Цели и препятствия 1

Анапа - 23 мая 2014
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:46:28 | качество: mp3 55kB/s 42 Mb | прослушано: 1663 | скачано: 655 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:06:35 Доброе утро. У нас сегодня семинар другой начинается. Мы сегодня почитаем из Бхагавад Гиты пятнадцатой главы. Как вам, смотрите. Нормально так? Ну, давайте так будем. [Санскрит].

00:07:49 Маленькое вступление об этом семинаре. В принципе, мы за эти три дня прошли азы поиска духовного пути. Что это такое? У нас теперь сложилось какое-то представление о духовном мире, о материальном мире, об энергиях материального мира, о Боге какое-то представление у многих сейчас появилось. Может быть, оно ещё не совсем глубокое, но уже есть представление, что это личность, что он обладает всеми достояниями, что у него есть формы, у него есть обитель, где он обитает, у него есть спутники, у него есть качества Бога. То, что у нас все есть, все это, на самом деле, есть у Бога. У нас это проявляется просто в малой степени.

00:08:37 Вчера мы беседовали за обедом, и кто-то из зала задал вопрос: «Как это у Бога может быть возлюбленная?» А почему бы нет? Если у нас они есть, если у нас есть такая потребность – любить кого-то, строить с кем-то отношения, то почему у Бога такой возможности нет? Если мы несовершенны и уже имеем такие свойства, то Бог, если совершенен, представляете, какие у него есть свойства любить кого-то и строить с кем-то отношения. Этот путь подразумевает, что выстроить отношения нужно с Богом, потому что он тоже с нами строит отношения, отношения совершенные. Есть у нас потребность очень сильная в этом. Мы её не чувствуем по одной простой причине: наше сердце или наш ум немножко запятнан, находится в таком состоянии…обмазан, замазан, замаран…чем? Материальными желаниями, в основном. Мы замарали его тем, что отделяет нас, наоборот, от этих отношений божественных.

00:09:57 Этот путь подразумевает, что будут препятствия обязательно на этом пути. Препятствия будут связаны, в основном, с нашим внутренним миром, т.е. с этими привязанностями ненужными. Нам с ними всё равно придется рано или поздно расстаться, если мы встали на духовный путь. Хотим мы этого или не хотим, нам придется с этим столкнуться. Например, придется избавиться от жадности. Хорошее качество жадность? Нет, пока не связано с Богом. Если оно связано будет с Богом, то, в принципе, в этом качестве ничего плохого нет. Быть жадным или жаждущим, как вчера кто-то поправил. Хорошее слово. Жажда есть [неразборчиво] сильная. Но есть качества плохие, например, корысть, обман, злоба, алчность, зависть. Много качеств есть плохих, которые будут являться препятствием у нас на духовном пути, и мы должны будем проходить эти периоды жизни достойно, потому что многих, конечно же, ждет падение в борьбе с этими качествами, потому что они очень сильные. Это мы так с виду сейчас можем думать: «Да нет, это легко избавиться от той же жадности». Не так-то просто это будет сделать.

00:11:17 Нужно понимать, что Бог в сердце находится, и он знает грань, с какой силой подойти и представить нам какую-то ситуацию, где нам нужно будет проявить какое-то качество, которое как раз загасит плохое качество. Например, какое качество противоположно жадности? Щедрость, да. Надо нам будет проявить какие-то усилия, чтобы погасить эту жадность и проявить эту щедрость, ибо Господь именно грань сделает такую, создаст условия, потому что это он создает условия вокруг нас. Вокруг нас происходит некий театр, спектакль. Постоянно, каждый день, каждую секунду все, что с нами происходит, имейте в виду. Господь, как главный сценарист, как главный режиссер, главный постановщик, устраивает вокруг нас разные события, причём для каждого из нас индивидуально выстраивает, представляете, ситуации специальные. Это как в театре: сцена, манекены, декорации меняются постоянно. Не нужно думать, что это все случайно происходит. Нет.

00:12:20 Закономерность в каждом движении атома есть, представляете, даже атомы когда меж собой перемещаются, по определённой траектории движутся. Что уж говорить о том, что здесь происходит. Люди к нам подходят с какими-то претензиями или, наоборот, с какой-то благодарностью. Нужно понимать, что их в сердце ведет Бог, он направляет их, он внутри дает импульс подойти к нам, сказать нам что-то приятное или неприятное, обмануть нас, например, или, наоборот, нас поощрить как-то. За этим стоит божественная реальность, духовная реальность, а материя просто нанизывается на духовность. Вот и все. Этот путь обязательно будет иметь очень много трудностей, но если у нас есть знание… Знание – это оружие. Иисус как говорил: «Выходите из дома, подпоясайтесь поясом знания, т.е. вооружитесь, - он говорил, - вооружитесь». Это знание – астра. Астра – это оружие на санскрите, а шастра – это знание. Шастра – это знание в виде оружия. Мы если вооружены знанием, тогда мы будем защищены

00:13:28 Эти три дня мы будем вооружаться знанием, как уходить от этих препятствий, которые будут возникать на духовном пути. Вам удобно писать в темноте? Кто-то пишет. Неудобно, надо включить свет. [Голоса из зала] По крайней мере, здесь, в этой части темно, действительно. Зрение напрягается, дополнительная энергия уходит, чтобы попытаться там что-то увидеть. Мы прочитаем один стих из Бхагавад Гиты, пятнадцатая глава, пятый стих. Он описывает в полной мере, что нам будет мешать на духовном пути, а потом детально мы будем разбирать. Общий план просто сейчас обозначим, а потом будем уже это разбирать.

00:14:22 Санскрит.: «Нирмана-моха джита-санга-доша», - первая строка. Доша…что такое доша? [Голос из зала] Недостаток, да? Т.е. изучаете в аюрведе это? Мешает то что, разрушает, то, что выводит из равновесия. Так более точно. Такой функциональный модуль, который выводит из равновесия. Что выводит из равновесия? Да все, что угодно, можно вывести. В аюрведе он выносит элементы из равновесия. Вата доша есть, пита доша, капха доша, т.е. выводит элемент огня, элемент земли, элемент воздуха выводит из равновесия. Это разрушительный такой модуль. Здесь то же самое. Санга-доша. Санга – это общение.

00:15:24 [нирмана-моха джита-санга-доша
адхйатма-нитйа винивртта-камах
двандваир вимуктах сукха-дукха-самджнаир]
Сукха – это что такое? Счастье. А дукха? Несчастье, да.
[Гаччхантй амудхах падам авйайам тат]
Такой стих. И перевод текста.
Тот, кто избавился от чувства ложного престижа, вышел из-под влияния иллюзий и порвал все иллюзорные связи с материальным миром, кто освободился от материального вожделения, кто одинаково встречает счастье и горе, и кого невозможно ввести в заблуждение, знает, как предаться верховной личности Бога и достичь его вечной обители.
Здесь описаны вкратце, в сжатом виде описаны главные препятствия. И сейчас комментарий Шрила Прабхупада дает. Он там уже более подробно сейчас разберет, что это такое: «Здесь дано замечательное определение того, что значит предаться Господу. Для этого, прежде всего, необходимо избавиться от ложной гордости». Вот оно первое препятствие. Гордость. Гордыня.

00:16:47 «Когда живое существо гордится сознанием того, что оно является хозяином материальной природы, ему очень трудно предаться верховной личности Бога. Овладевая истинным знанием, человек должен понять, что властелином материальной природы является не он, а верховный Господь. Освободившись от иллюзии, порожденной ложным эго, живое существо становится способным предаться Господу. Ему никогда не предастся тот, кто всегда ожидает почестей в материальном мире. Гордость является порождением иллюзии, ибо, несмотря на то, что живое существо приходит сюда лишь на какое-то время, а затем уходит отсюда, оно по глупости своей считает себя хозяином в этом мире. Тем самым оно ещё больше запутывается и все сильнее навлекает на себя все новые и новые беды, создает себе трудности. Весь мир опутан сетями этой иллюзии. Люди считают землю, на которой живут, принадлежностью или собственностью человеческого общества и, пребывая в этом заблуждении, делят её на части. Необходимо избавиться от иллюзорного представления о том, что этот мир принадлежит человечеству. Перестав необоснованно считать себя собственником, человек разрывает все иллюзорные связи, порожденные привязанностью и любовью к семье, обществу и своему народу. Все это лишь привязывает его к материальному миру. Пройдя через этот этап, человек должен овладеть духовным знанием. Он должен понять, что действительно принадлежит ему, а что нет и, научившись видеть вещи такими, какие они есть, он освобождается от концепции двойственности и перестает различать счастье и горе, удовольствие и боль. Тот, кто обрел духовное знание, становится способным предаться верховной личности Бога», - такой текст.

00:18:49 В продолжение к этому комментарию подборка сейчас будет такая. Эту подборку составил один святой. Это отец духовного учителя Шрилы Прабхупады. Это составлено ещё было в начале прошлого века. Именно вторая часть, часть, которую мы будем читать. [Неразборчиво]. Мы иногда будем вспоминать его. Я просто, может быть, какие-то моменты про него расскажу, что это за личность. Он проанализировал, что мешает на духовном пути, и вывел одну такую формулу. Что мешает? Четыре вида препятствий, четыре вида. И мы будем эти четыре вида ещё делить на четыре каждый, т.е. каждый вид ещё на четыре будем делить.

