Отношения со старшим, младшим и равным

25 October 2012
Вайшнавский этикет исходит с трансцендентной платформы. Разделение на старших, равных и младших присутствует также в духовной реальности. «Кришна Бхаджатамрита»: «Вайшнаву следует уметь различать вайшнава от не вайшнава.» Пять критериев старшинства: инициация, административное положение, ашрам, возраст, духовный уровень. «Брихад-Бхагаватамрита»: «Ровно сколько у нас смирения, ровно столько любви к Богу, ни больше, ни меньше.» Удивительные примеры смирения явленные Господом Чайтанье Махапрабху. Бхактивинода Тхакур: «Все эти критерии старшинства предназначены, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение.» «Махабхарата»: «Материальный мир создан для тех, кто хочет находиться в высшем положении.» Вайшнавский этикет, он специально предназначен для того, чтобы вырвать нас из материального мира. Удивительные примеры смирения, проявленного преданными.
лекция для глубокого изучения из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:32:17 | качество: mp3 64kB/s 42 Mb | прослушано: 530 | скачано: 549 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Еще раз, наш семинар называется «Нюансы отношений между старшими, равными и младшими». Все это относится к вайшнавскому этикету, пару слов, пожалуй, мы скажем о самом вайшнавском этикете.

00:00:20 Изначально вайшнавский этикет нисходит с духовного мира. Это особые предписания, которые позволяют нам действовать в знании. Это описание той культуры, которой руководствуются чистые совершенные личности. Когда мы находимся в обусловленном состоянии, мы движимы, зачастую, руководимы, какими-то, теми или иными эгоистическими желаниями. И вайшнавская культура или вайшнавский этикет – это описание принципов поведения, которые помогают нам гораздо быстрее подняться на духовную платформу.

00:01:22 Если человек даже внешне принимает аспекты вайшнавской культуры или вайшнавского этикета в свою жизнь, даже поначалу не понимая всей глубины этого, его сознание также начинает одухотворяться и очищаться. Потому что изначально любое предписание вайшнавского этикета исходит с трансцендентной платформы. В духовном мире вечные живые существа, собственно в нашем изначальном доме, все спонтанно следуют вайшнавской культуре и вайшнавскому поведению. Это не что иное, как деятельность живого существа в чистом состоянии. Когда мы находимся в обусловленном состоянии, нам тяжело, порой, следовать этим аспектам вайшнавской культуры. Не потому, что они такие сложные, а потому, что наше сердце покрыто материальной скверной. То, что естественно в чистом состоянии, тяжело в обусловленном. Если мы пытаемся как-то привносить в свою жизнь эти аспекты вайшнавской культуры, наше сознание будет очень сильно меняться. Можете это попробовать и увидеть.

00:02:31 Также вайшнавская культура защищает человека от оскорблений. К сожалению, в то время, когда мы пришли в «Сознание Кришны», в начале 90-х, практически никто не преподавал вайшнавский этикет. И то, что люди внешне практиковали духовную культуру, практиковали, вернее, духовное знание, «Сознание Кришны», но не знали, как его практически применять на практике или как это знание применять во взаимоотношениях с другими духовными людьми, это привело к тому, что очень многие люди, в конце концов, получили большие ожоги в духовной жизни. Начали совершать оскорбления других духовных личностей, это привело к уменьшению собственной веры, потому что оскорбление других духовных людей разрушает наше собственное бхакти, нашу собственную любовь к Богу.

00:03:39 В духовной жизни нет мелочей. Любые мелочи очень тщательно описаны в Ведах и всё это влияет на наше сознание. При мне очень много людей, даже мой собственный духовный учитель, ушел из духовной жизни, я получал инициацию, только из-за того, что были совершены определённые оскорбления других духовных личностей. Поэтому, для нас очень и очень важно усвоить это знание, это защитит нас от ожогов, позволит нам очень правильно взаимодействовать с другими преданными Господа и позволит нам очень быстро прогрессировать. Мы будем защищены, мы не будем делать ошибок.

00:04:38 Так как тема нашего семинара «Нюансы отношений между старшими, равными и младшими», первое о чем хотелось бы сказать, о том, что разделение на старших, равных и младших присутствует также в трансцендентной или духовной реальности. Даже в духовном мире существует определённая субординация. Эта субординация позволяет проявлять те или иные эмоциональные отношения с другими преданными и с Самим Верховным Господом.

00:05:18 Представьте, если бы Кришна относился к Своему, Верховный Господь относился к Своему отцу или матери, Нанде и Яшоде, или к тем преданным, которые хотят Ему служить в роли матери, или отца, относился бы к ним на равных. Это бы полностью испортило их расу или, как бы, испортило их отношения, в конце концов. Или бы Кришна со своими друзьями, другими мальчиками пастушками, с кем Он хочет общаться на равных, как друг, они бы относились к Нему свысока, как старшие. Это тоже, было бы не естественное отношение. Или бы коровы не занимали подчиненное положение, они бы не слушались Кришну. Представляете, любые отношения без этого разделения потеряли бы свой смысл.

00:06:30 Потому что, всегда есть те, кто находится в определённой роли старших и мы наслаждаемся этим типом взаимоотношений. Например, со своими родителями или с какими-то старшими людьми. Это естественная вещь. Мы наслаждаемся определённым уровнем отношений с друзьями. И мы определённым образом наслаждаемся определённым типом отношений, оказывая кому-то, о ком-то заботу или покровительство. Это естественная вещь.

00:06:59 Изначально любые отношения исходят из духовного мира, но в духовном мире все эти отношения проявляются совершенным образом. И до тех пор, пока мы здесь не научимся правильно строить свои взаимоотношения с теми личностями, которые нас окружают, нас никто не пустит туда, в духовную реальность. И мы будем этому учиться. Потому что в пределах материального мира, эти отношения со старшими, равными и младшими, зачастую бывают искажены. Они искажены завистью, искажены гордостью, жесткостью и т.д. Ко всем этим отношениям, зачастую, в пределах материального мира могут примешиваться различные материальные примеси. И нам нужно научиться правильно, правильно себя вести. Мы об этом будем говорить, сегодня.

00:08:04 Мы начнем говорить, у нас три дня будет эта тема, мы будем её развивать.

00:08:16 Один из великих святых, которого зовут Нарахари Саракара Тхакур… Мы сегодня, когда мы пели вечернюю службу перед алтарем, мы упоминали его имя, мы пели «нарахари адикори чамара дхулая». Это вечный спутник Господа, Господа с духовной реальности, он нисходил вместе с Господом Чайтанье Махапрабху. У него была особая миссия. Он написал особую книгу, по указанию Самого Господа, которая известна как «Кришна Бхаджатамрита», описывающая в мельчайших подробностях нюансы отношений ученика и духовного учителя.

00:08:56 В этой же книге он описывает подробности, как нам правильно строить взаимоотношения с другими духовными личностями. Он был величайшим ученым и великим святым, великим преданным. В этой книге, в «Кришна Бхаджатамрите», он говорит, запишите, что он говорит, это важная фраза, которая относится к нашей теме: «Вайшнаву следует уметь различать вайшнава от не вайшнава. Вайшнаву следует уметь различать вайшнава от не вайшнава. Если же преданный пренебрегает делать различие, если же преданный пренебрегает делать различие между вайшнавами в соответствии с их уровнями, различие между вайшнавами в соответствии с их уровнями, то он начинает совершать оскорбление. Если же преданный пренебрегает делать различие, между вайшнавами в соответствии с их уровнями, то он начинает совершать оскорбление. Вайшнава апарадхи. Преданный должен научиться различать вайшнавов и служить им. Преданный должен научиться различать вайшнавов и служить им. Двигаясь между преданными, он должен видеть, двигаясь между преданными, он должен видеть, кто младше, кто равен и кто старше, и в соответствии с этим знать как себя вести. Двигаясь между преданными, он должен видеть, кто младше, кто равен и кто старше, и в соответствии с этим знать как себя вести.»

