Глава 4. Раздумья Вьясы

Москва - 01 января 2011
История про Вьясу и Шукадеву. История жизни Вьясы. Рождение Веды. Встреча неудовлетворенного Вьясы и Нарады.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:12:23 | качество: mp3 128kB/s 11 Mb | прослушано: 2952 | скачано: 1265 | избрано: 14
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

История про Вьясу и Шукадеву

00:00:06 Глава четвертая. Раздумья Вьясы.

00:00:12 1. Вьяса сказал: Когда Сута закончил свою речь, древний старец Шаунака, бывший главой жертвенного собрания, обратился к сказителю с такими словами.

00:00:27 2. Шаунака молвил: О наделенный неувядаемой памятью Сута, мы готовы, отринув все жертвенные дела, внимать повести, кою ты услышал самолично от блаженного Шуки.

00:00:46 3. В каком веке и в каком месте началась эта повесть? Что подвигло островитянина Вьясу поведать своё сказание?

00:00:57 4. Известно, что сын его Шука был совершенно безразличен к внешнему миру, что не было в свете вещи, способной возмутить его ум. И на вид Шука был убогий дурачок с неприкянным взлядом.

00:01:16 5. Сказывают, что в поисках сбежавшего из дому сына? Вьяса набрел в лесу на купель, где беззаботно плескались юные девы. Завидев старика, красавицы спешно прикрыли свою наготу, хотя за несколько времени до того они остались равнодушны к прошесвовавшему мимо юному Шуке. На удивленный вопрос Вьясы девушки отвечали, что естественно им нечего было скрывать от человека, который даже не умеет отличить мужчину от женщины.

00:01:55 6. Как встретили Шуку жители стольного города Хастинапуры, где издревле правили потомки Куру? Чем приключились странствия юродивого за городскими воротами?

00:02:10 7. Где и как произошла встреча Шуки с внуком доблестных Пандавов Парикшитом? И что побудило государя внимать речам безумца будто священному учению?

00:02:26 8. Сказывают, что Шука оставался в доме мирянина не дольше, чем требовалось для подоя ему молока, и за это короткое время жилище хозяина будто бы обращалось в святилище Бога. Отчего царь удостоился столь долгого общения с блаженным?

00:02:47 9. О Парикшите, сыне Абхиманью, известно, что это был правитель необычайной набожности. Поведай нам больше о его жизни. Какими делами он оставил след в людской памяти?

00:03:02 10. Расширил ли он владения, что достались ему в наследство от Пандавов? Приумножил ли славу предков? Пользовался ли любовью подданных, внушал ли трепет врагам? И почему в расцвете сил, на вершине власти он отрекся от мира и устремился на берег Ганги, чтобы там без еды и воды встретить свою смерть?

00:03:30 11. Сказывают, что соседние государи сами несли к ногам Парикшита несметные богатства и почитали за честь стать его данниками. Что же заставило мужа столь молодого, богатого, красивого и любимого всеми отречься от мира и добровольно отдаться в обьятия смерти?

00:03:55 12. Волен ли человек распоряжаться собственной жизнью, если от него зависит благополучие ближних? Ведь для многих он был опорой и защитой от беззакония. Как мог он в угоду сиюминутной прихоти предать надежды слабых?

00:04:17 13. О Сута, ты постиг мудрость священного Слова. Ты внимал сказаниям древних мудрецов. Тебе ведомо все в подлунном мире. Прошу, окажи нам милость, ответь на наши вопросы.

История жизни Вьясы. Рождение Веды

00:04:38 14. Сута сказал: Итак, почтенные, когда век Трета сменился веком Двапарою, дочь Васу именем Сатьявати произвела на свет сына от мудреца Парашары. То был грядущий сказитель от Бога - Вьяса.

00:05:06 15. Однажды утром, уже в пору зрелости, Вьяса, сделав омовение в водах Сарасвати, уселся на берегу священной реки и погрузился в раздумья.

00:05:19 16. Предметом его дум было побудить людей нынешнего века Кали не склонных к духовным трудам и самоограничению обязать себя нравственным долгом.

