О поклонении гуру и культе личности

Алматы - 01 января 1999
«Я просто делаю то, что хотел Бхактисиддханта Сарасвати». Бог-слуга. Может ли гуру пасть? Почему ученики разных гуру – разные? Выбор учителя. Быть учеником значит принимать шикшу. Вани и вапу. Хотите выбрать самого совершенного гуру? Гуру никогда не становится Богом. Как отличить ади-гуру от обычного гуру. Нужно ли вмешиваться в конфликт? Шикша может придти отовсюду. Азы этикета. Сойти с ментальной платформы. Уровни продвижения гуру. Когда ученик обгоняет учителя. «Почему ты такой грустный?» Что делать, если нет любви к Богу? Истории о Вамшидасе Бабаджи.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:26:44 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 253 | скачано: 642 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

«Я просто делаю то, что хотел Бхактисиддханта Сарасвати»

00:00:00 Этот эпизод, я слышал, как однажды к Прабхупаде во Вриндаване буквально ворвались духовные братья его, разгневанные, увидев, что его ученики получают санньясу, и брахманские инициации, и также матаджи, и все остальное. Так широко, так беспрепятственно. И они стали на хинди, по-моему, очень громко кричать на него. И никто из учеников не понимал там, о чем речь идет. Просто видели, что духовные братья разгневаны, и они ругают Прабхупаду, и Прабхупада просто смиренно сидит и ничего не говорит.

00:00:33 Ученики не знали, что делать: может быть, вмешаться, может быть, не следует вмешиваться. Это духовные братья Шрилы Прабхупады. Но, так или иначе, это продолжалось примерно минут 45. Они ругали его, и, как выяснилось, они именно ругали его за то, что он распространяет в западных странах эту культуру. Они сказали, они говорили, что «ты все испортишь, ты все разрушишь таким образом, давая инициации там, на западе» и прочее. Приводили какие-то аргументы, пытались.

00:00:59 Но постепенно, Прабхупада не отвечал, и они стали успокаиваться, и потом сели. Стали сидеть, молчать. Просто молчали, сидели. И тогда Прабхупада сказал: «Я просто делаю то, что хотел Бхактисиддханта Сарасвати». Они приняли в принципе это. Бхактисиддханта Сарасвати хотел это сделать. То есть Прабхупаду вряд ли можно в чем-то упрекнуть. С точки зрения, если мы знаем шастры, знаем волю парампары, волю Господа Чайтаньи.

00:01:34 Да, он очень смело действовал, факт. Но он не менял наставления шастр. Не менял волю парампары. Наоборот. Он сумел это применить, удивительным образом. Никто из его духовных братьев не смог это сделать. Все просто думали: «Кто же это сделает? Как это вообще возможно, на западе сделать такие вещи?» Прабхупада сделал это.

00:01:57 Поэтому, если кто-то меняет, скажем, что-то, да, то нужно посмотреть, насколько это расходится с ади-гуру, с мнением парампары, с шастрами. Если это расходится, то нельзя опираться на это.

00:02:14 – Ну материальная энергия – это тоже, так сказать, мертвая энергия Кришны. Но наставления – это как понять? Энергия духовная? То есть, Сам Кришна? Это духовная энергия… Или – как вот? Это же не мертвая энергия? Сам Кришна? Материя – это тоже Сам Кришна, но только мертвая энергия. Материальную энергию тоже можно назвать Кришной, все вокруг.
– Прабхупада говорит, это Кришна и не Кришна одновременно. Ачинтья бхеда бхеда таттва, в этом ответ. Философия, называется: одновременно единство и отличие. Ответ в этом вы найдете.

Бог-слуга

00:02:55 Мы продолжим читать. Итак, если, когда шикша уходит от человека, и кто-то поклоняется этому человеку на уровне Кришны, то это называется культом личности. Иначе говоря, вы приравниваете человека к Богу, не имея на то никаких оснований. Это ложно, так как по индивидуальным качествам никто не может сравняться с Богом. Единственное, что выводит гуру на уровень Бога, это шикша. Если уходит шикша, то гуру превращается в ничто.

00:03:30 Ачарье нужно поклоняться как Богу. Ачарья мам виджаниям. Шрила Прабхупада объясняет, что это значит, что мы встречаемся с Верховной Личностью Бога в наставлениях гуру. Это называется Вани-сева. Прабхупада объясняет, цитата: «Гуру означает Кришна. Кришна означает гуру. Это не майавада. Гуру – это тот, кто следует Кришне, гуру – это Сам Бог, сакшад-хари. Сакшад означает непосредственный. Во всех шастрах говорится, что гуру один – Кришна. Это утверждается в шастрах, и это признают авторитеты». [цитата на санскрите].

00:04:17 Те, кто находится на трансцендентном уровне, должны принять эту истину. Почему? кинту прабхор йах̣ прийа эва. Он самый сокровенный слуга. Таким образом, Он Бог-слуга. Почему он стал дорог? Это объясняет сам Кришна: «Нет для меня человека более дорогого во всем мире. Таким дорогим человеком становится для Меня тот, кто проповедует учение Бхагавад-Гиты».

00:04:44 Итак, у гуру есть две обязанности. Первое: он должен делать людей преданными. Второе: и учить их принципам Бхагавад-гиты. Поэтому он становится дорог Богу. Хорошее, сильное утверждение Прабхупада делает. Очень сильное. Он говорит: «Нет разницы между Кришной и гуру». Он говорит: «Это не майавада».

00:05:11 Что делает его таким? Шикша, Кришна. Он непосредственно передает знание, которое Кришна передает. В чем же разница? Часто говорил Прабхупада, что Кришна говорит: «Предайтесь Мне». И гуру говорит: «Предайтесь Кришне». В чем разница? Это то же самое, что говорит Кришна. То есть Кришна уполномочивает такого человека как личного представителя личной духовной энергии, личной духовной потенции. Разницы нет. Разница только в одном, что это Бог-слуга. Кришна – это Бог. А гуру – это Бог-слуга. Для ученика это одно и то же фактически. Поэтому гуру-таттву, вы видите, понять довольно трудно. Что такое Бог-слуга – это очень трудно понять.

Может ли гуру пасть?

00:05:53 – Я где-то читала, что Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто падает, тот не гуру, никогда и не был гуру [неразборчиво].
– Тот, кто не падал?
– Если падает, то никогда и не был гуру. То есть, я такое слышала где-то или читала [неразборчиво].
– Не знаю. В разных случаях Прабхупада может по-разному это объяснять. В одном случае он говорит: «Если чистый преданный падает, то Кришна остается в его сердце». Это очень трудно понять на внешнем уровне, что происходит. В другом случае он говорит, да, такую вещь. Гуру может пасть, это описывается в шастрах. В истории вайшнавов это явление вполне как бы, обычное. Не какое-то сверханомальное явление, это вполне обычное явление. Такое случается. Из-за внешних причин; это может произойти из-за учеников, из-за кармы учеников.

00:07:11 Например, есть такое место, где говорится, что гуру не должен брать слишком много учеников, иначе они могут стянуть его вниз. Также он не должен брать очень много неискренних учеников, вообще избегать таких учеников. Но сейчас, в Кали-югу, это довольно трудная вещь.

00:07:29 В одном месте говорится в шастрах: не принимайте учеников. Не принимайте, это большой риск. Принимайте немного. Только готовых, только искренних принимайте. Как это делал Гауракишора Дас Бабаджи, знаете, да? Вот он так делал. Когда к нему приходили и хотели стать учениками, он говорил: «Хорошо, оставь все, иди, раздай все свои деньги, и бери одну одежду и приходи сюда ко мне». И они уходили и никогда больше не возвращались. [Смех.] Так он отбирал учеников.

