Уважение - принцип духовного развития

23 августа 2007
Три вида страданий. Как их избежать? Что дает правильное поведение? Важность уважения. Для чего нам дана жизнь? Какова основная функция матери? Зачем нужно кланяться духовному учителю? Что произойдет, если этого не делать. Механизм получения знания. Как раньше принимали в школы единоборств. Для чего нужно делать черную работу? Что есть высшее богатство? История с учеником Шанкара-Ачарьи. Язык санскрит. Почему учитель должен сидеть на возвышение? Разные виды учителей. Чистота - принцип божественности. Нужно ли уважать старших?
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:34:26 | качество: mp3 24kB/s 16 Mb | прослушано: 327 | скачано: 514 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Большое спасибо! И с вашего разрешения мы тогда начнем. Веды говорят, что следование ведической культуре и вся ведическая культура, она построена на этом принципе уважения, глубоком смирении. Потому, что смирение и уважение это качества взаимосвязанные. На этом принципе построена вся жизнь человека. Вся ведическая культура исходит их этого принципа уважения. И Веды описывают, как уважение уничтожает тройственное страдание человека. Существует три вида страданий: санскрит – страдания, которые мы получаем от других живых существ в нашей жизни. Страдания, которые причиняет наше собственное тело и ум. Третий вид страданий – которые причиняют нам стихийные бедствия и внешние условия, в которых мы находимся. Даже, если наше тело и ум не страдают, по крайней мере они нам не причиняют страдания, или другие люди вокруг, это жара, холод и т.д., все это землетрясения, наводнения.

Три вида страданий. Как их избежать? 

00:03:12 Если человек действует в соответствии с законами вселенной, то законы вселенной меняют своё отношение к нему. Другие живые существа, а также наше собственное тело и наш ум перестают нас беспокоить. И существует три составляющие культуры – [ачар, вичар и упачар]. Ачар – буквально означает внешнее правильное поведение. Если человек культивирует уважение внешние, он использует слова уважения, внешне пытается проявлять какие-то жесты уважения к другим, так действует внешне, то, как результат этого Веды говорят – страдания, которые причиняют нам другие живые существа будут сведены к нулю, они будут уменьшаться, и в конце концов полностью прекратятся.

00:04:12 Мы перестанем страдать от других живых существ, потому, что мы уважаем все живые существа вокруг. И эти живые существа, они будут это чувствовать, и внешне также и внутренне они будут ощущать определённый настрой, который будет исходить из нас. Разумеется, что их агрессия будет сводиться на нет. Постепенно она полностью исчезнет. И если мы уважаем все другие живые существа, то определённое поле, которое будет исходить из нас, оно не будет притягивать таких агрессивных живых существ. Два варианта – или эти люди изменятся вокруг под воздействием этой позитивной энергии, которая будет исходить из нас или они просто будут уходить. Потому, что, как вороны не могут жить с лебедями, так и подсознательно они будут избегать нас, потому, что им будет тяжело находиться в чистом поле, в этом позитивном настрое. Если человек сам излучает сознательно из себя негативное отношение к миру.

00:05:20 Другое, ачар, мы разобрали сейчас ачар, второе это вичар. Мы разобрали сейчас физическое проявление уважения. Второе проявление уважения, второй уровень культуры – это культура на уровне ума. Когда человек культивирует в себе определённый ход мыслей и умонастроения, которое он культивирует внутри. Говорится, что есть два умонастроения святого или духовного человека, и то, что он ни критикует никого на уровне ума. Нам не нужно никого критиковать.

00:06:06 Второй нюанс, что он старается не вести себя так, чтобы вызывать критику по отношению к себе. Разумеется, что даже если мы ведем себя идеально, всегда будет находиться категория людей, которые будут критиковать. Если даже такого величайшего святого и сына Бога, как Иисуса Христа, нашлись негодяи, которые даже его распяли. Но, по крайней мере человек культивирует в себе умонастроение внутри, он старается не провоцировать, так себя вести на уровне ума и контролировать своё поведение, чтобы не вызвать критику в себе.

00:06:49 Если у вас есть возможность не общаться с теми людьми, которые, как вы знаете, будут вас критиковать, то какой смысл провоцировать их критику, и идти сознательно к этим людям, если у вас есть возможность туда не ходить. Мы говорили сейчас о правильном умонастроении, что помимо внешнего поведения, мы еще должны контролировать свой внутренний настрой. Это, честно говоря, самая большая работа – работа на уровне ума, когда мы пытаемся в своем уме уважать других, искать что-то хорошее, не обращать внимание на недостатки, потому, что у каждого есть недостатки. Вопрос – на чем мы акцентируемся? Акцентируемся на том хорошем, что есть в человеке, или акцентируемся на том плохом, что есть в человеке. В каждом человеке есть как черное, так и белое. По крайней мере полностью чистых людей мы не часто встречаем.

00:07:49 И что происходит, что если человек контролирует и развивает в себе правильное умонастроение, страдания тела и ума покидают его. У него перестает страдать физическое тело и тонкое тело также. К чему это приводит? Нам не только будут не говорить какие-то грубости или, по крайней мере, это будет очень редко происходить, но, самое любопытное, что наше тонкое тело будет также защищено. Не только мы не будем получать страдания на уровне тела, но мы также не будем получать страдания на тонком плане. Потому, что вот эта позитивная энергия, которая будет исходить из нас, она будет защищать нас от любых негативных влияний. Нас невозможно будет, наше тонкое тело пробить. Если у нас хотя бы на уровне ума, есть к какому-то человеку негатив, и у этого человека может быть тоже негатив по отношению к нам, то негатив со стороны этого человека может пробить наше тонкое тело. У нас могут быть дыры в энергетическом тонком теле. Наши чакры могут быть пробиты.

00:09:17 Но, если от нас исходит позитивный настрой, то если мы желаем счастья этому человеку на уровне ума и уважаем его, то, даже если вдруг, кто-то к нам будет относиться негативно, все эти мысли, они не будут нас пробивать. Они как бумеранг будут облетать вокруг нас и возвращаться в сторону того же, из кого они изошли. Сам Господь говорит в « Бхагавад-гите» что зло никогда не победит того, кто творит добро.

00:09:52 Если человек творит добро на уровне ума, если у него такой позитивный настрой, то его тонкое тело будет защищено. И если наше тонкое тело защищено, у нас тонкое тело большое, оно автоматически становится большим, если мы желаем всем вокруг счастья. Если мы уважаем всех вокруг, то все наши болезни на физическом плане также постепенно начинают уходить. Потому, что физическое тело также зависит от тонкого тела. Поэтому, вичара, или культивация правильного умонастроения, что является одним из самых главных аспектов культуры, помимо внешнего этикета, еще правильное умонастроение. Все это приводит к тому, что меняется наше физическое тело, меняется тонкое тело. И мы получаем огромное благо от всего этого.

00:10:52 И последнее, это упочар, переводится как «практика». Говорится, что практика уничтожает третий вид страданий, которые называются адхидайвика, страдания, которые причиняют нам стихийные бедствия. Если мы долго практикуем внешнее уважение к другим, и также уважение на уровне ума, если эта практика продолжается долгое время, то меняется полностью наша судьба. Даже если вокруг будут страдать, будут стихийные бедствия, землетрясения, многое что будет, вас это не коснется, по крайней мере, вы будете невредимы.

