Уровни сознания часть 2

Аюрведа радио - 22 июля 2007
Лекция посвящена подробному рассмотрению природы ума и разума, разницы между этими двумя понятиями. Кроме того, Олег Геннадьевич останавливает внимание на объяснении функций основных десяти чувств (слух, осязание, обоняние, зрение, тактильное чувство, речь, движение конечностей, половое влечение, чувство, связанное с опорожнением кишечника) и разъясняет, какие из них наиболее важны для человека, как их правильно использовать, какие ошибки мы совершаем, пользуясь этими чувствами. Достаточно подробно описана работа горлового психического центра, способы его развития и результаты такой работы над собой. Особое внимание уделяется такому явлению, как ясновидение, так называемые «сглазы» и проч. Автор высказывает точку зрения Вед на деятельность экстрасенсов и подобных людей, обладающих особыми возможностями восприятия тонкого мира. В лекции рассказывается о горловом, сердечном, лобном психических центрах, их особенностях. Отдельная тема – семейные отношения, желание наслаждаться партнером в браке, взаимодействии двух людей в браке на разных психических центрах, последствия неправильных взаимоотношений.
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:53:34 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 1425 | скачано: 1811 | избрано: 12
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:24 (Ведущая) Добрый вечер, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу сегодняшнюю воскресную программу и сегодня с нами в прямом эфире Олег Геннадьевич Торсунов; семинар «Развитие разума», часть четвертая. Добрый вечер, Олег Геннадьевич.

00:00:36 Добрый вечер. Итак, мы продолжаем нашу лекцию, наш семинар и сегодня мы продолжим нашу беседу об уровнях сознания и поговорим сегодня об уме и разуме. Итак, мы говорили на прошлой лекции, что ум имеет тонкую природу, что его природа выше, чем природа первоэлементов и ниже, чем природа разума. И ум имеет пять чувств познания и пять чувств деятельности. В результате, с помощью этих чувств он контактирует с окружающим миром и побуждает весь организм, все тело действовать. То есть эти чувства – это чувство слуха, чувство осязания, чувство обоняния, чувство зрения, чувство вкуса. И чувство побуждения, связанное с речью, с движением руками, движением ногами, связанное с половым чувством, это половое чувство и плюс еще чувство, связанное с опорожнением кишечника.

00:01:59 Итак, с помощью этих десяти чувств мы взаимодействуем с окружающим миром и идем дорогой своей судьбы. Если человек поставил целью своей жизни удовлетворять эти чувства и добиваться каких-то успехов в этой жизни во внешней деятельности, развивая ум таким образом, то он своё сознание, свою психическую энергию погружает в тонкое тело ума. В результате такой целенаправленности, большая часть психической энергии взаимодействует с вишутха-чакрой, которая находится в области горла и аджна-чакрой, которая находится в области центра лба. Горловой психический центр – с помощью него мы взаимодействуем с окружающим миром, наше взаимодействие с окружающим миром приобретает более высокую чувствительность, то есть этот центр предназначен для утончения нашего восприятия и это утончение восприятия, энергия, с помощью которой мы это делаем, этот психический центр берет свою энергию от планеты Меркурий, которая расходует энергию на психическом центре, связанном с горлом, горловом центре. А с другой стороны планета Венера, она копит психическую энергию на этом горловом центре и если человек таким образом контролирует свои чувства, ограничивает свои чувства от излишней деятельности, тогда он способен копить энергию на горловом психическом центре, что способствует его умиротворению и самоконтролю. С другой стороны, если человек пытается понять, чем живет этот мир, пытается глубоко постигнуть его природу, то в этом случае он утончает деятельность этого психического центра горлового при взаимодействии с планетой Меркурий. Таким образом, очищая, контролируя свои чувства и постигая этот мир более глубоко, человек развивает деятельность этого горлового психического центра.

00:04:57 Но, на самом деле, если человек очень эгоистично настроен, именно его эгоизм связан с этим психическим центром, то в результате этого у него появляются определённые недостатки характера, которые приводят его к страданиям. Если человек ставит целью своей жизни постигать тонкую природу мира, для того чтобы потом как-то господствовать над окружающими людьми, то такое проявление сознания тоже находится на уровне ума и находится внутри концепции мана-майя. В результате его в основном психическая энергия, сознание такого человека концентрируется на горловом центре и в результате этого он начинает очень тонко воспринимать окружающий мир. При этом если он также достиг достаточной чистоты еще и в чувственной деятельности, то в результате он также не только глубоко воспринимает этот окружающий мир, более тонко воспринимает, но также он способен испытывать счастье от этого тонкого наслаждения. Счастье он испытывает с помощью контакта с планетой Венера, энергии о планеты Венера и с помощью контакта с энергией, идущей от планеты Меркурий он способен дискриминировать (то есть более тонко проникать) в тонкую природу окружающего мира.

00:06:32 Развиваясь в этом направлении, человек обретает некоторые способности. Так, например, он обретает поэтичность. Поэтичность как раз это способность, связанная с тонким восприятием мира и способность наслаждаться этим восприятием. Так, например, мы знаем, что есть гениальные люди, которые описывают природу, которая нас окружает, таким изысканным языком, который мы никогда больше нигде не услышим. Так, например, Александр Сергеевич Пушкин: «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. И в сенях ветра шум, и свежее дыханье…» Итак, мы видим, что в этом стихотворении чувственная деятельность имеет очень большую амплитуду.

