Отношения гуру и ученика

Алматы - 01 января 1999
Что мы обычно подразумеваем под словом «гуру»? Важность более широкого понимания концепции гуру. Четыре столпа вайшнавской культуры. Кого считать старшим? Гуру – это вайшнав, вайшнав – это гуру. Основная обязанность вайшнавов – передавать знание. Ади-гуру. О важности принятия духовного учителя. «Все мои ученики должны стать духовными учителями». Гуру – значит «тяжелый». Что значит «принять гуру»? Три вида гуру. Первая и вторая дикша. Можно ли вернуться в Духовный мир без дикши? Смысл обряда дикши. Роль Гаятри мантры. Почему ученик отвергает духовного учителя? Оскорбления и степень ответственности. Является ли чистым преданным тот, кто достиг освобождения? Об отношениях гуру и ученика. Уровни осознания. Сложности понимания гуру-таттвы. Чем преданный отличается от обычного человека? Может ли ади-гуру менять шастры? Человек, который передает наставления Кришны, не отличен от Кришны.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:22:44 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 940 | скачано: 698 | избрано: 11
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что мы обычно подразумеваем под словом «гуру»?

00:00:00 Сегодня мы начинаем новый семинар, тема – гуру-таттва. Мы будем обсуждать семинар Шиварамы Махараджа, который он дал в Москве недавно, в прошлом году. Мы будем зачитывать абзацы и обсуждать вместе какие-то вопросы. Мы будем следовать этому семинару довольно точно, но также, когда будут появляться какие-то вопросы, или я захочу что-то сказать, мы будем отвлекаться и обсуждать вместе.

00:00:51 Тема очень интересная и очень важная – гуру-таттва. Здесь будет объясняться суть и значения гуру, и что такое эта наука – гуру-таттва? Как распознавать гуру, как принимать наставления гуру? Какие есть различия и виды Гуру, и так далее. То есть эта тема, она очень серьезно обсуждалась уже десять лет назад в GBC, тема относительно шикша-гуру. Три года назад был создан специальный подкомитет с целью собрать материал о позиции шикша-гуру в ИСККОН.

00:01:39 Шрила Прабхупада говорил очень много о положении гуру и его роли и значении для преданного. Похоже, что многое, из того, что он говорил, относится также и к шикша-гуру. В ИСККОН, когда нам задают вопрос: «Кто ваш духовный учитель?», мы думаем о дикша-гуру. Это нельзя называть ошибкой. Но дикша-гуру – это не полное описание гуру. Это традиция в ИСККОН, так как Шрила Прабхупада был единственным дикша и шикша-гуру. Он очень сильно отличался от всех остальных и затмевал всех.

Важность более широкого понимания концепции гуру

00:02:14 Но также Прабхупада призывал видеть концепцию гуру шире. Кто эти люди, которые приводят нас в Сознание Кришны, обучают нас? Чем мы обязаны им? Каковы наши взаимоотношения с ними? Они берут ответственность за нашу духовную жизнь, но мы почти не говорим о них, и не думаем. Мы считаем, что наш гуру – это только дикша-гуру. И это неправильно. Это может быть правильно с точки зрения этикета, но, так как мы не признаем других, или признаем недостаточно тех, кто заботится о нас каждый день, то мы пренебрегаем определённой категорией гуру.

00:02:56 Иначе кто они еще? Да, они шикша-гуру, тот, кто воспитывает и учит. Их нужно признать по заслугам. Если мы пренебрегаем, игнорируем их, не даем им достаточного почтения, то это гуру-авагья, третье оскорбление Святого Имени. Несмотря на то, что мы принимаем дикша-гуру [шлока], без милости гуру мы не можем прогрессировать.

Четыре столпа вайшнавской культуры

00:03:23 Нам нужно развить такую культуру, вайшнавскую культуру, которая основывается на четырех столпах. Первое – вера, второе – уважение, третье – любовь, четвертое – доверие. Вера, уважение, любовь, доверие. Не по отношению только к одному человеку, но по отношению к как можно большему числу людей, которые заслуживают это. Если мы не понимаем других гуру, то мы не можем понять также и своего дикша-гуру. Если мы не понимаем шикшу, то будем думать, что все исчерпывается дикшей, церемонией, инициацией. Но это даже не является главным в дикше. Ритуал – это последствие, последствие шикши.

00:04:15 Нужно понять таттву, принцип гуру, для того чтобы уважать всех гуру. Если мы думаем, что один человек выше всех, и остальные не стоят моего внимания, то это менталитет каништхи. Шастры подчеркивают важность шикши и прославляют вайшнавов. Дают ли они нам посвящение или дают наставления, и те, и другие помогают нам продвигаться в духовной жизни.

00:04:39 Как распознать гуру? Шастры учат этому. Иногда роль гуру может играть пчела, океан, лев или женщина легкого поведения. Если не распознать этого, как можно продвигаться? Ведические писания учат нас почитать тех, кто старше нас. Нет вопросов, да, здесь? [Голос из зала, неразборчиво.] Громче. [Голос из зала, неразборчиво.] Да, почитать тех, кто старше. Да, старше – два имеется в виду, да: возраст и духовное продвижение; и то, и другое принимается как старший.

Кого считать старшим?

00:05:20 Например, в Сознании Кришны эти два фактора определяются так. Первый фактор, возраст – это время первой инициации. И второй фактор – просто уровень знаний и веры. Эти два фактора одновременно играют роль старшинства. Тот, кто раньше получил первую инициацию, считается старшим. Но, в то же самое время, младшие могут иметь высший уровень веры и знания, то есть, степень духовной продвинутости может быть выше. Поэтому учитывается одновременно и то, и другое. И то, и другое. Даже если человек действительно продвинут очень высоко, но он младше, формально младше, он принимает этот этикет обычно.

00:05:57 И также, кармические люди, мы говорим о старшинстве возраста, конечно. Потому что кармические люди, они не могут развиваться духовно, да, так особенно интенсивно, и преданные в ИСККОН, конечно же они превалируют над другими людьми очень сильно, но мы имеем тогда отношение с их физическим старшинством, это также нужно уважать, шастры учат этому также.

00:06:19 – [Вопрос из зала, начало неразборчиво] – Вот эти два компонента – вера и знание – они определяют преданность?
– Да, преданность, степень духовной продвинутости, это наиболее важный фактор считается старшинства. Но вот это фактор возраста духовной жизни, да, физического возраста, он также не отвергается, тоже принимается, одновременно. То есть, даже если человек младше, но он духовно продвинут, он играет роль, как бы, в отношении с этим старшим играет роль младшего. Принимает на себя добровольно другую роль, поскольку вайшнавы, они, естественно, хотят быть смиренными. Они любой повод используют для того, чтобы оказать почтение, смирение. Таков этикет. Поэтому не пренебрегает. Хотя, безусловно, духовный уровень, он решающий фактор имеет, безусловно.

00:07:18 – [Вопрос из зала, о преданности.]
– Вот два фактора вот эти должны быть одновременно. То есть, главное, главное, как бы основа этой культуры вайшнавской направлена на то, чтобы разрушить ложную гордость. И когда человек продвигается и начинает думать: «Вот теперь я самый продвинутый», то это уже ложная гордость. То есть он принимает всё равно этикет внешний также. Так, например, жены Нитьянанды Прабху, да? Например, Джахнави деви, она считается вайшнави высшего уровня, высшего класса, и они после Его ухода руководили движением. Но они делали это так, что они как бы занимали какую-то теневую сторону. Поскольку они матаджи. Этикет. Это внешний этикет; они его соблюдали так, что никто не замечал, что они руководят движением. Поэтому там, вот в этом случае сочетался как бы их внешний этикет и внутреннее знание также.

00:08:11 Будет множество приходить преданных позже, и они будут продвигаться, некоторые, очень быстро, и очень быстро прогрессировать, потому что в прошлой жизни они накопили очень много заслуг в преданном служении. Будут приходить такие личности, которые на наших глазах будут развиваться очень быстро, и быстрее нас могут развиваться. В этом случае мы, естественно, признаем их уровень духовный, их авторитет. Кто-то может очень быстро принять санньясу, например. Такие люди также будут, безусловно. Отречение, да, и знанием также будут обладать, большим знанием. И преданностью. Но… и мы будем признавать их духовный уровень; но также они будут считаться с нашим возрастом в Сознании Кришны. Таков этикет. Обычно они очень смиренны, такие люди.

Гуру – это вайшнав, вайшнав – это гуру

00:08:55 Читаем дальше. Какова цель создания материального мира? Две цели. Первое: материальный мир – это тюрьма для тех, кто хочет чувственных наслаждений. Это первая цель. И второе: это место, из которого мы можем освободиться. В десятой песне Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада говорит: «Вводить в заблуждение обусловленные души и давать освобождение преданным – это две функции йога-майи».

00:09:26 Кто является нашим первым гуру? Это Кришна. Он приходит Сам или посылает Своих представителей. Сам Он наставляет Арджуну. Когда Его нет непосредственно, дает наставления через вайшнавов. И вайшнав – это гуру, вот определение. Вайшнав – это гуру. Нет понятия просто гуру. Гуру – это вайшнав. А значит, вайшнав – это гуру. Эти вещи взаимосвязаны. Просто – не найдем понятие гуру. Гуру – значит вайшнав.

