Мы окружены многими духовными учителями

Алматы - 01 January 1999
Чем определяется преданность? Освобожденная душа может уйти сознательно. Абсолютные и относительные наставления. Как карма учеников влияет на учителя? Духовный прогресс учеников вдохновляет духовного учителя. Когда ученики должны быть строги к учителю. Сколько учеников может принять гуру. Чего нам не хватает, чтобы получить любовь к Богу? О спекуляциях в сфере религии. «Кришна устраивает так, чтобы мы были окружены многими духовными учителями» Как принимать наставления шикша-гуру. Объективные и субъективные наставления. Об уважении к учителям. Зависть к учителю. Сколько шикши нужно для получения дикши. Разногласия между учителями. Что значит «гуру представляет всех полубогов»? Духовный и материальный разум. По ученикам судят о гуру. Как принять материальные обязанности? Всегда ли ученики беспрекословно выполняют наставления гуру? Эффект «испорченного телефона». О вайшнавском этикете. Как развивается вера в учителя. Ответственность за неисполнение наставлений. Где сейчас Прабхупада?
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:29:53 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 511 | скачано: 908 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Чем определяется преданность?

00:00:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Их глубину осознания, имеется в виду, да? Она может быть разная. Здесь говорится, это разные уровни могут быть. Но, пока они следуют, они же следуют одним и тем же предписаниям, поэтому их воспринимают на одном уровне.

00:00:15 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Освобождение. И то, и другое, да. Потому что преданность Кришне, она определяется именно тем, насколько человек может предаваться. Принимать благоприятное, отвергать неблагоприятное, полагаться на милость Кришны, вот эти все вещи. И это как раз признаки описания преданности. Как мы увидим, что человек предается? По каким внешним признакам? Вот по этим. Насколько он применяет разум? Что он принимает благоприятное, как отвергает неблагоприятное. Оставаться смиренным и кротким. Во всем полагаться на милость Кришны. Это и есть признаки предания. То есть, пока человек предается, даже если он совершает, может быть, какие-то ошибки, нужно принимать его садху. Поэтому весь смысл – пока человек следует, он принимается как гуру.

Освобожденная душа может уйти сознательно

00:01:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Садху – вайшнав, вайшнав – это гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Мы вчера говорили об этом моменте. Освобожденная душа не может упасть из-за своей греховной деятельности в прошлом, потому что нет никакой греховной деятельности в прошлом. Она не может упасть из-за давления гун природы также. Означает, что какие-то привычки ещё сохраняются и желания чувственных наслаждений – нет такого. Освобожденная душа просто может применить свободу воли и оставить этот уровень. Это возможно. Об этом вчера мы немножко упоминали. Освобожденная душа, если захочет, может оставить все это. Если захочет. Но, как правило, они не оставляют, освобожденные души, нет причин.

00:01:56 – А Бхарата Махарадж привязался к олененку осознанно?
– Да, он сознательно развил привязанность к олененку. Сознательно, да. Поэтому освобожденная душа, он может уйти только сознательно с этого пути. Неосвобожденный, он может подвергаться каким-то дурным влияниям извне. Как бы незапланированно это может произойти с ним. Хотя все они находятся под защитой Кришны, пока они следуют.

00:02:30 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Влияет. Влияет. Почему? Да. У него нет своей кармы. Но у него есть карма учеников. Поэтому влияет.

00:02:57 – Может ли ученик заметить какую то обусловленность гуру?
– А, то есть, если она есть, имеется в виду, да? Когда, если есть какая-то обусловленность, может ли ученик? Нет, не может. Сакшад хари, для него гуру – это Сам Кришна. Это всё, что он видит. Так нужно принимать. Всё, что бы ни делал гуру, ученик видит только с положительной духовной стороны. Поэтому прогрессирует. Если он усомнится хотя бы в чем-то, будут большие проблемы!

Абсолютные и относительные наставления

00:03:30 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Ошибки – нет. Ученик, он не должен видеть гуру с точки зрения ошибок. Ошибки не могут быть. Потому что есть абсолютные наставления, которые исходят от гуру, и есть относительные наставления, которые исходят от гуру. Относительные наставления могут меняться. Они могут оказаться… это внешние энергии. Он может сказать: «Купи вот это за такую-то сумму», а ученик пошел, и за такую сумму не продают, например. Гуру ошибся. Нет, это не ошибка. Это относительные наставления, это не имеет ничего общего с ошибками. Но абсолютные наставления не меняются, поэтому ошибки быть не может. Гуру не может ошибиться. Относительные вещи, они не являются, строго говоря, какими-то ошибочными вещами.
Как карма учеников влияет на учителя?

00:04:31 – [Вопрос] карма учеников [неразборчиво]?
– Не все так просто, потому что карма, которую берет духовный учитель, она сжигается, но ученики создают новую карму, постоянно. Поэтому гуру постоянно должен сжигать. Работать как, знаете, перерабатывающее устройство. Постоянно, постоянно он сжигает эту карму. Потому что ученики совершают ошибки, они совершают какую-то карму, они не освобожденные.

00:05:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– В идеале да. Но что происходит? В шастрах говорится: «Если гуру берет больше учеников, больше, чем он может вынести, это опасно». Ученики могут, неискренние, стянуть гуру вниз. Благодаря карме учеников это происходит. Это же карма, тем не менее. Он же берет её на себя, как свои собственные грехи.

00:05:49 – [Вопрос, неразборчиво.]
– У освобожденной души нет собственной кармы.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Поскольку гуру несет ответственность, мы говорим. Если бы гуру не нес ответственности, она бы не влияла, эта карма. Ответственность означает, что человек берет на себя, отвечает за все поступки своих подопечных, он отвечает теперь.

00:06:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Поэтому он не имеет прошлой кармы, он не создает новой кармы, освобожденная душа. Но он принимает карму.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Конечно, может страдать. Не то что может, а именно будет страдать, обязательно, он знает об этом. Христос почему был распят? Освобожденная душа, нет кармы. Тогда как объяснить Его распятие? Карма людей, которую Он брал на Себя. У гуру похожие функции. Во всяком случае, он берет карму учеников своих. Значит, он становится греховным человеком в этом смысле, с кармой, грешником. Но Кришна знает, что он не грешник. Это не его грехи. Поэтому он находится под защитой Кришны. Он никогда не действует как грешник, хотя имеет эту карму.

00:07:14 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Представьте, у нас есть своя карма. И она заставляет нас действовать неправильным образом. А у гуру есть много кармы, от многих личностей. И он не действует на уровне кармы. Поскольку у него есть личная защита Кришны. Поэтому ученики, конечно же, принимают его как освобожденную душу, своего духовного учителя. Сакшад хари, он представитель Кришны. Это все для ученика.

00:07:52 – Как тогда эта карма может проявляться? В виде болезней, наверное, да?
– Болезни. Несчастные случаи, болезни, да. Как Индрадьюмна Свами, он вышел из машины, его сбила машина. Карма учеников.

Духовный прогресс учеников вдохновляет духовного учителя

00:08:12 – Духовный прогресс учеников влияет каким-то образом [неразборчиво]?
– Карма учеников?
– Духовный прогресс, на рост.
– На рост? Нет. Нет. На духовный рост духовного учителя это не может повлиять, карма учеников, нет.
– Ну, вообще, каким-то образом, духовный прогресс учеников влияет?
– А, духовный прогресс учеников? Влияет ли на духовный рост духовного учителя? Это связанные вещи.
– Влияет ли вообще? Каким образом?
– Это связанные вещи. Связанные вещи. Например, если я имею какое-то дело, что-то продаю, какой-то бизнес. У меня куча детей, которые помогают в этом. И их успех делает меня ещё более успешным, правильно? И их провал также влияет на меня. То есть гуру и ученики, они связаны.

00:09:09 – То есть гуру вдохновляется на большее служение?
– Да. Гуру вдохновляется на большее служение. Это правильно, да. [Смеется.]
– Вы сказали, что искренность человека помогает ему продвигаться. [неразборчиво]?
– Искренность ученика помогает продвигаться духовному учителю? Как это объяснить? Но это то же, что сказала матаджи сейчас. Гуру вдохновляется на преданное служение больше. Это очень важно для духовного учителя, видеть, что его ученики имеют веру в него. Понимаете, да? Потому что он несет ответственность за них. Это важный момент. Гуру именно этого хочет, чтобы ученики имели веру в него.

00:10:13 И он старается эту веру подкреплять своими действиями, поступками, оправдывать это в глазах ученика. То есть это большая ответственность. Когда гуру действует, он должен очень внимательно обдумывать свои слова, поступки, в присутствии учеников особенно. Он является примером во всех отношениях. Если ученики искренни, означает, что они верят в гуру. И он чувствует себя, что он должен оправдать их веру. То есть, он получает это вдохновение, этот импульс предания также. Это также помогает ему, конечно же.

