Но Джива умирает там!

Навадвип-дхам - 17 June 1982
1982.06.17.B + 1982.06.18.A +1982.06.19.A
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:35:56 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 31 | скачано: 43 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Преданный: Махарадж, я читал, что Рупа Госвами работал во Вриндаване, переводя книги, и некто Валлабха Бхатта сказал ему: «Я поправлю изъяны в твоих книгах», и Джива Госвами был разгневан.
Шридхар Махарадж: Он не говорил: «Я поправлю ошибки в твоих книгах», но:
— Посмотри, здесь есть грамматические ошибки.
— Да, ты можешь их исправить, отредактировать.
Тогда он исправил эти места. Эту сцену увидел Джива Госвами. Валлабха Бхатта сделал исправления и отправился купаться на Ямуну, а Джива Госвами под предлогом того, что ему нужно набрать воды, последовал за ним, и по дороге он догнал Валлабху и спросил:
— Я хотел бы знать, какие исправления ты сделал.
— Да, вот такие-то и такие исправления, здесь присутствуют грамматические изъяны, я поправил их.
Джива Госвами задал вопрос:
— Почему ты сделал эти исправления? На самом деле вот так-то и так.
Валлабха Бхатта согласился:
— Да, ты прав, в исправлениях не было необходимости, я допустил ошибку.

00:01:42 Затем, после омовения, он вернулся в ашрам и сказал Рупе:
— Я хотел внести исправления, но теперь я вижу, что я ошибался, а то, что ты написал, было правильным. А кто этот юный мальчик, живущий в твоем ашраме? Он очень разумен, наделен глубокими познаниями.
— Он мой ученик, зависимый от меня, он младший.
— Он гений, он исправил меня.
— Может быть.
Валлабха Бхатта ушел, а Рупа Госвами обратился к Дживе:
— Что ты наделал?
— Я сделал то-то и то.
— Ты должен покинуть ашрам, тебе присуще тщеславие, стремясь утвердить своё положение ученого, ты так поступил.
Что поделать, он ушел. Известия об этом дошли до Санатаны Госвами. Обычно он странствовал, ходил по всему Враджа-мандалу, и он пришел в определенное место, некий гхат, и там он узнал о том, что здесь находится один красивый юноша и совершает суровые аскезы. Он не собирает мадхукари¹ и погружен в свой бхаджан, он очень худой. Санатана Госвами понял, что это, должно быть, Джива. Он пришел к нему и обратился:

00:04:06 — В чем дело? Ты исхудал, не ешь, ты не принимаешь то, что необходимо для здоровья.
Джива, конечно же, плакал и отвечал:
— Меня не интересуют ни тело, ни здоровье, меня отверг Шри Рупа Прабху.
— Хорошо, но ты должен принимать столько, сколько необходимо для того, чтобы сохранять жизнь, не нужно совершать самоубийство.
Затем Санатана Госвами отправился к Рупе.
— О Рупа, какова, по твоему мнению, суть учения Махапрабху?
— Джива-дойа², нама-ручи, вайшнава-сева.
— Джива-дойа, неужели? Но Джива умирает там, тебе все равно?
Таким образом он дал намек и ушел, но Санатана был Гуру Рупы Госвами. Он подумал: «Что это за намек — джива-дойа, Джива умирает?», и он послал за Дживой, такова история.

00:05:43 Есть ещё одна история. Один дигвиджай³ пришел и бросил вызов Рупе и Санатане: «Поставьте подпись, распишитесь в том, что вы не хотите дискутировать со мной или дискутируйте», тогда они расписались в поражении: «Мы не квалифицированы, у нас нет качеств дискутировать с тобой». Получив их подписи, дигвиджай был удовлетворен, но ему сказали о том, что в этих местах живёт ещё один пандит. Он очень юн, но он хороший ученый, не победив его, ты не сможешь обрести репутацию абсолютного чемпиона. Он пришел к Дживе и сказал: «Я слышал, что ты ученик этих двух, я покажу тебе подписи твоих Гуру, и ты тоже должен будешь расписаться. Ты пользуешься хорошей репутацией среди здешних ученых. Я сказал твоим Гуру: «Либо подпишитесь в поражении, либо дискутируйте со мной». Твои Гуру подписали». Джива спросил: «Где подпись моего Гурудева?» — «Вот она», — показал документ дигвиджай. Джива взял эту бумагу, разорвал её в клочки. Дигвиджай заявил:
— Как ты смеешь?!
— Нет, ты не понимаешь, почему они подписались. Теперь я бросаю вызов тебе. Победи меня в диспуте, и тогда ты узнаешь, почему они поставили эти подписи.

