Три плана бытия

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 06 August 2010
«Три плана бытия». Эксплуатация, отречение, служение. Абсолютная Красота как абсолютный Центр.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:15:57 | качество: mp3 256kB/s 29 Mb | прослушано: 899 | скачано: 635 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 (Звучит музыка) Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж. Домашний уют Введение в Мир внутренней полноты. Часть первая.

00:00:40 Выслушайте, пожалуйста, мои объяснения внимательно. Я постараюсь изложить предмет научным образом в целом, независимо от каких бы то ни было религиозных концепций.

Три плана бытия

00:00:53 Прежде всего вы должны понять, что существуют три уровня бытия: уровень материального наслаждения, уровень отречения и уровень преданности. Миром наслаждения является то место, где мы, в большей или меньшей степени, находимся в настоящий момент. Здесь наслаждение подразумевает эксплуатацию, без которой существование в данной сфере невозможно. «Шримад-Бхагаватам», 1.13.47:
ахастани сахастанам
ападани чатушпадам
лагхуни татрамахатам
дживо дживасйа дживанам

«Имеющие руки живут теми, кто не имеет рук. Четвероногие животные питаются травой, растениями и прочим; а те, кто больше, живут теми, кто меньше». Всё наполнено жизнью, включая траву, деревья и другие растения, но даже они не могут поддерживать своё существование, не эксплуатируя других.

Эксплуатация, отречение, служение

00:01:55 Таков мир эксплуатации, и, как гласит третий закон Ньютона, на каждое действие имеется равное и обратно направленное противодействие. Используя других, живое существо само оказывается в долгу, и, чтобы рассчитаться с этим долгом, ему приходится опускаться вниз. Таким образом, действующий в мире эксплуатации закон действия и противодействия, заставляет многие дживы(души) прогрессировать или деградировать, бесконечно рождаясь и умирая. (Звучит музыка)

00:02:35 Общество стремится к эксплуатации в наивысшей степени: повсюду прилагаются усилия жить за счет других. Без этого существование в данной сфере невозможно, потому что это мир рабства.

00:02:49 Буддисты, джайны, последователи Шанкары и многие, многие другие, хотят выбраться из круговорота эксплуатации, пытаясь обрести жизнь, где нет ни действия, ни противодействия. С помощью отрешённости они стремятся избежать последствий закона эксплуатации, и приходят, таким образом, к концепции самадхи, к концепции того, что подобно сну без сновидений — полному отстранению от объектов мира и пребыванию в сфере субъективного. Не позволяя своим чувствам действовать на низшем уровне, они всегда держатся области субъективного, и это подобно сну без сновидений. (Звучит музыка)

00:03:37 Ваишнавы — те, кто служит Верховной Личности Бога — знают, что существует иной, отличный от этого мир, — мир преданности. Преданность прямо противоположна эксплуатации. В сфере материального бытия каждая частица желает использовать окружающих, но в мире преданности любой хочет служить окружающим; но не только им, — истинный ключ к жизни того мира — служение Центру. Мы существуем в органическом целом, следовательно, каждьтй должен быть верен органическому Центру.

00:04:12 В «Шримад-Бхагаватам» это объясняется аналогией со служением корню дерева:
йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа

(«Шримад-Бхагаватам», 4.31.14)

00:04:32 Мы находим подтверждение этому и в другой ведической литературе. В «Мундака-упанишад», 1.3 говорится: «Попытайся найти Одно, знанием которого постигается всё».
йасмин джнате сарввам идам виджнатам бхавати
йасмин прапте сарввам идам праптам бхавати
тад виджиджнасасва тадева брахма

00:04:55 Существует Центр всего, познанием которого постигается всё, достижением которого обретается всё, Итак, все ведические наставления сводятся к тому, чтобы мы попытались найти этот Центр. Вначале кто-то может посчитать сие нелепым утверждением: «Знанием Одного познается всё, достижением Одного достигается всё — как это может быть? Только безумец способен сказать такое!»

