Методы коррекции кармы ч.1

Аюрведа радио - 13 June 2007
Все начинается с мысли. Мы должны быть разборчивы в выборе источников информации. Существую законы более общего порядка. Принцип удовлетворении желаний. Время является самым невосполнимым ресурсом и самым могущественным оружием, этим миром движет время. Нужно обратить внимание на такой социальный объект, как семья. В рамках семейного уклада жизни человек учится побеждать свой эгоизм. Жизнь всегда может быть повернута вспять. Деятельность, как неотъемлемое качество души. Посещение духовных мест, звуковые формулы, принцип учителя.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:17:33 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 782 | скачано: 1062 | избрано: 43
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Дорогие радиослушатели, сейчас у нас в прямом эфире Прокошев Игорь. Игорь, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Я хотела бы сказать нашим радиослушателям о том, что тема у нас сегодня будет «Методы коррекции кармы». И насколько я знаю, это продолжение семинара, который вы давали нам не так давно. Напомните, пожалуйста, нашим радиослушателям тему того семинара, и вкратце не могли бы вы рассказать, чтобы у нас была завязка.
- Так, если помнят наши радиослушатели, мы в прошлый раз говорили о искусстве постановки цели. И завершающая лекция была, трехдневный семинар, «Изменение жизненного сценария». И по сути дела тема сегодняшнего и следующего семинара будет «Изменение жизненного сценария» или «Методы коррекции кармы». По сути дела мы более широко раскроем тему последней лекции.

00:01:04 Итак, давайте вкратце вспомним, о чем мы говорили на нашей последней лекции. Речь шла о изменении нашего жизненного сценария. Это очень естественное развитие темы постановки цели, потому что мы уже говорили о том, что в этом мире все имеет более тонкую причину, чем обычно принято считать. По большому счету все начинается с мысли. Мысль порождает желание, желание порождает действие, и действия, в конце концов, порождают характер. Реальность имеет очень тонкую причину. И искусство постановки цели очень важно именно поэтому. Потому что, если человек способен ставить перед собой цели, то таким образом он до определённой степени реализует свою человеческую природу. Т.е. если быть точнее, он полностью реализует человеческую природу. Потому что эта способность, способность к выбору отличает человеческую форму жизни от более низких форм жизни.

00:02:21 Чтобы как-то проиллюстрировать тему, мы приводили такой пример, как если бы в бурном море, когда моряки выходят на палубу корабля, они очень сильно рискуют во время шторма быть смытыми в океан. И у них всегда есть, по крайней мере, должна быть страховка. Т.е. они должны быть очень крепко привязаны канатом к какому-нибудь углу корабля. Таким образом, они застрахованы не стать жертвой случайной волны, которая смоет их лодку в океан. Таким образом, осуществляя свою деятельность, они сохраняют связь с кораблем. Точно так же человек, который имеет цель в жизни, как бы его не бросало в жизни, какие бы трудные ситуации не возникали, если он четко знает, куда он движется, даже если он временно терпит какую-то неудачу, или даже откат назад, он в любом случае сохраняет эту колею, по которой он целенаправленно возвращается к своей цели, которую он планировал достичь.

00:03:44 Для того чтобы у человека была цель, у него в первую очередь должно быть сформировано определённое мировоззрение, которое по сути дела является картой жизни. Мы говорили уже о том, что в этом мире большинство людей обладают определённой верой, теми или иными ценностями. Строго говоря, эти ценности можно разделить на две большие группы. Это цели, которые касаются духовного, вечного существования, сутью которого является любовь, собственно это и является предметом философии большинства подлинных религий, духовных традиций. И вторая категория целей относятся к материальному, временному существованию. И эти цели обычно к тому, чтобы каким-то образом обслуживать желания тела, в котором мы находимся, как сознание, как живое существо, как душа.

00:04:47 Материальные цели сводятся к очень простым принципам. Для того чтобы существовать, человек должен есть, он должен двигаться, он должен отдыхать, спать, и в конце концов, так же продолжать своё существования в следующих поколениях, т.е. продолжать свой род. И, в конце концов, защищать все эти достояния, которых он добился упорным трудом. И для того чтобы совершить определённые изменения в своей жизни, мы естественным образом должны прибегнуть к определённым техникам. И за этим может очень громким и не всегда понятным словом подразумевается определённая деятельность. Все что мы имеем на данный момент является результатом той или иной деятельности, которую мы совершали в прошлых жизнях и даже минуту назад, день назад или несколько лет назад.

00:05:56 Таким образом, можно прийти к очень простому выводу, если мы хотим изменить настоящее положение дел, мы так же должны совершать определённую деятельность. Но если результат, который мы ожидаем, должен быть другим, то значит и деятельность тоже должны быть другой. Т.е. мы должны задаться иной целью, приложить иные усилия или усилия более качественного характера. На нашей прошлой лекции мы говорили о том, что существуют определённые принципы, по которым человек может менять направление своей жизни. Как мы знаем, мы как живое существо не самодостаточны. Т.е. мы погружены в этот океан материального состояния, в эту жизнь, которая быстро меняется вокруг нас. В какой-то степени каждый из нас в какой-то момент жизни чувствовал, что он является маленьким суденышком, которое плывет в бурно море этой жизни.

00:07:09 Для того чтобы передвигаться правильно, мы должны иметь определённые ориентиры и быть опытным капитаном.
- В противном случае нас кидает из стороны в сторону.
- В противном случае у нас нет шансов доплыть туда, куда мы планировали. Это можно понять, если у кого-то есть опыт морских путешествий. Т.е. океан настолько обширен, что если нет карты и умения управляться с лодкой, каким-то образом ориентироваться, то очень легко заблудиться. И точно так же человек может заблудиться в жизни. Нет четкого знания, представления о том, что же такое жизнь. Поэтому Господь из сострадания к нам, к своим детям, по сути дела он, естественно, выполняет свою родительскую роль, дает нам это знание. Это знание дается в священных писаниях. И мы в прошлый раз вспоминали, как эти принципы изложены в одном из философских трактатов, который называется «Шримад бхагаватам».