00:11:47 Еще раз весь текст: «Вайшнаву следует уметь различать вайшнава от не вайшнава. Если же преданный пренебрегает делать различие между вайшнавами в соответствии с их уровнями, то он начинает совершать оскорбление. Преданный должен научиться различать вайшнавов и служить им. Двигаясь между преданными, он должен видеть, кто младше, кто равен и кто старше, и в соответствии с этим знать как себя вести.»

00:12:26 В этом тексте говориться, что, если мы не научимся различать других преданных, видеть, кто в духовной жизни нас старше, кто равен и кто младше, если мы не знаем подробностей этикета правильных взаимоотношений с этими различными категориями преданных, автоматически мы будем совершать оскорбления в духовной жизни. Когда человек совершает оскорбление, наша духовная жизнь будет замедляться.

00:12:58 В «Падма-Пуране» говориться, что, когда оскорбления накапливаются, когда …, там говориться что, тысяча оскорблений, … а, сто оскорблений делают человека лицемером, тысяча оскорблений лишает человека возможности совершать аскезу, и десять тысяч оскорблений уводят человека с пути бхакти. Человек не может уже практиковать духовный путь. Об этом говориться в священных писаниях.

00:13:41 Поэтому, когда оскорбления накапливаются, у них есть разная градация по силе этих оскорблений. Иногда эффект может гораздо быстрее произойти, т.е. мы можем решимость в духовной жизни потерять или вообще это нас может даже увести с духовного пути. Поэтому, это знание для нас очень важно, потому что оно нас защитит в духовной жизни от этих оскорблений, и мы будем правильно взаимодействовать со всеми другими духовными людьми. Это не означает, что не нужно общаться с преданными, нужно общаться, но нужно общаться правильно. И мы будем учиться всему этому. Разумеется, когда мы приходим сюда, мы ничего не знаем. Мы пришли сюда все учиться.

00:14:27 Очень важно, что есть .., также, Нарахари Саракар Тхакур говорит, если человек затрудняется определить уровень другого вайшнава, то ему рекомендуют, на всякий случай, относиться к нему, как к совершенному преданному, или преданному высочайшего уровня, так он будет защищен от оскорблений. Запишите, это важная фраза: «Если человек затрудняется определить уровень другого вайшнава, то ему рекомендуется, на всякий случай, относиться к нему, как к совершенному преданному, так он будет защищен от оскорблений.» [голос из зала: повторите, пожалуйста] «Если человек затрудняется определить уровень другого вайшнава, то ему рекомендуют, на всякий случай, относиться к нему, как к совершенному преданному, так он будет защищен от оскорблений.»

00:15:46 И действительно, это не так просто, определить уровень другого вайшнава. Конечно, мы будем записывать и разбирать в подробностях те критерии, которые даются в священных писаниях, но, все же, чтобы понять уровень, реальный уровень другого вайшнава, нужно обладать собственным очень большим духовным опытом и глубоким знанием священных писаний. В ведической литературе в мельчайших подробностях описываются различные критерии духовного роста. Описаны детально разные этапы духовного пути. Это наука. Этапы роста веры человека, определённые признаки, по которым можно понять, на каком уровне находится перед нами стоящий человек.

00:16:40 Разумеется, что если человек не знает все эти критерии, описанные в священных писаниях, то ему приходиться только догадываться. Потому что, есть категория людей, которые внешне выдают себя за духовных, но таковыми не являются внутри. Есть другая категория людей, которые внешне скрывают свой духовный уровень из смирения, но внутри являются очень возвышенными духовными личностями. И попробуйте теперь разберитесь. Есть признаки, которые невозможно скрыть, чтобы понять, что перед нами по настоящему духовная личность.

00:17:29 Это все приводиться в таких книгах, как «Мадхурья-кадамбини». Она есть, кстати, на русском языке, вы можете её прочитать. Об этом, другие критерии приводятся в «Нектаре наставлений», там тоже есть на русском языке. В «Бхагавад-Гите» Сам Верховный Господь Кришна много приводит признаков как бы совершенной души. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», это тоже очень древнее ведическое писание, он описывает различные признаки. Бхактивинод Тхакур об этом говорит в «Бхакти-локе», в «Джайва-дхарме». Это писания, в которых, … практически все эти книги переведены на русский. Все эти признаки, эти детали, эти подробности приводятся там.

00:18:22 Но, если человек не знает все эти детали, то, что ему делать? На всякий случай, если вы сомневаетесь, кто перед вами находится, на всякий случай, лучше относиться к нему как к совершенной личности. Если впоследствии, вдруг, выясниться, что перед вами вовсе не совершенная личность, то, что вы потеряли? Вы были только почтительны и уважительны. Но, если, вдруг, определиться впоследствии, что перед вами была святая личность, то ваше правильное поведение, почтительное поведение защитило вас от пренебрежения святым и вы также не совершили оскорбления в его адрес. Вы ничего не потеряли.

00:19:16 И сейчас мы запишем пять критериев старшинства и после этого разберем их подробно. Они идут по важности сверху вниз. И первое, это инициация. Мы подробнее потом всё это разберем, сейчас мы запишем. Второе, административное положение. Административное положение. Третье, ашрам или уклад жизни, в котором находиться человек. Четвертое, возраст. И пятое, духовный уровень. Сейчас мы будем разбирать всё это в подробностях и также поговорим, почему они идут в этой последовательности, потому что, у людей часто возникают вопросы, а почему, собственно, духовный уровень, который является самым главным, почему-то в этой схеме по важности стоит последним, если все идет сверху вниз? Мы поговорим об этом. Вы получите ответы на все эти вопросы. Это те критерии, которые описываются в священных писаниях, критерии старшинства в духовной жизни.

00:21:22 Инициация или когда человек получает посвящение у духовного учителя, это первый пункт и он считается главным по важности, учитывается время инициации, т.е., насколько человек раньше получил инициацию и сколько у него этих посвящений. Одна инициация, когда человек получает посвящение в Святое Имя от духовного учителя, получает духовное имя, четки …

00:21:56 Вторая инициация, когда человек получает брахманский шнур или особые мантры, «Гаятри», от духовного учителя, посвящение в брахманы, в священники. Третья инициация, это уже … её получают только мужчины, это посвящение в саньясу, в высший отреченный уклад жизни, человек получает дополнительные особые мантры, которые должен повторять и это высший уровень, как бы, посвящения. В зависимости от того, сколько у человека инициаций, насколько он раньше получил, вообще, инициацию, это самый главный критерий старшинства. Почему он идет первым? Потому что, когда человек получает посвящение от духовного учителя, он берет на себя дополнительную ответственность. Именно с ростом ответственности его духовная жизнь становиться более интенсивной. Чем больше человек берет ответственности на себя, тем скорее он начинает расти.

00:23:10 Я наблюдал специально за людьми, которые много лет были в «Сознании Кришны», но не получали инициацию. И те личности, которые позже их пришли, но все-таки получили инициацию, это влияло всё равно как-то. Потому что, в одном случае, я никому ничего не должен, в другом случае, я понимаю, что за любой мой поступок будет страдать мой духовный учитель, потому что в процессе инициации духовный учитель берет карму ученика на себя. И также, впоследствии духовный учитель уже ответственен за любые неправильные действия или поступки своего ученика. Гуру может страдать или болеть, … Поэтому человек …

00:23:52 Я подошел однажды к одному моему знакомому, это было в Нижнем Новгороде в 94 году, я спросил его: - А почему ты не получаешь инициацию? Он сказал: - Это огромная ответственность. Он сказал мне: - Хочешь, я тебе историю расскажу? Говорю: - Расскажи. – То, что я видел. До «Сознания Кришны» я был наркоманом. Он приходил к шиваитам и употреблял разные наркотики, и потом стал преданным. Шива, собственно, сделал его преданным.

00:24:30 Он поклонялся Шиве, шивалингаму и очень разумно поклонялся. Шива и шивалингам – это особые формы Господа Шивы, божество Он приходил в храм на Беговой, давал пожертвования на алтарь, пуджари и просил, чтоб они дали ему чаринамриту или воду, омывшие божество, божества Чайтаньи и Нитьянанды. И после этого, этой водой поливал шивалингам. Он говорит, что шивалингам начинал переливаться всеми цветами радуги, потому что Шива – великий преданный Господа Чайтаньи и Нитьянанды. Чайтанья и Нитьянанда – это самое милостивое воплощение Кришны, а Шива – величайший преданный Господа Кришны.

