Как принять авторитет мужа?

18 сентября 2011
Дома муж – представитель гуру. Близкие отношения приводят к фамильярности. Как быть, когда наш авторитет ведет себя неправильно? Равенство мужчин и женщин. Положение мужа. Гуны страсти, благости, невежества и баланс. Выполнение долга и взаимное служение друг другу. Служение дает совершенство. Вайшнав – значит сострадающий.
лекция для глубокого изучения из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:43:05 | качество: mp3 32kB/s 10 Mb | прослушано: 367 | скачано: 413 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Дома муж – представитель гуру

00:00:00 Можете просто задавать вопросы. О чем мы говорили на прошлой лекции.
Из зала: Мы говорили о кривом носе. Как решить проблему, если у вас кривой нос. Нужно найти мужество в сознании. Кривой – это как понимать? Кривой это когда в сознании Кришны с проблемами, или вообще не сознает этого.
А.: Кривой нос – это когда нет сознания Кришны, правильный нос – это когда есть сознание Кришны. Я сегодня утром читал письмо, которое Прабхупада написал Говинде Даси. Он там писал, что я очень озабочен.…Ну она написала ему какое-то письмо, и он пишет: я очень озабочен, меня очень взволновало то, что ты мне написала. Он говорит, я пытаюсь ввести систему брака в нашем обществе, он пишет. Но как-то такие ученики другой жизнью жили до этого и сами они сидят со мной в комнате, они сидят отдельно и когда они выходят, они начинают друг с другом общаться. Свободно очень. И возникают проблемы. Поэтому я пытаюсь ввести эту систему брака. Он потом продолжал говорить. Она жаловалась на своего мужа. Он говорил: до тех пор, пока он хочет быть преданным, ты должна приспособиться к нему.

00:01:43 И, через несколько писем, мы можем прочитать еще одно письмо, где он пишет: забудь о нем. Прабхупада пишет. Всего лишь через пять страниц. Через два дня письмо. Забудь о нем, поскольку он ведет себя оскорбительно, не проявляет никакого интереса уже. Поэтому неважно, - говорил он. Забудь о нем, и занимайся своими картинами, пиши. Так ты займешь свою энергию. В конце концов, если он вернется когда-то, то тогда ты сможешь снова ему служить.

00:02:18 Таким образом идея в том, что «кривой нос» – это когда человек даже и не пытается достичь сознания Кришны. Это называется кривой нос. Вообще каждая душа, она изначально сознает Кришну. Но поскольку мы забыли Кришну, у нас какие-то ложные отождествления, искренности у нас очень мало. И из-за этого мы обнаруживаем…мы становимся какими-то кривоносыми и потом что-то еще не то. Вся суть жизни вайшнава в том, что он очень сострадателен. Это наше умонастроение. [неразборчиво] говорил Госвами, он сказал: дух, который будет следовать этим всем принципам должен заключаться в том, что мы должны быть быть сострадательными.

00:03:14 Таким образом, живое существо как-то впало в эту иллюзию. И когда одно живое существо становится мужем, другое живое существо становится женой. Как, например, возьмем большую реку Гангу, которая течет с Гималаев. И на течении вы видите иногда какие-то бревна, они иногда соединяются. Иногда – расходятся. Иногда потом снова соединяются, потом снова расходятся в разные стороны в потоке. Такие отношения у нас в материальном мире. Мы имеем какие-то привязанности к материальной природе и мы оказываемся здесь. И затем, у нас есть какая-то личность с партнером и партнершей, соединяемся – отходим, соединяемся – сближаемся. Отходим. И если человек не стал демоничен, это описано в Кришна Бхаджанамритам…Например, когда нужно отказаться от авторитета, отвергнуть гуру-тьяга. Это называется гуру-тьяга.

00:04:13 На самом деле муж, положение мужа, подобно положению президента храма. В храме он представитель гуру в храме. Дома – муж представитель гуру. И поскольку кто-то является представителем гуру, другой должен вести себя как ученик. Всегда так, поскольку два гуру сразу в одном и том же месте не могут жить. Это трудно. Поэтому кто-то должен принять положение ученика. Если вы просто принимаете положение ученика, то всё. Как в например, я например стану Читракету, а Нарешвар станет Нарада-муни. И затем, он будет себя вести как Нарда-муни, я буду себя вести как Читракетру. В варнашраме это просто всё роли. Один занимает одну роль, другой занимает другую роль.

Близкие отношения приводят к фамильярности

00:05:02 Итак, муж действует как представитель духовного учителя, так в шастрах написано. И из-за близких отношений, из-за фамильярности женщины, поскольку она такие близкие отношения имеет с мужем, она может быть иногда…ей сложно видеть его на таком высоком уровне. Поскольку вы слишком близкие отношения имеете – вот в чем проблема. Даже если вы, скажем, ученик гуру, если вы живете с ним в слишком близких отношениях, то очень сложно вам будет принимать его наставления и все совершенным образом служить. По этой причине Прабхупада менял своих секретарей, своё окружение каждые два-три месяца фактически. «Ну, хорошо, уезжай. Ты уедешь, потом другой займется этим». Он постоянно менял. Потому что у кого такие близкие отношения есть – что происходит? Мы не сможем увидеть личности с такими возвышенными качествами такой возвышенной личности.

