Дома гороскопа часть вторая

Рига - 25 февраля 2012
лекция для начинающих из раздела «Ведическая астрология Джйотиш» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:04:10 | качество: mp3 48kB/s 22 Mb | прослушано: 2082 | скачано: 1198 | избрано: 9
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Итак, восьмая глава «Бхагавад-Гиты». Восьмая глава, скажем так, это та глава, вот с которой у меня все началось. Началось с желания пересмотреть свой взгляд на гороскоп через призму «Бхагавад-Гиты». Восьмая глава называется «Достижение обители Всевышнего», так называет её Прабхупада. И Шрила Шридхар Махарадж называет - «Путь к совершенной свободе». Что такое восьмой дом в астрологии. Восьмой дом – это дом продолжительности жизни. По восьмому дому определяют вид смерти. Также это дом мистических совершенств (йоги) и дом мокши (освобождения). Восьмой дом, как правило, развит у людей, скажем, которые в прошлой жизни практиковали разные какие-то практики, которые имеют сиддхи и так далее. В восьмой главе Кришна говорит: «Все живые существа находятся во Мне. Я, Высшая Личность, пронизываю Своим сознанием всю вселенную. Но соприкоснуться со Мной можно, лишь обладая безусловной преданностью Мне, в которой нет и тени собственной выгоды, нет отречения и желания заполучить власть над природой, овладеть секретами йоги. Без преданности невозможно войти в Мою высшую обитель - ни самостоятельно, ни с помощью других».

00:01:43 И вот здесь очень важно. Потому что здесь Кришна как раз и подчеркивает, что в его обитель можно войти, только, не желая овладеть секретами йоги. Т.е. настоящим йогом можно стать, только, не желая, скажем, этого, а преследуя совсем другую цель. Цель служения Кришне. И я говорила, что многие люди часто путают такие вот понятия, как духовность и сиддхи. Часто святым называют того, кто обладает совершенствами. Но мы должны помнить, что как бы внешне красиво, скажем, не блестел человек, пусть он и там обладает видением, там, ясновидением или еще какими-то другими совершенствами, но если он не посвящает свою деятельность Богу, то он является просто йогом, а не высшим йогом. Кришна говорит, что: «Только тот, у кого нет и тени собственной выгоды, нет отречения и желания заполучить власть над природой».

00:03:00 И здесь он подчеркивает, что без преданности ему невозможно попасть в его высшую обитель. Далее, он говорит, рассказывает о пути йогов, он рассказывает о видах смерти. Не случайно именно по восьмому дому астрологи определяют, какая будет смерть. У кого-то - сладкая; у кого-то – внезапная; у кого-то – тяжелая. И так далее и так далее. И все это показывает восьмой дом гороскопа. В восьмой главе «Бхагавад-Гиты» Кришна описывает каким образом покидают йоги тело и приходят либо в райские миры, либо в адские миры. Он описывает, что тот йог, который покидает, там… сейчас прочитаю. «Праведник попадает в райские миры, если оставляет тело темной ночью в течение двух недель убывающей луны, в течение шести месяцев, когда Солнце движется в южном полушарии. Однако он вынужден будет родиться на Земле снова». Т.е. он дает описание тех, кто попадает, скажем, в высшие райские миры. Но он говорит при этом, что: «.. однако, она вынужден будет родиться на Земле снова».

00:04:25 Итак, он четко показывает, что рай – это не конечная цель существования нашей души. Потому что родиться вновь на Земле, наша душа… ей придется, когда будет исчерпана её благоприятная карма. В соответствии со своей хорошей кармой, душа попадает в райские миры. Уходит, вот тут, как описано, в убывающую луну, темной ночью. И так далее и так далее. Но, при этом, исчерпав свой благочестивый запас кармы, мы опять приходим на средние планеты, как наша Земля. И опять здесь страдаем и мучаемся.

00:05:10 На средних планетах душа пребывает в теле и испытывает страдания шести видов. Знаете, наверное. Да? Мы страдаем здесь от голода, холода, жажды, от других живых существ (этого не избегнуть), от стихийных бедствий. И еще, какие два вида страданий? (Обращается в зал). От старости, болезни и смерти. Вот. Все это – виды страданий на средних планетах. На райских планетах душа страдает меньше. Она не испытывает голод, потому что стоит только подумать о чем-то – сразу, тут же оно материализуется. Вот вы скажете манго. Вы можете повторять манго очень долго, но оно не покажется у вас… не окажется у вас на столе. Но на райских планетах это так. Деревья желаний (калпа-врикши) исполняют любые ваши желания и вы можете сорвать одновременно на этом дереве несколько плодов, совершенно разных, и утолить свой голод. Поэтому, душа не страдает от голода на райских планетах, не страдает от холода, не подвержена страданию от стихийных бедствий. Но, тем не менее, какие страдания у нее остаются на райских ..? Как вы думаете, вообще, на райских планетах есть страдания? Какие? (Обращается к аудитории). Очень просто.
(Ответ из зала, неслышно).

00:06:29 Совершенно верно. Это всё равно материальный мир. Это всё равно материальный мир, поэтому есть рождение, есть старость, болезни и смерть. А еще, какое страдание на райских планетах может быть? (Обращается к аудитории).
(Ответ из зала, неслышно).
Совершенно верно. От других живых существ. Потому что, все-равно, люди… т.е. уже не люди, скажем так, а боги, они на райских планетах все-равно вступают во взаимоотношения и испытывают разные эмоции при этом.

00:07:02 На адских планетах считается, что душа более отождествлена с телом и страдает больше, чем даже на средних. Т.е. к известным нам страданиям прибавляются еще неизвестные, но описанные в ведах.
Итак, Кришна описывает виды смерти, он описывает вид смерти праведника и вид смерти грешника. Он говорит, что: «Для обитателей вселенной, склонных к отречению и деятельности ради собственной выгоды, очерчены два пути - светлый и темный. На светлом пути душа обретает свободу, на темном - снова рождается в материальном мире, но в лучших условиях. О Арджуна, зная, куда приводят светлый и темный пути, Мой преданный слуга не прельщается ни одним из них: они принадлежат этому миру, в отличие от пути служения Мне, который не осквернен корыстью и желанием обрести свободу. Я советую принять этот путь».