00:10:50 Если рассматривать гуру, как тот, кто также развивается в служении Кришне, это же не имперсональная идея какая-то, да? Что он в Брахмане растворяется – и все, прекращает. Нет, это вечный путь. Если гуру рассматривать как того, кто также продвигается, продолжает продвигаться, то вот это будет так.

Когда ученики должны быть строги к учителю

00:11:07 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Вера учеников сразу не уйдет в этом случае. А, по этикету, они должны придти к гуру и очень строго говорить с ним. Попросить его больше не делать такие вещи. Надо сказать, что «мы верим, верим в Вас, в Ваши наставления, которые мы получали, а то, что Вы делаете сейчас, это неправильно, это противоречит Вашим же наставлениям, наставлениям парампары. Пожалуйста, больше так не делайте, не подрывайте нашу веру. Мы верим в Вас. Мы хотим, чтобы Вы продолжали давать нам вечные наставления». Вот это ученики должны говорить. Они не должны бояться в этом случае, говорить: «О, это мой гуру, как я могу учить его?» В этом случае, говорится, они должны это делать. Это их долг.

00:11:52 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, обычно это могут делать какие-то зрелые ученики, безусловно. Я думаю, что неофитам это будет трудно делать, давать наставления гуру, так вот разговаривать с ним. Но в шастрах говорится, ученики должны это делать. И, если гуру принимает все это, то снова устанавливаются отношения. Даже если он нарушил принципы, или что-то такое произошло, гуру восстанавливается быстро. Если он принимает все это, отказывается от своих плохих поступков, все снова восстанавливается, и снова это гуру, и снова они – ученики.

00:12:30 Я думаю, почему брахмачари вопросы не задают?
– Ну, то есть, вспомнил. То есть… [Общий смех.]
– Ну, то есть, значит, гуру может взять столько кармы, ровно столько, чтобы его сознание не пострадало, так получается?
– Да.
– И это зависит от преданности. То есть, если он в преданности, ну, достиг совершенства, то он может неограниченно брать карму, и поэтому он как бы не ограничен количеством, может брать. И поэтому он как бы всегда трансцендентный. То есть он уже не зависит…
– Нет, неограниченное количество никто не может брать. Только Кришна.
– Ну, поскольку он предан, насколько он предан, настолько предан Кришне, что Кришна может все как бы, всю карму сжечь.

Сколько учеников может принять гуру

00:13:27 – А, я понял. Не всегда степень преданности определяется количеством учеников. Нет. Нет-нет. Этот критерий не самый главный. Хотя, с какой-то точки зрения, да. Вот, говорится, Бхактисиддханта Сарасвати был таким могущественным, 60 000 учеников мог держать, да? Прабхупада 10 000 учеников. Но Прабхупада сказал Джаяпатаки Махараджу: «Я тебя не признаю как гуру, пока ты не будешь 50 000 учеников иметь». То есть он дал ему такое наставление, и Джаяпатаки Махарадж ездит по всему миру и смотрит, где эти 50 000 учеников, которые… Он пытается выполнить наставление Прабхупады, и именно таким образом.

00:14:03 И его спросили: «Почему вы так мало болеете, хотя у вас так много учеников?» По сравнению с теми гуру, которые имеют учеников много. Они болеют, не вылезают из больницы, можно сказать, да? На больничном вечно сидят, мы же видим это. А он говорит: «У меня ученики – бенгальцы». Бенгальцы, они благочестивые люди, более благочестивые.

00:14:26 То есть не всегда это так. Есть ещё один момент: что духовной силы учителя как бы достаточно, чтобы переработать большую, любую карму. Там, выпить океан яда, скажем, да? Но его физическое тело не выдерживает. Такой тоже фактор присутствует.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Он должен прекратить принимать учеников.

00:14:47 – Тот, который не является каким-то освобожденным, он может, получается, [неразборчиво]?
– Может. Но это риск, большой риск для неосвобожденной души, поэтому он должен выбирать учеников очень строго. За каждую неискреннюю душу гуру может получить реакцию. Которому он передает духовное знание, представьте себе. Это же оскорбление, девятое оскорбление. Сначала он должен убедиться, что это искренний кандидат, убедиться, пробудить в нём веру, и только после этого посвящать. Но это очень большая ответственность. В Кали-югу мы видим, что многие гуру, они этим пренебрегают ради проповеди это делают. Но они страдают, мы видим также это.

Чего нам не хватает, чтобы получить любовь к Богу?

00:15:31 – Вот еще… То есть мы поняли, что нет любви к Богу. А… чего нет, из-за чего нет любви, чего ещё нужно?
– Что нам не хватает, чтобы получить любовь к Богу? Что не хватает?
– Да.
– Не хватает веры и знания. Каждый находится из нас на определённом уровне веры и знания. Но недостаточно, нет полной веры и полного знания. Сначала трансцендентное знание нужно получить, прежде чем развивать любовь к Богу. И пока наше знание неполно, о любви к Богу не может быть и речи.

О спекуляциях в сфере религии

00:16:16 Сегодня мы опять обсуждали, там новые люди были на программе, разные религии, они всегда интересуются, разные, там, направления. Диву даешься, какие сейчас интерпретации, какие спекуляции, на том уровне. Вот, люди пытаются идти, духовный путь какой-то для себя принять. Но сколько спекуляций, посмотрите, потрясающие вещи. Вот, они спекулируют: «Вот, сначала пришел Моисей – рисуем маленькое дерево. Потом пришел следующий представитель Бога – больше дерево. Потом пришел Иисус Христос – ещё больше дерево. Потом пророк Магомет – ещё больше дерево. А потом пришел Бахаи – самое большое дерево. Поэтому Бахаи – это самое совершенное движение». Вот их логика.

00:16:58 И сегодня мы объясняли, что это логика сосцов на шее козы. Люди очень заинтересовались: что это за такая логика? Я говорю: «Вы видели сосцы на шее козы?» «Нет, никогда, – говорят, – не видели». Ну, такие выросты, которые напоминают сосцы козы. Вот, если человек думает, что, раз они похожи на сосцы, но взять молоко – он ошибается. Здесь уже логика эта неприменима. Поэтому, на том основании, что это был последний представитель, значит, это самая лучшая религия… И много других спекуляций, повсюду. У иудеев, у кого угодно. У мусульман, у христиан, сейчас идут сплошные спекуляции. Нужен гуру. Кто реально жертвует собой, как Прабхупада? Он все пожертвовал, все отдал ради нас. Вот, что он сделал. Вот ещё одно доказательство. Он брал только плохую карму. А отдавал только хорошие вещи.

00:17:52 – [Разъяснение с места – по поводу учения Бахаи.]
– Они должны научиться также видеть гуру-таттву. Это наша тема сегодня. Не просто утверждать, что вот последний был, а все остальные – можно не обращать на них внимания. Это майавада. Майавада вырастает из того, что человек не видит Кришну как личность. И гуру как личность. Поэтому не может понять гуру-таттву. Для него непостижимо, как эта личность может с разных сторон говорить, отовсюду. Это и есть источник майавады. Нужно видеть их на одном уровне, всех этих представителей. Их нужно видеть, хотя они давали разные наставления, их нужно видеть на одном уровне.

00:18:46 – Много спекуляций, много отклонений. Нужно понять принцип гуру-таттвы, принцип передачи знания, принцип шикши. Мы тоже должны понять это, иначе с нашим движением произойдет то же самое. Если мы не получим знание, кому мы что передадим? Мы говорим: «Все вайшнавы – гуру». Мы вайшнавы, значит, мы должны быть гуру. А чтобы быть гуру, нужно иметь знание.
– Джая! Шрила Прабхупада, ки-джая!

00:19:20 – Харе Кришна. Так, сегодня мы продолжим читать. Мы не будем обсуждать предыдущий материал, мы сразу продолжим чтение. На чем мы остановились вчера? Степень ответственности, да.

«Кришна устраивает так, чтобы мы были окружены многими духовными учителями»

00:19:51 – Цитата, Кришна обращается к Судхаме: «Дорогой друг, каждый должен смотреть на своего отца как на первого духовного учителя, на первого учителя. Потому что по милости отца мы получили это тело. Поэтому отец является естественным духовным учителем. Нашим следующим духовным учителем является тот, кто посвящает нас в духовное знание. И ему нужно поклоняться на одном уровне со Мной».

00:20:28 «Духовный учитель не обязательно один. Духовный учитель, который дает наставления о духовных учителях ученикам, является шикша-гуру. А духовный учитель, который дает посвящение ученику, называется дикша-гуру. И тот, и другой являются Моими представителями. Шикша-гуру может быть много, но дикша-гуру только один. Любой, кто прибегает к помощи духовных учителей и получает от них необходимое знание, способен пересечь океан материального существования. И такой человек должным образом пользуется возможностями, предоставленными ему в человеческой форме жизни».

00:21:14 Кришна устраивает так, чтобы мы были окружены многими духовными учителями, чтобы облегчить наш путь обратно к Богу. Мы не должны пренебрегать возможностью общения с ними. Итак, есть дикша-гуру и шикша-гуру. Джая [неразборчиво]!

