к невежеству, к саморазрушению, к разрушению себя в своей жизни.

00:33:10 Влияние гуны благости помогает подняться на трансцендентный уровень, на трансцендентную благость. Когда человек достигает счастья, и человек находит самое, скажем так, постоянное счастье, постоянную стабильность, выражение такое само себя подтверждающее, то есть стабильность даёт благость. И также это влияние этой энергии даёт стабильное счастье. То есть более или менее стабильности можно достичь в благости, и высшей стабильности, высшего счастья можно достичь, перейдя в высшую трансцендентную благость.

00:34:10 Об этом и речь в Бхагавад-Гите. И это будет обуславливать нашу веру. То есть в зависимости от того, под влиянием какой энергии мы находимся, та и вера у нас будет. То есть это не так, что я хочу верить в это - и я верю в это, или я хочу верить в другое - и я верю в другое. Нам кажется, что это как бы мы хотим так, но так нас обуславливают, так на нас влияют гуны материальной природы.

00:34:44 Наша свобода только в том, чтобы делать выбор под каким влиянием я хочу находиться. И тут проявляется наше желание. Но наше желание проявляется не просто в том, что мы сидим и желаем. То есть желание, оно проявляется в действии. И когда я начинаю действовать определённым образом, то тогда мы и обретаем, получаем веру определённого образа, веру определённого плана.

Мистический аспект веры

00:36:20 И от веры зависит тот уровень счастья, который мы будем испытывать. И в этом её мистический аспект, что вера - это не просто такое умозрительное состояние ума, то есть я верю в одно, вы верите в другое, каждый из нас во что-то верит или не верит. И здесь мы читаем в Бхагавад-Гите, что вера - это априори для каждого человека, неотъемлемая его характеристика, потому что каждый человек, кем бы он ни был, во что-то верит.

00:36:01 Без веры мы не можем и шагу ступить, это то, что нас окружает то, во что мы погружены ежесекундно. Нам кажется, нам может казаться, что вера, само слово "вера" носит такой некий религиозный аспект. Но вера по сути своей обладает гораздо большим диапазоном, то есть она включает в себя всё. И когда у человека заболевает аспект веры, мы можем это видеть, к сожалению, это проявляется, особенно в наше время - заболевший аспект веры, он может проявиться на физическом плане. Это проявляется, к сожалению, все об этом слышали, как болезнь Альцгеймера, когда у человека теряется вера в обычные вещи, он сомневается в обычных бытовых вещах. Он сомневается: кто он, где он живёт, кто его близкие, как открываются двери, как закрываются двери. Это, конечно, большая проблема, это заболевание мозга. Но это связано с верой. То есть этот аспект веры: элементарные вещи мы не можем делать без того, чтобы верить, и поэтому это очень важный момент, самый важный момент, краеугольный момент нашей веры. И в Библии говорится, что "по вере вашей воздастся вам". То есть это не просто слова или не просто такая фраза возвышенная или такая поэтическая, это реальность. Потому что всё, что мы имеем, всё, что в нашей жизни происходит, оно связано с той верой, которая в нас есть.

00:38:15 А также за этот аспект отвечает Сам Верховный Господь. Кришна говорит в Бхагавад - Гите, что какой бы веры не придерживался бы человек, Я её поддерживаю. То есть Господь поддерживает любую веру, как бы это не казалось парадоксальным, но он также поддерживает атеизм. Если человек не хочет верить в проявление Божественного, то Господь также поддержит и эту веру. ОН поможет ему, ОН даст ему все аргументы и даст ему все доказательства того, что ЕГО нет, что Бога нет, потому что человек хочет в это верить, ему это важно, вот он так себя изучает, реализует свою свободу выбора.

00:39:15 Поэтому вера - это краеугольный камень нашего существования. И в зависимости от того, с какой верой, с какого типа веры мы будем связаны, в зависимости от этого это определит всё в нашей жизни, наше существование, нашу карму, если мы находимся под влиянием материи или выход из-под влияния кармы - всё связано с верой. Условия нашей жизни, различного вида кармы - это также связано с верой человека, с его философией. Философия - это не только для философов, это вообще жизненная позиция любого живого существа, и это всё связано с непосредственной сферой. И поэтому это очень важный аспект развивать в себе какие-то реальные вещи, потому что от этого будет зависеть наше реальное бытие, то есть наша жизнь, потому что наша вера — это как то, что отражается в зеркале того, что мы видим.

