Психическая устойчивость

Аюрведа радио - 09 сентября 2007
Свобода выбора. Чем отличается ум от разума. Виды разума. Три этапа очищения разума и развития самоконтроля. Настоящая дружба.
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:45:48 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 1816 | скачано: 1987 | избрано: 23
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:01 Красивая музыка на волнах Аюрведа-радио. [Радиоведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Рада приветствовать вас вновь на волнах Аюрведа-радио. Итак, наша воскресная программа. Олег Геннадиевич Торсунов с нами в прямом в эфире. И сегодня у нас развитие разума или… или что-то новое сегодня нам будет поведано?

00:00:35 [Доктор Торсунов] Нет, нет это всё та же тема. Просто мы постепенно перейдём именно к разуму. То есть мы сейчас разбирали в основном уровни сознания все эти лекции. Добрый вечер, Наташа.

00:00:47 [Радиоведущая] Итак «Развитие разума. Часть восьмая.» (Смеются). Здравствуйте, здравствуйте.

00:00:53 [Доктор Торсунов] Будьте здоровы. Так, итак, значит, мы с вами разобрали уровни сознания, связали их с деятельностью психических центров и сделали вывод, что разумное существование является основой для человеческой формы жизни, для… основой для того чтобы развиваться, для того чтобы отрабатывать карму, чтобы получить в своей жизни возможность действовать свободно.

00:01:26 Свободно означает иметь свободу выбора. На самом деле это тоже такая довольно большая тема. Мы о ней ещё поговорим. Свобода выбора означает… некоторые люди думают, что свобода выбора означает свободная жизнь. Как у нас, допустим, вся культура вот эта вот западная построена на понятии свободной жизни. Свободная жизнь означает, что хочу то и делаю. (Смеётся). Всё это означает «я счастливый человек, если я могу делать всё что я хочу». Но на самом деле свободная жизнь она как раз означает отсутствие свободы выбора потому, что если разобраться в этом вопросе серьёзно, то как раз, что человек хочет делать?

00:02:09 [Радиоведущая] Наслаждаться.

00:02:10 [Доктор Торсунов] Он хочет делать то, что диктуют ему чувства.

00:02:15 [Радиоведущая] Ну, да.

00:02:16 [Доктор Торсунов] … И диктует ему сила, идущая из его прошлой кармы. То есть из глубины сердца идёт сила желания, она очень сильна. И эта сила желания, она сковывает психику человека. И человек, он очень сильно, у него появляется очень сильное побуждение сделать тот или иной поступок. Там, допустим, изменить жене там, напиться или ещё что-то.

00:02:37 [Радиоведущая] …Подраться.

00:02:38 [Доктор Торсунов] … Подраться там. И так далее. То есть и он чувствует себя очень свободно. Он думает, что он свободный человек, а значит счастливый. Но на самом деле он является полностью рабом вот этой силы, идущей из глубины сердца и являющейся результатом его прошлых поступков. То есть фактически свобода выбора означает способность противостоять силе, идущей из глубины сердца. Вот этой силе противостоять, способность, человек обретает только благодаря разуму. То есть если он действительно ведёт разумный образ жизни, контролирует себя психически, психическую устойчивость, вырабатывает в себе, то в этом случае он становится разумным. То есть разумный – это означает, что он способен противостоять тем желаниям, которые возникают в результате его прошлой, плохой прошлой кармы. И вот в этом заключается большая проблема, что большинство людей даже вообще не понимают этого вопроса. Они считают, что как раз вот свобода, она и заключается в том, что бы удовлетворять то, что тебе хочется как можно качественнее, лучше, изысканнее, изящнее там, и культурнее там и так далее. (Смеётся).

00:03:55 То есть, допустим, более благостным они считают, что если, допустим, они изменяют своему близкому человеку в более культурных условиях, так сказать, в более изысканных таких сказать, манерах. И в этом заключается благость, оно в благости. Но на самом деле благость означает контролировать свои чувства, вот. Так же некоторые думают, что если они, допустим, пищу, которые в древние времена даже не разрешалось на неё смотреть чистому человеку, то есть пища считалось смотреть на то, что, на мёртвое мясо, то есть, на мясо животного, которое умерло там или ещё хуже его убили, считается очень неблагоприятно, считается плохим знаком.

00:04:42 Допустим, согласно ведической… ведической традиции если, допустим, человек видит мясо убитого животного с левой стороны себя, то значит какие-то проблемы могут быть с личной жизнью. Если с правой стороны видит, то проблемы связаны с работой и т.д. То есть а если человек ест это мясо каждый день. (Смеётся). Представляете какая проблема в жизни. То есть если в древней культуре даже смотреть неблагоприятно было на такое мясо, то что говорить о том что если люди очень культурно его украшают там различными травками там, специями, украшениями какими-то и считают что это культурное питание. Культура согласно ведическому знанию означает чистота. Чистота, прежде всего, означает психическая чистота. Психическая чистота, прежде всего, означает свобода от насилия, свобода от осквернения какого-то. Допустим, сейчас, допустим, в западной культуре считается очень чисто для женщины носить очень длинные… длинные ногти. Но очень длинные ногти это не признак чистоты. Это признак грязи. Ногти считается это оскверненная, как бы, вещь. Скверно. Вот. И так далее.