00:05:19 Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» приводится следующая аналогия: когда вы поливаете корень, питается всё дерево и, если вы отправляете пищу в желудок, насыщается всё тело. Подобным образом, если вы действуете ради Центра, это служение всему. Такова реальность, и поступать так — значит вступить в мир преданности.

00:05:40 Ваша атма, ваша истинная природа — часть того мира, являющегося подлинной реальностью, в то время как мир эксплуатации лишь искажённое его отражение. Подлинным местом существования является то, где всякая частица посвящает себя целому, представленному Центром, так же как в здоровом теле каждый атом служит на благо всего организма. Если атом работает на самого себя, он занят эксплуатацией в крайней степени, и его старания ради личных интересов, как очевидно, низменны. Каждая часть тела и каждый атом должны трудиться на благо всего организма. (Звучит музыка)

00:06:20 Существует Центр, который объединяет такую деятельность. Каково положение Центра? Об этом говорится в «Бхагавад-Гите, 18.66)»:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа

(«Бхагавад-Гита», 18.66)
Кришна объясняет Своё положение: «Оставь все дхармы (обязанности) и просто предайся Мне».

00:06:47 Теперь я хочу представить эту концепцию с другой точки зрения. Гегель был замечательным немецким философом, и его учение известно как перфекционизм. Он выдвинул идею: Абсолютная Истина, Изначальная Причина всего, должна обладать двумя характеристиками. Каковы они? Она должна быть сама по себе и для себя.

00:07:10 Пожалуйста, постарайтесь быть внимательными. Сам по себе — это значит, что Он есть своя собственная причина, и ничто иное не сотворило Его. Если бы Он был создан, Его творец имел бы первостепенное значение. Следовательно, Абсолют должен быть анади — вечносущим и никем не сотворенным. Это одна характеристика.

00:07:34 Следующее определение состоит в том, что Абсолют ради себя. Он существует ради собственного наслаждения, но не для удовлетворения ещё кого-либо. Если бы бытие Абсолюта было предназначено для наслаждения другого, то Он занимал бы вторичное положение. Тот же, ради чьего удовлетворения Он бы служил, играл бы первостепенную роль. Поэтому Абсолют должен иметь эти две характеристики. Он есть Своя собственная причина, и Он существует только ради собственного удовлетворения, ради осуществления Своих целей. Абсолют есть сам по себе и ради себя.

00:08:11 Даже малейшее колыхание травинки совершается по Его воле. Всё происходящее служит удовлетворению Абсолюта. То, что кажется нам лишь внешним проявлением, на самом деле, есть Его лила — Его игра. Но мы движимы сепаратными интересами: интересами своей семьи, страны; быть может, мы даже заняты «служением человечеству».

00:08:35 Но что значит такая своекорыстная деятельность с точки зрения Бесконечности? Столкновение бесчисленных частных интересов неизменно порождает несчастья. Из этого только один выход — обрести понимание своего истинного положения: положения частицы, всегда действующей ради целого. (Звучит музыка)

00:09:05 В конце «Бхагавад-Гиты» Кришна говорит: «Сарва-дхарман паритйаджйа — оставь все свои обязанности, которые ты считаешь необходимыми, и - мам экам шаранам враджа — предайся Моим стопам».
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

«Я освобожу тебя ото всех бед, которые ты только можешь вообразить».

00:09:30 Другими словами, вы должны быть неизменно преданы Центру. В настоящее время все ваши действия направлены на частные интересы; оставьте это и полностью посвятите себя интересам органического целого.

00:09:45 Мы видим, что полицейский, присвоивший себе три рупии, получает наказание, но если он убивает ради интересов своей страны — его ожидает награда. Подобным же образом, любые ваши действия ради удовлетворения целого — благо, но что-либо сделанное в корыстных целях обязательно повлечет за собой наказание. На производстве мы не имеем права брать взятки, но в то же самое время, мы не можем объявить забастовку и прекратить работу, потому что производственный процесс остановится.

00:10:20 Таким образом ни эксплуатация, ни отречение не годятся. Совершенно очевидно, что эксплуатация порочна сама по себе, но и отречение не лучше её. Общий интерес может существовать лишь в органическом целом, где каждый посвящает себя служению Центру. Питательные вещества, которые отправляются в наш желудок в виде пищи, распределяются по всему телу соответственно потребностям каждого органа. Такого рода жизнь и есть Вайшнавизм.

