Природа материального мира

Санкт-Петербург, центр «Другой Мир» - 23 марта 2003
Кризис самоотождествления. Три качества материального мира (рождение, старость, смерть). Стремление души к вечной жизни и, как следствие, развитие науки. Разговор царя Индии с Богом смерти (самое удивительное явление в этом мире).
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:11:51 | качество: mp3 128kB/s 11 Mb | прослушано: 151 | скачано: 147 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Кризис самоотождествления

00:00:00 [шлока] Веды говорят, эти санскритские слова, процитированные сейчас, означают: «Проснись и начни искать, искать свою собственную природу. Пробудись». Иными словами, мы в настоящее время спим в невежестве. Невежество подразумевает, что мы не знаем свою подлинную природу. Не знаем, кто мы такие на самом деле. И «кризис самоотождествления», если можно это так назвать, не является исключительно прерогативой подростков. Самоотождествление и кризис самоотождествления является проблемой всех живых существ, всех человеческих существ.

Четыре качества материального мира

00:01:16 [шлока] Бхагавад-Гита говорит нам, что наиболее фундаментальное определение природы того мира, той реальности, в которой мы находимся в настоящее время, – это рождение, смерть, старость и болезни. Таковы основополагающие факторы жизни в этом мире. [шлока] И то же священное писание говорит: «Само по себе знание о природе этого мира, осознание того, что мы испытываем в нем страдания, уже до известной степени является освобождением. Освобождением от них и просветлением».

00:02:31 И положение дел таково, что в этом мире человеческая энергия тратится главным образом либо на то, чтобы избежать, либо на то, чтобы свести к минимуму эти страдания жизни, с которыми человек сталкивается повсюду. Но усилия, постоянная трата своей жизненной энергии на то, чтобы избавиться от страданий или уменьшить их, вряд ли является подлинным, и благородным, и должным для человеческого существа занятием.

00:03:32 [шлока из Шримад Бхагаватам] И священные писания говорят, что если наши усилия, те действия, которые мы предпринимаем в качестве людей, не ведут нас к слушанию повествований, к слушанию истин о природе Высшего Начала, о природе Бога, тогда любые наши действия, усилия и старания в этом мире являются тщетными и бесцельными.

Стремление души к вечной жизни

00:04:25 Мы должны знать о том, в каких реалиях мы живем, что нас окружает. Мы должны осознавать природу того мира, в котором мы находимся. И принимать эту природу, взаимодействовать с ней должным образом. Я хочу жить вечно, я хочу бесконечной, вечной жизни. Но подобного рода жизнь, подобное существование немыслимо и невозможно для меня в моем нынешнем положении.

00:05:17 Игнорируя неизбежность смерти, мы пытаемся расширить границы жизни посредством достижений научно-технического прогресса, открытий медицины, биологии и тому подобных вещей. И при этом наши запросы, наши чаяния в этом смысле, настолько… настолько ничтожны, что человек удовлетворяется, скажем, тем, что его жизнь, его жизнь продлевается на десять месяцев, десять лет, может быть – на какой-то ограниченный промежуток времени.

00:06:17 Это происходит потому, что люди, многие люди не в состоянии помыслить и допустить возможность существования мира за пределами… существования мира или реальности за пределами этой реальности. Но даже в рамках этого мира существует множество миров. И это зависит от степени развития сознания живого существа.

00:06:54 Скажем, для некоторых людей существует мир литературы. Огромный мир, который доступен посредством произведений литературы. Но для людей неграмотных или малограмотных, этот мир не является актуальным, и, в этом смысле, они не живут в нем, они не ведают о его существовании. Но это не означает, что мир литературы отсутствует, что его нет. Это зависит – его существование или несуществование – зависит от степени осознания.

00:07:48 Только что говорилось о том, что мы должны осознавать подлинную природу, то есть сознавать, чем в действительности является тот мир, в котором мы сейчас находимся. И также осознать то, какие достижения являются возможными для нас в этом мире и какие достижения являются невозможными. А также, какие явления или вещи являются неизбежными и неотвратимыми.

Разговор царя Индии с Богом смерти

00:08:27 Однажды один из царей древней Индии имел беседу с Богом смерти, повелителем смерти. Эта личность, этот бог смерти, он является чем-то вроде министра смерти. Даже в человеческом обществе есть люди, которые занимают положение, аналогичное этому. Но разговор этот состоялся между той личностью, которая была владыкой смерти, повелителем смерти и царем тогдашней Индии.

00:09:21 И можно себе представить, что, имея такую возможность – беседовать с олицетворенной смертью – вы бы задали олицетворенной смерти какие-то вопросы. Но в этом определённом случае Владыка смерти пожелал задать царю некоторые вопросы о природе мира жизни. И Владыка смерти спросил у него следующее, он сказал: «Мне хотелось бы спросить тебя о множестве вещей, но прежде всего и во-первых, я хочу узнать твоё мнение – что ты находишь в этой жизни наиболее удивительным; какое чудо, с твоей точки зрения, самое чудесное?»

00:10:31 На это царь Индии отвечал ему: [шлока] «Каждый, кто предшествовал нам, каждый, кто жил прежде нас, умер. Наши близкие, родные люди, в близком и дальнем окружении умирают. Сейчас, в то время, когда мы беседуем с тобой, где-то умирают люди. Мы знаем, что в будущем все мы умрем. И, тем не менее, мы все как бы думаем, что мы никогда не умрем. И я не в состоянии представить себе или помыслить, – заключил царь, – о чем-то более удивительным, более невероятном, чем такое положение вещей».

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 14 февраля 2013