Что такое позитивное мышление. Межличностные отношения

Аюрведа радио - 01 апреля 2008
Что такое мышление? Сандини шакти. Почему различные психотехники, аффирмации не приводят к позитивному мышлению? На чем должно основываться истинное позитивное мышление? Три вида реальности. Каким образом позитивное мышление проявляется в сфере межличностных отношений? Почему мы критикуем других? Причины критики в материальной жизни. Причины разногласий в духовной сфере отношений. Советы критиканам. Причины негативного мышления. Сознание пчелы и мухи. Три типа отношений. Причины проблем в отношениях. Четыре качества руководителя, позволяющие ему быть вне критики. Старшие должны уметь признавать превосходство младших. Как культивировать в себе позитивное мышление? Принцип «дадати» - давать. Как нужно совершать пожертвование? Важная роль пожервований. Вопросы - ответы. Как соблюдать режим дня при смене летнего и зимнего времени?
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:59:22 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 4641 | скачано: 1878 | избрано: 23
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Вступление

00:00:00 Каждый вторник в одиннадцать утра прямой эфир из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович. «Самое сокровенное знание». Только на «Аюрведа-радио» и только для вас (Джингл)

00:00:22 - Здравствуйте, здравствуйте, дорогие радиослушатели! Такой удивительный мотив в исполнении Кришна даса Махамантра звучала просто изыскано. Даже не хотелось её прерывать, но, тем не менее, давайте приступим. Сегодня у нас прямой эфир из Владивостока – Тушкин Василий Рюрикович – филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры. И сегодня у нас новый семинар – позитивное мышление, состоящий из четырех тем, и мы рассмотрим сегодня первую. Какая же будет первая тема, мы сейчас спросим у Василия Рюриковича. Здравствуйте, Василий Рюрикович.

00:00:56 - Здравствуйте

00:00:57 - Подскажите, о чем сегодня мы поговорим? Вот позитивное мышление – это тема, это семинар, а конкретно, что мы будем рассматривать сегодня?

00:01:07 - Сегодня мы уделим время такой вводной части, то есть поговорим о том, что такое мышление вообще, откуда оно берется, что такое в целом как бы позитивное мышление, я приведу различные примеры – как это люди понимают с материальной точки зрения, с духовной точки зрения, вот, и сегодня мы поговорим о позитивном мышлении в сфере межличностных отношений. Это будет начало. Сдедующая – вторая – лекция будет посвящена позитивному мышлению в плане самооценки, отношения к самому себе, вот. Потом – третья лекция будет посвящена вопросам позитивного мышления в связи с отношением к миру, к жизни материальной и вообще. А последняя – четвертая, заключительная будет состоять из некоторых практических рекомендаций, которые по идеи должны помочь нам развить в себе вот такое позитивное мышление.

00:02:01 - Замечательно! Я думаю, что радиослушатели во время лекции будут присылать к нам вопросы. Если же им будет что-то не понятно, будут спрашивать. Вопросы присылайте в чат по Скайпу и на наш почтовый адрес . Так давайте же приступим! Мне уже не терпится узнать о позитивном мышлении.

Что такое мышление? Сандини шакти

00:02:19 Ну что ж, начнем. Итак, что такое вообще мышление? Современные люди многие думают, что мышление – это продукт деятельности мозга. Вот, но веды говорят нам о другом – что мышление – это проявление природы души. В частности, в ведах сказано, что у души есть три качества, из которых рождаются основные потребности души.

00:02:47 Итак, качествами души являются вечность, знание и счастье. И вот второй аспект – знание, он прекрасно подразумевает, что живое существо живо мыслью. Стремиться к чему-то новому, пониманию каких-то вещей, то есть мышление – это процесс, который происходит в нашем уме; изначально – в сознании, но сейчас, пока мы находимся в материальном мире, он находится в уме, в более таком грубом уже элементе; то есть ум – это как бы такая проекция сознания на материю. Вот, мы наблюдаем мир, мы соотносим какие-то основные понятия и явления, делаем какие-то выводы . И этот процесс жизнедеятельности нашего ума по сути дела и является сейчас мышлением.

00:03:36 Но изначально это мышление, как я сказал, исходит из самой души, из самой вот этой вот вечной частички. Вот, и это мышление порождено такой энергией, которая называется термином сандини шакти. Сандини шакти обозначает энергию, а сандини обозначает познание. То есть на самом деле мы способны мыслить, связно мыслить, делать какие-то выводы, запоминать что-то, учиться чему-то, строить, так сказать, какие-то концепции, потому что есть вот эта так называемая сандини шакти – энергия познания, энергия мышления, которая и позволяет словам складываться в имеющие смысл предложения, предложение – в какие-то мысли и так далее. То есть как бы такой вот невидимый клей, который позволяет всем этим вот как бы отдельным понятиям складываться в какие-то конкретные уже, целостные системы.

00:04:37 Итак, согласно ведам, у мышления вообще то есть духовная, другая природа, отличная от того, что сейчас люди думают. И у этого мышления, у изначально духовного, есть такая особенность, что духовное мышление все, весь мир, все события, все живые существа воспринимает в связи с Богом, в связи с источником. Потому что, согласно ведам, Бог является то есть [неразборчиво] и материи, и духа и, в том числе, мышления. Так вот, сейчас мы видим, что многие люди мыслят, делают какие-то выводы и часто их выводы весьма и весьма пессимистичны или негативны. Люди смотрят на свою жизнь и наблюдают её и в конце концов делают при помощи своего мышления какой-нибудь вывод типа «нет в жизни счастья» или «все тут безнадежно» или еще что-нибудь такое. Потому что современная жизнь действительно дает не так уж и много позитивных перспектив, мы видим, какие процессы негативные происходят в экономике, все дорожает, всякие разные так сказать процессы противостояния в области политики и так далее, и даже в духовной сфере нет мира – разные религии могут спорить между собой .

00:05:55 И вот такой как бы человек разумный, наблюдательный, смотрит за всем этим, например - да что ж такое в этой жизни делается. Вот, нет порядка, нет счастья. Вот, и действительно, когда мы созерцаем просто меняющуюся материальную природу под воздействием времени, наблюдаем какие-то процессуальные процессы, вот то да, здесь кажется что не так уж много повода для оптимизма. Вот, но, поскольку само мышление в основе изначально позитивно, вот, то этот позитивизм – он может появиться в нас только в связи с духовным видением, в связи с духовной перспективой, потому что сама материальная природа она как бы подводит нас к определённым пессимистическим выводам. Потому что материальная жизнь по жанру это трагедия, трагедия – это означает, то в конце все герои умирают. Вот точно так же и материальная жизнь по жанру трагедия, потому что в конце все умирают.

