Обретение чистого разума

Аюрведа радио - 16 сентября 2007
Пять состояний сознания разума. Движение энергии в теле человека. Солнечный и лунный пути. Как развить свой разум. Способы обретения знания.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:43:14 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 1597 | скачано: 1888 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Аюрведа-радио. [Радиоведущая] Добрый вечер, уважаемые радиослушатели, рада вновь приветствовать вас на волнах Аюрведа-радио. Сегодня воскресенье, 16 сентября. И вновь с нами Олег Геннадиевич Торсунов в прямом эфире. «Развитие разума. Часть 9». Добрый вечер, Олег Геннадиевич.

00:00:21 [Доктор Торсунов] Добрый вечер, Наташа. Мы прошлый раз говорили о разуме духовном и материальном, мы говорили о том, что материальный разум делится на разум в благости, разум в страсти и разум в невежестве. Благостный разум знает, что нужно делать и чего делать не следует, чего следует бояться и чего не следует бояться, что порабощает и что ведёт к освобождению. Разум… разум в благости знает всё это только по той причине, что в нём находится духовная сила. Сам по себе разум привязан к страсти, материальный разум в целом имеет гуну… природу страсти. И поэтому страстный разум по идеи не способен отличить религию от безбожия и действия дозволенного от запрещённого по той причине, что страстный разум прикован к внешним объектам этого мира и цель его это наслаждение, наслаждение, желание быть счастливым в этом материальном мире. Поэтому страстный разум не находится в контакте с голосом совести. То есть по идеи материальный разум не находится в контакте с голосом совести.

00:01:35 Только духовный разум, то есть это взаимодействие в какой-то степени материального разума с духовным разумом даёт благостный разум. Это взаимодействие имеет такую природу, что материальный разум согласен подчиняться духовному разуму, он признаёт, что он настроен неправильно, он раскаивается, он считает себя глупым и настраивается на духовное, божественное, на сверхдушу, на прогресс, на желание следовать за святыми, на смирение, на послушание, на слушанье и т.д. Разум в невежестве – это разум, который… это материальный разум сильно заполненный эгоизмом. Когда человек обладает этим разумом, у него всё наоборот происходит, так как он борется с голосом совести, разум в невежестве. Поэтому он безбожие принимает за истинную религию, а истинную религию считает чем-то несуразным, глупым. Дальше: великую душу, великого святого он считает глупцом, фанатиком. А обыкновенного человека может считать великим, если тот имеет много денег там или там какое-то влияние на окружающих людей.

00:02:55 [Радиоведущая] Это ум, да так?

00:02:56 [Доктор Торсунов] Нет, разум в невежестве.

00:02:57 [Радиоведущая] А разум.

00:02:58 [Доктор Торсунов] … так действует.

00:02:59 [Радиоведущая] Разум в невежестве.

00:03:00 [Доктор Торсунов] Разум в невежестве погружён во тьму иллюзий, то есть он постоянно бредит четырьмя вещами: желанием денег, желанием секса, желанием еды и сна, и отдыха. И разум в невежестве постоянно стремится к наслаждениям этого мира, то есть у него нет даже идеи развиваться. Если разум в страсти, он предполагает, что нужно стремится к чему-то, что нужно развивать в себе черты характера, способствующие хорошему положению в обществе, способствующие тому что бы быть богатым, преуспевать на работе и т.д. То разум в невежестве, он устремляет человека только к наслаждению и больше ни к чему. То есть мы говорим «разум устремляет», то есть разум, он состоит из вот этого знания о том, что такое счастье, он состоит из устремлений, из целей, из решимости достигать этих целей, то есть разум – это особая структура, которая ведёт нас дорогой судьбы.

00:04:08 И Веды говорят, что единственный способ обрести чистый разум это знать священные писания, изучать их под чьим-то руководством и если человек следует слову священных писаний в своей жизни, то постоянно все грязные желания, они отпадают и разум оттачивает правильное поведение, в результате начинает постепенно чувствовать в чём заключается разница между сверхдушой и его эгоистическими желаниями, и между сверхдушой и мысленными образами какими-то. Часто люди занимаются экстросенсорикой, они путают свои мысленные образы с энергией сверхдуши. Так они считают какие-то красочные сны, которые они видят, священными, свои образы, которые они видят, они считают видением будущего или там видящие видением других миров. На самом деле правильно говорится в христианстве, что такие вещи называют прелестями, прельщением. Человек прельщается только потому, что он хочет что-то видеть.