00:07:56 И Бхактисиддханта Сарасвати, он уже хотел утопиться в Ганге и только после этого Гоуракишор Дас Бабаджи инициировал его. Только после этого, когда он серьезно хотел утопиться в Ганге.

00:08:06 Но что касается, скажем, Бхактисиддханты Сарасвати, он принимал, 60 000 учеников принял, инициировал. Деревнями приходили и инициировались у него. У Прабхупады 10 000 учеников инициированных. Гуру ИСККОН также много принимают учеников. Это огромный риск. Почему они так делают, если в шастрах говорится: не принимайте много учеников? Потому что в другом месте в шастрах говорится: принимайте как можно больше учеников. [Смех.] Нужно спасать обусловленные души. И это миссия Господа Чайтаньи. Это как раз время Господа Чайтаньи, когда нужно много учеников, большое движение, широкая проповедь. Как гуру организует широкую проповедь, если у него не будет учеников? Именно ученики расширяют эту проповедь, помогают ему расширять проповедь.

00:08:50 Сам же гуру в конце жизни уже не проповедует. Парамахамсы, они практически не проповедуют. Они воспевают бхаджаны. Проповедь в руках учеников остается. Но одна мысль духовного учителя вдохновляет тысячи людей, и они проповедуют.

00:09:12 Поэтому это возможно. Возможно, что гуру может оставить свои обязанности. Но он остается преданным при этом. Он может остаться при этом преданным. Если же он не остался при этом преданным, то, наверное, Прабхупада вот к этому случаю говорил, я полагаю. Но, если он просто не смог выполнять свои обязанности из-за вот этих всех проблем, или произошел какой-то срыв, но он остался преданным. Нет, он продолжает духовную жизнь, так или иначе, преодолевая какие-то трудности, может быть.

Почему ученики разных гуру – разные?

00:09:49 – Можно еще вопрос?
– Да.
– Я как-то заметила, что ученики одних гуру, они отличаются от учеников других гуру. [Неразборчиво.] Например, возьмем Гопалу Кришну Госвами [Неразборчиво.] бизнесмены, художники, поэты, музыканты. [Неразборчиво.]

00:10:25 – Это немножко внешний взгляд на вещи: бизнесмены, художники. Это все ученики Гопала Кришны Госвами. Можно подумать, что он их обучает бизнесу и живописи. [Смех.] Нет, я не думаю, что они все бизнесмены и художники. Может быть, их здесь много в Алма-Ате, просто, художников, я не знаю. Но в других местах это не так, я вижу собственными глазами, далеко не так. Нет, я бы не сказал. Может быть, применительно вот к этому месту, может быть, это можно заметить.

00:10:55 Это просто потому что здесь был матх [неразборчиво], и вот они пошли, в Академии Художеств проповедовали. Пришло много преданных, увидели Гопала Кришну Госвами, приняли его, вот и все. А потом эта волна ушла, художники больше не приходят. Приехал Говинда Махарадж, художников больше не осталось. [Смех.] Вот и все, что произошло.

00:11:15 Но это факт, ученики, конечно же, отличаются разных духовных учителей. Почему? Как вы думаете, почему? Потому что духовные учителя отличаются друг от друга чем-то. Мы же все индивидуальности, конечно. Конечно, у них есть определённое настроение, определённая индивидуальность, и ученики, они как бы идут по стопам своего гуру. Они пропитываются сознанием в настроении своего гуру, это естественно. Поэтому немного мы можем отличаться. Это придает разнообразие движению. Это же не имперсонально, это очень индивидуально все. И это очень интересно, что все разные, и все преданные в то же время.

Выбор учителя

00:11:58 – [Вопрос, неразборчиво.] Это нормально или нет? [Неразборчиво.]
– Человек должен сам выбирать духовного учителя. Никто не должен ему, как бы, навязывать это. Посоветовать можно. Можно прославить какого-то вайшнава, вот таким вот образом. Нормально, это нормально. Но никто никогда не должен навязывать этих вещей. Это неправильно. Ученик должен сам выбирать духовного учителя.

00:12:41 – Если же ему нравятся все духовные учителя, он говорит, и он уже 30 лет в ИСККОНе, не может выбрать – если, вот только в этом случае, можете сказать: выбирай любого, тогда. Вот выбирай, вот, моего духовного учителя, например. Ну, можно что-то такое сказать человеку. Если он уже никак не может решить такой вопрос.

00:13:00 Ну, я слышал, как однажды один ученик говорил одному санньяси, духовному учителю, что «я уже четвертый год в движении, и я повторяю мантру, но я не могу выбрать духовного учителя. Мне все нравятся одинаково». – «Ну, и какие же проблемы? Выбирай любого!» И он кого-то выбрал, и все на этом кончилось. Раз все нравятся – выбирай любого.

Быть учеником значит принимать шикшу

00:13:24 Одно дело, когда кто-то нравится. Это одно дело. Но другое дело - взаимоотношения гуру-ученик. Не совсем одно и то же. Нравятся все нам вайшнавы, правда? Разве нет? Все вайшнавы, они как-то привлекательны, они чем-то нравятся, особенно такие возвышенные, как ученики Прабхупады. Но отношения гуру-ученик это нечто иное. Это не просто «нравится» или «не нравится». Это готовность принимать шикшу. Это готовность принимать шикшу и следовать этому. Это особенное.

00:13:58 Мы можем услышать какого-нибудь шикша-гуру нашего; ну, имеется в виду тот, кто просто проповедует, приехал, проповедует, говорит что-то. Это шикша. И нам все нравится. Но мы не берем на себя какую-то обязанность точно следовать таким наставлениям, этим наставлениям. Нам просто понравилась лекция, вот и все. Но когда говорит гуру, может быть, он и не будет какие-то интересные лекции давать, может быть, он говорить будет просто по существу, может быть он больше не будет истории какие-то рассказывать. Но разница в том, что мы должны принять то, что он говорит. Не просто услышать, а принять то, что он говорит. В этом взаимоотношения гуру-ученик. В этом разница.

00:14:40 Жить вместе с преданными означает учиться оказывать уважение, почтение другим. Вот так определяет Шиварама Махарадж. Смотрите: жить вместе с преданными означает учиться оказывать уважение, почтение другим. Учиться этикету. Суть поклонения гуру – это ценить шикшу, которую он дает. Можно устраивать вьяса-пуджи, пиры, гирлянды. Но, если человек не принимает шикшу, все это теряет смысл. Понимаете, да? Можно кричать: «Джай, джай, джай!», но, если человек не слушает лекций, то это все теряет смысл.

00:15:25 Одна ученица, она готовила для духовного учителя на квартире. Он приехал в это время, давал лекции, ездил в храм, на публичные программы, а она в это время готовила ему завтрак, обед и так далее. И он ей сказал: «Ты приходишь на лекции, ты слушаешь лекции, успеваешь?» Она говорит: «Нет, гуру Махарадж, я служу, я готовлю прасад». «Ты должна успевать на лекции». Она говорит: «Ну, я потом кассеты возьму и послушаю». Он говорит: «Хорошо, тогда я не буду приезжать, просто кассету буду высылать. Буду высылать тебе кассету, ты можешь слушать. Я приезжать тогда не буду, в этом случае». И она нашла как-то время, как-то она там сумела договориться, приложила усилия – и успели они и прасад приготовить, и на лекцию попасть. То есть он как бы потребовал, настоял на этом.

00:16:13 Бхактисиддханта Сарасвати также настаивал на этом. Вот эти люди со всей деревни приходили инициироваться, он давал им инициации. Потом начинал давать лекции, деревенские люди не понимали, о чем он говорит, практически. Там такая была степень учености, им было трудно слушать все это. Нужно было прилагать усилия. Они говорили: «Ну, всё равно непонятно». Вставали и уходили. И он кричал им со своего места: «Куда вы, мошенники, пошли?» Потому что это были его ученики. «Вы получили от меня посвящение, теперь сидите и слушайте». «Мы не понимаем, гуру Махарадж». «Все равно сидите и слушайте!» Так он действовал. Шикша.

