Уважение к учителям, старшим и родственникам

17 мая 2007
Отношения ученика и учителя. Важность служения учителю. Отношение к старшим в ведическом обществе. Отношение детей к родителям и родителей к детям в Индии. Уважение — это качество предшествующие любви. Любовь без уважения приводит к страданиям. Драупади дает наставления Рукмини. 75 видов служения жены мужу. Отношения к детям до пяти лет, с 5 до 15 лет и после 15 лет. Как проявляется неуважение к ребенку?
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:47:46 | качество: mp3 24kB/s 18 Mb | прослушано: 563 | скачано: 516 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00Сергей Тимченко: Здравствуйте. Тогда, с Вашего разрешения, мы продолжим. В нескольких словах напомним о чем мы говорили на прошлой лекции. Мы цитировали Парашара Муни — основателя Джйотиш-шастры (ведической астрологии). Он говорит, что три критерия влияют на жизнь любого человека: звезды, воспитание и общение. А так же говорили о том, что за счет воспитания можно изменить положение планет. Самым первым учителем для ребенка является мать, её задача — научить уважению к старшим, уважению к отцу. И мы цитировали доктора К. Н. Рао, также цитату из ведической астрологии, в которой говорится, что если человек просто научится уважать старших, две самых главных звезды в его гороскопе: солнце и луна, не зависимо от его кармы, займут самое благоприятное положение. Вся карма этого человека изменится. А также говорили, что именно уважение — это главный принцип, вселенский принцип. Главный из законов Вселенной. Если человек действует в соответствии с этим законом, то законы Вселенной меняются в отношении к нему.

Отношения ученика и учителя

00:02:03 Также что «Общество, в котором не уважают старших, в котором убиваются коровы, не заботятся о женщинах и детях и также духовных людях, это общество обречено на страдания» — это цитата из ведической литературы, из Шримад-Бхагаватам. То, что мы наблюдаем вокруг. На первой лекции мы рассказывали истории, которые иллюстрируют истории уважения, которые показывали люди даже во время битвы, сражаясь друг с другом, насколько они уважали старших. Мы продолжим говорить об этом.

00:02:57 Когда ребенок приходил в школу, это обучение продолжалось и вот так же, так как его научили принимать авторитет старших, он принимает авторитет духовного учителя. Обязанности ученика — кланяться духовному учителю. Вопрос: зачем? Потому что есть три нюанса взаимоотношений с духовным учителем: пранипат, парипрашна и севая. Первое означает, что нужно ему поклониться, выразить почтение, второе — смиренно задавать вопросы и третье — служить. Когда мы выражаем своё почтение — это уже показатель того, что мы принимаем его как личность, мы уважаем его. Это внешнее проявление нашего внутреннего уважения.

00:04:07 И Упанишады рекомендуют занять ученика черной работой. Когда человек приходил в школу к духовному учителю, его занимали каким-то очень смиренным служением. Он убирал коровник, убирался по дому, выполнял какие-то обязанности, связанные с хозяйством. Вопрос: зачем? Может быть это эксплуатация или еще что-то? Нет. Учителю даже может быть это не нужно было, но Упанишады говорят, что когда человек делает смиренное служение своему учителю, духовному наставнику, то в результате этого меняется его сознание. Таким образом он проявляет уважение и восприятие информации будет качественно на другом уровне.

00:05:08 Потому что важно не просто слушать, важно услышать. Мы можем видеть как 10 человек слышат одну и ту же информацию, но у них будет совершенно различное восприятие, отчего? Потому что у них разный настрой: кто-то слушает с вызовом, кто-то слушает просто с любопытством, а кто-то слушает с жаждой понять, с жаждой принять и изменить своё сознание. Информация одна и та же, но эффект будет различный. Большая часть людей, если они слушают неправильно, без должного уважения, они останутся такими же, какими они были до этого.

00:06:01 Если человек слушает с правильным умонастроением, вся его жизнь изменится. Он не просто будет слушать — он услышит, эта информация войдет в его сердце и такой человек задаст себе вопрос, самый главный вопрос: а как мне дальше строить всю свою жизнь в соответствии с полученным знанием? Это самый главный вопрос, который должен задать себе человек, чтобы его сознание трансформировалось, чтобы оно изменилось, чтобы он духовно вырос. И смиренное служение духовному учителю меняет наше сердце.

00:06:49 Вопрос, который автоматический также возникает. Те люди, от которых мы получаем даже духовное знание, если вы слушаете это радио, эти люди до определённой степени являются учителями. Любой человек, от которого мы что-то получаем для себя, он является нашим учителем. Есть разные виды учителей, но это также один из них. Каждый из этих людей — один из наших учителей, но я не могу никак физически служить.

00:07:21 Но Веды говорят, что если ты не служишь той личности, от которой ты получаешь знание, все это знание покинет твоё сознание, покинет твоё сердце, оно уйдет. Это подобно горшку, который наполнен прекрасным соком, но в этом горшке есть трещина. Долго мы удержим нектар? Он вытечет. Так же, если мы не делимся полученным знанием, это знание вытекает. И Веды говорят, что, чтобы служить этой личности, чтобы это знание все-таки осталось, один из могущественных способов служить — это делиться полученными знаниями с другими. Это также способ служить, выражать почтение той личности, от которой мы слышим, когда мы делимся полученными знаниями с окружающими.

Важность служения учителю

00:08:14 И тогда это знание останется и мало того, оно станет частью нас самих, потому что когда мы делимся полученными знаниями с окружающими, это не только служение той личности, от которой мы получаем, но это также способ понять на новом уровне. Есть знаменитый анекдот, когда учительница говорит: я один раз рассказала своим детям — ничего не понимают, второй раз рассказала — опять не понимают, я даже сама поняла, а они всё равно не понимают. Когда мы рассказываем один, второй, третий раз, то до нас самих начинает доходить, это знание раскрывается в новом свете, с новой глубиной — вселенский принцип.

00:09:06 Но почему так происходит?Потому что мы, сами того не понимая, мы косвенно выражаем почтение и уважение той личности, от которой мы слышим, от которой мы услышали. И вселенские законы тогда награждают нас Вигьяной, или реализацией этого знания. Философское знание превращается в наш реальный опыт. Это то, что мы получаем от вселенских сил, просто за счет того, что мы правильно себя ведем. Поэтому ученик в ведической гурукуле или школе, он кланялся учителю и смиренным образом служил ему. И в следующий раз, когда он садился перед учителем для того, чтобы послушать его, он воспринимал все совершенно по-другому, очень глубоко.

00:10:07 Одно из имен ученика или сына на санскрите называется чхатра. Чхатра буквально переводится как зонт. Веды говорят, что это обязанность ученика или обязанность сына защищать духовного учителя или отца, даже если вдруг так случится, что учитель или отец или кто-то из старших совершит какой-то греховный или неправильный поступок. В этом мире все возможно, даже какая-то возвышенная личность может где-то споткнуться или у него могут настать тяжелые времена. И он не должен, сын не должен выставлять своего отца на показ или публично каким-то образом его критиковать. Он должен защищать публично своего учителя или отца. И в ведическом обществе даже если старший человек совершал какой-то неблаговидный поступок, его продолжали уважать.

00:11:28 В нашем обществе люди кого-то прославляют, но стоит ему сделать какой-то неправильный шаг, люди сразу же его клеймят и отворачиваются от него. Ведическое общество не таково, это совершенное и цивилизованное общество. Это общество культуры. Если человек даже споткнулся, то его всегда защищали. Если этот человек настаивал на своем невежестве или продолжал поступать греховно, то ему не следовали, к его наставлениям не прислушивались, даже несмотря на то что он старший человек, но его продолжали уважать. И сохранять уважение к старшим, даже если этот старший совершил проступок — это принцип культуры. Я уважаю его как душу, как личность, за само то положение, которое он занимает как старший.

Отношение к старшим в ведическом обществе

00:12:30 И говорится, что если человек таким образом ведет себя в своей жизни, то все законы Вселенной сразу встают на его сторону. Мы сразу получаем благословение Вселенных сил, нам все открывается. И то общество, в котором уважают старших, это общество дает очень глубокое чувство защищенности, не так ли? Каждый из нас, если мы посмотрим в глубину своего сердца, хотел бы жить в том обществе, где все почитают и уважают старших.

00:13:16 Если представить себе на несколько секунд такое положение, то то ощущение, которое мы получаем, то что я буду защищен, потому что каждый из нас рано или поздно займет такое положение. Сейчас все люди боятся завтрашнего дня, потому что никто не знает что с нами будет. Может пенсию отменят, может нам нечего будет в старости есть или я вдруг заболею и буду никому не нужен. И у нас очень много внутренних страхов. Но Веды говорят, что если человек поступает правильно в настоящем, то в будущем он будет защищен. Например, там говорится, что если ты хочешь избавиться от страха завтрашнего дня, научись заниматься благотворительностью, учись жить ради других, жертвовать чем-то ради других, особенно ради тех людей, которые от тебя зависят. Старшие люди так же зависят от нас.