00:05:22 Не понимает, что истинное исследование этого мира состоит… первый этап истинного исследования этого мира это вообще не трогать этот мир и попытаться исследовать вопрос «Что такое правда?». Вопрос, связанный со сверхдушой, а когда человек пытается понять что такое сверхдуша и пытается увидеть истину внутри себя, то есть он идёт путём правды, путём… он пытается не обманывать, не лгать, ни лицемерить, ни язвить, ни вилять, не увиливать и т.д., то есть он пытается быть честным человеком. Честным человеком быть очень тяжело потому, что честные люди сначала пьют горький напиток, а потом начинают пить нектар чистоты внутренней, чистой жизни. Горький напиток заключается в том, что правда, она всегда горька. То есть человеку надо знать о своих недостатках, человеку всегда указывают на что он не прав, человек чувствует, что у него много неправильного в понимании вещей, в поведении, в привычках и т.д.

00:06:29 И сначала голос правды, он очень горькою природу имеет, поэтому люди в невежестве, они вообще не любят с ним иметь никаких дел. Когда они чувствуют голос правды, их начинает корёжить, они не хотят это всё знать и понимать. Любого человека голос правды вызывает боль внутри, у любого человека. Не такого человека который… Но некоторые боль считают единственным спасением, а некоторые бегут от неё, некоторые пытаются оправдываться. Те люди, которые свою боль от правды считают единственным спасением в жизни находятся в благости. Их разум постоянно контактирует со сверхдушой и не прекращаясь. Те люди, которые оправдывают боль правды – эти люди находятся в страсти. Они чувствуют голос сверхдуши, но пытаются с ним договорится, постоянно оправдывают своё поведение. И те люди, которые бегут от голоса совести, находятся в невежестве. Таким образом, поведение благостных, страстных людей и невежественных, оно очень сильно характерно для всех этих трёх категорий.

Пять состояний сознания разума

00:07:43 Ум всегда бодрствует, даже во сне. И разница между умом и разумом заключается в том, что разум может бодрствовать только в том случае если он видит смысл, видит цель. Поэтому у разума, у него есть разные состояния сознания. И в зависимости от того насколько разум серьёзно настроен и типа жизни, он может находиться в пяти различных состояниях. Разум может быть в состоянии бодрствования, такого глубокого бодрствования. То есть он в этом состоянии видит сверхдушу и воспринимает истинное знание. Дальше, если человек находится в другом состоянии, то есть он… если он пытается увидеть что-то своё, а не истину, то он находится в состоянии воображения, то есть у него какие-то образы идут в воображении, то есть в этом состоянии разум не может понимать всё правильно. То есть он находится под влиянием ума, эмоциональном влиянием.

00:09:16 Иногда разум находится под влиянием своих ложных идей – это третье состоянии, то есть разум бодрствует, но он находится в каком-то своём ключе. Дальше: человек может находиться в состоянии сна полностью, и, то есть сновидения видеть какие-то, и человек может находиться в состоянии глубокого сна, да он не видит даже свои видения. Когда человек находится в состоянии глубокого сна, разум взаимодействует со сверхдушой и получает энергию счастья. То есть он как бы подпитывается позитивизмом, энергией счастья, поэтому глубокий сон обычным людям необходим. Только святые люди могут обойтись без глубокого сна. Но обычным людям он необходим для того чтоб подпитаться от [анандамаи], то есть энергии счастья, исходящей от сверхдуши, подпитаться состоянием счастья.

00:10:17 Когда разум пассивно взаимодействует с умом, то ум, когда у спящего человека ум блуждает по пространству и он воспринимает как шестое чувство, он выхватывает различные образы, он может из прошлого, что-то из настоящего выхватывать, иногда даже в будущее забредает. Вот, и разум просто констатирует эти факты, которые называются снами, сновидениями, то есть разум просто принимает ту игру, ту роль, которая… человек, сон… ум человека даёт разуму. Ну, допустим, ум говорит: «Ты медведь», разум говорит: «Я медведь. Всё буду жить как медведь». То есть он как бы принимает всё, что ум ему принесёт в этом сновидении. В глубоком сне разум вообще ничего не помнит, человек не помнит себя.