00:08:16 В частности мы обратились к одному из томов. Одиннадцатый том «Шримад бхагаватамы» описывает различные проводники влияния этого материального мира. И один из самых распространенных источников влияния, этот тот, который определяет жизнеспособность нашего тела, очень сильно определяет состояние нашего здоровья, энергетику, питание, то, что мы принимаем в качестве пищи. Недаром ещё древние заметили, что человек есть то, что он ест. Таким образом, качество пищи, которую люди употребляю, очень сильно влияет не только на их физическое здоровье, но так же и на их ментальное здоровье, эмоциональное.
- А что значит ментальное здоровье?
- В данном случае мы имеем в виду психологию человека. Т.е. если человек употребляет пищу, которая насыщена природой огня. Допустим, это острая пища, это очень горячая пища, это пища, которая содержит очень много сладкого и т.д. Эта пища разжигает в нас очень сильно определённое желание, как бы является определённым стимулятором.

00:09:43 - Разжигает любые желание?
- В частности это желание наслаждаться. Желание активности ради того чтобы получать какое-то удовольствие. Пища, которая более проста и в то же время более полезна, она по сути дела успокаивает наше тело, нашу психику. И наконец, пища, которая является не здоровой, которая является результатом убийства или разложения, или приготовлена с большим количество искусственных компонентов, консервантов или других неприродных, скажем так, веществ. Такая пища ведет к болезням и отупению психики. Я нет так давно слышал забавную историю, которая произошла в западной Европе. Я моет быть, её уже рассказывал, но так или иначе она иллюстрирует в какой-то степени то, о чем я сказал.

00:10:50 Однажды в западной Европе в связи с расширением застройки переносили кладбище, древнее кладбище, которое существовало на протяжении нескольких веков на этой территории. И в частности последние захоронения, которые были в 70-е, 80-е. интересно, что когда рабочие стали извлекать останки людей, они заметили, что останки людей, которые были похоронены в 70-е и начале 80-х, очень странным образом не разлагались, хотя, в общем, то прошло достаточно много времени, порядка 20 лет. И ученые заинтересовались этой проблемой, начали исследовать химический состав останков этих людей. И обнаружилось, что в телах людей, в зависимости от года захоронения было все большее и большее удельное количество консервантов.
- Тех консервантов, которые они когда-то съедали.

00:12:12 Особенно это касалось людей, которые были захоронены в 80-е годы. Т.е. мы видим, что с течением времени даже пища становится настолько неестественна, что, в конце концов, она создает проблемы не только со здоровьем, но и даже с утилизацией, скажем так, тел. Второй принцип, о котором мы говорили, это принцип, который касается напрямую сознания человека, т.е. это процесс усвоения им информации. Мы знаем, что информация – то пища для интеллекта. Знание, информация – это пища для интеллекта, которая структурирует его, которая по сути дела является материалом для его мировоззрения. Конечно, следует различать информацию и знание. Так или иначе, в ведической литературе знание определяется как развитие определённых навыков поведения, определённых качеств, которые развиваются у личности.

00:13:19 Информация же является своего рода сырьем, из которого личность может извлечь то или иное знание. И потом применить его в жизни, развить это самое знание и навыки. И мы знаем, что в нашем мире количество источников информации и объем информации с каждым годом все усиливается и усиливается. Сегодня проблема состоит не в том, чтобы узнать больше. Сегодня проблема состоит в том, чтобы выбрать то, что действительно является полезным и нужным.
- Выбрать и запомнить. Потому что запомнить очень сложно.
- Да. И кстати, если вы проанализируйте развитие современной компьютерной, то вы так же обнаружите, что быстродействие компьютерной техники и объем памяти, которым она оперирует, так же увеличивается с каждым годом.

00:14:30 Процесс слушания или усвоения знания очень важен в плане накопления знания и применения его в жизни. Потому что в зависимости от того, какое мировоззрение сформирует человек, такое и направление в жизни он выберет. Поэтому очень важно ля подрастающего поколения усвоить именно позитивные ценности. Это по сути дела является образованием характера. Интересно, что древние педагогические школы делали акцент именно на развитие не интеллектуального понимания, а на развитие характера в первую очередь, особенно в первые годы обучения. Потому что если человек развил определённые нравственные ценности, то последующее логическое понимание мира уже базируются подобно тому, как стены опираются на твердый фундамент.

00:15:44 Если же будет отсутствовать очень четкая нравственная платформа, то какие бы знания не получил человек, то по сути дела, в его жизни нет основания. Т.е. если человек не имеет правильных нравственных ценностей, то ему очень легко сбиться с пути. И даже насколько бы он не был интеллектуален, каким бы объемом информации не обладал, в принципе, он может даже её использовать во вред самому себе и окружающим. Из этого можно сделать один очень интересный вывод, что мы должны быть разборчивы в выборе источников информации. И в этой связи ведическая литература отдает предпочтение людям, которые обладают самыми возвышенными качествами характера. Таких людей называют духовными учителями. Т.е. они способны передать это знание, поскольку живут сами в соответствии с этим знанием.

00:16:44 - А духовным учителем рождаются или становятся?
- Естественно большинство учителей приходят в этот мир и проходят определённый путь становления личности. Но так же существует определённая категория людей, которые приходят с уже готовой миссией. Как очень известная личность Иисус Христос. Т.е. если человек с рождения или с младенчества проявляет какие-то необычные качества характера, то, скорее всего можно предположить, что он уже прошел большой путь саморазвития, и уже с рождения был определен как миссия. Но опять, же скажу, что это меньшинство. Это важно в том смысле, что большинство людей утверждает, что раз уж мы такие уродились, то ничего с этим не поделаешь. Так уж на роду написано, просто надо дожить до конца.

00:17:53 на самом деле это очень сомнительный подход. Почему? Потому что он излагает философию фатализма.
- Самый простой путь. Ничего не делать, течь по течению.
- Никаких усилий не нужно прикладывать. И таким образом человек избегает ответственности за свои поступки в своей жизни. Таким образом, он деградирует, потому что он отказывается временно от этой человеческой способности совершать выбор, двигаться в направлении своей цели. Т.е. не реализует себя как индивид. Мы знаем, что процесс усвоения знания связан с другими очень важными компонентами человеческой цивилизации. Это воспитание подрастающего поколения. Это процесс общения. Это различного рода литература, которая имеет распространение в человеческой культуре.