Абсолютная Красота как абсолютный Центр

00:10:50 Существует Органическое Целое, и мы Его части. Мы должны полностью посвятить себя Целому, выполняя свои особые обязанности. Если мы не будем запихивать пищу в глаз, нос или куда-либо ещё, а отправим её в желудок, организм распределит её самостоятельно и будет здоров. Все мы частицы единого мироздания, и нам нужно исполнить свой долг — научиться действовать в интересах Целого и ради Него. Это путь самопредания и самоотверженности.

00:11:25 Откуда приходит такое понимание? Нам говорят об этом и Священные Писания, которые есть проявления Абсолюта, и посланники того мира — святые, нисходящие сюда для того, чтобы помочь падшим душам достичь гармонии.

00:11:42 Махапрабху, Шри Чайтаньядев, явил людям высочайшую гармонию, которая является основой венца всех богооткровенных Писаний — «Шримад-Бхагаватам». Сила или власть не есть главное, превыше их стоит знание. И хотя оно может господствовать над силой, существует то, что побеждает и знание — любовь и нежность. И это — превыше всего. Не знание и не сила, но любовь дарит нам полноту жизни. (Звучит музыка)

00:12:25 Милость выше справедливости. Там, где есть необходимость заковывать жизнь в правила, предписания и прочее, справедливость должна существовать. Но в царстве Абсолютного Самодержца, где всё есть абсолютное благо, такого вопроса стоять не может. Всевышний есть Абсолютное Благо, несущее Абсолютную Любовь и Нежность; и это — наш дом. Обратно к Богу, домой. Что такое дом? Это такое место, где мы окружены любовью и заботой. Там нет нужды думать о своих собственных интересах, потому что всегда найдутся те, кто будет заботиться о нас — и это дом.

00:13:10 Такова обитель Абсолюта. Высочайшее положение, которого можно достичь, — это возможность служить сему царству, излучающему нежность, любовь, красоту и гармонию. Изначальная Причина, Изначальное Благо есть вместилище всех этих подобных друг другу качеств, и мы должны направиться туда. Злоупотребление свободой воли заставило нас сбиться с пути, но сейчас к нам идет зов: «Идите домой, обратно к Богу. Домой, в Высшую Обитель, в Землю Любви».

00:13:50 Такова, в целом, концепция «Бхагавад-Гиты» и «Шримад-Бхагаватам», данная Шри Чайтаньядевом. Наш Шри Чайтанья Сарасват Матх, вся Гаудия-миссия, проповедуют только это». Отправляйтесь к Центру, отдайте Ему всю свою жизнь, ибо Центр неизмеримо выше справедливости. Его милость, нежность, любовь и красота не знают границ».

00:14:15 Такова суть вайшнавской религии, основанной на «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-Гите», а также всех религиозных концепций: теорий эксплуатации, отречения и преданности, составляющих три плана бытия. Согласно нашей истинной природе мы принадлежим лишь одному из них — миру преданности. Все существа по природе преданы Богу, но иногда, злоупотребив своей частичной свободой воли, они вступают в мир эксплуатации.

00:14:44 Будда, Джина, Парешанатх пришли, чтобы помочь освободиться от действия и противодействия тем, кто пошел путём полной отрешенности. Достижением её обретается счастье — такова суть их наставлений. Но при этом существует опасность падения. Лишь там, где живёт искренняя преданность, возможна истинная свобода. В таком мире всё действуют ради целого, которое есть Абсолютное Благо.

00:15:12 Человеческое рождение драгоценно, потому что оно даёт возможность увидеть всё это. Общество святых — садху — позволит нам выбраться из сетей эксплуатации и вступить в страну любви, преданности и нежности. Множество Писаний, а также наши книги должны помочь правильно и более детально понять все онтологические аспекты религии. (Звучит музыка)

транскрибирование: Ольга Смирнова | Астрахань | Россия | 29 April 2014