Часть2. Шикшаштакам. Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 1. Святое Имя Кришны

20 апреля 2011
Что такое санкиртана? Какие стадии проходит воспевающий святое Имя Кришны? Искренность на духовном пути.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:30:34 | качество: mp3 192kB/s 42 Mb | прослушано: 187 | скачано: 212 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:06 Текст первый.

00:00:39 чeтo-дарпанa-марджaнaм бхавa-мaха-давагни нирвапанaм
шрeйах-кaиравa-чaндрика-витаранaм видйа-вaдху-дживaнaм
анaндамбудхи-вaрдханaм прати-падам пурнамртасваданaм
сарватмa-снапанaм парам виджaйате шри-кршнa-санкиртанaм

00:01:03 Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и гасит огонь страданий в лесу рождения и смерти. Как вечерний лотоса цветок распускается в лучах хладной луны, сердце начинает цвести в нектаре Имени. В итоге – душе пробуждается ко своему внутреннему сокровищу – жизни в любви к Кришне. Вновь и вновь вкушая нектар, ныряет и плескается во всерастущем океане экстатической радости. Все члены духовного Я полностью удовлетворяются и очищаются и, в конце концов, пленяются всеблагодатным влиянием святого Имени Кришны.

00:02:00 Шри Чаитанйа Махапрабху – зачинатель Шри Кришна санкиртаны. Он сказал: «Я пришел провозвестить воспевание святого Имени Кришны. Имя сие достигнет всех наиотдаленнейших уголков вселенной: пртхивите ачхe йата нaгаради-грамa, сарвaтра прачaра хаибe мoра намa.

Что такое санкиртана?

00:02:26 Что такое санкиртана? Самйак означает «полное», а киртана – воспевание. Вместе эти два слова составляют санкиртана, что в общем смысле означает «совместное воспевание». Однако самйак означает полное не только количественно, но и качественно. Количественная полнота подразумевает обширность числом – совместное. Качественная же значит полная хвала. Полная хвала может означать только прославление Кришны, а не каких-либо других богов.

00:03:09 Итак, санкиртана – это полная киртана, песнь во славу полного целого, Абсолютной Истины; все другое есть лишь частичное представление и, поэтому, до определённой степени ущербно. Прославлять следует Кришну, петь славу нужно Ему, ведь Он – все и вся. Он – Владыка, по Его слову распределяется как все хорошее, так и все плохое, Он – Абсолютный контролирующий всего. Все существует Его волей. Подлинная жизнь достигается лишь в Нем одном. Лошадь, не сдерживаемая уздой, может нестись свободно, подобным образом, восхваление, не тормозящееся никакими мирскими чаяниями, полетит прямо к Высшей Причине – Кришне. Слово «шри» указывает на Лакшмидеви, энергию Кришны. Это означает, что поклонение воздается Кришне и Его энергии, которая всегда пребывает в Нем.

00:04:17 Шри Чаитанйа Махапрабху сказал, что санкиртана непременно преуспеет средь просторов мироздания; беспрепятственно будет она победоносить (парам виджайате шри кришна санкиртанам). Спонтанным будет она потоком, естественным и задержки не ведающим. Исключительной будет Она, независимой и безусловной. И слава Кришны воспеваться будет совместно – звук её несет благо всему миру. Лишь самопожертвованием и чистой преданностью можем мы присоединиться к Шри Кришна-санкиртане.

Какие стадии проходит воспевающий святое Имя Кришны?

00:04:58 Через какие стадии проходит воспевающий святое Имя Кришны? Первая – очищение зеркала ума. Если зеркало нашего сердца покрыто пылью, мы не способны воспринимать вещи четко, и советы Писаний в нем не отражаются. Что же это за пыль, покрывающая зеркало сердца? Пыль – это наши неисчислимые мимолетные или лелеемые желания; толстенными наслоениями такой пыли покрыто наше сердце. Поэтому-то и не можем мы видеть вещи такими, какие они есть – никак не отразиться им в застланном бесчисленными традиционными чаяниями этого мира сердце: бхукти-мукти-сиддхи-ками-сакaли 'aшанта'.