Что дает правильное поведение? Важность уважения

00:11:37 « Махабхарата» также говорит об этом. В «Махабхарате», я буквально зачитаю цитату, в которой говорится: «Благодаря добродетельному поведению, человек приобретает долгую жизнь, прославляет свой род, получает не гибнущее богатство, добродетельное поведение, уничтожает неблагоприятное влияние планет». Также, другая цитата из «Ману самхиты», там говорится, что даже священник, пренебрегающий правилом добродетельного поведения не получает результата изучения Вед. Но тот, кто следует добродетельному поведению, получает огромный результат. Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающий знанием этикета приносит славу всей семье. Человек дурного поведения всегда осуждаем другими и обречен на страдания и болезни и недолго живет.

00:13:23 Мы сейчас увидели, как, если человек поступает правильно, он получает огромные блага. Он перестает страдать от других живых существ, его собственное тело и ум перестает страдать. Даже, если он попадает в какие-то зоны стихийных бедствий, или вокруг происходит какая-то трагедия, вселенские силы будут его защищать. Если он уважает даже другие живые существа, к примеру, одно из качеств уважения к другим живым существам это вегетарианство, что человек не убивает другие живые существа, уважая их право на жизнь.

00:14:08 Веды говорят, что если человек просто уважает другие живые существа, следуя вегетарианству, то он может полностью рассчитывать на покровительство вселенских сил в любых экстремальных ситуациях. Может рассчитывать на него. Только потому, что человек правильно себя ведет, он уважает законы вселенной, и он уважает другие живые существа, то вселенские силы оказывают ему полное покровительство. У него всегда будет дверь к отходу, даже если он попал в какие-то ситуации, ему дают дверь, куда ему можно выйти целым и невредимым, но он должен обратиться к этим вселенским силам.

00:14:51 В принципе, это не сложно. Если он просто, даже своими словами будет к ним обращаться с просьбой о помощи. Искренне, если он правильно себя до этого вел, мы даже объясняли, как это проявляется. Что если он следовал просто вегетарианству, то вселенские силы ему будут давать защиту. Потому, что в это проявлялось его уважение к другим живым существам. Такие, очень важные аспекты.

00:15:28 И нам хотелось бы сегодня раскрыть как уважение, насколько оно важно в личной практике человека, в практике самосознания. Наша жизнь дана для самосознания. Мы должны осознать себя. Буквально, если мы разберем этимологию слова осознания – это означает, что нам нужно обрести знания или жизнь вместе с знанием. Нам нужно обрести знания о том, кто такой я, нам нужно обрести знания, что это за мир, и обрести знания об источнике этого мира, об Абсолютной истине, об источнике всех энергий. Знание состоит их этих трех аспектов – понимания, кто такой я, что это за мир, по каким законам он действует и знание о высшем законодателе, об источнике всего, о Верховной личности Бога. И живое существо должно обрести знание как общаться с этим миром, и как общаться с источником, как жить в этом мире правильно и т.д., как взаимодействовать и как осознать высший абсолют.

00:16:59 И только, если человек обрел такое знание, только такой человек будет по настоящему счастлив. Потому, что счастье человека, оно также бывает на разных уровнях. Конечно, правильно взаимодействуя с живыми существами, мы получаем определённое эмоциональное счастье и счастье от отношений. Мы вчера говорили, что каждый человек очень сильно зависит от этих отношений. Мы все нуждаемся в отношениях, мы общественные живые существа. Но, живое существо еще испытывает потребность в счастье духовном. И это особый уровень счастья, который на несколько порядков выше, чем даже счастье эмоциональное. Там также, на этом плане, на этом уровне также человек испытывает эмоции, но эмоции даже не тонкого плана, не материального плана, а эмоции духовного плана. Это качественно, совершенно другой уровень. Уровень блаженства, которое живое существо испытывает на этом уровне в тысячи, иногда даже в миллионы раз больше, чем самое большое счастье, которое можно испытать в мире материальном

Для чего нам дана жизнь?

00:18:26 И в конце концов, живое существо, до тех пор, пока оно не реализуется полностью, оно будет испытывать свою внутреннюю незавершенность. Живое существо должно реализоваться на физическом уровне, на эмоциональном уровне, и также на уровне духовном. И на интеллектуальном уровне. Таким образом, живое существо чувствует свою завершенность, свою полноту. Для нас это очень и очень важно. И в конце концов оно должно обрести знание. Потому, что мы все рождаемся в неведении. Человек по-настоящему культурным и цивилизованным становится только тогда, когда он обретает знание. Слово санскрит буквально переводится, или санскритах переводится как «культура». Что человек должен стать культурным, он должен обрести знание о культуре, знание об этом мире. Потому, что культура – это не что иное, как трамплин на духовный уровень. Потому, что культура возвышает человека до уровня в благости и высшего уровня материального мира. А уровень благости связан с чувствами счастья и знанием.

00:19:54 Человек на этом уровне, он испытывает счастье, он равно относится к другим живым существам, он обретает знание. И это помогает ему подняться на духовную платформу, на еще более даже высокий уровень. Он еще находится в пределах материального мира, но его сознание, оно действует на духовной платформе. И счастье, которое оно испытывает здесь возрастает еще в сотни и в тысячи раз. Собственно, этот уровень является целью всех мудрецов, йогов, величайших осознавших себя живых существ, и тех, кто стремится к самоосознанию. Проблема состоит в том, что многие люди, они как бы зацикливаются на уровне благости, они не идут дальше. Их конечная цель – просто не страдать. И поэтому, им даже культура и этикет нужны просто для того, чтобы, по крайней мере, ограничить свои страдания.

00:21:06 Но, если мы не идем дальше, мы лишаем себя высшего блаженства. Мы ограничиваем себя. Потому, что мы созданы для большего. Пока живое существо не испытает счастье в максимальной степени, живое существо всегда будут испытывать свою незавершенность. И это счастье в максимальной степени живое существо может получить или обрести только тогда, когда оно связано с Абсолютом, когда оно общается с высшей абсолютной истиной.

00:21:42 Поэтому, нам важно развивать отношения не только с другими живыми существами вокруг, также отношения с высшей абсолютной истиной, с личностью Бога. Потому, что чем выше цель человека, тем более высокого уровня его поступки. Чем выше поступки человека, тем совершеннее сам человек. Чем совершеннее человек, тем больше его счастье. Поэтому, мы должны иметь высшую цель. Мы созданы для высшего счастья, для самых совершенных, высочайших отношений. И эти высшие отношения, отношения с абсолютом помогут нам также общаться со всеми живыми существами вокруг также на совершенной платформе.

00:22:45 Потому, что это не означает, что человек перестает общаться с этим миром. Он начинает общаться с этим миром качественно совершенно по-другому, видя связь всего этого мира с высшей абсолютной истиной. И такой человек становится проводником тех чистых энергий абсолютной истины, проводником этого счастья и этого блаженства, проводником абсолютной истины. Господь уже начинает действовать через него и он сам обретает счастье, он делится этим счастьем со всеми вокруг. И смысл нашей жизни – обрести знание. И то, чему мы должны научиться, мы должны научиться учиться. Если наша цель обретение знания, знания о Боге, знания о том, кто такой я. Как я смогу стать счастливым, если я не осознаю, кто такой я. Логично? Я должен четко осознавать, кто такой я, в чем моя природа, в чем моя сущность, где мне, в конце концов, искать счастье. И мне нужно обрести знание об этом мире, тогда я буду счастлив. Мне нужно стать учеником, и ученичество начинается с уважения. 