00:21:35 Это первое. И второе – они могут быть освобожденными или не освобожденными. Минимальный уровень духовного учителя – свобода от гун природы. Строго следующий наставлениям считается освобожденным. Третий пункт: духовные учителя имеют разный уровень продвинутости и степени ответственности. Это относится к шикша-гуру, так как дикша-гуру всегда берет полную ответственность.

00:22:12 И четвертый пункт: ади-гуру – самый возвышенный вайшнав. Он принимает ответственность не только за своих учеников, но и за всех его последователей. Такие, как Рамануджа Ачарья, например, или Шрила Прабхупада.

Как принимать наставления шикша-гуру

00:22:31 Теперь следующая тема начинается: что такое принимать шикша-гуру. Как это приложимо на практике? Будем так же продолжать: мы будем читать и попутно, если появляются вопросы, можно задавать. Итак, что такое принимать шикша-гуру, и как это приложимо на практике?

00:22:55 Из всех вайшнавов дикша-гуру и шикша-гуру занимают особое положение. Имеется в виду тот шикша-гуру, который дает регулярные, систематические наставления. Это человек, которому ученик так же предан, как своему дикша-гуру. Из всех прочих духовных учителей мы должны, прежде всего, следовать указаниям этих двух гуру. Если человек, который дал нам посвящение, не обладает большой духовной силой, то можно слушать других духовных учителей. Но нельзя отвергать за это своего духовного учителя, пока он следует процессам. Так как за это отвержение ученик падет.

00:23:42 Мы должны получать шикшу от других с позволения своего дикша-гуру. И, получив наставления, ученик должен передать их своему гуру и выслушать от него их снова, с его наставлениями. И если ученик не сделает так, то он плохой ученик, и он
грешник. Он должен сохранять верность своему гуру.

00:24:20 Основные характеристики дикша и шикша-гуру. Гуру – это тот, кто знает науку о Кришне. Он не просто умеет говорить. Он знает Бхагавад-Гиту, это минимум, поэтому он может проповедовать по всему миру. Дикша и шикша-гуру находятся на равном уровне, хотя исполняют разные функции и по-разному относятся к ученику. Преданный встречается с гуру по милости Кришны. Шикша-гуру дает наставления, чтобы возвысить ученика, дать ему абхидею, практическое выполнение служения. Он дает наставления в соответствии с природой ученика.

Объективные и субъективные наставления

00:25:09 Есть два типа шикша-гуру – освобожденные и не освобожденные. От уровня ништхи вверх – освобожденные. И от уровня ништхи вниз – не освобожденные. Наставления освобожденного гуру – объективные, неосвобожденного – субъективные. Освобожденный видит вещи в истинном свете, так как он свободен от гун материальной природы. Поэтому он видит проблему и видит её решение. Полное понимание. Не освобожденный на все смотрит субъективно, он дает наставления в соответствии с уровнем, на котором находится сам.

00:25:53 Например, здесь дается пример: если человек читает 15-ю главу Бхагавад-Гиты, и если к нему кто-то приходит за наставлениями, он проповедует ему 15-главу, поскольку он её читает. Например. Поскольку он находится на этом уровне обучения просто. Человек ограничен своим видением, это влияет на его наставления: он субъективен. Самая большая ответственность – это обещание вернуть ученика обратно к Богу. Шикша-гуру также может это делать, так как он может быть достаточно продвинут, но не хочет брать полную ответственность. В этом случае шикша-гуру и дикша-гуру действуют вместе.

00:26:38 В случае, если дикша-гуру оказывается неспособным вести ученика, шикша-гуру берет полную ответственность. Божество шикша-гуру – Говинда Дев. Кришна учит Арджуну так, как шикша-гуру учит нас, как вернуться обратно к Богу, и его называют функциональным проявлением Господа. Шикша-гуру, который дает наставления наиболее регулярно ученику, становится его дикша-гуру.

00:27:07 Какие-то вопросы есть?
– Да. [Неразборчиво.]
– Шикша-гуру?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, если он получил инициацию и посвящение, значит, это кто-то другой дал ему дикшу.
– Вы сказали, что шикша-гуру, давая постоянные наставления, может становиться дикша-гуру. То есть, не давая инициацию, он становится дикша гуру?
– Нет, он дает инициацию, значит. Дает инициацию. Дикша означает инициация.

00:27:36 – [Неразборчиво] Когда шикшу дает какой-то духовный учитель, который [неразборчиво]. Должен ли ученик, который получил дикшу от другого духовного учителя, как-то отчитываться за получение наставлений? И как это выглядит? То есть, как он должен получить обратно шикшу [неразборчиво]?
– Здесь имеется в виду, что… Этот пример, мы прочитали в начале, означает, что дикша-гуру не является слишком квалифицированным. И в этом случае ученик получает наставления от кого-то другого. Такие наставления, которые не может дать ему дикша-гуру его. В этом случае он может получить эти наставления от кого-то другого, которые ему необходимы. Но по этикету он должен снова вернуть эти наставления своему гуру. Придти и сказать, что он услышал. И получить от него, с его наставлениями, снова, обратно. Вот это имеется в виду.

00:28:53 – Вот, вы говорили, что субъективно [неразборчиво]. А может ли, тот, кто субъективно смотрит, быть дикша-гуру?
– Дикша-гуру. Как правило, нет. Как правило, такой человек не становится дикша-гуру.

00:29:21 [прерывание записи] Проводится разграничение между дикшей и шикшей. Они неотделимы друг от друга. Человек, который дает наиболее регулярную шикшу, становится дикша-гуру. И это естественно. Но, прежде чем человек получит дикшу, он должен много получить шикши.

Об уважении к учителям

00:29:42 Если вопросы возникают, можно говорить. В Чайтанья-Чаритамрите, Ади-лила, дается самое общее определение гуру: любой, кто дает духовные наставления, основанные на священных писаниях, является духовным учителем. Любой. Это основывается на шлоке ванде гурун. Гурун – это гуру во множественном числе. И мы должны оказывать почтение. Это культура шикши, когда мы относимся друг к другу как к своему гуру. Поэтому Прабхупада дал титул, который мы применяем к любому: Прабху. Шикша пронизывает всю парампару, и даже дикша определяется в категории шикши. Гуру – это тот, кто всегда дает шикшу и иногда дикшу. Он может не давать дикшу, но он дает шикшу, чтобы другие могли помнить Кришну. Санньяса означает отбросить все и просто помнить о Кришне и помогать помнить другим. Господь Кришна в образе гуру освобождает ученика.

00:31:00 Цитата из 11-й песни Шримад Бхагаватам: «Человек должен знать, что ачарья – это Я Сам и никогда не проявлять к нему никакого неуважения». Мы никогда не должны завидовать своему духовному учителю, потому что он является представителем всех полубогов. Это относится и к дикша-гуру, и к шикша-гуру. Нельзя делать глупое разграничение между ними, иначе это приведет к оскорблениям. Хотя их функции могут отличаться, их авторитет Божественен и равен.

00:31:35 Мы называем человека, который дал нам посвящение, гуру Махарадж. Но человека, который ежедневно руководит нашей духовной жизнью, можно называть точно так же. Это ведическая культура. Можно называть любого старшего преданного «гуру Махарадж». Но мы превратили термин гуру в нечто уникальное, относящее к узкой категории гуру. Но на самом деле это слово имеет более широкое применение. Мы не хотим обесценить слово гуру, но мы хотим понять и признать, что все вайшнавы являются гуру.

00:32:16 Например, Дхрува Махараджа, Прабхупада пишет: «Дхрува чувствовал себя обязанным своей матери Сунити. Именно Сунити указала ему путь, который привел его на Вайкунтху. Он вспомнил о ней и захотел её забрать с собой». Мать Дхрувы Махараджа была его вартмана прадакшика гуру. Это духовный учитель, который показывает путь. Такого гуру иногда называют шикша-гуру. Нарада Муни был дикша-гуру. Первой, кто дал ему наставление, как достичь Верховного Господа, была Сунити, его мать.

00:32:57 Дикша-гуру и шикша-гуру обязаны давать правильные наставления своему ученику. И уже от ученика зависит то, насколько он будет следовать наставлениям. Хотя Сунити была привязана к жизни царицы, к богатству и роскоши, и не последовала за своим сыном, тем не менее, она указала ему путь к духовной жизни. Нарада Муни – духовный учитель другого калибра. Он проверил серьезность Дхрувы и затем дал ему дикша-мантру.

00:33:32 Это пример того, как шикша и дикша гуру действуют вместе. Кришна говорит через этих людей. Мы думаем, что «Кришна говорит со мной только через одного человека» и не хотим слышать, что говорят другие. Но мы не имеем права сказать: «Ты можешь, Кришна, придти ко мне только одним образом, только через одного человека». Кришна может дать наставления через многих людей. Наличие разума означает, что мы можем узнать, когда Кришна разговаривает с нами. И мы не ограничиваем Кришну.