00:11:10 В состоянии воображении, когда человек воображает что-то, представляет, то он тоже находится под влиянием ума, но при этом он бодрствует, то есть он понимает, что он смотрит на какие-то образы, то есть он принимает этот факт, что есть какие-то воображения. И в состоянии, когда разум наполнен какой-то идеей, но эта идея ничего общего с истиной не имеет, человек находится на своей волне, он, как бы, живёт по своим правилам, законам каким-то, находится на свой волне. Фактически воображают люди находящиеся в невежестве. На своей волне чаще всего находятся люди, находящиеся в страсти. И благостные люди, они постоянно настраивают разум на истинное знание, они… у них нет своей волны. У них есть писания, которые являются их волной. То есть и всё, что происходит в это мире, они всегда сравнивают с писанием, всегда.

00:12:17 Допустим, я захотел покушать, вечером пришёл домой, что говорится: надо есть то-то то-то, а я захотел вот это – нет нельзя. Говорится, что надо вот это, это есть, допустим. Или я захотел, допустим, утром спать – нет надо утром рано вставать. Я захотел утром рано там почитать газетку – нет надо утром рано читать молитву. И человек, который находится в благости, у него чистый разум, то есть разум взаимодействует со сверхдушой его жизнь наполнена смыслом потому, что постоянно-постоянно оттачивает свою судьбу. Он постоянно оттачивает, говорит нет, нет, нет, нет. И когда, допустим, ум говорит:
- Хочу рано встать.
- Да, хорошо, вставай.
- Хочу читать сейчас молитву.
- Хорошо читай.
- Хочу кушать только вот благостные продукты.
- Хорошо, кушай.
- Хочу правильно относится к жене, там ласково с ней говорить.
- Хорошо, разговаривай так.
- Хочу ругаться.
- Нет, нельзя. Писания говорит надо объяснять спокойно, если ты хочешь объяснить что-то человеку.

00:13:18 И так человек, который живёт принципами истинного разума чистого, он всегда находится вот в таком состоянии. Но проблема заключается в том, что разум у нас только теоретически может быть всегда чистым, а практически постоянно из глубины, из глубинной памяти ума постоянно идут импульсы от наших прошлых грехов и каждый этот грех имеет свою структуру разума. То есть разум направляет в ту или иную идею: или спать, поспать захотелось, понаслаждаться, или поесть захотелось, поругаться захотелось, вот зевать захотелось, импульс пошёл.

00:13:58 То есть разные идеи возникают и поэтому очень трудно удержать разум в чистом состоянии потому, что для этого надо постоянно думать о чём-то возвышенном, о Боге, очищать разум. Когда человек изучает священные писания, думает о Боге, читает молитвы, слушает возвышенных святых, слушает духовную музыку, его разум постоянно включается на духовную волну. То есть включается и отступает от грехов, от грехов отодвигается и включается на духовную волну. В результате он, такой человек, находящийся на духовной волне взаимодействует со сверхдушой и испытывает удовлетворение в самом себе.

00:15:00 Для того, кто таким образом обрёл удовлетворение, перестают существовать три вида материальных страданий, в таком удовлетворённом сознании человек начинает действовать на уровне разума. Об этом говорится в Бхагавад Гите 2.65 прасаде сарва-духкханам ханир асйопаджайате прасанна-четасо хй ашу буддхих парйаватиштхате. Я прочитал эту [шлоку] может быть не совсем правильно. То есть если человек обрёл удовлетворении в самом себе, то есть в сверхдуше, то он уже не будет никогда страдать и только так можно действовать на уровне чистого разума, только вот в таком состоянии удовлетворенном. Поэтому удовлетворённое состояние является признаком того, что человек находится на платформе чистого разума. Постоянное удовлетворение, когда человек чувствует постоянное удовлетворение, человек находится в этом состоянии чистого разума. На самом деле мы постоянно беспокоимся, постоянное беспокойство. То нам всегда чего-то не хватает зимой лета, осенью весны.

00:16:24 И что бы этого не было надо научится жить по совести, то есть жить чистой жизнью, возвышенной жизнью. И это не так-то просто как казалось. Веды объясняют, что есть силы, которые уводят разум от истинного пути и в целом вот это вот… нашу структуру психическую Веды образно сравнивают с возничим и колесницей. То есть кони - это чувства, вожжи - это ум, место назначения - это объекты наших чувств, кучер - это разум, кучер, который едет. Спицы в колесе - это воздушные потоки, которые движутся в теле, то есть они нас двигают вперёд. Низ колеса - это безбожие, а верх колеса – это религиозность, низ тела - это безбожие, а верх тела – это религиозность. Воздушные потоки то движутся вниз тела…

00:17:25 [Радиоведущая] То вверх.