00:08:02 Кришна не заставляет нас служить ему. Мне часто говорят: «Вот, в нашем сознании слово слуга имеет негативную окраску. «Мы не рабы, рабы не мы». А вы все тут служите-служите». И так далее. Но, на самом деле Кришна никого не заставляет служить. Он говорит: «Я советую принять этот путь». Советуют только из любви. Но мы принимаем путь служения и носим звание слуги с гордостью именно потому, что это и есть наша истинная реализация. Реализация именно нашей шакти (природы души). Душа – это шакти Кришны и шакти всегда стремится наслаждать Пурушу. Это её природа. Как жена стремиться наслаждать мужа, так и душа стремиться наслаждать Пурушу (Кришну). А Пуруша, он один.

00:09:03 «Брахма-Самхита» - бессмертное произведение, которое явлено Господом Чайтаньей, гласит: «Говиндам ади Пурушам». Знаете, да? Этот бессмертный бхаджан. Этот красивый бхаджан, который является, ну, я не знаю, таким вот, что ли, очень привлекательным. Он был написан в студии Хариссона. Лучшие музыканты, лучшие звукорежиссеры записывали его, исполняли. Потому что это действительно, такой вот… такая удивительная песня, которая была… ну, представьте – это первый звук, первый звук во вселенной. Вот, Брахма родился в нашем мире. Вы знаете, что наш мир сотворен четырехглавым Брахмой. Почему он четырехглавый, знаете, да? Потому что мы живем в трехмерном мире, но четырехмерном пространстве. И четвертое измерение – это что? (Обращается к залу).
(Ответ из зала, не слышен).
Время. Совершенно верно. Поэтому у нашего Брахмы четыре головы. Поэтому мы живем четыре сезона, поэтому у нас там есть… т.е. поэтому у нас есть четыре сезона, четыре времени суток и так далее и так далее.

00:10:22 Веды описывают, что есть вселенные, где Брахма имеет тысячу голов. Представляете? Т.е. там тысячу измерений. Поэтому нам очень трудно не то, что увидеть этих существ, даже, просто представить их себе. Потому что у нас четырехмерное измерение, в нашем сознании нашего ума, нашего материального восприятия.

00:10:46 Итак, Брахма – это первое живое существо. Он родился. Он увидел этот мир и первое, что он произнес – это была «Брахма-Самхита». «Брахма-Самхита» - это молитва Кришне, это воспевание его славы. Это воспевание его величия. И Брахма поет. Брахма говорит, это его молитва. Он говорит: «Говиндам ади Пурушам». Кришна или Говинда - единственный наслаждающийся. Один. Ади – это один. Один. Тот, кто наслаждается, он один - это Кришна или Говинда. Говинда – одно из имен Кришны.

00:11:28 Очень интересно, что еще слово «пуруша» переводится, как «мужчина». И с этой точки зрения, эта шлока будет звучать, как: «Говинда – единственный мужчина». Т.е. единственный, тот, кто наслаждается. А все мы, остальные, вся шакти имеет женскую природу. Женская природа состоит в том, чтобы наслаждать. Итак, мы говорили о восьмой главе. Мы говорили о том, что восьмая глава, она описывает виды йоги, виды смерти. И говорит о том, как можно достичь обители Кришны. Каким образом, каким образом можно достичь истинной мокши. Это дом мокши, так же, как четвертый, восьмой, двенадцатый. Восьмой дом – это дом мокши (дом освобождения). Поэтому Кришна здесь и говорит об освобождении истинном и временном.

00:12:38 И здесь он подчеркивает, что именно: «Соприкоснувшись со мной и моим окружением, душа открывает для себя, что преданность Мне выше райских удовольствий и свободы и отказывается от даров, которые сулят праведность, знание, жертвоприношение, подвижничество и благотворительность. Отказавшись от всего, что связано с иллюзорным миром, плохого и хорошего, она вступает в Мою высшую обитель, которая вне добра и зла». В обитель Кришны ведет только путь преданности. И здесь Кришна и говорит о том, что мир двойственности – это временное существование, временное пристанище души. А высшая обитель стоит вне добра и зла. И как раз восьмой дом, он и приоткрывает эту завесу в гороскопе.

00:13:38 Восьмой дом – это дом йогов и мистиков. Это дом тех, кто ищет то, что стоит за гранью добра и зла. Каковы его поиски – это уже совсем другая история. К чему они приводят. Но, то, что восьмой дом дает желание найти мокшу, найти освобождение из круга перерождения. Это действительно так и поэтому в гороскопе различных мистиков, йогов мы видим выраженный восьмой дом.

00:14:13 Девятая глава «Бхагавад-Гиты» - «Самое сокровенное знание». Так называется эта глава в «Бхагавад-Гите как она есть». «Тайное сокровище Всевышнего» - так переводится она Шридхаром Махараджем. Что такое девятый дом. Девятый дом – это дом дхармы (духовно-нравственных принципов), дом нашего долга, дом высшего знания, дом отца и духовного учителя. И здесь мне бы хотелось начать девятую главу с первой шлоки. «Всевышний сказал: Поскольку ты независтлив, Я открою тебе тайну, зная которую ты обретешь безусловную свободу». И здесь я хочу подчеркнуть слово «независтлив». Кришна говорит своему другу. Он говорит: «.. ты независтлив. Именно поэтому Я открою тебе тайну, зная которую, ты обретешь истинную безусловную свободу».

00:15:22 И дальше уже в последних главах «Бхагавад-Гиты», где Кришна описывает божественные качества и демонические качества, он подчеркивает, что зависть – это первое демоническое качество. Корень зависти, опять-таки - вожделение. Опять-таки, то, что у кого-то может быть что-то лучше, чем у меня. Если мы понимаем, что все принадлежит Богу - мы освобождаемся от зависти. И именно вот это качество независтливости очень важно и является критерием умения совершать бескорыстные поступки и обрести ту тайну, которая и является залогом нашего истинного знания.

