Управление сознанием

www.atma.in.ua - 01 января 2013
Как наши претензии порождают внутренний диалог? Самобичевание и жалость к себе – тонкие наслаждения ума. История о мудром земледельце. Не напрасны ли сожаления о том, чего нельзя изменить? Взгляд на мир сквозь призму грязного ума. Любовь и претензии. Любовь и влечение. Как обрести спокойствие ума? Необходимо убрать из ума претензии и требования. Правильно реагировать на раздражитель - задуматься! Каждый – наш учитель. Мы сами в ответе за свое настроение. Напрасная трата жизненной энергии. Жизнь в ожидании счастья - несчастна. Спокойный ум – залог здоровья. Самооправдание и самовосхваление. Почему ум не признает свою неправоту? Плохо ли любить себя? Реакция ума на замечания. Весь мир желает нам счастья. Сны. ороткая. Наслаждения ума происходят внутри. Какие лекции слушать хорошо?
лекция для начинающих из раздела «Ведическая психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:20:21 | качество: mp3 64kB/s 36 Mb | прослушано: 1299 | скачано: 1082 | избрано: 22
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Как наши претензии порождают внутренний диалог

00:00:01 Итак, добрый вечер. Мы с вами обсуждали, что существует внутренний диалог. Внутренний диалог – это что? Это когда-то что-то… это когда что-то у вас в голове крутится и мешает вам нормально жить. Внутренний диалог – это что? Это когда что-то у вас в голове крутится и мешает вам нормально жить. И мы с вами выяснили, что в этот момент человек теряет колоссальную энергию. Вот в чем дело. Кто-нибудь из вас отследил моменты внутреннего диалога? А претензии? Снизились претензии? Или еще остались? Когда начинается внутренний диалог? – вот такой вопрос к вам. Все время? Нет, ну, когда он начинается бурно, внутренний диалог? Правильно, когда претензии. Как только у вас возникла претензия, сразу же пошел внутренний диалог: «А может так, а может так…» и так далее. Поэтому нужно постараться уменьшить наши претензии. Потому что чем больше претензии, в этот момент вы меньше счастья ощущаете.

00:01:04 Итак, нужно уменьшить наши претензии и уменьшить наши требования. Требования – когда мы думаем, что нам все должны. Нам все должны: мама нам должна, папа нам должен, дедушка должен, друг нам обязан… [Смеется] по жизни… и так далее. В такое состояние человек входит, и постоянно это его беспокоит, беспокоит. Но что он должен – об этом нам в уме не хочется думать – что мы должны. Замечали? Нам не хочется об этом думать, потому что если мы кому-то должны, это ж нужно делать. А делать-то не хочется. Все хотят что делать? В основном, наслаждаться. Поэтому мы должны уменьшить наши требования и претензии. Чем меньше требований к миру, чем меньше претензий, тем больше счастья. Это секрет получения счастья.

00:02:05 Можно очень много говорить «я желаю всем счастья», но должна быть практика еще. Мы должны постараться убирать самскары. Помните что такое самскары? Это впечатления в уме. Убирать эти впечатления из ума, чтобы бороться с плохими качествами. Потому что в подсознании укоренились жадность, гнев, зависть и все что угодно плохое. Таким образом, по-настоящему счастье может получить только тот человек, который избавился от чрезмерных претензий я скажу как можно избавиться от претензий, да, потом чуть-чуть, и требований к людям, и к миру, и к животным..

Самобичевание и жалость к себе – тонкие наслаждения ума

00:02:45 Итак, еще одно качество ума – это самобичевание. Самобичевание. Когда вдруг вы в уме говорите: «Я такой плохой». Это тоже функция ума, кстати, это не разум. И в этот момент человек думает: «Я самый падший, я самый плохой, я самый некрасивый, да я самый больной среди всех людей…» такое тоже бывает. «У меня не получится, я самый бедный, мне для жизни не хватает еще столько же денег, десять миллионов». Не хватает. Поэтому человек начинает самобичеванием заниматься. И вы знаете, что это такое оказывается? Это называется тонкое наслаждение ума. Ум так наслаждается на самом деле. Это хитрость. Мы сами себя начинаем жалеть. Таким образом, наслаждаемся. «Я такой плохой», а сами внутри думаем: «Не такой уж плохой!» То есть это уловка ума.

00:03:43 И, вы знаете, жалость. Люди меряют по себе всегда. 95 % жалости – это жалость к самому себе. Это тонкое наслаждение жалость к самому себе. Умирает наш близкий человек, родственник что происходит? Нам жалко его… или не жалко? Не жалко! Что? Себя жалко? Когда умирает близкий человек, нам сразу себя жалко? А его не жалко? А, он умер, что его жалеть! [Смеется] А что плачем тогда, на похоронах? Правильно вы сказали – на самом деле, когда человек, кто-то, умирает, мы жалеем больше себя, чем того, кто уже умер. Почему? Во-первых, он уже умер. Во-вторых, в основном человек думает о себе. Например, он говорит: «На кого, на кого же ты меня оставил?» он думает сейчас о себе. «Ой, как же я теперь без тебя буду жить? Ты делал то-то, то-то, то-то, а теперь я один остался. На кого ж ты меня оставил?» Понимаете хитрость? То есть человек на самом деле думает больше о себе, он жалеет самого себя.

00:04:46 Мы совершенно не плачем из-за того, что ему в аду придется страдать за свою жизнь. Мы об этом даже не жалеем особо. Мы больше думаем о себе, как мы теперь будем жить без него. Потому что каждый из нас что-то выполняет в жизни: муж, жена. Муж имеет свои функции деятельности, жена имеет свои функции деятельности. И, вдруг, в какой-то момент жена умирает… или муж умирает, вот теперь тяжело. Если разобраться очень глубоко внутри, если вот, убрать эмоции и немножечко разума подключить, мы увидим, что, в основном, мы думаем о себе. Если вот, руку на сердце положить и сказать честно, вот, проанализировать – конечно, эмоции будут. Мужчины могут этот момент более ярко просечь, потому что они немножечко в эмоции впадают, но потом выходят и думают. Они могут просечь. И также женщины могут просечь, если вот подумать внимательно: о чем мы больше всего жалеем в этот момент? И вы знаете, жалость…

00:05:47 Почему я сказал 95 % жалость к самому себе? Потому что мы идем по улице, мы видим старушка… я видел такую картину, – старушка идет. И везет коляску, там какие-то вещи непонятные: то ли она мусор собирает, то ли еще… я так и не понял. Каждое утро она идет куда-то, и у нее такой горб на спине. И, в принципе, вы такую же картину можете видеть, вы видите какого-то слепого человека или какой-то там хромой человек, и вы смотрите на него, и у вас возникает жалость. Так вот, жалость на самом деле у вас возникает о себе: «Ой, бедненький, только бы мне такого не досталось. Как он так живет? Если бы я так жил, мне было бы совсем плохо.» То есть, если посмотреть глубоко, мы увидим, мы больше думаем как бы с нами такого не случилось. Мы даже денежку кладем, иногда. Из-за того качества – как бы с нами такого не случилось. Это подсознательно происходит. Я могу вам такую вещь сказать, интересную: в основном, люди думают о себе, а о других думают, чтоб проанализировать и повысить свой уровень внутри себя, так можно сказать. Такая хитрость. То есть каждый человек зациклен больше всего на себе.

00:06:56 Если нас что-то не устраивает в нашей второй половинке, да, то мы, как правило, его покидаем. Потому что он нас уже не удовлетворяет, мы для себя ничего не получаем. Поэтому в семейной жизни есть один секрет, единственный секрет. Это: у мужа и жены должно быть что-то общее, чтоб интересы пересекались. Если интересы не будут пересекаться, они разойдутся. Интересы должны пересекаться. Это может быть хобби, совместная какая-то деятельность, какая-то такая… но должно быть, что-то такое быть. И жалость. Все в этом мире умирают. Мы забываем постоянно об этом. В этом мире все умирают. Я вам расскажу интересную историю, вы её близко к сердцу не принимайте, потому что есть такое чувственное наслаждение – жалеть себя всё время. Люди входят в такое состояние жалости к себе, чтобы их пожалели, и потом они наслаждаются таким образом.

История о мудром земледельце

00:07:53 Итак, жил один земледелец. Это древняя история такая интересная, про мудрого земледельца. Он каждое утро выходил, пахал землю, сажал какие-то овощи, там, не знаю, зерна сажал, и приходил домой. И так было постоянно. И однажды работал он на своем поле, к нему прибежали и сказали, что его сын, единственный сын, его ужалила змея, и сын умер. И земледелец бросил все свои дела и пошел домой. Увидел такую картину: все плачут, все скорбят. Он тоже оказал своё сожаление, что так произошло, и на следующий день он как обычно пошел в поле. И опять занялся своим ремеслом.