00:40:35 То есть наша жизнь — это зеркало. И всё, что происходит в нашей жизни - это только отражение от того, что есть в этом зеркале. И поэтому этот объект, который отражается в зеркале нашей жизни - это и есть эта вера. Вот то, что можно сказать относительно нашей темы. И я думаю, что мы можем немножечко раскрыть её в диалоге. Если есть какие-то вопросы, если есть какие-то соображения, Анна, может быть у Вас или у наших радиослушателей, пожалуйста, мы можем сейчас это всё обсудить.

Как правильно выходить за рамки благости и как правильно это делать?

00:41:20 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари. Действительно, это так важно отслеживать в самом себе сейчас, с какой гуной ты сейчас больше всего взаимодействуешь, из каких порывов ты действуешь. И у меня вот такой личный вопрос пришёл. Я слышала недавно, что обусловленность благостью, она даже опаснее, чем другие гуны, потому что она вроде как более близка нашей Душе, и её сложно распознать. Вот так ли это? И стоит ли тогда выходить как-то за рамки этой благости? И как это тогда, если стоит, это правильно делать?

00:42:00 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос. Действительно, я немножко не отметила этот момент по поводу благости. Но дело в том, что к благости нужно стремиться, потому что она позволяет нам достичь высшей благости, то есть чистой саттвы. Но сама по себе материальная благость, как мы говорим о том, что гуны в материальном мире никогда не бывают чистыми, они обязательно с чем-то смешаны. И гуна материального мира, она также смешана со страстью и может быть смешана с невежеством тоже в каких-то пропорциях. И поэтому, просто находясь в гуне благости, то есть как мы, останавливаясь на том, что “я - хороший человек, ты - хороший человек”, и это будет рождать определённую такую гордость - это уже влияние гуны страсти.

00:43:08 Поэтому опасность в том, что, просто находясь под влиянием этой гуны, мы не стремимся к трансцендентному, то есть к духовному пониманию того, что я есть Душа, частица Высшей Души Верховной Личности Бога и моих отношений с НИМ - это самое основное знание и к реализации которого нужно стремиться. Такой человек просто застревает на гуне благости - когда он просто всем желает добра, следует чистоте, принципам чистоты, очень много сейчас есть таких манипуляций с этой гуной, такая эквилибристика: “давайте там почистим свою карму”, всякие эти манипуляции, игры с кармой, вот “мы будем там желать добра”, то есть мы почистим все свои поколения, всех своих родственников, у нас будет идеальная семейная жизнь, реализация моей женской природы, или у мужчины реализация мужской природы.

00:44:34 Дети будут все по фен-шую, что называется развиваться, и мы выучим все практики и всё, всякое там экологическое воспитание, экологическая продукция - это всё хорошо, никто против этого ничего не имеет, это помогает идти выше. Но проблема начинается тогда, когда это замыкается на самом себе, то есть на самой себе этой энергией - то есть чистота ради чистоты, наша счастливая жизнь ради нашей счастливой жизни. И люди, и даже люди, занимающиеся духовной практикой, у них (не все, конечно) такое искушение есть просто хорошо жить, в чистых хороших местах, с хорошими людьми общаться – и забывается основная цель жизни - это знание.

00:45:40 Как мы говорили, что гуна благости характеризуется знанием. И знание в том, что этот материальный мир он временен. Тут невозможно постоянное счастье. Мы не можем заигрываться с этими гунами материальной природы. Мы должны идти дальше. Да, это хорошо, когда есть хорошие семейные отношения, когда родители почитаемы и Род почитаем. Но это не искусство ради искусства, это не цель, это средство для достижения высшей цели. Это нам необходимо для того, чтобы мы могли в свободном, то есть в умиротворённом состоянии ума практиковать более высший. То есть это даёт нам Шанти - мир, это даёт нам эту площадку, на которой мы сможем подняться выше, то есть через которую мы сможем подняться выше.

