Преданные Бога и демоны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): «Поэтому, мои юные друзья, сыновья демонов, действуйте так, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу, — тому, кто выше любых материальных понятий. Отбросьте свои демонические наклонности и не делите окружающих на друзей и врагов. Будьте доброжелательны и сострадательны ко всем живым существам: проливайте на них милость, уча их преданно служить Господу».
00:00:33 Шрила Прабхупада комментирует: «В «Бхагавад-гите» (18.55) Сам Господь говорит: бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах — «Постичь Верховного Господа таким, какой Он есть, можно, только занимаясь преданным служением». Заключительное наставление, которое Махараджа Прахлада дал своим школьным друзьям, сыновьям демонов, состояло в том, что они должны посвятить себя преданному служению, проповедуя всем науку Cознания Кришны. Проповедь — лучшее служение Господу. Господь чрезвычайно доволен теми, кто служит Ему, проповедуя Его послание. Он Сам подтверждает это в «Бхагавад-гите» (18.69): на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах — «Нет для Меня в этом мире слуги дороже, чем он, и никогда не будет». Если человек искренне старается распространять Cознание Кришны, если он объясняет другим величие Господа и прославляет Его, то, будь этот человек даже недостаточно образован, он становится очень дорог Верховной Личности Бога. Это и есть бхакти. Тот, кто на благо всех людей, не деля их на друзей и врагов, проповедует Cознание Кришны, доставляет Господу удовольствие и тем самым исполняет своё предназначение.
00:02:05 Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху призывал всех становиться преданными-гуру... не преданными гуру, а преданными, которые являются гуру... и проповедовать Cознание Кришны (йаре декха, таре каха `кришна-упадеша). Это самый простой способ постичь Верховную Личность Бога. Когда преданный проповедует, и он сам, и те, к кому он обращается, чувствуют удовлетворение. Так можно принести мир и покой всему человечеству.
бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим риччхати
Очень важно понять три истины: Бог является верховным наслаждающимся, владыкой всего сущего и Он — лучший друг и благожелатель каждого. Преданный должен сам осознавать эти истины и широко проповедовать их. Тогда повсюду воцарится мир и согласие.
00:03:16 Большое значение в этом стихе имеет слово саухридам («дружелюбие»). Как правило, люди ничего не знают о сознании Кришны, поэтому лучший их благожелатель — это тот, кто проповедует Cознание Кришны всем и каждому. Поскольку Верховный Господь, Вишну, пребывает в сердцах всех живых существ, каждое тело является храмом Вишну. Однако это вовсе не повод для того, чтобы использовать такие выражения, как даридра-нараяна. Нараяна живёт и в доме даридры, бедняка, но это не значит, что Сам Нараяна является бедняком. Он живёт везде: и в домах бедняков, и в домах богачей, но, где бы Он ни жил, Он всегда остается Нараяной. Думать, что Господь становится бедным или богатым, — значит судить о Нем с материальной точки зрения. При любых обстоятельствах Господь неизменно полон шести совершенств (шад-аишварйа-пурна).
00:04:24 ом агьяна-тимирандхасья [молитва мангала-чаран]
Демоны или преданные Бога
00:06:26 Итак, в этом мире есть две категории живых существ: есть преданные, и демоны, и нет ничего посередине. Хотя это утверждение может казаться очень радикальным, но если мы действительно поймем философию, то мы поймем, что это очень важное понимание жизни, потому что те, кто находится... демоны — это те, кто находится на демоническом пути, те, кто находится под влиянием реализованных асуров, а преданные — это те, кто находится под влиянием чистых преданных.
00:07:20 То есть настоящих демонов и настоящих преданных всегда мало. Все остальные просто находятся под влиянием либо тех, либо других. Как понять, что человек является демоном или преданным? Понять очень просто: если человек при соприкосновении с истиной оживляется, хочет узнать о ней больше, хочет слушать больше об этом; у него пробуждается желание что-то делать в связи с тем, что он услышал, то есть служить, значит, это преданный.
00:08:03 И преданный также считает, что, когда он об этом услышит, он считает, что это должны знать все. То есть у него сразу появляется желание поделиться со всеми тем, что он узнал. То есть он не делит людей на посвященных и низких, на благородных и «быдло», говоря по-русски; для него есть живые существа, и все они являются его друзьями. Таков преданный. А демона можно узнать по тому, что, как только он получает какое-то знание, он пытается использовать его для себя: для того, чтобы достичь какого-то положения, для того, чтобы возвыситься над другими, для того, чтобы управлять другими, то есть, иначе говоря, занять какое-то исключительное положение.