00:34:11 Другой пример: шестеро Госвами. Это шикша-гуру всех гаудия-вайшнавов. Они изложили своё учение в книгах. Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто не признает их, не может считаться гаудия-вайшнавом. Если кто-то скажет: «Я знаю только своего гуру и не знаю, кто такой Рупа Госвами», такой человек не может называться гаудия-вайшнавом. Мы не можем отрицать роли наших шикша-гуру, и наш долг – знать их.

00:34:45 Прабхупада объясняет: «Нитьянанда Прабху является дикша-гуру Шрилы Кришнадас Кавираджа Госвами». Каждая глава Чайтанья Чаритамриты заканчивается так: «Я склоняюсь перед Рупой и Рагунатхой Госвами». Они шикша-гуру, а Господь Нитьянанда – его дикша-гуру. Но он не упоминает его. Он рассказывает историю своего посвящения. Но это пример того, как шикша-гуру играли главную роль в жизни ученика. Они помогли ему вернуться к Богу. И, хотя его дикша-гуру является Сам Верховный Господь, Кришнадас Кавирадж Госвами уделяет больше внимания шикша-гуру.

Зависть к учителю

00:35:26 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Как выражается зависть? Зависть выражается таким образом, что ученик не хочет принимать положение ученика. Человека номер два. Как бы его основное желание, основная идея – это выделиться среди других. Он как бы хочет быть наравне также с гуру. Хочет имитировать гуру. Хочет брать на себя его функции. Так может проявляться зависть ученика к гуру.

00:36:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Не выполняет наставления? Не всегда это зависть, нет. Не всегда, иногда он просто не может выполнить эти наставления. Например, Шрила Прабхупада не мог сразу выполнить наставление Бхактисиддханты Сарасвати. Писать книги, например, проповедовать в западном мире. Не сразу. Он долгое время не мог, он готовился. Он говорил, что, на самом деле, вся жизнь его была подготовкой к тому, чтобы он поехал и распространял. Это не означает, что Прабхупада завидовал, он просто не мог, не в состоянии был. Но он пытался это делать, в Индии не очень получалось. Он готовился к тому, чтобы поехать в Америку. Он готовился к этому. Не всегда это зависть.

00:37:03 Важны также мотивы: почему человек не выполняет указание гуру? Может быть, пока он просто не может. Не вполне осознает или физически не может это сделать. Но весь смысл в том, что он принимает эти наставления, он желает им следовать.

Сколько шикши нужно для получения дикши?

00:37:21 – [Вопрос] много шикши, до того как получить дикшу [неразборчиво]
– То есть, прежде чем шикша перейдет в дикшу, должно быть достаточное количество, много, говорится, шикши. Много означает, что человек должен усвоить основные принципы преданного служения. Основные вещи. Основные вещи – это взаимоотношения гуру и ученика. Он должен понимать, что такое эти отношения гуру и ученика, прежде чем поучить дикшу.

00:37:49 Хотя бы философски должен понимать, кто такой гуру, кто такой ученик? Кто такие другие преданные? Что такое ИСККОН, например? Кто такой Шрила Прабхупада? В принципе, то, что мы пишем в тестах перед инициацией, перед первой инициацией, перед второй инициацией. Там есть этот набор вопросов, который каждый ученик должен знать, должен понимать. Считается, что это достаточное количество шикши, если он может ответить на все эти вопросы квалифицированно.

Разногласия между учителями

00:38:19 Вопрос в том, что, например, у нас есть духовный учитель, он не является здесь GBC. Здесь является GBC другой духовный учитель. И, например, разница во мнениях относительно ученика, да? У GBC может быть одно мнение относительно ученика, а у духовного учителя может быть другое мнение. Как решается этот вопрос? Этот вопрос решается между GBC и духовным учителем, как правило. Они решают этот вопрос сами. Здесь будет объясняться, далее в этом семинаре, что дикша-гуру и шикша-гуру, они преследуют одну и ту же цель. То есть, на самом деле, между ними разногласий не существует, поскольку преследуют одинаковую [цель]. Но какие-то конкретные вещи могут отличаться. В этом случае они должны общаться, советоваться друг с другом.

00:39:06 И в этом случае, как правило – как правило – последнее слово за дикша-гуру. Как правило. И шикша, любой шикша-гуру знает это. Любой знает. Хотя бывает наоборот, например, ученик пишет своему духовному учителю, и говорит: «Вот здесь, GBC, мой шикша-гуру, он говорит так, а я хочу по-другому. Что делать?» И гуру напишет: «Слушай своего GBC». Обычно он так пишет.

Что значит «гуру представляет всех полубогов»?

00:39:43 – Гуру является представителем полубогов?
– Здесь было написано так, что нельзя завидовать гуру, поскольку гуру представляет всех полубогов. Как это связано? Кто такие полубоги? Как они проявляются? В форме материальной энергии. Вот мы сейчас сидим, дышим воздухом, правда? Мы существуем. Благодаря полубогам это происходит. Мы, конечно, привыкли понимать, что это все Кришна. Это наш трансцендентный разум: мы везде найдем Кришну, безусловно.

00:40:19 Но мы, кажется упустили, каким образом Кришна контролирует всю эту материальную вселенную? Через полубогов. Или Он Сам сюда воздух поставляет, непосредственно Сам? Нет, полубоги непосредственно сами всё это делают. Это Его министры. Таким образом, как человек может завидовать, например, полубогу Вайю? Ну, представьте себе, как это проявится? Не буду дышать, все. Невозможно это сделать, как можно сделать это? Это полубог. Или полубогу огня как мы можем завидовать? Тогда мы не сможем приготовить ничего. То есть невозможно. Нельзя пилить сук, на котором мы сидим. Полубоги всюду, их энергии всюду. Невозможно иметь к ним зависть, потому что они все дают нам для существования, полубоги.

00:41:03 И в этом смысле люди, как бы, они не имеют такой зависти, поскольку они просят полубогов: «Дай то, дай это», есть такая культура поклонения полубогам. Они устанавливают с ними связь, пытаются с ними подружиться, какие-то жертвенные дары им дают, почему? Поскольку полубоги ответят в тысячу раз больше. Обычно в этом случае зависть не может проявиться. Не может проявиться, как правило. Может быть, только если человек – откровенный демон, настоящий демон. И он не признает высшей власти полубогов, так бывает. Но обычные люди нет, обычно они не завидуют полубогам. Так же, как дети, как правило, не завидуют родителям, потому что родители все дают необходимое для жизни.

00:41:43 И вот духовного учителя нужно понимать именно таким вот образом. Что в духовной жизни мы вообще существуем, благодаря тому, что гуру нас связал с Кришной. В духовной жизни только так. Осознав этот фактор, мы не сможем завидовать духовному учителю.

00:42:03 – [Неразборчиво] если у человека хорошие качества развиваются, что-то у него получается, то есть, ну, [неразборчиво] как мы правильно должны внутри молиться [неразборчиво]?
– Кажется, вы знаете ответ на вопрос. Вы уже ответили. Вы задали вопрос, и тут же ответили. И теперь вы спрашиваете: «Как же теперь молиться?» Когда уже ответ есть, вопрос есть, все уже очевидно. Ну, вы уже знаете, как это делать?

Духовный и материальный разум

00:43:03 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Поподробнее этот момент? Здесь было написано, было сказано, что человек должен применять свой разум и стараться видеть, когда говорит Кришна, различать этот момент. Разум, он может различать. Духовный разум так может различать. Он может увидеть Кришну там, где не увидит неразумный человек. Разум контролируется священными писаниями, шастрами. Мы зависим полностью от шастр, от книг Шрилы Прабхупады, от того, что мы слышим от духовного учителя, от общения с преданными. Так мы получаем опыт плохих и хороших вещей в Сознании Кришны уже.

00:43:55 Есть опыт материального плохого и хорошего, а есть опыт духовного плохого и хорошего. Они не очень похожи друг на друга, эти вещи. С точки зрения материального плохого и хорошего, оно зависит от того, насколько мы обеспечены материально. Насколько мы способны поддерживать себя материально. Настолько это хорошо, будет определяться. Все качества в человеке, если они не направлены на поддержание материального существования, то в них нет ничего хорошего, правильно? В материальном отношении. В духовном отношении это может быть прямо противоположно.

00:44:37 Таким образом, разум преданного, он совершенно иной. Он нацелен на то, чтобы увидеть Кришну. Мы хотим увидеть Кришну, правда? Все хотят увидеть Кришну, из преданных. Все хотят непосредственно осознавать Кришну. У всех есть такое желание. Однако мы должны сначала увидеть Его через шикшу, здесь говорится. Через наставления. И, как правило, мы думаем, что эти наставления изойдут от чистого преданного, от дикша-гуру. Либо от какого-то другого продвинутого преданного. Как правило, мы думаем именно так, что шикша изойдет именно из того источника. Либо Сам Кришна как Сверхдуша что-то скажет изнутри, либо Махарадж что-то скажет прямо, заметит меня. Либо кто-то из продвинутых санньяси обратит внимание, что-то скажет мне. Тогда я буду думать: «Вот это говорит Кришна, да». Как правило, мы думаем так.