00:17:26 [Доктор Торсунов] …То движутся вверх. Сами они двигаться не будут, их надо туда поднимать. Лук этого возничего – это ведические мантры, которые устремляют человека вперёд. Цель нашего движения вперёд - это верховный господь, хоть и чувства нас движут как к своим объектам, но на самом деле кучер-разум должен направить вожжами, то есть за ум взявшись, он должен направить чувства к Богу… должен направить чувства к Богу и колесо должно двигаться таки образом, чтобы всегда верхняя часть, всегда стремление вверх была самым значимым в этом движении, чтобы оно было главным и… то есть это колесо не должно крутится, оно должно плыть. Ну, как бы это немножко такое сравнение не полностью, но мы должны всегда быть вверху, то есть наше сознание всегда должно быть вверху, а не внизу. Оно должно стараться возвысится, активизироваться.

Движение энергии в теле человека

00:18:42 Разум должен активизировать ум и чувства, так что бы воздушные потоки поднимались вверх. Это возможно, если есть вдохновение, энтузиазм, позитивное мышление, вдохновение. Все эти силы, они активизируют удану. Есть в целом пять воздушных потоков. Психическая энергия, которая входит в организм, называется прана. Когда она в нём распределяется по всем органам, расходится, растекается – эта психическая энергия называется вьяна.

00:19:20 [Радиоведущая] В-яна?

00:19:21 [Доктор Торсунов] Вьяна, да. Когда энергия собирается в центр, для того чтобы переваривать пищу – эта энергия называется самана. И когда энергия движется вниз для того что бы удовлетворять свои желания, когда человек хочет удовлетворять свои желания всегда энергия движется вниз. Когда она доходит до желудка, то хочется кушать, когда она доходит до гениталий, хочется секса. Когда она собирается в целом внизу, хочется спать и когда она доходит до свадхистаны чакры, чуть выше чем гениталии, то хочется покоя, комфорта. По-любому, когда энергия движется вниз у человека возникают материальные желания. На уровне солнечного сплетения – это желание господствовать в этом мире и т.д. Есть ещё один поток энергии, который называется удана.

00:20:11 [Радиоведущая] Удана.

00:20:12 [Доктор Торсунов] До этого… Да мы говорили апана. То есть апана движет вниз, вызывает наши желания материальные. А энергия удана, она поднимается вверх и эта энергия как раз связана с позитивным мышлением. Человек, который всегда думает о том, что всё будет хорошо, позитивно настроен, всем желает счастья, всех прощает, сам просит у всех прощения, находится в состоянии смирения, всегда считает себя ниже соломинки лежащей на крыльце, в ведической традиции солому клали возле входа. И такой человек находится в состоянии позитивного мышления и у него всегда энергия поднимается вверх и этот поток воздушный называется удана, он питает разум силой и такой человек действует всегда с позиции разума потому, что разум очень активен. Человек всегда с позиции разума оценивает всё вокруг и он имеет активную психическую природу и таким образом он не даёт возможность уму возобладать над собой. И такое состояние сознания называется разумным существованием.

00:21:24 В отличии от животных люди, находящиеся в таком разумном состоянии существовании, они не позволяют даже своим идеям, концепциям возобладать над собой. Они постоянно сравнивают все, что они думают, понимают со словом священных писаний. Это не называется… это не означает, что они всегда сомневаются. Сомнения – это признак разума. У разума есть два вида деятельности: это утверждение и сомнение. Человек должен сначала усомниться, а потом утвердить. И утверждение должно идти из сердца или из священных писаний. Из сердца не означает от ума. Некоторые люди думают: «Я так решил, это так моё сердце подсказало» - часто это бывает от ума или от наших грехов или от нашего ложного эго, от нашего эгоизма, от нашего желания что-то сделать для себя. Поэтому без присутствия истинного духовного учителя или без присутствия старшего, без присутствия наставника человек по идеи вообще не может жить по разуму. Потому что даже слово священных писаний можно истолковать в угоду себе. То есть в угоду, в свою выгоду.

