5 принципов гармонии с миром
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Мы будем говорить сегодня о том, как сделать наши отношения с другими людьми, с другими живыми существами, гармоничными. Я очень рад, что вы выбрали сегодня придти сюда, а не на море, я удивлён, что кто-то пришёл, я бы лично пошёл на море. Очень ценю ваш выбор.
00:00:26 Представьте себе такую ситуацию… ни для кого не секрет, что отношения очень, очень важны для нас. Представьте, что вы приезжаете в свой родной город… какой родной город? В Москву. И в Москве никого нет, наконец-то! Вы выходите из поезда и на перроне никого нет, вы заходите в ЦУМ, там недалеко ЦУМ, ГУМ, и там никого нет, бери всё, что ты хочешь. Последние модели телефонов, последние модные платья, последние… что? Туфельки. Хрустальные. И всё в любом количестве, в ассортименте. И выходите, и никаких очередей, никто не толкается. Классно же? И так по всей Москве. В метро заходите – никого нет. И поезда тоже не ездят, кстати.
00:01:37 И вот согласитесь, любая квартира. На Красной площади, пожалуйста, хоть в Кремле живи, хоть в Эрмитаже, хоть… ну, не знаю. Эрмитаж в Питере, кстати, да. Ещё в Питере заодно. В библиотеке живите, да. Всё хорошо, единственное – никого нет. Как ощущения? Красота! Наконец-то! А, в компьютерные игры можно играть, можно смотреть телевизор сколько хотите, на любом экране, на любом диване лежать, любую еду можно заказать, есть на диване… Ну сколько мы будем радоваться этому покою? Пять минут кто-то говорит. День, два… И в какой-то момент становится очень скучно. Потому что мы так устроены. Конечно, нам трудновато бывает, когда людей много, места заняты, не протолкнуться, но если убрать всех то мы тоже не можем жить. Потому что отношения дают нам вкус, дают нам счастье. Отношения являются самым большим источником счастья, самым большим генератором приятных ощущений.
00:03:06 Но отношения являются самым большим источником страданий. Точно так же, как они приносят радость, точно также они приносят боль. Когда-то давным-давно у Эзопа спросили, что самое… ну, у него попросили: принеси самое ценное, самое важное, что есть. И он принёс язык. Ну, что самое важное? Язык. Почему? Потому что он может говорить сладкие слова. Хорошо, тогда принеси что-то, назови что-то, что самое плохое, самое злое. Язык. Потому что язык может говорить злые слова. И точно также отношения это, с одной стороны, источник самых больших радостей, также это источник самого большого горя, если люди не могут их правильно строить. И когда мы говорим о знании, когда мы говорим, что человек обладает мудростью, эта мудрость проявляется в том, что он может строить правильно отношения.
00:04:15 Есть поговорка в народе: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? Если перефразировать это в нашей связи: если ты такой умный, то почему ты такой несчастный? Действительно, если человек обладает знанием, то это знание должно приводить к тому, что он способен испытывать большее наслаждение. А какой смысл в знании? Знание должно приводить к тому, что человек умеет извлекать счастье из этого мира. И самое большое счастье – это взаимоотношения. Если человек разумный, если он обладает знанием – он умеет строить гармоничные отношения.
00:04:54 И мы говорим много на нашем Фестивале Благости о знаниях, о ведах, о мудрости, мы слушаем много лекций, мы рассказываем эти лекции, пересказываем друг другу, но результатом этого слушания и пересказывания должно быть то, что у человека появляются знания. А это означает способность строить гармоничные отношения. Если этого нет, то чему же он научился?
00:05:20 Знания всегда проявляются в качествах. Вот вы умеете водить машину? Умеете водить машину? А кто? Вы умеете водить машину. Как мы поймём, умеет он водить машину, или нет? Права покажет? Купить можно. У меня был опыт, я ехал с человеком, у него не было прав. Я это узнал уже в процессе, потому что он спрашивал меня: «А что этот знак означает, ты не знаешь случайно?». Я говорю: «Нет, а вы знаете?» - «Я тоже». Права он купил. Поэтому как мы поймём, может он, знает он, как водить машину, или нет? Как проявляются знания? В качествах. Умеет он водить машину, или нет, хорошо он водит машину, или нет.
00:06:05 Поэтому если мы говорим, что я что-то знаю – это знание всегда должно проявляться в наших качествах, в наших способностях. Поэтому ведическая мудрость, любая вообще мудрость должна проявляться в том, что у человека проявляются качества. И самое главное качество – способность строить гармоничные отношения с окружающими. И поэтому эта тема «пять принципов гармоничных отношений». Мы будем говорить о принципах. Об определённых принципах, которые позволят на практике улучшить отношения нам с близкими, с теми, кто рядом с нами.
00:06:48 И для того, чтобы достичь этой цели, чтобы достичь результата, научиться этому всему, у нас будет три таких больших блока. Сначала мы поговорим с вами о том, что такое гармония, надо разобраться с этим понятием, оказывается, по-разному можно это понимать и по-разному можно гармонию строить. Потом мы поговорим о пяти принципах гармоничных отношений, как эти принципы выглядят, знаете, погрузимся в них разберём их подробно. И после этого мы поговорим о практических шагах, то есть как эти принципы, которые были сформулированы давным-давно, это не что-то новое, это древняя вещь. Но как эти принципы можно на практике, в нашей жизни сейчас, в 2017году в Анапе, прямо здесь на фестивале практиковать. Вот всё это в нашей программе. Нормально, нет?
00:07:47 То есть цель этого четырёхдневного… или трёхдневного семинара в том, чтобы научиться этим принципам, понять эти принципы и использовать эти принципы в нашей повседневной жизни. В этом идея. И уже к концу этого занятия у вас будет небольшое задание. Лёгкое, простое, но каждый из вас может уже сегодня попрактиковать, один из этих принципов уж точно, на ваших соседях по комнате.
00:08:20 Итак, первое, с чего мы начнём, это определение гармонии. Что такое гармония. Когда вы слышите слово «Гармония», какие у вас возникают ассоциации? Что такое гармония? Равновесие. Красота. Симметричность. Спокойствие. Счастье, нет такого? Гармония – это счастье. А буквально что слово «гармония» означает? Адекватность. Баланс. Гармония означает согласие, да? То есть согласованность. То есть человек согласован. Согласован с чем-то, гармонично с чем-то… движется с чем-то гармонично. И гармония, конечно же, ассоциация со счастьем, с покоем, с умиротворением, каким-то блаженством. И мы чувствуем, каждый из нас понимает, что мы созданы для счастья. Есть у вас такое подозрение, да? Что вот ну хочется этого счастья, все мы в поисках счастья находимся. В чём мы только это не ищем, но всё это ищут.
00:09:37 Мы хотим всего две вещи в этом мире, всего две вещи: чтобы было как можно больше приятных ощущений и как можно меньше неприятных ощущений. Вот ничего больше нас в жизни не интересует. И знаете, вы правы. У нас в паспорте написано «Создан быть счастливым», можете открыть, там написано. Но есть разные подходы к тому, как эту гармонию, как это счастье можно обрести.
00:10:07 И если вот так буквально посмотреть на наш семинар, на наши лекции, получается – пять принципов, которые помогут [непонятно] быть счастливыми. Вот так это звучит: пять принципов, которые помогут быть… сейчас вот Олег Дмитриевич научит нас каким-то хитрым трюкам, которые помогут нам сразу же наладить отношения со всеми, кто рядом находится. Итак, два подхода к гармонии. Вот эти два подхода у нас здесь на [непонятно] обозначены.
00:10:41 Первый подход, самый распространённый. Это когда человек хочет строить гармонию и гармония заключается в том, что все, кто находится вокруг меня, должны жить в гармонии со мной. То есть, другими словами, эти люди должны под меня подстраиваться. Так ведь? Хочется, да? То есть, приходишь, а в комнате вот так, как ты хочешь и все стоят вот в тех углах, которые ты для них определил. Приходишь в столовую и вот всё так, как ты хотел. Приходишь на лекцию и вот так, как ты хотел. Вот я хотел вообще больше людей. Понимаете, да? А мысль вот сразу: мало ли, что ты хотел. Но вот оно так хочется, оно хочется, есть такая природа в нас, она сидит там, внутри, и говорит «я хочу, чтобы все жили в гармонии со мной, чтобы все смотрели так, как мне хочется, чтобы смотрели, ну как-то вот, с восхищением», понимаете? И оно там сидит и не то что бы, знаете, специально мы так себе проговариваем это, оно просто так живётся. И вот здесь на картинке вы видите, что все планеты крутятся вокруг этой личности.
00:12:09 Как сделать так, чтобы люди меня слушались? Подскажите мне, какие есть рычаги, чтобы люди жили в гармонии со мной, чтоб они подчинялись мне, чтобы они делали так, как я хочу, какие инструменты есть? Кто хочет сказать – махните рукой, я буду хоть знать. Полюбить их, люблю вас, да? Есть один вариант такой. Тогда они будут меня слушаться. Хороший план. Ещё? Быть Солнцем? А это как? То есть нужно как-то так вот ярко светить? Значит, играть роль Солнца. Если я не Солнце… знаете, я как-то однажды видел картинку в соц.сетях: сидит муха, читает книгу. Книга называется «как стать слоном». Вот чтобы быть в центре, Солнцем надо… я, может, не Солнце, но надо им стать, да? Вот такой вариант. Играть из себя Солнце. Ещё какие варианты? Да, скажите пожалуйста… Заставлять этих людей. Заставлять. Грубостью, да? Если вы не будете меня слушать – останетесь без обеда. Браслетики вам не помогут. Ещё как можно? Ну-ка? Дать денег. Каждый, кто придёт на мою лекцию получит скидку на консультацию Олега Геннадьевича. Да, ещё? Заинтересовать. Вот если вы будете меня слушать, то к концу семинара у вас вырастут крылья. Заинтересовал? Ещё как можно? Быть авторитетом – это как? Надо печальное лицо сделать такое, суровое?
