Ведическая философия

www.atma.in.ua - 01 January 2013
Хитрое ложное эго. Уровни сознания людей. I. Уровень еды. II. Уровень здоровья. III. Уровень анализа и размышлений. IV. Уровень истинного знания. V. Уровень высочайшего блаженства. Виды йоги. Уровни устройства общества. Целеустремленность и вера. Уровни любви. Телевизор — уровень ума. Всё начинается с аскезы. Время. История о царе Йайати. Иллюзия и истинное наслаждение. Постепенное развитие.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:06:47 | качество: mp3 64kB/s 30 Mb | прослушано: 1590 | скачано: 1673 | избрано: 49
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Хитрое ложное эго

00:00:00 Итак, мы с вами говорили о ложном эго прошлый раз, помните? Что такое «ложное эго». Это «я» и «моё». Вспомнили? Итак, мы продолжаем. И ложное эго, что это у нас? Как бороться с ложным эго? Помните? Нужно что сделать? Служение другим уменьшает ложное эго. Наше эго боится признать, что мы чего-то не можем или что-то не знаем. Наше эго все время присваивает себе какие-то достатки и какие-то призы. Даже когда человек слушает лекцию, он все время думает: «Я это знаю». Или потом он выходит с лекции, куда-то идёт и кому-то рассказывает, и говорит: «Что ты, у меня такие мысли разумные». Да. «Это я так вот додумался до этого». То есть наше эго всё время себе всё присваивает. Вот в чём дело. Всё. Всё хорошее сразу себе. Моё. «Я» и «моё» - это ложное эго.

00:00:57 И по большому счету нужно стараться, используя знание, эго, стараться, наблюдать за собой и принимать свои недостатки. Каждый человек, он не хочет принимать свои недостатки. И если вы волнуетесь, переживаете, самая лучшая борьба с этим недостатком, это какое? Это, например, вот я волнуюсь перед лекцией. Я говорю: «Простите меня, я волнуюсь». И всё. И вам становится сразу легче. Так же и здесь. Когда вы беспокоитесь о чём-то, вы говорите людям: «Вы знаете, я вот немножко беспокоюсь. Сейчас я немножечко подумаю и смогу вам всё это выразить». Так можно бороться с нашими недостатками. Элементрано.

00:01:39 И когда человек молится, когда человек у кого-то что-то просит или даже пытается кому-то служить, он делает, на самом деле, для своего ложного эго даже. То есть ложное эго, оно обладает хитростью. Вы можете кому-то служить. Вот я лекцию послушал, надо служить другим, чтоб избавляться от ложного эго. Вы знаете, ложное эго может увеличиться. «Я такой хороший». «Я», да. «Я служу другим. У меня мало ложного эго». Итак, ложное эго растет, растёт, растёт и растёт, и потом бах! И больно становится. Мы знаем, что когда ложное эго большое, малейшее высказывание в нашу сторону — нам становится очень плохо и больно. Это ложное эго. Это проявление ложного эго. Даже когда мы кому-то молимся, мы всё время подпитываем своё ложное эго, и используем что-то для себя. То есть «я» и «моё». «Моё». Когда мы молимся даже.

00:02:28 И как пример расскажу вам историю про одного мудреца. Некогда жил один правитель или царь. И он узнал, что в лесу есть великий мудрец, великий такой, мощный. И правитель пошёл к мудрецу и сказал: «О, ты, великий мудрец! Сделай мне одолжение, прими от меня подарок. Поэтому сейчас пойдём со мной во дворец, и прими от меня великий подарок». И мудрец сказал: «Ты знаешь, мне ничего не надо. У меня есть достаточно пищи в лесу, там, коренья всякие, чистые воды, которые я пью. У меня есть, где поспать, на чём поспать. Мне твои подарки не нужны, у меня всё есть». И тогда правитель стал всё-таки уговаривать, уговаривать, уговаривать, знаете, нудить всё время. И в конце концов мудрец согласился пойти с ним. И они пошли во дворец. И прежде чем одарить мудреца какими-то подарками, да, в знак своего уважения к нему, он начал молиться, молить Богу, и говорит: «Господи, дай мне ещё детей, дай мне богатства, сделай так, чтоб мои земли увеличивались, чтоб я не болел, сохрани моё тело». И прежде, чем он окончил свою молитву, мудрец встал и ушёл. И тогда правитель стал его догонять. Когда он догнал, он спросил: «Ты что уходишь, не взяв моих подарков». И мудрец обернулся и сказал: «Я не беру у попрошаек. Ты сам нищий, как ты можешь мне дать что-то?».

00:03:55 Такая интересная история произошла в прошлом, которая олицетворяет что? Что по-настоящему ложное эго очень сложно преодолеть. Мы с вами разобрали ум. Это легко. Там, разум. Но ложное эго, представляете, оно какое хитрое. Оно всё время присваивает себе что-то, оно всё время хочет что-то для себя. Постоянно «я» и «моё». Хочу, чтоб это было моё. В детстве много было ссор из-за этого. Один ребёнок с другим играется, один взял его игрушку, тот кричит: «Моё!». Начинается драка, возьня из-за какой-то там, из-за какого-то чебурашки. Или ещё что-то такое, да. Это ложное эго, оно у всех проявляется, даже у маленьких детей. Хотя считают, что дети, они такие невинные, такие чистые. Но на самом деле, видите, у детей тоже проявялется ложное эго.

Уровни сознания людей

00:04:41 И чтобы понять различия, уровни сознания, то есть различия в уровнях людей, мы сейчас должны всё подытожить с вами. Уровни людей. Нужно понять науку о панчо кроши. Писания объясняют панчо кроши — пять уровней человеческого сознания. Соответственно с тем, что мы с вами разобрали. Сейчас мы должны это всё подытожить.

00:05:02 И в ведах есть описание самых отвратительных и почти животных людей. Веды их называют двипада пашу. «Двипада» значит «двуногие», «пашу» - «животное». «Двипада пашу» - это человек, это животное в человеческой форме. Люди, они ведут себя, как животные. При чём если посмотреть на животных, животные лучше себя ведут, чем люди. Они не убивают себе подобных, животные. Могут покусать чуть-чуть, там ещё как-то там, но себе подобных они не убивают. Могут покусать, там. Понятно, да? Но люди себе подобных убивают. При чём всех убивают. Особенно китайцы. Всех подряд убивают и едят потом. Кто ползает, кто летает, кто прыгает — всех. Тараканчиков там всяких. И поэтому таких людей по большому счёту веды называют «двипада пашу». То есть «животные на двух ногах». И это люди, которые просто думают о четырёх потр..., о четырёх потребностях: сон, еда, совокупление, оборона. Всё. Больше ни о чём не думают. Это их жизнь. Так они проживают всю свою жизнь. Сон, еда, совокупление, оборона — на этом построена вся их жизнь. Хоть это сейчас не хочет такое страшное, страшное, как бы сказать, описание слушать, но так есть на практике.

I. Уровень еды

00:06:23 Итак, первый уровень сознания называется «ана мая». Буквально «мая» означает «покрытие» на санскрите или «оболочка». «Мая» - «покрытие». И «ана» буквально означает «пища». «Ана» - «пища». Это уровень еды. Или как это называется, ещё такой, знаете, «философия детей», это уровень еды «ана мая». Что значит «философия детей»? Ребёнок, он, в основном, находится на этом уровне. Главное — еда и вода. Это у ребёнка. Если ребёнку не дали еды — он плачет. Не доволен. Если дали — он доволен. Всё. То есть когда еда есть — он счастлив. Когда еды нет — он не счастлив. То есть его жизнь — это, в основном, покушать и больше ни о чём не думать. Ну, попить, покушать и так далее, то есть больше ни о чём не думать. Ну, еда, сон — вот это главное. Еда, сон — всё. Это «ана мая».