00:45:48 Если такой пример приводить, то гуну благости можно сравнить со взлётной полосой: она необходима для того, чтобы мы могли разогнаться и, оттолкнувшись от неё, взлететь. Но если мы всё время разгоняемся на взлётной полосе, но не взлетаем, мы просто на ней ездим туда-сюда, то гуна благости перестаёт быть таковой, она свою функцию не исполняет. Я имею в виду гуну благости материального мира. То есть мы не используем её для взлёта, мы просто на ней катаемся.

00:47:30 Это уже проявление страсти и невежества, так как мы не понимаем, для чего нам благость по большому счёту, мы её не используем по назначению. И в этом её большая опасность. И, как Вы отметили совершенно справедливо, что там есть даже большая опасность, и большая опасность в том, что можно так обусловиться. Потому что вроде всё, вроде ты страдаешь меньше, потому что действительно под влиянием гуны благости человек страдает меньше всего, и там состояние счастья, оно более сильно проявлено, чем под влиянием других гун. Невежество - это полная тьма: проснулся, выпил, отключился. Страсть - ты достиг чего-то, вроде ты на вершине, а потом тебя опять куда-то тянет, и потом ты опять не удовлетворён, опять тебе чего-то не хватает.

00:48:35 Тогда как в гуне благости ты можешь более-менее быть в состояниях равновесия, то есть “эквилибрити” появляется, то есть там есть баланс (слово "баланс", это из благости, он там есть). И человек может так быть вполне себе счастливым, радостным. Но проблема в том, что материальную природу никто не отменял, и что само по себе нахождение здесь, оно опасно. То есть меняется всё: вот тихо, спокойно - и вдруг война, всё что-то так хорошо - и вдруг какое-то стихийное бедствие, или вдруг всё хорошо, этого ничего нет - но люди стареют, всё равно болеют, умирают, то есть это никто не отменял. И поэтому опасность в том, что человек может застыть в этой гуне и перестать двигаться к своим финальным достижениям, то есть реальным достижениям. То есть она тоже обладает какой-то иллюзией, своего рода иллюзией.

00:49:50 Ведущая: Да, это очень важно. Спасибо Вам, что надо не забывать, что мы стремимся к высшему знанию. Это знание связано непосредственно с Господом и с нашей естественной природой слуги ЕГО.

Как быть духовно практикующему человеку во время затуманенности из-за болезни, препаратов?

00:50:05 И тогда перейдём к вопросам наших слушателей. Например, такой вопрос пришёл: "А если такая слабость и затуманенность - состояние из-за болезни, препаратов? Как быть духовно практикующему человеку? Корю себя за тама гуну.".

00:50:22 Гуна Манджари: Да, действительно, препараты, болезнь, почему важно своё здоровье сохранять и заботиться о своём здоровье - потому что это помогает не вваливаться в гуну невежества. Но тем не менее тут очень важно понять, что даже вопрос от этого слушателя/слушательницы (не знаю кто, но не важно) в том, что человек всё-таки находится под влиянием гуны благости также, так как осознает, что на него влияет эта тама гуна. И это достижение духовной практики, это достижение вот этого просветления, когда человек в просветлении под влиянием благости или чистой благости, он может развить своё сознание, даже когда он потом находится под влиянием гуны невежества, то он это может видеть. Тогда как человек неразвитый, он даже и не поймёт, что с ним что-то не то.

00:51:35 И говорится в Бхагавад-Гите, Господь говорит, что всё, что человек духовного в себе достиг, всё, что он наработал - это неуничтожимо, это всегда остаётся с ним. И поэтому тут очень важно понимать, что всё, что человек осознал, все свои духовные наработки, они с ним остаются, то есть на них не влияет невежество. То есть невежество влияет на наше тело, оно влияет на наши чувства, но, когда мы понимаем даже теоретически, что мы не являемся этим всем, то есть мы можем себя растождествлять в этот момент, как наш слушатель/слушательница себя растождествляет со своим телом, и в этом её достижении, в этом её определённая сила, и когда мы обращаемся к Богу, даже находясь под влиянием вот этой слабости, ОН всё равно нас слышит, и ОН всё равно нам помогает. И поэтому тут очень важно оставаться позитивно настроенным.