00:07:44 Так, например, если мы задумаемся о словосочетании «унылая пора», то есть это означает что-то такое унылое, тяжелое, настроение плохое, и сразу такой перепад: «очей очарованье», то есть настраивает нас на чувство зрения, и очарование означает что-то необыкновенное, то есть это довольно богатое использование русского языка в этом стихотворении. «Приятна мне твоя прощальная краса», то есть опять здесь идет перепад чувственной деятельности, то есть «Приятна мне твоя прощальная…», вроде бы от прощального ничего не может быть приятного, но тут же вставляется слово «краса» и у нас появляется ощущение таких необыкновенных чувственных волн. И дальше он объясняет, в чем заключается эта приятность. Он говорит: «Люблю я пышное природы увяданье», то есть если в обычной жизни мы не можем сказать, что что-то увядает пышно, обычно пышно все расцветает, но он сказал эту фразу, и никто не может с ним спорить, потому что он это все так увидел. «В багрец и золото одетые леса, и в сенях ветра шум, и свежее дыханье…» То есть реально он видит лес чем-то живым, что и на самом деле так. То есть это удивительная способность видеть, только она. И удивительная способность это все делать красиво, превращать в красивые звуки, красивые слова – это очень сложно, на самом деле это редкий дар, который может иметь только человек, у которого горловой психический центр необыкновенно сильно развит. И в данном случае мы имеем дело с таким поэтом.

00:09:58 Также горловой психический центр может дать другие способности, например, он дает способность воспринимать окружающий мир по-другому, например, он дает способность видеть тонкие тела, болезни и т.д., тонко воспринимать характеры людей, их наклонности психические, то есть сама эта способность указывает на то, что человек почему-то её развивал. Веды говорят, что в основном есть только одна цель, которая преследуется в этом случае. Эта цель означает слава и господство с помощью славы или с помощью вот этой способности видеть господствование над другими людьми. Известность, слава, могущество, то есть вот эти вот тонко-материальные цели они рождают в человеке сильный энтузиазм развивать горловой психический центр, что в конечном счете приводит его к страданию, потому что сама по себе бескорыстная деятельность на развитие этого психического центра (если человек это все делает бескорыстно, для людей), то это рождает шедевры поэзии, с которым мы сейчас столкнулись.

00:11:34 Но, с другой стороны, если, допустим, если человек стремится как раз вот к этим вещам (слава, могущество, способность управлять людьми окружающими), эти все вещи тоже связаны с горловым психическим центром, и когда ложное эго очень сильно проникает в горловой психический центр, то в результате этого человек обретает сильное стремление к этим вот всем красотам, способностям нашего ума. В результате он становится несчастным потому, что когда ложное эго сильно проникает в горловой психический центр, это рождает очень болезненный контакт с окружающим миром. Есть очень много чувствительных людей, которые сильно страдают от своего болезненного контакта с этим миром. Если спросить их судьбу: почему так получилось, что, допустим, эта женщина болеет истерией, этот мужчина не может выходить из дома, потому что его все раздражает, и причина тому одна: в прошлой жизни они очень сильно пытались развить этот психический центр, они занимались какими-то оккультными науками, изучением тонкого мира, и внутренняя цель у них была только одна: стать сильнее, лучше, могущественнее, как-то выделиться от окружающих людей. И так как очень много ложного эго зашло в этот психический центр, то в результате люди, стремясь к таким идеям, в следующей жизни рождаются с очень обостренным восприятием, что само по себе является источником многочисленных страданий. Так, очень маловероятно, что человек с таким утонченным восприятием сможет быть счастливым в этом мире, потому что все вокруг будет раздражать его, будет приносить одни только беспокойства.

00:13:46 Другой вариант такого развития – это люди, которые очень привлечены тонким миром и пытаются на этом зарабатывать деньги. Естественно, что такие люди не могут видеть позитивной краски тонкого мира, естественно, что они начинают концентрировать своё видение на чем-то негативном, потому что на позитивном не работает, не заработаешь. Допустим, человек пришел к тебе узнать, в чем его проблемы. Большинство людей, на самом деле не понимают, что лучше узнавать, в чем его счастье, а не в чем его проблемы. Но люди в основном узнают, в чем проблемы. И они спрашивают: в чем мои проблемы? И такие люди, которые очень привлечены тонким миром, они часто говорят, указывают на проблемы другого человека, они их очень хорошо видят и они видят связи между разными людьми, отрицательные какие-то связи. Но так как они не видят ничего хорошего и не пытаются это увидеть, их восприятие очень сильно осквернено негативизмом. В результате этого они смотрят на людей и видят какие-то их энергии связывают. И так как они, в основном, видят отрицательные энергии, они им придают очень большое, могущественное значение. В результате в их лексиконе появляются такие слова, как «сглазил», «испортил», «загубил», «заворотил», «приворотил» и т.д. То есть они сами указывают на то, что есть плохие люди, которые так делают, но и в принципе, за деньги сами не прочь точно также «сглазить», «заворотить», «отворотить» и наворотить таким образом.