Дайви- и асура-варнашрама
00:09:26 Поэтому есть две системы общественного устройства: дайви- и асура-варнашрама. В системе дайви люди исполняют свои обязанности в соответствии со своей природой, а не потому, что кто-то выше, а кто-то ниже; это братство, где каждый служит тем, чем может. И такое сообщество представляет собой тело Господа Вишну, это Его собственное трансцендентное тело. Поэтому каждый, кто участвует в дайви-варнашраме, он занимается преданным служением, осознанно или неосознанно. Потому что сам дух такого общественного устройства приносит радость Господу Вишну, это Ему нравится — такое сотрудничество, братство, между живыми существами.
00:10:16 А система асура, она построена на иерархическом устройстве, суть которого заключается в том, что есть элита, то есть какие-то избранные, какие-то особые люди, которые не хотят делиться, не хотят поднимать остальных до своего положения; они, наоборот, хотят опускать других. Для чего? Для того, чтобы ощущать своё превосходство. Вот это асурическая система. В какой системе мы сейчас живем? В асурической.
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: А? Не догадаетесь никогда, факт. В этом кроется секрет того, почему преданные проповедуют. Проповедь преданных — это не что иное, как проявление дружбы ко всем живым существам. «Саухридам» — преданный дружелюбен, проявляет дружбу ко всем.
00:11:28 И в чем проявляется дружба? Дружба проявляется в том, что мы хотим поделиться тем, что у нас есть, вот так вот дружба проявляется; мы хотим со своим другом разделить самое лучшее, что мы имеем. Это проявление дружелюбия. Поэтому преданный делится самым ценным — Абсолютной Истиной, обществом Господа Кришны, Его сангой; духовным миром, истиной родиной жизни. Это то, чем делится преданным со всеми живыми существами. Таково их сердце.
Как действуют демоны
00:12:17 А демонам не нравится эта пропаганда, потому что она лишает их власти. То есть для того чтобы властвовать, нужно дать людям идею, что они никчемные, что они не могут быть богоподобными, у них не может быть качественного подобия с Кришной, они не могут постигать Кришну как личность; «личности Бога не существует, есть что-то имперсональное, с чем нельзя достичь подобия, что-то запредельное». То есть они лишают живых существ общения с Кришной, Его санги, и тем самым устанавливают в этом мире власть невежества, и через это сами управляют. То есть управление демонов строится на невежестве людей. Управление преданных строится на просвещении. В этом заключается разница между асури- и дайви-варнашрамой.
00:13:39 Очень важно понимать, что настоящих демонов немного, остальные просто находятся с ними в санге, в близких отношениях, в этом проблема. То есть проблема заключается в том, что у асуров и у настоящих преданных, у них очень сильное желание как-то построить семью, построить отношения. И те, и другие строят какие-то информационные системы, что-то распространяют. Вот как Шрила Прабхупада, например: у него было очень сильное желание построить семью. И обычно такие люди не умещаются в своей собственной семье, потому что в своей собственной семье бывает такое, что... знаете, как...
Настроение великих преданных
00:14:42 Вчера, когда я слушал о Бхакти Тиртхе Махарадже, я вспомнил такую вещь, что когда Бхакти Тиртха Махарадж проповедовал, распространяя книги, — он путешествовал по Европе и распространял там невероятное количество книг — и у него было настолько сильное желание построить вот это вот... как бы семью Прабхупады, то есть расширить вот это влияние святого, влияние настоящего преданного Кришны на весь мир, что Бхакти Тиртха Махарадж не мог даже спать. То есть он реально вставал около двух часов, прочитывал 32 круга, ещё до того, как все вставали, после этого он проводил программу утреннюю, ел совсем немножко прасада... потому что если вы кушаете много, то у вас энергия, она просто падает; то есть если вы едите немного, у вас много силы, если вы лопаете много, это значит, что у вас нет цели в жизни, вам хочется просто «заесть» свой дефицит вот этим всем, «милостью Кришны», но у вас нет дела, поэтому нет энергии.
