Наставления Шрилы Сарасвати Тхакура

Чианг Май - 01 January 2013
Особое значение Говардхана. Кредо Шрилы Сарасвати Тхакура. Что такое вишая? Принцип вайкунтха-вритти: зачем отбрасывать то, что можно использовать для служения Кришне? Сарасвати Тхакур явился, чтобы раздать богатство Бхакти Винода Тхакура. Олицетворение Хари-киртана. Голос Шрилы Сарасвати Тхакура.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:32:43 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 16 | скачано: 52 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Особое значение Говардхана

00:00:01 Гуру Махарадж цитирует слова Шрилы Сарасвати Тхакура в «Прапанна-дживанамритам»:

00:00:12 вриндавана хойте ш́реш̣т̣ха говарддхана-ш́айла
га̄ндхарвика̄-гиридха̄рӣ йатха̄ крӣд̣а̄ каила

(«Шри Прапанна-дживанамритам»)

00:00:22 Шрештха означает лучший. Более возвышенное положение, чем игры Радхи и Кришны во Вриндаване занимают Их игры на Говардхане. Таково его божественное видение и таково божественное видение нашей гуру-варги. Такое представление он внушает своим последователям, такое особое значение Говардхана. В свои последние дни он выразил своё сокровенное желание в согласии с чувствами Рагунатха Даса Госвами, ниджа-никат̣а-нива̄санам̇ дехи говардхана! твам («Шри Говардхана-васа-пратхана-дашакам», 2).

00:01:30 Рагунатх Дас Госвами, прайоджана таттва ачарйа, но он молится о прибежище на Говардхане, чтобы найти там своё место. И Шрила Сарасвати Тхакур также выражает такое желание. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, также на закате своих дней, к потрясению и ужасу своих ближайших слуг, выразил своё желание отправиться на Говардхан на повозке с быками, в то время как его здоровье было очень и очень слабое.

00:02:20 Шрила Сарасвати Тхакур однажды изъявил своё желание жить на первом этаже нового здания храма. Когда строилось это здание, он сказал, что хочет оставаться на первом этаже, и тогда его спросили: «Если вы будете на первом этаже, то кто же будет над вами?» Он ответил: «Это для нашей гуру-варги, они должны оставаться выше. А мы будем совершать наше служение им, находясь рядом, на расстоянии одного шага, ниже на один шаг». Поэтому часто Шрила Гуру Махарадж говорил, что девиз Шрилы Сарасвати Тхакура заключен в этом выражении:

00:03:23 пӯджала̄ ра̄гапатха гаурава-бхан̇ге
ма̄тала са̄дху-джана виш̣айа ран̇ге

(Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур)

Кредо Шрилы Сарасвати Тхакура

00:03:28 Которое он составил во время открытия Гаудия Матха, главного центра на Багбазаре. До этого храм располагался в арендованном здании, и когда открывался новый храм в торжественном шествии присутствовали разные божества, но одно из них было, Гандхарвика Гиридхари в этом Матхе. Но для начала нужно сказать, что Махапрабху сказал:

00:04:25 пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

(«Чайтанья-бхагаватам», Антья, 4.126)

00:04:31 Иногда это его выражение называют предсказанием. Он сказал, что Cознание Кришны распространится в каждом городе и каждой деревне. И поэтому иногда те, кто видели интенсивность с какой Шрила Сарасвати Тхакур распространял, проповедовал Cознание Кришны, они спрашивали его: «То есть вы хотите построить храм Кришны в каждом городе и каждой деревне?» Тогда он отвечал: «Нет, это не моё устремление, я хочу сделать сердце каждого храмом Кришны, построить храм Кришны, Гуру, Гауранги, Радха-Говинды в сердце каждого живого существа, это моя идея».