00:19:46 Первое – это оскорбления. Второе – это материальные желания. Третье – это слабость сердца. Четвертое – непонимание своей духовной природы. Если это в нашем сознании есть, это будет препятствием у нас на духовном пути: оскорбления, материальные желания, слабость сердца и непонимание своей духовной природы. Т.е. кто мы тут? Души. Четыре вида оскорблений. Первое оскорбление – это оскорбление святого имени. Это подобно тому, как нас оскорбляют (Вася такой-то). Святое имя является основой всех духовных практик. Это самый главный стержень (имя Бога) во всех традициях. Как в христианстве говорится: «Да святится имя твое…» В мусульманстве 99 имен Аллаха повторяют, это основа. В вайшнавской традиции, в ведах тоже говорится, самое главное – это что? Воспевать святые имена, потому что в святом имени есть все: формы и качества Бога, его обитель, его спутники, его игры – все в этом имени заложено. Святое имя является фундаментом.

00:21:27 Священные писания, в частности Шримад Бхагаватам имеет 12 томов, 12 томов перевели, 12 песен. Каждый том как песня считается. И в заключение всего Бхагаватама…это около 25 или 26 книг в сжатом виде…Шримад Бхагаватам или прекрасный Бхагаватам, или прекрасные деяния Господа, которые описываются там. Если Бхагавад Гиту изучать, то она нам дает понимание о Боге, о его могуществе и обо всем материальном мире знание в Бхагавад Гите заложено полностью… можно понять из Бхагавад Гиты. А Шримад Бхагаватам – это писание, которое учит нас любви к Богу. Если там описывается материальная энергия (в Бхагавад Гите), то в Шримад Бхагаватам описывается отношения с Богом любовные как строить. Не эта любовь, не материальная любовь. Кульминацией всего в Шримад Бхагаватам в конце опять же ставит утверждение на то, что имена Бога являются основой. Если человек хочет достичь этой любви, он должен воспевать святые имена.

00:22:47 Есть оскорбления, которые можно совершать, неосознанно даже оскорблять святое имя. Например, есть 10 оскорблений святого имени. Попробуем их вспомнить так, вкратце. Конечно же, вам будет сложно это понять, это семинар для людей, которые уже непосредственно встали на духовный путь, уже идут по нему. Я попробую немножко, какие-то виды оскорблений привести, какие могут быть оскорбления святого имени. Например, если мы критикуем духовных людей, людей, которые встали на духовный путь неважно в какой традиции. Если человек предался Богу, идет этим путем, а мы начинаем его критиковать, нас самом деле, мы оскорбляем святое имя так. Есть, разные виды оскорблений. Мы сейчас будем их разбирать здесь, из них самое тяжелое – это оскорбление святого имени, потом будет оскорбление преданных (духовных) людей, тех, кто идет по духовному пути, потом будет оскорбление живых существ. Это тоже будет оскорблением. Например, мы не знаем. Идет собака, а мы говорим: «Уйди отсюда, не мешай мне здесь идти. Что ты здесь развалилась?» Так можем неосознанно оскорбить живое существо. Оскорбление изваяний в храме, изображений в храме, например. Любое изображение в храме, или изваяние, или божество какое-то тоже может быть. Вот эти четыре вида оскорблений. Сейчас мы пока разберем оскорбление святого имени.

00:24:36 Второе оскорбление святого имени. Если у нас появляется наставник и нам дает какие-то наставления, а мы их не выполняем, тоже будет оскорблением святого имени. Это оскорбление святого имени, это не оскорбление наставника. Такая тонкая наука. Это тоже нужно знать. Если мы стремимся…Многие говорят «станьте моим наставником» или «можно я буду вашим подопечным, учеником, дайте мне какие-то наставления». Люди, бывает, такое говорят: «Дайте мне какое-то благословление, наставление дайте мне». Иногда люди не понимают, что за этим стоит. Человеку, например, говорят: «Хорошо, вот вам наставление: вставайте рано, до 4х утра». Человек думает: «Блин. Зачем спрашивал? Кто за язык меня тянул? Почему он именно это наставление дает? Почему он мне не дал наставление вставать в 8 утра?» Это очень важно. Если мы идем, нужно быть готовым. Гуру – это кто? Как гуру ещё классифицируется? Тяжелый. А в чем тяжесть эта заключается? Разная тяжесть может быть. [Голос из зала]. То, что он говорит – это нелегко, потому что это правда, тяжелая правда. Гуру – тяжелый значит. Наставление. Он дал наставление, и оно не выйдет из головы теперь. Вот, в чем тяжесть, одна из тяжестей. Он дает наставление, и все. Человек ходит, думает об этом, думает и думает, как же исполнить это все, как же это сделать. Оно уже не уйдет, потому что гуру вкладывает это наставление в сердце.

00:26:27 Тяжел ещё гуру тем, что… Он тяжел знанием, во-первых. Знания тяжелые, потому что он дает, знаете, дает как режет. Один из переводов гуру – это тот, кто режет, суть берет, достает и отрезает. Иногда это больно очень. Но гуру не всем такое делает, только тем, за кого он берет ответственность. За кого не взял ответственность, он не будет это говорить, потому что человек ещё не готов, он не предался. Тяжел гуру ещё тем, что он твердый, он как скала. Ветры чувственных наслаждений, ветры перемен, наслаждений в этом мире его не трогают, потому что его чувства под контролем. Говорится, как черепаха при опасности. В Бхагавад Гите Кришна об этом говорит Аджуне: «Как черепаха берет в панцирь оконечности, вбирает в панцирь при опасности, ты должен взять чувства под контроль, пять чувств. Не важно, запахи, видишь ты или слышишь ты что-то, осязаешь, или вкус какой-то. Неважно. Ты все контролируешь, не выходишь из равновесия». Гуру как скала. Не идет ни на какие компромиссы с материальным миром, иначе это не гуру. Это оскорбление будет заключаться в том, что гуру дает наставление, а мы не выполняем его, думаем, это обычный человек, гуру – это обычный человек. Считать гуру обычным человеком – это уже оскорбление святого имени, причем. Так оскорбляется святое имя. В писаниях Господь об этом говорит

00:28:08 Еще одно оскорбление, если мы критикуем писания какие-нибудь священные. Думаем: «Библия – это не для нас, Коран – это вообще не наше, Бхагавад Гита – это вообще сектантское все». Если мы критикуем: «Это неправильно. Это люди писали вообще-то». Обычно говорят так: «Это люди писали, поэтому там ошибки есть, нет смысла». Это тоже будет оскорбление святого имени. Или считать вообще духовную практику каким-то плодом воображения, не представляя, что это такое. Это тоже будет оскорбление. Одно оскорбление мы пропустили – считать сильных мира сего равными с Богом или полубогов, например. Творец вселенной Брахма, или Господь Шива, или Ганеша, или Хануман, Сурья Дев (Бог Солнца), Чандра, Индра, Агни, Ваю – много полубогов. Это администраторы вселенной, которых Бог наделяет полномочиями управлять вселенной. Сам он здесь ничего не делает, он просто их наделяет полномочиями, следит, чтоб они там не бедокурили, потому что у них тоже нет-нет, да бывает. Знаете, заносит их там.

00:29:35 Столько историй написано в Бхагаватам, где там Индра, например, царь райских планет, царь небес главный. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что среди людей я царь, среди зверей я лев, среди птиц я орел. И он говорит: «Среди царей я Индра». Индра – это царь самый главный. Он на небесах управляет всем: дождями, снегами, воздухом, огнем, всем-всем. Он главный. И Кришна говорит: «Среди царей я Индра». Индра вроде бы там…все нормально у него, но иногда его заносит. Например, один раз он сидел во дворце своем. Там танцовщицы танцуют для него, поют, услаждают все придворные его, все слуги, спутники все. И он, главный царь, отдыхает просто. Посидел, решил отдохнуть, и гуру зашел, его духовный учитель. Он его увидел и так: «О! гуру пришел. Вообще классно. Пусть гуру посмотрит, как я тут вообще». Гуру посмотрел и думает: «Индра возгордился, ученик возгордился». Когда гуру заходит, что должен сделать ученик перво-наперво? Склонить голову сразу же, мгновенно просто, упасть, как минимум, в поклон, не говоря уже… Если мужчина, в дандават вообще (данда – это палка), т.е. упасть как бревно: «Я палка, я дубовый. Гуру здесь. Как я могу гордиться, что…Все, что у меня есть – это милость гуру».

00:31:11 То, что он на троне сидит, это милость гуру. Если бы не гуру, Индры бы там не было. Индру занесло немножко на повороте. Гуру это увидел сразу, развернулся и ушел также. Огромный зал. Он зашел и сразу же ушел. Никто его почти не заметил, кроме Индры. Индра сразу понял, что он совершил ошибку, и он начал думать: «Вот я осел. Гуру зашел, а я не поклонился. Я совершил такое оскорбление, я же за это в ад могу уйти. Вот я негодяй! Зачем мне это нужно царство? Я глупец №1, потому что я до сих пор сижу и анализирую, что совершил ошибку, вместо того, чтобы срочно бежать за гуру и просить прощения». Он даже это осознал. Он соскочил с трона и побежал, но было уже поздно, гуру уже не было. И что пришлось Индре сделать? [голос из зала] Не сразу, это одна из лил была, что ему поросенком надо было родиться, одну жизнь прожить, представляете, прямо оттуда, с Индралоки, сразу в какой-то свинарник где-то там.

00:32:39 В Бхагаватам описывается не эта лила. Индра совершит это оскорбление и получит наказание: демоны нападут и изгонят Индру с царства райского. Там целая история, но сам принцип: совершить оскорбление святого имени очень легко, а вот избавиться от этого очень тяжело. Или, например, ещё одно оскорбление: проповедовать тем, кто не верит, неверующим. Неверующим проповедуем, они не верят, а мы им говорим: «Нет, давай становись, иди в храм, иди в церковь, иди в мечеть». Заставляем, говорим: «Бог есть, и ты душа». Человек говорит: «Слушай, отстань от меня!» - «Не-не-не, ты должен молиться». Молилась ли ты на ночь? Вот это оскорбление святого имени, имейте в виду, проповедовать неверующим. Иисус говорил об этом: «Не мечите бисер». Если люди агрессивно настроены, не надо им ничего говорить.