00:16:48 Мы тоже однажды приехали, были во Вриндаване, и у нас не было переводчика. Шримад Бхагаватам, мы сидели минуту-две и уходили. Но наш GBC заметил: «Почему вы уходите с лекции, почему вы не слушаете на лекции, не присутствуете на лекции по Бхагаватам?» «У нас нет перевода», – мы сказали, – уважительная причина. Поэтому мы сразу на базар идем, и так далее». Он сказал: «Даже если вы не понимаете, всё равно сидите и слушайте, это очищает. Это шикша».

00:17:20 Это главная вещь, на самом деле, шикша, это главная вещь. Даже если мы не понимаем её, она от этого не становится менее значительной. Прабхупада делал так. Некоторые даже не могли приехать на Вьяса-пуджу, некоторые из групп санкиртаны это делали. Они выезжали в новые места, то есть там была большая аскеза, им было трудно вернуться как-то. То есть они несли большую ответственность за распространение книг. И Прабхупада, он ценил это. И что делал Прабхупада? Он пытался сам приехать к ним в этом случае.

00:17:55 Он хвалил обычно таких преданных, которые так предаются миссии . И Прабхупаде говорили: они слушают ваши лекции постоянно, они распространяют каждый день. Они увеличивают результаты, они хотят эти книги распространить по всему миру, и так далее. Они очень большие энтузиасты, и Прабхупада вдохновлялся, когда слышал все это. Говорил: «Вот, настоящие преданные, смотрите». И он старался приехать к ним сам, в те места, туда. Либо посылал кого-то, чтобы там давали лекции для них.

00:18:21 То есть там был особый случай. Я не думаю, что это надо применять во всех случаях без исключения. То есть духовный учитель в каком-то случае может так сказать, и мы должны это принять как особо важное какое-то наставление.

00:18:36 Но общий принцип, мы говорим: шикша. Почему они распространяют так активно? Почему они так с любовью заняты служением? Потому что они получают шикшу. Если мы не будем получать шикшу регулярно, мы утратим энтузиазм. Мы утратим свою связь с Кришной. Парампара – это шикша. Мы пришли получать знание.

00:18:58 Бхактисиддханта Сарасвати заметил Шрилу Прабхупаду по его способности слушать. Это главная квалификация ученика. Принятие шикши делает ученика учеником. И та же шикша превратит его в гуру. Потому что гуру – это вайшнав. Все вайшнавы – гуру. Чайтанья Махапрабху говорит: «Мой приказ: стань гуру».

Вани и вапу

00:19:23 Есть два аспекта гуру: вани, вани – шикша и вапу – облик гуру. И то, и другое является объектом поклонения. Точнее говоря, вапу – это объект поклонения пока содержит в себе вани. Вапу – это объект поклонения, пока содержит в себе вани. И тогда между вапу и вани нет разницы. Из них вани – наставления – вечны, а вапу временно, форма. Поэтому нужно воспользоваться вани, наставлениями, а не вапу, физическим присутствием.

00:20:07 Обычно мы так думаем вначале, что достаточно просто физическое присутствие, быть всегда рядом с гуру, смотреть на него, помогать в быту, что-то делать. Мы считаем, что вот это очень-очень важно в духовной жизни. Несомненно, это важно. Но вани, здесь говорится: необходимо воспользоваться именно вани, а не вапу. Но поклоняться нужно и тому, и другому. Потому что духовный учитель является физическим воплощением трансцендентного знания.

00:20:38 Если мы знаем, как почитать вани, наставления, то тогда мы не совершим досадной ошибки и не будем принимать определённые телесные качества как характеристики гуру. То есть мы не будем зависеть от характеристик вапу, которые не связаны с вани. «Гуру Махарадж такой красивый, шутит, умеет готовить». И так далее. (Интересно, это Шиварама Махарадж говорит про кого-то.)

00:21:09 Это вапу, и не имеет ничего общего с вани. Мы должны учиться видеть вани. Если мы судим о вайшнаве с телесной стороны, то это оскорбление. Санатана Госвами болел – язвы, гной, дурной запах. Но Господь Чайтанья обнимал его. Шрила Прабхупада говорил: «Я не очень хороший оратор, не знаток санскрита, не очень привлекательный внешне. Я бедняк. Почему же ученики ходят за мной?» Потому что они смогли распознать истину в том, что он говорил, шикшу.

Хотите выбрать самого совершенного гуру?

00:21:48 А вот как помочь человеку [неразборчиво]. Он долгое время практикует, очень хорошо даже. Но вот нужно принять духовного учителя. [неразборчиво]. Хочет выбрать самого совершенного учителя и из-за этого не может выбрать.
– Хочет выбрать самого совершенного гуру?
– Да. Ну, как бы, на его взгляд, самого лучшего, там. То есть, как помочь такому человеку? Я-то считаю, что проблема в том, что он, там, много знаний [неразборчиво], я думаю, что из-за этого. Как помочь?

00:22:39 – Я помню свою поездку в Майяпур. Может быть, это была первая поездка, скорее всего. И мы все смотрели на духовных учителей. Мы видели в первый раз такое количество гуру, мы приехали из России, вообще ничего не видели. Там лес данд. Там санньяси ходят, кругом, кругом – одни санньяси. Такое впечатление, что все скоро станут санньяси, знаете. Потому что все медитируют на них, ходят, вот, русские приехали в первый раз. И, кроме того, все сравнивали своего гуру, других гуру, занимались всем этим. Оценивали свой выбор, как бы, и так далее. Такой был подход.

00:23:18 И среди этих санньяси есть до сих пор один такой санньяси, без ноги. Нет ноги у него. Однажды во время службы в храме Радха-Мадхавы напали местные люди, которые в то время враждовали с ИСККОН. И бросили бомбу в зал. Прямо там, где стояла эта группа санньяси, перед алтарем. Бомба взорвалась – этому санньяси оторвало ногу. До этого у него нога эта давно болела, и гноилась, какие-то были проблемы; эту ногу оторвало.

00:23:58 Поэтому он ходит на костылях, и данда у него прикреплена к костылю. Так он как-то хитро сделал, что данда прикреплена у него, и, когда он идет, она так вот, вот так вот, качается. Видно, что он идет, сразу, по походке можно понять его. Он внешнего вида весьма такого, неказистого. Поэтому никто особенно внимания не обращает на него. Всем нравятся такие крупные фигуры, и так далее, знаете. Чей-то интересный взгляд на вещи.

00:24:30 И я также подпал под это влияние. Я как-то не воспринимал всерьез, вот, данного санньяси. Ну, потому что он был без ноги и не выглядел так величественно, может быть, как другие. Не только этот пример, можно и другие примеры назвать. Есть
санньяси такие скромные, что иногда кажется, что они просто брахмачари переодетые. Пока не услышишь, что они говорят, шикшу не услышишь.

00:24:55 Но затем была инициация, и разные духовные учителя давали инициации. И он тоже сидел на сцене, давал инициации кому-то. Мы сидели там, где все, смотрели на эту сцену, и прочее, и общались с кем-то. И индусы рядом сидели. И мы стали с ними разговаривать, и мы, конечно, спрашиваем: «Кто ваш гуру?» и прочее, когда знакомимся.

00:25:24 И вот, тут как раз были индусы, которые сказали, что вот мой гуру – вот… и назвал имя этого санньяси. Он сказал это с такой любовью, он так назвал это имя! Он сложил ладони, он так посмотрел на него… И я понял, что у него есть отношения с гуру. Сакшад хари. Он видит через него Кришну. У меня что-то изменилось после этого. Я понял, что я видел неправильным образом.