00:06:57 Вот, и до тех пор, пока у человека не появится вот такое вот духовное видение, его мышление не изменится, люди будут продолжать мыслить негативным образом. И в этом плане мы видим, что допустим философия, особенно на западе, как правило, она, философский взгляд таков, что он подводит человека к определённому такому пессимистическому выводу. Вот, и все это, в общем-то, кажется, может быть, даже на фоне какой-то духовности, ну эта духовность очень такая абстрактная, какая-то непонятная. Вот, некоторые люди в этом мире они говорят «А что расстраиваться, нужно жить, так сказать, наполнено, весело, вот, жизнь дана один раз, поэтому нужно её прожить так, чтобы потом, как они говорят, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Вот, и они пытаются, в общем-то, как бы так себе искусственно заращивать позитивное мышление, не особенно загружаясь какими-то проблемами.

Почему различные психотехники, аффирмации не приводят к позитивному мышлению?

00:07:57Но, как говорится, оптимисты так называемые – это просто плохо информированные пессимисты. Почему? А потому, что материальный оптимизм не учитывает действия времени. Вот, и, конечно, можно пытаться какими-то при помощи психотехник, каких-то там таких вот аффирмаций так называемых позитивных установок, давать себе программу, что у меня все окей, все хорошо. Вам холодно, вы говорите что нет, мне жарко. У вас кошки на душе скребут, а вы говорите нет, у меня все окей, у меня все отлично. Все эти такие искусственные попытки извне навязать себе позитивный такой подход – они не очень-то успешны потому что они исходят не из самой души, они рождены не из духовной энергии, не из духовного понимания.

00:08:53 Например, у психологов есть такой простой тест – как отличить оптимиста от пессимиста. Они им дают листок бумаги, говорят «Пожалуйста, нарисуйте елочку». Вот, и, если человек оптимист, то он рисует ствол и ветки елочки справа и слева, вверх устремлены. Вот, а пессимист рисует, что эти ветки, они вниз обращены – это не верно. Понятно, елочка пессимиста и елочка оптимиста. Если ветки вниз, значит, человек пессимист. Если ветки вверх, как они на самом деле у елки-то и растут, значит, он оптимист. Вот. Но даже елочка оптимиста, она всё равно будет срублена, когда наступает Новый год. Это армагедон, конец света для всех елочек. Вот, идет такая массовая так сказать вырубка всего этого. Поэтому даже когда люди пытаются в себе выращивать какой-то такой искусственный оптимизм, в материальном плане, этот оптимизм совершенно точно не учитывает действие времени.

00:09:52 Также у психологов есть всякие разные установки. Они говорят, допустим, вот жизнь такая, ничего с ней не поделаешь, но дело не в этом, а как её оценивать. И, предположим, у вас бочка и в этой бочке половина заполнена водой. И на эту бочку можно смотреть по-разному. Можно сказать, что эта бочка наполовину полная, а можно сказать, что она наполовину пустая. Если вы сказали, что она наполовину пустая, значит вы пессимист, а если сказали что вы она наполовину полная, значит вы оптимист. Вот, то есть у людей какие-то есть такие попытки как-то какой-то позитивизм внести в свою жизнь. Или пытаться так сказать даже какие-то негативные ситуации себе во благо использовать. Вот, но это не совсем то, о чем мы будем говорить, потому что мы будем говорить о позитивном мышлении с материальной точки зрения.

На чем должно основываться истинное позитивное мышление?

00:10:39 Я приведу еще один пример, как люди в основном сейчас понимают что такое оптимизм или позитивное мышление. Может быть те, у кого так сказать есть дети или которые еще из своего детства помнят такой мультфильм американский про слоненка Дамбо. Вот, и там такой слоненок был значит он его принес аист какой-то слонихи, которая работала в цирке и у этого слоненка были такие длинные уши. Длинные-длинные, настолько длинные, что он сам, сам на свои уши наступал ногами, все над ним смеялись. Вот, и он в уголочке лил слезы что он такой вот уродливый, такой несчастный, никто его не понимает. Вот, и, в общем, у него развилось такое негативное мышление. Но один цирковой мышонок сказал ему «прекрати грустить. Мы как раз на твоих длинных ушах сделаем так сказать бизнес.» Вот, ну, и там случилась такая ситуация, что короче говоря они с этим слоненком каким-то образом залезли на дерево и тот ему говорит «Давай мы используем твои уши как крылья. Ты будешь летать, ты будешь единственным в мире летающим слоненком» Вот, и, действительно, этот слоненок расправил свои уши, мышонок сел ему на спину и они полетели.

00:11:53 И это был единственный номер в мире – в этом цирке этот слоненок так сказать сразу же прославился, у него там отдельный вагон был, вот, от всей этой цирковой труппы. То есть такой, знаете, подход типа нет худа без добра. Взяли негативное и превратили в позитивное. Раз у него уши длиннее, чем полагается, это вроде негатив, но мы сделаем такой оригинальный ход и теперь за счет этих ушей как раз он стал летающим слоненком. Вот, то есть это тоже такая попытка из негативного мышления перейти в позитивное мышление, но это, опять же, не то что надо, потому что , опять же, все это не учитывает действия времени.

00:12:33 Вот, то есть позитивное мышление в строгом смысле слова невозможно без духовной перспективы. Вот, потому что духовность, она сразу же, когда мы принимаем всю её природу, она сразу же меняет наше видение, наше восприятие реальности . Вот, во многом, готовясь, так сказать, к этому семинару, я опираюсь на книгу одного интересного человека, его зовут Танавир Дас Госвами. Вот, и он написал книгу, которая называется «Светлая сторона вещей». Вот, то есть я назвал этот семинар «Позитивное мышление» - как бы такая вольная творческая переработка той тематики. И вот он там пишет, что когда он… ну, когда ему было еще так сказать немного лет, в детстве, вот, он жил в Америке и страшно боялся России. Потому что тогда пропаганда говорила о том, что Россия – это ужасная страна, о том какие там монстры живут, и они вот-вот готовы напасть на эту бедную Америку. Вот, и там русского изображали такого страшного медведя в фуражке или в шапке-ушанке, который угрожает Америке и вот там «Русские идут! Русские идут!» - этими вот лозунгами постоянно пугали. Вот, и он ужасно боялся всего вот этого вот когда он был ребенком. Но когда он уже вырос, и сам лично, так сказать, повстречал русских, более того, когда он увидел, что русские, так сказать, также многие склонны к духовности, и не представляют из себя никакой угрозы, когда он осознал свою духовную природу, то все эти страхи – они естественным образом ушли, потому что знания и духовное видение как раз все эти вещи нивелируют.