00:06:03 То есть у нас много, мы много чего не понимаем. Вот. Но веды (смеётся)…Наташа посмотрела на свои ногти (смеётся) …много чего не понимаем. Но веды, они конкретно нам указывают на то, что является культурой, что является чистотой, что является правильным поведением и.т. И вот как раз в этих вопросах проявляется понимание свободы выбора. Всегда когда, у человека выступают на первое место его желания какие-то, которые возникают, такие, естественным образом желания, допустим, секса, еды, там ещё что-то, то культура согласно ведам культура означает способность бороться с этими желаниями. И бескультурье означает, что человек не способен их контролировать. С другой стороны, согласно современному пониманию вещей, культура означает, что человек эти желания выполняет очень изысканно. То есть…

00:07:10 [Радиоведущая] Тонко.

00:07:11 [Доктор Торсунов] Да тонко. То есть, допустим, если человеку захотелось поесть мясо, то он не просто его ест, а идёт и ест там, в каком-то изысканном ресторане. Считает что культурный человек, а не просто там, взял сел на улице там и поел. То есть культурный человек означает, что он очень тонко делает то же самое, что фактически делают все остальные люди (смеётся). Разница заключается в том, что он очень … очень деликатно при этом себя ведёт (смеётся). В этом и заключается культура. Но никаких вопросов, разговоров, как бы, идей о самоконтроле здесь вообще нет. Допустим, если человек изменяет своей жене и делает это очень деликатно, объясняет ей всё деликатно, говорит: «Ты знаешь, я тебе изменяю и всё».

00:07:59 [Радиоведущая] «Ну, ты пойми мою природу».

Свобода выбора

00:08:00 [Доктор Торсунов] «Ну, да то, что я такой вот человек», то считается очень такой образованный человек, культурный, деликатный очень, ведёт себя правильно, хорошо. Вот. На самом деле это не признак культуры согласно ведической культуре. Веды означает, веды говорят, что культура означает всегда самоконтроль, всегда. То есть это либо… это свобода выбора также означает самоконтроль. Свобода выбора означает, что человек свободен что-то выбрать. Когда человек идёт на поводу у своих чувств - это не означает, что он свободен что-то выбирать. То есть, здесь никакой свободы выбора нет. Человек, идущий на поводу у своих чувств всегда выбирает только одно: то, что ему сильно хочется сделать и всё. У него нет никаких вариантов, что-то выбрать. С другой стороны, если человек действительно хочет понять что такое свобода выбора, то он должен изучать, что есть другая сторона медали. То есть если, допустим, он поступает, так как ему хочется, вот по чувствам, то дальше его жизнь будет становиться всё тяжелее и тяжелее. То есть у него появятся проблемы.

00:09:09 Если человек ест мясо, то он накапливает тяжёлую депрессивную карму, то есть у него рушатся отношения, у него постоянно депресняк там или гнев, или раздражительность. То есть отрицательные эмоции, отрицательное восприятие мира оно просто сковывает, то есть, как тисками психику. То есть невозможно вырваться из всего этого. С годами всё тяжелее и тяжелее, как в аду человек начинает жить. Если человек занимается развратом, то он просто рушит все свои чистые, светлые отношения с родственниками и вся любовь, вера, надежда, всё рушится в этом во всём. Дети его не способны уже любить и вы, родители, не способны любить и жена, никто. То есть никто, он становится одиноким. Вот. Если человек слишком много спит, то он становится ленивым и больным. Тоже от этого никакой культуры нет. Если человек сильно заботится, чрезмерно заботится о своём проживании, жилье, то есть думает постоянно о том, о приобретениях, то… то есть жадность обуревает его, тоже от этого ничего культурного нет.

00:10:22 То есть, таким образом, все вопросы культуры и вопросы счастья человека, они все сводятся к развитию разума. То есть без этой темы вообще невозможно жить. Если человек не понимает, что надо развивать свой разум… развивать означает увеличивать способность контролировать. То никаких вариантов ему быть счастливым вообще нет. Но для того чтоб контролировать разум надо сначала хотя бы понять что это такое. Мы даже представления не имеем. Хотя на самом деле это вполне реальная конкретная психическая структура, которая глубочайшим образом описана в ведах. Она имеет свои локальные какие-то зоны, точки вот расположения в нашем тонком теле. Эта структура имеет своё функционирование. Она имеет свои рычаги управления. То есть у нас есть рычаги управления разумом в нашей психике. Эта структура функционирует в определённое время сильнее в другое время – слабее. То есть это всё описано в ведах. Большинство людей даже понятия не имеют когда разум функционирует сильнее… Когда разум функционирует сильнее, Наташа, вы знаете? Нет? (Смеётся). Должна эти вопросы… забыли. Вот.

00:11:43 [Радиоведущая] Я в наушниках как… как перед расстрелом. (Смеются).

00:11:51 [Доктор Торсунов] Ну, ладно не буду вас больше… над вами издеваться.

00:11:56 [Радиоведущая] Всё забываю, всё напрочь.

