Постановка цели

Аюрведа радио - 03 мая 2007
Постановка цели. Все начинается с мысли или с желания. Три качества материальной природы. Влияние невежества. Пять уровней сознания. Физический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный уровни. Как постановка фундаментальной цели делает ее достижимой? Главные и второстепенные цели. Важность постановки сроков. Что мешает достигнуть успеха? Принятие ответственности за свою жизнь. Ментальные законы, гарантирующие успех. Закон веры. Закон контроля. Закон причин и следствий. Закон ожидания. Закон притяжения. Необходимость наставника. Закон концентрации. Закон замещения. Закон привычки. Закон компенсации. Подсознание. Стадии совершенствования. Пути познания Бога.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:18:56 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 1906 | скачано: 1143 | избрано: 43
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу и сегодня у нас в гостях Прокошев Игорь — тренер личностного роста. Игорь, здравствуйте.
Игорь Прокошев: Добрый день.
Ведущая: Я очень рада вас приветствовать в студии. Дорогие радиослушатели, если у вас по ходу нашей сегодняшней лекции появятся вопросы, пожалуйста, присылайте свои вопросы на наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru. А также звоните по телефону 8-909-933-77-09. Игорь, теперь Вам слово.

Постановка цели. Все начинается с мысли или с желания

00:00:46 Игорь Прокошев: Еще раз добрый день, дорогие радиослушатели. Мы сегодня начнем наш курс, который называется «Постановка целей». Это очень важная тема, особенно для людей, которые интересуются саморазвитием и самосовершенствованием. Мы уже говорили в прошлый раз о том, что человеческая форма жизни предполагает определённую ответственность, поскольку Господь наделил нас достаточно развитым разумом, который способен совершать выбор — то, чего лишены живые существа в других формах жизни. И развитый разум предполагает некое планирование своего будущего. В чем заключается специфика и ценность постановки цели? Если вы вспомните и посмотрите на какие-то выдающиеся творения человечества, то вы увидите, что гений человеческий постарался над творением этих чудес. Но с чего все началось? Посмотрите, любая концепция, которая зародилась в уме творца, творящего человека, она вначале приобретает некую тонкую форму: форму мыслей, идей. Потом она принимает более грубое воплощение: наброски, эскизы или чертежи. И только после этого она материализуется, то есть принимает какие-то более грубые формы и очертания. Точно также все, что происходит в нашей жизни начинается с мысли и с желания. И цель, по сути дела, представляет из себя некую мечту, которой поставлен срок выполнения или достижения ее. То есть, другими словами, с постановки цели начинается воплощение нашего будущего.
— То есть сначала зарождается наша цель, наше желание, а потом оно воплощается в реальность.
— Да, совершенно верно, таков механизм.

00:03:05 И, нужно быть справедливым, большинство людей не задумываются об этом механизме, то есть они живут автоматически или механически. Это не значит, что они не стремятся ни к каким целям, но их цели носят весьма определённый характер. То есть их цели как бы навязываются извне. Эта материальная природа устроена таким образом, что она постоянное влияние оказывает на наше сознание, на наше тело и фактически диктует нам те или иные желания или события, которые происходят в этом мире, они оказывают определённое влияние на нас. Но дело в том, что у человека есть свобода выбора каким образом реагировать на то, что происходит вокруг него. То есть у него до определённой степени есть определённая независимость того, как он будет относиться к тому, что с ним происходит в жизни. Если мы опять же возьмем в качестве примера животное, у него фактически нет такой свободы отношения. Поэтому человек, который обрел достаточно возвышенный разум, он должен поставить перед собой достаточно возвышенные цели, которые соответствуют его человеческой природе.

00:04:33 И если взглянуть на этот вопрос с теологической точки зрения, живое существо имеет по своей природе духовную вечную природу и, соответственно, цели, которые могут его привести к счастью и к полной самореализации, они должны по своей природе также отвечать природе человека, точнее будет сказать природе души. Потому что человек — это всего лишь одна из форм жизни и это не является вершиной развития, индивидуального развития души. Это как бы одна из ступенек его эволюционной лестницы.

Три качества материальной природы. Влияние невежества

00:05:17 И мы уже говорили о том, что материальная энергия весьма разнообразна в своем влиянии и она имеет три фундаментальных качества, это описано в древнейших трактатах, которые называются Веды и, в частности, в Бхагавад-гите и в Тайттирия-упанишад также встречаются описания различных уровней сознания, которые, по сути дела, зависят от того, под каким влиянием находится сознание живого существа. И если говорить о самом низком влиянии материальной природы, то это влияние невежества. Влияние невежества влияет на живое существо таким образом, что оно как бы плывет по течению, то есть оно не задумывается о смысле своего существования и, фактически, оно становится рабом своих телесных желаний и побуждений. То есть все цели жизни такого человека сводятся к удовлетворению очень простых потребностей и инстинктов. Удовлетворение голода, жажды, удовлетворение инстинкта продолжения рода.
— Комфорта вокруг нас.
— Да, то есть желание защитить свой комфорт, желание сна и так далее. То есть это, по сути дела, животные потребности. И даже цивилизация, которая достигла того, что эти потребности удовлетворяются каким-то очень рафинированным способом, то есть то, что, собственно, из себя представляет западная цивилизация, это ещё не говорит, что человек принципиально поднялся на иной уровень. То есть он просто удовлетворяет эти потребности, но более изощренным образом.

00:07:08 Собственно, здесь мы уже подошли к влиянию более возвышенного качества материальной природы — это природа страсти.
— Это возвышенное качество?
— По сравнению с невежеством оно более возвышенное, потому что оно характеризуется активностью. Оно характеризуется активностью и живое существо под влиянием этого качества ставит перед собой гораздо более высокие цели. То есть здесь уже на первый план выходят такие понятия как власть, статус в обществе, некие творческие импульсы.

00:07:50 Но существует ещё более утонченное влияние материальной природы — это влияние праведности. Есть также другие синонимы этого слова, но, так или иначе, это более понятно нашему слушателю. Это влияние материальной природы обеспечивает человеку постановку целей, стремление к знанию и к счастью. По сути дела, это является самым возвышенным влиянием материальной природы. И если взять различные категории людей, то все их устремления, все их цели, так или иначе, находятся под влиянием этих качеств материальной энергии.

00:08:31 Но существует, собственно, изначальная природа живого существа, которая не имеет ничего общего с этими качествами материальной природы. Оно имеет некое четвертое качество. — И какое же? — Это трансцендентное качество. То есть качество сознания, которое живет ради того, чтобы любить. Причем эта любовь носит спонтанный и бескорыстный характер.