00:06:07 В моей жизни такие проблемы тоже были. Моя жена была моей ученицей. Я был брахмачарья в храме, и я проводил лекции. И сестра её приходила на лекции. И она никогда не приходила сама на лекции. Но потом так получилось, что я был там учителем, а она стала ученицей. И она с великим почтением ко мне относилась. И позднее, когда так получилось, что мы поженились. Когда я на ней женился, ей стало очень сложно видеть меня на этом возвышенном уровне. Поскольку она стала моей женой, а до этого она думала: «вот садху, гуру…». Или еще что-то. Я не знаю, что она еще там себе выдумала. Но сейчас она стала спекулировать: «вот мой муж!». И это тоже спекуляция конечно. И так возникли проблемы. Из-за фамильярности женщина уже не сможет видеть этого человека в таком положении. Так что возникнут проблемы.

Как быть, когда наш авторитет ведет себя неправильно?

00:07:07 Но мы принимаем шастру. Шастра для нас выше, чем наши чувства. Мы считаем шастру авторитетом, а не наши чувства. Мои чувства мне может быть говорят, что мой авторитет не вполне авторитет... Например, в Гуру Куле у меня есть один друг. Раньше мы были близкими друзьями. Как брахмачарьи мы уходили с лекций, потом шли на джалеби. Но позднее он стал саньяси, махараджем стал. И теперь он управляет всей этой школой, а я один из учителей. И иногда я вижу его: может быть он не может встать утром. У него свои проблемы, у каждого свои проблемы. Ну, может быть он слишком поздно спать лег, и на следующее утро он уже не смог встать на мангала арати, или он что-то опаздывает. И иногда мне очень сложно привыкнуть к нему, поскольку я до сих пор помню, я помню, как мы были просто друзьями. И иногда какие-то оскорбительные мысли появляются у меня в голове: «ну, посмотрите на этого, ну авторитет мой. Ну, что сказать даже по этому поводу!» Такого рода мысли, но затем я смотрю на шастры.

00:08:19 По шастрам он заключен в порядке жизни, и он, на самом деле, несомненно, он выкладывается больше чем я, поскольку я грихастха. А я грихастха, и это не значит, что у меня 50 детей и я трачу время на своих детей. Но поскольку я грихастха дети гурукулы всегда приходят ко мне и думают… Они не пойдут в дом к саньяси – зачем они туда пойдут? У него ничего там нет. У него там только деревянная обувь и большая медная емкость с водой и какой-то имбирь. Зачем они туда пойдут? Они пойдут ко мне. И я всегда трачу много времени на этих детей. И я не могу потратить так уж много времени на настоящее руководство, на менеджмент, структуру гурукулу. И они знают это. И они также не хотят, чтобы их беспокоили дети. Поскольку, ну саньяси же. И он говорит: «Ну, хорошо, Атма Таттва». И в моем доме начинается большой зоопарк с утра до вечера. И, таким образом, я не могу вложить так много энергии в гурукулу, а он может, поскольку у него жены нету, у него нет детей, никакие дети к нему не ходят. Так что он может заниматься своим служением. И как шастры гласят: если у нас есть авторитет, если вы видите какие-то недостатки этого авторитета, то, на самом деле, эти проблемы должен решать в свою очередь авторитет вашего авторитета. Прабхупада всегда с самого начала и до конца следовал этим принципам.

00:09:45 В [неразборчиво], когда у одного махараджа были проблемы, он падал или как-то там опускался. Постепенно появились большие проблемы с ним, и на него написали большую бумагу. Кто-то подошел к Прабхупаде и сказал, что вот он не делает своё служение праведное. На самом деле они просто перестали совершать своё служение. Прабхупада их позвал: что с тобой случилось? Почему ты не совершаешь своё служение. Поскольку у нас авторитет не совершенный, те преданные, которые жили там, они жаловались об этом махарадже. И Прабхупада сказал: он – ваш авторитет, вы должны следовать ему. И потом этот человек сказал: «Но, Прабхупада, вы посмотрите на это, у меня есть доказательство. Он такой…». Прабхупада сказал: «Он – мой президент храма. Вы должны слушаться моего президента храма. Если у него есть недостатки, то это мое дело – подправлять эти недостатки». И потом эта женщина сказала: «Но вы знаете, Прабхупада, кроме всего прочего мы знаем, и тем не менее вы приходите, вы его поправляете. И как мы можем его слушать? Кто он такой, чтобы ругать нас?». Прабхупада сказал: «Да, он президент храма. Вы должны его слушаться. И если, у вас есть какие-то жалобы, то я решу эти проблемы». Прабхупада сказал: «Я создал эту систему. Почему бы вам не следовать этой системе? Я создал эту систему, почему же вы не следуете ей? В чем проблема?» На самом деле, этот человек имел большие проблемы. В свою очередь он неправильно себя вел. Поэтому эти люди и думали: ну, он не правильно себя ведет, как он может мне указывать? Но он на самом деле занял такое положение, что он может вам указывать. В этом смысл!