00:07:30 И есть люди уже взрослые, да, уже на таком уровне. На этом уровне не существует обороны никакой. Дети, они беззащитны. Понятно. То есть есть люди уже взрослые, которые находятся на этом уровне. То есть истина — это еда. Лишь еда — это истина. Всё. На этом уровне главное — вот это покушать, чтоб живот был полон. Вот это цель. Это истина на таком уровне людей. И такие люди, они, как правило, всё время говорят о еде или о потребностях тела. В основном о потребностях тела. Какие потребности тела? Простые: кушать, покушать. «Прошлый раз продукты питания были дешёвые. Сейчас они, продукты питания подорожали. Раньше было дешевле». «Ой, колбаса подорожала! Ой, молоко подорожало!» Это, конечно, плохо. Но уже всё, оно подорожало. То есть сознание человека сконцентрировано на простой вещи. Ана мая.

00:08:31 Помните сказку про Винни-Пуха? Такой мультик «Винни-Пух и Пятачок». И однажды Винни-Пух пришёл в гости к зайцу. Помните такой момент был? Он всё там съел, всё, что было, да. Когда они уже стали выходить, то знаете что? Из вежливости заяц, он говорит: «Если больше ничего не хотите, то можете идти». Так. Тогда Винни-Пух сказал: «А что? Ещё что-то есть?» То есть он всё время: «А что-то ещё есть?» И Винни-Пух говорит: «Ну что-то ещё есть? В принципе до пятницы я свободен». Да. Это был понедельник. В общем, они вообще всё съели. Потом были проблемы с телом, он не мог вылезти из дырочки. Это концепция ана мая. Такая грубая концепция ана мая.

00:09:28 На этом уровне есть своя религия. Тоже своя религия, своя медицина, своя культура еды тоже. Некоторые люди, там, дегустации устраивают, они там смакуют: «Еда, главное еда. Вот там, все вот это, там». Сознание полностью в еде. Это главная цель в жизни. То есть ана мая — это чувство, которое постоянно думает, только что как обонять пищу, как кушать, какой вкус у нее. И понеслось: побольше зарплаты, побольше отдыха и побольше вкусной еды.

II. Уровень здоровья

00:10:02 Но когда сознание человека поднимается немножечко выше, немножечко выше, это уровень называется «прана мая», «прана мая». Вы представляете, это уровень называется «уровнем здоровья». Когда он наелся, большое пузо, куча болезней, печень выросла в два раза, он начинает задумываться. «Что-то тут не то. Моя философия под угрозой. Главное — поесть. Моя философия под угрозой. Что-то тут не то». Он начинает думать, задумывается. И переходит на уровень прана мая. «Прана»- это энергия. «Прана» - это здоровье такое, да. А «мая» - это покрытие. И тогда человек всё понимает, что оказывается кушать надо, но главное — это здоровье, здоровое тело, здоровые все органы. И тогда он начинает думать о физических упражнениях. «Нужно с телом как-то заниматься». И тут его сознание полностью сконцентрировано на теле. Главное — здоровье. Главное — здоровье, покушать что-нибудь найдем.

00:11:06 И тут он кидается в другую крайность: физкультура, мало есть, мало кушать надо. Чтоб быть здоровым, надо мало кушать, оказывается, да. У него пошла своя религия. Какая? «В здоровом теле — здоровый дух». Главное, чтоб было здоровое тело. Он там всё делает, ради этого, всё. Сконцентрирован только на здоровье. И всё остальное он отвергает, потому что его уровень — это здоровье. Он начинает критиковать всех тех, кто не рядом с ним бегает по дорожке, всех. «Он, вот, а, он, там, идёт там. Надо вот спортом заниматься». Он бежит, он, там, закаливается, он, там, подтягивается, штангу тягает. И об этом постоянно думает. Это такой уровень, это тоже ещё материальный такой уровень. Но мы таких видели людей? Это факт.

00:11:57 Это уже выше стоит, чем просто ана мая. Об уме ещё речь не идёт вообще. О большом уме ещё речь не идёт. Не, ну а большом уме речь не идёт. Там всё просто, всё написано, всё предельно ясно. То есть еда на этом уровне нужна, чтоб поддержать здоровье и силу, чтоб побегать. Итак, на этом уровне единственное, что он начинает понимать, что он живёт, другие живут. Он замечает уже других. На уровне ана мая главное — еда. Остальных, как правило, ну так, замечает, ну так, совсем. Но здесь человек уже начинает замечать других. Ему нравится действовать, ему нравится двигаться, ему нравится также общаться на эту тему, в основном. То есть получается уже общение. Уже на более высокую уровнем тему. Справедливость появляется.

00:12:49 И когда здоровья много становится, он видит, что всё, всё хорошо, всё работает, можно теперь поесть, да, много теперь кушать. Но он понимает, он там уже был, и не хочет, чтоб пузо росло, понимаете, не хочется. И он тогда, с помощью уже, ну как бы немножечко так себя взбадривает, начинает думать и он понимает «Надо идти дальше, надо что-то рабо..., делать с умом». Потому что у здоровых людей, оказывается, у тех, кто спортом занимается, у них эндокринная система сильная. А когда эндокринная система сильная, у них все органы становятся сильными, в том числе и шишковидная железа. Он начинает соображать: «Такое блаженство терять нельзя». Потому что он чувствует себя хорошо, он боится уже лезть на низший уровень. Хотя некоторые спадают опять покушать, понимаете.

III. Уровень анализа и размышлений

00:13:54 И тогда он переходит на следующий уровень, который называется «гьяна». То есть на уровне прана мая, когда тело здоровое, когда шишковидная железа и все железы отличные, он вдруг замечает, что у него есть ум. Он начинает замечать: «О, у меня ум есть». Начинает видеть в себе ум, он нашёл в себе ум, понимаете. И тогда следующий уровень называется «гьяна мая». «Гьяна» буквально значит «знание», уровень знания, «гьяна мая». Такой человек, - «гьяна» - это «знание», «мая» - «покрытие», - он начинает задумываться и начинает уже философствовать. На этом уровне начинает думать и философствовать. Это философ. Мы таких людей видели или нет? Это уровень анализа. Он всё начинает анализировать. Может быть, это так? Появляется какая-то мораль: «Нехорошо делать, потому что вдруг так с тобой тоже произойдёт». И в этот, на этом уровне, на «гьяна мая», он только на этом уровне начинает себе задавать вопрос: «Для чего я живу?». Ещё нет ответа, но на этом уровне он задаёт вопрос: «Для чего я живу вообще? Что я должен делать? Каковы мои обязанности?».

00:14:59 Большинство людей находятся на уровне низшем - ана мая в сочетании с прана мая. Немнож... Они сочетаются. Немножко побегают, побольше поедят. Потом плохо становится, они немножко поедят, побольше побегают. То есть на этом уровне так и сидят, понимаете. Но следующий уровень «гьяна мая». Вы все находитесь на уровне гьяна мая. Почему? Вы уже тут сидите. Вы задаёте вопрос. У вас уже вопросы, понимаете. Тут еды нету. Тут нет еды особо, да. Я тут спортом не занимаюсь. Поэтому вы здесь уже на гьяна мая. Может быть, кто-то на более высокой ступени, мы это разберём. Вот в чём дело. Поздравляю вас всех.

00:15:36 Итак, почему я живу? То есть вообще даже глобально если взять такое целое общество. В обществе на этом уровне приходят уже идеи какие-то. Надо что-то делать, какая-то миссия должна быть у людей. Они начинают искать. Может, делаем то, может быть, ограбим банк. Может быть, то, может, это. Начинается уже думанье. Как что сделать, куда пойти. Может, ещё побольше земли себе завоевать, чтоб легче стало. Вот. И так далее. То есть очень много всего.