00:16:16 Итак: «В знании, которое Я поведаю, заключена высшая мудрость. Я дам тебе ключ к несметным сокровищам. Это знание невозможно получить с помощью чувственного опыта или умозаключений, оно открывается свыше. Оно выше любой религии, оно приносит радость, и оно не от мира сего». В девятой главе Кришна говорит о высшем знании, которое не от мира сего. О высшем духовном знании, о знании Его, как Верховной Личности Бога. И сравнивает это с несметными сокровищами. Дальше Кришна говорит, что: «Я вне всего и все вне меня». Он описывает, что он такое. Он рассказывает Арджуне. И это единственная книга на Земле, где мы можем прочесть слова самого Бога о себе.

00:17:14 Когда мы открываем Коран, то мы читаем: «Пророк сказал…». Когда мы открываем Библию, мы читаем: «Сын божий сказал…», «Иисус сказал…». Но, когда мы открываем «Бхагавад-Гиту» мы читаем: «Господь сказал…». И здесь Кришна говорит о себе, как о том, что все… что он – это то, что находится вне всего, но это все находится во мне. Он говорит: «Я мать… Я отец и мать вселенной. Я высший судья. Я решаю, как наградить душу по заслугам. Я - прародитель всего сущего и конечный предмет познания. Я - очищающая сила звука Ом. Сама-веда и Яджур-веда тоже Я. Я - цель, к которой стремятся все. Я поддерживаю, управляю, наблюдаю, предоставляю убежище, оберегаю и несу благо. Я - творение, разрушение и поддержание мира. Я - семя и лоно, Я - Высшее Существо».

00:18:24 Итак, Кришна говорит, что Он – это и есть отец и мать вселенной. Девятый дом – это дом отца. Девятый дом – это дом судьи, дом высшего суда. Кришна говорит: «Я высший судья. Я решаю, как наградить душу по заслугам». Девятый дом – это также дом удачи. Потому что считается, что наши заслуги – они выражаются нашей удачей. И удачлива та личность, которая имеет заслуги. Почему. Потому что Кришна говорит: «Я решаю, как наградить душу по заслугам». Поэтому девятый дом мы рассматриваем, как дом дачи и дом высшего суда. «Я - очищающая сила звука Ом». Девятый дом – это дом молитв. Девятый дом – это дом духовной практики. Именно по девятому дому мы можем определить насколько человек привлекается к духовным практикам, насколько его притягивают молитвы и истинный путь познания Бога.

00:19:32 Все религии истинны – вы знаете об этом. И у всех традиций, у всех религий одна практика. Что это?
Молитва и покаяние.
Это единственная практика духовная и этой практики придерживаются абсолютно все люди, идущие духовным путем. Религия – это лишь внешняя форма нашего духовного развития. Она может быть одной, другой, третей. Но суть – это любовь к Богу. И суть любой религии – это любовь к Богу. И поэтому верующие всех религий, они понимают друг друга. Они говорят на одном языке. И они понимают, что Бог один и что у Бога разные имена. И к нему идет очень много дорог. В этой же главе Кришна подчеркивает, что: «Я лично забочусь, чтобы те, кто доверился Мне и служит Мне с верой и любовью, ни в чем не испытывали нужды». И это удивительные слова, потому что здесь Кришна как бы дает нам гарантию. Он говорит, что: «Если… Я никогда не оставляю того, кто доверяется Мне». Часто мы доверяемся человеку, а он может предать, обмануть нас. И мы уже потом боимся довериться. Кстати доверие – это тоже девятый дом в гороскопе. То, как человек доверяет и то, как он относится к людям, доброжелательно или нет – это его девятый дом.

00:21:07 И мы, обжегшись один раз, мы уже боимся довериться людям. Но Кришна нас здесь уверяет, что: «Я лично забочусь. Что те, кто доверился Мне и служит Мне с верой и любовью, ни в чем не испытывает нужды». Кришна нас уверяет в том, что он нас никогда не предаст. И он об этом нам открыто заявляет. И это есть основа веры. На самом деле, что такое вера. Вере невозможно научиться. Веру невозможно почерпнуть из книг. Прочитать трактат о вере и стать верующим. Невозможно. Вере невозможно научиться в каких-то материальных… ой, простите, мирских учреждениях. Как говорил мой учитель, Шрила Говинда Махарадж: «Верой можно только заразиться». Заразиться от общения с верующими людьми. И поэтому так важно общаться с верующими людьми. Поэтому все традиции мира, они говорят, что: «Общайтесь с верующими и тогда ваша вера будет укрепляться».

00:22:16 Итак, здесь Кришна заверяет нас, что он никогда не предаст нас. И то разочарование, которое мы испытываем от мирского предательства, никогда не коснется нашей души. И в это верить нужно. И эта вера укрепляется от общения с верующими. Потому что я уверена, что каждый из вас уже имел опыт общения с людьми верующими. И когда люди начинают рассказывать о каких-то чудесах, которые произошли с ними, и мы понимаем, что это так, действительно. И наша вера от этого становится крепче, укрепляется. И верующие люди, они всегда уверены в том, что Господь их хранит, то что Господь… что все происходит по Его воле и что ни один волос не упадет с головы нашей без воли на то Бога.

00:23:12 И вот эта вера, она и позволяет нам осознать истинное знание. Даже сама этимология слова. Неуверенность – это тот, кто не имеет веры. Не имеет веры в Бога, а потом уже веры в себя. Неуверенный человек – это тот, кто не верит в Бога. Не верит в Бога, который всегда его защитит, который всегда рядом с ним, который ведет его, любит и заботится. Тогда мы становимся неуверенными. От этого - несчастными.

00:23:49 Дальше Кришна говорит: «После долгих скитаний в мире иллюзий душа получает человеческое тело и у нее появляется возможность сознательно служить Мне. Отдай Мне своё сердце, служи Мне верой и правдой, чти Меня своим Господом. Если твои мысли и тело будут заняты служением Мне, ты обязательно придешь ко Мне». Это то, в чем нас заверяет Господь. Это то, чему мы должны верить. Потому что он говорит, что: «Если ты предаешься Мне, если ты занимаешь… если ты служишь Мне, то ты придешь ко Мне». На самом деле Господь всегда с нами и это мы его забываем. Мы от него отворачиваемся. Он всегда с нами и именно он свидетель всех наших чаяний, всех наших мыслей и всех наших поступков.