00:14:29 В современном обществе люди приходят к своим родителям только для того, чтобы от них что-то просить, не для того, чтобы им что-то давать. Они говорят: бабушка или, там, мама, папа, денег дай на то, на это. Дай какие-нибудь овощи, которые ты вырастила или вырастил. Они приходят что-то просить, они не отдают. Люди забывают очень важный принцип, что наши собственные дети очень внимательно смотрят за каждым нашим шагом и какие выводы они сделают? Они будут полностью имитировать наше поведение.

00:15:15 Мы можем поймать себя сейчас на том, как часто мы звоним своим родителям, как часто мы с ними общаемся, какие у нас с ними отношения. И дети очень внимательно наблюдают, смотрят: а как папа, мама себя ведет? Но когда мы станем старыми, то они будут вспоминать: а как там моя мама вела так по отношению к бабушке? Ну я буду точно так же делать. Мы не даем им другую модель поведения, потому что ту модель, которую показываем мы, это для них эталон, для них мы — старшие. И в основном родители учат своих детей даже не наставлениями, они учат их своим примером, своим поведением. Поэтому огромная ответственность, огромная.

00:16:18 Как мы уважаем старших, как мы уважаем своих отца и мать, точно так же нас будут уважать наши собственные дети. Потому что другого примера мы им не дали и другой системы ценностей они не получили. Мы показали им эталон — то, что нормально, как нужно поступать. Поэтому подумайте хотите вы быть брошены где-то в старости, никому не нужные, что вам никто не звонит и не спрашивает как у вас дела, никто к вам не приезжает, а приезжает даже только тогда в старости, только для того, чтобы у вас что-то попросить. И вы четко понимаете, что на вас как на личность полностью наплевать, от вас единственно только хотят что-то взять. Если мы не хотим такого, нам нужно тогда что-то менять прямо сейчас.

00:17:16 Интересно, что в Индии полностью отсутствует система пенсии. Мой друг Садху Прия, он долгое время индус, он возглавлял индийскую общину здесь в Москве. В Москве проживает больше 20 000 индусов. Интересно, что это взрослый человек, очень зрелый, отец двоих детей, директор нескольких фирм в Москве, туристического агентства. Но, любопытно, что чтобы купить сыну велосипед, он звонил в Бомбей своей матери, спрашивая разрешения: «дорогая моя мама, можно я ему куплю велосипед?». Мы можем удивиться: он директор нескольких фирм, он там самостоятельно же принимает решения, он взрослый человек, больше 40 лет, зачем ему звонить в Индию для того, чтобы спрашивать все это. А дело в том, что здесь вопрос не в том, что он несамостоятельный человек, это его любовь, проявление его любви.

00:18:49 Если мы внимательно посмотрим как, насколько уважительно относятся дети в Индии к своим родителям, то это очень сильно шокирует. Никто там никогда не грубит своим родителям. Сын или дочь, они касаются стоп своих родителей. Если они куда-то уезжают, просят у них благословения на все. Говорится, что если человек что-то делает — об этом говорят Веды — без благословения своих родителей, то он никогда ничего большого не достигнет.

00:19:28 Я видел много людей, которые без благословения своих родителей или поругавшись со своими родителями, из-за принципа начинали что-то делать. Чаще всего это кончалось крахом.Это практически всегда кончается крахом, потому что он нарушает этот принцип уважения к старшим. И не важно хорошие его родители или не очень хорошие, как он думает, великие они не великие — это сам принцип таков, что если ты получил их благословение, просто попросил даже, то, что ты склонился перед этими людьми, уже приводит к тому, что тебе дают зеленый свет во всех твоих начинаниях. Вселенские силы. Потому что ты показал, что ты уважаешь эти вселенские законы.

Отношение детей к родителям и родителей к детям в Индии

00:20:20 Сейчас в нашем обществе эти законы морали, ими полностью все пренебрегают. Но Законы Вселенной — это вселенские законы, там их чтут. Эти законы всегда будут действовать, сколько вселенная ни будет существовать. Но если пренебрегают этим, вся их жизнь сплошная трагедия. Они полностью неудачливы в своей семейной жизни в результате этого, потому что не просят благословений родителей. Они совершенно неудачливы в этом, в своем бизнесе, в своей учебе и во всем остальном. Там, чем бы человек ни занимался, он подходит, в Индии, он подходит к своему духовному учителю, просит благословения на все это. Он подходит к своему отцу и матери. Это принцип. Поэтому, сейчас это одна из самых преуспевающих стран. Практически большая часть американских корпораций имеет индийских программистов.

00:21:22 Самое любопытное, что все дети заботятся о своих родителях. Хотя, как мы уже упомянули, у них там нет пенсионного фонда, они сами их содержат. И родители ни в чем не нуждаются. Они не сдают их в дома престарелых, где их кормят всякими отбросами и они там никому не нужны. Они живут прямо в семье. И там очень любят детей. Их уважают с самого рождения. Не так много обычно людей приходят встречать новорожденных к нашим роддомам.

00:22:14 Если вы посмотрите, если у вас будет такой опыт, я видел как индусы встречают возле роддома свое, ну, сначала свою жену и с ребенком рожденным. Во-первых, там стояло около 30–35 человек. Огромная толпа разодетых людей. Они вне себя все были от счастья. Во-вторых, это было очень шокирующим зрелищем насколько они любви ему отдали, он только родился. Если наш ребенок, он просто, ну, его запеленали, его показывают всем. Но он же только что родился, ну буквально несколько дней, он уже весь в браслетах, в кольцах, украшениях, с подведенными глазами, во всяких побрякушках и его же любят с самого рождения.

00:23:17 Мы ездили в индийских поездах. Индийские поезда очень своеобразные. Там нет, например, постельного белья. Я специально наблюдал, там самые спокойные дети. И все, кто с ними едут родственники, все дают им любовь, частицы этой любви. И они уважают его, уважают его как личность и дают ему любовь. Эта личность, которую послал нам Бог в нашу семью, их нужно уважать и отдавать внимание, давать свою любовь. Эти дети потом, когда они вырастают, они вырастают полностью жизнерадостными. Они любят всех, все любят их. Потому что он впитал это уважение, впитал эту любовь. И насколько это важно и этот принцип.

Уважение — это качество предшествующие любви

00:24:16 И Шрила Прабхупада говорит, что — это один из величайших комментаторов ведической литературы — говорит, что «уважение — это качество предшествующие любви». Человек никогда не научится любить, если не научился уважать. У нас может возникнуть вопрос: а зачем тогда говорить уважать, уважать, тут какое-то почтение, зачем все это? Можно просто любить, ведь сейчас так много говорится о любви, любовь — такое крылатое слово. Если ты хочешь прослыть каким-то очень великим человеком или оратором, каким-то религиозным человеком, просто начни говорить о любви ко вселенной, о любви к друг другу, о любви в семье, о любви к детям. Все сразу будут аплодировать и говорить «какой хороший человек, удивительный человек, святой».

00:25:18 Но хотя многие люди говорят о любви, но большая часть людей даже не знает что такое любовь. Сейчас до такой степени эти понятия извратились, что для людей понятие любовь дальше секса не идет: «И мы полюбили друг друга», «Я полюбила его на одну ночь» и так далее. Это не любовь, это ничего общего даже не имеет с этим качеством. И любовь — это очень высокое понятие. И чтобы научиться этому качеству, нужно научиться уважать сначала.

00:25:54 Мы сейчас поговорим к чему приводит, когда люди все хотят построить просто на чувстве любви. Вернее, они честно говоря, они до конца даже не знают что такое любовь, но они пытаются по крайней мере так действовать. И люди самые большие раны получают от кого? От кого мы получаем самые большие страдания? От близких людей. Это так. Кто нас больше всего ранит? Если нас кто-то обзовет плохим словом, ну, может быть пожмем плечами, вокруг виска покрутим, пойдем дальше. Но, представьте, ваш любимый человек скажет вам такие слова. Это будет очень большой раной. То же самое, но это очень больно. Самые большие страдания мы получаем от близких. У нас огромный опыт этих страданий. Уже израненное сердце: сплошные полосы и раны.

00:26:52 И как все начиналось? Вспомните. Что обычно происходит? Мы сейчас раскроем небольшую модель обычного поведения, когда люди чаще всего пытаются убрать уважение из жизни, отодвинуть его на второй план. Не на первый план, а на второй план. Обычно с близкими людьми мы пытаемся покрыть этих людей своей любовью, не так ли? Мы пытаемся развивать определённые отношения с определёнными людьми.

00:27:28 Дальше что начинает происходить? Мы думаем: зачем это уважение, зачем какой-то этикет, еще что-то, зачем? Я должен просто построить свою эмоциональную простынь на чувстве любви и все. И мы отодвигаем уважение в сторону, мы пытаемся просто покрыть этого человека своей любовью. А почему мы отодвигаем уважение в сторону? Почему пытаемся все построить только на чувстве любви? И в основном, именно на этом. Да потому что в глубине сердца у нас есть одно единственное желание — желание эксплуатации. Мы хотим как можно ближе приблизиться к этому человеку, потому что эта грань уважения, она мешает нам переступить определённую полосу, чтобы войти в определённый круг.

