Каков путь развития интуиции?

Сочи - 20 April 2022
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:33:05 | качество: mp3 128kB/s 85 Mb | прослушано: 28 | скачано: 128 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

00:01:15 [БРСС]: Харе Кришна! Добро пожаловать всем! Много народу. Все очень хотят развития, быстро. Хорошо.

00:01:32 Самая любимая книга, у меня по крайне мере, это «Бхагават-Гита», поэтому тема интуиции, будет основана на «Бхагават-Гите», и как вы, наверняка, понимаете для развития интуиции нужно какое-то время. Мы разбёремся с тем, что такое интуиция, но все темы, которые мы рассматриваем, их можно обнаружить в «Бхагават-Гите», и мы начнём сначала, с первой главы «Бхагават–Гиты».

00:02:27 Первый вопрос к тем, кто читал «Бхагават–Гиту» и знает «Бхагават–Гиту» до какой-то степени. Я уверен, что здесь немало таких преданных, наверняка могут сказать в каких стихах первой главы «Бхагават–Гиты» проявлено интуитивное понимание. Пока вы думаете, мы повторим вступительную мантру

00:03:02 ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа
ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа
ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа
Харе Кришна!

00:03:36 Кто-то может быть подскажет нам один из этих стихов.
[Из зала]: Первый стих.
[БРСС]: Первый стих?
[Из зала]: Дхритараштра интуитивно чувствует, что-то происходит там серьёзное и задаёт вопрос.
[БРСС]: Я даже не думал на счёт этого текста. В первой главе вообще столько интуитивных текстов. Давайте прочитаем этот текст:

00:04:09
धृतराष्ट्र उवाच
धर्मक्षेत्रे कुरुक्षेत्रे समवेता युयुत्सव: ।
मामका: पाण्डवाश्चैव किमकुर्वत सञ्जय ॥ १ ॥

дхр̣тара̄шт̣ра ува̄ча
дхарма-кшетре куру-кшетре
самавета̄ йуйутсавах̣
ма̄мака̄х̣ па̄н̣д̣ава̄ш́ чаива
ким акурвата сан̃джайа

00:04:22 Перевод: Дхритараштра спросил: «О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?

00:04:37 Комментарий Шрилы Прабхупады: «Бхагавад-гита» — это популярное богословское произведение, суть которого изложена в «Гита-махатмье» («Прославлении „Гиты“»). Там, в частности, говорится, что изучать «Бхагавад-гиту» нужно очень внимательно, с помощью человека, преданного Шри Кришне. В попытках понять её смысл очень важно избегать предвзятых толкований, продиктованных корыстными мотивами.

00:05:07 Пример того, как следует понимать «Бхагавад-гиту», мы находим в самой «Бхагавад-Гите»: так понял её Арджуна, который услышал это произведение из уст Самого Господа. Если человеку посчастливится услышать «Бхагавад-гиту» от истинного представителя Господа и понять её непредвзято, так, как понял её Арджуна, можно считать, что он постиг всю мудрость, заключённую в Ведах и других священных писаниях мира. В «Бхагавад-гите» читатель найдет всё, что содержится в иных писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге.

00:05:44  Это то, что меня сразу же поразило в «Бхагават-Гите», потому что я перелопатил все Священные писания: Библию, Коран, буддийские тексты в поисках ответа на простые вопросы: «Кто такой Бог?», «Что такое душа?», «Что из себя представляет этот мир?», «Где он начинается, где он заканчивается?» И везде сплошная бумага. Но в «Бхагавад-гите» всё чётко, ответы на все вопросы, просто и ясно. Конечно, был взрыв мозга — насколько «Бхагавад-гита» даёт полные знания.

00:06:36 Продолжение комментария: В этом уникальность «Бхагавад-гиты». Она представляет собой совершенное теистическое учение, ибо её поведал Сам Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Беседа Дхритараштры и Санджаи, приведённая в «Махабхарате», составляет канву этого великого философского произведения. Как известно, «Бхагавад-гита» была поведана на поле битвы Курукшетра, которое с незапамятных времён, со времен ведической цивилизации, является местом паломничества. Её рассказал Сам Господь, когда Он пришёл на нашу планету, чтобы указать людям путь к постижению истины.

00:07:21 В этом стихе ключевым является слово дхарма-кшетра (место, где совершаются религиозные обряды), так как в битве на Курукшетре Верховный Господь принял сторону Арджуны. Дхритараштра, отец Кауравов, глубоко сомневался в том, что его сыновьям удастся одержать победу в предстоящем сражении. Эти сомнения заставили его обратиться к своему министру Санджае с вопросом: «Что они стали делать?»
Вот как раз интуитивная часть пошла, сомнения…

00:07:56 Продолжение комментария: Он прекрасно знал, что его сыновья и сыновья его младшего брата Панду собрались на Курукшетре, чтобы вступить в бой, и тем не менее его вопрос не лишён смысла. Он не хотел, чтобы двоюродные братья заключили перемирие, но, в то же время, беспокоился за судьбу своих сыновей и за исход сражения. Поскольку полем сражения выбрали Курукшетру, место, которое, согласно Ведам, является святым даже для небожителей, Дхритараштра боялся, что святое место может повлиять на исход битвы. Он прекрасно понимал, что это влияние будет помогать Арджуне и другим сыновьям Панду, так как все они были праведны от рождения. Санджая был учеником Вьясы и по милости Вьясы, даже находясь в покоях Дхритараштры, мог видеть всё, что происходило на поле битвы Курукшетра. Поэтому Дхритараштра спросил его о том, что делается на месте сражения.