00:24:48 Итак, десятая глава. Шрила Прабхупада называет её «Великолепие Абсолюта». Шридхар Махарадж говорит: «Великое сокровище». Итак, десятый дом гороскопа – это, опять, дом квадранта. И, опять, здесь Кришна раскрывает знание о себе. Опять он говорит о своей сути, о своей природе. Что такое десятый дом в астрологии. Это дом достижений. Это дом наших профессиональных достижений, нашей славы, нашего величия. И в десятой главе мы можем узнать о величие Господа. Кришна говорит Арджуне: «Я расскажу тебе о самых очевидных Моих достоинствах. Они внешнее отражение Моей сущности. Но описать их полностью невозможно, потому что они безграничны». Дальше он перечисляет. Он говорит, что: «Среди двенадцати Адитий Я - Вишну; среди источников света Я - Солнце; среди Вайю (ветров) Я - Маричи (главный ветер); среди ночных светил Я - Луна». И так далее. Перечисляет очень многое и говорит, что: «Среди жрецов Я - Брихаспати». И так далее. «Среди мудрецов Я - Бхригу; среди звуков Я — Ом». Но мне бы хотелось… «Среди букв алфавита Я – первая буква, А». Ну, и так далее.

00:26:39 Но мне бы хотелось прочесть вам вот эту совершенно удивительную шлоку. «Среди средств подавления беззакония Я - наказание; Я - хитрость политиков; Я - молчание хранящих тайну и мудрость мудрых». Вот под таким ракурсом можно также рассматривать десятый дом. Это и хитрость политиков, это и наказание для преступивших закон, это, оказывается, и молчание хранящих тайну и мудрость мудрых. «Я источник жизни всех одушевленных тварей. Без Меня не может существовать никто, ни познавший истину, ни очарованный иллюзией. О, покоритель врагов, нет предела Моим достоинствам. Я описал лишь некоторые из них, чтобы приоткрыть тебе Мое величие. Знай, все прекрасное, величественное и чудесное, что есть на Земле - лишь искры Моего великолепия. Арджуна, тебе нет нужды знать все Мои достоинства. Достаточно того, что одной крошечной частицей Себя Я поддерживаю целое мироздание со всеми движущимися и неподвижными существами».
И здесь хочется вспомнить слова моего учителя, который говорил, что: «Одной капли божественной любви хватило бы для того, чтобы затопить божественной любовью весь мир». Вот, настолько удивителен Кришна. Настолько неописуемы, необъяснимы его достижения.

00:28:22 Одиннадцатая глава - «Вселенская форма», «Образ вселенной». Одиннадцатый дом – это дом радости. Он так и называется, лабха-бхава (дом радости). Дом исполнения желаний, дом упачайи (прибыли), дом камы (дом наслаждения) и дом друзей.

00:28:50 И глава одиннадцатая начинается с того, что Арджуна говорит: «Кришна…». А, наверное, вы, если знакомы с ведическими писаниями, с «Маха-Бхаратой», вы знаете, что Арджуна не знал, что Кришна – это Верховный Господь, что это Верховная Божественная Личность. Он воспринимал его, как друга. Он считал, что: «Да, Кришна удивительный». Но в то время этим было… никого не дивишь. Многие совершали разные… обладали разными мистическими совершенствами. «Да, Кришна удивительный, - думал Арджуна. – Он побеждает демонов. Даже, когда был маленький. Но я тоже могу». Кришну воспринимал он, как друга. И Кришна для него не был Богом. И вообще о том, что Кришна Верховная Личность Бога знали очень и очень немногие, когда Кришна был здесь на Земле. И Арджуна знал все это, сорок минут, на протяжении «Бхагавад-Гиты». Как только Кришна закончил свою божественную песнь (а «Бхагавад-Гита» переводится, как «Божественная песнь»), Арджуна тут же забыл, что это Верховная Личность Бога. И он опять стал его другом, и он опять стал его возничим. И Арджуна командовал им и Кришна делал то, что Арджуна ему скажет. Вот так Господь подчиняется своим преданным.

00:30:21 И здесь, в одиннадцатой главе, Арджуна говорит: «Приоткрой же мне своё истинное лицо, вот, свою… как это так, вот, все Боги, почему они все покланяются Тебе…». И так далее. И Кришна исполняет его желание. Одиннадцатый дом – дом исполнения наших желаний. И Кришна исполняет его желание и говорит: «Хорошо, Я явлю тебе… Я дам тебе на какое-то мгновение божественное видение и ты увидишь мою вселенскую форму». И Кришна наделил этим видением Арджуну. И Арджуна увидел необыкновенное… необыкновенное чудо предстало перед ним. Он увидел, что Кришна перестал быть его другом и тем, кем он привык видеть, а он увидел в Его лице всех Богов. Он увидел всепожирающую смерть. Он увидел, как смерть, кала (время), поглощает всех воинов бывших на этой… на этом поле. Кришна ему говорил об этом раньше. Он говорил, что: «Тебе только кажется, что ты их убьешь. На самом деле они уже обречены. Они совершили поступки, благодаря которым, по закону кармы, они должны будут погибнуть. Ты можешь быть в моих руках оружием, - говорил Кришна. – Поэтому тебе только кажется, что ты решаешь убивать или не убивать, сражаться или не сражаться. Ты можешь стать моим оружием».

00:32:04 И это единственный наш выбор. Помните, я говорила о свободе выбора. Наш выбор – это быть слугой Кришны или не быть, быть его оружием или не быть. Вот, это наш выбор. Когда-то мы выбрали – не быть. И отвернулись от Кришны, попали в материальный мир. Это наша свобода выбора и это наш единственный выбор на самом деле. А все остальное делают за нас материальные гуны и наш ум.