00:28:27 И мы переступаем эту полосу, то есть она нам мешает и она нам мешает полностью покрыть этого человека как бы. А почему мы хотим? Мы переступаем это уважение, пытаемся покрыть человека своей любовью для того, чтобы сказать ему: «дорогой мой или дорогая моя, так как я тебя люблю, тебя больше никто не любит, поэтому ты должен делать то, что я хочу. А я хочу вот это, а я хочу вот то, я хочу вот это». Это подсознательно, то, что у нас есть. У нас подсознательно есть природа хищника. Поэтому, подсознательно, мы пытаемся как можно ближе этого человека к себе приблизить, сделать так, чтобы он зависел от нас, зависел от нашей любви и так далее. И мы переступаем эту грань уважения, нам уже неинтересно.

00:29:19 Потому что уважение означает, что мы считаемся с определёнными интересами человека, с его определёнными нуждами и так далее, потребностями. И мы не свои потребности выставляем на первый план, а мы пытаемся понять его желания, его интересы, его нужды. И мы сейчас об этом поговорим. Но нам это не интересно, нам интересно то, что мы хотим в конце концов получить, покрыв его своей любовью. И переступив через эту ступень уважения, мы как можно ближе к этому человеку приближаемся, но на самом деле, это самая большая ошибка с нашей стороны. Это не улучшает отношения — это их полностью уничтожает.

00:30:01 Казалось бы, мы как можно приблизились к нему, пытаемся покрыть этого человека, сделать так, чтобы он от нас зависел — получаем прямо противоположный результат. Потому что как только уходит уважение, — веды говорят — как только мы переступаем, стираем эту грань уважения, как только мы эту ступень перешагнули, слишком близко приближаемся к кому-то, это приводит к тому, что этот человек обязательно будет проявлять к нам фамильярность. Мы, по сути дела, мы не уважительно отнеслись к нему, когда мы сделали такой шаг. Нам, в глубине сердца, было наплевать на его ожидания, на его потребности, нам более важно было то, что мы получим, потом, чтобы этот человек служил нам и делал то, что мы хотим. И нам нужна как бы машина для исполнения наших желаний. То есть мы пренебрегли этим уважением, и как мы не уважаем уже, мы сделали этот шаг, переступив через эту личность, через него.

00:31:16 И как наказание за нарушение законов вселенной, мы получаем то, что этот человек будет нами пренебрегать. Сначала фамильярность появляется: начинает нас колоть, ранить. Фамильярность приводит к пренебрежению — дальше так развиваются отношения. Нами начинают уже пренебрегать эти люди. Пренебрежение приводит к презрению, потом нас начинают откровенно презирать: «Ты вообще отстать. Ты кто такой?» Это уже презрение, а презрение приводит к оскорблениям.

00:31:53 Дальше это приводит к очень большим ранам и в конце концов к расставанию. Это касалось нашей дружбы, это касалось супружеских отношений или когда человек пытался общаться с противоположным полом — все это кого-то касалось. Это касается даже взаимоотношений родителей и детей. Потому что на определённом этапе, особенно после 13 или 15 лет, родители должны уже считаться во всем с желанием своих детей до определённой степени. По крайней мере, их признавать и уважать, эти желания. И вообще, они должны признавать это гораздо раньше, даже с самого своего рождения. Мы еще поговорим об этом подробнее.

Любовь без уважения приводит к страданиям

00:33:00 И теперь мы поговорим о том, что же является уважением как таковым. Мы говорили, что уважение — это качество предшествующее любви. Это не такая простая вещь, потому что люди никогда не научатся по-настоящему любить, пока они не научились уважать других. И уважать значит, что интересы других мы признаем не меньше, чем свои собственные. Уважать значит, что интересы других мы признаем не меньше, чем свои собственные. Что мы должны понять: что, во-первых, этот человек, он имеет право, для начала, иметь свои интересы. Имеет на это право.

00:33:56 Иногда у нас внутри может быть очень большое возмущение. Это я имею право иметь свои интересы, а он должен служить моим интересам! Но нет, он имеет право иметь свои интересы, даже если это ваш близкий человек, также член вашей семьи, даже если это вам муж или жена, она имеет право иметь свои интересы. Или ваш сын, или дочь, или мать, или отец имеет полное право иметь свои интересы. Или просто ваш друг или любой другой человек, которые могут быть полностью отличны от ваших. И если мы честны, то мы по крайней мере должны признать, что он имеет право на это. И говорится, что даже Бог не вмешивается в свободу выбора человека, даже он признает, что человек имеет право иметь свою точку зрения, свои интересы. Даже он не вмешивается в это. Какое имеем право мы тогда не считаться с интересами окружающих?

00:35:09 Мы сейчас говорим о том, что, по крайней мере, нам нужно, если мы хотим уважать человека или хотим развивать отношения с этим человеком, нам нужно признать его интересы по крайней мере на равных с нашими. Если вы хотите разорвать отношения с другими людьми, просто сделайте шаг в сторону пренебрежения его интересами. Сразу эти люди от вас отвернуться. Потому что лучший способ уничтожить отношения с другим человеком — это пренебречь им, не выразить ему уважения. Вы потеряете своих друзей, тех людей, которые могли бы к вам хорошо относиться, потенциальных партнеров, помощников, всех остальных. Если вы хотите развить отношения с людьми, научитесь их уважать, научитесь их интересы по крайней мере на равных с вашими ставить. Вы удивитесь сколько вокруг вдруг окажется людей, которые очень благожелательно настроены к вам. Это значит уважение. Мы по крайней мере учимся еще, для начала, таким образом общаться, что интересы других мы ставим не ниже своих.

00:36:31 А что значит любовь? Любовь значит, что мы интересы других ставим выше своих интересов — это любовь. И обычно мы все хотим, чтобы таким образом проявляли поведение к нам, чтобы все наши желания ставили выше своих. Чтобы все всё бросали и бежали делать то, что мы хотим. Но мы получаем прямо противоположный результат, потому что мы внутри эгоисты. Но как только мы начинаем меняться сами, и мы для начала учимся поступать так с другими, мы вдруг обнаружим, что вокруг нас очень много людей, которые также хотят находиться подле нас, строить отношения рядом с нами, помогать нам. Поэтому, если мы хотим, чтобы все вокруг или мир изменил своё отношение к нам, нам для начала нужно изменить своё отношение к миру. Нам нужно начать правильно смотреть на мир вокруг, правильно строить отношения с другими.

00:38:03 Мы не можем изменить никого. Единственно, кого мы можем попытаться изменить — это только себя. И когда мы изменим себя, мы будем позитивное влияние оказывать на всех вокруг. Это очень важно. И другое определение качества уважения, которое дополняет это первое: что мы признаем также свободу выбора человека. Мы не насилуем этого человека. Потому что очень часто люди пренебрегают этим принципом и очень ужасающие реакции получают. Потому что как только мы пренебрегаем этим принципом «свобода выбора другого человека», как только мы совершаем насилие физическое или тонкое, когда на уровне тела, на уровне речи или на уровне даже мысли мы насилуем других людей, то мы будем очень большие реакции получать за это.

00:39:20 И самый первый закон вселенной — это закон ахимсы, закон ненасилия. Нет большего греха в этом мире, чем совершать насилие по отношению к другим живым существам. Из-за этого человек сразу будет нести последствия, он сразу будет разрушать всю свою жизнь, всю свою судьбу, всю свою благочестивую карму. Потому что все вселенские силы, иерархи вселенной — всё от него отворачивается, всё и все. Он просто, он будет очень сильно страдать в этой жизни и после оставления тела его ждут просто ужасающие последствия.

00:40:18 Например, Веды говорят, что если человек просто становится вегетарианцем, перестает совершать насилие по отношению к животным, то такой человек сразу же может рассчитывать на покровительство вселенских сил в экстремальных ситуациях. Его голос, его просьба будет услышана. Уже, если человек просто начинает совершать этот принцип. Даже внешне, мы не говорим о насилии по отношению к людям, но даже к животным. Он просто становится вегетарианцем — вселенские силы сразу дают ему покровительство. Если ему нужно будет, он может обращаться, это будет услышано. Из экстремальных ситуаций он может выходить целым и невредимым, если он обращается за помощью. Ему будут помогать. Другое, что насилие — это также означает, что человек не должен совершать насилие по отношению к другим.