00:45:28 Но здесь говорится: не только так. Нужно видеть гораздо шире, Кришна не ограничен ничем. Если мы думаем, что только получаем шикшу через дикша, это ограниченное понимание гуру. Концепция гуру не ограничена. Поскольку это Сам Кришна, ади-гуру, Сам Кришна – Он ничем не ограничен. Поэтому мы можем получить наставления откуда угодно – это слова Прабхупады. «Откуда угодно», – он сказал. Он даже не сказал «в обществе преданных», он сказал: «Откуда угодно». Интересный момент. Вот это разум. Вот это духовный разум.

00:46:03 Если мы научимся применять духовный разум, то мы сможем получать знание откуда угодно. Здесь говорилось, в начале семинара – можно получить знание от пчелы, от океана, от женщины легкого поведения – откуда угодно может придти шикша. Прабхупада однажды так сказал одному ученику, он сказал: «После моего ухода будь внимателен, ты сможешь получать знание теперь откуда угодно». Ученик думал, но не мог понять, что это слово означает. Что означает «откуда угодно, что угодно, без никаких рамок и ограничений». И он сказал: «Прабхупада, как теперь это понимать? Это что – собака на меня залает, и я должен понимать какие-то наставления? То есть, вот до такой степени?» И Прабхупада сказал: «Я повторяю – откуда угодно». Он не отвергал даже этот момент. От сказал : «Откуда угодно».

00:46:58 То есть, здесь, этот семинар посвящен тому, чтобы понять концепцию гуру как можно, как можно шире. Это очень важный момент. То есть, в наставлениях мы должны узнать Кришну. Помните случай с Билвамангалом Тхакуром? [Ответ с места.] Чинтамани. Чинтамани, она была его первым гуру. Женщина легкого поведения. Но он узнал, узнал, что Кришна говорит через нее. Это разум. Он смог распознать это. И на самом деле отовсюду Кришна говорит с живым существом. Это вопрос нашего разума, насколько мы сможем понимать это.

00:47:36 И, поскольку это трудно, поэтому Прабхупада сделал общество преданных, поскольку преданные все говорят о Кришне. Чтобы мы могли общаться со святыми людьми. Это легче. Нам нужен представитель Кришны, которого мы могли бы понимать, видеть перед собой в форме человека, это гуру – представитель Кришны. Через него мы получаем дикшу, и избавляемся от греховной деятельности, от всех предыдущих грехов, это смысл дикши. Что мы получаем? Семя трансцендентного знания и оно избавляет нас от всей греховной прошлой деятельности. И тогда, когда человек очищен до такой степени, он может применять разум, и видеть гуру очень широко, отовсюду; принимать наставления отовсюду.

По ученикам судят о гуру

00:48:15 – [Неразборчиво] Вы как-то сказали [неразборчиво], что по ученикам ссудят о гуру. Я хотела [неразборчиво].
– Прабхупада это сказал. Он призывал учеников вести себя правильно, как джентльмены. Распространять в правильной форме Сознание Кришны. И он предупредил, что «по вашим поступкам люди будут судить о вашем гуру. О Кришне, о целом движении». По поступкам учеников будут судить о духовном учителе. Это слова Шрилы Прабхупады. Что здесь имеется в виду? Например, если у кого-то много учеников-неофитов, они, безусловно, ещё неопытные, они будут совершать ошибки. И кто-то может сказать: «Вот, смотрите, какие ученики. Значит, может быть, гуру неквалифицированный». Нет, не это имеется в виду.

00:49:20 Имеется в виду, что все плохие поступки, все неправильные поступки, которые совершают ученики, косвенно и прямым образом связываются с духовным учителем. Все это идет как реакция на духовного учителя. Знаете, сколько людей жаловались Шриле Прабхупаде на его учеников? А родители учеников некоторых прокляли Шрилу Прабхупаду. Но это из-за поступков самих учеников случилось, и вот что имеется в виду. Это не потому, что Шрила Прабхупада совершал какие-то несовершенные вещи. Это из-за поступков самих учеников, поскольку они неправильно действовали. Не могли правильно применить наставления Шрилы Прабхупады, недоставало разума, они были неопытны.

00:50:01 И Прабхупада принимал это все. Очень много людей могли жаловаться. Родители некоторые проклинали Шрилу Прабхупаду. Прабхупада сказал, что я проклят родителями моих учеников. Поэтому я повсюду путешествую, и не могу нигде остановиться. Это их проклятье так действует. Так он однажды говорил. Фактически, все великие святые, они прокляты материалистами. Что они именно поддерживают дух отречения в своих учениках.

00:50:33 И другие люди думают: «Это страшное учение. Теперь они не хотят нигде ни учиться, ни работать. Семья им не нужна». Видя такой дух отречения. Поскольку это ещё искусственно, они не знают, что ждет дальше этих людей. Они видят просто какой-то этап, и начинают судить о духовном учителе, и таким образом всё это переходит на духовного учителя. Они начинают обвинять все его. Но он предлагает что-то Кришне, так или иначе. Он связан с Кришной. Поэтому считается, что гуру – он в полной безопасности в этом отношении.

00:51:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– В большей степени или в меньшей степени?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Об этом нет смысла говорить, потому что мы вряд ли сможем это понять – как гуру связан с учеником. Что он чувствует, когда уходит ученик, это очень трудно понять нам.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Вы хотите убедиться, что эта связь существует, очевидно. Чтобы я привел какие-то, ещё больше примеров. Эта связь существует. Но понять эту связь сейчас для нас, со стороны гуру это очень трудно. Сейчас мы должны осознать свою связь. Научиться принимать шикшу и применять ее. Тогда, я думаю, многие вещи откроются.

Как принять материальные обязанности?

00:52:36 – Можно вопрос?
– Да.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Он от духовной жизни отвлекается?
– Не то что отвлекается, а [неразборчиво] ему надо работу найти, ему надо [неразборчиво].
– Это обозначает, что он обленился здесь, в храме? Потерял энтузиазм, да, к материальной деятельности?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Чтобы принять материальные обязанности?
– Да.
– Нужно больше отречения, безусловно. Особенно, если мы обладаем Сознанием Кришны, представьте себе. Сколько нужно отречения, чтобы заниматься материальными обязанностями.

00:53:46 Это правда. Это совершенная правда. Прабхупада, ученики его первые были хиппи. Они не работали, и денег не приносили. Они просто привыкли жить чем Бог пошлет. Они были отреченные, полностью. А один из учеников, он был инициированный, или несколько уже были инициированы, и они ходили на работу. А все хиппи просто приходили есть к Прабхупаде, слушать лекцию. И их кормили вот на эту заработную плату, которую зарабатывали инициированные преданные. Они работали, кто-то на такси, кто-то ещё как-то, и все деньги отдавали Прабхупаде. Они считались брахмачари. И Прабхупада на эти деньги готовил пиры, устраивал какие-то программы.

00:54:34 Но однажды они заметили это, инициированные ученики, и подумали: «Что-то странно это: мы инициированные ученики, и мы работаем. А они не инициированные, хиппи – и не работают». И они сказали: «Прабхупада, может быть нам тоже не работать, отречься от материальной деятельности, мы-то инициированные преданные». Но Прабхупада сказал: «Если вы не будете работать, кто будет поддерживать храм? Работайте. Надо кормить хиппи, надо кормить этих людей, чтобы они стали преданными». Одному даже санньяси он сказал: «Работай на такси, зарабатывай деньги. Все деньги отдавай в храм, нужно поддерживать храм». И санньяси работал на такси.

00:55:10 Нам сейчас кажется это очень странным, правда? Но Прабхупада говорил: «Вот, это истинное отречение. Он работает, но все, до копейки, отдает». Юкта-вайрагья. Даже это можно использовать в Сознании Кришны. Прабхупада указывал на очень, такие, важные моменты. Это неформально, то, что мы брахмачари, или грихастхи или что-то еще. Важно сознание. И, конечно, чтобы выполнять материальные обязанности – иногда брахмачари просто боится материальных обязанностей, поэтому [он их не выполняет]. Он уже давно вышел из возраста брахмачари, он давно уже всему научился, но он не хочет идти, выполнять свои обязанности. Он боится этого.

00:55:53 Я думаю, что эти страхи, они все напрасные. Полностью. Мы не должны бояться жизни. Потому что Кришна – Верховный. А мы Его слуги. И мы этот факт приняли, нам бояться нечего больше. Иначе мы будем думать, что семья – это плохая карма просто. А ребенок – это просто бедствие в жизни. И на кого же мы будем похожи в этом случае? Все выполняют свои обязанности, их нужно смело выполнять для Кришны. Другое дело, нужно научиться связывать их с Кришной. Для этого есть гуру. И потом – применять разум, это очень важно. Даже если есть гуру, но нет разума, что мы можем сделать?