00:19:02 Даже такие современные технологии, как радио, которым, кстати, мы сейчас пользуемся, интернет, телевидение. Другие средства масмедиа. Они по сути дела являются современными инструментами передачи информации. И вот здесь стоит отметить, что наш современный мир наводнен различными произведениями искусства, литературы и опять же информацией, которая присутствует в мире. И нужно выделить одну отдельную категорию информации, которая называется священные писания. Эта литература имеет специфическую ценность, поскольку она направлена на постижение именно духовной реальности. И большинство людей не понимают ценности этой информации, этого знания.

00:20:03 Почему? Потому что они не были обучены правильным образом в детстве и юности. Т.е. помимо материального образования и способности каким-то образом ориентироваться в повседневной деятельности, человек должен ещё получить духовное образование. Потому что духовное образование позволит ему ориентироваться в просто рамках одной жизни, а выбирать стратегическое направление своего развития в течение этой жизни и подготовить себя в следующую.
- Да. Если вспомнить раннее время России, когда в школах, семинариях преподавали духовное знание.
- Даже в обычных школах преподавали.
- Да. У них были такие уроки. И после школы можно было даже выбор сделать пойти по духовному пути или заняться материальной деятельностью. Сейчас же этого нет. Это огорчает.

00:21:07 Да. Это очень важный момент. Я надеюсь, что это будет каким-то образом восполнено. Потому что 20 век был веком очень сильных потрясений, сокрушительных войн, социальных переворотов и т.д. Я думаю все из нас, наши радиослушатели ещё застали 20 век. Помнят последнее десятилетие этого столетия. Действительно, век больших переменю и по сути дела это век подвел нас к мысли, что материалистический путь развития цивилизации тупиковый. Т.е. все эти ценности, которые в 20 веке были доведены до абсурда. Как, допустим, полная раскрепощенность, особенно касающаяся отношений между полами. Доведенное до абсурда стремление к власти, которое в конце концов, превращалось в разные диктатуры, что из себя представлял сталинизм, фашизм.

00:22:26 Удивительный урон, которое нанесло человечество окружающей природе в течение 20 столетия невозможно сравнить с тысячей предыдущих лет. Т.е. фактически какую сферу, какую отрасль человеческой цивилизации не возьмем, в любой из них человечество дошло до крайней точки. Т.е. 20 столетие является переломным, когда должна произойти переоценка ценностей. И человечество должно подняться на более высокий уровень понимание реальности. Т.е. мы должны постичь не просто законы, которые донесли до нас мудреца прошлого. Мы должны познать законы Бога, в конце концов. Потому что именно они являются конституцией вселенной. Т.е. мы должны изучать не просто законы, которые пишут юристы, хотя они необходимы. Но существую законы более общего порядка. Как раз эти законы и описаны в своде священных писаний. Поэтому насколько необходимо изучать прикладные науки, настолько же важно ежедневно слушать знания, которые описывают вечные истины. Это процесс слушания, поскольку он является трансцендентным по отношению к материальному миру, т.е. если говорить по-русски, надмирным, т.е. то, что находится над материальным миром.

00:24:10 Он своего рода является методом возвышения сознания. Потому что человек все-таки существо, которое стремится к чему-то возвышенному. Не зря мы отличаемся от животных тем, что мы прямоходящие. Т.е. наше тело даже направлено вверх. Наши глаза могут смотреть не только под ноги, ища кусок пищи, как четвероногие, но так же, по крайней мере, иногда смотрим на небо. Хотя, видимо, современные люди не так часто поднимают глаза к небу. Но, так или иначе, у нас есть эта способность. И благодаря этому мы можем задумываться о чем-то возвышенном. И, в конце концов, именно то, куда мы смотрим, по направлению к солнцу, к звездам, именно это и является местом нашего предназначения.

00:25:11 Мы не предназначены для вечной борьбы за существование. Я думаю, многие из радиослушателей задумывались в какой-то момент своей жизни, ралли чего я постоянно куда-то бегу, ради чего я постоянно сражаюсь за что-то, в очередной раз просто заработав какую-то сумму и просто оплатив счета, налоги и потратить на какие-то необходимые расходы. Т.е. эта жизнь, которая лишена всякого смысла, похожа на бег белки в колесе. Т.е. отсутствует некий позитивный выход.
- Приведу ещё пример из своей юной поры. Ослик привязан к колышку и ходит вокруг, и никуда он отойти не может.
- Есть такая некая приманка, которая является стимулом к этой деятельности. Но по большому счету это некий самообман. Потому что если посмотреть на нашу реальность более эзотерически, с более тонкой точки зрения, то хозяином этого мира является Господь. Подобно тому, как в большом семействе хозяином является отец.

00:26:42 И долг детей заключается в том, чтобы проявлять смирение и повиновении к воли отца. Т.е. самой главной деятельностью, которое должно осуществлять человечество, это смирение о удовлетворение желаний Господа. Это самая главная работа. И, по сути, дело это гарантирует нам удовлетворение всех наших нужд. Точно так же как наемный работник приходит к своему работодателю. Если он делает не то, что от него хочет работодатель. То не важно, что бы он ни делал, это не имеет цену. Очень важно понять, что именно удовлетворение чувств и желаний является основой поддержания нашего существования. Исходя из этого, мы должны уяснить, каковы же желания Господа. Это очень важный момент. Если человек хочет быть счастлив в семейной жизни, должен понять, что является важным для его партнера, исполнение каких желаний делает его счастливым.