00:05:25 Поэтому Шрила Гуру Махарадж упоминал, что когда он соприкоснулся с Гаудия Матхом, он был привлечен не прекрасной архитектурой храма или прекрасной организацией деятельности, но его пленила высота концепции, ракурс, в котором её давал Шрила Сарасвати Тхакур. И он выразил, прославил это в различных своих произведениях, которые написал и посвятил Шриле Сарасвати Тхакуру, как например:

00:06:10 никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхина-картрӣ
вибудха-бакула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ

(Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж)

00:06:27 В этой поэме он сказал так: «Когда я написал это, я почувствовал, что поймал Шрилу Сарасвати Тхакура в сеть поэзии, как иногда ловят в клетку королевского бенгальского тигра». Он говорил о Шриле Сарасвати Тхакуре так: «Что его сердце было исполнено сладости Вриндавана, но эта сладость скрывалась в глубине, внешне же он проявлял себя как воин, разрушитель». Он взорвал идеологической атомной бомбой все заблуждения этого мира, карми, гьяни и другие. Поэтому когда мы представили «Поиск Шри Кришны», эту книгу Шриле Гуру Махараджу там была иллюстрация, фотография Сарасвати Тхакура с такой подписью: «Он объявил тотальную войну всем заблуждениям, включая религиозные». И я боялся, что, может быть, несмотря на то, что Гуру Махарадж сказал так, это может быть не очень уместно, слишком самоуверенно, смело, что он объявил войну всем заблуждениям, включая религиозные. Но Гуру Махарадж просиял, он улыбнулся и сказал: «Если бы в этой книге не было ничего кроме этой фразы, он был бы полностью представлен в ней».

00:08:33 Сладость Вриндавана была очень глубоко у него внутри, он никогда не устраивал представления, не выставлял напоказ своё духовное положение, скорее наоборот, он скрывал его. Но мы слышали однажды, когда к Сарасвати Тхакуру пришёл один человек и начал приводить множество шлок в доказательство красоты Лакшми Деви, сердце Сарасвати Тхакура нестерпимо страдало от столкновения эмоций, он не мог согласиться с этим человеком, но не мог и сказать ничего вслух о красоте Шримати Радхарани. [Как джамбунада-хема (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 2.43), райские реки золота, которых не найти в этом мире]. Его сердце нестерпимо страдало от этого, но этот человек не останавливался. Когда внутренний конфликт эмоций достиг пика, он потерял сознание, в экстазе, он упал на землю, но он не нарушил своего принципа пуджала рагапатха гаурава-бханге. Он сохранил рага-маргу, идеал чистой преданности на высшем уровне, не опустил его на этот уровень, где он может быть запятнан оскорбительным подражанием оригиналу.

Что такое вишая? Принцип вайкунтха-вритти: зачем отбрасывать то, что можно использовать для служения Кришне?

00:10:30 Матала хари-джана вишайа ранге. Это слово вишая-ранге, Гурудев, зная о том, что бенгальцы часто трактуют его неправильно, предложил заменить его словом киртана. Но причина, по которой Сарасвати Тхакур использовал это слово, он имел ввиду, что мы возьмем все вещи этого мира и используем их в служении стопам Гуру, Гауранге, Радха-Говинде. Эта линия последователей Рупы.

00:11:09 ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам-упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255)

00:11:20 В этом стихе также есть слово вишайа. Что такое настоящее отречение? Зачем отрекаться от всего, если это можно использовать для служения Кришне? Даже прекрасная девушка может быть использована в служении Кришне. Не так, как говорят майавади: «Нет, она всего лишь иллюзия, в ней ничего нет настоящего». Нет, вайшнавы говорят, что она также предназначена для служения Кришне. Всё, каждый человек, женщина, ребенок, даже собака на улице, птицы, цветы на деревьях, овощи, фрукты, все можно использовать для служения Господу. И когда этот предмет достигает такого положения инструмента в служении, мы поклоняемся ему. Также это слово вишая означает приманка. Когда мы используем что-то как приманку, чтобы привести человека в Cознание Кришны.