00:05:48 Итак, первым эффектом Шри Кришна-санкиртаны является очищение ума. Именно ради этой цели была создана Варнашрама-дхарма. Если мы исполняем наши общественные обязанности совершенным образом, ни капельки не привязываясь к плодам сего, – сознание наше становится чистым; однако первый же шаг в нама-санкиртане одаряет нас конечным результатом следования Варнашрама-дхарме – чистотой сердца и ума. Лишь тогда советы Вед могут быть поняты нами правильно.

00:06:28 Следующий эффект воспевания святого Имени – гасится пожар материального существования в джунглях взаимосменяющихся рождений и смертей. Мы вынуждены претерпевать рождение и гибель. Волны материального существования швыряют душу по всем закуткам. Второй эффект Шри Кришна-санкиртаны кладет всему этому конец – мы свободны.

00:06:58 Первым шагом очищается интеллект. Вторым – Имя вызволяет из великого пожарища трояких невзгод. То бишь: адхйатмика – страдания тела и ума, болезни и треволнения; адхибхаутика – страдания, причиняемые ближними, – людьми, животными, насекомыми и прочими существами; наконец адхидайвика – природные бедствия,– голод, наводнения, землетрясения. Мы вынуждены страдать от всех этих бед, жгущих сердце подобно огню. Но вторым шагом нама-санкиртаны горение гасится навсегда, и мы обретаем свободу.

00:07:47 Шрейах каирава чандрикавитаранам: на следующей стадии святое Имя одаривает нас высочайшей целью жизни. После расправы с делами негативными, начинается наша позитивная жизнь, которая в конечном итоге приводит нас к Реальности, к Настоящей Истине, что вечна, благодатна и прекрасна. Она приводит нас к благодати, которая находится вне этого мира проблем, и мы достигаем высочайшей цели, наивысшей благоприятности, высшего блага – все благодаря воспеванию Святого Имени Кришны. Тщательно проанализировав эти обретения, мы увидим, что на этой стадии святое Имя ввело нас в близкие личные взаимоотношения с Кришной, которые могут быть нейтральными, служебными, дружескими или родительскими (шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа). Шрейах покрывает нас милостью Нитйананды Прабху, ведь именно по Его милости нас могут допустить к поклонению Радхе и Кришне во Вриндаване: нитаийeр кaруна хабe, браджe радха-кршнa пабe.

00:09:10 Следующая стадия – видйа вадху дживанам. Святое Имя подготавливает нас к безраздельной преданности Кришне, которую можно найти в супружеской любви (мадхурйа-раса).

00:09:26 Следующая стадия – анандамбудхи-вардханам. Когда мы поднимаемся на уровень должного воспевания Имени Кришны, мы находим там Надмирный Океан, превосходящий весь наш опыт. Имя начинает использовать нас согласно степени нашего самопредания. Когда наша преданность безраздельна, мы ощущаем совершенно новый вид безмерной радости, безграничный океан радости, что не статична, но всегда динамична. Там мы обнаруживаем новую жизнь и неизведанное доселе блаженство. Имя никогда не приедается, Он – не косное вещество, каждое мгновение дает Он нам вкус безбрежного океана восторга.

00:10:22 Последующим эффектом является очищение всего нашего бытия. Наслаждение то не сквернит – оно очищает. Наслаждение означает эксплуатацию. Мирское наслаждение влечет реакции, и скверна охватывает такого наслажденца, однако здесь, из-за того, что агрессор Кришна, результатом является очищение. Все наслаждение, что исходит из Центра, из автократичного желания Кришны, полностью очищает нас.

00:11:00 В этом стихе слова сарватма-снапанам означают, что все возможные аспекты нашего я, – какие только можно постичь, – полностью удовлетворяются и очищаются благодаря воспеванию святого Имени Кришны. Также существует другое значение сарватма-снапанам. Если мы прославляем Кришну совместно – согласно нашим способностям мы и будем очищены. Очищаются и воспевающий, и слушающие, а также любой, кто соприкоснется с этим божественным Звуком. Снапанам означает «очищающая». Вибрация санкиртаны очищает всех и вся, к чему только не прикоснется.

00:11:46 Поэтому Махапрабху говорит: «Совершайте санкиртану, совместное воспевание святого Имени Кришны». Но санкиртана должна быть подлинной, для чего необходимо общение со святыми. Это не восходящая попытка. Мы стремимся связаться с высшим, своенравным миром, который дабы помочь нам, может низойти. Нам необходимо иметь связь с Высшей Реальностью, это важнее всего. Святое Имя не является лишь физическим звуком; Нам не есть поверхностное, пустое слово, однако имеет более высокие и важные качества: намa aкшара бахирайа бaте, табу намe кaбху нaйа.