Три вида реальности

00:14:20 Итак, можно говорить о настоящем позитивном мышлении, не увядающем, только в связи со своей духовной природой, в духовной перспективе. Веды говорят о существовании трех видов реальности. То есть физическая реальность, в которой мы сейчас с вами живем, психическая реальность – это деятельность нашего ума, всякие мыслеформы, состояния, вот, называемые как бы аура нашего общества, такой тонкий ментальный мир. Вот, и духовная, изначальная реальность. Вот, и надежду на счастье, вот это вот позитивное мышление мы можем получить только в связи вот с этой вот вечной неизменной и духовной реальностью. Вот, поэтому, когда я буду говорить о позитивном мышлении, то я буду иметь в виду именно вот это вот мышление пробужденной души, мышление, которое не просто смотрит на материальный мир такими как бы знаете глазами оптимиста, игнорируя реальные процессы, игнорируя действие времени, которое уничтожает все. Нет, мы говорим о другом – о восприятии своей жизни, жизни других в связи с вечностью, в связи с природой души.

Каким образом позитивное мышление проявляется в сфере межличностных отношений?

00:15:36 И вот сегодня первая тема коснется того, каким образом мышление наше, или позитивное мышление, позитивное мышление проявляется в сфере межличностных контактов, когда мы взаимодействуем с другими людьми – со старшими, с младшими, с равными себе.

00:15:58 И вот там, в своей книге – это «Светлая сторона вещей», - автор пишет, что однажды он составлял базу данных прихожан своей организации, своего храма. Вот, и в колонках он, значит, писал, значит, списки – такое-то такое-то имя и в конце он какие-то отличительные черты этого человека – ну, там какой-то адрес, где он живет, какой-то возраст его, а в конце какие-то особенности – кто он такой, что он такой. Вот, и, значит, по мере того как он делал свои пометки, отмечая того или другого, он в конце концов стал замечать, что он отмечает в основном какие-то негативные качества у людей: что вот этот вот там курит, а этот еще пьет, этот еще что-то такое. То есть, хотя у людей много разных качеств, но почему-то он заметил что он, давая какую-то краткую характеристику человека, вот какие-то негативные моменты. И потом он решил, что нет, надо как-то по-другому. И он стал вспоминать каждого из этих людей, насколько он их знал, пытался припомнить что-то хорошее, не негативное, а наоборот хорошее. И когда он стал писать какие-то позитивные характеристики напротив всех этих имен и фамилий, то сразу же ему самому полегчало.

00:17:11 То есть когда что-то мы позитивное видим в других людях, то эти позитивные качества других людей, они так же как бы отражаются в нас. Если же мы отмечаем у других людей какие-то недостатки, то эти недостатки, которые мы видим у них, они переходят в наш ум, то есть это такая, знаете, зараза, как вирус, который летает и все, от одного к другому может перейти. Вот, поскольку наше тонкое тело, ум, оно очень такое гибкое, восприимчивое к реальности, вот, то оно очень легко может заразиться теми или иными идеями.

00:17:49 И если мы обратимся к самой духовной традиции, то в духовной традиции, в частности, в ведической духовной традиции, мы увидим, что священные писания, даже описывая этот материальный мир, все время делают акцент на каких-то позитивных вещах. Хотя сам по себе этот материальный мир, вот в отрыве от всего, он кажется достаточно таким угрожающим и опасным, ужасным, но если смотреть на него с позиции духовного знания, то он выступает своего рода как такой трамплин некоторый, который может подбросить нас, поднять в духовную реальность. И основоположником самого этого позитивного мышления, если так можно сказать, является сам верховный Господь.

00:18:35 Допустим, есть такая история в книге Шримад Бхагаватам в десятой песне описание того, как определённые так сказать демонические личности приходили во Вриндаван – это такое место в Центральной Индии, чуть ближе к северу, место, где Кришна лично являлся пять тысяч лет назад, вот, и различные демоны приходили для того, чтобы уничтожить Бога. У них были такие представления, что Бога можно уничтожить, Кришну можно уничтожить. И вот одна из таких так сказать, демониц, в женском обличии, - её звали Путана, она пришла, приняла на себя образ такой прекрасной женщины, кормилицы, вот, так она, так сказать, всех обворожила во Вриндаване, что ни у кого и мысли не было о том, что она имеет такие ужасные мотивы, страшные. Вот, и она вошла в дом, где находился Кришна. Кришна играл младенца такого. Вот, и она взяла его к себе на руки, все подумали, что вот такая она любящая женщина, чуть ли не сама богиня процветания Лакшмидеви пришла, чтобы покормить Кришну. Вот, а она предварительно смазала свою грудь смертоносным ядом, думая, что яд может убить Бога (усмехаясь), не понимая, что Бог вообще не материален.

00:19:49 И так, она взяла Кришну на руки, и Кришна в трехмесячном таком возрасте вцепился в её грудь и выпил все молоко, вместе с этим, так сказать её жизнь саму. То есть она испустила дух, но что сделал Кришна – Кришна ей даровал место в духовном мире. Духовный мир – это мир вечности [непонятно]. Причем он ей дал положение кормилицы в духовном мире. Вот, причем, заметьте, что она пришла к нему с такими ужасными мотивами, но внешне прикинулась такой так сказать добропорядочной дамой. И вот это вот позитивное отношение, или позитивное мышление Бога в данном случае состоит в том, что он отбросил 99% всего того негатива, которые были в ней, а принял только один маленький процент чего-то позитивного, что она даже хотела, просто пыталась, просто имитировала какую-то кормилицу, но он принял именно это, именно эту вот кроху позитивного, которая в ней было он принял, а все остальное он просто-напросто игнорировал, потому что Бог снисходителен. Вот, то есть он в этом плане такой основоположник позитивного мышления. То есть он принимает только самые позитивные такие вещи, не обращая внимания на все остальное.