00:10:00 Гуру – это не только тот, кто дает дикшу. Шукадева Госвами не давал дикшу. Но он – гуру каждого. Хотя никто не является его инициированным учеником. Мы ценим всех вайшнавов, а вайшнав – это гуру. Есть разный статус вайшнавов, поэтому мы по-разному оказываем им уважение. Мы верим им, уважаем их, любим их, доверяем им. Хотя это может быть в разной степени.

00:10:27 Парампара состоит из вайшнавов, которых Кришна посылает Сам, чтобы спасти обусловленные души и устранить невежество. С помощью чего Кришна освобождает преданных, как мы думаем? С помощью чего Кришна освобождает? С помощью знания. С помощью знания. Милость означает знание. Трансцендентная гьяна. То есть, когда мы получаем милость, означает, что мы получаем трансцендентную гьяну. Парампара передает знание Кришны, поэтому они сакшад-хари. Они ничего не меняют. Вайшнавы передают знание, это их основная обязанность.

Основная обязанность вайшнавов – передавать знание

00:11:11 Какая их основная обязанность, прочитали, вайшнавов? Передавать знание. Они передают знание; это называется как? Шикша. Это называется шикша. Шикша – это процесс передачи знания. До какой степени человек обладает знанием, до такой степени он становится тяжелым. «Тяжелый» на санскрите означает «гуру». Основное определение гуру – это шикша. Он дает наставления. Кришна, Шукадева Госвами, Майтрея, Видура – они не являются дикша-гуру. Прабхупада употребляет слово «гуру», употребляет; он имеет в виду его широкое определение – шикша-гуру, то есть любой вайшнав. Понимаете, да, о чем сейчас речь пойдет? О широком понимании вот этого термина, концепции гуру. Как можно шире рассматривается в этом семинаре.

00:12:07 Итак, вот эти четыре пункта выделяются. Шрила Прабхупада говорит, буквальное значение слова «гуру» – тяжелый знанием и авторитетом. Второе: передача знания означает «шикша». И гуру означает – шикша-гуру. И четвертое: все вайшнавы – гуру. Смотрите, какое заключение. Все вайшнавы гуру.

00:12:29 Парампара связана с Кришной. Кришна обладает всем знанием и авторитетом. Вайшнавы в парампаре представляют Кришну и обладают знанием и авторитетом. Они не равны между собой в количестве знания и авторитета. Есть разница между великим преданным и чистым преданным. Все вайшнавы – великие преданные. Все они – сакшад-хари, представляют Кришну.

Ади-гуру

00:12:55 Среди них есть особенно выдающиеся вайшнавы. Их называют ади-гуру, или основателями-ачарьями. Ади-гуру нашей сампрадаи – Господь Брахма. Есть Лакшми, Шива, Кумара, другие сампрадаи. Еще ади-гуру в нашей сампрадае – Мадхвачарья, Господь Чайтанья, Шрила Прабхупада. Почему они ади-гуру? Чем они отличаются? Они восстанавливают парампару и дают приложение этим принципам согласно месту, времени и обстоятельствам. Это подразумевает проповедь, издание и распространение книг, и так далее. Эти вайшнавы обладают особыми полномочиями. Поэтому их называют ади-гуру.

00:13:31 Кришна дает им свободу применять это знание. Это особое положение. Кришна дает им свободу применять это знание. То есть они действуют, так сказать, ну, нашим языком, на своё усмотрение. Это их полномочие. Поэтому обязанность вайшнавов – следовать за ними. Все остальные должны следовать за ними, их направлению. Кришна говорит: «Делайте вот это так, таким образом». И ади-гуру говорит: «Делайте это вот таким образом именно, конкретно». Кришна говорит общее: «Делайте так». А ади-гуру говорит: «Делайте так, таким вот конкретным образом». То есть конкретно указывает, как это выполнить, наставление Кришны.

00:14:12 Обязанность последователей – делать или говорить именно таким образом, как это установил ади-гуру. Делать и говорить именно таким образом, как это установил ади-гуру. Например, на [неразборчиво] Шрила Прабхупад сказал, что эти все эти люди – демоны. Все, кто ищет чувственных наслаждений – демоны. И кто-то из его учеников не согласился. По-моему, это был Киртанананда. Он сказал: «Прабхупада, но ведь они же…». И стал говорить какие-то хорошие вещи, какие-то хорошие качества о них. Но Прабхупада строго сказал, повторил: «Пока ты не поймешь, что они – демоны, ты не сможешь прогрессировать в духовной жизни». Значит, наша обязанность – принять такую точку зрения Шрилы Прабхупады. И другие точки зрения, которые выражал Прабхупада, нужно принять, как это он сделал. Ади-гуру.

00:14:55 Потому что ади-гуру понял, как достичь цели. Кришна дает нам общие наставления. Ади-гуру получил особые полномочия. И он знает, что лучше для нас. Поэтому мы не можем опираться только на наставления Кришны. Мы должны быть строгими последователями ади-гуру. Так мы получаем авторитет. Но как только кто-то отклоняется от учения своего ади-гуру, он утрачивает свой авторитет. Он может даже повторять слова Кришны. Но поскольку он говорит и делает не так, как это делал ади-гуру, он утрачивает свой авторитет.

00:15:30 Вот это особое отношение к ади-гуру здесь подчеркивается. Что от ади-гуру зависит вся парампара. Первый ади-гуру нашей сампрадаи – это Господь Брахма. Потом Мадхвачарья есть. Господь Чайтанья есть. И Шрила Прабхупада. И сейчас все движение зависит от Шрилы Прабхупады. Ади-гуру – Шрила Прабхупада. То есть насколько строго мы последуем наставлениям Шрилы Прабхупады, настолько будет успех нашего движения.

00:15:59 – [Вопрос о Бхактивиноде Тхакуре]
– Бхактивинод Тхакур? Я слышал, что он тоже относится к этой же категории. Бхактивинод Тхакур. Но обычно мы следуем тому, кто последний в этой цепи. Шрила Прабхупада последний в этой цепи, мы следуем за ним. Прабхупада – ноги. Но Прабхупада уже включает в себя Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханту Сарасвати, как ади-гуру уже включает в себя все. Он дает конкретные применения того, что говорили предыдущие ачарьи и сам Господь Кришна. Это ади-гуру. Наши Махараджи, они следуют за Прабхупадой.

00:16:35 – Они не ади-гуру?
– Нет. Нет. Нигде здесь такого мы не найдем. Не говорится, что ади-гуру. Ади-гуру – Шрила Прабхупада.

00:16:41 – Действовать и говорить, как говорил ади-гуру.
– Да.
– А махараджи, скажем, [неразборчиво] должны думать. Ади-гуру, когда говорит, как надо действовать и как говорить, мы должны беспрекословно делать. А Махараджи наши если что-то скажут, как тогда?
– Дело в том, что наши духовные учителя, они – ученики Шрилы Прабхупады. Нашего ади-гуру, Прабхупада – для всех ади-гуру. Для всех он является шикша-гуру. Он является для наших духовных учителей шикша-гуру. И для нас шикша-гуру. Но он также еще их дикша-гуру. Но он одинаково для всех шикша-гуру. И наши духовные учителя, они принимают наставления от Шрилы Прабхупады. И нам говорят то же самое: читайте книги Шрилы Прабхупады, изучайте наставления Шрилы Прабхупады. И объясняют его наставления. Такова позиция других ачарьев будет.

00:17:28 То есть, есть основатель-ачарья и есть ачарья. Между ними есть разница, что ачарьи идут за основателем-ачарьей, все. То есть все наше движение идет за Шрилой Прабхупадой, целиком. Он шикша-гуру каждого из нас. Хотя он не наш дикша-гуру. Так же как и Шукадева Госвами, он вообще ничей дикша-гуру, но он шикша-гуру каждого.

00:17:54 [Вопрос, неразборчиво].
– Ади-гуру. Но Он играет ади-гуру, роль ади-гуру, но Он в то же время – Верховная Личность Бога. Хотя Он, конечно, ади-гуру. Первый ади-гуру – конечно, это Кришна.
– Что касается [неразборчиво].
– Да, видите, как много.

О важности принятия духовного учителя

00:18:17 – Махарадж читал Чайтанья Чаритамриту, и привел такой пример, что Чайтанья говорил [неразборчиво]
– Сам Господь Чайтанья… По-моему, в Чайтанья Чаритамрите это говорится, я не знаю точно. Но Господь Чайтанья говорил это, это совершенно точно, авторитетно. Что те, кто не посвящены в духовное знание, на тех Я не обращаю внимания. Посвящение дает духовный учитель. Эту науку подробно описали последователи Господа Чайтаньи. Шестеро Госвами, сам Рупа Госвами, главным образом, всю эту науку преданного служения. И там описывается также отдельно принятие духовного учителя, что такое принятие духовного учителя.

00:19:11 Это наиболее важный принцип духовной жизни. Ключевой момент. Даже Кришна это говорит в Бхагавад Гите, в четвертой главе, что нужно принять духовного учителя. И Кришна Сам принимает духовного учителя, когда приходит в материальный мир, настолько это важно, что Он Сам дает пример этому.