00:12:17 Когда он сказал Гуру Махараджу о проповеди в Лондоне, он хотел, чтобы проповедь шла в западном мире. Иногда преданные говорили: «Вы знаете, наверное, люди там не привлекутся нашей идеей, потому что они не смогут курить, пить, есть мясо». Тогда Сарасвати Тхакур ответил: «Ну, мы можем им устроить это». Слово «ресторан" на бенгальском звучит как «отель». Он сказал: «Мы можем организовать ресторан, что бы удовлетворить их потребности». Когда Гуру Махарадж услышал это, он был шокирован, он сказал: «Я думаю, в результате мы лишь загрязним наш

00:14:13 Поэтому иногда Гуру Махарадж говорил о Шриле Сарасвати Тхакуре, что большинство его представлений были революционными, и от них это требовало большой гибкости, от его учеников. Потому что у нас есть такая склонность, когда мы приходим в Cознание Кришны, по прошествии какого-то времени мы думаем, что мы все знаем о нем. Это очень важный момент о котором мы должны знать и быть особенно бдительными в этом отношении. «Я знаю, что такое Cознание Кришны, я провел в нём так много времени». Но преданные, которые на самом деле знают в чем дело, мухйанти йат сӯрайах̣ («Шримад Бхагаватам», 1.1.1). Мы знаем, что идея преданности Кришны поражает даже богов.

00:15:13 джа̄нанта эва джа̄нанту
ким̇ бахӯктйа̄ на ме прабхо
манасо вапуш̣о ва̄чо
ваибхавам̇ тава го-чарах̣

(«Шримад Бхагаватам», 10.14.38)

00:15:25 Брахма говорит: «Другие говорят, что они знают что-то о Кришне, но мне нечего об этом сказать, потому что Он выше моего тела, ума, интеллекта, разума, чтобы понять Его». Тогда кто-то может сказать: «Ты признаешь, что ты не можешь сказать ничего о Нём, но тогда и ничего не говори, помалкивай». И это конечно имеет смысл, но до того момента, когда Кришна хочет открыть Себя Сам, чтобы о Нем узнали, тогда Он может использовать чье-то тело, ум, интеллект, что бы проповедовать о Себе: кайа, мана, вакйа. Поэтому преданные предлагают себя в это служение.

00:16:28 И Сарасвати Тхакур, когда они строили это главное здание Гаудия Матха, он сказал своим ученикам, что ему необходимы. Вы знаете, что такое пенни, или копейки, они ещё существуют в России, да? Хорошо. Он сказал: «Мне нужно сто тысяч пайсов». Это даже меньше чем рупии, но он так сказал. И один его ученик пожертвовал, скажем, три миллиона долларов, и поэтому все ликовали и они сказали: «О, Прабхупада, вы попросили всего столько, но Джагабандху прабху отдал три миллиона долларов, теперь мы можем построить храм и ваше желание исполнено». Но Сарасвати Тхакур сказал: «Это хорошо, что Джагабандху прабху дал так много, но моё желание не исполнено до конца, потому что я хотел, что бы сто тысяч людей, человек получили сукрити,чтобы сто тысяч человек дали по одной пайсе и получили милость Гуру, Гауранги, Радха-Говинды». Насколько прекрасно было его видение. Гуру Махарадж говорил, что он был более любящий, чем родной отец, джанака̄дхика-ватсала-снигдха-падам̇ пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам («Шри Шри Прабхупада-падма Ставака», 8). Такого рода забота, не какая-то внешняя забота, но он действительно заботился о людях, он хотел, он пришел забрать их на лодку лотосных стоп Гауранги Махапрабху. Ведь они были поглощены идеями безличного Бога, отрицали возможность личности Бога и отношений любви с Ним. Он пришел раздать сокровище Бхактивинода Тхакура.

Сарасвати Тхакур явился, чтобы раздать богатство Бхакти Винода Тхакура

00:18:52 дхармаш́-чарма-гато 'джн̃атаива сатата̄ йогаш́ ча бхога̄тмако
(«Шримад Бхакти Винода-вираха Дашакам», 4)

00:18:58 Здесь Гуру Махарадж объясняет, что происходило в Бенгалии, как сампрадая потеряла ориентир, и была потеряна, и пришел Бхактивинод Тхакур. Сарасвати Тхакур, как сказал Гуру Махарадж, был привлечен в этот мир сокровищем, расплавленным сокровищем сердца Бхактивинода Тхакура. Его концепция Кришны была так пленительна, что Сарасвати Тхакур не мог устоять перед ней.