00:25:19 И он говорит, что Шива был в таком восторге, что мне пошли деньги просто, говорит, что просто сыпаться стали. И так как деньги, они человека счастливым не делают, то там началось, там наркотики, женщины и все остальное. Это было в Москве, потому что, у него было там, десятками тысячами долларов в кармане. И очень быстро я до такой степени разочаровался, у меня был такой тупик, такой, просто это было, меня, до такой степени я запутался в этом всем, что он решил покончить жизнь самоубийством.

00:26:01 И что он сделал, он решил предложить свою голову на алтарь. Он перелез через ограду, там, где шло метро, положил шивалингам и решил свою голову предложить Господу Шиве, чтоб ему просто перерезало рельсами, на рельсы перерезало голову, колеса, электричкой и голова упала, предложилась шивалингам. И он уже там лег, положил шивалингам, слышал как стучит эта электричка, и вдруг, Шива с ним заговорил. Проявился, он услышал голос самого Господа Шивы и Шива сказал: - Ты что, хочешь стать моим спутником?

00:26:44 И вдруг возникла эта картина из «Шримад-Бхагаватам», там, где Шива в окружении своих спутников. Если вы посмотрите на спутников Господа Шивы, там всякие приведения, [голос из зала: змеи] духи, там в таких обличиях, потому что все исчадия ада, это те, кто его окружают. Сам Шива является великим преданным, но, как бы, его спутники – очень специфические живые существа. Шива специально ведет себя внешне очень …, играет определённую роль такую для того, что бы все эти исчадия ада им привлекались, но просто общаясь с ним, с этим великим святым, очищались от последствий своих прошлых грехов и встали, вставали на путь праведности. Не особо такая, с внешней точки зрения, не особо понятная роль для обычных живых существ. И когда он посмотрел на этих спутников Господа Шивы, говорит, чего-то я не хочу! Он говорит, тогда Шива сказал: - Тогда иди в ИСККОН. И он вскочил, и выпрыгнул с этих рельсов, и через несколько секунд пронеслась эта электричка. И он остался живой, и пришел к преданным.

00:28:01 Хотя он пришел к преданным, некоторое время они сохранялись ещё вот эти свои дурные привычки. Он приходил в храм, но никак не мог бросить эти все свои наркотики. И он приезжал в храм, в этот, .., там было два храма: один на метро Беговая, второй в Сухорево, это за городом … там была, и был пионерлагерь, там тоже находился храм и община преданных, он туда приезжал.

00:28:30 И, он рассказал, что однажды я приехал туда, это был вечер. И там был один ученик Гопал Кришны Госвами Махараджа. И мы с ним тайком ушли в лес, и принимали там в этом лесу очень сильные наркотики. Это было ночью. И под утро я приехал в Москву, приехал в храм на Беговой, метро Беговая. Мне сказали, что там находится сейчас Гопал Кришна Госвами Махарадж, он как раз приехал туда прошлым вечером. И этой ночью у него были сердечные приступы. Он сказал: - А во сколько? Ему сказали, в десять часов вечера. Он ужаснулся. Именно ровно в десять часов вечера они принимал эти наркотики. У Гуру останавливалось сердце в это время.

00:29:28 Он говорит, я теперь понимаю, насколько это серьезная вещь. Это большая ответственность, потому что и перед моим духовным учителем будущим, и т.д. Это серьезная вещь. Но, если человек берет ответственность в духовной жизни, его духовный прогресс, как бы, ускоряется.

00:29:53 И, мы сейчас говорили о инициации, и это первый критерий. И второй, вслед за ним идет административное положение. И может возникнуть естественный вопрос, а причём здесь какое-то там административное положение и духовная жизнь, вообще? Какая связь? Я пришел Богу служить, а не просто в какую-то там организацию. И причём здесь, почему этот критерий старшинства? Да, важный момент. Но, другой момент состоит в том, что мы находимся в духовной организации, и это подразумевает также определённое руководство. Организация помогает, как бы, сохранить бхакти.

00:30:51 Приводиться пример стакана и нектара. Есть стакан. Если вам кто-то дает прекрасный нектар, он может быть очень вкусный, очень ароматный и даст вам огромную силу, но у вас нет стакана. Вы много сможете его как-то удержать или сохранить? Даже, если вам в руки налить. Долго вы будете это хранить и как вот это все? Поэтому организация сравнивается со стаканом, но бхакти, или любовь к Богу, сравнивается с нектаром в этом стакане. Сам по себе стакан или организация, не представляет себе вообще никакой ценности, в целом. Потому что стакан мы не будем грызть. Но в служении нектару, он представляет себе очень важную вещь.

00:31:53 Логичным образом, если бы кто-то сейчас не сделал здесь тепло, если бы у нас кто-то не ходил в налоговую отчитывался, что …, то мы бы … Если бы кто-то не приложил усилий, чтобы сделать здесь ремонт … Где бы мы…? Мы бы не смогли бы здесь собраться просто. Если б кто-то здесь меня сюда не пригласил, я просто бы сюда не приехал, и т.д., и т.п. Если бы кто-то не организовывал здесь эти воскресные программы, на которых…, организовывал, то чтобы кто-то пошел купил продукты, чтобы сготовить пир для вас потом, вас накормить здесь… С внешней точки зрения, это совершенно … Это видно? Это невидно. Эту деятельность не видно. Это огромное бремя, бремя, чтобы сейчас преданные ковырялись, эти трубы делали на морозе или там, в достаточном холоде, и кто-то максимум усилий приложил, чтобы купить всё это оборудование, привезти сюда, преданные все собирали…

00:32:54 С внешней точки зрения, когда мы сюда приходим, это не видим. Но без этого, тут, просто, мы бы не смогли бы просто собираться. И получать какое-то образование, общение друг с другом и т.д. Чтобы даже просто выйти и попеть, нам нужно, в город, нужно взят разрешение в мэрии выписать, что мы идем там, например, с духовной процессией. Кто-то идет туда, всё это делает это. И, они за это не получают зарплату. Это бремя любви. Эти люди единственное, что получают, это только шишки на свою голову иногда, если что-нибудь не то, или не так. Правильно? Они делать совершенно бескорыстно, как служение другим духовным личностям, чтобы им легче было практиковать.

00:33:48 Т.е., это действительно, это очень большие беспокойства, очень большие беспокойства. Потому что всё это тянуть, делать … И, представляете, у них тоже есть свои семьи у многих там, или просто свои какие-то обязанности, им нужно как-то концы с концами свои сводить. Они внешне несут это бремя ответственности большое, ничего за это не получая, отрывая как бы своё время от своей семьи, от своих забот, от зарабатывания денег, и всего остального. Понимаете?

00:34:18 И нам нужно уважать эти жертвы. Помогать им. Не мешать, а помогать этим личностям. Потому что, это очень важное служение, без этого, мы просто не смогли бы общаться, или, по крайней мере, это общение было бы гораздо более сложным. Поэтому, это часть нашего уважения, что мы уважаем тех людей, которые делают это важное дело в служении другим. Говориться, что руководство уполномочивается Джи-би-си, или, как бы, вот этим духовным советом, который оставил Шрила Прабхупада. Советом Духовных Учителей.

00:35:03 И, руководитель храма может даже с точки зрения этикета, или вайшнавской культуры, может даже не быть инициированным, у него может не быть даже инициации. Может такая ситуация быть. Но, даже люди самой высокой инициации, саньяси, у которых три инициации, полностью отреченные люди от мира, должны слушаться, или тех преданных, которые, например, выполняют административные функции в том или ином храме. Это закон ИСККОН.