00:33:51 Или, например, ещё одно оскорбление: мы повторяем молитвы какие-то и думаем, что мы их повторяем для того, чтобы грехи свои замолить. Представляете, какой тонкий момент? Т.е. мы нагрешили и думаем: «Ну, ничего, я завтра утром помолюсь и нейтрализую этот грех». Это оскорбление святого имени. Нужно быть очень внимательным. Или продолжать держаться за материальные привязанности, хотя нам говорят уже, что это не надо, а мы всё равно держимся. Нам говорят: «Вредно курить, вредно пить, не делайте этого, пожалуйста, иначе ваша духовная практика на нуле будет, никуда, ни туда, ни сюда». А мы думаем: «Да-да-да, я знаю, я знаю», - и сами всё равно продолжаем это делать. Это тоже называется оскорблением святого имени. Это вкратце мы пробежались. Такая опасность будет преследовать до того, пока мы не выйдем из материального мира. Эта опасность будет нас держать.

00:35:22 Оскорбление божеств или оскорбление изваяний – это второе оскорбление. Например, есть божества, или есть изваяния, или есть изображения… Например, человек заходит в обуви в храм – это считается оскорблением. Или мы стоим у алтаря, молимся и грустим, что плохо все, хлеба нет насущного, в общем, все как-то печально. Это оскорбление тоже. Бог говорит: «Что ты печалишься? Я тебе целую жизнь дал, я тебе друзей дал, я тебе родителей дал, я тебе здоровье дал, я тебе разум дал, я тебе все дал, а ты ещё несчастлив почему-то». Эта угрюмость, знаете, вот такая… В храм лучше в таком состоянии не ходить. Бог – это любовь, это радость. Если вы заходите в храм и видите такое настроение, надо уйти оттуда. Оскорбительное настроение. [Вопрос из зала] Не всегда. Ну и что, что беда. А грустить-то зачем? [Голос из зала]. Беда, например. Это осквернение в уме просто. Это не для всех, я извиняюсь. Здесь просто избранные собрались, для избранных не может быть беды никакой. Даже если беда, что скорбеть? Она не просто так же пришла. Беда… Если я скорблю, значит я не согласен с этим, я говорю: «Бог, ты несправедлив, ты ошибаешься, как-то несовершенен ты. Я лучше знаю. Кто тебя Богом поставил? Как ты мог такое допустить вообще?» Это и есть оскорбление.

00:37:47 К Богу приходит четыре категории людей. 1) Те, кто в беде. Беда пришла, и люди бегут к Богу: «Господь, помоги». Ладно, беда пришла, но не надо печалиться. Пусть эта беда будет, зачем печалиться. Человек, например, порезал палец. Беда? Беда же все равно, маленькая, но беда – палец порезал. А печалиться-то зачем? Замотай, вылечи. Все. [Вопрос из зала] Это не естественно, кстати. Нет, не естественно. Для разумного, духовного человека это не естественно. Для обычного материалиста, человека – да, это естественное состояние. Но мы должны уйти, это же неправильно, это же все наваждение над телом, наше сознание материальное. Но мы же души, и нам чтобы выйти из этого лабиринта материального, нам нужно поменять эту концепцию мышления. Пока мы её не поменяем, мы так и будем здесь. Надо вырваться из этого состояния, оно не естественное. Душа не может быть в печали, душа всегда в блаженстве находится. Вот её естественное состояние – блаженство, Ананда. На санскрите Ананда – это то, что приводит к блаженству, безграничному блаженству, причем. [Вопрос из зала].

00:39:22 Тренироваться тогда надо. Мы сейчас не говорим, что это сильный грех. Нет, это просто препятствия, которые могут возникнуть у нас на пути. Т.е. мы должны ориентироваться. Вот препятствие. Раз, тоска пришла – все, это уже препятствие. Все, выйти из него. Это не сильный грех. Оскорбление божеств – это не сильный грех. Из этих четырех два сильных, два несильных. Оскорбление божеств – это несильное. Их можно нейтрализовать. Повоспевайте святое имя просто и нейтрализуйте этот грех. Оскорбление живых существ тоже легко можно нейтрализовать, но оскорбление святого имени и оскорбление преданных (духовных людей) уже не нейтрализуется. Это очень тяжело. Например, критерий того, что мы не туда идем, вот тоска пришла, мы не можем воспевать святое имя, не можем молиться толком, нет сосредоточенности – это причина того, что мы с кем-то имеем сейчас плохие отношения, кого-то критикуем, значит. [Вопрос из зала].

00:40:35 Это нормально, но такая тоска должна приносить счастье. В материальном мире тоска по материальным вещам приносит страдание, но тоска по Богу приносит счастье. В этом отличие. Например, самое сильное наслаждение, которое может испытать душа – это когда она находится в разлуке со своим возлюбленным Господом. Разлука даже больше счастья приносит, нежели вы встречаетесь с Богом. Это сложно понять. Материальной логикой это сложно понять, но именно такие души, которые постоянно в разлуке с Господом находятся, считаются самыми близкими его спутниками. Нам понять сейчас нужно, мы с вопросами сейчас или по материалу проходим просто? Давайте, раз уж подняли руку. [Вопрос из зала].

00:41:59 Это всё равно значит мы обусловлены как-то. Не то, чтобы это прямо оскорбление. Это не совсем есть хорошо, когда мы печалимся вообще, даже по отношению… Печалимся, например, человек что-то там набедокурил, мы думаем: «Вот, блин, вообще зачем он это делал». Это сострадание больше, это не оскорбление. Имеется в виду, в храме. Если вы в храм заходите, в храме надо радоваться, вы домой пришли, на самом деле, в свой дом пришли. Господь рад, пришла джива, душа: «Как здорово, что она пришла!» Что ты печалишься? Ты что вообще?» Кто-то в храм не может дойти, инвалид какой-нибудь, или живет там где-нибудь на Чукотке. А ты зашел, радуйся. [Вопрос из зала].

00:42:54 Т.е. оскорбление божеств, оскорбление живых существ и оскорбление преданных, когда мы критикуем духовных людей, думаем: «Вот, что-то он не так это делает, что-то делает не то». Неважно, что он делает, мы должны иметь настроение пчелы, только позитив искать. Если мы не ищем, тогда настроение мухи начинается у нас. Мы с этого настроения мухи должны уйти, ищем всегда позитив, даже если нам кажется: «Что-то он не прав. Он же святой человек. Почему он так делает?» Это просто мое видение [Неразборчиво] – я вижу мир через призму своего мировоззрения. Мы же не знаем, что… Например, человек почесал голову. Ничего же такого нет здесь. Вы знаете, из чего волосы сделаны? Из испражнений. Волосы и ногти делаются из испражнений. Что такое испражнения? Отходы организма. Вот один из видов. Он через волосы и через ногти, та же самая субстанция, поэтому считается осквернением. Если человек волосы задел, то надо, по крайней мере, водой спрыснуть, а сейчас в рот ничего не надо совать. Или в носу поковырялся, или глаза протер, или ухо, или ещё куда-нибудь там. Это уже осквернение, человек уже грязный. И вот человек святой, например, идет и раз! В носу поковырялся. Фу вообще. А это уже оскорбление святого, потому что такие люди не оскверняются. Должно быть такое понимание. Святой не может оскверниться.

00:44:53 Мы вчера, помните, слушали воплощения Бога разные? Помните, там такое воплощение было Ришабхадева? Кто-то помнит? Ришабха был, да. Он дал безупречный пример чего? Отрешенности. Он был царем всего мира, всей планеты царь был. Это Господь пришел в такой форме. Никто не знал, что это Бог. Просто пришел как царь такой и правил миром, навел порядок, в общем, все сделал правильно, все начали опять жить счастливо. А потом подумал: «Вроде бы все сделал, я теперь пошел в отречение, покажу теперь пример отречения». Все оставил просто, все, и прям голый, без одежды, без ничего ушел из дворца. Никто даже не видел и не понял этого. Но сначала перед этим он ста своим сыновьям дал наставления, как править миром, как заботиться о людях. И все, полностью как наги…Знаете, наги? Слышали, наги есть такие?

00:45:57 Философия такая есть в Индии. Они подражают Ришабхадеву, потому что именно оттуда началась эта философия. Но они не соответствуют тому, что делал он, потому что когда он шел, в него плевали, в него камнями бросали, его гнали постоянно, и он был в блаженстве, уходил. Он уже оторвал чувства от объектов, он освобожденный был, показывал, как отрекаться надо. Ничего не пил, не ел, он просто бродил как чумной с материального виду, но внутри он был полностью уже отстранен от этого мира. Тело – это был не он. Так вот, когда он испражнялся (это описывается в ведах, в Бхагаватан), то аромат его испражнений распространялся на многие километры, и люди теряли ориентир от счастья, такое блаженство благоухание шло. Нам это сложно понять: «Как это вообще? О чем он сейчас говорит вообще? Мы вообще-то препятствия на духовном пути должны разбирать». Сложно понять это все, как это. Это тело уже одухотворяется у человека, и все, что там находится, оно духовное, оно не воняет, воняет г…, потому что что попало едим. Животные что попало едят, поэтому и воняет. Но святые люди не что попало едят, у них совсем другое.