00:25:54 Самый совершенный гуру – что это такое? Что это за представление такое, что это за понятие такое? Самый совершенный гуру – что это такое? Может быть, это Кришна? Может быть, мы хотим сразу Кришну выбрать в духовные учителя? Это неправильное представление, телесное представление. Это вопрос сердца. Что значит «самый совершенный гуру»? Прабхупада говорит, такого быть не может, когда вы говорите «неквалифицированный гуру» или «самый совершенный гуру». Это глупости. Гуру есть гуру. Он представитель Кришны. Как он может быть несовершенным? А? Если он представитель Кришны? Тогда он не гуру, тогда вы не должны называть его гуру.

00:26:31 Раз мы говорим «гуру», значит он квалифицированный гуру. А что значит термин «самый совершенный гуру»? Это полное непонимание гуру-таттвы. Поэтому он и выбирает. Он еще не знает, кто такой гуру, поэтому он и не выбрал.

00:26:54 – [Вопрос, неразборчиво.]
– В этом случае мы видим, что личные отношения, они играют очень важную роль, между учеником и гуру. Вот эта уверенность, что гуру приведет меня к Богу, она более или менее зависит также от вапу, как мы видим, также. Это связанные вещи. Поскольку вапу – это физическое воплощение шикши. То есть то, что гуру говорит, он делает, понимаете, да? Иначе… Это ачарья. Иначе это не ачарья. Он делает это. Это физическое воплощение.

00:27:56 Поэтому эти две стороны, они очень важны. Но начинается все именно с вани. В вани мы получает какую-то шикшу. Затем мы наблюдаем, что делает гуру, как он себя ведет, это вапу. Находим подтверждение этой шикши в его поступках. Тогда у нас возникает уверенность, что он может научить меня, поскольку я знаю его уже. Я уже вижу его как гуру.

00:28:20 И это снова приводит к вани, к наставлениям. Форма в конце концов может уйти куда-то. Но это снова приводит к вани. Все начинается с шикши и приводится к шикше. Поскольку шикша это Сам Кришна.

00:28:41 Поэтому важно слушать гуру. Также очень хорошо иметь личные отношения, понимать его как личность. Это очень важно. Если мы не научимся этому, могут перейти в майаваду эти отношения. Если мы не увидим его индивидуальность, это может перейти в майаваду. Это не что-то тоже новое, понимаете? Не что-то давно ушедшее в прошлое. Всегда есть такая тенденция.

Гуру никогда не становится Богом

00:29:06 После ухода Иисуса Христа, что сказали о нем его последователи? Он Бог, они сказали. Он Сам Бог, – они сказали. Вот он, пример! Также был один духовный учитель, Шридхара Свами. Шридхара Махарадж, духовный брат Шрилы Прабхупады. Прабхупада очень хорошо отзывался о нем. Но его последователи объявили его Богом, ученики. Сразу после его ухода. Когда Шрила Прабхупад однажды уехал…

00:29:45 Давая Кришну, он таким образом служит Кришне. Потому что Кришна Сам об этом говорит в Бхагавад-Гите: нет никого для Меня дороже, кроме того, кто проповедует Бхагавад-Гиту. Может показаться, что между гуру и Кришной нет никакой разницы. Это правильно, но, в то же время, он остается индивидуальной душой. Он никогда не становится Богом. Прабхупада также часто это подчеркивал.

00:30:12 Прабхупаде однажды сказали, ученики сидели и говорили: «Сознание Кришны так удивительно, так прекрасно». Прабхупада сказал: «Да». Ученики сказали: «Прабхупада, вы тоже так удивительны, так прекрасны». Прабхупада сказал: «Я удивителен и прекрасен, но пока я служу Кришне», – он сказал, – «Пока я служу Кришне, это так, да. Почему? Потому что Кришна удивителен и прекрасен. Поэтому, пока я служу Кришне, я могу также казаться таким». Он объяснял эти моменты. То есть, мы должны остерегаться майавады, очень тонкие вопросы, видите. Гуру и Кришна – это одно, мы говорим. С другой стороны, мы должны видеть также это различие. Мы должны остерегаться майавады.

00:30:55 Поэтому личные отношения, они очень важны, правильные. В принятии гуру. Гораздо важнее видеть гуру как человека, который представляет Кришну. Чем видеть его как Кришну просто. Видеть его еще индивидуальность нужно.

Как отличить ади-гуру от обычного гуру

00:31:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Как отличается обычный гуру от ади-гуру? Обычный гуру, он следует наставлениям ади-гуру. Так они отличаются. Таков этикет.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Кто подтвердит это? Очевидно, что Прабхупада в нашем случае утвердил высший авторитет. Кто это? В нашем движении кто является высшим авторитетом? [Ответ с места.] Да, GBC. Бхактивинода Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Прабхупада, – дальше кто? Дальше кто? [Ответ с места.] Махапрабху уже был в парампаре. Чайтанья Махапрабху, шестеро Госвами, и так далее. Теперь мы пришли к Шриле Прабхупаде. Дальше кто? [Ответ с места.] Правильно! Прабхупада, ади-гуру уже это установил.

00:32:26 Поэтому, если кто-то хочет сказать, что он ади-гуру, или мы хотим про кого-то сказать, что он ади-гуру, мы должны спросить GBC. Если GBC подтверждает, значит, это так. Это наш принцип.

00:32:40 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Он создал GBC, да.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, поскольку Прабхупада был авторитетом, полным и абсолютным авторитетом. Он ади-гуру. GBC подчинялось ему, на самом деле.

00:33:07 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Бхактисиддханта Сарасвати.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Какие наставления? Давайте разберемся с этим.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, в соответствии с шастрами все. Ничего не изменил. Если бы ученики Бхактисиддханты Сарасвати так же проповедовали интенсивно, они бы тоже могли повторять 16 кругов, это основано на шастрах. Он не меняет шастры, ади-гуру, он просто применяет их.

00:33:39 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Вы увидите, что шастры не изменились от этого. От того, что Прабхупада ввел такие внешние новшества, шастры не изменились от этого, шастры остались те же самые. Ади-гуру не ломает. Но вместе с этим, посмотрите, Прабхупада установил высочайшие стандарты. Вот это ади-гуру. Ади-гуру – не тот, кто стандарты снижает. Ади-гуру тот, кто стандарты возвышает, на самый высокий уровень, это и есть ади-гуру. Чистота, сила гуру определяется вот этой способностью. Насколько он может поддерживать стандарты духовные, поднять их на какой уровень. И Прабхупада их поднял на самый высокий уровень.

00:34:23 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Четыре регулирующих принципа. Он обладал такой силой. И люди на Западе принимали это.

00:34:36 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Вывод понятен. Если кто-то снижает стандарты, это противоречит шастрам. Противоречит ади-гуру. Это не является шикшей. Иногда Прабхупада, да, он как бы снижал стандарты. Например, в Австралию когда он приехал. Он оставил божества Радхи и Кришны, насколько я помню. И там не было ни одного брахмана, представьте себе. Ни одного инициированного преданного, кто мог бы им служить.

00:35:14 И он инициировал их сразу в брахманы. Сразу же. Кто-то был, три месяца только мантру повторял, 16 кругов. Прабхупада дал им инициацию сразу в брахманы; и шнуры они делали из ниток, которые купили в магазине, из обычных ниток. Как-то там скручивалось это так, наспех все это было сделано, потому что Прабхупада уже уезжал, через 2 дня или через день. Храм был очень маленький и тесный, и там поставил он божества, представьте себе, такие, да? Инициирован брахманов, потом поставил божества, и потом сказал: «Мне некогда. Я проповедую по всему миру. Пожалуйста, научи их Сам всему». И уехал.