00:19:35 гуру-дам̇ грантха-дам̇ гаура-дха̄ма-дам̇ на̄ма-дам̇ муда̄
бхакти-дам̇ бхӯри-дам̇ ванде бхакти-винодакам̇ сада̄

(«Шри Лагху-чандрика-бхашйа», 1.8)

00:19:44 Бхактивинод Тхакур дал так много книг, он открыл место явления Махапрабху, написал книгу «Навадвипа Дхама Махатмья», но ему была нужна только одна вещь. Он принес все сокровище в этот мир. [По словам Гуру Махараджа]: «Если мы оценим величие его вклада, мы поймем, что это было не его достижение, но скорее он пришел в этот мир, что бы принести это». Это не было чем-то, что он накопил в этой жизни, он принес это сокровище из высшего мира. Но когда он принес его, ему понадобился распространитель.

00:20:30 Так Гурудев говорит, что Сарасвати Тхакур был привлечен красотой концепции Бхактивинода Тхакура, и он появился в его семье, родился в его семье, как сын Бхактивинода Тхакура. И мы знаем, что Бхактивинод Тхакур приглашал Джаганнатха Дас Бабаджи Махараджа, что бы утвердить место рождения Махапрабху, и также он пригласил его на день рождения Сарасвати Тхакура, этого божественного ребенка. Иногда Джаганнатх Пури называют Нилачала - голубая гора, потому что рядом находится голубой океан. Он появился там, и это было предсказано в «Пуранах», что милостивое распространение Cознания Кришны начнется в Пури. Иногда говорят: «Но это просто сноска на Джаганнатха». И, конечно, это так, но вы представьте, где был рожден Сарасвати Тхакур, он родился практически на алтаре Джаганнатха, очень близко. Это очень загадочно, мистически.

00:22:04 И мы слышали, что во время Ратха-ятры – шествия колесниц Джаганнатха, мать Сарасвати Тхакура вынесла его, что бы представить Божеству, и тогда гирлянда с Божества упала на ребенка, это был божественный знак, что это необычный ребёнок. Он оставил этот мир в Навадвипе, и это намек на то, что как Махапрабху появился в Навадвипе, и принес Cознание Кришны и оставил тело в Пури, так же обратным образом Сарасвати Тхакур появился в Пури, а оставил тело в Навадвипе, распространив Cознание Кришны на весь мир. И его первые ученики, как Сакхи Бабу рассказывал: «Он пытался заставить нас силой пить эту нектарную субстанцию, мы могли понять лишь это, но полного понимания того, что он говорил у нас не было». Гуру Махарадж говорит:

00:23:33 атикомала-ка̄н̃чана-дӣргха-танум̇
тану-ниндита-хема-мр̣н̣а̄ла-мадам
мадана̄рввуда-вандита-чандра-падам̇
пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам

(«Шри Прабхупада-падма Ставака», 3)

00:23:50 В этом стихе он говорит, что иногда он так возбужденно проповедовал, что его лицо приобретало цвет розового лотоса. И Гуру Махарадж говорит: атикомала-канчана-диргха-танум. Его форма была такой мягкой и прекрасной, что сам Купидон – бог любви был поражен им, и Гуру Махарадж видел это. Мадана̄рввуда-вандита-чандра-падам̇, пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам. Джати-ра̄джа-ган̣аих̣ парисевйа-падам̇ пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам.

Олицетворение Хари-киртана. Голос Шрилы Сарасвати Тхакура

00:24:37 Джати-радж – король среди саньяси, гауд̣ӣйа-гош̣т̣хӣ-патих̣, император, ачарья всех гаудия-вайшнавов. Ш́рӣ-Джӣва-теджастатих̣, интенсивность подхода Дживы Госвами в защите идей сампрадаи, он не мог терпеть никакой апа-сидханты, его имя было Бхакти Сиддханта, он олицетворял бхакти-сиддханту. Как Бхакти Сиддханта Синдху, упомянутый в «Чайтанья-чаритамрите" Кришнадасом Кавираджем Госвами. Один за другим он обращал людей в своих последователей и превращал их в могущественных проповедников. И поэтому однажды он встречался с одним юристом по делам Миссии. Мы знаем, что он кр̣пайа̄ Хари-кӣртана мӯртти-дхарам̇, олицетворение Хари-киртаны, он всегда говорит о Кришне и Махапрабху. Предполагалась, что это была деловая встреча, но он начал проповедовать этому человеку, и он спросил: «Вы стараетесь меня обратить?» Сарасвати Тхакур ответил: «Да, если вы уделите пять минут своего внимания, это произойдет само собой, и вы поймете сами, что я не обращаю вас, вы просто почувствуете, что внутреннее богатство пробудится в вас от слушания об этих идеях, но вы не можете дать и пяти минут».