00:08:40 Когда, закончив работу, он вернулся домой, он увидел совершенно такую же картину: все переживают, все плачут, все были погружены в горе, такое состояние он увидел. Никто не мог нормально дышать, нормально существовать, готовить еду, все переживали и плакали даже, они были поглощены своим горем. И жена, видя его такого спокойного, она его упрекнула: «Какой ты бессердечный. У тебя сын единственный умер. У тебя просто умер сын, а ты не пролил ни одной слезы, слезинки по своему сыну». И тогда земледелец спокойно ей ответил: «Вчера ночью мне снился сон и во сне я был великим царем, императором, и у меня было восемь сыновей. Восемь сыновей. И этот сон был настолько явный, что я вошел в роль, в эту роль: я – император, от меня все зависит, у меня были прекрасные дети, они были просто умненькие все, красивенькие. Просто мечта моей жизни. И когда я проснулся, я понял, что их потерял, сразу восьмерых. И поэтому скажи теперь, пожалуйста, о ком я должен больше сожалеть – о тех восьми или об этом одном?» Вот такой вопрос он спросил. Понимаете, в чем хитрость?

Не напрасны ли сожаления о том, чего нельзя изменить?

00:10:13 Земледелец был мудрецом на самом деле, великим мудрецом. И наша жизнь, она имеет как бы две стороны. Мы, вроде, живем, да, но всему этому приходит конец. Как я сказал, что вот эта «новость»: мы все умираем, просто об этом забываем. И сейчас мы имеем какие-то моменты. Почему я сказал: близко к сердцу не принимайте. Вы должны немножечко переживать, вы должны заботиться конечно же, но если подойти сверху и посмотреть все с высоты… удивительно становится все. Просто удивительно. Мы сожалеем о том, что уже не изменить. Вот в чем было его тонкое наставление. Подобно тому как сон нам снится хороший, да, и в конце концов мы просыпаемся, он кончается, мы же не плачем. И наша жизнь она подобна тоже сну, подобна сну, потому что до конца мы не знаем своей настоящей позиции, до конца мы не знаем по настоящему – кто мы на самом деле. Все играют различные роли: одна роль, вторая роль, третья. В семье – одна, в обществе – другая, но мы до конца не знаем, кто мы. Мы все гадаем, мы с детства думаем: «Я какой-то особенный». Все думают: «Я какой-то особенный», но до конца мы не знаем, кто мы.

00:11:34 Те, кто имеют собак, они знают: была одна собака мы сожалели, там, бедные, плакали, столько нервов, столько седых волос. Прошло тридцать лет, уже было десять собак, мы про ту уже забыли. Чего сожалели тогда? Понимаете, в чем хитрость? Что мы сожалели, столько сил потратили на скорбь, на переживания? Человек уже умирает или собака уже умирает… Поэтому мудрый, в писании говорится, что настоящий мудрец, у кого ум уравновешен, у кого ум сильный, не переживает ни о живых, ни о мертвых. Настоящий мудрец не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Он видит настоящее существование, он видит, понимает. В чем заключается его понимание? Очень простое понимание. Оказывается, все мы с вами вечны. Это другая вам, радостная новость. Вы никогда не умираете. Вы переходите из одного тела в другое тело.

Взгляд на мир сквозь призму грязного ума

00:12:32 И, соответственно, мы с вами выяснили: существует тонкое тело и грубое тело. Тонкое тело – это ум, он остается. Разум, ложное эго. И душа находится в середине, в сердце. И нас окружает тонкое тело. Сначала нас окружает ложное эго: «Я – человек», «я – собака, поэтому гавкаю», «я – кошка, поэтому мяукаю». Понимаете, кошка не пытается говорить по-русски или по-латышски. Ложное эго говорит: «Ты кошка, поэтому мяукай». Потом окружает наш разум, потом ум, потом грубое тело, вот в чем дело. И мы сидим внутри, и мы пытаемся смотреть на этот мир через призму этих всех оболочек.

00:13:16 Ум – мы уже с вами выясняли – в уме накапливаются самскары. Мы что-то сделали в прошлом, помните лекция: что-то сделали не оплатили там проезд в уме накапливаются самскары. Потом нам тяжело уже платить. Мы выпили что-то, нам потом тяжело, у нас привычка возникает. И в уме сидит очень много таких впечатлений, или самскар. И мы также смотрим на весь этот мир через эти впечатления, мы смотрим постоянно, так: «О, этот такой, а этот такой... А мне не нравится эта одежда». Почему вам не нравится эта одежда? Потому что у вас впечатление вот о такой одежде, и она вам нравится, поэтому эту я не принимаю. У каждого своя любимая одежда есть. Видите, как. Это не просто так. У каждого свои любимые цвета. У каждого свои любимые звуки. У каждого своя любимая пища. Это все берется из ума. Вот в чем дело.

Любовь и претензии

00:14:05 Итак, человек смотрит на весь этот мир, на людей, через призму своего ума, то есть как бы через себя. Поэтому мы с вами выяснили критерий в прошлой лекции, что если человек видит, что все плохие, значит у него внутри грязь. Вот в чем дело. Внутри грязь. Итак, как же не обижаться? Как же не иметь претензий? Вот в чем вопрос. Какое нужно иметь умонастроение, чтоб не обижаться, и чтоб не было претензий. Какое нужно иметь умонастроение. Вот, я обижаюсь, допустим, да, и я, у меня много претензий, как вот, мне сознание своё поменять, чтоб у меня не было этих претензий? Вот в чем вопрос. «У меня нет любви. Она есть маленькая, но как-то не получается…» Понимаете, любовь и претензии – это разные вещи. Если претензий много – любви мало. Как мы любовь-то увеличим? Претензии все время. «Этого люблю, этого не люблю» А почему «того не люблю»? И пошли претензии. Потому что: «У него лицо не такое, глаза не такие, нос не такой, и, вообще, одевается неправильно. И живет не в той стране. И, вообще, у него ума нет!» и понеслось.

00:15:20 Вот что значит любовь: любовь, если есть, она распространяется на всех. Если вы одного… вам один нравится, вы кого-то любите это не любовь, одного если любите, ну, двоих, ну, некоторые там, на Западе практикуют троих, я не знаю… [Смеется] А если другого не любите, это не любовь до конца, это претензия: «Мне вот тот не нравится, а вот эти нравятся». Это вкус ума значит, это из ума идет, это не любовь. Любовь идет из души и распространяется сразу на всех, а не только на тех, у кого волосы только белые, а черные сразу уже не нравятся, если волосы. Желательно глаза чтоб были такие, знаете, по интернету часто там: «Я предпочитаю, чтоб глаза были карие». Да, то есть понимаете, хитрость в чем? Это не любовь. Это просто предпочтение к определённой пище, к определённой одежде, к определённому человеку. Все. Это не любовь, это просто страсть определённая к каким-то вещам. Вот в чем дело.

Любовь и влечение

00:16:18 Вот почему люди-то расходятся. Если бы они любили по-настоящему, душевно, они б не расходились. Зачем? Они любят. А если они любят временно, да, и потом расходятся, значит, они по-настоящему и не любили. Они просто как-то нечаянно соприкоснулись. Оказывается, веды говорят, что мужчины и женщины отличаются очень сильно. Женщину сравнивают с огнем, мужчину сравнивают с маслом. То есть когда мужчина и женщина соприкасаются, в итоге, масло тает. И второй момент, смотрите, какой интересный, оказывается: когда мужчина и женщина рядом, когда они совсем рядом, что возникает? Мужчина и женщина когда рядом, что возникает? Влечение, правильно. Почему? Это две противоположности. Мужчина и женщина – две противоположности.

00:17:13 Итак, к каждой кастрюле найдется крышка. Это к моменту влечения. Да, то есть какой бы не был человек это кастрюля. К нему найдется обязательно крышка. И из-за влечения, соприкосновения, можно так сказать… В начале идет соприкосновение, на работе, на улице. Если мужчина так или иначе соприкасается с женщиной, через какое-то время, по-любому, возникнет влечение. И даже если этот человек вам полностью не нравился, то постепенно соприкасаясь, соприкасаясь – раз, и уже нравится, и лицо красивое. Даже если мужчина похож на свинью, он понравится вам. Не обижайтесь. Кстати, у нас семинар об этом. Без претензий, без обид, мы работаем над умом.

00:18:06 То есть от прикосновения возникает влечение, по-любому. И говорится сколько должно быть, какое должно быть расстояние. Полтора метра. На полтора метра приблизились – по-любому, будет соприкосновение, и потом что появится? Влечение. А после влечения, через год, что?... [Смеется] Что-то новое такое появляется, жизнь улучшается. Надо теперь о нем заботиться. Женщины знают как по настоящему тяжело заботиться о детях, как вот реально тяжело их растить. А вот эти негодяи-мужчины, они там на войнушке раз-раз и тысячи людей умирает. И только женщины знают, как тяжело одного ребенка воспитать, вот, реально поднять. Пятнадцать лет! Какой там, некоторые до тридцати растят детей, пока сами не умирают. Понимаете, в чем момент? Вот поэтому женщины, они понимают, что война – это глупость. А мужчины, они чуть что, так сразу ложняк (Ложное Эго) у них больше и вперед: стреляют, убивают и за один день столько уникальных людей убивают. Замечали? И только женщины знают, как тяжело воспитать ребенка, только женщины, никто другой.

Как обрести спокойствие ума?