00:11:58 [Доктор Торсунов] Утреннее время самое благоприятное. Разум… разум становится очень сильным.

00:12:03 [Радиоведущая] Да.

00:12:04 [Доктор Торсунов] … в утреннее время. Сила воли…

00:12:06 [Радиоведущая] С восходом солнца.

00:12:07 [Доктор Торсунов] Да увеличивается сила воли. Не с восходом солнца, а до восхода солнца.

00:12:10 [Радиоведущая] А, до восхода солнца.

Чем отличается ум от разума

00:12:11 [Доктор Торсунов] Да, когда равностояние идёт между солнцем и луной. В это время очень… ум очень чист и спокоен. Так как ум спокоен, разум обладает… преимущество у разума очень большое потому, что ум всегда разуму мешает заниматься самоконтролем, потому, что чувства и ум, они всегда забирают эту способность и возможность у разума – контролировать ситуацию. Чувства (веды сравнивают), как грабители. Они грабят у человека его счастье, его судьбу. Чувства всегда привязывают нас к каким-то негативным эмоциям, каким-то проблемам. И они как грабители, они грабят у разума способность контролировать ситуацию. А ум – это как раб. То есть он раб чувств. Он идёт на поводу у чувств. А разум – это единственный, кто должен с ситуацией совладать.

00:13:10 Ум, он очень склонен выполнять волю чувств потому, что ум очень хочет быть счастливым. А для разума главная это истина. Истина для разума выше стоит, чем счастье. Потому что разум знает, что если будет истина, там будет счастье. В этом заключается разница между умом и разумом. Ум, он всегда склонен идти на поводу у того, что приносит удовольствие. То есть ум очень сильно привязан быть счастливым. А разум очень сильно привязан к стремлению к истине. В этом заключается разница.

00:13:51 Но это только начало нашей беседы. На самом деле, мы с вами сейчас будем об этом очень много и серьёзно говорить. Сначала мы будем говорить о строении тонкого тела разума - несколько бесед. Потом, дальше мы будем говорить о развитии разума собственно, как такового. Это будет по материалам по Бхагавадгите. Там есть, что такое знание и что такое невежество есть. Такой целый стих большой. Вот. И сам господь провозглашает, что есть знание, а знание – это атрибут разума. Таким образом, когда человек… Это главный атрибут разума ради которого разум существует и живёт. То есть обретение знания означает наполнение разума. Если человек наполняет разум знаниями, значит, он становится разумным. Без наполнения разума знанием человека нельзя назвать разумным. Знание – это основа для развития разума. Знание... именно знание то, которое его развивает потому, что знания бывают разными.

Виды разума

00:14:53 Итак, теперь будем немножко говорить уже конкретно. Существует два вида разума. Существует духовный разум и материальный разум. Если говорить о, вообще, самом возникновении разума и возникновении ума, то ум возник из гун благости, то есть он имеет более, вроде бы более высокую природу, чем разум. А разум возник из гун страсти. Материальный разум как материальный элемент. То есть ум как материальный элемент, единица энергетическая ума, она имеет благостную природу. Но единица энергетическая материального разума имеет страстную природу, и вопрос заключается в том как страстная единица может благостную контролировать.

00:15:46 [Радиоведущая] Да.

00:15:47 [Доктор Торсунов] И ответ очень простой: никак.

00:15:48 [Радиоведущая] Никак. (Смеются).

00:15:50 [Доктор Торсунов] Поэтому ум, он и очень… он очень вёрткий, тонкий и неуловимый для материального разума. Поэтому веды говорят, пока человек не встаёт на духовный путь, на духовную платформу, он не способен никак, у него нет никаких шансов контролировать свой ум. Потому что выше материального ума стоит только духовный разум. Духовный разум имеет духовную природу, когда очень в разуме и удивительно… удивительная вещь заключается в том, что, допустим, нам на умственную духовную платформу встать очень трудно, видеть духовные объекты в уме это прерогатива только очень высокого уровня сознания людей, очень высокого уровня. Вот. Видеть в уме какие-то там тонкоматериальные образы это ничего не значит сильно большое развитее. Очень много людей сейчас этим увлекаются, там что-то видят они постоянно. Но это не признак сильно большой зрелости.

00:16:50 [Радиоведущая] Видеть, в смысле открывают в себе третий глаз?

00:16:51 [Доктор Торсунов] Тонкий там … да, открывают все третий глаз, потом его закрывают вот, и что-то видят. (Смеётся). Но это не сильно… признак не сильно большой зрелости на самом деле. Потому что настоящая духовная зрелость, она возникает только в том случае, если человек способен видеть духовный мир с помощью ума. Но это невозможно, если человек не очищает свой разум и не способен сначала встать на… с позиции разума на духовную платформу. В Бхагавадгите 5:18 говорится, что смиренные мудрецы обладающий истинным знанием видит одинаково с любовью и благодарностью учёного, брахмана, корову, слона, собаку и самого невежественного человека. То есть одинаково с благодарностью и любовью воспринимает всех этих живых существ. Это возможно только в том случае, если человек видит когда другого человека, он видит в нём душу. И видит в нём душу или запутавшуюся или просветлённую.