00:35:42 Когда саньяси приезжает, если он в этом месте не Джи-би-си, он просто саньяси, он сюда приезжает, он не руководитель в этом месте, в этом регионе, к примеру, он должен подходить и спрашивать: - А что вы хотите, чтобы я делал? Или, как я могу вам служить? Что, собственно, и делают старшие преданные, когда приезжают. Почему? Это культура, часть культуры. Я уважаю этих людей, они уполномочены, это все они несут.., я приехал и уехал, а расхлебывать все потом им. И им продолжать нести все это, тащить это бремя ответственности. Чем я могу помочь вам в этом всем?

00:36:26 Но, как например, в своё время этот знаменитый храм в Сухорево, который был в этом пионерлагере в Подмосковье, возглавлял преданный, которого звали Григорий. И, он организовал этот знаменитый фестиваль в 98 году, на который приехало три с половиной тысячи преданных, которых они умудрились расселить там, где, собственно, расселять-то негде! Это был … Представляете, вам нужно каждый день, два раза в день кормить три с половиной тысячи человек. Только представьте, что это такое! Вам нужно, сколько нужно овощей начистить на три с половиной тысячи человек, это ни раз, а семь дней идет этот фестиваль … Утром и вечером, вам нужно потом их где-то рассадить, организовать, чтоб кто-то им раздал. Потом, вам нужно разместить три с половиной тысячи человек.

00:37:31 Это была огромнейшая работа! Это делал преданный, неинициированный преданный. Он возглавлял этот храм на протяжении практически десяти лет. Но, он, это очень старый преданный, он раньше гораздо, чем я в «Сознание Кришны» пришел. Он пришел, по-моему, в 89 году тоже. И, это один из первых кандидатов в ученики Мукунда Даса Госвами. Почему он…, он воспитал много поколений брахманов, но сам не получал посвящение только потому, что его духовный учитель просто не давал посвящений. Хотя он следовал всему.., он потому что там, его ученики ждали посвящения по десять-двенадцать лет. Это потом только он их инициировал. Представляете? И к нему подходили гуру и спрашивали, чем я могу служить? И т.д.

00:38:34 Но. Этот человек не имеет права, административный лидер не имеет права давать более старшим преданным духовных наставлений. Он имеет право давать административные указаний, к примеру, во столько-то лекция кончается, или у нас делается то-то, или вот это, но он не имеет права давать духовных наставлений, это будет нарушением субординации. Но административные положения, которые связаны с организацией чего бы то ни было, по крайней мере, в этом месте он может вполне говорить, это не будет являться нарушением субординации. Хорошо.

00:39:26 Третий критерий, это ашрам. Ашрам с санскрита переводиться как уклад жизни, или прибежище. Есть четыре ашрама, мы их знаем, это: первый, это брахмачари или ученик. Следующий уклад жизни, это грихастха. Следующий уклад жизни, это ванапрастха, или люди, отходящие постепенно от семейных дел. И последний уклад жизни, это саньяса или полностью отреченный уклад жизни. Ученик, семейный человек, отходящий от семейных дел и полностью отреченный человек.

00:40:13 И, разные личности находятся в разных укладах жизни. И, старшинство, в соответствии с этими укладами, таким образом происходит. Об этом говорит «Махабхарата», одно из ведических писаний. Там говориться, хороший грихастха, или семейный человек, в сто раз лучше чем брахмачари. Хороший ванапрастха ещё в сто раз лучше чем грихастха. А саньяси, ещё в сто раз лучше, чем ванапрастха. Ясно, да? Это касаемо ашрама старшинство. [голос из зала: брахмачари самый плохой. Смех в зале] Обреченным голосом сказал брахмачари! Он не самый плохой, он самый младший, если уже по критерию ашрама. Брахмачари являются слугами всех. Быть слугой других духовных личностей, это совершенство жизни, это нормально, это очень хорошо.

00:41:21 [вопрос из зала неразборчиво] С позиции ашрама, да. Но, это третий по важности. Говориться, что с этой точки, с точки зрения ашрама или уклада жизни, восьмидесятилетний брахмачари младше двадцатилетнего грихастхи. У нас редко можно найти брахмачари, которым восемьдесят лет, но в Индии …

00:41:49 Кстати в этой книге, которая называется «Прабхупада», там есть фотография, как Шрила Прабхупада получает посвящение в саньяси и рядом с ним находится его духовный брат, которому восемьдесят два года и все восемьдесят два года он был брахмачари. В восемьдесят два года он получил саньясу, служа духовному учителю. В Индии такие люди есть, у нас, к сожалению, не так много их, но такое бывает. Мы сейчас просто говорили о критерии старшинства, касаемо уклада жизни. Самыми младшими являются брахмачари, грихастхи, касаемо уклада жизни, или семейные люди, их старше, ещё старше их это уже люди, отходящие от семейных дел, и саньяси являются самыми старшими.

00:42:44 Хотите узнать почему? Опять, всё это вязано с ростом ответственности. Брахмачари, это тот человек, который для начала должен взять ответственность за самого себя. Брахма ачара, брахма означает духовное, ачара – поведение. Брахмачари – это тот человек, который действует или учиться действовать на духовной платформе, брахмачари. Он берет ответственность за самого себя, для начала.

00:43:19 Потом, следующий этап, это когда человек берет ответственность …, взяв ответственность за себя, только тогда человек может взять полноценно …, т.е., он начинает расти духовно.

00:43:34 Следующий уровень, когда человек берет ответственность уже за семью. Уровень ответственности, как бы, становиться больше. Именно с ростом ответственности связана духовная жизнь.

00:43:48 Следующий этап, следующий уровень, это ванапрастхи, это те личности, которые в целом, их уровень ответственности как бы также, более сильный становиться. Они уже помогают другим, как бы, людям, делясь своим опытом. Они также берут ответственность за проповедь. Потому что, ванапрастхи, это те личности, которые как бы, поддерживают других, также проповедуют. Это те личности, которые не просто, как бы, как бы отходят от работы, как таковой, а они оставляют свою работу для того, чтобы больше, как бы, уделять внимания, как бы … Т.е., они уже выполнили свои какие-то основные обязанности, там воспитали своих детей… Они, они больше отходят от этого для того, чтобы больше проповедовать или поддерживать проповедь в целом, поддерживать каких-то людей, делясь своими знаниями, опытом… Таким вот образом, они это делают.

00:44:55 И, саньяси, это те личности, которые берут ответственность в целом за миссию. У них колоссальное бремя ответственности. И с ростом ответственности, сознание также…, оно растет. Говориться, что на уровне, если человек правильно подходит к уровню ванапрастхи, он начинает видеть многие жизни, ему открываются, видение своих прошлых жизней, вообще видение такое открывается. Саньяси, если он правильно подходит к этому, он видит уже духовный мир, вообще. Т.е., видение, как бы открывается, если у человека правильное сознание. Это то, что описывают священные писания.

00:45:50 Мы идем дальше. Следующий критерий, это возраст. Он идет четвертый по важности. Почему он четвертый по важности, потому что сам по себе возраст, ещё не обязательно означает духовный уровень. Потому что опыт опыту рознь. Потому что, есть опыт материальной деятельности, или он сильно отличается от опыта духовной деятельности. Потому что и … Как, например, греховный опыт он может только нас обуславливать, потому что настоящий опыт, или ценный опыт, это опыт духовной жизни, самый правильный опыт. Конечно, материальный опыт тоже важен, если мы его можем применить в духовной жизни, но мы сейчас говорим о таких, о взглядах, как бы, с позиции знания.

00:46:43 Если бы само по себе возраст был самым главным критерием, то тогда бы баобаб, который живёт тысячи лет, он был самым духовным живым существом, потому что ему тысячи лет, мы тут до сотни это не дотягиваем, обычно в нашу эпоху чаше всего. Поэтому, сам по себе возраст не делает человека духовным, но вайшнавы его учитывают. Его всё равно нужно учитывать и уважать всех людей, обладающих, как бы, опытом, вернее, как бы возрастом большим, потому что, это особое шакти, которое тоже…, или способность, которую также человек получает от Бога. Чтобы жить дольше, это тоже особое благословение Бога, которое тоже человек должен получить. Поэтому, одно из ведических благословений, «живи долго». Это тоже указывает на благословение, как бы, на определённое, как бы, благочестие человека. Хотя бы определённый уровень благочестия. Конечно есть личности … по крайней мере материального благочестия.