00:08:56 И когда человек задается вопросом о том, какова же цель моего существования, он должен понять природу своего «я». Потому что если человек не понимает кто он, он, собственно, не сможет адекватно поставить цель, адекватно своей природе. То есть он, другими словами, будет ставить перед собой некие временные цели, по сути, ложные цели. Может быть это очень категорично звучит, но я объясню свою позицию. Дело в том, что, если наши цели не носят вечный характер и не удовлетворяют нашу изначальную природу, наше изначальное желание и не соответствуют нашим вечным интересам, то, так или иначе, мы обречены на то, что в какой-то момент мы будем испытывать некое неудовлетворение. — То есть получается так, что человек пожелал купить себе машину определённую. Он её купил. В какой-то момент он испытывал радость и счастье от того, что она у него есть. Но по прошествии времени, когда он ездил на ней и то есть эксплуатировал, то пришла мысль, что хочется ещё лучше машину. И так далее и так далее.
— Другими словами, такого рода цели, такого рода желания, они не обеспечивают перманентного, вечного счастья. Более того, такого рода временные, ложные цели, они также приводят к разочарованию, то есть, по сути дела, являются причиной страданий.

Пять уровней сознания

00:10:34 И в этом смысле наука самоосознания, которая позволяет понять природу нашего «я», она является обязательным условием того, что человек способен поставить перед собой правильные цели и достичь счастья и знания, то есть исконных, глубинных интересов живого существа. И давайте поговорим теперь о том, какие существуют разновидности целей.
— Давайте.
— То есть мы уже говорили о том, что, в зависимости от влияния материальной природы, живое существо обуславливается на том или ином уровне сознания. И в Тайттирия-упанишад упоминается, что существует пять уровней сознания. То есть это физический уровень — уровень грубого тела, то есть обозримый нашими грубыми чувствами воспринимаемый мир и, собственно, наше грубое тело так же. Второй уровень — это уровень энергетический. Третий уровень — это уровень ума, уровень эмоций и переживаний, желаний, волеизъявления. То есть это тот мир, который существует в наших фантазиях, мыслях, эмоциях. Частично можно сказать, что весь мир творчества, искусства, он базируется на этом уровне сознания. Далее существует ещё более глубинный уровень — это уровень интеллекта, уровень осмысления, анализа и это уровень, который позволяет глубоко понять природу этого материального мира и который позволяет человеку сделать выводы. И, собственно, когда мы говорим о постановке цели, то очень важно, чтобы человек поднялся до этого уровня, чтобы он мог очень глубоко проанализировать и понять свою природу и природу происходящего вокруг него. И, в конце концов, природу Творца, природу Бога.

00:12:45 Потому что, если говорить об иерархии целей, то существует высшая цель.
— И какова же она?
— И эта цель, она для всех одна — в этом её величие и уникальность. Для каждого живого существа существует высшая цель. И эта цель всеобъемлюща. Она вечна и она по природе своей исполнена совершенства. Если живое существо получит знание об этой цели, то у него есть все шансы обрести долгожданное счастье. И этой целью является Господь.

00:13:22 — Но большинство людей не догадываются или, может быть, не знают, что это их истинная цель.
— Да, поэтому многие из учителей во все времена говорили о том, что самая первая и неотъемлемая необходимость в обществе — это получить духовное образование. То есть большинство людей живут, но при этом у них есть некий недостаток знания, причём достаточно важных знаний, которые, по сути дела, решают коренные проблемы человечества. То есть посмотрите, мы изучаем в школе многие предметы. Мы изучаем математику, мы изучаем алгебру, геометрию, информатику, то есть очень много предметов, но если посмотреть на человека 20 лет спустя после школы, какой из этих объем знаний, он реально использует и в какой степени в жизни? Учат ли нас в школе быть счастливым, быть здоровым?
— Нет, нас не учат.
— Устанавливать отношения с близкими? Или хотя бы прозаически просто уметь зарабатывать себе на жизнь. Как ни странно, существует очень много практичных вещей, которые нужно уметь в жизни, но наша система образования почему-то не дает этого образования. И возникает вопрос: каким же образом можно достичь в жизни успеха, если отсутствует образование того, каким образом можно его достичь?

00:14:55 Поэтому, если мы говорим об образовании, которое позволяет достичь успеха, то нужно изучить саму природу своего «я», то есть того, кто достигает успеха. Нужно изучить, собственно, объект успеха, то есть то, что приносит нам счастье и удовлетворение. И нужно изучить также процесс достижения успеха. Эта триада, она изложена также в Упанишадах. Мы не будем приводить санскрит, но, так или иначе, вот эта классификация цели, достигающего цель и метод достижения цели, он очень принципиален. То есть он лежит в основе любых философий.

Физический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный уровни

00:15:45 И человек, он должен, по сути дела, проанализировать свою жизнь и обозначить какие-то очень важные сферы в своей жизни. Мы уже перечисляли, что существует физический план, энергетический, эмоциональный и так далее. И фактически в каждой из этих сфер жизни существуют определённые цели.
— Ну приведите пример какой-нибудь.
— То есть, если, допустим, брать физический план, то, так или иначе, все люди заинтересованы в своем здоровье, в поддержании некого комфорта.
— Ну, да.
— То есть если вы посмотрите на миллионы людей, которые каждый день спешат на работу, то одним из основных мотивов, которые двигают ими — это поддержание своего физического существования. Если мы посмотрим на цели, которые лежат в других сферах, то это может быть сфера установления каких-то очень близких отношений и испытывания счастья от этих отношений. Если говорить об эмоциональном уровне. Если говорить об уровне интеллекта, то существует современная наука. Мы сейчас не будем говорить о степени эффективности занятия наукой, но, так или иначе, сама потребность к знанию проявляется в том, что люди склонны что-то исследовать, анализировать и так далее. И, в конце концов, высшим объектом исследований является наше «я». Это очень важно понимать.
— То есть, когда человек задает себе вопрос: «Для чего же я все-таки здесь и какова моя цель? Все, чем я занимался до этого не приносит мне счастья и удовлетворения». То, скорее всего, этот человек почти на правильном пути.
— Собственно, это признак человека — задаваться такими вопросами, которые лежат выше его физического уровня существования. Это как раз свойство человеческого разума. Опять же, животные не задаются такими вопросами. Фактически их цели определяются автоматически. Просто той формой жизни, в которую они попали. И наконец в высшем смысле, на духовном уровне мы задаемся вопросом: что же является объектом нашей любви?
— И что же?
—То есть, другими словами, когда мы задаемся о смысле нашего существования, мы должны прийти к пониманию того, ради чего мы живем.

