Мир сознания

Москва, Федерация Йоги - 13 апреля 2008
Разное понимание свободы. Почему власть это несвобода? О дилемме Арджуны перед битвой на Курукшетре. Откуда у Брахмы возникли представления о материальном мире? Что мы называем «Божественными законами»? О законах в материальном мире. Какие виды отношений возможны с Вечным? О деятельности и карме. Для чего человеку нужен духовный учитель? К чему приводит процесс самоутверждения? О старении. О запрете на мясоедение. Деградация общества начинается с нарушения закона. Про смерть. Разум и чувства - плохое и хорошее. О неправильном поведении в разных обществах. О взаимности. Как выйти из состояния критицизма? Тот, кто больше бесконечности.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:23 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 625 | скачано: 365 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Драгилев А.К.]: Представиться? Мы представляем такую линию богословскую, которая называется вайшнавизм. Это те, кто почитают Шри Вишну, Бога, если этимологически рассматривать, вайшнавы, те, кто почитают Шри Вишну. Вишну на санскрите означает всевышний. Собственно, представились. Если есть какие-то вопросы, если нет вопросов, тогда, занятие закончено. Поскольку, всё уже было давно сказано, то и говорить-то не о чем.

00:00:51 [Из зала]: Существует такое мнение, что знание уже предполагает свободу и одиночество. Почему свами Прабхупада никогда не говорил об этом, чтобы не пугать людей? Потому что люди не за одиночеством идут..?
[Драгилев А.К.]: А зачем они, за свободой?
[Из зала]: Ну, они думают, что свобода предполагает одиночество.

Разное понимание свободы

00:01:32 [Драгилев А.К.]: Ну, вайшнавы они не призывают к свободе, наоборот, быть рабом божьим, вот цель. Цель преданного, вайшнава – это быть рабом божьим, ни в коем случае не свобода. Свобода – это очень желанная цель и каждый хочет свободу. Она приносит отдохновение от страданий, при этом она ещё даёт одиночество. Свободный тот, кто одинок. Потому что его не связывают никакие узы. Раб божий - его связывают узы преданности со своим господином. Там нет свободы, там есть любовь, но свободы нет.

00:02:21 [Из зала]: Существуют какие-то степени свободы?
[Драгилев А.К.]: Существуют степени свободы, то есть есть относительная свобода. Мы её можем называть – несвободой. Относительная свобода, какая? Это, когда мы думаем, что если у нас будут деньги, богатство, то мы будем свободны. Ну, обычно так говорят, что зачем тебе деньги? Чтобы быть свободным, чтоб ни от кого не зависеть.

00:02:48 На самом деле, деньги дают не свободу, а они дают власть. А когда у тебя власть, деньги они же имеют ценность только в человеческом обществе, правильно? Если у вас много денег, а вы в лесу один. Вы не то что не можете ими пользоваться, а их у вас вообще нет. Деньги – это средства, или богатства – это средства управления себе подобными или теми, для кого это представляет ценность. Например, для собаки косточка представляет ценность.

00:03:22 В каком-то смысле, эта косточка есть монета в ваших отношениях. Так вот, деньги. Мы думаем, что деньги нам дадут свободу или богатство, на самом деле, оно нам дадут зависимость от тех, для кого деньги представляют ценность. То есть мы будем от них зависеть. Например, почему раньше короли и цари, хотели чтобы население их увеличивалось? Потому что, если население будет уменьшаться, то они будут беднеть. Например, если он король и у него двое вельмож всего-навсего, тогда и денежных отношений быть не может, когда он не богатый.

Почему власть это несвобода?

00:04:09 Тот, кто имеет деньги, он зависит от тех, кому он их будет раздавать. Потому что они на него работать будут. Тоже самое справедливо и к другим ценностям человеческого общества или общества вообще. Это деньги, это власть. Мы думаем, что власть нас сделает свободными, на самом деле власть нас делает зависимыми от тех, кем мы повелеваем. Потому что мы обязаны будем следить за тем, чтобы они наши законы соблюдали.

00:04:37 Ты издаёшь закон, и должен следить, чтобы он соблюдал, ты должен день и ночь не спать. Иначе тогда ты не обладаешь властью над ним. Потом ты думаешь, тогда доброе имя или добропорядочность делает меня свободным. Когда понимаешь, что власть тебя делает рабом, тех кем ты правишь. Ты понимаешь: «А тогда, может быть, я буду от них независим, я просто буду добрым человеком и тогда я буду свободен».

00:05:06 На самом деле ты снова становишься зависим, но уже от их мнений. Ты долен поступать так или иначе, чтобы они Эти все примеры, которые я привёл, это так называемые степени свободы. Мы думаем о том, что свободный – это богатый, потом мы думаем, что свободный – это тот, кто обладает властью. Потом думаем, свободный – это тот, кто добропорядочный, благочестивый, тот кто имеет доброе имя.

00:05:37 Потом выясняется, что, оказывается, это даёт не свободу, а наоборот кабалит тебя больше. И тогда йоги и вообще многие богословские учения говорят: «Свобода на самом деле – это когда ты не связан ни с кем никакими узами. Ни денежными, ни узами добропорядочности, никакими узами». То есть ты выпадаешь вне общества, принимаешь отречение. Но, ты становишься одиноким, потому что тебя уже ничто не связывает.

00:06:09 По мере, как сейчас люди говорят, духовного прогресса мы всё больше и больше сталкиваемся с этим выбором. Что же мне всё-таки нужно? Свобода или счастье? И есть такая книга Шримад Бхагаватам, которая начинается с этих слов: «janmādy asya yato». Настало время задать себе вопрос: Что мне нужно? Свобода или счастье. Потому что до этого момента мы всегда отвечали на этот вопрос: мне нужна свобода.

00:06:49 Свобода для нас нечто желанное, мы ищем свободу для себя, свободу для своей семьи, мы боремся за свободу Родины. То есть свобода – это нечто, на что мы молимся. И когда-нибудь наступает момент, когда мы должны честно себе признаться, свобода мне нужна или счастье. Но счастье, оно забирает у тебя свободу, потому что счастье возможно только в отношениях с кем-то. Если в этих отношениях ты хочешь играть роль хозяина, то есть хозяина своей судьбы, тогда ты попадаешь в иллюзию.

00:07:26 Ты опять начинаешь этот круг: деньги, в следующих рождениях может быть, деньги, власть, известность. Но если ты в этих отношениях хочешь играть роль раба, но раба кого? Самого свободного, тогда ты обретаешь и свободу и обретаешь счастье. Ну как дети, они несмышлёные дети, я имею в виду, не которые сейчас, а несмышлёные, они счастливы, но при этом они находятся в подчинении у родителей.

00:08:02 Также если мы свою душу отдаём Всевышнему, мы становимся как дети. Мы Ему верны, но при этом мы не свободны. Какие-то может быть сомнения возникли у кого-то? Может возразить кто-то хочет?
[Из зала]: Просто похоже на слова, [неразборчиво], отделён от общества, от общения вообще. [неразборчиво] не отоджествляешь себя, правильное выполнение действий не привязано.

О дилемме Арджуны перед битвой на Курукшетре

00:08:41 [Драгилев А.К.]: А что значит, правильно?
[Из зала]: Ну, когда ты свободен от действия. Ни последствий, ни кармической цепочки не образуется.
[Драгилев А.К.]: Если правильно, это значит, есть и неправильно. То есть ты уже должен действовать в каком-то русле.
[Из зала]: А про что Кришна Арджуне говорил в Бхагавад Гите, как ему нужно убивать своих братьев и зачем это?