00:22:38 В этом случае голос совести будет попран. Поэтому только чистые, возвышенные души могут жить по совести, по идее. Все остальные должны жить словом священных писаний, слушаясь наставления старших. Поэтому без старших фактически развить себе разум невозможно. Невозможно разумным человеком в одиночку, невозможно всё понимать в одиночку как надо. Всегда будут какие-то оправдания, снисхождения, поправки священных писаний. И в этом заключается большая проблема.

00:23:20 Качество разума в благости, он однонаправленную природу имеет. Он имеет также невозмутимую природу, и он закрепился на какой-то одной цели и он неподвижен. Однонаправленный разум… Есть два вида разума: есть многонапраленный или многоветвистый разум и есть однонаправленный разум. Фактически многоветвистость разума возникает из-за того что человек привязывается к различным источникам счастья, которые не имеют абсолютную природу, поэтому он в них может усомниться. Ну, допустим, вот эта вот семейная жизнь приносит, допустим, счастье, но есть также и с другой стороны при таких делах «ах, спаси Аллах». (Смеётся). То есть с одной стороны семейная жизнь приносит счастье, а с другой стороны - «ах, спаси Аллах». Если… такое счастье не нужно, что там столько бед и хлопот. Поэтому человек вроде бы видит материальное счастье, но с другой стороны - есть другая сторона, то есть столько бед и хлопот. Вроде бы машину купить хорошо, но с другой стороны – «да не дай Бог», там авария или пробка или ещё что-то, это большие страдания. И ты становишься рабом этого вида счастья.

00:24:38 И если взять все виды материального счастья, то в них всегда есть одна сторона и другая сторона. Поэтому разум постоянно колеблется, у него, он как бы ростки даёт всех этих направлений: хочу и квартиру, и машину, и жену, и мужа, и детей, и работу хорошую и всё. Все эти ростки, они растут одновременно и человек то к одному пристаёт, то как бы поливает, то один росток, то другой, то туда его несёт, то сюда его несёт и у него постоянно много идей таких важных в жизни. И он не знает, за что в первую очередь браться. То ли жене позвонить, то ли в шахматы идти с начальником, то ли на работу идти. То есть у него много всяких таких важных и чуть-чуть менее важных дел.

00:25:22 Но когда человек абсолютное счастье чувствует, у него, его отшибает от всего этого. То есть он понимает: надо заботиться о жене, надо заботиться о детях, надо работать, надо. Всё это нужно делать потому, что без этого невозможно жить в обычной жизни. То есть или надо отрекаться, или жить обычной жизнью и никого не раздражать, не беспокоить, выполнять все свои обязанности. Но самая главная у него всегда идея в голове, есть одна главная, одна заветная.

00:25:52 [Радиоведущая] Это как столб дерева.

00:25:53 [Доктор Торсунов] Другой не будет никогда, да. Да, то есть у него есть одна заветная мечта. И эта заветная мечта, она почему заветная? Потому что от неё очень много счастья исходит. От неё идёт огромная сила счастья, и мы не можем сами увидеть вот такую мечту, почувствовать, понять. Иногда правда что-то в сердце стукнет человеку, но это из его прошлой кармы что-то очень большое, благочестивое приходит. Но в основном человек может только почувствовать и понять от другого человека, который находится в состоянии счастья. А в состояние счастья глубокого, духовного человек на улице, на скамейке мы можем увидеть его в состоянии глубокого опьянения только. А в состоянии счастья глубоко обычно людей в обычной жизни мы не видим, правильно?

00:26:40 [Радиоведущая] Да.

00:26:41 [Доктор Торсунов] То есть чаще всего это можно увидеть только там, где этим занимаются, поэтому и обретает высшее понимание вещей, высший вкус, высшее счастье только человек, который вращается в этой сфере. То есть он принимает старшинство духовных людей, их авторитет и смиренно посещает те места, где духовные люди находятся, они там читают молитву, проводят различные занятия с окружающими людьми, они что-то рассказывают или дают наставления. И в это время обычный человек может заметить в их глазах что-то необыкновенное, какое-то очень большое величие, счастье, глубину, красоту, влечение к этому человеку необыкновенное. И так зарождается высший вкус. Высший вкус не появляется от того, что в нас молнией по башке ударило. Высший вкус появляется от того, что человек контактирует с объектом высшего вкуса. Эти объекты в  этом мире, их не существует кроме как святые люди. Потому что Бог в этом мире скрыт.