00:17:59 То есть по-любому он видит в нём душу, он рад этой душе. Первое что он чувствует это радость по отношению к ней потому, что если мы печалимся, огорчаемся, злимся, воспринимая человека, то только лишь по одной причине, что мы воспринимаем его своими щупальцами, материальными щупальцами, которые называются чувства. А чувства имеют склонность испытывать боль. Поэтому, когда, если мы с духовным восприятием воспринимаем человека, то духовные чувства не испытывают боли, они испытывают только состояние счастья и всё. Поэтому…

00:18:40 [Радиоведущая] А состояние сострадания?

00:18:41 [Доктор Торсунов] Это тоже вид счастья. Они видят или радуются, сострадая, или радуются, испытывая блаженство. То есть по-любому, так или иначе любой вид радости - это радость, понимаете, у духовного человека. Если человек не способен духовными глазами видеть, он не настолько чист, то в этом случае, он воспринимает своими материальными чувствами и испытывает боль. Особенно это касается отношений с близкими людьми. Эта боль, она вызывает неприязнь, то есть у нас, таким образом, мы впадаем в состояние двойственности. То есть мы… привязанности и антипатии у нас развиваются, такие состояния привязанности или антипатии. Вот, и из этого возникает большая проблема. То есть человек в таком состоянии, он не может быть счастливым. Потому, что иногда ему делают больно, его чувствам, а иногда его чувства приносят счастье. И он очень сильно зависит от того, что будет делать близкий человек.

00:19:46 [Радиоведущая] Поняла.

00:19:47 [Доктор Торсунов] И это состояние двойственности, оно уничтожает нормальное существование, оно не несёт тебе никакой стабильности. Так действуют материальные чувства, материальный разум. С другой стороны, духовный разум, он не зависит от того как, в каком состоянии человек, которого воспринимаешь, находится. То есть если ты воспринимаешь его, то духовными чувствами, то, как бы он не реагировал, как бы он себя не вёл, ты всё равно находишься в состоянии блаженства потому, что духовные чувства, они не связаны с ложным эго и они никак не реагируют болью на поведение другого человека.

00:20:29 Так ведёт себя духовный разум. Пока человек не встал на эту платформу духовную, духовного разума, ни о каком, ни о какой речи об очищении, одухотворении ума вообще не может. Человек не может утверждать, если он не видит одинаковыми глазами всех живых существ и одинаково с благодарностью и любовью не относится ко всем окружающим, это значит, что он не способен в своём уме видеть духовные объекты. Потому что ум очищается только после разума. Только с помощью разума и после разума очищается ум потому, что ум сам себя очистить не может. Инструментом для очищения ума является разум. Инструментом для очищения чувств является разум. И инструментом для очищения тела является разум. Животные не разумные, поэтому они не могут себя очистить и они считаются грязными существами в ведах. Поэтому животных не советуется держать в комнате, где ты спишь, тем более на своей подушке.

00:21:36 [Радиоведущая] Да, под одеялом, рядом с боком.

00:21:38 [Доктор Торсунов] Да, потому, что они грязные существа. Грязные не с позиции тела. Конечно, можно животное мыть каждый день.

00:21:44 [Радиоведущая] Помыть с шампунем.

00:21:47 [Доктор Торсунов] Да. Но они грязные в своём сознании. Потому что у них разум имеет грубую материальную природу, и он не имеет никакого духовного аспекта в себе. Когда человек соприкасается, касается чего-то, то он приобретает свойства, то есть чувство осязания стоит на втором месте после слуха. Не чувство зрения, а чувство осязания стоит на втором месте по воздействию на разум. Если человек, допустим, соприкасается с кем-то или с чем-то, то он приобретает свойство разума этого объекта. Особенно если это живой объект. Даже не одухотворённые объекты, после соприкосновения с одухотворёнными объектами приобретают свойство разума и поэтому они тоже могут осквернять. Так, допустим, если человек готовит пищу, он соприкасается с ней своими чувствами и своим разумом. Если кто-то ест эту пищу, он приобретает свойства этого человека.

00:22:40 [Радиоведущая] Того, кто готовит.

00:22:42 [Доктор Торсунов] Да, в своём разуме. И точно также это касается всех предметов, с которыми мы соприкасаемся. Но некоторые люди сейчас могут зафанатеть и как бы, и начать после этой лекции тереризировать своих родственников.

00:22:58 [Радиоведущая] Это как?

00:23:00 [Доктор Торсунов] Что, типа, вы такие сякие, вы мне готовите, а я духовный такой. (Смеётся).

00:23:06 [Радиоведущая] А я подумала наоборот: тот, кто готовит: «Вот, я вам сейчас буду готовить». С таким вот настроением.