Равенство мужчин и женщин

00:11:11 У меня, может быть, какие-то проблемы есть, скажем, когда я не могу контролировать работу. Я заканчиваю в девять может быть…Каждый раз у нас получается 11, 11-30. То есть я затягиваю. Иногда слишком много всего говорю. Но я могу своей жене сказать: «Мангала, ты не должна стоять у меня над душой, в алтарной присутствовать. И может быть, даже она спрашивает у меня: «Как так, Баба? Знаешь, ты не регулируешь свою жизнь! Ты каждый день приходишь в 11, в 12. Пока я не приду с метлой, так сказать, ты все говоришь там с кем-то там, говоришь. Почему я должна быть такой регулируемой? Почему должна на мангла арати ходить? А ты? Что случилось?». Она может такое подумать. Но на самом деле суть в том, что я могу иметь какие-то проблемы. Я может быть несовершенен, но я оказался в такой ситуации, я должен руководить вами. И для западного ума, очень сложно переводить такую философию – я знаю, это Прабхупада часто говорил, - что поделать. Все они выросли в равенстве. Он всегда говорил об этом: они все выросли в равенстве. Что я могу сделать? Однажды он сказал Теджасу: она тоже мое дитя, ну что я могу сделать? И у него, тем не менее, эти проблемы. И проблемы некогда не кончатся. И Прабхупада так и сказал: твои проблемы никогда не кончатся. Что бы она не говорила. Он, скажем, одно говорит, она скажет: нет, не так! Он меняет своё положение, она говорит: тоже не то! Он говорит: «День», она говорит: «Ночь». Он говорит: «Ну, хорошо – ночь». Она говорит: «Нет-нет, кто такое сказал? Это День!».

00:12:58 Таким образом, это равенство – это конечно чудесно. Как души, мы все равны. Но как тела, у нас есть разные статусы. Например, человек толстый бывает и худой. Нет никакой разницы: толстый человек может зайти в поезд, и худой человек тоже может сесть в поезд. Толстый садится и занимает сразу два места. Брахмананда, например, если бы он сюда сел в своем изначальном размере. Знаете, когда надо было ехать на рикше, он садился... Сатья Танья он тоже не такой толстый, но он тоже занимал это. И мне приходилось сидеть где-то в углу. Если Наришвар садится, то я могу сесть рядом с ним в двойную рикшу. Так что у каждого свой размер. У каждого свой размер, кроме всего прочего, еще и ложного эго. Это конечно все очень сложно. Есть физический размер, и есть еще тонкий размер – это аханкара ваша. И вы должны действовать соответственно этой аханкаре, учитывать это.

00:13:57 И просто в этой научной цивилизации люди, мужчина и женщина становятся равными. Это научная цивилизация. В научной цивилизации религиозный аспект не так уж считается важным, поскольку всё основано на чувственном восприятии. Поэтому религиозный аспект, он считается менее важным. И век науки проявляется в вопросе «Почему?». В науке все основано на «почему?». Ты жена, должна слушаться своего мужа! Почему? Хорошо, потому что это муж, и ты должна его слушаться. Почему? Наука - значит «Почему?». Мы должны спрашивать – почему? Но есть некоторые моменты, по поводу которых нельзя сказать «почему?». Вы не можете задать вопрос «почему?». Почему у нас головная боль? Наука не может объяснить, почему у нас головная боль. Это правда. До сих пор они не знают, по какой причине приходит головная боль. Они много всего говорят, разных причин приводят, но на самом деле в Аюрведе говорится, что причина головной боли – беспокойство. Они не могут этого найти. Беспокойства такие тонкие, что их в микроскоп не рассмотришь.

Положение мужа

00:15:00 Итак, муж занял это положение. И если у этого мужа есть некоторые недостатки, то это не значит, что его положение очень принижается. Есть определённая система: раньше все семьи жили вместе. Например, если вы немножко рассмотрите ситуацию, что было раньше – вы поймете, как так получилось, что жена служила мужу? Почему? Потому что семьи жили вместе: и там была теща, там была свекровь, и были дядья, и были бабушки, дедушки, и все они жили вместе. Если девушке 13, она не спрашивала никогда, когда я смогу избавиться от своих родителей и уехать куда-то. Одна девушка у меня спрашивала все таки. Она спрашивала.
- А вот сколько тебе?
- Мне 14 лет.
Раньше система была такой: все жили вместе. Если все жили вместе, то есть авторитеты, которые выше. И если кто-то себя неправильно ведет, то есть рядом с ним его авторитет, который может дать наставления. Но к несчастью сейчас, знаете, все мы женимся, когда мы уже, как сказать, побывали в руках Ямараджа, уже там ссора, когда нам наступает уже 40 лет. Ну, то есть в старости мы уже почти все женимся. Но раньше…