00:35:51 Но это Прабхупада. Никто не должен имитировать Прабхупаду, никто. Ни у кого это не получится. То, что мог делать Прабхупада, вряд ли может кто-то сейчас сделать. Никто не должен даже пытаться это сделать.

00:36:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Прабхупада – это личный представитель Господа Чайтаньи, так нужно понимать его. Это Его генерал. Он мог действовать от имени Господа Чайтаньи вот таким вот образом. И также нужно смотреть по результатам. Если кто-то меняет наставления ади-гуру, то должен быть результат. Какой результат должен быть? Если мы следуем наставлениям ади-гуру, который приспособил какие-то определённые вещи к месту, времени, обстоятельствам, что-то как будто бы изменил, если он сделал это правильно, какой будет результат? [Ответ с места.] Да, любовь к Богу, вот он результат. Она будет развиваться. А если неправильно, значит она не будет развиваться. Конечный критерий в этом.

00:37:02 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, почему. Со временем это вполне очевидно становится. Пока, может быть, кто-то принимает, кто-то не принимает. Но очень немного проходит времени, и все становится очевидно.

Нужно ли вмешиваться в конфликт?

00:37:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Когда Дакша – мы отклоняемся от темы, правда… Это вопрос по вчерашней лекции? Почему, когда Дакша оскорбил Господа Шиву, другие не вмешались, не остановили его при этом? Ну, потому что Дакша был самым высшим авторитетом в том собрании, так казалось. Сложно было разобраться многим присутствующим в этом. Там описывается такая вещь, что Господь Шива уже сидел, Брахма уже сидел, все уже были присутствующие собраны. Дакша вошел последним в этот зал.

00:37:57 Там должна была совершаться ягья, и прочее. И Дакша пришел. И что произошло? Помните?
– [Ответ с места.]
– Все встали.
– Нет. Да, ну, все встали, но перед этим что произошло?
– [Ответ с места.]
– Да, Он все осветил вокруг, как солнце второе. Он обладал огромным могуществом, огромным могуществом, этот человек. Полубог. Дакша. Самым большим могуществом обладал. А Господь Шива сидел вымазанный пеплом. В трансе, как сумасшедший. И было непонятно, действительно, что происходит.

00:38:32 Он же его зять. Он как сын у него, он женился на его дочери. Он должен был внешний этикет поддерживать, понимаете. Все полубоги заметили это, это же мудрецы. С внешней стороны это было нарушением. И то, что Дакша сказал, казалось справедливо поэтому. Но была большая-большая опасность в этом, поскольку Господь Шива трансцендентен. Вот это они забыли, этот момент. Из-за влияния Дакши, из-за его могущества материального.

00:38:59 – А можно ли было вмешаться? [Неразборчиво.]
– Вмешиваться может преданный только более квалифицированный.
– А если в этом случае, в это время некому [неразборчиво]?
– Тогда пока не должен вмешиваться. Иначе усугубит конфликт. Потом еще кто-то вмешается, еще кто-то, и начнется, партии образовываться.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, лучше, чтобы преданные у себя, между собой выяснили отношения. Другое дело, что, если к вам кто-то подходит, и начинает про него говорить про этого преданного, что-то плохое – переубедите, либо уйдите просто, не говорите на эти темы. Либо скажите: «Иди к нему и скажи ему это все. Почему ты мне это говоришь? Пойди прямо к нему, расскажи об этом. Это будет честно».

00:39:58 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Не видеть? Не хотите… Не хотите видеть гуру?
– Ну, как сказать? [Неразборчиво.]
– Да, необходимо слушать вани для этого. Вани. Тогда мы сможем увидеть гуру, его истинный облик, внутренний облик. Иначе все останется на физическом уровне. Это не принесет хорошего результата.

00:40:44 Сегодня мы закончим, уже поздно. Мы продолжим завтра, большое спасибо.
Шрила Прабхупада, ки джая!

Шикша может придти отовсюду

00:40:51 Приходит посол в Южную Индию, и нашел деревню, состоящую из одних чистых преданных. Каждый день они читали книгу Билвамангала Тхакура, «Кришна Карнамрита». Билвамангал Тхакур был брахманом из Южной Индии. В течение восьмисот лет он жил во Вриндаване, в районе Брахма Кунда. И он написал очень важную книгу, Кришна Карнамриту.

00:41:22 Эта книга начинается с одной шлоки. Он выражает своё почтение гуру, и первое, с кого он начинает, это Чинтамани. Она была блудницей, к которой он был привязан. Но она сыграла в его жизни роль вартмана прадакшика, или шикша-гуру. Она пробудила в нем сознание Кришны. Итак, он склоняется перед Радхарани, перед своим дикша-гуру и, одновременно с этим, предлагает свои поклоны проститутке. Почему?

00:42:02 Потому что они равны и неотличны друг от друга. Чинтамани сама не стала преданной. Но от нее изошло духовное наставление. И в тот конкретный момент её устами говорил Кришна. Значит, она является гуру.

00:42:22 Бхактивинод Тхакур был шикша-гуру Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Гауракишора Дас Бабаджи был его дикша-гуру. Он дал ему посвящение в Махамантру и Гаятри-мантру. Гауракишора Дас Бабаджи считал Бхактивинода Тхакура своим шикша-гуру. Бхактивинод Тхакур считал Гауракишору Дас Бабаджи своим Бабаджи-гуру. И все трое приняли Джаганнатху Даса Бабаджи своим шикша-гуру. Понятно что-нибудь? [Смех.] Следите внимательно еще раз.

00:42:57 Бхактивинод Тхакур был шикша-гуру Бхактисиддханты Сарасвати. Гауракишора Дас Бабаджи был его дикша-гуру. Дикша-гуру Бхактисиддханты Сарасвати. Он дал ему посвящение в Махамантру и Гаятри-мантру. Гауракишора Дас Бабаджи считал Бхактивинода Тхакура своим шикша-гуру. Бхактивинод Тхакур считал Гауракишору Дас Бабаджи своим Бабаджи-гуру. И все трое приняли Джаганнатха Даса Бабаджи своим шикша-гуру.

00:43:35 Здесь столько разных отношений. Но они все гармоничны, нет конфликта. Точно так же в нашей большой духовной семье присутствие многих дикша и шикша-гуру помогает правильно развиваться в сознании Кришны.

00:43:54 Итак, мы не должны глупо разделять шикша и дикша-гуру. Как это делать правильно? То есть, различия есть. Но здесь говорится: мы не должны это глупо разделять. Как правильно разделять, различать? Каков критерий различия в категориях гуру? Это степень ответственности, которую он на себя берет по отношению к своим ученикам. разные категории гуру берут на себя разную степень ответственности.

00:44:28 Это первый. И второй, второй важный критерий – это качество знания, степень продвинутости, его уровень. Мы думаем, что слово гуру указывает на какой-то гарантированный стандарт в сознании Кришны. Но это не так. Гуру – это вайшнав. Но все вайшнавы находятся на разных уровнях. И гуру также находятся на разных уровнях. В идеале гуру – это уттама-адхикари. Но и мадхьяма, и каништха могут исполнять роль гуру. Но они не так умело руководят, как уттама-адхикари.

00:45:07 Итак, две вещи: степень ответственности и уровень продвинутости. Это два основных критерия различий гуру. Давайте обсудим.
– Вот, степень ответственности – это что значит, как-то пояснить можно?
– Степень ответственности? Разная степень ответственности означает, что, когда гуру дает наставления, и ученик принимает, гуру ответственен не только за свои слова, за свои наставления, но и за то, как ученик применяет, исполняет наставления. Дикша-гуру. Шикша-гуру, он не берет ответственность за то, как ученик будет исполнять, прилагать его наставления. Он несет ответственность только за свои конкретные слова, за наставления. Вот в этом разница в ответственности.