00:15:56 У Бхакти Тиртхи Махараджа была другая «проблема» — у него было очень много энергии. И люди, которые рядом с ним были, брахмачари, их это пугало: «Что это у него столько энергии, вообще?! Мы не можем жить так, как он!» И у них начались с ним проблемы. Они начали писать: «Вот Бхакти Тиртха Махарадж, он такой вот... с ним невозможно рядом находиться, у него слишком много энергии!» Да, он был тогда Гханашьям, естественно... И тогда Махарадж понял, что (он тогда ещё не был Махараджем)... но он понял, что люди все разные, и не все преданные готовы предаваться. И каким-то преданным нужна просто любовь, ласка, забота, просто, как детям. От них нельзя ожидать, что они будут участвовать в миссии.
00:17:01 Тогда у него появилось другое как бы ещё направление — вот эта забота о преданных, то есть как-то позаботиться о преданных, которые хотят какого-то такого... какой-то защиты, которые не готовы строить общество, сами не имеют такой ответственности, у него появилось второе направление в медитации. И та же самая вещь произошла со Шрилой Прабхупадой. То есть его вот это стремление все время дать Кришну, оно начало беспокоить его семью; жена все время была недовольна: «Что ты?..», родственники: «Абхай, что ты все время о Боге говоришь? Что других тем что ли нет?!» В конце концов Шриле Прабхупаде пришлось проявлять более широкую семью, то есть он понял, что его стремление дать Кришну, оно не нравится всем.
Признаки настоящей семьи
00:18:01 То есть люди находятся под демоническим влиянием, и иногда вот эта природа семейного кода, такого, знаете, «эгоистического междусобойчика»... люди вроде хотят отношений, но на самом деле они просто хотят какого-то собственного комфорта, хотят какого-то собственного наслаждения, хотят счастья для себя, только для себя. Казалось бы, мы хотим разделить его со своими близкими, с детьми, но в основе этого лежит всё равно стремление собственного счастья. И эта семья, она несвободна от такого влияния демонического, потому что всё равно есть стремление ставить в центр самого себя, свои чувства, своё наслаждение.
00:18:51 По большому счету, признаком настоящей семьи, — если у вас есть дети, у вас есть муж, жена, — признаком настоящей семьи является то, что она является ячейкой общества, то есть она служит обществу; не просто для себя живет, что жена все время дает понять мужу, что он мало зарабатывает, но она никогда не дает ему понять, что он не реализует свой потенциал служения обществу по-настоящему, то есть свою мужскую энергию не... она хочет, чтобы он работал на семью, на нее. А муж хочет, чтобы жена удовлетворяла его чувства, как-то обеспечивала ему комфорт, наслаждения и т. д. Вот она, эта грихамедха! Или то, что «Бхагаватам» называет темным колодцем.
00:19:43 Но вайшнавы так не живут. Вайшнавы по-другому. То есть они создают грихастха-ашрам для того, чтобы иметь возможность поддерживать друг друга в служении обществу: они приглашают гостей, готовят прасад, создают атмосферу, в которой можно говорить о Кришне, в которой у людей просыпается... когда у людей просыпается интерес, желание. Потому что природа человека такая, что он знания получает через отношения; он не получает знания просто через информацию. Чтобы человек воспринял знание, сначала нужно его принять как своего, как члена своей семьи. Точно так же асуры передают своё знание, точнее невежество. Они проповедуют невежество, они создают целую сеть взаимоотношений, то есть какого-то единства.
Сеть демонов — поле проповеди преданных
00:20:41 Допустим, сейчас все люди объединены тем, что они хотят зарабатывать деньги, они хотят иметь лучшие какие-то гаджеты, устройства; они хотят иметь доступ в общую сеть — через эту сеть они получают определённые ценности. Их ценностью становится то, что они должны быть наслаждающимися, быть потребителями. Это единая сеть, она распространяется по всему миру; в какую бы страну вы ни приехали, создается унифицированная структура, суть которой заключается в том, чтобы перевести человека в состояние маргинала, того, кто живёт ради себя.
00:21:39 И чем опасна эта сеть? Она опасна тем, что устанавливает власть асуров и делает всех остальных людей слабыми, неспособными к самоуправлению. Потребитель не может сам решать, как он будет жить; он будет всегда зависеть от инфраструктуры, от тех, кто дает ему деньги... от работодателя. Он не сможет жить так, как задумано Богом. Шрила Прабхупада говорит, что Господь создал деревню, а город создал человек. Имеется в виду, что город — это место, где люди живут зависимой жизнью, они полностью зависимы. Вы представьте, если в городе просто отключат электричество — что будет с городским жителем? Он просто превратится в разбойника, в того... люди просто будут... просто станут сумасшедшими. Потому что они... а подсознание же наше знает, даже если мы не отдаем себе отчет, что мы зависимы, наше подсознание знает, что мы полностью зависимы.