00:16:25 Одна матаджи меня спрашивала насчет брахмачариини. Но дело в том, что в ведической литературе вообще не описаны брахмачариини. Потому что есть канья, ей 5 лет, ей 6 лет и она уже выдается замуж. Она имеет эти отношения, и потом, когда она достигает зрелости, тогда её приводят в дом мужа. Где же эти брахмачарини? Этого просто не существует. И сейчас, дело в том, что женщины в наше общество присоединяются уже в более старшем возрасте. И мы вынуждены были сделать эту систему брахмачарини. И брахмачарини, они обычно собирают много денег для храма, и мы вынуждены проповедовать им, что вы просто оставайтесь брахмачарини, и тогда у вас появятся крылья, и вы полетите на них назад домой к Богу. Потому что вы очень хорошо собираете деньги. Вот и все. Это единственная причина. Нет другой причины. О, брахмачарини, вдохновленная брахмачарини и т.д. и т.п. И потом, когда она выходит замуж муж говорит: не могла бы ты сделать то, это?
- Я служу своему духовному учителю!
- Я твой муж!
- Кришна – мой муж.
- Кто тебе сказал?
- Мне сказали, вот и всё. Кришна – мой муж! Но ты плати за мои шоколадки.
И бедный муж не знает, что и делать. Все нужно оплатить, но, пожалуйста, ничего мне не говори. И потом появляется гуру. И если гуру приезжает в храм, то тогда жены уже нет. Бедный муж не может найти ни одежды, ничего, ни ботинок. И потом она возвращается. «С 4 утра до 6 вечера куда ты ушла? Ты, по крайней мере, должна была сказать мне, что что-то происходит, и я бы [неразборчиво]». А Она говорит: [шлока неразборчиво]
Ну что поделать в такой ситуации. И тогда муж думает: «Боже мой, что же я не сделал такого? Я просто спрашиваю где у меня ботинки».

Гуны страсти, благости, невежества и баланс

00:18:35 Таким образом, мы немножко перегнули с этими брахмачарини. Мы конечно со многим перегнули. В любом случае, нам нужно сейчас вернуться к разумному положению. Кругом одни крайности: туда или сюда перегибаем. Слишком большой перегиб в этом отношении тоже не хорошо. В Индии один перегиб. И даже камень он или трава, всё равно он ваш муж. Такова их теория. Но опять же есть тоже трудности с этим, поскольку, конечно, камень может он и камень, но из камня он должен развиваться и стать преданным. Но если он просто хочет оставаться этим камнем, и ожидать, что вы должны быть матрасом для него. Это тоже не создаст сознание Кришны. Так что всегда нужно балансировать все это. И баланс заключается в том, что мы должны принять авторитет, поскольку он авторитет. Если у него проблемы, то его авторитет решит проблемы вашего авторитета. Но так уж получается в нашем обществе, что все хотят иметь какую-то независимость, никто не хочет слышать какие-то наставления. И знаете, мы не дети. Мы уже подросли. Мы зрелые преданные. Один преданный мне вчера говорил. Он был таким зрелым. Он менял ашрам 5 раз за последние три года и он мне все говорил: «Мы, знаете, зрелые люди. И мы не хотим, чтобы нам кто-то что-то такое говорил». Такой зрелый! Даже не известно за что он там держится – за палку или за сари. Никак не может решить держать [неразборчиво] или сари. Проявите свою зрелость и потом говорите: мы такие зрелые, поэтому мы не хотим, чтобы нам кто-то что-то говорил. Если мы принимаем это умонастроение, то мы зайдем в другую крайность. Так что нужно держать баланс.

00:20:17 Прабхупада всегда говорил: проблема у вас такая – если я говорю «Ма», то вы говорите «манке», т.е. договариваете за меня. Я еще не сказал слово, я сказал «ма», и вы говорите «Обезьяна, да?». И однажды Прабхупада шел на утренней прогулке, и там огромное дерево росло, и один преданный сказал: «Прабхупада, вам нравится это дерево?». Прабхупада посмотрел на него таким удивленным взглядом: почему я должен любить это дерево? Это не туласи. И это не какое-то святое дерево. Баньян или… это просто какое-то дерево растет в саду. «Вам нравится это дерево?», - как ребенок у отца спрашивает. Прабхупада сказал: «Да, мне это нравится», - ну, чтобы можно было продолжать утреннюю прогулку. Потом тот спрашивает: «Прабхупада, а как вам нравится вот та ветка на верху?». Ну, там одна ветка как-то криво там торчит и на что-то похоже потому что (смеется) этот парень, наверное, раньше наркотики принимал и все его удивляет, все очень удивительно.
- Вам нравится эта ветка?
Прабхупада говорит: «если мне она нравится, то что с того?».
- Вы хотите её иметь?
Прабхупада сказал: «Да». И тогда немедленно 6 учеников кинулись на дерево, залезли на дерево. Залезли до самого верха, соревнуясь друг с другом. Один свалился, другой… Сломали эту ветку, отломали. Сухое дерево. Никаких листьев. Ничего. Пока они делали это, Прабхупада стоял и смотрел на них и распевал мантру. Потом, когда они вернулись и пошли дальше, один подходит и дает ему: «Прабхупада, я сломал эту ветку». «Спасибо вам», - сказал Прабхупада и пошел дальше. Ну что поделать, если они хотят что-то сделать для него. Он говорит – сделайте. Потому что так много страсти.

