Глава 5. Причина всех причин

Москва - 01 января 2012
Вопросы Нарады к Создателю Брахме о Причине всех причин. Ответ Брахмы на вопросы Нарады. Ворожащая сила Всевышнего. Первоэлементы творения. Прекрасная Истина. Ложное отождествление живого существа. Первичное творение. Три гуны. Устройство Вселеннского существа.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:33 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 2440 | скачано: 987 | избрано: 8
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Вопросы Нарады к Создателю Брахме о Причине всех причин

00:00:19 1. Некогда Нарада обратился к родителю с такими речами: - Скажи, о первый из богов, родоначальник жизни, почтенный владыка вселенной, что есть «я» – сознательное существо, созерцающее изнутри вовне?

00:00:42 2. Что есть вещественный мир, предмет моего наблюдения? Откуда он происходит, на чем зиждится и по каким законам существует?

00:00:56 3. Мир, что кажется нам сложным изнутри, для тебя – создателя - прост как орех на ладони. Ты видишь его разом в прошлом, настоящем и будущем.

00:01:10 4. Скажи мне, отец, какая сила побудила тебя творить, если первоначально ты был один? Из какого источника почерпнул ты знание о том, как должно созидать? Кто внушил тебе законы творения и подчиняешься ли ты, верховный создатель, каким-либо законам? Что есть жизнь, из каких стихий она состоит и к чему нужно её разнообразие?

00:01:47 5. Откуда берешь ты вещество для творения и обитания: извне или из себя, как тот паук, что достает паутину из своего брюха? Самодостаточен ли ты как творец или для поддержания жизни тебе требуется посторонняя сила?

00:02:11 6. Что первичнее - предметы, их свойства или их названия; неизменное или изменчивое; верхнее, равное или низшее? Все это, должно быть, ведомо тебе, ибо первое существо - создатель и всеведущий – очевидно, одно лицо.

00:02:38 7. Однако, если был час творческого действия, значит прежде того была пора раздумья, бездействия? Скажи, о создатель, о чем ты думал, прежде чем творить? Что побудило тебя действовать? И как случилось, что ты, сущий в одиночестве подчинился внешнему побуждению?

00:03:07 8. Зная все о делах творения, ты конечно знаешь и о вещах несотворенных и сможешь назвать их предметно.

Ответ Брахмы на вопросы Нарады

00:03:24 9. Брахма отвечал: - дитя мое, Нарада, я благодарен тебе за твои вопросы, ибо ими ты возбудил во мне воспоминание о том Начале, что вдохновило меня на созидание.

00:03:44 10. Прав ты был, предположив, что творец не самостоятелен в своем действии. Верно, что всякому созиданию предшествует вдохновляющее начало – внешняя побуждающая сила: твоец лишь преобразуют сущее. И неразумен всяк, кто видит в создателе Верховное Существо.

00:04:15 11. Я приступил к творению после того, как Всевышний вдохновил меня на это деяние. Так Луна, звезды и прочие тела начинают светиться, лишь когда озаряются Солнцем.

00:04:33 12. Я создал виды жизни, но не самое жизнь. Я создал вещественные условия обитания для своих тварей, но не самое вещество. Вдохновивший на творчество – выше творца. Он мой Родитель, Воспитатель и Вдохновитель. Пред Ним я вечно склоняюсь в почтении.

Ворожащая сила Всевышнего

00:05:05 13. Всевышний Вдохновитель скрывает Себя от творца и его тварей пеленою обмана, которая составляет Его отдельную, ворожащую силу. Обольстительная сила Всевышнего стыдится того, что должна скрывать от живых тварей Истину, но покорно и добросовестно исполняет свой долг. Всякий, кто пленился её чарами, полагает себя делателем и владыкою зримого мира.

Первоэлементы творения

00:05:45 14. Пять стихий – земля, вода, огонь, воздух и пространство, из коих образован вещественный мир; их перетекание одна в другую во времени; восприятие этих явлнений наблюдателем; и сам наблюдатель, – все это есть отдельные силы Всевышнего, главного Наблюдателя. Они несотворены мною и пребудут вечно.

Прекрасная Истина

00:06:19 15. Знание ведет к Истине. Истине служат боги, силы Природы; ради Истины существует жизнь во вселенной; ради Истины, кто есть Красота, живые твари жертвуют собой.

00:06:39 16. Ради Истины отрекаются от мира, ради Истины вершат подвиги, ради Истины познают себя, ибо Истина, Безупречная Красота – желанная цель всякого сознающего себя существа.

00:06:59 17. Вдохновленный Прекрасной Истиною, я, кого именуют творцом, лишь воспроизвожу то, что существует до меня, из вещества, что доставляет мне Истина, Нараяна. Мое бытие тоже целиком обусловлено бытием Истины.

00:07:23 18. Истина, Бог в первоначальном виде (ниргуна) не бездействует (тама), не творит (раджас) и не поддерживает существующее (саттва). Однако, ограждая Себя от пленников самообмана, Она принимает облики разрушающего, созидающего и сохраняющего начал.

Ложное отождествление живого существа

00:07:52 19. Пленившись ворожащей природою, сознательное существо, первоначально свободное, запутывается в сетях причинно-следственной деятельности, где каждый поступок обусловлен обстоятельствами и порождает следствие – новые обстоятельства. Плененное ложным самомнением сознание познает ложное, но не истинное, видит бренное, но не вечное.

00:08:29 20. Пребывая в трех состояниях обольщения, сознательное существо воспринимает бытие чувствами, но не разумом, потому не способно ощутить присутствие Бога, Верховного Наблюдателя, хотя признаки Его присутствует всюду и силами Своими Он управляет всяким существом, в том числе мною - творцом.