00:14:21 То есть понимаете, для того, чтобы мне вас подчинить себе, чтобы вы жили в гармонии со мной мне нужно приложить множество усилий. Грубость, может быть манипуляция, может быть улыбаться нужно, делать то, что вы хотите. Есть много технологий, как расположить к себе людей, чтобы они мне подчинялись. Есть, конечно, люди, которые очень философски, научно могут объяснить эту философию, но большинство людей… Они просто так живут. Они просто так живут и действительно не заморачиваются в философии. Но какая проблема, когда человек хочет сделать так, чтобы все жили в гармонии с ним? Какая проблема возникает у людей, пытающихся так строить гармонию? Люди вдруг сопротивляются. Ещё? Недовольство людей вокруг. Почему недовольны они? Почему вы недовольны, когда вас гармонизируют? Что вам не нравится то? Свободу вашу, на вашу свободу посягают.
00:15:45 И особенно, когда вам что-то обещают, вы чувствуете, что вас экспулатируют, но всё-таки хочется получить, что этот человек даёт. Ну ладно, мы будем друг друга эксплуатировать. Ещё? Злость, агрессия, у кого? Кого гармонизируют, у него может злость появляться. но также злость может появляться у меня, потому что не все гармонизируются. Я обратил на это внимание. Особенно я непопулярен среди младенцев. Когда младенцы, слава Богу, здесь вход до [наверное, имелось ввиду «от», но сказано было «до»] шестнадцати. Это важно. Младенцы на моих лекциях очень возмущаются. Не нравится, да.
00:16:36 Поэтому важный момент. Вот смотрите, как бы мы не пытались всех гармонизировать, ну вот кто может погоду гармонизировать? Ну не многие из вас. Может быть, некоторые, не многие. Кто-то может своего мужа гармонизировать. Не всегда бывает, да? Свою жену, своих близких, ну то есть много усилий, а эффект не всегда такой, как мы планировали. И вы представляете, если человек очень сильно помешан на том, чтобы все жили в гармонии с ним – он обречён на разочарование. И чем больше он в это погружён – тем более несчастный этот человек. Тем больше человек гордый, это гордость называется. Что всё должно быть так, как я хочу. Тем более несчастный этот человек. Видели таких, да? Где-то видели, да? И понимаете, если таких людей, которые хотят гармонизировать всех с собой очень много в одном месте собирается – у них возникает война. Они начинают драться между собой.
00:17:52 Представьте, что вы едете на машине, на своей хорошей машине, в Москве, где много машин, знаете, восемь полос с одной стороны, восемь полос с другой стороны, и ту вам приходит в голову, что вы будете ехать на своей машине в гармонии с самим собой. И все остальные должны ехать атак, как я хочу. И при том, об этом подумал каждый водитель. В каждом из этих сотен тысяч автомобилей подумал: а почему я должен кому-то подчиняться? Они должны жить в гармонии со мной. Что возникнет? Да, одно большое ДТП. И никто никуда не доедет. Если мы хотим ехать быстро по Москве, ну или хоть как-то ехать, надо ехать в гармонии не с собой, а в гармонии с правилами дорожного движения.
00:18:59 Итак, этот первый вариант гармонии, самый распространённый среди большинства людей, мы неосознанно хотим именно этой гармонии. И мы слушаем лекции… Помните, как мы слушаем лекции? Сейчас я послушаю, как ЕМУ надо действовать. Я сейчас послушаю, как ЕЙ надо действовать. Я потом ей объясню, что ей надо делать. И она должна гармонировать со мной, понимаете? Или он должен гармонировать со мной. И это проблема, это проблема. Как бы мы ни были очаровательны, подобны Солнцу, всё равно не будет всё так, как мы хотим.
00:19:41 И поэтому есть второй способ. Второй способ, когда человек, вот видите, вторая картинка, когда он понимает, что если мы будем крутиться вокруг… вот тут показан знак вопроса. Чтоб не все крутились вокруг меня, а чтобы мы крутились вокруг чего-то основательного, вокруг основы, да? Нам нужно жить в гармонии с правилами. С правилами, с тем, что является основой всего этого мироздания. Тогда больше шансов. Не обязательно все должны делать так, как я планирую. Но если мы будем стараться делать так, как говорят правила дорожного движения – мы все доедем туда, куда надо. Второй принцип заключается в том, что человек отказывается от этого эгоистического желания, что я – центр, вокруг которого все должны крутиться. Вы просто на мгновение представьте: ну не всё должно быть так, как вы хотите. Вот просто так успокоиться – и всё. Ну пришло столько, сколько пришло, всё нормально. Ну приготовили то, что приготовили, ну что делать? В следующий раз приготовят что-то другое.
00:21:05 И что является этим центром, вокруг которого крутится этот мир? Этот огромный мир, в котором мы живём. Что является этой осью? Есть разные, я почему знак вопроса поставил, потому что есть разные мнения. Кто-то говорит, что всем здесь управляет случай, что просто случайно всё вот так появилось. Просто был взрыв и так удачно он рванул, так ровненько всё упало, что появилась сначала инфузория туфелька, потом обезьяна, а потом Дарвин. И всё так ровно, ровно получилось случайно. Кто-то говорит, что есть законы природы. Есть природа, некая природа, есть нечто, есть какой-то закон. Как он работает, что это такое? Ну вот так вот, что-то такое есть. Но до кого-то доходит, что этим принципам, которые лежат в основе всего, что мы видим вокруг, является разум.
00:22:15 Я натолкнулся в интернете на заявление, знаете, такое «письмо покаяния»,. Один знаменитый человек, его зовут Энтони Флю, он их Оксвордского университета, очень пожилой человек, ему там под семьдесят лет… или под восемьдесят. И он шестьдесят шесть лет своей жизни посвятил тому, чтобы убеждать других в атеизме. Знаете, вот он своей кафедрой, своими книгами, своими статьями объяснял людям, что всё получилось нечаянно, случайно. Но в какой-то момент, когда он исследовал ДНК, когда он видел эту филигранную… это чудо просто, до него дошло, что оно не могло возникнуть случайно. Это какой-то разум, это какой-то гений создал такую структуру, где заложена информация о каждом из нас. Из этих генов ДНК появляется человек. Чудо? И остаток своих дней он посвятил тому, чтобы… он говорит: столько, шестьдесят шесть лет, я говорил неправду. И последние свои годы он посвятил тому, чтобы как-то опровергнуть то, что он говорил шестьдесят шесть лет.
00:23:45 Поэтому для кого-то… кто-то открывает эту вещь, что стоит в центре разум. И смотрите, важный момент: если в центре стоит разум, если всё это – разумное создание, то получается, что этот разум, он понимает. Он является, знаете, такой образ я вам дам, образ дерева. Красивое дерево, мистическое, с мистическими корнями. И вот этот мир является одним большим, огромным организмом. Огромный организм, и каждая часть этого организма – это всё части единого целого. И корень этого организма переживает за каждый листик, за каждую веточку так же, как за самого себя.
00:24:35 Вот у вас есть тело. Вам что больше нравится, руки или ноги у себя? Руки нравятся? Голова нравится. А руки не нравятся, только голова? То есть можно руки оторвать, а голову оставить, нормально? А левый палец или правый палец вы больше любите? У вас есть такой вообще вопрос, возникает у вас? Вам нравится всё, потому что всё, вот можно сказать, вот вам может быть голова, а может быть печень нравится. Вот без печени, знаете, я как-то обойдусь. Голова без печени не проживёт долго. Так же, как печень без головы. То есть все эти вещи, они нужны для того, чтобы я мог существовать. Поэтому, если мы говорим о живом организме, о полном, целом, у этого полного-целого нет такой вещи, как что-то важное, а что-то неважное. Всё для него важное. Как он относится ко всему, к тому, что существует, как он ко всему относится? Как? Как ко главному, всё это важное. С любовью, да? Кто-то говорит, с любовью. Так вот, интересный момент, я хочу вам сказать, что если человек понимает, что всё это единое целое… вы только представьте, что мы все связаны. Что не то, что вот мы как-то здесь живём отдельно, а эти люди никак с нами не связаны. Они что-то чужое, что-то другое.
00:26:23 Вспомнил, тоже кто-то из соц.сетей тоже прислал мне интересный ролик… да, у нас сейчас источник всех доказательств – это соц.сети, да. Интересный ролик, человек на машине привёз к реке огромную кучу мусора. Знаете, вот, и свалил эту кучу мусора в реку. Так у него, как это называется? Самосвал. Он высыпал самосвал в реку. И она поплыла, эта грязь поплыла по этой реке, и он довольный, приезжает домой, открывает кран в душе, и весь тот мусор, который он высыпал в реку, сыпется на него из душа. И он не понимает, откуда это взялось? А оказывается, есть связь между тем, что мы кидаем в воду и тем, что течёт из нашего крана. Представляете, связано как-то, это не другое. И человек, который понимает это единство – он понимает, что если я хочу благо, если я хочу гармонии, то мне нужно отказаться от эгоизма, от того, что всё должно вокруг меня крутиться. Мне нужно от этого отказаться и всем нам надо крутиться вокруг того, кто является источником всего того, что мы видим. Жить в гармонии с этим организмом.