00:28:01 Он должен так же понимать природу своих детей, для того чтобы наибольшим образом удовлетворять естественные склонности и потребности. Точно так же бизнесмен должен четко понимать желания своих клиентов и покупателей, иначе бизнес просто не будет существовать. Это универсальный принцип, куда бы мы не посмотрели, все человеческое общество базируется на этом. На преданном служении, принципе удовлетворении желаний. И чем боле возвышены желания, тем более совершена жизнь, гармонично устройство человеческого общества. Потому что возвышенные желания по большому счету имеют природу любви, то, что является способом существования души. Мы видим, если взять любое из желаний, и попробовать описать его в совершенной чистой форме, то по сути дела мы придем к этому единственному универсальному качеству, способность любить и быть любимым.

00:29:15 Если хорошо поразмышлять, то любая деятельность. Экономическая деятельность связана с получением знаний, деятельность, связанная с защитой и т.д. Она фактически сводится к тому, чтобы каким-то образом приобрести и сохранить это чувство или научиться ему. И все образование, если говорить о глубинном смысле этого слова, оно должно сводиться к тому, чтобы человек приобрел этот навык, чтобы он был обучен. Таким образом, он сможет проявить эту глубинную природу. И собственно к этому сводятся все священные писания, которые говорят, что мы должны возлюбить Бога как самого себя. Ко всем ближним относиться так, как бы мы хотели, чтобы относились к нам.

00:30:19 Если упомянуть ещё несколько моментов, которые мы не успели глубоко рассмотреть, это моменты, связанные с характеристиками этого мира. Это время и место, обстоятельства. Эта триада так же описана в ведах. Мы говорили, что время является самым невосполнимым ресурсом и самым могущественным оружием, которое существует в этом мире. Это аспект деятельности Господа, который позволяет нам получить некий стимул для развития. Т.е. представьте себе, что вам никуда не надо было бы спешить. Представьте, что то, что вы делаете сейчас, можно было продолжает некое количество времени. Это было бы замечательно при одном единственном условии. Это было бы замечательно, если бы мы были совершены. Потому что тогда бы у нас была возможность вечно заниматься совершенной деятельностью.

00:31:36 Но поскольку у нас нет совершенного сознания. И не побоюсь сказать, что 99% нашего времени связано со всякой ерундой, т.е. деятельностью, которая не носит позитивного характера. Или по крайне мере, носит сие секундный характер, т.е. удовлетворяет наши временные желания. То, в конце концов, если позволить нам заниматься этим вечно, то мы можем как бы застыть в этом несовершенном состоянии. Так вот время, как аспект энергии, оно толкает нас к развитию, оно ограничивает нашу способность к несовершенным действиям. Таким образом, в этом мире создается определённое движение. Т.е. этим миром движет время. Оно порождает этот мир, оно позволяет ему достичь какого-то рассвета. Потом оно уничтожает этот мир. И точно так же всё, что возникает в нашей жизни, оно так же проходит эти стадии возникновения, развития и исчезновения.

00:33:00 Это удел всего, что было создано когда-либо в этом мире. Все что будет создано в наше жизни так же. Единственное, что не будет объектом разрушения, это то, что носит вечный характер. Т.е. то что имеет непосредственное отношение к Богу и служение ему. Именно понимание этой мысли двигает нас на аспект времени. Т.е. другими словами, оно проводит тест на то, что является подлинным, что является подделкой. Поэтому всё, что не носит вечного характера, оно будет забраковано.
- Забраковано кем, временем?
- да, временем. Т.е. все что будет разрушено временем, не является по сути дела настоящим. Поэтому человек, который очень глубоко постиг замысел Господа. Он перестает быть жертвой текущего времени. Время перестает работать на него, оно начинает работать на него.

00:34:12 И такой человек чем ближе приближается к концу жизни, тем он больше приобретает мудрости. Но если человек не приобрел мудрости к концу жизни, то он становится банкротом. Я сейчас говорю, естественно, не о накоплении материальных ценностей, а именно о создании характера. Это очень важное качество личности, которое неразрушимо. Они не разрушаются в момент смерти. Именно благодаря этому человек может развиваться из жизни к жизни и, в конце концов, достигнуть совершенства. В то время как достигнуть совершенства в материальном отношении, я имею в виду, обладание чем-то в этом мире, обладание какими-то внешними объектами, оно просто невозможно. Оно возможно только в течение очень короткого времени. Даже в течение жизни многие из нас приобретают и теряют что-то и даже самые богатейшие люди этого мира.

00:35:26 - Неоспоримый факт.
- И наконец, что касается места, каждый из нас в жизни замечал, что, то пространство, которое нас окружает, оказывает определённое влияние на нашу психологию, на наше состояние. И в соответствии с древним учением о трех качествах материального мира мы должны различать, что существуют места, которые более благоприятны для жизни. И в частности, связанные с духовным развитием. И места, которые менее благоприятны для этого. Существуют даже такие места, которые даже разрушают человека. Нужно отметить, что современная цивилизация, особенно городская цивилизация, больше приспособлена для того, чтобы развивать материальную сторону человека. Т.е. в погоне за какими-то материальными желаниями люди создали цивилизацию, где это максимально легко делать. Но при этом они незаметно для себя они принесли в жертву очень важную вещь. Они принесли в жертву окружающую природу, они принесли в жертву отношения. И они принесли в жертву возвышенные культурные ценности, которые защищают основы жизни, основы цивилизованной жизни.

00:37:07 Я сейчас имею в виду ценности, которые защищают нас как духовных существ от деградации. И это по сути дела такая культурная ошибка нашей цивилизации. Т.е. это отклонение в сторону приоритета материальных ценностей, если провести некую аналогию, похоже на то, как зарезали курицу, которая несет золотые яйца. Т.ею существует причина изобилия и материального процветания. И материального, и духовного. И этой причиной является духовное исследование культуры. И если люди в погоне за какими-то внешними вещами начинают отвергать и идти на какие-то компромиссы, вместо того чтобы следовать по духовному пути, то таким образом они убивают эту курицу, которая несет золотые яйца.