00:15:45 То есть эти люди, они не сильно заботятся о своей…, то есть голос совести для них забыт, то есть они реально видят тонкий мир и хотят использовать его для зарабатывания денег и обретения могущества над людьми. Поэтому их стиль жизни – это запугивание окружающих. Когда человек приходит к такому человеку на прием, первое, что от него можно услышать – это слова запугивания. То есть он сначала говорит о твоих проблемах, там может назвать твои болезни. Люди, когда слышат такое, они очень сильно удивляются, потому что человек вообще никогда тебя не видел и не слышал, и вдруг он называет твои болезни и говорит о твоем характере, там, еще что-то, говорит о твоих отношениях с окружающими людьми, это очень выглядит загадочно и необыкновенно.
(Ведущая) Настораживает.
Нет, это очаровывает.
(Ведущая) Очаровывает?
Конечно, это вызывает ощущение необыкновенности какой-то, и человек просто очаровывается этим всем и он начинает верить такому ясновидящему, как это называется, «ясновидящие», и в результате того, что он верит ему, дальше этот ясновидящий уже начинает всю эту информацию использовать в своих целях, очень хитрым образом. Он говорит: «Тебя сглазили, на самом деле, поэтому ты так болеешь». И он говорит, кто сглазил. Естественно, лучше всего на кого-то там это все свалить, но самое интересное, что экстрасенсы чаще всего и сами так видят этот мир, то есть они реально этим отрицательным связям придают такое могущественное значение.

00:17:31 Они, допустим, видят какую-то отрицательную связь между мужчиной и женщиной, или еще между кем-то, и они начинают этому придавать слишком большое значение. Они говорят: «Только из-за него все твои проблемы». Потому что они же не могут видеть чего-то другого, они видят только одну сторону медали. «И этот человек на самом деле разрушает тебя». Они не понимают даже сами часто, эти экстрасенсы, что вот эта отрицательная связь, она, на самом деле, существует подсознательно, что люди сами не понимают того, что они, плохо думая друг о друге, усиливают эту связь. Так как эти экстрасенсы видят только негативное, они думаю, искренне верят, так как они видят это все, они искренне верят, что этот человек реально, по своей собственной воле, настроившись специально для этого таким образом, он своими силами разрушает того человека. Хотя на самом деле они не смотрят в другую сторону, потому что тот человек, который пришел, у него тоже есть отрицательная связь с тем человеком, и он тоже, также своими мыслями с тем взаимодействует.
(Ведущая) Разрушительно.
Да. То есть можно было с таким же успехом сказать и наоборот, что он его сглазил. Но так как тот ему денег не заплатит, ему деньги заплатит только этот, поэтому у этих экстрасенсов мысли работают только в одну сторону.

00:19:00 В результате они очень выгодно мыслят. Так, человек вообще склонен выгодно мыслить. То есть, он мыслит, чаще всего, в том направлении, в котором ему выгодно, и ему не хочется даже думать о чем-то другом, на самом деле. В результате появляются такие вещи как гипердиагностика, запугивание. Что такое «гипердиагностика»? Если вы придете к такому экстрасенсу, он вам будет говорить такие вещи, например, что на самом деле у вас очень тяжелые болезни. Он опишет те симптомы, которые у тебя действительно есть. И он скажет, что это скоро превратится в рак, эта болезнь. Так как он склонен получить деньги от этого человека, поэтому, возможно, он и сам так видит это все. То есть его мозги в этом направлении очень быстро работают, именно так. Он начинает видеть, что тот скоро умрет, через полгода, а потом, человек окончательно разрушен от такого, потому что ему приводят факты его состояния, самочувствия, и человек разрушен таким представлением о своей судьбе. Он говорит: «Ну помогите тогда, раз вы все это видите, помогите мне это исправить». И экстрасенс называет какую-то сумму денег, обычно приемлемую для данной категории населения». То есть эта сумма денег означает, что человек может её отдать, ему нет проблем её отдать.

00:19:00 Допустим, если экстрасенс работает где-нибудь в Калифорнии, то эта сумма будет составлять, допустим, 500 долларов за сеанс, допустим.
(Ведущая) Понятно.
Если это в России, в Москве, допустим, 200 долларов, а где-нибудь в деревне это будет стоить уже 30 долларов. Все зависит от того, сколько люди могут дать, просто оторвать сейчас от себя эти деньги. Вот, и дальше что происходит с этим экстрасенсом? Он начинает колдовать, что-то делать, и так как его ум очень заинтересован в том, чтобы все было хорошо, потом, дальше его ум реально начинает видеть, что все становится хорошо. Что уже этих отрицательных связей нет, что в основном положительные связи. И он говорит этому человеку, что вот теперь все уже, рака там никакого нет и с этим человеком у тебя теперь хорошая положительная связь.
(Ведущая) А на самом деле ситуация изменилась?
Она может измениться, если человек поверит в это. То есть он действительно верит: у него хорошая связь с этим человеком, начинает думать о нем хорошо, и у него появляется хорошая связь с этим человеком. (Смеется)