Почему мы критикуем других? Причины критики в материальной жизни

00:21:07 Очень важным аспектом нашего мышления в отношениях является не очень хорошая привычка у нас – давать какие-то определённые оценки. Допустим, если уж говорить о сфере того, как позитивное мышление проявляет себя в отношениях людей. Вот, обычно, когда кто-то что-то делает, вот, ну, не важно кто, в какой сфере происходит действие – в политической или в какой-то еще, в культурной, люди наблюдают эти вещи, слушают, и потом они дают свои комментарии, какие-то оценки, которые довольно часто бывают негативными. Вот, но, на самом деле, вот это само по себе, что мы даем какие-то негативные оценки – это говорит не о том, что у кого-то есть недостатки. Да? Недостатки есть у всех. Но о чем это говорит с точки.. вернее, о чем это говорит в сфере нас самих. Это говорит о том, что – у кого-то есть недостатки, ладно, это его проблемы, - но вопрос – почему я на этом концентрируюсь, понимаете. Потому что у каждого человека ведь есть кроме негативного что-то и позитивное. Но вот это такая, знаете, неистребимая любовь к недостаткам других и жела… (прерывается)

00:22:20 То есть то, что у кого-то есть недостатки – это понятно, что в этом мире никто не совершенен. Но проблема не в том, что у кого-то есть недостатки, а в том, что мы замечаем эти вещи и имеем вкус вот к этой критике, к обсуждению каких-то негативных вещей. То есть это само по себе является индикатором того, что в нас есть негативное мышление. То есть получается так, что если человек своими какими-то недостатками, своими несовершенствами нас спровоцировал на такие вещи, и нам это нравится делать, то это говорит о том, что у нас есть проблемы определённые. Вот, и получается такая вещь, что люди имеют тенденцию критиковать других за их какие-то, может, очевидные даже недостатки, при этом сами не принимая участия в каком-то процессе.

00:23:09 То есть это примерно то же самое, что, знаете, эти самые, болельщики сидят на трибунах, вот, а футболисты играют в поле. И болельщики кричат «эй, там, мочи его, бей, да куда ты бьешь вообще, там да тебе там вообще ноги не поймешь что какие там ноги у тебя, играть не умеешь». То есть сами они в процессе участия не принимают. Но они потом бурно обсуждают, кто там как что плохо сделал и так далее. Вот, но смысл-то в том, что получается, кто не участвует в процессе, критикует того, кто участвует. Вот, понятно, что видение болельщика с трибуны – это одно, а видение игрока на поле, который в гуще событий, - это совершенно другое. Вот, они по-разному видят ситуацию, по-разному, соответственно, реагируют.

00:23:59 То есть смысл в том, что в наших негативных оценках нет никакой необходимости, нас никто не просит их делать. Вот, но дурная привычка, которая у многих из нас есть, она говорит о том, что наше мышление настроено на негативный лад. И это само по себе говорит о том, что мы, даже не замечая этого, критикуем других только для того, чтобы возвысить себя. Чтобы показать, что мы умнее, лучше знаем, или что лучше умеем. Вот, то есть это такой просто способ продемонстрировать собственное преимущественное положение.

Причины разногласий в духовной сфере отношений

00:24:40 И вот такие вещи – они, конечно, происходят среди межличностных отношений. Более того, даже в духовной реальности не все так гладко. Но там, конечно, все уже замешано на любви. Но, тем не менее там тоже существуют достаточно такие драматические отношения. И однажды один так сказать ученик обратился к своему духовному учителю со словами, мол, как же так, что вот некоторые вот мои духовные братья, сестры, последователи духовной традиции тоже порой вступают в какие-то конфликты между собой. Ведь мы же уже не материалисты, мы же двигаемся к Богу. И духовный учитель сказал, что не живи в утопии, зная такую вещь, что там, где есть личности, там есть различия, а там, где есть различия, там есть тема и повод для конфликтов. То есть в личностном мире, в мире отношений, будь то материальный или духовный мир есть разность. То есть, значит есть и какие-то различия, а эти различия могут быть поводом для конфликтов. Вот, но служит так сказать усилению любви к Богу, там какие-то, ну изотерические темы. Вот, а в материальном мире – это другое – это попытка утвердить себя, это борьба за свое, так сказать, какое-то превосходство и так далее.

00:26:04 Итак, одно дело видеть недостатки – мы их можем вполне видеть, мы не должны быть слепцами, другое дело искать их и смаковать их. Вот это уже говорит о том, что у нас самих может быть не совсем здоровое мышление. Вот, и, ищущий недостатки, сам деградирует, обнаруженные недостатки переходят в его собственный ум, то есть ум его впитывает все эти вещи. Вот, говоря о недостатках других, человек сам их фактически приобретает, заражается всеми этими вещами. И наоборот, когда человек видит в другом позитивные какие-то качества, и говорит об этом – то есть вот как бы сказать прославляет человека, дает ему какую-то позитивную характеристику, то эти позитивные качества также постепенно начинают проявляться в нем. Вот, поэтому совет таков – что лучше, как говорится, смазывать свою собственную машину, чем лезть в какие-то чужие дела, не всегда понимая что к чему. Лучше исполнять свои обязанности, даже, может быть, не совершенным образом, чем пытаться чужие обязанности исполнять, в которых может быть ничего не понимаем.

Советы критиканам. Причины негативного мышления

00:27:13 Как в ведах есть такая история поучительная о том, как однажды один дровосек в лесу пилил, рубил, значит, деревья, делал из них бревна, вот, и, значит, одно пытался расщепить и до какого-то момента его расщепил, вот, но уже было поздно и нужно было идти домой. Он в этот момент просто вставил такой клин деревянный вбил, чтобы завтра продолжить свою работу, а сам ушел домой. И вот обезьяна из кустов наблюдала за его действиями, что он там такое делал. Вот, и когда охотник ушел домой, она подбежала к этому месту, стала рассматривать, залезла на это бревно, стала рассматривать этот клин, который там торчал, вот, и стала его дергать, и, так сказать, в конце концов, она этот клин оттуда выдернула каким-то образом и её хвост как раз попал в эту щель – когда она клин выдернула, то это бревно само зажало ей хвост. Вот, и обезьяне пришлось своего хвоста лишиться. Вот, то есть это как бы притча на тему, что не нужно вмешиваться в чужие дела или пытаться дать какие-то характеристики в тех сферах, в которых мы, может быть, не очень компетентны.

00:28:25 Как у нас все очень любят обсуждать политику, что-то еще такое, хотя на самом деле это очень сложные предметы. Многие люди, которым кажется – они имеют право на своё мнение в сфере духовности, религии. Рассуждают там на какие-то темы, кого-то за что-то осуждают, хотя на самом деле могут не понимать очень многих разных тонкостей. Вот, потому что это очень специфические сферы. Вот, но у людей есть такая вот дурная привычка – пытаться показать своё превосходство над другими. И в этом как раз проявляется их негативное мышление. Потому что они пытаются показать своё превосходство, высвечивая при этом недостатки других людей. Вот и поэтому можно сказать в качестве совета здесь интерпретировать общеизвестное золотое правило, вот, которое гласит, что относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Если его перефразировать, то можно сказать что если все терпят мои недостатки, то почему бы мне не потерпеть недостатки других. Вполне естественно.