00:08:56 Сыновья Панду и сыновья Дхритараштры принадлежали к одному роду, но вопрос Дхритараштры выдаёт его отношение к племянникам. Он умышленно причисляет к роду Куру только своих сыновей, тем самым лишая сыновей Панду их наследственных прав. Это свидетельствует о нелюбви Дхритараштры к сыновьям Панду. Итак, с самого начала повествования становится ясно, что на священном поле Курукшетра, где находится сам отец религии, Шри Кришна, будут, словно на рисовом поле во время прополки, вырваны все сорняки (сын Дхритараштры Дурьйодхана и другие) и что победу, по воле Господа, одержат истинно праведные люди во главе с Юдхиштхирой. Таков смысл слов дхарма-кшетре и куру-кшетре, помимо их значения в контексте ведической культуры и истории.

00:09:46 дхр̣тара̄шт̣ра ува̄ча
дхарма-кшетре куру-кшетре
самавета̄ йуйутсавах̣
ма̄мака̄х̣ па̄н̣д̣ава̄ш́ чаива
ким акурвата сан̃джайа

Дхритараштра спросил: «О, Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?»

00:10:14 Да, это интересно. Странный вопрос у Дхритараштры да? Что люди делают на поле боя? То есть что они собрались, горя желанием вступить в бой… что они собственно делать собрались? Но этот вопрос выдаёт его беспокойство о судьбе битвы. И его беспокойства, как выяснится, были вполне оправданным. Как один человек говорит: «Я совсем несуеверный, но эти совпадения так его достали». Любой, более ли менее наблюдательный человек, может понять, что случайностей не бывает, всё закономерно, всё следует по определённым принципам в этой жизни.

00:11:20 И что это за принципы? Кто мог бы сказать? Закон Кришны, закон Верховной Личности Бога. И поэтому, каков путь развития интуиции, мы сразу будем рассматривать моменты, не откладывая в долгий ящик. Каков путь развития интуиции?
[Из зала]: Изучение законов.
[БРСС]: Изучение законов — первый шаг. Правдивость — один из законов. Ещё? Исследование законов. Мало знать закон, надо его ещё исследовать. Например, говорят: «Мало иметь разум, надо ещё и пользоваться!» Но знания, естественно, необходимы.

00:12:24 Необходимо понимать Законы Бога. Давайте этот момент рассмотрим — как мы можем понять законы Бога. Некоторые люди нерелигиозные, так уж случилось. Но тем не менее каждый понимает, что всё в этом мире подчиняется определённым законам. Как это можно понять?
[Из зала]: Гуру, шастры.
[БРСС]: Шастры…
[Из зала]: Отслеживаем причинно следственную цепочку.
[БРСС]: «Гуру, садху, шастры» и отслеживаем причинно-следственные связи, это законы кармы. То есть более точный ответ на этот вопрос: это гьяна-вигьяна.

00:13:19 Мантра[непонятно]

00:13:25 Нам необходимо не только теоретическое знание, но также опыт. И вот отслеживание причинно-следственных связей помогает понять, как действуют законы Бога. Во-первых, развить не веру. Потому что слово «вера» такое слабенькое слово, оно честно говоря, если уж говорить о сознании Кришы. Шрила Прабхупада говорил, что Сознание Кришны — это не какая-то религия очередная, а духовная наука. И в науке, по идее, не должно быть места вере. В науке всё должно опираться на факты и на опыт.

00:14:21 И, поскольку сознание Кришна — это глубокая наука, у нас также всё опирается на факты и на опыт. Причём не только наш опыт, но опыт тысяч миллионов поколений, которые следовали той же самой практике. Это не то, что Шрила Прабхупада придумал что-то такое, приснилось ему, как иногда бывает у некоторых. Веды — это древняя наука, и она подтверждена опытом, историческим опытом.