00:22:11 Гунна благости, гунна страсти и гунна невежества проявляются по-разному. В гунне невежества кто-то рано встает, раньше всех встает. Вы, может, удивляетесь – что случилось? Человек встаёт в 2-30 утра. Ходит вверх, вниз и громко распевает мантру. Заканчивает как минимум 20 кругов до Мангала-арати . И потом на Мангала-арати, когда все танцуют, приветствуют божества, он сидит там где-то в углу и читает гаятри. И когда кто-то приходит и говорит этой, например, девушке: зачем ты так поступаешь? Во время Мангала арати, когда все приветствуют верховного Господа, эта личность сидит там, закрыв глаза, и не смотрит на божества, не смотрит на вайшнавов. Закрыла глаза и распевает там какие-то особенные гаятры. И потом какая-то матаджи, уже опытная матаджи. Такая…знает кое-что в таких ситуациях. Она подходит к другой матаджи и говорит: почему ты такое делаешь? И та думает: «ага, завидует мне. Потому что она-то не встала в 2-30. Она не прочитала 24 круга до мангала арати. Поскольку она такое не может сделать, и она запуталась в этой иллюзии семейной жизни, а я нет. И из-за этого, она завидует мне. Так что посмотрите это гунна невежества.

00:23:49 В гунне невежества вы будете вставать, тоже будете вставать к брахма мухурте. Прабхупада сказал это Гаргамуни. Гаргамуни, он говорил о том, что они был в доме одного пожизненного члена и они так рано все встали утром. И Прабхупада говорит: ну, с большой улыбкой сказал. С большой улыбкой он сказал: водители, здесь неподалеку, встают в час утра. Кармически обычные шофера. И они встают раньше всех, говорил он. Эти…машинисты, которые водят поезда. Если вы встаете раньше всех, то вы не доказываете этим гунну благости. Вы может, воспеваете раньше. Конечно воспевание – это самое главное. Конечно, мы это принимаем. Но тот, кто не может к преданным относится как к преданным. [неразборчиво]. Мы это каждый день утром повторяем, да? [неразборчиво], киртаном заниматься тысячи лет и никогда вы не получите этой Кришна-премы, поскольку совершаете оскорбление. И это на самом деле оскорбительно. И, если вы больные, например, или если у вас ребенок, которого вы должны кормить – вы можете сидеть только в этом случае на мангала арати. Это на самом деле не правильно – сидеть на мангала арати. То что вы видите – гунна невежества. И гунна страсти, она также проявляется. Как только вы что-то говорите, вы делаете максимум сразу же. Например, дайте змею в руки обезьяне. Она будет так крепко держать эту змею, так крепко за неё держаться, и змея сразу ужалит эту обезьяну. Это называется адхарма.

Выполнение долга и взаимное служение друг другу

00:25:24 Мы не должны так себя вести. Мы должны ровно себя держать. Есть муж – он занял положение мужа. Он тоже духовная душа. И вы тоже духовная душа. Он занял это положение, вы заняли то положение. Опять же в вашем положении вы должны исполнить свой долг до конца. Даже если другая сторона не исполняет до конца свой долг. Вы сейчас можете сказать – «что это такое, это никакая не демократия, и все должны исполнять свои обязанности». И это правильно. Но во всем прочем «слуга» - значит, он всегда служит, в умонастроении служение. Не с умонастроением господства. И его служение – быть мужем. Он тоже служит. Прабхупада однажды сказал: «Я вам служу как духовный учитель. Я тоже слуга». Он тоже слуга, он служит нам как духовный учитель. Ручка – она имеет две части, то есть, есть ручка и есть колпачок. Две части. Одна часть служит ручкой, а другая – колпачком. И если вы убираете колпачок и выкидываете, то ручка – она тоже не очень полезна. Если вы убираете ручку и выкидываете, то колпачок от ручки тоже бесполезен. Так что то и другое необходимо. У ножа есть ручка и лезвие. И лезвие нужно, и ручка нужна. Без ручки очень сложно держать нож и что-то резать, и без лезвия нож бесполезен. Так что то и другое необходимо. Кто-то может сказать «именно острие режет, ручка совершенно бесполезна». Но если у вас не будет ручки, и вы возьметесь за этот нож, то, знаете ли, не так уж безопасно – можно порезаться. Так что и то, и другое важно.

00:26:55 Мы должны понять, что муж имеет своё положение. Я имею своё положение, и я должна ему служить. И я должна принять это подчиненное положение, и посмотреть что произойдет. Он не умрет, вы не умрете, если вы примите это подчиненное положение. Если вы примите подчиненное положение, вы будете продвигаться. Почему? Потому что, служа, человек всегда дальше продвигается. Больше контроля чувств и так далее. Все эти качества приходят, когда вы служите другим. Например, даже если вот – насчет этой программы. Вы раздаете эти дольки апельсинов в этой программе. Когда все они бегут, а вы им раздаете эти дольки апельсинов. Но почему вы продвигаетесь? Потому что вы служите. Может быть, вы не платите. Может быть, кто-то заплатил. Может, это не первоклассный прасад, но, как бы то ни было, это умонастроение служения дает вам прогресс, если вы раздали сто стаканчиков с газировкой и 500 кусочков апельсин, вы, несомненно, сделали какой-то прогресс, поскольку вы служили. Прабхупада обычно готовил 30 разных блюд, которые выглядели и пахли и все остальное в соответствии с названиями.