00:52:55 И вот позитивное настроение - это и есть вера. Это и есть вера, когда мы понимаем, что Господь, ОН выше всей этой тамагуны, выше нашей слабости, когда мы в это верим, когда у нас есть это осознание. А иногда очень сложно вот это осознать, поэтому мы должны себе об этом постоянно напоминать, мы должны себя так ориентировать, то и это и есть наше достижение. И ОН нам будет отвечать независимо от того, в какой слабости или в невежестве мы находимся. Это и есть то, что называется "по вере вашей вам воздастся". Пусть ОН будет нам отвечать, ОН будет в нашей жизни присутствовать независимо от того, в каком невежестве мы можем находиться из-за слабости, из-за болезни, из-за тела, ОН это всё совершенно понимает, и ОН нам отвечает, независимо от того ОН выше тамаса, выше невежества.

00:54:04 И поэтому, когда у нас есть эта вера, мы всегда будем связаны с НИМ, независимо от того, какая слабость нашего тела, нашего ума, наших чувств. Если у нас есть вот это осознание, и мы в себе его поддерживаем - это означает, что мы всегда находимся в сознании Бога, независимо от того, где находится наше тело, наш ум, наша осознанность, наша Душа - там, в высших сферах, опять же независимо от того, как сложно нашему телу - это и есть высшее достижение. Поэтому тут очень важно концентрироваться на нашей связи с НИМ независимо от тела.

00:54:50 Потому что говорится, что нет преград для нашей связи с НИМ. То есть ОН выше этого всего. Если мы это понимаем, если мы это осознаем, то мы испытываем радость. И независимо от того, как нам тяжело, мы не отождествляем себя с телом, мы понимаем, что есть вещи, которые нам неподвластны, это нормально, что ОН всё равно выше, ОН нас любит, ОН нас слышит, ОН нам помогает и ОН понимает также, что мы слабее нашего тела. И тогда у нас с НИМ очень хорошая такая позитивная связь, то есть без вот этого горя и страданий, и немощь нас не одолевает, то есть не одолевает наше сознание.

00:55:38 Потому что очень часто люди практикующие, особенно на постсоветском пространстве, там есть некое такое погружение в скорбь, и очень часто это не практика духовная и практика осознания Бога, это - практика осознания своей скорби, своего невежества, своей немощи. Это не поможет, не в этом суть. А суть в том, что мы поднимаемся над влиянием вот этой немощи, я имею в виду в своём сознании мы поднимаемся, мы всё-таки радостные, то есть это нам всё-таки не покрывает эту скорбь. Да, у нас есть какие-то сожаления, но они не столь глобальные, они не столь все покрывающие, то есть мы все равно сохраняем вот эту радость, этот позитив. Солнце в нашей жизни оно существует, оно не покрыто этими тучами невежества, тучами страданий, осознанием своей немощи. То есть мы не на этом концентрируемся, мы концентрируемся на том, что выше этого - это и есть сознание Бога, которое не зависит от нашего обусловленного состояния.

Какой шанс у человека возвыситься, если он сам не может выбраться из невежества?

00:57:15 Ведущая: Благодарю Вас! Мне кажется, этот ответ может стать очень большой поддержкой для тех, кто сейчас испытывает трудности в жизни или на духовном пути. Действительно, эта эмоция радости - это главное наше самое естественное состояние, состояние счастья. Вот следующий вопрос тоже связан с нашей темой: "А если человек сам не может выбраться из невежества, то какой шанс у него вообще возвыситься, и как это происходит?"

00:57:45 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос. Это следующая тема, она очень тоже обширная. И это даже не вопрос, это - утверждение. То есть можно забрать слово "если" и получится предложение. Человек не может сам выйти из-под влияния невежества. Так же, как связанный человек не может сам себя развязать: должен кто-то подойти и развязать его. И поэтому, да, человек не может выйти из-под влияния невежества сам. Но тут есть несколько моментов, что нас всегда определяет наше общение. Поэтому, если человек сам чувствует, что он в невежестве, то он должен искать другое общение. Тут разные нюансы, что он может сделать в своей жизни, как он может её реорганизовать, чтобы в его жизни было больше возможностей общения с людьми, которые не находятся под влиянием невежества, которые находятся в благости или в страсти с благостью.