00:22:50 И из-за того, что в нашем подсознании сидит эта «заноза», человек, даже если он повторяет мантру на четках, даже если он пытается быть преданным, всё равно он чувствует: «Я завишу от Кали, а не от Прабхупады. Он меня... Кали меня кормит». Мы преданы тому, кто нас кормит, в этом идея. А деревня, она в этом смысле... я не хочу сказать, что все должны бежать из города в деревню, потому что просто не способны на это — слишком зависимы. В городе человек имеет право жить, если он преданный, только в одном случае: если у него здесь есть дело, миссия, если он занят в проповеди. Если он не занят в проповеди, просто живёт в городе — значит он... занят другой... Кали, на него влияет Кали.
00:24:05 Потому что в городе очень интересно жить в том случае, если вы видите, как много джив вообще вокруг. Представляете, какие перспективы для распространения послания! Точно так же, как асуры создали эту урбанизированную структуру — огромные мегаполисы — для того, чтобы информационные потоки доходили до каждого, чтобы можно было создавать вот это пространство потребителей. Точно так же преданный видит: «Смотрите, какая сеть! Отлично отлаженная сеть; давайте используем её для распространения Cознания Кришны!» Шрила Прабхупада называл это аджагар-вритти — умонастроение змеи. Дело в том, что змея — это образ демона. Демоны, они как змеи: они заползают в человеческую культуру и устанавливают свои правила. Но преданные, они понимают эту тактику, и они используют её в своих целях... Как Шрила Прабхупада говорил, змея, она не роет норку; она заползает в норку, которую вырыла мышка, убивает эту мышку и живёт в её норке. Так действуют демоны. Они просто используют стремление людей служить, что-то делать, созидать, в своих целях.
Прабхупада и Интернет
00:25:26 Но преданные, они, зная эти... тактику, эти, так сказать, эти «приемчики», они просто используют это в целях проповеди. Они берут сеть Интернет и начинают строить там свою сеть, духовную... Сейчас преданные практически этим не занимаются. А это странно. Вот если бы сейчас Шрила Прабхупада был на этой планете, знаете, что бы он сделал? Он бы просто на уши поднял весь мир через Интернет; я не сомневаюсь ни на секунду в этом. Потому что люди... представьте, люди общаются в сети, пишут там друг другу всякие гадости; вот эти чаты все, где они обсуждают что-то, оскорбляют друг друга, говорят какие-то вещи, просто своими мнениями... Как, знаете, пинг-понг — просто жонглируют мнениями: один одно сказал, другой даже его не захотел услышать, даже спросить: «Вообще, о чем ты говоришь?», говорит, что-то свое. Вот так сейчас люди общаются! Никто не хочет слышать никого. Почему? Потому что людей истина не интересует.
О проповеди в Сети
00:26:42 Если человека интересует Кришна, он спрашивает: «А почему ты так думаешь вообще, какое это отношение имеет к Кришне, к истине? Я не против того, что ты говоришь, но для меня важно, вообще, чем ты руководствуешься. Ты руководствуешься своим эго, то есть ты под влиянием демонов находишься? Или ты под влиянием Бога находишься? То есть ты руководствуешься истиной, стремлением к ней, то есть ищешь её, ищешь Бога. То есть в чем твой мотив?» Вот если бы преданные просто писали, — без всякой оценки людей, что «вы плохие, вы невежественные» — просто: «Чем вы руководствуетесь? Вы как преданные действуете, или вы действуете как демоны?» Представляете, вы напишите такой пост, например, как... вы просто высказываете определённое послание, и это читают тысячи людей. Тысячи! И природа истины такова, что она попадает в душу, — и люди запоминают эти вещи — они образуют определённые самскары.