00:08:21 Что делать, началась дискуссия, и пандит был побежден Дживой Госвами. Джива сказал: «Теперь постарайся понять, какие это личности, мои Гуру, они с ненавистью относятся к подобным сухим дискуссиям о смысле Писаний. Писания не предназначены для этого, они дают нам высочайшее явление. Ты же злоупотребляешь Писаниями, и они не захотели тратить своё драгоценное время на диспуты, обсуждения шастры с таким человеком, как ты, стремящимся к славе. Тот, кто обладает Преданностью Кришне, того не интересует пратиштха, имя и репутация, он ненавидит подобные явления. Лишь для того, чтобы преподать тебе этот урок, я сделал это, а иначе ты совершил бы вайшнава-апарадху и отправился бы в ад, поэтому я вступил в диспут с тобой».

00:09:42 Природа Дживы Госвами, его характер был присущ нашему Гурудеву: приходите, сражайтесь со мной. Вы поймете, кто такие Рупа и Сатана, наши Гуру, вы сумеете осознать, в противном случае вы будете сахаджия, имитаторами. Они столь велики, столь благородны, и, чтобы показать это, я готов сражаться со всем миром, лишь для того, чтобы показать высокое положение моих Гуру, Рупы и Санатаны. Если это мой эгоизм, то не имеет значения, мне все равно, но ради блага всего мира я хочу утвердить истинное положение моего Гурудева и Махапрабху, насколько высок и благороден. Я не стремлюсь к имени, славе, реаутации. Я не стремлюсь утвердить, но если кто-то будет говорить, что я эгоист, то мне все равно, я не стремлюсь к пратиштхе. Я хочу доказать величие Кришна-премы Махапрабху, Рупы и Санатаны. Гаудия Матху присущ подобный темперамент, сражение со всем и вся для того, чтобы показать достоинство Рупы и Санатаны, величие Божественной Любви Враджи, насколько она высока и благородна. Мы готовы умереть в попытках показать миру эту славу. Махапрабху говорит о необходимости продолжения этой работы с целью утвердить достоинство Сознания Кришны. Градация была дана, шастры были даны. Игнорируя все это, мы оденем белые одежды, будем произносить несколько слов и думать, что мы обрели все это, — это глупо. Махапрабху говорил, что имитация — марката-вайрагйа, марката означает обезьяна. Обезьяны не носят одежду, питаются овощами, как правило, а когда овощи недоступны, она постится, но это имитация, обезьяна не является садху. Не внешняя сторона важна, но внутреннее содержание.

00:13:15 Который час?
Преданный: Без пятнадцати десять.
Шридхар Махарадж: Я остановлюсь на этом, в 10:30 у меня есть одно дело.
Преданный: Тогда мы пойдем, Махарадж.
Шридхар Махарадж: Доктор сказал: «Утешение здесь следующее: люди, которые страдают такой мигренью, очень умны».
Преданный: Мы знаем, в вашем случае так оно и есть, доктор сказал вам это.
Шридхар Махарадж: Да, Наполеон страдал подобной мигренью. Когда это доктор сказал мне, что 55 ударов — нормальный пульс, когда моё здоровье было хорошим, во времена колледжа, пульс составлял 55 ударов, очень медленный. Один хороший доктор был здесь, знающий доктор. Я объяснил ему, что мой пульс всегда был таким. Он сказал мне, что пульс Наполеона составлял 35 ударов, и он мог спать верхом на лошади на протяжении 5 минут, и ему было достаточно. Он страдал головной болью, и говорят, что Наполеона схватили, когда у него была головная боль, и он был без чувств. Он был схвачен, когда испытывал приступ мигрени, в противном случае он был неуязвим, это новое историческое открытие в отношении Наполеона. Однажды с ним случился приступ мигрени, в это время его атаковали и схватили.