00:48:01 Потому что, Шрила Прабхупада говорит, что есть личности, которые жили очень не много, но за эти…, на пример, Иисус Христос прожил тридцать три года, Господь Чайтанья прожил сорок четыре года, Мадхава Ачарья тоже…, Мадхава Ачарья больше жил, но…, Шанкарачарья прожил около тридцати лет. Эти личности, хотя они жили не много, но они сделали столько, как бы, такой след в сердцах других людей оставили, что…, который не оставили те личности, которые жили сотню лет или больше. Потому что, эти люди реально изменили сердца тысяч людей.

00:48:42 Поэтому, нам нужно уважать всех тех личностей, которые обладают…, всех старших личностей…, им нужно оказывать им почтение, уважение, это часть нашей культуры. Как бы, также понимать, что, это, это идет уже четвертым по важности. Но, вайшнавы обязательно учитывают и уважают всех тех личностей, обладающих глубоким возрастом. Уважают возраст других, считаются с этим.

00:49:20 И, пятый критерий старшинства, это духовный уровень. Почему он идет пятым, как вы думаете? Какие могут быть предположения? [ответ из зала: наверное, очень сложно его анализировать] Да. Потому что его тяжело понять, совершенно верно. Потому что, один будет, как мы уже говорили, тщательно скрывать свой возвышенный уровень из смирения, а другой тщательно его имитировать.

00:49:47 Другое, другое объяснение состоит в том, что, если человек действительно духовно продвинут, сознательно займет более смиренное положение и будет учитывать верхние, вот эти составляющие старшинства. Т.е., он будет строго следовать этикету, потому что величие человека неразрывно связано с ростом его смирения. Духовный уровень и смирение полностью взаимосвязанные качества.

00:50:21 Об этом говорит, говорится в «Брихад-Бхагаватамрите» Санатана Госвами, великий преданный говорит, что бхакти, или любовь к Богу полностью пропорционально уровню смирения, которым обладает личность. Т.е., между любовью к Богу, между бхакти и смирением можно поставить знак равенства. Ровно сколько у нас смирения, ровно столько любви к Богу, ни больше, ни меньше. Вся духовная жизнь, это ничто иное, как шаги в сторону смирения.

00:51:01 Смирение, это не просто какая-то зашибленность или закомплексованность, это деятельность в знании. Когда человек избавляется от всяких ложных отождествлений, он просто отождествляет себя как духовную душу. Также, внутри занимает очень правильную позицию, он никого из себя не строит. Занимает ту позицию, которая доставляет удовольствие Верховной Личности Бога. И, такой человек по настоящему духовный, он внешне также будет проявлять удивительное смирение. Мы сейчас приведем примеры.

00:51:40 Один из удивительных примеров, это Сам Господь Чайтанья Махапрабху. Это Верховный Господь, Который …, это Верховный Господь Кришна, Который низошел в нашу эпоху, низошел в Кали-Югу для того, чтобы научить нас, что значит быть преданным. И, когда приходил Господь Чайтанья Махапрабху, Он жил в Джаганнатха Пури … это отдельная тема, почему именно там он жил и всё это связано с, как бы, с миссией этого воплощения Господа, с тем, зачем он приходил в этот мир. Но, так или иначе, Господа Чайтанью Махапрабху сильно критиковал Рамачандра Пури. Рамачандра Пури был духовным братом учителя Господа Чайтаньи. И сам Рамачандра Пури, из-за общения с имперсоналистами, сам превратился в имперсоналиста.

00:52:49 Когда духовный учитель Рамачандры Пури переживал глубочайшие духовные эмоции, его духовный учитель был Мадхавендра, Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури был величайшим просто преданным. Даже на смертном одре он переживал глубочайшие эмоции бхакти. Находился в разлуке с Кришной, говориться, что это высочайший уровень, как бы, любви к Богу. Потому что, разлука делает, как бы, поглощенность объекта нашей любви просто постоянным, или погружает нас в эту медитацию на Верховного Господа в тысячу раз. И это одновременно, внешне это выглядит как страдания, но внутри преданный переживает глубочайшие эмоции. Это очень сокровенная тема.

00:53:45 Но, так или иначе, он полностью не отождествлял себя с телом и находился в этом особом…, переживал эти глубочайшие эмоции любви к Кришне … и тут появился его ученик, Рамачандра Пури. Не понимая, в каком состоянии и что переживает его духовный учитель, из-за того, что он, собственно, полностью осквернился неправильным общением, он набрался наглости и стал давать указания своему духовному учителю. Что является глубочайшим, серьезнейшим оскорблением. Он сказал: - Гуру, а что вы тут плачете? Вы же осознавшая себя душа! Вы что забыли, какого блаженства исполнен безличный брахман? Сосредоточьтесь на нем!

00:54:43 И видя эту заносчивость, эту гордость, и когда этот ученик совершенно …, во-первых, мало того, что он старшей личности, своему гуру, и набрался наглости давать наставления, и лезть, как бы, не в свою сферу, и, вообще, как бы, ряд из вон выходящее вот такое, что он сути не понимает. Так, что у него такой не правильный настрой, оскорбительный. Мадхавендра Пури отверг его, он сказал, убирайся отсюда. Умираю в разлуке с Кришной, Который уехал во Вриндаван, а, уехал из Вриндавана в Мадхур. Своего хватает горя, а этот тупица пытается меня наставлять какой-то там науке о безличном брахмане. - Уходи, потому что, если я увижу твоё лицо в момент смерти, то я не знаю, куда я отправлюсь. И, Мадхавендра Пури его отверг.

00:55:51 Но, Ишвара Пури, другой его ученик самым смиренным образом служил своему духовному учителю. Помогал ему помнить о Кришне, он омывал его, делал очень смиренное служение. И, Мадхавендра Пури благословил его, что его учеником станет Сам Верховный Господь. Также сказал, что ты получишь огромнейшую милость Бога. Он дал ему все свои благословения и ушел в духовный мир.

00:56:24 И, сам Господь Чайтанья Махапрабху принял Ишвару Пури своим духовным учителем. Но, Рамачандра Пури пришел в то место, где жил Господь Чайтанья Махапрабху. В Нилачала Кшетру или в другое место,… другое название это Джаганнатха Пури в этот город. Пури означает город. Он пришел туда и то, чем он занимался, он стал критиковать, он любил критиковать других, любил выискивать во всех недостатки. Этот Рамачандра Пури приглашал к себе домой преданных, брахманов и кормил их махапрасадом от Господа Джаганнатха.

00:57:22 Потому что Джаганнатха Пури, это особый город, который известен удивительным, удивительной пищей своей. В этом храме Господа Джаганнатха каждый день, в то время шестьдесят четыре раза в день, ему предлагали подношение на алтаре. Там самая большая кухня в мире, которая имеет один акр во дворе храма, она занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Там 575 только плит, на которых готовят блюда, эту кухню обслуживает пять тысяч человек. И, в этом месте, в этом городе Господь ест.

00:58:05 В разных местах Индии Господь разными вещами занимается. Например, в … божество Баладжи в Венката Гири, в этом месте, это в Южной Индии высоко в горах, там Господь Вишну занимается бизнесом, это самый, там находится самый богатый храм в мире. Ежедневный доход этого храма от 750 тысяч долларов до 20 миллионов долларов в день. По праздникам там такая сумма, а в обычные дни … минимум сейчас, сейчас уже наверное около миллиона в день, не знаю. Самый богатый храм в мире, там Господь исполняет все желании, и там … только попасть увидеть это божество нужно простоять минимум четыре часа в очереди. Минимум, иногда до двадцати часов нужно стоять. Столько людей там, столько паломников, и т.д. Там, Господь бизнесом занимается.

00:59:10 В Шри Лангаме Господь спит. Там особое божество есть, которое … Господа Вишну, и там, Он там лежит на змее Ананте, и там отдыхает.