00:47:26 Например, Прабхупада оставлял мир этот в 1977 году, умирал, умер тогда. Ученики снимали с него белье потом, чтобы в чистое одеть уже и в самадхи его опустить. Когда они с него снимали набедренную повязку (знаете, когда человек умирает, он опорожняет и мочевой пузырь, и кишечник), то Прабхупада кишечник не опорожнил, потому что там ничего не было. Он показал ученикам, как надо оставлять тело, что за месяц, за полмесяца надо перестать есть, чтобы там ничего не было, чтобы организм не тратил силы на это, чтобы на другое сконцентрировал внимание. Но жидкость всё равно в организме есть, и какая-то часть жидкости в набедренную повязку, в общем, спустилась. Ученики когда это все забирали, один ученик просто взял… Думает: «Откуда такой аромат идет? Вроде бы ничего в комнате такого нет, благовония не дымятся. Откуда аромат такой неземной просто?» Он взял набедренную повязку и начал нюхать, и он понял, что оттуда идет неземной запах. Это сознание человека святого так трансформировать может даже элементы. Почему запахи дурные идут? Сознание плохое, и выходят запахи уже другие. Элементы эти и микроэлементы, которые несутся, разбалансированы и выдают, в итоге, такой запах.

00:48:53 Например, бомжа один раз поймали, эксперимент решили провести. Не так, чтобы бегали за ним, ловили его, а просто взяли и сказали: «Пойдем, мы тебя отмоем, оденем нормально, подстрижем. Что ты воняешь, ходишь?» Он говорит: «Ну ладно, хорошо». Пришли, его отмыли, долго мыли, подстригли, купили новую одежду, надели на него, а он всё равно воняет. Представляете, всё равно запах идет. Это сознание воняет, на самом деле, это не тело воняет. Сознание истощается, через поры выходит запах такой, потому что разбалансировано все. Собаки, замечали, у них обоняние очень сильное, у собак. Собака смотрит на человека и, если видит, что человек боится её, начинает гавкать. А если видит, что человек не боится, она раз такая сразу. Но она это запахом чувствует, сознание пахнет потому что. О чем мы вообще? на чем мы остановились? [Голоса из зала]

00:50:05 А, четыре категории. Первая – в беде. Вторая категория – те, кто хотят разбогатеть. Те, кто хотят богатыми быть. Они приходят в храм, молятся: «Дай нам денег, пожалуйста, мы тебе тоже что-нибудь дадим. Мы принесли тебе то-то, а ты нам денег дай». Они так к Богу приходят. Они знают, что Бог даст денег, приходят, молятся, и постепенно их вера усиливается, и они становятся духовными людьми. Но их ведет что? Желание разбогатеть. Их немножко меньше, чем первой категории. Третья категория – это любопытные. Что-то ищут, выискивают в эзотерике, мистики всякие. Они все думают: «Где-то есть что-то такое похожее на Бога, может быть, хотя Бога, в принципе, пока ещё нет, но что-то есть такое». Любопытные их называют, ищущие. Они тоже к Богу приходят, их меньше, чем второй и первой категории. И четвертая категория – это люди, которые уже хотят личностные отношения с Богом развить, понять его как личность. Они начинают приходить в духовность, они знают, что Бог есть, они знают, какой он. Им богатства уже не нужны, у них беды никакой нет. Единственная беда, что они не могут его понять, как личность. Они приходят в духовность и начинают изучать уже на платформе личности. Четыре категории.

00:51:25 Полчаса у нас ещё есть. Хорошо. Четыре типа материальных желаний есть. Тоже являются препятствием на духовном пути. Первое – это желание материальных объектов. Мы хотим что-то иметь. Компьютер хочет. Препятствие на духовном пути? Машина, например. Она забирает время у нас просто. Появилась машина, езди теперь, все. «А мне нужна машина, чтобы в храм ездить, на работу, на дачу», - пожалуйста, необходимость. Но можно и такси вызвать. Видите, сколько аргументов ум приводит. Ум очень гибкий. Ум и говорит: «А если действительно…»

00:52:35 Подождите, мы сейчас не про деятельность, мы про предметы, и мы сейчас разбираем препятствия на духовном пути. Зачем вы на работу ездите? За деньгами. Вообще, женщина должна работать? [Голоса из зала]. Чуть-чуть? Дома должна работать? Видите, сколько вариантов, но машина-то всё равно нужна, не помешает. Я дома буду, но машина пусть всё равно стоит, на всякий случай. Вдруг захочу где-то поработать, поездить. Мы сейчас про предметы материальные просто, что они являются препятствием. Почему? Они сознание наше забирают. Например… про женщину мы не говорим. Машина и женщина – это такие вещи несовместимые.

00:53:46 Про мужчин более-менее нормально. Мужчине нужна машина, и он купил машину. И все, в его сознание вошла машина, а это значит, сознание Бога куда-то вытиснилось. Раз, и все. Он теперь будет думать постоянно, что надо куда-то ездить теперь, т.е. есть машина – надо ехать. Не будет такого, что есть машина, а я вот нет. Это такая просто, знаете, психология глупая. Есть машина – все, надо ехать. Выходит мужчина из дома, жена говорит: «Ты куда?» Знаете, мантра такая мощная есть: «По делам». Она сразу же нейтрализует все, обезоруживает сразу же. «А, ну да». И вот он идет: «Я по делам». Вот он садится в машину и едет по делам: «Так, куда бы поехать? Ну, пока просто едем». Это он по делам едет, т.е. время выкрадывает просто, отпущенное для самоосознания. Нужно всегда понимать и держать в фокусе, что человеческая форма жизни предназначена только для самоосознания, больше ни для чего. Если человек чем-то другим занимается, он нарушает закон вселенной.

00:55:21 Например, микрофон нужен для того, чтобы я в него говорил, и этот звук воспроизводился на весь зал. Если я беру микрофон и начинаю и начинаю там чесать что-то, орехи колоть, то я нарушаю закон просто, гармонии закон нарушается. Значит, придёт время, этот микрофон сломается, и не смогу выполнить потом свои функции. Если тело человека не используется для самосознания, а для чего-то другого, то нарушается закон вселенной, значит, наше тело сломается просто. А с нарушителями закона что делают? Наказывают. Вселенная наказывает, она не спрашивает: «Ты, наверное, не знал, да?» - «Да, я не знал».- «Ладно, тогда не наказываем». Наказание будет все равно, незнание, как говорится, не освобождает от ответственности. Здесь тот же самый принцип.

00:56:21 Предметы, материальные предметы забирают наше сознание, вытесняют сознание Бога и туда втаскивают эту материальную концепцию. Как называют? На месте ходит…тренажер. Надо тренажер купить срочно, это модно, чтоб дома стоял. Буду ходить дома. На месте, правда, но ничего. Я в Алма-Ате попал в такую ситуацию. Вечером гуляю после лекции, иду, и прямо по центральной улице на дороге огромный маркет стоит, и второй этаж стеклянный полностью, передняя стена, которая на улицу выходит. Это такой рекламный трюк они сделали. Все видно, что там происходит, нет там стен, панелей. Все стекло большое, и там фитнес клуб. Они так привлекают людей. Там много народу, как этот зал примерно этот фитнес клуб. Такая стена большая. Там проезжая часть, много народа. Причем это на южной части Алма-Аты, а южная часть Алма-Аты находится у подножия гор, в горах почти что. И вот люди там ходят. Они не бегают, они просто идут. На месте. За деньги. Т.е. надо заплатить в горах, где свежий воздух… Ну выйди ты на дорогу и иди в горы просто, прямо в горах иди по тропинке. Это же просто вообще, благодать такая: горы, реки, все. «Нет! Я заплачу лучше и буду на месте идти. Пусть все видят, что я такой крутой, могу себе это позволить, где все закрыто, где все потные, где все воняют, где все полураздетые и мужчины, и женщины». – Это материальное осознание, уже все, оно пропиталось уже этими внешними вещами.

00:58:24 Материальные предметы. Микроволновка нужна, нужна микроволновка. Зачем она нужна? [Голос из зала]. Нет, да никто, считай, не пользуется ими. Да, какой-то шкафчик маленький… Чтоб была, пусть будет. У всех же есть, пусть будет. Она занимает место, все верно, в квартире, а это значит, она занимает место и в моем сознании. Там где-то есть место и для микроволновки. Как только мы включаем телевизор и видим там рекламу микроволновки, мы думаем: «О, у меня есть тоже, если что. Надо пойти что-то разогреть. Она не должна же просто так стоять, пойду, разогрею что-нибудь. А ничего нет, надо купить, чтобы что-то разогреть». Пошел в магазин купить что-то, чтобы разогреть. Пока думал, что покупать, купил не то, что нужно, ещё купил много чего, вообще всего купил, принес домой, а то, что надо разогреть, не купил.

00:59:26 В микроволновке лучше ничего не разогревать. Она уничтожает все полностью, ничего от продукта не остается. Праны нет там. Почему? Чем разогревается, микроволновка чем нагревает? Волнами. Она выводит из равновесия ядро в атоме, в обратную сторону начинает… И все, из-за этого накал идет, нагрев. Кажется, что все, разогрелось, а на самом деле там все разрушилось. Там жизни нет, праны нет. Бабушка одна несколько миллионов (11 миллионов или 1 миллион, не помню, с единицей что-то связано) отсудила у какой-то компании, которая микроволновки выпускает. Она пришла домой и увидела, что на балконе кошка её зимой. В общем, она уходила и забыла кошку впустить, и та на балконе замерзла просто зимой. Пришла, а кошка чуть живая запозла. Видно, что она все поотмораживала себе, и бабушка решила разогреть её быстро в микроволновке. Думает, там быстро разогреется. Ее раз туда, в микроволновку. Щелк! И там за секунды кошка просто взорвалась там внутри. Все, нет кошки, разогрелась. И она в суд подала: «Что такое? Почему не предупреждаете, что кошек нельзя греть?»

