Гуру, шастра, садху
Вопрос: Вы упомянули гуру, какое место в этом всем занимает воля Кришны, в целом гуру-таттва, то есть все преданные и не преданные, как это все?
Ответ: Я объяснил, что вначале мы не можем непосредственно чувствовать и знать волю Кришны. Хотя, когда человек погружается в самадхи, когда ум его очищается, он может знать волю Кришны непосредственно. До этих пор он должен понимать, что хочет Кришна, что Кришне нравится. И для этого есть шастры. Для этого есть садху, и для этого есть гуру. Это те вещи этого мира или аспекты этого мира, с помощью которых я могу понять, что нравится Кришне, а что не нравится. Иначе я буду спекулировать. О, Кришна сегодня хочет пиццу. Или как мне один преданный рассказывал про счастливую семейную жизнь в Сознании Кришны, которую он имел возможность наблюдать. Жена мужу говорит: «Кришна сегодня хочет апельсины!». (смех) И муж бежит, выполняет волю Кришны. И все счастливы втроем. То есть муж узнает о воле Кришны через жену, становится оракулом.
Но на самом деле, чтобы мы поняли волю Кришны, есть садху, гуру и шастры. Шастры – это слова самого Кришны, которые либо сказаны им самим, как в «Бхагавад-гите». Либо пришли через мудрецов. Через их очищенное сознание. Садху – это великие святые прошлого, которые объясняли, как применять шастры на практике и что нужно делать. И гуру – это человек, который может меня поправить прямо сейчас. Потому что иначе ум мой наверняка обманет меня и будет говорить: да, да Кришне это нравится, Кришна это хочет. Для этого нужен гуру, который скажет: «Нет, Кришне это не нравится» То есть Кришне нравится, когда преданные сотрудничают друг с другом. Кришне нравится, когда преданные отказываются от своего эго. И начинают проявлять любовь.
И когда человек настраивается, таким образом, на волю Кришны, тогда он может понять, каким образом воля Кришны проявляется через все остальное или через всех остальных. Когда он может понять и почувствовать эту гуру-таттву или принцип гуру во всех остальных. До этих пор ему очень сложно увидеть все это. И он все время будет видеть просто, какие-то случайности или эго или еще что-то такое. Но если вы настроились – вы будете видеть. Да, этот человек пришел ко мне и сказал что-то обидное или дурное, задел как-то мое эго. Но я буду знать: на самом деле это не этот человек. Это гуру меня учит таким образом. И тогда каждое мое соприкосновение с другими людьми начнет быть обучающим опытом. Будет приносить мне опыт постижения или познания.
(Диск 116, л. 8 )