00:27:56 И есть одна формула, которую вы все знаете, на русском языке, но я вам её расскажу на санскрите. Оказывается, это древняя формула, которая объясняет принцип гармоничных отношений. Эта формула звучит: «Пусть будут счастливы все существа во всех мирах». Знакомая фраза, да? Я желаю всем счастья. Вот это оттуда. На санскрите она звучит [локах самостах сукхино бавонту]. Это древняя формула, эту формулу повторяет корень, источник всего этого, он повторяет эту формулу, это древняя формула, изначальная формула – пусть все будут счастливы. Так думает источник всего. Почему он так думает? Потому что всё это – одно целое, один организм, и он обо всех думает и переживает так же, как за самого себя. Это не просто Олег Геннадьевич придумал недавно. Оказывается, это суть философии.
00:29:03 Если человек повторяет эту формулу, то означает, что он признаёт, что всё это – единое целое. Потому что, зачем мне желать всем счастья? Зачем мне вам желать счастья? С какой радости? Мы же разные люди, зачем это делать? За этим стоит философия. Мы все – одно большое дерево, организм, одно большое существо, единство. Это философия одного целого, единство. И если я ненавижу кого-то – на самом деле я ненавижу самого себя. Представляете, как интересно? Я говорю: вот он негодяй! Чтоб он сдох! Но вы говорите: «пусть я сдохну», говоря эти слова. Потому что этот человек – это вы. Это связано с вами, понимаете? И вот эта философия «пусть все будут счастливы», это философия, которая генерирует из себя корень. И те живые существа, то есть тот из нас, кто живёт в гармонии с этой философией, может рассчитывать на то, что он сам будет счастливым. Он может рассчитывать на то, что у него будет гармония в отношениях с другими живыми существами, потому что эта философия помогает эту гармонию построить.
00:30:25 Если же человек, если какая-то часть этого организма, этого большого организма, начинает жить в гармонии с собой – это называют «раковая клетка». Иногда у людей появляются раковые клетки, это особые клетки. Обычно, когда клетка появляется в организме, там есть специальный инструмент, специальное устройство, которое объясняет этой клетке, кем она будет и где её место, чтоб она жила в гармонии с организмом и занималась своим делом, и весь организм будет процветать. Но те клетки, которые не прошли обучение, которые, знаете, так появились… ты кто? Да не знаю я. Я тут отдельно. Я тут буду гармонию вокруг себя строит. Это называется «раковая клетка». И она начинает разрушать весь этот организм. Она себе благо не приносит, но убивает саму себя. Как только организм будет уничтожен – она будет также уничтожена.
00:31:25 И вот те люди, это второй способ строить гармонию, те люди, которые понимают этот принцип – они начинают так задумываться: а как мне жить в гармонии с этим изначальным принципом, с этим корнем? Как мне жить по принципу «пусть все будут счастливы»? ведь мы все – один организм. И этот корень генерирует эту энергию «пусть все будут счастливы». Как на практике это сделать? Это то, о чём мы будем говорить. Конечно, можно ограничиться тем, что желать всем счастья – это не плохо, но это пожелание, эта медитация, должна проявляться в нашей повседневной жизни. И вот эти принципы, о которых мы будем говорить сейчас, они специально и нужны, чтобы эту философию «пусть все будут счастливы» транслировать в своих поступках. Вообще, вам интересно, нет? Я вас не загипнотизировал? Загипнотизировал, да? Спеть надо что-то. Ну это к Олегу Геннадьевичу, он споёт.
00:32:40 И смотрите, интересная вещь: этот организм, в котором мы живём, он постоянно до нас доносит это принцип, он хочет, чтобы мы жили в гармонии с этим принципом. Это сделает и нас счастливыми, и сделает счастливыми тех, кто находится рядом с нами. И это послание постоянно транслируется нам через разные жизненные ситуации.
00:33:09 В прошлом веке в Америке была, как это называется… Большая Депрессия, Великая Депрессия. Когда много людей потеряли работу, обанкротились, и люди… ну, знаете, не та Америка, что сейчас. И в этот момент в каком-то предприятии понадобился человек, который знает азбуку Морзе. Но руководитель предприятия понимал, что народ сейчас в таком состоянии, что сейчас все придут, чтобы взяли на эту должность знатока азбуки Морзе. Даже если они не понимают ничего, они всё равно туда будут лезть. Надо как-то придумать тест, надо как-то придумать так, чтобы убрать тех, кто не разбирается в этом. И он придумал интересный план: он дал объявление в газете и пригласил людей на свой комбинат, свой завод, огромная очередь образовалась, может быть двести, триста человек, и все с нетерпением ждали своё очереди, чтобы заявить о том, что он разбирается в азбуке Морзе. Все сидели, стояли, ждали, люди заходили в этот офис, выходили разочарованные. Так проходили один час, два… Неожиданно в это место зашёл один молодой человек. Он занял сначала очередь в самом конце, но неожиданно он встал, обойдя всех, кто был в этой очереди, зашёл в этот офис, зашёл в эту дверь, и через пять минут вышел руководитель этого предприятия и сказал: «все свободны, мы нашли человека, который знает азбуку Морзе». Ну, народ возмутился… мужики, ну вы что, мы тут целый день сидим, вы хоть послушайте нас, почему этого выскочку приняли, это же несправедливо! И тогда им объяснили. Вы слышите, здесь стучат станки? Эти станки стучат согласно азбуке Морзе. И они говорят: «если ты знаешь азбуку Морзе – не стой в этой очереди. Обойди всех, войди в эту дверь и ты получишь своё место». Если вы знаете азбуку Морзе, почему вы этого не сделали?
00:35:32 И точно также ситуации в этом мире, они постоянно стучат, как азбука Морзе стучат нам, что откажись от своего эгоизма, пойми, что ты – не Солнце, что не должны вокруг тебя все крутиться. Ты должен крутиться вокруг того, кто является корнем всего этого. Живи по формуле «пусть все будут счастливы», тебе нужно жить таким образом. И вот эта азбука Морзе ярче всего проявляется через наши взаимоотношения. Наши отношения в этом мире – это язык, на которомабсолютная истина говорит с нами. Вы не думайте, что там вот случайно этот лектор появился на сцене. Я не думаю, что случайно появились эти люди. Это всё не случайно. Нас вместе свела судьба. И мы друг другу доносим, абсолютная истина говорит через нас друг другу одну и ту же вещь. По-разному говорит, но одну и ту же вещь: ты не Солнце, ты – Луна.
00:37:49 И наша реакция на поведение людей – показатель нашего духовного уровня, то есть то, как мы реагируем на людей. Мы можем много говорить о знании, о мудрости, но то, как мы реагируем на других людей – это показатель, это проявление того, насколько мы развиты. Есть очень сильное утверждение, что величие человека , величие человека, насколько он мудр и велик, проявляется в том, насколько он может терпеть трудные ситуации. Насколько он может терпеть непредсказуемые ситуации. И точно также реакция людей на наше поведение, то есть я вот как-то веду себя, а люди как-то реагируют. Вот эта реакция людей, она подсказывает мне, на что мне нужно обратить внимание. Знаете, не то, что вот, [непонятно]не разбежались, ну люди какие-то ненормальные просто. И вот куда я не прихожу – все разбегаются. Как только я начинаю говорить – люди начинают разбегаться. Странные у вас люди. Слушай, может всё-таки ты странный какой-то? Нет, нет, я-то нормальный!
00:38:03 И вот эта вот внимательность в отношениях, она, с одной стороны, показывает мне, я могу оценить, насколько сам, вообще, продвинут, реально то, насколько я сам мудр. И с другой стороны, как люди на нас реагируют, я могу обратить внимание, что мне нужно в себе менять. Отношения – очень мощный инструмент, для того, чтобы с абсолютной истиной общаться.
00:38:37 И вот сейчас мы уже почти вплотную подошли к этим принципам, через которые мы можем, в отношениях с другими людьми, проявлять вот эту философию «я желаю всем счастья». Эти принципы универсальны, но это не то, что когда-то их открыли и они появились. Точно так же, как закон всемирного тяготения не был открыт Ньютоном. Ну, в смысле, он его назвал своим именем, но яблоки падали и до него. Люди пользовались этим принципом тяготения до него. Они пользовались этим принципом. Они строили уже, там были колёса, да? Люди тележки какие-то, машины, или что у них там было, пользовались? Принцип использовали? Просто он не назывался принципом всемирного тяготения и Ньютон, пока на него не свалилось это яблоко и он не назвал его своим именем… Этот принцип существовал.
00:39:39 Точно так же то, о чём я сейчас буду говорить вам… вы скажете: «ну, это я знаю, ну это простая вещь». И в разных школах, в разных традициях, в разных религиозных традициях эти принципы сформулированы. Потому что эти принципы рабочие. Потому что абсолютная истина – она хочет донести до нас эти принципы и люди, немножечко соображающие, они эти принципы вычисляют и понимают: хочешь жить счастливо – нужно это принцип в своей жизни применять.