00:27:59 Не думайте, они вам приносят халаву, а это просто клей, которым можно постеры клеить и рекламные объявления. Но ведь он сам это все сделал – я лично видел такую вот халаву которая фактически была…ну это как раз можно намазывать на стенку и клеить афиши. Такая халава. В качестве ИСКОН у нас преданные появляются из-за прасада, особенно в наши дни. Мы не должны как-то описывать так прасад, конечно это немножко оскорбительно то что я говорю, но не думайте что все, что вы подставляете Кришне, он будет есть. Он ни какой-то беженец с Индии. Он верховный Господь. Так что вы можете положить туласси и все остальное, и поставить перед ним и он вообще не обязан есть в любом случае. Поскольку Яшода для него готовит очень много всего вкусного. Каждый день готовит. Радхарани тоже готовит. И они соревнуются: мать и сноха. И даже если мы предлагаем большой кусок, и корицы туда ложим, всего там добавляем…не важно. Так что прасад должен быть первоклассным. И он должен выглядеть, иметь запах и все соответствовать должно названию этого блюда. Иначе Кришна не будет принимать это. Поскольку он совершенен, он знает, какой вид у джулеби, какой вкус у халавы. Он знает, так что вы его не обманите. Некоторые западные…какой-нибудь гость с запада, он скажет: «О, чудесно!». Ну, потому что ничего не знает. Кришна знает: шукта это такая, шак – такой, рис должен быть настолько то сварен, не должен быть подгорелым. Все это Кришна знает. И Прабхупада, он готовил 30 блюд. Сам, своими руками раздавал прасад всем гостям. Мыл кастрюли, все остальное, все вычищал. Ему было 76 лет в то время. 76 лет. И он был основателем этого института, так сказать организации нашей.

Служение дает совершенство

00:29:50 Таким образом, служение дает совершенство. Как жена вы служите. И муж, пусть он тоже служит. И в чем суть, что происходит? Это большой вопрос. И матаджи зачастую задают вопрос: «Мой муж, знаете ли, он не представитель Кришны. Я его знаю. Потому что он мой муж». Одна австралийская женщина мне так сказала. Это было в Европе. Она сказала муж.…Ну то есть он поехал божества устанавливать там, в Пуджаре. Она сказала: «серьезно он поехал устанавливать божества? Да, он не может устанавливать божества? Мой муж устанавливает божества? Я не знаю вообще, как Кришна туда придёт!». И я чадар вот так вот одел. Я обычно так поступаю, когда слышу такого рода вещи. Ну что я могу сказать, что я могу такое ответить? Ну и потом, потом, когда я сделал это, потом я подумал: ну все, сейчас она уйдет. Она всё равно осталась. Когда я убрал, она все еще стояла: «Прабху поверьте мне, я знаю его насквозь!». Я сказал: «спасибо, я не хочу слышать эти вайшнава аппаратхи какие-то». Я знаю, какой он. Итак, если она знает какой он такой, то что она сделала, что она изменила? Она тоже имеет ответственность. Дхарма парнер. Таков их, ваш статус.

00:31:15 Что такое жена? Дхарма партнер. То есть тот, кто помогает мужу вести религиозную жизнь. Это жена. Такое положение у жены. Например, у Сита деви. Она была прекрасной женой. Сколько раз её Рамачандра посылал её в лес. И не было никаких тому причин больших. Вы конечно можете сказать: «Ну она же Лакшми!». Ну тогда, знаете, все что угодно можно сказать. О, нет, оно там, оно тут. Принцип вы так никогда и не примите. Вы должны принять это как модель. Если вы на 100% не можете быть Ситой, будьте хотя бы на 20% Ситой. Иначе как вы когда-то получите милость Рамы? И когда жертвоприношение, которое проводится на бракосочетании, и есть мантра и священник, который проводит это жертвоприношение, он говорит: «Ты должна быть Ситой Раме и Анасуе Атри, и он говорит «вы должны быть как Мандодари Раване». Когда я читал эти мантры на одной свадьбе, парень сказал: «погоди, что тут такое ты говоришь?». Я перевел. А ты почему меня с Раваной сравниваешь? Я сказал «нет-нет. Я говорю, твоя жена должна быть как Мандодари Раване. Мы не говорим сейчас, что Равана, так сказать, лучший парень. Мы говорим, что несмотря на то, что Равана был таким падшим, жена его вела себя так прекрасно по отношению к нему. Мандодари, она знала все слабости Раваны. И Мандодари знала, что у него есть «пожар в лесу» – Сита, она знала, что весь город горит. Она уже знала, астрологи ей сказали. Эта женщина станет причиной большого пожара, и она знала об этом. Но, тем не менее, она ничего не сказала. Она не сказала: «Эй, Хануман, не мог бы ты перенести меня куда-то. Я не хочу на Цейлоне. Я не знаю, какой у меня муж. Он не очень то Рама-сознающий. Не очень-то в сознании Рамы так сказать. Она такого не говорила. Продолжала своё служение. Так что есть служение, и мы должны совершать наше служение. Мы должны, по крайней мере, на 10% представлять Ситу.