00:19:28 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Я не думаю. Наоборот, здесь имеется в виду, что нужно принять также и шикша-гуру. Мы зависим все именно от шикши. А от дикши мы практически, ну, не зависим. Дикша – это обряд, так скажем. Дикша фактически – это шикша на самом деле. Это форма шикши. И дикша, она может свестись просто к обряду здесь говорится, да. Но истинную цену имеет именно шикша. Дикша просто углубляет шикшу, вот и все. В этом её предназначение. Смысл дикши – углубить шикшу.

«Все мои ученики должны стать духовными учителями»

00:20:01 – [Вопрос, неразборчиво.]
– А?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– В том, что духовный учитель, он садит семя преданного служения в сердце ученика. В момент дикши.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– То есть какие-то конкретные вещи имеются в виду. Прабхупада дал какие-то конкретные вещи. Но он также говорил, что «все мои ученики должны стать духовными учителями», гуру, и развить его учение. Еще более какие-то конкретные формы найти. Например, в своих наставлениях он говорил своим ученикам: «Вы должны ночами не спать и думать, как привлекательно распространять Сознание Кришны». То есть он дал как бы санкцию этому всему: находить новые и новые формы распространения.

00:20:43 Но вот этот дух, в котором он говорил, мы принимаем его. Вот это настроение Прабхупады. Как он говорил: «Распространяйте, так или иначе, книги». Тем или иным способом. Добейтесь этого, чтобы распространение книг увеличивалось.

00:21:56 Он сказал: «Будьте энтузиастами, так или иначе, добейтесь этого». Вот этот дух, да, проповеди, силы как бы такой, исходит от Прабхупады. Духовные братья о нем говорили, что он проповедует: в одной руке булава, в другой Бхагаватам. Такого еще не было в истории. Это как бы даже была критика. Что, как он проповедует, они говорили: «У него в одной руке Бхагаватам, в другой – булава, он разбивает там все». То есть, они не представляли себе, думали, что никто не примет в таком духе, да? Но наоборот, мы видим, что Прабхупада имел такие полномочия, именно вот такой стиль, он как раз подходит для распространения лучше всего в Сознании Кришны. Когда мы разбиваем вот эти демонические, демоническую науку какую-то, как бы вот разбиваем. Силой знания, которое дал нам Прабхупада.

00:21:37 Применяя энтузиазм, личные качества, также от Прабхупады полномочия получаем, от духовных учителей, и так далее. Вот этот дух, который в ИСККОНе есть, вот этот проповеднический дух, когда мы привыкли делать большие шаги вперед, терпеть аскезы, это наставления Прабхупады. Иначе, он сказал ученикам, вы должны повторять 64 круга мантры. Иначе. Но никто не мог этого делать. Должны были действовать, работать, как-то поддерживать себя. Поэтому 16 кругов, и все остальное время – проповедь. Вот Прабхупада добился этого. Он занял всех преданных в ИСККОНе проповедью, вот все оставшееся время. 16 кругов, и все оставшееся время – проповеди. Вот это полномочие Шрилы Прабхупады. Энергия, милость Господа Чайтаньи.

Гуру – значит «тяжелый»

00:22:24 –[Вопрос, неразборчиво.]
– Тяжелый означает, что его слова имеют вес. Мы должны чувствовать это, так? По-другому объяснить нельзя. Это означает, что, если гуру говорит, то мы не можем перешагнуть через его наставления. Означает «тяжелый».

00:22:56 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, он дает такое наставление. Они настолько тяжелые, что мы не можем не выполнить их. Как бы само слово обладает такой силой. Слова обладают такой силой. Мы можем сразу не осознать даже значение слов духовного учителя. Но, поскольку это тяжелые наставления, они остаются с нами. И мы постоянно думаем об этом: как выполнить? Как выполнить? Как выполнить? Этот груз довольно тяжелый, если мы не применяем его. Груз наставлений. Вот это означает гуру. Тяжелый. Тяжелые знания.

00:23:39 – [Вопрос, неразборчиво.]
–Да, поскольку он наш ади-гуру. Ади-гуру, да.

Что значит «принять гуру»?

00:24:02 Продолжаем читать? Дальше разбирается стих из Бхагавад-Гиты, всем известный: тад виддхи пранипатена/ парипрашнена севайа/ упадекшйанти те джнанам/ джнанинас таттва-даршинах. Принять гуру означает принять положение приемника знания. Стать человеком номер два. И быть готовым сделать все, что необходимо, чтобы принять знание. Вот здесь как бы коротко описывается, да, что такое «принять гуру». Принять положение приемника знания. Стать человеком номер два, сознательно. Быть готовым сделать все, что необходимо, чтобы принять знание.

00:24:53 В Бхагавад-Гите Кришна описывает качества человека, принимающего знание. Тад виддхи. Если ты хочешь получить знание, то, первое. Будет 4 пункта. Первое - пранипат. Как переводится слово пранипат? Я удивился, не знал, что это то же самое, что дандават. Значение то же самое. Эти два слова – они синонимы: пранипат, дандават, фактически то же самое. Смиренное положение означает: это пранипат, дандават. Поэтому, когда мы принимаем духовного учителя в момент дикши, мы делаем дандават. Пранипат. Дандават. Смиренное положение.

00:25:46 Второе: парипраш. Задавать вопросы. Означает готовность принять знание. Если человек не задает вопросы, это означает, он не готов принять знание, судя вот по этому описанию. Но, когда он задает вопросы, это означает, что он готов принять знание. Вопросы без вызова, имеется в виду. Вопросы с вызовом не означает, что он готов принять знание.

00:26:03 Третье: сева. Следовать наставлениям, смирение. Задает вопросы, принимает знание и потом сева, он следует этим наставлениям. Итак, занимает смиренное положение, задает вопросы и сева: следовать наставлениям, то есть служение, вернее. Не смирение, а служение. Сначала смирение, затем готовность принять знание, задавать вопросы, третье – он служит, следует наставлениям.

00:26:33 И четвертое: упадекша. Дикша, инициация. Упа. Упадекша – это также корень, дикша. И вот что интересно: Прабхупада не переводит это слово как посвящение, инициация. Не переводит. Он говорит: они посвятят тебя, передадут знание. Дикша означает процесс получения знания, с помощью которого вы уничтожаете последствия всех своих грехов. Основа дикши, получается, это шикша.

00:27:09 Не так, что обряд совершается, и все последствия грехов сразу уничтожаются, из одного обряда, этого достаточно. Нет. Перевод – что они передадут знание. Посвятят в знание. Это тоже описание шикши. Основа дикши – это шикша. Поэтому такой перевод Прабхупады.

Три вида гуру

00:27:30 Основная характеристика тех, кто в парампаре – они дают шикшу. И следствием шикши является дикша. Вот тут уже закругляется, как бы, логика. Завершается логика. Что дикша – это просто следствие шикши. Дикша-гуру – один из видов шикша-гуру. Значит, есть разные виды шикша-гуру. Вартмана прадакшика гуру указывает путь, давая шикшу. Он первый. Затем мы получаем более глубокие наставления – это шикша-гуру. Затем дикша-гуру дает Махамантру, Гаятри-мантру.

00:28:09 Почему? Потому что в этом заключается учение. Дикша-гуру – это тоже шикша-гуру. Другими словами, все являются шикша-гуру, но исполняют разные роли. У них разные функции. Поэтому, когда мы говорим гуру, имеется в виду шикша-гуру, вайшнавы.

00:28:28 – Еще раз – первый тип гуру?
– Первый тип – вартмана прадакшика гуру. Это тот, кто указывает путь, давая шикшу, какую-то предварительную шикшу. Например, распространители книг на улице, они относятся к этой категории, вартмана прадакшика гуру. Они не дают глубокие наставления. Они дают немного шикши, указывают просто путь. Вот книги Прабхупады, там описывается то-то, то-то, то-то, вот цель жизни такая-то, такая-то, можете придти в храм. Они просто показывают, куда человек должен направиться. Направление дают. Это вартмана прадакшика гуру.

00:29:05 Но затем шикша как таковая, да, следует за этим. Это просто более глубокие наставления. Например, уже конкретная забота о человеке. Вот он хочет начать духовную практику, или уже начал духовную практику. Требуется забота, какие-то более конкретные, точные, глубокие наставления. Это уже шикша. Непосредственно шикша. Она очень важна. И эта шикша приводит уже к дикша-гуру затем.

00:29:32 Значит, первое – вартмана прадакшика гуру. У всех у нас есть кто-то такой. Затем шикша-гуру, также есть такие личности. И, в конце концов, этот процесс приводит к дикше. И дикша дает Махамантру и Гаятри мантру. Вот это и есть дикша. Когда человек получает Гаятри мантру и Махамантру – это и есть дикша. Потому что в этом заключается учение, говорится, – получить Святое Имя. Смысл шикши – получить Святое Имя. И получаем мы его как раз в момент дикши. Но к этому приводит шикша.