00:32:35 Итак, «Кришна (Арджуна) увидел бесчисленные лица, глаза и дивные образы. Облаченный в чудесные одежды Господь держал все мыслимые и немыслимые оружия. Его тело было украшено восхитительными гирляндами и умащено благоухающими маслами». И Кришна увидел… ой, простите, Арджуна увидел настолько удивительную форму вселенского образа, что он, даже, испугался. Он увидел, что все, что должно произойти (Кришна показал ему). Он увидел смерть своего любимого деда Бхишмы, он увидел смерть своего учителя Дроны, и он увидел смерть всех своих двоюродных братьев, Кауравов. И он увидел смерть своих близких, своих друзей. И единственное, что тогда не показал ему Кришна… а это удивительный момент, потому что, если вы знакомы с «Маха-Бхаратой», то, возможно, вы помните такого героя, как Абхиманью (это сын Арджуны). И здесь, когда Арджуна увидел все будущее, все, что произойдет в течение этих восемнадцати дней, он не видел одной гибели, он не видел гибели Абхиманью, своего любимого сына.

00:33:59 И это Кришна тоже устроил, потому что если бы Арджуна знал это, он не совершил бы того, что должен был совершить. И это опять-таки подчеркивает, что Господь все контролирует. Он даже контролирует то, что видим мы. И даже, когда он наделяет божественным видением, все происходит по его воле и как должно быть. Итак… вот, я сказала «должно быть» и задумалась. Почему должно? Спросят. А кто это установил? А сам Кришна и установил. Для чего? Ну, чтобы интересно было жить. Чтобы развлекаться и наслаждаться. Он же Пуруша, он единственный, кто наслаждается. Он ничего другого не умеет. Он умеет наслаждаться, он Пуруша. Поэтому Его так удивительно притягивает сознание шакти. Он думает: «Как же так. Как Радхарани может настолько любить меня, что забывает себя». И это для него совершенно необъяснимо и это самая большая тайна для Кришны. Представляете, для тайны тайн есть тайна любви к нему. И эту тайну он не может познать. И именно эта тайна делает Его пленником любви.

00:35:19 Поэтому Кришна очень любит своих преданных и он становится их слугой, потому что они ловят его в сети своей любви. Шридхар Махарадж здесь подчеркивает о том, что все мы являемся шактами (т.е. теми, кто служит) и все мы покланяемся даже не Кришне, а Шримати Радхарани. Потому что это та, которую любит Господь и это та, которая служит ему лучше всех. Мои учителя, они говорят, даже, что: «Нас не интересует Кришна, нас интересует Шримати Радхарани. Потому что Шримати Радхарани всегда знает, где Кришна, что ему нужно и как ему услужить. И если мы сможем как-то послужить Шримати Радхарани, то она передаст наше служение Кришне». Вот такого настроение моих учителей.
И Арджуна, увидев эту вселенскую форму, он испугался. Он сказал: «Кришна, не пугай меня. Пожалуйста, прими свой вид, который я привык видеть, потому что я не могу. У меня волосы стоят дыбом от этого ужаса. Я не могу это видеть и, пожалуйста, прекрати вот эту иллюминацию».

00:36:39 И Кришна принял свой облик, опять… ну, вы представляете сознание Арджуны. Его… как бы, его чувства, которые охватили, при виде вселенской формы. Он говорит: «Ты - Сама вселенная. Я вижу в Твоем простирающемся в бесконечность теле несметное количество рук, животов, ртов и глаз - у него нет ни начала, ни середины, ни конца. Куда ни брошу взгляд, я везде вижу Твои бесчисленные образы. Ты, один, вмещаешь в Себя целую вселенную». Конечно, как это можно было вынести бедному Арджуне. Поэтому он и попросил: «Пожалуйста, прими Свой обычный облик».

00:37:27 И затем Арджуна сказал: «О Всемогущий, я вижу, как Ты поглощаешь Свои жертвы бесчисленными пылающими ртами. Своим сиянием Ты испепеляешь целую вселенную. О, внушающий страх, скажи, кто Ты? Если Ты - все сущее, в чем смысл твоего присутствия здесь? Я в почтении склоняюсь перед Тобой, будь милостив, расскажи мне о Себе больше». Кришна отвечает: «Я здесь, чтобы уничтожать всех живущих, ибо Я - всеистребляющее время. Если ты не убьешь своих врагов, Я, время, сделаю это. Приготовься сражаться и прославляться в бою. Уничтожь врага и насладись земной властью. Воины, которые стоят перед тобой, уже давно приговорены Мною к смерти. Тебе, о искусный лучник, остается лишь воспользоваться именем победителя».
И здесь Кришна говорит: «Какая слава тебя ожидает». Слава, почести – это все атрибуты одиннадцатого дома. Он говорит: «Они уже все мертвые. Я их приговорил». А почему Кришна приговорил Кауравов? Не только потому, что они были хитрые, коварные. Нет, Кришна все это терпел, потому что он самый хитрый, самый коварный. Вы знаете об этом. Он самый-самый. И все это для него не является чем-то предосудительным. То, что нам кажется хитростью, злостью, коварством для Кришны лишь игры. Потому что он вне двойственности, он вне добра и зла.

00:39:06 Но, Кауравы, оскорбили его преданную, Кауравы оскорбили женщину. А согласно дхарме, морально-нравственным законам - нет более тяжелой кармы, чем оскорбление женщины. И за это тот, кто оскорбил женщину, несет тяжелые кармические последствия. Пусть, они не настигают его сейчас, в этой жизни, они настигают его в следующей жизни. И так далее. Это, что касается материального закона, закона кармы. Но, Кауравы, более того… они не только оскорбили женщину, царицу Драупади. Вы, наверное, знаете о том, что Кауравы… когда Пандавы проиграли своё царство, они проиграли и свою жену, Драупади.