00:18:24 Поскольку мы живые существа, то суть взаимоотношений живых существ является любовь. И в чем уникальность и величие Бога — в том, что он в полной мере проявляет эти качества.
— Многие люди могут не согласиться может быть, могут сказать, что «я испытываю любовь, я люблю свою, допустим, супругу или супруга, я люблю детей, я люблю родителей, я страну люблю, она меня любит». Ну я не знаю, различные примеры могут привести люди. А вот так вот, чтобы ощущать на себе любовь или заботу Бога, я не думаю, что каждый человек, ну, большинство не могут этого сказать, что они ощущают любовь Бога на себе или к себе.
— В Бхагавад-гите есть очень красивый стих, который очень красиво отвечает на Ваш вопрос. В нем говорится, — я примерно приведу перевод — что все потребности, которые можно удовлетворить с помощью небольшого водоема, можно удовлетворить также с помощью моря. То есть, другими словами, вся та любовь, которая присутствует в людях и во взаимоотношениях между ними, она в ещё более, больше, в ещё более чистой форме присутствует в Боге. То есть, другими словами, все живые существа являются его частями. Поэтому, если мы хотим обрести максимум счастья, то мы должны прийти к полному целому.
— То есть мы должны понять кто такой… что же является нашей основной целью и научиться её любить. Вот я как-то вот так странно, наверное, сформулировала. То есть понять кто такой Бог, правильно?
— Да, понимание — это является интеллектуальным процессом.
— И это является постановкой самой главной цели в нашей жизни.

Как постановка фундаментальной цели делает её достижимой?

00:20:20 — Да. То есть очень важно именно поставить фундаментальную цель. Потому что, как только она поставлена, она достижима. Это, кстати, цитата одного великого ачарьи — Бхактиведанты Свами. И, кроме того, все второстепенные цели, они будут автоматически достигаться, если поставлена главная цель. Потому что эта главная цель является фундаментом для достижения этих второстепенных целей. Если не поставлена главная цель, то второстепенные цели не имеют основания. Следовательно, возникает огромное количество трудностей в достижении этих простых вещей. Даже поддержание самого себя. Во-вторых, происходит постоянное разрушение. Процесс разрушения свойственен материальному миру. То есть, другими словами, люди обрекают себя на процесс неразочарования таким образом.

00:21:17 — Ну, некоторые люди могут также сказать: «ну, я люблю, допустим, Бога. Я даже, там, в церковь хожу по праздникам, к примеру. Но я всё равно продолжаю как бы страдать и…». Я понимаю, что это очень большая, глубокая тема, но все-таки как-то вкратце.
— Если взглянуть не с точки зрения такого повседневного взгляда, то, собственно говоря, нелюбви не существует в мире. Вот даже когда мы говорим о страдании, собственно, это просто проявление любви, может быть, с меньшей степенью интенсивности. Можно привести пример из повседневной жизни, когда, допустим, мать наказывает своего ребенка. То есть матери испытывают любовные чувства по отношению к ребенку, но, если он ведет себя неправильно, то мать проявляет свой гнев и даже некое насилие по отношению к ребенку. Но её мотив, её цель — это пожелание блага ребенку, желание его исправить. Точно также люди, которые не знают законы вселенной, они часто склонны в эгоистических каких-то устремлениях нарушать законы вселенной и причинять страдания друг другу или действовать против своей собственной же природы духовной. Подобно тому, как если ребенок хочет засунуть пальцы в розетку, то мать, естественно, она его одернет. Точно также Бог проявляет себя определённым образом, когда живое существо действует неправильно, против своих исконных интересов. И, с точки зрения материальной логики, иногда это выглядит как проявление нелюбви. Еще раз скажу, это лишь внешнее, поверхностное проявление, суждение.

00:23:09 — Хорошо, это понятно. Давайте тогда, может быть, ещё вернемся все-таки к постановке каких-то материальных целей, потому что для людей все-таки это тоже очень важно. Мы, допустим, поставили себе цель достижения любви Всевышнего Господа, а как же дальше? Ведь нам нужна, допустим, кому-то квартира, кому-то что-то ещё нужно. И все-таки как правильно ставить эти цели?
— Итак, чтобы поставить перед собой цели, мы, в первую очередь, должны определиться — я уже говорил об этом — с тем, кто я такой.
— Да, я помню.
— То есть вот это очень важный момент. Когда это понятно, то из этой природы нашего «я» уже проистекают цели. Это очень важный философский момент. То есть как только понятно кто я такой, тут же приходит понимание к каким целям я должен стремиться.

Главные и второстепенные цели

00:24:08 Но теперь мы опишем некие внешние роли человека в этом мире. Мы уже говорили о том, что существует несколько ключевых сфер в жизни человека и в каждой из них он должен поставить цель. Причем существует деление целей на главные, на приоритетные, и на второстепенные. Поэтому, когда человек составит список целей, он должен определиться в чем же его главные, приоритетные цели. Следующий момент связан с тем, что является главным в том, чтобы продвигаться к достижению цели. А цель должна быть описана достаточно конкретно. То есть она должна каким-то образом исчисляться. То есть у нее должны быть измеримые компоненты. Другими словами, если мы приведем пример, то, в качестве примера, можем, допустим, выразить желание поехать куда-то. То есть тогда мы должны описать её очень точно в категориях времени, сроков и категории достижения результата. Допустим, в следующем 2008 году, в августе месяце, я еду, допустим, в Израиль. То есть цель должна быть достаточно четко поставлена.
— И цель поездки, там, либо по работе, либо отдохнуть, да?
— Да, то есть мы должны также описать для чего мы это делаем.
— Полностью сформулировать.
— Кроме этого, естественно, требуется описание определённых ресурсов для достижения этой цели. Не только денежных, но также и других компонентов.

Важность постановки сроков

00:25:56 Само по себе, постановка сроков очень важна. Почему? Потому что мы уже говорили о том, что цель отличается от мечты тем, что определены сроки исполнения этой мечты. То есть, таким образом, она обретает как бы свою более ощутимую, более реальную форму. И очень важно, что цель также является очень сильным мотивирующим фактором в продвижении человека. То есть одно дело, когда наши мечты, они просто варятся в нашей голове. Другое дело, когда мы берем и выписываем на бумагу.
— То есть составляем четкий план наших действий.
— Да, четкий план нашего будущего, по сути дела. И понятно, что будут какие-то внешние влияния и этот план будет корректироваться, но, вот мой опыт личный показывает, что такого рода подход позволяет с вероятностью 90–95% достигать цели.
—Да, я прибегала. Я слышала уже об этом и прибегала к такой технике, когда какие-то простые, маленькие желания загадывала, записывала их и они действительно исполнялись. То есть это приобретение каких-либо материальных вещей для себя или для своей семьи. Это действительно работает. Я с вами согласна.
— То есть это подобно тому, как делается заказ в ресторане.
— Да, точно.
— То есть если вы не сможете даже четко сформулировать чего вы хотите, можете сами поставить себя на место того, кто исполняет желания, он даже не сможет доставить вам это. Это очень важно, чтобы было четко сформулировано, чего же вы хотите в жизни. Это поможет быстрее вам достичь этих целей, с найменьшими затратами.