Какова основная функция матери? 

00:24:25 Когда мы начинали этот семинар, мы говорили о том, что основная функция матери, она является самым первым учителем для ребенка. Она учит на примере, на своем примере. Ее основная функция – научить ребенка уважению к отцу. И она вкладывает в него своим поведением принцип принятия авторитетов, принцип послушания и ученичества. Она не объясняет ему это философски, она не читает ему трактаты или лекции. Ребенок в этом возрасте, особенно до 5 лет, когда он ближе всего с матерью, ребенок очень тщательно воспринимает её поведение и её отношение. И дальше, обычно после 5 лет детей, действуя в соответствии с ведической культурой, отдавали в школу к духовному учителю. Особенно это касалось мальчиков.

00:25:30 Девочек обычно обучали на дому. Там была целая система обучения девочек, это происходило дома. Когда им давали систему ценностей, также определённую, потому, что у них своя очень важная функция, потому, что женщины являются хранителями определённых традиций в семье. Это основная функция женщин. Именно женщины хранили определённые традиции и ритуалы. Они хранительницы домашнего очага, этому их обучали, как создать эту атмосферу дома. Потому, что мы вчера говорили – атмосферу дома создает женщина. Мужчина не в состоянии её создать, он в состоянии её обеспечить в финансах, на ней больше функции, с этой точки зрения.

00:26:34 Только когда домой к мужчине приходит женщина, только тогда все начинает облагораживаться, занавески появляются. Мужчина может спать в прихожей на коврике. Одна табуретка может быть дома, стол. У холостяков обычно все очень просто. Но, когда появляется дома женщина, что там происходит? Все начинает по-настоящему расцветать. Почему? Это у нее особая функция. Если она делает это правильно, то она может быть очень сильно вдохновляющей для начала, она создает эту атмосферу. Не зря говорится, что за великим мужчиной стоит великая женщина. Но, как это правильно занимать эту функцию, это особое искусство, этому обучали девочек с детства. И мать также учила её своим собственным примером, также приходили люди и т.д. Есть целая система обучения девочек.

00:27:33 Но, мальчики шли в школу к духовному учителю. Называется гурукула. И, первое, чему обучали детей в школе – кланяться. Кланяться учителю. Для нас может показаться это странным, зачем кланяться. Мы что, опять возвращаемся в средневековье? Что нужно кланяться кому-то?

Зачем нужно кланяться духовному учителю? Что произойдет, если этого не делать

00:28:03 Они вставали, потом они кланялись. Любопытно. И первое и второе являются проявлением уважения. Поклон, или когда человек встает, это определённые жесты уважения. Речь идет о том, что, так или иначе ученик должен поприветствовать своего учителя. И принцип состоит в том, что мы преклоняемся перед тем человеком, который обладает знанием. Это не означает, что это нужно ему. Это нужно нам.

00:28:53 Патанджали, или основатель йоги, или тот, кто написал этот трактат, йогу-сутру по йоге, он пишет, что когда заходит человек к нам в комнату, который превосходит нас уровнем знания или своим опытом или реализациями, то наша прана, наша жизненная сила, энергия начинает идти по позвоночному столбу вверх. Она начинает подниматься. И дальше он описывает очень интересные подробности. Если человек не встаёт и не приветствует эту личность, которая выше его, которая старше его, которая обладает большими знаниями и опытом. Если заходит старший человек, если человек не оказывает уважения, его этот канал перерубается и он теряет свою прану. И даже внешне, он говорит, такой человек становится подобным мертвецу. Он теряет свою жизненную энергию.

00:30:07 Почему это происходит? Человек даже может об этом не знать. Это просто вселенские законы. Обладает человек знанием законов вселенной или нет, это все действует. Они уже действуют. Незнание законов от ответственности человека не освобождает. Если вы это не делаете, вы теряете жизненную силу, вы теряете прану, санскрит «акинчана прия пранам». Об этом говорится в « Шримад-Бхагаватам», что вся эта энергия, жизненные силы изначально исходят из Бога, источника всех энергий. Он наделяет каждое живое существо определённой энергией, которая нужна для его существования. Если человек действует правильно, он получает огромную энергию. И если действует не правильно, нарушает законы вселенной, даже если он этого не знает, даже если он нарушает их в мелочах, он уже теряет свою энергию. Эта энергия обрезается, как бы обрезается столб энергетический. И он даже внешне становится подобным мертвецу.

00:31:19 Поэтому, в жизни нет мелочей. Веды описывают все эти нюансы, как себя вести. Что если заходит учитель – нам нужно встать. Или же, другое, что делали ученики, они или вставали или просто кланялись. И механизм, вопрос, зачем кланяться? На самом деле это очень глубокий момент. Сейчас людям это считается как бы стыдно, зачем я кланяться буду, это не заслуживает меня, а я такой великий, а тут я перед кем должен склоняться. Но, за этим стоят очень глубочайшие принципы - знание принципов и знание законов вселенной.

00:31:57 В «Бхагават-гите» в 4-ой главе в 34-ом тексте описывается сам механизм, вселенский механизм получения знаний. Говорится [санскрит]: «Попытайся постичь Абсолютную Истину, обратившись к духовному учителю. Смиренно вопрошай его и служи. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они постигли Абсолютную Истину». И в самом санскрите, в самом этом тексте описывается три уровня отношений с той личностью, от которой мы можем получить знание. И первый уровень – это уважение. Слово пранипад буквально означает склониться, синоним слова дандавата или поклон. И вопрос, почему, зачем это все надо, нам просто это очень удивительно. Зачем? Неужели это важно? Почему бы я просто не зашел, сел перед ним, и сказал: «Ну, давай, учи меня». Зачем нужно склоняться? Это не просто так. Учителю это даже не нужно. Ему не нужно все это. Это нужно для ученика, описывают Веды.

Механизм получения знания

00:33:18 Существуют определённые тонкие законы, они проявляются в следующем, что самое первое качество знания, это смирение. Чтобы обрести знание, сознание ученика должно быть готово, должно быть квалифицировано. И ровно настолько, насколько человек занял подчиненное смиренное положение, ровно на столько учитель в состоянии вложить в его сердце знание. Мы можем подумать, а какие проблемы, я в школе, к примеру, учусь, и я бы не сказал, что я прямо кланяюсь всем подряд, или даже учителям. И нельзя сказать, что я знаний никаких не обретаю. Что-то же я запоминаю, обретаю знания, учусь же.

00:34:09 Но, очень интересный момент. Когда человек делает это, он избавляется от своего ложного эго или своей гордыни. Слово намаст или поклон, очень не обычным образом переводится с санскрита. На - означает «не», ма - означает «мне», ст – «тебе». Не мне, а тебе. Т.е. иными словами, намасте, буквально «поклон», означает, что я преклоняюсь перед тобой, я кланяюсь тебе, не мне почтение, а тебе почтение.

00:35:09 И за этим заложен очень глубокий принцип. Что каждым своим поклоном, если человек делает это сознательно, по крайней мере, он пытается культивировать в себе правильное умонастроение, человек избавляется от своей гордыни, от своего ложного эго. Чем меньше у человека гордости, тем больше можно вложить в его сердце. Например, если сосуд полностью забит каким-то мусором, например шкатулка. До тех пор, пока, и он утрамбован. Он может туда что-то получить?