00:33:33 И когда вы совершенно исполняете свой долг, и тем не менее, что-то не то с ним происходит, тогда вы обращаетесь к другим вайшнавам: «Прабу, не могли бы вы сказать ему, не могли бы вы помочь мне как-то». Попробуйте так. И если и это не срабатывает, то вы можете отправиться к официальным личностям, так сказать. К представителям храма, к руководителям. Если и это не получается, то к тому времени вайшнавы вам посоветуют, как Прабхупада в письме написал: «Забудь о нём». Не думайте, что вайшнавы скажут: «ну, знаешь ли, продолжай. Будь так сказать пустой материей». Они так не скажут. А поскольку они видят, что вы искренне исполняете своё служение, и муж ваш так или иначе не правильно себя ведет, и автоматически всё решится. И если вы искренне исполняете своё служение – Кришна знает об этом. Например, многие говорят: «мой гуру пал, что мне теперь делать?». Что делать? Приехать, так сказать «утопиться» или убить всех в обществе. Но суть то в том… ну, хорошо, у вас есть какие-то проблемы, но вы должны вести себя совершенно, показав себя совершенным учеником и доставить удовольствие, таким образом, Кришне. И удовлетворив Кришну, Кришна он увидит – посмотрите на этого преданного. Он так прекрасно ведет себя в сознании Кришны, я должен дать назад ему его отца. Почему нет? Это возможно.

00:34:51 Не думайте, что всегда гуру должен освобождать ученика. Ученик тоже может освободить своего гуру. Почему дорога только с односторонним движением? Почему он должен так страдать, брать вашу всю карму и ходить с таким грузом за плечами? А вы просто сваливаете ему все это на шею и если что-то не так вы говорите «О, Вишнупад, знает», или что-нибудь еще. К примеру, я говорю. Ну, то есть «Он знает». Один человек с южной Индии есть. Один махарадж сказал: я его увидел – он принимал какие-то интоксикации. Я спросил, что ты делаешь? а он сказал: «мой гуру-махарадж знает об этом». Я сказал: что? Гуру марадж знает, и ты, значит, можешь так себя вести? Если гуру-махарадж знает, ты должен немедленно прекратить все это! Он: ну, мой гуру-махарадж знает. По крайней мере, сейчас, ты должен остановиться! Ну то есть… Так что не думайте, что только одностороннее движение. Почему муж должен освободить свою жену? [неразборчиво] Там все в мужском роде говорится. Человек не должен становится мужем, он не должен становится отцом, он не должен становится гуру, если он не может освободить тех, кто зависит от него, от повторяющихся рождения-смерти! Такие наставления даются. И тогда значит ученик, и сын, и жена имеют те же обязанности путратрайте. «пу» - это ад, «трайд» - освобождение. «Путра» - это тот, кто освобождает отца из ада, того кто соответствует этим принципам, зовут «путра» - сын. Иначе это «мутра». «Мутра» - значит что? Моча. Прабхупада привел это в пример в одной лекции. Вритрасура говорил Индре: «ты путра или мутра? Ты почему бежишь с поля битвы?» Он был демоном, но он проповедовал это Индре, царю богов. Он сказал: «Чего ты бежишь? Ты что мутра? Куда ты бежишь с поля битвы? Ты не исполняешь свои обязанности, и отец твой пойдет в ад. Поэтому освободи отца, по крайней мере, ради отца ты должен сражаться. И у тебя величайшее оружие есть – молния. Почему бы тебе не использовать это оружие?». Так проповедовал Вритрасура.

00:36:58 Так что ученик может тоже освободить гуру. И граждане тоже могут защитить царя. Не думайте, что только царь должен защищать жителей. Конечно это так, но если царь имеет какие-то проблемы, должны ли жители что-то с ним такое сделать? Они говорят «бесполезный царь», но что поделать? Нет, вы тоже должны что-то сделать. Если военные не смогли сдержать нападения на город, то тогда должны сделать что-то гражданские. Вы не должны говорить «ну, это дело военных». Если это для вас необходимо, то вы тоже должны что-то сделать. Таким образом, если муж неправильно себя как-то ведет, тем не менее, жена должна вести себя правильно. То же самое касается и мужа: даже если жена неправильно себя ведет…Если бы я давал эту лекцию для мужчин, то я говорил бы так: если ваша жена неправильно себя ведет, вы должны знать что вы муж, и должны исполнять свой долг. Я сказал это этому человеку.