00:12:33 Оно полностью духовно. Мы существуем в пограничном плане бытия, поэтому нам необходима связь с высшим; волна низойдет из высшего мира, омоет нас и распространит своё влияние на окружающее. Где бы ни совершалась санкиртана святого Имени Кришны, она влечет за собой эти семь последствий. Таков смысл первого стиха Махапрабху. Первый эффект: святое Имя отмывает душу от грязи желаний, атакующих её в мирском существовании. Со вторым эффектом приходит мукти, высвобождение, полная независимость от материальных влияний. Третий эффект приносит подлинную удачу: открывается сокровище души. Благодаря святому Имени Кришны постепенно пробуждаются внутренние достояния души. К этому Шри Чаитанйа Махапрабху относит все виды взаимоотношений с Личностным Абсолютом, кроме супружеских. Описывая следующий шаг, Махапрабху говорит о настроении супружеской преданности, при котором душа полностью зависит от наслаждения Кришны, безраздельно посвятив все увеличению Его радости.

00:14:01 Следующий эффект – вкушение блаженства общения с Ним. Во Вриндаване, в Царстве Кришны, тот, кто воспевает Имя Кришны должным образом, будет выражать своё чувство весьма своеобразно:

00:14:16 тундe тандавини ратим витануте тундавaли-лабдхайe
кaрнa-крoда-кaдамбини гхатайате кaрнарбудeбхйах спрхам
чeтах-пранганa-сангини виджaйате сарвeндрийанам кртим
нo джанe джaнита кийадбхир aмртаих кршнeти вaрнa-двaйи

00:14:38 Явившись на устах преданного, святое Имя начинает неистово танцевать. Святое Имя полностью овладевает им и распоряжается как хочет; – преданный уподобляется человеку, потерявшему контроль над своими устами: «Сколько нектара святого Имени могу я собрать своим одним ртом? Чтобы вкусить Его безмерную сладость, мне нужно бы иметь миллионы ртов. Воспевание лишь одним ртом никогда не принесет мне ни грана довольства».

00:15:11 Когда звук «Кришна» касается уха, преданный чувствует, как этот божественный Звук просыпается в его сердце. «Что такое два уха? – думает он. – Это величайшая несправедливость Творца – мне бы миллионы их! Лишь тогда, слушая сладкое Имя Кришны, мое сердце получило бы хоть немного отрады. Чтобы слушать сладкое Имя Кришны мне нужны миллионы и миллионы ушей». Таков темперамент преданного, чье внимание поглощено святым Именем. И тогда он лишается чувств; погрузившись в океан блаженства и радости, преданный теряет себя. В великом разочаровании он говорит: «Никак мне не понять сущность святого Имени; ни качества Его не постижимы для меня, ни обширность. Я в растерянности... Что же за медовую сладость содержит в себе Имя?» Ошеломлен слушатель Нама.

00:16:27 Все это поведал нам Шри Чаитанйа Махапрабху. Он говорил: «Должно воспевайте святое Имя, Звукоявленье Красы Абсолютной». Подобное сладостное очарование таит в себе также песнь свирели Господней. Звучание флейты Кришны имеет загадочную силу чаровать и радовать все живое и неживое. Заслышав Его флейты звучанье, парализована Ямуна. Сладко льющийся звук её, звук флейты Кришны, влечет к себе деревья, букашек, всех тварей земных. Заслышав звук Его флейты, всё в изумление приходит.

00:17:14 Вибрация звука может творить чудеса – звук обладает наичарующей силой. Он может рождать, Он может губить. Звук может всё; Ему присущи такие свойства. Приходит Он из наитончайшего мира, что лежит за пределами пространства. Абсолютно сладостен и благ этот вселенский Звук. Как силен Он; как завладевать может нами! Будто травинкой могут играть нами волны потока того сладкого Звука, и мы даже не сможем собой оставаться – мы не сможем понять, кто мы и где. Мы потеряемся в Нем, но мы не умрем – вечна душа. Погружаясь и вновь всплывая, будем несомы мы течением сладкольющегося Звука. Мы менее пригодны, чем даже трава, маленькая травинка; звучание же флейты настолько велико и сладостно, что играть нами будет оно как захочет. Не начать нам даже постижение могущества скрытого в Имени, – Звуке, который тождественен Абсолютному Благу и Сладости.