00:09:08 [Драгилев А.К.]: Кришна говорил Арджуне, что ты должен убивать своих братьев, потому что это твой долг. У Арджуны была дилемма: соблюсти закон или помочь родственникам. Это как, если вы, допустим, судья и вдруг на скамье подсудимых оказывается ваша мама. Но она изнасиловала двадцать бодибилдеров, вот её, значит, надо обвинить в изнасиловании. Какие в данный момент осуждения у вас будут отношения?

00:09:43 Как судьи с подсудимым или как сына с матерью? Ну, или как, если это брат ваш, он убил кого-то, а вы судья, вот что делать? Вот это очень серьёзная дилемма, и многие великие произведения, которые стали для нас классикой, они построены на этой вилке. Самоотождествление, в какой из моментов жизни живое существо отождествляет себя с тем или иным обществом. В данный момент что Арджуне важнее: отождествлять себя с семьёй или отождествлять себя с… М?

00:10:23 [Из зала]: С воином?
[Драгилев А.К.]: Даже не столько с воином, а с человеком, который следует традициям древних, арийской древней ведической традиции, по которой ты должен покарать врага, независимо от того, принадлежит он твоей семье или не принадлежит. Перед ним вот такая дилемма. И Кришна ему говорит: «Я тебе предлагаю выбрать роль вершителя закона, а не роль семьянина». То есть отойти от кланового мышления и принять государственное мышление.

00:10:58 Это ему Кришна говорит. Почему? Потому что это более широкий взгляд на мир. Потому что клан, он скажем там, сто человек, а государство - сто тысяч человек. То есть от менее важного долга перейти к более важному долгу. Вот об этом Кришна говорит, но он говорит об этом вначале Гиты, в конце Гиты он говорит: «Во-обще-то, я хочу, чтобы ты убил своих родственников, не потому что закон надо соблюдать, а потому что я твой друг, я просто как друг тебя прошу об этом.

00:11:30 Просто исполни дружескую просьбу: убей своих братьев, деда, родственников. Не потому что так закон требует, а просто я тебя об этом прошу, что ты, ради друга не можешь это сделать?» Но, поскольку, так случилось, так сложилось, что этот друг был ещё и самим верховным Богом, то Арджуне повезло. Нам везёт меньше, мы всегда находимся в этой вилке. Покарать преступника, а если преступник твой единоверец, он такой же христианин, как же ты его можешь карать?

00:12:02 Фильм был такой классический, советский, называется «Сорок первый». Там на острове во время гражданской войны, оказалось два существа мужское и женское. Вот мужское существо - белогвардейский офицер, а женщина – это красноармейка. И они там полюбили друг друга и забыли про то, что война идёт, что они оказывается принадлежат разным классам. Он класс эксплуататоров, она из класса эксплуатируемых. И они так жили бесконечных десять дней.

00:12:40 И потом высадились белые на этот остров. И она говорит: «Нельзя к ним присоединяться». А он говорит: «Нет, я пойду к своим». И она его застрелила. Вот она тоже была как, как тот Арджуна. С одной стороны она его любила как мужчину, а с другой стороны он был классовым врагом. И она как Арджуна выбрала позицию классового врага. Она его застрелила. Поступила совершенно правильно.

00:13:06 [Из зала]: Как вообще всевышний может просить убивать?
[Драгилев А.К.]: Вот...
[Из зала]: Это же не только его лучший друг, это Кришна...
[Драгилев А.К.]: Это Кришна, да, с Кришной возможны дружеские отношения, с Шивой невозможны. Вообще с Богом невозможны дружеские отношения, но Кришна - он не Бог, он выше Бога. Потому что с ним возможны интимные отношения. А в интимных отношениях, порой, приходится выполнять просьбы, которые идут вразрез с законом общепринятым.

00:13:40 [Из зала]: Закон государственный, в смысле?
[Драгилев А.К.]: Нет. Законов божьих, даже законов божьих. Поэтому мы не говорим, что Кришна – Бог, мы говорим, что он выше, чем Бог. Потому что Бог – это истина. А Кришна он стоит над истиной. Кришна в нашем понимании – это счастье. А счастье выше истины. Ради счастья мы готовы поступиться истиной. Ну, как и все вы, собственно, все мы. Ради счастья мы же поступимся истиной?

Откуда у Брахмы возникли представления о материальном мире?

00:14:13 [Из зала]: А вот эти законы божественные в каких-либо источниках упоминаются? Где вот про законы вот эти божественные информацию можно узнать?
[Драгилев А.К.]: Это мы их называем божественные, а вообще это некие правила, которые даны были первым проснувшимся существом. Его называют Брахма – он первый, кто проснулся ото сна после долгой ночи.

00:14:36 Он захотел действовать, как мы, когда утром просыпаемся, мы хотим действовать. Даже когда мы ещё не помним, кто мы такие. Есть такой момент, что мы ещё не знаем кто мы такие, ещё не вспомнили кто я, кто это. Да? - только проснулся, но действовать уже хочется. Вот, Брахма он тоже проснулся и ему захотелось действовать. А поскольку вокруг никого не было, он стал думать: действовать надо, а кто я, как действовать вообще?

00:15:08 Где инструмент и материал для действия? Он не знал, и вот он думал, думал и вдруг, ему открылось нечто. Вот это нечто это был мир, который существует независимо от того, проявляется этот мир или не проявляется. То есть он всегда существует, он не уходит никогда во тьму. То есть там нет солнца в этом мире, поэтому и нет дня и ночи. Потому что этот мир лучезарный, он самосветящийся, так говорят, то есть он непроявленный.

00:15:43 Он всегда существует, то есть он непроявленный. Проявленный мир он проявляется и исчезает. Когда он проявляется, значит, мы просыпаемся. И вот он увидел этот самый непроявленный мир и у него возникло ощущение, что он знает как он устроен. И когда он это ощущение наложил на желание делать что-то. Он решил сделать то, как устроен этот мир, и он создал нашу вселенную, как мы её мы называем.

00:16:14 И памятуя о том, как он увидел тот формат того мира, он создал вот этот мир. Как если бы мы проснулись после сновидения, но мы проснулись в кромешной темноте и не знаем как устроен вот этот мир, но мы помним сон. И мы, естественно, этот мир, в котором мы проснулись мы будем строить согласно нашему опыту в сновидении, примерно также мы будем строить, потому что другого опыта у нас нет.

00:16:42 Вот этот вот творец Брахма, у него был единственный опыт того, непроявленного мира, мы его называем миром Радхи-Говинды, и он этот мир также устроил. С какими-то конечно искажениями, ошибками, но законы, по которым он этот мир стал делать, и называются священные писания. Мы их называем священные, но у него другого выбора не было, он просто создал как царь-государь основывает царство и какие-то законы в него вводит. Вот для него это просто законы, а для нас это священные законы, священный долг перед Родиной. Понимаете?

Что мы называем «Божественными законами»?

00:17:24 И вот эти вот правила это то, как устроен мир там. Но, с точностью до наоборот. Если там тот неявленный мир действует на основе самопожертвования, то есть там всё движется потому что обитатели того мира отдают, поэтому происходит движение. А в этом мире происходит движение, потому что обитатели этого мира хапают. Как наш учитель Шрила Шридхар Махарадж говорил: «У них, наверное, скелет по-другому устроен. Вот у нас вот так вот руки, а у них вот так видимо». Ну, так он шутил.

00:18:10 Те же руки только отдающие, а у нас загребущие. Зная законы этого мира, мы можем примерно представлять как устроен тот мир и стремиться туда.
[Из зала]: Интересно бы узнать поподробнее об этих законах. Как в том мире вообще всё: рождение, жизнь, смерть.
[Драгилев А.К.]: В общем, основной закон: ты мне – я тебе. Но мудрые говорят по-другому: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

00:18:39 В просторечье это: ты мне – я тебе. Я тебе не буду делать плохо, потому что мне потом будет плохо. Я тебе буду делать хорошо и мне потом будет хорошо. Это называется ты мне – я тебе. Или.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Или касса взаимопомощи такая. Мы помогаем друг другу, поэтому нам хорошо.

