Говинда Бхашья
Говинда Бхашья представляет собой толкование Веданта Сутры в свете учения Шри Чайтаньи Махапрабху. После того, как Вьясадева составил четыре Веды, сопутствующие исторические книги – Пураны, и философские – Упанишады, он подытожил написанное в книге под названием Веданта Сутра. Сутра означает краткое, но емкое утверждение – утверждение с двойным дном. Утверждение, которое можно прочитывать по-разному, при этом каждое прочтение будет правильным. Но ёмкость значений и краткость не достаточны, чтобы выражение стало Сутрой. Оно должно быть красивым, поэтичным. Веданта Сутра (свод кратких утверждений) обладает всеми тремя свойствами. Тексты звучат поэтично. В каждом из них много смыслов, причем один не перечеркивает другой. И наконец, они кратки, как все гениальное.
Итак, Вьясадева изложил в стихотворном виде суть ведического учения и назвал книгу Веданта Сутрой. Веданта Сутра – краткое изложение Вед. Но поскольку Сутра - утверждение со многоми значениями, он решил представить свое личное понимание этих краткостиший (афоризмов). Так на свет появилась Бхагавата Пурана или Шримад-Бхагаватам. Поэтому от гаудия-вайшнавов можно часто услышать, что Шримад-Бхагаватам представляет собой авторский комментарий на Веданта Сутру.
До Шрилы Баладевы Видьябхушаны существовало несколько толкований Веданта Сутры. Последователи Махапрабху не считали нужным писать отдельные объяснения Веданты, поскольку она уже истолкована автором в Шримад-Бхагаватам. На что им отвечали: "В таком случае ваше учение не может называться философским. Без упорядоченного изложения, взгляды Шри Чайтаньи – просто набор верований, но никак не философское учение". Чтобы последователей Господа Чайтаньи не считали сентименталистами, распевающими из-за отсутствия знаний мантры, Шрила Баладев Видьябхушана по просьбе Шрилы Вишвататха Чакраварти Тхакура взялся за эту задачу.
Почему вообще нужно толковать Веданта Сутру? Потому что сами по себе тексты без начинки и привязки к обстоятельствам ничего не значат. Как, например, призыв: "Водитель, не нарушай правила дорожного движения". Если ты не знаешь правил и то самое, ради чего соблюдать правила, этот призыв - бессмысленный набор слов. Так и Веданта Сутра вначале гласит: "Пора задаться вопросом о Высшем (Брахмане)" или "Все имеет единый Источник" и т.д. Толкователь вкладывает в слова "пора", "Высший", "Источник" значения. И следом выстраивается философская доктрина. Конечно, значения должны быть взяты не из пустоты, а признаны авторитетами Писаний.
Среди толкований (бхаший) Веданты в основном известны толкования Шанкарачарьи (шарирака-бхашья), Рамануджы Ачарьи (вишишта-двайта), Мадхавы Ачарьи (шуддха-двайта), Вишну Свами (шуддха двайта-адвайта) и Нимбарки (двайта-адвайта). Надо сказать, что среди разных толкователей философии Вед (Веданты) только Шанкара является безбожником, отрицающим Господа как Личность. Все остальные ачарьи признают за Господом личностные свойства и верховенство над душой (дживой), а также невозможность для души занять положение Бога никогда. Среди всех учителей, признающих авторитет Вед, только Шанкара утверждает, что душа – Бог или может стать Богом, если постарается.
Итак, Шанкакра стоит особняком. Его философия резко отличается от вайшнавской. Он утверждает, что Брахман или Высшая Сущность, о которой говорится в начале Веданта Сутры - Дух, сознание. Мы есть часть этого духа. Вернее, нам кажется, что мы часть Высшего Духа. Это и есть иллюзия – целое мнит себя частью. Когда мы расстаемся с этой иллюзией, то снова ощущаем себя Целым. Так иллюзия, майа на какое-то время подчинила себе Целое, Брахман. Майа стала сильнее Брахмана. Поэтому философию Шанкары еще называют майавада, хотя сам он и его приверженцы используют название "шарирака-бхашья" или "веданта-сиддханта". Но название "майавада" закрепилось за его философией главным образом потому, что он считает, что разница между Богом и душой ложна, это майя. А призыв Веданта Сутры "Пора задаться вопросом о Высшем (Брахмане)" он толкует как "Пора вспомнить, что ты – Высший Брахман". (Подобно тому, как в некоторых современных вайшнавских организациях говорят: "Пора вспомнить, что ты вечный слуга Господа". Вспомнить в том смысле, что когда-то ты был слугой Господа, но подзабыл под влиянием майи. Т.е. либо Господь не захотел, чтобы ты Ему служил, либо Майя сильнее Господа).