00:21:39 Но что касается того, что внутри организма находится, если там болезнь какая была, такая и осталась, она особо от этого не изменится. Хотя если человек поверит в то, что он вылечился, его возможность вылечиться возрастает, но не всегда это приводит к излечению. То есть, есть гипердиагностики, а есть наоборот. Человек приходит реально с раковой опухолью. Ему говорят: «У вас рак». Допустим, он отгадал эту болезнь, такое бывает часто. И говорят: «Я вам вылечу эту болезнь». И он начинает лечить и ничего не вылечивает, но реально говорит, что он вылечил, то есть все эти люди обычно отговаривают делать обследования медицинские, которые могут реально привести к пониманию вещей: вылечилось там или нет? В результате человек просто теряет время в лечении онкологии, и это может привести к печальному исходу.

00:22:38 Или наоборот, человек запуганный тем, что у него онкология, его нервы могут сдать, он может реально сильно психически пострадать от этого. Таким образом, эти люди, они приносят населению очень мало пользы, в основном, вредят, за что и попадают на низшие планеты после смерти своей. Вот. А ясновидящие настоящие, ясно видящие – это те, кто видит мир ясно, тонкий мир. Ясно – означает позитивно. То есть они стараются людям наоборот сказать что-то позитивное, например, человек приходит больной очень, ему говорят: «Ты лечи эту болезнь, лечи, как можешь, лечи, иди в больницу, или еще какими-то методами, которые тебе могут реально помочь. Сердце тебе подскажет, только ты будь трезвым, пытайся понять: работает этот метод или нет, сравнивай своё самочувствие и т.д. Но помимо лечения ты просто молись Богу, молись как можно больше, и эта молитва реально тебе может помочь: она даст тебе знание, как лечиться, она даст тебе силы для лечения, в конце концов, она сама может тебя вылечить».

00:23:48 Я знаю одну женщину, она уже в пожилом возрасте, и она начала молиться Богу очень серьезно, в момент, когда у нее был рак легких. И эта опухоль, она остановилась и перестала расти. И она уже много лет делает обследование. Опухоль как была, так и остается, ничего не поменялось, эта женщина все это время молится Богу. И она говорит, что если б я хотя бы на один день прекратила молиться Богу, может быть я уже и не жила бы в это мире. То есть она искренне верит, что именно вот эта молитва ей помогла. И я думаю, что так оно и есть, потому что молитва обладает огромной силой, то есть божественной энергией.

00:24:28 Фактически все психические центры, они питаются муки-праной. Муки-прана – это и есть духовная энергия, то есть мы её получаем просто потому, что мы хотим жить. И мы её получаем определённым образом. У нас в самом нижнем психическом центре есть такая мулудхара-чакра, в ней находится энергия такая божественная, называется кундалини. Эта энергия, самый внутренний её слой энергетический, самый глубокий, он имеет духовную природу. А последующие слои имеют тонко-материальную природу, все более приближающуюся к нашей. И мы питаемся, весь организм питается этой энергией, фактически духовной, но трансформированной в тонко-материальную энергию. Эта трансформация будет зависеть от наших мыслей и поступков. Чем грязнее мы живем, тем более грязной будет эта энергия трансформированная уже. Но когда человек молится Богу, он получает дополнительную энергию. Не из этой кундалини, не энергию кундалини, он получает дополнительную энергию, которая идет от сверхдуши, которая находится в области сердца у нас. Там тоже божественная энергия присутствует. И когда человек молится богу, он задействует эту энергию, он таким образом проявляет свою свободу выбора. То есть он реально получает новую духовную энергию, которая ему по судьбе не была положена.

00:25:51 И вот эта вот новая духовная энергия, она может все что угодно вылечить и исправить в нашем организме, было бы желание молиться богу очень искренне, потому что когда молитва имеет эгоистическую природу, корыстную, человек не просто хочет что-то отдать, Богу служить, а он хочет, допустим вылечиться. Это уже имеет такие корыстные мотивы. Такая молитва до Бога не доходит.
(Ведущая) Понятно.
Поэтому надо очистить все свои желания, просто молиться Богу, желать служить ему, и тогда желания человека начинают исполняться, потому что когда мы желания Бога исполняем, Бог исполняет наши желания.

00:26:32 Итак, горловой психический центр связан именно с такими стремлениями к тонкому восприятию мира и господству над этим миром. Это состояние сознания находится на уровне мана-майи. То есть это означает, что все сознание, вся психическая энергия устремляется в ум. В результате умственные способности человека очень сильно возрастают. Несомненно, что эта деятельность гораздо выше, чем деятельность, связанная, допустим, с мулудхара-чакрой, когда человек стремится просто к сексу, сну, комфорту и обороне, или она выше, чем деятельность садхистана-чакры, при которой человек стремится наслаждаться движением, каких-то успехов достигает на поприще этого наслаждения в жизни, то есть он: «Мы верим твердо в героев спорта, нам победа, как воздух, нужна, мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена».