00:27:51 Кроме этого стоит упомянуть также наше отношение, то есть нашу позицию внутри нас самих.
— Позицию, отношение к чему? Какую позицию?
— Наше отношение к жизни в целом, наше мировоззрение, ценности и так далее, уверенность в себе. То есть от состояния ума живого существа очень сильно зависит то, каким образом он расположен в этом мире. То есть, другими словами, здесь опять же мы возвращаемся к теме влияния различных качеств. Если живое существо находится под влиянием невежества, то часто у него возникает множество различных комплексов: неуверенность в себе, отсутствие знания, дезориентация какая-то, эмоциональная неудовлетворенность, депрессии и так далее. То есть в таком состоянии очень сложно не просто двигаться к цели, а даже сформулировать ее. Поэтому здесь очень важно именно вот это поддерживающее начало, которое часто исходит от старших, старшего поколения или от учителей. Это очень важный момент, потому что они проявляют своего рода пример успеха. Некую модель, матрицу, к которой мы стремимся. То есть уже материализованный успех, материализованная цель.
— Понимаю.

00:29:28 — Следующий момент, который стоит упомянуть… Мы сейчас сказали о самом главном, то есть о позиции, об умонастроении. Следует также иметь в виду, что у каждого человека есть свой багаж с прошлого, определённые способности, определённые знания и умения. Но они не являются определяющими в достижении результата и успеха и постановки цели.
— А почему?
— Потому что способности и знания можно развить, причём в достаточно короткие сроки.
— Но почему багаж, накопленный нами ранее, не влияет на...
— Он влияет, я не отрицаю этого. Я говорю о том, что степень его влияния на достижение успеха в гораздо меньшей степени…
— Чем вновь приобретенные знания.
— Нет, чем умонастроение живого существа. То есть знания и умения можно развивать. Если у вас был какой-то опыт, связанный с обретением профессиональных навыков, вы можете заметить, что, в общем-то, достаточно короткий срок нужен для того, чтобы приобрести те или иные профессиональные навыки и даже знания. То есть стоит прийти и заняться какой-то деятельностью и через несколько месяцев, вы уже становитесь более или менее профессионалом. Я, конечно, не говорю о управлении космическим кораблем или, допустим, сочинении музыки, но, так или иначе, большинство видов деятельности относятся к весьма прозаической сфере занятости.

00:31:01 Вот это, пожалуй, то, что можно назвать составляющими успеха или то, что является инструментами достижения успеха. Давайте скажем ещё о некоторых сдерживающих факторах. Опять же, все сдерживающие факторы относятся к категории низшего проявления материального мира. То есть такие факторы как отсутствие знания, неуверенность, страх, гнев, какие-то нездоровые желания, разрушительные желания.
— То есть они воздействуют не только на окружающих, но и на нас лично, непосредственно.
— Да, конечно. То есть любое негативное желание или переживание по сути дела является инструментом деградации живого существа. Если человек хочет подвигаться к успеху, он должен свести к минимуму влияние вот этих негативных факторов и максимально сосредоточиться на позитивном развитии. То есть, другими словами, очень часто можно видеть как люди очень сильно сфокусированы на прошлом, на борьбе со своими недостатками и пороками. И в этой борьбе они тратят очень много сил и времени, в то время как позитивный подход развития в себе хороших качеств и общения с людьми, которые являются примером успеха, позволило бы в гораздо большей степени преодолеть эти негативные качества и достичь успеха.
— А что по поводу тех людей, которые думают больше о будущем, чем о прошлом?
— То есть мы сейчас говорим о неких крайностях.
— Да.
— То есть мы сейчас говорили о том, что есть люди, которые живут прошлым и есть люди, которые относятся к категории мечтателей.
— Да.
— Но, вот в контексте нашего разговора, когда мы говорим о постановке цели, то вот в этом и проявляется реалистичность, когда мы берем мечту и помещаем её в настоящее.
— То есть не в прошлом, не в настоящем, а здесь и сейчас.
— Не в прошлом и не в будущем, а здесь и сейчас.
— Ой, да.
— То есть, другими словами, будущее, оно многовариантно. То есть будущее зависит от того, что мы делаем в настоящем. И когда мы берем нашу мечту и помещаем её в сегодняшний день и составляем четкий план каким образом мы будем действовать для того, чтобы достичь этого в будущем, то таким образом мы как раз живем в реальном мире. И, собственно, если несколько отвлечься и сказать о духовной практике, это как раз искусство жить в настоящем, искусство жить в истинной реальности. Это очень рациональный такой подход в отношении времени и умонастроения.

Что мешает достигнуть успеха?

00:34:01 Если ещё сказать несколько слов о сдерживающих факторах, то нужно заметить, что самым большим препятствием в продвижении человека к успеху является он сам.
— Он же сам может себя и вперёд двинуть и остановить.
— Да, и он же сам является самым главным препятствием. То есть, если послушать большинство людей, если задать им вопрос: почему же вы не достигли до сих пор успеха, то 99% вы услышите, что в этом виноват тот, этот, правительство, погода...
— Папа, мама — кто угодно.
— Да, неудачное происхождение и так далее и так далее. То есть люди склонны обвинять других, искать какие-то недостатки и препятствия вовне, но на самом деле основным препятствием является некоторое отсутствие квалификации, нашей личной квалификации.
— Вы знаете, я сейчас вспомнила один момент… Когда-то очень давно я тоже изучала постановку целей очень подробно и вспомнила один такой момент: упражнение называлось «Завести дневник» и писать на нем все, что я сделала сегодня для достижения своей цели. Я делала это упражнение, знаете, оказалось, что большую часть времени я либо смотрела телевизор, либо я гуляла, либо я делала все, что угодно, но не двигалась к своей цели. И в этом упражнении был пример приведен, когда сын спрашивает отца: «Папа, а почему у нас нет того, этого, нет богатств, как есть у наших соседей?» Папа печально взглянул на сына, достал дневник «Достижения к моей цели, что я делал каждый день», он достал и прочитал ему, что все, что он делал, это лежал на диване, смотрел телевизор и подобные такие вещи, которые совсем не вели к намеченной цели, вот. Если и делались какие-то попытки, то совершенно очень слабые. После этого я задумалась, реально задумалась.