00:09:01 21. Верховный Владыка с помощью колдовских чар Своих, Своей ворожащей силы создает у сознательного существа ощущение времени, действия и качества предметов. Благодаря Его ворожащей силе, сознательные существа полагают, что живут во времени, действуют и обладают свойствами вещества. Когда Верховный Ворожей погружает сознательные существа в сон, тем самым Он уничтожает время, деятельность и качества – их и окружающего мира.

Первичное творение

00:09:50 22. Приняв обличие побуждающей Причины творения – Сверхсущество обращается к первичному веществу как к предмету творения. Видоизменяя вещество, Сверхсущество создает движение, которое порождает время. С начала движения первичное вещество начинает существовать в трех состояниях. Разнообразие зримого мира – есть сочетание трех обманчивых состояний единого вещества. Перетекание вещества из одного состояния в другое создает ощущение деятельности.

00:10:43 23. Вещество в первоначальном виде приходит в возбуждение и принимает состояние движущегося покоя (саттва), затем состояние волнения или творчества (раджас) и затем состояние застывшего покоя или помрачения (тамас). Переход одного состояния вещества в другое есть движение или действие. Поняв, как взаимодействует вещество в разных своих состояниях, наблюдатель познает вещественный мир.

Три гуны

00:11:28 24. Три состояния вещества – суть три состояния сознания, попавшего в плен обмана. Обольщенное, сознание окружает себя ложным самомнением (аханкарой), под влиянием коего сознание впадает в три состояния. Каждому из этих состояний присущи свой вещественный облик, свой способ воздействия на вещество и своё видение вещественного мира.

00:12:09 25. Из стихии ложного самомнения возникает первая из пяти грубых стихий – пространство (набха). Сознание воспринимает пространство через звук. Звук связан с пространством так же, как ощущение связано с предметом ощущения.

00:12:35 26-29. Огрубевая, пространство преобразуется в воздух, который не только несет звук, но и осязаем на ощупь. В воздухе содержится умственная и телесная сила живого существа (прана). Воздух преобразуется в огонь, который переносит звук, осязаем и имеет цветовые очертания. Огонь преобразуется в воду, которая переносит звук, осязаема, видима и имеет вкус. Вода преобразуется в землю, твердь, которая переносит звук, осязаема, видима, имеет вкус и запах.

00:13:30 30. Из состояния умиротворения возникают мысль и десять начал, управляющих деятельностью тела: повелитель сторон света; управитель воздушными ветрами; Солнце; искусный родоначальник Дакша, две зори врачеватели Ашвини, бог-огонь; царь небес; царь царей, силы света Адитьи и саморожденный родоначальник Брахма. Так на свет появляются силы, благодаря которым стихии и части тела взаимодействуют между собой.

00:14:17 31. Из состояния возбуждения рождаются разум, жизненная сила и орудия чувств: уши, кожа, нос, глаза, язык, рот, руки, половой член, ноги и задний проход.

00:14:37 32. Когда пять стихий, из коих состоит плоть – земля, вода, огонь, воздух, пространство – а также чувства, мысли и три состояния обмана соединяются вместе, из этой смеси образуется тело живого существа.

00:14:59 33. Когда ворожащею Своею силою Истина создает и соединяет эти время, ощущения, мысли, состояния сознания и стихии, в сознании появляется наблюдаемая вещественная вселенная.

Устройство Вселеннского существа

00:15:21 34. В течение тысяч великих эпох Вселенная безжизненно покоится в водах Причинного моря в непроявленном виде. Когда же Высшее Существо вдыхает во вселенную сознание, та оживает и начинается её движение.

00:15:44 35. Всевышний в облике первичного Существа непрерывно возлежит на водах Причинного моря. Он же в облике хранителя порядка, входит в каждую из бесчисленных вселенных, появляющихся из причинных вод. Он – душа каждой вселенной, она – Его тело с тысячами ног, рук, глаз, ртов и голов.

00:16:17 36. Так видят себе вселенную мудрые мужи - в виде исполинского тела, разные члены коего суть ярусы обитания сознательных существ, а душа - суть Всевышний.

00:16:36 37. Рот вселеского существа – духовное сословие (брахманы), руки – воины-властители (кшатрии), бедра – производители вещественных благ (вайшьи), ноги – работный люд (шудры).

00:16:58 38. Низшие виды сознания – суть низшие ярусы вселенной, вплоть до земного Бху они расположены в ногах вселенского тела. Средние, начиная с поднебесья Бхур, находятся в области её живота. Верхние ярусы сознания – боги Свар и святые мудрецы Махар - расположены в груди человекообразного тела вселенной.

00:17:31 39. Между грудью Вселенского Существа и Его шеей расположны ярусы сознания Джанар и Tапа. Высший ярус, Сатья, находится в голове Вселенского Существа. Над ним простираются ярусы чистого невидоизмененного сознания, кои вечны и не являются частью сотворенной вселенной.

00:18:02 40-41. В понимании ученых мужей вселенная делится на четырнадцать ярусов сознания, семь из коих – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала – относятся к подземным, адовым областям существования сознания. Атала расположена у живота Вселенского Существа, Витала – на Его бедрах, Сутала – на коленях. Tалатала - в икрах, Mахатала – в лодыжках, Расатала – на верхней части стоп, Патала – в подошвах.

00:18:48 42. Иные ученые мужи делят вселенную на три яруса сознания: низший преиподний, расположеный в ногах вселенского тела, средний земной, расположенный в животе, и высший небесный, расположенный от груди до головы человекообразного вселенского тела.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 25 мая 2015