Аюрведа о качествах врача
В одном из основных аюрведических трактатов “Аштанга Хридайа Самхита” написано: “Врач, лекарство, сиделка и больной — вот четыре столпа лечения”. Первым в этом списке стоит врач, к которому Аюрведа предъявляет достаточно строгие требования. Для начала необходимо обратить внимание на качества врача.
В условиях кризиса современной медицины Аюрведа может сыграть ключевую роль в понимании места врача в человеческом обществе. Согласно ведической традиции врач относится к сословию брахманов (интеллектуалов), что накладывает на него определенные метаболитные обязательства, которые являются не только его общественным долгом, но и духовной практикой. Врачу нужно придерживаться всех правил, предписанных для этой социальной группы.
Такими требованиями являются, например, необходимость “хорошо учиться, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать знанием наиболее эффективных формул (лекарственных препаратов); быть искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живому существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (больного); должен посвятить себя поиску истины, состраданию, самопожертвованию и скромности; поклоняться Господу, брахманам, учителям и более опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть свободным от пагубных привычек’" (Кашйсти Самхита 1.26.4.).
“Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, и успех лечения тоже. Он, с глазами, переполненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума, — наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным” (Кашйапа Самхита 1.26.9- 11.). Согласно ведической традиции, врач, выполняя свои предписанные обязанности, показывает личный пример здорового образа жизни.
Бхавамишра, помимо хороших качеств, описывает пять негативных качеств врача (Кашйапа Самхита 1.6.42.): “Тот врач, который плохо одевается, кто груб в речи, кто тщеславен, кто нецивилизован и кто приходит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Господу Дханвантари”.
Сушрута описывает не только качества уже выучившегося и практикующего врача, но и молодого человека, выбравшего своей специальностью лечение людей. Он пишет, что “для инициации в медицинское знание должен выбираться человек, рожденный в одной из высших варн (брахман, кшатрий или вайшья), подходящий по возрасту, родившийся в хорошей семье, имеющий склонность к учению, сильный, энергичный, самоудовлетворенный, с характером, контролирующий себя, обладающий хорошей памятью, интеллектом, храбростью, чистым умом и телом, обладающий ясным пониманием предмета и разумением в выбранной профессии…” (Сушрута Самхита 1.2-1.4; 1.9; 1.10). Сушрута описывает даже физиогномические качества врача — большой нос, тонкие пальцы, крепкие зубы, большие честные и разумные глаза и другие благоприятные признаки.
В аюрведических канонах описываются требования к тому, кто изучает Аюрведу и к тому, кто является наставником.
"Тот, кто способен взбить подобный нектару океан Аюрведы, искусен в методиках лечения, имеет разум украшенный знанием множества писаний, искусен в речи, безупречен в поведении и внешности, умиротворен, дружелюбен, контролирует чувства, имеет отеческое отношение, превосходен в мудрости и науке и способен быть авторитетным наставником как Брихаспати для полубогов — достоин быть учителем.
Ученик должен быть любознательным, свободным от нечистоты, преданным, покорным, смиренным, дисциплинированным, знающим санскрит, философию, грамматику. У него должно быть хорошо сложенное и крепкое тело, стойкость, острый разум, мягкая речь, простота и совершенно здоровый ум” (Содасангчхрдийюм 1.19-22).
Согласно Аюрведе врач должен быть вегетарианцем, избегать употребления одурманивающих веществ, контролировать себя, держаться общества праведных людей, быть добросердечным, умеренным в еде, отзывчивым, добрым, избегать заигрывания и интимного общения с женщинами. Ему надлежит постоянно совершенствовать свои знания и передавать свой практический опыт другим врачам. Только после обретения вышеперечисленных качеств врач мог приступать к исполнению своих обязанностей.
Врачебная этика позволяет аюрведическому врачу отказать в лечении (но не в экстренной помощи) некоторым категориям населения: "Врач может отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и правительство, а также того, кого ненавидит царь и сам врач; самоубийцу или не желающего жить; не имеющего желания и возможности лечиться, не имеющего времени на лечение (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача; того, чья жизнь подошла к концу; обладающего демоническими качествами (злого, упрямого^ несмиренного, гордого и т.д.), разгневанного, охваченного страхом; неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением) (Аштанга Хридайа Ссшхита 1.1.34)”.
Поскольку обязанностью аюрведического врача является учить людей чистому и здоровому образу жизни, то он сам должен быть чист и здоров. Образ врача в аюрведической медицине это, прежде всего, образ мудреца, который не только лечит тело, но и душу. Чарака Самхита говорит, что обязанность врача в том, чтобы пробудить осознание Всевышнего в сердце пациента, а затем использовать травы и другие методы для лечения. Чтобы давать духовные наставления другим, врач Аюрведы должен быть самореализованной личностью и Чарака самхита говорит, что даже если доктор имеет полное знание Аюрведы, но не достиг самореализации или больше заинтересован во славе или деньгах, а не в духовном развитии, то он никогда не будет хорошим врачом.
Интересно отметить, что в Международном Кодексе Медицинской Этики, а также в Этическом Кодексе Российского Врача (утвержден в России в ноябре 1994 года на 4-ой Конференции Ассоциации врачей России) есть положения, предписывающие определенные обязанности и нормы медицинской этики для врачей, которые во многом перекликаются с требованиями, предъявляемыми Аюрведой.
Сегодня Аюрведа становится все более широко известна не только среди адептов здорового образа жизни, но и среди научно-медицинской общественности. Мы надеемся, что благодаря этому все то лучшее, что есть в аюрведической традиции, будет использовано и применено и в нашей современной медицине.
Головинов А.Ю., Суботялов М.А., к.б.н.,
Государственный педагогический университет, г. Новосибирск. Центр традиционной медицины "Аюрведа", г. Омск