00:36:11 — Да, это очень красноречивый пример того, каким образом человек часто мечтает об успехе, но практически ничего не делает для этого. Или делает настолько мало, что, собственно, результаты, они соответствующие. По большому счету, стоит, может быть, сказать о том, что все, что мы делаем в нашей жизни, является своего рода инвестициями. Если приводить такой экономический пример, то человек, который вкладывает деньги, он должен обладать определёнными знаниями, иначе он может оказаться банкротом. То есть нужно знать куда вкладывать свои ресурсы. И у нас есть грубо говоря два выбора: либо мы вкладываем свои деньги, своё время, свои силы, свои эмоции, мысли и так далее, в деятельность, которая, по сути дела, ведет в никуда, к деградации, бесплодная деятельность и даже вредная деятельность, допустим, такая, как прием интоксикаций или праздное времяпровождение и так далее. Либо мы вкладываем все эти наши ресурсы, которые нам даны Господом, в то, чтобы достичь совершенства в том, чтобы продвинуться вперёд и занять более достойное положение, которое, собственно, нам по праву принадлежит.

Принятие ответственности за свою жизнь

00:37:45 Хорошо, давайте пойдем дальше и посмотрим что же является первым шагом на пути к постановке цели и достижению успеха.
— Давайте.
— Многие из аналитиков и исследователей в этой области говорят, что самый важный момент в этом заключается в том, чтобы человек взял на себя всю ответственность за свою жизнь. Большинство людей, опять же, не берут ответственность за свою жизнь. То есть многие из людей просто зависят от выборов, которые совершают за них другие люди, допустим, их родители или их начальники, или их преподаватели, или в целом общественное мнение: мода, реклама и так далее. То есть люди даже не подозревают часто о том, под каким давлением они находятся внешне. И насколько вот это внешнее давление порабощает их сознание. И поскольку они не берут на себя ответственность, естественно, они не способны полностью контролировать свою жизнь. То есть они похожи на парусник в бурном море, который эпизодически подвергается различным влияниям ветра, течения, волн и так далее. Естественно, их продвижение в жизни, оно очень хаотично, оно не целенаправленно. Поэтому ещё раз вернемся к тому, что человек должен взять ответственность за свою жизнь, за своё здоровье, за то, какое образование он получил, за то, как он относится к своим детям, к своей жене или мужу, за то, какой работой он в данный момент занимается, сколько он зарабатывает и так далее и так далее.

00:39:38 Здесь вспоминается фраза одного бизнесмена, который в разговоре со своим партнером задал ему вопрос: сколько ты зарабатываешь на данный момент, каково твоё финансовое состояние? И тот сказал, что дела его идут не очень хорошо. И тогда его партнер задал ему очень интересный вопрос, он сказал: «А кто является причиной того, что ты находишься сейчас в таком положении?» И партнер начал ему перечислять все факторы экономические, которые привели его фактически к банкротству. И прозвучала такая фраза о том, что на самом деле ты позволил обстоятельствам взять над тобой верх, то есть обстоятельства оказались сильнее тебя. Очень важно развивать в себе способность быть выше обстоятельств, потому что обстоятельства — это, по сути дела, уроки, которые учат нас быть сильнее. То есть всегда существует некий порог силы, который позволяет нам преодолеть эти обстоятельства. Если человек понимает, что уроки жизни даются для этого, тогда он будет развиваться. Если он этого не понимает, то жизнь ломает его или, точнее сказать, он позволяет себе сломаться. Так можно сравнить жизнь с порывами ветра. То есть, если кто-то не обладает гибкостью и способностью приспосабливаться, то ветер его просто ломает. А если человек достаточно гибок, то он как трава, он стелется по земле и все бури жизни, они проносятся над ним и, после того, как выходит солнце, наступает весна, он снова расцветает. То есть это гибкость и сила.

00:41:40 — Но насколько я понимаю, что такое качество как приспособляемость к любой ситуации, это тоже очень страшно. Человек может приспособиться жить так, как он живет. «Ну нету у меня того или этого, чего бы я хотел, ну ладно, я смирюсь и приспособлюсь.»
—В данном случае, мы о качестве приспособляемости, а точнее гибкости, говорили с позиции силы, то есть это качество силы. То есть у каждого человека должен быть определённый стержень, какие-то ценности, принципы, на основе которых строится его жизнь. Но при этом он должен быть достаточно гибок, чтобы не реагировать на жизнь механически.
— Теперь понимаю.
— То есть это некое сочетание силы и гибкости. То есть, если человек будет железобетонно непреклонным, то в любом случае настанут такие времена, когда он не сможет правильно среагировать на уроки жизни. И в то же время, если он будет чересчур, так сказать, подвержен различным изменениям, как в русском языке есть такое слово «бесхребетность», да?
— Да, есть.
— То есть, когда человек полностью находится под давлением внешних обстоятельств, общественного мнения и сил, то есть тогда он просто человек без принципов...
— Плывущий по течению.
— …да, каких-то устоявшихся норм. Он просто отвечает потребностям людей, то есть он просто хочет выглядеть хорошим, хочет быть принятым. То есть он, как индивидуальность, растворяется. Это как бы тоже очень страшно. Это один из уроков, который мы вынесли из советских времен, когда личность сама по себе не имела большой ценности, она должна была соответствовать своим качествам, вот этому общественному мнению.

00:43:42 Западная цивилизация дает некий иной крен, то есть в сторону чрезмерного индивидуализма. Но, как мы знаем, истина всегда лежит где-то посередине. То есть человек должен быть достаточно… твердо стоять на ногах, иметь какие-то свои принципы и в то же время учитывать интересы других людей. При этом его принципы должны быть основаны на каких-то очень глубинных, вечных принципах, общечеловеческих, как их сейчас называют.

Ментальные законы, гарантирующие успех. Закон веры

00:44:17 Сейчас мы поговорим о ментальных законах, которые гарантируют успех.
— Но это получается только второй шаг, да? Или нет еще?
— Да, то есть после того, как человек взял на себя ответственность, он должен обрести знание, понимать по каким механизмам развивается… на основе каких механизмов развивается успех. Первый закон называется «Закон веры». Каждый из нас фактически во что-то верит, хотим мы это или нет. То есть есть такое утверждение, что современная наука тоже является разновидностью веры. То есть, другими словами, человек достигает того, во что он верит.
— Или что видит.
— Да, или то, что он видит. Другими словами, вера является неким внутренним видением, основой, на которую опирается человек. И, естественно, что существуют разные разновидности веры. То есть существует вера в какие-то очень прозаические, поверхностные вещи, то есть, что вижу, о том и говорю, да? То есть пока не пощупаю, не поверю. И если человек обладает более глубоким разумом, то тогда он способен проникать в более тонкие законы вселенной и таким образом его жизнь опирается на некие причинные связи. Это значит, что он может реагировать на уроки жизни намного опережая события. То есть его разум настолько силен, что он очень далеко видит. Это значит, что он может очень эффективно планировать свою жизнь.