00:30:02 И после этого, как говорится, только и начинается вот эта настоящая шикша. После дикши. Глубокая шикша.
– [Вопрос]
– Полная дикша – да, это Гаятри мантра. Полная дикша.
– Нужно ли тогда стремиться к брахмановской инициации? Потому что я слышал, что некоторым преданным не надо брахмановскую инициацию получать?
– Я слышал, что Прабхупада говорил о том, что те преданные, у которых есть духовные проблемы, он не рекомендовал давать им вторую инициацию. Также он говорил, те преданные, которые уходили надолго из Сознания Кришны, оставляли, потом возвращались, они не получают вторую инициацию дикши. Они остаются с первой инициацией. Прабхупада так говорил, так рекомендовал.

Первая и вторая дикша

00:30:48 В другом случае наоборот говорится, что человек должен получить дикшу, полную дикшу.
– [Вопрос]
– Просто это на самом деле одна дикша. Махамантра и Гаятри мантра в целом это одна дикша, если строго говорить, да? Ранее, ранее, опыта такого не было, чтобы делили на две инициации, да? Давали сразу же шнур, все, это была дикша; сразу дикшу давали. Сейчас есть посвящение в Махамантру. Харинама-инициация. А затем, после этого, когда человек продвигается и приобретает какие-то качества, ему дают дикшу.

00:31:30 – Вот здесь вы читаете семинар. И, когда говорится о дикше, то имеются в виду две дикши?
– Да. Строго, говоря, две. Строго, говоря, две. Но тот, кто имеет первую инициацию, – это также дикша, считается у нас. Если у него есть дикша-гуру, он принял дикша-гуру. Просто это незаконченная дикша еще.
– [Вопрос]
– Бхактисиддханта Сарасвати тоже ввел это. Пользовался, кажется, этим. Но до этого не было. Не было такого.
– [Вопрос]
– То они получат ее. Они получат ее. Со временем они получат ее. Они стремятся получить дикшу.

00:32:26 – [Вопрос]
– Тогда они могут получать шикшу и продвигаться постепенно, но всё равно эта шикша перейдет и в дикшу рано или поздно. У них возникнет такое желание, если они будут регулярно и правильно получать шикшу и следовать наставлениям – да, хотя бы немного они будут продвигаться. И рано или поздно это всё равно приведет к дикше. Просто вопрос времени.
– [Вопрос]
– У них более, может быть, слабое желание. У них, может быть, больше материальных привязанностей каких-то. Поэтому им труднее.

00:33:00 – [Вопрос]
– Неинициированного преданного гуру назвал освобожденной душой? Это очень вдохновляющий фактор, чтобы следовать наставлениям, принять дикшу. Это очень вдохновляющий фактор. То есть гуру, он именно воодушевляет ученика прогрессировать быстрее. Воодушевляет таким образом.

00:33:39 Итак, здесь описываются, строго говоря, разные формы шикша-гуру. У них просто разные функции. Но все они вайшнавы. И, когда мы говорим слово «гуру», имеется в виду шикша-гуру, вайшнавы, все преданные.

Можно ли вернуться в Духовный мир без дикши?

00:33:57 – [Вопрос]
– Без дикши? Можно ли вернуться в Духовный мир без дикши? Строго говоря, да, потому что есть еще милость Кришны, непосредственно. Например, мы зависим от дикши, да? Мы видим это. Но ведь Кришна не зависит от этой дикши? Кришна ни от чего не зависит. Поэтому да, мы можем по милости чистого преданного вернуться в духовный мир, да? Но также это возможно и по милости Кришны, непосредственно. Такое бывает, хотя это гораздо реже встречается. Но мы не должны отрицать этот факт. Возможно. Но это не общепринято просто. Скажем так, мы не идем таким путем. Мы идем путем дикши. Мы служим чистым преданным.

00:34:43 – [Вопрос]
– Нет. Нет, не совсем так. Обряд также имеет смысл определённый.
– [Вопрос]
– Я постараюсь объяснить сейчас.
– [Реплика]
– Это вопрос? Нет? Вопрос? Нет? Тогда вопросы задавайте.

Смысл обряда дикши

00:35:19 – [Вопрос]
– Смысл обряда дикши? В момент дикши, когда ученик принимает гуру в сердце, означает, что ученик принимает наставления в сердце. Понимаете, да? То есть гуру – это тот, кто дает Кришну в форме наставлений, шикши. И когда ученик принимает наставления гуру в сердце, уже фактически начинается дикша. Это начало дикши. Например, мы слушаем какого-нибудь духовного учителя, просто получаем шикшу. Нам это нравится, потом еще больше нравится, потом мы начинаем глубоко понимать смысл, потом приобретаем веру в этого человека. Веру в то, что он знает Кришну, что он служит Кришне. У нас появляется уверенность, что этот человек может дать мне Кришну. Вернуть меня к Богу.

00:36:15 Тогда мы начинаем принимать его наставления очень серьезно в сердце, применяя. Это начало дикши. Так же, как между юношей и девушкой могут формироваться отношения какие-то. Они знакомятся, их связь как-то усиливается, закрепляется, и они не хотят расставаться, все, да? И что происходит потом? Обряд. Обряд как бы цементирует эти отношения, делает невозможным этот разрыв. Поэтому вот этот формальный обряд имеет также свой смысл.

00:36:44 Но не все исчерпывается этим обрядом, потому что на самом деле не всегда ученик сразу принимает гуру в сердце до обряда. То есть этот процесс как бы еще может продолжаться после обряда долгое время, пока ученик действительно примет гуру в сердце. Как вот мы видим на практике, да? Чтобы сразу принять гуру в сердце до инициации – такое редко встречается. Прабхупада мог так сделать, например. Бхактисиддханта Сарасвати так мог сделать. Какие-то великие вайшнавы, да? Но в обычном смысле мы не ожидаем такого. И гуру также не ожидает, что ученик еще до инициации поймет значение гуру и прочее. Он дает посвящение раньше. Но с течением времени ученик понимает этот смысл посвящения, благодаря дикше, благодаря тому, что отношения цементируются.

00:37:32 – [Вопрос]
– Мы идем через путь оскорблений. Затем поднимаемся до уровня очищения. А затем достигаем чистого уровня. Все начинается с уровня оскорблений, неосознанных. Да, принимая духовного учителя, мы можем совершать оскорбления. Неосознанно, просто потому что мы не понимаем этих отношений еще. Потом ученик постепенно открывает для себя, что на самом деле у него слабая вера в наставления гуру. И другие вещи начинает видеть, да? И он прилагает усилия очиститься, принять гуру серьезно. Это очистительный уровень. И этот уровень приводит к тому, что он очистится полностью и станет служить чисто духовному учителю.

Роль Гаятри мантры

00:38:15 – [Вопрос]
– Гаятри мантра, она помогает освобождению, достичь освобождения. Но она не может развить любви к Богу. Вот, Харе Кришна мантра, она предназначена для развития любви к Богу. Но, поскольку достичь любви к Богу очень трудно, не достигнув освобождения, то Гаятри мантра помогает. Она играет второстепенную роль. На самом деле, нет ничего, что не могла бы сделать Харе Кришна мантра. То есть здесь самый глубинный уровень, самый глубокий уровень достигается.

00:38:51 Поэтому, чтобы поднять человека с самого глубокого невежества, нужна Харе Кришна мантра. Именно Харе Кришна мантра первая поднимает человека до какого-то очищения. Когда он очищается до какой-то степени, вот тогда дается дикша, чтобы он мог пользоваться. То есть Харе Кришна мантра могущественнее на самом деле. Она может поднять человека с такого уровня, с которого Гаятри мантра не способна поднять. Но, когда Харе Кришна мантра поднимает человека до определённого уровня качеств, дается Гаятри мантра, которая способствует ускорению этого освобождения. Помогает быстрее освободиться человеку.

Почему ученик отвергает духовного учителя?

00:39:26 – [Вопрос]
– По какой причине человек принимает одного духовного учителя, а потом отвергает и принимает другое? Я не понял вопрос. Принимает другого духовного учителя? Значит, отвергает первого? Значит, отвергает первого духовного учителя, раз он принимает другого. Он не может два одновременно духовного учителя принять, значит, он отвергает какого-то духовного учителя. По какой причине он делает так, хотя духовный учитель истинный, да? Из-за невежества. Из-за невежества, из-за дурного влияния это может быть. Из-за какой-то скверны, которая есть в сердце человека, ученика.

00:40:14 Иногда ученик может даже вступить в конфликт с гуру. Как бы с материальной стороной. То есть он видит гуру как материальное тело, он видит его как какие-то привычки, его характер видит, как человека. И у него какой-то другой характер, например. И он начинает оценивать гуру вот с такой точки зрения. Что не сошлись характерами, например. Представьте себе. Такие случаи есть на самом деле. Вот тогда он принимает другого духовного учителя. Иногда даже его дикша-гуру санкционирует это. Поскольку ученик настолько осквернен, что он не понимает отношения «гуру-ученик». Он полностью в телесной концепции, нельзя на него влиять никак. В этом случае он может посоветовать ему выбрать другого гуру, с кем у него характер более сходится.

00:41:00 – [Вопрос]
– В этом вопрос, да? Это будет обсуждаться, да, в чем разница между шикша-гуру и дикша-гуру, да, степень ответственности имеет большую роль.