00:56:46 Кришна говорит: «Я ему даю разум, при помощи которого он придёт ко Мне». Он не говорит: «Я ему даю гуру, он его инициирует и все, и забудь обо всем, и больше ничего не нужно. В конце жизни на Гаруде кто-нибудь спустится и…» Нет, Он говорит: «Я ему дам разум, а потом этот разум он использует сам, чтобы вернуться ко Мне, он придёт ко Мне». Если мы не сможем исполнять свою дхарму, свои обязанности, то как же мы разовьем разум?

Всегда ли ученики беспрекословно выполняют наставления гуру?

00:57:22 – Я слышал [неразборчиво] говорил, что [неразборчиво] в Индии, гуру, считается, все беспрекословно выполняют его наставления. Он говорил, что в ИСККОНе мы не всегда так поступаем, и [неразборчиво] если мы, допустим, не можем выполнить, мы можем отказаться. [неразборчиво].
– На самом деле нет таких различий. Не знаю, откуда эта информация. Возможно, он констатирует факт, что такое в ИСККОНе происходит. Это другой вопрос. Но это не означает, что взаимоотношения между гуру и учеником в ИСККОНе и взаимоотношения, традиционные описанные, ведические – разные. Они одни и те же. Другое дело, может быть, мы не способны так строго следовать этому принципу принятия гуру. Воспитаны в условиях демократии, собственного мнения, независимости. Мы также привыкли оценивать любое наставление, которое к нам приходит, от кого угодно. Даже дети теперь оценивают наставления своих родителей, сейчас. Хотя ничего ещё не понимают в жизни.

00:58:55 Также я думаю, что эта концепция – она просто материальная концепция. Она смешивается с духовной концепцией. Мы принимаем гуру, но лишь до какой-то степени. Но затем эта степень, она должна увеличиваться, развиваться. Это характеристика западного мира.

00:59:10 Если мы обратимся к Индии, к востоку, то там люди воспитаны в другом ключе. Просто, не то что гуру – если кто-то идет к пандиту посоветоваться, к брахману, и что-то пандит сказал, то никто это не оспорит, никогда. И никто даже не спросит ещё раз. И никто не выразит какие-то сомнения на этот счет. Такова традиция ведическая, культура. Если брахман, он говорит, основываясь на писаниях, никто не может возразить на это. Даже если это как-то невыгодно, неудобно, человек принимает это – такова культура, смирение. И мы утратили, безусловно, все это, мы никогда не были воспитаны в таком ключе. Поэтому в нашем случае принятия гуру нам необходимо немного больше времени, чтобы освоить эту культуру, этот этикет. Об этом мы здесь говорим.

00:59:56 Здесь, в этом семинаре говорится, что мы принимаем дикша-гуру, а остальными пренебрегаем концепциями гуру. Вот в чем проблема. Но на самом деле говорится, если мы не слышим шикшу других гуру, то мы не понимаем и своего гуру. Здесь как раз об этом и говорилось, что мы должны научиться видеть, понимать эту концепцию гуру. Всё, что говорит Кришна, любой, говорится, человек, кто передает наставления Кришны, основанные на шастрах, гуру – мы должны слышать Кришну через него.

01:00:25 В Индии, если кто-то говорит: «В шастрах я читал…» – и все замолкают сразу же. Все, они открывают – Кришна сейчас будет говорить. Они забывают, что это какой-то человек перед ними сидит, они: «О, сейчас Кришна будет говорить». Понимаете, какое отношение? И они будут видеть его так, как будто это шастры говорят. Это их культура. Но это и наша культура, это вайшнавская культура, на самом деле. У нас: «Я слышал, что Кришна говорит это». «А я слышал, что Кришна говорит это». И мы начинаем с Кришной сражаться как бы, используя Кришну. Но это не вайшнавская культура. Кришну нужно принимать, просто принимать.

01:01:03 Это так, но, с другой стороны, в ИСККОНе идет очень напряженная деятельность, скажем, в отличие от других сампрадай. Очень напряженная проповедническая работа, большая. И поэтому мы испытываем какое-то определённое давление, ответственность, обязанности, много придется делать. Поэтому иногда ученик, может быть, не хочет что-то делать. Потому что он загружен, просто устает от каких-то вещей. Это нельзя принимать слишком строго во внимание. Может быть, это ещё по этой причине такие взаимоотношения. Когда гуру говорит: «Ты должен продолжать вот это». А он говорит: «Гуру Махарадж, не могу больше, не хочу».

01:01:48 Иногда с таким явлением тоже можем сталкиваться, что западные преданные – очень слабые, духовно. Есть история про Аруни, помните? Гуру сказал: «Иди и воду задержи, там, в поле, чтобы вода не утекла». Какая-то дырка была, вода уходила. А он ушел и не вернулся. Целый день его не было. Гуру забеспокоился – где ученик? И он пошел искать с другими учениками искал, и кричал. А Аруни просто не смог ничего найти и он заткнул собой эту дырку. Гуру сказал – и он заткнул, и сидел там, все. Он выполнял наставление гуру. Он знал, что в это время он служит Кришне, все. Ничего здесь делать другого не нужно.

01:02:29 Он не поднимал шум: «Сколько можно сидеть в этой дырке? Что зря время теряем?» Нет, он знал: нужно совершать преданное служение, выполнять наставление гуру – я выполняю. И гуру пришел, кричал: «Где ты, Аруни?», а он закричал: «Я здесь, в дырке». «Что ты там делаешь» «Гуру Махарадж, Вы ж сказали закрыть эту дырку, вода утекала с поля. Но ничего не было, поэтому я сел и сижу, закрыл дырку». И гуру показал ученикам, вот, смотрите, вот пример, вот правильно. Это хороший пример.

01:03:04 – [Вы рассказали] как в Индии принимают шастры. А у нас, здесь, наши преданные порой действуют как испорченный телефон. Я приведу пример. Однажды Говинда Махарадж рассказал, что соль надо брать левой рукой во время еды [неразборчиво]. Там были преданные, и слышали это лично. Прошло какое-то время, и я слышал в разговоре, что преданный говорил, что время обеда соль надо брать только левой рукой, независимо от того чистая она или грязная. Просто всегда, во всех случаях жизни левой рукой. Я поправил: «В том случае, если левая рука чистая, можно брать». И это не единственный пример. Порой преданные слышат, и или сами не понимают, или кто-то им другой говорит. И получается искажение. И как же не сомневаться тогда? Как же не пытаться проверить вот эту информацию, которую слышишь от других преданных?

Эффект «испорченного телефона»

01:04:18 – Такой эффект есть, испорченного телефона. Это потому что кто-то слышит, а кто-то не слышит. Либо он упустил из виду, либо не запомнил, либо не осознал, либо не присутствовал. Вот по этим причинам. А кто-то другой просто услышал, вот и все. Отсюда все разногласия происходят.

01:04:41 Если мы все слышим из верного источника, если мы имеем доверительные правильные отношения друг с другом, между преданными, испорченного телефона не будет. Это означает, что мы не можем слышать правильно авторитетный источник, и также между нами нет доверительных отношений, полных. Поэтому наступают искажения. Уважение, любовь, доверие. Основные принципы, да, их четыре, ещё один принцип – вера, преданность. Вот эти четыре принципа – они устраняют все эти искажения. Мы станем прозрачными. Надо работать с этим.

01:05:24 – Прошу прощения, но как раз здесь получается немножко другое. То есть преданный искренне говорил это. Он искренне верил в это.
– Во что верил?
– Ну, в то, что услышал. Он неправильно понял, или тот человек, который сказал ему, он неправильно понял. И поэтому ошибся.
– Некоторые вещи можно неправильно понять, это факт, это правильно. Поэтому нужно поправить. Это естественно. Это не только здесь, это и в Индии происходит. Вы думаете, в Индии такого не происходит? Всегда можно неправильно понять что-то. Свойственно ошибаться, мы обусловленные души. В этом случае это не является каким-то серьезным грехом. Если человек просто ошибся. Это не является серьезным грехом.

О вайшнавском этикете

01:06:12 – [Неразборчиво] и инициированные преданные сидели во время прасада [неразборчиво].
– Конечно, преданные не игнорируют. Они все сидят тихо и думают: «Кто же тут игнорирует?» Никто не хочет игнорировать. Но почему так происходит, почему так получается? Кто-то должен нести ответственность, для того чтобы правильно принимать гостей. Если гости ещё идут в храм, ещё не вошли в храм, уже кто-то знает об этом. Он уже должен сказать авторитетам здесь, что идут гости. Понимаете, да, какое отношение должно быть? То есть, кто-то должен нести за это ответственность, вот и все. Это не так, что преданные игнорируют, они просто принимают прасад. Гости вошли, а они, может быть даже не знают, что это гости.