00:19:30 Итак, как же можно уменьшить наши претензии и убрать наши требования? Мы так и не выяснили. Спокойствие ума. В принципе, можно успокоиться, а потом «они опять цену поднимут, негодяи», и понесется. Начать делать что-то для других бескорыстно, а потом они это будут неправильно использовать, будут наживаться на вас, а вы для них бескорыстно, и в итоге вы скажете: «Ах, какой!» Есть другой вариант: удалиться в лес, претензии будут уменьшаться с каждым днем.

Необходимо убрать из ума претензии и требования

00:20:06 Итак, как же убрать наши претензии. Нужно как-то подумать и постараться проанализировать, каким образом можно убрать претензии и наш требовательный момент. Да, перефразировать, как-то по-другому нужно переключиться и посмотреть на этот мир. И самый лучший метод, чтоб убрать наши претензии и требования – это понять и просто себе внушить даже в какой-то степени, постараться проанализировать и объяснить себе, что каждый, каждый человек – наш учитель. Понимаете? Каждый человек – наш учитель. А на учителя мы будем обижаться? Тяжело обижаться на учителя.

00:20:51 Каждый человек – наш учитель. Наступили вам на ногу в трамвае, вы должны сразу подумать. Сначала появляется у вас претензия: «Ах!» Мы же не знаем, может быть, он оступился, может, его тоже что-то задело, понимаете? Мы должны сразу понять: он наш учитель, возможно, чему-то нас учит сейчас в этот момент. И нужно стараться анализировать эту ситуацию, посмотреть на это с такой точки зрения. Если вы введете в свою жизнь простой принцип «каждый наш учитель», у вас не будет претензий.

00:21:22 Каждый нас учит, чему-то особенному, просто надо понять, чему нас учат. И, оказывается, все просто. Этот мир не просто такой, этот мир нам готов помогать все время. И ситуации, которые нам посылает этот мир, они не простые, они научные или ситуации нас чему-то учат. И, в принципе, все вы знаете, что ситуации нас учат. Даже когда вдруг одного бизнесмена полностью обворовали его соучредители, ну его помощники, или там, компаньоны, тоже наука. Это практически проходит любой бизнесмен, крутой бизнесмен, да, то в следующий раз он делает так, то есть он учится. Понимаете? Он учится и делает в следующий раз так, что его уже не обмануть.

00:22:10 Поэтому видите: любая ситуация нас учит, эта ситуация. Каждый человек должен быть нашим учителем. Но не до глупой степени, понимаете? Если он там совсем агрессивный, то надо просто уйти и понять: ну, чему-то нас тоже научил, надо подумать чему. Можно много чему: смирению, например, можно научиться, еще чему-то. Много чему. Терпению, пожалуйста. Научиться любвеобилию. «Ах, негодяй, но он наш учитель, надо его воспринимать хоть как-то, постараться его полюбить, а возможно он так сделал не по своей воле, вдруг это вот так судьба заставила, или этот мир заставил, чтоб нам что-то сказать?» Потому что некоторые так возгордились, что просто смотреть противно на них, просто, они ходят: «Я вот что-то я знаю, я то, я обучилась, я се!» И так смотришь, и просто противно становится, от такого человека просто воротит. Вот в чем дело.

00:23:07 И каждый из вас – возгордившийся человек. Каждый. Каждый в чем-то гордится, своими какими-то суперкачествами, практически, как будто все супермены. Кто-то гордится своим носом – «уникальный нос», глазами – «у меня красивые глаза», «у меня хорошая одежда». Каждый чем-то гордится. Даже собаками своими гордятся. «У меня такая-то модель, она столько-то стоит». И даже если вам нечем гордиться, знаете чем вы будете гордиться? Своим другом. «У меня-то есть такой друг, у меня!» Знаете, это тоже гордость. Это определённое понимание, определённая хитрость. И поэтому, когда вы поймете такую ситуацию простую, что «каждый – наш учитель», становится легче жить. Вы должны привнести этот принцип в свою жизнь. Иначе вот это нарастает, претензия все больше, больше, больше. Почему? Самскара сидит в уме, претензия есть, она будет расти, она будет пытаться вылезти из ума. Еще нашли претензию, еще нашли. В итоге, есть такая профессия – критик. Это специалист в своей области, он умеет всех критиковать.

Правильно реагировать на раздражитель - задуматься!

00:24:11 На самом деле для чего нужно все это? Мы должны научиться принимать ситуацию, как она есть. Мы должны научиться принимать ситуацию и себя, как есть. Наступили на ногу, вот ситуация. Значит, чему-то учат. Причем здесь человек? Возможно им просто манипулировал мир, который нам что-то хочет сказать. Люди приходят жалуются: «Вот, тот человек плохой!». В этом уже проблема. В этом уже проблема. Вам наступили на ногу, это ваш учитель, на него обижаться не надо, нужно его еще поблагодарить. Нужно его поблагодарить, за то, что нас чему-то научил. Обиды уменьшаются.

00:24:50 Ваша соседка, которая вам все время говорит одно и тоже, она не спроста так говорит, она что-то хочет до вас донести, и мир её на это сподвигает. Как вы думаете: как с нами мир общается? Через других людей, через ситуации в жизни. Ситуация произошла это определённое общение, природа с вами хочет говорить, мир хочет вам что-то подсказать. А мы начинаем обижаться. И поэтому говорится, если мы обижаемся на человека, на какого-то, по большому счету, мы обижаемся на весь мир. Потому что мы не хотим принять эту ситуацию. Мы не согласны с ней. До глубины своей души мы не согласны с этой ситуацией. Мы говорим: «Неправильно, мы такого не заслуживаем, мы заслуживаем лучше». Это все равно, что бороться со всем миром.

Каждый – наш учитель

00:25:32 Поэтому правильная ситуация, чтобы не обижаться и не иметь претензий, мы должны понять: каждый – наш учитель. Не только вон тот учитель, а вот каждый – наш учитель. А-то мы ходим только к одному учителю, а остальные у нас, к остальным у нас претензии. Каждый – наш учитель, у всех можно научиться. Возможно учителя совсем рядом, а мы где-то их там, в Индии ищем. Постоянно на ногу наступают, постоянно что-то говорят такое, а мы вот: «Нам нужен учитель… где-то там, желательно в Гималаях, подальше…» Чтоб один раз его видеть, чтоб претензии к нему не выросли большие, да? Потому что если слишком долго с ним находиться, вы увидите: у вас будут к нему претензии. Если, если особо с ним вместе живете. [Смеется] Будут претензии. Потому что ум – это негодяй.

00:26:26 Наш ум, он все время думает, размышляет: «А может так, а может этак? Я бы на его месте не так сказала бы, а так. Я бы на его месте лучше бы сказал. Нужно было это сказать, а лучше еще дополнить то…», и понеслось. А может быть, он то сказал, то, что надо непосредственно. Вот в чем дело. Поэтому люди кричат: «Вот мне нужен учитель!». Приходят на консультацию, говорят: «Мне нужен учитель». Я им говорю: «Вы его не найдете». Они вокруг бродят, учителя. И пока вы не сможете по-настоящему воспринимать всех как учителей, вы никогда настоящего, истинного учителя не найдете. А-то мы ищем истинного духовного учителя. Истинного мы не найдем его никогда, потому что мы не готовы, во-первых, учиться, у нас куча претензий. Вот в чем дело.

Мы сами в ответе за своё настроение

00:27:16 Следующее. Наш ум, он реагирует на обстоятельства, на те или иные, постоянно. И, по большому счету, когда наш ум реагирует с чем-то, у нас в этот момент происходит смена настроения. Понимаете, к чему я клоню? Оказывается, ваше настроение – это ваше настроение, и оно зависит от вас. Любое настроение от вас зависит как хорошее, так и плохое. Вы сами хозяин своего настроения. Но, когда у вас много претензий, много всяких гадостей, настроение от вас уже не зависит. И, по-настоящему, тот человек, который разобрался со своим умом, разобрался со своим умом, договорился с ним, понял его вот эти все тараканы, или заморочки, или глупости, только тот может менять своё настроение по своему желанию.

00:28:12 Какие бывают настроения? На каждую ситуацию есть разные настроения. И нам нравятся какие настроения? Самые хорошие. Так вот, эти самые хорошие настроения, вы можете в любой момент произвести, если вы научились работать с умом. Просто убираем на задний план претензии. Всегда есть претензии, но надо их уменьшить. И когда вы их уменьшили: что возникает? У вас есть возможность манипулировать своим настроением. Если претензии не уменьшились, настроение невозможно изменять по своему желанию. Вам выбили зуб у вас настроение испортилось. И оно будет долго таким, пока не почините зуб. Так, что ждать? Раз, и поменял настроение: «Замечательно, будет хороший зуб на тридцать лет вперед, он будет работать. Вставлю туда новый зуб не будет болеть, ничего там воспаляться не будет и все будет хорошо». И настроение может поменяться.