Искренность на духовном пути

00:18:39 «Не пренебрегайте Звуком, который есть то же, что Кришна»,– говорит Шри Чаитанйа Махапрабху. Абсолютная Сладость и Благость – всё присутствует в святом Имени. И Имя являет Себя нам очень легкодоступным: чтобы приобрести Его не требуется ничего – ни денег, ни физической энергии. Всё это ненужно. Что же требуется? Искренность.

00:19:11 Тот, кто просто принимает этот Божественный Звук искренне, обогащается настолько, что никто не может определить размеры его благосостояния и роста. Святое Имя с легкостью может получить любой, но воспевать Его следует всем сердцем, искренне. Естественно, полносердая искренность подразумевает обращение к истинному посреднику и получение Хари-нама от него. Шри Кришна-санкиртана восхваляема Шри Чаитанйей Махапрабху, её провозвестником, кто пришел как Единенные Радха-Говинда.

00:19:53 Очень ценен и важен для нас Его совет, гласящий, что с искренностью должны примкнуть мы к Шри Кришна-санкиртане, наидейственнейше очищающему божественному Звуку, который несет избавление, одаривает благодатью и таким позитивным обретением, что мы теряем себя в океане радости и непостижимой сладости.

00:20:17 Такова милость Шримана Махапрабху. Он провозглашает: «Да распространится в этом бренном мире Шри Кришна-санкиртана! Пусть облагодетельствует она всех, ведь нет большего блага для мира всего. Она всеобъемлюща. Утверждая нас в величайших достижениях, Она избавляет ото всех видов беспокойств». В нынешний деградировавший век Кали только Нама-санкиртана может нам помочь. Конечно, Нама-санкиртана благоприятна во все эпохи, но, в особенности, её рекомендуют в Кали-йугу, когда все другие начинания гасятся множеством противосил. Нама-санкиртане же не могут противостоять какие бы то ни было беспокойства и движения материального мира, поэтому следует принять ее. Если мы исключительно отдадим себя ей, исполнятся наши наивысочайшие жизненные чаяния. Нет нужды в каких-то других пропагандах, поскольку все они дефективны и неполноценны. Но наиприемлемейшей, очаровывающей и благотворной для всех является Нама-санкиртана, которая приводит нас к наивысшей цели. Чтобы удовлетворение обрести каждый смог – ничто другое не потребуется.

00:21:51 Все отлученные от Кришны души могут получить необходимую помощь от санкиртаны. Не нужно никакое другое движение. Шри Чаитанйа Махапрабху сказал нам: «Посвятите себя ей исключительно. Она всеохватна и всеисполняюща. И вы можете достичь её с минимальными беспокойствами и с минимальной затратой сил. Пусть же Нама-санкиртана процветает в эту Кали-йугу, пусть же процветает она на благо всему мирозданию, дабы все души вернулись к своему естественному положению». Последний стих Шримад-бхагаватам следующим образом подводит итог всему произведению:

00:22:38 намa-санкиртанaм йасйа
сарвa папа пранашанaм
пранамo духкхашамaнaс
там нaмами харим парам

00:22:50 Папа означает всё аномальное, всё нежелательное: грех. Материальное наслаждение и освобождение также относятся к аномалиям, греховным поступкам. Чем же греховно освобождение? Тем, что это не есть нормальное положение; нашим естеством является служение Кришне, но в освобождении это невозможно. Само по себе освобождение не подразумевает служения Кришне, поэтому оно – грех. Игнорировать нашу естественную обязанность и оставаться в стороне – ничто иное, как греховность.

00:23:27 Заключительный стих Шримад-бхагаватам гласит: «Святое Имя Кришны может избавить нас от всей ужасающей греховности, от всех непристойных наклонностей и от всех страданий. Да склонимся же все перед Ним!». Возглашением этой шлоки Шримад-бхагаватам завершается; величайший трактат умолкает. Последним словом Бхагаватам является Нама-санкиртана. Бхагаватам придает очень большое значение воспеванию святого Имени Кришны, и Шри Чаитанйа Махапрабху развил Своё учение, основываясь на нем. Последнее творение Шрилы Вйасадевы, составителя Ведической литературы, поднимает теизм до этого уровня и доводит до сведения масс: «Воспевайте Имя Кришны! делайте это; не нужно более ничего. Примите же!» Такова сама суть Шримад-бхагаватам, итог величайшего духовного дара Вйасадевы: «Воспевайте святое Имя Кришны, и начните свою жизнь в этот мрачный век с наиширочайшей, всеохватывающей теистической концепции».