Оскорбления и степень ответственности

00:41:18 – [Вопрос]
– То есть, мы хотим понять, за какие оскорбления мы понесем наказание, за какие не понесем? То есть как совершать оскорбления и не понести наказание. [Смех.] Да, есть уровень оскорблений, имеется в виду неосознанные оскорбления. Нельзя назвать еще этого человека оскорбителем, нет. Он просто в невежестве, вот и все. Так же, как дети, они на каждом шагу что-то такое делают, нехорошее. Но их нельзя обвинять в этом строго, слишком строго. Уровень сознания оскорбительный означает, что он делает это неосознанно.

00:41:57 Однако, если он останется оскорбителем на осознанном уровне, если он приложит усилия к этому, это майавада фактически. То есть сейчас это неосознанная майавада, так скажем. Нельзя сказать, что мы майавади, это будет оскорблением – сказать о вайшнавах такое, о преданных. Но мы говорим, есть неосознанные все эти вещи в наших сердцах. Есть майавада, есть материализм, атеизм есть там, выгода какая-то, и так далее; есть желание совершать грехи. Это все в сердце, да? И это то, с чем мы боремся. И предстоит нам бороться с этим. На очистительном уровне нас ожидает эта борьба, настоящая.

00:42:32 Пока мы не достигли очистительного уровня, мы не чувствуем, собственно, даже каких-то сложностей больших в духовной жизни. Просто под защитой гуру находясь, до определённого времени. Затем, когда мы достигнем очистительного уровня, человек начинает вступать в борьбу на этом уровне.

00:42:54 – [Вопрос]
– Неосознанно убивает преданного? Неосознанно крадет. То есть человек совершает неосознанно какое-то очень греховное действие, да? Нельзя все оправдывать невежеством, нет. Так ничего не получится. Человек, даже если он в невежестве нарушает законы природы, он всё равно страдает по этим законам. Даже если он в невежестве, пойдет, на зная закона государства, нарушит закон, его всё равно накажут. Закон есть закон.

00:43:21 Преданный, конечно, находится под защитой духовного учителя и Кришны. Но это не означает, что он безнаказанный всегда. Иначе он никогда не исправится. В какой-то момент он должен стать серьезным, должен понять, что он несет ответственность за свои поступки. Поэтому, несомненно, реакции он будет получать, даже на неосознанном уровне, иначе он не сможет понять. Также когда человек, он ведет неправильный образ жизни, то это выльется в болезни, боль предупредит его об этом. То есть Кришна в форме боли предупредит его об этом.

00:43:50 Может быть, он неосознанно делает, но это милость Кришны, Он предупреждает, что он должен жить как-то по-другому. Так же и здесь, он неосознанно совершает, не понимает, значит; но он будет страдать. Это означает, что он будет задумываться: «Что-то я делаю не так». Он начнет применять разум свой, человек. Не так, что на оскорбительном уровне мы не страдаем за свои поступки, мы несем ответственность за них, тем не менее. Просто не в полную силу. Если бы с нас спросили в полую силу, за все наши оскорбления, неосознанные, мы бы не смогли оставаться в движении. Невозможно было бы.

Является ли чистым преданным тот, кто достиг освобождения?

00:44:31 – [Вопрос.]
– Если человек достигает освобождения? Считается ли, что он чистый преданный? Необязательно. Освобождения могут достичь имперсоналисты также. Освобождения могут достичь имперсоналисты.
– [Вопрос].
– Это вдохновляющий фактор; это главная причина.
– [Вопрос].
– Да, он вдохновляет.
– [Вопрос].
– Может быть, это и так, я не знаю. Может быть, это и так. Иногда бывает так.

Об отношениях гуру и ученика

00:45:11 Один ученик одного духовного учителя, он постоянно приходил к нему, постоянно приходил, приносил махапрасад, разговаривал с ним, просто рассказывал что-нибудь или вопросы задавал. Любил так просто приходить к гуру, и так далее. И гуру был очень смиренный, скромный, принимал его всегда, когда бы он ни пришел. Но однажды он спросил: «А знаешь, почему я тебя постоянно принимаю, выслушиваю и (они ели в это время махапрасад какой-то, он принес махапрасад для гуру, торт какой-то). Ты знаешь, почему я с тобой вот так часто разговариваю и тебя принимаю, и столько внимания тебе уделяю? Почему? Ты самый падший из моих учеников». Он перестал ходить так часто. [Смех.]

00:46:07 В другом случае нужно вдохновить ученика. В одном случае нужно остановить его, если он неправильно действует; в другом случае нужно вдохновить. Гуру знает, как это делать. Нельзя, если ученик сразу примет всерьез: «О, я уже чистый преданный!» Скорее, он находился в состоянии слабой веры, может быть, какой-то подавленности. Может быть, он чувствовал себя ничтожеством, недостойным вообще быть среди преданных. И тогда гуру сказал: «О, да ты чистый преданный!» Учитывая какие-то его хорошие стороны, показывая, что какие-то хорошие стороны у него. Чтобы он мог продолжать преданное служение. А иначе, как вы думаете, для чего бы это он сказал? Для чего? Какой смысл в этом?

00:46:50 – [Вопрос]
– Да.
– [Вопрос]
– Ну, а зачем чистому преданному говорить, что он – чистый преданный? Это и так ясно. То есть для ученика это не имело бы смысла на самом деле. Может быть, для окружающих только.

00:47:06 – [Вопрос.]
– Это описывается в Бхагаватам. Дакша оскорбил Господа Шиву. Серьезно оскорблял, долгое время Его. Реакция была такова, что голову Дакши отрубили. Поместили голову козла. Обычно с нами такого не происходит. Что мы не можем оскорбить так серьезно Господа Шиву, например. На нашем уровне, да? Мы не способны нанести такое оскорбление квалифицированное, как это сделал Дакша. Дакша означает «специалист», буквальное значение. То есть то, что он делает, все имеет какое-то большое значение, большую силу Дакши. Глава Праджапати. Если он оскорблял Господа Шиву, то он оскорблял по-настоящему Его. Мы не сможем даже оскорбить, потому что, может быть, мы не осознаем до такой степени, Кто такой Господь Шива. Невозможно на нашем уровне серьезное совершить такое оскорбление. Но Дакша мог, поэтому реакции разные будут.

00:48:04 Безусловно, степень оскорбления разная. Вообще, когда говорится об оскорблении, имеется в виду осознанная, конечно, деятельность, оскорбление. Когда человек неосознанно, в принципе это не принимается как оскорбление. Не принимается. Но рано или поздно человек осознает в процессе очищения, что он совершает какие-то оскорбления. Вот с этого начинается уже его личная ответственность. Пока он не осознает, личной ответственности практически не несет. Гуру просто исправляет его ошибки, Кришна и… так, на этом уровне. Но по мере степени осознания, да, вот этих своих недостатков оскорбительных, степень ответственности увеличивается.

00:48:46 То есть ребенок несет ответственность за свои поступки, как правило, лет с восемнадцати, да? Уже подлежит кодексу. Как? В этом возрасте, или с шестнадцати? Я не помню. С четырнадцати? С четырнадцати лет он уже подлежит как бы, да, вот, суду. Можно его уже судить за его поступки неправильные. До этого нет, отвечают родители. Ну, какой-то возраст, в общем, там есть, я не помню точно.

00:49:05 У нас тоже есть определённая степень ответственности, да? Но в какой-то момент мы начнем понимать, осознавать. Например, говорится, если мы не видим различий между вайшнавами, в уровне вайшнавов, не можем правильно оценить, да, то мы не можем оскорбления совершить на самом деле. Вот кому нужно первому оказать почтение? Мы не знаем. Они для нас все одинаковые. Ну, тогда всем оказываем, и все в принципе нормально. Но, если мы видим разницу в уровнях, и им выражаем равное почтение, это уже оскорбление. Смотрите. Это уже является оскорблением.

00:49:38 То есть в невежестве нам даже легче в каком-то смысле было бы оставаться. Но почему-то просто мы не хотим в невежестве оставаться. Хотя там удобнее в этом смысле слова. Никакой ответственности не несет человек. Поэтому говорится, что в обществе вайшнавов преданный, он должен быть осторожным. Пытаться развивать вот это видение уровней, и так далее, знания. И действовать соответственно. И, если правильно воспользоваться обществом вайшнавов, правильно, так вот, осторожно, и в знании, прогресс удивительно быстрый, духовный. И, если не воспользоваться правильно, то, конечно, можно деградировать, можно уйти, можно лишиться общества, можно лишиться милости, безусловно, все это также возможно.

00:50:24 – [Вопрос.]
– То есть вы совершили неосознанное оскорбление.
– Да. [Неразборчиво].
– А потом… Как лучше, а получилось как хуже. Да? Так получилось. И потом вы стали понимать, что вот это было оскорбление.
– Ну да, я…
– Да, можно извиниться.
– Я извинилась. [Неразборчиво].
– Все, тогда все. Все исчерпывается этим. Если вы извинились, и преданный простил, все в порядке.