01:00:52 Ничего хорошего нет в этом, т.е. материальные предметы забирают сознание у нас. Это препятствие на духовном пути, будет препятствием. Есть машина, нет проблем, езди на работу, но только на работу…и в храм, но в сознании не должна быть машина. Не отождествляйте себя с этой машиной: «Я машина, я еду, у меня есть четыре колеса, у меня фары есть». Это все ложное эго пропитывает. Это значит я, это часть меня. Если кто-то ударится в машину и разобьет фару, человек выходит и первое, что говорит: «Ты в меня врезался. Ты не в машину врезался мою, ты в меня врезался». Потому что ложное эго пропитывает, это я и есть, мне фару разбил. В сознании это надо понять почему. Если мы пользуемся материальными предметами, но они не занимают пространства в нашем сознании, это нормально. Но если они занимают, тогда это будет препятствием очень серьезным. Потом это скажется. Подведем итог, сегодня-завтра мы продолжим. Например, самый последний экзамен, который нам предстоит всем сдать, это какой? Выход из тела. Выход, т.е. закончили эту жизнь, по крайней мере, в этом теле достойно, сдав экзамен хотя бы на твердую тройку, чтобы получить в следующей жизни как минимум тело человека, потому что это нереально человеку, который не осознает все это, нет шансов вообще никаких. Что уж говорить, когда даже духовные люди попадают в такие ловушки, что в следующей жизни получают тело животного, представляете?

01:02:45 Например, сын Ришапхадевы, Бхарата – был у него сын такой, который стал царем после него, был совершенным царем, потом ушел в отречение совершенно, познал абсолютную истину, занимался духовной практикой, был самым совершенным человеком на планете и ушел медитировать, оставлять этот мир, в медитацию пошел готовиться. У него было какое-то время, и он увидел олененка маленького. Олениха разродилась и умерла сразу, потому что тигр где-то рядом бежал за ней, а она в этом состоянии прыгнула в воду через реку, в это время разродилась и оставила тело, умерла. Этот олененок в воде был. Этот святой увидел олененка и думает: «Надо спасти его срочно». Прыгнул в воду, достал, спас его, начал о нем заботиться. Олененок рос потихоньку, а он постоянно о нем думал, привязался немножко к нему, хотя сам также выполнял обязанности духовные, совершал разные ритуалы, все, готовился и нет-нет посматривал: «Где мой олененок? Все нормально? А, все нормально, хорошо». И олененок тоже к нему привязался, думает: «Ну вот, папа мой какой-то, видать». Потому что он другого ничего не видел, тоже к нему… И вот это сознание пересеклось у обоих. Потом пришло время, когда олененок… Что-то нет и нет олененка. Этот святой забеспокоился, думает: «Пойду, поищу его. Мало ли, может его там тигры уже какие-то…» Ходил-ходил, думал: «Где он, где он этот олененок», - сорвался со скалы и разбился, и в последний момент думал об олененке. В следующей жизни родился оленем, представляете, хотя уже должен был уходить в духовный мир полностью. Все, тело оленя, хотя все осознает, потому что святой был. Все осознает: «Так, это просто у меня тело оленя, это значит, что я должен делать? Это значит, я не должен пастись со всеми оленями, потому что иначе я сам таким же стану потом. Это значит, я не должен питаться свежей травой, иначе я привяжусь к этому вкусу. Только сухими листьями, чтобы не развить этот вкус». Его сознание осталось чистым сознанием Бога, просто он временно жил в теле оленя. А что делать?

01:04:57 Сама идея: в момент смерти всплывут все вещи, к которым мы были привязаны. Если есть материальные предметы, мы обязательно получим реакцию в момент смерти. Мы вспомним о каком-нибудь компьютере, о какой-нибудь машине: «А моя машина? Как я без машины?» Все, в следующей жизни будем в этой же машине, к которой привязались, микробом каким-нибудь сидеть под педалью и будем думать: «Моя машина, я продолжаю ездить. Классно». [Вопрос из зала]. К детям если привязываемся? Ну, привяжитесь к детям, нормально. Вопрос только… Понимать нужно, что, к чему вы привязались: к телу ребенка, к его чувствам, к уму, к его сознанию, к его мышлению, к его качествам. К чему вы привязались? Дети – это абстрактное что-то такое. Надо разобраться. [Голос из зала]. Нормально, любите. А иначе как вы будете выполнять свои обязанности, если любить не будете? Это привязанность нормальная. Выполняйте просто свои обязанности теперь правильно, любите его. Что значит «любите»? «Дорогой, я тебя люблю. Вот возьми, съешь сосисочку. Я тебя так люблю. Вот пивко осталось чуть-чуть, допей. Это моя любовь к тебе так проявляется». Включайте разум. Есть и нормальные привязанности, которые возвышают вашего ребенка. Это нормально. А как вы еще? Нам нужны дети, чтобы мы привязались к ним. Зачем? Это как тренировка. Это как учебная программа. Мы должны привязаться к Богу, но научиться должны здесь. Надо к Богу привязываться. А дети – это посланцы Бога, значит, мы к ним должны привязываться, понимая, что в сердце у них Бог, что это душа, не тело, что это сейчас мой ребенок, а я его мама, а в прошлой жизни, скорее всего, наоборот все было. Он был моей мамой, хотя он и мальчик, а я была его дочкой или сыном. Сыном, скорее всего, раз это мой сын, раз я забочусь о нем.

01:07:01 Теперь я должна отдать ему долг, потому что он обо мне тоже заботился. Я его люблю, и я поэтому выполнять обязанности буду безупречно, не буду попустительства какие-то допускать. Иначе будет реакция, он потом обидится на меня, скажет: «Мама, ну и что ты меня вырастила? Ну и где твоя любовь теперь? Я сижу в тюрьме, я в тюрьме сижу». А он скажет это обязательно, если духовно прозреет, он скажет: «Мама, этот мир – тюрьма, дурга». На санскрите дурга – это тюрьма или оковы, иллюзия. «Я не могу идти в духовный мир, потому что у меня знаний нет. Мама, почему ты мне не дала знания? Ты мне дала знания какой-то математики, алгебры какой-то, экономики, а про Бога ничего не рассказала ты мне. И что теперь?» Надо понимать, на каком уровне привязываться. Нет ничего плохого в привязанности. Главное, чтобы она не мешала духовно расти вам и ребенку.

01:08:02 Кто-то ещё руку поднял. [Вопрос из зала]. Это просто, понимаете… Все, что в писаниях описано, это игра. Смысл её в том, что она нас чему-то учит. Это не значит, что Бхарата (его так звали, Бхарата) был падший. Он просто нас научил, он не пал. Он просто пошел не то, что в эту игру реальную вошел. Он говорит, он же сам там и говорит, как надо было поступить – никак. С одной стороны, если ты святой, то ты должен был спасти этого ребенка, должен был, но это долг на уровне материи. Это значит, он привязался к материи, душа-то не утонет никогда, она же вечная. Это очень глубокий философский аспект, его невозможно сразу понять. Для этого сознание должно быть готово к таким вещам. Если тяжело такие вещи воспринимать, по крайней мере, лучше убрать пока эту книжку в сторону (я потом пойму). Иначе критика придет: «Ничего себе, как это он должен был? Вообще не реагировать что ли?» Вообще не реагировать, потому что это же спектакль. Это вот так, например, что-то происходит. Мы вчера приводили, позавчера пример. А вы туда загляните, там ничего не будет в телевизоре. Только здесь что-то есть.

01:09:37 Т.е. настолько тонко этот мир может нас ловить, создавая такие ситуации. Духовный уровень…для чего его нужно понимать у себя? Для того, чтобы в конце не попасть в такие ловушки, потому что недешевая вещь – оставить этот мир и уйти к себе домой, потому что мы очень долго привязывались к нему. Испытания будут самые тонкие, такие, что мы без духовного учителя не поймем, обязательно совершим какую-то ошибку. Но если будет учитель духовный, он даст разум, даст разум, как действовать, не привязываться ни к чему, научиться не привязываться. Отречение – это не значит, что мы уходим в горы или в лес куда-нибудь, в пещеры. Это не отречение, если у нас в сознании ещё остается привязанность к этому миру. Отречение – это когда мы в миру и не привязаны ни к чему, просто выполняем свой долг без привязанностей. Об этом Кришна говорит в Бхагавад Гите, что такой человек является настоящим йогом, кто выполняет свой долг и не привязывается. Это отречение. Зачем от чего-то отказываться, если нам здесь ничего не принадлежит? Что нам здесь принадлежит? Ничего абсолютно. Все Богу принадлежит.

01:10:53 Прабхупада пример такой приводит ученику. Ученик говорит: «Вот мы хотим отречься». – «От чего ты отречься хочешь? Как ты можешь отречься, если тебе ничего не принадлежит». Представляешь, ты идешь возле банка Америки и говоришь: «Я отрекаюсь от него». Ну что за отречение? Это же не твой банк. Единственное, что нам здесь принадлежит… Тело? Нет, оно не принадлежит нам, оно Богу принадлежит, это он нам его в аренду дал, чтобы мы в нем развивались просто, поэтому за ним следить нужно. Это не наше тело, надо следить за ним, потому что это чужая собственность, оно должно быть в хорошей форме. Люди думают: «Это мое тело. Что хочу, то и делаю. Хочу – туда водки залью, хочу – наркотиков, хочу – ещё чего-нибудь там. А что? Мое же тело». Нет, оно не мое. Это чужая собственность. Элементы (земля, вода, огонь, воздух) не наши, их нам кто-то дал. И чувства, и ум, и разум. Единственное, что нам здесь принадлежит – это ложное эго, это ложная концепция, что «я здесь что-то значу». Вот это наше. Я и мое, это мое. Вот от него как раз и надо отказываться. От этого нужно отрекаться.