00:16:04 Но счастья пока нет. Вот в чём проблема. Туда же приходят все теории. Знаете, вот, учёные, там: теория большого взрыва, теория, там, Дарвина, там, хвосты у нас поотпадали со временем, стали человекоподобными, на две ноги потом решили почему-то встать. Хотя выяснили, что если на двух ногах ходить, да, у нас всего две ноги, то позвоночник плохо себя чувствует. Они придумали: нужно ходить на четверых, тогда с позвоночником всё нормально. Но на самом деле у живтоных тоже проблемы с позвоночником. Не важно, на каком, на скольких конечностях ходить. Главное, чтоб правильно ходить и правильно заниматься спортом. Много философов, много учёных, но они несчастны. Поэтому куда-то лезут, что-то там ищут, придумывают теории, учат их в школе, промывают мозги людям. Они уже не соображают, что происходит вообще. Знание достаточно оторвано от реальности. Оказывается, сейчас где-то 80% образования вообще не связано с реальностью. Много институтов, которые вы, если получите диплом, потом не найдёте себе такую профессию, просто её нет. 80% оторвано от реальности конкретно. И там всё что-то какие-то теории, там, какая-то там система, там, это то, это сё. Это тоже учёные.

00:17:23 И учёные или гьяни (знающие люди), они не останавливаются, они всё время движутся вперёд, они развивают мысль. Они говорят, что Бог был негром. Иисус был негром Есть такая философия на Западе. Представляете? Иисус был негром. Или есть вообще другой вариант: Иисус был девушкой, он не был мужчиной вообще. Вы знаете, что Библия писалась где-то после того, как Иисуса распяли, где-то сто лет прошло. То есть писал человек, который вообще с Иисусом не был знаком. Вообще. То есть такие исторические данные. И возникает много всяких теорем, теорий, там, и понеслось. И на таком уровне человек не останавливает свой анализ, свою мысль. И тогда он может закопаться в своих мыслях, полностью растеряться и так ничего не понять, куда идти. Он знает все виды философии.

00:18:16 В Индию если приехать, изучать, там кошмар. Есть одна философия, вторая, третья, четвертая, десятая, двадцатая. То есть первая философия — это то, что здесь с нами проиходит — всё это иллюзия. Вторая философия пустоты, допустим, там, да. Это всё, мы пришли из пустоты, вернёмся в пустоту, ничего не будет, всё будет замечательно. Вот. Третья говорит, что мы просто сейчас обусловлены, но потом станем свободными когда-то в будущем. Некоторые философии говорят: вот вы сейчас живёте, вот сейчас живёте, кушаете, там, бегаете, а всё бесполезно. Вы просто умрёте и вас больше не будет никогда. То есть много всяких философий. Некоторые философии, там уже карма. Да, вот сейчас плохо себя вели, как свинья, да, в следующей жизни становится свиньёй, станете свиньёй или кошкой, или собакой. Или микробом, если будете совсем себя плохо вести.

00:19:05 Много философий. И человек запутывается, какая верная из них вообще. Он не понимает, почему солнце светит. Не понимает, почему, вот всё происходит. Невозможно с помощью науки, с помощью гьяны или философии понять все процессы. Вот в чём дело. Невозможно вообще. Если такой философ будет думать, как телевизор все-таки показывает, да, вот как телевизор показывает изображение, ему будет очень сложно понять, как это происходит. Чтоб понять ему нужно изучить все сферы этих ремонтников, которые создавали телевизор, и все эти платы изучить, как эти какие-то железячки показывают изображение. Очень сложно понять. В конце концов можно себе голову сломать. Это гьяна. И высшая идея, высшая идея, к которым такой человек приходит, знаете какая простая. До них доходит, в какой-то момент до них доходит, что истина или высшая идея заключается в том, что существует какой-то космический разум где-то там. Какой-то космический разум, который всем управляет, или вселенское правительство, или ещё что-то там такое. Понимаете. То есть вот такое происходит. Он к этому приходит.

IV. Уровень истинного знания

00:20:20 И следующий уровень называется «вигьяна мая», «вигьяна мая». «Вигьяна» буквально означает, это «разум». Это «вигьяна». То есть «гьяна», «вигьяна», «гьяна» - это знание, «вигьяна» - это уже реализованное знание, оно уже истинное знание. Он уже понимает, что это так, или это так. Есть информационные знания, это гьяна. А есть вигьяна, то есть уже на 100% точно знает, что это так. Это вигьяна, уровень мудрости. Мудрец, он уже точно знает. То есть он реализовал уже то знание, которое получил, истинное знание. Такой человек хорошо понимает смысл своей жизни, на 100%. Он успокаивается уже, испытывает счастье от своей жизни, то, что он живёт. Почему? Потому что он уже не бросается ни на какие крайности. Он всё делает правильно: он кушает, он занимается спортом, но главная идея — это познать Абсолютную истину. Он уже знает куда. Он уже знает свою дорогу, вот так, знает свой путь или в какой-то религии или в какой-то там системе, он уже знает.

00:21:29 То есть на этом уровне человек стоит крепко на ногах, очень крепко на ногах, на духовной такой своей платформе. Его уже никак невозможно ничем оттуда сбить, никакими философиями, никакими там личностями, никто его не может с этой платформы сбить. Это очень твёрдая платформа. Человек, который встаёт на вигьяна мая, он становится очень таким, знаете, крепким и уже уверенным человеком.

V. Уровень высочайшего блаженства

00:21:52 Следующий и ещё более высокий уровень называется «ананда мая», «ананда», «ананда мая». Это платформа блаженства. «Ананда» буквально значит «блаженство», «высочайшее блаженство». Такой человек или такая личность хочет уже давать счастье другим, это главная его цель. Он уже получил счастье, он уже находится на уровне ананды, блаженства. Он хочет давать счастье другим, это главная его цель. Он уже не беспокоится о своём счастье, уже ему не интересно своё личное счастье. Главное его счастье заключается в том, чтобы давать счастье другим. То есть это достаточно такая продвинутая личность. И отношения он строит с другими на основе высокого чувства любви, причём не просто к одной личности, а ко всем живым существам. И на этом уровне он ко всем относится одинаково, ко всем относится равно, то есть правильно.

00:22:50 И есть два вида блаженства, существует два вида блаженства. Первый называется «брам ананда».«Брам ананда» буквально означает «счастье от понимания своей духовной природы», то есть «своей духовной природы». То есть мы — душа, и человек находится на уровне счастья, понимая свою душу, испытывает величайшее блаженство. Брам ананда. Счастье от постижения своей души он испытывает. Единственное, что на этом уровне есть последняя ловушка. Последняя ловушка — это когда человек думает, что он стал Богом. На таком уровне человек думает, что «я Бог». Он такое блаженство испытывает от понимания себя. То есть он видит только себя пока. Испытывает блаженство от понимания своей души, своей духовности. Он ещё пока Бога может и не увидеть даже, не подумать, что он есть. И такая личность подумала: «Я, я Бог». Он так думает. В Индии много таких Богов. Они говорят: «Я Бог». Находясь на этом уровне, он думает: «Я Бог. Поклоняйтесь мне и вы станете тоже Богом». Люди поклоняются, у них выхода нет. Тяжело самим двигаться. Они хотят найти кого-то, чтоб раз! И всё хорошо было.

00:24:03 И следующий более высокий уровень ананды или блаженства, это называется «премо ананда», «премо ананда». И это уже высочайшее блаженство от постижения Бога, от постижения высшей личности Бога.

00:24:19 И пока человек... То есть поняв все эти уровни сознания, можно приблизительно определить свой уровень сознания и стараться понимать, какой следующий уровень. То есть если человек находится на уровне бега, спорта, да, он должен понимать, что сколько ни бегай, здесь не прибавится, в голове. Нужно немножко изучать, использовать свои мозги и двигаться дальше. Иначе можно так, если не подняться выше, то человек по-любому в конце концов спустится обратно покушать. Вот в чём дело. Поэтому нужно всё время двигаться вперёд.