Откуда полномочия у демонов
00:28:01 То есть человек так устроен. Демоны не могут обмануть душу, они могут её обмануть только в том случае, если преданные пассивны. Если преданные не действуют, то вот тогда у асуров появляется способность обманывать живых существ, это наша с вами вина! Сами по себе они не имеют полномочий, их полномочия возникают только в том случае, если преданные пассивны. Они тоже служат Кришне, по-своему. Есть такая русская поговорка: «В омуте щука водится, чтоб карась не дремал». Поэтому демоны действуют в этом мире только для того, чтобы живые существа наконец сделали свой выбор: они вообще с кем, они с Богом или нет, то есть они преданные? И до тех пор, пока люди не хотят делать этот выбор, демоны будут их мучить.
Кармический и астрологический детерминизм
00:29:15 И не надо говорить, что это карма какая-то, или там ещё что-то; это все проявление нашей собственной... нашего выбора. А то придумали себе философию! Карма видите ли виновата! Лишь бы избежать выбора, лишь бы избежать ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающих!
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: Да, лишь бы ничего не делать. «Ну, извините, у меня такая карма вообще, я к астрологу вчера ходил, он мне сказал, у меня период Сатурна». Любимая тема вообще! Да, Сатурн, просто... ну обожают сейчас все Сатурн.
00:30:25 На самом деле астрология нужна человеку только... для того, чтобы понять, как ему наилучшим образом свои силы направить, чтобы иметь максимальный эффект, как пройти... как идти между энергиями, чтобы максимально высвободить...
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: А? Подсказки, да. Для того, чтобы оптимально... спроектировать своё служение, вот для чего нужна астрология, а не для того, чтобы «узнать своё будущее...» Я вам скажу, какое у вас будущее. Без всякого астролога. Смерть! Вот ваше будущее. Каждого из нас. Ни один астролог вам этого не скажет, потому что вы ему пожертвования не дадите за это предсказание.
00:31:33 Странные существа — люди. Вот просто любимая такая паства для асуров. То есть они просто... асурам нравятся люди, потому что они такие... у них такое желание быть обманутыми, такое сладкое желание быть обманутыми, что... ну как же не обмануть?! Надо быть дураком просто, чтобы не обмануть! Есть такая поговорка: «Лучше изнасилую я, чем какой-нибудь негодяй». Потому что у людей есть заказ на эти вещи, понимаете? Я извиняюсь за грубость, но... чтобы дошло лучше.
00:32:25 Поэтому нужно менять отношение к жизни, нужно смотреть дальше, нужно стремиться построить что-то настоящее в этой жизни. Почему? Во-первых, это очень интересно, это захватывает, это дает вот то, что мы называем счастьем. Не чувственное счастье, какой-то такой комфорт, такой «междусобойчик» какой-то приятный. «Давайте построим хорошую общину, чтобы все улыбались, чтобы не надо было бороться за существование, даже деньги не надо было зарабатывать; преданные принесли деньги, все есть, все нормально. Принесли что-то, принесли картошку, овощи, не надо сражаться, не надо напрягаться. У нас будет хорошая община».
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: Да-да, люди так это понимают.
00:33:30 Но смысл вот этой проповеди, он заключается... вот важности самоуправления заключается в том, чтобы преданные увидели, что они могут действовать в сознании Кришны, что они могут действовать как частичка Кришны, могут нести ответственность за окружающих, и у них это будет получаться. У них будет получаться что-то делать для преданных, у них будет получаться что-то делать для людей. И вот это чувство, что у меня получается служить Кришне, оно является пропуском в духовный мир. Именно вот этот опыт, что я могу что-то делать для Кришны, для Его плана, для Его миссии, именно это является пропуском в духовный мир. Почему? Потому что в духовном мире все что-то делают для Кришны, и у них получается. Почему? А потому что они медитируют на это.
00:34:36 Ключом к духовному бытию является медитация, то есть когда вы думаете, направляете свои мысли на то, что бы сделать для Бога, не на то, как обустроиться. Потому что Кришна все обустраивает, а не мы. Мы не можем обустроить даже возможность... ну, я не знаю... никакую, мы ничего не можем обустроить. Всё, что мы обустраиваем, это происходит благодаря тому, что нам даются определённые возможности для этого, энергии. И это происходит только благодаря тому, что мы находимся в состоянии обмена с миром. То есть мы что-то делаем, и мир предоставляет нам определённые возможности. Для чего? Для служения. Всё, что человек получает, он должен вовлекать в служение, в этом случае он является преданным. Если человек что-то хочет получить для себя, это значит, что он находится под демоническим влиянием.