00:29:06 Знаете, что такое свобода выбора? Свобода выбора маленькая, практически её нет. И, когда мы убираем претензии, свобода увеличивается: то есть когда меньше претензий, меньше гадостей в уме, у вас увеличивается свобода выбора. По большому счету, свобода выбора никогда не бывает стопроцентной. Только йоги достигают свободы выбора на сто процентов. Они могут в туалет не ходить. У вас выбора не будет, когда вдруг захочется. Выбора нет: вам захотелось! Никакого выбора: надо идти. Мы думаем: «Мы сами так решили. Это свобода выбора. Это моя свобода выбора я выбрал пойти в туалет». Вы можете только выбрать: в какой туалет пойти. И все. Как по-маленькому, так и по-большому, так еще надо и попить: какой выбор? Вдруг вам захотелось попить, а вы думаете: «Нет, я сегодня не буду пить». Выбора нет: придется пить. Есть только один: пить. Можно выбрать не пить? Попробуйте… [Смеется] Только йоги могут выбрать не пить. Можно и не есть, да. Выбор есть, да. Но потом придется есть: заставит ум. Если получится не ходить в туалет, не пить, не есть – замечательно: у вас свобода выбора великая. Если получится. Поэтому я и говорю: только великие йоги могут не пить, не есть, не дышать, причём еще могут. Что касается дыхания – вопросов не будет. Мы можем тоже не дышать. Попробуйте. Придется.

00:30:45 Итак, и по-большому счету, когда у человека уменьшается претензия, его природа, сама природа-мать, и вселенная начинают ему помогать. Тогда у человека меньше потребностей возникает: он меньше может кушать, у него продукты питания будут усваиваться, витамины будут всасываться. А у человека, у которого много зажато в уме много претензий всяких и гадостей всяких у него пища плохо будет усваиваться. Каждая болезнь у нас не спроста. Это наука какая-то: что-то мы не так делаем. Тут разобраться тяжелее с болезнями: из-за чего это. Но, если у вас одна сильная болезнь есть, большая такая, да, то это означает: такое же большое качество нужно искать. Вот в чем дело. То есть, если у вас одна главная болезнь есть, по жизни которая вас беспокоит, знайте, нужно найти другого человека и сказать: «Какое вот самое такое мое большое плохое качество?», и всегда попадете. Если это большое качество плохое снизите, у вас снизится болезнь.

Напрасная трата жизненной энергии

00:31:49 Теперь, что касается энергии. У нас с вами есть энергия. Энергия тратится на претензии, мы знаем, да. Энергия тратится у нас на внутренний диалог, на обиды. Энергии много тратится: мы об этом постоянно думаем. И еще энергия тратится из-за искусственных эмоций. Искусственных эмоций. Когда все заржали – нужно поддержать, да? Такое бывает. Американская улыбка – тоже искусственная эмоция. Они забирают силы, эти искусственные эмоции. Не смешно – ну не улыбайся. И всё. Вот так. Если искусственные эмоции идут, то, соответственно, мы теряем энергию. И наоборот, если у нас эмоции естественные, то мы набираем энергию. Мы знаем, что если хорошо посмеялись, как стало хорошо. А если как дураки посмеялись, потом как-то так тяжело стало, и как-то, знаете, пусто. То есть пусто – означает: энергия ушла куда-то. Поэтому нужно стараться избегать искусственных эмоций. И нужно постараться избегать жизни в ожидании. А-то дождетесь.

Жизнь в ожидании счастья - несчастна

00:33:08 Что значит жить в ожидании? Мы ожидаем тех или иных событий все время. Мы все время находимся в состоянии ожидания. Это означает: невозможно находиться в настоящем моменте, вот в данном сейчас. Мы все время где-то живем в будущем. Понимаете, о чем я говорю? В ожидании. Потому что оказывается: настоящее – это момент счастья. Когда мы находимся в настоящем, только в настоящем можем ощутить счастье, от окружающего мира, от людей. Только в настоящий момент. Но когда мы думаем, что счастье там будет, когда «я куда-то приду или вернусь с работы», то счастья вы не достигнете никогда.

00:33:52 Поэтому ожидание – это очень большая проблема, которая убирает в нас счастье. То есть что такое настоящее счастье? Это в данный момент происходит. В настоящем моменте только можно ощутить счастье истинное. А когда мы думаем, что «я поеду куда-то там, и там будет счастье» это счастье искусственное, которое ум вам наплёл. То есть по-настоящему можно вот сейчас почувствовать счастье. Вот в чем дело. А ум все время думает, что там счастье. В этом проблема.

00:34:21 Поэтому пока вы думаете, что там счастье, вы ожидаете: «Вот когда… тогда я приду куда-то, будет счастье. Знайте, счастье от вас уходит. Вы не почувствуете счастья. Вот оно, вот сейчас, секундный момент, каждый момент – это счастье. И его нужно соответственно ощущать. А мы привыкли жить в будущем: «Вот когда будет то, я буду… Когда я закончу институт мне будет хорошо. Когда я пойду на работу – мне будет замечательно». И понеслось… «А когда уйду с работы на пенсию – мне будет хорошо», а когда пенсия уже, в пенсионный возраст большой: «Когда я умру, вот тогда будет хорошо». А хорошо будет тогда, когда вот сейчас только может быть хорошо. Других вариантов нет! Это великая истина на самом деле. Это великая истина. Мы думаем: «Вот счастья надо мне, мне нужен учитель, он мне счастья принесет в жизни…» Да, правильно.

00:35:22 Вопрос такой: Как же планировать? Всё понятно с этим, надо как-то планировать, надо как-то планировать жизнь. Да один раз запланируйте и живите настоящим. Один раз запланируйте, повесьте листок, но жить настоящим надо, иначе счастья не будет. То есть план, это означает: вот есть короткий план, есть долгосрочный план. Сделайте план просто и все. Но люди думают, что там будет счастье я про это говорю. Планы нужно строить, но счастье нужно ощущать прямо сейчас. Можно даже привязываться, но главное, чтоб не слишком сильно привязываться. То есть построили план, постепенно идем к этому плану, у нас он разработан, но в этом плане, в этом плане каждую секунду мы должны также запланировать, что надо ощущать наслаждение от этой работы, а не ждать, когда она закончится, потому что у нас в плане там следующая работа. Вот в плане это должно быть записано. Это настоящий план. «Я пошла на работу это у меня в плане, я должна заработать – это у меня в плане, но я должна также почувствовать, я должна находиться в настоящем, чтоб почувствовать счастье от этой работы». Вот в чем дело.

00:36:30 Один раз нужно спланировать, цель поставить. То есть вы же не сможете в настоящем находиться двадцать четыре часа. Вы сможете, допустим, счастье ощущать, там, восемь часов. То есть не сразу раз и двадцать четыре часа, то есть мы в крайности не впадаем. В начале пять минут… Вдруг вспомнили лекцию: «Ой, что это я вот тут уже, мне еще шесть часов работать, а я за два часа уже устала: что делать? А! Он сказал: «Нужно постараться ощутить счастье от настоящего: то, что я сейчас в данный момент делаю...» Понимаете? А остальное – раз, пять минут поработали в счастье, раз – уже не смогли: ум-то не дает, самскары мешают пока. В оставшееся время все можно спланировать. Когда ум не в настоящем… [Смеется] тогда будет хорошо.

00:37:18 Итак, как наш ум реагирует? Вот в чем интересный момент. Реакция происходит. То есть наш ум связан с внешним миром через чувства. Он находится внутри и связан через наши чувства, пять чувств. И если мы действуем в этом мире неправильно, что-то неправильно сделали, да, то это идет реакция к нам обратно. Плохое подумали – идет реакция, и она возвращается к нам обратно. Сделали хорошее, наши все клетки, все органы становятся лучше. Вот в чем дело. Не подумайте так, что если вы будете думать, сидеть и избавляться от претензий, при этом с телом не заниматься, тело немножко не разминать, у вас будет тело болеть, по-любому.

Спокойный ум – залог здоровья

00:38:07 Поэтому мы с вами на занятиях уже выяснили, должно быть четыре стены. Если одну стену не поддержали чем-то, она упадет и вы не будете в доме жить нормально. Четыре стены: какие? Вспоминаем. Социальная, интеллектуальная (мы должны немножко думать. физическая и духовная. Четыре стены должны быть. Потому что все мы находимся на разном уровне сознания, да. И воспринимаем определённую часть лекции только. И поэтому вы можете оторвать кусочек от лекции и сказать: «О, я услышала – надо так делать!», и забыли про другие три стены. У вас все развалится, поэтому наша основа, фундамент – это четыре стены. Это очень важно.

00:38:55 Вы знаете, что регенерация клеток может происходить буквально за несколько часов. Регенерация клеток. И по большому счету, этот момент до конца не изучен. У некоторых есть такая болезнь, сейчас не помню как называется, когда человек стареет буквально за два года, и умирает. У него происходит моментальное старение. У некоторых регенерация клеток происходит. Регенерация клеток может быстро произойти. От чего зависит регенерация клеток? Кто управляет телом? Кто стоит выше тела? Ум, наш ум. От ума зависит регенерация клеток. И если человек избавляется от претензий, избавляется от плохих качеств, у него успокаивается дыхание. Дыхание становится спокойным. Суетливость пропадает, дыхание успокаивается. И в этот момент давление улучшается, улучшается сердце, улучшается работа практически всех органов, оказывается.