00:24:54 Откуда у нас дискомфорт? Откуда у нас депрессия? Потому что мы ещё не поднялись на уровень какой-то, на следующий уровень. Пока не подымемся на высокий уровень, всё время будут какие-то депрессии. Вот в чём дело. Потому что человек, он связывает своё счастье с определёнными вещами, там, мобильным телефоном, машиной. И это уровень тоже ана мая, точнее прана мая. Когда он, машина, там, это скорость, это движение, понимаете, это уже такой как бы вид спорта. То есть это прана мая. И на уровне прана мая человек может покупать новую машину, новую машину, новую машину, пока не подумает: «У меня же есть машина. Зачем мне ещё одна?». Может быть, он так и подумает. И когда он поднимется на высокую ступень, все наши проблемы с алкоголем, курением, там, здоровьем, они в принципе станут достаточно смешными. Вот в чём дело. Для нас это будет просто смешно. Когда человек поднимается на высокую платформу, для него это становится просто смешно.

Виды йоги

00:25:53 И для всех людей есть различные уровни йоги также. И знаете, начало йоги начинается с карма-йоги. Это йога деятельности, то есть когда мы действуем на благо других, это карма-йога, или на благо Бога. То есть мы сами ещё не понимаем ничего, не понимаем, где там Бог, там, но мы понимаем что-то, да. И поэтому начинаем действовать, карма-йога на благо других и на благо Бога, и на благо общества. Это карма-йога. Так он постепенно получает благочестие от своей деятельности кармы-йоги. Ну там много всего. Там служение старшим, там, и понеслось, рытьё колодцев, там. Он получает благочестие. И когда благочестие он уже имеет, тогда у него мозги улучшаются. Приходит мудрость, вот так можно сказать. Приходит мудрость из-за благочестия.

00:26:50 И потом он дальше идёт на уровни, там уже, следующие - бутхи-йога, разума. То есть начинает уже задумываться над смыслом своей жизни, он уже начинает понимать — всё тут не так просто. Знаете, Диоген. Вот, это на уровне бутхи-йоги — сидит в бочке и думает: «Что-то тут не то». Чтоб никто не мешал думать. Но может, они думают: «Зачем работать? Нужно же думать, прежде, чем работать». Начинают задумываться.

00:27:18 Потом есть уже аштанга-йога. Это йога серьёзная такая. Туда входят все методики. Это уже, с помощью этой аштанги-йоги человек получает такое сильное знание, он уже получает отречение, он уже умеет медитировать. То есть эта система аштанги-йоги — это механистическая система прогресса. Аштанга-йога — механистическая. Верит человек — не верит, он чисто занимается аштанга-йогой, куда входят хатха и раджи-йога. Нельзя отделить хатху от раджи-йоги на самом деле. Иначе хатха-йогой так ничего не достигнуть, только здоровья — прана мая — всё. Следующая идёт — это раджи-йога. То есть в аштанге есть две йоги, да. Хатха-йога. Это туда включается санскрит, всё. Это уровень прана мая. То есть чисто здоровье. И раджи-йога ставит выше. Туда входят санскрит. Таки разделены йоги.

00:28:16 И аштанга-йога даёт всё — она даёт и развитие тела, и развитие нашей души. Механистический процесс. То есть верит человек-не верит, следует пути. И постепенно получает мистический опыт засчёт механики. Подышал-подышал — вроде, так ничего, сознание так изменилось. Помедитировал — опа-на! И вдруг проявляются мысли, вдруг появляется опыт. Духовный опыт он получает, начинает чувствовать духовный опыт. Чисто механика. Зажал нос, там, подышал, помедетировал, сконцентрировался — всё.

00:28:48 В христианстве наоборот. В христианстве нужно верить, верить, верить, и непонятно — получишь ты опыт или не получишь. Вот в чём дело. Духовный опыт. А в йоге, в аштанге-йоге не нужно изначально веры вообще. Ты просто тупо следуешь и тупо приходишь к пониманию. Вот. Да, так и происходит. Манипуляция с телом и сознанием. Вот в чём дело. А в христианстве идут через веру, веру в того, что вот Иисус, он испытал духовный опыт, он получил духовный опыт, мы ему верим, поэтому следуем пути. Мы следуем духовному пути, потому что мы знаем, что он приобрёл опыт духовный. Мы ему следуем. Но сами ещё опыт могут так и не получать, духовный. Вот в чём дело. А в йоге даже не важно — веришь ты-не веришь. Ты просто следуешь правильному пути аштанги-йоги. Ты — раз! - и понимаешь: «О, Бог, оказывается, есть. О, душа есть. О, духовное блаженство есть, оказывается». И тогда уже приходит вера. Вот в чём дело. Вот так делается в аштанге-йоге. То есть потом вера приходит. Уже опыт есть, значит, и вера приходит. Всё. Но если человек просто верит, может так опыт и не прийти. Вот в чём дело. Вот, чем отличается современная система от древней аштанга-йоги.

00:30:02 Но существует бакти-йога. «Бакти» значит «преданность», это любовь к Богу. Культивирование в себе любви. Если её нет, нужно стараться её культивировать. Бог есть, надо ему служить, надо пищу ему предложить, надо ему деньги свои предложить. Пойти в храм, деньги отдать. То есть стараться служить уже Богу. Это называется «бакти». Развитие преданности. Думать о нём, прославлять его. Или как на санскрите говорится санскрит. «санскрит» - «слушание о Боге», «санскрит»- «прославление Бог», «санскрит» - поклонение в храме Богу и так далее. Это называется «бакти-йога». Должно быть слушание. Это первый процесс. Самый важный процесс — это «шраванам», слушание о Боге. И человек развивается, у человека развивается бакти или преданность Богу.

00:30:55 Поэтому если у вас превалирует в сознании желание наслаждаться материальными благами — это называется карма-йога. Вы должны заниматься карма-йогой — посвящать плоды своего труда обществу или, там, в храм нести. При этом можно особо ничем не заниматься. Это называется «карма-йога», тоже хороший процесс. Потом глядишь — и всё понял.

00:31:15 Если у вас превалирует в сознании накопление знаний, накопление знаний, - это гьяна-йога. Что такое «гьяна-йога». «Йога» значит «связь», человек думает: «Бог есть, Бог нет. Скорее всего есть. И так. Из-за того, что есть большая вселенная и солнце светит, наверняка он есть. Ведь кто-то это солнце зажёг, вот, кто-то устроил целый механизм «зима, лето, там, весна», кто-то всё это спланировал». Понимаете, это гьяна-йога. Он накапивает знания и так постепенно начинает верить в Бога. Он соединяется с Богом, потому что гьяна-йога, «йога» значит «связь». Он так приходит к Богу.

00:31:49 Тот, кто хочет мистики больше, занимается много йогой — это аштанга-йога, ему нужно заниматься аштанга-йогой. Так всё будет хорошо.
То есть каждый должен заниматься своими делами.

Уровни устройства общества

00:32:01 И также есть уровни, уровни устройств обществ. Изначально правильное общество — это когда есть царь, который, знаете, такой, он слушает только некоторых людей. Он слушает только мудрецов, больше никого не слушается, потому что эго большое. Но он всё может сделать. Он может сделать так, что все будут работать, все будут платить налоги, понимаете. Но выше его стоят мудрецы. И такой царь, он видит: эти мудрецы, они не берут от меня ничего - ни зарплаты, ни денег, ни подарков. Они просто служат государству. И такой царь, он уважает этих людей. Он уважает. И всё время хочет войной пойти на кого-то, он спросит, - «надо это или не надо?», - у мудреца. Потому что цари уважают мудрецов. Потому что видит, что они не привязаны, а я ещё привязан. Они выше меня.

00:32:54 И знаете, что дальше было. Дальше произошла деградация, когда мудрецы стали денежки получать и богатеть, появились так называемые попы, да. И тогда царь в какой-то момент подумал: «А что я их должен уважать? Они такие, как я, такие же. Они деньги любят и то любят, и развлекаться любят. Что я их должен уважать и слушаться?» И тогда он перестаёт их уважать, и становится монархия. Монархия — когда правит только царь и он главный. Всё, никто ему слово не скажет. Монархия. То есть уже в монархии есть проблема, потому что царь не получает правильного знания как управлять и как пользоваться. И когда царя понесло, этого монарха, он хочет и побольше зем... Даже страстная натура, это же воин, понимаете, страстный человек. Когда его понесло, он начинает: побольше земли, побольше денег, побольше налогов. Что дальше происходит? Он становится надменным очень. «Я гордый, я самый главный». Мудреца нет, который скажет: «Ты дурак. Ты очень гордый стал. Ложное эго большое у тебя. Служи мудрецам, помогай людям, служи всей стране. А ты сейчас думаешь только о себе». Мудрец придёт к нему и скажет. Такого нет мудреца. И тогда царь идёт на всё: развлекается побольше, нападает, сражается, там.