00:27:45 Мы здесь наказаны. Мы здесь помещены потому, что мы захотели материальных радостей и сюда поместила нас судьба. И здесь нет Бога, вот, просто в жизни нашей обычной нет Бога. Но если мы захотим его найти высший вкус и захотим найти Бога, то мы должны идти туда, где находятся вот эти вот люди неподкупные, неподдельные. То есть, есть святые так называемые святые подкупные и поддельные потому, что они клюют на пожертвования, на денежки, им нужны деньги с прихода и они всё… деньги у них основа жизни по-любому. Просто это завуалировано в рясу и т.д. А есть святые люди, которые хотят духа, святого духа и такие люди, они не думают о деньгах, они думают о молитве, о чём-то возвышенном и постоянно в состоянии духовной радости находятся, духовного блаженства, духовного счастья и духовный скорби. Это тоже вид духовного счастья.

00:28:49 В результате такие люди, они неподкупные, то есть к ним приходят не для того чтобы заманить, к ним приходят также не для того чтобы они благословили тебя на покупку машины или на женитьбу, а к ним приходят для того чтоб перенять их вкус к счастью и такие люди возвышенные, они не любят, когда люди просто пристают к ним по каким-то другим вопросам, своим материальным. «Когда у меня кобылка родит, когда у меня будут сапоги новые?» То есть они… они стараются избегать таких… такого общения. Есть разные виды святых: есть возвышенные люди, которые развиваются сами и влекут за собой других, они проповедники, они проповедуют. Но часто бывает так, что проповедники ещё не достигают какого-то слишком очень высокого вкуса духовного, они сами развиваются. Но часто бывает так, что очень развитые духовные люди, они тоже могут проповедовать, но только в особом таком чистом кругу, где люди стремятся только к высшему духу, высшему счастью духовному.

00:30:03 И если человек волею судьбы по своему высокому разуму попадает в такой чистый круг, то он тогда способен слушать проповеди таких людей. Или он получает от них благословение по какой-то причине, допустим, потому что он смог как-то послужить, помочь им, что-то сделать такому возвышенному святому и его разум в результате становится однонаправленным. То есть у такого человека, когда разум укрепился на высшем счастье, он чувствует этот вкус, его больше ничего в жизни так сильно не интересует и разум становится неподвижным. Веды это сравнивают… разум становится неподвижным, ум становится неподвижным, чувства становятся неподвижными, Веды это сравнивают состояние как мёд тянется, переливается из одного сосуда в другой, очень медленно тянется и он очень сладкий, нектарный, он постоянно тянется. Точно также мысль человека, она течёт, вязко-вязко течёт в направлении счастья. И не хочет оттуда уходить, она не прерывается, она течёт туда и наполняет сосуд постоянно. И она не может отвлечься не на что другое.

00:31:08 Это состояние медитации, такой глубокой, у нас сейчас называют саматхи. Саматхи означает непрерывная медитация. То есть постоянно только одна мысль. Мысль о Боге и больше ничего другого человек не воспринимает. Это очень необычное состояние, конечно. Но всем нам надо понять, что мы не можем сразу достигнуть такого состояния, мы должны пройти определённые стадии развития. Сначала у нас разум очень сильно наполнен страстью и невежеством, потом постепенно невежество очищается, мы начинаем вести более-менее порядочный образ жизни, но есть элементы страсти, постепенно доходим до благости. Благостный разум это тоже недостаточно чтоб заниматься полностью чистой, духовной практикой нужно очистить даже себя от гуны благости и достигнуть духовного состояния, духовного разума и разум должен стать прасанна-четасо, то есть оживлённый, просветлённый, оживлённый радостью духовной. Такой разум, он просветляет, делает радостным ум и это возможно только у целенаправленного, устремлённого к высшей истине человека, который имеет неподвижное восприятие высшей истины, не отвлекается от неё.

Солнечный и лунный пути

00:32:41 Вот, таким образом, мы сегодня поговорили о том, как настроить свой разум на высшую истину. Именно такой разум ведёт человека потом по солнечному пути. Существуют два пути прогресса в жизни: есть лунный путь, есть солнечный путь. Лунным путём идут люди, которые достигли благости, но у которых в жизни остались материальные цели. Эти люди достигают райских планет, высших планет, на которых они живут как на курорте. То есть накопив много благочестия за благостную жизнь, они это благочестие постепенно там тратят и их жизнь может длиться до десяти тысяч лет и больше, по земному исчислению. Потом они отправляются опять на средние планеты потому, что их запас благочестия заканчивается. То есть фактически они жили и развивались только для того чтоб потом отдохнуть.