00:39:53 И Кауравам… мало того, что они как бы завладели царством, богатством Пандавов, они захотели еще унизить, оскорбить их жену. И они попытались раздеть царицу Драупади, чтобы публично её опозорить. И тогда Драупади… и они пытались стянуть с нее сари. И тогда Драупади воздела руки к небу и стала молиться Кришне, она стала просить защиты. И Кришна… а Драупади была великой преданной Кришны… и Драупади (Кришна) сделал так, что её сари стало бесконечным. И Кауравы тянули-тянули это сари, а оно не кончалось. И тогда они подумали, что: «Что-то здесь не так». Они испугались этого мистического действа, которое происходило на их глазах и отступили от Драупади. И именно тогда они подписали себе смертный приговор. Они оскорбили преданную Кришны. Кришна не… Кришна милостив. Единственное, чего он никогда не прощает – это оскорбление своих любимых, своих возлюбленных. Да и мы сами это не прощаем. Вот, кто-то если оскорбит близкого нам человека, мы уже начинаем плохо относиться к тому, кто нанес оскорбление. Точно так же Господь.

00:41:12 Поэтому он здесь и говорит Арджуне, что: «Они уже все мертвы. Приготовься и просто соверши это. И ты пожнешь славу, пожнешь почести». И дальше отвечает ему Арджуна: «О, Властелин чувств, весь мир с упоением славит Тебя! Перед Тобой в благоговении склоняется все живое. Достигшие совершенства возносят Тебе молитвы, а демоны в ужасе разбегаются. Так и должно быть». Здесь Арджуна называет Его повелителем чувств. И это не случайно. И вообще, если внимательно читать «Бхагавад-Гиту», то каждое имя, которым наделяет Кришна Арджуну или Арджуна Кришну, оно объясняет очень многое. Иногда Кришна называет его «могучий воин», иногда он называет его «сын Партхи… о, Партха, сын Притхи». И так далее.

00:42:14 Каждое имя, оно объясняет качества. И здесь Арджуна обращается к Кришне, как к повелителю чувств. Одиннадцатый дом – это дом радости, это дом чувств, это дом камы. И Кришна является повелителем чувств. «Хришекеша» его зовут – «Повелитель чувств».
Вот еще, забавно: «В неведении, считая Тебя другом, я пренебрежительно обращался к Тебе: «Эй, Кришна» или «Ядав» (это его фамилия); не подозревая, что Ты - сама вселенная. Прости меня за все это, что я делал в безумии своей любви». Здесь Арджуна вспоминает о том, что Кришна был его другом и является его другом. У Кришны и Арджуны особые расы. Сакхья раса – раса друзей. И одиннадцатый дом как раз и показывает наших друзей. И здесь Арджуна просит его о том, чтобы Кришна объяснил ему свою природу и объяснил же ему эту тайну - как достичь Его. В последней шлоке Кришна говорит: «Нет способов, позволяющих увидеть Меня в изначальном облике, но любящим Меня душам Я позволяю познать Меня, видеть Меня и участвовать в Моих играх. Кто единственным своим долгом считает служение Мне, Безусловной Красоте, кто во всем полагается только на Меня, кто не привязан к внешнему миру и ни к кому не питает вражды, тот обязательно придёт ко Мне».

00:43:53 И вот Кришна еще раз уверяет. Начиная с девятой главы, Кришна уверяет в том, что Его преданный обязательно придёт к нему. Что его преданный никогда не погибнет. Что он сам лично наградит своего преданного тем, что ему не хватает. Нам иногда кажется, что нам не хватает, вот, ну, миллиона одного, там. Или там машины, для счастья. Но, Кришна знает, что нам не хватает. И своих преданных он наделяет тем, что им не хватает на самом деле. Поэтому, в принципе, наши учителя всегда говорят: «Довольствуйтесь тем, что вы имеете. Потому что Господь всегда знает, что вам нужно». Потому что, кто знает, может быть эта машина, которую мы так хотим, она послужит причиной нашей смерти. А, вдруг. Или наших страданий. И так далее.
Итак, Кришна говорит, что: «Я позволяю видеть Себя и участвовать в Моих играх». Т.е. он здесь подчеркивает свою природу Пуруши, играющего и наслаждающегося.

00:45:08 Двенадцатая глава. Еще мне хотелось бы, наверное, подчеркнуть, что название одиннадцатого дома - лабха-бхава (дом радости). Но, знакомясь с философией вайшнавов, проникаясь настроением духовных учителей, мы начинаем осознавать, что единственная радость, истинная радость – это радость общения с Кришной, радость общения с его слугами.

00:45:40 Итак, двенадцатая глава «Бхагавад-Гиты». Называется она «Преданное служение» или «Путь преданности. Бхакти-йога». Двенадцатый дом гороскопа – это последний дом гороскопа. Это дом, который называется вйайа-бхава или дом потерь. Это дом будущей жизни. Если прошлую жизнь мы можем [неразборчиво] по пятому дому, по всему гороскопу, то двенадцатый же дом показывает наше будущее воплощение. Посмотрите, как переплетается понятие потери и будущего (будущей жизни). Потери – это всегда приобретения. Смерть - это всегда чье-то начало. Конец – это всегда начало чего-то нового. Так и двенадцатый дом. Он говорит о наших потерях, но он говорит и о будущей жизни, о новом, скажем так, этапе существования нашей души в материальной… в материальном мире или, если хотите, если такова воля Кришны, то в духовном мире.

00:47:00 Итак, двенадцатый дом – это дом мокши (дом освобождения). И не случайно Шридхар Махарадж… простите, не случайно Шридхар Махарадж переводит двенадцатый дом… о, простите, двенадцатую главу, как «Путь преданности. Бхакти-йога». Вы знаете, что «бхакти-йога» переводится, как «йога любви и преданности». Кроме того, двенадцатый дом – это дом пожертвований, это дом благотворительности. И именно об этом говорится в двенадцатой главе. Говорится о том, что есть такое пожертвование, что такое… что благотворительность имеет саттвичный результат, но не ведет к Богу. Но, если любое самое незначительное действие совершается во имя Бога, то оно и является истинным духовным действием. Того, что не имеет последствия кармы, того, что ведет к истинному освобождению.