00:29:22 Или, как гласит бенгальская поговорка – сито с многими дырками критикует иглу за одну дырочку игольную. Ушко одно в игле, а сито с множественными дырками критикует ее. То есть очень часто мы не замечаем своих собственных недостатков, но при этом очень хорошо видим недостатки других людей. И вот одна из столь же таких индийских поговорок гласит, что если вы задавили рукой вонючку, то ваша же рука сама будет вонять. Вот, если вы коснулись чего-то такого негативного, то это негативное приклеивается автоматически к вам. Вот, поэтому вот по таким ситуациям такая тенденция – мы уже можем с вами немножко протестировать и понять, что если у меня есть такая любовь к критике, замечать недостатки других людей, то фактически это указывает на мое болезненное мышление, что у меня негативное мышление, раз я вижу не позитивное, а негативное.

Сознание пчелы и мухи

00:30:20 В ведах говорится, что есть вот пчелы и мухи. И там сказано что пчелы любят нектар, из которого потом они собирают… делают мед. А мухи, они наоборот садятся на всякие грязные места. Вот, и в этом их принципиальное отличие. По этому сравнению мухи и пчелы говорится, что люди тоже делятся на святых людей, которые подобны пчелам. То есть, как пчелы собирают везде нектар, так и возвышенные личности способны во всем увидеть что-то духовное, что-то хорошее, позитивное, даже у совсем конченых людей они что-то могут найти позитивное.А негативное мышление – это вот у мухи – это у тех, кто пытаются найти недостатки абсолютно везде, у всех и каждого. Это говорит как раз о том, что их мышление работает в таком вот неправильном режиме, в негативном. Потому что люди сами не удовлетворены жизнью, они сами не чувствуют своей вечности, своего знания, своего блаженства, и поэтому такая вот внутренняя неудовлетворенность побуждает их как-то жизнь переносить вовне, во внешнюю среду – и обсуждать других, их недостатки и прочие разные вещи.

Три типа отношений. Причины проблем в отношениях

00:31:30 Итак, отношения с другими людьми, с другими живыми существами можно разделить на три типа. На отношения с младшими, отношения со средними и отношения со старшими. Вот, все практически у каждого из нас все эти три типа отношений – кто-то младше нас, кто-то старше нас, кто-то равный нам. Вот, и, как правило, все проблемы в отношениях, которые только встречаются, происходят оттого, что мы эксплуатируем младших, соперничаем с равными и завидуем старшим. То есть еще раз повторяю, что эксплуатация младших, то есть я пытаюсь на кого-то там давить, унижать или так снисходительно поучать. Вот, соперничаю с равными и завидую старшим.

00:32:20 Духовный совет состоит в том, чтобы вместо того чтобы эксплуатировать младших, к ним нужно проявлять милосердие, милость, сострадание. Вместо того, чтобы соперничать с равными, с ними нужно дружить, дружеские отношения зародить. А вместо того чтобы завидовать старшим, старших нужно уважать, старших уважать нужно, служить им, вот, и спрашивать их с почтением, чтобы они делились с нами своим опытом и так далее. Вот, но это простые советы, которые на практике осуществить не так-то просто. Вот, потому что вирусы вот этого внутреннего такого вожделения, которое приводит к неудовлетворенности, гневу, оно будет постоянно все эти настройки сбивать и нам приходится опять возвращаться ко всем этим вещам. И люди, которые находятся, так сказать, в положении старших – не важно, руководители, родители, старшие там братья в семье или кто-то еще, или люди, занимающие какие-то ответственные посты, то они очень часто попадают под критику. Потому что они занимают какое-то видное положение, они на виду, вот, и поэтому они выступают в качестве такой мишени, в которую каждый может кинуть свою какую-то колкую фразу, которая указывает на какие-то недостатки человека.

Четыре качества руководителя, позволяющие ему быть вне критики

00:33:40 Действительно, иногда старших критикуют вполне по делу. Вот, и поэтому человек, который занимает какой-то важный пост - не важно что это там, не обязательно на работе, это может быть в семье, в какой-то группе социальной. Вот, поэтому старший должен соответствовать четырем критериям, для того чтобы быть как бы вне критики или чтобы эта критика была сведена к минимальной. Первое к нему, так сказать, требование – это то, что человек, который принял на себя ответственность любого старшего, в любой иерархии, которая пускай даже самая маленькая, он должен знать своё дело, то есть он должен понимать что он делает. Второе – он должен жить в соответствии с тем, чему он учит, что он говорит. Допустим, если родитель говорит своим детям «Не курите», то значит он сам должен не курить, иначе он не может ругать их за то, что они курят, если он сам курит. Он должен жить в соответствии с тем, что он требует от других. Только в этом плане целостная личность – он не лицемер.

00:34:44 Третье – если уж он оказался в положении такого старшего, руководителя, и приходится кого-то поучать, давать какие-то там наставления или кого-то исправлять, то давать наставления, поправлять необходимо корректно. То есть не раня саму личность. То есть мы боремся не с личностями, а с недостатками. Личности хорошие, духовные, но, поскольку мы коснулись материальной природы, то вот такая существует проблема, и поэтому необходимо, если уж в этом положении мы находимся, то как-то, так сказать, поправлять корректным образом. И четвертое – это руководитель, родитель – кто угодно, так сказать любого уровня, он должен уважать своих последователей, детей или подопечных – тех, кто находится в некоторой зависимости от этого старшего. Если человек следует этим критериям, то есть знает своё дело, живет в соответствии с тем, чему учит, дает наставления, поправляет корректно, уважает своих последователей – тогда, в общем-то, практически не к чему будет придраться. Вот, и этот руководитель, он будет практически вне критики.

Старшие должны уметь признавать превосходство младших

00:35:55 Вот, более того, сами старшие должны уметь признавать превосходство младших в некоторых областях. Иногда бывает такая как бы ошибочная концепция, что если человек занимает положение старшего, то он якобы является авторитетом ну буквально во всем. А ведь такого же не бывает. Просто нет таких людей, которые являются авторитетами абсолютно во всем. В каких-то сферах человек может быть силен, а в каких-то сферах он не силен. Поэтому он должен принимать авторитет пускай даже тех, кто младше, но если у них есть какая-то квалификация в другой сфере – в той, в которой нет у этого человека. Вот, и в этом плане сам Бог порой показывает пример.

00:36:40 Например, когда Кришна был здесь, на этой земле, то он в общественной структуре не особенно как бы так сказать пытался демонстрировать своё божественное положение. Он играл определённую такую роль для того, чтобы показывать пример. И вот в Двараке – в городе, где он жил определённое время он, занимая, так сказать, положение такого кшатрия, то есть царевича, управляющего, спрашивал совета у своего друга – Уддхавы, который хотя был младше, вот, но Уддхава занимал положение брахмана. Брахман в ведическом обществе – это наставник, учитель. Вот и тут получается так, что сам Бог, хотя он выше всех стоит, когда он играет роль какую-то общественную, то он показывает как себя необходимо вести. То есть Кришна спрашивал совета у Уддхавы, поскольку Уддхава был брахманом, учеником Брихаспати. Вот, а Кришна играл в данном случае роль такого кшатрия – царевича Двараки. Вот, то есть он показывал, как себя необходимо вести в общественных отношениях.