00:35:40 Мы не можем туда ничего положить. Для этого нам нужно хотя бы часть этого мусора убрать. У нас есть внутри очень много ложных отождествлений, у нас очень много гордыни. И гордыня не является каким-то великим качеством. Она является не достоинством, она является слабостью человека. Потому, что есть истинное достоинство, есть ложное достоинство. Для того, чтобы по-настоящему осознавать себя и осознавать свои достоинства, для этого человек должен осознать себя. Мы сейчас гордимся самыми ложными и странными вещами. Говорится, что в эту эпоху даже нищие будут гордиться своим грошом. Т.е. мы гордимся по всяким мелочам. Именно эта гордость, она мешает нам получить что-то высшее. Духовные учителя могут дать нам колоссальные знания. Могут помочь нам раскрыться и обрести максимальное количество качеств.

00:36:48 Посмотрите, не для кого не секрет, что мы используем только 3% своего мозга, своих способностей. Это известные исследования ученых. От трех до семи, максимум. Посмотрите, мы так мало используем своего потенциала сейчас. И мы гордимся этими тремя процентами, и эта гордость нам мешает обрести остальные 97%, то, что нам может дать духовный учитель. Потому, что из-за своей гордыни у нас неправильное умонастроение, мы не можем учиться у него. Я думал – кто он такой вообще, да чему он нас может научить, да я вообще сам все знаю, я такой великий, и кто он вообще такой, и почему ты должен ему почтение выражать и т.д. И с чем мы остаемся?

Как раньше принимали в школы единоборств

00:37:57 Это наша беда. Поэтому это начало получения знания, это шаги в сторону смирения. Почему, например, даже в школах по «Даун-с» в современных, изучал эти книги, там где описываются разные школы единоборств. И в Китае были известнейшие школы. Но, это искусство очень тщательно скрывалось в этих школах. И туда приходили ученики и их прогоняли, туда никого не принимали. И самые решительные из этих людей, которые хотели обучиться единоборству, они сидели, продолжали сидеть, их ругали, оскорбляли, выливали на них помои. Они мерзли и т.д., их не кормили, им нечего было есть. Но, они продолжали сидеть.

00:38:52 И только тогда, когда эти люди видели их решимость учиться, смирение определённое, потому, что они их унижали и оскорбляли. Это была на самом деле проверка. Только тогда человека брали уже потом, выходил мастер и он его заводил в дом. Даже когда его заводили домой, на первых порах его ничему не учили. Ему давали только самую черную работу. Он таскал какие-то кувшины, мыл кухни, убирал туалеты, мыл полы, делал самую черную работу. И просто его ничему не обучали, просто за ним смотрели. Если он выдерживал это, только после этого его начинали учить. Постепенно учитель начинал его учить и т.д.

00:39:45 Почему он терпел? Терпел - потому, что он хотел получить знания. Он хотел получить знания. Это был экзамен, который он должен был сдать, предварительный экзамен. И почему его сознательно, его испытывали и также занимали его этой черной работой? Упанишады, кстати, то же самое говорят, что когда ученик приходил в школу к духовному учителю, первое, что должен сделать его учитель, это рекомендация Вед, которые, собственно, описывают законы вселенной. Они говорят – учитель обязан занять его самой черной работой. Обязан. Чтобы он там убирался где-то в коровнике, убирался по дому, делал самую черную работу. Почему?

Для чего нужно делать черную работу?

00:40:35 Упанишады комментируют. Они говорят, что когда человек делает какую-то черную работу, делает какое-то смиренное служение своему духовному учителю, то такой человек обретает внутреннюю квалификацию, обретает смирение для получения знания. Вот это смиренное служение своему учителю или вот это умонастроение внутреннее, это способ, который помогает нам насильно победить свою гордыню. Иногда мы знаем, что мы гордимся, но ничего с собой поделать не можем. Но, это искусственный механизм. Если человек действует в соответствии с ним, эта глубинная гордость, которая мешает человеку обрести колоссальное знание и раскрыться, она уходит из его сердца. Т.е. он уже с совершенно другим умонастроением слушает своего учителя.

00:41:32 И потом, интересно, что когда эти ученики начинали учиться, они ловили каждое слово учителя. Он не метал бисер перед ними, они знали, какую цену они заплатили за это. И они ловили уже каждое слово, и даже они сами удивлялись, насколько они учились правильно. Очень интересно, что когда человек занимает такое умонастроение, когда он так себя ведет, т.е. таким образом, выражает уважение своему учителю сначала. Пусть оно таким образом проявляется, это приводит к тому, что он не просто что-то слушает, он слышит то, что хочет сказать ему учитель.

00:42:21 Потому, что восприятие знания существует также на разных уровнях. Потому, что есть знание, которое называется на санскрите гьяна, есть вигьяна. Гьяна означает, что нам дают философское знание. Нам дают информацию. И сейчас век информации. Мы прекрасно знаем, что сейчас есть интернет, мы можем залезь туда, скачать колоссальное количество информации по самым разным предметам, сейчас все всё знает, но никто ничего не делает. И мы можем слушать учителя, но мы не слышим. Даже, когда человек слушает лекции, то люди совершенно по разному воспринимают, мы вчера об этом говорили. Совершенно разные уровни восприятия существуют.

00:43:15 Один человек, он слушает это. Все. Это то, что он искал всю свою жизнь, он знает теперь, куда ему идти, что ему делать. Он всю свою жизнь строит на этих вселенских принципах, получает максимальное благо. Все. Это инструкция к действию. Другой вариант. Человек слушает и не слышит.

00:43:33 Или, как там говорится, в одно ухо влетело, во второе вылетело. Дело в том, что когда учитель дает ученику знание. А совершенный учитель, когда он дает знание ученику, вместе с этим знанием он дает еще свой осознанный опыт этого, дает свою вигьяну, свою реализацию. Если ученик находится в смиренном состоянии ума, когда он готов, когда он уважительно ведет себя к учителю, когда у него такой настрой, он получит не просто философское знание, интеллектуальное знание, он получит саму эту реализацию, которая есть у учителя, его отношение к этому предмету. Он всю глубину этого предмета поймет, всю суть. И это совершенно другой взгляд на вещи, совершенно другой взгляд на жизнь. И это цена, вот это уважение, которое он заплатил перед этим, это смиренное служение, эту цену, которую он заплатил, для того, чтобы получить вот это, купить высшее богатство.

Что есть высшее богатство?

00:44:52 И высшим богатством являются не деньги, являются не какие-то материальные вещи, а знания. Веды говорят, что высшим богатством является знание, потому, что его невозможно украсть. Если деньги можно украсть, можно украсть многое что. Но знание – это ваше вечное достояние, куда бы вы не отправились. Если даже вдруг вам придется съехать с вашей квартиры, или вдруг у вас не будет денег, то, что вы возьмете с собой всегда, что будет вашим вечным спутником, вашим вечным другом, это знание. Это лучший помощник, это то, что вам будет помогать в жизни. И вы будете действовать правильно, вы обретете все – счастье как в этом мире, счастье также в мире духовном. Поэтому, это квалификация ученика.

История с учеником Шанкара-Ачарьи

00:45:51 Есть очень интересная история. Один из величайших святых в своё время, один из величайших учителей Индии, его звали Шанкара-Ачарья. Он путешествовал по всей Индии. Его сопровождали 5000 учеников. С огромной процессией он путешествовал и он очень сильно проповедовал, он давал свою философию людям. И у него был ученик, которого звали Гири. Этот ученик был такой, не очень разумный, слегка такой глуповатый. И другие ученики, у которых было семя пядей во лбу, они его постоянно задирали, они издевались над ним – да ты бестолочь, ты такой, ты сякой. Но, Гири, он служил своему учителю. Служил Шанкара-Ачарьи. Он стирал одежду за своим учителем, делал самую скромную работу, самое скромное служение.