Демоны не попадают под влияние невежества
00:36:03 Очень интересно, что есть демоны, и есть те, кто находится под влиянием демоническим, — это разные люди. Демоны отличаются от всех людей тем, что они никогда не попадают под влияние невежества. То есть они создают программу невежества, но сами никогда под... знаете, как паук, он плетет паутину, но сам не попадает в её сеть...
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: А? Разумны, да. То есть у демонов очень сильная... они эксперты в чувственных наслаждениях, как Хираньякашипу, например. Но чем отличается Хираньякашипу от тех, кто пытается быть Хираньякашипу? То есть стремится лежать на мягкой постели и иметь много золота (ну, сейчас это бумага, доллары). Разница заключается в том, что Хираньякашипу может стоять на цыпочках и совершать аскезу для обретения мистической силы, а те, кто хотят иметь мягкую постель и деньги, не способны на это. То есть потребители, они не способны делать то, что, так сказать, является подлинным источником могущества, то есть то, что делают демоны.
О совести демонов и остальных людей
00:37:29 Поэтому это очень крупный обман, когда люди думают, что они могут стать богатыми, знаете, такими счастливыми, просто удовлетворяя свои чувства — это крупнейший обман всех времен. Потому что все по-настоящему богатые люди — это члены определённых демонических кланов, то есть людей, которые конкретно строят систему под себя, систему контроля, управления и т. д. Люди обычные не могут принадлежать к таким сообществам, потому что им противно так жить, они не могут. Они не могут жить, идя по головам других людей, устраивая бойни, войны, распространяя наркотики. Люди обычные не могут так жить, это против их совести. Потому что у обычного человека совесть — всегда с Богом, он не может жить против других живых существ, в отличие от демонов. Демоны это делают спокойно. Их совесть, она прекрасно себя чувствует, когда они устраивают войны, когда они распространяют наркотики, когда они устраивают вот эту... как бы распространяют материалистическую философию, которая лишает людей смысла жизни.
Проповедь «друзьям демонов»
00:38:43 Они это делают с огромным энтузиазмом — утсахат нишчайад дхарйат — у них эти все вещи в другую сторону работают. Почему это у них такая вещь? Потому что они очень хорошо... у них очень тесные отношения с Богом, то есть они Его ненавидят. Я вчера говорил об этом: у них очень сильная связь с Богом, и эта связь дает им силу. Об этом говорит Прахлада Махараджа, здесь он говорит, проповедует своим друзьям-демонам. Это не настоящие демоны, это члены семей демонов.
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: А? Асура-бандху, да. Им можно проповедовать. Поэтому преданные должны проповедовать сильным мира всего, должны проповедовать лидерам, потому что это ещё не асуры, это асура-бандху, те, кто находится под их влиянием, это члены их семей.
00:39:54 И проповедь таким... Шрила Прабхупада специализировался по такой проповеди. Он как только видел какого-нибудь политика... говорил преданным: «Тащите мне каких-нибудь политиков. Я хочу им попроповедовать!» Потому что проповедь лидерам общества имеет особое значение. И так же проповедь тем, кто станет лидерами общества — таким продвинутым студентам, то есть таким людям, которым... ну, молодежи, которые в будущем станут лидерами — тоже очень актуальна. И Движение Cознания Кришны всегда ориентировалось на проповедь людям, у которых есть какая-то энергия, какое-то благочестие. Потому что это не такие вот просто... такие люди зависимые, никчемные, которые просто хотят, чтобы их обманули; у них есть какой-то разум.
Ценность наставничества
00:41:03 У нас не так много времени, поэтому, наверное, мы «поставим запятую». Я очень надеюсь на то, что вы, каждый из вас, членов общины ростовской, будете более серьезно относиться к жизни своей общины, к своим жизненным планам; будете учиться тому, как с преданными выстраивать отношения, такие жизненные: будете держаться друг за друга, помогать друг другу в практическом плане, в жизненном плане. И самое главное, будете проповедовать друг другу. Потому что, если вы не проповедуете друг другу, возникает вот это потребительство в обществе преданных, когда вы начинаете просто ждать, что кто-то там что-то для вас сделает, но сами никакой ответственности за общину нести не хотите. Поэтому самая большая ценность в обществе преданных — это наставничество. Наставничество — это не что иное, как стремление проповедовать друг другу. То есть не позволяйте находиться друг другу в бессознательном состоянии, в состоянии зависимости от Кали, это будет самое лучшее служение вайшнавам, вайшнава-сева. Подумайте об этом.