00:41:33 Сейчас, например, очень распространено: люди пользуются всякой магией, всем остальным. Если бы люди знали, какие реакции они получат за все это. Потому что, например, любая магия, которая использует всякие привороты, отвороты. Любое насилие, которое они совершают — это насилие. Притом никто из этих людей сам бы не хотел, чтобы кто-то его таким образом насиловал, чтобы кто-то его привораживал там, совершал какое-то насилие. Потому что мы хотим сознательно принимать определённые решения в своей жизни. Мы не хотим, чтобы это было искусственно, чтобы кто-то нас просто заставлял это делать помимо нашей воли, помимо нашей свободы выбора. Это очень жестоко, если кто-то нас будет насиловать, это очень страшно. Таким образом, если человек так поступает, он насилует других и последствия, которые он получит, будут страшны. Потому что рано или поздно это все вернется к нему и вернется в усемиренном виде. И поэтому, если человек обладает разумом, он никогда таким образом не действует.

Драупади дает наставления Рукмини

00:42:59 Это касается также семьи. Многие женщины, особенно сейчас, женщины обеспокоены, что очень много разводов, как мне сделать так, чтобы муж меня не бросил, чтобы он не убежал к какой-нибудь любовнице или еще что-нибудь. Они иногда используют самые разные такие методы, чтобы оставить мужа дома. Подобный диалог возник между женой Кришны Рукмини и Драупади — женой пятерых Пандавов. Так получилось, что у этой женщины было пять мужей.

00:43:51 В своей прошлой жизни она молилась Шиве, одному из иерархов вселенной. У нее не было мужа, она говорила: «Дай мне мужа, дай мне мужа, дай мне мужа, дай мне мужа, дай мне мужа». Он появился перед ней и сказал: «Хорошо, у тебя будет пять мужей». Она сказала: «Мне не нужно пятерых, мне нужно одного». Он сказал: «Но ты же пять раз попросила». И также на ней были определённые проклятия, она совершала определённые нарушения Законов Вселенной и это также, в результате этих проклятий. Она тоже не выразила уважения определённым Вселенским Законам и, говорится, как следствие этого пренебрежения, она получила в будущем бремя заботы сразу о пятерых мужьях. Тут многие женщины не знают что делать с одним, у нее было пять.

00:44:58 И говорится, что она в совершенстве исполняла свои обязанности. Они были полностью ей довольны. И Кришна послал свою жену Рукмини поучиться у нее выполнять свои обязанности, семейные обязанности. Когда та пришла, Рукмини спросила: «Драупади, у тебя пять мужей и все тебя любят. Я вижу, что они во всем зависят от тебя, исполняют все твои желания. Как тебе это удается? Расскажи мне, пожалуйста. Может быть ты какие-нибудь травы используешь, какие-нибудь заклинания, какую-нибудь особую пищу, я не знаю, может какие-нибудь заговоры. Скажи, где секрет?» Та очень сильно удивилась и сказала: «Как ты можешь об этом говорить? Всеми этими методами пользуются только нечестивые женщины, потому что если мужчина хотя бы когда-нибудь узнает, что женщина применяла все это — а все тайное рано или поздно становится явным — он будет бояться свою жену, как змею, заползшую в дом. Ты просто подумай, возможно ли счастье в такой семье? Я расскажу тебе где секрет, как я добилась того, что ты сейчас видишь, что мужья меня любят так и исполняют все мои желания».

75 видов служения жены мужу

00:46:48 И она больше 75 видов служения, которые она делала. 75 пунктов она перечисляет: «Я встаю, во-первых» И, собственно, все это проявление уважения к мужу, которое она делала физически. И так как она так делала, она действовала очень правильно. Мужья не чаяли в ней жизни, они любили её, они исполняли, делали все для нее. Все пять мужей. Потому что она действовала совершенным образом. Во-первых, она вставала раньше, чем они — одно из таких косвенных уважений к мужу. Потому что говорится, что муж не должен видеть жену в потрепанном виде, со стоптанными волосами. Она вставала, она говорит: «Я встаю раньше, чем они. Я ложусь позже, чем они, потому что я выполняю обязанности. Потом, я никогда их не перебивала, тоже проявление уважения. Я пытаюсь предугадать их желания, делаю все наперед, до того, как они меня попросят» — это проявление уважения и любви одновременно.

00:48:19 Также она говорит: «Когда приходят родственники, я приветствую их. Они старше». Говорится, что женщина, когда выходит замуж, Веды говорят, что её родителями становятся уже родители мужа. Поэтому это её основная обязанность — слушаться и любить родителей мужа, даже если это бывает иногда нелегко. Но когда она таким образом себя ведет, то не только муж её будет любить, она получает также огромную защиту и защиту также свыше, защиту Вселенских Сил. И в том множестве, у нее будет благочестивое потомство и так далее.

00:49:16 Потом, это все взаимосвязанно. «Потом, я громко не смеюсь в присутствии моих мужей на людях». Она говорит, что «я никогда не ем, если я не накормила своего мужа». Веды также описывают, что если муж дома, если он не где-то в путешествии, и жена находится дома, что если жена поест раньше, чем она накормила мужа, то она сготовила что-то, вместо того, чтобы сначала накормить мужа, а потом покушать, она сама сначала ест. То, говорится, что она лишается своего сукрити, она лишается своего благочестия. Потому что она нарушает Закон Вселенной.

00:50:11 В соответствии с Законами Вселенной старшим в семье является муж. Да, у него могут быть какие-то недостатки, они думают: а он ведь может быть такой или сякой. Но это не важно. Если вы поступаете правильно, вы получаете все благословения. Он здесь ни при чем: хороший он или плохой — не важно, вы получаете благословения Вселенских Сил. Если вы нарушаете Законы Вселенной, вы сами от себя отрываете, не от него. Он-то может не страдает. Вы не выполняете свои обязанности — вы же и страдаете. Вы будете страдать. Но если женщина ест после того как его накормила, она прибавляет на своем счету, она получает благочестие. Интересный момент?

00:51:03 Также она говорит, что «я все деньги трачу только с разрешения мужа». Она очень много что перечисляет там и дальше она говорит: «Да, очень тяжело таким образом действовать». Она также говорит, что «я забочусь — а она была царицей, мужья были величайшими царями — я сама стремлюсь готовить для них, хотя у меня много служанок. Также я сама ухаживаю за ними. Я забочусь также о всех подданных и служанках как о своих собственных детях и дочерях». Очень сложно даже представить как она все это успевает делать. Она говорит, что «это очень тяжело так поступать, но женщина, которая таким образом себя ведет, она таким образом проявляет уважение».

00:52:13 И, говорится, что она достигает высших планетных систем. Все высшие планетные системы, которые достигают обычно великие йоги или люди, которые занимаются какой-то благочестивой деятельностью или воины, погибающие только в праведной битве, эта женщина получает без каких-либо аскез, без жертв, без боя, просто таким образом поступая, оказывая уважение своему мужу, оказывая таким образом уважение старшим, тем, кто старше в соответствии с предписаниями Вед. Она получает все. Это аскеза. Аскеза означает, что это тяжело делать.

00:52:59 Что женщине иногда хочется что-нибудь сказать такое, делать то, что они хотят, а не то, что их просят и так далее. И она говорит, что «мужья исполняют все мои желания; я единственная знаю сколько денег в казне. Никто не знает, даже они» и так далее. Что «они за меня готовы пожертвовать своей жизнью, даже не задумываясь» — это то, что она получает. Все женщины хотят быть любимыми, чтобы исполняли все их желания, чтобы о них заботились всегда и, представляете, тут её пять её мужей любили, в ней души не чаяли, готовы были на любой подвиг ради нее отправиться и сделать все, что она попросит. Когда женщина в ведическом обществе выходит замуж, первое, что ей говорят, ей говорят: «чтобы тебя ни попросил муж, первые пять лет особенно, на все ты должна говорить «да», чтобы он тебя ни попросил. Тогда всю оставшуюся жизнь после этого, что бы ты ни попросила, он на все тебе будет говорить «да».

00:54:24 И проблема женщин сейчас, у нас особенно, то, что 90% уже сейчас браков кончается разводами, только потому что первое, что на просьбу мужа они говорят: «а почему это я должна?». И потом это продолжается месяц, два, полгода, потом, потом мужчины думают «ну зачем мне такая нужна вообще?». То, что происходит. В Индии другая ситуация. Я был в Индии много раз и был в семьях миллионеров, даже был в доме Бирлы — это второй по богатству человек в Индии. Интересно, что этот бизнесмен — мы должны были приехать к нему в гости, что «можно мы приедем к вам домой?».

00:55:21 Мы были у Кришны Чандры — это миллионер, директор нескольких фабрик в Бомбее, у него работают около десяти тысяч человек — и я, мы попросились к нему домой, мы хотели задать ему некоторые вопросы. Он сказал: «Подождите, я посоветуюсь со своей женой, я спрошу у нее разрешения». Мы удивились: «а почему, почему нужно спрашивать разрешения у нее?» Он сказал: «Подождите, я директор на работе, хозяйкой дома является она, она директор дома». Почему он, такой человек, который, в принципе, он от нее полностью не зависит, он миллионер, он может себе там бросить, купить, хотя он уже в возрасте, может купить себе самую красивую женщину или там все что угодно, он может это делать. Она уже в возрасте. Почему он до такой степени о ней заботится и готов до такой степени слушаться ее? Это потому что она себя так ведет.