00:47:02 И однажды, Шанкара-Ачарья решил, увидев, как те относятся к его ученику, что мы тут слушаем, сложную философию познаем, ты тут какой-то ерундой занимаешься, просто служишь своему учителю, он решил преподать им урок. Он пришел на берег Ганги, сел учитель. Он сел на берег Ганги и все эти тысячи учеников сели вокруг него. И стали слушать. Потому, что каждый вечер он садился и давал им знания. И они слушали, ловили каждое слово, которое говорил учитель, размышляли над сказанным. И учитель сказал: «Мы не будем говорить до тех пор, пока не придёт Гири». А в это время этот Гири, он был на Ганге и стирал одежду своего учителя. Он не знал, что 5000 человек его ждет, что он «минуту за минутой» , а его и нет и нет.

00:48:16 И прошло 10 минут, полчаса, час, только через час он появился. И эти ученики от негодования, они кипели. Они сразу стали на него цыкать: «Ты, бестолковый, мы заставили тебя, дурака ждать, учитель ждал, когда ты придешь». Но, они даже не пеняли, что учитель ждал, они думали, что мы такие умные, тут ждали тебя, из-за тебя не обучались. И вдруг этот Гири заговорил на санскрите. Санскрит, как мы знаем, это очень сложный язык. Чтобы овладеть грамматикой санскрита требуется около 12 лет. Только грамматикой овладеть.

Язык санскрит

00:49:03 Сложнейший язык, потому, что этот санскрит, это язык, который описывает все процессы в этом мире. Сложнейший язык. Самый сложный и с помощью него можно описать все, что угодно. Наш язык, которым мы гордимся, хотя русский считается одним из самых таких красноречивых языков, он очень, очень и очень ограничен, по сравнению с санскритом. Там у одного слова может быть до 100 значений, в зависимости от того, в какой части предложения ты его поставил и т.д. Определенные вещи освещаются, делаются разные акценты и т.д.

00:50:00 Этот язык, он очень глубокий, очень красивый. На самом деле, его называю Деванагари или язык Вселенной, вселенский язык. Дева означает высшая планетарная система, иерархия высших планет, нагари это значит язык. С помощью именно этого языка раньше древние цивилизации общались друг с другом. Это язык межпланет. Этот язык обладает такой силой, что санскрит, буквально эти слова на санскрите, энергетически, этот звук, он полностью содержит информацию об описываемом предмете. С помощью санскрита, если человек знает, как им правильно пользоваться, есть определённые механизмы, как можно материализовывать разные предметы и т.д. Это глубочайшая наука. Санскрит – это самый уникальный язык, который существует, и одновременно самый сложный.

00:51:08 И этот Гири заговорил на санскрите. И не просто на санскрите, а на самом сложном диалекте санскрита. Вдруг из него полились стихи спонтанно, в которых он начал прославлять принцип духовного учителя. Стал прославлять духовного учителя. Кто такой духовный учитель, насколько важно быть учеником, насколько важно служить учителю, что человек обретает за счет этого. И эти стихи, он произнес 100 стихов в размере, который называется тотока. И тотока, если тот, кто знает санскрит, знает, что если человек в этом размере в состоянии писать какие-то стихи, все начинают просто хлопать в ладоши, его сразу считают уже выдающимся ученым.

00:51:58 Это нужно быть просто экспертом, буквально академиком для того, чтобы на этом размере писать какие-то тексты, стихи именно слагать. А из него спонтанно, из него вытекло, он 100 стихов во славу учителя, что духовный учитель является представителем Господа, что он полностью осознавшая себя душа, тот человек, который является представителем всех полубогов, иерарха высших планет, что они прибывают в его теле, что просто служа учителю, человек обретает реализацию, получает знание и т.д. Он стал описывать сущность этого предмета, кто такой учитель и что человек получает, служа ему.

00:52:31 Все опешили. И самое удивительное, и Шанкара-Ачарья сидел и улыбался. Потому, что все это знание открылось, у него все знание открылось просто через служение учителю. Это не просто так, потому, что «Махабхарата» говорит, что кому ты служишь, таким ты и станешь. Это вселенский принцип. Когда мы служим какой-то личности, мы приобретаем качества этой личности. Когда человек служит осознавшей себя душе, что человек получает? Он получает осознание. Он получает реализацию. Это переходит к нему автоматически. Так это происходит. Его сердце становится одновременно вместе с этим смиренным, восприимчивым, если учитель хочет проявить милость, дать ему знание, то он готов его услышать. Он не просто будет слушать, он услышит. Он поймет, что он хочет сказать.

00:53:30 Почему? Потому, что через это служение он выражает уважение. А получение знания, оно начинается с уважения к той личности, у которой мы получаем знания. Поэтому, сначала, говорится, только после того, как человек уважает, он может задавать смиренные вопросы. И после этого он может по-настоящему практиковать. Поэтому, получить реализацию, знание, начинается с развития уважения. Если мы хотим действительно реализовать, чтобы это стало нашем достоянием, чтобы это было нашей сущностью, что мы получили это сокровище, что нужно делать? Нужно служить. Иными словами надо делать шаги в сторону смирения. Избавляться от гордости. Таков механизм.

Почему учитель должен сидеть на возвышение?

00:54:39 И, интересно, что сама «Бхагават-гита» является квинтэссенцией ведического знания. Но, мало кто знает, что хотя Господь давал знание этой науки Арджуне, то рядом с ними была еще личность, которая также слушала всю «Бхагавад-гиту». Это был Хануман. Он находился сверху на куполе колесницы. Хануман – это особая личность, особое живое существо. Он также один из учителей этого мира, у него особая функция. Но, он находился сверху на куполе, а более точно – находился на флаге в своей тонкой форме. Он там находился потому, что пообещал, что в этой форме будет защищать Арджуну во время битвы.

00:55:43 И это не просто какая-то иллюзия, что он прямо там находился. Находясь там в этой форме, он мог слышать все то, что было произнесено Арджуне. Он слышал все эти тексты. Там, где все 700 стихов на санскрите, в которых описывается квинтэссенция всего знания Вед. Упанишад или знание «Бхагавад-гиты» является самым сокровенным знанием Вед. И он также все это слушал. Говорится, что он выслушал каждый текст. Но, вы знаете, говорится, что он ничего не понял. И великие ачарья, учителя прошлого, комментируют, почему. Только потому, что он слушал сверху вниз.

00:56:38 Этот принцип, казалось бы такая простая вещь. Почему, например, в ведической культуре учителя сажают на сидение, такое почетное сидение на возвышении. И место называет «вьясасана» . Асана означает сидение. На возвышение его сажают. Ученики сидят возле его стоп, они сидят на полу внизу. Почему? Это не потому, что ему нужно. Сам учитель, он осознавшая себя душа, у него нет гордыни, он не держится за славу, за почет. Потому, что испытывает счастье, которое в миллионы раз выше этого счастья, которое человек просто может получить за счет этих прославлений мирских. Ему не надо этого, у него нет эго. Ему не нужно доказывать своё величие, или он не испытывает счастья от прославления других. Потому, что он испытывает счастье более высшего порядка. Он садится на это возвышение только из уважения к своему принципу передачи знания. Только по этому. Он знает, что если этого не будет, ученики просто не смогут это воспринять. У них знаний не останется в сердце.