00:48:13 Мне бы хотелось, наверное, еще, вот… так как двенадцатый дом, это последний дом… сказать о его значении, как о доме мокши. И вообще сказать о мокше. Двенадцатый дом – это дом, который является сильнейшим домом мокши. Дома мокши - это четвертый и восьмой. И двенадцатый дом, еще говорят, что – дом отречения, дом монашества. Но, вот, что такое отречение. Мне бы хотелось подчеркнуть, что очень важна цель отречения. Если ты отрекаешься от чего-либо во имя Бога, то тогда это является истинной мокшей. Ты получаешь Бога взамен. Если ты отрекаешься от чего-либо ради себя, ради своего существования, либо слияния с Богом, либо еще каких-то, вот… освобождения от круга перерождений. Потому что на самом деле мокша переводиться, как «освобождение из круга перерождений». И мы должны понимать, что, на самом деле, жизнь нашей души не исчерпывается кругом перерождений. Что истинная мокша, она не состоит только в том, чтобы избавиться и не рождаться здесь на Земле.

00:49:51 Буддисты стремятся в нирвану. Они попадают… а что такое нирвана. Нирвана – это свет, исходящий от Господа, от Его духовной обители, от духовного мира. И в джйотиш… ой, простите, в ведической философии – это называется «брахмаджьоти». Вот, это сияние, свет, исходящий от Бога, настолько прекрасен, что он очень привлекает души. И попасть в нирвану или в брахмаджьоти очень сложно. Но, это, как однажды сказал один из моих духовных учителей, сказал… когда к нему пришли последователи Брахма Кумарис, и говорили, что: «Вот, почему вы говорите о Кришне? Бог не имеет личности. Бог – это то, что стоит над всем. Бог – это любовь; Бог – это свет; Бог – это высший разум. И так далее. Зачем же вы ограничиваете безграничное каким-то вот образом». На что мой учитель ответил очень просто. Он сказал: «Замечательно, вас интересует свет, а меня интересует источник света». Если есть свет, то есть и источник. Все очень логично и просто. Правда?

00:51:12 И истинная мокша – это та, которая не преследует целью достижение освобождения из круга перерождений. Потому что, попадая в брахмаджьоти, наша душа пребывает… да, безусловно, она не страдает. Мы избавляемся от страданий. Перестав воплощаться в материальном теле, душа перестает страдать. Но, не развив свои личные отношения с Богом, она и не получает личного счастья, истинного удовольствия, удовлетворения внутреннего. И Шридхар Махарадж сравнивал… вот такую мокшу он сравнивал с духовным самоубийством. Потому что, растворяя свою личность, растворяя свои личностные качества и не развивая личностных отношений с Богом, мы просто растворяемся в свете, сливаемся с ним. Действительно, мы достигаем слияния с Господом. Но, с его светом. А, свет… вот, разве можно отделить солнце от его света. Нельзя. Точно так же… поэтому, да, есть слияние с Господом. Но это то же самое, что слияние со светом, исходящим от него. Но, душа никогда не может быть равной господу. И поэтому лично установить с ним отношения она может только лишь посредством служения, реализовав свою природу служения.

00:52:51 Итак, освобождение (мокшу), освобождение от круга перерождений, освобождение в брахмаджьоти Шридхар Махарадж называл духовным самоубийством. Почему. Потому что, не развивая личностных отношений с Богом, душа пребывает в брахмаджьоти, в этом свете, но затем, опять, попадает в материальный мир. И попадая в материальный мир, начинает свой путь эволюции, эволюции своего сознания с нуля.

00:53:19 Веды описывают, что душа приходит в материальный мир с каплей дождя. С каплей дождя она проникает в землю, затем, рождается с семенем и начинает путь эволюции сознания. И так происходит с душой, которая совершала, представляете, какие аскезы, для того, чтобы достичь это брахмаджьоти. Которое полностью разотождествилась со своей личностью, но не развила личностные отношения с Богом. Не стала Его слугой, Его… служить Его слугам, а достигла окончания перерождений в материальном теле – через какое-то время, она начинает свой путь эволюции сначала. И начинает все с нуля. Поэтому в двенадцатой главе, в главе посвященной бхакти-йоге, Кришна рассказывает о пути преданности. О том, что истинной мокшей является только путь преданности, потому что именно он приводит в духовный мир. И когда душа приходит в духовный мир, Кришна еще раз заверяет, что: «Она больше никогда не воплощается в мире страданий (в материальном мире)».

00:54:38 Кришна пишет: «Те, кто желает раствориться в Моем сиянии, испытывают большие неудобства, как в начале, так и в конце пути, поскольку для сознания неестественно бездействовать». Вот здесь он объясняет, что недеяние, бездействие – это неестественная форма для нашего сознания, для нашей души. И даже растворение в сиянии, Кришна говорит, доставляет большие неудобства, как в начале, так и в конце. «Но тех, кто каждый свой поступок совершает ради Меня, полагается только на Меня, служит Мне с любовью и преданностью, позабыв о личной выгоде или отречении, и поклоняется Мне одному, Я быстро вызволяю из океана смерти и страданий». Таково обещание Кришны.

00:55:31 Дальше он говорит: «Мыслями всегда будь со Мной, помни обо Мне постоянно. Если Я войду в твоё сознание в миг смерти, ты будешь приглашен в Мою обитель. Не сомневайся». Здесь Господь говорит о будущем нашем рождении, рождении для мира духовного. Шридхар Махарадж говорил, что: «Мы должны умереть, чтобы жить». Мы должны умереть для мира духовного (материального), для мира страстей, чтобы жить в мире духа. Простите, я оговорилась, мы должны умереть для мира материи, чтобы жить в мире духа.

00:56:09 «Если ты не можешь постоянно думать обо Мне, пытайся вспоминать обо Мне время от времени». Дальше, следуют ступени бхакти-йоги. (Смеется). Это уже для нас. «Хотя бы время от времени». Вот. Здесь очень важно, что вот этот вот… Кришна подчеркивает, что: «Ты в момент смерти сможешь вспомнить обо Мне и тогда ты придешь в Мою обитель». Веды говорят, что вся наша жизнь – это есть подготовка к смерти. И многие восточные традиции рассматривают смерть, как главное событие в нашей жизни. Почему. Потому что именно сознание в момент смерти определяет наше будущее рождение.
Поэтому в Индии до сих пор существует обычай называть детей именами Бога. Поэтому, когда вы называете детей… а, к чему мы больше всего привязаны? К своим детям, да. Вот, мы зовем их, и мы называем имена Бога. И мы повторяем эти имена и вспоминаем о нем. Видите, какие индусы хитрые. Они называют детей именами Бога. «Эй, Нарайна, - они говорят, - ну-ка иди сюда. Ну-ка мой пол Нарайна». (Смеется). Вот такие вот они хитрые.