Вайшнавы разбивают эту философию Шанкары следующим образом. Если Целое (Высший Брахман) попал под влияние лжи (майи) и возомнил себя частью, значит Майя выше Высшего. Значит она уже не ложь (майя), а Истина (таттва). Ложь, иллюзия не может по определению быть сильнее Истины. Но как быть с тем, что кто-то действительно попадает под влияние иллюзии(майи)? Очень просто. Значит он не высший Брахман, а его вечно существующая крупица. Отсюда вайшнавская идея двойственности бытия. Есть Господь и есть Его энергии.
Разница между бхашьями, философиями разных вайшнавских традиций почти неуловима. Поэтому мы говорим скорее о сходствах, чем о различиях. Тем не менее различия есть. Например, Шри Рамануджа говорит, что существует Высшее сознательное существо и бессознательное существо (вещество). Бог и материя. Две крайности. Когда они смешиваются, к чисто божественному добавляется легкая примесь бессознательной материи, получается нечто среднее – джива, душа. Это новое образование имеет и свойства Божества (сознательного), и свойства материи (бессознательного). Эта философия (бхашья) называется вишиштха-двайта.
Мадхва Ачарья утверждает, что ни Господь (Высшее Сознательное), ни Его энергии никогда не смешиваются. Ни одна его энергия не является производным другой. Они всегда существуют обособленно и независимо одна от другой. При этом каждая из них зависит от Господа.
Господь Шри Чайтанья утверждает, что и то, и другое верно. Противоречия лишь кажущиеся. Одна энергия способна породить другую. Понятие "иллюзия" порождает понятие "видящий иллюзию". А видящий иллюзию не может существовать без иллюзии. При этом обе они существуют всегда и не зависят друг от друга. Душа может жить вне иллюзии, но само понятие "иллюзия", еще не принявшая форму индивидуума, где-то существует. Одно не противоречит другому. Господь един со Своим творением и отличен от него. Он един и вместе с тем разнообразен. Энергии Господа независимы и разнообразны, но все они - неотъемлимые части Господа, а их поведение не влияет на Его общее самочувствие и благополучие.
Дальше Господь Чайтанья утверждает, что душа (сознание) не способна постичь, уразуметь разнобразие энергий Господа. Мы не способны понять, как Господь, меняясь, остается неизменно Самим Собой. Ограниченное не способно схватить Безграничное за край. Эта доктрина Шри Чайтаньядева получина название "ачинтья бхеда-абхеда". До Баладева Видьябхушаны она существовала отрывочно, была разбросана по произведениям Рупы Госвами, Санатаны, Дживы, Вишвантха Чакраварти Тхакура и т.д. Шрила Баладева Видьябхушана придал ей законченные философские очертания и изложил в книге "Говинда Бхашья", комментарии на Веданта Сутру. По сути это философия Махапрабху, представленная его преданными.
Еще одной отличительной особеностью философии Шри Чайтаньи является то, что Всевышним (Брахманом) Он называет Абсолютную Всеувлекающую Красоту.
Первая мантра Веданта Сутры гласит:
атхато бхахма джигьяса
атха- сейчас; атах – следовательно; брахма – к Брахману; джигьяса – следует обратиться.
Следовательно сейчас обратитесь к Брахману (Высшему)
Этот стих Баладева Видьябхушана толкует так: "После того, как вы изучили и постигли все, ищите Красоту. Не мудрость, а Красота наполнит счастьем ваше сердце".