00:40:13 Но я сейчас вам расскажу ту формулировку этих принципов, которую составил… есть такой человек, его называют [Потанджели]. Он жил во втором веке до нашей эры, это великий мудрец. И он составил [хатха-йогу], вот эту вот йогу, вы здесь занимаетесь асанами, это одна из частей этой [штанга-йоги]. Но он не придумал это, йога существовала до него, тысячелетия до него это существовало. Что он сделал? Он просто взял это из вед и как-то адаптировал для людей, которые жили в то время. Он написал сутры, он это в стиле сутр таких, знаете, закодированных, зазипованных истин. И в [йогасутрах Потанджели] сформулировал эти принципы, о которых мы будем говорить. Я буду в своих презентациях говорить, как эти принципы сформулированы в других религиозных традициях. Они универсальны, но мы будем пользоваться формулировкой, которую дал [Потанджели] в своих [йога-сутрах].
00:41:30 Итак, эти пять принципов, о которых мы будем говорить, или, так скажем, эти пять принципов – жить в гармонии с этим корнем, жить, так скажем, отказаться от эгоизма. То есть пять принципов отказа от эгоизма или пять принципов гармонии с абсолютной истиной. Они выглядят вот таким образом. На санскрите они звучат так: [ахимса, сатья, астея, апоригроха, брамочария]. Их называют «пять ям» или «пять законов», «пять предписаний», которые помогают человеку настроить гармонию в отношениях с окружающими. Почему? Потому что этот принцип «я желаю всем счастья», «я думаю о благе других», который [непонятно] источник, Бог, оно проявляются в этих пяти вещах. Если я действительно желаю всем счастья, то эти принципы для меня естественны. Что означают… перевод, я скажу вам перевод. Первая [Ахимс] означает ненасилие, [Сатья] означает правдивость, [Астея] означает «не воровать», [Апоригроха] – не жадничать, не накапливать больше, чем необходимо, и [Брамочария] означает ограничение… как здесь написано, отказ от страсти по отношению к своему окружению, вот так, красиво написано.
00:43:09 Представьте, что в каком-то обществе люди полностью будут игнорировать эти принципы. Представьте общество, в котором люди проявляют насилие направо и налево, понимаете, направо и налево. В обществе, в котором все обманывают друг друга. Знаете, во сколько обед сегодня? Обед во сколько? Во сколько? В пять, да? В пять. Представляете, вы придёте в пять. Вам понравится, нет? Всё равно там будет… ну это не наш случай, да? Здесь это не работает. Или скажут: «а сегодня не будет обеда», вы не придёте, вы пойдёте в магазин к бабе наде, вот купите у неё фруктов… [Астея] означает воровство. Проверьте, телефон у вас в кармане ещё, нет? Нет уже? Приходите в номер, там ничего нет уже, соседи, соседи вскрыли всё. [Апоригроха] все тянут себе в нору, все накапливают, все жадные, все, знаете вот, с жадными глазами, жадными руками, всё тянут к себе. И сексуальная свобода, люди готовы заниматься этим где угодно, с кем угодно. Знаете, ваш спутник жизни приходит и говорит: «а что? Нормально! У нас все так делают». Как вы думаете, как с гармонией в отношениях будет в таком обществе? Согласны, да? то есть это не что-то такое недавно придуманное, это… ну просто, если мы хотим выжить, эти вещи должны быть.
00:44:47 И вот [Потанджели] сформулировал для людей, которые стремятся жить в гармонии с источником и стремятся жить, отказавшись от эгоизма, он сформулировал эти принципы таким образом. И мы сейчас, один за другим, в течение этих дней будем эти принципы проходить. Они звучат просто, но на самом деле, для того, чтобы довести это до своей жизни, в этом надо разобраться. Потому что люди порой неправильно понимают это, делают ошибки и потом удивляются – вот я вроде всё по правилам делаю, а какой-то странный эффект.
00:45:36 И начнём мы с вами с принципа [ахимсы]. [Ахимса] переводится как ненасилие. Буквально комментаторы этих [йога-сутр] говорят более подробно, они говорят: ненасилие – отказ от духа зависти и злобы. То есть насилие всегда подиктовано каким-то внутренним мотивом. Вот этот внутренний мотив – зависть и злоба. Зависть означает, что я хочу обладать тем, чем обладает этот человек. Почему он? И злоба, знает, такое нехорошее чувство. Вы же такого не чувствуете, да? Злобы. Ни к кому же нет такого? Или бывает иногда? Да? Есть такое? Вот отказ от зависти и злобы. И объясняют, что это может проявляться в физическом насилии, вербальном и ментальном. Мы сейчас это подробно разберём. И вот этот принцип ненасилия, отказ от злобы, потому что это злобное чувство очень неестественно для человека, оно неестественно. По природе мы – не злобные существа. Мы хорошие люди. Но вот есть эта тенденция, которая портит, отравляет нам жизнь и делает нас отделёнными от этого большого организма.
00:47:15 Знаете, такое чувство… вы же, ещё раз вспоминаем, к руке злобу не испытываете своей? Нет же такого? К ноге не испытываете? Ненавижу тебя, нога! И когда вы какому-то человеку говорите: «ненавижу тебя, человек!», вы говорите – ненавижу тебя, рука. Ну это же странно. Ну как можно такое сказать? Это от непонимания, от непонимания единства. И говорится, что вот этот принцип [ахимсы] или ненасилия является высшей дхармой. Это самая главная вещь, [ахимса] [непонятно] это из [непонятно], это утверждения, что ненасилие – высшая дхарма. Если человек следует одному этому правилу, то всё остальное придёт к нему, все остальные правила, они придут к нему, он сможет и всему остальному следовать. Если он не делает эту вещь, злобу свою не сдерживает, проявляет её направо и налево… да пусть он будет, знаете, сто тысяч раз какой-то религиозный, ничего в духовной жизни он не соображает. Если нет этого качества, ненасилия, если человек не культивирует в себе эту вещь, то ни о какой духовности нет речи. Всё это просто фикция.
00:48:40 И… что такое дхарма? Часто, кто… [непонятно] смотрели, да? Что такое дхарма знаете? Долг, работа, предписанные обязанности, есть много определений разных. Я хочу поделиться с вами ещё одним определением. Дхарма, вот такое в ведах есть определение, дхарма – это позиция человека, которая одновременно ведёт его к процветанию и к освобождению. То есть дхарма – это такое настроение, такое поведение, которое приводит к исполнению всех желаний. То есть, если человек следует дхарме, это такой тонкий закон… если человек следует этому тонкому закону, то он будет процветать как в этом мире, так и обретёт возможность получить освобождение, избавление от всех страданий. Это мистическая вещь, но эта мистическая вещь начинается с того, что человек следует принципу [ахимсы], ненасилию.
00:49:41 Поэтому ненасилие, важно разобраться, что это такое, как это выглядит и как это практиковать правильно. Давайте подумаем. Чтобы нам разобраться, что такое ненасилие сначала надо разобраться с тем, что такое насилие? Знаете, от обратного пойдём, да? Что такое насилие? Давайте посмотрим, давайте дадим определение. Что такое насилие? Это когда что? Когда я думаю о своих интересах и не учитываю другие интересы. Это хорошее определение. Есть ещё более правильное, может быть? Когда я заставляю другого человека принять своё мнение. То есть, не то, что даже я не учитываю, я просто заставляю человека, навязываю ему своё мнение, свою волю навязываю. Это называется насилие. Навязывание своей воли, физически, ментально, словесно, да? Это называется насилием. Нормальное определение? Согласны с этим? Так и есть? Какое? Просто насилие? Но он ведь не просто так насилие совершил, что-то им движет, какое-то его желание. Поэтому он своё желание ставит во главу и заставляет другого человека его желание принять. Это называется насилие. Почему, люди? Скажите пожалуйста? Почему мы проявляем насилие по отношению к другим?
00:51:25 Давайте покопаемся в своём сердце и поймём, почему мы, так знаете вот, пренебрегаем интересами других людей, заставляем их принять, объясняем им всё. Бьём их по голове, чтоб они поняли. Давим их ментально, чтоб они поняли. Почему мы так делаем? Ну-ка? Вот вы скажите, да? Потому что эгоизм. Окей. Вы? Ага, не считаем, что это всё – я, что я с ними одно. Почему? Что исполню свои желания любым способом и даже таким образом я буду счастлив… Пропало уважение… Скажите, да. Несчастен. Мне плохо, пусть и другим будет плохо. Да? Свои ценности. Ага, я не понимаю свои ценности и не ценю другого человека. Очень близко. То есть я хочу придти к своей собственной гармонии и она заключается в том, чтобы подчинить всех себе. Последний, давайте. Супер. Вот я хотел этот ответ получить. Потому что я считаю себя выше, чем этот человек. Я выше, чем этот человек, так как я более велик, то мои желания должны быть первыми, а так как он – никто, так как он меньше, он ниже, он хуже, то зачем обращать внимание на его желания?
00:53:15 Помните вот, в боевых искусствах вы участвовали, нет? Когда боксёры собираются на подраться, на ринге, что им тренер говорит в углу? Про того человека что он говорит? Враг! Ты должен ударить его, должен убить его, сделай его! Разве можно человека ударить? Ну только если он – сволочь. Поэтому надо дегуманизировать этого человека, да? То есть… на войне люди. Неужели они понимают… вот, знаете, война. Люди стреляют друг в друга. Как они друг о друге думают? Ненавижу! Это не человек, это нелюдь просто! Да? А иначе, если мы равны, если мы одинаковы, если мы одинаково ценны, разве можно насилие применять? Только если он – недочеловек, если он ничтожен, если он ужасен. Только в этом случае можно применять насилие. Поэтому каждый раз, когда человек проявляет насилие – это значит, что он считает себя выше, чем тот человек. И на этом основании он имеет право своё желание, свою волю навязывать другому. Поэтому насилие, источник насилия – непонимание ценности другого человека. Согласны, нет? Похоже на это?