00:46:10 Есть такая интересная притча об обезьянах, которые жили во дворце одного царя. Этих обезьян, стаю обезьян, возглавлял один мудрый вожак. Они безбедно жили в царском саду и ни в чем себе не отказывали. Но однажды вожак увидел такую сцену, как царские бараны повадились на царскую кухню есть капусту.
— В огороде им мало было.
— Да, ну, как это водится обычно, запретный плод всегда сладок. И повар, для того, чтобы прогнать их, он выхватил горящее полено и начал дубасить одного из баранов. И те разбежались. Но при этом вожак заметил, что шерсть на баране, которого били, она начала тлеть. И он тут же собрал своих обезьян и сказал: «Мы уходим отсюда, то есть здесь очень опасно. Нужно перебираться в новые места.» Но многие из обезьян, они не могли понять в чем дело, собственно. Сытая жизнь, все благополучно, зачем идти в какие-то джунгли, где придется сражаться за своё существование, там хищники и так далее. Опять же, меньше плодов. И тогда вожак рассказал почему он пришел к такому решению. Он сказал: «Посмотрите, царские бараны периодически делают набеги на царскую кухню и повар дубасит их горящим поленом. Рано или поздно, один из них вспыхнет и, объятый пламенем, кинется в царскую конюшню. В царской конюшне стоят арабские скакуны, которым нет цены. Каждая из этих лошадей стоит несметное богатство. И когда эта конюшня вспыхнет, то, в лучшем случае, уцелеет несколько лошадей, все остальные сгорят. И тех, кто уцелеет, царь будет особенно ценить их и постарается вылечить их так или иначе. А известно, что самым лучшим средством от ожогов является обезьянье сало. Поэтому собирайтесь, мы сейчас же покидаем эти места.
— Дальновидный такой вожак.
— Да, эта притча, она ещё раз говорит о том, что разум — что, собственно, должно быть свойственно руководителю, лидеру — позволяет далеко видеть и делать превентивные шаги. Итак, вера — это один из первых законов, который мы обсудили.

Закон контроля

00:49:06 Следующий закон называется «Закон контроля». Мы уже говорили о том, что если человек не берет ответственности за свою жизнь, то тогда способность его достигать успеха и своих целей, она многократно сокращается. Проще сказать, если человек сам не способен взять контроль над своей жизнью, то кто-то другой возьмет контроль над его жизнью. И мы видим, что все человеческое общество, оно, собственно, да даже и общество других форм жизни, оно построено по такому принципу. То есть чем большими качествами обладает живое существо, тем на большую...
— Лидерскую позицию он претендует.
— …ступеньку иерархии, да, его ставит провидение. Поэтому, если человек задается вот этой целью, то есть достичь чего-то в жизни, он должен понимать, что он должен контролировать свою жизнь, свои побуждения, свои желания, своё время, мысли и так далее. Это очень сложный процесс. Это не то что выучить таблицу умножения. Но это является неотъемлемым качеством образованного, культурного человека.

Закон причин и следствий

00:50:30 Следующий момент, который мы обсудим, называется законом причин и следствий.
— Причин и следствий.
— Да, то есть это фундаментальный закон материального мира, он весь построен на этом законе причин и следствий. В контексте нашего разговора очень важно отметить, что успех является следствием. То есть достижение, результат достижения цели является следствием. Причиной являемся мы сами. Мы сами и, конечно, Господь. То есть мы являемся непосредственной причиной. То есть, другими словами, если человек ставит перед собой определённую цель, он должен задаться вопросом: каким я должен стать для того, чтобы достичь этой цели.
— Тоже немаловажно.
— Да, то есть для того, чтобы цель, значительная цель была достигнута, нужно стать значительным человеком, значительной личностью. Другими словами, не столь важно стремиться к обретению и получению чего-то, гораздо важнее стремиться к тому, чтобы стать кем-то, стать достойным этого успеха.
— И, когда человек становится достойным того, на что он претендует, то он это автоматически получает. Вот такой вот вывод я сделала.
— Да, это становится очень естественным следствием, поэтому нужно работать над причинами. Это универсальный закон, его можно относить к любой сфере.
— И в общении в быту и на работе, и вообще… И в семейных отношениях — везде.
— Да, конечно. Да. То есть, если…

00:52:13 Я приведу такой житейский пример о взаимоотношениях между родственниками: между мужем и женой и детьми. То есть часто с рождением детей у женщины появляется тенденция очень много внимания уделять детям и не так хорошо заботиться о своем муже. Существует такая тенденция. Так вот, в результате многих исследований психологических, многие из экспертов пришли к мнению, что если жена сознательно будет уделять внимание, больше внимания своему мужу, то таким образом и отношения с детьми, они будут естественным образом гармонично выстраиваться. Почему? Потому что правильное поведение женщины по отношению к мужу есть некий пример. То есть элемент самого главного механизма в воспитании — это правильный пример. И дети будут просто его усваивать на основе подражания.
— Я сейчас даже это запишу.
— Да, это очень интересный момент и не следование этому правилу, оно фактически является причиной многих конфликтов в семье и разочарования. Я почему об этом сказал? Потому что в данном случае отец, он как бы является причиной, причиной появления детей. Отношения между мужем и женой являются причиной существования детей. Эта система также может быть проецирована на любые другие аспекты. Даже если взять, допустим, нашу излюбленную тему «Взаимоотношения с Богом», то есть почему так важна вера в Бога? Вот это вот применение первого закона. Потому что Бог является причиной нашего существования. Если его интересы и удовлетворение его желаний не стоит на первом месте, то мы придем все к тому же обескураживающему результату, то есть мы сами не будем удовлетворены. Подобно тому, как если мы не кладем пищу в желудок, то мы не сможем почувствовать насыщения. Таким образом.