00:15:13 Возвращаясь к ситуации с Дхритараштрой, чем отличался Дхритараштра? Он был слепой. Сейчас мы переходим из гьяны к вигьяне. Это очень важный момент, есть у нас что-то общее с Дхритараштрой?
[Из зала]: Духовная слепота.
[БРСС]: В чём духовная слепота заключается?
[Из зала]: [непонятно]
[БРСС]: Не можем духовное от материального отличить. В чём ещё?
[Из зала]: [непонятно]
[БРСС]: Нас больше материальное интересует, мы слепы в духовном ….[непонятно]

00:16:30 [Из зала]: Теоретически он всё знал, [непонятно] Как мы — всё знаем о Кришне, но реально предаться и проявить это в жизни….
[БРСС]: Очень хороший момент — в «Махабхарате» есть целая большая глава ….И он стих за стихом, прямо серия, он там говорит: «Санджая кается». «О, Санджая! Когда я увидел…»… нет «Когда я услышал, что мои сыновья пытались построить ловушку в доме Пандавов из горючих материалов. Этот дом сгорел, но они вышли невредимыми из огня пожара. Я понял, что победа нам не грозит!»

00:17:46 «О, Санджая! Когда я услышал о том, что Бхима был отравлен и потом спящим сброшен в реку. С ним ничего не случилось, он выжил. Я понял, что нам не видать победы!»
«Когда я услышал, что Праупади пытаются раздеть, её сари стало бесконечным. Я понял, что нам не видать победы!» И так далее, и так далее, то есть он вспоминает один эпизод за другим, он уже тогда знал, что победы не будет. Но всё равно, вот очень интересно, в чём духовная слепота заключается? Он всё прекрасно знал, но тем ни менее под влиянием законов кармы беспомощно двигался в этом направлении. Так же, как мотылёк в огонь, как мы видим кролик, кричит и боится, но сам лезет в пасть. Очень интересно, закон кармы [непонятно]

00:19:19 Первый опыт, у кого-то был такой опыт, что вы чувствуете, чувствовали, что что-то должно произойти, но всё равно продолжали двигаться в том направлении. Но вот произошло то, что вы предчувствовали и вы сказали себе: «Я так и знал!» У кого такое было? Так или иначе мы все, кто долго служит, идём по стопам Дхритараштры. Мы прекрасно знаем, что хорошего ничего не будет, но всё равно идём в заданном направлении. Попали в колею кармы, и нас просто несёт, как корабль какой, несёт прямо на рифы, это конец — и ничего с этим не сделать. Так карма действует.

00:20:49 Цитата В «Шримад-Бхагаватам» есть знаменитый текст, в котором говорится, что каждое, любое существо в этом материальном мире, начиная от царя небес Индры, кончая Индра-гопой, мельчайшим живым существом, похожее на вирус. Учёные говорят, что вирус — это такая пограничная форма между живой, между жизнью, живыми существами и материей.

00:21:42 Имеет отличительные черты того и другого, самая примитивная форма жизни.
Цитата [непонятно] Все они, все эти живые существа, находятся в тисках кармы и ничего не могут сделать. И в чём карма заключается? Каждый из нас получает плоды своих действий, то есть «заказал — получай», заказ прибудет так или иначе. Но далее говорится, цитата[непонятно] что те, кто занимается бхакти, те, кто поклоняется духовному Господу — что происходит? Цитата

00:22:56 Эти личности выходят из-под влияния кармы. Теперь давайте разберёмся — что это значит? Выйти из-под влияния кармы. Значит ли это, например, старость, болезни и смерть — являются ли они последствиями кармы? Как в Библии говорится: что расплатой из-за религии является смерть. Тройственные страдания — являются они проявлением кармы? Давайте посмотрим, если человек занимается практикой преданного служения — стареет он? Болеет? Умирает? Тройственные страдания? О чём говорил [непонятно] Как можно понять?
[Из зала]: [непонятно]

00:24:06 [БРСС]: Если человек находится в сознании Кришны, его сознание меняется, его восприятие реальности меняется, и поэтому его отношение к так называемому счастью и страданиям также меняется. Цитата[непонятно] Вторая глава «Бхагават-гиты», шестьдесят шестой текст Цитата [непонятно]

00:24:53 Говорит, что истинный мудрец, достигший совершенства, — не мудрец -теоретик, не кабинетный мыслитель, как Шрила Прабхупада определял, или интернетный мыслитель, такая категория появилась, интернетный мудрец, правда, не признанный. Говорят, что лучше быть непризнанным гением, чем признанным идиотом. Но, к сожалению, многие, выбирают второе.
Но настоящий мудрец, осознавший свою духовную природу, каковы его отличительные качества …. – спокойно относится к страданиям.

00:25:56 Ишу кешу [непонятно] он не слишком радуется, так называемому, счастью. [непонятно] он освободился от привязанностей, страха. Это признаки человека, который поднялся над законом кармы. Проблемы есть, точнее, страдания есть, а проблем нет. Почему? Потому что у человека меняется отношение к внешним ситуациям. Например, мы знаем, что склероз невозможно вылечить. Но о нём возможно забыть. Проблема есть, а страданий нет. А что есть у преданного вместо страданий? Счастье в сознании Кришны. Яркий пример: Прахлада махарадж. Что значтит имя «Прахлада»? Кто знает?
[Из зала]: Хлада — это наслаждение, радость…
[БРСС]: Прахлада — тот, кто родился под влиянием такого экстаза, что даже попытки его отца Его убить Его не огорчали. Если говорить о насилии над детьми, большего насилия, чем Прахлада махарадж – трудно себе представить.