00:37:53 И, предположим, муж может быть старшим в семье, но вопросы, связанные с воспитанием ребенка может лучше знать жена. Вот, потому что она с ребенком проводит больше времени, она лучше знает все его там вкусы, особенности, детали и поэтому, хотя муж быть стоит старше по возрасту, может быть, он поддерживает семью финансово, имеет какой-то такой очевидный авторитет, вот и в глазах ребенка, и в глазах жены. Но что касается, во что одеть ребенка, чем его кормить, там как там с ним правильно общаться – в таких вопросах жена может быть большим авторитетам и поэтому муж, хотя он может быть старше, занимает более высокое положение, он так же должен принимать этот авторитет жены. И это ни в коей мере не подрывает его авторитет, совсем, а наоборот – повышает, показывает его как такую более зрелую и чувствительную личность. Вот, нежели было бы странно, если такой, знаете, человек, который говорит «Все, я там вообще царь и бог во всех отношениях, все знаю, спрашивайте меня». Такого просто не бывает, в жизни совсем не так. Вот, поэтому нужно быть очень [неразборчиво] в этих вопросах.

Как культивировать в себе позитивное мышление?

00:39:00 Также в плане позитивного мышления в сфере отношений очень важно быть чувствительным к состоянию других. То есть люди настроены на восприятие каких-то определённых вещей, и мы находимся в обществе, в социуме, мы должны эти вещи как бы осознавать или чувствовать. Если мы этого не чувствуем, вот, то этим мы можем породить, так сказать, кучу проблем для самих же себя. Например, если сейчас вы, отправляясь в полет, проходя какие-нибудь там регистрацию, проверку в аэропорту, вас кто-нибудь спросит кто-нибудь спросит: «А что это у вас там такое в чемодане непонятное при просвечивание?» А вы скажете «Да это у меня там бомба». Если вы так неудачно пошутите, вот, то эта шутка вам будет дорого стоить, потому что эти ребята, которые там вот проверяют, все они не настроены на шутки, у них как бы свой настрой. Если вы их вот этого настроя не учтете, если своим если своим как бы таким вот игривым нравом пошутите, то вас точно снимут с рейса, рейс задержат, и будет куча разных проблем.

00:40:05 Буквально сегодня я прочитал в интернете как один какой-то мужчина, который ех.. опаздывал в аэропорт, ну, очевидно было, что он не успевал, нужно было каким-то образом задержать рейс, и он не нашел ничего лучшего, как просто позвонил в аэропорт анонимно, и сказал, что в аэропор… в этом самолете заложена бомба. Вот, ну, естественно, он своей цели добился. Вот, что рейс был задержан, он на него успел. Но, когда его вычислили, значит, по номеру мобильного телефона очень быстро, вот, то у него были серьезные неприятности. На этом рейсе он уже не полетел в любом случае, хотя он на него и успел. Вот, то есть если человек не учитывает вот этих вот всех моментов тонких: что ожидают люди, в каком настроении они находятся, вот, то тогда отношения будут не совсем гармонично строиться.

00:40:55 Итак, вожделение, жадность, гнев, другие негативные качества – помните те шесть врагов, о которых мы говорили некоторое время назад – это то, что портит лицо, все наше мышление, все наши отношения. Потому что именно вожделение побуждает нас завидовать старшим; жадность заставляет нас соперничать с равными, а гнев побуждает нас эксплуатировать младших и давать им разгон. Вот, то есть вот эти вот негативные качества, которые живут в нашем сознании, они не просто нам доставляют беспокойство, они еще и разрушают наши отношения с другими живыми существами. Вот, поэтому для хороших отношений необходимо победить вот этих вот трех, по меньшей мере, внутренних врагов – вожделение, гнев и жадность и, так сказать, как-то, по меньшей мере, их контролировать. Вот, потому что в противном случае они разрушат все три типа отношений – с младшими, и старшими, и с равными.

00:42:04 И, естественно, что, как я говорил, нужно стараться к младшим проявлять, наоборот, милосердие, с равными дружить, а старших уважать и выражать какое-то, так сказать, к ним почтение, служение совершать какое-то для них. Вот, тогда у нас будет развиваться правильное мышление.

Принцип «дадати» - давать

00:42:24 Вот, и самое главное, что исправляет, в принципе, наше мышление, делает его из негативного позитивным во всех трех типах отношений – с младшими, старшими, средними – это так называемый принцип дадати. Дадати на ведическом языке – санскрите – обозначает давать. То есть давать – это главное божественное качество. Почему? Потому что Бог – это тот, кто нам все дает. Все, что у нас есть, это все… мы уже пришли на готовенькое. Все-все есть – и воздух, и вода, земля, все микроэлементы, все тут овощи-фрукты, зерно, все продукты, зерно – все есть. То есть это качество Бога – давать. Он все всем дает. Вот, и, когда мы учимся давать, - младшим, средним, старшим – то фактически мы развиваем в себе самое главное божественное качество.

00:43:17 Вот, обычно люди всегда как бы занимают такую наблюдательную позицию и ждут, когда кто-то там сделает первый шаг. И они говорят вот там меня не любят, или меня не понимают. Или там что-то еще, кто-то меня ругает. Вот, то есть, как правило, это происходит в основном это все реакции на наше собственное неправильное поведение. Вот, и поэтому духовная традиция говорит о том, что мы должны ждать, мы должны сами учиться делать первый шаг. Не быть скупцом, не быть иждивенцем, которые постоянно живет в каком-то ожидание – когда же мне все тут дадут, сделают или устроят. То есть разумный человек, он должен понимать, что он сам в изрядной степени является господином своей судьбы и в полной мере… ну в принципе, в полной, но уже в своей прошлой деятельности он создал некоторые такие предопределенные ситуации на эту жизнь, и поэтому отчасти, так сказать, сейчас он уже может решить не все. Вот, но, тем не менее, то, что мы можем изменить, мы должны попытаться это изменить. И в этом, собственно говоря, состоит наша инициатива.

00:44:27 Итак, инициатива в том, чтобы давать. Давать младшим, давать средним, давать старшим. Когда мы делаем вот эту вот, так сказать, проявляем такую инициативу и начинаем быть людьми дающими, проявляющими свою милость к старшим вернее, милость к младшим, уважение к старшим, дружелюбие по отношению к равным, вот, тогда мы проявляем это высшее божественное качество и вот это наше бескорыстие, а в действительности аккумулирует их собственное бескорыстие. Вот, потому что бескорыстие – это благодарность, это основа любви. Любви, может быть, любви божественной, пока у нас еще может не быть. Вот, но в результате вот это чувство благодарности и жертвенности – это как раз то, что предшествует появлению самого высшего качества.