01:12:10 Вопрос у вас? [Вопрос из зала]. Вопрос в чем? Действуйте, не привязываясь. Это нормально. Действие лучше, чем бездействие, говорится. Кришна об этом говорил в Бхагавад Гите. Когда он Арджуне будет объяснять. Тот скажет: «Слушай, Кришна, ты мне говоришь ничего не делать, это отречение. И тут же сам говоришь, надо делать. Я не могу понять, что лучше: действие или бездействие?» И Кришна говорит: «Действие лучше, чем бездействие. Действуй, но не привязывайся». Спасите ребенка, но не гордитесь: «Я спас». Саму эту идею, выполните долг просто, но не привязывайтесь к плодам. Это первый стих шестой главы, изучите его хорошо. Там дается определение йога: действую, не привязываясь к плодам своего труда. Не привязываясь, выполните долг, все правильно, все нормально, спасите ребенка. Это долг. Но Бхарата привязался. Он спас олененка и привязался к нему. Вот, в чем ловушка была. Это отречение – не привязываясь, выполнить долг. Идите куда-нибудь, чтоб никто не видел. Не так, что ходите: «Я спас, я спас». Нет, спасли, все отдали и все. «Как ваша фамилия?» - «Да зачем вам знать, как моя фамилия? Ребенок же живой, да? А я пошел». И все, уходите подальше.

01:14:00 [Голос из зала]. Привязывайтесь без привязанности, привязывайтесь на уровне долга. Супруг – это отдельно. Это тема «психология отношений» у нас будет, «наука взаимоотношений». Потому что мы как привязываемся к супругам? Как к объекту наслаждения (раз) и как к объекту эксплуатации. Мы эксплуатируем второй ресурс всегда. Мужчина женщину эксплуатирует, женщина мужчину эксплуатирует. [Голос из зала]. Это же не любовь. Эксплуатация – это противоположное качество чему? Бескорыстию. Бескорыстие – это синоним любви. Я делаю, ничего в замен не ожидая. Это любовь: «Возьми, дорогая, цветочков букет. Я знаю, что тебе нравится, возьми». Если вы думаете: «Вот, возьми, а вечером поговорим», - то это уже не любовь. «Возьми и…все» - это любовь. Привязывайтесь также на уровне долга к мужу, выполняйте свой долг, привязывайтесь, смотрите: «Что ты ешь сейчас? Чем ты сейчас питаешься, дорогой?» - «Я питаюсь тем, что ты мне дала. Ты же кормилица в семье. Вот я и ем». – «Нет, ты не это должен есть». – «А что я должен есть?» - «Вот это должен есть». – «Хорошо, буду это есть». Контроль видите? Тонкий контроль: «А ещё вот это надо есть». – «Хорошо».

01:15:54 [Голос из зала]. Вы себя не обманете, забота это или контроль. [Голос из зала]. Да. А в чем противоречие? [Голос из зала]. Пропитано контролем очень тонким. [Голос из зала]. Нет-нет-нет. Вы сейчас немножко в другую сторону побежали куда-то. Пусть ест макароны сухие, но пусть они будут освященные, с любовью, преданные. Предложить с любовью, да. Самое главное – не пытайтесь думать, что вы контролируете здесь все. Выполняйте просто долг. И все. Без желаний, потому что когда… Это очень тонко. Самое тонкое наслаждение в этом мире, самое сильное наслаждение, которое только можно придумать в этом мире, все говорят, сексуальное. Да, это сильное, но ещё сильнее – это контроль, что я что-то контролирую. И оно настолько тонкое, что вы не сможете понять, контролируете вы это время, наслаждаетесь вы в этом или нет.

01:16:59 Ребенок, например. У вас ребенок родился. Зачем нужен ребенок? Контролировать его и наслаждаться этим контролем. Это непонятная вещь вообще никому: «Как это? Ничего себе». А вот так. Пока он родился, пока вы его нянчите до года как-то – здесь чистая любовь материнская. Это единственная чистая любовь в этом мире – любовь между матерью и ребенком. Чистая, неоскверненная, но в самом начале только. Мать ничего не ожидает взамен от ребенка. А что там ожидать? Там ничего нет, кроме жидкостей из отверстий, какие-то выходят. Больше ничего не ожидаете от него. Нечего ожидать, поэтому просто любовь. Вы нянчите, любите его, заботитесь. Он это тепло чувствует. Чувствует, чувствует, а потом начинает… Ребенок все осознает. Это не так, что он ничего не соображает. Он ещё лучше соображает, чем взрослые, потому что не успел ещё обусловиться, сознание очень чистое, ясное в нем. Он думает: «Ну вот, мама меня любит. Хорошо. Она мамой моей стала. Это просто тетка, конечно, какая-то очередная, сотая, тысячная, но ладно, придется обусловиться, потому что она так любит меня, ладно. Чтобы она меня сильно там не залюбила, через какое-то время я начну ей выдавать тоже сюрпризы, чтобы она не привязывалась ко мне. А то она меня пытается контролировать. А что меня контролировать? Я тоже хочу контролировать. Сейчас я проконтролирую ее. Мяяяяя! Еды давайте мне! Мяяяяя!» Раз, несут.

01:18:38 Уже с детства, представляете, у ребенка заложена эта тенденция контролировать. И мама тоже это перехватывает потом от него через какое-то время. Он уже вырастает более-менее, и она ему говорит: «Сиди здесь! Ну-ка сиди здесь». Он раз, сидит. Вот. «Ну-ка вот это ешь». – «Мама, не хочу я этот суп». – «Ешь, тебе сказала». Раз ест. Вот. Надевает кофту: «Мама, жарко на улице». – «Надевай кофту, тебе бабушка подарила». Раз, надел. Вот. Это очень тонко. Вы не заметите это. Это причина нашего падения души с духовного мира в материальный мир. Желание контролировать.

01:19:33 Господь говорит: «А что ты можешь контролировать в духовном мире? Я все контролирую» - «Ну хочу я что-нибудь поконтролировать». – «А, ну да. Тогда я тебе специальный мир создам. Называется «материальный мир». Там ты как Бог будешь все контролировать, как только попадешь туда». Первое рождение в какой форме? Брахма, творец вселенной. Вселенную творит Брахма. Это душа такая же, как наша, только тело Брахмы. И вот Брахма получает тело с четыремя головами, потому что одной головой невозможно эту вселенную сотворить. Надо четыре головы иметь, такой разум мощный должен быть. Брахма – это олицетворение разума. Брахма из разума состоит, там ничего другого нет больше. Звук от его тела – это звук из разума. И вот он начинает контролировать здесь все. Первое желание контроля исполняется в теле Брахмы. Он только думает, сразу проявляется вещь. Он только подумал, сразу же проявляется форма жизни, ещё что-то. Он только подумал. И ему это нравится, сюжет этот. Вот он сотворил вселенную и думает: «Ничего себе!» И он уже не помнит, что он душа, он думает: «Я Брахма, я творец вселенной». Это желание контроля опьяняет просто. В этом состоянии человек уже не соображает. Не только человек, все живые существа. Но Господь иногда напоминает внутри. Он говорит: «Если что, я здесь, рядом. Мало ли, вдруг что-то не получится у тебя проконтролировать, я помогу тебе, чтобы ты опять понял, что это ты контролируешь. Ложное эго же есть у тебя? Вот оно тебе поможет понять, что это ты контролируешь, чтобы ты себя комфортно чувствовал Богом. Я же пообещал тебе, что ты Богом будешь».

01:21:19 И все это незаметно. С формы Брахмы живое существо… в самую низшую форму жизни. Минерал, камень какой-нибудь. Контролирует все. Тысячи, миллионы, бывает. Драгоценный камень миллион где-то, представляете? [Голос из зала]. Нет, им кажется, что они контролируют. «Все под контролем», - они думают. Знаете, километровые есть глыбы. Как называются? [Голос из зала]. Как же слово это? Забыл. В Гималаях, в горах это самые дорогие места на планете. Там столько драгоценных камней. Они просто… Причем, это одна личность – камень. Как яйцо, а внутри пустота. Залежи – это так… Я забыл, как этот термин называется, в общем. И это одна личность, представляете, такая. Километровая, представляете? Залежи, например, изумруда или рубина, например, или алмаза. Вы думаете, просто так найти это? Это не так-то просто найти. Они же охраняются. Тоже кто-то контролирует их.

01:23:05 Да. Якши, называются, Якши. Это живые существа, которые контролируют, имеется ввиду, охраняют. Это слуги Куверы. Кувера – это казначей полубогов, самый богатый в этом мире. В одной игре даже сам Вишну пришел к нему и говорит: «Слушай, Кувера, у меня тут свадьба намечается, на Лакшми я буду жениться». Это Вишну говорит (его супруга Лакшми): «Не мог бы ты мне в долг дать денюжек свадьбу справить, потому что на свадьбу придёт весь мир? Хотел бы у тебя взаймы. Я тебе потом отдам». И Кувера думает: «Контролирую. Вишна, конечно, вы что? Это же, в конце концов, тебе все принадлежит». Кувера понимает это все. И Вишну говорит: «Нет-нет, Кувера, ты сейчас пока об этом не думай. Это сейчас просто как бы игра такая. Ты сейчас просто как бы займи мне». – «А, ну да. Да». И он в этот момент забывает сразу же. Сначала понимает, и тут же Вишну говорит: «Нет-нет-нет. Это понятно, что это все мне принадлежит. Но здесь давай, это как бы тебе». Как дети, знаете, играют? Как продавец и покупатель. И он говорит: «Да, пожалуйста, давай». И Вишну справил свадьбу.

