Третья утренняя прогулка

Лос-Анджелес - 28 апреля 1973
Ученые воруют у Бога. Происхождение природы. Мираж материального мира.
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:12:51 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 783 | скачано: 965 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 Записано 28 апреля 1973 года в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес. Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р Сингх, Карандхара дас адхикари и другие ученики.

Ученые воруют у Бога

00:00:30 Шрила Прабхупада (держа в руке розу). Может ли кто-нибудь из ученых создать такой цветок в своей лаборатории?

00:00:46 Д-р Сингх. Это невозможно.

00:00:51 Шрила Прабхупада. Да, невозможно. Только посмотрите, как изумительно действует энергия Кришны. Ни один ученый не может создать такой цветок в своей лаборатории. Они не могут создать даже нескольких песчинок и тем не менее заявляют, что по уровню интеллекта во всей вселенной с ними никто не может сравниться. Это нелепость.

00:01:33 Д-р Сингх. Они берут материю у Кришны, делают с ней что-то, а потом заявляют, что создали нечто замечательное.

00:01:45 Шрила Прабхупада. Если бы они хотя бы признали, что берут материю у Кришны, это уже было бы неплохо. Мы осознаем, что все исходит из Кришны.

00:02:03 Д-р Сингх. Но они никогда не признают, что берут что-то у Кришны. Напротив, они заявляют, что они и есть создатели.

00:02:17 Шрила Прабхупада. Что они создали? Они берут песок, смешивают его с какими-либо химическими веществами и получают стекло. Они не создавали ни песка, ни химических веществ, а взяли их из земли. Как и что они создали?

00:02:46 Д-р Сингх. Они говорят: «Мы взяли материалы у природы».

00:02:52 Шрила Прабхупада. «У природы» значит «у личности». Они взяли у природы, но они воры, потому что всё в природе принадлежит Кришне.īśāvāsyam idam sarvaṁ: «Все сотворено Богом» Шри Иша Упапанишада, 1. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что тот, кто не совершает йаджни (жертвоприношения), вор. Йаджна подразумевает признание того, что все взято у Кришны. Мы должны думать: «Кришна, Ты дал нам так много всего, чтобы обеспечить наше существование». Единственное, чего хочет от нас Кришна - чтобы мы признали это, только и всего. Что ещё Ему может быть нужно от вас? Что вы в сравнении с Ним? Мы должны признать доброту Кришны. Поэтому прежде чем есть самим, мы предлагаем пищу Кришне и говорим: «Кришна, Ты дал нам эту чудесную пищу, так что попробуй её первым». А уже потом едим её сами.

00:04:24 Кришна не голоден, но тем не менее может проглотить весь мир, а затем создать его точную копию. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате [Ишопанишад, обращение]. Кришна настолько совершенен, что даже если вы заберете у Него всю Его энергию, вся Его изначальная энергия всё равно останется у Него. Вот что значит совершенное сохранение энергии.

Происхождение природы

00:05:10 Д-р Сингх. Есть научный журнал, называемый «Nature» [«Природа»]. В нем публикуются статьи о таких явлениях природы, как растения, цветы и минералы, но никогда не упоминается Бог.

00:05:30 Шрила Прабхупада. Мы можем заметить, что растения порождены природой, и будем правы. Но следующий вопрос, который мы должны задать: «Кто создал природу?» По-настоящему разумный человек будет задавать этот вопрос.

00:05:56 Д-р Сингх. Как правило, они не думают об этом.

00:06:01 Шрила Прабхупада. Это значит, что они глупы. Откуда появилась природа? Как только речь заходит о природе, следующий вопрос должен быть таким: «Чья природа?» Природа - это энергия. А коль скоро вы говорите об энергии, мы должны спросить об источнике энергии. Например, если вы говорите об электрической энергии, то должны признать, что у нее есть источник, электростанция. Как можно отрицать её существование? Подобно этому, природа не действует сама по себе, она находится под контролем Кришны.

00:07:20 Ученик. В Ведах говорится, что материальная энергия действует, подчиняясь Кришне.

00:07:29 Шрила Прабхупада. Да. Коль скоро речь идет об энергии, то должен быть и её источник.

Мираж материального мира

00:07:53 Карандхара. Геологи изучают слои земной коры, чтобы установить происхождение Земли.

00:08:03 Шрила Прабхупада. Но эти слои ежеминутно создаются и разрушаются. Сейчас они одни, а через полчаса будут другими. Они - джагат, постоянно изменяющиеся. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [8.4]: adhibhūtaṁ kṣaro bhāvaḥ - «Материальную природу отличает бесконечная изменчивость». Поэтому, просто наблюдая за самой энергией, невозможно обнаружить её источник. Сейчас земные слои могут быть черными, а позднее стать белыми, потом снова черными, и так далее. Это называется punaḥ punaś carvita-carvaṇānām - «пережевыванием жеванного» (Шримад Бхагаватам 7.5.30). Сейчас холодно, в середине дня будет тепло, а вечером опять похолодает. Таким образом все материальное творение претерпевает разнообразные перемены. Наши тела, и те меняются. Все меняется. Но какая вечная реальность стоит за этими изменениями? Это должно быть предметом изучения истинной науки....

00:09:44 Ученые не могут обнаружить вечной реальности, и потому разочарованы. Они думают, что в основе всего лежит пустота, ноль. Они думают, что вечность значит ноль. И когда их спрашивают, откуда взялся этот ноль, они говорят: «Он появился из ничего». Поэтому мы должны задать им вопрос: «Как возникло многообразие окружающего нас мира?» Веды гласят, что само разнообразие вечно, тогда как изменчивое многообразие, которое ученые изучают в материальном мире, временно. Это многообразие - тень подлинного многообразия. Это многообразие - тень подлинного многообразия, а тень не бывает вечной. Подлинное многообразие существует вечно в духовном мире.

00:10:52 Д-р Сингх. То есть материальная вселенная подобна миражу?

00:11:00 Шрила Прабхупада. Да. Предположим, я вижу в пустыне воду, но на самом деле её там нет. Это иллюзия. Вода существует, но не в этом мираже. Аналогично этому, материальное многообразие, которое мы наблюдаем, - многообразие наслаждений - подобно этому миражу. Мы, живые существа, созданы для наслаждения, но ищем его не там, где надо, в иллюзии. Мы подобны животным в пустыне, которые гонятся за иллюзией воды в мираже и в конце концов погибают от жажды. Они не могут утолить жажду этой иллюзорной водой. Так же и мы стремимся создать множество вещей, чтобы утолить свою жажду наслаждений, но на каждом шагу терпим поражение, поскольку материальное существование - иллюзия. Поэтому быть по-настоящему разумным - значит задаваться вопросом: «Где реальность? Где вечная основа, стоящая за этой иллюзией?» Только установив это, мы сможем испытать настоящее наслаждение.

транскрибирование: Марина Паукку | Новосибирск | Россия | 06 августа 2016