Глава 8. Сказание о Маркандее

Новомосковск - 08 January 2018
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:17:13 | качество: mp3 128kB/s 15 Mb | прослушано: 1920 | скачано: 799 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 1. О Сута, непревзойденный сказитель! Святой среди мудрецов! Да продлятся долго дни твои! Говори, говори еще. Да не умолкнут уста твои, ибо словом твоим ты указуешь заблудшим душам путь из мрака призрачных существований.

00:00:42 2-5. Расскажи мне о сыне Мриканду, Маркандеи, кто некогда наделен был столь долгой жизнью, что пережил кончину света, когда по истечении дня Брахмы вселенная погрузилась в воды всеобщего потопа. Маркандея приходится мне далеким предком, и он поныне живёт и здравствует, хотя минула уже добрая половина нового дня создателя. По преданию, когда он очутился один в пустоте и безлюдье посреди бескрайних водных пространств, он увидел маленького Мальчика, спящего на листе баньянового дерева. Расскажи, что было дальше, ведь тебе известны все сказания, сошедшие из уст Вьясадевы.

00:01:47 6. Сута отвечал: - О Шаунака, вопрос твой уместен ныне, как никакой другой. Ибо вопрошаешь ты о Всевышнем Нараяне, что рассеивает скверну в сознании людей нынешнего века Кали.

00:02:08 7-11. Еще в отрочестве, после искупительного обряда приобщения к брахманскому сословию, проведенного отцом, Маркандея стал изучать священные Предания и налагать на себя обеты подвижничества. В течение многих тысяч лет он чтил обет безбрачия, священный Закон, богов, и всех, кто соблюдал предписанные Ведами обряды. Он бродил по земле в черной, подобранной поясом, оленьей шкуре, со спутанными волосами, с повязанным на груди священным шнуром, с сосудом и посохом в руках и четками из семян лотоса, отрекшись от мирских радостей, удивляя смертных своим обликом. В утренние и вечерние сумерки Он чтил Всевышнего в пяти Его ипостасях – жертвенного огня, Солнца, учителя, брахманов и Вездесущей Души. Он просил у мирян подаяние и отдавал все собранное учителю, и ел пищу, лишь если учитель дозволял ему. Так, предаваясь благочестивым размышлениям, совершая жертвоприношения и подвиги умерщвления плоти, Маркандея одолел смерть.

00:03:48 12. Брахма и его сыны - Бхригу, Шива и Дакша, пращуры и бестелесные духи, люди и бессмертные боги – все существа дивились заслуге Маркандеи.

00:04:06 13. Ступая стезей подвижничества, воздержания, умерщвления плоти и священного созерцания, мудрец избавился от желаний мира.

00:04:18 14. И покуда он предавался своему суровому покаянию, миновало шесть царствований Ману.

00:04:28 15. В седьмое, нынешнее царствие Ману, повелитель богов Индра узнал о Маркандее и, устрашившись, что власть его на небесах поколеблется от подвигов отшельника, решил совратить последнего с праведного пути.

00:04:50 16. Громовержец призвал к себе бога любви Каму, ангелов и небесных дев-соблазнительниц, призвал к себе весну, благоухающий сандалом гималайский ветер и жадность с дурманом и повелел им соблазнить стойкого подвижника.

00:05:10 17. Тот же час посланцы небесного царя явились гурьбою в уединенную обитель Маркандеи, что расположена на берегу реки Пушпабхадры у склона горы Читры в северных Гималаях.

00:05:29 18-20. Пробираясь по тропам и полянам, посланцы небесного владыки увидели в глубине леса, на берегу реки, в прекрасной местности, восхищающей взоры, обитель отшельника. В лесу том веял приятно освежавший ветерок, с горных склонов струились журчащие водопады, на цветущих кустах и деревьях, наполнявших воздух чудным благоуханием, пели сладкоголосые птицы, и над ветвями, гнущимися под тяжестью цветов и плодов, жужжали медоносные пчелы. Бог любви заиграл на рожке свой чарующий напев.

00:06:21 21. Следом в обитель отшельника ступила весна, и растаяли снега на горных вершинах, и весело побежали по склонам ручьи и реки. Густые леса в окрестности наполнились благоуханием цветов. Звери и птицы в страстной жажде потомства затеяли свои любовные игры.

00:06:48 22-23. Бог любви с толпою сладкоголосых ангелов и райских дев приблизился к тому месту, где, прикрыв глаза, сидел, сияющий святостью и погруженный в размышления, Маркандея. И тогда Кама натянул свой лук, разящий без промаха, и положил на него свою невидимую стрелу о пяти остриях.

00:07:18 24. Райские девы пустились в пляс, блистая драгоценными нарядами. Ангелы под звуки лютней принялись услаждать слух отшельника сладкими песнями.

00:07:32 25. Так весна, жадность, благоухающий ветер, ангелы, девы и бог любви с его острыми стрелами соблазняли Маркандею и отвлекали его от опасного для богов подвижничества.

00:07:51 26-27. Потом одна из райских дев по имени Пунджикастхали стала играть с мячом, поднимая его с земли и подкидывая высоко в воздух, чтобы Маркандея мог любоваться гибкостью её тела. Играя вокруг мудреца, она бросала на него робкие, полные нежности взгляды. На ветру развивались её легкие одежды, обнажая её округлые бедра; маленькие изящные ступни девы окрашены были красным порошком, и на лодыжках её золотыми колокольчиками звенели браслеты.