00:57:26 И этот обычай, он идет очень давно. И этот обычай нечет в себе очень большой, сокровенный смысл для того, чтобы мы помнили о Боге, хоть иногда, называя его по имени. И здесь я хочу вспомнить притчу. Интересную притчу, которую я, возможно, рассказывала вам, потому что я очень люблю ее. Она гласит о том, как один купец всю жизнь торговал, обманывал, наживал богатства, создал огромную сеть своих супермаркетов и всегда заботился об увеличении своего богатства. Но, он помнил, что смерь – это главное событие в его жизни. И пытался как-то помнить об этом. И всех своих детей он называл по именам. И вот, когда пришел его последний час, он позвал всех детей и стал называть их по имени. Он помнил, что нужно в момент смерти повторять имя Бога. Если ты умираешь с именем Бога на устах, то ты попадаешь в духовный мир Кришны. И вот, он призвал своих детей и стал говорить: Нарайна, Вишну, Нрисимха. Он перечислил всех своих детей, перебрал все их имена. Потом сказал: «Вы все здесь, а кто же остался в лавке?» И с этими словами он умер. (Смеется). Эта притча говорит о чем. О том, что в момент смерти всплывает самое главное отождествление нашей жизни. Если Господь не стал этим отождествлением, то в момент смерти мы обязательно забудем его. (Смеется).

00:59:09 Так вот, если мы не можем постоянно помнить… «мыслями всегда будь со Мной, помни обо Мне постоянно». Кришна говорит: «Если Я войду в твоё сознание в миг смерти, ты будешь приглашен в Мою обитель. Не сомневайся». Это идеал. Мы должны стараться всегда помнить о Боге. Для этого так важно общаться с теми, кто пребывает в этом сознании. Общение с духовными учителями. Вот, я думаю, что все вы разделяли эту радость общения. Потому что духовный учитель – это тот, кто любое своё действие совершает для Бога. И это удивительно. В этом нет показухи, в этом нет ничего нарочитого. Это просто совершенно другое сознание. И когда ты прикасаешься к этому, ты видишь совершенно другую реальность. И это удивительно. Поэтому ищите такого общения.

01:00:03 Итак, теперь пошли наставления для нас. «Если ты не можешь постоянно думать обо Мне, пытайся вспоминать обо Мне время от времени. Если не можешь вспоминать обо Мне, посвящай Мне свою деятельность. Так ты тоже достигнешь совершенства. Если не можешь трудиться ради Меня, научись хотя бы отказываться от плодов труда. Так ты обретешь умиротворение и свободу. Свобода лучше, чем узы отношений в призрачном мире. Но узы отношений со Мной лучше, чем свобода. Кто связан узами отношений со Мной, для того мирские радости и даже свобода теряют привлекательность».

01:00:43 «Кто никому не причиняет беспокойства и сам всегда сохраняет спокойствие, кого не привлекают радости призрачного мира, кто не испытывает ненависти, страха, возбуждения, тот безусловно дорог Мне. Кто не связывает свою судьбу с бренным миром, всегда безмятежен, чист телом и духом, умел в делах и не использует других ради собственной выгоды, тот действительно дорог Мне. Кто не ликует, обретя мирские богатства, и не впадает в уныние, потеряв их, кто не печалится, не достигнув желаемого, не скорбит, лишившись имущества, кому нет дела до греха и праведности, тот очень близок и дорог Мне».

01:01:29 «Кто одинаково относится к друзьям и врагам, почету и бесчестью, жаре и холоду, успехам и неудачам, кто не прельщается мирскими достижениями, не многословен, доволен тем, что имеет, не привязан к домашнему очагу и не допускает низменных мыслей, кто бесконечно предан мне, того Я почитаю, как своего возлюбленного. Я преклоняюсь перед теми, кто избрал для себя путь безусловной преданности Мне, кто во всем положился на Меня и для кого Я - единственное убежище».

01:02:08 Так заканчивается двенадцатая глава «Бхагавад-Гиты». И это очень символично, что наш обзор гороскопа мы заканчиваем последним двенадцатым домом. А двенадцатая глава «Бхагавад-Гиты» говорит о пути бхакти-йоги. И говорит о преданных, о том, кто такие вайшнавы и кто дорог Кришне. Мой духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, говорил: «Уважение ко всякой душе, служение великим святым и воспевание Святого Имени – такова религия вайшнавов». Поэтому я желаю вам обрести эту религию, религию вайшнавов и уважать всякую душу. Поклоняться Святым, служить им и воспевать Святое Имя. Харе Кришна. Примите мои поклоны. Если у вас будут вопросы, я с удовольствием постараюсь ответить.

01:03:10 (Голос из зала). [Неразборчиво], вот, вы сказали восемнадцать [домов]. [Неразборчиво].
(Ответ). Да, вы слышали о двенадцати. (Смеется). Потому что я всего лишь астролог. А в гороскопе двенадцать домов.
(Голос из зала). А остальные части, тоже… ну, например, тринадцатая [неразборчиво].
(Ответ). Попробуйте, посмотрите. Посмотрите сквозь призму священного писания. Может вы откроете новые ступени восприятия гороскопа, восприятия себя, как личности, восприятия своей жизни, своей судьбы. Это очень интересная идея. Мне понравилась. Я попробую продолжить. Спасибо.

01:03:52 Я благодарю вас за внимание. Простите, что так долго. Утомила вас. Но, надуюсь, что вы не зря провели время и милость наших духовных учителей, она всегда с вами. До новых встреч. Спасибо вам.

транскрибирование: Максим Хоронеко | Борисов | Беларусия | 21 июня 2012