00:27:56 Обычно, если с ребёнком происходит даже одно такое событие в жизни — пытались убить, то всё — это травма психологическая до конца жизни. А у Прахлада вообще никаких травм, с него как с гуся вода, все эти попытки папы его убить. А почему? Как он так воспринимал? Для него это была лила. Чья лила? Кришны. И кто участвует в лиле Кришны? Все участвуют в лиле Кришны.

00:28:45 Цитата Чайтанья Чаритамрита говорит, что существует один единственный Господь Кришна, все остальные являются Его слугами, и все танцуют именно так, как Кришна хочет чтоб все танцевали. У нас два варианта в жизни: или мы танцуем под флейту Кришны, или под дудку майи. Третьего варианта нет, танцевать придется всё равно. [Смех в зале]
Говорят, откуда пошёл танец чечётка. Знаете? В большой семье непонятно…. Но не совсем тот танец. Или мы танцуем под флейту Кришны в экстазе, или знаете, иногда говорят, для чего мизинец на ноге предназначен? Это прибор для обнаружения, измерения углов.

00:30:23 У кого был такой опыт, ударится мизинцем об угол. И что потом происходит? Танец начинается, но это не совсем тот танец, явно танец не киртан.
Как говорят, что некоторые люди летят благодаря тому, что у них есть крылья, а некоторые — потому что они получили пинок. Процесс тот же самый, а ощущения разные. Поэтому танцевать всё равно придётся, но как мы это будем делать: под флейты Кришны или под дудку майи? Это наш выбор.
Прахлад махарадж был в сознании Кришны, он прекрасно понимал: Мой папа — он тоже танцует под флейту Кришны, он тоже участник этих игр Кришны. И Кришна устроил такую лилу, что папу, так называемого, папу, он вдохновил на роль убийцы. У нас папой сейчас началась игра , которая называется «попробуй убей».

00:31:55 И Прахлада махарадж прекрасно осознавал, что у этой игры могут быть два возможных исхода, два возможных варианта: или у папы получится — и он меня убьёт, и это будет экстаз. А почему это будет экстаз? Потому что я вернусь к Кришне и буду наслаждаться общением с Кришной, своим непосредственным служением Кришне. Или папа меня не сможет убить — и это тоже будет экстаз, потому что папа станет сознающим Кришну.

00:32:40 [Из зала]: Посредине вариант?
[БРСС]: Посредине вариант. А какой вариант?
[Из зала]: Уьёт не до конца, покалечит.
[БРСС]: Убьёт не до конца, покалечит. Но тоже экстаз. Во всём есть преимущество, в сознании Кришны преданные во всём видят только преимущество.
Мой духовный учитель рассказывал: одна девочка, родилась в семье преданных, что-то случилось с ней, её парализовало, это был несчастный случай.

00:33:25 Она не могла ни руками, ни ногами двигать, такое существование страшное. Даже если мы теряем функции одной какой-то части тела, руку оторвало или она не работает. Это одно и тоже, рука есть, но она не работает. Это великая трагедия. А тут всё тело парализовало. Он описал в своём дневнике, что он посетил эту девочку, а она в полном экстазе. Он спросил: «Как ты себя чувствуешь?» Он хотел ей выразить своё сочувствие, соболезнование.

00:34:27 «Это мне так помогает понять, что я не тело, это помогает не привязываться, то есть я могу спокойно сосредоточиться на Кришне. Когда у меня было нормальное тело, я меня были перспективы, какие-то чувственные наслаждения в этой жизни. Теперь всё — перспектив нет, волноваться не о чем, можно спокойно сосредоточиться на Кришне». То есть для преданного, чтобы ни произошло — полный экстаз! Карма с ним сделать ничего не может, сколько ни старается, то есть — это сознание Кришны. И очень важно понять, что чтобы с нами ни происходило в жизни, и как бы мы ни старались, что всё равно это придёт. Смерть, как мы знаем, статистика непобедимая, стопроцентная смертность. Шрила Прабхупада говорил: никто это не может отменить — болезни, старость, тройственные страдания. Если мы попадаем в материальный мир – это гарантия. #00:35:58# [непонятно]
Очень интересная история, двенадцатая песнь «Бхгаватам», цитата[непонятно] он достиг совершенства, и он не умер даже во время разрушения Вселенной, то есть Вселенский потоп. И он бессмертный, он там в этих водах потопа. Описывается в двенадцатой песне «Бхагаватам», и он то тонет, то всплывет, то на него волна накатывает, то его на дно тянет, то выбрасывает наверх. То какие-то акулы, я даже не знаю, кто на него нападает. И вот так тысячи лет страдает — добился бессмертия… интересный опыт.