00:05:36 17-18. - В грядущий век,- размышлял провидец,- у людей не останется ни веры, ни разума. Дабы утолить своё тщеславие и жажду наживы люди примутся уничтожать саму Землю, которая их родит и питает. У них не будет жалости ни к ближним, ни к самим себе, отчего жизнь их обратится в сплошную череду тревог и несчастий. И станут они быстро чахнуть и жизнь их будет коротка. Зная, какие беды ожидают род человеческий, ибо так было всегда и всегда так будет, Вьяса обдумывал, как лучше очертить разным сословиям и духовным чинам их долг, чтобы смогли они извлечь из своей скоротечной и суетной жизни наибольшую пользу.

00:06:40 19. И тогда решил он поделить единое сказание Веду на четыре части, каждая из которых будет посвящена одному из жертвенных огней, что возжигают для очищения мирские делатели. Так единое Слово Божье стало четырьмя, дабы каждый из четырех духовных чинов состредоточился на одном виде жертвенной деятельности и тем очистил себя от последствий прошлых трудов. В четырех новых Ведах Вьяса очертил круг обязанностей для всех сословий и духовных укладов.

00:07:26 20. Четырем Ведам, осколкам некогда единого свода знаний, Вьяса дал имена: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. В отдельные книги он заключил былины и летописи, - Пураны и Итихасы, кои именуются пятой Ведою.

00:07:51 21. Хранителем и правозвестником Риг-веды стал мудрец Паила. Сама-веда досталась в ведение Джаймини. Яджур-веду пропел непревзойденный певец мудрости Вайшампаяна, ученик Вьясы.

00:08:11 22. Старец Ангира донес миру Атхарва-веду. Моему же родителю Ромахаршане досталось воспеть пятую Веду – былины и летописи.

00:08:25 23. Паила, Джаймини, Вайшампаяна, Ангира и Ромахаршана изложили и истолковали пять Вед своим ученикам. Те, в свою очередь, передали доверенные им Веды следущему поколению. Так в мире появились богословские школы и ученическая приемственность приверженцев Вед.

00:08:53 24. Из милосердия к людям грядущего века Вьяса изложил богоданное знание Веду в виде, доступном даже необразовнным невеждам.

00:09:07 25. Для женщин, неприкасаемых и опустившихся сынов благородого сословия Вьяса изложил надмирную мудрость Вед в виде былины о семействе Бхаратов.

00:09:20 26-27. Однако, проделав столь великий труд во имя людей, благодетель Вьяса не чувствовал в сердце своем удовлетворения. Там, на берегу Сарасвати, одинокий старец вновь погрузился в тревожные раздумья.

Встреча неудовлетворенного Вьясы и Нарады

00:09:42 28-29. - Я стяжал надмирную мудрость, - рассуждал Вьяса, - внимал учителям и воспитал учеников, возжигал жертвенный огонь и усмирял желания мира. Я обрел свободу в Духе и начертал людям пути обретения оной свободы таким способом, что даже женщины, дикари и последние неучи смогли бы достичь вожделенной цели.

00:10:14 30. Отчего же тревожно мне на душе? Почему мысль о невыполненном долге не дает мне покоя? Ужели кроме свободы смертному для счастья нужно нечто большее?

00:10:30 31. Я исполнил своё предназначение, но не чувствую радости. Я обрел свободу и указал смертным путь к этой самой свободе. Но что происходит, когда путы обмана спадают? Чего ищу я, обретший свободу, и что делать всем прочим, кто достиг успеха на этом поприще, я не знаю. Куда теперь направить взор? Где свободной душе искать убежище?

00:11:04 32. Сута продолжал: - В это самое время пред взором мятежного Вьясы предстал вечный скиталец Нарада.

00:11:16 33. Расценив появление Нарады как добрый знак, Вьяса поднялся со своего сидения и поклонился учителю богов с той же учтивостью, с какой поклонился бы он творцу Брахме – первому речителю Веды.