00:59:24 Во Вриндаване Кришна танцует, у Него там особая … особые игры, которые Он являет. И в Джаганнатха Пури Господь ест. Там Ему готовят, с огромной любовью предлагают все эти блюда… И, если вы хотите совершить особый духовный прогресс, когда вы приезжаете в это святое место, вам нужно обязательно поесть ту пищу, которую предлагают Господу в храме, и остатки после этого продают всем за символическую цену, вы можете поесть уже освещенную эту пищу. Двести блюд, примерно, там предлагается в течение дня. Хорошо.

01:00:11 И, дальше он усаживал преданных, и кормил их махапрасадом от Господа Джаганнатха. Он сказал: - Это освещенная пища! Нельзя отказываться, ешьте! И преданные, когда уже наедались до отвала, он проходил и буквально: - Нет, ешьте еще! И заставлял их есть ещё больше. Когда у преданных уже чуть ли не из ушей там все вываливалось, они уже есть не могли, тогда Рамачандра Пури садился на возвышение и говорил: - Вы посмотрите на этих обжор! И это люди ещё духовные! Да они чувства контролировать не могут! Они обжоры, вообще! И начинал их критиковать. Они были потрясены, ты же в нас впихивал это все, ты нас заставлял всё это есть. Но, он не хотел никого слышать. Это то, чем он занимался каждый день. Он очень много проклятий получил на свою голову.

01:01:09 И, когда он узнал, что там находится Господь Чайтанья, он стал все вынюхивать, чтобы узнать, а где Он живет, а где Он спит, а сколько Он ест, чтобы узнать, хоть за что-то зацепиться, чтобы как-то Его покритиковать. Он не за что не мог зацепиться, потому что поведение Господа Чайтаньи было просто совершенным. Он показывал совершенный пример отречения.

01:01:31 Тогда он, однажды, когда он пришел к Господу Чайтанье Махапрабху… Господь Чайтанья жил в очень маленькой комнатке, до сих пор можем в Джаганнатха Пури посетить это место, которое известно как гамбхира, маленькая комнатка такая, где толком распрямиться-то не возможно. Это то место, где жил Господь Чайтанья Махапрабху, переживая глубочайшие эмоции любви к Кришне. И, он зашел, потому что было жарко на улице, и Господь Чайтанья каждый раз, когда видел Рамачандра Пури, выражал ему почтение, предлагал ему поклоны, потому что тот был старше по инициации, потому что он был духовным братом его духовного учителя, кланялся ему. Удивительно.

01:02:21 Хотя Господь Чайтанья прекрасно понимал, что сердце этого человека, оно внутри как выжженная пустыня, там ничего не осталось. Вся любовь к Богу, из-за тех оскорблений духовных личностей, которые он совершил, уже давным-давно ушла из его сердца. Но Господь Чайтанья выражал ему глубочайшее почтение и уважение, просто, показывая идеальный пример поведения и следования этикету.

01:02:45 Рамачандра Пури заметил муравьев, ползающих на полу и сказал: -Посмотрите, здесь муравьи! Если здесь муравьи, значит, наверняка, здесь были сладости! Ты отреченный человек, почему ты тайком по ночам сладости ешь?! Он стал его ругать, хотя Господь Чайтанья не ел там никаких сладостей, просто муравьи прятались от зноя, потому что там очень жарко в Индии. – И, вообще, ты много ешь! - он сказал Господу Чайтанье. Это были полностью несправедливые упреки. Господь Чайтанья сложил руки и сказал: - Спасибо тебе большое. С этого дня я буду есть ровно в два раза меньше. Ровно вдвое Господь Чайтанья сократил свой рацион.

01:03:34 Преданных сердца разорвались просто. Этот негодяй пришел, оскорбитель, и просто стал критиковать ни за что, ни про что, из-за этого, из-за него теперь Господь Чайтанья ровно в два раза ест. Сейчас Он ест какие-то там…, просто невозможно наестся этим всем. И, они молились Господу Джаганнатха, чтобы Он выгнал Рамачандра Пури из Джаганнатха Пури, Господу молились. Господь Чайтанья сказал: - Почему вы на него так гневаетесь? Он подобно отцу для меня, он желает мне блага. Господь Чайтанья продолжал выражать ему это почтение.

01:04:18 Так или иначе, когда Рамачандра Пури ушел с этого места, Господь Чайтанья, чтобы не разрывать сердца преданных, стал есть столько же, сколько раньше. Но, удивительный пример, следования этой культуре, этикету, который показывал Господь Чайтанья для нас.

01:04:42 И, Шрила Прабхупада также был очень принципиален в этом. Прадьюмна Прабху, это один из учеников Шрилы Прабхупады, описывает свой собственный опыт общения со Шрилой Прабхупадой. Он говорит, мне приходилось много раз присутствовать, как Шрила Прабхупада встречался со своими духовными братьями. Он обращался с ними очень почтительно. Этикет заключается в том, что вы должны относиться к духовным братьям своего учителя таким же образом, как вы относитесь к своему Гуру. От вас ожидается, что вы будете относиться к своим старшим духовным братьям, к тем, кто получил инициацию до вас, так же особым образом.

01:05:30 Гаудия Матх, это организация, которая основа Бхактисидханта Сарасвати, учителем Прабхупады, особое положение, особо подчеркивается положение старших духовных братьев. Шрила Прабхупада также следовал этому.

01:05:48 Однажды в Монреале к Шриле Прабхупаде пришел один индийский ученый. Это все продолжает рассказывать Прадьюмна Прабху. Джанардан и я находились в комнате Шрилы Прабхупады. Я очень стремился услышать, что будет говорить Шрила Прабхупада, и поэтому пододвинулся к нему поближе, чтобы слышать каждое его слово. И, оказался немного впереди Джанарданы, который был не только старше меня по возрасту, но и получил раньше меня инициацию. Джанардана получил посвящение во время самой первой инициации, которая проходила в Нью-Йорке. Шрила Прабхупада тот час же сказал: - Он ведь твой старший брат, ты не должен сидеть перед ним. А я сидел немного впереди него. – Ты должен отодвинуться назад. Он старше тебя. Твой старший духовный брат. Таков этикет.

01:06:53 Как мой духовный брат, Тиртха Махарадж, мы обычно называли его Кунджада. В действительности, его имя было Кунджа Бихари Дас, но мы называли его Кунджада. Суффикс «да» означает, тот, кто подобен старшему брату или дяде. Поэтому каждый называл его так, потому что он был одним из самых старших духовных братьев. И Джанардана, это твой Да, старший духовный брат, поэтому ты должен оказывать ему уважение. Ты не должен сидеть перед ним.

01:07:41 Это было в начале 1977 года в Монреале. Шрила Прабхупада был воплощением этой вайшнавской культуры, этикета. Он сам выражал почтение своим старшим духовным братьям, учил нас делать то же самое. Потому что, именно так вели себя все спутники Господа Чайтаньи Махапрабху, все зрелые преданные. Это показатель внутреннего смирения, внутренней культуры человека.

01:08:10 Другой пример, что хотя Сам Господь Чайтанья был Самой Верховной Личностью Бога, описанный в священных писаниях. Существует более 108 предсказаний прихода Господа Чайтаньи, описанных в Ведах. Только трижды Его приход описывается в «Шримад-Бхагаватам». И, Сам Господь Чайтанья Махапрабху сажал на один уровень с Собой Парамананда Пури, Парамананда Бхарати, также Адвейта Ачарью, Господа Нитьянанду, потому что они являлись духовными братьями Его Гуру. Они …, Он хотел сесть ниже, но они бы отказались категорически. Даже то, что Он сажал их на один уровень, доставляло им огромное беспокойство. Потому что они прекрасно понимали, что Он – это Сам Верховный Господь. Были великими преданными, величайшими учеными и понимали, Кто перед ними находится. И, Господь Чайтанья всячески им служил, и уважал, и почитал, хотя это причиняло им большие беспокойства. Господь Чайтанья был совершенством этого этикета.