00:37:05 Я как-то очень сильно заболел во Вриндаване, отравился, это было химическое отравление, я случайно передозировал очень сильно лекарство, самолечением занялся. Я никогда в жизни не думал, что тело может ощутить такое количество боли, ощущение было, что всё тело режут ножами, каждый сантиметр. Я так молился, что никогда в жизни даже себе представить не мог, что это возможно, всех вспомнил, Кришне молился, Радхарани, всей Панчататве, Шести Госвами, всем…, и Туласи, и Ямуне, и Шиле Прабхупаде, и духовному учителю, кого я только вспомнить — всем молился.

00:38:20 Я от боли на стены лез, но молился о том, чтобы так не страдать, чтобы боль немного утихла, а она не утихает, ничего не помогает. Я потом уже начал молиться, хотя бы сознание потерять, и не теряю сознание. Потом я уже начал просто молиться о том, чтобы умереть, потому что невозможно было уже столько боли вынести.
Как в Библии говорится, что наступит такой момент, когда мёртвые…, нет, когда живые будут завидовать мёртвым. Этот мир наполнен таких страданий, что трудно себе представить.

00:39:14 И так или иначе, до тех, пор пока мы находимся в этом мире, страдания нам гарантированы. Что рано или поздно они придут, эти страдания, от этого не уйти.
Поэтому это невозможно поменять, единственное, что можно поменять — это сознание, стать сознающим Кришну, и тогда, чтобы с нами ни происходило — у нас не будет проблем, ни с каким страданием.
Кто хочет сознающим Кришну? Это первый шаг к интуиции. Понять, что…

00:40:17 Как говорят, что от снайпера бесполезно убегать, только умрёшь уставшим. Бесполезно пытаться внешними способами решить проблему, единственный способ — это развивать сознание Кришны, реальный способ. Если мы будем какими-то внешними способами пытаться решить проблемы, в конечном итоге, они станут ещё хуже. Хотя на какое-то время мы сможем почувствовать иллюзорное облегчение. Как говорят, русский человек, как правило, читает инструкцию только после того, как понимает, что окончательно поломал. Поэтому лучше уж нам изучать инструкцию изначально.

00:41:22 Какая инструкция к материальному миру?.. Да, веды, ведическая литература. Изучить инструкцию и пытаться ей следовать, чтобы окончательно не доломать себя, не потратить зря человеческую форму жизни. Первый шаг к интуиции — почувствовать, что проблемы будут, что если их пока нет, это вообще очень тревожный знак, когда проблем нет. Это как родители знают, что если маленькие дети где-то шумят — нормально всё, если они затихли — это что-то серьёзное, надо разбираться что там происходит.

00:42:28 Также и в жизни — если нет проблем, то ушки на макушке навострить, что-то серьёзное планируется, затишье перед бурей. И поэтому, как говорят, профилактика — лучшее лечение. Развивать сознание Кришны прямо сейчас, пока не поздно. Вот это теория была, и потом уже к практике перейдём.
Если есть какие-то вопросы, комментарии, сейчас пока не поздно.

00:43:23 [Из зала]: Я что-то неправильно поняла, я так услышала, сначала мы хотим просто избавиться от страданий, прийти в сознание Кришны, потому что нас ждут страдания.
[БРСС]: Как будто нас ждут страдания, то есть вы не верите в это? Да, это хороший вопрос, вы его не задали, я так подозреваю, что вы хотели понять, мы типа практикуем же сознание Кришны. А мы говорим о том, что надо развивать сознание Кришны.

00:44:16 [Из зала]: Нет, я неправильно поняла… Вы говорите, что мы должны развивать сознание Кришны, потому что нас ждут страдания.
[БРСС]: Да, это один из стимулов развития сознания Крины — не страдать. Об этом Шрила Прабхупада говорит в своих книгах. Разумный человек — он хочет раз и навсегда решить все проблемы, он не хочет страдать. Мы, живые существа, и наше высшее качество — это блаженство, ананда майа. Поэтому страдания материального мира — это противоестественно, и поэтому разумный человек — он хочет раз и навсегда решить все свои проблемы. Об этом мы говорим.

00:45:13 [Из зала]: Мотив эгоистично как-то звучит, это правильно?
[БРСС]: Это, конечно, не идеально, потому что к избавлению от страданий стремятся все люди, которые идут по пути духовного развития, то есть это и имперсоналисты, и йоги, и буддисты. В частности, в буддизме очень простая концепция: что мы страдаем из-за эгоизма, не хотите страдать — избавляйтесь от эгоизма, это заявлено как главная цель, избавление от страданий. Естественно, что в нашей практике это не главная цель. Но тем не менее, это также цель, показатель того, что мы действительно духовно развиваемся.
У нас сегодня первое занятие, мы начинаем первый шаг. Но это тоже важно, и по идее, мы должны быть в этом заинтересованы, избавиться от страданий. Я не знаю, если кто-то пришёл в сознание Кришны чтоб страдать, другое дело.