00:23:12 [Доктор Торсунов] Ну, это на тему уже… это детский сад вполне. (Смеётся). Так вот, идея в чём заключается, в том, что надо понять, что мы живём в тех условиях жизни, которые мы сами себе выбрали своей судьбой, своими поступками и даже если человек что-то узнал в своей жизни, он не должен сильно беспокоится. У меня сегодня на приёме была одна женщина, она такая хорошая, интересная, развивающийся человек и она когда узнала что-то про себя, и она с таким… с такой эмоцией сказала: «Ну, как мне сейчас вот немедленно это всё исправить?!» (Смеётся). Но невозможно всё немедленно исправить. Всё будет исправляться годами. То, что мы узнаём и то, что мы видим перед собой, факты нашей жизни это то, что нам Бог дал, то что мы заслужили. Мы должны просто смиренно терпеть и дальше жить в этой ситуации и пытаться исправляться внутри себя, пытаться быть счастливым внутри себя. А внешние ситуации, которые нам дана судьбой – это наша судьба, с ней ничего не сделаешь

Три этапа очищения разума и развития самоконтроля

00:24:22 Поэтому надо [неразборчиво] сказал: «Ну не надо пока ничего менять, всё, пока внутри не поменяетесь, говорю, внешне ничего не поменяется само». Надо не только внутри, там есть несколько стадий: сначала человек меняется внутри на уровне свободы выбора, то есть его сила разума становится светлой и чистой, светлее и чище его греха – это первый этап. Дальше второй этап он начинает подъедать грех. То есть грех выходит из сердца, но он не может действовать, то есть он в полную силу. То есть чистота разума его подъедает.

00:24:58 [Радиоведущая] Контролирует.

00:24:59 [Доктор Торсунов] В какой… нет.

00:25:00 [Радиоведущая] Нет?

00:25:01 [Доктор Торсунов] Нет, полностью не контролирует, но подъедает, делает его слабее. То есть… то есть люди думают о тебе плохо, допустим, но не так сильно как раньше. И третья стадия – это разум сжигает грех. Не даёт ему выходить. Грех выходит, допустим, по судьбе тебе положено что тебе бросят, но даже идеи такой нет. В гороскопе написано, но даже идеи такой нет. Это связано с тем, что разум становится настолько сильным, чистым, что карма не касается такого человека.

00:25:32 [Радиоведущая] А вот небольшой пример: когда изначально, когда у человека было желание совершить какую-то глупость и он её совершал. Потом он узнал, что… начал контролировать разумом ситуацию и у него возникает опять желание совершить какую-либо глупость, но он уже знает, что нет, это не нужно делать, и может он совершает глупость, но не на все сто процентов как бы.

00:25:49 [Доктор Торсунов] Вот, как раз та ситуация и третья стадия, когда он уже не совершает эту глупость, хоть она и выходит изнутри. Она даже ни на секунду не заставляет его вот эту идею принять в своём сердце.

00:26:03 [Радиоведущая] Понятно.

00:26:04 [Доктор Торсунов] То есть, он нисколько не сомневается, что он ни должен это делать, хотя какое-то желание, оно всё равно есть, изнутри выходит, побуждение какое-то есть, но оно нисколько не колеблет психику. То есть вот такие три этапа развития самоконтроля с позиции чистоты разума можно описать. Но на самом деле самое главное, что следует понять, что чистый и духовный ум человек не способен приобрести не очистив, не одухотворив свой разум. А признаки одухотворения разума мы уже перечислили. Самый главный признак – это восприятие окружающих людей равными глазами всех. То есть человек, который очистил свой разум. Он очень спокойно, равно относится ко всем, кто его окружает. То есть он не злится, не испытывает зла там, не воспринимает негативно или сильно привязан и не воспринимает объекты окружающие. Он ровно и спокойно их воспринимает.

00:27:08 Вот, таким образом. Это что касается духовного разума. И именно духовный разум способен сжигать карму полностью. Потому что материальный разум, находящийся в благости, он может только карму отрабатывать до того уровня, что она не проявляется в жизни. Но, на самом деле, семена кармы остаются внутри. То есть склонности к греху остаются. Склонность означает семена. То есть человек, допустим, бросил курить, он уже не хочет курить и всё, но у него пока он не одухотворит свой разум, у него остаётся всё равно какая-то минимальная склонность к этому, к этой привычке и когда неблагоприятные условия психические создаются, он вдруг не с того не с сего начинает курить опять на пару дней. Потом опять бросает.

00:28:01 То есть это связано с тем, что благостный даже, материальный разум не способен полностью убрать семена греха из глубины ума, это невозможно. Это может сделать только духовный разум. Только духовный разум, он очищает полностью ум и нашу карму, то есть глубину ума. Поэтому разумное существование означает, что человек полностью одухотворяет свой разум. То есть, это разумное существование не означает, что он просто «крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо» - это гуна благости. Но разумное существование, настоящее разумное существование означает, что человек побеждает свою карму. Оно начинается с того, что человек стаёт на гуну благости, на эту платформу, но это только начало пути, это только начало пути.

00:28:55 Вот, а настоящий путь начинается, когда человек начинает заниматься духовной практикой и он постоянно обращает свой разум к Богу. То есть одухотворение разума означает контакт с божественной силой. То есть одухотворение это не то, что какая-то фантасмагория. Как большинство психологов вообще воспринимают эти объекты: ум, разум как нечто такое какое-то искусственное и поэтому так много сейчас идей по поводу искусственного интеллекта. Так вот, ведическое знание полностью разбивает эти абсурдные идеи. Это говорит о том, что ничего искусственного нет. Что пришло извне в ум, то в нём и остаётся. Ум питается внешней силой и внутренней силой, то, что уже там сидит. То есть, разум тоже: то, что приходит извне, то в нём остаётся. То, что не… то есть из ничего, ничего не берётся. Не бывает, так что в уме там какой-то колоброт там возник там только потому, что комбинация нервных импульсов, а именно они рождают чувства, мысли, там и всё прочее.