01:09:25 Я хочу задать вопрос …, ну, в принципе я не буду задавать вопрос, но, иногда я спрашиваю, кто из вас подумал, у кого возникла такая мысль, интересно кого я в чем превосхожу? Ну, обычно такие мысли возникают. Не так ли? Можем себя на этом поймать. По этим критериям. Но, нужно четко знать, для чего даются эти критерии. И давайте запишем, великие святые, великие духовные учителя описывают, для чего, собственно, даются все эти составляющие.

01:10:08 Бхактивинода Тхакур говорит об этом: - Все эти критерии старшинства предназначены, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение. Все эти критерии старшинства предназначены, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение. Все эти критерии старшинства предназначены, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение. Этот выше меня по этому пункту, этот выше меня по этому пункту, поэтому я их слуга. Собственно … [голос из зала: повторите, пожалуйста] Еще раз повторить? Все эти критерии старшинства предназначены, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение.

01:11:22 Я видел, как старшие преданные проявляют это качество. В 92 году вместе с Ананта Шешей Прабху …, многие из вас его знают. Это тот человек, который является бессменным руководителем храма в Нижнем Новгороде. Он уже фактически девятнадцатый год руководит этим храмом.

01:11:50 Когда он приехал, вместе с ним, однажды, мы приехали в Москву, в храм на метро Беговая. И он, мы поднялись на третий этаж, на третьем этаже жили преданные, которые распространяли духовную литературу, распространители книг, санкиртанчики. Когда он зашел, там находился Анирудха Прабху, которого тоже многие из вас знают, особенно ученики Гопал Кришны Госвами Махараджа. Это один из очень старших преданных, один из первых его учеников в России. Он пришел в «Сознание Кришны», был … он инициацию получил в четырнадцать лет [неразборчиво], такой мальчик … Очень удивительный человек и сейчас он помогает очень сильно в строительстве московского храма, очень активный человек духовный, очень много лет в «Сознании Кришны».

01:12:43 И, он распространял книги, мы с ним распространяли книги, как раз в начале девяностых, у него особая была фраза, которую он говорил. Заходил такой мальчик с двумя комплектами книг духовной литературы в какой-нибудь офис и говорил: - Вот, мы книжки распространяем, пожертвуйте, мы кормим голодных монахов. [смех в аудитории] Типа, монахи голодают, есть нечего… И он там, они видели, такой ангелок перед ними стоит, ему в два раза больше давали, то есть …Очень такие …, эта фраза просто …, я когда услышал … мне было очень забавно.

01:13:33 И, он распространял много книг, удивительный преданный, у него там смиренное служение в храме … и тут Ананта Шеша когда его увидел, он схватил его за стопы, стал предлагать ему поклоны, Анирудха стал вырываться, пытаться схватить за стопы Ананта Шешу и там такой клубок по комнате катался. В конце концов, они успокоились, Ананта Шеша сел рядом с Анирудха и сказал: - Анирудха, благослови меня, ты же старший преданный. Анирудха очень сильно возмутился: - Какой же я старший преданный? Мы же с тобой вместе инициацию получали. И он сказал: - Ну, ты же на пять минут раньше получил, чем я. Поэтому ты старший преданный.

01:14:24 Это удивительный пример того, как у преданного есть любой повод, за что зацепиться, чтобы другого поставить выше. Т.е., дело состоит в том, что мы думаем, ну, этот человек старше меня по инициации, этот старше меня просто по уровню ответственности, по служению, этот старше меня по ашраму, этот старше меня по возрасту… И, разумеется, что у каждого из этих преданных есть какой-то собственный особый духовный опыт, какие-то свои особые взаимоотношения с Кришной.

01:14:55 Удивительный пример Господа Чайтаньи Махапрабху, в «Чайтанья-Чаритамрите» описывается, когда Он путешествовал по Южной Индии, раздавая всем любовь к Богу, миллионы людей, все кто встречался с Господом Чайтанье, все, просто видя Его, они обретали любовь к Богу. Им достаточно просто было увидеть Господа Чайтанью, чтобы буквально сойти с ума от любви к Богу. Таким удивительным духовным могуществом Он обладал. Эти люди, просто увидев облик Господа Чайтаньи, потому что Господь, Господь это олицетворение всей красоты, они были изумлены, никто из них не видел более красивой личности в своей жизни. Они как завороженные, они забывали обо всем, куда они шли, чем им нужно было заниматься, они как завороженные шли уже за Господом Чайтаньей. За ним шли толпы, десятки и сотни тысяч людей. В конце концов, там уже миллионы были. Они забывали обо всем.

01:15:54 И, эти люди, которых Он делал преданными, к вечеру они уже начинали что-то рассказывать о Кришне друг другу. Они уже кому-то, сами проповедовали другим, рассказывали о Кришне. Господь Чайтанья сказал: - Посмотрите, у этих людей гораздо больше преданности, чем у меня. Они объекты моего поклонения. Это то, что говорил Господь Чайтанья Махапрабху, как Он к ним относился. Благодаря Ему они только что стали преданными, благодаря Ему они что-то узнали о Кришне, благодаря Ему они обрели, собственно, любовь к Богу, но как Он к ним относился. Удивительные качества вайшнава. Он всех считает выше, чем я и занимает смиренное положение.

01:16:42 Шрила Прабхупада говорит, что материальный мир …, об этом говорит «Махабхарата». «Махабхарата» говорит, материальный мир создан для тех, кто хочет находиться в высшем положении. Чтобы находиться в материальном мире, нам ничего не нужно, нам нужно просто думать, что мы выше других, хоть в чем-то. И мы будем гнить здесь в материальном мире ещё миллионы лет. Собственно для этих людей, кто хочет быть выше других, создан материальный мир. И, наша гордыня, или ложное эго, это самые сильные якоря, которые приковывают нас к материальному существованию.

01:17:33 Один из великих преданных, Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-Рахасье» говорит, что желание славы или выделености является корнем всех шестнадцати видов порока в нашем сердце. Любые недостатки, которые у нас есть внутри: зависть, жадность, иллюзия, вожделение, гнев и т.д., берут своё начало из-за гордыни. Корнем всех этих пороков, которые есть в нашем сердце изначально, является гордость. Это самый главный враг, с которым нам нужно сражаться. Согласитесь, с ним сражаться, с ней сражаться гораздо … очень тяжело. Со всех щелей лезет, казалось бы, как гидра, да, там, одну голову там отстриг, раз, смотришь, а откуда-то там ещё одна появилась и шипит. Очень тяжелая битва. Не просто. Всю свою жизнь будем сражаться.

01:18:46 И, собственно, вайшнавский этикет, он специально предназначен для того, чтобы вырвать нас из материального мира, чтобы научить нас действовать правильно.

01:19:00 Шрила Прабхупада описывает трансцендентную реальность, говорит, что в духовном мире …, в письме Брахмананде в 73 году Шрила Прабхупада написал: «Атмосфера Вайкунтхи или атмосфера духовного мира создается там, где мы смотрим на всех остальных, видя их лучше, чем мы сами.» В духовном мире, там все смотрят на других, видя их лучше, чем мы сами. Дальше Прабхупада продолжает, потому что он вечный спутник Господа с трансцендентной реальности, он описывает атмосферу духовного мира. «В духовном мире все в соревновании, кто лучше может послужить другим. Кто может занять более низкое положение, продвинув других выше», говорит Шрила Прабхупада. В духовном мире все в соревновании, кто лучше может послужить другим. Кто может занять более низкое положение, и продвинуть других выше.

01:20:08 Вы представьте на несколько мгновений, каково жить в таком обществе, где каждый пытается … каждый, и все сражаются за то, чтобы лучше послужить другим, что-то для них бескорыстно сделать. Каждый пытается занять более низкое положение и продвинуть других вперед, это удивительнейшая вещь. Это очень сильно привлекает. Это действительно атмосфера духовного мира. Посмотрите, как наши гуру общаются, духовные учителя.

01:20:39 Иногда рассказывают как … , я видел, как общаются Радханатха Свами и Ниранджана Махарадж. Они близкие друзья, и они приезжают, когда они приезжали в Москву, удивительный опыт. Радханатх Свами читал лекцию и потом сказал …, там же сидел Ниранджана Свами просто среди преданных. Радханатх Свами сказал: - Теперь давайте попросим, чтобы его святейшество, Шрила Ниранджана Свами, вышел сюда и сказал несколько просвещающих слов, чтобы нейтрализовать эффект моей речи. Ниранджан Махарадж не захотел выходить. Он сказал: - Давайте его попросим, аплодисментами! И все стали хлопать в ладоши и скандировать: «Харибол! Харибол! Харибол! Харибол!»