00:33:34      С другой стороны есть другие люди, которые не стремятся к отдыху. Они, душа обязана трудится и день, и ночь, и день, и ночь. То есть, они настроены постоянно развиваться, работать над собой и такие люди после смерти отправляются по солнечному пути. То есть они идут по другому пути, где есть только развитие, самосовершенствование и здесь, где нет никакого отдыха. По солнечному пути, такие люди достигают самых высших планет материального мира и после этого они отправляются в духовный мир, где вообще нет страданий, то есть, и нет материального, вообще материи. Есть только дух, там время движется по-другому совсем, там время постоянно увеличивающееся счастье возникает. Здесь время движется так, что всё больше и больше страданий: мы стареем…

00:34:23 [Радиоведущая] Да.

00:34:24 [Доктор Торсунов] …всё разрушается, жизнь становится тяжелее с каждым годом. А в духовном мире время движется так, что мы обретаем всё больше и больше счастья. Если человек каждый день молитву читает, каждый день развивает свой разум, очищает его, к духовному приближает, то его разум начинает двигаться совсем по другому времени течь – по духовному времени. В результате его глаза освящаются радостью и счастьем, сиянием. Такой человек, он живёт по духовному времени на самом деле и он становится вечно молодым. Мы, конечно, тоже говорим, что не расстанусь с комсомол, буду вечно молодым, но на самом деле, что бы стать вечно молодым надо не расставаться с Богом, не с комсомолом. На счёт комсомола, кстати, такой очень, фраза такая очень, наводящая меня на мысль некоторую. В одном из воплощений Бога был такой демон, его звали Камса, который сплотил вокруг себя людей и он издал определённые законы, по которым надо было жить. И все молились Камсе, которого потом Господь уничтожил и установил свои законы. И вот ком-со-мол. (Смеётся).

00:35:50 [Радиоведущая] Отлично.

00:35:51 [Доктор Торсунов] Очень фраза такая, ёмкая. (Смеётся).

00:35:56 [Радиоведущая] [неразборчиво] Мол – молвить только о нём.

00:35:58 [Доктор Торсунов] Молится Камсе, да. Вот, то есть, комсомол: не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым. Вечно молодым человек может стать только не расставаясь с Богом (смеётся), а не с комсомолом. Вот таким образом. У вас, Наташа, есть какие-нибудь вопросы?

00:36:20 [Радиоведущая] Да, так всё понятно пока, на первый взгляд. Даже очень интересно.

Как развить свой разум

00:36:26 [Доктор Торсунов] Ну, хорошо. Ещё раз скажу, что развитие разума, в развитии разума существует определённые, как бы, вещи, которые человек должен знать, как надо развивать разум. Средства для развития разума это, прежде всего, изучение священных писаний, это устремлённость к Богу, молитва, стремление к любви, настраиваться внутрь себя, пытаться воспринимать радость, позитивное мышление. Человек должен становится смиренным и терпеливым для развития разума. Чистота внешняя и внутренняя тоже способствует развитию разума, человек должен быть чувствителен к голосу совести, то есть он должен жить по совести и стараться не быть бессовестным. О должен иметь правильные убеждения, связанные со священным писанием. Человек должен культивировать в себе дух служения окружающим живым существам и Богу. Он должен медитировать на своё собственное сердце, где находится сверхдуша, учиться такой медитации, концентрироваться на сердце. Он должен заниматься пранаямой, поднимая энергию вверх и мантры, читать мантры или молитвы каждое утро для того чтобы его психическая энергия концентрировалась на чём-то высшем.

00:37:55 Для того что бы разум укрепился, укреплялся, человек должен заниматься самоанализом, он должен искать свои недостатки, он должен анализировать самого себя и преодолевать свои недостатки. Он должен постоянно размышлять об абсолютной истине, в чём заключается истина, лож, в чём заключается, высшая цель в жизни, в чём заключается правильная жизнь. Он должен этично, учиться этично относится к этому миру, к окружающим людям, ко всему, что его относится и выполнять правильно свои обязанности. Некоторые думают, люди думают, что выполнение обязанностей перед окружающими людьми загрязняет разум, на самом деле выполнение своих обязанностей правильное, не привязываясь к ним, наоборот очищает разум и вводит его в состояние чистоты.