00:42:38 Потому что... знаете как... к сожалению, ИСККОН — это такое общество... вечно молодое. То есть преданные приходят — три, пять, десять лет — потом, где этот человек, куда он делся? Кали его съел. Почему? Потому что мы практикуем как индивидуалисты, мы просто думаем, что Cознание Кришны — это для меня, такое интересное учение. Такой «клуб любителей Кришны»: пришел, послушал интересную философию, совершил такой ритуал очищения самого себя, и вот я практикую Cознание Кришны. А эти вот, которые вокруг меня, они просто такие же, как я, индивидуалисты, и мне в принципе с ними интересно, потому что... ну можно что-то там обсудить, я что-то узнал, он что-то узнал, но вместе как МЫ, вместе как семья мы не практикуем Cознание Кришны, так, как могли бы практиковать.
00:43:48 Потому что быть семьей означает интересоваться, что происходит в твоей жизни, что происходит в твоей семье, как с твоими детьми, что в твоем сердце происходит; как ты мантру повторяешь, что ты чувствуешь; как твои материальные желания поживают?.. Мне интересны твои материальные желания. Если ты мне скажешь, что у тебя нет материальных желаний, я никогда не поверю! Потому что они у тебя есть, я знаю, и в этом нет ничего плохого, это наша садхана. У меня тоже есть материальные желания. Если мы открываем друг другу то как оно есть, без оценки, без вот этого: «А я думал, что ты чистый преданный...» Вот из-за того, что есть эта идеализация духовной жизни, она приводит к тому, что преданные просто не могут говорить как есть. Мы входим в роли, да, правильно Ганга Нараяна говорит. И смотрите, очень важно, что, когда мы открываемся как есть, мы можем в этом случае получить полномочия. То есть когда нам открывают как есть, мы открываем как есть, возникают полномочия, чтобы проповедовать, чтобы говорить те слова, которые помогут человеку обрести другие желания. Именно те изначальные желания, ради которых я делаю вот эту ерунду!
00:45:23 Чтобы стать наставником для кого-то, нужно получить полномочия. От подопечного. А для этого человек должен говорить как есть, не стремясь угодить наставнику, стать для него идеальным, что-то изобразить перед наставником: «Вот я!..» Это не работает.
00:45:53 Поэтому, дорогие преданные, пожалуйста, вот тут надо работать, потому что вы очень счастливы тем, что у вас есть прекрасная община, у вас есть замечательные возможности. Вчера вот озвучивались какие-то удивительные перспективы для служения. Но для этого нужно помогать друг другу. Кришна проявляется тогда, когда преданные сотрудничают. Чтобы увидеть Кришну, нужно служить его тадиям, то есть Его преданным, общине, Его семье, в этом случае Кришна становится доступен для чувственного восприятия. В противном случае, мы видим абхас, подобие, мы не видим Самого Бхагавана... Шрила Прабхупада, ки! У нас время вышло, да? На вопросы есть время? Может быть, пара вопросов?.. Вопросов нет, да? Тогда микрофоны...
00:47:41 Вопрос: Харе Кришна! Садху Махарадж, скажите, пожалуйста, мы часто говорим о проповеди. Правильная проповедь... можно понять проповедь... это что-то такое... из нити-шастр рассказывать, говорить, как правильно жить, чтобы... Как Вы понимаете, что такое проповедь?
Ответ: Очень просто понимаю. Для меня проповедь — это взаимоотношения. Проповедовать — значит установить взаимоотношения с дживой, в центре которых находится то, что нас по-настоящему объединяет, — Кришна. Я смотрю на любого человека, независимо от того, преданный он или непреданный, я понимаю: меня с этим человеком объединяет Кришна. Поэтому как я могу ему не проповедовать? Более того, проповедь... есть ещё такая подмена, очень интересная: преданные думают, что проповедовать можно только непреданным. Настоящая проповедь — это проповедь преданным. Более того, в духовном... и другая вещь, что проповедь — это в материальном мире проповедь, потому что тут нет Cознания Кришны; настоящая проповедь...