01:21:38 Овация продолжалась пять минут, в конце концов, Ниранджану Махараджу пришлось встать, пришел он, Радханатх Свами посадил его рядом с собой на это сидение и сказал …, протянул, дал ему микрофон. Ниранджана Махарадж очень смущенно сказал: - Мне так стыдно. Сам Господь Чайтанья Махапрабху прилагал столько усилий, чтобы вдохновить людей воспевать «Харибол». «Харибол» означает, воспевайте имена Бога. Я вышел только по одной причине, чтобы люди перестали воспевать «Харибол». Но, так или иначе, я всего лишь инструмент в руках Радханатха Свами. Он дергает за старые веревки, я что-то говорю, или что-то делаю…

01:22:34 Радханатха Свами взял микрофон и сказал: - Если это так, то я должен притянуть за веревочки твои лотосные стопы к моей голове. Радханатха, мы с тобой потом это обсудим. И, после этого Ниранджана Махарадж что-то говорил, потом минут пятнадцать после этого, он обернулся к Радханатха Свами и сказал: - Да? Я говорил то же самое, что ты, да? Я это говорил? Радханатха Свами сказал: - Да! Но, не с таким пониманием! - У меня нет никакого понимания, я просто повторял твои слова! - А я повторял твои слова.

01:23:20 Когда ты видишь это, просто это удивительный опыт, просто удивительный опыт. Как они общаются. Когда мы провожали в Дивноморске, Радханатха Свами провожали, был фестиваль и ему нужно было уезжать, один из последних дней. Ниранджана Махарадж, пришли преданные и также ученики, Ниранджан Махарадж пришел провожать Радханатха Свами. Если вы видели, то Ниранджан Махарадж очень высокого роста, а Радханатх Свами такого, наоборот, низенького роста, не высокого. И, они обнялись, и Ниранджана Махарадж поднял Радханатха Свами. Все закричали «Харибол!». И когда он его опустил, то Радханатх Свами посмотрел снизу вверх и сказал: - Ты всегда меня возвышаешь. На что Ниранджана Махарадж сказал: - Да, я поднимаю тебя, только для того, чтобы показать тебя всем.

01:24:28 И когда ты … Это у них, у них просто так вот постоянно, т.е., каждый пытается … это просто, каждый пытается занять более низкое положение, и другого поставить выше себя. Когда вы видите это, там просто, там камни начинают плавиться. Вы думаете, с какой планеты это вообще люди?

01:24:49 То же самое, что сделал Радханатх Махарадж, когда он приехал в 97 году, он стал просто ходить по храму и всех прославлять. До этого там у преданных был какой-то кризис, они ходили все такие, там, книжки не особо шли, там, разные свои сложности какие-то были внешние какие-то … Потом, через несколько дней там все просто сияли, они не ходили, они летали! Он просто, не просто там прославлял, как бы льстил, он просто видел хорошее в других, указывал на это. Говорит, что это удивительно просто, вот это качество, вот это, вот это…! И, там все просто преображалось удивительным образом. Какие бы глупые вопросы люди не задавали, он им так всё это показывал, что люди были просто потрясены. Очень удивительно.

01:25:49 Это … другая история очень забавная была, что Радханатх Свами пришел в … это был больница Бхактиведанты в Бомбее. Удивительная больница преданных, огромная больница на 140 мест и … Он периодически туда приезжает, когда в Бомбее, приходит, там ходит, со всеми, заходит в каждую палату, со всеми, всем уделяет какое-то внимание … В то время там находился другой ученик Прабхупады, Бхактивайбхава Свами. Он там лечился в этой больнице Бхактиведанты. И, когда туда зашел Радханатх Свами, то они обнялись, и Бхактивайбхава Махарадж, он в такой юмористической форме стал говорить: - Твои врачи нашли у меня в почках камни! И Радханатх Свами сказал: - Наверняка, это были шалаграм-шилы! Шалаграм-шилы, это священные камни, вообще со святых мест. Если в твоих почках, то святые камни, как минимум! [неразборчиво]

01:27:20 Харе Кришна. Может будут какие-то вопросы?

01:27:25 Я в двух словах повторю то, о чем мы говорили сегодня. Мы говорили о том, что изначально вайшнавский этикет, это модели поведения, которые даются нам из духовного мира, возвышают нас к трансцендентной реальности. Единственное, что нам мешает следовать вайшнавскому этикету, только наша материальная обусловленность. Если даже человек внешне принимает эти стандарты вайшнавской культуры, вайшнавского этикета в свою жизнь, его сознание также будет очищаться и одухотворяться. Это деятельность в знании. Даже, если на начальных этапах мы внешне принимаем эту правильную деятельность, но не до конца понимая всей глубины этого, всё равно наше сознание будет очищаться и одухотворяться.

01:28:15 Даже в трансцендентной реальности существует очень четкая иерархия старших, равных и младших. Это помогает сохранить определённые духовные эмоции, дать этим отношениям определённый вкус. И, мы об этом говорили, Кришна этому даже следует. Он к Своим родителям относить как к старшим, дружит с друзьями, оказывает покровительство в отношении тем, кто от Него зависит, наслаждаясь при этом определённым типом взаимоотношений с этими преданными. Без этого эти бы отношения были просто бы разрушены.

01:28:58 И, мы говорили о том, что нам делать, если мы не знаем, или мы затрудняемся определить духовный уровень других преданных. Кстати, мы забыли упомянуть цитату Нарахари Саракара Тхакура, в которой он говорит, что нам нужно научиться делать различия между вайшнавами и в соответствии с этим, правильно себя вести, иначе, мы будем совершать оскорбления. Если мы не знаем или затрудняемся определить духовный уровень других личностей, то, на всякий случай, рекомендуется относиться к ним как к совершенным преданным, так, по крайней мере, мы будем защищены от оскорблений. Если в последствии выясниться, что это не чистый преданный, мы ничего не потеряли, мы были только уважительны. Если в последствии … но, если окажется, что он был совершенной личностью, то мы не совершили пренебрежения к этому вайшнаву.

01:30:02 Есть пять критериев старшинства, мы их разобрали. Первый, это инициация, посвящение духовного учителя. Учитывается, насколько человек раньше получил инициацию, сколько у человека инициаций в целом. Я хотел также упомянуть, что если разница, примерно, в два-три года, когда человек получил инициацию, в принципе, эти преданные считаются равными. Там не большая разница.

01:30:30 Потом, административное положение. Мы находимся в духовной организации и так мы уважаем служение, бремя ответственности, которое несут те личности, чтобы помогать всем нам.

01:30:51 Следующее, ашрам или духовный уклад. Мы говорили, что брахмачари являются самыми младшими, касаемо ашрама. Потом идут грихастхи, потом ванапрастхи, потом саньяси.

01:31:06 Потом, возраст, это идет четвертый критерий старшинства. Вайшнавы уважают возраст других.

01:31:15 И пятое, это духовный уровень. Почему он идет последним? Потому что его трудно определить. И, также те личности, которые по настоящему духовны, они займут смиренное положение. Смирение и реальный духовный уровень, они взаимосвязанные вещи. Также будут учитывать все предыдущие. И, мы приводили пример величайших духовных личностей, которые также учитывали все эти предыдущие уровни. Такие, как Господь Чайтанья, также Шрила Прабхупада.

01:31:48 И, мы также закончили на том, что мы писали, зачем нужны эти критерии старшинства, чтобы каждый пытался занять более смиренное положение. И, таким образом … и учился, как бы, уважать и почитать других. Что, собственно, является умонастроением обитателей трансцендентных, трансцендентной реальности. Это то, о чем мы говорили сегодня. Спасибо большое.

транскрибирование: Роман Рябчун | Харьков | Украина | 25 February 2013