00:38:15 Если можно заметить, то лишенная возвышенных ценностей культура, постепенно вырождается. Есть тому пример в истории древнего мира. И по большому счету, история последнего десятилетия нашей цивилизации является тому образцом. Если вспомнить историю древнего мира, то, фактически, в конце существования империи он просто захлебнулся в разврате. И, в конце концов, стал жертвой варваров, которые пришли с севера и востока. Точно так же современная цивилизация в погоне за какими-то сомнительными ценностями пожертвовала своим подрастающим поколением. Т.е. мы видим, что многие представители нашего подрастающего поколения поставлены в очень опасные условия. Это жертвы наркомании, жертвы проституции, жертвы образования, которое лишено серьезных нравственных основ. Казалось бы, они приходят в современную жизнь более менее подкованными в смысле того, что они могут зарабатывать деньги. Но что касается более тонких вещей, то здесь они являются жертвами. Т..е общество украло у них возможности для духовного развития.

00:40:06 Единственное, что таким людям не сложно понять, что такое подлинное счастье, и обрести его. Т.е. они обречены на эту бесконечную гонку за материальным успехом, который, в конце концов, так или иначе, заканчивается разочарованием. И возникает вопрос, каким же образом мы можем скорректировать это печальный сценарий. Потому что мы знаем, ни один из нас не является независимым от общества. Мы, так или иначе, прогружены в эту культурную среду. И очень сложно сопротивляться тенденциям, которые охватывают все общество. Здесь нужно обратить внимание на такой социальный объект, как семья. Потому что по большому счету семья является составной частичкой, маленьким кирпичиком, из которого сложено все общество. Некая маленькая модель общества со своими младшими и старшими защитниками, которые проявляют заботу, со своей системой образования и воспитания

00:41:24 Если серьезно задуматься, как переломить нездоровые тенденции, которые сейчас имеет общество, то в первую очередь нужно начать с того, что ввести какие-то прогрессивные, я имею в виду духовные изменения в свою семью.
- Т.е. начать с узкого круга, начать со своей семьи.
- Да. Потому что по большому счету человек может изменить только то, что является сферой его контроля. Часто, когда мы говорим о семье, в первую очередь нужно понять, что это относится лично к нам. Потому что когда человек пытается влиять на поведение и мировоззрение других людей, он преуспеет ровно настолько, насколько он изменил самого себя. Это является самым сильным рычагом, для того чтобы вообще что-то сделать. Мы уже говорили на наших лекциях о том, что человек получает ровно столько, сколько он стоит, мы сейчас говорим о более широком плане. Все чего человек достиг, будет результатом его личностного роста. Поэтому если человек хочет достичь какого-то прогресса, гармонии, изобилия и процветания своей семьи, то он должен прилагать усилия именно в отношении собственного развития, собственного роста.

00:43:04 Здесь очень важно понять, как свою духовную природу, душу, как частицу Бога, осознать свои личные обязанности и определённую деятельность, которая связана с нашей природой, т.е. обязанности по отношению к Богу, так и наши временные обязанности, обязанности, которые накладывает на нас наше материальное тело, которое мы получили в этом воплощении. Хотя это и временные обязанности, они так же важны. Человек, пока он находится в двойственном состоянии, т.е. пока он воспринимает себя как человека, как определённый вид жизни, когда он очень сильно обуславливается своим телом…
- Привязывается к своему тело.
- Другими словами, думает о себе как о теле, то именно на этом уровне он должен найти баланс, золотую середину между вечными духовными ценностями и материальными. И здесь очень важно это искусство.

00:44:20 Фактически, этот баланс в большей или меньшей степени определяется семейным укладом жизни. Потому что в юности человек, как правило, не обременен ответственностью, и по сути дела, играет роль принимающего, т.е. общество просто вкладывает, дает некий кредит. В старости человек уже отдал свой долг и играет тоже в какой-то степени роль принимающего. Т.е. подобно тому, ка человек вложил в банк какую-то сумму и потом может получать проценты. Точно так же если человек прожил жизнь достаточно рационально и не потратил её на праздные занятия, то он на склоне лет имеет право пожинать плоды. Но середина жизни, которая, как правило, проходит в рамках семейного уклада жизни, она предназначена для того, чтобы человек совершал определённые усилия, которые являются формой служения, как обществу, так и детям, Богу, супругу, всем окружающим, даже животным.

00:45:45 И это на самом деле интересная и в то же время самая сложная часть жизни. Человек должен получить некую подготовку, для того чтобы с честью его пройти. И именно в рамках семейного уклада жизни человек учится побеждать свой эгоизм. Потому что здесь сама ситуация стимулирует к тому, чтоб он учился отдавать. Искусство отдавать как раз является одной из составляющих искусства любви.
- И всему этому человек учится в семье?
- И в семье в том числе. Можно сказать, что большую часть образования именно в плане отношений, в плане самопожертвования он получает в семье. Т.е. этому невозможно научиться на семинарах и занятиях. Это своего рода тренинг, который продолжается десятилетиями. Если человек достаточно духовно зрел, он может с честью пройти это испытание. Если человека недостаточно подготовили в родительской семье. Допустим, система образования не приспособлена для того чтобы развить эти качества, которые должны быть усвоены взрослым человеком, то как правило его преследуют различного рода неудачи, испытания и часто горькие поражения.

00:47:30 Каким образом это проявляется в современном обществе? Это проявляется в виде того, что большинство партнерских отношений в нашем мире не гармоничны, более того, можно сказать, что они недолго живущие. Они настолько не гармоничны, что партнеры не в состоянии находится рядом какое-то продолжительное время. Статистика развода говорит сама за себя. В развитых странах количество разводов в течение первого года жизни доходит до 70-80%.
- В течение первого года жизни.
- Это очень большой процент разводов. И в сравнении в восточных странах до сих пор процент разводом порядка 3-5%. Это в странах, которые подверглись определённому западному влиянию, где существует само понятие развод. В некоторых странах такого понятия, к счастью, ещё не существует. Хотя нужно заметить, что современная тенденция такова, что западные ценности привлекают во все уголки, и происходит некая экспансия западной культуры. К чему это приводит, мы все являемся свидетелями, поэтому, по крайней мере, мы надеемся на то, что это не будет продолжаться достаточно долго.