О законах в материальном мире

00:19:03 Это называется - закон кармы, это единственный закон, всё остальное подзаконные акты. Вот вы говорите: рождение, смерть, старость – это всё проистечение из этого закона. Если ты оставляешь это тело с ощущением невыполненной задачи, значит, ты родишься снова.
[Из зала]: Но ведь это не свобода.

00:19:28 [Драгилев А.К.]: Конечно, не свобода.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Это не свобода, да.
[Из зала]: Так что, вообще не действовать?
[Драгилев А.К.]: Не действовать? - нет, нужно действовать по закону, как Маркс говорил: «Свобода – это осознанная необходимость».

00:19:43 Если ты знаешь, что вот так вот надо действовать, то ты действуешь сознательно. Это значит.
[Из зала]: Хорошо.
[Драгилев А.К.]: Сознательно. Не хорошо, а сознательно. Сознательно выбираешь этот путь. То или иное действие ты выбираешь сознательно или поэтому ответственность за это действие не будет для вас сопряжена со страданиями.

00:20:04 Как, например, если вы сбиваете ребёнка на автомобиле и толпа на вас набрасывается, начинает бить, то вы понимаете, что вы совершили что-то ужасное, что я заслужил такого. Вы готовы стерпеть это. А когда толпа просто набрасывается на вас, начинает бить, вы начинаете отбиваться и защищаться, потому что вы считаете, что не за что.

00:20:26 Вот когда вы знаете закон кармы, вы понимаете, что все страдания, все несправедливости, в кавычках, которые с вами происходят, происходят с вами, из-за того, что вы когда-то совершили что-то и вам это сейчас возвращается. То вы спокойно смотрите в лицо опасностям и в лицо несправедливостям и страданиям, и, благодаря этому, не страдаете, вы избавляетесь от страха. Когда вы знаете, что все страдания вы получаете заслуженно, то у вас нет страха.

00:20:58 Какие бы страдания меня не ожидали в будущем, я их заслужил, поэтому чего бояться? Они же неизбежны. Когда у вас нет страха, тогда вам открывается некая грань истины. Потому что именно страх заслоняет от нас вечность. Вообще не существует понятия страх. Это обязательно страх чего-то. То есть если мы начнём размышлять, а чего же мы боимся? Любой страх – это страх потерять что-то.

00:21:26 Не существует просто страха, а страх потерять что-то: доброе имя, другими словами, мнение о себе других мы боимся потерять, мы боимся потерять жизнь, то есть на семьдесят килограмм. Боимся потерять семьдесят килограмм своего тела, но называем это страхом смерти. Страх потерять управление над другими, мы называем страх обеднеть. То есть страх потерять что-то.

00:22:01 Когда вы понимаете, что всё, что, всё, что у вас есть, когда-нибудь будет отобрано, соответственно, у вас нет ничего, то у вас пропадёт страх потерять что-либо, считай, страх вообще. Когда у вас пропадёт страх, тогда вы можете столкнуться с чем-то, что невозможно отобрать. Оно вам не принадлежит, это не ваше личное, но оно никогда не исчезнет. И вот это и есть, в Ведах это называется Парабрахман, или высшая истина, или мы называем это прекрасная реальность.

00:22:37 Она вам не принадлежит, но её и нельзя отобрать, потому что она вечна. То есть когда пропадает страх потерять что-либо, вы видите нечто, что является вечным. И тогда есть возможность встать на путь преданности или путь бхакти. Это когда вы не просто осознаёте нечто вечное, неизменное, неподверженное времени, а пытаетесь установить с этим какие-то отношения. Это называется бхакти – это любовные отношения или служеские отношения с нечто вечным. И это вы никогда не потеряете.

Какие виды отношений возможны с Вечным?

00:23:17 [Из зала]: Могут быть дружеские отношения?
[Драгилев А.К.]: Могут быть, да. Могут быть служеские, могут быть родительские, дружеские, любовные и любовнические.
[Из зала]: Чем отличаются любовные от любовнических?
[Драгилев А.К.]: Это как любить жену и любить любовницу. С женой вы не можете позволить себе то, чего можете позволить с любовницей.

00:23:44 То есть больше контакт. Хотя в этом мире мы очень многие вещи называем любовью, любовничеством. Спектр любви очень большой, от любви к колбасе, до любви к Родине или к партии. Это же тоже любовь, она его спрашивает: «Ты что любишь? Какую колбасу?» - «Я люблю такую колбасу». Он же её любит действительно, эту колбасу, может быть по-разному называется, но вкладывается, что люблю жену, что люблю колбасу.

00:24:15 И та и другая приносит удовольствие, кожные удовольствия. Прежде чем проглотить колбасу вы же её губами целуете, также и жену, вы её правда не глотаете, потому что она может постирать одежду. Но, в принципе, то же самое. Так же и в отношениях со Всевышним, только там контакт уже противоположный. Он вас может любить как колбасу, а может любить как возлюбленную.

00:24:50 [Из зала]: От чего это зависит?
[Драгилев А.К.]: От него.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: В смысле всю подорожала?
[Из зала]: Нет, в смысле, уже не колбаса [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Это мы друг друга воспринимаем не как колбасу, а тигры и медведи, они нас воспринимают как колбасу.

00:25:15 [Из зала]: Может, мы ЕЩЁ не колбаса?
[Драгилев А.К.]: Ну, пока не колбаса. Это как в притче той, когда царь пригласил свою юную наложницу станцевать перед ним, то тигр в клетке видел как мясо танцует, йог видел как мёртвый скелет прыгает, потому что йог он видит предмет и его перспективу. Какая у нас всех перспектива? Это скелет обтянутый кожей, для того, чтобы мясо не вывалилось.

00:25:49 И йог он видел как скелет пляшет, то есть перспективу нашу. А царь её воспринимал как подругу на ночь, а тигр её воспринимал как кусок мяса пляшущий. Все по-разному воспринимают. В зависимости от способа утилизации. Если вы её можете утилизовать в таком контексте, значит это колбаса, если в другом контексте, то жена. Способ утилизации.

О деятельности и карме

00:26:09 [Из зала]: Что такое йог в понимании вайшнавов?
[Драгилев А.К.]: Йога буквально означает единение. Обычно йога воспринимается как единение с неким божественным светом. вайшнав понимает йогу как единение со своим повелителем.
[Из зала]: То есть именно этим бхакти отличается от...

00:26:42 [Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: А как же карма йога, которая говорит, что порождают какие-то действия, значит йог так или иначе рождает карму. Ну, можно же сделать из этого нечто подобное карма йоге?
[Драгилев А.К.]: Карму мы рождаем не действиями, а карму мы рождаем отношением к действиям. Действие, оно характеризуется двумя составляющими, у каждого действия есть две составляющие.

00:27:09 Первое – это некое движение, телодвижение: взять, отдать, перемещение в пространстве. И вторая составляющая действия – это последствия. Если перемещения в пространстве не приносят последствий, то это уже не карма, это уже не действует, это просто перемещение в пространстве.
[Из зала]: Если мы не пожинаем плодов своих действий, тогда карма не формируется?
[Драгилев А.К.]: Если в результате ваших действий нету последствий, то это не карма, потому что в этом уравнении после знака равенства нет ничего.