00:34:17 И другой класс — это кто? Это вайши, торговцы, они начинают беспокоиться, потому что большие налоги. У него война там целая. Он начинает больше налогов брать с людей. В основном старадает кто? Торговцы, те, кто имеет капитал. Они начинают страдать. И они думают: «Зачем нам такой идиот нужен? Такой дурак! Он думает только о себе, он не заботится о государстве». И тогда они его свергают. Зачем он такой нужен? И становится какой строй? Капитализм. Во главе становится кто? Те, у кого есть капитал — это торговцы, предприниматели, бизнесмены. Капитализм. Так вот капитализм основан на этом — выборочной системе.

00:35:04 Дальше капиталисты, ну не сами капиталисты, в общем, торговцы — это по большому счёту вайши, то есть торговцы, жадные люди по большому счёту. Ну так или иначе они думают постоянно о себе, в основном. Накапливают богатство, они думают о богатстве — больше, больше, больше, больше. И чтобы всё это поддерживать и развивать свои производства, нужны простые люди, которые будут всё это поддерживать. И они начинают их постепенно уменьшать зарплаты, да, уменьшать зарплаты и побольше накапливать. Главное для них — капитал, капитал, деньги, деньги, деньги. И простым людям становится тяжело жить. Простым людям, классу рабочих. И когда таких много становится, они думают: «Ужас какой-то, жить невозможно!» Начинается революция. И становится коммунизм. Коммунизм — это что значит? Вся власть рабочим и крестьянам. Понимаете.

00:36:02 И в итоге мы находились вот здесь. Был, были мудрецы и царь, да. А теперь мы стали здесь, общество находится здесь. И там такое начинается. То есть общество становится вверх ногами. То есть ноги — это рабочие, понимаете в чём дело. Руки — это воины, цари. Голова — это мудрецы. А живот — это что у нас? Капитал, туда, куда он всё складывает. Раньше общество стояло правильно на ногах. То есть рабочие. У кого менталитет рабочих, они поддерживают всё тело. Эти думают мудрецы, как правильно, чтобы все были довольны — и и ноги были довольны, и руки, и живот был доволен, понимаете. И потом постепенно так произошла деградация, и в итоге общество становится наоборот. Управляют там, ноги управляют.

00:36:50 И в итоге в коммунизме да, вроде, должно быть всё было хорошо. Но невозможно в этом мире, пока существуют законы кармы, чтоб все были одинаковы. Невозможно. Всегда будет у кого-то лучше здоровье, у кого-то хуже здоровье. У кого-то немножко на один метр квартира больше, понимаете. Всё, пошло: «Почему у него так? У меня не так». И понеслось. Невозможно всех приравнять, у каждого своя карма. Кто-то больше получил, кто-то мог скопить денежек — купить себе машину, а кто-то взял и растранжирил. Им одинаково зарплату выплачивают, понимаете, одинаково, 120 рублей, всё, всем ровно, вот. В итоге один скопил, другой растранжирил. Один — раз! Машину купил, другой думает: «Ага, несправедливо!» Нет коммунизма. «У него машина. У меня нет машины». И понеслось. Вот в чём дело.
Это разные уровни, разные уровни правительств, которые мы тоже должны знать, которые происходят.

Целеустремленность и вера

00:37:46 По большому счёту мы с вами должны всегда идти вперёд. Это очень важно - идти вперёд. Я рассказывал такую историю в своё время в Латвии про человека, который должен идти вперёд, про дровосека. Жил-был дровосек. Он жил очень тем, что рубил дрова и продавал их на базаре. И так он жил. Немножко денежек, немножко, там, покушать. Всё было более-менее хорошо. И однажды он встретил мудреца и пожаловался: «Вот у меня, вот, в принципе, тяжёлая ситуация. Вот я еле работаю, там. Деньги, еле-еле хватает на жизнь». И мудрец ему сказал простую вещь. Говорит: «Иди вперёд всё время. Иди вперёд, иди вперёд». И он забыл про это наставление, опять рубил дрова. Но в какой-то момент вспомнил «иди вперёд, иди», и он пошёл вперёд в лес. Шёл, шёл, шёл и нашёл сандаловое дерево. Сандаловое дерево.

00:38:42 Знаете сандал? Видели хоть раз? Или вообще никогда не видели? Сандаловое дерево. Ну хоть кусочки сандала видели? Это не сандал. В Индии хитрый народ. Сандаловое дерево — очень дорогое дерево, я вам по секрету скажу. Берут обычное дерево и намазывают его маслом сандалового, сандаловым маслом. Всё, и оно пахнет сандалом. А через, там, месяц уже всё, не пахнет. Так продают сандаловые и украшения, там, всякие, там, деревяшечки . Так индусы, они молодцы. Если их пустить в Америку, от Америки ничего не останется вообще. И в Европу. Там просто ничего не останется. Самые богатые люди в Индии, это индусы. Самые богатые. Нет богатее людей на свете. Нету просто. Никто просто не подсчитывал, сколько у них богатства, никто никогда. Есть там сводки, сколько, там, в Америке, в Европе. Индусы, у них такие дворцы, куча таких, камни драгоценные, у них там столько всего.

00:39:40 Я там знаю нескольких. Они живут, знаете как. Чуть ли не в подвальном помещении, но при этом милиардеры, представляете. И плюс дома такой магазин, тоже под, полуподвальный, такой, и там драгоценные камни, рубины вот такие вот реально, представляете. Рубины, изумруды, бриллианты, там у них это всё лежит, помимо этого золото 92 пробы. В Индии нет ниже, 92 пробы. 22 карата, на этот язык, да. Вот. И куча серебра, можно карету сделать из серебра. И живут спокойно и они сами торгуют. Вот чем отличается бизнес здесь от Индии. Если вы пришли в магазин, там сам владелец вам продаёт, понимаете. И идёт хороший диалог, вы можете скинуть цену. Потому что только сам директор или сам хозяин, он может вам скинуть цену. Здесь вот бесполезно торговаться. Вот он не может скинуть вам цену, это не его. А как он может продавать, если это не его? Вот в чём дело. Поэтому в Индии бизнес лучше идёт, потому что сам владелец заинтересован продать. И он продаёт, потому что он хочет продать. Он сидит целыми днями с восьми утра до десяти часов вечера. Я проверял. Сам лично сидит там, сам владелец, который обладает миллионами, он сидит там. Просто в Индии они любят свою работу, вот в чём дело-то. Они больше наслаждаются работой, нежели чем деньгами, которые там лежат. И поэтому у них, конечно, будут капиталы побольше. Продажи идут.

00:41:07 Он нашёл сандаловое дерево. Пошёл, его порезал, продал, кучу денег получил. И опять на следующий день пошёл к этому сандаловому месту, где он сандаловое дерево нашёл. И подумал: «Мудрец сказал: «Иди вперёд, иди вперёд». И он оставил сандаловое дерево, которое вообще, ну, дорогое, и пошёл дальше, представляете. Во дурак. Пошёл дальше. Вот всё уже — бери, режь и продавай. Он пошёл дальше. И нашёл, представляете, что нашёл, медные залежи, медь. Он взял медь, потом продал на рынке, и кучу денег, ещё больше стало. И когда подошёл обратно к меди, подумал: «Иди вперёд, иди вперёд». И тогда он пошёл дальше в лес, нашёл серебряные залежи, продал их. Потом нашёл золотые, продал их. Потом нашёл алмазные, продал их. И потом что? Ничего не нашёл?... Нет! Потом он Бога нашёл!