00:49:00 Так или иначе нам не обязательно дожидаться, когда большинство людей, испытав горькое разочарования в этих ценностях свободной цивилизации, придёт к тому, что нужно каким-то образом менять эти доминирующие ценности. Мы можем, опираясь на очень древние знания, которые проверены веками, попытаться по крайней мере привести в порядок свою жизнь, жизнь своих близких и детей. Таким образом, мы можем очень сильно помочь многим людям и в первую очередь, самим себе. И у нас будет возможность получить более благоприятное рождение, продолжить этот путь. В связи с этим может интересно было бы привести пример двух психологов, писателей, которые написали очень интересную книгу. Я советую нашим радиослушателям прочитать эту книгу, она очень полезна. Она называется «Как стать героем для своих детей».

00:50:13 - А автор кто?
- Если я правильно помню, это Дик Макдауэлл. Я по крайней мере, не ручаюсь за имя, но фамилия автора Макдауэлл.
- Еще раз, как название книги?
- « Как стать героем для своих детей». Эта книга написана двумя очень талантливыми психологами, христианскими проповедниками, которые по своему происхождению, что интересно, относились к неблагополучным детям. Т.е. они родились и выросли в семьях алкоголиков. И более того, их семьи были даже не полны. Но каждому из них посчастливилось на своем жизненном пути встретиться с людьми, которые полностью перевернули их преставление о том, что из себя представляет семья.
- И это их сподвигло книгу написать.
- Это их сподвигло в первую очередь на то, чтобы стать самим очень талантливыми родителями для своих детей. И на собственном опыте убедиться в ценностях этих фундаментальных истин, истин добродетели, любви, гармонии, служения и т.д.

00:51:30 И потом, естественно, обладая огромным жизненным опытом, у одного, по-моему, четверо детей, у второго трое детей, обладая этим большим жизненным опытом и будучи проповедниками, наставниками для своей паствы, они накопили большой материал. И этот опыт он так же был в какой-то степени опытом их общины, которую они возглавляли. И чтобы поделиться этим накопленным материалом и каким-то образом вдохновить людей применить этот опыт в жизни, они написали эту книгу. И не так давно я прочитал её и порадовался тому, что эти истины, которые так или иначе встречаются во многих различных писаниях и в литературе, которая разрабатывает отдельные, скажем так, положения, это знание было реализовано.

00:52:46 Т.е. положительные примеры встречаются в наше время. И люди, которые стремятся к саморазвитию, могут найти очень удачные примеры, найти наставников. И жизнь, в какой бы плачевной точке своего развития она не находилась, она всегда может быть повернута вспять, т.е. по направлению к звездам, если возвращаться к нашему примеру. Т.е. ведическая концепция не разделяет тоталистического взгляда на реальность. Она говорит о том, что если человек обладает определённым желанием, то Господь и мир всегда откликнется, подобно любящим родителям на его попытки, понять что же является причиной его страданий. И что же является ответом, с помощью которого можно обрести счастье, которое свойственно душе изначально.

00:53:57 Вот этот наш курс носит целью понимание этих истин и, может быть, в своих некоторых базовых навыках, для того чтобы применять отдельные детальные концепции, которые ведут к тем или иным трудностям и страданиям. Или в целом пересмотреть всю свою жизнь. И может быть, в корне поменять своё мировоззрение. Сегодня мы по сути дела сделали некий обзор этих принципов, которые позволяют нам сделать коррекцию нашего жизненного сценария. И ещё раз скажу, мы описали несколько ключевых проводников, через которые действует материальная природа на наше сознание и сознание других живых существ.

00:54:57 Если человек в состоянии понять эти принципы, то он может сделать определённый выбор. Он может сделать выбор в пользу более высокого качества жизни. Это касается и пищи, это касается и общения, это касается и места жительства, то, как он относится к фактору времени, другими словами, как он тратит свою жизнь, во что он инвестирует своё время. И то же самое касается деятельности. Т.е. что он делает, что является целью его деятельности, каковы его мотивы. Если применить это знание, то можно достичь по истине удивительного результата. Вот это, пожалуй, то что можно назвать вступлением к нашему двухдневному разговору. Мы могли бы сейчас сделать какой-то логический перерыв. Если у радиослушателей есть какие-то вопросы, они могли бы позвонить нас в студию.

00:56:06 - Да. Я напомню номер телефона 89099337709. Так же вы можете воспользоваться интернетом, для того чтобы написать нам в чат в скайп или так же позвонить. Продолжим?
- Да. Мы можем продолжить наш разговор, может быть, остановившись на этом последнем пункте, который мы вкратце затронули. И по ходу дела, если будут какие-то звонки, мы могли бы ответить на вопросы. Итак, мы закончили на деятельности. Т.е. деятельность является очень естественной формой активности живого существа в этом мире. В древнем трактате, который называется «Бхагавад гита», Господь определяет деятельность, как неотъемлемое качество души.

00:57:06 Другими словами, живое существо всегда активно. Даже когда мы находимся во сне, то даже в этом состоянии мы проявляем активность в форме ментальной деятельности. Живое существо обречено постоянно куда-то двигаться. В этом проявление его природы. И то, куда оно двигается, является стремлением к счастью, желание достичь счастья, любая деятельность, которая осуществляется живым существом. Но здесь очень важно понимать, что наше знание, наше понимание о том, что такое счастье определит, в каком направлении мы действуем. Поэтому прежде чем человек начнет прилагать какие-то усилия, не плохо было бы понять, что же все-таки является…
- Что же доставляет ему счастье.
- Да. Что является истинным счастье, а что является подделкой. Когда это понимание есть, мы уже достаточно подробно об этом говорили, то он в состоянии, что называется, получить эту карту, которая поможет ему сориентироваться и целенаправленно продвигаться к желанным целям.

00:58:22 Деятельность, как мы уже говорили, может протекать на различных уровнях сознания. Она может протекать на уровне физического тела. Это естественное удовлетворение каких-то потребностей. Она может протекать на уровне энергетики, что, собственно, и проявляется как активность, способность что-то делать, оказывать какое-то воздействие на окружающие объекты или живых существ. Деятельность может так же протекать на уровне эмоций и отношений. И более тонкая деятельность уже связана с активностью нашего ума, нашего сознания, как оно проявляется в этом мире. Деятельность может так же протекать на уровне интеллекта. Она проявляется в первую очередь, как процесс усвоения знаний, усвоения информации. И, наконец, деятельность может проявляться на высшем уровне, уровне души. И в этом смысле она проявляется как потребность отдавать и принимать любовь.