00:40:01 Вот человек приходит, у него высокое давление, что делать? Таблетки можно пить, помогает временно, после таблеток, когда действие заканчивается, опять давление. Так вот давление просто лечится: за счет дыхания, и за счет расслабления, уменьшения беспокойства. Если беспокойство не уменьшается, можно чисто механистически правильно дышать медленный вдох, медленный выдох автоматом будет успокаиваться ум. Можно даже заснуть так. Знаете такую технику, в детстве нам всем обучали. Если хочешь заснуть: дыши и считай, сколько ты вдохнул и выдохнул, про себя. Таким образом, человеку приходится, чтобы посчитать, когда он вдохнул – раз, выдохнул – два, три. Ему приходится сосредотачиваться на дыхании, не на беспокойствах, а на дыханиях, на дыхании, и он засыпает. Потому что ключик – это дыхание. В йоге, если кто знает, невозможно вообще заниматься штанга-йогой, если не пройти техники дыхания. Как вы можете сконцентрироваться, если ум постоянно бегает, постоянно диалоги какие-то там идут.

00:41:12 Итак, если человек имеет хороший ум, спокойный ум, у него регенерация клеток будет увеличиваться гораздо быстрее, чем у того кого нет. Чтоб регенерация клеток улучшалась, можно это представить. Я вам рассказывал, да, как убирать болезни, помните. Как ментально можно убирать болезни. Это представлять, как место заживает, или как эта болезнь лопается, или как её съедают рыбки, или как в нее врезается ядерная бомба, там её разрывает... Это работает, вот в чем дело, это работает! Итак, помните, я вам говорил, мы живем в проблемах и страхах, которые так и не осуществляются. Вот в чем дело, это тоже нужно проанализировать. Это целая работа на самом деле, всей жизни. Это не просто так. Работа всей жизни.

Самооправдание и самовосхваление

00:42:01 И еще одно такое качество уникальное есть в нашем с вами... голове, в нашем с вами сознании, называется самооправдание и самовосхваление. Это уникальные вещи. Это уникальные моменты. Они так работают! Вы… можно столько примеров привести! Я приведу самый страшный пример. Каждый себя прославляет. Каждый себя любит. И каждый умеет стопроцентно – вот что мы умеем, так это стопроцентно себя оправдывать. Как мы живём. Да? Два человека поссорились между собой. Поссорились и разошлись, ну как всегда, да? В принципе, по большому счету, двое виноваты, один немножко на ложное эго нажал, другой не вытерпел, ему нажал, третий нажал... и так они друг другу нажимают. И потом расходятся, да, И каждый идет, ему нужна группа поддержки. Всегда. Он сам себе поговорил, пошел внутренний диалог: «Я не такой плохой, как он мне сказал, я не такой уж плохой, во мне есть хорошие качества!», и понеслось, начинает себя прославлять, прославлять, и чтобы себя лучше прославить, что он делает? Он думает, что все таки он плохой, я бы на его месте так не сделал, вообще так некорректно, нехорошо, начинает оправдывать себя до какой-то степени. Уникально работает.

00:43:26 И этого недостаточно, поймите, для ума этого недостаточно. Он идет к своему другу и говорит, какая была ситуация и рассказывает ситуацию со своей стороны, и не замечает, как он на ложное эго надавил другому человеку. Он начинает рассказывать и друг его поддерживает. И таким образом человек как бы себя подымает. Себя подымает таким образом, самомнение увеличивается. Тот человек тоже самое делает. Что вы думаете? Сто процентов находится целая партия, целые страны объединяются таким образом вокруг этих людей. Они, может, ссорятся.. [Реплика из зала] Да. Вот в чем дело. На каждом шагу это происходит, в вашей жизни тысячу раз это происходило и будет происходить, пока вы не поймете этой простой истины: если двое человек поссорились между собой – оба виноваты, вот в чем дело. Поэтому если в какой-то стране есть две партии, враждующие между собой, которые борются за президентское кресло, им нельзя вступать в Евросоюз. Нельзя! Почему? Потому что Евросоюзу придется какую-то одну, за какого-то одного человека, как бы сказать, поддерживать. Понимаете? А тот в ущербной ситуации. Начинается война в этой стране. И они потом вводят войска НАТО и начинают наводить порядок.

00:44:49 Это тоже самое проходит на бытовухе. Двое ребят поссорились. Если папа, ну как, например, у отца двое сыновей поссорились. Если папа примет одну сторону, одного сына, знаете, будет проблема во всей семье. Поэтому политики до конца вообще не понимают, что делают, просто не понимают, что делают. Что можно сделать в такой ситуации? Знаете, как один, ну, простой пример: папа и двое ребят. Один ребенок ударил игрушкой по голове одного, другого там, тот его ударил, и понеслось. Что папе нужно делать? Сказать просто одному: «Я его накажу обязательно». И сказать другому: «Я его тоже накажу», и ничего не делать. Не надо ничего делать. И даже нельзя их наказывать обоих: знаете почему? Вы их обоих равно накажете как при коммунизме, всех равно, да в итоге они друг на друга еще больше обидятся, потому что это все «из-за тебя нас наказали», а тот говорит: «Нет, это из-за тебя нас наказали», тот скажет: «Нет, это из-за тебя нас наказали». Видите как? Поэтому каждый бизнесмен, директор, менеджер должен знать: нельзя кого-то наказывать. Будет проблема. И у вас в том числе. Нужно всех успокоить, сказать: «Да»… Если параллельно нашли, просто сказать: «Да, я его накажу», но при этом никого не наказывать. Вот так. Это единственный выход из такой ситуации.

Почему ум не признает свою неправоту?

00:46:08 И, запишите себе важный момент: для нашего ума признать свою неправоту – все равно, что приговорить себя к смерти. Для ума признать свою неправоту – все равно, что подписать себе смертный приговор. Поэтому ум все время сопротивляется, вот этот наш. Разум, конечно, стоит выше, мы про разум будем скоро говорить. Вот какая интересная функция. Поэтому, если не принимаете и не согласны – это ум, это работа ума, так действует ум…. И ум всегда найдет оправдание своей деятельности. Ум всегда найдет оправдания, потому что как для него принять неправоту, всё равно что смертный приговор себе подписать. Поэтому он себя обязательно будет оправдывать. И вы знаете, как он себя умеет оправдывать! Мужика посадили в тюрьму. Он сидит в тюрьме за убийство своей жены, ножом, семейная ссора, такое часто случается. И пока он сидит один, ум-то работает. Ему говорят: «Ты негодяй, ты убийца», на суде сказали: «ты убийца», он себя оправдывает. Знаете, если вы просто поговорите с человеком, которого судили, просто вот по душам поговорите, он вам докажет, что он не виноват, и что вот это наказание, которое ему дали, несправедливо, что он вообще не хотел. И в тюрьме все говорят: «Я не виноват, я вообще не хотел, это случайно получилось». И ум себя оправдывает, чем больше человек сидит… И в итоге в конце что получается? Он просидел пять лет, ум себя сам оправдал: «Это получилось случайно, жена упала на нож пятнадцать раз». Он сам себя оправдает. Вот в чем дело.

00:47:50 И мы часто думаем о себе лучше, чем мы на самом деле являемся. Потому что ум любит себя постоянно оправдывать. Оправдал там, оправдал там... И даже ум специально забывает некоторые тонкости ситуации, которые происходили с нами. Специально тонкие ситуации забывает, и даже проявляет какие-то ситуации, которые не были вообще. Маленькие такие, чтоб незаметно было окружающим людям. И такое было обстоятельство. Вот в чем хитрость. Это все негодяй наш ум делает. А почему он так делает? Потому что у нас такие впечатления были в жизни. Мы их сами себе культивировали постепенно, культивировали, плесень росла, росла, и теперь вот мы есть, как есть. Теперь мы должны выкарабкиваться, счастье-то вообще ушло, счастье нужно искать. Поняли где счастье, да? Знаете, где теперь учителей искать? В центре нас живут….

Плохо ли любить себя?

00:48:48 Какой вопрос? [Вопрос из зала о любви к себе] Да, до какой-то степени. Хорошо любить себя, но правильно. Главное, чтоб наша любовь себя не была больше, чем других. Иначе будет конфликт. Даже есть такая истина на самом деле. Очень глубокая: возлюби ближнего, как самого себя. И по-настоящему, мы себя можем тогда любить, по-настоящему мы себя можем любить тогда, когда мы правильно поступаем. Вот такая хитрость. Только тогда вы сможете себя по-настоящему полюбить, когда вы правильно поступаете по жизни. Невозможно себя полюбить, если вы постоянно неправильно поступаете. Поэтому только тот себя сможет по-настоящему полюбить, кто правильно поступает. Это высшая психология. Вы не научитесь нигде этому, в институтах тоже этому не учат, да. Как узнать, как правильно поступать? вот в чем мы дошли до вопроса. Как узнать: правильно мы поступаем или неправильно? – вот в чем загвоздка. У нас появились сомнения: правильно мы поступаем или неправильно.

00:49:56 Да, сомнения – признак разума, факт. И это уже разум пошел, это вопрос разума, кстати. Как правильно поступать-то, вообще? Чтоб не было больно другим это называется: хорошо поступать. И больно себе тоже значит: хорошо поступать. И чтоб боль себе не была больше болью другим. И чтоб боль других не была болью себе. То есть это определённая тонкая грань: как поступать. Но поступать нужно хорошо. Чтоб не было, как говорится, чтоб не было потом совестно, чтоб не было смертельно обидно за то, что потом это сделал. Да, чтоб не было самобичевания. Некоторые люди себя так избивают психически. Каждый день, причем. Причем, по утрам обычно. Потом просто времени ни на что не бывает: надо работать… Просто на них смотришь: они побиты.