00:56:35 Мужчина будет оказывать покровительство тем, кто занимает смиренное положение, кто уважает его. Если даже женщина, по крайней мере даже искусственно, внешне проявляет это почтение, уважение, то, что она по крайней мере проявляет это, что стала слушаться мужа или пытается как-то ему служить, исполнять его желания. И следующее качество, которое будет за этим уважением — то, что он будет уважать её интересы. «Что тебе, дорогая, подарить? Чего тебе нужно?» И следующее проявление уважения с его стороны по отношению к ней, следующий шаг, который обязательно будет. Поэтому в Индии 93–97% браков длятся всю жизнь, но только 3% браков кончаются разводами. Если у нас 90% кончается разводами в России, то в Индии только три процента браков кончается разводами.

00:57:35 И также там другой подход. Когда их спросили, а почему у вас так мало разводов? Один из духовных учителей, тот, кто возглавляет одну из очень больших таких общин в Индии, он сказал: «дело в том, что у вас на Западе такой подход в семье: кого люблю, с тем живу. Ой, потом разлюбил или разлюбила, ну мы пошли, гудбай, полюбил другого или другую — это то, чем у вас кончается всегда. У нас другой подход: кого живу, того люблю.» Мы можем удивиться. Это очень глубокий подход, потому что люди, это все построено на глубинном, настоящем понимании любви. Не просто на сексе, не просто на каких-то телесных отношениях. Они любят друг друга как личностей. Это означает, для начала они принимают другого человека таким, какой он есть.

00:58:58 Принять означает, что мне нужно понять что это за человек, какие у него интересы, чем он живет, какие у него нужды и потребности, какие у него желания. И мало кто из людей даже спрашивают другого человека по-настоящему, пытаются по-настоящему разобраться, даже перед свадьбой, в чем желания другого человека. Есть определённые рекомендации в ведическом обществе или в Индии. И прежде чем люди хотят соединить свои отношения, есть такой период, который называется помолвка. И рекомендуется настоятельно, чтобы муж и жена, прежде чем вступить в семейную жизнь, они как можно больше узнали друг о друге. Речь идет о том, чтобы они узнавали друг о друге, чтобы они выясняли отношения.

00:59:51 Выяснять отношения означает, что они сознательно договорились в том, что «дорогой или дорогая, давай мы сейчас вместе говорить друг другу что бы мы ни хотели, все, что нас беспокоит». Например, «меня беспокоит, когда, например, ты общаешься с другими молодыми девушками, меня это беспокоит — говорит жена — что, пусть даже ты там улыбаешься, например». Может быть мужчина, когда он делает это, он просто делает это из вежливости или там может быть какая-то его знакомая, но, по крайней мере в присутствии жены, и вообще это должно быть достаточно сдержано, потому что это определённое проявление уважения к жене, к её чувствам и так далее.

01:00:42 Также если он уважает эту жену, он должен сказать: «да чего ты грузишься, вообще расслабься, и что ты тут мне говоришь, я всё равно буду делать как я хочу». Это неправильно, это пренебрежение. Если он уважает, он должен подумать: да, хорошо, я уважаю этого человека, я должен признать, что человек имеет право иметь такое отношение к жизни, это может его беспокоить. И так далее и тому подобное. И он тоже то же самое говорит ей.

01:01:14 И вообще рекомендуется, чтобы они написали взаимные ожидания друг от друга. Потом эти ожидания должны быть полные, что они ожидают друг от друга. Всё-всё-всё там должно быть выложено на бумаге. «Я ожидаю, что ты будешь готовить для меня каждый день что-то свежее. Я не хочу есть, там, щи, которым полторы недели или три дня.» Некоторые мужчины так и пишут. Я знаю одну женщину, как она делилась, что «мой муж в первый же день нашей семейной жизни написал: у нас не будет вчерашнего супа, у нас будет только сегодняшний».

01:02:03 Когда человек зарабатывает деньги, она готовит каждый раз новое. Она говорит: «я уже 25 лет готовлю для него. Что делать? Это мой долг». И так далее. И это все нужно оговорить, все нужно описать, потому что многие вещи остаются невысказанными. И уже на десятом году семейной жизни они вдруг высказывают друг другу: «я думала — во время очередной разборки кидают друг в друга посуду — я думала ты будешь таким, что ты будешь вот этаким, что ты будешь мне каждый день дарить цветы в нашей семейной жизни, хотя бы, а я от тебя видела это только пять лет назад». И так далее. «И очень редко ты мне все это даешь и я думала, что ты будешь возить меня отдыхать каждый год туда-то.» Он смотрит на нее: «А ты мне это говорила?» — «Ты сам должен был понять!» — «Я откуда знаю что у тебя там внутри?».

01:03:14 И многие ожидания есть, потому что для нас это может быть совершенно естественно, но этот человек может это вполне не знать. И большей частью эти люди не знают. Он ей тоже может говорить: «я думал, что ты каждый день будешь готовить мне что-то вкусное, какой-то новый пирог или что-то будешь. А ты меня этими макаронами кормишь! Я их ненавижу со студенческой жизни. И готовишь не пойми что и вообще» Она говорит: «Это ты мне каждый раз мне говорил спасибо». — «Да я это из вежливости тебе это говорил! Я терпеть это не могу!» И эти ожидания нужно высказывать. Дальше, когда они напишут все это, они должны обсудить — это тоже проявление уважения. Они должны обсудить это все, тоже согласиться со всем этим, подумать, принять это. Сказать: «вот это я, к сожалению, не смогу тебе обеспечить. Я не могу тебя каждый день, ой, каждый год, к примеру, не могу гарантировать, что каждый год мы будем ездить на Гавайи, потому что деньги будут проедены, а так, может быть, будем отдыхать где-то в Подмосковье, на даче или еще где-нибудь». Но все должно быть оговорено. Это проявление уважения, иначе они будут страдать.

Отношения к детям до пяти лет, с 5 до 15 лет и после 15 лет

01:04:54 И это уважение также заключается в отношении к детям. Веды говорят, что дети до пяти лет, к ним нужно относиться как к царям. Это означает, что максимум уделять им внимания, любви, заботы. Их практически не наказывают. Конечно, им говорят что правильно, что не правильно, но даже наказывая в этом виде, их уважают как личность. Это уважение проявляется в том, что как только ребенок рождается, сразу же ему составляется гороскоп и определяются качества человека. Многие родители уже с детства не уважают своих детей. «Подождите, я же уважаю, о чем вы говорите?» Это проявляется в том, что родители создают ложные ожидания от детей. В чем это проявляется?

01:05:55 Папа думает: мой ребенок будет вот таким-то. Или мама: «Вот мы из семьи потомственных бизнесменов. Наш сын будет приумножателем богатств, продолжателем традиций семьи. Наверняка он будет тоже опытным бизнесменом». Мы уже заранее надели на него определённый стереотип. А ребенок, вдруг, когда он вырастает, с самого детства он уже получает определённые врожденные качества. С самого детства, например, он по природе эстет. Ему нравятся театры, ему нравится живопись, он очень творческая личность. И этот бизнес, у него воротит все это. А мы его насилуем, таскаем его с собой на предприятие, говорим: «сынок, вот, смотри, это все в будущем будет твоим». Это уже насилие с детства. Насилие сначала ментальное, потом это будет физическое, моральное и так далее.

01:06:55 Но нужно понять, что ребенок, который рождается, он уже рождается с врожденными качествами. И мы должны принять его таким, каким он есть. Поэтому с детства определялось какие у него наклонности. Наверняка вы уже слышали как это делалось. Обычно кладутся четыре вида предметов. Кладется оружие — так определяются воины, кладется книга красивая какая-нибудь — так определяются люди, определяется интеллектуальное сословие. Также предметы физического труда и также деньги. Ребеноку может быть полгода. Перед этими предметами его кладут. К чему он тянется, что он берет — именно такие наклонности, это то, что его привлекает. Потому что в этом возрасте дети еще толком не соображают, они даже не знают что это за предметы. Подсознательно энергия этих предметов притягивает их.

01:08:02 Особенно это сильно проявляется, когда проводят особые церемонии. Обычно перед этим делают особые обряды, ритуалы, которые помогают ребенку также: первое пострижение волос или кормление зерновыми, когда впервые ребенок есть зерновые продукты в своей жизни. Это особые очистительные обряды, которые пробуждают в ребенке особые эмоции, особые чувства, особое сознание. Например, когда проводится церемония пробуждения сознания, самое любопытное, что эти дети — им буквально несколько недель — у этих детей взгляд мудреца. Даже когда их приносят в роддом, все эти медсестры, они шокируют: особые мантры читают и так далее. Что вы знаете, обычно дети в таком возрасте пузыри пускают, глаза в разные стороны, совершенно такой глупый вид, безумный, потому что видно, что живое существо не соображает. Этот ребенок, видно, что у него полностью осмысленный, осознанный взгляд — взгляд мудрого человека. Даже эти женщины шокируются: «у них взгляд как у мудреца!» Все это работает. И все эти законы, они действуют.