00:26:30 По мере успеха Гаудия Матха в Индии он пожелал распространить его в западный мир: в Англию, в Америку, в англоговорящие страны, и за тем оттуда в остальной мир. И он внушил такой дух проповеди своим ученикам. Как Гуру Махарадж выразил в своем стихе, виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ. Бхакти Сиддханта Вани, пусть его - вани, и в этом выражается гений Гуру Махараджа. Его имя было Бхакти Сиддханта Сарасвати. Чем знаменита Богиня Сарасвати? Пением. Что такое пение в этом контексте? Киртан. Киртан – это проповедь, а другое слово для этого - вани. Поэтому Сарасвати Тхакур, Гуру Махарадж выделил это слово – вани. Пусть его божественные наставления, виласату хрди нитйам, играют в моем сердце вечно. И что бы я делал все, [как служение]. Как Гуру Махарадж хотел уйти в нирджан-бхаджан, отречение, жить в уединенном месте в медитации, но эта игра божественных наставлений Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура сказала ему: «Ты должен проповедовать Cознание Кришны всем». Такое стремление было в сердцах всех его учеников и учеников его учеников. Это было внутреннее побуждение, желание проповедовать Cознание Кришны другим. Почему? Потому что Гуру Махарадж говорил: «Это не наша собственность, которой мы обладаем, и мы не можем взять её и присвоить себе, ведь она была милостиво подарена нам, и поэтому, с благодарностью мы должны отдать это другим». Вот это голос Сарасвати Тхакура в сердце каждого его ученика, каждого его последователя. Как Гурудев говорил: «Если у меня есть пять рупий, я начну бизнес с пятью рупиями». Значит, кто может сказать, «Я полностью пропитан сознанием Кришны, теперь я могу сказать что-то». Но нет, до той степени, до какой идеи наших учителей поселились в нашем сердце мы можем поделиться этим с другими. Что мы сами ценим в этом? Это и есть проповедь в большинстве случаев, делиться с другими тем, что ты сам ценишь.

00:29:43 Поэтому Шрила Гуру Махарадж обладал огромной глубиной видения, и он мог видеть истинную личность Сарасвати Тхакура. И он выразил это в своей поэзии в различных местах. И он говорил: «На самом деле, вы прославляете моего Гуру Махараджа, всё это его дары, все эти идеи». Гуру Махарадж развил их, и раздал другим, но всю славу он отдавал Шриле Бхактисидханте Сарасвати Тхакуру.

00:30:37 Это день его ухода. Бхактивинод Тхакур написал в своей поэме: Заблуждается тот, кто о смерти вайшнавов толкует, Ибо жизнь продолжается в звуке, Умирая вайшнавы живут, А живя, всему миру имя святое даруют.

00:31:01 В его отсутствии, благодаря силе его наставлений, и его продолжающейся проливаться милости в форме движения Cознания Кришны, оно продолжает процветать и распространятся в этом мире. Поэтому мы можем видеть, что он действительно агент милости, которая идет от Бхактивинода Тхакура, от всех учителей нашей гуру-варги. И он оставил этот мир, на самом деле, первого января, но в это время, когда он покинул этот мир - это было первого января, то есть мы прошли полный цикл. Иногда лунные и солнечные календари совпадают, и это тот самый день первое января 1937 года. В благоприятное время, как Гуру Махарадж описал это в своей молитве разлуки, то самое время, когда Гандхарвика Гиридхари просыпаются утром, Божественная Чета. И Радхарани ищет его – своего слугу, и чувствует свою разлуку с ним и необходимость его общества, его служения, которое только он может совершить. Поэтому Она зовет его в это время в Высший Мир, Божественный Мир. Он исчезает на этом плане и появляется на том. Так мы понимаем это.

тегирование: Налина Алиткина | 12 January 2013