00:50:58 А те кто плохо поступает, их судьба бьет прямо по лицу. И видно избитое лицо. Оно такое все покорежено, смотреть больно. Что это означает? Человек поступал плохо. Таких людей видно, но не в себе. Мы таких людей видим в округе, но не в себе. Плохо поступили раз, судьба нам копытом таким, да, прям в нос. У нас появляются на лице такие состояния определённые. Видно на лице всё, причем. Вы что думаете, умные люди ничего не видят? Все видят: на лице написано, сколько ударов по лицу было. И тут, слава Богу, появились замечательные люди, настоящие герои – это хирурги. Когда смотришь в зеркало и видишь удары со всех сторон были, и лицо все покорежено, настроение всегда плохое, ничего хорошего в лице не видно – отвращение идет. Посмотрела, думаешь: «Кошмар какой-то!» И когда человек вдруг, через много лет замечает в зеркале страшную картину, тут на помощь приходят настоящие мужчины – хирурги. Раз-раз – и готово, натянули. И тут еще поучились немножко американским эмоциям, улыбочкам, и все хорошо. Смотришь в зеркало и уже лучше. А внутри?

Реакция ума на замечания

00:52:27 Итак, нам сделали замечание: какая реакция ума? Нас прославляют: как нам становится? Приятно. Как проверить: работает человек с умом или не работает? Простым методом: сказать ему что-то неприятное и сказать что-то приятное. Какой бы он ни был высокий, богатый, если ему сказать «ты негодяй» и посмотреть внимательно на него: как он на это отреагирует, сразу можно понять знакомую ситуацию. Также человека, если прославить, просто даже чисто вот, знаете, так грубо прославить или искусственно прославить, и он вдруг начинает: счастья у него много. Значит тоже плохо работает с умом. Так можно по-настоящему проверить: хороший человек или плохой. Если вы его оскорбили, и он стал вашим самым сильным врагом, значит, плохо работает с умом. Вот в чем дело.

00:53:29 Так можно проверять уровень людей, также и уровень учителей. Если вы думаете: «Истинный не истинный?», сомнение заложилось это разум, да. Надо проверить обязательно: взять его оскорбить. Но лучше прославить. Начать, начинать надо с прославления. Прославить: «Вы такой, вы сякой такой...» Дифирамбы петь такие, хорошие такие вот. Если вдруг вы почувствуете: «Ну да, ну я такой смиренный, ну.. я на самом деле не такой…», и вдруг вы почувствуете, что внутри он наслаждается, – всё, не очень истинный… Потом можно уже оскорблять, чтоб проверить уже дальше… [Смеется] Не, если вы ищете, вы если в поиске, у вас есть сомнения, да – это разум. Надо проверять как-то. В ведах говорится, что сначала ученик проверяет учителя, и когда он убедился, что он настоящий учитель, то тогда потом учитель проверяет ученика: настоящий ученик или ленивый, который, только хочет: «Ты мне просто сделай шактипат,» да, «там просто так сделай – а! чтоб я так…» – и все, и в духовный мир.

00:54:31 И поэтому заключение простое. До конца мы не сможем быть успешными в духовной и в материальной жизни, пока не проработаем все эти моменты, или хотя бы не научимся отслеживать все наши мысли, ну до какой-то степени мысли, особенно негативные, да, и до какой-то степени не научимся их контролировать, мы так и будем у разбитого корыта всю жизнь. И переживать за прожитые долгие годы нашей жизни: «Какой я дурак!.. что я тогда... не сделал то…», и понесется. Поэтому люди живут в разных временах, есть разные времена. И теперь кто наш настоящий друг? Вот кто у нас настоящий друг, настоящий, истинный друг, кто у нас? Тот, кто нас критикует. Потому что только он у нас настоящую правду говорит. Родители, да, настоящие наши друзья. Все время нам хотят помочь: «то неправильно, то неправильно».

00:55:30 То есть на самом деле, по-настоящему, вот так если, по-духовному, да, не по-материальному, а по-духовному, настоящий наш друг тот, кто нас критикует. Тогда у нас есть шанс исправляться. Кто нас все время прослявляет, тот… наш «не до конца» друг, потому что он нам говорит только хорошее, а плохое не говорит, потому… чтоб дружбу сохранить. Вот в чем дело. Поэтому: хотите учиться учитесь у врагов. Они вам настоящую правду скажут. Придите просто скажите: «Я все понял: я, похоже, себя неправильно вел. Говори. Вот, расскажи.». И тут его понесет. И, причем, чистую правду, без преувеличения. Это наш ум принижает, как правило, когда слушает это. Настоящий наш друг тот, кто нас критикует и поправляет. Если это больно для нас, мы начинаем сопротивляться, сопротивляться начинаем.

00:56:22 Поэтому, если много, когда он говорит критики, вы его останавливайте. «Так, скажи что-нибудь». Он сказал: «Ах, ты такой!» «Стоп, хватит! Пойду над этим работать». Потому что если он сразу всё вам скажет, ваш ум, он это не воспримет, для него и так будет больно одно какое-то высказывание этого человека. Понимаете, в чем хитрость? Сразу говорите: «Стоп! Я пошел, потом встретимся…» Проработали этот момент, пришли еще за наставлением. Он скажет: «Да ты вообще, там, еще.. да ты вообще урод по жизни». – Так, надо подумать: как стать неуродом. Всё. И начинаете анализировать: что плохого делал? И особенно к этому человеку. Оказывается, каждая индивидуальная ситуация, она может повториться с другим человеком так же. То есть конкретно вот бытовуха с одним человеком – у нас что-то плохое произошло – наверняка, мы так же поступаем и с другими. Потому что есть такая вещь, как привычка. Вот в чем дело.

00:57:20 Поэтому даже если вы индивидуально работаете с каким-то непосредственно человеком, с которым вы всё время ссоритесь.. постарайтесь с ним поиграть: сделать вид, что вы обиделись. Он вас оскорбил вы обиделись, потом вдруг приходите, говорите: «Ах… я все поняла…» или «Я все понял, ты была права…» или «Ты был прав, пожалуйста, помоги мне…» То есть поиграйте немножко с ним. Играйте: надо же жить, надо наслаждаться, надо счастье испытывать, надо играть. Игра должна быть. А-то мы играем всё в одну сторону, в одни ворота, в свои… Каждый раз, каждый день неправильно делаем выводы. Ситуации есть, надо над ней посмеяться, надо поиграть немножко, да… Да, вот даже бывают такие ситуации: вот вам тяжело куда-то пойти, вы знаете, что вас там не любят – идите! Идите и поиграйте. Сделайте вид, что вы вообще, хотя вы еще…еще плохо к нему, к человеку, относитесь сделайте вид, как будто вы хорошо относитесь, начинайте его прослявлять. Вы увидите, как вы заладите, у вас будет дружба.

00:58:21 У меня был случай в пионерском лагере под Москвой, в детстве. Был там один такой парень, ну, который себя очень задорно вел, так очень так плохо себя вел. И все время, почему-то, ко мне вот приставал и всячески пытался меня там всячески укольнуть там, ну видимо, я его, как бы сказать, немножко чем-то ущемлял… чем-то. Видимо, что-то имел такое, что у него нет, поэтому чем-то ущемлял. В итоге мы хорошо подрались, очень хорошо, и стали лучшими друзьями. Когда все высказали друг другу как есть, понимаете? Когда все эмоции приложили к руке, хорошенько так, и легче стало. Все это было так обоюдно, не просто в одну сторону, избиение одного человека, да. Это было так обоюдно, до последней потери сил, вот так. Это был единственный случай в моей жизни, вот, когда вот два человека были более менее равные, понимаете, сражались вот до конца, вот, когда уже просто все устали и тогда уже прекратили. Когда равные, тогда так получается. Когда неравные – не интересно.

00:59:26 Раньше воины прошлого, в ведические времена, они сражались только с равными. И даже самураи, хотя это уже было совсем недавно, самураи, они сначала садились друг перед другом, вот так вот, и смотрели друг на друга, и кто кого психически победит. Они даже иногда не сражались. Просто тот признавал проигрыш и становился его учеником. Вот так даже было. А в ведические времена они смотрели друг на друга. И смотрели: «Этот не равен мне – зачем мне с ним сражаться? Какой мне смысл его убивать? Пускай сражается с другим». Так они сражались.

Весь мир желает нам счастья

01:00:00 И простое заключение: весь мир желает нам счастья. Весь мир желает нам только счастья, только добра. Нам мир не желает несчастья, поэтому посылает нам различные испытания. Потому что нам желает счастья по-настоящему. Весь мир нам желает только счастья. И только в уме мы принимаем что-то и отвергаем что-то, считая, что это плохое или хорошее. И только в уме. Весь мир, вся Вселенная, все живые существа – звери, птицы, люди – все хотят нам только добра, только хорошего. И только в уме мы с этим соглашаемся или не соглашаемся. Это очень важный момент.