00:46:58 [Из зала]: непонятно … он дёт нам страдания, чтобы мы вернулись к нему.
[БРСС]: Да, всё правильно, страдания являются стимулом для духовного развития. Мы понимаем, что мы не у себя дома, что мы не тело. Тот же опыт — серьёзной болезни, серьёзного страдания. Я вот думал, почему мне Кришна это даёт, и потом понял, что это так сильно вышибает из телесной концепции.

00:47:57 Когда с телом всё хорошо — ты теоретически, конечно, понимаешь «ну я не тело», но так хорошо в теле устроился, тепло, светло, никто не кусает, экстаз! Куда-то ещё там, в духовный мир какой-то, нас и здесь неплохо кормят. То есть особо сильно об этом не волнуешься. А когда сильно прижмёт, тело — сплошной комок боли, не хочется быть телом, думаешь, этот мешок с костями пропади он пропадом, быстрей бы от него избавиться,… [непонятно] из телесной концепции.

00:48:49 [Из зала]: [непонятно] Вы сказали, что все участвуют в деле Кришны, а потом сказали, что есть два вида: те, кто пляшет под флейту Кришны и под дудку майи. А те, кто пляшет под дудку майи — они тоже пляшут под лилу Кришны?
[БРСС]: Да, у вас философский подход. Естественно, что без воли Кришны даже соломинка не шелохнётся, но тем не менее Шри Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», которую Шила Прабхупада перевёл как «Нектар преданности», он объяснят, что из себя представляет настоящее сознание Кришны шлока…[непонятно]

00:50:05 Чистое преданное служение обозначает, что оно полностью свободно от любых корыстных желаний, включая желание гьяна карма-йоги, желание наслаждения, желание освобождения, желание сверхъестественных способностей, и оно должно быть анакуба, благоприятное. Шила Прабхупада объясняет, почему этот момент так подчёркивается. Потому что можно быть в сознании Кришны, но неблагоприятным образом, называется пратья кула бхакти. Пример, который он приводит — это Камса. То есть Камса был таким сознающим Кришну, что мы можем позавидовать. Потому что он о Кришне не забывал ни днём, ни ночью, ни когда он ел, ни когда он с жёнами своими общался, он всегда помнил Кришну.

00:51:30 Камсе принесут фруктов, например, жёлтых бананов или синих слив, бело-желтых фруктов. Он кричит: «Кришна-Баларама, я здесь! Они меня скармливают». Любое, белое что-то видел — Баларама! Или синее — сразу Кришна! Жёны оделись, одна в белую одежду, другая — в синюю, — «Кришна Баларама!»

00:52:25 Жёны от страха: «Какой Кришна Баларама! Это мы, твои жёны!» Камса под кровать забился от страха. То есть он никогда не забывал, но тем не менее, как он думал о Кришне? Всю жизнь прожил в страхе, что Кришна его убьёт, у него было такое дурное предчувствие, и оно исполнилось под конец. Кришна жёстко с ним обошёлся, забил насмерть, и потом, чтобы все убедились, что он мёртв, протащил за волосы по арене.

00:53:17 У нас два варианта того, каким образом мы можем общаться с Кришной: или как его чистые преданные в экстазе, или как Камса. И тот и другой способ — это развитие сознания Кришны, но то, как Камса прожил всю свою жизнь в страхе, страдал, всю жизнь мучался, в конце отмучался. Но не знаю, насколько это привлекательный вариант для развития сознания Кришны, поэтому не рекомендуется. Если мы танцуем под дудку майи, конечно, мы тоже закончим, как Камса. Хотя это тоже планы Кришны, тоже милость Кришны.

00:54:12 [Из зала]: Как на практике понять, что мы сейчас находимся в мире Кришны?
[БРСС]: Ну, для этого надо практиковать. Как раз сегодня начнём какие-то практики, это не так просто, раз — и вошли… Для это вначале надо выбраться из материальной обусловленности.
[Из зала]: непонятно

00:55:18 [БРСС]: Да, это также страх, мирская вигьяна, не помогает [непонятно] справиться, человек Богу поклоняется, но продолжает страдать. Это, в принципе, уровень мирской религиозности. Он очень похож на первую ступень в практике воспевания Святого Имени. Шрила Прабхупада объясняет, что существует три уровня воспевания. Первое — нама-апаратха, второе — нама-абхас и третье шуддха-нам. Нама-апаратха — это когда мы оскорбительно воспеваем Святое Имя, и говорится, что результатом оскорбительно воспевания является наслаждение и страдания, то есть материальные желания исполняются, и человек страдает! Материальные желания исполнились.

00:56:24 Нама-абхас — это уровень освобождения, когда преданный выходит из-под влияния гун природы. Шуддха-нама – совершенное воспевание, чистое, когда у преданных возникает любовь к Кришне. Это такой интересный — первый уровень. Кто заметил, что это происходит? Вот вы повторяете Харе-Кришна мантру, и мы теряем [непонятно] В чём проблема? Проблема в том, что материальное счастье заканчивается материальным страданием, это оборотная сторона той же самой медали, которой нас награждает майя. То есть, если мы получаем материальное наслаждение, то это обозначает, что материальное страдание [непонятно]
Поэтому стремиться к материальному наслаждению означает обеспечивать себе дальнейшие страдания в материальном мире.