00:27:47 То есть это уже и не уравнение. Карма – это уравнение, сколько ты отдал, столько ты получил. Сколько ты взял, столько ты отдал.
[Из зала]: Вопрос отношения.
[Драгилев А.К.]: Да, но когда в одной части уравнения вообще ничего нет, тогда это и не карма. Это просто незаконченная, А плюс Б равняется всё. Это как называется? Многочлен.

00:28:10 [Из зала]: Но мы можем избежать этого в материальном мире. Как облегчить свою жизнь?
[Драгилев А.К.]: Не живите в материальном мире.
[Из зала]: Ну, как бы, остаётся только не поощрять.
[Драгилев А.К.]: А? Нет. Пусть какие-то движения, солнце, там же звёзды взрываются, вы же там не живёте.
[Из зала]: Как тогда мне своё сознание переселить из этого тела с его привязанностями куда-то в другое место? Ну, это очень конкретный вопрос.
[Драгилев А.К.]: Возьмите и переместите.

00:28:40 [Из зала]: В сознании?
[Драгилев А.К.]: Ну да.
[Из зала]: Я не могу, я привязана к этому телу.
[Драгилев А.К.]: Ну если не можете, тогда что?
[Из зала]: Ну, мне бы хотелось попытаться найти, то есть я могу, как бы, но я не умею отделяться от тела.
[Драгилев А.К.]: Вам это надо, да?

00:28:54 [Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Тогда вы не будете всё это воспринимать как реальность.
[Из зала]: Ну ничего.
[Драгилев А.К.]: То есть вы представляете, что вам будут говорить: «Ты должна это». А ты не то, что не будешь это выполнять, а ты даже не будешь понимать, что я должна.
[Из зала]: Это просто мечта.

00:29:13 [Драгилев А.К.]: Вас будут считать сумасшедшей. У вас не будет горячей воды в доме.
[Из зала]: У меня и сейчас нет.
[Драгилев А.К.]: Да. Не будет дома.
[Из зала]: По большому счёту и его тоже нет, есть только местожительства.
[Драгилев А.К.]: Не будет места жительства.
[Из зала]: Я уверена, что тогда Господь позаботится о том, что моя семья...
[Драгилев А.К.]: Всё, тогда вы уже всё осознали.

00:29:31 [Из зала]: Что, правда?
[Драгилев А.К.]: Да. Если уверены в себе, что Господь позаботится, всё, тогда вам дальше некуда идти.
[Из зала]: Есть же всё равно там жизнь, есть [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Тогда не осознали.
[Из зала]: А смысла в них нет никакого. Причём чем дальше, тем меньше.
[Драгилев А.К.]: Правда? Странно, как же нет. Попытайтесь найти смысл, люди же не могут ошибаться.

00:30:04 [Из зала]: Ну, не знаю...
[Драгилев А.К.]: Телевизор же не может ошибаться.
[Из зала]: У него нет своего сознания.
[Драгилев А.К.]: Попытайтесь понять, что вам ничего не принадлежит. Если вам ничего не принадлежит, тогда не будет страха. Ну вот, мама, например, скажет что-нибудь вот всё-таки больно, когда она недовольна.
[Из зала]: Нет.
[Драгилев А.К.]: Нет?
[Из зала]: От мамы нет, но есть другие персонажи, конечно.

00:30:30 [Драгилев А.К.]: Но, мама есть у вас?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Значит вам ещё много пройти придётся. Ну, ваша мама?
[Из зала]: Моя.
[Драгилев А.К.]: Понятно. А говорите ничего и нету.
[Из зала]: Ну, так если говорить, то у меня куча всего.
[Драгилев А.К.]: Вот, вы говорите: «Как?» Начните с того, что у вас не куча всего, пусть эта кучка понемножку уменьшается, а потом, чтоб вообще ничего. А потом вы перейдёте в другую область координат. Там где не то, что у меня ничего нет, а я вообще принадлежу Ему.

00:31:05 [Из зала]: Мне бы хотелось что-то делать, для того, чтобы помнить, что я принадлежу ему. Потому что так понимаю, что помнить надо, а я не помню.
[Драгилев А.К.]: Ну, вам тогда надо очень хотеть и, поскольку он живёт внутри нас в сердце, то услышав эту молитву, очень хотеть - означает молиться. Сильное желание – это молитва. И тогда, находясь в нашем сердце, он откликнется на молитву и поможет вам осознать что вы слуга, и поможет вам служить. Как в офисах написано: «Помогите нам служить вам». Имеют в виду, конечно, это к клиентам они обращаются.

Для чего человеку нужен духовный учитель?

00:31:56 [Из зала]: Из ваших же уст услышала, что чтобы я там себе не придумала, какая бы я ни была слуга в своей голове это не имеет никакого смысла пока нет духовного учителя.
[Драгилев А.К.]: Я такого не говорил.
[Из зала]: Ну, может быть, я так поняла.
[Драгилев А.К.]: Духовный учитель – это некий поводырь, который вас ведёт, помогает преодолеть препятствия самоутверждения, всё, чем мы здесь занимаемся – самоутверждение - это попытка приобрести что-то, самоутвердиться.

00:32:28 Духовный учитель – это тот, кто мешает вам самоутвердиться или учит вас отказаться от самоутверждения во всех смыслах этого слова. Таким образом, духовный учитель может быть кем угодно. Это может быть какой-то мгновенное просветление, какой-то сон, это может быть человек, это может быть какое-то обстоятельство. Всё, что помогает вам не самоутверждаться есть ваш духовный учитель.

00:33:00 Мы говорим, что духовный учитель, он находится в сердце. Потому что сердце, если не глушить его зов, то оно нам говорит: «Оставь, не надо самоутверждаться здесь». Ум, вот этот шум в голове, он нам говорит: «Надо самоутверждаться. А что люди скажут? Надо как у людей». А сердце говорит: «Не нужно здесь самоутверждаться, потому что это происходящий мир, то есть проходящий.

00:33:31 В этом мире всё пройдёт, этот мир жидкий, всё течёт здесь, оно всё уходит в канализацию, поэтому не надо здесь самоутверждаться», - это говорит нам сердце. Или гуру, понимаете, но признаваясь себе честно, что мы не можем слышать этот голос, мы не можем избавиться от стремления к самоутверждению. Даже приняв какой-то религиозный путь, даже путь бхакти, мы всё равно на каком-то этапе начинаем самоутверждаться среди бхакт, последователей бхакти.

К чему приводит процесс самоутверждения?

00:34:09 Мы хотим быть более бхакти, самоутвердиться в обществе слуг Бога. И, признавая это, что даже встав на путь служения Богу, я хочу самоутвердиться в этом, мы принимаем учителя который, поскольку мы не можем всё время сердце своё слушать, а он нам сможет как бы извне напоминать. Это сердце, которое мы вытащили наружу и с ним общаемся в физическом мире, это вот Шри Гуру, мы его принимаем.

00:34:46 Гуру – это не просто дедушка в каком-то платье особого покроя, а гуру это тот, кто помогает вам не самоутверждаться, не самоутверждаться на этой тающей льдине. Это как те рыбаки в Финском заливе, они туда выходят по весне, ставят палатки, самоутверждаются, они поначалу они ругаются друг с другом: «Это моя территория, я здесь первый просверлил лунку». Или удочками дерутся. «Ты», - говорят – «иди туда, на сто метров дальше, потому что это моя льдина».

00:35:20 А льдина, раз, таять начинает, потом их всех уносит, и льдина всё тает и тает, и потом они просят спасателя. «О спасатель, прилети к нам». И спасатель и всех спасает. Также и мы как на этой льдине, правда, она песочная, нам кажется что это такое всё твёрдое, а это льдина, она также тает каждый год. Льдина всё тает и тает, а мы всё пытаемся самоутвердиться.