00:54:46 И получается, что… О, кстати, это вот в Библии есть такое утверждение: не делай человеку то, что не хочешь, чтобы сделали с тобой. Оказывается, точно такое же утверждение есть и в Махабхарате, вот эта цитата из Махабхарата… «Не делай того, чего не желаешь получить сам». Не делай другому того, чего не желаешь получить сам. То есть, увидь равенство. Увидь то, что этот человек достоин такого же отношения к себе, как и ты. И вот это забвение единства нашего даёт нам право проявлять насилие над другим человеком.
00:55:31 От чего зависит, что я вижу ценность другого человека? Почему какие-то люди видят, что да, вот с ним так нельзя, он достоин, чтобы с ним поступали так же, как со мной, а другие люди так не видят. От чего это зависит? Как вы думаете? От кого? От мировоззрения. И обратите внимание, что мы, на протяжении даже одного дня, видим, как наше собственное мировоззрение меняется. И иногда мы находимся в таком состоянии сознания… может быть, с утра, что наше сознание сосредоточено полностью только на своих потребностях. Так вот встаёшь, особенно если соседки что-то подорвались ночью, в пять часов ночи решили встать, или соседи, то внутри возникает, знаете, такое вот чувство радости за соседей. И такое возмущение, особенно если мы не знакомы и не понимаем, что они не из злых чувств это сделали… возникает такая, знаете, ненависть тихая. И в этом состоянии, знаете, когда человек сосредоточен на себе, ему очень трудно видеть ценность других людей. И в таком сознании, знаете, нам не до сострадания к людям, не до учитывания их потребностей. Нам хочется просто объяснять всем, как они не правы, как они глубоко заблуждаются.
00:57:21 А бывает так, что наше сознание, уже немножечко после завтрака, уже какое-то такое расслабленное, уже замечаем своих родственников, переживаем за них, «а как ты? Покушал уже? Нет? А я уже, тебе надо покушать». А бывает так, что после лекции, какой-то вдохновлённый духовно лекцией, мы начинаем замечать: «Ах! Люди то вокруг! Надо их любить! Это ноги и руки наши! Мы родственники». Понимаете? Мы уже начинаем замечать кого-то вокруг. А бывает так, что мы замечаем даже, что есть не люди, а животные. Но они тоже живые!
00:58:05 Я несколько дней назад был в Индии, мы ходили с друзьями в… как это по-русски… коровник. На санскрите звучит [гошаве], дом коров. Мы ходили в дом коров и там такие большие индийские коровы с такими длинными ушами, с горбом таким. Похожи на такие облака. Чистые, белые облака. Я, знаете, поначалу их немножечко боялся. Ну, большие такие, ходят… Но потом я понял, что они очень добрые там. Потому что их там постоянно… их там никто не ест, все приходят туда и чешут их, там специальные щёточки такие есть. Им нравится, когда их чешут. А кому не нравится? Любой нормальный человек, ему нравится. И вот мы их там, я их там чесал, смотрел им в глаза, они так вот делали мне, здорово, нравится. Я вижу, они живые там, там разум в глазах, они как люди. И в какие-то моменты мы начинаем замечать жизнь. Да, бывает? Жизнь. Что летит комар, а там жизнь, точно такая же, такая же, как у меня. Может быть, он не такой умный, не такой умный этот комар, он не знает, как пользоваться айфоном, но он живой! Замечали? Они живые! Так же, как эти коровы, как эти собаки, как эти растения, там есть жизнь.
00:59:37 И в этот момент прозрения никому не приходит в голову причинять беспокойство другим. Потому что там есть равенство, мы понимаем, там есть жизнь. Мы живые, так ведь? Но когда сознание утреннее, спросонья, порой трудно распознать, что вообще кто-то живой есть, кроме меня. Поэтому легко такому человеку, знаете, очень трудно насилие не совершать. Потому что только я жив. Все остальные просто антураж для меня, для моего существования. Поэтому от состояния сознания зависит то, насколько человек этот принцип ненасилия применяет в своей жизни. И больше всего этот принцип могут применять те люди, которые больше всего достигли совершенства в духовном развитии.
01:00:31 Здесь из [непонятно]стих, который описывает совершенного йога. Совершенным йогом называют того, кто, сопоставляя каждого с собой, видит истинное равенство всех существ независимо от того, счастливы они, или нет. Совершенный йог… не просто, знаете вот, человек, который повесил значок «я йог»… человек, действительно, который… йога значит соединение, гармония с абсолютной истиной, это перевод этого слова. Человек, который достиг совершенства в этой гармонии. Он видит других и ощущает их также, как самого себя. Поэтому такой человек может испытывать сострадание. Вот я сейчас на вас смотрю – и я не чувствую, что вы чувствуете. Немножечко так вот вижу, что кто-то засыпает, но что ему снится – я не знаю. Но вот этот совершенный йог, он смотрит на других живых существ и он чувствует всё то же самое, что чувствуют они. И он внутри это чувствует так же, как сам это чувствует. Поэтому, если кому-то больно – он прямо физически чувствует боль. И он не может терпеть, когда кому-то больно. Он думает о том, как сделать его счастливым, понимаете? Вот это – совершенство. И люди, достигшие этого совершенства, они никогда не применяют насилие по отношению к другим живым существам. Нет этой злобы и зависти к другим.
01:02:00 Вы чувствуете, когда с вами общаются без зависти и злобы? Вообще чувствуете, когда люди… как, что ими движет, когда общаетесь с ними? Нет? Немножечко, да? Через год понимаете, что там было что-то не то, да? Ну вообще, мы чувствуем эту вещь.
01:02:21 Однажды мы с друзьями, у меня друг есть, Лёша Мышкин, он солист группы [непонятно]… И мы с ним были в Гималаях, ну, там пытались медитировать, размышлять, совершенствоваться, и мы жили в [непонятно], и однажды мы пошли с ним гулять вдоль этой святой реки Ганги… знаете, вот течёт река, и берега – каменные берега, огромные булыжники. И вот мы скакали с одного булыжника до другого, перепрыгивали, ну так весело было, весело. Мы шли вверх, туда, в горы. И вот мы идём вверх, солнце светит, шумит вода, настроение такое, знаете, романтика, Гималаи… И неожиданно, знаете, из одного ущелья появился человек и стал махать нам руками – идите сюда, идите сюда! Я посмотрел на Лёшу и говорю: «Я не хочу туда идти. Ты как хочешь», а он говорит: «Я тоже не хочу туда идти». Но был пожилой человек какой-то, с бородой, с длинными волосами, похож на Садху, на святого человека. Ну я как-то не доверял ему. Ну, думал, пожилой человек, ладно. Уважим старика, надо зайти туда.
01:03:45 И мы поднялись к нему, там были ступеньки, в горе были ступеньки, он выдолбил ступеньки. Вдоль этих ступенек были какие-то красивые цветы, ну, думаю, не теряет йог время, очень такой хороший у него фен-шуй там. Мы поднялись туда и, чтобы сразу как-то ограничить его вмешательство в нашу жизнь, я ему говорю: «знаете, мы хотим помедитировать». Ну, типа, оставьте нас в покое. Он говорит: «no problem, no problem», и достаёт откуда-то два кресла. Ну йог достаёт два кресла откуда-то. Похоже, где-то выше по течению смыло гостиницу и ему досталось кресло. Ганга принесла ему кресло. Он достаёт два кресла, сажает нас туда, мы сели, думаем – о, как здорово, там под нами Ганга, вид потрясающий, цветы пахнут и мы вот медитируем… Йог реально не мешает нам, ушёл в свою пещеру, у него была пещера, прямо ну в этой скале, каменная, настоящая, йоговская пещера. Единственное, немножечко евро. Потому что там была маленькая лампочка, откуда-то он там проводок, протянул проводочек и была маленькая лампочка. И вот он не мешает нам, мы сидим, думаем – да, неплохо йог устроился, неплохо… это не Москва уж точно. И через какое-то время он что-то зашуршал в своей этой пещере, и выходит оттуда, вышел, нас не трогает. Через какое-то время мы услышали стук, гром какой-то. Выходит этот йог, немного с порезанной рукой, вот, и в руках он держит две тарелки. В этих тарелках был кокосовый орех. Где-то в своём холодильнике он нашёл кокосовый орех, вот такой коричневый, знаете, коричневый. И там внутри этот кокос, он его расколол как-то. Камнями, не знаю, чем он там колол их. Вот он расколол, нарезал, разломал нам этот кокос и приносит нам с такими детскими, счастливыми глазами, смотрит на нас, типа – ешьте, гости дорогие. Чем богаты – тем и рады. Вот то, что я прочитал в его глазах. Я Лёше говорю: «ну что, надо есть.», он говорит: «да, будем есть».