01:09:37 И это определённое уважение к ребенку, что проводится. Ребенок берет какой-то предмет, например, он берет меч или какой-то нож — это показатель того, что у него качества воина. Он в будущем будет администратором или воином. Это означает, что нужно будет в будущем давать ему определённое обучение, что может быть его стоит с детства отдать в какую-нибудь школу единоборств, чтобы он этим занимался. Чтобы этот человек, например, его нужно обучать менеджменту, чтобы он был воином. Им давали также качества морали, правильное поведение, чтобы он также свои силы мог использовать в защиту слабых, а не в том, чтобы унижать кого-то. И так далее.

01:10:25 Если это бизнесмен, его нужно обучать заниматься благотворительностью. Потому что тратить деньги — это большая наука. Тратить их на благое дело — это искусство, которому обучают. Таким образом, чем больше отдаешь, тем больше получаешь — это вселенский принцип. Его обучают считать, его обучают делать деньги и так далее. Как правильно рисковать, где рисковать, где не рисковать. И с детства эти люди, обычно даже на переменках начинают бизнесом заниматься и все в классе уже знают у кого занимать и обязательно под проценты, наверное. У них подсознательное чутье во всем этом.

01:11:08 Мы развиваем внутренние качества, которые есть в ребенке — это уважение. Даже до пяти лет уже это можно понять. Уже понимать, что это личность с врожденными качествами, узнав его гороскоп. По гороскопу видно, что не следует от моего сына или дочери ожидать, к примеру, что он, например, будет очень большим философом, потому что он не обладает философским умом по гороскопу. Поэтому нужно принять его таким, каким он есть, а не говорить: «бестолочь ты, ничего не понимаешь». Какие-то дети, например, у них полностью отсутствует склонность к математике. Им это не интересно вообще. Зато у него золотые руки. Дай ему в руки кисть — он второй Микеланджело. Или просто он может резцом ваять такие удивительные работы, что все им восхищаются просто. Ну не интересна эта геометрия, теорема Пифагора, он может как раз всю жизнь ей пользоваться, но вот. И уважая его, мы признаем те качества, которые у него уже есть, с которыми он появился. Мы не строим ложных ожиданий.

01:12:24 Дальше уже дети впитывают максимальное количество любви в этом возрасте. И уже после пяти. У них еще слабый разум, они не могут учиться. Они учатся в основном только за счет личного примера. По крайней мере настоящее образование начинается с 5 до 15 лет. Мы уже говорили, что по мнению психологов, максимальную систему ценностей, максимальный объем материала или также отношения к жизни человек получает до периода половой зрелости. Именно в этом возрасте, говорится, что ребенку нужно как можно тщательнее обучать, особенно своим примером, показывать ему как нужно общаться с другими, как себя вести. И мы своим примером, родители, должны обучать в первую очередь. И также давать им духовные наставления какие-то или наставления в жизни.

01:13:27 Потому что если мы говорим одно, но так себя не ведем, то у детей внутренне обязательно появится отторжение. Потому что детей мы не в состоянии обмануть. Мы думаем, что они глупые, они не понимают. «Я же им хорошие вещи говорю: „сынок, не кури“». А сами стоим потом где-то в закутке и курим. И они думают: хорошую мне сказочку папочка рассказал сегодня, я-то вижу, что сам-то он курит. Это не работает. Поэтому хотя бы ради детей человек должен очень сильно меняться сам. Потому что все, только то, чему он сам следует, только те высшие нормы морали, которые он показывает на примере своих действий — только это ребенок впитает в себя.

01:14:20 Я никогда своего отца не видел курящим. И я часто рассказываю об этом: моя мать, когда я остался наедине (мне было тогда четыре года). До сих пор помню этот момент: к отцу пришли друзья, они вышли на улицу. Друзья курили, папа вышел для того, чтобы поддержать просто разговор, все-таки они пришли в гости. Отец сам не курил, он просто общался. Когда мы остались наедине с мамой, дверь захлопнулась, она подняла палец и сказала: «Твой папа очень хороший. Твой папа никогда не курит.»

01:15:01 Таким образом она не только показала насколько она уважает моего отца, она вызывала у меня уважение к моему отцу, она учила меня этому принципу уважения. Она также мне показала правильный пример и отец косвенно, то, что он не курил, он учил также меня своим примером. Я гордился своим отцом, что все вокруг курили, а мой отец не курил. И я внутри говорил: я тоже никогда не буду курить. И все мои друзья закурили, а папы им говорили — они были курящие —при мне они говорили: «увижу тебя с сигаретой, голову тебе отвинчу». Они все закурили, все. Они курят до сих пор. Я не курю и не курил только потому что я видел пример. Никогда папа, там, мне морали не читал, я даже никогда такого не слышал никогда, он ничего не говорил даже о вреде курения. Он говорил: просто это плохо. Такова сила примера.

01:16:08 В этом возрасте, особенно с 5 до 15 лет, родители должны учить примером. Это проявление уважения к детям. И в этом возрасте они уже должны общаться с ними достаточно строго. В них максимально вкладывают. Говорится, что с ними общаются как со слугой или как с рабом. Рабом не в буквальном смысле слова, но речь идет о том, что строго. Но эта строгость, она движима любовью, желанием как можно большему научить. Разумеется, что его не наказывают, его не просто строят, а есть определённые уже правила и также принципы, которым его пытаются обучать. Также его наказывают, но наказывают тоже определённым образом — уважая личность. Потому что прежде чем наказать ребенка, родители, проявляя уважение к нему, должны сначала сказать ему за что его наказывают.

Как проявляется неуважение к ребенку?

01:17:19 Большая часть родителей, наказывая ребенка, они просто приходят в гнев и говорят: «Ты понимаешь что ты сделал? Как ты мог это сделать? Все, я тебя накажу». Все, его ставят в угол или бьют иногда. В том, по мнению психологов, большая часть детей, они даже до конца не понимают что они сделали не так и почему это плохо. Родители думают: а как же, это очевидно, что это плохо, он должен это знать, должен это понимать. А почему должен? Мы, взрослые люди, мы многие вещи начали понимать что плохо, что хорошо, когда нам было только 20–25 лет. А мы хотим, чтобы ребенок, которому пять-шесть-семь лет, иногда даже, я видел как родители наказывают четырехлетнего ребенка, который стоял в углу и орал. Мы зашли и спросили: а что случилось? — «Та он сделал такую гадость, вот я его поставил в угол и — сказал папа — чтобы знал как поступать. Как он мог?» — «Как ты думаешь, он знает за что он наказан?» — «Конечно знает! Негодяй такой». — «А давай его спросим. Ты знаешь за что тебя наказали?» — «[звук отрицательного мотания головой] Аааа…» — и еще больше плакать. Он не знает.

01:18:50 Знаете что ощущают дети? Они думают – папа и мама очень жестоки, они меня не любят. Это самое страшное. Говорится, что за такое наказание, из-за такого наказания ребенок получает комплексы неполноценности на всю свою оставшуюся жизнь. У него комплексы будут на всю свою жизнь, он будет страдать всю свою жизнь. Это очень важно, что прежде чем наказывать ребенка из уважения к нему, я должен сказать ему вслух что он сделал не так. Потому что он — белый лист бумаги, он не знает еще понятий «хорошо»/«плохо», и почему это хорошо, и почему это плохо. И мы не объяснили ему, просто бьем его, это, или наказываем, орем на него, ругая его. Но мы не объяснили что хорошо и почему нужно уступать старшим, почему нужно слушаться отца и мать. Мы ничего не объяснили, просто орем! Говорим: «Ты должен это делать». – «Почему?» — «Ты должен это делать, потому что ты должен это делать». Интересная логика, да? «Ты не имеешь права так поступать, потому что ты не имеешь права так поступать никогда». Железный аргумент. И попробуйте понять себя.

01:20:20 Он не знает ничего. Единственное, что он видит, что на него кричат. У детей совершенно другое восприятие. Единственное, что он думает, чувствует, что мы чувствуем одно — «я должен всыпать, чтоб запомнил на всю жизнь». Что запомнил? Что мы его не любим? Это он запомнит на всю свою жизнь? Что мы жестоки и что мы орали на него и кричали? Единственное, что останется у него – только это. Потому что мы не объяснили ему ничего, не рассказали. Мы не уважаем на самом деле его.

01:20:57 Если мы уважаем его как личность, прежде, чем его наказывать, мы должны сказать: «ты понимаешь что ты сделал?». И объяснить, что он сделал не так и почему это плохо. Почему объяснить. И, потому что, в конце концов, наша задача, когда мы наказываем. Что? Это совершить насилие по отношению к нему? Или исправить его? Для чего мы наказываем? Вопрос. Чтобы исправить его, не так ли? Чтобы он стал лучше. А как он исправится, если он даже не знает, что лучше. Если мы не объяснили ему почему, и как, и зачем. Мы не потрудились, нам было лень. А зачем мы решили, что нам не нужно утруждать себя?