00:30:01 Комбинация нервных импульсов возникает в результате того, что есть чувства. И если, допустим, объекты чувств посылают нам какой-то импульс психический, этот импульс идёт сначала на тонком плане, доходит до нас на тонком плане и только потом возбуждает нервную систему. Комбинация нервных импульсов возникает только потому, что есть тонкое тело. И есть тонкое психическое воздействие на человека. Это очень легко понять, ведь на самом деле сначала он на нас смотрит, потом мы злимся, а не наоборот. Сначала мы злимся, потом на нас смотрят. (Смеётся).

00:30:35 [Радиоведущая] Да.

00:30:36 [Доктор Торсунов] То есть на нас смотрят, в результате взгляда, то есть воздействие… тонкое материальное воздействие происходит, а потом мне… мы же не связаны нервными этими импульсами…

00:30:46 [Радиоведущая] Со взглядом.

00:30:48 [Доктор Торсунов] … с объектом, который на нас смотрит, у нас же нервная ткань не прорастает между нами в этот момент, когда он смотрит. (Смеётся). Никакой нервной ткани нет. И Павлов это по-своему объяснил. Он говорит, что есть рефлексы. Рефлекс- это какая-то, нечто такая какая-то вообще непонятная вещь, то есть она как вообще… то есть как структура, которая ни имеет никакой основы, а просто возникает сама по себе, как какой-то механизм самозарождающийся и самовозникающий. То есть человек смотрит, во взгляде никакой силы нет, потом там само по себе что-то возникает, рефлекс как будто мы помним, что такой взгляд должен с нами сделать. В результате этой памяти, которая сама изнутри раскручивается, у нас возникают эти возбуждения, которые приводят к тому, что мы вешаемся там и т.д.

00:31:45 Ну, конечно, идея хорошая, Павлов молодец. Он как-то хоть объяснил, что есть взаимодействие. Он как-то обосновал существование второй сигнальной системы то есть, там психику объяснил, всё. Тогда совсем это было сложно сделать с позиции нервной системы, даже волны толком не понимали что такое. Сейчас уже с позиции волновой природной объясняют, что глаза волны излучают. На самом деле глаза излучают тонкую психическую энергию, которую вообще невозможно измерить никакими приборами, это совсем другая энергия. Она даже современной волновой этой теории не объяснимо. Там сейчас говорят [лептонное] поле ещё какое-то и т.д. Сами не понимают что это толком… что это такое, но [лептонное] поле всё равно. Так или иначе

00:32:28 [Радиоведущая] Что [неразборчиво] это придумали?

00:32:30 [Доктор Торсунов] Хорошо, это уже более-менее интересно там физика изучает сейчас это всё. Но для того чтобы изучать тонкую природу ума физикам сейчас ещё пока очень далеко потому, что единица ума имеет самую тонкую материальную природу в этой вселенной и если учёные откроют эту природу, то они непосредственно, то есть откроют, это значит что они будут воздействовать на природу ума. Это значит, что они победят человечество в целом. То есть если они изобретут такой прибор, который может воздействовать на природу ума, то люди не смогут жить потому, что у них будет поражена полностью свобода выбора. Но высшие силы вообще не позволят никому это сделать. Потому что естественный ход событий в жизни, таким образом, будет нарушен. Поэтому это полный бред думать, что учёные могут победить ум. Ум находится под контролем высших энергий, высших сил. И поэтому никаких шансов вообще в эту структуру, в эту область даже влезть, да не только потому, что не пустят, а ещё и потому, что это вообще невозможно с помощью… с помощью кувалды иголку не забьёшь, понимаете.

00:33:43 То есть здесь (смеётся) идея в чём заключается: у нас нет прибора для того что бы ум исследовать. Потому, что ум имеет на столько тонкую природу, что ничего общего с этими лептонами там, ещё [теквазитронами] (Смеётся), в которых лептоны летают.

00:34:01 [Радиоведущая] Ух, я и словей-то таких не знаю.

00:34:05 [Доктор Торсунов] Это неважно. Неважно, то есть важно то, что это невозможно изучить современной науке потому, что у нас нет приборов, которые это могут изучить. Максимум, что мы изучили, это плазму. Там [синкхоквазотрон] там изобрели, там полетала плазма чуть-чуть и всё нормально, но это всего лишь агрегатное состояние материи определённое. То есть это обычная материя агрегатного состояния. А материя ума имеет совсем другую природу, которая ничего общего с этими физическими законами не имеет и ум на самом деле изучается только с помощью ума. И с помощью разума ещё он… ещё появляется возможность его контролировать, кроме того, что изучать его ещё возможность контролировать появляется.