00:27:35 То есть человек в этом случае действует на уровне садхистана-чакры, он её развивает, туда сознание, в прана-майю. Этот уровень сознания и понимания вещей называется прана-майя; туда все сознание кидаем. Если человек настроен выше, допустим, на уровне мулудхара-чакры, манипура-чакры, то в этом случае его сознание взаимодействует с энергией солнечного сплетения, двумя планетами – Солнце и Марс, человек таким образом стремится к власти, он хочет управлять окружающими людьми, подчинить их своему влиянию и т.д. Если человек контактирует с психическим центром на уровне сердца, о чем мы говорили на прошлой лекции, это сердечный психический центр [неразборчиво]. Забыл, как называется.

00:28:38 На уровне сердечного центра психического, человек взаимодействует уже с энергией Луны и Юпитера, который там находится, и у него уже более возвышенные такие желания, он хочет наслаждаться счастьем любви с близкими людьми, счастьем гармонии семейной и т.д. Такой человек, если он и погружает эту энергию в своё ложное эго, то есть он хочет, допустим, семейного счастья, но при этом он хочет наслаждаться им, а не давать его, то в результате он становится рабом этого желания, и он требует этого семейного счастья от своего близкого человека, что является причиной неисчислимых бед и страданий в семейной жизни. Фактически, два человека привязываются друг с другом, связываются этими сердечными центрами психическими, как веревками, то есть они завязывают узлом. Этот узел желания иметь семейное счастье, он имеет огромную силу, и их узел все больше затягивается, это означает, что у них появляется все большая и большая потребность наслаждаться, находясь рядом с этим человеком.

00:29:55 Это значит, что они постоянно начинают требовать от этого человека, чтоб он давал им эту возможность наслаждаться. А это само требование, по своей природе это насилие, в результате человек близкий, чувствуя это насилие, он испытывает неприятные ощущения, и у него закрывается эта способность дарить любовь, потому что человек, на самом деле, сам любовь не может выдавить из себя. Допустим, если жена говорит: «Ну улыбайся мне, говори мне понежнее», а на самом деле, он может и улыбаться, и говорить нежно, но это невозможно.
(Ведущая) Это будет неестественно.
Из этого, да, невозможно испытать счастье, потому что, на самом деле, энергию любви в отношениях всегда дает сверхдуша.

00:30:44 То есть человек улыбается, а сверхдуша дает эту порцию счастья, которой жена, допустим, наслаждается. Если человек не по своей собственной воле желает сделать счастливой жену, это делает. А из-за того, что она совершает насилие над ним, то у него способность давать эту порцию счастья утрачивается. В результате два этих человека, которые насильно заставляют друг друга любить, а что неизбежно возникает, так как узел вот этого желания счастья, любви…
(Ведущая) Затянут?
Затягивается с каждым днем все сильнее, в результате два человека постепенно из этого счастья общения семейного, они переходят в глубочайшее страдание, то есть они начинают испытывать жуткие страдания, находясь рядом друг с другом, потому что они, фактически, как два пылесоса, сосут психическую энергию друг из друга.

00:31:38 То есть они приходят, допустим, встречаясь друг с другом дома, и через полчаса общения они уже чувствуют, что у них нет никаких сил, они чувствуют истощение и раздражение, они начинают ругаться друг с другом. В результате, такая семейная жизнь в Ведах описывается как глубокий колодец, поросший травой. Когда человек попадает туда, то он света белого не видит. То есть он попал туда, и он смотрит вверх, и видит только одну темноту. Поэтому то сознание, при котором это все происходит, это уже мана-майя, то есть это все происходит на уровне ума. То есть это тоже [мана-майя-коша] более низшего порядка.

00:32:32 И таким образом, деятельность ума начинается с этого сердечного центра психического и заканчивается она деятельностью лобного психического центра, в деятельности которого также присутствует вигиана-майя-коша, то есть деятельность разума. И человек, который очистил сердечный психический центр, он реально является очень удачливой душой, потому что в области сердца находится сама душа, там находится сверхдуша, там находится центр ума, центр разума, центр всех психических энергий. Когда человек действительно способен отдавать свою любовь окружающим людям, и он ничего не хочет от них взять, то есть он не хочет наслаждаться семейным счастьем, он не хочет, чтобы его любили, он не хочет испытывать радость от своих детей, от своих родственников, он просто хочет сделать их счастливыми и все. То есть он реально способен отречься от этой идеи семейного комфорта, уюта и счастья. То есть он просто хочет отдавать и жить для этих людей, не желая для себя ничего. Только в этом случае он становится действительно счастливым человеком. То есть он действительно в этой земной жизни способен испытать настоящее глубочайшее счастье.