00:58:54 Потому что, находясь в общении с такими людьми, мы будем этим проникаться, потому что гуны распространяются через общение. Это очень важный такой постулат. Поэтому "с кем поведёшься, от того и наберёшься" - это не случайная такая поговорка, это о гунах природы. Поэтому мы должны понимать, что я не в состоянии выбраться из этого болота. И поэтому тут нужно развивать разум и понимать, что я не в состоянии, поэтому я веду себя туда, даже если у меня нет настроения, мне не хочется. Вот в этом разум в помощь, это тот механизм, тот рычаг, который вытаскивает, может вытащить нас из любого болота. Нам может что-то нравится/не нравится, но у разума есть такое понимание, такое слово как "надо", он нас ведёт туда, где нам помогут. Поэтому мы должны сами себе найти лекарства, которые нам помогут, понимая, что вкуса у нас к этому может и не быть.

01:00:13 Но мы понимаем, что это надо, лекарство может быть горькое. Обычно лекарства все обладают горькой такой природой, и все целебные травы, в основном, горькой природы, нам может казаться, что не очень-то хочется, вкуса к этому нет. Но, если мы понимаем, что это надо, мы понемножечку начинаем общаться с людьми, которые транслируют другие гуны, другие энергии, с ситуациями, которые транслируют другие энергии, с местами, которые транслируют другие энергии, таким образом мы заражаемся, заряжаемся и переходим под влияние других сил.

01:00:59 Опять же, если это вопрос относительно других людей, как на них повлиять, то да, начиная с питания: что-то в гуне благости нужно приносить, освещённую пищу, освещённую воду; какие-то звуки ставить другие для них, я не знаю, там мантры, молитвы и песнопения, голос святого (о чём часто говорит Олег Геннадьевич Торсунов) - то есть переход в другую гуну. И как-то обуславливаться этому человеку, насколько это возможно. То есть тут уже нюансы у каждого свои, человек уже сам определяет, что можно сделать. Можно вот так действовать, вносить влияние более высших энергий в свою жизнь, в идеале благость, или лучше всего - это духовное, это самое мощное лекарство. Человек может бессознательно повторять мантры, молитвы какие-то, насколько он может, или включать их, чтобы было влияние в пространстве. Тогда это будет поднимать и очищать и человека, и окружение.

Что делать, если сильные желания, а энергии нет?

01:02:25 Ведущая: Да, действительно, есть очень сильные инструменты. Спасибо, что о них сказали. И я думаю, ещё один вопрос на сегодня успеем озвучить: "А если желаний много, и иногда очень сильные, а энергии нет - это какая гуна, и что делать?"

01:02:45 Гуна Манджари: Это то, о чём мы сегодня рассказывали - это страсть с невежеством. Потому что чистая страсть, там есть и желание, и энергия. Но чистой страсти самой по себе не бывает: она обязательно переходит в невежество, если она не соприкасается с гуной благости. Гуна благости в этом случае определяется осознанностью. Когда у нас не просто желание-хотелки-хотелки-хочу-хочу, как сейчас тоже есть много разных психологических направлений: тема женственности очень популярна, и там разные есть подходы - женщина, давай все свои желания, все свои хотелки, написать 150000 своих желаний и ещё какие-то желания вспомнить и придумать. Это, своего рода, такая медвежья услуга. Да, есть, конечно, другая крайность, когда природа полностью как бы игнорируется и совершенно куда-то под плинтус загоняется, конечно, это чревато болезнями всякими дисфункциями.

01:04:01 Природу надо уважать, это должно быть. У нас есть какие-то свои желания, потребности, и если мы их будем загонять, то они просто будут вылезать каким-то извращённым образом и каким-то болезненным образом. А тут есть другая крайность, и очень часто эти психологические направления, желая, как бы, подольстить своим слушателям, или, сами не понимая, льют воду на другую мельницу, развивая вот этот зуд до неимоверного желания, до неимоверного, так сказать, жжения. Потому что гуна страсти она подобна огню или зуду, и чем больше туда подливать масло, тем больше он разгорается, тем больше мы чешемся, тем больше хочется чесаться, и поэтому, когда это всё начинает просто в какое-то истощение переходить, то тут как раз на сцену должна выйти гуна благости.