01:07:13 – [Неразборчиво.] И гости просто ушли, и [неразборчиво].
– Не знаю. Я не могу объяснить этот феномен. Я не очень понял, о чем там идет речь. Неправильно принимали прасад – что означает «неправильно»?
– [Неразборчиво.]
– Ну будем как-то потом вайшнавский этикет ещё детально обсуждать. Я думаю, могут быть ошибки, да, безусловно. Кто должен руководить. Смысл в том, что эти авторитеты, они должны руководить.
– [Неразборчиво.]
– О-о-о… Ну, тогда все. Закрываем движение. [Смех.]

01:08:16 – [Неразборчиво.]
– Есть много тонкостей, да. Возможно. Возможно. Я не слышал, я не знаю ничего об этом. Если Шиварама Махарадж говорил, значит, так и есть. Но я, не думайте, что я знаю все эти тонкости. Я сам не знаю, как я сижу и где я сижу. Меня никто не обучал таким тонкостям никогда. Тогда Шиварама Махарадж не приезжал к нам. И другие принимали Махараджей по-разному. По-разному, совершенно по-разному. Но Шиварама Махарадж, он знает ведическую культуру тонко, очень тонко.

01:08:58 Даже среди Махараджей не всё это понимают. Не все так тонко следуют этим вещам. Потому что Прабхупада иногда не требовал таких тонких вещей. Но, в то же время, он хотел, чтобы ведическая культура, она распространялась. Поэтому есть Махараджи, которые к этому очень серьезно относятся, другие, может быть, не акцентируют внимание. Я недоученный в этом отношении. С меня не спрашивали, не знаю. Я даже не слышал, что Шиварама Махарадж говорил об этом. Я могу почитать и повторять немножко то, что здесь написано. Я не являюсь авторитетом высшим.

Как развивается вера в учителя

01:09:44 – Отчего зависит вера в духовного учителя? [Неразборчиво.]
– Отчего зависит вера в духовного учителя? Возможно, это из прошлой жизни, вы говорите? Возможно, это из прошлой жизни. Но откуда она изначально берется, вера в духовного учителя? Она развивается через взаимоотношения ученика с духовным учителем. через то, что ученик принимает наставления гуру и пытается их выполнить, эти наставления. И на собственном опыте он видит, что гуру прав. То есть гуру достигает результата – сердце ученика очищается. Ученик, когда принимает наставления гуру и старается их осуществить, выполнить, он понимает этот факт, и его вера увеличивается. Это очень просто.

01:10:41 Если гуру говорит: «Делай это так», и я делаю так и получаю результат, духовный результат. Значит, вера моя увеличивается, если это получилось. Если гуру сказал правду, значит, моя вера увеличивается. Таким образом мы можем культивировать веру, принимая наставления и выполняя их.

Ответственность за неисполнение наставлений

01:11:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Шукрачарья – это духовный учитель демонов, да. И принцип ведический таков, что ученик должен следовать наставлениям гуру, это принцип. Но в этом случае это рассматривается как исключение, поскольку Сам Господь Вишну, лично присутствовал, Ваманадев. Лично присутствовал и требовал исполнения Его желаний, Бали Махараджа. Бали Махарадж должен был выполнить Его желание. Это было в соответствии с местом, временем и обстоятельствами правильно. Он пришел как брахман, пришел во время жертвоприношения, пришел к царю. Царь должен принять брахмана, одарить его всем необходимым, исполнить его желание. Таков этикет. Что Бали Махарадж и попытался сделать.

01:12:09 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Он предупредил: «Не выполняй его желание». Но мы прочитали, что на самом деле истинный гуру не затемняет Кришну. Не становится между Кришной и учеником, препятствием. А становится как прозрачная среда. И в этом смысле Шукрачарья не выполнял обязанности гуру, смотрите. Он должен был быть прозрачной средой. Он это сделал до какой-то степени, он сказал: «Это Вишну», он показал ему: «Это Вишну». Но что он сказал потом? «Не выполняй Его наставления. Не выполняй Его просьбу». То есть он действовал как демон в этом случае. Вот поэтому здесь Бали Махарадж полагался на свой собственный разум, в этой ситуации.

01:13:03 В принципе, это нормально. И он таким образом удовлетворил Господа Вишну. Полагаясь на собственный разум. Но, поскольку он все-таки не послушался наставления духовного учителя, он попал в ад. Ваманадев столкнул его в ад. Но не думайте, что это тот самый ад, нет. Он – царь на адских планетах. Он живёт там как на Вайкунтхе. Поэтому ничего плохого из этого не получилось, что он ослушался Шукрачарью. Поскольку истинный духовный учитель не становится между [Кришной] и учеником препятствием. Наоборот, становится прозрачной средой.

01:13:39 Поэтому тут смешанные вещи, видите, вот, происходят. С одной стороны, по этикету он должен признавать гуру. С другой стороны, гуру не выполнял свои функции. Поэтому нужно было применить разум, личный разум.

01:13:52 – Получается, Шукрачарья, он не является гуру, он [неразборчиво]?
– В том смысле – да, он не является гуру, поскольку он не проповедует преданное служение. Его называют семейным гуру. Он учит демонов, и просто демоны поддерживают его, его существование. Не Кришна поддерживает его существование, демоны.

01:14:23 В другом месте много хорошего говорится о Шукрачарье, потому что он может видеть Вишну, смотрите. А кто может видеть Вишну, если он не преданный? Шукрачарья – довольно таинственная фигура. На самом деле, он очень благочестивый человек. Я не знаю, каким образом он стал гуру демонов именно. Необычная… Сейчас не могу много о нём сказать, но я слышал много необычного о нем.

01:14:52 – [Неразборчиво.] Получается, что он реакции получил, за то, что он ослушался. Получается, что мы и себя же… мы делаем что-то для Кришны, и мы всё равно реакции получаем [неразборчиво]?
– Если мы делаем что-то для Кришны, то не имеет значения, какие реакции приходят. В случае с Бали Махараджем, это хороший пример, поскольку Бали Махарадж находится на адском уровне. Он живёт как на Вайкунтхе, и его дворецкий кто? Ваманадев становится его дворецким. Там же, на том адском уровне. Как же можно сказать, что он живёт в аду? Это лишь внешние вещи. Это не имеет значения, где он находится, в аду или в раю. Бали Махарадж – великий преданный.

01:15:54 Но, чтобы поддержать ведическую культуру, он столкнул его в ад. Значение гуру-ученик – это очень важно. Не пренебрегай этим никогда. Поэтому формально он показал: «Вот он заслужил пойти в ад – ослушался наставлений гуру». Но это лишь формально произошло.

01:16:16 – Наставления, допустим, вот, гуру Махараджа – намахаты проводить. А кто-то не может проводить намахат. Что ж теперь – наказание будет?
– Посмотрим, наверное, будет какое-то наказание. Какая-то экзекуция, наверное. Наказание будет, да, наказание приходит в форме того, что мы сами расстраиваемся, разочаровываемся. Неудовлетворенны. Потому что Сверхдуша, она же видит – хотим мы выполнять наставление, не хотим? Если наставление дано, и мы не хотим выполнять, то это наставление подобно тяжелому грузу, который мы носим. мы постоянно думаем, думаем, думаем об этом.

01:16:59 И, пока мы не выполняем, нам все хуже и хуже становится внутри. И мы чувствуем себя какими-то неудачниками, плохими учениками. Мы должны прилагать усилия. Даже если не получается, но мы прилагаем усилия, в этом случае мы честны. Если гуру сказал: намахаты, значит намахаты. Значит, нужно стремиться это делать. Стараться, искать новые и новые пути.

01:17:27 Говинда Махарадж сказал: десять намахат в течение этого года. Таков план. Скоро мы посчитаем, сколько уже получается. [Вопрос из зала] Десять. Двести – я не знаю, нет, десять. Я знаю – десять. Не пугайте меня. [Вопрос из зала] Десять намахат.

01:17:50 – Однажды Шрила Бхакти [неразборчиво] давал лекцию, и кто-то задал вопрос и обратился к нему «гуру Махарадж». Он не являлся его учеником, и Шрила Бхакти [неразборчиво] Махарадж сказал: «Я не ваш гуру Махарадж». Как вы можете прокомментировать?
– Таков этикет, да. «Гуру Махарадж», если мы говорим, это относится к нашему духовному учителю только. В другом случае мы можем обратиться «Махарадж». Можно так сказать. Мы «Прабху» говорим, или «Махарадж». Это этикет ИСККОНа. Но то, что здесь написано, мы прочитали, да, то есть «гуру Махарадж» можно применить к любому преданному. Но этикет ИСККОНа другой. В ИСККОНе не принято так обращаться.

