Вайшнавизм — высочайшая религия трансцендентной любви. Он включает в себя сущность всех учений, и при этом превосходит их все. Это религия полного самоотречения и абсолютного самопредания Всевышнему, в Котором «мы действуем, живем и существуем». В ней реализуются высочайшие устремления души. Приняв вайшнавизм и следуя в жизни этому благородному учению, любой человек, независимо от социального положения, вероисповедания и цвета кожи, постепенно обретает высочайшее благо, хотя порой его духовное продвижение не всегда осознанно. Это истинно как для мужчин, так и для женщин. К тому же вайшнавизм прекрасно гармонирует с мягкостью и нежностью, являющимися основными качествами женской природы. По сути, это религия заботливой доброты, нежной любви и божественной милости.

Прежде чем стать истинным вайшнавом, человек должен полностью изжить в себе примитивное животное начало, а также отстраниться от грубой и напористой строгости, присущей мужчинам, и крайней неуверенности, присущей женщинам. Безусловно, называться вайшнавом — высочайшая привилегия человека. Быть истинным вайшнавом означает лицезреть Бога, любить Его и наслаждаться святыми и благословенными взаимоотношениями с Ним, пребывая на вечном и духовном плане бытия. Вайшнав находится с Богом в самых близких и привлекательных из всех любовных отношений. На высочайшем уровне вайшнавизма преданный встречается с Богом не как слуга с господином, сын — с родителями, ученик — с наставником или друг — с другом, но как со своим Возлюбленным: как невеста встречается с женихом или как возлюбленная со своим возлюбленным.

Для вайшнава Господь — самый близкий и дорогой из всех существ. Вайшнав никогда не будет счастлив, пока не увидит столь желанный сердцу образ лицом к лицу и во всех внешних объектах — как больших, так и маленьких, а также во всех ситуациях — как важных, так и незначительных. Для вайшнава его Господь — единственный деятель, единственный покровитель и единственный спаситель. Он причина всех причин, источник всей радости, жизнь и свет всего, что человек видит.

Вайшнав знает и верит, что, согласно одной точке зрения, Всемогущий Бог обладает неизменной природой, и эта природа не существует обособленно от Него. Он проявляется как вездесущая духовная суть всего сущего ради блага всех физических и психических усилий людей этого мира, и даже то, что называется материей, является ничем иным, как грубым и искаженным проявлением Его чистой и высочайшей божественной сущности.

С другой точки зрения, вайшнав видит, что, несмотря на то, что весь проявленный космос (эта вселенная) неизбежно уничтожается в результате маха-пралайи (вселенского разрушения), Господь вечно наслаждается в обществе Своих возлюбленных преданных в обители высочайшего блаженства, именуемой на таинственном языке Голокой. Не столь важно, расположена ли эта Голока в каком-либо месте или это особый план сознания. В обоих случаях счастье этих трансцендентных отношений одно и то же.

Вриндаван — это другое название, которое определяет проекцию Голоки на Земле. Таинственный танец гопи с Шри Кришной (раса-лила) олицетворяет эти блаженные взаимоотношения гармонизирующей божественной энергии (представленной вечно свободными душами в образе пастушек) с божественным духовным Началом [Шри Кришной]. Эту расу (неописуемо блаженные отношения) человек не в состоянии постичь, пока не достигнет необходимой духовной зрелости. Достаточно сказать, что вайшнав обретает полное счастье, просто призывая Имя своего Господа, Шри Кришны. Он знает, что Шри Кришна — это Тот, Кто привлекает к Себе умы всех. Таким образом, Шри Кришна — это вселенское духовное Начало, Которое пребывает в вечной природе и пронизывает ее.

Однако вайшнав в совершенстве понимает, что Господь — это не просто духовное Начало, а объект высочайшей любви всех живых существ, чарующая и прекрасная Личность, всегда готовая удовлетворить взаимные устремления тех, кто испытывает горячее желание служить Ему как Высшему Существу. Вайшнав убежден, что этот пленительный и чарующий Господь есть не кто иной, как Шри Кришна.

Обычно эмпирики и поверхностные последователи религии принимают Шри Кришну за воплощение высшего совершенства, представленное удивительнейшим и гармоничным образом, но при этом несовместимое с развитием гьяны (знания), кармы (деятельности) и бхакти (преданности и любви к Богу). Этот Шри Кришна — главный герой «Махабхараты» (знаменитого эпоса Индии), а также «Шримад-Бхагаватам» (величайшей из работ Ведавьясы). Он — идеал вайшнавов, хотя эти книги и отличаются в понимании различных аспектов расы.