01:06:03 Мы грызём этот кокос, а он смотрит на нас и умиляется. Прямо ему хорошо-хорошо, вот так вот смотрит. И мне как-то, я прямо вот чувствую – он к нам хорошо относится. Есть этот принцип гостеприимства, что нежданный гость – то… нет, не хуже татарина, нет, нежданный гость – это Господь пришёл проверить, как я принципу «я желаю всем счастья» следую. И вот он смотрит на нас, умиляется, я прямо чувствую – рад, что мы едим. И у меня сердце таять начало, капать уже начало сердце, капать. Я думаю – надо что-то дать человеку! Знаете, проснулось вот такое, надо что-то ему отдать, что-то сделать для него, покопался в карманах, нашёл сто рублей местных, говорю: «дядечка, вот вам сто рублей». Он говорит: «зачем?». «Ну как, слушай, ну мы едим твой последний кокос, возьмите сто рублей!», он говорит: «не надо». И у меня, знаете, уже эта… [непонятно] рушится. Как? Индия, даёшь деньги – не берут, вы что? Понимаете? Говорю: «Возьмите сто рублей, дядечка, пожалуйста, возьмите». Он взял у меня сто рублей и говорит: «а вы завтра придёте?». И у меня прямо оборвалось всё внутри. Говорю, ну вот началось! Я говорю: «а зачем?» - «Ну я завтра хочу для вас приготовить лепёшки, овощи, ну принять вас по-настоящему». Я думаю – мужик, что мы со мной делаешь? Я готов ему грядки эти полоть, ну потому что ну так нельзя. То есть я ему дал сто рублей – он думает о том, как на эти сто рублей меня завтра накормить! Понимаете?
01:07:56 Чувствуется. Когда вы заходите в супермаркет и вам говорят: «Ах! Мы так рады вас видеть!»… совсем другое чувство, знаете? Потому что я понимаю, почему они рады нас видеть. У них работа такая. И хотя слова такие добрые, но энергия там другая, энергия другая. Так вот, мы чувствуем эту энергию. И когда люди живут по этому принципу, видят равенство, они видят равенство – то нет злобы. И люди, которые не испытывают злобы и зависти к другим, они становятся невероятно привлекательными. Нам приятно с такими людьми, да ведь? На вас не давят, вас не гармонизируют с собой. Как-то так свободно себя чувствуешь, хорошо себя чувствуешь. Понимаешь – добрый человек.
01:08:51 Вот смотрите, вот если я вас сейчас спрошу: у вас есть люди, к которым вы хорошо относитесь? Есть? Поднимите руки, у кого есть такие люди. А теперь подумайте, почему вы считаете, что они к вам хорошо относятся? А? почему вам с ними хорошо? Они не пытаются вас гармонизировать, потому что они вас учитывают, они вас принимают во внимание, ваши желания, правильно? И поэтому вам с ними хорошо. Вам же не со всеми так хорошо? А какая разница? А вот такая разница. Так вот, там, где этот принцип проявляется, отсутствие насилия, нам очень хорошо с такими людьми. Естественно, у такого человека много друзей. Даже не среди людей, даже среди животных, это я потом, позже покажу.
01:09:45 Итак, насилие – это когда человек заставляет другого человека, навязывает ему своё мнение считая, ч то он ниже, что им можно пренебречь, а я выше. И в зависимости от того, насколько человек забывает о равенстве – настолько больше он проявляет это вот насилие. Это зависит от сознания. Если у человека очень, знаете, такое духовное сознание – он видит природу, душу, везде видит душу, жизнь. Такой человек ни к кому не проявляет насилия. Он видит равенство. Что даже комар имеет право на существование.
01:10:26 Звучит здорово, но что теперь делать? Оно же, насилие, оно же там есть. Злоба то есть, я пока не вижу равенства. Но оказывается, эта вещь развивается. Вот эту вещь, если мы целенаправленно будем развивать в себе, вести себя, избегая насилия, то эта вещь будет развиваться. И каким образом это можно делать я сейчас вас научу. Я вас научу, как это можно делать на практике, чтобы это не было просто теорией.
01:11:06 У нас есть три вида проявления злобы и насилия, злобы и зависти. Это физическое насилие, это когда вот ну просто дерутся мужики и навязывают другому свою волю. Есть вербальное, это когда объясняют на санскрите, видите вон трёхэтажный санскрит, женщина вот здесь очень понятно объясняет, что всем понятно, что он – ничтожество, боль причиняет словами. И ментальное. Ментальное – означает, что человек, может быть он ничего не говорит, но он так смотрит, что ты чувствуешь себя уродом. Он говорит: «почему у тебя носки разные?», хотя у меня вообще носков нет. Знаете, вот попадаешь куда-то и на тебя так смотрят свысока, и уже неудобно как-то. Тебе даже ничего не сказали, но неудобно, да?
01:12:13 Вот три вида насилия, или злобы, или зависти, как может проявляться. Давайте поговорим, как это ограничивать. Начнём с того, что не всякое насилие, ну где-то злобу, она там есть, понимаете? Вот эта вот злоба, боль другому человеку причинить, оно там настолько у многих засело сильно, что он просто не обращать на это внимание невозможно. Просто сказать – нет, я вот этого нет. Там всё кипит у вас, да? Хочется всех порвать, а мы говорим – этого нет, этого нет. Поэтому рекомендуют, конечно, есть вещи, какие нужно ограничивать, нужно бить других людей, да? Но если вот эта вот злоба, она есть, она просит выхода – рекомендуют давать выход этой злобе экологичным образом.
01:13:10 Вот это вот насилие экологичным образом проявляется через три вещи. Тут видно вам, да? Спортивные состязания… спортивные состязания – это не насилие. Это когда два человека приходят, договариваются – мы сейчас будем друг другу морду бить, нормально? Он говорит – нормально. Мы готовы. То есть они договорились, это их добрая воля, что так они будут общаться. Это не является насилием, это спорт. И они мутузят друг друга, отводят душу, и потом обнимаются в конце и говорят: «Ну нормально всё». То есть вот это вот соревнование помогает выплеснуть энергию злобы, энергию физического насилия экологичным образом. Также, когда человек защищает других людей.
01:14:08 Один мой друг, он сам живёт в Индии, в монастыре, он монах уже много-много лет, но от природы ему Господь дал вот такое большое тело. Вот такие у него кулачищи. Но он решил стать монахом и всё неплохо у него получалось, но вот эта энергия, которая заложена в его теле, она периодически искала выход. Среди монахов. И как-то отношения с монахами не складывались, потому что там как-то другой настрой, там пост, молитва, какие-то чтения, а вот ему… и он всё время придирался, знаете, цеплялся просто за людей. Ну вот эта энергия не давала ему покоя. И уже люди начали ему говорить как-то – может тебе в другом место жить уже? А он хотел, его призвание, такая погружённость, ну знаете, у него есть эта склонность. Но вот что с этим телом делать, которое прямо рвётся доказывать другим своё превосходство? И Господь ответил ему на его молитвы, на его вот эту вот просьбу.
01:15:30 И, этот город называется [Грендаван], город пяти тысяч храмов, может быть кто-то из вас поедет в Индию когда-нибудь, посетите обязательно этот город. И в этом городе… ну, в Индии вообще корова считается святым животным и они живут на улице также, как у нас кошки. Знаете, у нас в Анапе полно кошек. Пойдите по набережной – полно кошек. А там идёте – там коровы. Коровы, их там чешут, их кормят, иногда аккуратно так уводят от лавки, где продают фрукты, ну, то есть, жизнь такая. Их никто не трогает, они себя спокойно чувствуют, корова может стоять просто на дороге проезжей и все будут объезжать. Вот такое отношение. Но есть другие люди, которые к коровам относятся по-другому. Они их едят. И, значит, они что делают, ночью периодически приезжают в этот святой город, погружают коровку в грузовик и везут её на колбасный завод.
01:16:38 И вот этот человек, он узнал об этом. И он решил организовать отряд по охране святых коров. И с этого момента жизнь его наладилась. Ночью он надевал эти кожаные, или не кожаные, чёрные какие-то одежды, в каске, с битой бейсбольной, садился на мотоцикл и по ночному древнему городу на мотоцикле, охранял этот город и ловил этих хулиганов. И знаете, вот такой шёлковый просто стал, хороший такой. Потому что эту энергию, эту страсть, этот адреналин он правильным образом выплёскивал. Поэтому люди, у которых есть это боевой дух, которым хочется утверждать, доказывать кому-то, объяснять, то эту вещь можно использовать в том, чтобы защищать дхарму, защищать невинных людей, защищать то, что ведёт к возвышению других людей. И это нормально. Нельзя это откинуть, если это есть. Это нужно просто занять в спорте, это нужно занять, защищая других людей.
01:17:56 И в ведах есть такое утверждение: [химса, брахма, татхайвыча] – насилие, во имя восстановления дхармы, допустимо. Помните, мы только что цитировали, что ненасилие – это дхарма. Ненасилие – это дхарма. Но второе утверждение говорит, что ради того, чтобы ненасилие процветало – иногда можно применять насилие. Если цель в этом, защита… один человек, я не помню, там разные варианты, с кем это связано, и он был великим проповедником ненасилия. И однажды к нему пришёл корреспондент и спросил6 «А что вы сделаете, если на ваших глазах насильник будет насиловать вашу дочь? Что вы будете делать?». Он говорит: «Я ничего не буду делать, ненасилие». И корреспондент, знаете, у него аж рвануло там в сознании, он говорит: «Вы – негодяй! На самом деле вы и будете делать это насилие, позволяя насильнику совершать зло. Вы должны защищать её, вы должны применить насилие, чтобы остановить это насилие».