00:57:34 [Из зала]: У меня вопрос касательно самой темы, хотел прояснить. В начале, если я правильно понял, речь шла о разуме, законы, как победить …. Видим законы, как они действуют, можем рассчитать, что произойдёт…. Интуиция, я считал, что это более внутреннее, связанное с чистотой сознания, сердца, практикой [непонятно]
[БРСС]: Да, интуиция — это предвидение определённое.
[Из зала]: Когда ты не видишь некой последовательности, можешь даже не знать, но ты чувствуешь, что что-то должно произойти.

00:58:48 [БРСС]: Не совсем. Почему мы говорили о законах, потому что каждый на основании опыта может видеть, как законы работают. На примере своей жизни, на примере жизни окружающих. Мы читаем то, что в книгах Шрилы Прабхупады написано, и смотрим, что со мной происходит, мы смотрим, что происходит с окружающими преданными. Вигьяна – это опыт. Интуиция, совершенно очевидное проявление интуиции — это опыт. Мы знаем, если вот так сделать, то вот это получится, и так оно и получается. Мы об этом говорим, путь опыта. В девятой главе «Бхагават-Гиты» Кришна говорит… цитита

01:00:07 Непосредственное восприятие опыта,… для духовного развития.
И вот на основании опыта [непонятно] Например, если у нас есть опыт общения с каким-то человеком, мы уже интуитивно знаем, как облупленного, знаете, что он скажет, о чём он подумает, что он сделает в ближайшее время. У кого есть такоё опыт? Уже интуиция на автоматически на уровне.
[Из зала]: А есть какое-то определение интуиции?

01:01:04 [БРСС]: Я посмотрел официальное определение интуиции: «Интуиция — это позднелатинское слово, которое происходит от…, то есть буквально обозначает «созерцание», пристальный взгляд — это способность человека понимать, формировать, проникать в смысл событий и ситуаций, объектов, посредством инсайта, озарения. Интуиция основана на человеческом воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё» или проницательность». Вот определение. Одна из составляющих. Сейчас мы говорим как раз об образе.
[Из зала]: Одна из составляющих?
[БРСС]: Одна из составляющих. [непонятно]
[Из зала]: Такой вопрос ещё. [непонятно] опыте сознания Кришны?

01:02:58 [БРСС]: Естественно, что субъективный опыт ограничен, но мы говорим об общих моментах, например, [непонятно] второго опыта у нас может и нет, но первое мы видим каждый день….любой, кто рождается …вот это уже объективный опыт. И на этом основании мы можем понять, что этого точно не….. Как Кришна говорит, что материальный мир — это временное место, полное страданий. И мы это видим на опыте жизни каждого. Мы опираемся на какой-то субъективный опыт, но то к чему идём, объективные законы, которые стоят за всем этим.

01:04:18 Мы не будем в философские темы погружаться, потому что особенностям семинара не помогает.

01:04:30 Теперь идём к практике, готовы к практике? Практика именно в этом и заключается, Шрила Прабхупада объясняет это несколько раз в своих комментариях, и мы можем видеть это примеры. Естественные примеры преданных, достигших совершенства, они по-другому относятся к страданиям. С сострадания начнём, тема сострадания. Будем развивать сострадание к самому себе и менять своё отношение к страданиям, идя по стопам реальных преданных. Интересно это? А кто из вас это практиковал?

01:05:37 [Из зала]: [непонятно]
[БРСС]: Давайте тогда. Первое — это понимать, зачем нужны страдания. Кто может сказать, зачем Кришна дал страдания? Ну не было бы страданий, всё было бы так прекрасно.
[Из зала]: [непонятно]

01:06:22 [БРСС]: Чтобы разочаровались в счастье без Кришны. Ещё? Зачем нужны страдания?... Самосохранение…..Чтоб быстрее вернулись к Нему…. Чтобы научились ответственно относится к поступкам…Счастье можно ощутить на фоне страданий… Поэтому, если бы страданий не было бы, было бы так скучно в материальном мире, было бы ещё хуже. У кого был такой опыт? Абсолютно никаких проблем, нет задач, которые надо решать, и вы не знаете что делать?.. И какие ощущения?... Скучно… И когда это долго продолжается — это просто, жить не хочется.

01:07:38 [Из зала]: [непонятно]
[БРСС]: Скука — это одно из самых больших страданий, которое человек может испытать.
Страдание надо для счастья. Но, конечно, цель, которую Кришна заложил в страдания, — это духовное развитие. Страдания помогают нам духовно развиваться, и… кто помнит, как называется страдания, на которые мы идём добровольно ради духовного развития — тапасия.