Шри Кришна — величайший царь, духовный герой, трансцендентный самодержец и деспот, учитель вселенской религии, воплощенной в Гите, а также Господь вайшнавов. Для настоящего вайшнава Шри Кришна также неописуемо очарователен как драгоценное дитя Нанды и Яшоды, как друг Судамы, Шридамы и других, как возлюбленный Шри Радхики и несметного числа других доверенных гопи. Для истинного вайшнава Шри Кришна олицетворяет всю любовь, все радушие, все блаженство, и поэтому они созерцают Его, любят всем сердцем и полностью вручают Ему себя навечно. Чтобы насладиться блаженным видением этого Бога любви, преданные должны тщательно избегать оскорблений, оставить все земные страсти, стремление к знанию, а также любые желания бренной мирской силы и власти.

В поиске своего возлюбленного Господа вайшнав должен оставить не только бхукти (желание наслаждения), но и мукти (желание спасения). Его любовь к Богу должна быть самозабвенной и полностью независимой от каких бы то ни было эгоистических мотивов и устремлений. Высочайшее воплощение этой любви — Шри Радхика, таинственная супруга Шри Кришны, представляющая в Нем ананду или энергию гармонии. Благодаря уникальному свойству хладини-шакти (Шри Радхики) Господь обретает полное удовлетворение и может утолить трансцендентные запросы всех остальных.

Попытаться отделить Шри Радхику от Шри Кришны — это все равно, что попытаться отделить аромат от цветка розы, красоту от прекрасной радуги, сияние от сияющей луны. Не имеет никакого значения, насколько ошибочно воспринимают Шри Радхику эмпирики, принимая Ее всего лишь за олицетворение прогресса человеческой души, либо просто за историческую или же целиком придуманную личность. Все, что нам следует помнить, так это то, что Она — воплощение чистой и самозабвенной божественной любви, что Она представляет Собой единственную высшую энергию Всевышнего, Господа Кришны, и всего Его окружения. Все повествования о Ней не могут дать полной картины той глубочайшей и сокровенной радости, которую Она приносит Шри Кришне. Как уже было сказано прежде, Она в полной мере представляет Собой аспект ананды или блаженство Господа. Высочайшее из устремлений вайшнава состоит в том, чтобы, раскрыв потенциал своей вечной женской природы, вступить на сокровенный путь следования по стопам Шри Радхики и распознать свою собственную душу в качестве одной из несметного числа Ее вечных служанок. В действительности, вайшнав стремится лишь к полному самопреданию своему возлюбленному Господу и стремится посвятить себя служению Божественной Чете, поскольку он связан узами высочайшей упоительной любви.

По своей природе вайшнав считает себя более незначительным, чем травинка, проявляет больше терпения, нежели дерево, посвящает все свое время прославлению своего Возлюбленного, никогда не ищет мирской славы и всегда оказывает должное почтение окружающим. Это именно то, чем является вайшнавизм с точки зрения самого вайшнава. Несомненно, существует множество сект и образований вайшнавов, которые поклоняются Вишну или Рамачандре, однако наша настоящая обязанность — обличение тех глупых и богохульных представлений, которые показывают различие между Вишну и Его проявлением (виграхой), а также помощь другим в следовании вайшнавизму, который практикуется последователями Шри Гауранги — Самого Шри Кришны и спасителя всего человечества, пришедшего 443 года назад. Учение Шри Гауранги прекрасно показано на примере Его собственной практики, главный отличительный признак которой — настроение полного всепрощения, доброты ко всем живым существам, безумная и упоительная любовь к Хари (Богу) и любовное поклонение Ему в смирении, особенно перед святыми и Его преданными.

Любовь вайшнава к Господу и Его окружению не имеет ничего общего с нездоровой сентиментальностью. Наоборот, любовь к Богу — неотъемлемое качество вечной духовной природы вайшнава. В отношениях с Господом эта любовь проявляется в глубочайшем божественном общении, в блаженном восприятии и длительном экстатическом трансе. В отношениях с другими людьми или животными она открывает себя в поступках, исполненных безграничной милости, доброты и сострадания.

Для вдумчивого читателя уже должна стать очевидной та причина, по которой вайшнав стремится служить Богу не как своему высшему отцу, матери или другу, а так, как возлюбленная служит своему возлюбленному. В совершенной любви нет страха или чувства сдержанности и стеснения. Все мы знаем, как порой трудно открыться своим родителям и даже своему самому близкому другу из-за чувства робости и застенчивости. Более того, глубокая и сильная любовь, которую возлюбленная питает к своему возлюбленному, вне всяких сомнений, намного выше, чем все, что при обычных обстоятельствах способно пережить человеческое сердце.

Есть и другая причина, почему вайшнав превозносит мадхура-бхаву (любовь между возлюбленной и возлюбленным), предпочитая ее всем другим методам поклонения Богу. Рассмотрев божественную любовь с научной точки зрения, можно выделить пять бхав (трансцендентных чувств). Первая — шанта-раса, а ее основная характеристика — это ништха (непоколебимая преданность). Вторая — это дасья-раса, и ее главная характеристика — это служение на основе непоколебимой преданности. Третья — это сакхья-раса, и ее главная характеристика — это безусловная вера вкупе со служением и непоколебимой преданностью. Четвертая — ватсалья-раса, и ее главная характеристика — это нежная привязанность плюс твердая вера и непоколебимая преданность. Пятая раса — сама квинтэссенция любви, называемая мадхура-расой, которая содержит в себе характеристики всех других методов божественного поклонения и к которой добавляется еще одно высочайшее качество. Это качество суммум бонум религиозной жизни — полное и безоговорочное самопредание.