00:45:59 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Гуру – это тот, кто дает наставления, духовные наставления, основанные на священных писаниях; это гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Сначала давайте разберемся вот с этим, с духовной стороной, хорошо? Как формальная сторона – это уже другой вопрос. Как это принято, скажем, в ИСККОН или в других местах. Давайте разберемся с принципом самим.

00:46:25 То есть, здесь речь идет именно о гуру-таттве. Не о гуру ИСККОН, а о гуру-таттве. Вот эта категория, она очень важна для понимания. То есть любой, кто дает духовные наставления, основанные на священных писаниях, он гуру. Вот это важный момент, важно уяснить. Важно увидеть гуру-таттву. Не увидеть какого-то человека, который занимает место гуру, положение гуру, скажем так, да? Внешне так мы видим. такие тоже вещи есть, безусловно, мы должны признавать, это так. Но нужно увидеть гуру-таттву, то есть увидеть широко концепцию гуру. Вот об этом здесь речь идет, в этом семинаре.

00:47:05 Как увидеть, различать гуру? Вот в этом случае мы прочитали: Билвамангал Тхакур. Он предлагает свои поклоны, начиная от Радхарани, и так далее, и Кришне – начиная с Чинтамани, с блудницы. А они на одном уровне, сначала ей, потом Радхарани. И, с материальной точки зрения, это очень странно. Но, с духовной точки зрения, от нее изошло наставление непосредственно от Кришны. Кришна через нее говорил. Это гуру-таттва. Он узнал, он узнал гуру в Чинтамани. Он увидел наставления Кришны, услышал от нее. Вот это важный момент.

00:47:45 С этой точки зрения, мы должны видеть, что каждый вайшнав – гуру. Вот, в семинаре это многократно подчеркивается. Кто такой гуру? Это вайшнав. Вайшнавы на разных уровнях, значит, и гуру тоже на разных уровнях. Но все это категория гуру. Да? Обычно мы думаем: кто гуру? – Это дикша-гуру, мы думаем. Все. Да, этим наше внимание было ограничено все это время. Но здесь говорится нечто иное. Нечто особое, так что теперь мы можем расширить своё понимание гуру.

00:48:14 И, если кто-то дает наставления, духовные наставления, основанные на священных писаниях, то это гуру-таттва. Это не означает, что человек стал дикша-гуру, или каким-то еще, продвинутым особо, если он дает какие-то наставления, он не должен гордиться этим. Но в этом случае Сам Кришна может говорить через него. Вот что необходимо видеть. Чтобы не получалось так , что мы принимаем дикша-гуру, а остальные – мы не знаем. Не знаем, что с остальными делать. Насколько их принимать, насколько не принимать, просто не знаем. Следуя формальной стороне, мы упускаем очень много ценных вещей.

00:48:49 И гуру-таттва – это не просто какая-то отдельная личность, понимаете, да? Гуру-таттва – это наука. То есть гуру распространяет себя всюду. Кто такой гуру? Кришна. Изначальный гуру – это Кришна. Поскольку гуру всепроникающий, гуру-таттва также всепроникающа. Вот этим и сложно понимание гуру-таттвы. С одной стороны, мы видим обычных людей, это преданные, которые на своем уровне могут быть каништха-адхикари, могут быть мадхьяма-адхикари, может быть, это уттама-адхикари. Но через них приходит гуру-таттва, Кришна.

00:49:24 И мы должны просто научиться распознавать Кришну, общаясь с преданными. Как? Поддерживая правильный этикет. Именно с этой целью необходим этикет.

00:49:38 – В случае с историей [неразборчиво] Господа Чайтаньи, к какой категории [неразборчиво]?
– Мальчик, который давал наставления Господу Чайтанье? Воспевать Святое Имя прямо в туалете, да? Это тоже гуру-таттва. Это тоже гуру-таттва. Шикша-гуру.

00:50:04 Представьте, у Прабхупады был случай такой. Однажды в Америке он совершал церемонию инициации, Прабхупада, должен был инициировать учеников, и большинство из них (практически, все) в общем, они не знали, что такое церемония инициации, это были первые дни, тогда, в то время. Прабхупада что-то сказал, что нужно сделать вот эти кирпичи, принести песок, он показал, как сделать эту арену, но тонкостей никто не знал. И Прабхупада, он чувствовал раздражение в тот день. Что ученики, они не спрашивают его, делают неправильно все, и, тем не менее, не обращаются к нему. Он чувствовал, что гнев у него есть такой.

00:50:39 И перед самой церемонией инициации – там были гости, новые люди пришли посмотреть на все это, это родственники, друзья, там, вот этих преданных, учеников. Порадоваться за них, что они нашли духовного учителя. Какая-то новая традиция, вот, из Индии, гуру, и так далее. Прабхупада дал лекцию, насколько важно воспевать Святое Имя. А, поскольку это харинама-инициация, то гуру обычно говорит в этот день о Святом Имени. Об оскорблениях и прочие вещи. Прабхупада, он говорил, что Харе Кришна мантра – это лекарство от всех беспокойств, от всех проблем, то есть она освобождает всех.

00:51:10 Он говорил об этом, и к новым людям обратился и сказал, что, если у вас просто даже какие-то проблемы есть в жизни – просто повторяйте «Харе Кришна» и мантра вас избавит от этих проблем. И лекция понравилась всем. И затем должна была быть церемония инициации. И ученики сидели, даже не в вайшнавской одежде, и что-то такое…

00:51:31 И Прабхупад стал ругать всех. Что вы не знаете, как все это делать. И вы не спрашиваете меня. И вы все делаете по-своему. Мы должны сохранять традицию. Где все принадлежности для церемонии? Где фрукты? – «А, фрукты? Прабхупада хочет фрукты». Побежали на кухню. Нарезали фруктовый салат. Фрукты нужны были для украшения церемонии. Ученики ничего не знали. Для украшения арены. Принесли фруктовые салаты. Прабхупада еще больше стал ругать – это все в присутствии гостей – он стал так их ругать, своих учеников! Прабхупада так разгневался!

00:52:09 И какой-то человек, который первый раз был там, послушал лекцию, все это, он подошел к Прабхупаде и сказал: «Прабхупада, так Вы повторяйте Харе Кришна, она избавляет от всех беспокойств». [Смех в зале.] И что стал Прабхупада делать? Он взял четки и стал повторять… Гуру-таттва.

00:52:26 От него изошло это наставление на самом деле. Но Прабхупада знал, что это не от него наставление изошло, а от Кришны наставление изошло. И теперь к нему же это наставление вернулось, поскольку Кришна – в каждом сердце. И мы можем подумать: как Прабхупада был смиренен, откуда такое смирение? Смотрите, он был таким гуру, такого масштаба – и какой-то хиппи подошел, говорит: «Повторяй Харе Кришна и будешь счастлив». И Прабхупада берет четки и повторяет «Харе Кришна». Прабхупада видит Кришну, вот в чем дело, вот в чем смирение. Это знание.

00:52:56 Так что гуру-таттва – это не какая-то конкретная личность. Гуру-таттва распространяет себя откуда угодно. Как мы узнаем, даже дерево может быть духовным учителем. Поскольку Кришна – всюду. Вот это принцип гуру-таттвы.

00:53:14 – Интересно, как Кришна смотрит, Он, получается, смотрит, через кого бы дать вот этому преданному наставление? То есть, преданный попадает в какую-то ситуацию, и Он думает: «Вот сейчас Я могу [неразборчиво] дать наставление». То есть, Он как бы не ограничен временем, местом [неразборчиво].
– Кришна не обусловлен, Он трансцендентен. Он может управлять чувствами. Он Ишвара. Ему не составляет труда, не то чтобы Он задумывался: «Через кого бы что-то сказать?» Он не на ментальном уровне это делает, нет. Совершенно другой, трансцендентный уровень. И живое существо может даже не подозревать в этот момент, что Кришна говорит через него, совсем не обязательно это.