01:08:35 Цитата
Как ... говорит, что аскезы ради духовного развития приводят к просветлению. Сапва — значит просветление. Шутье – очищают сознание. Кто чувствовал это, что пострадаешь, и чувствуешь такое ощущение! Духовному счастью, которое вечно, не прекращается в отличие от материального.

01:09:27 Просветление, очищение, духовное счастье — вот три этапа, [непонятно] описывает, к которым приводят аскезы ради духовного развития.
Поэтому мы можем обратиться к личному опыту, личный опыт — это много. Потому что понять какие-то общие принципы мы можем только опираясь на личный опыт.
И на основании личного опыта давайте проверим. У кого был такой опыт в жизни, что были какие-то трудности, страдания, проблемы, мучения, и вы думали: «Ну что это такое? И как от этого избавиться?» И вы были так возмущены. А потом, оглядываясь назад, вы поняли, что без этого вы бы не получили тех благ, которые вы получили. У кого было такое? Вот смотрите, универсальный принцип.

01:10:43 Давайте, сколько у нас времени… Восемь, плюс-минус.
Давайте тогда на практике: в парах расскажите друг другу о каком-то тяжёлом опыте, который вы не понимали, но оглядываясь назад, он принёс какое-то благо.

01:11:38 В зале [обсуждение]

01:17:23 [БРСС]: Всем времени хватило?

01:17:48 [БРСС]: Харе Кришна! Харе Кришна!
Больше всего меня радует, когда я вижу в каком экстазе и с какими блаженными улыбками преданные рассказывают о проблемах. Интересно, что когда ты в моменте находишься — это трагедия, а потом выясняется — это была комедия. Я надеюсь, что до определённой степени все вы почувствовали, что это была милость Кришны, что это была рука Кришны, которая стояла за этим.

01:18:40 Вот это очень важный момент для вигьны, осознавать как Кришна участвует в моей жизни. Один преданный говорит, что если мы не любим руку Кришны в своей жизни, придётся чувствовать его ногу! Благодаря хорошему пинку человек обретает крылья. Есть и другие способы.
Двигаясь по ленте времени вперёд. То есть мы сейчас говорили о каких-то …. Проблемах, и благах, к которым эти проблемы приводят. Выделите какую-нибудь проблему в настоящем, которая вас беспокоит, и вкратце расскажите о ней друг другу, буквально полминуты максимум, просто обозначьте проблему, без советов, без подробностей, такая-то и такая-то проблема, и она меня волнует.

01:19:55 [обсуждение]

01:23:42 [БРСС]: Заканчиваем. Харе Кришна!
По вашим лицам я почувствовал уже, что многие заподозрили подвох. Нет? Ну сейчас узнаете. Сейчас надо также рассказать — а в чём милость Кришны в этой ситуации? В чём экстаз? Надо научиться радоваться проблемам. Если вы научитесь радоваться проблемам, особенно в этой стране. У вас вся жизнь в радости пройдёт! Так что практикуйте.
Расскажите друг другу в чём милость Кришны, в чём экстаз.

01:24:47 [обсуждение]

01:28:35 [БРСС]: Заканчиваем. Харе Кришна!
Я могу поделиться самой большой трагедией в своей жизни и в чём экстаз. Самая большая моя трагедия — что преданным мне стать так и не удалось за тридцать с лишним лет, но экстаз в том, что это помогает развивать смирение и понимать, что единственное, что я могу делать — это служить преданным, единственный шанс.
Хорошо, это один аспект, о котором мы говорили, как можно сохранять спокойствие даже в проблемных ситуациях, увидеть милость Кришны, это то, что Шрила Прабхупада настоятельно рекомендует, и то, что мы сегодня практиковали.

01:29:50 Действовать по принципу: не было счастья, да несчастье помогло. Но обратное также справедливо. Это уже моя авторская пословица: не было бы несчастья, но счастье подвело. Иногда мы теряем голову от радости, когда думаем: что ж такое происходит невероятно хорошее в жизни. А потом выясняется, что это была не радость, а это был опыт. У кого был такой опыт?.. Вы летали от счастья, а потом выяснилось, что вас просто надули. Не стоит обольщаться, если вас несут на руках, вполне возможно, что процессия наполняется в ….

01:31:07 Поэтому эти два аспекта, если практикуем их, то они выводят нас из двойственности. Понимаете, как это действует? Потому что двойственность — это счастье и горе. Если мы видим милость Кришны в горе, если видим происки майи в счастье, то тогда на нас не могут повлиять ни счастье, ни горе. И вот в этом случае мы можем стабильно двигаться вперёд в сознании Кришны.
Харе Кришна! На этом мы остановимся на сегодня. Я надеюсь, что-то полезное или интересное для себя приобретаем. Хорошо. Спасибо. Завтра мы продолжим, будем больше об ….говорить.

транскрибирование: Светлана Полуэктова | Таллин | Эстония | 14 September 2023