00:57:57 Если вы просто сидите, даже на одном уровне с учителем, т.е. не будет настоящей реализации знаний. Учитель должен быть всегда выше. Ученик должен сидеть ниже учителя. Таков механизм. Если чайник ниже стакана, туда можно налить? В стакан можно налить что-то? Только, если стакан опустится ниже чайника, только тогда туда можно что-то налить.

00:58:36 Важно не только, что в сознании человек должен выражать почтение к своему учителю, это должно быть также и физически. Даже, если у нас, может быть, нет этого почтения, но, если человек физически это делает, и пытается культивировать в себе такое умонастроение, то, постепенно, это правильное умонастроение к нему придет. И он станет восприемником этого знания, он уже квалифицирован его услышать и принять. Такие аспекты. И мы тогда идем дальше.

00:59:37 Мы еще расскажем некоторые моменты, что касается знания. Сам учитель находится в смиренном состоянии ума. По настоящему, он может быть проводником знания, только если он сам уважает это знание и уважает своего учителя. Только тот человек, об этом говорится в Ведах, который преклоняется перед своим учителем и перед Верховной личностью Бога, только такой человек обретает знание. Это знание само, все ведическое знание начинает раскрываться в его сознании. Тот, кто обладает непоколебимой верой в Бога, в своего учителя. И чтобы самому стать учителем, для начала нужно стать учеником. И в своем сознании он занимает смиренное состояние ума. Он считает себя учеником.

01:00:37 Итак, он находится в этом смиренном состоянии ума, он уважает Бога, преклоняется перед ним, он уважает своего учителя, и он уважает само ведическое знание. Он преклоняется перед ним. Когда он находится в таком состоянии ума, то он является совершенным проводником «самад-чит-шакти» или энергии знания Бога. Она начинает действовать через него и проходить через него. Эта энергия знания начинает проходить через него. И он сам будет удивляться тем вещам, которые он будет говорить. Потому, что он проводник совершенный. Он не считает себя центром вселенной, он уважает внутри. Если ученики уважают его, он всего лишь будет проводником совершенным и сможет в них положить. Так работает эта цепь преемственности. Мы все подключаемся. Он становится розеткой, кто-то подключается к этой розетке, все получают благо.

01:01:56 Но, даже учитель, культивирует внутри уважение. Он также должен уважать своих учеников. И уважать их тоже, как личностей. Он должен находиться в умонастроении уважения к ним. Настоящий учитель не считает себя господином. Он считает себя смиренным слугой своих учеников. Только тогда он может по-настоящему быть проводником. И он принимает это почтение и уважение со стороны учеников только ради их блага, не ради себя. Только для того, чтобы они получили это знание. Только ради самого этого принципа получения знания. Сам же он так же кланяется перед своим учителем. Так работают эти механизмы.

01:02:47 Мы сейчас разобрали, как человек учится в духовной жизни. Нам нужно, по крайней мере, мысленно склоняться перед той личностью, от которой мы получаем духовное знание. Складывать руки, вставать, кланяться перед этой личностью, по крайней мере, преклонять свою голову. И тогда мы сможем получить. Но, человек также должен учиться у всех и всему. Один из величайших мудрецов сказал, что, из философов, он сказал: «Любой человек, которого я встречаю в своей жизни, этот человек обладает большими, чем я знаниями в чем-то. У каждого человека есть хоть что-то, чему я могу научиться. И поэтому я уважаю его за это. И я учусь у каждого. Каждый человек, с которым я соприкасаюсь в своей жизни, является моим учителем».

Разные виды учителей

01:03:59 Есть разные виды учителей. Мы сейчас говорили о духовных учителях. Есть материальные учителя, есть материальные науки, мы также учимся у них. Некоторые люди будут из материальных учителей учить нас позитивно, некоторые негативно. Наблюдая за поведением некоторых, их этих материальных учителей мы будем видеть, как нам не нужно поступать с другими. Это тоже учителя. И вместо того, чтобы обижаться на этих людей, нам нужно тоже их уважать внутри, как учителей, вселенских учителей. Через них, через этих людей, вселенские силы меня чему-то учат. Эти люди всего лишь мои вселенские учителя. В конце концов, все люди, с которыми мы соприкасаемся, они наши вселенские учителя.

01:04:58 Нам нужно учиться. Цель законов вселенной, цель нашей жизни это обрести знание, обрести реальный духовный опыт. И нас будут помещать в разные обстоятельства, мы будем соприкасаться с разными людьми. Но, вопрос только в том – захотим мы учиться или нет? Будем мы уважать учителей, то знание, которое нам будут давать, будем ли мы хотеть учиться. Вопрос только в этом. Большая часть людей, вместо того, чтобы учиться, делать выводы, размышлять, они живут очень поверхностно. Они не делают выводы, они оскорбляют учителей. Они не пытаются учиться по жизни, просто бессмысленно тратят свою жизнь. В конце концов, они остаются неучами. И так как они остаются неучами законов вселенной, они забирают у них человеческую форму жизни. Потому, что только человек может учиться, только человек может задавать вопросы. Учение означает вопросы. Только человек может задавать вопросы – кто такой я, что за мир, что за источник этого мира и законы, как мне жить, для чего я живу.

01:06:21 И если человек не задает такие вопросы, то он животное на двух ногах, говорят Веды. Потому, что животные тоже не задают вопросы, они просто скользят по жизни. Единственное, что их волнует, это просто еда, секс, оборона и сон. Но, эти четыре потребности, которые есть как у людей, так и у животных не являются самоцелью человека.

01:06:46 Самоцелью является обретение, нашей целью является обретение знания, кто такой я и кто такой Бог, что это за мир, что это за законы вселенной, как мне действовать правильно в гармонии с этими законами, не нарушать их, в гармонии с высшим законодателем. И если мы не учимся – мы не уважаем себя. Часто люди задают вопрос – а что значит уважать себя?Уважать себя по настоящему – значит ценить человеческую форму жизни, не тратить её на глупости. Это значит уважать себя.

01:07:30 Если человек живет бездумно, если человек живет неосознанно, неосмысленно, если он не пытается учиться и делать выводы, то он не уважает себя, он тратит свою жизнь просто на мусор, на грязь. Просто не уважает, потому, что он создан для величайших вещей. На каждого из нас есть огромное ожидание свыше. Мы должны делать свою жизнь совершенной. И также мы можем сделать совершенным жизни других, мы можем помочь другим. Но, если наша жизнь протекает на уровне не существования.

01:08:20 На самом деле, если человек живет жизнь неосознанно, неосмысленно, целью его жизни являются какие-то поверхностные вещи, просто урвать что-то, или он просто пытается найти какие-то очень.., счастье низшего порядка, и не пытается обрести нечто высшее, полное, совершенное, то он просто нищий человек, он обкрадывает сам себя. Это не существование, это прозябание просто. Это очень печальная ситуация, это нужно плакать. И поэтому, нам нужно уважать себя, означает, ценить каждое мгновение, которое нам дается, не тратить его напрасно, тратить его для самосознания. Каждое мгновение бесконечно ценно, потому, что это мгновение. Каждое мгновение, говорит «Вишну-пурана», его невозможно вернуть даже за богатство всего мира. Невозможно.