00:53:57 Чинтамани просто бросила фразу. Но, безусловно, она удивилась, она удивилась преданности Билвамангала Тхакура. И, когда она увидела его преданность, она подумала о Боге. Это уже был Кришна в её сердце. Когда она подумала о Боге, она бросила одну фразу: «Если бы ты был таким преданным Кришны, ты бы добился большого успеха в этой же жизни». И так, Кришна сделал, хотя Чинтамани, она сама не следовала процессу преданного служения, не стала чистой преданной такой.

00:54:27 – Она получила благо?
– Да, конечно. Так же, как мать Дхрувы Махараджа получила благо, такое благо: она ушла в Духовный мир. Просто сказав Дхруве: «Иди в лес, ищи Бога» и все. Это все, что она сделала. Но Дхрува использовал это, и добился успеха.

00:54:46 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Вопрос не так стоит. Вопрос в том, что уже шикша есть, гуру. Мы не можем спросить: «Зачем они нужны?» Они уже присутствуют. Все вайшнавы – шикша-гуру, как выясняется. Как мы можем сказать: «Зачем они нужны, вайшнавы?» Если вайшнав присутствует, он действует как гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, сначала мы должны усвоить гуру-таттву. Погодите еще о конкретной личности говорить. Сначала мы должны еще понять, что такое гуру-таттва и как принимать духовного учителя. Нужно еще разобраться с этим. Мы еще не разобрались. Еще нужно научиться принимать конкретную личность.

00:55:56 Поскольку, когда мы принимаем гуру, это конкретная личность. Когда мы говорим о гуру-таттве, это общая концепция, философская концепция. Но, когда мы говорим о дикша-гуру, о шикша-гуру, о конкретных личностях, здесь особая наука – принятие духовного учителя. Тут нужно знать этикет. Есть этикет ученика и гуру, взаимоотношения между ними. Это уже другой, отдельный вопрос.

00:56:20 Сейчас достаточно знать, что мы должны распознавать шикшу, откуда угодно. Особенно, в обществе вайшнавов. Все вайшнавы, мы здесь прочитали, являются гуру. Либо кто-то дикша гуру, а кто-то шикша-гуру, а кто-то, может быть, вартмана прадакшика гуру. Все вайшнавы, они находятся вот в этих трех концепциях гуру, обязательно. И мы должны научиться видеть их именно таким образом. Вот сейчас о чем речь идет.

00:56:50 – Господь Брахма, он все-таки не получил наставлений от гуру [неразборчиво].
– Господь Брахма? Он получил наставления ади-гуру. От Кришны. Кришна – ади-гуру и чайтья-гуру в сердце. Безусловно. В том-то и дело, что ади-гуру, изначальный гуру – это Кришна. Поэтому Брахма получил наставления от своего гуру. Его гуру – Кришна. Так же, как Кришна Арджуну наставлял.

00:57:21 – А от чего будет зависеть то, что кто-то будет видеть эту гуру-таттву и будет осознавать это. Вы, по-моему, сказали, это зависит от этикета [неразборчиво], Если вот, допустим, Биламангал Тхакур, он, допустим, смог увидеть это в словах Чинтамани [неразборчиво]
– Когда мы говорим о том, что Кришна всепроникающ, Он всюду, что мы имеем в виду? Как это понимать, что Он всепроникающ? Как мы это увидим?
– [Неразборчиво.]
– Вот, этикет отношений, он поможет нам увидеть гуру-таттву.

Азы этикета

00:57:58 – Но этикет отношений, то есть, это поподробнее, что будет значить конкретно, на примерах, допустим? Не могу понять, что значит этикет?
– Этикет, мы не упоминаем сегодня об этикете, но я имею в виду, что преданные, они знают все эти вещи. То есть принцип же очень простой, да? Каковы взаимоотношения между преданными, какие есть уровни, градации преданных? Равные, старшие, младшие. То есть, это известная вещь. То есть, когда мы говорим об этикете, мы, конечно, имеем в виду вот это: что есть градации – есть равные, есть старшие, есть младшие, обязательно, у каждого. Кто-то младше, кто-то старше, кто-то равный. Мы все в таких условиях.

00:58:37 И вот, в зависимости от того, как мы правильно поддерживаем этикет с равными, младшими и старшими, зависит наше понимание гуру-таттвы. Именно вот этот момент имеется в виду. Этикет.

00:58:48 – Можно ли сказать о том, что каждое мгновенье нахождения в этом материальном мире является как бы наставлением Кришны? Просто мы не всегда это в своей обусловленности можем рассмотреть?
– Это то, как видят чистые преданные. Чистые преданные видят таким образом.

Сойти с ментальной платформы

00:59:15 – Проблема именно в этом, насколько чистый [неразборчиво].
– Не совсем. Может быть, это и так, но я бы хотел, чтобы это сошло с ментальной платформы. Чтобы мы не на ментальной платформе пытались это понять. Если мы на ментальной, на уровне ума попытаемся осознать: «Какое сейчас Кришна дает мне наставление?» То есть, мы будем загружены, перегружены на ментальной платформе. Мы станем неподвижными как бы. Мы запутаемся, на каждом шагу... Это так же, как контролировать с точки зрения сокращения мышц каждое своё движение: какую мышцу нужно сократить сейчас, чтобы что-то сделать, да? То есть, мы запутаемся просто. Невозможно будет регулировать все.

01:00:00 То есть, важно, мы должны понять пока сам принцип, но не быть ментальными при этом. Не спускаться не ментальный уровень. Когда мы говорим о Кришне – это не ментальная платформа, это выше. Эта платформа, она доступна с позиции разума. То есть преданный должен научиться жить в Сознании Кришны, при этом он должен ощущать Кришну как бы, научиться ощущать, понимать Кришну, сознавать Кришну, Прабхупада говорил. Не просто на ментальной платформе размышлять, понимать Кришну, но осознавать Кришну.

01:00:30 И вот, в степени своего осознания Кришны он должен действовать. Но мы говорим о том, что вот это широкое видение, этикет вайшнавский, он поможет нам увидеть Кришну быстрее. Если мы последуем лучше наставлениям, которые мы получили от Шрилы Прабхупады, от наших духовных учителей, мы быстрее будем развиваться. Мы быстрее получим это осознание.
– То есть, можно сказать, что [неразборчиво].
– Да, конечно.

Уровни духовного продвижения гуру

01:01:07 Уровень духовного продвижения. Прабхупада написал, 1966 год: «Как правило, духовный учитель принадлежит группе вечно освобожденных спутников Кришны. Как правило. Но любой, кто строго следует всем принципам, которые проповедует такой человек, находится на том же уровне, как и любой другой член этой группы. Освобожденный ачарья или гуру не может совершить никаких ошибок. Однако есть менее квалифицированные люди, кто не освобождены. Они тоже могут выступать в роли гуру или ачарьи, если они строго следуют принципам ученической преемственности.

01:01:55 В форме сутры Прабхупада говорил, вы смотрите, как сжато и абсолютно все описал. Сразу правильно описал вот этот уровень продвинутости. Как это понять, уровень продвинутости гуру? Поскольку гуру-таттва – это, с одной стороны, абсолютная категория, а с другой стороны мы говорим об уровнях гуру. Прабхупада ясно написал, этот смысл, понятен?

01:02:17 Я прочитаю еще раз. Как правило, духовный учитель принадлежит группе вечно освобожденных спутников Кришны. Но любой, кто строго следует всем принципам, которые проповедует такой человек, находится на том же уровне, как и любой другой член этой группы. То есть, любой тот, кто строго следует всем принципам, которые дает такой освобожденный гуру. У нас в Бхагаватам описаны шикша-гуру. Огромное количество: Майтрея, Видура, Шукадева Госвами. Они освобожденные души, можно сказать. Многие из них – освобожденные души.