Закон ожидания

00:54:29 Хорошо, пойдем дальше. Следующий закон называется «закон ожидания». Это очень простой психологический механизм. То есть ожидание — это по сути дела эмоциональная визуализация образа того, к чему мы стремимся. То есть, если говорить эзотерическим языком, это есть форма некой медитации. То есть стремления к определённому объекту, стремление к определённой цели.
— Ну можно же так же использовать какие-то, допустим, картинки или что-то еще.
— Ну это более технический подход. Мы сейчас говорим о самом умонастроении. То есть, если мы к чему-то стремимся, мы должны ожидать этого, то есть это должно быть эмоционально насыщенным. То есть цель должна определённые позитивные эмоции порождать в нашем уме. То есть, если цель лишена эмоциональной окраски, она становится сухой и абстрактной. И она не способна к себе так притягивать наш ум и мотивировать нас сильно. Поэтому очень важна именно эмоциональная насыщенность. При этом нужно заметить, что если цель, которая поставлена, достаточно высока, то есть превышает наши реальные способности или наш опыт, то есть у нас нет личного как бы контакта с этой целью, нет эмоциональной привязанности, то возникнут определённые трудности в достижении этой цели. То есть мы в данном случае нуждаемся в неких промежуточных целях, в этом случае. То есть более близких к нам, но которые являются ступеньками к этой высшей цели.
— Понимаю. Надо разбить достижение к большой цели на поэтапность.
— Да, на более… На поэтапность и, скажем так, на некие промежуточные результаты.
— И на них уже настраиваться.
— Да. И достижение этих промежуточных результатов будет нас приближать к достижению окончательной цели.

Закон притяжения

00:56:40 Следующий закон, который мы сформулируем — это закон притяжения.
— И что куда кого притягивает?
— Закон притяжения основан на том, что подобное тянется к подобному. В какой-то степени мы уже говорили об этом. То есть мы должны стать подобными нашей цели. То есть, если мы стремимся к успеху, мы должны стать успешными по качеству людьми. Если мы, допустим, пытаемся установить с кем-то отношения близкие, то близость предполагает определённую степень одинаковости. Даже само слово «общение» имеет в своем корне слово «общее», да? То есть что-то должно быть одинаковым в нас. И тогда вот эта общность, она притягивает нас. Поэтому, если нас по природе очень сильно отличает что-то от того, к чему мы стремимся, мы должны задуматься почему мы настолько… то есть почему такая дистанция большая. То есть мы должны в определённой степени трансформировать свою природу. И это психологически не так просто, потому что нам свойственно привыкать к нашему состоянию и воспринимать это как часть нашего «Я». То есть то, где мы живем, та одежда, которую мы носим, те люди, с которыми мы живем. Но, по большому счету, если человек стремится к определённым позитивным изменениям, то, как следствие, наступают определённые изменения также внутри его внутреннего мира.
— И начинают меняться и привычки и желания.
— Да, то есть, если мы хотим… Допустим, если мы интересуемся музыкой, то было бы естественным обзавестись каким-то кругом людей, которые профессионально занимаются музыкой или, по крайней мере, испытывают очень сильную привязанность и влечение к этому. То есть мы просто входим в эту атмосферу. Поиск атмосферы, в которой исполнение, достижение этой цели становится максимально возможным и вероятным, наиболее эффективным.

Необходимость наставника

00:59:01 В этой связи, может быть, стоит ещё отметить момент необходимости наставника или учителя. То есть, другими словами, существуют люди, которые уже достигли целей, к которым мы стремимся. И было бы неэффективно идти методом собственных проб и ошибок. Очень важно найти людей, которые уже знают дорогу к нашей цели. И если мы… если нам посчастливится встретиться с такими людьми, то мы обречены на успех, причём в очень короткое время. Если у нас есть действительно сильное желание, то не существует уже тогда очень серьезных препятствий для того, чтобы достичь этого. На этом, кстати, построен, опять же, принцип обретения знания. То есть мы приходим за знанием к знающему человеку.
— Также мы можем копировать модель его поведения на себя.
— Да, но очень важно копировать не какие-то внешние моменты, а именно суть.
— Ну, да, все правильно.
— То есть нужно усвоить принципы, принципы успеха. По этой же аналогии, если человек стремится к тому, чтобы стать богатым, то, естественно, он должен вращаться в каком-то кругу людей достаточно состоятельных.
— А чтобы начать вращаться в таких кругах, нужно развить в себе качества.
— Да, то есть мы видим, что…
— Одно за другое.
— Да, здесь определённая цепочка, которая фактически человека вытягивает из его теперешнего несовершенного состояния. Это является законом притяжения.

Закон концентрации

01:00:39 Следующий момент, о котором мы поговорим — это закон концентрации. Это очень важный момент, потому что концентрация позволяет, собственно, целиться на цель. Извините за каламбур. Можно привести пример, связанный со стрельбой. То есть, если нет концентрации на цели, то попадание в яблочко очень проблематичным становится. То есть нужно пожертвовать некими второстепенными вещами, которые лежат на периферии или за границами цели. То есть нужно быть готовым к тому, чтобы заплатить определённую цену. Есть такая притча о лучнике Арджуне и его учителе Дроне. Когда он учил его стрелять из лука, он вывел его и четверых его братьев — даже не четверых, там было много родственников — и он по очереди вызывал каждого из братьев и просил его сосредоточиться на цели — это была голова птицы на дереве. И он спрашивал каждого из них: «Что ты видишь?». И кто-то говорил, что он видит небо или лес, или что-то еще, а когда вышел Арджуна и он спросил его: «Что ты видишь?», он сказал, что «Я вижу цель». «А что именно ты видишь?». Он сказал, что «Я вижу глаз, глаз птицы». То есть ничто другое не существовало для него. Поэтому человек, если он хочет действительно достичь чего-то, в определённой степени он должен пожертвовать второстепенными вещами, то есть он должен сосредоточиться, поставить приоритет.

Закон замещения

01:02:34 Еще отметим несколько моментов, которые важны в этой связи — это закон замещения. У человеческого ума и ума в целом существует определённое свойство думать об одном в один момент времени.
— Как это? Поясните, пожалуйста.
— То есть ум может думать о чем-то одном. То есть, если мы пытаемся думать о нескольких вещах сразу, то мы идем к состоянию безумия. То есть, другими словами, хаотичное размышление, нецеленаправленное, рассеянное внимание — это, по сути дела, не здоровое состояние ума. Поэтому, основываясь на вот этом свойстве ума… Оно, кстати, позволяет концентрироваться. То есть сама природа ума, она склонна к концентрации. Это его природа. И если человек в состоянии сфокусировать своё внимание на определённом объекте, то он таким образом вкладывает огромную силу. То есть его ментальная сила позволяет достичь этой цели очень быстрым, эффективным способом. Если человек не способен сконцентрироваться, если он находится в нездоровом ментальном состоянии...
— В рассеянном состоянии, да?
— …то он похож на луч, на рассеянный луч. То есть он светит, но он не греет. То есть, если вы знаете, существует лазерные технологии, суть их сводится к тому, чтобы сфокусировать луч настолько плотно, что он начинает обладать прожигающей способностью. И точно также ум человека может быть настолько сфокусирован, что реальность, которая существует в уме, очень быстро получает энергию для своей материализации. Пожалуй, вот этого достаточно.