01:00:47 И еще такая глубокая истина, над которой вам придется думать всю свою жизнь сознательную, да. Только в сознательной жизни можно думать. Это простое такое изречение. Всякий раз, когда мы думаем, что проблема находится не в нас, а где-то там, там, там, там – сама эта мысль уже является проблемой. Всякий раз, когда мы думаем, что проблема находится не в нас – сама эта мысль уже является проблемой. То есть надо вот туда повесить у холодильника, да, то место, куда мы часто приходим [Смеется] Всякий раз, когда мы думаем, что проблема находится не, вне нас – это наша великая проблема. Каждый день это нужно вспоминать, понимаете? Эту лекцию нужно слушать несколько раз, каждый год нужно один раз прослушать хотя бы, чтоб понять.

Сны

01:01:39 Теперь немножко поразвлекаемся. Что такое сны? Бывают вещие сны, но бывает солянка сборная. Это все от ума. Вы, допустим, увидели одного человека и увидели огонь. А во сне получилось, что человек в огне. Вот так. И в уме есть очень много самскар, впечатлений, у него есть много информации внутри, поэтому иногда нам снятся сны, которые мы никогда вообще не видели и даже не представляли, понимаете? Видимо, когда-то это с нами случалось, или бессознательно мы что-то заметили глазом. Знаете: 25-ый кадр? Мы все замечаем, оказывается. Информация идет к нам внутрь. И бывают вещие сны. Так даже вещие сны могут быть с примесями… ума. Примесями ума. Там что-то ум обязательно подложит чуть-чуть – раз. Чуть-чуть – раз. Подложит обязательно. Поэтому существуют толкователи снов. Целая наука.

01:02:39 Ум он все время воображает, создает свою идею, создает свою мечту. Так он работает все время. И все вы, из вас все мечтают о светлом будущем. Все мечтают. И при этом теряют кучу энергии. Что? [Вопрос из зала] Не обязательно. Нам снятся все впечатления, которые были яркие, или, если нет ярких, то ум сам начинает что-то придумывать. То есть всегда каждому человеку снятся сны. Да, определённые факты перемешиваются между собой. Что это значит? Ну, это функция ума. Он и туда, и сюда, и сюда, вы только когда просыпаетесь, у вас все это вместе. Ум постоянно работает, вот в чем дело. Ум тратит наш аккумулятор сердечный. Поэтому, когда вот этот внутренний диалог слишком большой, знаете, как хорошо видеть сны. Знаете как: метод, чтоб побольше снов было? Простой есть метод: нужно перед сном побольше поесть. И потом приблизительно надо поздно лечь, побольше перед этим поесть и побольше поспать. И вы увидите, что сны на самом деле начинают сниться, по-настоящему сны снятся приблизительно с четырех утра до девяти часов, до тех пор, пока не проснетесь.

01:03:52 И этим можно управлять. Снами можно управлять. Методика оказывается очень проста, уникальная. Работает! Удивительно я сам удивился недавно. Вы можете даже точное время себе загадывать и будете просыпаться именно в точное время. Работает лучше всего, когда человек маленький еще. В детстве это элементарно работает. То есть перед сном начинаешь себе несколько раз говорить: «Мне надо встать во столько-то, надо встать во столько-то...» Глаза откроете в этот момент, но не факт, что проснетесь встанете. [Смеется] То есть работает сильно. Потом планировка снов. Также умом можно делать. Просто говорите, что вы хотите увидеть несколько раз, желательно 20-30 раз, еще подумайте и представьте картину, что вы хотите увидеть, и вы увидите, что во сне, у вас этот будет момент прослеживаться, но там будут какие-то примеси. Просто нет факта, что вы вспомните, когда проснетесь, что у вас был такой сон. Память у нас короткая.

Сила ума

01:04:49 Поэтому сила ума у нас очень огромная. Ум до конца еще не изучен современной наукой. Практически не изучен. Люди только гадают. Но изучены такие уже моменты… Например, были разные испытания, когда человеку дают, знаете, сахарную такую таблетку… Да, плацебо, да. И человек вылечивается, ему просто каждый раз говорят: «Это от сердца» или «это от такой-то болезни», а другим дают настоящую, настоящие таблетки – вы знаете, практически одно и то же. Вылечиваются практически все также. Это сила нашего ума, мы должны о ней знать, мы должны уметь работать с умом. И чем меньше претензий, критики, тем легче работать с умом.

01:05:38 Ум стоит выше мертвой материи. Мы можем изменять клетки, на клеточном уровне работать. Вы можете увеличивать свою память, каждый раз внушая себе, что у вас память улучшается. В старости люди сами себе уменьшают память, на 20% сами, добровольно, говорят: «Я уже старый, уже не помню… Я уже не помню, склероз». Смотришь – и правда: бич современности склероз, атеросклероз, еще что-то там.

01:06:11 Ум у нас очень любопытный, ум очень любопытный. Все время что-то ей хочется новенькое, новые наслаждения. Почему ум любопытный? Потому что ему хочется новые наслаждения. Поэтому любопытство в нас есть. И даже когда есть смертельные ситуации, всё равно ум имеет такое качество как любопытство: «А вдруг не выстрелит? А вдруг – мне повезет? А вдруг я спрыгну – и не разобьюсь? А вдруг я пойду и всё нормально будет?» Это любопытство такое. Можно умереть от такого любопытства. Но не только в таких, то есть любопытство может нас привести к увечью какому-нибудь там, еще что-то там такое.

01:06:58 Есть такая интересная ведическая история, которая описана в романе, в таком древнем эпосе. Однажды друг Вибхишены, был такой великий воин. Мистический такой был воин, у него был друг. И другу нужно было переплыть океан, ну там, море. И он знал, что у Вибхишены есть такой амулет, с помощью которого, если вот надеть на себя, то можно идти по воде. Такой мистический был амулет. Как если, например, сейчас аборигену показать сотовый телефон, он скажет: «Это настоящая мистика. Как же так, как он говорит? Эта штука. Как она говорит?» Так же мы сейчас воспринимаем такие вещи, о которых я сейчас говорю, да. Но это реальность. У него был такой амулет, с помощью которого он мог ходить по воде. И Вибишена дал другу этот амулет: «Ну, на, возьми, иди». Он идет по воде удивительно, представляете? Он идет по воде. Но Вибишена сказал: «Не смотри, что там. Ты иди по воде, но не смотри, что там». Вот если бы не сказал «не смотри, что там» глядишь, и не посмотрел бы. Он сказал: «Не смотри, что там, иначе – утонешь». Он идет, идет по волнам, идет. Ум работает: «Удивительно я иду! А как это возможно?», вот вам и любопытство. – «Как это какая-то маленькая штука позволяет мне не тонуть?» Он посмотрел. То есть хотя он знал, что он утонет, понимаете? Он в итоге посмотрел: что это за штука, которая позволяет ему не тонуть? Вот так же у нас в жизни бывает. Любопытство. Такая интересная история.

01:08:36 Почему уму хочется путешествовать? Это вашему уму хочется путешествовать. Моему не очень. [Смеется] Я знаю, как сделать так, чтобы не хотелось путешествовать. [Смеется] Ну потому что там много наслаждений, многие разные виды, эти нам уже надоели. Ему хочется как-то наслаждаться новая пища, новые люди, новый язык, новые машины, новые горы – интересно. Уму интересно. Ему хочется наслаждаться, а на самом деле наслаждение находится внутри нас, оно не находится снаружи. Мы это выяснили, да, на протяжении сегодняшней лекции. Вот в чем дело. То есть уму нужен внешний стимулятор – это ошибка. То есть я вам сразу скажу: в материи нет счастья. Это иллюзия, ум нам дает такое счастье. Поэтому бывает такое ситуация, когда, вот, вы думаете: «Как хорошо было бы поехать зимой, когда снега, тут холодно, еще плюс дождь идет, поехать в Египет там тепло. Я сейчас смотрела прогноз погоды, там тридцать градусов – ой!..» И вы наслаждаетесь сейчас, понимаете, в этот момент, особенно если вы уже купили билет. Вы наслаждаетесь о том, что будет там. Это иллюзорное наслаждение. И когда приезжаете – нет такого, особого. Вот он, океан, вот, ну, то есть море. Вот ничего особого. Вот она в чем иллюзия была.