По этой причине высочайшие из вайшнавов всегда отдают предпочтение мадхура-бхаве (или отношениям возлюбленной к своему возлюбленному), а не другим четырем формам божественного поклонения. Однако никогда не следует забывать о том, что в любви вайшнава к Господу нет и намека на плотскую страсть. Описывая это словами самого вайшнава, можно сказать, что поклонение Господу неразрывно связано с поклонением Его трансцендентным образам (Божествам). И, хотя для стороннего наблюдателя Они кажутся грубыми и материальными, Их нельзя рассматривать просто как символы веры, поскольку эти образы выступают как источник всех глубочайших духовных истин и идей. С другой стороны, явные и видимые объекты наших чувств также не должны считаться символами, а восприниматься как источник всех глубочайших духовных истин и идей, которые приходят от Самого Господа. Однако всегда следует помнить, что следовать этой высочайшей форме поклонения позволяется лишь малому числу в высшей степени посвященных душ. Для обычных смертных есть строгий запрет относительно любой из упомянутых сокровенных форм поклонения Кришне.

Начинающему вайшнаву следует направить все внимание на добровольное и бескорыстное служение святым, и постепенно, по мере духовного роста, распространять его на всех живых существ (людей, животных и другие формы жизни), при этом не ограничивая себя грубым и внешним восприятием сути вещей. Иными словами, ему следует всегда руководствоваться принципами дасья-бхавы, упомянутой выше. Здесь также следует недвусмысленно подчеркнуть, что слуга трансцендентного Господа нуждается не в постепенной перемене своего положения, начиная с шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и вплоть до мадхура-расы; он лишь должен доказать свою пригодность к той расе, которая присуща природе его души. Для обыкновенных вайшнавов крайне редко выпадает возможность стать достойными сокровенной практики мадхура-бхавы, которой, как это ни прискорбно, многие в наше время пытаются злоупотреблять, не избавившись от мирских заблуждений и сентиментальности, и которую зачастую принимают больше под влиянием страстных порывов, нежели на основе подлинных духовных побуждений. Подобные личности лишь позорят вайшнавизм и поэтому их практика не достойна того, чтобы называться вайшнавской.

Таковы, вкратце, основные положения вайшнавизма. Это чистая форма трансцендентного поклонения Богу, которую проповедовал Шри Чайтанья (величайший пророк Индии) не столько Своими наставлениями и поучениями, сколько примером собственной жизни.

Жизнь Шри Чайтаньи сама по себе достойна глубокого рассмотрения. Чтобы в совершенстве постичь вайшнавизм, людям следует внимательно и с почтением изучить святую жизнь и качества характера этой божественной Личности. То, Кем являются Шри Кришна или Шри Радхика, недоступно нашему пониманию, однако до некоторой степени это возможно благодаря свету той милости, что принес в этот невежественный мир наш божественный учитель — Шри Чайтанья, Который, как верят вайшнавы, является полным воплощением Шри Кришны и Шри Радхики. Все истинные вайшнавы неизменно черпают и буду черпать в Нем свое вдохновение. Он совершил Свое славное явление в этом бренном мире в век сухого рационализма и безжизненных догм, в век чувственных церемоний и гнусных обрядов, и поэтому Его возвышенная миссия вселенской любви была истинным откровением божественного мира и тем безграничным даром, которым Он одарил запутавшуюся человеческую расу. Вскоре люди, несомненно, оценят это по мере понимания того знания, веры, любви и духовности, которые Он явил миру.

Читающий эти строки христианин может проследить сходство проповеди двух величайших спасителей человечества: Шри Чайтаньи из Надии и Иисуса из Назарета, хотя эта аналогия не совсем совершенна. Вера, всепоглощающая вера, которая является «доказательством того, что недоступно взору», и есть то главное качество, что объединяет христианство и вайшнавизм. Однако подобная слепая вера не означает то, что под ней подразумевают эмпирики, поскольку вера в Абсолют совершенна отлична от слепой веры в невежестве. Теизм христианства — это выдающаяся религия благочестия, где этические нормы доминируют над Абсолютной Истиной, тогда как вайшнавизм, как это было уже показано, является исключительно религией любви, или неподдельного и бескорыстного служения Богу. На начальном этапе это подразумевает союз служения и знания. Однако на высочайшей стадии вайшнавизм — это чистая любовь к Богу, и эта любовь трансцендентна, возвышенна и неописуемо прекрасна. Она превосходит все, что может вообразить себе человек. Поэтому истинного вайшнава можно назвать «солью земли» или «светочем этого мира», а истинный вайшнавизм — «исполнением закона Божия».

Переводчик: Вриндавана Чандра Дас