00:42:05 Поэтому смотрите — нельзя никогда удовлетворяться достигнутым. Вы достигли чего-то, вы должны идти дальше. Иначе всё, вы на этом месте остановитесь и так дальше не дойдёте. То есть мы должны всё время идти вперёд, не должны останавливаться на достигнутом, тогда мы что-то достигаем. Пока у нас не будет вот этой силы, желания идти дальше, мы так ничего не достигнем.

00:42:26 Поэтому важность этого семинара очень большая. Очень большая важность этого семинара. Нужно его слушать много-много раз, пока дойдёт. Потому что в каждом слове, которое мы проходили, про ум, там, очень глубокая истина. Мы это должны слушать и понимать.

Уровни любви

00:42:44 И чтоб вам понятно было, вот за счёт вот этого уровня сознания вы поймёте все остальные сознания. То есть, например, уровни любви. Тоже можно понять. Смотрите, есть низкий слой любви. Это какой? Простой: понюхать, да, потрогать. Всё с этим связано. И главное — чтоб нас гладили. Это уровень любви. Это можно привести пример собаки. Вот ты её кормишь — она тебя любит. Не кормишь — она на тебя злится. Всё, вот она тебя так любит. То есть она тебя любит. Это тоже уровень любви. Я покормил — она меня любит, там, хвостиком махает, довольная такая. Ну как и кошка тоже.

00:43:24 На уровне ума какая любовь? Уму нравится наслаждаться через чувства. Чтоб она была красивая, чтоб она была такая и сякая. Чтоб носик был такой, вот. И он мечтает жениться на ней, там, или выйти замуж за него. Но это уровень ума. В какой-то момент, время проходит, носик немножко не тот стал, кожица немножко не та стала на лице. И знаете, что он говорит? «Как это я так смог ошибиться? Как это так ошибся?» «Вышла замуж за него? Это просто кошмар какой-то». Такое может быть. Да, такое часто случается на уровне ума, когда уму, он... Ещё такой момент, то есть ум всё время пресыщается. Вот, допустим, он наслаждается чем-то, наслаждается, ему надоедает, ему хочется новенькое. То есть ум, это всё время «хочу ощущать чувствами». Ну помните, да, всё, то, что про ум мы проходили. Уму главное получить наслаждение. И если она нам не даёт уже наслаждение или у неё форма немножко изменилась, чуть-чуть форма изменилась и уже нам не приносит наслаждение, мы говорим: «Вообще, как я так ошибся? Как я так ошибся? Это просто ужас. Думал, просто принцесса, а оказалась змея». Да, так человек начинает думать. И также уровень ума: «Какой красивый! Какой сильный». Вот главное, чтоб богатый был, понимаете. А потом думает: «Ой, ужас какой-то». И такой уровень любви, он недолговечный, потому что со временем лицо изменится, вот в чём дело, или богатство уйдёт у этого человека или у этой девушки. И тогда человек скажет: «Ну всё, мне такой не нравится. Мне нравится что-то новенькое». Это ум, любовь на уровне ума. Мы должны это знать.

00:45:10 И на уровне разума. На уровне разума — это мы любим качества человека, а не его форму. И нам уже нравятся его качества характера. И качества характера, оказывается, так просто не меняются с течением времени. Тело меняется, форма меняется, да, но качества характера, в принципе, трудно поменять. И поэтому такая любовь будет более долговечна. На этом уровне есть такой девиз: «Если любишь — то поймёшь». Это бутхи-разум. Если ты меня любишь, то ты меня сможешь понять. И на этом уровне очень крепкая получается любовь. Потому что даже если один человек, одна половинка отступится, там, с кем-то там даже изменил, то всё равно, всё равно если любишь, то поймёшь. Это уровень бутхи, потому что они уже немножко... Это уровень, знаете, такой крепкой, по-настоящему крепкой дружбы между женщиной и мужчиной на уровне любви. То есть они любят себя таким образом.

00:46:09 И любовь на уровне души. Но тут уже всё, границ нет. Человек любит всех, любит всех. Неважно в семейной жизни или не в семейной жизни или не в семейной жизни. Он может даже находиться в семейной жизни, у него может быть жена, или у неё может быть муж, но на уровне души, человек исполняет свои обязанности перед своим мужем или своей женой, любит её очень сильно, но также любит всех остальных. На уровне души такая любовь.

Телевизор — уровень ума

00:46:36 Да. Телевизор где? В уме, телевизор у нас в уме, конечно же. Мы наслаждаемся через телевизор умом, чувствами. А, как он там пошёл, я бы как сделал бы там. Это уровень ума — телевизор. То есть наслаждение чувств. Эмоции, эмоции. Телевизор — это эмоции. Нам не хватает эмоций, мы получаем сериалы, и десятая серия об одном и том же, только уже другие актёры играют. Новый сериал, одно и то же. Там они влюбились, кто-то там помешал им, они там разбрелись, поссорились, только другие актёры. Разные ситуации, другие квартиры, новые виды, красивые лица — это чувства. Поэтому, вот да-да, поэтому влияют как? Через красивые виды, через голых женщин, там, то, сё. Чтоб это обязательно было, чтоб привлекало наши чувства. А, вот так вот. То есть в каждом фильме должна быть интрижка такая, знаете, любовная такая. Обязательно, иначе фильм не будут смотреть. Даже там, великие боевики, там, со Шварценеггером, он умудряется в кого-то влюбиться за фильм. Хотя там, в принципе, постоянно стреляют. Без этого бы люди не смотрели. Должна быть такая обязательно, какие-нибудь эмоции, такие. Потому что странно получается: человек идёт-идёт, стреляет, стреляет и не падает. В него стреляют 15 человек, он не падает, понимаете, никаких эмоций. Не интересно смотреть, потому что постоянно стреляют. И тут вдруг он кого-то, там, спасает и влюбляется, и там готов, там, пожертвовать своей жизнью. О, уже интересно. Вот так.

00:48:08 Вот представляете, такой фильм. Сидит мужик в зоте и стреляет. Там идут народ, а он стреляет, идёт народ, а он стреляет. И так весь фильм полтора часа. Это боевик. Весь фильм одной камерой. Понимаете хитрость? Никто смотреть не будет, нужны эмоции. Поэтому в основном все фильмы, они через чувства идут, через чувства. Если б там не было чувств, кто бы смотрел через этот зот, и там люди просто падают постоянно и всё. Нам это нужно, это чувства.

00:48:39 Поэтому телевизор — это больше на уровне чувств, мы наслаждаемся через него. Но новости — уже подключается ум. Новости там — один там что-то сделал. Он начинает задумываться: «Да, подожди, там». И он уже забывает про чувства, начинает думать: «Так, что же происходит у нас в стране. Но я не знаю, мне не хватает информации». Он уже начинает, там, думать так это или не так это. То есть какие-то размышления всё-таки идут по телевизору, знаете. Хотя изначально телевизор был сделан для развлечения. Это всем известно. Это чувства. Но бывают такие фильмы, бывают такие фильмы, где люди задумываются. Там, «Зелёная миля», там, допустим, да. То есть это редкие фильмы, очень редие фильмы. Там, знаете, есть такой фильм «Остров», русский фильм, помните? Да.

00:49:26 Патриотизм? В это слово «патриотизм» можно вложить много значений. «Патриот» означает «человек, который любит свою семью, допустим, и готов её защищать». Это правильный патриотизм. А если просто фанатизм-патриотизм, просто «моя страна — лучшая!», тогда, конечно, это уже, это уже эгоизм. То есть бывает такое, что человеку мозги промыли. «Ура! За того-то», допустим. «За Горбачёва!», да или «За Сталина!» и всё, и человек бежит, он не понимает: «Умрём за Сталина!» и всё, и понеслось. Он до конца не понимает, что творится, ему просто так сделали. Тем более знает, что там сзади, пулемётчики. Лучше туда бежать, чем от своих, да.