00:49:09 Понимаете, проповедь — это то, чем живёт душа. В духовном мире люди, когда общаются... живые существа общаются друг с другом, они проповедуют друг другу, потому что это взаимоотношения. Допустим, гопи. Когда они общаются, что они делают? Они раскрывают друг другу какие-то нюансы, лилы Кришны: как что Кришна делает, как Он это делает; какие-то показывают тонкости, нюансы, которых гопи не видела. И таким образом, другая гопи чувствует какое-то обновление, преображение в сознании Кришны, она чувствует благодарность, радость; это природа их отношений. Таким образом, проповедь — это санатана-дхарма, это вечная деятельность души. Это не то, что «Проповедовать надо обусловленным душам!» Им надо, конечно, потому что для обусловленных душ проповедь — это вопрос выживания, вопрос... это как бы лекарство. А для освобожденных душ, когда мы освобожденным душам проповедуем, это нектар, который они пьют.
00:50:27 Поэтому мы должны научиться видеть проповедь как естественное явление, как естественные взаимоотношения с живыми существами. И в этом случае вы станете... у вас не будет никаких преград, никаких тормозов. Эти тормоза возникают, мы смотрим на человека: «Ну как я ему буду проповедовать, он же христианин!» Это всё равно что сказать: «Как я ему буду проповедовать, он же не джива!», «это христианская джива», или ещё что-то такое... То есть это все ментал, понимаете, это все как бы измышления. Вот смотришь на проповедников... я часто это вижу, и меня это очень сильно удивляет. Вот как люди стоят с книгами, например, на улице. Иногда я еду просто, и вижу, как распространители всяких там листовок, знаете, как этих... флаеров, ну, обычные, которые там что-то распространяют. Они стоят, они боятся людей, боятся, потому что у них такое понимание, что они что-то «впаривают», пытаются что-то навязать. Это происходит оттого, что человек... у человека такая парадигма, что это не взаимоотношения, он просто хочет... он действует из корысти своей.
00:51:48 А преданный, он не действует из корысти, потому что он понимает: «Вот эти книги, которые у меня в руках, — это проявление моей дружбы по отношению к этому человеку, вот это моя дружба. Вот эти книги, я вот иду вот к этому человеку — это проявление моей дружбы. И поэтому у преданного нет тормозов. С друзьями же не церемоняться. И люди это чувствуют, у них сразу ум... у человека в уме преграда, он видит: человек идет с книгами, и у него сразу так: «А, ну понятно, сейчас будет что-то мне „втюхивать“!» А когда он видит улыбающуюся физиономию преданного, который смотрит на него как будто он его знает уже сто лет, человек смотрит... у него никаких шансов нет, потому что он понимает, это Кришна к нему идет... Да, пожалуйста. Микрофоны передавайте.
00:52:59 Вопрос: Харе Кришна! Скажите, пожалуйста, вот тут говорится, что мы должны сплотиться. Но, может быть, самый хороший шанс — это сплотиться вокруг этого центра, который должен... то есть вокруг его деятельности, в построении. То есть, если главные усилия осознанно на это направить... Конечно, есть разные виды деятельности, помимо санкиртаны и прочего, но если сейчас... большую часть на это кинуться, чтобы получить быстрое качество, и потом это одновременно и очень... и вот, например, атмосфера этого фестиваля, она будет... поможет это внедрить; потом то, что внедрено, фестиваль сильно усилит, потом ещё такая будет... раскачка...
00:54:00 Ответ: Центр, безусловно, поможет вашей общине достичь серьезного продвижения в своем становлении, я согласен с этим, он для этого и замышляется. Но при одном условии. Если вы измените своё отношение к сознанию Кришны, то есть выйдете за пределы религиозного кода, то есть религия наша остается, ритуалы никуда не уходят, — без этого мы ничего собой не представляем, мы ноль, мы не можем пренебречь своей традицией — но мы должны понять суть этой традиции, и суть, она заключается в служении обществу, в изменении мира, в котором мы живем. И вот если вы измените своё отношение к нашей традиции в лучшую сторону, то тогда этот центр, он проявится, и он будет очень мощным инструментом в воплощении миссии Шрилы Прабхупады здесь, в этом регионе. Поэтому поработайте над этим. Дело не в центре, а в мозгах, что там в мозгах происходит. Поэтому мы организовали этот фестиваль для того, чтобы поговорить о нашей философии, обсудить её, что она представляет собой на самом деле, без этих удобных религиозных клише каких-то подмен. Так что — вперед!
— Спасибо.
БСС: Шрила Прабхупада, ки! Грантха-раджа «Шримад-Бхагаватам», ки! Ростовская ятра, ки! Гоур-премананде! Спасибо большое!