01:24:22 Это давно очень было, и он до сих пор отдает долг Кувере, потому что очень много взял. Знаете, где отдается этот долг? В Тирупати, если кто-то ездил. Там есть божество такое, Баладжи. Это божество Кришны. Это единственное божество на планете, где Кришна исполняет материальные желания. Больше материальных желаний нигде он не исполняет. Исполняют Ганеша, Шива, Дурга исполняет материальные желания, многие полубоги исполняют. Кришна не исполняет. Но это единственное божество, где он исполняет, причём он там стоит, благословляет, отвернувшись, с закрытыми глазами, не хочет видеть. Это самый богатый храм в мире. Там в день жертвуется… Там очереди, десятки, сотни тысяч людей стоят в очереди. Туда подниматься пять часов по лестнице надо, туда вверх. Пять или четыре, смотря как идти. Очень высоко. И туда громадные очереди, со всего мира люди едут, потому что знают, там Господь исполняет материальные желания любые. Любые вообще. Все туда идут, и жертвуют, и жертвуют. Там стеклянное огромное такое помещение. Там видно, как деньги сыпятся просто. Брахманы, святые люди (они не привязаны) считают это, собирают, аккумулируют как-то, распределяют. В день, каждый день, уже на протяжении многих-многих лет, каждый день жертвуется минимум 200 тысяч долларов. Каждый день, представляете? Там мешками все это…и все это видно. Так как люди туда духовные едут, они не обращают на это внимание. На самом деле, это Вишну рассчитывается с долгом, мешками Кувере отдает просто. И Кувера говорит: «Классно, я контролирую все вообще здесь». Опасный мир.

01:26:25 Давайте ещё один вопрос, а потом пойдем контролировать завтрак. [Вопрос из зала]. Давать знание – это не обязательно рассказывать. Если вы себя безупречно, чисто ведете, по-настоящему. Вы счастливая, например, от вас фонит энергией счастья, вам ничего не надо говорить людям. Они будут прогрессировать. Они сами будут спрашивать: «А что это вы такая счастливая?» - «А я вот просто счастливая». – «Нет-нет, скажите секрет». – «Повторяйте Харе Кришна!» [Голос из зала]. Рассказывать нужно тем, кто готов слушать вас. [Голос из зала]. Да, потому что я от вас не вижу вызова, понимаете? Вот в чем разница только. Если человек с вызовом говорит: «Что ты там вообще?» Тогда все, рот на замок, соломинку в зубы, прикусили, все. Если нет вызова – рассказывайте, но в эту эпоху, в Кали-югу почти что все с вызовом будут. Не говорить, но будут думать. И всё равно надо рассказывать. Бог сам об этом говорит, что преданные более милостивы, чем сам Бог, потому что Бог кому-то не рассказывает что-то, а преданные всем рассказывают. Нам говорят: «Так ты же в ад попадешь», - «А мне все равно, в ад я пойду или куда пойду, главное, люди о тебе узнают». – «Ничего себе, какой». И Бог любит такого.

01:28:22 500 лет назад Нитьянанда… это экспансия Бога, это его брат старший. Они в Бенгалии в Надии спустились, воплотились, Кришна с Баларамой. О них мы вчера говорили. Какое это воплощение, кто помнит, было? Кришна с Баларамой? Девятнадцатое воплощение. [Голос из зала]. Это 5 тысяч лет назад они приходили, а 500 лет назад те же самые Кришна с Баларамой пришли уже как Господь Чайтанья и Нитьянанда – скрытые аватары. Они не описаны в этой главе. Они в конце Бхагаватана будут описаны. Это скрытое воплощение, золотая аватара придет, Господь придёт в скрытом воплощении. Это самое милостивое считается воплощение Бога, милостивей нет, потому что он не принимает никаких оскорблений. Единственное божество, которое не принимает никаких оскорблений и дает знания о Боге всем вообще, особенно самым падшим. Нитьянанда как раз был таким, это брат его, Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья – сам Кришна, а Баларама…Нитьянанда пришел как воплощение Баларамы.

01:29:28 Господь Чайтанья говорил: «Нитьянанда, иди, проповедуй. Что дома сидеть? Иди, рассказывай». И Нитьянанда шел. Он брал с собой своего ученика одного Харидаса Тхакура. Харидас. Дас – это слуга, Хари – это одно из имен Бога. Слуга Господа Хари. А Харидас Тхакур – это не кто иной, как воплощение Брахмы. Пришел поучаствовать в играх Бога здесь 500 лет назад. И вот они вдвоем с Нитьянандой пошли. Идут в самые такие районы, где самые негодяи живут. Они так наслаждались этим – спасать самых падших. Не падших-то проще, а вот падших спасти очень тяжело. И там жили два отъявленных негодяя, которых боялась вся округа, это самые преступники были. Говорится, не было такого преступления, которого они не совершили. Они могли убить на месте человека, изнасиловать женщину, и никто не мог ничего сделать. Все боялись их. Такие два брата были. Толпа собралась, какой-то шум-гам, и Нитьянанда спрашивает: «А что там такое?» Харидас говорит: «Это опять два этих отморозка что-то там творят. Надо подальше идти, лучше с ними не связываться».

01:30:42 Нитьянанда говорит: «Не-не-не, пойдем как раз к ним. Это классно, попробуем. Господь Чайтанья будет рад. Он очень счастлив будет. Это же он нам сказал. Пошли, пошли». И подходит. Подходит к ним, и Господь Нитьянанда говорит: «Не хотели бы Хари Кришна повторить один раз?» И те: «Что ты сказал?» И там сразу на него. Харидас говорит: «Бежим, убегаем быстрее». И они начали убегать, а эти за ними вдвоем бегут. И они убегают. Представляете, воплощение Бога убегает от кого-то? Тот, кого боится сам страх, тут боится кого-то, убегает. Это игра, они играют так. А те-то по-настоящему бегут. А Харидас в уме в это время (Брахма) не может это понять. Он в это время как бы в иллюзию входит, думает: «Надо убегать срочно». И он первый бежит, Нитьянанда за ним бежит. Харидас говорит: «Нитьянанда, ты сумасшедший вообще, я же тебе говорил, не надо!» Нитьянанда говорит: «Нет-нет, Харидас, это не я сумасшедший, это сумасшедший тот, кто нам это сказал делать. Господь Чайтанья говорит падшим проповедовать, вот и я проповедовал. Ну ладно, убегаем».

01:32:02 Вот они прибежали. Все, убежали, прибежали. Вечером у них подведение итогов, собираются все: «Господь Чайтанья, Нитьянанда, Харидас, Адвайта Ачарья… пять спутников есть, панча-таттва, пятеро. Панча – это пять, таттва – это истина. Пять энергий сопровождают Господа всегда. Вот они собираются, и Господь говорит: «Ну что, как день сегодня прошел?» Все молчат, Харидас смотрит и говорит: «Да вот, Нитьянанда что-то хотел сегодня Джагая и Мадхая спасти». – «О! это же нереально!» И все знают, что это нереально: «Вы что это вообще? Это самые… Куда-то не туда вы пошли. И что, получилось у вас?» - «Нет, мы еле ноги унесли». И все засмеялись: «Ха-ха, мы же вам говорили, туда не надо ходить». Адвайта Арья говорит: «Нет-нет-нет, если Нитьянанда сказал, что он спасет их, значит, он их спасет. Вопрос только времени, потому что Нитьянанда является изначальным духовным учителем всего мира, всех миров: материальных и духовных». Адвайта Ачарья говорит: «Нет, если он сказал, значит, он спасет».

01:33:09 Они на следующий день опять идут. Харидас говорит: «Нитьянанда, может, не надо? Мы же вчера уже были». – «Нет-нет, пошли, пошли. Я чувствую, что они очень хотят домой к Богу, они очень хотят домой к Богу, просто сейчас в иллюзии находятся, думают, что они такие все…Давай, попробуем их спасти, не бойся». И пришли опять. «Вы чего пришли?» - «Ну, повторяйте Хари Кришна и вы спасетесь, потому что вы такие грешные, просто уже дальше некуда. Вы ад пойдете оба, вы оба в ад пойдете. Нет такого греха, которого бы вы не совершили». И те: «Ты что?» Берет кувшин глиняный и по голове Нитьянанде, представляете? Представляете, воплощению Бога по голове прям. Господь Чайтанья находился дома, и так как он верховная личность Бога, сам Кришна, он это увидел и тут же появился на этом месте, сразу же. Не то, что он пришел, он появился, достал свой диск времени, чакру. Сударшана-чакра – это диск времени. Только Бог может удержать время, больше никто. И время у него на указательном пальце правой руки, диск. Если где-то увидите изображение, что диск, имейте в виду, это верховная личность Бога. Никто не может временем управлять кроме него.

01:34:23 И он берет этот диск. Он хотел снести головы сразу обоим за то, что его спутника так оскорбили. И что делает Господь Нитьянанда? Он разворачивается, падает в стопы Господу Чайтанье и говорит: «Господь, не убивай его». Он говорит: «Как не убивай? Ты чего? Я его убью сейчас за это». Он говорит: «Не-не-не-не, не убивай его. Ты же пришел специально в этот мир спасать демонов, а не убивать. Приходит время, когда ты приходишь убивать демонов, оно было, это время. Но сейчас ты за другим пришел. Ты пришел спасать самых падших. Вот они, двое здесь. Убить – это не трудно, а вот сделай их преданными, сделай их духовными людьми. Давай это сделаем». И Господь просто от Нитьянанды был в блаженстве, какая любовь у него сильная. И говорит: «Ладно». Он убрал этот диск, и все грехи себе забрал, в себя. У него даже тело потемнело, серое стало, темно-синее. Все грехи забрал у этих двух негодяев, и они стали прямо там духовными людьми.