00:35:49 Но некоторые, конечно, довольно мудрые люди, они говорят: «Надо памятник себе поставить нерукотворный, чтобы когда я утону на этой льдине, другие рыбаки об этом помнили». Этим рыбакам следующим, на следующий год, которые будут ловить рыбу, им конечно будет очень важно. Они будут думать не о рыбе, которую они ловят, а о прошлых рыбаках, которые книжку написали, которые боролись за счастье человечества или ещё что-нибудь делали.

00:36:22 Следующим поколениям рыбаков будет очень важно помнить о нас, ради этого и… Хотим оставить след о себе, память о себе оставить, чтобы память о нас навсегда сохранилась в их сердцах. Но это наиболее продвинутые, мы их называем гениями, поэтами, мудрецами, мыслителями. В книгах, вернее, на бумаге чернила легли таким образом, что мы говорим так его зовут. Это просто кляксы такие в книгах, а мы говорим: «Это написано про Пушкина». Это вроде Пушкин, а это клякса просто.

00:37:06 Ну, вот он оставил памятник нерукотворный в наших сердцах. Мы будем всегда о нём помнить, потому что он наше всё. Вот гуру – это тот, кто разбивает все вот эти вот стремления к самоутверждению, даже к самоутверждению после смерти. Я не есть это тело, я есть мысль. И если мою мысль будут долго после меня помнить, тогда я буду жить в их сердцах и умах. И ради этого надо жить, чтобы они не просто мыслили потом, а мыслили также как и я или вспоминали обо мне.

00:37:42 А как они будут вспоминать? Если будет памятная табличка на моём подъезде, они будут мимо проходить за колбасой, посмотрите на эту табличку и будут думать: «Какой хороший человек здесь жил. Сколько он добра для нас сделал». Ну, и идти дальше. Ради этого стоит жить, я согласен. Может кто-то хотел поговорить о чём-то важном?

О старении

00:38:03 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: [неразборчиво], о страхе смерти.
[Из зала]: В своё время я очень боялась взрослеть...
[Драгилев А.К.]: Это когда кожа старится, да? Это ужас вообще, когда кожа старится. Вот я не могу на свою старую сумку смотреть без отвращения.

00:38:29 Там просто вся кожа уже морщинистая, на этой сумке, и она такая старая, ужасная. А вы побольше грязи наносите, называется косметика сейчас, и тогда кожа будет гладкой. И тогда ему это понравится. Для чего не стареть? Чтобы сохранять привлекательность для него?
[Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Да.

00:38:58 [Из зала]: [неразборчиво]. Лучше не думать.
[Драгилев А.К.]: Ну, о своём.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: То есть вам без разницы.
[Из зала]: Мужчина же тоже. [неразборчиво].

00:39:27 [Из зала]: От смерти не застрахованы даже совершенно невинные существа...
[Драгилев А.К.]: В тупик поставили...
[Из зала]: Младенцы какие-нибудь, они ближе к смерти, чем мы, взрослые люди, а по-моему когда тело приобретает возраст, то сознание тоже развивается, поэтому оно просто перемещается дальше. Ну, не надо бояться, по-моему возраста. Потому что нет уже, не знаю чего, потому что [неразборчиво], сознание оно всё равно остаётся это интересно жизнь никуда не девается...

00:40:06 [Драгилев А.К.]: Вы себя так успокаиваете?
[Драгилев А.К.]: Потому что...
[Из зала]: И так же есть другой подход. Наше сознание в этом теле заключено, и некоторые продлевают молодость, чтобы успеть освободиться в этой жизни.
[Драгилев А.К.]: А зачем продлевать-то?

00:40:28 [Из зала]: Чтобы успеть освободиться.
[Драгилев А.К.]: Дак надо быстрее освободиться.
[Из зала]: У каждого по-разному. У кого получается, тот продлевает.
[Драгилев А.К.]: Ну, наверное да, я просто не думал об этом ещё.

00:40:45 [Из зала]: [неразборчиво]
[Из зала]: Могло это быстро сделать, а могло [неразборчиво].
[Из зала]: [неразборчиво]. А вот то, что есть [неразборчиво] и любая душа [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Ну, а тебе какая до неё разница? Ты же умер.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Нет, ты умер, а твоя душа куда-то вселилась. Ну это всё равно что ноготь себе отрезал и кто-то его съел.

00:41:19 Когда будет душа отлетать от вас, вы ей рукой помашите.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: А вы мудреете.
[Из зала]: Ну, мудрею-то, я мудрею [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Ну и хорошо. Зачем скорбеть о неизбежном? Он же неизбежный. Зачем об этом горевать?

00:41:48 У нас в теле двадцать процентов мёртвые такни уже, то есть мёртвого мяса, пятая часть нашего тела уже мёртвая. Мы просто носим это с собой, но это не мертвечина.
[Из зала]: Где?
[Драгилев А.К.]: Где? Это распределено равномерно. Мёртвое, да. Нет, нет, всегда у нас двадцать процентов мёртвого мяса.

00:42:13 А смерть это просто нарастание мёртвого, то есть мёртвого вещества просто его больше становится. Вы же не печалитесь, что вы на двадцать процентов мёртвые уже.
[Из зала]: Постепенно с каждым годом [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Двадцать один процент, двадцать два.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Да. А потом уже когда переваливает за определённую грань, то живое не может столько трупного с собой носить и сдаётся.

О запрете на мясоедение

00:42:51 [Из зала]: Такой вопрос: Перевод Бхагавад Гиты, который я читал, не упоминает ничего о запрете на плотоядство, хотя современные учения вайшнавов говорят, что мясо не ешьте.
[Драгилев А.К.]: Вайшнавы не говорят: «Мясо не ешьте».
[Из зала]: Ну, хорошо, в ИСККОНе, обществе Сознания Кришны.
[Драгилев А.К.]: Я просто не знаком с ним.
[Из зала]: [неразборчиво]

00:43:16 [Драгилев А.К.]: Ну, мы просто даже не рассматриваем, как вот мы не рассматриваем кто занял второе место в президентской гонке в Нигерии четыре года назад. Это очень важно, но мы просто это сейчас не рассматриваем. Также мясоедство.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Я нет, потому что мне это не интересно. Также мясоедство, это очень важная вещь, но оно как бы выходит за рамки рассмотрения.

00:43:43 [Из зала]: Из-за нехватки времени или что?
[Драгилев А.К.]: Ну, просто неинтересно, это личный выбор каждого. Как, если вы в институт поступаете, профессор вас не учит читать и писать. Не потому что это неважно, а потому что предполагается, что вы и так умеете. То есть вы бы не поступили в институт, если бы вы не умели читать и писать. Просто такое невозможно.

00:44:16 И на первом занятии, на первой лекции профессор не спрашивает: «Поднимите руки те, кто умеет читать и писать». Почему он не спрашивает? Потому что вы бы здесь не оказались. Также и вопрос каких-то добродетелей, мясоедства, моральных принципов в бхакти йоге не рассматривается потому что, если вы не прошли бы это, то вы бы, как бы, не не оказались бы здесь.

00:44:47 Если б вы когда-то самостоятельно или под влиянием кого-то не сделали бы выбор по поводу мясоедства, то вы бы и не оказались бы среди тех, кто интересуется бхакти йогой, понимаете. То есть сам факт того, что вас интересует служение Всевышнему, подразумевает, что вы уже сделали выбор когда-то, уже учились читать и писать. Если когда-то вы сделали выбор, что отсутствие протеина для меня не так важно, как убить кого-то, тогда вы можете интересоваться йогой как таковой.