00:16:08 Я думал, что мой пульс был таким медленным, поскольку я практиковал йогу в прошлом. В детстве, когда мне было 13, во время получения священного шнура, я практиковал йогу до известной степени, санди и т.д., но это не имеет никакого отношения к Кришна-бхаджану. Эти упражнения могут помочь телу или уму, но бхакти — нечто другое. Шаранагати, без шаранагати ни йога, ни гйана — ничто не может быть заменой шаранагати. Это Его сладостная воля, и она не может быть подчинена, самодержавная сладостная воля. Лишь покорность с нашей стороны, шаранагати, в противном случае любой иной процесс не действенен, чтобы привлечь Его. Гйана-шунйа-бхакти. Гйана, йога — всё это препятствия, оппозиция, они предназначены для ищущих спасения или отречения. Параматма, Васудева, крипа Махапрабху, милость Гауранги. Кто есть этот Гауранга? Объединение Шри Кришны и Шри Радхи. Господь Чайтанйадев есть не кто иной, как объединение Радхи и Говинды, движение учрежденное Им. Кто Он? Кришна и Радха — объединение, это сама жизнь, достоинство и обещание нашей удачи. Когда это придет, кто знает, явление, рекомендованное самим Кришной.

00:19:37 Преданный: Да-да, я внесу это исправление.
Шридхар Махарадж: Это реальность, мы не можем обойти это, быть неблагодарными.
Преданный: Вчера мы дискутировали, говорили о югааватаре, и я увидел в «Бхагаватам» различные имена и цвета для разных юг. Но также нашел в «Амрита-пралабха бхашйе», Бхактивинод Тхакур говорит: «Белый, шукла-аватар, есть также Капиладев Девахути». Но в 11-й песне «Бхагаватам» Капиладев не упоминается, и я задаюсь вопросом.
Шридхар Махарадж: Я слышал, Хамса-аватар.
Преданный: Да, Хамса Пришнигарбха.
Шридхар Махарадж: А это воплощение, я слышал, Хаягрива.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Ягйа была рекомендована в Трета-югу Хайагривой, то что упоминается в комментариях Дживы Госвами. У меня нет их, мы должны найти их, посмотреть. Все цитаты Дживы Госвами доступны.

00:21:32 Преданный: Я посмотрел в «Лагху Бхагаватамрите», но там это явление не описано подробно.
Шридхар Махарадж: Но в «Шримад Бхагаватам» ясно утверждается. Джива Госвами, должно быть, упоминает, или Баладев Видйабхушан, или Вишванатх Чакраварти. Преданность — причина самой себе, позитивное явление, а негативное — это покрытие, осквернение, это явление уйдет. Насколько бхакти будет развиваться, настолько скверна, покрытия, исчезнут. Внутренняя плененность и внешние потребности устраняются, грязь отбрасывается, очищение. Цель становится все более и более отчетливо видна, и свобода приходит соответственно. Верный служащий царя наслаждается большей свободой, не наемный работник. Наемный работник тоже наслаждается свободой, но соответственно степени интенсивности веры мы получаем большую степень свободы, это садхана-бхакти, подобные стадии. «Бхагаватам» — Писание, и также Бхагавата — личность. Преданный благодаря служению им, их влияние, вдохновение приходит к этой крохотной душе и очищает ее, возникает фундамент для служения Кришне.
Преданный: Что означает прай в данном случае?