01:21:56 И когда вы сказали ребенку: «ты понимаешь, ты вот так-то и так-то не так поступил, это очень плохо потому-то и потому-то. Ты очень ранил меня, ты ранил этих людей ». И тогда ребенок начинает понимать, вы вкладываете в него систему ценностей: что хорошо, а что плохо. Таково и есть его определённое отношение с вами. Он видит, что вы его уважаете. Он запомнит это до конца своих дней, он никогда больше так не поступит, чтобы не причинить боль своему отцу и матери. И дальше, прежде чем наказывать, спросите: «Ты так больше никогда не будешь делать?» — «Я никогда больше так не буду делать, мама». — «Тогда я тебя не буду наказывать»

01:22:46 Потому что зачем наказывать? Наказывают для того, чтобы исправить. Чтобы человек исправился, правильно? «Ведь ты же уже исправился, ты же так не будешь больше никогда поступать? Поэтому зачем я тебя буду наказывать? Я не буду тебя наказывать. Потому что я верю в тебя, что ты так больше никогда не будешь так поступать». То, что мы верим в человека — это проявление уважения. И мы очень вырастаем в глазах этого ребенка. И он видит, что мы в него верим. Он естественно будет стремиться быть достойным этого.

01:23:19 Почему родители не верят в своих детей? Потому что они их не уважают в глубине сердца. Это нам, взрослым, нужно бить по голове очень долго, чтобы мы что-то поняли. И по себе мы судим о детях. Что мы думаем: я должен высечь у него, или выбить там. Чаще всего мы можем достичь того же самого результата, совершенно действуя по-другому: уважая их, развивая лучшие качества, вместо того, чтобы наказывать за плохое, не объяснив это. И это проявление уважения, что уважая их, мы сначала объясняем, что мы хотим от них видеть, что мы от них ожидаем и также высказываем свои ожидания. Потому что иногда родители не высказывают свои ожидания вслух. На самом деле это также проявляется то, что мы не уважаем их. Мы не раскрываем свои собственные потребности, свои ожидания им и также не хотим принимать, выслушать взамен.

01:24:29 Мама, к примеру, подходит, или папа, говорит: «я хочу, чтобы ты ». Вы, к примеру, дарите ребенку игрушку. Подарили. Это — вы думаете — проявление моей любви. У вас внутри есть определённые ожидания: завтра, когда я в следующий раз попрошу что-то взамен, он исполнит. Вы говорите: «Я тебе вот подарил, — ребенок счастлив — а теперь ты должен убраться в своей комнате завтра или сегодня. Сегодня вечером придут гости, убери игрушки». Ребенок говорит: «хорошо». Внутри вы построили ожидания, но вы не высказали их вслух. Приходите вечером, к примеру, и все игрушки раскиданы по квартире, в его комнате не убрано. Какая реакция будет? Гнев. Мы думаем: ну ладно, всякое бывает, заигрался где-то. Кричите в окно: «Иди уберись. Иди сейчас срочно». Он приходит. Вы уже настроены, внутри настроены. Ребенок смотрит на папу и на маму и ничего не может понять. Несколько часов назад столько любви было, они подарили мне игрушку, а сейчас в гневе. За что в гневе? Никто не знает.

01:25:59 Он не знает. Мы ему не объяснили какие наши ожидания. Мы рассказали ему, что мы, какое поведение должно быть с его стороны? Мы говорим: «иди убирайся, ты же обещал!» Ладно, он идет убираться, но убирается кое-как. Вы думаете: ну ладно, он заигрался, но сейчас он уберется как следует. Начинает убираться. Убирает так тяп-ляп, кое-как. Вы заходите, он говорит: все, убрался. Заходите, а там половина не убрана. Еще больший гнев. Вы начинаете кричать, топать ногами: «Ты почему, почему так себя ведешь? Как ты не понимаешь, что если тебе кто-то что-то делает хорошее, ты должен быть благодарным, ты должен хоть что-то сделать для него, это проявление любви, ты понимаешь?» И вдруг ребенок — у него как озарение — он вдруг смотрит на вас: «Да? Это проявление любви?» — «Да, я ж тебе, я специально купил тебе эту игрушку, я привел, сделал для тебя, я ожидал просто, что ты сделаешь какую-то мелочь, просто из уважения ко мне, из любви ко мне, ты просто уберешься у меня в комнате, у себя в комнате. Это маленькое и это проявление твоей любви в ответ, я приму это». Ребенок смотрит и говорит: «Да, хорошо, то есть таким образом, я могу порадовать тебя при любви в ответ». Хорошо, он идет и начинает убираться.

01:27:22 Для него это шок, он еще не знает ни что такое уважение, не знает что такое любовь. Если мы ему не расскажем этого, если мы его не научим этому. Что, собственно, является уважением с нашей стороны по отношению к нему, это обязанность, потому что он личность, которую мы должны учить. Если мы это не делаем, то мы его не уважаем на самом деле. Мы просто на него гневаемся и кричим, еще что-то. Не уважаем его как личность. Просто машина для исполнения наших желаний. Нет глубины этого уважения, мы должны этому учиться. Учиться уважать.

01:27:56 И после пятнадцати лет — мы его обучаем до пятнадцати лет — после пятнадцати лет нужно уже общаться на равных, говорят Веды. Общаться на равных значит, что после этого возраста уже дети должны быть самостоятельными.

01:28:15 Это не касается девочек, потому что до определённой степени эти отношения строятся на равных, но не нужно давать им полной свободы. Это в каком смысле, что женщины всегда должны находиться под защитой. Я сейчас касаюсь ведической концепции, ведического взгляда на вещи. Что в юности о них заботятся родители, потом, когда они выходят замуж — муж и в старости уже их дети. Женщины всегда должны находиться под опекой — это ведическая концепция.

01:28:53 Женщины и дети, они всегда должны быть под защитой. И потому что, если девочек не защищать, то они могут очень плохо кончить. Если позволять делать все, что они хотят, то сами знаете какое сейчас общество и что будет дальше. И так далее. Они будут вести очень распутный образ жизни, а рождение кому они потом смогут дать? Потому что от чистоты матери, от её нравственной чистоты, от её жизни, которую она вела до того как она даст рождение потомству, будет зависеть уровень чистоты той личности, которая появится у нее. Какая ответственность перед ней находится. Девочки, они очень зависимы. Они сами даже этого не понимают что они делают, но могут попасть под дурное влияние. Для них это очень просто. Женщина очень зависима от общества, от того положения, в котором они находятся. Это отразится на них, поэтому они должны находиться под защитой родителей.

01:30:14 Но мальчикам нужно позволять делать ошибки. Но с девочками уже дальше как бы всё равно с ними уже по-другому себя ведут. Уже мать с ней общается как-то так по-другому, уже как-то. Уже не просто на равных признают их интересы, им также дают родителям. Особенно должны в этом возрасте позволять детям получать то образование, которое они, собственно, они сами хотят получить. Позволять, помочь им разобраться в их внутренних потребностях, в том где они хотят учиться, как, в чем они хотят совершенствоваться. Это очень важно. И нужно не за них принимать решение, а им позволять принимать решение.

01:30:57 Потому что очень часто родители сами настаивают на том, чтобы ребенок пошел учиться именно в этот институт или кончать именно эту профессию. Это самая большая проблема. Почему? Можете настоять на этом: «иди туда, там профессия, там больше денег получают». Но он может быть пошел, сейчас там получают много денег. Сейчас, например, этих юристов. Раньше это была очень прибыльная профессия. Сейчас этих юристов на каждом шагу столько, что сейчас говорится, что спрос на них упал. К тому же, чтобы, например, заработать деньги, тебе очень тяжело вообще устроиться куда-нибудь в юридическую контору. Их так много, что они сейчас уже, уже переизбыток. Раньше, когда человек пять лет проработал, а сейчас он устроиться никуда не может. К тому же, когда он еще немножко этим позанимался реально, потом вдруг понял, что ему вообще не интересно — копаться в этих судебных каких-то делах и до какой-то степени это противно ему.

01:32:06 Ему хочется, например, в театре играть, это его привлекает или что-то другое. Потом он не может простить, а пять лет своей жизни выкинуто, его жизни. И потом не простит до конца своих дней родителям. «Из-за тебя...Ты настоял, я даже не хотел. Или настоял…» — он говорит отцу. «Я пять лет своей жизни угробил и сейчас что? Я ни материально ничего не достиг и ничего я не достиг.» И будут обвинять кого? Родителей. А кого же еще обвинять? Кто настоял-то? Но если ребенок сам принимает решение, то по крайней мере он родителей никогда не будет обвинять в этом.