00:51:07 – [Вопрос.]
– Вы искренне извинились, имеется в виду? По-настоящему извинились, признали свою ошибку, да? Так? Нет? Нет? Какого качества было извинение? Это важный момент. Может быть, это было просто формально, да? Нужно сделать правильно это. Преданный должен просить прощения, от сердца стараться делать это. Не просто формально, чтобы очиститься от греха, и все. «Мне плевать на эту личность на самом деле, хорошо, что я его оскорбил. Мне важно очиститься от своего оскорбления. Пусть он прощает, и все». Так не получится. Кришна, Он видит все это, неправду.

00:51:51 Но, если вы искренне просите прощения, и преданный не прощает, то тут уже проблема. Проблема этого, с этим преданным. Тут уже возникает вопрос, насколько он преданный, этот человек. Преданный прощает на самом деле. Если он не прощает, то уже возникает вопрос, насколько он преданный. Тогда, возможно, вы не оскорбили преданного.

00:52:20 – [Неразборчиво]. Кришну.
– Боже мой! Как сказал бы Говинда Махарадж, Боже мой! [Смеются.] Оскорбляешь Кришну иногда. Каким образом?
– [Неразборчиво]. [Смеются.]
– Это очень интересное понимание. Что вы связали с Кришной это телесное понимание. Вы уже связаны с Кришной духовно всегда, вечно. Кришна – это не какой-то парень, который проживает на Коммунаров, 5. «И зачем я только с ним связалась?» [Смеются.]

00:53:03 Но он же – вечная душа. Это телесная платформа, это неосознанные вещи. Кришна всерьез никогда это не воспримет. Ему не нужно ваше тело. Да, тут смешанное… Вы можете подразумевать все, что угодно, но вы думаете на телесной платформе. Поэтому всерьез Кришна не воспримет.

Уровни осознания

00:53:32 Например, Арджуна спрашивает Кришну: «Что это за сила, которая влечет меня к греховной деятельности помимо воли? Не подчиняется мне». Это уровень осознания проблем. Уровень осознания. До этого человек, до Сознания Кришны мы не знали, что мы совершаем грехи какие-то, например. Мы могли не предполагать об этом. Но в Сознании Кришны мы узнали, что мы совершали грехи. Мы стали соблюдать четыре принципа, и нам показалось, что теперь мы грехов не совершаем, правда? Какое-то время мы думали: «Все, чистый, абсолютно трансцендентный уровень». Какое-то время мы себя так чувствовали.

00:54:05 Но затем мы стали понимать более тонкие вещи, которые существуют внутри сердца. Мадхьяма-адхикари строго говоря, начинается с уровня бхаджана-крийа. Как только мы начинаем выполнять преданное служение, практически, следовать наставлениям, это начало мадхьяма-адхикари. Начало. Конечно же это так, но это не означает, что каништха кончается на этом уровне. Каништха еще продолжается. Но это начало мадхьяма, есть смешанные элементы мадхьяма-каништха.

00:54:37 И человек может видеть в себе определённые вещи, которые препятствуют духовному развитию, внутреннему развитию. Например, зависть. Например, он не может концентрироваться на Святом Имени. Он начинает анализировать: почему? Почему я не могу слушать Святое Имя? Почему приходят мысли какие-то в это время странные? Почему иногда какие-то приливы вожделения случаются со мной, а иногда нет? В чем дело?

00:55:01 Сначала он не придает этому значения. Он думает: «О! Прилив вожделения». Случайность просто, знаете. «Случайно», думает. Я не хочу этого, но прилив вожделения, например, да? Или прилив зависти. «Случайно», он думает. Или кто-то просто в этом виноват. Прилив вожделения, потому что тут матаджи ходят, например. А прилив зависти, потому что кто-то неправильно поступает, гордится чем-то, и так далее. И он как бы вот такое видение сначала имеет.

00:55:25 Но постепенно он начинает понимать истинные причины: откуда это вожделение? Почему оно приходит иногда, а иногда не приходит, по каким причинам? Откуда зависть проистекает, по каким причинам? То есть себя видит как причину этого. Вот с этого уровня начинается настоящая борьба, не с окружающим миром, а со своими недостатками. Это начало мадхьяма-адхикари.

00:55:50 – [Вопрос, неразборчиво].
– Я спрашивал у Ниранджана Свами о том, какой уровень в ИСККОНе, начала духовного учителя вот, минимум, минимальный уровень. Он сказал, что это уровень мадхьяма минимальный. В ИСККОНе уровень минимальный мадхьяма адхикари.
– [Вопрос, неразборчиво].
– Не мадхьяма, конечно, нет. Не мадхьяма.
– [Вопрос, неразборчиво].
– Царь Бхрига? [неразборчиво]
– [Вопрос, неразборчиво].
– А, то есть вы думаете, что они несправедливо прокляли его?
– [Вопрос, неразборчиво].
– Это другой уровень совершенно, осознания у этих людей. У царя, у брахманов.

00:56:35 Это случайность. Но на самом деле за эту случайность царь нес полную ответственность. Сейчас за такие случайности никто не может нести ответственность, да? Сознание такое, неразвитое у человека. Как можно требовать от ребенка, скажем, какой-то точной сконцентрированной деятельности, да, безошибочной? Невозможно. Он совершает ошибки, он что-то не замечает постоянно, и прочее, и прочее; он учится, да? То есть, на нашем уровне. Но в то время цари, они несли ответственность за такие вещи. Они могли контролировать такие моменты. Поэтому для нас это выглядит ну так незначительно, что даже было странно подумать, как это царь мог пойти в адские такие условия за такой проступок.

00:57:12 – [Вопрос, неразборчиво].
– Я не знаю, может быть. А может быть, и нет. Может быть да, а может быть и нет. Говорится, что он был полностью чист. Полностью в саттва-гуне был. Это был его единственный грех фактически. Ответственность за поступки, она увеличивается по мере очищения. То есть, человек в саттва-гуне и в гуне невежества, они совершенно разную ответственность несут. Харидас младший просто бросил взгляд с вожделением на молодую женщину, и тут же ушел. Он понес какую ответственность, смотрите. Господь Чайтанья так наказал его.

00:57:51 Но в нашем случае, если мы смотрим, мы не уходим из движения, нас не отвергают, поскольку мы другого уровня люди. К нам невозможно применить такую дисциплину. Это еще, может быть, впереди ожидает нас.

00:58:08 – [Вопрос, неразборчиво].
– Всегда нужно избегать оскорблений. Всегда, говорится. На протяжении всей нашей жизни, пока мы общаемся с вайшнавами, всегда придется об этом думать. Всегда есть вероятность совершить оскорбление. На любом уровне преданного служения. Всегда будет такая вероятность.
– [Вопрос, неразборчиво].
Мы должны стараться, мы должны стремиться нести ответственность за свои слова, поступки, и даже мысли; научиться этому. Именно этому мы учимся на самом деле. Жизнь человеческая, если она безответственная, – это жизнь животного. Если я безответственно мыслю, безответственно говорю, безответственно поступаю – это жизнь животного как раз.

00:58:51 – [Вопрос, неразборчиво].
– Осознание всегда хорошо. Но мы осознаем настолько, насколько у нас есть энергия с потенцией чит. От этого зависит. Она постепенно пробуждается, эта энергия чит, при воспевании Святого Имени, садхана-бхакти. Постепенно пробуждается энергия чит, и осознание; увеличивается, расширяется, утончается.

00:59:17 – [Вопрос, неразборчиво].
– Если мы их видим как джива-таттву, скажем, Вишну-таттву, мы видим, что они на разном уровне, так. И Шива-таттва, джива-таттва, Вишну-таттва, там они все представлены. Вишну – это Вишну-таттва, Брахма – это джива-таттва, и Шива – это Шива-таттва. Можно так рассмотреть их. Их уровень, это не будет оскорблением. Это философский поход, это правда. Они на разных уровнях, разная таттва. Но если мы их рассматриваем как ади-гуру, то они на одном уровне рассматриваются.

Сложности понимания гуру-таттвы

00:59:52 – Сакшад-хари, они представляют все Господа. Как? Они передают Его наставления, поэтому нет никакой разницы. Вот в этом суть гуру-таттвы. Поэтому так трудно понять ее. С одной стороны мы видим, что это просто джива-таттва. Гуру – это может быть джива-таттва. А с другой стороны – это представитель Бога. И на одном уровне с Ним. Почему? Поскольку дает шикшу. Пока он дает шикшу, он на одном уровне с Кришной. Для ученика, который получает, принимает шикшу, он – сакшад-хари, представитель Бога. Вот в этом вся и сложность гуру-таттвы. Что обычная джива может занимать такое место. Представителя Господа. Для ученика это так. Уже для других людей это не так.

01:00:48 – [Вопрос, неразборчиво] Не можем до конца понять...
– Не можем понять что?
– [Вопрос, неразборчиво].
– Да, да. Как же это можно понять? Это все выше нашего понимания, джива-таттвы. Мы же просто джива-таттва. Как можно понять Шива-таттву? Поскольку эта таттва выше, то мы не можем понять ее. Та же гуру-таттва, он связан с Кришной. Это трудно понять. Того, кто связан с Кришной. И управляется непосредственно Господом. Эти вещи нельзя до конца понять. Мы просто принимаем эти вещи.