01:19:14 Поэтому, когда люди, ради того, чтобы защищать эти принципы, которые возвышают людей, защищать других людей от деградации, применяют насилие – такое насилие не является насилием. Такое насилие является благом. Другой момент, что люди могут оправдывать свои дурацкие поступки тем, что они защищают праведные дела. Это уже другая вещь. И, к сожалению, мы видим, что в этом мире под флагами ненасилия и духовности развязываются войны, которые совершенно не духовные. Но это другая тема, но вообще такая вещь есть. Если человек проявляет насилие ради того, чтобы защищать других людей – это насилие оправдано.
01:20:02 Итак, если есть этот позыв такой, применять насилие, злобу, то экологичным образом это можно выплёскивать в спорте, в соревнованиях и это можно использовать тем, чтобы защищать других людей. Кто-то не может просто выкинуть эту эмоцию, а она есть, да.
01:20:25 Что касается речи. Речь, насилие в речи, это когда человек говорит такие слова, которые причиняют боль и унижают другого человека. И притом, мы можем говорить даже правдивые слова, можем говорить – да у тебя нос кривой, и это правда, нос у него кривой. Но зачем он это говорит? Чтобы унизить этого человека. То есть, если наши слова приводят к тому, что человеку больно, если они его унижают – это насилие над другим человеком. И нужно останавливать себя в этом.
01:21:01 Часто мы не обращаем внимания на то, как наши слова влияют на окружающих. Нам просто хочется сказать, просто хочется сказать. Мы не не думаем, просто вот, знаете, хочется просто выплеснуть то, что у меня на сердце. Я вот говорю правду-матку. Потом смотрю – что-то человек упал. Что с ним? Я же всё правильно сказал. Человек умер. От разрыва сердца. Не выдержало сердце правды. Ну я же всё правильно сделал? Нет, это – насилие.
01:21:37 И человек, который хочет избежать этого насилия в речи… во-первых, нужно выбирать выражения. Вот это вот, маты, вот этот вот стёб, надо его как-то убирать из своей речи, чтобы не делать больно человеку. И [непонятно] объясняет, что аскеза речи, аскеза – потому что мы привыкли говорить просто что хочется. Но аскеза означает, что человек ограничивает свою речь. Что такое – ограничивать свою речь? Говорить правду, но так, чтобы человек не беспокоился. Слова правдивые, но приятные, не приводящие в беспокойство человека. Вот это искусство. А как так сказать? Ну вот надо подумать, надо подумать. Надо поразмыслить, как правильно говорить правду. Но если, знаете, есть очень сильное желание доказывать что-то, объяснять, доминировать над кем-то, ну есть такая потребность – её тоже можно занять.
01:22:45 У меня есть друг. И у него, как он сам выразился, «бодливая» природа. Вот он такой, ну он и большой человек, но начинаешь с ним что-то «а как вот это, а как вот это?» и он цепляется за твои слова и потом начинается, такой спор разгорается, и он тебе начинает объяснять что-то, доказывать. И он страдал от этого сильно. И один умный человек сказал ему: «слушай, у тебя такой талант! Тебе надо пойти в адвокаты». Что он и сделал. Он отучился на адвоката, получил юридическое образование, всё нормально, сейчас он очень успешный адвокат. Ну реально, за несколько, ну… пять-шесть лет он достиг очень больших успехов, очень популярный адвокат. И вот там, в суде, он эту свою способность, свою тенденцию доказывать, разоблачать, объяснять на полную катушку использует. Экологичным образом. Тоже так можно сделать.
01:23:48 И также вот эта тенденция давить на других людей своим авторитетом, что вот я такой великий, я, может, не говорю об этом, но я смотрю на людей… Что, да? Запишите, запишите, у нас же время есть, у нас ещё полчаса! Полчаса, мы всё успеем.
01:24:16 Вот смотрите, что такое ментальное давление, ментальное насилие? Это когда человек своим положением унижает другого человека. Он так на него смотрит, так как-то с ним ведёт себя, что человек чувствует себя недочеловеком в его присутствии. Когда это возникает? Ну, допустим, начальник и подчинённый. Вот начальник, он великий, тот должен как-то пресмыкаться перед ним. Или в семье. Муж, жена. Муж, по идее, должен быть на высоте, а жена должна подчиняться ему. Ребёнок и мать, да? То есть она на него может как-то давить. Ну, вот это вот и есть тенденция насилия. И вот… каким образом бороться с этой тенденцией?
01:25:07 Мудрые люди, вот тут нарисован один святой, христианские, они придумали такую вещь: выполнять простые обязанности наравне с остальными. Если вот тот великий человек, великий человек, при одном появлении его все напрягаются уже, ну да, да, он велик, надо как-то… ну, некомфортно себя чувствуешь. Может быть в нашем присутствии кто-то также себя чувствует. Может жома кто-то так чувствует себя. Если такой человек хочет вот от этого насилия избавиться – ему рекомендуют делать простые обязанности наравне с другими людьми.
01:25:51 Приведу пример: один мой знакомый хороший, он путешествует по миру, он уже пожилой человек, монах. Путешествует по миру, у него много учеников, последователей и когда он приезжает в какую-то страну, в какой-то город, его приглашают семейные люди, селят его, дают ему возможность жить, расспрашивают его, общаются с ним. И он поделился таким открытием. Он сказал, что в тех семьях, он обратил такое внимание, в тех семьях, где мужья добровольно моют посуду, эти семьи крепче. Вообще, муж не должен мыть посуду, потому что он зарабатывает деньги, он обеспечивает семью, это его обязанность. Подождите, подождите, дайте я доскажу. Это его обязанность, он не должен мыть посуду. Он просто вот деньги приносит, в социуме это всё делает. И хотя это не его обязанность, но если он по доброй воле, знаете, вот так возьмёт и помоет посуду – это очень впечатляет всех остальных. Вот такое открытие сделал этот монах.
01:27:22 Этот принцип все наши политические деятели также используют, помните, бревно Владимира Ильича, субботник с бревном, все понимают – наш человек, наш человек! И это работает. То есть, когда мы в коллективе, где мы занимаем какое-то положение иногда хотя бы делаем вещи простые, наравне со всеми, то люди начинают по-другому к нам относиться. Хотели что-то сказать, скажите, да. Сейчас меня хотят разоблачить, я чувствую.
01:28:10 - Или себя разоблачить. У нас большая семья и, конечно, наверное, это взаимопомощь называется. Конечно же я и готовлю, и стираю, и всё делаю. Но иногда закрадывается такое, что тебя не ценят. Как крайняя степень – садятся на шею. Вот я думаю, можно прокомментировать это.
01:28:35 Да, то есть мы, вроде, стараемся проявлять ненасилие, мы делаем, а в итоге люди, вместо того, чтобы возвышаться, они начинают деградировать. Каким образом? Начинают пользоваться этим, эксплуатировать, и в результате вместо того, чтобы хорошие дети росли, они какими-то растут иждивенцами. Давайте я на этот вопрос отвечу позже, хороший вопрос, обязательно мы на него ответим. Потому что если наше ненасилие приводит к деградации других – это насилие. Это тоже насилие. Я об этом позже скажу, у нас есть [непонятно].
01:29:11 Вопросы вы уже хотите задавать… ну давайте я блок закончу и потом вопросы. Итак, мы разобрали с вами… что мы разобрали? Что если человек, то есть мы поняли с вами, что такое насилие. Насилие – это когда человек не видит… видит, что он выше, чем другой. Не видит равенства. Это даёт ему право навязывать свою волю тому, кто ниже его. Понимание равенства зависит от уровня сознания. Чем более высок уровень сознания – тем больше он видит равенство, тем меньше он насилие проявляет. И, естественно, самое большое чувство ненасилия, а любви, проявляет тот, кто видит равенство всех, то есть видит духовную составляющую везде. Это не дешёвая вещь, это не просто [непонятно] даётся. Нужно духовно развиваться и, самое главное, общаться с людьми, у которых есть такое сознание.
01:30:12 Если мы хотим развивать своё сознание – означает, что нужно хотя бы чуть-чуть идти в этом направлении, пытаться сдерживать свой эгоизм, своё насилие. И сдерживать насилие через физическое насилие – просто себя надо останавливать, не нужно распускать руки. Но бывает так, что очень сильно хочется их распустить, и рекомендуют их распускать в определённых местах. В спортзале, или человек защищает правду, это нормальная вещь.
01:30:46 Если человеку очень сильно хочется кому-то что-то доказывать – надо соображать, как это делать экологичным образом, чтобы это людей не унижало, не обижало. Подумать, а что будет с человеком, когда я ему эту правду скажу? Учиться это делать экологично, ну или занять это, будучи адвокатом, да, или в суде как-то занять.
01:31:10 И, соответственно, насилие в форме того, что я давлю своим авторитетом, как-то люди меня боятся, я весь такой очень серьёзный, то можно делать какие-то вещи, здесь вот написано – обязанности наравне с остальными. Я привёл пример из опыта семейной жизни, один из вариантов, как это может проявляться. Я не обязан это делать, но я, как обычный член семьи, могу это сделать, это очень сильно влияет.