00:34:57 Поэтому йоги и занимались этими медитациями. Это была серьёзная наука. То есть они медитировали не просто как сейчас думаем: сидеть надо там уткнуться куда-нибудь и это называется медитациями. Медитация означает исследование. То есть раньше учёные с помощью… они очищали, останавливали деятельность ума, отвлекали его ото всех объектов окружающих, достигали полной тишины и в этой тишине они исследовали окружающий мир, изучали его, записывали. И благодаря этим исследованиям есть куча информации в ведах о том, как устроен этот мир, но и т.д. Немножко отвлёкся. Идея в чём заключается: в том, что ум невозможно очистить без одухотворённого разума потому, что если разум не имеет духовную природу, то он очень быстро склонен попадать в гуну страсти под влиянием сил… под влиянием силы страсти.

00:35:49 То есть, допустим, если слушатели не знают что такое гуны совсем, то на эту тему у меня есть целый семинар «Побочные силы вселенной» называется. Там описываются гуны материальной природы. Это важная тема. Это фундамент ведического знания. Вот, то есть это такие силы, которые связаны с нашими концепциями. Если, допустим, мы находимся в концепции эгоистической жизни, то мы не можем жить благостной жизнью, то есть эти силы просто нас не пускает туда. То есть они нас связывают определёнными законами жизни. Ладно это я слишком запутал ситуацию. Сейчас будем распутываться.

00:36:31 Итак, значит разум может быть благостным, страстным и невежественным. И речь идёт, в данном случае о материальном разуме. Материальный разум может быть благостным, страстным и невежественным. Но так как его изначальная природа страстная поэтому благостный разум по сути означает, что разум имеет большую долю духовного разума в своём строении. То есть фактически уникальность ситуации заключается в этом случае в том, что если разум находится в благости, значит там уже много духовного разума присутствует. Это значит, что человек однозначно занимается духовной практикой потому, что как мы уже до этого сказали, духовный разум не может присутствовать там, где нет этого объекта, нет связи с чем-то, с объектом с духовным. То есть мы не можем иметь то, чего нам не пришло откуда-то. Понимаете?

00:37:28 [Радиоведущая] Понимаю.

00:37:31 [Доктор Торсунов] То есть согласно теории Павлова там, условный рефлекс он просто возникает потому, что комбинация нервных импульсов потому, что мы когда-то это уже видели. Но на самом деле, согласно ведическому знанию, если ты не связываешь свой разум с духовным объектом, то ты не сможешь одухотворить свой разум. Никакая комбинация нервных импульсов не поможет. Есть, конечно, два способа: ты можешь, допустим, созерцать внутрь себя, у нас там тоже есть сверхдуша, она имеет духовную природу и таким образом одухотворяется разум или ты можешь смотреть вне, на изображение Бога там нарисовано там, на алтарь, там на одухотворённого человека, звуки воспринимать, молитву на звук, медитировать и.т.д. То есть разные способы одухотворения разума. Все они описаны в ведах, но идея такая: благостный разум… разум благостным никогда не станет если человек не занимается духовной практикой.

00:38:25 Он должен одухотворять, не просто очищать свой разум там благостными поступками какими-то. Они тоже в какой-то степени имеют духовную природу. Все черты характера благостную имеют духовную природу: правдивость, чистота, доброта, любовь, сострадание, милосердие и т.д. Всё это духовные черты характера, они находятся в духовном мире. Но в материальном мире они не проявляются в полной духовной степени. Опять же их может… могут проявлять только те люди, которые занимаются духовной практикой. Только святые люди. Святые означает занимающийся духовной практикой, означает совершает молитву. Без молитвы невозможна духовная жизнь. То есть человек, который медитирует на Бога или на божественные объекты какие-то, он, таким образом, одухотворяет свой разум и он или, настраиваясь на такого человека человек, становится благостным или он сам настраивается на духовные объекты, он становится благостным. Но просто живя, допустим, благочестивой жизнью, благостным человек может стать в уме, но в разуме в полной степени он благостным не станет. Потому что разум, он имеет страстную природу по своей природе. И для того что бы благостным сделать разум, для человек должен его одухотворить. В этом идея заключается. Иначе разум всё равно будет склонятся на какие-то материальные объекты.

00:39:45 И наша жизнь показывает, что достаточно много людей, которые в уме достаточно благостно себя ведут. То есть они культурные, воспитанные, образованные, деликатные, вежливые, учёные и т.д. Очень много-много черт характера, которые указывают на то, что они благостные. Это всё принадлежность ума. Но как определить благостные они в разуме или нет всё зависит от того какова у них цель в жизни, какой мотив… мотив в жизни, какое их желание ими движет.

00:40:18 Если у них бескорыстный мотив, если чистое, бескорыстное, светлое желание ими движет, значит разум находится в благости, значит достаточно много духовной энергии в этом разуме и это значит человек достаточно много сил и времени уделяет своей духовной жизни. С другой стороны, если человек не занимается серьёзно духовной практикой, то в его разуме не будет духовной жилки вот этой достаточно чисто выраженной. И это значит, что каким бы он чистым, образованным там, деликатным, интеллигентным и т.п. не был всё равно, если в его разуме преобладает желание жить для себя и он все эти вот проявления деликатность, образованность для того что бы ему было лучше, то в этом случае его в полной степени благостным такого человека назвать нельзя.