00:33:54 Но это счастье он будет испытывать не вместе со своими родственниками, он будет испытывать сам по себе, потому что желание испытывать счастье вместе со своими родственниками, оно уже эгоистично по природе. То есть это значит, что он их как-то заставляет радоваться вместе с собой, что в принципе, является каким-то проявлением насилия. Мы даже не можем заставить быть счастливыми окружающих людей.
(Ведущая) Это верно.
Это их собственное желание, они должны проявить для этого собственное желание. Поэтому мы очень одиноки в этом мире, на самом деле, единственный друг, с которым мы всегда можем быть вместе счастливы – это сам Бог, сверхдуша, которая находится в области сердца и она является самой родственной душой для нас. И постичь это является самым трудным испытанием, заданием как бы человеческой жизни, разумной жизни,

00:35:01 Веды описывают, [Кадхаупанишат] описывает душу и сверхдушу как две птицы, сидящие на одном дереве. То есть в данном случае птицы – это души. Есть сверхдуша – одна птица, которая смотрит на ту птицу вторую, которая является душой, а эта вторая птица, она отвернулась, и она отвернулась, потому что она увидела плоды на дереве, и она хочет их клевать. Плоды на дереве – это этот мир, в котором мы живем, он очень нас сильно привлекает. И когда птица пытается клевать эти плоды, та птица, они, на самом деле, эти плоды имеют два вкуса.
(Ведущая) Зрелые и незрелые.
Горький и сладкий.
(Ведущая) Горький и сладкий.
И естественно, мы хотим клевать только сладкие плоды. Но когда мы погружаем свой клюв в сладость, то хотим больше её ухватить, то там дальше горький вкус.

00:36:08 То есть, чем больше мы погружаемся (а мы не можем вырвать клюв оттуда, это как болезнь). То есть я недавно слышал лекцию и в ней приводился пример, что маленький шмель может своими вот этими вот зубчиками прогрызть кору дерева, и они прогрызают кору, для того, чтобы там делать норки, у них норки в коре дерева. Но этот же самый шмель, он очень любит нюхать аромат цветов, и он попадая, если, допустим, так случилось, что он, нюхая цветок лотоса, то есть в цветке лотоса нюхая аромат его цветка, в тот момент когда заходит солнце, цветы лотоса плотно очень закрываются.
(Ведущая) Закрываются.
Закрываются, очень плотно переплетая листья между собой. В результате этот шмель, он просто становится прижатым к соцветию, который источает аромат, но так как он не может оторваться от нюхания, его прижимает туда и он постоянно нюхает, не может оторваться, у него нет даже идеи о том, что надо дырку пробурить в этих листьях, хотя ему, в принципе, это не сложно, он это делает…
(Ведущая) С корой.
Тем же самым местом, которым он нюхает. Но так как он не настроен работать этим местом, а настроен как бы…
(Ведущая) Наслаждаться.
Поглощать аромат, то в результате, он, не поняв, что делать дальше, просто задыхается насмерть. И когда утром открывается вот этот бутон, то все шмели, которые туда попадают, они задыхаются, то есть они просто помирают.

00:37:53 Таким образом мы живем в этом мире, то есть мы погружаем свой клюв в плоды счастья, думая, что чем глубже мы погрузим, тем больше будет счастья, но дальше он все горче, и горче и горче, и горче, в конце концов, он становится смертельно-ядовитым, этот плод. И мы делаем своим клювом, так сказать, последний рывок, и в конце концов, получаем инфаркт. (Смеется) То есть фактически вот в этих семейных дрязгах, баталиях, кто побеждает? Побеждает смерть. Потому что человек, пытаясь погрузиться в это наслаждение близким человеком, все больше и больше испытывает от него один только яд.

00:38:40 Поэтому семейная жизнь – это самый опасный источник счастья. (Смеется), который мы можем найти в этом мире. То есть реально именно в семейной жизни надо быть очень осторожным в этом своем желании наслаждаться близкими людьми. Потому что этот вид наслаждения самый глубокий и самый болезненный. Поэтому человек должен в семейной жизни быть очень осторожным, и культивировать в себе желание только служить родственникам, нисколько не желая вообще испытывать от них хоть какое-либо счастье небольшое. Такое умонастроение человек может получить только испытав опыт общения с высшей личностью, с Богом.

00:39:24 Когда человек очень искренне читает молитву, то он погружается полностью в эту молитву и отдает свою молитву Богу, желая ему служить. Но Бог – это единственная личность в этом мире, которая никогда никому не бывает должной. На самом деле, сверхдуша, не просто эта птица сидит на дереве тела нашего. Она его полностью обеспечивает всем необходимым.
(Ведущая) Вторая птица.
Да, сверхдуша. То есть она, на самом деле, постоянно дает нам энергию для каждого нашего действия. Мы не можем сами, мы души, духовные по природе, мы не можем сами контактировать с этим миром. Если мы, допустим, хотим, что-то взять и положить себе в рот, то сама энергия движения, с помощью которой мы это делаем, сама энергия переваривания этого продукта, сама энергия наслаждения этим продуктом – все эти энергии даются сверхдушой, для того, чтобы мы жили и наслаждались этими плодами.

00:40:24 Но на самом деле, сверхдуша, таким образом, постоянно служит нам, постоянно выполняет наши желания. Если мы просто обратим на неё внимание, начнем молиться еще, то она даже на это еще нам.. То есть, она вроде нам ничего не должна, но даже на то, что мы молимся ей, она будет отдавать тем же. Она нам будет отдавать той же порцией счастья, которую мы бескорыстно ей отдали. Но она не купится на нашу корыстную молитву. Если мы молимся, чтобы что-то получить от неё, то это всего лишь будет действовать карма, которая запускается тоже сверхдушой. То есть будет действовать вот этот материальный закон: сколько ты отдал, столько и получишь, в этом карма заключается. И если человек не достоин что-то получить, она ему просто ничего не дает.