01:35:29 Такая милость Господа Чайтаньи сейчас только, сейчас. Он 500 лет назад приходил. Это место находится недалеко от Калькутты, Надия. Есть такая страна небольшая. Там строится сейчас самый огромный храм в мире, прямо на том месте, где Господь Чайтанья родился 500 лет назад. Туда со всего мира миллионы людей, паломники идут круглый год, представляете? Толпы людей идут туда и идут просто получить его милость. Говорится, в том месте духовный мир спустился в материальный мир. Для чего? Спасать самых падших. Кто здесь падшие в этом мире? Все. В Кали-югу все падшие. О Боге никто либо не знает, либо не помнит, либо не хочет вообще знать о нем. Господь пришел и говорит: «Я всех спасу». Он дал обет: «Я затоплю весь мир любовью. Весь мир будет танцевать, петь святые имена и плакать от счастья скоро». Все туда ездят, чтобы получить эту милость. В том месте никакие оскорбления не принимаются, хотя в других местах есть, принимаются. Если вы спите, это считается оскорблением, но если вы спите там, считается, что вы всю ночь делаете поклон. Там Господь принимает это: «Вот кланяется человек, всю ночь в поклоне».

01:37:04 Один шаг по этой земле, один шаг сравнивается со ста ягья. Раджасуя ягья есть. Это очень тяжелый ритуал совершить его. Если человек такой ритуал делает, сто таких ритуалов делает, это значит он в этот же момент может получить пост Индры. Представляете, вы – царь вселенной? Индра царь вселенной полностью. Он не творец, он царь вселенной, потому что он сто этих ягий сделал, ритуалов этих. Они очень сложные, очень дорогостоящие. И там только сейчас один шаг сравнивается со ста такими ягиями. А представляете, там просто ходить? Это такое место, Господь сам это сказал. Это не придумано ничего. Он говорит: «Я делаю так. И это только сейчас. Я амнистию даю для заключенных материального мира. Десять тысяч лет будет всего лишь это время идти, недолго. Вкрапление золотого века будет».

01:38:15 Этот храм строится, и там сейчас уже лимит заканчивается. Люди хотят жертвовать со всего мира, хоть немножко вложиться в этот храм, чуть-чуть. Организаторы храм разделили на футы. Один фут стоит 150 долларов пожертвований. И огромная очередь. Все только и успевают. Представляете, у вас в собственности будет один фут в храме, ваш, на котором будут люди ходить ещё тысячи, сто тысяч лет будут люди ходить и поклоняться, совершать всякие духовные ритуалы прямо на вашем клочке земли. Какое благо для всего рода можно так просто... Люди туда жертвуют и жертвуют. Форд (ученик Прабхупады), Альфред Форд является главным спонсором, тем, кто строить начал этот храм. Прабхупада ему дал наставление построить самый удивительный храм в мире, чтобы туда люди со всего мира приходили и видели, что это такое на самом деле, что такое божественная реальность. Под потолком, под куполом огромным вся планетная система не только нашей вселенной, а полностью всего и духовного, и материального мира в реальности будет показана, как все двигается. Не так, как ученые нам говорят: «Вот так, вот так». Они же ничего не видят, не знают. В ведах описано, и люди видят это, они это там создают сейчас. Сейчас осталось купол достроить немножко, достраивается сейчас храм. [Голос из зала]. Да. Я думаю, что планируется где-то к 2016 или к 2020 году. Все в ожидании, ждут. Говорится, как только встанет до конца этот храм, все достроится, с этого начнется духовное возрождение планеты всей. Оттуда начнет литься эта любовь. Туда люди приезжают воспевать святое имя, очищаться.

01:40:06 Этот Форд вложил туда уже около 25 миллионов долларов, а потом остановил. Говорит: «Если я сейчас до конца дострою, то люди милость не получат, я один всю эту милость заберу, поэтому я сейчас не буду, пусть люди тоже что-то вложат». Например, мне дали полномочия в этом храме собирать пожертвования, где я езжу, потому что со всего мира люди собирают. Нескольким людям дают эти полномочия, они собирают. Чеки специальные даются, и ваше имя будет занесено в архив, в историю. Если например… Есть три вида. Свободное вкладывание – сколько хочет человек. Тогда чек не дается, но ваше имя увозится туда. Записываете, отдаете мне. Я это увожу туда, и там запишут. Есть 150 долларов. Это один фут стоит 150 долларов, тогда я чек отрываю, оставляю вам, а копию отвожу туда. А большой – это 1500 долларов. То же самое: отрывается и увозится. Все люди по-разному, в общем.

01:41:09 У меня немножко осталось, потому что я в [неразборчиво] весной был. Я в городах, когда лекции читаю, иногда рассказываю. Люди сразу жертвуют, и я отрываю. Я сохранил. Думаю, надо для благости немножко оставить, потому что в прошлом году здесь был просто катаклизм, в хорошем смысле слова. Люди в такой очереди стояли, и многим не хватило просто. Не знаю, как в этот раз, хватит – не хватит, но, в общем, какое-то количество ещё есть. Попозже, наверное, я объявлю, как это правильно сделать, чтобы хаоса не было. Я вот этого больше всего боюсь, когда хаос. [Голос из зала]. Скорее всего, я в какое-то время буду раз в день выходить к столику, как в прошлом году, буду сам там сидеть и будет кто-то, если англоязычные есть, могут помогать записывать. Там немножко надо записать данные: свои данные, город и контактный телефон или e-mail, чтобы вам, если что, разные подарки могут отправлять или ещё что-то там такое. Чтобы знали, что за человек пожертвовал, кому потом благодарность какую-то или ещё что-то.

01:42:09 Самое лучшее, если есть возможность, съездите туда. Запланируйте как-то, как в Коране говорится: «Ккаждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить святую Мекку». Это говорится о том, что любой духовный человек должен посещать святые места хотя бы раз в жизни. Так раз в год рекомендуется, но хотя бы раз в жизни. Запланируйте, если что. [Голос из зала]. Два раза в год. [Голос из зала]. И в это тоже. Мы многие места объезжаем, но в это обязательно заезжаем летом и осенью. Да, летом и осенью. Вот сейчас после «Благости» мы сразу же. Группа набралась около пятидесяти человек, поедет. Уже зарегистрировались все, уже визы все, билеты купили. [Голос из зала]. Где находится что? От Калькутты недалеко. Маяпур называется. Маяпур. Можете в интернете набрать «Маяпур». Или «Ведический планетарий» этот храм называется. «Ведический планетарий» наберите и посмотрите. Я покажу вам ролик потом здесь, чуть попозже я покажу, когда будет медитация такая общая. Когда здесь соберемся, я покажу этот ролик. Вы увидите, как это, что это такое.

01:43:24 [Вопрос из зала]. Можете зайти на сайт valmiki.ru (Это мое имя духовное). valmiki.ru. Да можете фамилию и имя написать просто (Слепцов Владимир), там откроется valmiki.ru. нажмите, и там будет «проекты», нажмите, и там будет «Харинама тур» в Гималаи, потому что мы в Гималаи сначала едем. В Гималаях сначала где-то недели две, а потом уже начинаем уже по этим местам святым ездить. В Гималаях сначала очищаемся, готовимся, я рассказываю, как правильно себя вести, как быть успешным в этом поломничестве. Оно месяц длится, целый месяц мы ездим по всем святым местам Индии, по самым сильным местам и потом возвращаемся обратно. Я попрошу организаторов, чтобы они вывесили. Обычно всегда вывешивают этот рекламный листочек, сейчас просто его нет, никто не взялся за это. [Вопрос из зала]. Можете на какую-то часть, на две недели, на десять дней. Но не берите сразу обратный билет, потому что через три дня вы посожалеете, что вы взяли уже обратный билет, захотите побольше там побыть. В кои-то веки приехали туда. Это, в основном, у всех так происходит, кто на мало берет: «Зачем? Лучше бы я не брала». И там приходится менять, уходит на это день-два. Хотя кто-то не может, говорит: «Не могу, 2 недели отпуск. Все, ничего не могу. Сожалею, конечно, но ничего не могу сделать».

01:44:56 [Вопрос из зала]. Подготовка никакая. Там на месте я вас готовить буду, прямо у подножия Гималаев подготовка происходит. По крайней мере, не употребляйте алкоголь, интоксикацию, наркотики, иначе там это все повылазит очень быстро, и будете медитировать там в главном архитектурном сооружении гостиницы, сидеть будете так: «Эээ». [Смех]. Вся грязь будет вылазить со всех щелей просто, потому что духовное место очень концентрированное, весь мусор вылазит просто. [Вопрос из зала]. Ориентировочно когда будет что? Ближайший сейчас будет после «Благости», 2 июня уже заезд. Если успеете открыть визу, зарегистрируйтесь, чтобы вас встретили там, чтобы вы не потерялись, чтобы сразу группой приехали, сели из аэропорта в джип и приехали прямо туда, где мы находимся. Недалеко, сначала недалеко от Дели. А следующий тур будет осенью. [Вопрос из зала]. Я сейчас не могу сказать, потому что мне нужно узнать, когда будет фестиваль «Благость» осенний, а это узнается либо сегодня, либо завтра. Как эта дата проявляется, я от этого момента могу оттолкнуться уже и сказать уже даты осенние. Я сейчас жду просто, когда организаторы скажут. Все, всем хорошего дня, давайте.

транскрибирование: Наталья Долгова | Новокузнецк | Россия | 25 мая 2015