01:31:38 Теперь… несколько цитат об этом принципе ненасилия в разных религиозных мировых традициях. В христианстве шестая заповедь – «не убей». Вот есть там такое, да? Это ненасилие. Не нужно злобы, не нужно это применять. В Исламе – запрет на убийство человека, регламент на убийство скота. То есть, ограничивают. Вот эту злобу ограничивают. В дхарме – пять принципов дхармы – отказ от мясоедения, в буддизме – отказ от причинения вреда любым живым существам – не убивай, но спасай чужую жизнь, не говори грубо, не замышляй никому вреда. То есть этот принцип, отказ от злобы, отказ от насилия, есть во всех традициях.
01:32:27 Теперь я хочу ещё одну вещь сказать: какой плод того, что человек этот принцип в своей жизни применяет. Если человек ограничивает эту злобу по отношению к другим людям – уже будет легче жить, уже люди по-другому будут к нему относиться. Я сейчас скажу потом, чтобы не было такого, чтобы эксплуатировали нас, но согласитесь, что люди рядом с вами, которые на вас не давят, с ними как-то легче. Люди к ним тянутся. Но если человек достиг успеха в этом принципе, он отказался от злобы, достиг успеха в этом совершенстве – где бы ни появился этот человек, все вокруг становятся друзьями, даже враждебные друг к другу личности примиряются.
01:33:15 Обратили внимание, что люди, мы называем это аурой, иногда такое слово используют, в ауре одних людей нам хочется одни вещи делать, а в ауре других людей хочется другие вещи делать. Знаете, просто человек в зал заходит и все такие: «Ах!» - и хочется что-то такое сделать, там, прыгнуть на кого… а другой человек заходит и все такие: «да вообще класс», он ещё ничего не сказал, аура просто, да? И вот у человека, у которого нет злобы в сердце, он просто находится в месте каком-то и люди вокруг него начинают проникаться этим настроением. Мало того, что люди – даже животные, которые по природе своей очень злобные. Есть такой момент у них, укусить, там, есть у них такая вещь.
01:34:06 Люди, конечно, могут быть ещё хуже, чем животные, я понимаю. У человека есть выбор: быть лучше, чем животные, или хуже, чем животные. У животных нет выбора, они просто животные. Так вот, животным сложнее проявлять принцип ненасилия, им сложнее. У них не развитое сознание. Но один из признаков, что рядом где-то есть святой человек, реально святой человек – что природные враги, животные, природные враги, в его присутствии перестают враждовать. Понимаете, насколько пробивает его сознание, что про людей говорить?
01:34:44 Иногда люди враждуют, приходят к человеку чистому, просто приходят к нему – и уже вражда проходит. Почему? Под влиянием сознания этого человека. И вот таких людей, к сожалению, не хватает. Представляете, если б таких людей было бы больше? Просто человек заходит в зал – и всё нормально. То есть не нужно ничего объяснять, ничего доказывать, убеждать, стыдить – люди, ну что вы не можете это делать? Просто заходит человек – и все думают: ну да, как-то надо стараться. Совесть просыпается, силы появляются… Классно, когда много таких людей? Вот сейчас недостаток.
01:35:25 Наоборот, когда люди злобные появляются. Вроде сидел, себя хорошо чувствовал. Приходит этот человек, и вот думаешь: всё, надо покупать, надо достигать, надо убрать кого-то. Почему? Просто человек зашёл и своей энергетикой на это вдохновляет.
01:35:44 Так вот, признак человека, который достиг успеха в этом принципе ненасилия – что люди вокруг него теряют вражду между собой.
01:35:55 Однажды… Историю про Будду расскажу. Однажды Будда со своим учеником путешествовал. И они пришли в одну деревню, переночевать. И в этой деревне люди как-то смотрели на него не по-доброму. Ну вот что ты припёрся? Не мог в другую деревню придти? Ну что-то дали ему поклевать, как-то где-то переночевал он. И вот они уходили с учеником из этой деревни, он так посмотрел на эту деревню и сказал: «пусть они будут жить в этой деревне всё время, чтоб у них всё было хорошо и они никуда не ходили отсюда». Ученик подумал – надо же, какое хорошее благословение! Учитель мой такой добрый! Эти люди так злобно у нему отнеслись, а он так их по-доброму благословил! Надо учиться.
01:36:50 Они пришли в другую деревню и люди там, вот как тот йог, о котором я рассказывал, накормили его, уложили его спать, они слушали его внимательно, подарили ему какие-то там гирлянды, всё ему дали, и он счастливый уходил на следующий день и сказал своему ученику: «Пусть эти люди рассеются по всему миру и не живут здесь». Он думает – надо же, проклял их просто… «Вы можете мне объяснить, в чём идея?» - «Понимаешь, эти люди, вот те люди, пусть они там живут и никуда не ходят, чтобы никто больше от них не перенимал этого сознания. Пусть они сами мучаются друг с другом. А вот эти люди хорошие. Пусть они будут в разных местах делиться этим сознанием.»
01:37:40 Даже если вы не достигли совершенства в этом принципе, но если вы хотя бы чуть-чуть попробуете этот принцип в своей жизни применить – вы увидите, что люди вокруг вас по-другому будут к вам относиться. И… я хотел сказать об ошибках и мы сейчас к вашему вопросу подойдём.
01:38:03 Какие ошибки могут быть, когда человек попытается следовать принципу «отказ от злобы и зависти». Потому что мы вот так услышали – не нужно зло, не нужно насилие над другими людьми совершать, здорово. Но, оказывается, эту вещь можно делать по-разному. Вы знакомы с таким понятием [гуны] природы? Вот благость знаете? Благость – это одна из [гун]. Я сейчас кратко скажу. [Гуны] – это три режима. Существуют три режима, в которых материя может существовать, согласно ведической философии. Три режима называются: режим разрушения, режим созидания и режим поддержания. На санскрите звучит, как невежество, страсть и благость. [тамос, раджас и сатва]. Невежество, страсть и благость.
01:38:54 Так вот, люди, которые находятся в режиме разрушения – они даже берут какие-то хорошие вещи. Записали себе в тетрадочку на лекции: «надо избегать насилия». Записали. Но так как в сознании режим разрушения – они берут этот принцип и делают его, но в режиме разрушения. В итоге себя разрушают и могут разрушать окружающих.
01:39:18 И как этот принцип ненасилия можно неправильно применять? Отказ от самозащиты в ущерб себе и другим, жалость к себе. Человек, вот мужчина хороший пример приводит, я начинаю: никакого насилия дома, никакого. Пусть делают, что хотят. И они начали хотеть. Сколько у вас деток? Трое? И вот детки решили залезть носом в розетку. Не просто интересно же, кто там живёт? А папа – никакого насилия. Пусть лезут, пусть они обретут опыт. Вы хотите рассказать, что так и было, да? Окей, у вас правильные розетки. Но у них тоже есть опыт работы с электричеством и они знают, как вскрыть эту розетку. И вот папа смотрит, папа смотрит – и ему всё равно. Говорит – пусть лезут. Главное – насилие над детьми не надо никакого применять. И они лезут в розетку носом, их стукает током, они, знаете, отпрыгивают в другую… к стенке.
01:40:38 У меня был личный опыт в детстве этого. А папа смотрит и думает – ну и нормально. Детки, говорит, а что вам купить? а нам вот это. Да, я вот это сделаю для вас. Вот это сделаю и уже сидишь и смотришь, уже ребёнок сидит толстый такой на диване и просто пальцы загибает, что ему надо. А родители вокруг него бегают и исполняют все его желания, а ему уже сорок лет, а они всё вокруг него бегают. Как вы думаете, хорошо это? Для ребёнка. Почему? А? а в чём деградация проявляется? Очень эгоистичный. Как только он выйдет из дома, там же папы и мамы не будет, которые будут бегать, его просто пинать все будут. Потому что он очень эгоистичный. Эгоистичных людей никто не любит.
01:41:34 Итак, вроде бы здесь надо воспитывать ребёнка, правильно? Значит, какие-то вещи моего ненасилия могу приводить к тому, что люди деградируют. Я привёл только что другой пример, когда насилие происходит рядом с вами, вы стоите в стороне и проявляете ненасилие. Нет, вы обязаны защищать этого человека. Если вы видите, что ваше ненасилие приводит к тому, что люди деградируют – то ваше ненасилие в невежестве. Ваше ненасилие разрушительно. Это неправильное ненасилие. Уловили, да? Понятно, да? Если видите, что ваши близкие начинают садиться вам на шею и вместо того, чтобы развиваться, они начинают деградировать – то кому нужно ваше ненасилие? Это неправильно, нужно воспитывать тогда. Понятно, экологичными, есть разные варианты ещё, как воспитывать, но нужно пресекать какие-то вещи.
01:42:38 Давайте другой пример приведём, я не знаю… ладно, с военными ещё приведу пример. То есть, если человек на войне, или он полицейский, при нём какое-то насилие совершают, он был на моей лекции и говорит: «А вы знаете, нам на лекции сказали – насилие нельзя.», то это будет преступное ненасилие. Потому что ему нельзя проявлять ненасилие, ему нужно защищать. Его насилие, оно направлено на защиту принципов, чистоты.
01:43:22 Так вот, если ваше ненасилие приводит к тому, что вас разрушают… А, ещё. Вас убивают, а вы говорить: «»Ну пусть меня убивают». Подождите, это неправильно. Это тело – редкий дар. И говорят, веды объясняют, ну, я думаю, и в других есть источниках, я всё не знаю, что тело нужно беречь, потому что это – редкий дар, это редкий инструмент для того, чтобы можно было достичь материальных и духовных целей в этом мире. Если вас разрушают, если вас убивают – нельзя этого позволять, надо бежать.