00:50:16 То есть человек, вот, богатый человек, да, он идёт вперёд, он накапливает всё больше, больше, больше богатства, да. Это имеется ввиду. Да, идти вперёд и развиваться. Духовно развиваться стараться, то есть не зацикливаться на одном уровне, на своём уровне. И стараться думать и идти вперёд. Хотя сложно, потому что человек достигает какого-то положения, да, и он успокаивается. Ну что идти вперёд, всё же есть. Что ещё надо? И он успокаивается и на каком-то уровне застревает, или на ана-мая или на прана-мая, даже на гьяна-мая, он так и застревает. Окружил себя философией и в ней, как бы сказать, живёт, всё, он дальше не старается, что-то дальше развиваться.

00:50:56 В Индии? Так в Индии ананда-мая у всех, они в блаженстве находятся. Они работают с утра до вечера, они сами хозяева магазинов, вот, и он живёт не ради денег, а ради блаженства, общения с людьми, вот. Он даже готов подарить богатый какой-то драгоценный камень, если человек понравится. Он находится на более высоком уровне. Он сам работает — это уровень выше, чем любой бизнесмен в Европе или в Америке. Потому что бизнесмены на Западе и в Америке, они думают только о накоплении капитала, то есть капиталисты. Капитал, капитал, капитал. Индусы — большой капитал, но идёт и наслаждается своей работой. То есть это выше, высокий уровень. Может быть, он … Но есть индусы, которые бояться, что их будут обманывать, поэтому они сами стоят у касс. То есть разный уровень. Надо просто наблюдать за... Если им нравится сама идея, само общение с людьми, там, а не деньги, то это выше уровень, чем просто вот накопление, больше, больше, больше, больше.

Всё начинается с аскезы

00:51:57 Итак, с чего начинать. Вот в чём дело. Всё начинается с аскезы, всё начинается с аскезы. Что такое аскетизм? Это готовность пожертвовать чем-то ради высшей цели. То есть человек не может ничего достичь в этом мире, пока чем-то не пожертвует. Имеется ввиду не деньгами пожертвовать, а какими-то своими делами, то есть чем-то: или своим временем, или своими силами. Ну так или иначе. Нужно работать, нужно содержать семью, да, нужно много всего. И люди ради этого готовы пойти на всё. Они мало спят, много работают, чтобы вот всё это поддержать, чтобы добиться чего-то, заботятся о здоровье. Они очень много сил кладут, они готовы на всё. Они просто хотят хорошо жить, да. Но когда речь идёт о духовном, то люди что? Они не готовы что-либо вообще сделать. Когда мы говорим о религии, то аскеза означает, что человек готов пожертвовать каким-то комфортом, вот в чём дело, каким-то комфортом. Чтобы душа его немножко отчистидась, сердце его отчистились.

00:53:05 И, как правило, люди говорят: «Это всё очень сложно. Духовно развиваться, всё это очень сложно». Это непросто. Нужно то, с утра вставать, там, повторять молитвы, медитировать, заниматься прана-ямой. Но вопрос на самом деле не в этом. Мы никогда не думаем о том, что сложно или просто. Мы думаем критерием простым: «Надо нам это или не надо?». Вот в чём дело. «Надо нам это или...» То есть мы не думаем критериями «сложно или плохо». Если вы думаете критериями «сложно или плохо», значит, вам это не надо. Вот в чём дело. То есть вопрос стоит, там, «надо или не надо». Если вам что-то надо, машину купить, вы пойдёте на всё: вы будете работать, вы будете ночами не спать, денежку копить. То есть вопрос в том: надо вам это или не надо. Это правильное постановление вопроса. Если надо, вы пойдёте на всё: будете мало спать, много, там, работать, много развиваться, тогда вы достигенете чего-то. Невозможно чего-то достичь, если будет жалко чего-то отдать. Это называется «аскезы». Невозможно достичь высшего счастья. Поэтому когда люди говорят: «Это так сложно». Это, значит, что означает? Это им не надо просто. Если было бы сильно надо, они бы это взяли обязательно.

00:54:24 Поэтому главная идея заключается в том, чтоб проработать простые вещи. Чтоб понять, чтоб понять, надо вам это или не надо, нужно слушать. Единственный метод. Помните я вам говорил шраванам — это слушание. Если вы не будете слушать, вы так и не поймете, надо вам это или не надо. И всё время будете говорить: «Это так всё сложно, заниматься прана-ямой». Это означает, что вам просто не надо. Но когда вы слушаете постоянно, вы начинаете понимать: мне это надо, мне нужно счастье, мне нужно блажентсво, мне нужно прогресс, и тогда вы начинаете что-то делать. Поэтому слушание, запишите себе, - это очень важный процесс. Вы должны постоянно слушать лекции, иначе вообще желания никакого не появится, вообще. Обязательно нужно стараться вести себя осознанно, осознанно. Нужно стараться повторять молитвы, повторять мантры и так далее. Главное тоже общение, общение с такими же людьми. Или даже как-то, как-то себя занять на благо других людей, как-то. Всё это развивает. Иначе мы всю жизнь будем говорить: «Это так всё сложно».

00:55:32 Ну асаны — это не сложно. Там есть преподаватель, он нам, если мы сами не сможем, он нас посадит, какие-то асаны. Это просто. Но асаны не являются духовным прогрессом. Это уровень прана-мая, мы с вами уже говорили. Это просто уровень здоровья, человек хочет здоровья по большому счёту. Я проводил целое исследование: зачем человек ходит на йогу. В основном, ради того, чтобы уменьшиться в весе и получить здоровье. Ну это честно я вам скажу, такое есть. Ничего с этим не сделаешь.
Понятный момент на счёт того, надо нам это или не надо. Вот вопрос в этом заключается. А не в том что, как сложно. Вопрос никогда не стоит «как сложно». Если вам хочется, то вы обязательно будете этого добиваться.

Время. История о царе Йайати

00:56:18 И насчёт времени. Время, оно движется постоянно. И чтоб вам рассказать про время, чтоб вы прожили со мной сейчас несколько жизней, я вам расскажу историю ведическую про царя Йайати. Жил такой царь Йайати, у него было много сыновей, которые впоследствии будут править всем царством, его царством. И царь Йайати стал стареньким, и за ним пришла смерть. Сказала: «Пойдём, пора тебе умирать».

00:56:50 На самом деле каждый человек перед смертью чувствует, что смерть придёт сейчас. Он чувствует, на самом деле, что ему конец. Но он не хочет в это верить, потому что мы не привыкли в это верить, мы в течение жизни себя обманываем: «Я не умру. Я не скоро ещё умру». Вот так. «Я ещё не скоро умру. Я ещё долго буду жить». И так до конца жизни своей человек думает: «Я не скоро ещё умру, меня вылечат. Мне пересадят новое сердце, новое». И так далее. То есть каждый человек до конца вот борется со смертью, это в принципе хорошо. Но когда уже с помощью разума человек уже понимает, что уже всё, кранты, уже 100 лет, ну куда, ну куда ещё. Нужно отпуститься, нужно постараться понять: это мир уже всё, не для меня. Мой мир уже в следующем воплощении, или куда там меня отправят за мои грехи нанешней жизни.

00:57:38 И царь Йайати также был привязан к жизни и он сказал смерти: «Слушай, я пожил, я жил, да, но я до конца не удовлетворил свои чувства. Мне нужно ещё, дай мне время». Говорит: «Нет, не могу тебе дать время. Всё, ты исчерпал свою карму в этом поплощении, ты должен умереть. Но в принципе, ты можешь, если ты уговоришь своего сына какого-нибудь за место тебя умереть, то я тебе продлю жизнь на его срок жизни». И он пошёл к старшим своим сыновьям и стал убеждать их: «Пожалуйста, пожертвуйте своей жизнью ради моей жизни, чтоб я в конце концов почувствовал, что такое жизнь по-настоящему. Потому что мне не хватило времени 90 лет, чтобы пожить по-настоящему, хорошо так». И никто не соглашался. «Нет», - они говорили. Сыновья говорили: «Нет, мы тоже хотим жить». И только младший, ему было 16 лет, согласился. И тогда сама смерть, она так запереживала за бедного мальчика. Она подумала: «Он же такой маленький, он ещё не понимает, что такое жизнь, и он не понимает, чем он хочет сейчас пожертвовать». И она ему сказала: «Что ты делаешь? Ты должен пожить, как твои старшие. Ты должен, ты просто невинный, ты не понимаешь». Он говорит: «Нет». Юноша ответил такое смерти, он сказал: «Если мой отец не насладился жизнью за 100 лет, как я могу надеяться на это? Всё это бесполезно. Для меня достаточно понимать, что если мой отец не смог нажиться на свете за 100 лет, то я и не наживусь, даже если проживу 100 лет. С помощью жизни, похоже, нельзя нажиться. Так что я попробую достигнуть этого с помощью смерти». Он пожертвовал своей жизнью и царь Йайати получил молодость и стал жить.