01:01:37 – [Вопрос, неразборчиво]
– Можно рассмотреть это с этой точки зрения, что Кришна беспристрастен, да, одинаково строг ко всем, Его законы строги. Но другой момент, что, это иллюстрация к тому, что преданный, он не должен думать, что раз он очистился, дошел до уровня освобождения, или стал чистым преданным, это не означает, что он может быть невнимательным, может забыть об ответственности в этом мире. Понимаете? То есть он должен быть очень осторожным по отношению к вайшнавам. Этот пример как раз об этом. Он должен быть очень внимательным, даже на таком уровне, когда… Мы можем, должны даже видеть, как другие люди нас видят. Что мы можем сделать такого, что они могут неправильно подумать о нас, например. Даже на таком уровне мы должны понимать что-то, действовать учиться.

01:02:27 – [Вопрос, неразборчиво].
– Если еще обычный человек – ничего. Но, если оскорбится преданный, это хуже. Даже если мы совершили это неосознанно, всё равно это оскорбление считается.

01:02:43 На сегодня время истекло, да? Мы продолжим завтра, в это же время. Спасибо.
Шрила Прабхупада, ки джая!...

01:02:50 ... Мы продолжим сегодня читать семинар по гуру-таттве Шиварамы Махараджа. Вкратце повторим то, что мы вчера прочитали. Вкратце, освежим в памяти. Итак, о чем вчера была речь, с самого начала? О чем мы говорили? [Ответы с места] Да, здесь говорится о том, что этот вопрос обсуждался очень серьезно в GBC. Серьезное обсуждение началось примерно еще десять лет назад. И три года назад был создан специальный подкомитет с целью собрать материал о позиции шикша-гуру в ИСККОН. То есть довольно долгое время эта разбиралась тема. Очевидно, это очень важно.

01:03:37 Я также знаю, что многие, наверное, все духовные учителя также думали об этом, об этой позиции шикша-гуру в ИСККОНе. И в этом семинаре будет даваться довольно подробное объяснение этих позиций – шикша-гуру, дикша гуру, вартмана прадакшика гуру. Спектр широк, введения в гуру. И также конкретные функции гуру, все это будет описываться.

01:04:03 И мы начали с того, что здесь обсуждалось, что в ИСККОН обычно принято считать гуру дикша гуру. Так, ну, обычно так. Это традиция в ИСККОН, поскольку Прабхупада был единственным в своё время шикша и дикша гуру. Больше не было других. Он затмевал всех, он сильно выделялся. В самом ИСККОН, конечно же, никто не мог сравниться с Прабхупадой. И за пределами ИСККОН также было трудно найти такую же личность. Поэтому так, естественным образом сложилось, что Прабхупада был одновременно и шикша-гуру, и дикша-гуру. Это упрощало как бы все эти вопросы.

01:04:39 Но, после того, когда Прабхупада покинул этот мир, он оставил после себя общество ИСККОН, где есть общество духовных учителей, общество начинающих преданных, общество старых преданных, и так далее. То есть это огромное общество, ИСККОН. Есть миллионы последователей, есть сотни тысяч практикующих преданных по всему миру, и, несомненно, здесь встал такой вопрос о позиции шикша-гуру. Какова роль теперь шикша-гуру? Так много шикша-гуру появилось. Так много.

01:05:10 Например, у нас есть дикша гуру. И очевидно, что наши взаимоотношения не исчерпываются только дикша-гуру. Поскольку есть вообще очень много духовных учителей. Братья в Боге духовного учителя. И мы принимаем от них шикшу, естественным образом. И также много старших преданных, которые заботятся о нас, руководят конкретно нашим служением. Обучают, дают какие-то наставления. Это также очень важно, знать, как строить отношения с такими преданными.

01:05:43 Основной принцип: мы должны увидеть эту гуру-таттву шире. И здесь Шиварама Махарадж объяснил, что гуру означает – это кто? Кто такой гуру? [Ответ из зала.] Да, это вайшнав. Гуру – это вайшнав. Гуру не означает только дикша-гуру. Гуру – это просто вайшнав. И он приводит в пример Шукадеву Госвами, например. Шукадева Госвами, Кришна, Видура, Майтрея. Они не были ничьими дикша-гуру. Но их наставления записаны в Шримад Бхагаватам. Они – гуру каждого, тем не менее. Несомненно, когда речь идет о гуру, когда Прабхупада говорит о концепции гуру в своих книгах, по всей видимости, здесь говорится, он имеет в виду широкое применение, шикша-гуру.

01:06:23 И есть три категории гуру: вартмана прадакшика гуру, шикша-гуру, дикша-гуру. И здесь описывается, что это на самом деле шикша-гуру в его разных функциях. Смысл этого семинара в том, чтобы утвердить вайшнавскую культуру между преданными. Как мы должны научиться видеть эту гуру-таттву шире. Вайшнавская культура, которая основывается на четырех столпах, мы перечисляли вчера эти четыре столпа. Кто-нибудь запомнил? [Ответы из зала.] Вера, уважение, любовь и доверие. Да, вот эти четыре столпа. очень важно, чтобы в нашем движении были восстановлены вот эти опоры взаимоотношений, очень важно.

01:07:06 Для этого нужно знать именно вайшнавскую культуру взаимоотношений. То есть, другими словами, преданный – он не обычный человек. Почему? Мы можем принять, что преданный – не обычный человек, но почему? Давайте как-то аргументируем это. В чем необычность преданных людей? [Ответ из зала.] Так, он обладает качествами, он развивает качества. Еще что? [Ответ из зала.] Принимает авторитет писаний. Предается Богу. У него есть любовь к Богу… Может быть, и нет еще. Может быть, еще и нет, но, тем не менее, он – преданный.

Чем преданный отличается от обычного человека?

01:07:47 Есть много людей, который так же религиозны, читают писания, принимают авторитет писаний. [Голос из зала, неразборчиво.] Это лучше, но принципиально имеется в виду, что он несет ответственность за свои слова, поступки и мысли. Это преданный. В этом отличие от обычного человека. Если человек считает себя религиозным и является последователем какой-то религиозной культуры, но, если он не несет ответственности за свои мысли, поступки и дела, то он не является по-настоящему преданным.

01:08:21 То есть, в нашем движении это очень важный момент. То есть мы также несем ответственность перед Кришной, перед другими преданными, перед духовным учителем. Перед самим обществом, на самом деле, коллективом преданных мы несем ответственность за свои поступки, мысли. То, что мы говорим, и так далее, как мы себя ведем, поведение, вайшнавское поведение. Это вайшнавское поведение зависит именно от понимания преданного, где он находится, и кто такие эти преданные. Например, гуру означает – это сакшад-хари. Кто такой сакшад-хари? Он представитель Бога, да, гуру – представитель Бога. В каком-то смысле, вся цепь ученической преемственности, все преданные, которые здесь инициированы, посвящены в цепь ученической преемственности, они также являются сакшад-хари. Но в разной степени.

01:09:08 Вартмана прадакшика гуру, он также может представить Кришну, указать верный путь. Он знает его. Преданный знает, поэтому он может просто указать путь человеку: «Вот, иди туда, можешь посетить храм, приходи на публичную программу. Кришна – верховная личность Бога, вот книги». Он дает такие общие наставления, направляющие человека в нужное направление. Это вартмана прадакшика гуру. У каждого из нас был такой гуру, обязательно, Правда? Кто-то нас привел в движение. Эта категория гуру называется вартмана прадакшика гуру.

01:09:39 Затем, следующая категория, шикша-гуру – тот, кто дает наставления более… глубже. Он дает глубже, в соответствии с местом, временем, обстоятельствами. Он помогает нам […] Он помогает нам непосредственно продвигаться в духовной жизни. Нас будут интересовать такие вещи, как контроль ума, контроль чувств. Может быть, мы захотим какого-то более глубокого философского понимания, и так далее. Может быть, мы также захотим какого-то практического служения, достичь успеха в этой области также необходимо. Все это будет делать шикша-гуру. Разные люди. Это может быть лидер санкиртана, это может быть президент, это может быть какой-то старший преданный, с кем мы общаемся близко. Различные области, варианты, да? Шикша-гуру.

01:10:20 И, когда человек идет таким путем, через наставления он обучается, это приводит к чему? К дикша-гуру. Это считается законченным, когда у человека есть вартмана прадакшика гуру, шикша гуру, дикша гуру. Дикша означает, что кто-то должен его посвятить в воспевание Махамантры и дать ему Гаятри мантру. Это дикша. Кто-то должен посвятить его в этот процесс воспевания Святого Имени, дать ему эту юга-дхарму, с помощью которой человек может прогрессировать, очень хорошо прогрессировать. Это дикша гуру.

01:10:56 И что же такое дикша? Мы видим, что дикша – это следствие чего? Шикши. Это следствие шикши, естественное. И для чего дается дикша? Чтобы углубить шикшу. Поэтому, главное что является во всех этих трех вещах? Шикша. Поэтому, когда говорится гуру, как правило, говорится – шикша гуру. Кажется, мы это усвоили, да? Это просто. А что же такое шикша? А? Это наставления, то есть процесс передачи знания. Это шикша.