Закон привычки

01:04:33 Далее закон привычки. Существует огромное количество автоматически наработанных, повторяющихся действий в нашей жизни, не только в этой, но и в прошлой. И, ну, пожалуй, процентов на 90–95 наша жизнь состоит из автоматических действий. И многие из этих действий не являются позитивными. То есть они являются препятствиями в нашей жизни. Поэтому очень важно научиться хорошим привычкам в жизни.
—Ну, насколько я знаю, очень трудно в себе заметить какие-то непозитивные, так скажем, привычки. Нужно, скорее всего, какого-то близкого человека попросить о том, чтобы он нам помог.
— Да, конечно.
— Это как выход. Да?
— Да, конечно. Очень трудно вылезти из болота, вытаскивая себя за волосы, да? То есть это только Барон Мюнхаузен так умеет делать. Часто в нашей жизни нам нужна помощь извне. И для того, чтобы увидеть в себе какие-то неправильные вещи, нужен взгляд со стороны. И в данном случает существуют, во-первых, книги, которые позволяют увидеть некий идеал, то есть к чему надо стремиться. Во-вторых, существуют люди, которые овладели этим знанием на практике и они способны дать нам очень квалифицированную оценку и совет, и собственным примером дать стимул к развитию. В этом смысле очень важно именно иметь контакт с человеком, который превосходит нас по качествам, то есть в определённой степени играет роль учителя. То есть, если развиты хорошие привычки, они позволяют человеку достаточно легко идти к самосовершенствованию.

Закон компенсации

01:06:25 И, наконец, мы скажем ещё о двух моментах — закон компенсации. То есть все, что в этом мире достигается, достигается определённой ценой. То есть невозможно достичь чего-то не прилагая усилий. Существует фундаментальный закон аскезы, закон жертвы, усилия. То есть, если мы хотим чего-то достичь, мы должны заранее предвидеть, что это потребует определённого времени, сил, душевных каких-то усилий. И, если мы согласны с этим, то это будет ценой обретения того, чего мы хотим. Если мы действуем правильно, то это принесет желанный результат. В древних писаниях существует очень интересное высказывание. Я ещё раз хочу сформулировать вот этот момент, что самой большой, самой главной ценой является желание. То есть желание является той валютой, на которую мы обмениваем, скажем так, объекты наших желаний.

Подсознание. Стадии совершенствования

01:07:52 И, наконец, скажем несколько слов о подсознании. Существует, конечно, большая путаница с этим, что из себя представляет подсознание. Кто-то это называет сверхсознанием, но так или иначе, подсознание работает всегда, оно является вместилищем всех этих эмоций, знаний, информации из прошлых жизней и знания в целом. И оно во многом определяет то, почему и как мы действуем. Так вот подсознание, оно представляет из себя гигантский резервуар информации, желаний и так далее. И если этот резервуар наполнен правильными, позитивными вещами, то даже когда наше сознание не контролирует нашу жизнь, мы автоматически действуем правильно. То есть таким образом достигается спонтанная мудрость. Но это происходит после очень длинного, продолжительного процесса самоосознания, когда человек усвоил и впитал в себя это. То есть другими словами человек проходит через несколько стадий самосовершенствования. Сначала он проходит через стадию неосознанной глупости или невежества. Потом он проходит через стадию осознанного невежества, когда он понимает, что он неспособен правильно действовать или ему трудно. И лишь потом он приходит к стадиям совершенства осознанного и, наконец, спонтанной мудрости. Вот это то, что мы, наверное, сегодня сформулируем в качестве законов достижения целей и успеха. Я думаю нам стоит закончить сегодня. Если у радиослушателей есть какие-то вопросы, они могут их задать и в следующий четверг мы тогда продолжим наш разговор и поговорим о воспитании характера и развитии определённых позитивных качеств.

01:09:54 — Замечательно. На данный момент пока у нас не поступали никакие вопросы. Дорогие радиослушатели, если же вам что-то не понятно, пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы на ayurvedaradio@mail.ru, пишите письма, звоните по скайпу и присылайте свои смски на номер 8-909-933-77-09. А сейчас небольшая пауза.

Пути познания Бога

01:15:44 Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. Сейчас к Игорю Прокошеву пришел вопрос на наш почтовый ящик. Вопрос звучит так: «Добрый день, подскажите, если цель состоит в том, чтобы познать Бога, какие пути осуществления данной цели? Спасибо».
— Существуют классические способы самоосознания. И, в частности, что касается осознания Бога, то в древних философских трактатах предлагается пять основных процессов, с помощью которых можно познать Бога. Во-первых, человек должен найти духовного учителя. То есть человека, который уже познал Бога, который будет, по сути дела, его проводником в духовной жизни. Второй момент связан с тем, чтобы человек погрузился в определённую медитацию, что называется, или в процесс размышления о Боге. Самый легкий процесс, который позволяет это сделать — это повторение молитв или повторение имени Бога. Также люди, которые идут духовным путем, они посещают святые места, места, связанные с явлением великих преданных Бога или его воплощений на Земле. Еще один из моментов связан с храмовым поклонением, регулярным храмовым поклонением. И, наконец, бескорыстное служение людям и, в частности, святым, что дает максимальный эффект. Вот это, пожалуй, то, что можно посоветовать. И, естественно, нужно изучать духовную философию, допустим, такие трактаты как Бхагавад-Гита, которая является непосредственным изложением наставлений Господа.
— То есть это является авторитетным знанием.
— Да, это является авторитетным знанием. Более того, это одно из немногих писаний, где сохранились изначальные тексты без каких-либо изменений. Это очень важно. И существует живая традиция передачи этого знания.

01:18:07 — Спасибо большое, Игорь. Мы благодарим вас за вопрос, уважаемые радиослушатели. А также я хотела сказать большое спасибо Игорю за интересную лекцию и я с нетерпением буду ждать нашей скорой встречи, так как следующая тема «Развитие характера» мне очень интересна и, думаю, нашим радиослушателям тоже. Спасибо Вам большое ещё раз.
— Спасибо, Наташа. Всего доброго.
— До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. Далее у нас будет интересная программа, встреча с вами у нас будет Торсунова Олега Геннадьевича в прямом эфире и Бхагавата — известного ведического астролога из Индии. Пожалуйста, оставайтесь с нами и, пожалуйста, присылайте свои вопросы на наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru, звоните по скайпу, естественно, в первую очередь и смски шлите на наш номер 8-909-933-77-09. Во время лекции и после лекции также вы можете присылать их. А сейчас небольшая пауза. В семь часов мы начинаем.

транскрибирование: Марина Бокова | Киев | Украина | 22 декабря 2012