01:09:34 Наша жизнь дана для самосознания. Если человек не только мгновения, он дни, годы своей жизни, всю свою жизнь тратит на какую-то ерунду. Это просто трагедия. Потому, что за счет этого мгновения мы можем приблизиться к абсолютной истине, мы можем достичь совершенства нашей жизни, можем делать шаг в сторону высшего вечного счастья, блаженства. И для этого дана наша жизнь. И уважать себя означает – не тратить своё время понапрасну. По крайней мне, мы может быть не сможем так жить, это уже определённый уровень сознания, когда мы каждое мгновение, мы тратим именно так. Именно это одно из качеств осознавшей себя души. Она называется (санскрит) «авьятха калатвам». Означает, что осознавший себя человек, он даже секунды не тратит напрасно. Каждую секунду он использует для самосознания. Т.е. осознавшая себя душа так живет постоянно, но, он к этому пришел. Это требует определённой практики. Невозможно сразу так действовать. Нужно время, нужно учиться так жить.

01:11:02 По крайней мере мы начинаем с того, что мы все чаще и чаще, все больше времени пытаемся задумываться, осознавать, делать осознанно. Пытаемся так построить свою жизнь, что каждый, любая наша работа, все, чем мы занимаемся, мы будем приближать к Богу, что она будет нас развивать, будет помогать нам раскрываться, развиваться нам как личности.

01:11:34 И самое большое наслаждение – это видеть, как моя жизнь проходит осознанно, осмысленно, что я живу ради чего-то высшего. И самое большое наслаждение, которое испытывает человек, и все больше и больше будет таких моментов. В конце концов, 24 часа в сутки человек будет жить только для этого. Это совершенство. И он полностью реализуется. Это огромное счастье его уходит в высшую вечную обитель личности Бога, где все исполнено вечности, знания и блаженства. Он совершенен, он полностью реализовался, он готов. Там его вечный дом, где все исполнено счастья, блаженства и знания. Он возвращается туда.

01:12:32 Спасибо большое. И все начинается с уважения. Вся наша жизнь, вся работа над собой, она пропитана этим уважением. Мы говорили сегодня о том, как следование принципу уважения убирает тройственные страдания. Культура построена на трех, она состоит из трех уровней. Если человек на внешнем физическом уровне проявляет уважение, уходят страдания, которые причиняют нам другие живые существа. Они начинают уходить. Если человек на уровне ума следует принципу уважения, пытается культивировать в своем умонастроении уважение к людям вокруг, пытается их уважать внутри, он поступает правильно и меняется его тонкое тело и грубое тело. Уходят страдания на уровне тела и на уровне ума.

01:13:54 Если он практикует долгое время, культивирует внешнее поведение и правильное настроение, то на него перестают влиять страдания от стихийных бедствий. Он будет всегда защищен даже в экстремальных ситуациях. Вселенские законы, вселенские силы, иерархии вселенных будут его защищать, они будут выводить его из разных обстоятельств. Он как поплавок, который будет всегда на плаву, даже если другие будут тонуть. Потому, что его правильный менталитет, его умонастроение, его благочестие, которое он зарабатывает, оно будет держать его всегда на поверхности, на плаву.

01:14:42 Также, мы говорили, что наша жизнь дана для самосознания, что это высшая цель человеческой жизни. Нужно познать кто такой я, что это за мир, и кто является источником этого мира, высший абсолют или источник всех энергий. И только знание об этих аспектах делает нас счастливым. Т.е. нам нужно обрести счастье не физическом уровне, на эмоциональном уровне, на интеллектуальном и также на духовном уровне. И из духовного уровня исходят уже интеллектуальный, эмоциональный и физический. Поэтому, когда человек развивается духовно, потому, что именно эти энергии являются источником материальных энергий. Человек по-настоящему реализуется. Человек может от внешнего к более тонкому идти или от более тонкого к более внешнему. Но, так или иначе, человек должен развиваться на всех планах, только тогда он будет испытывать полное счастье.

01:15:52 И мы говорили, чтобы получить знание, нужно почтительно относиться к учителю. И поклоны, или уважение, или когда человек встает, если человек делает это осознанно, он избавляется от своей гордыни. Чем меньше у него гордыне, тем больше знания сможет в него войти. Он будет получать не просто знания. Он будет получать осознание, или реальный опыт, качественное восприятие будет совершенно другое. Именно поэтому все священные писания и все учителя прошлого [неразборчиво] занимали учеников в смиренном служении и те делали черную работу ради их блага, не ради себя. Не то, что они хотели этим наслаждаться, не то, что им это нужно это почтение. Нет. Ради них. Они уже осознали себя, им не нужно это. Они уже умиротворены и счастливы. Ради них. Из сострадания. Хотя этот ученик из-за своей может еще этого не понимать. Он поймет только потом.

01:17:09 И также вся наша жизнь это учеба. Все люди - наши вселенские учителя. Мы должны учиться. Учиться не только у духовных людей, нужно учиться у жизни, нужно учиться у всех людей вокруг. Но, чтобы учиться, нам нужно уважать этих учителей. Не обижаться на них, не оскорблять. Уважать. Уважать сам этот принцип. Спасибо большое за ваше внимание.

Чистота - принцип божественности

01:17:50 [Вопрос]: «У меня дома водятся тараканы. И они создают некоторые неудобства, особенно когда их много. Как правильно вести в этой ситуации, в смысле пытаться вывести их или делать что-то другое? ».

01:18:33 [Ответ]: Есть некоторые механизмы, которые помогут, в любом случае. Нам нужно начать, насколько можно, с чистоты. Потому, что для нас это очень важно. Достаточно просто заглянуть за печку, и в каком состоянии у нас хранятся зерновые, и заглянуть в шкаф. Мы увидим, что зачастую там можно кормить миллион тараканов. Говорится, что чистота – это один из основных принципов божественности. Поэтому, кухня, в соответствии с древней традицией является продолжением алтаря. В Индии обычно на кухне люди готовили, после этого они несли на алтарь освящать пищу. До сих пор во многих семьях в Индии люди только на кухню заходят в чистом виде и на кухне идеальная чистота. Там, может, пылинки не найдешь.

01:19:38 Почему? Потому, что, говорится, что от чистоты на кухне зависит качество пищи. И также, насколько она переварится. И говорится, что, это еще также важно под другим моментом, потому, что в Ведах говорится: «Что если не ссорится муж с женой, если дома правильно встречают гостей незваных, и должным образом хранятся зерновые продукты, в этом месте поселяется богиня процветания». Если все делать таким образом. Если вы хотите, чтобы ваша семья процветала, чтобы у вас было достаточно средств, то тогда храните зерновые идеальным образом. Должна быть банка в каких-то емкостях, тогда уже этих тараканов будет меньше. Потому, что, в конце концов, тараканам есть что есть, правильно? Поэтому, посуда должна мыться. Разумеется, что грязная посуда, когда мы её оставляем, привлекает тараканов. Все должно убираться куда-то или в холодильник, и все должно накрываться тщательно. Уже их будет гораздо меньше и зачастую они вообще даже уходят.

01:21:28 У моих знакомых, я сам видел очень не обычный пример. Они живут в частном доме. И в полуподвальном помещении под ними живет семья бомжей. Это не совсем бомжи, но алкоголики. Муж с женой и к ним приходят другие алкоголики, разумеется, они там пьют. И у них столько много тараканов, там буквально миллионы, они падают с потолка, это очень страшное зрелище. Просто страшное. Все, что не допивают и не доедают эти алкаши, доедают все эти зверушки. Тараканы все это доедают. Они потом, если нечего есть, они кусают этих алкоголиков, у них прямо такие на руках следы их укусов. И любопытно, что прямо над ними живут мои знакомые, эта семья. Они очень духовные люди.