00:45:30 Как в цивилизованном обществе даже голодающего и готового умереть, голодающего до смерти общество осудит, если он, чтобы не умереть съест человека, съест ребёнка для того, чтобы выжить. В цивилизованном обществе его за это осудят, а также, то есть как бы это подразумевается: «Я готов умереть, но я не съем своего ближнего, даже ценой собственной жизни».

00:46:06 Также те, кто вступают на духовный путь, путь бхакти или какого-то другого богословского учения, цивилизованного богословского учения, то для него этот выбор очевиден: «Пусть у меня не будет протеинов достаточно, но я не причиню вреда кому-то, я не съем кого-то только для того, чтобы у меня было больше протеинов. Даже если отсутствие протеинов, недостаток протеинов приведёт меня к истощению».

Деградация общества начинается с нарушения закона

00:46:36 [Из зала]: Когда Арджуна делает выбор между [неразборчиво], либо убийством своих родственников, то он всё равно…
[Драгилев А.К.]: Арджуна делает выбор и он сам говорит почему он делает, он говорит: «Я буду сражаться, потому что ты мой друг, я выполню эту просьбу, только потому что у нас с тобой дружеские отношения, а не потому что это долг перед обществом».

00:47:08 Хотя Арджуна сначала Кришне говорит, что: «Еесли мы убьём этих людей, тогда общество начнёт деградировать, потому что мы убьём благородных воинов, а неблагородные, они не участвовали в сражении. Если мы перебьём всех благородных людей, тогда женщины будут прелюбодействовать с теми, кто остался жив. А кто остался жив?

00:47:34 Торговцы, смерды, простолюдины, и тогда общество начнёт деградировать, потому что будет смешение каст и появятся люди с дурными наклонностями, появятся ублюдки от смешения каст». Арджуна этот аргумент приводит Кришне. «Мы сейчас убьём благородных людей, даже если они наши враги, а общество в результате будет деградировать».

00:48:05 Кришна ему в начале говорит, что: «Не убив них, ты начнёшь деградацию общества, потому что ты нарушишь закон, а деградация начинается с нарушения закона, а не с того, что кто-то там прелюбодействует». Неследование закону приводит общество в дисбаланс, и этот закон можно нарушить, и уже не останется цементирующей силы в обществе. Потому что, что цементирует общество? Это закон в ней, некие правила поведения.

00:48:37 Если ты сейчас нарушишь эти правила, общество не будет существовать и тогда прелюбодеяние итак начнётся. Если не будет в обществе закона, то прелюбодеяние итак начнётся, даже при живых мужьях эти женщины будут гулять, а мужья будут гулять с другими, с низшими женщинами. Вначале Кришна такой аргумент приводит. И дальше, это его желание, почему надо действовать, этот указ, он под него подводит разные объяснения, приводит разную доказательную базу.

00:49:11 Сначала то, что я вам сейчас изложил. Нужно соблюдать закон, иначе общество разрушится. Потом, Кришна говорит: «Ты всё равно не действовать не можешь, тогда лучше действуй по закону. Если ты не можешь жить». Вот Арджуна говорит: «Я лучше в лес уйду и буду жить как отшельник». А Кришна ему говорит: «Ты же не можешь жить как отшельник, потому что в лесу ты начнёшь бороться за справедливость, тебе покажется, что кто-то несправедливо отнёсся к другому и ты начнёшь выступать на стороне обиженного, потому что это твоя природа».

00:49:40 Вот такой аргумент он приводит. И так далее, вот эта вот планка аргументов она всё повышается и повышается и в конце он говорит: «Убей своих родственников, не потому что они плохие, а потому что я этого хочу. А почему я хочу? Мы же с тобой друзья, мы же договорились, ты же сам говорил, что я твой друг. Отвечай». Арджуна говорит: «Хорошо, я это сделаю, но без особого удовольствия».

Про смерть

00:50:06 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Про смерть.
[Из зала]: Нет, нет, вы сказали [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Я не знаю, о чём вы хотели поговорить. Я ушёл от ответа, потому что девушка задала вопрос по поводу смерти. Смерть очень важный момент, очень драматический момент в нашей жизни.

00:50:27 Даже более драматический, чем рождение, потому что мы не помним как мы родились, а о смерти мы думаем всё время. Ну, в страхах своих. Или мы думаем не о смерти, а делаем всё, чтобы не умереть, тем самым мы как бы думаем о смерти. Занимаясь йогой, чтобы улучшить своё здоровье, мы тем самым думаем о смерти, то есть мы пытаемся продлить жизнь. То есть смерть, она нам дышит в затылок всё время. Даже если мы не думаем о бабушке с косой, мы думаем о том, как убежать от неё.

Разум и чувства - плохое и хорошее

00:51:03 [Из зала]: [неразборчиво]. Разум или чувства [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Могу сказать, что разум у нас подавляется чувствами. Мы на самом деле руководствуемся не разумом, а чувствами. Для нас хорошо – это то, что приятно чувствовать. А плохо – то, что неприятно чувствовать. Мы эти два понятия отождествляем, приятное и хорошее.

00:51:39 [Из зала]: И что [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: В каком смысле чувствам хорошо? То есть вы смотрите на морской прибой, а разум вам говорит: «Это плохо». Когда вам что-то приятно, разум вам говорит: «Это хорошо». Вот когда у вас морской прибой вызывает отвращение, тогда разум вам говорит: «Это плохо».

00:52:02 [Из зала]: Разум всегда говорит параллельно: «Наверное, это не самое лучшее, что с тобой может быть».
[Драгилев А.К.]: Поэтому ищи что-то лучшее? Это то, что более приятно.
[Из зала]: Да, это что более приятно.
[Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть у нас.

00:52:16 [Из зала]: Никогда не ограничивается: то, что вот это сейчас самое лучшее.
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, мы не говорим, что разум нам диктует: вот это приятное, это самое лучшее. Разум говорит вообще: хорошее – это приятное для чувств.
[Из зала]: То есть они взаимосвязаны.

00:52:33 [Драгилев А.К.]: Они взаимосвязаны, это разум, который попал под влияние чувств. Как, например, ребёнок, он думает что хорошее – это сладкое. А родители знают, что сладкое – это нехорошее. То есть если обобщать, то на самом деле приятное для чувств, это не хорошее. Вот как ребёнок портит себе зубы поедая сладкое, то есть приятное, также мы погружаемся в тёмный колодец страха и иллюзии, гоняясь за приятным.

00:53:10 Как ребёнок гоняясь за сладким уничтожает свои зубы, не зубы, а кости на самом деле, также мы гоняясь за удовольствиями губим свою жизнь, то есть попадаем в тёмных колодец страха.
[Из зала]: Тогда что, гоняться за неудовольствиями?
[Драгилев А.К.]: Нет, понять что, когда вы будете гоняться за неудовольствиями, вы будете от этого получать удовольствие.

00:53:36 То есть вы будете как бы делать себе больно и от этого получать удовольствие. Вы всё равно будете за удовольствиями гоняться. Речь сейчас идёт о разуме, то есть разум истинный, который не находится под влиянием иллюзии, он умеет отделить приятное от хорошего или от полезного. Вот это истинный разум.

00:54:02 Если для вас приятное и хорошее это одно и то же, тогда ваш разум находится под влиянием чувств. А что такое чувства? Чувства – это ворота в иллюзию. Например, мы видим эту комнату, но её как таковой не существует, этой комнаты нет. Она существует только для человеческого глаза, а, например, для электрона, который летит в пространстве, для него этой комнаты не существует.

00:54:31 [Из зала]: Ну, а если вот, например, разум он понимает, что вот этот человек, он плохой, то есть...
[Драгилев А.К.]: Что значит плохой?
[Из зала]: Ну…
[Драгилев А.К.]: Не назвал вас добрым именем?
[Из зала]: Нет, поступки.