01:11:41 И еще мы обсуждали вчера особую категорию гуру. Кто это такие?
– Ади-гуру.
– Кто такие ади-гуру? Да, Господь Чайтанья – ади-гуру, Кришна – ади-гуру, безусловно.
– Те, которые наделены [неразборчиво].
– Чем они отличаются от гуру? Есть разница (помните, мы говорили) между великими вайшнавами и чистыми преданными. А? Особые полномочия, да. В чем они заключаются? Применять наставления Кришны в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Да, они уполномочены.

01:12:24 Например, что Прабхупада сделал в этом отношении? Как он применил? 16 кругов. Что было до него? 64 круга мантры. Кто-то может усомниться. Ведь до Шрилы Прабхупады… Я знал таких людей. Они говорили: «До Шрилы Прабхупады было 64 круга мантры, а Прабхупада сократил до 16-ти кругов. Для млечх. Поэтому давайте мы начнем повторять 64 круга мантры. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, 64 круга мантры надо повторять».

Может ли ади-гуру менять шастры?

01:12:49 Это нормально? Нет. Почему? Просто потому, что Шрила Прабхупада – ади-гуру. Вот на этом основании. То есть ади-гуру может приспосабливать какие-то принципы, идущие по цепи ученической преемственности. А кто знает: Прабхупада нарушил этим наставления Кришны, парампары, писаний? Сведя к минимуму. Нет? Точно? Почему?

01:13:15 [Ответ из зала, неразборчиво.]
– Да, но есть ли подтверждение шастр, что можно поступать так, таким образом? Авторитетно ли это с точки зрения шастр. Ади-гуру не меняет шастры. Он просто приспосабливает их. Он не меняет шастры. Иначе можно сказать, что вот, этот человек ади-гуру, поэтому он может изменить шастры. Нет, шастры не меняются.

01:13:40 Как Прабхупада сделал? Каким образом он дал 16 кругов? Все остальное время – проповедь. Это есть в шастрах. Если человек занят проповедью очень много, он может свести этот минимум – 64 круга мантры – до 16-ти кругов. Это минимум. 14-16 кругов. Прабхупада сказал: 14-16 кругов. Ученики сказали: 16, на этом остановились, всё. Мы получаем норму 16 кругов минимум. То есть Прабхупада действовал в соответствии с местом, временем, обстоятельствами. Он сумел применить священные писания, не изменяя их. Вот это очень-очень важный момент. Вот это позиция ади-гуру: не изменяя писания.

01:14:21 И, если ади-гуру говорит, что нужно делать так, и видеть вещи именно таким образом, что нам нужно делать? Принимать именно таким образом, и повторять именно таким образом, как делал это он. Это уже положение других духовных учителей и других вайшнавов ИСККОН в нашей парампаре. Следовать за ади-гуру. Это наша обязанность. И если кто-то даже повторяет наставления Кришны из Бхагавад-Гиты, но делает это не так, как ади-гуру, то будет ли результат? Не будет результата. Очень интересная вещь. Он может даже повторять наставления Кришны из Бхагавад-Гиты и выражать своё понимание, и так далее. Но не будет результата.

01:15:02 Приведите хоть один пример такой. Когда человек может цитировать священные писания, но результат не приходит. Да, так много переводов Бхагавад-Гиты, смотрите, вот доказательство. Огромное количество, особенно на западе, в России тоже. Сотни переводов на разных языках. Сотни-сотни-сотни, Бхагавад-Гита – очень популярная книга в мире. Одна из самых популярных книг. Но посмотрите, только с помощью Бхагавад-Гиты Шрилы Прабхупады происходят перемены в сердце, и в жизни. Это конкретный пример, ади-гуру.

01:15:36 Затем здесь анализировался стих тад виддхи пранипатена... Что мы запомнили из этого: парипрашнена севайа / упадекшйанти те гйанам гйанинас таттва-даршинах. Да, четыре пункта мы отмечали, да? Если мы хотим получить знание, то что необходимо? Вот эти четыре вещи. В стихе указаны четыре основных ключевых слова в этом стихе. Пранипат – что такое? Смирение. Парипраш – что такое? Задавать вопросы. То есть, задавая вопросы, мы выражаем свою готовность принимать знание. Значит, мы готовы принимать знание. Вопросы без… без вызова.

01:16:19 Третье: сева, служение – следовать наставлениям. Слушая ответы на свои вопросы, мы служим. Мы применяем эти наставления, следуем наставлениям. И четвертое, упадекша – что это такое? Дикша. Что такое дикша? – [из зала:] Посвящение. Инициация, дикша – это инициация, буквально. И Прабхупада не переводит это слово как посвящение; инициация. Не переводит. Как он переводит? «Они посвятят тебя, передадут знание», вот это – дикша. Дикша означает процесс получения знания, с помощью которого вы уничтожаете последствия всех своих грехов. Вот это дикша. Вот это уже дикша.

01:17:11 Какая основная характеристика тех, кто находится в парампаре? Вот мы находимся все в парампаре, так, многие – посвященные в парампару, уже многие готовятся в посвящение в парампару. Какая основная характеристика тех, кто находится в парампаре? [Ответ из зала, неразборчиво] Передавать знание. Передавать знание. Это самое главное. Это суть парампары. А иначе что такое парампара? Это передача знания. Значит, если мы находимся в парампаре, основной признак наш должен быть каким? – Передача знания. А что это такое? Шикша.

Человек, который передает наставления Кришны, не отличен от Кришны

01:17:48 Итак, все вайшнавы – это гуру. Таков вывод. Это шикша гуру, все вайшнавы. Теперь мы будем читать дальше. И порядок такой же: мы будем попутно рассматривать какие-то вопросы, которые возникнут, хорошо?

01:18:10 Кришна абсолютен. Нет разницы между Кришной и наставлениями Кришны. Гуру-парампары передают наставления Кришны. Человек, который передает наставления Кришны, не отличен от Кришны. Этот вывод основан на логике. Логический вывод просто: A=B, B=C, поэтому А=С. Понимаете, да? Очень просто. Поэтому Кришна и наставления Кришны – суть одно. И тот, кто передает наставления Кришны, не отличен от Кришны становится. Ну, пока он передает эти наставления.

01:18:58 Не следует думать, что он становится таким же, как Кришна. Просто потому, что он передает наставления от Кришны, так происходит. Гуру живет наставлениями Кришны, поэтому он не отличен от Кришны, сакшад-хари. Почему гуру не отличен от Кришны? [Ответы из зала, неразборчиво.] Потому что он живет наставлениями Кришны. Только в этом случае. Этого положения можно достичь, потому что шикша в равной степени присуща и Кришне, и гуру. Поэтому они находятся на одном уровне, и в равной степени заслуживают поклонения. Вот она причина, почему мы поклоняемся гуру. Потому что он дает шикшу. Вот она, причина поклонения.

01:19:47 Мы не поклоняемся просто кому-то, да? Мы поклоняемся потому духовному учителю, что он дает Кришну. Гуру – это тот, кто дает Кришну. Поэтому ученики поклоняются гуру. Когда шикша Кришны уходит от человека, и кто-то поклоняется этому человеку на уровне Кришны, то это называется культ личности. Так, это было понятно, да? Когда шикша уходит, и мы продолжаем поклонение, это просто культ личности. И не имеет ничего общего с взаимоотношениями гуру-ученик.

01:20:26 – [Вопрос из зала, неразборчиво.]
– Да, когда он либо перестает давать шикшу Кришны, либо он делает это не так, как делает ади-гуру. Как мы читали только что. Не повторяет это так, как это давал ади-гуру.
– [Вопрос из зала, неразборчиво.]
– Да, либо изменяет не так, как это ади-гуру делает, либо вообще не передает шикшу больше.

01:20:55 – [Вопрос из зала, неразборчиво.]
– Если мы не проповедуем. Хороший вопрос очень. Очень важный вопрос. Обычно мы думаем: 16 кругов, это все. Нет, это минимум. Это просто минимум, без которого нельзя обойтись никак. На самом деле круги нужно увеличивать стараться. Это не означает, что чтение мантр должно вытеснять миссию, нет. Но мы должны стремиться к этому. Поэтому это минимум, но мы должны всегда стремиться читать больше. Прабхупада на самом деле говорил однажды, что нужно повторять мантру 24 часа в сутки.

01:21:35 Как Шрила Харидас Тхакур повторял, он часть повторял вслух, часть повторял шепотом, и остальную часть в уме, очень быстро. Таким образом, весь день был его занят воспеванием. И он еще успевал проповедовать. Общаться с преданными, и так далее. Поэтому 16 кругов – это минимум. Не следует считать, что этого достаточно, это просто минимум. Если у нас развивается истинный вкус к Святому Имени, мы будем повторять всегда, когда у нас есть время. Итак, 16 кругов – это минимум. Вы нигде не найдете, чтобы кто-то говорил из духовных учителей, что «ты не должен повторять больше 16-ти кругов». Не найдете такого наставления нигде, никогда.

01:22:25 – [Вопрос из зала, неразборчиво.]
– То есть логика такая же, да, что, скажем, Прабхупада изменял наставления шастр.
– [Вопрос из зала, неразборчиво.]
– Нет. Прабхупада не изменял, мы подчеркнули этот момент. Вот это важный момент, да? Ади-гуру …

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 27 июня 2013