§792 Пост не является целью жизни

Преданный: Есть история в Библии, в которой описано, как Христос слышит жалобы фарисеев, священников, они жалуются его ученикам, что ученики не следуют определенным правилам, не совершают некие аскезы. И Христос отвечает фарисеям: «Когда присутствует жених, то невесте не нужно поститься».

Шридхар Махарадж: Это означает, что служение – самый важный фактор, а пост не является целью жизни. Служение является целью жизни, и когда оно совершается, мы питаемся как следует и принимаем всё что угодно для того, чтобы быть способными совершать служение. Эта аналогия означает то, о чём идёт речь. Сама по себе аскеза лишена ценности. Та аскеза, которая необходима для служения, позитивного занятия. Такого рода аскеза, отказываться от дурного – значит быть способным стремиться к позитивному. Аскеза не есть самоцель, отстранённость от негативной стороны, служение. Служение является самым важным фактором, юкта-вайрагья, когда речь идёт о подлинном служении, то всё, что будет необходимо для этого служения, мы будем брать столько, сколько необходимо из фондов Кришны. Всё принадлежит Кришне, и мы должны брать пищу, одежду, всё, что необходимо ровно столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить Его.

Не только в том, что касается пищи, но и в одежде также, то, что нравится Кришне. Гопи, то как они одеваются, это не есть некое излишество. В противном случае то было бы излишество, удовлетворять самого себя или другого человека. Но необходимо регулировать это явление одной целью, а именно тем, что нравится Кришне. Их одежда означает соответствие такому стандарту, вкусам Кришны. Они не одеваются изыскано и не одеваются как люди бедные, они не являются слугами материального благополучия или богатства. Они являются служанками сладостной воли Кришны, и эту аналогию мы можем принимать в свете вышесказанного: невеста стремится удовлетворять жениха. Это обязанность невесты или жены, поэтому жена не должна совершать аскезы. Она будет достаточно питаться, чтобы она была способна совершать максимальное служение своему владыке, в этом ценность аналогии.