О неправильном поведении в разных обществах

00:54:44 [Драгилев А.К.]: А что это значит?
[Из зала]: Своих друзей, допустим.
[Драгилев А.К.]: Что значит плохие поступки? То есть не оправдывает ожидания?
[Из зала]: Нет.
[Драгилев А.К.]: Его друзья думают, что мир – это честный и справедливый, и приятная область, а этот человек он ломает их иллюзию, их представление, поэтому его называют плохим.

00:55:07 [Из зала]: Он, допустим, обманывает своих друзей, делает что-то плохое.
[Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть друзья думают, что этот мир честный и выясняется что этот мир нечестный, благодаря ему. Благодаря тому, что он раскрыл им глаза, они говорят, что он плохой. Это как все друзья думали, что дважды два восемь и вдруг, он пришёл и сказал, что дважды два четыре. Они говорят: «Нет, ты плохой».
[Из зала]: Ну как же тогда…

00:55:35 [Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть они думают, что здесь в этом мире все честные и выясняется что вот он врёт, значит он плохой.
[Из зала]: Тогда для чего существует закон, сажают преступников и так далее, которые переступили через закон и убили человека. Они же тоже, мы, получается, находимся в ожидании, что мир такой классный, хороший. Не всё так просто.
[Драгилев А.К.]: Правильно, не всё так просто. Его сажают для того, чтобы он в следующий раз не убил. Его же не считают плохим, а его изолируют, ну, так должно быть.

00:56:10 [Из зала]: Ну всё равно же, а плохой это просто предрассудки?
[Драгилев А.К.]: А что такое хороший? Тот, кто удовлетворяет наши ожидания.
[Из зала]: Конечно.
[Драгилев А.К.]: Конечно, тогда, кто-то хороший, кто-то плохой. Акулы плохие, потому что они нас едят, да?
[Из зала]: Ну да.
[Драгилев А.К.]: Это плохо.

00:56:28 [Из зала]: Для нас.
[Драгилев А.К.]: Ну, вот точно также подумайте, что всё что мы…
[Из зала]: Понимаете, ему тоже плохо от того, что его обманывают, девушку свою может кинул...
[Драгилев А.К.]: Это я понимаю. Она, она думает: «Наконец-то, я нашла себе опору в жизни, а он её кинул». То есть он оказался не опорой. Она думала, что это столб, а это просто солнечный луч или водопад. Она думает, что это что-то твёрдое, а на самом деле это водичка льётся как кран мы открываем, думаем, что это столб воды, но на самом деле это вода.

00:57:04 Но по-человечески, конечно если рассуждать, он её кинул.
[Из зала]: [неразборчиво] и пришёл через три дня. Вот это хорошо или плохо?
[Драгилев А.К.]: Плохо, конечно.
[Из зала]: И она знает, что по-любому так будет...
[Драгилев А.К.]: Вот она чувствует.
[Из зала]: Сердцем [неразборчиво].

00:57:22 [Драгилев А.К.]: Не знаю даже, что вам ответить.
[Из зала]: Но, в общем, плохого нет?
[Драгилев А.К.]: Если мы поймём, что акула ест не потому что она плохая, а потому что ей кушать хочется. Также вы поймёте, что эти обманывают, убивают, причиняют страдания не потому что они плохие, а потому что они счастье ищут.
[Из зала]: Каждый в поисках.
[Драгилев А.К.]: Каждый ищет счастье, кто-то ищёт счастье, наступая на чужие головы.

00:57:47 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Почему? Он же счастья ищёт.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Ну для него-то это хорошо.
[Из зала]: Ну, я бы не смогла, например, сделать кому-то плохо, чтобы мне было хорошо.
[Драгилев А.К.]: Не смогли бы, кому-то это вообще никому или только людям?

00:58:10 [Из зала]: А кому ещё?
[Драгилев А.К.]: Кроме людей много кого живёт.
[Из зала]: Ходить по головам, чтобы себе...
[Драгилев А.К.]: Не обязательно по человеческим головам. Перестаньте делить окружающих на друзей и врагов.
[Из зала]: Советуете?

00:58:30 [Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Потому что врагов нет, он ищет своё счастье.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Но есть плохие люди. Хорошо перестаньте делить на плохих и хороших. Всё ищёт своё счастье, все правы по-своему. А поскольку места не хватает, приходится по головам других идти.

О взаимности

00:58:55 [Из зала]: Ну вот я считаю [неразборчиво] полностью вообще, а он мне может где-то схитрить.
[Драгилев А.К.]: Дак вы полностью отдаётесь для того, чтобы он вам добро сделал?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Ну вот это называется полностью. Я полностью отдаюсь тебе, чтобы ты полностью отдался мне. И там уже разберёмся кто кому отдаётся, ладно.

00:59:19 А лучше, чтобы ты сначала полностью отдался мне и другой тоже. И, чем больше таких, тем, тем лучше, тем более самоутверждающую позицию я занимаю.
[Из зала]: Получается [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Это поначалу замена, а потом мы просто просим.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Ну, это называется взаимность должна быть. Любовь же должна быть взаимной, правильно?

00:59:52 [Из зала]: А вот так хочется понять кто больше любит, а кто меньше.
[Драгилев А.К.]: Это по началу, а потом тот, кто меньше, он больше. Я вся твоя, но ты, но давай поженимся и ты давай приноси зарплату. Но я полностью тебе…
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Ну, я утрирую. Я ради себя готов на всё.
[Из зала]: Ради себя.

01:00:14 [Драгилев А.К.]: Каждый человек рассуждает: «Я ради себя готов на любую жертву».
[Из зала]: Ради себя.
[Драгилев А.К.]: Ну, конечно. Хорошо, вы же ради него готовы на всё.
[Из зала]: Ну, да.
[Из зала]: Вы к смерти готовы ради него?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Потому что как же он без меня жить-то будет? [смех в зале] Ему ж без меня плохо.

01:00:41 [Из зала]: Плохо будет жить, будет меня оплакивать.
[Драгилев А.К.]: Знаете, как он страдать будет без вас.
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Это как?
[Из зала]: Я же хочу чтоб он не страдал.
[Драгилев А.К.]: Вам до старости ещё далеко.

01:00:55 [Из зала]: [неразборчиво], до старости.
[Драгилев А.К.]: Вам до старости...
[Из зала]: [неразборчиво] ничего, то, допустим, у меня был такой страх, что я не могу убить человека. То есть я решила сквозь него пройти, если моего ребёнка поставят и его будут убивать, то я вот тоже, защищая своего ребёнка, убью этого человека.
[Драгилев А.К.]: Ну, ради себя я готова на всё.
[Из зала]: Ну почему это ради себя? Тут ради себя...

01:01:29 [Драгилев А.К.]: Ну, ради вашей кровиночки.
[Из зала]: Ну, это ж твоё.
[Драгилев А.К.]: Ради кровиночки своей.
[Из зала]: Я бы тоже...
[Драгилев А.К.]: Ну, да, ради себя, я же в своём ребёнке живу, это моя кровиночка, я ради себя на всё готова.
[Из зала]: То есть ну, как бы, это грешно же...

Как выйти из состояния критицизма?

01:01:53 [Из зала]: Какие техники вы используете, чтобы выйти из этой двойственности хорошо/плохо, нравится - не нравится, счастье – не счастье?
[Драгилев А.К.]: У нас нет таких техник механических, мы общаемся с теми, у кого схожие с нами ценности, называется садху-санга. Вот, как бы, быть в кругу, заниматься каким-то общим делом, служением. Что касается техник, то у нас уважение других, не искать уважения к себе, терпение и смирение. Такие четыре техники вайшнавов. И молитва, мы повторяем имена Кришны.
[Из зала]: Можете повторить, «не искать уважения к себе»…
[Драгилев А.К.]: Не искать уважения к себе, это то, о чём я говорил – не искать самоутверждения.