01:05:12 Гуна благости - это осознанность. Когда я начинаю возвышать уровень своего сознания и начинаю задаваться вопросами о цели своих жизней, об осознанном своём существовании, о реальности, о временности, то есть такие реальные вопросы я ставлю перед собой. Потому что гуна страсти - это своего рода опьянение: человек вообще не помнит о реальности, он просто в таком опьянении, достижении желаний и, конечно, опьянение всегда заканчивается (как это называется слово: "опохмелением" или "ломки", я извиняюсь, что привожу такую лексику, чтобы было понятно) - это очень жёсткое состояние такого отрезвления. Поэтому лучше раньше в здоровом состоянии приходить к какой-то трезвости.

01:06:14 То есть понимать, что желания они же к чему-то должны быть приурочены, к моему какому-то пути: куда я бегу? останавливаться, посмотреть вверх, подумать о каких-то вечных вещах, о Вечности, о нашей Душе. То есть эта осознанность, осмысленность важна. Это и будет привнесением благости в свою жизнь. И это даст эту передышку, и это охлаждает этот огонь желания, потому что, как мы говорили до этого, что страсть имеет огненную природу.

01:07:00 Это реально. Гуна страсти находится под влиянием стихии огня, и представьте, что внутри всё время этот огонь горит, разгорается внутри психики, внутри нашего тонкого тела. Он там всё сжигает, и мы поэтому испытываем вот такое истощение, усталость, потому что там уже, в общем то, утомилось от этого огня, уже там всё сожжено (у каждого в разных пропорциях). И поэтому его нужно охлаждать, то есть охлаждать именно влиянием благости, осознанностью, осознанными ограничениями, какими-то аскезами, посты, ограничение своих желаний.

01:07:52 Аскеза - это добровольное ограничение своих желаний. Это очень сильно освежает психику. Это очень сильно даёт внутренние силы, внутренний потенциал, перезагружает нашу психику. Это и есть влияние гуны благости. Получая это влияние, живое существо подпитывается. То есть наша психика подпитывается, она перезагружается, развивается. Потому что под влиянием гуны страсти она просто истощается, сжигает саму себя. Поэтому очень важно этот режим, о котором мы говорили, включать.

01:08:44 Причём, влияние гуны страсти может проявляться и у людей, занимающихся духовной практикой, когда они хотят больше, лучше, многого достичь в духовной жизни. То есть, не замечая, как они забывают о сути, забывают о том, что должна быть какая-то медитация, осознанность должна быть. И этот бег страстный, в страсти, он мешает, нужно останавливаться, нужно замедление, созерцание.

01:09:20 Опять же, если это страсть такая мирская, то нужны какие-то аскезы, ограничение своих хотелок, какая-то осознанность, для чего это всё, весь этот маскарад и так далее. В этих режимах важно действовать, понимать природу одну, другую. И когда есть осознанность, то страсть уменьшается автоматически. Когда увеличивается одна гуна, другая уменьшается, и наоборот.

01:10:02 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Мне кажется, сегодня был один из тех прямых эфиров, которые помогают остановиться, пересмотреть свой путь и, может быть, что-то откорректировать или даже начать с чистого листа, чтобы двигаться в верном направлении, не забывая о нашей главной цели, о нашей вечной цели - это восстановление наших счастливых отношений с Господом. Спасибо Вам большое, что сегодня пришли к нам с такой ценной миссией. Я уверена, что все, кто нас слушал, им есть о чём поразмышлять и что пересмотреть в своей жизни.

01:10:38 Гуна Манджари: Спасибо Вам, дорогая Анна, за содержательные вопросы, за разговор! Спасибо нашим радиослушателям! И, если мы не успели ответить на все вопросы, я надеюсь, что мы в дальнейшем успеем ответить на Ваши вопросы, поэтому слушайте нас и задавайте вопросы. И всем нам самой высшей веры, которая возможна для человеческой и вообще любой формы жизни. До следующих встреч! До свидания!

01:11:11 Ведущая: Благодарим Вас! И до новых встреч! До свидания!

транскрибирование: Екатерина Варламова | Москва | Россия | 20 August 2024