00:41:14 Но если человек реально бескорыстно действует, то в ответ на это действие человек наполняется счастьем, порцией счастья большой. Именно эту порцию бескорыстного счастья… Почему мы привязываемся к тому, чтобы получать счастье от близких людей, как вы думаете? (Обращается к ведущей)
(Ведущая) Ну, нам же хорошо от этого.
Потому что, нет, причина другая.
(Ведущая) Нет?
Причина заключается в том, что нам не хватает счастья в этом мире. Мы очень сильно голодаем здесь, нам очень голодно, нам не хватает реально счастья. И так как человек не научился брать счастье от реального источника, который его может дать, в результате он с жаждой пытается высосать счастье из своих близких, что мы называем, вобщем-то, любовью. (Смеется).

00:42:00 Потому что люди соединяются, когда у них сильная совместимость есть. Совместимость означает, что ты можешь легко получить счастье от близкого человека, достаточно просто на него посмотреть, или погладить его по голове, и большая порция счастья заходит тебе внутрь. Это мы называем «Я тебя люблю», то есть фактически используем этого человека. Но когда человек действительно способен служить Богу, он наполняется энергией счастья изнутри, и тогда, только в этом случае, он способен счастье отдавать другому, в полной степени. Но даже если мы просто повторяем «Я желаю всем счастья», мы контактируем, какой-то контакт со сверхдушой происходит, и эта порция счастья вылетает из нас, и мы наслаждаемся, испытываем счастье от того, что мы это сделали.

00:42:48 Так вот, этот вид наслаждения никогда не кончается. Сколько бы мы не наслаждались тем, что мы бескорыстно отдаем счастье, мы никогда из-за этого не пострадаем. (Смеется). С другой стороны, если мы наслаждаемся просто тем, что рядом с нами кто-то находится, то мы тем самым как бы получаем просто плоды своего благочестия, то есть мы получаем эту порцию счастья только потому, что мы её заслужили в прошлом и все. Не то что я, там, достоин этого счастья. Я просто получаю столько, сколько мне положено. А когда мне не положено, то близкий родственник начинает испытывать ужасное отвращение по отношению ко мне. Так часто и бывает, если человек склонен наслаждаться близким человеком, а не служить ему, не наслаждать его чувства бескорыстно, то в этом случае, в результате, рано или поздно близкий человек начинает от такой любви испытывать жуткое отвращение. Он просто зверски бросает своего близкого человека. В результате это вызывает очень такое горькое чувство утраты, от которого человек может даже с ума сойти. То есть так часто бывает в этом мире, когда один человек любит другого беззаветно, очень сильно, то получает такой пинок. (Смеется)

00:44:03 Это все происходит из-за того, что они не способны строить нормальные, правильные отношения, ни один, ни другой. То есть они просто жили, ничего не понимая, как действительно такие отношения должны строиться. Это мана-майя, то есть уровень желания материального счастья от внешних объектов, и самый низший уровень мана-майи, который, мы говорили, находится на уровне сердечной чакры, и самый верхний уровень мана-майи находится на уровне агне-чакры, которая, впрочем, предназначена также и для деятельности разума.

00:44:49 На самом деле, все психические центры не обязательно будут работать только на… то есть сознание, проникая в какой-то психический центр, если, допустим, мы очень сильно привязаны, вот, меня, допустим, спрашивают, ну, хорошо, я очень сильно привязан к сексу, я не могу без него жить, я постоянно думаю о противоположном поле, как мне быть? То есть мое сознание уже проникло в мулудхара-чакру, оно уже там сидит, и уже там активно действует, и его невозможно оторвать, то есть что делать? На самом деле, в йоге существуют техники, которые позволяют по-другому сознание концентрировать на тех же самых психических центрах.

00:45:33 Так, допустим, если твоё сознание привязано к самому нижнему психическому центру, приобретает свойства анна-майи, то есть желание наслаждаться животными инстинктами, то в результате человек должен делать следующее: на первом этапе он должен, если, допустим, он привязан к еде, он должен делать противоположную вещь, он должен кормить не себя, а окружающих людей или готовить им пищу. То есть даже если при этом у него сильное желание есть самому, допустим, он параллельно и себя кормит, отдавая пищу эту, то всё равно его муладхара-чакра при этом очищается, а не загрязняется. То есть, если он бескорыстно отдает пищу, но параллельно себя кормит, потому что ему деваться некуда, ему кушать хочется, то постепенно его желание кормить людей становится все сильнее, потому что оно чище по природе.

00:46:00 Чем чище желание, тем больше оно привлекательно, это сравнивается с медом и сахаром, то есть мед, естественно, вкуснее сахара, поэтому, если есть выбор, мы будем с медом все есть.
(Ведущая) Ну да.
Точно также человек, который начинает кормить других людей, так как этот вкус подобен меду, по отношению к сахару (кормлению себя), потому что он имеет духовную, более высокую природу, человек постепенно очищается от своего желания насыщать себя, то есть у него сознание, тем не менее, сильно связано с муладхара-чакрой, и это сознание, вместо того, чтобы идти на то, чтобы кормить себя, оно начинает идти на то, чтобы сильно кормить других. В результате человек становится очень замечательным поваром, допустим, или замечательным человеком, который любит кормить нищих всевозможных и так далее.