Как нужно совершать пожертвование?

00:45:23 Вот, конечно, на этом пути существуют определённые препятствия, потому что люди могут думать, что если я дал кому-то что-то, то теперь я могу просить о своем, то есть ты - мне, я – тебе. Вот, и вот такой вот кармический менталитет, такая расчетливость, оно на самом деле оскверняет наш дар, наше подношение. Вот, с другой стороны, наше бескорыстие стимулирует бескорыстие других. А наш эгоизм стимулирует эгоизм других. И вот ведическая культура, она как раз ставит своей задачей привить людям вот эту вот тенденцию отдавать, потому что мы не можем говорить о какой-то любви без жертв. Потому что любовь обозначает всегда отдать какую-то часть себя, любовь это всегда жертва. Но это радостная жертва. Потому, что мы отдаем тому, кого мы любим, то есть это жертва не должна восприниматься как некая потеря. Вот, мы что-то отдаем и мы видим с радостью, как человек радуется тому, что мы ему, скажем, там, поднесли, или дали, подарили.

00:46:33 То есть тот же Христос сказал, что блаженнее давать, нежели брать. Вот, но это необходимо почувствовать. Это, может быть, не сразу ощущение рождается у человека. Вот, но, если мы имеем такой опыт, что когда-то для кого-то мы что-то сделали бескорыстно, совершенно бескорыстно, не ожидая ничего взамен – то вот это дает внутренний такой вот особый вкус, который не сравним ни с чем, ни с какими похвалами и наградами. Это ощущение – его необходимо как бы поймать и почувствовать в себе, что отдавать на самом деле блаженнее, чем брать. Вот, но мы выросли в таком потребительском обществе, и нам, может быть, эта простая идея кажется очень сложной. Вот, но если это так, тогда ни о какой так сказать любви не может быть и речи. Потому что любовь, она впрямую связана с отдаванием. Но это отдавание, как я сказал уже, оно не создает ощущения потери. Чем больше мы отдаем, тем больше мы любим. Чем больше мы любим, тем больше мы даем.

00:47:35 Вот, если мы не любим давать, то себя к этому необходимо приучать, потому что иначе как же мы вручим себя Богу в конце жизни? В этом смысл духовной практики – полностью вручить себя Богу. Вот, есть такая история в ведах, где рассказывается о том, как один нищий святой просил подаяния. И он постучал, значит, в один дом, и какой-то жадный домохозяин вышел ему на встречу и сказал «О! Еще один попрошайка пришел. Все, ничего нету, так сказать, уходи». Вот, и потом он зашел в дом, из печи, значит, выгреб золу и, значит, высыпал эту золу в подол этому человеку. Вот эти такие отрешенные люди, монахи, многие носят такой как бы вот типа накидка такая. Впереди они, так сказать, берут её за края, получается как бы такой вот, ну, мешок, не мешок, в который они собирают пожертвования.

00:48:31 И этот странствующий монах, ну, этот мудрец, он собирал таким образом пожертвования, он так держал перед собой эту вот ткань распростертую, вот, и этот жадный домохозяин говорит «Ну чего, ничего нету. Все что есть – на, возьми» И высыпал ему этой золы. И когда он это сделал, то этот мудрец благодарил его и сказал «Большое тебе спасибо!» Тот удивился и сказал «За что ж ты меня благодаришь? Я ж тебя просто фактически оскорбил, унизил.» Тот говорит «Спасибо тебе за то, что ты начал свой процесс отдавания, хотя бы вот с такой мелочи, хотя бы ты вот золы мне дал на первый раз. Надеюсь, что в следующий раз ты дашь что-то такое более ценное». Вот, этому домохозяину стало ужасно стыдно, что он так себя повел некорректно. Он пошел домой, и вынес каких-то там продуктов, пожертвовал и извинился за это.

Важная роль пожервований

00:49:22 То есть нужно понять, что святые люди, прося пожертвование, учат нас процессу жертвы. Потому что сами мы будем очень долго собираться. Вот, святой просит нас отдать что-то, и сам потом это отдает Богу, он не занимается накопительством. Вот, таким образом он своей деятельностью стимулирует обязанности других людей, потому что семейные люди имеют как бы тенденцию к накопительству, и это накопительство делает их жадными людьми.

00:49:51 Вот, поэтому в ведическом обществе была такая структура, что есть так называемые Санньяси - отрешенные личности, которые странствуют по свету. Вот, и они дают людям духовное знание, а, значит, эти люди поддерживают их в материальном плане – кормят, дают им ночлег и так далее. Вот, и, благодаря тому, что, скажем, существует такая вот интеграция, обмен и происходит коллективный прогресс. Вот, но смысл-то в том, чтобы человек, так или иначе, учился отдавать, потому что если он не умеет отдавать что-то свое, то в конце концов ему будет так же трудно отдать себя Богу. А в этом смысл любой духовной традиции – вручить себя, вручить себя Богу. Вот, не такое простое дело. Вот, поэтому прежде чем мы научимся отдавать себя, нам необходимо научиться отдавать свое.

00:50:43 Поэтому ведическая культура – это культура, которая была построена на жертве, на благотворительности, на вот этой вот способности отдавать своё время, отдавать свои силы, отдавать свои какие-то возможности, там, какие-то средства для помощи другим. И благодаря вот этой вот жертвенности одних, это стимулировало жертвенность других, и в целом общество было такой как бы живой взаимопомощи, где люди были связаны не какими-то формальными контрактами, формальными правами и обязанностями, а именно живыми отношениями, основанными на любви и понимании и вот на этом принципе дадати – принцип давания.

00:51:20 Самое главное вот это божественное качество, потому что Бог – это тот, кто все дает. И когда мы учимся давать, то это и формирует, восстанавливает нашу божественную природу, и именно это - то, что помогает нам наладить отношения на всех трех уровнях – отношения с младшими, отношения с равными, отношения со старшими. Когда мы отдаем то, что мы можем – даем милость младшим, даем дружбу равным и отдаем своё уважение, почтение, служение старшим людям.

00:51:52 Вот коротко сегодня, так сказать, мы поговорили о природе мышления, о том, что такое позитивное мышление. Чем отличается духовное позитивное мышление от материального и как это позитивное мышление проявляется в отношениях к другим. На этом сегодня мы остановимся. Если какие-то есть вопросы – пожалуйста. - На текущий момент вопросов нет, но я думаю, радиослушатели смогут их напечатать, когда я объявлю для них немного музыки. И это время пришло. Василий Рюрикович, оставайтесь с нами. Я думаю, что вопросы обязательно будут.