01:22:32 И основная обязанность жены, она считает это основной обязанностью, чтобы дома была идеальная чистота. С утра до вечера там все моют, там очень чисто. Там все так чисто. Когда я к ним пришел, я просто очень удивился. Интересно, что это старый дом, есть щели, всё равно можно как-то найти пробраться наверх. Если даже таракан просто пролезает в дом, так смотрит, и убегает. Потому, что тараканы по своей природе принадлежат к качеству материальной природы, которая называется невежество. И грязь, она относится к невежеству. Естественно, что грязь, она по своей природе будет накапливаться, потомучто весь материальный мир, это мир невежества. Но, если мы стремимся, по крайней мере, насколько можно её убирать, поддерживать эту чистоту, работать над этим, то энергетически, даже у них природа несовместима будет.

01:23:28 Там, где есть чистота, там не будут жить живые существа, которые живут в грязи, для них так не естественно жить. Также те люди, которые находятся в чистоте, им тяжело жить в грязи. Например, если мы попадем к каким-то бомжам, нас будет выворачивать. А для них, это может быть норма жизни. Поэтому, для нас очень важно, насколько можно, поддерживать эту гуну благости. Благость означает поддерживать эту чистоту. Тогда уже имеет смысл бороться как-то с ними, иначе все это повторится. Потому, что, в конце концов, глубинная причина все-таки в нас. Может быть, Господь специально дает нам какой-то стимул, еще больше углубиться в чистоту. Спасибо вам большое за очень хороший вопрос.

Нужно ли уважать старших?

01:24:28 [Вопрос]: «Сохраняется ли механизм уважения на взаимоотношения старших и младших? Т.е. если младший не встает, когда приходит человек преклонного возраста, теряет ли он свою энергию, если не выражает уважение старшему? Наверное, это не обязательно в духовности применимо, а вообще, в быту?»

01:24:53 [Ответ]: Совершенно верно, да. В любом случае, пожилые люди, они обладают большими, чем мы опытом. Поэтому, ведический этикет, он таков, что если человек нас старше, по крайней мере, по возрасту, то нужно всё равно выказать ему уважение. По крайней мере за его возраст. Есть 5 критериев старшинства. И один из них это возраст. Естественно, мы можем возразить, посмотрите, есть люди, которые, может быть молодые, но обладают большими знаниями, и может быть даже, чем люди в преклонном возрасте. Потому, что даже опыт опыту рознь. Опыт греховной деятельности отличается от опыта духовной деятельности. Поэтому, иногда можно видеть людей, которые может быть более молоды, чем мы, но в физическом плане обладают большей реализацией и большими знаниями, чем мы, которыми мы можем не обладать - этим духовным знанием, если мы не практиковали серьезно свою духовную жизнь, понимание законов вселенной, принципов этого мира и т.д.

01:26:17 Но, всё равно мы должны уважать этих людей. Это сам принцип. По крайней мере, мы должны уважать его возраст. Все равно у него есть какой-то опыт, которого нет у нас. Этот принцип уважения, он всё равно действует. Хотя, есть другая сторона этого момента. Человек, который обладает знанием, он выразит почтение даже молодому человеку.

01:26:58 И есть знаменитая, удивительная история с Парамакандой Риши. Это величайший мудрец, он пришел в Гималаи, в ту область, которая известна как Бадарикашрам или Шамбала. Он осознавшее себя живое существо, один из самых старших живых существ во вселенной. Однажды он получил особое благословление, что он будет жить столько времени, сколько будет существовать эта вселенная. Он получил такое благословление от Господа. Поэтому, это личность, которая видит, как при нем умирают разные живые существа, он видел, как сменялись поколения, цивилизации, как они гибнут, рождаются новые. Он свидетель всего этого. И, можно представить, какой у него опыт, какое у него сознание природой сформировано, он многое что видел, мы умрем, он будет существовать и т.д. Ему дают определённую энергию и т.д. Его тело, он будет существовать все это время.

01:28:15 Но, так или иначе, когда он находился, он пришел в эту область, там сидели, это место Шамбала, где живут величайшие йоги, мистики этой вселенной. И когда он зашел туда – все встали, чтобы выразить ему почтение. Он один из самых первых живых существо во вселенной. Когда вселенная заселялась, он появился один из первых. Еще к тому же, он столько времени уже живет. Хотя люди за счет йоги, за счет определённой практики, могут продлевать свою жизнь, также до определённого уровня. Есть определённые возможности. У него эта возможность не ограничена. И они все встали. К тому же он обладает знанием, опытом, он величайший мудрец, йог, мистик и т.д. Все встали. Он подошел к одному мудрецу, на коленях у которого сидел маленький малыш. И поклонился этому маленькому малышу. Когда он встал, он прочитал в глазах этих мудрецов знак вопроса. Все были шокированы. Он, такая величайшая личность, и вдруг кланяется какому-то ребенку, пацану, который только что родился.

01:29:48 Посмотрев на них этот мудрец произнес: «Старшинство определяется не возрастом. Настоящее старшинство определяется уровнем осознания человека, глубиной его реализации. Этот малыш никто иной, как Парашара Муни, составитель всей ведической литературы». В будущем этот ребенок, он уже осознавшая себя душа с прошлой жизни. В будущем этот малыш, он уже с рождения обладает знанием всех Вед. И в будущем он опишет комментарий к Ведам. Его сыном станет воплощение Бога. Сам Бог высшая абсолютная истина, придет, станет членом его семьи, станет его сыном только потому, что его сердце полностью чисто, он совершенный проводник. И сам Господь просто ради него, чтобы общаться с ним, он сам придёт в его семью.

01:31:06 Можно представить, какой совершенной личностью нужно быть, осознавшей себя душой, чтобы сам Бог, впоследствии захотел прийти и Вьясадева, это воплощение Бога, которое заранее было предсказано в Ведах, где он придет. Он стал потом его сыном, и Вьясадева уже прокомментирует и запишет 10 миллионов стихов на санскрите. И он знал, кто перед ним, у него было видение, и он видел уровень его знания и его осознания, его чистоты. У него не было зависти.

01:31:50 Потому, что когда ты кланяешься, ты получаешь милость. Выражая почтение великим, ты получаешь их благословление. Завидую им, ты лишаешься своих хороших качеств. Когда ты служишь им и преклоняешься перед великими, то их милость, их знания, их реализация перетекает на твою голову. Так как у него не было зависти, он хотел не сражаться с ними, не доказывать, что я выше, что я старше, что у меня больше опыта в жизни. Ему истина была важна. Суть. Потому, что есть разные восприятия мира. Некоторые люди видят этот мир поверхностно, а есть люди, которые видят природу вещей, глубину вещей. Ему был важен не просто какой-то внешний этикет, ему важна суть предмета, важно осознание. Хотя, осознавшие себя души, также учитывают и возраст, тоже с ним считаются. Чтобы показать пример другим. Но, особенно они оказывают дополнительное, особое уважение, если у человека есть опыт или знание, понимание предметов и сути предметов, природы вещей, природы этого мира.

01:34:12 Спасибо вам. До свидания.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 01 ноября 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 21 января 2013