00:59:31 Эти уровни сознания так или иначе присутствуют и в этом мире, и в мире более высших существ. И очень важно, что приоритет здесь сохраняется за высшей деятельностью. Т.е. деятельность низшего характера является как бы вспомогательной о обслуживающей интересы более высших уровней сознания. И если вы замечали, то эта деятельность внешнего порядка по большому счету с годами сводится к какому-то минимуму. Т.е. деятельность, связанная с интересами тела, достигает своего пика в зрелом возрасте. Почему? Потому что в этом возрасте у нас максимально проявлены материальные желания, т.е. мы очень сильно хотим преуспеть именно в этой реальности. Поэтому акцент активности очень сильно смещен на недостижение внешнего успеха.

01:00:39 Но заметьте, что потребности аленького ребенка или потребности старика гораздо меньше, чем взрослого человека.
- В принципе, нужно то же самое, спать, есть и отдыхать.
- Все это в более сложной форме. Т.е. уже отпадает соображение престижа, отпадает соображение гипперактивности тела, т.е. тело либо ещё недостаточно развито, или достаточно уже старо, чтоб была активная деятельность. И так далее, и так далее. Т.е. существует очень много ограничений. Более того, существует есть очень интересное замечание, что более того, даже половые признаки или различия в максимальной степени проявляются в зрелом возрасте. Мы можем отметить, что младенцы, их половые различия по большому счету минимальны. Т.е. девочку и мальчика очень легко перепутать.

01:01:44 Если вы возьмете людей, которые достигли преклонного возраста, старческого возраста, то опять же их половые различия по сути дела стираются.
- Т.е. если на лицо, на тело посмотреть.
- Да. И мужское, и женское тело в старческом возрасте, между ними нет принципиальной разницы. И вот этот сексуальный драйв или влечение, которое возникает очень сильно в зрелом возрасте, опять же либо не проявлено ещё во младенчестве, либо уже, как правильно назвать, утихло, страсти улетучились, что называется. И мы видим, что это достаточно временная роль. Она приходит и уходит. Но основная задача живого существа понимание своей природы слуги Бога, т.е. те, кто исполняет волю Бога, удовлетворяет его желания.

01:03:05 Именно эта позиция достаточно безболезненна. Не скажу, что она вообще лишена действия кризиса, пройти это жизненный путь, и, набравшись мудрости, прийти к этому последнему экзамену, который мы называем смертью. Это очень легко увидеть на примере святых, которые приходят достаточно легко к смерти. Многие из них даже заранее предвидят, когда это произойдет. А некоторые даже обладают способностью самим определять этот момент, когда они оставят это тело. Т.е. степень их контроля над реальностью настолько высока, что даже смерть очень почтительно приближается. По большому счету для них это является неким переходом из одной реальности в другую. Подобно тому, как высокопоставленную особу вежливо приглашают перейти из одного помещения в другое.

01:04:06 - По расписанию.
- Да. Его как бы предупреждают заранее, т.е. соблюдается некий этикет. В то время как человек, который достаточно беспечно вел жизнь, как, допустим, жилец, который живёт в квартире и не думает, что за неё надо платить, в конце концов сталкивается с очень большой проблемой. Приходит судебный исполнитель и его вышвыривает из квартиры, которую он считал своей и ожидал, что там будет пребывать до не скончания веков. Т.е. другими словами, смерть не церемонится с такого рода непредусмотрительными людьми. Это ещё раз говорит о том, что человек должен отдавать приоритет деятельности более возвышенного характера. И эта деятельность, как правило, развивается по определённым принципам.

01:05:15 Суть этой деятельности водится к тому, что сознание человека всегда приходит в некое соприкосновение с теми или иными объектами или реальностью. И разумный человек должен обеспечить себе контакт с реальность, которая носит более высокую природу. Не случайно люди, которые занимаются духовной практикой, достаточно много времени своего и сил посвящают вот этой практике соприкосновения или пропитывания своим сознанием духовной вибрации. Точно так же как любитель музыки старается больше времени проводить вот в этом состоянии сосредоточенности медитации на любимом музыкальном произведении. Это приносит ему вполне очевидное состояние блаженства и счастья. Так же опытный трансценденталист старается строить свою жизнь или расписание жизненное, запрограммировать как бы эти контакты с духовной реальностью.

01:06:25 Это осуществляется с помощью простых вещей, в общем-то, всем известным. Это, допустим, посещение духовных мест, мест, которые пронизывает духовная энергия. Потому что эти места были посещены святыми. Это места, где сосредоточено большое количество храмов. Мест, где люди посвящали себя коллективной молитве и медитации. Допустим, в некоторых странах существуют места, которые посещал сам Господь. Подобно тому, как существуют зоны, в которых в очень концентрированной форме присутствует то или иное влияние. Можно такой пример привести, допустим, зона радиоактивного заражения, зона большой концентрации радиоактивного излучения. Или, допустим, зона химического заражения. Или зона карантина. Я извиняюсь, за такие мрачные примеры. Но это в какой-то степени позволит понять, какова концентрация может быть духовной энергии в том или они месте, в отличие от обычных мест. Допустим, какой-то крупный мегаполис типа Москвы или Нью-Йорка.

01:07:50 Посещение таких мест очень благотворно для сознания человека. Почему? Потому что в этом место можно окунуться в эту атмосферу, которую невозможно фактически воссоздать в других местах, где люди заняты другой деятельностью. Я думаю, каждый из вас бывал на рынках, или местах, где очень бурная торговля. И каждый из вас бывал в святых местах или природе. Я думаю, не нужно объяснять разницу между одним и другим. Следующий момент, который стоит упомянуть, это ежедневное произнесение определённых звуковых формул, назовем это таким словом. Если говорить проще, то в древности это была практика ежедневных молитв. Если говорить языком известной писательницы, которая посвятила себя так же помощи людям и практике саморазвития, самосовершенствования, Луиза Хей, это афермация, т.е. звуки, которые повторяются определённое количество раз, которые имеют определённый позитивный смысл.