01:02:53 Что такое самоутверждение? Это когда тебя уважают, то есть когда ты занимаешь какое-то положение в обществе - это называется самоутверждение. Когда ты один, ты не можешь самоутверждаться. Ты можешь самоутверждаться в глазах других. То есть ты попадаешь в зависимость от других. Да, это и есть самоутверждение. Нельзя самоутвердиться в чьих-то глазах, то есть не искать уважения - не искать самоутверждения.

01:03:18 При этом уважать других или уважать поиск других. Что бы человек ни сделал, какую бы философию, какую бы идеологию он ни исповедовал, даже самую жуткую идеологию, уважать его выбор, потому что он всегда ищет счастья. То есть он всегда ищет Бога. Любой самый последний злодей, совершая злодеяние, что бы вы ни называли злодеянием. Потому что мы видим, у нас разные понятия, что такое злодеяние.

01:03:50[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Вот, какие бы злодеяния человек ни совершал, поймите, что он это делает в поиске счастья. И вот это надо уважать. Не то что с ним соглашаться, а уважать его выбор. Значит, не противодействовать преступнику, потому что в разных обществах есть разные понятия преступления. В одном обществе, если кто-то встаёт на вашу тень – это преступление, его за это накажут. В другом обществе, если кто-то украдёт вашего ребёнка – это преступление, Ну, а что такое ребёнок?

01:04:23 Это та же самая тень, тень ваших отношений с ним. Вот это получается ребёнок. Если кто-то на него встанет, это преступление. В разных обществах есть разные формы преступления. Это не значит, что не надо бороться. Если вы попали в какое-то общество, то в рамках этого общества вы можете бороться с нарушителями законов этого общества. Если вы папуас, то вы должны бороться с теми, кто наступает на тени невинных.

01:04:54 Если вы цивилизованный, российский человек, то вы должны бороться с другими преступниками. Но уважать преступников, понимая, что все законы относительны. Убийство – не убийство, самые жуткие злодеяния это всё относительно. Нет абсолютного зла и всё, что человек делает, всё, что мы называем плохо это в рамках именно этого общества понимаете. Вы называете это борьбой за свободу Родины, а с другой стороны баррикад это называется фанатичная борьба за коммунизм.

01:05:33 То есть нет зла и нужно уважать каждого. То, что вы называете злом, на самом деле он ищет счастье, ищет, где лучше, а вы это называете злом, поэтому боритесь с этим, но не говорите, что это плохо. Не то что не говорите, а даже не считайте, то есть.
[Из зала]: Как бороться-то?

01:05:56 [Драгилев А.К.]: Ну, вот вы в рамках этого общества что-то является плохо, значит вы с этим злом боритесь внешне, как Арджуна, он внешне должен был сражаться с врагами, а внутреннее он выполнял волю Кришны. То есть внутренне он следовал голосу своего сердца. Это как, есть внутреннее самоотождествление, а есть общественное самоотождествление. Общество оно будет считать, что вы выполняете законы, а внутри вы будете считать, что вы выполняете волю Всевышнего.

01:06:29 Важно, кем вы себя считаете. Как пример, если вас, вас кто-то просит передать посылку кому-то, можно сказать, что вы передаёте посылку, а можно исполняете просьбу кого-то, понимаете, вот уловите разницу. Внутреннее состояние, кем вы себя считаете: передающим посылку или исполняющим просьбу. Также и живя в этом обществе, с кем вы себя отождествляете: членом этого общества или слугой Всевышнего.

01:07:03 Вы боретесь со злом или вы выполняете волю всевышнего.
[Из зала]: То есть так и нужно [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: А всё равно мы боремся. Мы за выживание мы же боремся. В данном случае речь идее о добре и зле, вопрос бороться нам с добром, считать нам что-то плохим и хорошим.

01:07:23 Совершайте действия, но не считайте, что вы боретесь против зла, потому что вы не боретесь против зла, а вы новое зло делаете. Если вы кому-то помогаете, если вы перевязываете кому-то рану, то этот самый бинт, но сделан из тела какого-то растения, это растение уничтожили и потом из него сделали бинт. Вы думаете что вы добро делаете для человека, а для растения вы сделали зло. Поэтому не считайте ничего добром и злом здесь, здесь всё относительно, нет ни добра, ни зла.

01:07:55 Вы спрашиваете, какие техники? Уважайте других, не считайте, что они плохие или злые люди, они ищут счастье таким образом. Не ищите уважения у них, ни у хороших, ни у плохих не ищите уважение. Не самоутверждайтесь, всегда будеть смиренны, но уже смиренны не к ним, не к окружающим, а смиренны по отношению к голосу своего сердца, то есть к голосу Всевышнего. И терпеливы, ждите, когда этот голос проявится в вас, через гуру или внутреннее откровение.

01:08:31 Просто вайшнавы выбирают гуру. Это есть четыре техники: не искать уважения к себе, уважать других, слушать голос своего сердца, но если не получается, то ждать, когда вы услышите голос сердца, это называется смирение и терпение. И молиться, просить о том, чтобы Господь позволил вам послужить Ему. Вот такие техники. То есть механического ничего нет: сесть утром, посмотреть на солнце, три раза плюнуть через левое плечо, нет таких техник.

01:09:07 Это исключительно религия сердца, нет ничего механического. А поскольку, нет ничего механического, то это предполагает тесную связь с учителем. Потому что когда есть некие штампы, некие механические процедуры, то вы можете забыть о гуру и самостоятельно их делать. А когда вы понимаете, что нет ничего механического, каждый раз всё что-то новое, то вы пытаетесь подключиться, пытаетесь быть в связи с духовным учителем или с теми, кто представляет духовного учителя.

01:09:47 [Из зала]: Но ведь повторение мантры это тоже механически...
[Драгилев А.К.]: Снаружи слышится, что это повторение мантры, а какая разница как это слышится снаружи? Внутри же вы молитесь. А молитва это не механическое повторение.
[Из зала]: Ну четки же перебираешь в руке...

01:10:02 [Драгилев А.К.]: Это перебирание, чтобы вы не чесались, вам даются чётки.
[Из зала]: Так садятся чтобы тоже услышать голос...
[Драгилев А.К.]: Кто садится?
[Из зала]: Ну, вы сказали в позицию садиться.

01:10:14 [Драгилев А.К.]: Нет, я говорю, наоборот, это молитва это не механическое. Это вы можете сесть в какую-то позу, можете лечь, можете вниз головой.
[Из зала]: Для удобства.
[Драгилев А.К.]: Да, ну, для одного удобство - это лежать, для другого - это сидеть, для третьего - это летать. Для удобства.

Тот, кто больше бесконечности

01:10:36 Всё, наверное, на сегодня, потому что вопросов нет и уже быть не может. Всё это не предел, бесконечность не предел, за бесконечностью стоит красота Кришны. Но бесконечность не предел.
[Из зала]: [неразборчиво] это теории, которые придумали у нас в России.
[Драгилев А.К.]: А он больше чем бесконечность.

01:11:02 [Из зала]: Но это всё равно не предел. Предела нет.
[Драгилев А.К.]: Бесконечность – это бесконечность, то есть беспредельность, а он даже больше чем беспредельность, то есть беспредельность уже беспредельна. У неё уже нет предела.
[Из зала]: Беспредельная бесконечность.
[Драгилев А.К.]: У неё уже нет предела, а он всё равно выше.

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 22 октября 2015
транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 04 октября 2011