00:38:47 Человек должен заниматься самодисциплиной, то есть он должен регулировать режим дня. Он должен обязательно правильно питаться, вовремя и он должен вовремя работать, вовремя ложиться спать, вовремя вставать с постели. И предание наставникам, старшим и послушание перед ними также является признаком развития разума. И человек должен иметь правильные мотивы в жизни. То есть он должен отсечь все неправильные мотивы, все желания, мотивации деятельности, которые имеют страстную и невежественную природу, он должен отбросить от своей судьбы. Только бескорыстные мотивы должны двигать им в жизни. Если он чувствует корыстный мотив, то надо разобраться, зачем я это делаю. Может быть, есть смысл это делать как-то бескорыстно. Если я должен, допустим, если я должен работать, я постоянно думаю о деньгах, там ещё о чём-то, может быть, есть смысл мне как-то настроиться бескорыстно работать. Если я не могу, не должен бросать работу, то хотя бы правильно настроиться я должен. Человек должен думать о своих мотивах таким образом.

00:39:57 [Радиоведущая] У нас ранее приходил вопрос, когда вот… вы людям рекомендуете заниматься хатха-йогой, вегетарианством, молитвой и вот вопрос был такой, я сейчас по памяти, стараюсь его вспомнить. Человек начал применять всё этой жизни ранний подъем и хатха-йога, вегетарианство и, ну стараться молитву, по крайней мере, желать всем счастья и у него обострились чувства: яркость цветов, эмоции, вообще отношения. Все действия обострились, и спрашивает, не поехала ли у меня крыша или это так и должно быть. Вот такой вот был вопрос.

00:40:37 [Доктор Торсунов] Дело в том, что развивать чувства не означает обострять их, означает очищать от неправильного восприятия мира, то есть от восприятия, не соответствующему священным писаниям. Иногда человек обостряя эмоции и чувства может реально действительно перевозбудиться поэтому, это не та практика, которая приводит к счастью.

00:41:01 [Радиоведущая] То есть надо, что-то внимательно отследить, что именно так приводит, и начать постепенно. Правильно?

Способы обретения знания

00:41:07 [Доктор Торсунов] Есть три способа получения знания, обретения знания. Первый способ, это получение информации через слушание, чистого, возвышенной личности, духовное слушание, слушание своей молитвы, слушание возвышенной личности, слушание духовной музыки. Второй метод обретения знания это непосредственно восприятие того действия, которое приводит к счастью. И третий способ обретения знания это попытка изучать писания.

00:41:45 [Радиоведущая] Вот у нас пришёл вопрос: «Где брать силы следованию режима дня и прочему, если их не зватает», Сергей спрашивает.

00:41:53 [Доктор Торсунов] Силы брать из общения. То есть сила в разум приходит только из общения и перетекает от одного к другому.

00:41:59 [Радиоведущая] А из общения с кем?

00:42:00 [Доктор Торсунов] С возвышенными людьми.

00:42:01 [Радиоведущая] С возвышенными людьми.

00:42:02 [Доктор Торсунов] Надо из молитвы из своей. Если ты, тебе, допустим, нет силы идти, где собираются возвышенные люди, послушай духовную музыку, включи аюрведа-радио и если нет сил включить аюрведа-радио даже, послушать, надо просто застрелиться потому, что человек должен…

00:42:19 [Радиоведущая] Смысла жить дальше нет, да?

00:42:23 [Доктор Торсунов] (Смеётся). Хоть какие-то силы хоть на что-то иметь, надо подойти к компьютеру, включить аюрведа-радио, поётся духовная музыка, появятся силы её слушать, вдохновение появится, слушать лекции и дальше появится ещё больше вдохновения, захочется вставать рано, когда-нибудь и в этом заключается развитие. Постепенно силы появятся, если человек хоть немножко соприкасается с высоким, возвышенным. Только такой…

00:42:48 [Радиоведущая] Замечательный ответ. Ну, что Олег Геннадьевич, мы подведём итог сегодняшней передачи и плавно перетечём через четыре минуты к консультациям?

00:43:00 [Доктор Торсунов] Итог такой: я считаю, что надо развивать свой разум. (Смеётся). [неразборчиво] Без этого жить невозможно. Надо развивать разум.

00:43:11 [Радиоведущая] Оставайтесь с нами.

00:43:13 [Доктор Торсунов] Всего вам доброго.

00:43:18 Совершенство в музыке на волнах аюрведа-радио.

транскрибирование: Ольга Ветер | Одесса | Украина | 01 апреля 2012