00:41:07 [Радиоведущая] Понятно.

00:41:08 [Доктор Торсунов] Это утончённая гуна страсти. И такая утончённая гуна страсти, она очень часто встречается, допустим, в цивилизованных больших городах или странах. Когда люди деликатно очень ведут, светское общество. То есть видно, что люди деликатные, очень культурные, образованные и кажется что это высший свет. Но высший свет означает, прежде всего, те люди, которые имеют чистые цели. Но, то есть высшим светом нельзя назвать тех людей, которые живут для себя потому, что это не признак вообще разумного существования жить для себя. Согласно ведическому знанию разумное существование начинается с того, когда человек ставит высшие цели перед собой. Высшая цель никогда не означает жить для себя. Высшая цель всегда означает жить для Бога, или человек жертвует себя Богу, или жертвует себя, свою жизнь для людей там, то есть для светлого будущего там, так или иначе, как угодно.

00:42:04 Но это тогда означает благостное существование. Оно никогда…. благостным существование никогда не бывает, если человек ведёт себя очень деликатно, образованно, культурно там, вежливо и т.д., но живёт при этом для себя - это утончённая страсть. Вот. Хоть разум его… хоть ум такого человека и прибывает в благости, в какой-то степени, но разум его всё равно находится в страсти. И в какой гуне человек находится в благости, в страсти или в невежестве это определяется по разуму, а не по уму.

00:42:36 [Радиоведущая] По разуму.

00:42:37 [Доктор Торсунов] Да. Поэтому вот эту пословицу, что встречаем по одёжке, а провожаем по уму надо на самом деле говорить по-другому. Надо говорить: встречаем по уму, а провожаем по разуму. (Смеётся).

00:42:50 [Радиоведущая] Сильно.

Настоящая дружба

00:42:53 [Доктор Торсунов] Потому что на самом деле по уму не проводишь. Проводить приходится по разуму. То есть разум определяет, будешь ты с человеком с этим отношения строить или нет потому, что разум… настоящее разумное существование, то есть человек бескорыстный, он может быть настоящим другом. Многие люди стремятся завести дружбу, но они не понимают, что в этом обществе страстном, светском невозможно найти настоящего друга потому, что настоящий друг означает тот, кто способен быть бескорыстным. Другого способа быть… и быть настоящим другом нет. Поэтому вот эти просто стремления к такой чистой дружбе, оно часто бывает очень детским и наивным потому, что у людей, которые вот находятся в таком обществе, они часто разочаровываются друг в друге потому, что они даже не знают на какой платформе начинается настоящая дружба. В гуне страсти вообще не бывает дружбы, там всегда отношения в большей или меньшей степени на расстояния находятся.

00:43:57 Настоящая дружба, искренняя начинается только в благостном обществе, в обществе людей бескорыстных, которые стремятся к духовному потому, что как я уже отметил без духовного благостный разум не бывает, благостный разум не бывает. Но вот видите, мы так чуть-чуть продвигаемся в этом направлении. Мы закончили с вами разбирать, что такое благостный разум. (Смеётся).

00:44:24 [Радиоведущая] Благостный разум.

00:44:26 [Доктор Торсунов] Дальше поговорим о страстном разуме, невежественном разуме понемножку. Потом будем двигаться вперёд и узнаем функции разума. Потом мы узнаем ещё дальше какие силы разрушают разум, какие привычки и т.д. и будем потихоньку продвигаться в изучение тонкого тела разума. Может какие-то вопросы у вас, Наталья есть?

00:44:57 [Радиоведущая] Я в шоке от того, что услышала.

00:45:35 [Доктор Торсунов] Я вас ввёл в шок.

00:45:01 [Радиоведущая] И понимаю, что как нужно над собой работать!

00:45:05 [Доктор Торсунов] Я вас ввёл в шок, короче. (Смеётся). Я понял.

00:45:09 [Радиоведущая] Шокотерапия.

00:45:10 [Доктор Торсунов] А у нас вообще такое существует, что кто-то по скайпу может, хочет задать вопросы, нет?

00:45:14 [Радиоведущая] Вообще существует, но радиослушатели как таковые очень смиренно слушают и потом только присылают нам письма с вопросами.

00:45:23 [Доктор Торсунов] Они тоже в шоке, наверное.

00:45:24 [Радиоведущая] Тоже, наверное, в шоке.

00:45:26 [Доктор Торсунов] Я всех в шок ввожу. (Смеётся). Хирургический метод подачи информации такой. Ну, ладно хорошо. Наверное, плавно тогда к консультациям перейдём.

00:45:36 [Радиоведущая] Перетечём плавно в консультации, в час консультаций.

00:45:40 [Доктор Торсунов] Ага, сейчас же, как раз у нас, да?

00:45:42 [Радиоведущая] Да. Уважаемые радиослушатели это «Развития разума. Часть 8»

00:45:55 Хорошее настроение с Аюрведа-радио.

транскрибирование: Ольга Ветер | Одесса | Украина | 16 марта 2012