00:52:27 Джингл. Музыка.

Вопросы - ответы

00:52:45 - Итак, давайте же продолжим, дорогие радиослушатели, напомню, что с нами сегодня в прямом эфире Тушкин Василий Рюрикович специалист-востоковед в области ведической культуры. Мы начали новый семинар «Позитивное мышление» и вопросов пока именно по этой теме нет, но есть благодарности. Я прямо с них и начну. Василий Рюрикович, вы все еще с нами?
- Да, я слушаю вас.

Как соблюдать режим дня при смене летнего и зимнего времени?

00:53:09 - Так, я зачитаю благодарность, которая была прислана вам. «Василий Рюрикович! Спасибо вам огромное за ваши лекции! Сейчас слушаю ваш семинар «Самое сокровенное знание» (видимо, в записи). Вот представился случай поблагодарить вас. Особенно мне понравилась лекция «Магия звука. Ведические мантры». По сегодняшней теме – действительно, не замечала в себе, что частенько даю сначала негативную оценку человеку хотя бы в уме. Вот теперь буду следить за мыслями» - пишет Гуля.
Итак, давайте приступим к вопросам. Вопросы к нам прислал Александр, их очень много, но они опять же-таки не по сегодняшней теме, но человек всё равно интересуется.
«Насчет режима дня: говорится, что вставать нужно в шесть утра, а ложиться к двадцати одному часу по зимнему времени. Эта схема действует в любое время года? Даже по летнему времени, когда прибавляют один час?» - спрашивает Александр.

00:54:05 - К сожалению, мы живем в такой стране странной, где со временем очень легко распоряжаются, хотя время – это на самом деле – энергия Бога. Вот, общий принцип таков – конечно, сейчас время гуляет – плюс час. На самом деле это получается плюс два часа, потому что в нашей стране введено декретное время. Вот, как только была революция так сказать произведена, первое, что сделал дедушка Ленин – это декрету времени – время вперед, то есть время было на один час вперёд переведено уже. То есть мы с самого начала обгоняли время уже на один час вперед, это так называемый декретный, и к этому еще один час летний добавляется. На два часа впереди объективного астрономического времени. Вот, допустим, сейчас сколько там в Москве? Сейчас я соображу. У вас… у нас тут уже десять минут восьмого вечера
- У нас двенадцать…
- Десять минут первого, да?
- Да, десять минут первого.
- То есть ну, допустим, двенадцать. То есть сейчас получается, что объективно сейчас десять утра в Москве. Десять утра. Вот, а часы показывают двенадцать. Вот, вполне понятно, что это не совсем нормально. Вот, и, хотя нам говорят, что это не сказывается на здоровье - сказывается, и еще как. Вот, то есть нужно понять сам принцип. То есть, конечно, люди, там власть, может делать что хочет, но как бы если мы живем в знании, то нам никто не помешает. И принцип таков, что вставать нужно примерно за два часа до восхода и, поскольку восход как бы сдвигается регулярно, по мере того, как наступает лето или зима, вот, то будет изменяться и время на часах. Там, когда-то это будет… может быть, летом это будет четыре утра, а зимой это будет шесть утра. По-разному в зависимости от того, в какое время мы живем.

00:55:54 Вот, что касается отбоя, то конечно, сложно тут давать какие-то конкретные советы, особенно что касается лета в северных широтах, когда вот этот вот феномен – так называемые белые ночи и так далее. Вот, когда, ну, долго сохраняется свет. Вот, тем не менее, лучше стараться так сказать ложиться спать где-то может быть около десяти, но точно, точно не слишком долго после десяти, потому что там, где, конечно, очень светло, трудно спать, когда светло, когда там еще какие-нибудь там.. жарко, лето, открытые окна, дети там шумят под этими окнами. Вот, но, тем не менее, нужно… с восходом более-менее понятно – я определился – где-то за два часа до восхода, вот, в зависимости от времени года.

00:56:41 Что касается отбоя, то, ну, зимой-то проще, потому что рано темнеет и поэтому легко лечь спать. А летом сложнее, потому что светло допоздна и трудно. Вот, ну тут уж надо, как говорится, ставить себя в определённые рамки и просто прикиньте: вот если, допустим, у вас точка вос… подъема, предположим, летом, не знаю, предположим, в пять, допустим, часов в пять утра, да? Предположим. Значит, человек должен спать где-то, ну, в среднем там, шесть часов, ну максимум семь часов. Не больше семи часов. В идеале. Если человек занимается духовной практикой. Если не занимается духовной практикой, как правило, он спит, может быть, больше – восемь часов и так далее. В общем, просто возьмите, если вы, допустим, встаете в пять утра летом, предположим за два часа, за час до восхода или там за два часа – в четыре, и просто отнимите от этого шесть или семь часов. И у вас получится, соответственно, там, одиннадцать вечера самое позднее или лучше десять. Вот, то есть мой совет – даже летом лучше это делать не позже чем десять – десять тридцать. Вот так. Это будет наиболее надежным. Тогда вам будет легче и рано встать, соответственно.

00:57:52 - Зачитаю следующий вопрос. «Как правильно, благоприятно повесить в комнате картину с Кришной? Какая стена, сторона света, чтобы ря… и что рядом не должно находиться?» Вот такой вот вопрос.
- Если дома нет алтаря, просто вы хотите изображение повесить, тогда в идеале для этого подходит восточная стена или северо-восточная, или северная, или северо-восточная [неразборчиво]. Вот эти стороны считаются более-менее благоприятными. Вот это идеал. Не должно быть рядом чего-то не должно быть оленьих рогов, медвежьих шкур, каких-нибудь там чучел животных или картин в духе «Иван Грозный убивает своего сына» - в таком ключе. То есть если какой-то какую-то стену или какой-то уголок вы, так сказать, выделяете для иконы, для такой, для священного такого изображения, для божества, для алтаря, вот, то это место должно быть свободно от всяких разных вот этих вот низменных вибраций, кото… в том ключе как я примерно перечислил.

00:59:05 - Следующий вопрос звучит так: «Насчет облысения. В основном это наказание мужчин. А ясно, что это кармическое. Вопрос: за что это наказание и как его переработать?»
- Ну, я отвечу вам в духе так сказать сегодняшней лекции: мыслите позитивно! Воспринимайте это не как наказание, а как, наоборот, благословение. Реже стричься надо или вообще не надо. Так сказать, сэкономить на этом деле хорошо.

00:59:31 - Хорошее настроение с «Аюрведа-радио» (Джингл)

транскрибирование: Юлия Анцупова | 16 августа 2011