01:09:11 Такие звуковые формулы являются тонким прообразом реальности. Человек, который повторяет их в своем сознании, он определённым образом структурирует свой разум, свой ум. Другими словами, он творит реальность на тонком плане. И потом эта реальность порождает определённый строй его сознания и определённые желания, которые возникают в его уме. А эти желания уже формируют различные обстоятельства в его жизни и окружении. Т.е. это очень научная система, которая описана в ведической литературе. И многие из современных людей, которые интересуются практиками самосовершенствования, духовными практиками, они в общем-то знают об этом. Сейчас достаточно много литературы успеха. И эта тема глубоко разрабатывается.

01:10:15 Существует так же ещё один важный принцип деятельности, который мы уже упоминали. И он так же известен среди обычных людей. Но может быть, стоит сделать особый акцент на нем, потому что он является одним из фундаментальных. Это правило восприятия знания учителя. Другими словами, у нас должен быть источник знания, которое реализовано на практике. И как правило, этот человек, который достиг успеха в той области, которая является предметом нашего желания. Т.е. это принцип учителя. И мы знаем, что этот принцип очень широко распространен в современной системе образования. Здесь очень важной является квалификация учителя. Т.е. что он из себя представляет как личность, чему и как он учит. Потому что, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, мы все учились чему-нибудь и как-нибудь.

01:11:22 - Это верно.
- Вопрос чему и как. Для того, чтобы, если вернуться к нашему вопросу о целях, если ставить правильные цели, и научиться их быстро и без лишних жертв достигать, то мы должны это как раз усвоить это у человека, который является успешным в своей области. И в этом мире существует огромное количество учителей, которые учат в той или иной сфере искусству достижения результата. Естественно, человек в своей жизни сталкивается с многими учителями, и он проходи школу. И мы должны заметить, что каждый из нас точно так же нуждается в духовном учителе. Т.е. человек, который обучит нас высшей науке, науке о том, каким образом нам вернуться на изначальную родину или мир, из которого мы происходим.

01:12:26 Если говорить напрямую, то все мы сейчас как бы у Бога в гостях. Т.е. мы подобны путешественникам, которые встретились в купе поезда, сели и едем куда-то. Каждый из нас выходит на разных станциях, направляется по своим делам. У каждого из нас своя бурная жизнь. И вот нашу жизнь можно сравнить с коротким отрезком времени, который мы проводим с нашими попутчиками, с нашими родственниками, друзьями, сотрудниками и т.д. Но придёт время, и мы пойдем дальше. Каждый из нас своей дорогой. Так вот, если говорить о том, откуда же мы все в конце концов происходим, откуда же мы все поедем и куда мы должны вернуться, то вот эта родина называется духовным миром, т.е. мир, который всегда остается нашим домом и никогда не перестает существовать.

01:13:36 И у нас так же по аналогии, есть вечная семья. И все отношения, которые в этом мире присутствуют, являются имитацией изначальных отношений.
- Тусклой искоркой.
- Не являются придуманными. Потому что многие из наших современников разочарованных ставят под вопрос вообще эти ценности. Есть брак, который имеет ценности. Нравственности, ценности богатства, которые часто приводят к разочарованию и т.д. Т.е. все эти ценности не являются в своей изначальной причине истиной, подлинностью. Но поскольку они были извращены реальной культурой. И превратились в инструменты для удовлетворения своих нездоровых желаний, то в конце концов, они стали орудием деградации. Вот в чем заключается ошибка и парадокс нашего времени.

01:14:42 Подобно тому, как хирург, для того чтобы помочь человеку, прибегает к помощи скальпеля или просто ножа. И сам по себе нож не является ни злом, ни добром. В зависимости от тог, в чьи руки он попадет, он может сыграть либо хорошую службу, и спасти человеку жизнь, даже через боль. Либо же стать орудием убийства. Точно так же всё, что есть в этом мире, не является ни добром, ни злом. Оно нейтрально. Т.е. то как подскажет нам наш разум, наша вера во что-то, мировоззрение, каким образом использовать этот мир, принесет нам те или иные результаты. Поэтому очень важно понять предназначение этого мира, этой природы. Понять предназначение нас, как личностей в своей изначальной природе. И в конце концов, понять природу того, откуда мы пришли, и кто является нашим изначальным источником и отцом.

01:15:54 Если человек понимает это, то он в состоянии поставить себе правильные цели. Он в состоянии осуществить корректную деятельность, которая будет разумна, чиста и исполнена любви. И в конце концов, он достигнет результата в самые короткие сроки, какие возможны. Более того, вся его жизнь будет удивительным примером для подражания других людей, поможет огромному количеству людей так же прийти к этому успеху. Если это не произойдет, тогда мы будем свидетелями различных страданий, трудностей, разочарований, слез, трагедий и т.д. Вот, пожалуй, на этой ноте мы закончим наш сегодняшний разговор. Если есть звонки или вопросы, то мы можем ответить на них в течение нескольких минут.

01:16:58 - Наши радиослушатели что-то молчат, не звонят, не пишут. Наверно, доступно и понятно рассказан материал. Поэтому, в таком затишье находимся. Дорогие радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте нам свои вопросы на следующую лекцию, когда к нам придёт Игорь Прокошев. Он будет в среду, в 6 часов вечера. Мы ждем ваших вопросов по данной теме. Пожалуйста, не стесняйтесь. Хочу поблагодарить вас, что вы сегодня пришли к нам и продолжили наш семинар.
- Я так же хочу поблагодарить вас, уважаемые радиослушатели, и вас, Наташа, за интересное общение. И мы продолжим в следующую среду. Всего доброго.
- До свидания. Дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать аюрведа радио. С нами всегда интересно.

транскрибирование: Ирина Артамонова | Санкт-Петербург | Россия | 05 December 2012