01:18:32 Если мы будем друг друга называть «гуру Махарадж» и гуру Махараджа так же – «гуру Махарадж», то в чем же будет разница? Какая-то разница должна быть. Но здесь говорится, что ошибки не будет, если мы так ошиблись, то ничего страшного. Другой пример дает Шиварама Махарадж. Он говорит, что есть преданный эксцентричный один. И он во Вриндаване кланяется собакам, там, всем животным. Постоянно делает дандаваты, ходит. Такой эксцентричный, странный человек. Но, он говорит, когда он это делает, он не деградирует, смотрите, заметьте. Хотя это кажется странным – не деградирует. Он даже прогрессирует тем не менее. То есть, как бы, в главном ошибки не будет.

01:19:15 Если мы скажем «гуру Махарадж», это не приведет нас к деградации. Хотя это, может быть, с точки зрения этикета, не совсем точно выражено в той ситуации. Нас учили так, что обращайтесь к духовному учителю как «гуру Махарадж». Или «Ваша Божественная Милость». Таков этикет. А к другим духовным учителям, санньяси – «Ваше Святейшество». Или «Ваша милость», если он грихастха, например, или брахмачари; «Ваша милость». То есть, есть какой-то этикет такой. Чтобы было так же различие.

01:19:50 Но здесь просто смысл семинара в том, что мы должны расширить своё понимание гуру. Видеть гуру друг в друге, когда мы проповедуем друг другу так же. Смысл гуру-таттвы.

01:20:06 – Как сопоставить вот эти два факта, что каждый может являться нашим гуру, и невыполнение наставлений гуру, оно ведет, ну, например, в ад, да [неразборчиво]? То есть, это значит, что, если я не выполняю наставлений любого из преданных, это значит, что я деградирую, да?

01:20:30 – Есть разная степень ответственности у гуру, у разных гуру. Шикша-гуру, дикша-гуру, у них разная степень ответственности за ученика. Ученик – тот, кто получает шикшу; гуру – тот, кто дает шикшу, так скажем. Но есть дикша-гуру, а есть шикша-гуру. И дикша-гуру, он берет полную ответственность за жизнь ученика, за все жизнь ученика, до конца. Шикша-гуру – нет. Шикша-гуру несет ответственность только за свои слова. А уже за то, как ученик воспользуется его словами, он не несет никакой ответственности. Он может приехать, дать семинары, или прочитать лекции, и уехать, все. И он не знает, как преданные здесь воспользуются этим. Это уже от каждого зависит. Он не несет ответственности.

01:21:19 Духовный учитель – нет. Он дает наставления. Потом он думает, насколько ученики принимают наставления, пытается оценить это: насколько они понимают его наставления. Через какое-то время он видит, что ученики не понимают его наставлений до конца, как он хотел бы. Тогда он помогает им, он несет ответственность. Он думает об этом: как сделать так, чтобы они приняли главные наставления, в сердце. Он никогда об этом не забывает. Он постоянно об этом думает. Он несет ответственность за каждого инициированного ученика, до конца.

01:21:53 В этом случае, если мы не следуем наставлениям шикша-гуру, например (либо мы не готовы, либо мы забыли или ещё что-то), эта невнимательность также оскорбительна, безусловно. Невнимание к наставлениям Кришны, к шикше – оскорбление, невнимательное воспевание – то же самое. Но степень будет разная. Если мы невнимательны к наставлениям дикша-гуру или шикша-гуру – то это разная степень оскорбления. Конечно, когда дикша-гуру дает, и мы невнимательны, это очень серьезное оскорбление. Это более серьезно, чем если это делает шикша-гуру. Хотя и то, и другое, конечно, оскорбление. Если старший преданный дает какие-то наставления, и мы невнимательны, мы пренебрежительны, это тоже оскорбление.

01:22:40 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Великий преданный и чистый преданный, такая фраза была.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– А, это сравнение было гуру и ади-гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Это лишь сравнение с ади-гуру. Только по отношению к ади-гуру дается термин «обычный гуру». И, на самом деле, на санскрите мы не найдем, конечно, такого слова «обычный гуру». Это оборот уже европейский. Просто есть гуру и ади-гуру. Не так, что это ади-гуру, а это обычный гуру. Нет, просто гуру и ади-гуру. Мы просто подчеркивали различия между ними. Поэтому есть концепция просто гуру, а есть концепция ади-гуру. Вот, только по этой причине такой термин был написан здесь.

01:23:59 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Таково начальное восприятие духовного учителя: мы видим его тело, видим его материальные способности. Если он не обладает никакими материальными способностями, то мы вряд ли признаем, что это духовный учитель, правда? Вряд ли. Поэтому духовный учитель, он может также иметь способности хорошо говорить, например, да? Как душа реализованная, он имеет эту способность. И она может привлечь также людей-материалистов. Хорошо говорит, логично говорит, отвечает на вопросы замечательно, потом, поет хорошо, и так далее. Какие-то внешние стороны замечает.

01:25:01 Это его привлекает, но на самом деле всё это – способность говорить, петь, танцевать, общаться – она исходит из его духовного самоосознания. Это придёт позже, видение. Почему все так привлекательно, что он делает? Почему так хорошо он все он это делает, красиво? [Неразборчиво.] Сначала он привлекается материальной стороной. Потом он может спросить: «Если гуру совершенен, почему он в очках?», поскольку его концепция гуру телесна, вначале это так. Ему ещё предстоит понять, кто такой гуру вообще. Любой, кто дает наставления Кришны, основанные на священных писаниях, это гуру. Это трудно понять человеку. Он думает: «Хорошо, если я сейчас дам наставления, процитирую какую-то шлоку, значит, я гуру?» Он так может понять.

Где сейчас Прабхупада?

01:26:04 – Из разных источников я слышал разные мнения по поводу того, каково было положение Прабхупады. Одни говорили, что Прабхупада, после того, как он оставил тело, он отправился в Духовный мир. Другие говорили, что, после оставления своего материального тела он отправился на какую-то планету, где целая цивилизация, в общем, там, полубогов. Как же обстоят дела на самом деле?

01:26:33 – Я должен ответить на это? [Смех.]
– Что более правдоподобно?
– Одна группа GBC говорит это, другая группа говорит это. Чайтанья Чандра должен рассудить. [Смех.] Что я думаю на этот счет, да? Обычно я не обдумываю такие вещи. Все равно это за пределами моего понимания. Я же не могу видеть, где сейчас Шрила Прабхупада. Но, как я понимаю, Шрила Прабхупада сейчас, например. Я понимаю так, что Шрила Прабхупада трансцендентен, всегда был, с самого начала. Он был трансцендентен. Поэтому, в этом смысле, он связан с Кришной непосредственно, всегда. В этом смысле он – всегда в духовном мире. Он всегда с Кришной.

01:27:20 Но находится ли он в пределах этой вселенной сейчас или нет? Многие говорят, что, скорее всего, он где-то проповедует здесь. Он не ушел на Вайкунтху. Он не захотел уйти на Вайкунтху. Я слышал это. И мне кажется, что это похоже на правду, моё личное мнение. Мне так кажется, что это походе на правду. Шрила Прабхупада будет проповедовать в миссии Господа Чайтаньи, ещё где-то. Но, с другой стороны, мы не сомневаемся, что он трансцендентен. Поэтому то и другое можно считать правильным.

01:27:57 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, Шрила Прабхупада не бросил никого. Нет, Прабхупада остался в сердце своих учеников в наставлениях. Он до сих пор продолжает нести ответственность за своих учеников. И не только за своих учеников, как мы выяснили из семинара: Фактически Прабхупада несет ответственность за каждого человека, который получает его книгу. Огромная степень ответственности, гигантская – за каждое его слово в книге. И Прабхупада устроил так, что все преданные связаны, его книгами, его знанием. Он позаботился об этом, видите, прежде чем уйти, позаботился об этом. Он не просто ушел и бросил всех, нет. Он ушел, но остался здесь, с учениками, с преданными, остался в ИСККОНе, в движении, в GBC, повсюду Прабхупада. Нужно увидеть эту сторону, как Прабхупада присутствует.

01:29:03 Ади-гуру, конечно, присутствует, он пронизывает все движение. Это очень могущественная форма гуру – ади-гуру. [Фандар]-ачарья, основатель-ачарья – фундамент, буквально. Прабхупада – это фундамент, его знание – это фундамент всего движения. Прабхупада ушел физически, но фундамент остался. Он поддерживает это движение. Со временем, я думаю, это будет понятно больше и больше каждому из нас. Каким образм наша жизнь зависит от Прабхупады, от его книг, от его наставлений, от его милости. Я думаю, мы сможем получить это понимание постепенно.

01:29:47 – Вы вчера сказали, что гуру может пасть. Касается ли это всех гуру? Ведь Прабхупада считается, как вы сказали, трансцендентным [неразборчиво].
– Как однажды мне сказал мой духовный учитель, пасть может кто угодно, даже с трансцендентного уровня, даже с Вайкунтхи можно уйти. Он привел в пример Махараджа Бхарату.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 27 August 2013