00:47:26 С другой стороны, допустим, человек хочет секса, он хочет сексуальную энергию. Сексуальная энергия – это другое проявление энергии любви, то есть это просто оскверненная эгоизмом энергия любви. И если человек, допустим, он хочет секса, он должен начать служить противоположному полу, допустим, мужчина должен просто заботиться о женщинах, должен что-то делать им приятное, ухаживать за ними, допустим, как-то проявлять своё уважение, заботу, внимание и т.д. И постепенно его желание воспользоваться энергией женского тела, эксплуатировать её, превращается в очень глубокое уважение к женщине. И таким образом, его сексуальное чувство от этого становится минимальным, то есть он реально приобретает огромное свойство служить женщинам, допустим и т.д.

00:48:28 Точно также когда человек, допустим, хочет комфорта, он предлагает комфорт другим людям, и таким образом начинает наслаждаться аскезой, наоборот жить ему хочется наоборот, он испытывает счастье от того, чтобы жить в аскезе, без комфорта, и т.д. Принцип только один: то же самое желание мы можем использовать двояко, то есть очищая его и загрязняя его. То есть таким образом мулудхара-чакра, или сознание анна-майя, мы можем очистить до такой степени, что человек становится, даже может стать святым на уровне этого психического центра. И в результате этого он становится учителем, наставником для других. Вот на уровне мулудхара-чакры человек становится такого уровня наставником, что он способен ограничивать свои животные желания. То есть этот человек, даже на этом уровне сознания зовется «гасвами». Гасвами означает тот, кто контролирует свои чувства, свои желания, властелин своих желаний.

00:49:34 То есть, вроде бы самый нижний психический центр, но если мы укрощаем его и очищаем, вот именно только один этот центр, то такой человек уже может стать учителем для всех. То есть такой человек не стремится к пище, он совершенно спокойно относится к пище, он не стремится к сексу, он не стремится к комфорту и он не стремится ко сну. То есть это очень высокий уровень сознания, на самом деле. Даже просто в Ведах говорится, что если человек способен довольствоваться тремя часами сна и при этом чувствовать себя хорошо, то в этом случае он уже святой. Если человек способен довольствоваться только горсткой пищи, которая помещается в две соединенные его ладони, вместе с водой, столько он потребляет в день, это значит, что он уже святой. Дальше, если человек довольствуется сексом только для зачатия детей, и больше никак сексом не занимается, вот именно грубым сексом, то в этом случае он святой. И если человек довольствуется только тем местом для жизни, которое необходимо для того, чтобы вытянуться и поспать, то есть это его площадь, в которой он нуждается в жизни и которую он использует в своей жизни, то этот человек уже считается святым, таким образом. То есть просто даже одно из этих побуждений человек контролирует – он уже святой, я уж не говорю о всех четырех. И все эти побуждения связаны с мулудхара-чакрой.

00:51:04 Очищение на следующем психическом уровне, на уровне садхистана-чакры, дает реально очень большое могущество человеку; человек, очищенный этим психическим центром, обретает способность никогда не уставать от движения. Допустим, в Индии есть такие йоги, которые по ночам бегают, они отдыхают во время бега. То есть они реально как будто спят, но на самом деле они все видят и бегут, бегут, бегут куда-то, допустим, бежит. Он может за ночь пробежать 150 километров, и при этом он отдохнул, выспался.

00:51:39 Эта способность достигается потому что человек очень бескорыстно настроен по отношению, он хочет что-то делать для окружающих людей, он пополняется этой силой. И бескорыстная деятельность, она рождает новую энергию. Когда человек бескорыстно трудится для других, его энергия не уменьшается, так как она имеет духовную природу, она становится все больше, и больше, и больше. В результате такой человек обретает способность, допустим, поднимать плиту двухтонную одной рукой, допустим, да? Или он становится настолько сильным, что он способен, допустим, победить много-много человек одновременно, они ничего с ним не могут сделать.
(Ведущая) Угу.
Или он, как я привел пример, может не уставать во время бега, допустим. То есть садхистана-чакра, она наполняет человека психической энергией безграничной и способностью управлять этой психической энергией. И когда человек достигает такой способности, он неутомим, то есть вот это вот богатыри все эти, они имели такой уровень сознания, что они сражались, бескорыстно сражались за свою родину, за Бога они сражались, на самом деле, и таким образом достигали такого могущества, что они очищали свой психический центр, садхистана-чакру, до того уровня, что они становились непобедимыми героями. Нам бы хотя бы очистить до того уровня, чтобы просто хватило энергии для того, чтобы выполнять свои обязанности в течение дня (Смеется) и не уставать при этом. Это тоже зависит от нашего бескорыстия. И так, сегодня мы закончим, я думаю, уже пришло время.
(Ведущая) Сейчас, прослушав интересную лекцию «Развитие разума, часть четвертая», мы очень плавно перейдем к консультациям наших радиослушателей. Дорогие радиослушатели, оставайтесь с нами.

транскрибирование: Лариса Кокстова | Симферополь | Украина | 06 апреля 2012