В одном из основных аюрведических трак­татов “Аштанга Хридайа Самхита” написано: “Врач, лекарство, сиделка и больной — вот четы­ре столпа лечения”. Первым в этом списке стоит врач, к которому Аюрведа предъявляет достаточ­но строгие требования. Для начала необходимо обратить внимание на качества врача.

В условиях кризиса современной медицины Аюрведа может сыграть клю­чевую роль в понимании места врача в человеческом обществе. Согласно ве­дической традиции врач относится к сословию брахманов (интеллектуалов), что накладывает на него определенные метаболитные обязательства, кото­рые являются не только его общественным долгом, но и духовной практикой. Врачу нужно придерживаться всех правил, предписанных для этой социаль­ной группы.

Такими требованиями являются, например, необходимость “хорошо учить­ся, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать зна­нием наиболее эффективных формул (лекарственных препаратов); быть искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живо­му существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (боль­ного); должен посвятить себя поиску истины, состраданию, самопожерт­вованию и скромности; поклоняться Господу, брахманам, учителям и бо­лее опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть свободным от пагубных привычек’" (Кашйсти Самхита 1.26.4.).

“Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, и успех лечения тоже. Он, с глазами, перепол­ненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума, — наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным” (Кашйапа Самхита 1.26.9- 11.). Согласно ведической традиции, врач, выполняя свои предписанные обязанности, показывает личный пример здорового образа жизни.

Бхавамишра, помимо хороших качеств, описывает пять негативных качеств врача (Кашйапа Самхита 1.6.42.): “Тот врач, который плохо оде­вается, кто груб в речи, кто тщеславен, кто нецивилизован и кто прихо­дит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Гос­поду Дханвантари”.

Сушрута описывает не только качества уже выучившегося и практи­кующего врача, но и молодого человека, выбравшего своей специально­стью лечение людей. Он пишет, что “для инициации в медицинское зна­ние должен выбираться человек, рожденный в одной из высших варн (брахман, кшатрий или вайшья), подходящий по возрасту, родившийся в хорошей семье, имеющий склонность к учению, сильный, энергичный, самоудовлетворенный, с характером, контролирующий себя, обладаю­щий хорошей памятью, интеллектом, храбростью, чистым умом и телом, обладающий ясным пониманием предмета и разумением в выбранной профессии…” (Сушрута Самхита 1.2-1.4; 1.9; 1.10). Сушрута описывает даже физиогномические качества врача — большой нос, тонкие пальцы, крепкие зубы, большие честные и разумные глаза и другие благоприят­ные признаки.

В аюрведических канонах описываются требования к тому, кто изу­чает Аюрведу и к тому, кто является наставником.

"Тот, кто способен взбить подобный нектару океан Аюрведы, иску­сен в методиках лечения, имеет разум украшенный знанием множества писаний, искусен в речи, безупречен в поведении и внешности, умирот­ворен, дружелюбен, контролирует чувства, имеет отеческое отношение, превосходен в мудрости и науке и способен быть авторитетным настав­ником как Брихаспати для полубогов — достоин быть учителем.

Ученик должен быть любознательным, свободным от нечистоты, пре­данным, покорным, смиренным, дисциплинированным, знающим санс­крит, философию, грамматику. У него должно быть хорошо сложенное и крепкое тело, стойкость, острый разум, мягкая речь, простота и совер­шенно здоровый ум” (Содасангчхрдийюм 1.19-22).

Согласно Аюрведе врач должен быть вегетарианцем, избегать упот­ребления одурманивающих веществ, контролировать себя, держаться об­щества праведных людей, быть добросердечным, умеренным в еде, от­зывчивым, добрым, избегать заигрывания и интимного общения с жен­щинами. Ему надлежит постоянно совершенствовать свои знания и пе­редавать свой практический опыт другим врачам. Только после обрете­ния вышеперечисленных качеств врач мог приступать к исполнению своих обязанностей.

Врачебная этика позволяет аюрведическому врачу отказать в лече­нии (но не в экстренной помощи) некоторым категориям населения: "Врач может отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и пра­вительство, а также того, кого ненавидит царь и сам врач; самоубийцу или не желающего жить; не имеющего желания и возможности лечиться, не имеющего времени на лечение (слишком занятого человека), не вы­полняющего всех наставлений врача; того, чья жизнь подошла к концу; обладающего демоническими качествами (злого, упрямого^ несмиренно­го, гордого и т.д.), разгневанного, охваченного страхом; неблагодарно­го и считающего себя врачом (занимающегося самолечением) (Аштанга Хридайа Ссшхита 1.1.34)”.

Поскольку обязанностью аюрведического врача является учить лю­дей чистому и здоровому образу жизни, то он сам должен быть чист и здоров. Образ врача в аюрведической медицине это, прежде всего, образ мудреца, который не только лечит тело, но и душу. Чарака Самхита го­ворит, что обязанность врача в том, чтобы пробудить осознание Все­вышнего в сердце пациента, а затем использовать травы и другие методы для лечения. Чтобы давать духовные наставления другим, врач Аюрве­ды должен быть самореализованной личностью и Чарака самхита гово­рит, что даже если доктор имеет полное знание Аюрведы, но не достиг самореализации или больше заинтересован во славе или деньгах, а не в духовном развитии, то он никогда не будет хорошим врачом.

Интересно отметить, что в Международном Кодексе Медицинской Эти­ки, а также в Этическом Кодексе Российского Врача (утвержден в России в ноябре 1994 года на 4-ой Конференции Ассоциации врачей России) есть положения, предписывающие определенные обязанности и нормы медицинской этики для врачей, которые во многом перекликают­ся с требованиями, предъявляемыми Аюрведой.

Сегодня Аюрведа становится все более широко известна не только среди адептов здорового образа жизни, но и среди научно-медицинской общественности. Мы надеемся, что благодаря этому все то лучшее, что есть в аюрведической традиции, будет использовано и применено и в на­шей современной медицине.

Головинов А.Ю., Суботялов М.А., к.б.н.,

Государственный педагогический университет, г. Новосибирск. Центр традиционной медицины "Аюрведа", г. Омск