01:32:45 И в этом возрасте он сам хочет принимать решения. Веды говорят, что родители должны позволять ему самому принимать решения. Нужно уважать его как личность, уже полноценную, завершенную личность. По инерции родители еще хотят с ним сюсюкаться, ему во всем указывать что ему делать, что ему не делать. И происходит прямо противоположный эффект. Потому что до этого возраста они должны были так поступать, после этого возраста они сознательно, даже если их сердце кровью обливается, они должны позволять ребенку принимать самому решения. Говорят: «ты уже взрослый и сам принимай решения». Вы даже удивитесь насколько внутри вы вырастите в глазах этого ребенка.

01:33:43 Он уже полноценная личность. Вспомните себя в этом возрасте. Мы все внутри хотим быть, утвердиться, понять, что мы самостоятельные, что мы сильные, что мы можем принимать решения. Мы хотим почувствовать уверенность в своих собственных силах — это естественная потребность роста. Вселенская задача перед ним стоит в этом возрасте. Это такая независимая природа, такая гордая, которая иногда идет в противоречие, наперекор всему тому, что встаёт у него на пути. Поэтому, чем больше родители обычно запрещают, тем назло он начинает это делать. Поэтому в этом возрасте нужно понять, признать, что у него есть какие-то свои желания, свои потребности.

01:34:34 И я помню до сих пор что, когда мне было 14 лет, даже 13 лет, папа подошел ко мне и сказал:«Я очень рано стал таким. В 13 лет я уже пошел работать на завод. Я рано стал взрослым». Как раз в этом возрасте, в таком, папа подошел ко мне и сказал: «Сынок, все, что ты захочешь. Выбирай путь, я помогу тебе. Если тебе нужно устроиться на какие-то курсы, поступить в какой-то институт или ты хочешь пойти тем или иным путем. Если тебе нужна любая моя помощь, просто скажи. Вот мое плечо. Я сделаю все, что тебе нужно. Ты во всем можешь рассчитывать на меня.» Я когда это услышал, я помню. «Ты сам принимай решения. Но все что ты примешь решения, я буду тебя во всем поддерживать». Я помню как вырос отец в моих глазах тогда. Я почувствовал такую защищенность и силу, что в меня верят, в меня верят как в личность. Я пошел своим путем, но я ему до сих пор благодарен.

01:35:51 Это то, что мы хотим, в глубине сердца каждый из нас, услышать. Потому что когда родитель и ребенок, ну он подойдет и скажет, даже они могут подходить к нам за советами: «Как нам, может мне туда пойти или в это?» Сами родители должны сказать: «Ты уже взрослый, ты сам принимай решения. В принципе, есть вот такой вариант, есть такой вариант, есть такой вариант, есть такой вариант». Вы можете предложить варианты, но не говорите: «делай это», не настаивайте ни в коем случае.

01:36:26 Вы должны сказать: «Сам выбирай, но вот мое плечо. Если тебе нужна моя поддержка всегда я тебе помогу. Ты сам принимай решение. Ты уже взрослый и я верю в то, что ты примешь самое правильное решение». И вот эти слова каждый хочет услышать. Это проявление уважения. Что меня уважают, меня уважают как личность независимую, которая может принимать правильные решения. И даже если он зайдет куда-то не туда, даже если он пойдет какой-то странной дорогой или наделает какие-то ошибки, так как мы его уважаем, он придёт к родителям, он придёт к ним за советом только потому что он видит, что его уважают. Поэтому он будет уважать их в ответ. И он будет с ними советоваться, вместо того, чтобы отвергнуть их авторитет.

01:37:20 Как делают большинство детей, только потому, что так именно не поступили родители. Что они продолжали только давить в этом возрасте, обучать его, [неразборчиво] свои давать, лезть в его собственную жизнь, настаивать на чем-то. Поэтому ребенок отвергает авторитет их, потому что они не признают его как полноценную личность, которая может принимать правильные решения, которая может идти своим путем, которая найдет путь, в него не верят. Это означает, что его не уважают. Поэтому он отвергает их авторитет. Он перестает уважать их в ответ. Это очень страшно. Поэтому это то, как нам нужно правильно себя вести.

01:38:06 Мы сегодня говорили о том, мы сейчас вкратце, в нескольких словах повторим пройденный материал. Мы говорили, что первое качество, которому учили в школе, обучали в школе, в ведической школе гурукуле — это уважать преподавателя, уважать духовного учителя, уважать старших. И три вида таких отношений, что он выражал почтение учителю, он также задавал смиренно вопросы и служил. Что любое смиренное служение той личности, от которой мы получаем знания, приводит к тому, что знание будет восприниматься качественно гораздо глубже.

01:39:00 Лучший способ также усвоить знание — это служить той личности, от которой мы получаем. Один из аспектов служения преподавателю — это поделиться, взять полученное знание, поделиться им с другими. Тогда это знание оживет в нашем сердце. И так как мы усвоили этот принцип уважения, мы с вами также поймем его гораздо глубже. Также ученика и сына на санскрите называют чхатра или зонт, потому что он должен защищать учителя или отца, даже если он совершил какой-то проступок. Сохранять уважение к старшим, даже если они совершили какой-то проступок, — это принцип культуры. Таким людям нужно продолжать оказывать своё почтение. Им, конечно, можно не следовать, если эти старшие учат нас аморальным вещам или они опустились. Но сохранять к ним почтение и уважение мы должны. Тогда мы получаем благословение Вселенских Сил.

01:40:27 Также мы говорили, что в том обществе, где уважают старших, каждый человек чувствует себя полностью защищенным. Мы рассказывали примеры из Вед, что «уважение — это качество предшествующее любви», что до тех пор пока человек не научился уважать других, о любви не может идти и речи. Это будет только эксплуатация. Также, что люди пытаются убрать этот принцип уважения из жизни, покрыть другого человека только своей любовью, потому что они хотят эксплуатировать этого человека. И в результате они получают фамильярность в свой адрес. Фамильярность приводит к пренебрежению и, в конце концов, к презрению, и кончается оскорблениями и полным разрывом отношений, кончается трагедией. И все это было в результате только того, что мы сами не хотели, перешагнули эту грань уважения, не пытались этот принцип уважения в отношениях сохранять и тщательно культивировать.

01:41:56 И уважать других значит, что мы интересы других признаем не меньше, чем свои собственные, не ниже, чем свои собственные. Что люди имеют право иметь свои интересы, мы их признаем. А любить означает, что мы интересы этих людей ставим выше, чем свои собственные. И также мы не вмешиваемся в свободу выбора этих людей, мы ставим их перед свободой выбора, позволяем им принимать самим решения. Мы на этом, наверное, остановимся, потому что у нас был огромный объем материала. Может быть какие-то вопросы?

01:43:22 [Вопрос]: «Есть ли связь ведического астрологического гороскопа и нумерологического гороскопа?»

01:43:31 [Ответ]: Да, эта связь существует. Я сам занимаюсь нумерологией и уже несколько лет. Изучает этот аспект ведического знания. Есть ведическая нумерология. Они очень взаимосвязаны. Дело в том, что по гороскопу нумерологическому можно очень много рассказать о человеке. Можно больше двух часов рассказывать, некоторые люди иногда даже в шоке. Это просто они дают дату рождения и такие общие цифры и можно очень много рассказать. Потом матрица, которая делается в результате нумерологического прогноза, создается, может также меняться. Она описывает, она также показывает общие тенденции человека. Иногда спрашивают: а как понять, если два человека родились в один и тот же день? Цифры-то одинаковые. Например, 19 мая 1975 года родились два человека, а судьба у них разная.

01:44:50 Ну, в одно время это не так часто происходит, но судьба у них различная. У одного определённый жизненный путь, у другого другой. А вы пляшете только от даты рождения и от года, месяца. Дело в том, что сама матрица, она описывает, что определённые качества переходят в другое качество. Определенные цифры могут переходить, дополнять друг друга. И опытный специалист может рассказать общие тенденции человека. Что, если ты пойдешь этим путем, у тебя такой-то есть потенциал, ты получишь вот такой-то результат. Пойдешь другим путем — ты так действовать не будешь, в твоей жизни произойдет вот это.

01:45:46 И сколько я не делал гороскопы — я вижу людей первый раз — можно с полной такой 100% вероятностью сказать даже, что как человек себя будет вести, какой у него потенциал и что он получит в определённом случае и в другом случае. Но какая связь между ними? Астрология может рассказать больше подробностей, она может сказать с чем это все связано, прошлую жизнь рассказать, какие определённые ситуации, в которые человек попадет в своей жизни. Гораздо больше подробностей, гораздо больше. Какие-то нюансы. Но общие принципы, также общие нюансы психотипа человека нумерология объясняет. Такая очень практическая наука, очень быстро можно с помощью ручки все это рассчитать, рассказать человеку. И даже знать уже как с ним общаться, что от него ожидать, что от человека не ожидать.

01:48:01 До свидания, спасибо большое за ваше внимание.

транскрибирование: Марина Бокова | Киев | Украина | 08 ноября 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 19 января 2013