00:59:30 Он жил, жил, жил. И в конце концов подошло 90 лет, у него появились новые сыновья. И смерть к нему пришла. И он сказал смерти: «Я не готов. Возьми ещё сына». И он стал искать сына, нашёл одного из всех, самый такой глупенький. И так происходило много раз, 10 раз. В итоге он прожил 1000 лет, это описано в «Пуранах», в «Бхагавад-Пуране» это написана эта история, он прожил 1000 лет, и смерть пришла за ним. И смерть сказала: «Ну, что теперь ты думаешь? Ну что опять забирать ещё одного сына?» И это сказал, царь сказал: «Нет, теперь я знаю, что даже 1000 лет бесполезна, всё дело в моём разуме. И это не вопрос времени. Я снова и снова включаюсь в одну и ту же суету, я стал привязанным к пустой трате бытия и сущности, так что это теперь не поможет». Он осознал, что погоня, погоня за чрезмерными чувственными наслаждениями, она, по большому счёту, никогда не удовлетворит, даже если пройдёт одна жизнь, вторая жизнь, третья жизнь, четвёртая, пятая, десятая, двадцатая, всё время хочется. Невозможно нажиться, вот в чём дело. И это всё, это всё нас ожидает.

01:00:48 Эта история иллюстрирует то, что пока мы сконцентрированы просто на наслаждении своих чувств, «пожить бы», да, «понаслаждаться бы покруче, побольше», всё равно мы придём к этому пустому корыту. Вот в чём дело. Пока мы не включим свои мозги или свой разум, и не начнём развиваться, мы всё равно... Если мы не начнём развиваться, мы будем всё время несчастны, у нас будет куча скорби, куча болезней. И мы всё время будем думать, что кто-то в этом виноват. Вот так. Это нас ожидает, пока мы не включим свой разум, пока мы не начнём работать на понимание блаженства своей души и понимания божественного вообще предназначения всего этого мира. Это мир — просто большая колония исправления, на самом деле. И пока человек не исправит свои какие-то плохие качества, ему придётся здесь каждый раз тыкаться в одну и ту же дверь лицом. Вот в чём дело. Это важный аспект, важный аспект.

01:01:53 Поэтому слушание — самый лучший процесс. Человек слушает, начинает задумываться, начинает понимать: «Надо что-то делать». И что делать мы уже знаем. Да, мы уже всё прослушали, весь семинар. Мы всё знаем, оказывается, где искать духовного учителя мы знаем, где он находится, да. Вокруг нас каждый учитель. Каждая ситуация — наш учитель. Всё, мы всё знаем уже. И теперь мы это знание должны реализовать на практике, чтоб была вигьяна. То есть просто знание –это «гьяна», а у нас должна быть с вами «вигьяна», то есть реализованное знание. Мы должны это понимать.

Иллюзия и истинное наслаждение

01:02:32 Какие у вас будут вопросы? Представьте, что вы уже умерли, всё. И все ваши наслаждения, которые вы, там, добивались огромными усилиями, тратили кучу денег, сил, они в прошлом, всё. Вспомните то, что вы уже, как вы уже наслаждались, оно уже было когда-то. Всё, его нет, это иллюзия. Поэтому материальное наслажение — это иллюзия, по большому счёту. Истинное наслаждение в душе, искать его надо внутри. Снаружи надо сделать так, чтобы всё было хорошо.

01:03:04 То есть главное сейчас понять правильно. То есть сейчас люди подумают: «Всё, в материи нет счастья», - выкидывают телевизор в окно. Не, надо понять, что главное не снаружи, а внутри, и не ложно отрекаться. Ложно отрекаться — это знаете, что такое? Мы наслушались лекций, но, мы всё поняли, но не реализовали. То есть мы не находимся на уровне правильного понимания, мы начинаем работать, действовать внешне — выбросить телевизор. Так знайте, вы потом его опять купите. Это означает ложное отречение. Главное начать постепенно, как я уже сказал. То есть постепенно шаг за шагом, шаг за шагом, и при этом не меняя внешнюю обстановку. Особенно обстановку в своей квартире, вот в чём дело. Потому что родственники вас не поймут, вообще не поймут. Подумают, секта промыла мозги. То есть мы должны превносить внутри.

01:03:58 И вот эти все принципы, которые мы с вами за эти 6 лекций выработали, они все очень важны. Иначе всё бесполезно. Всё. Вы можете там найти великого гуру. Но если пока вот это всё не изменится, что мы с вами писали за 6 лекций, бесполезно будет. Вы будете учеником-дурачком, по большому счёту. Никакие практики вам не помогут до конца. Вы их бросите в итоге, если не будете понимать то, что мы с вами прошли за 6 лекций про ум, про разум. Пока вы не исправите простые вещи, вы не сможете достигнуть высоких вещей, вот в чём дело.

Постепенное развитие

01:04:32 Всё начинается с простого. Невозможно прыгнуть куда-то резко, надо начинать с простого. Простые вещи делаем и смотрим — большие стали получаться. А то мы сразу хотим большие. Как приезжал один в Киев, не помню, из Индии: за 3 дня тренинга в саматхи вводит человека. Я усомнился в его понимании, что такое саматхи. Я сам могу в саматхи ввести. Люди заснут просто — это саматхи, у меня на лекции, да. Они слушали лекцию, да, они не кушали, не пили, они просто слушали лекцию, они вошли в саматхи. Всё, а как, что ещё может быть? Навряд ли сон. Сон на постели, а на стуле трудно заснуть, это значит саматхи. И всё, вот так. И люди хватаются: «О, глядишь, я тут быстренько сейчас что-то посмотрю, что-то послушаю, раз — в саматхи буду». Люди хотят этого побыстрее, но такого не бывает.

01:05:24 Бывает всё с простого. Мы с вами за 6 лекций выработали, что нужно поменять. Вот в чём дело. Всё, как смотреть, чтоб убрать претензии, чтоб убрать все плохие качества в нашем сознании. Мы всё выработали. Поэтому я и говорю: слушание, слушание, это постоянно. Иначе мы так ничего и не поймём. Куча будет претензий, обид, там, жалоб, и куча будет болезней из-за этого. В итоге виноваты вы сами, а не кто-то там: ни родственники, ни мамы, ни папы, ни правительство, никто, ни россияне, ни американцы. Мы не американцы, мы не россияне, вы знаете, мы даже не латыши и не русские. Мы бедные живые существа, пока не реализовали свою душу. Но когда реализовали, мы духовные искры. Хотя и сейчас мы духовные искры, просто бедные, мы глупые. Мы глупо себя считаем и обуславливаем, думаем: «о, я такой», «а я сякой», «а я такая прекрасная», «а я такой сильный», «а я такой глупый». Даже такое бывает. Тоже самое отождествление, «я такой бедный». Тоже лажняк такой. «Это я, я бедный». Так можно оставаться всю жизнь бедным. Он хочет, чтоб его пожалели, да, это его беднота, факт, да. Надо не быть бедным.

01:06:38 Спасибо вам всем большое за то, что вы пришли, то, что вы интересуетесь этим знанием. Пускай вас будет немного, но главное качество, а не количество. Вот так. До новых встреч!

транскрибирование: Александра Павлова | Петрозаводск | Россия | 16 October 2013