00:24:50 Мы можем считать себя удачливыми – нам удалось приблизиться к подножию самой великодушной и благоносной мысли, приблизиться настолько, что мы можем её коснуться, принять и, насколько то позволяют наши возможности, омываться её волнами. Пройдя через множество концепций, через очарование различных перспектив и обещаний, мы оставили их все позади и пришли к побережью океана Нама-санкиртаны. Теперь мы можем броситься в него, мы можем плавать в волнах Нама-санкиртаны, в водах нектара всех нектаров, и всё благодаря великодушию Гуру и милости Ваишнавов.

00:25:41 Океан – их собственность, а мы – их рабы. При этом мы осмеливаемся броситься в океан Нама-санкиртаны и плавать в этом нектаре! Омовение в Радха-кунде, высочайшей концепции духовного обретения, также можно обнаружить в высшей форме Нама-санкиртаны. Этот стих показывает позитивную сторону безграничного океана Шри Кришна-санкиртаны. Негативную показывает следующий.

00:26:16 Наиболее удивительно представляет Шикшаштаку Бхактивинода Тхакур; он перевел её на бенгали и дал санскритские комментарии. Свои комментарии на Шикшаштаку дал также Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. Чтобы понять Шикшаштаку более полно, следует внимательно изучить их работы. В этих беседах я просто делюсь тем, что у меня на сердце. Всё, что я чувствую – я выражаю, и это мое понимание того, что я получил от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Бхактивиноды Тхакура, Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Шри Чаитанйи Махапрабху и всех предшествовавших ачарйев. Их милостью это скопилось в моем сундучке, и я пытаюсь передать суть этих вещей.

00:27:10 С принятием пути преданности начинается полное преображение нашего внутреннего плана и, постепенно, очарование мира внешнего исчезает. Внутри происходит война; когда в сердце преданного вступает Кришна-концепция, все остальные идеи и представления постепенно отступают. Это описывается в Шримад-бхагаватам:

00:27:34 правиштах кaрнa-рандхрeнa
сванам бхавa-сарoрухам
дхунoти шамaлам кршнaх
салиласйа йатха шарат

00:27:46 С наступлением сезона дождей, плавающая в воде муть исчезает. Подобным образом, когда в сердце входит Кришна-концепция, все остальные концепции и чаяния будут вынуждены постепенно уйти, оставив всё во власти Кришны. Когда капелька настоящего Кришна-сознания попадает в сердце, все противостоящие силы непременно отступят; победителем выйдет Кришна и бразды правления возьмет в Свои руки Он.

00:28:23 Такова природа Кришна-сознания: ничто не может конкурировать с Ним – ни даже так называемая преданность полубогам, ни другие вероисповедания, как, например, Христианство, Ислам и другие. Все остальные концепции теизма вынуждены будут уйти, оставив землю Кришна-концепции. Никакой агрессор не может состязаться с Кришна-сознанием, с абсолютной, чарующей красотой.

00:28:52 Красота, благодать и очарование могут пленить и одолеть силу. Мы действительно стремимся к красоте и благодати, к милости, доброте, Божественной Любви, преме. Саморасточение – т.е. восполнить другим своей энергией и щедростью – в конце концов, побеждает всех. Отдавать – более стоящее дело, чем брать. Божественная Любовь, значит умереть, чтобы жить: жить не ради себя, но ради других. Наивеликодушная жизнь – самозабвение до предела – присутствует в Кришна-сознании.

00:29:37 Кришна-сознание настолько прекрасно, что развивший его утрачивает самоотождествления и становится полностью самозабвенен. Такое очарование в нем. Кто сможет тягаться с Кришной? Любой, кто решится на это, тотчас же будет обезоружен. Если, каким бы то ни было образом, Кришна вступает в сердце, результатом будет лишь Его полное правовластие. Столь великодушен, столь благожелателен, столь сладостен Шри Кришна: Прекрасная Реальность.

транскрибирование записи - www.zapisal.com