Вайшнав – значит сострадающий

00:37:46 Один из моих братьев в Боге, он просил чтобы его жена постилась на его день рождения и писала подношения на весь вьяса пуджу. И этой девушке было всего 13 лет. И она выросла в ашраме брахмачарини, и она все бегала ко мне домой. И потом она сказала: «Прабу, вы слышали? Что это такое? Муж хочет подношения на Вьяса пуджу. Пуджу устроить хочет». Я сказал: «ну, что, напиши что-нибудь. Хочет написать – напиши что-нибудь». «Как я могу писать подношения на вьяса пуджу. Он же похотливый такой». Ей всего 13 лет. Я сказал: «ну, по крайней мере, ЭТО напиши». Ну, какое подношение получится. Он попросил просто подношение, напиши такое подношение: «мой дорогой муж, ты олицетворение похоти». Напиши хотя бы это. В конце концов, это взаимоотношения мужа и жены. Оставьте это все конфиденциальным. Копий не надо делать. «Похотливый ты парень. Почему ты думаешь, что я должна поститься на день твоего рождения?». Что-нибудь такое. Напиши что-нибудь. Дай ему хоть какое-то отношение. Она сказала: «Нет, я ничего не буду писать. Я ему никакого подношения не буду писать. Для этого человека я ничего не буду писать». «Ну хорошо», - я сказал, - «ну, если ты не напишешь, то у тебя будут проблемы. Она сказала: «Я разочарована. Он никогда не читает 16 кругов правильно и хочет подношения на вьяса пуджу». Я сказал: «ну что ж, почему же ты его не уговоришь?». «А он меня не будет слушать». Это проблема неразрешимая. Я сказал: «Ну, хорошо, возвращайся назад. Зачем сидеть здесь, если ты сражаешься со своим мужем. Потому что будут проблемы. У меня сейчас жена тоже придёт с кухни, так что ты лучше иди». И она пошла.

00:39:32 В десять часов вечера, я уже закончил все и собирался лечь спать, и слышу кто-то плачет на веранде. Это не такое вот многоэтажное здание. Там бамбуковые стены и никакого электричества кругом. И слышу какое-то шмыгание. Смотрю – фигура сидит, плачет.
- Кто ты такая?
- Это я.
- Что ты здесь делаешь в десять тридцать?
- Он меня выгнал из дома. Не пускает, не открывает дверь.
- Ну что поделать. Ела просад?
- Нет, до сих пор пощусь.
На вьяса пуджу постится. Я сказал:
- Почему бы тебе не написать подношение?
- Нет, не буду писать подношение.
- Ну, хорошо, по крайней мере, просада съешь.
Я пошел на кухню – ничего нет, пришлось приготовить. В 12 часов я накормил этого ребенка, его жену. На следующее утро она:
- Авторитеты там были, и сцены, и ссоры и все остальное.
И потом гуру махарадж, её гуру махарадж сказал мне: «почему бы тебе не дать наставления правильные её мужу?». Не знаю, что за проблема? Она не стала бы так уж плакать, если б не было каких-то проблем.

00:40:48 И потом я, так сказать, стал решать эту проблему. Я позвал его, потом позвал её и…сначала позвал его и спросил: «ну, зачем тебе эти писать подношения. Зачем она должна писать подношения на вьяса пуджу? Ты же не веса дев, в конце концов. Я же знаю. Она же всего лишь ребенок. Ты должен с ней как с ребенком обращаться». Он сказал: «Прабуджи , она уже 10 дней в нашем движении, и в конце концов, любой может стать гуру». Я сказал: «конечно, это правильно, но видишь ли, когда ты становишься гуру, ты должен на самом деле сострадать людям, давать им прибежище. А ты выкинул эту 13-летнюю девочку прямо ночью из своего дома. Безжалостная ты личность. Если ты станешь гуру, я присоединюсь к раджнишу». Я так и сказал: «Если ты будешь гуру, то я отправлюсь к раджнишу. Я уйду из ИСКОНа сразу. Что это такой ты за гуру? Ты должен сострадать же! И из своего сострадания, когда она выйдет из сотрадания, она вдохновится и будет покланяться. Такие взаимоотношения у гуру и ученика. Но у тебя нет никакого сострадания, у тебя одна страсть. И хочешь подношения еще себе? Эта несчастная девушка постилась весь день и ей нечего было есть. Она впервые в Индии. Никогда Индию не видела. Три недели в Индии. Первые три недели. А ты её так мучаешь». И потом он говорил: «Она должна вести себя как жена. Прабху, ты должен ей это сказать». «Ну, хорошо. Но почему же ты не ведешь себя как муж?» «Что ты имеешь в виду?». И я сказал: «Я никогда не выкину свою жену ночью на улицу. Я так не буду делать. Если я хочу её убить – я её убью прямо внутри дома. Если я это захочу сделать. Если я такой уж плохой. Я стал таким плохим, я стал убийцей, женоубийцей. Я сделаю это внутри. Я никуда её не отпущу, когда уже стемнело в одиночку. Что уж говорить о том, что выгнать вообще её из дома. Так что, если ты будешь вести себя как муж, то она будет вести себя как жена. Даже если она не ведет себя как жена, то ты всё равно должен вести себя как муж. Потому что ты вайшнав. Вайшнав – значит сострадающий». Так что это наш девиз: «смилостивитесь над мужьями». Это для нашей лекции. А на обратной стороне другой лозунг: «смилостивитесь над женами».

транскрибирование: Татьяна Свечникова | Тюмень | Россия | 17 ноября 2014