00:08:40 28. Тогда Кама, вечно юный бог любви, вооруженный луком желания, решил, что в сердце отшельника вселилась неодолимая страсть, и пустил в него цветочную стрелу, от которой ещё никому не удавалось уберечься.

00:09:02 29. В это мгновение Маркандея увидел нарушителя его благочестивых размышлений и в гневе сжег Каму пламенем своего взора. Так, наступив на спящую змею, неосторожный ребенок находит свою погибель.

00:09:23 30. Зная, кто послал к нему соблазнителей, мудрец тем не менее продолжал своё благое раздумье, хотя в его власти было испепелить могучего громовержца со всей его свитою. Воистину великой душе неведомо чувство гнева.

00:09:46 31. И царь небес дивился тому, как Маркандея сумел оградить себя от могущества Камы, бога любви.

00:09:59 32. Вскоре лесному отшельнику явился Господь Вседержитель в обличии мудрецов Нара-Нараяны.

00:10:10 33-34. Светлоликий и темноликий мудрецы были о четырех руках, с большими черными глазами, подобными лотосам, с тонким станом и широкой грудью, кою пересекал трижды сплетенный священный шнур. Облачены они были в грубые рубища и шкуры из черной антилопы. В руках мудрецы держали сосуд для воды, бамбуковый посох, молитвенные четки из семян лотоса, пучки священной осоки и травы дарбхи, олицетворяющей Веды. От них исходило сияние, как от яркого светила, и обликом они были прекрасны, как Солнце и Луна.

00:11:05 35. Едва увидев пришельцев, Маркандея поднялся со своего места и поклонился до самой земли.

00:11:14 36. Великой радостью наполнилось его сердце, чувства ожили, тело обрело юношескую силу. Со слезами на глазах он взирал на Всевышнего, не в силах поверить своему счастью.

00:11:32 37. Он мысленно заключил своих Спасителей в жаркие объятия и дрожащим голосом шептал благодарственную молитву.

00:11:43 38. Затем Маркандея пригласил Мудрецов сесть на почетное место и оказал Им надлежащее гостеприимство: подал воды для омовения ног, сандаловый состав, душистое масло, благовония и цветочные гирлянды.

00:12:02 39. Поклонившись вновь Мудрецам, Чьи лица светились добротой и благорасположением, Маркандея промолвил благоговейно:

00:12:14 40. - Господи Всемогущий! Возможно ли человеку описать Твои достоинства! От Тебя происходит жизненный воздух, что приводит в движение чувства, мысли и речь. В Тебе черпают жизненные силы люди и боги, творец Брахма и разрушитель Шива. Ты Владыка над всеми тварями, и Ты друг тем, кто предан тебе.

00:12:45 41. Как и прочие Твои образы, Ты принял нынешний - двоякого Мудреца, дабы даровать избавление страждущим в трех мирах, кои Ты творишь, как паук свои паутины, и, как паук, вбираешь их в себя.

00:13:04 42. Господи Всемогущий! Ты Владыка и Хранитель всех существ – движимых и недвижимых. Ты оберегаешь рабов Твоих от власти времени, судьбы и власти природы. Тебя славят в молитвах одинокие затворники, постигшие мудрость Вед. О Тебе размышляют молчальники, усмирившие плоть и чувства. Я склоняюсь к Твоим лотосным стопам.

00:13:38 43. Подле стоп Твоих душа обретает спасение от цепей рождения и смерти. Тебя боится само время, пред которым трепещут все живые твари, и даже их создатель, бессмертный Брахма.

00:13:56 44. Ты изначальный Учитель Истины, и Ты суть Истина. Ты Спаситель утративших надежду на спасение. В Тебе находит убежище всякая душа, отринувшая очаг и телесные нужды. Кто сподобился услужить Тебе, тот утоляет все чаяния своего сердца.

00:14:23 45. О Повелитель жизни! Благодетель души! Твоим волшебством сотворены три свойства природы, кои творят, хранят и уничтожают зримую вселенную и всех её существ, включая пресветлых богов. Просветленность Ты почитаешь благом. Возбужденность и помрачение – злом, ибо от них происходят в мире все страдания, страх и обман.

00:14:57 46. Мудрые чтят Твой чистый образ и образ Твоего непорочного служителя и отвергают изваяния из тлена. Святые молятся на Твой облик чистого света, из коего соткана Твоя непорочная Обитель, где нет места страху, где всё исполнено совершенным блаженством.

00:15:24 47. Ты Вездесущий. Образам Твоим нет числа. Ты Владыка мира, ныне принявший обличие Мудрецов Нары и Нараяны, пред коими склоняются боги и прародители вселенной. Ты отрешенный от мира Молчальник, хранящий мудрость Веды.

00:15:48 48. Живые твари, обманутые чувственным опытом, не способны узреть Тебя, пребудущего в их чувствах, сердце и жизненном воздухе. Чей разум обманут Твоей волшебной игрой света, тот не умеет видеть Тебя, сущего всюду. Твой образ сокрыт даже от Брахмы, вселенского учителя, хотя и постиг он Веды из Твоих уст.

00:16:21 49. Образ Твой – сокрытая в Ведах тайна, кою со дня творения тщатся постичь мудрецы под водительством самого Брахмы. Я склоняюсь пред Тобою, о Ком вещают мыслители Вед. Я склоняюсь пред Тобою, Чья природа сокрыта пеленой обмана и доподлинно ведома лишь Тебе одному. Тобою проявляется целый мир, но волшебство Твоего проявления остается непроявленным и непостижимым.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 23 January 2018