00:24:50 Шридхар Махарадж: Прай означает «почти», когда все нежелательные явления почти исчезли, тогда мы можем назвать эту стадию ништхой. Все нежелательные элементы исчезли, и на этой стадии мы можем сказать, что человек обрел ништху, а когда они присутствуют в большом количестве, и мы склонны к Преданности, это ещё не надежное состояние, ему нельзя доверять. Но надежное состояние, когда большая часть времени и энергии отдается служению Кришне, и какие-то незначительные остатки прошлого присутствуют, но это можно игнорировать, не придавать этому большого значения.
Преданный: Махарадж, но ведь это нитйам бхагавата севая в одном смысле. Если это нитйам бхагавата сева, то почему эти недостатки не устранены полностью?

00:26:18 Шридхар Махарадж: Прошлые деяния хранятся в очень тонкой форме, грубые последствия уже устранены, но тонкие реалии также должны быть устранены ради полного, тотального обращения. Карма делится на две категории главным образом. Прарабдха — это те плоды, которые созреют в этом теле, апрарабдха — то, что созреет в будущем. Апрарабдха делится на то, что созрело; то, что прорастает; и то, что содержится в форме семени, неразличимое положение. Мы не можем сказать, что там внутри. Это кута, это путь акара в пракрити. Постепенно эти явления рассеются, им придет конец. Высшее нераспознаваемое, тонкое явление это может быть. Кришна-бхакти захватывает сердце, и однозначно даже эти тонкие явления уйдут. Сознание Кришны закрепится на земле сердца, им придется уйти. «Если человек когда-либо обрел связь со Мной, то он однозначно находится в безопасности», — это гарантия, личная концепция Наслаждающегося. Он для Себя. Эта концепция. Не начало, лишенное формы, но обладатель тончайшего тела, позволяющего наслаждаться. Не только концепция того, что Высшее начало есть концепция сознания, этого недостаточно, но представление, согласно которому у Него есть право наслаждаться, в Нем можно увидеть. В этом случае Парабрахман, Васудев, Пурушоттама, джива принимается и безраздельно следует — это Сознание Кришны. Вишну-бхакти Вайкунтхи, Преданность, связанная с расчетом, и спонтанная Преданность, анураг. То, что пленяет меня в мире наслаждения, должно присутствовать в изначальной силе, и я буду связан этими отношениями с Высшим Существом. Мы видим высочайшую пленяющую силу в отношениях полов, и достичь этого исчерпывающего, всеобъемлющего, пленяющего идеала всяческого возможного служения от нас, для нас это должно быть высочайшим.

00:32:09 Гйанудас говорит: «Каждый атом моего существа плачет, стремится к соответствующему атому тела моего Господа в служении Ему». Это высочайшая концепция нашего идеала, в мадхурйа-расе это возможно. 24-часовая занятость, полная, целостная занятость возможна только в мадхурйа-расе. Это явление дал Махапрабху и Гуру-парампара. Мантрам также, все наши мантрам указывают в этом направлении, обращены к этой цели — безраздельное самопредание, отдание себя, и мы не должны думать, что там присутствует какая-то грязь. Там присутствует самое чистое явление, но поскольку мы считаем, что здесь это служение самое низменное, бренное, предосудительное, в нашем случае мы колеблемся принимать идею супружеской любви или отношений полов. Но мы не должны лишь устраивать шоу, в этом опасность лагеря сахаджия, и наш Гуру Махарадж пришел, чтобы спасти людей от этой опасности. Речь не идет об имитации, но признается во всех отношениях, что это то самое положение, которое пришел дать Махапрабху. В то же самое время мы не должны думать, что другие параферналии служения обладают меньшей ценностью. Нет, сакхйа, ватсалйа — все они имеют своё положение, и они верховные по-своему. Каждая из них считает, что мы находимся в лучшем положении, самом счастливом. Это не есть нечто малое, нечто, чем можно пренебречь, эти реалии также очень высоки. Насколько высоко это явление, когда этот великий пандит говорил с Махапрабху, он сказал это. Шукадев тоже сказал нечто подобное. Это явление не следует примешивать в ватсалйа-расу или сакхйа-расу, считать, что это ничто, скорее, они помогают. Существует органическая взаимосвязь, невозможно исключить нечто из картины. Существуют другие отношения, и все вместе эти отношения образуют картину Сознания Кришны, их ценность не следует принижать.