01:09:56 И ум нас все время обманывает. То есть ум ищет счастье во внешнем, а разум, он пытается найти внутри. Ну, если ему здесь нравится. Вот по-настоящему, если ему здесь нравится, и он испытывает величайший экстаз и блаженство: зачем ему куда-то ехать? [Вопрос из зала] Не, мы сейчас говорим не о целях. Мы сейчас говорим о том, что, как бы сказать, о путешествиях. Вот в чем дело. Потому что хочется. Так вот, если вам здесь нравилось каждую минуту, например, если мне дома нравится, зачем мне к гостям идти? Вот мне очень сильно нравится, мне не хочется никуда уходить, мне нравится каждая секунда, каждый момент, я даже не буду думать куда-то поехать. Зачем? Мне нравится. Если я живу в самом прекрасном месте: зачем мне куда-то ехать? То есть до конца нам что-то не нравится. Вот если честно вот так признаться. Нам хочется, чтоб что-то еще… Вот нас всё устраивает – так, вот это правильное слово – устраивает. Нас это устраивает. Если б нам это нравилось, прям ах! Нас это просто всё устраивает, нам хочется что-то новенькое. [Вопрос из зала]

Наслаждения ума происходят внутри

01:11:00 Да, ум бесконечен. Оказывается, с помощью силы ума, вы можете сидеть на кресле дома у себя и купаться в теплых источниках, в горячих источниках, в океанах любых. Только нужно немножечко посмотреть картиночки, представить себя там, и вы уже там. Вы можете так же наслаждаться, потому что… То есть идея заключается в том, я хочу вам сказать, наслаждение, на самом деле находится только внутри, то есть наслаждение находится только в уме. На самом деле. То есть если вы даже приезжаете в Египет, вы наслаждаться всё равно только в уме будете. Вот в чем дело. Да, то есть мы смотрим: океан, а наслаждение в уме происходит – раз! «О, тепло!» мы почувствовали осязанием: «Теплая водичка – классно», наслаждаемся в уме. Вот в чем прикол, понимаете? По-настоящему это все наслаждение нас в любом случае потом разочарует, материальное наслаждение оно не приносит нам до конца истинного счастья, когда вы полностью будете в состоянии блаженства.

01:12:00 Поэтому есть такое понятие. Да, все наслаждаются, но истинное счастье находится внутри нас, в материи нет счастья. Если б было бы счастье в материи, вы бы купили себе велосипед и успокоились бы, понимаете? Вот оно счастье – велосипед. В материи, если бы была материя истинное счастье, вы бы получили бы счастье и держали рядом с собой всю жизнь бы, велосипед. Но вам нужно не велосипед, надо еще ролики, коньки – и понесло – машины, эта машина уже устарела, нужна новая марка там, и это понеслось. Понимаете? Почему мы всё меняем? Почему везде ездим? Потому что у нас есть, нам хочется по-настоящему, мы ищем счастья, то есть все в поиске истинного счастья. Но часто думают, что оно в материи, вот и все. И это самая великая иллюзия этого мира.

01:12:48 Знаете, когда Восток говорит: «Мы находимся в иллюзии…» Так вот в чем настоящая иллюзия: в том, что мы думаем, что в материи есть счастье. А там его нет. Мы представляем, как будем счастливы в уме. Представляем, наслаждаемся материей – опа-на и нет. Вот сейчас мы это все говорим, это очень благоприятно. И потом, когда вы домой придете ваши чувства очистятся, вы будете наслаждаться, вы почувствуете новое наслаждение, вам захочется еще наслаждаться. Потому что ум сейчас немножечко понимает такие вещи, тонкие такие, тонко-материальные. И есть грубое наслаждение материей. То есть хотя бы если мы перейдем на тонкое наслаждение материей, да, и есть еще грубое наслаждение материей. Грубое – это, мы об этом будем говорить на последней буквально лекции, может быть предпоследней, то есть на разном уровне.

01:13:41 Что такое грубое наслаждение? Есть тонкий секс, есть грубый секс. Тонкий секс лучше, но мы не можем без грубого. Но кто может, тот лучше наслаждается. Это такой грубый пример. Также все остальное. Есть грубое наслаждение пищей, есть тонкое наслаждение пищей. Тонкое наслаждение пищей в уме начинается. Потом когда ум говорит: «Давай-давай ешь, начинаем кушать», это грубое наслаждение. Также сексуальное удовольствие. Сначала мы представляем: «Ой, как было бы классно, если бы он или она пришла бы или, там, встретились где-то, и вдруг это случилось…» Тонкое наслаждение, оно более сиьное, а когда по-настоящему все не так, как представляли. Ну то есть если честно так сказать до конца ну не так совсем. Но есть грубое наслаждение, есть тонкое наслаждение, и есть духовное наслаждение. Духовное наслаждение дает подлинное счастье.

01:14:38 И поэтому правильная методика: из грубого сначала, из грубого материального наслаждения сначала в тонкое материальное. Понять аспект хотя бы, да, и только потом, глядишь, мы поймем, что можно еще духовно наслаждаться, с помощью определённых практик, медитаций, дыхательных или просто размышление – тоже великая практика. Осознанность – это великая практика. Когда мы начинаем осознавать свои мысли и стараться действовать соответственно. Легко там, мантру повторить, там, десять минут и успокоиться: «Я хороший человек». Или пожелать всем счастья и всё: «Я хороший человек», а в жизни ужас какой-то просто. Вот в чем дело. Поэтому все плохо. Каждый идет своим путем, оказывается…

Какие лекции слушать хорошо?

01:15:24 Какие у вас есть вопросы? Сегодня была такая очень мощная ключевая лекция. Значит слушать лекции: какое это наслаждение? Вот такие слушать лекции тяжело, поэтому это разум, это хорошее, это хорошо. Есть другие лекции, когда говорят: «Знаете, вот сейчас вы меня послушаете, да, вот чуть-чуть, немножко меня послушаете, и вы все поднимитесь на такой духовный уровень, который даже не мечтали в своей жизни». Вам это понравится, понимаете? Вот в таком ключе можно читать лекции. И это будет успешный лектор. Успешный. Или: «Я очень важный и вы, меня слушая, тоже будете очень важными. И на самом деле всё просто. Вы меня слушаете, вы познаете такие тонкости, с помощью которых вы сможете элементарно… к вам удача придет, богиня Лакшми придет. Деньги свалятся сверху, и это будет хорошая карма». Немножко можно рассказать о карме. Вот такие лекции очень хорошо слушать, приятно уму. Но другие лекции уму неприятно слушать. Потому что оно – это про нас, про ум. Уму это не нравится иногда. Потому что это бьет по нему. Но так ему и надо, нужно немножечко ему, как говорится,чуть-чуть пряничка, когда он совсем возмутится, немножко угостить чуть-чуть и потом плеткой. Каждое утро нужно вставать и башмаком бить по уму. Мы все знаем как сложно это сделать. Он говорит: «Нет все, не надо, надо расслабиться. Сегодня наказания не будет». Наказание – это наша практика, наше осмысление. Все время так и хочется.

01:17:06 Слушать лекции хорошо. Потому что мы узнаем себя. Еще можно интересные истории рассказывать. Истории, они тоже интересные. Последнюю историю вам расскажу. Из писания. Жил-был великий йог, мистик. Он жил в лесу, конечно же. И к нему однажды пришел святой, великий святой, да. И святой так посмотрел на мистика, тот такой сидит, такой мощный, такой шакти. Шакти – это энергия, она такая мощная, такая вокруг. Он говорит: «Слушай, а ты можешь убить слона?» Он говорит: «Ну, чисто просто так для знания, просто, ну в принципе могу». И взял пыль бросил в слона, и слон тут же умер. Тогда святой говорит: «Вот это да! Удивительно. А теперь ты можешь его воскресить, этого слона?» И, представляете, попался такой йог, который смог воскресить. Он говорит: «Могу». Это редкий случай, на самом деле, обычно йоги могут кого-то убить, кого-то, а потом обратно уже, уже сложно, да. И тогда говорит: «А ты теперь можешь его вернуть к жизни?» Тот говорит: «Могу». Взял пыль, бросил в слона, слон поднялся. Тот говорит: «Вот это да!» [Смеется] Он удивился. Он говорит: «Удивительна твоя сила, но позволь мне задать один простой вопрос…» да, вот такой один простой вопрос. – «Ты убил слона, ты вернул слона: что ты этим выиграл? Ощутил ли ты Бога?» это святой сказал ему. – «Ощутил ли ты Бога?» И сказав это, святой исчез. И йог задумался.

01:18:49 То есть даже люди, которые умеют контролировать свой ум, они часто забывают понять божественный аспект. Есть великие личности, они обладают огромной мощью, но даже они – одно из препятствий йоги, это когда человек ощущает себя чуть ли не богом, такой есть момент, потому что он реально все может сделать, но «ощутил ли ты Бога?» Так вот, вот это критерий, момент. Мы работаем, да, мы живем, мы растим детей, но ощутили ли мы Бога? Мы тоже могущественны, мы тоже можем ну, как-то спланировать, там, ребенка, понимаете, мы можем, но ощутили ли мы Бога? Мы заработали деньги, ощутили ли мы вообще бога и мир? Приблизились ли мы к счастью? Вот в чем дело.

01:19:37 И меня попросили рассказать про тантру. Это знание. Уникальное, про внутренний наш мир, про энергии, которые у нас внутри есть. Это знание практичное. Это тантра. И последнее это моменты умения контролировать, то есть техники, которые позволяют контролировать сексуальную энергию. Потому что сексуальная энергия, это самая большая энергия в нашем теле, самая сильная, самая могущественная, которая только есть. Это просто знания, которые вы сможете использовать и учиться. [Вопрос из зала] Да. Можно посетить одно занятие. Да, да, можно посетить, они друг от друга не зависят. Общая система, она так сделана, что в принципе, посетив одно занятие, вы поймете очень много. То есть каждое занятие имеет свою тематику, но все это вместе можно назвать тантра. Тантра – это древние методики самосовершенствования. Вот вчем дело… Спасибо большое за внимание. До свидания.

транскрибирование: Марина Чугай | Москва | Россия | 21 октября 2013