01:03:02 Если мы просто последуем этим наставлениям. И Прабхупада дает нам также, продолжает давать. Если мы просто последуем их наставлениям, мы принадлежим к той же группе.
– [Вопрос, неразборчиво].
– Да, не искажает. Гуру – тот, кто принимает и передает, не искажая, вот его функция. Он принадлежит к той же самой группе, хотя сам не является освобожденным при этом.

01:03:23 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да. Освобожденный ачарья или гуру, что тут имеется в виду, не может совершить никаких ошибок. Это понятно. Однако есть менее квалифицированные люди, вот, тут говорится об этом: они менее квалифицированными могут быть, кто не освобождены, они тоже могут выступать в роли гуру или ачарий, если они строго следуют принципам ученической преемственности. То есть, пока они следуют, их можно воспринимать как гуру.

01:04:19 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Верно, в той степени, насколько мы следуем ученической преемственности, в той степени мы являемся духовными учителем. Шикша-гуру, или вартмана прадакшика гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Наставления? Садхана бхакти, да. Садхана бхакти, также внутренний процесс развития качеств имеется в виду.

01:04:41 – Если даже мы следуем всему, особо глубоко не понимая вещи, на этот момент времени мы считаемся находящимися на том же уровне?
– Да. Прабхупада говорил это, подтверждал.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, как пишет он, сразу все кончается. Он говорил, что, «поскольку вы уже совершаете практику преданного служения, вы уже освобождены», – Прабхупада говорил; часто он повторял это. «Не беспокойтесь, вы уже освобождены», – он говорил. Хотя ученики, может быть, не осознавали этого, да. Но Прабхупада видел: поскольку, пока они следуют, они считаются на освобожденном уровне, они продвигаются к Кришне прямо, на настоящий момент времени.

01:05:11 – [Вопрос, неразборчиво.]
А Прабхупада – вечно освобожденная душа, всегда.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, да. Что от нас и требуется, видите. Именно на это нацелены все наши усилия, руководства и нас лично, самих: как выполнять, приложить наставления, садхана бхакти и как строго следовать всем правилам, предписаниям. И таким образом учимся, продвигаемся.

01:05:43 И тут дает пример Шиварама Махарадж. Например, кто-то является хорошим электриком, а кто-то его подмастерье, помощник. Однако, если опытный электрик говорит: «Соедини этот провод с этим», и его подручный делает это, то все, что он делает, является тем же самым, что делает опытный электрик. Простой пример, и совершенно ясный. Прабхупада много привел подобных примеров также. То есть, подмастерье работает под управлением опытного электрика. Опытный электрик просто говорит: «Соедини вот эти провода, а вот эти с этими проводами» и результат есть, правда? В чем разница, скажите? Есть в чем-то разница? Нет никакой разницы. Результат тот же самый. Что бы он сам это сделал, либо его подмастерье, разницы никакой нет. Пока подмастерье следует его наставлениям. Только в этом случае.

01:06:42 Из Четвертой Песни, цитата: «Если человек неукоснительно соблюдает указания освобожденной души, даже если сам он не освобожден, строго следуя примеру и указаниям освобожденной души, добивается того, что все его действия становятся свободными от гун материальной природы». Смотрите: «свободными от гун материальной природы». То есть, он просто следует наставлениям. Поэтому есть два типа гуру, здесь говорится: освобожденный и неосвобожденный гуру. Это разные уровни гуру. Прабхупада здесь говорит, это редко бывает, когда гуру – освобожденная душа. Редко, обычно в истории это редко бывает.

01:07:26 И далее, «Нектар наставлений»: «Человек не должен становиться духовным учителем, если он не достиг уровня уттама-адхикари». Вайшнав-неофит или вайшнав, находящийся на промежуточном уровне, может также принимать учеников, однако эти ученики должны находиться на том же уровне. И нужно понимать, что они не смогут хорошо продвигаться к достижению высшей цели жизни, следуя его недостаточному руководству. Это «Нектар наставлений».

01:07:57 Тогда можно спросить: «Какой смысл принимать такого духовного учителя?» Очевидно, вопрос такой возникает. Ответ таков: положение вайшнава – не застывшее. Уже мы понимаем, о чем ответ будет: не застывшее положение вайшнава. Нельзя сказать, что это вечный каништха-адхикари, а это – вечный мадхьяма адхикари, а это – вечный уттама адхикари. Не застывшее. Он продолжает преданное служение и продвигается. Если ученик, которого он принимает, между ними есть достаточный разрыв в знании и понимании, то он может воспитывать своего ученика, одновременно продвигаясь вперед.

01:08:37 Понимаете, да? То есть разрыв, огромный разрыв в знании существует. То есть гуру может уже обуздать чувства к тому времени, например, освободиться от невежества больше, в большом количестве, огромном количестве. И по сравнению с учеником, кандидатом, которого он принимает, огромная, огромная разница может быть. В этом случае он может принять ученика и прогрессировать дальше. Не застывшее положение, он также прогрессирует, и скорость прогресса духовного учителя довольно большая.

Когда ученик обгоняет учителя

01:09:07 Поэтому какой основной критерий? Кто гуру? Тот, кто следует своему гуру, вот и все. Принцип парампары. Пока он следует, он гуру. А скажите, а освобожденная душа, он должен следовать своему гуру? Или освобождается от таких обязанностей? [Ответы с места.] Безусловно, то же самое. Принцип тот же самый. И, когда гуру достигнет высшего уровня, он сможет дать ему все необходимое. Если по этой причине ученик развивается быстро и перегоняет своего гуру, то Кришна устроит так, что он встретится еще с кем-то, кто поможет ему продвигаться дальше.

01:09:54 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Ну, как видите. Все может быть, почему нет? Вспомните Рамануджу Ачарью. Кто был его Гуру? Не сам Ямуначарья. Он не успел получить инициацию от него. Он получил инициацию от его ученика. Как его звали, я уже сейчас не помню.

01:10:17 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Имя.
– [Неразборчиво.]
– [Неразборчиво.] Нет. Неважно. Но, когда пришло время, его духовный учитель отправил его к другому духовному учителю, чтобы он получил дополнительные наставления, мантру. Посвящение в особую мантру. Не сам его гуру дал ему это наставление. Он послал к другой личности, к более продвинутой личности послал. И Рамануджа Ачарья получил эту мантру от более продвинутой личности. Это как раз тот самый случай, когда Рамануджа Ачарья, он был более продвинут.

01:10:57 И однажды, когда Рамануджа Ачарья сидел с учениками (при жизни гуру он мог принимать учеников, такая традиция у них была). Когда он сидел со своими учениками, пришел его инициирующий гуру. Вошел в комнату и поклонился ему в ноги, коснулся его стоп и ушел. И Рамануджа, он не сдвинулся с места. Он не сделал поклона, ничего. И ученики, они сразу спросили Рамануджу Арарью: «Почему так? Это же кажется нарушением этикета». Ученики сразу спросили об этом. Еще одна сторона важная: если гуру, кажется, делает что-то неправильно, ученик должен сразу спросить об этом. Он не должен быть в невежестве. И Рамануджи Ачарья сказал, что «если мой гуру Махарадж желает что-то сделать, почему я должен препятствовать этому, его желаниям?» То есть это было проявление фантастического смирения, на самом деле. То есть Рамануджи Ачарья на очень высоком уровне находится. И тут как раз, может быть, к этому пример.

01:12:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Освобожденную душу по определению может увидеть только освобожденная душа. Освобожденную душу. Уровень гуру очень трудно определить для ученика, поскольку для ученика гуру – сакшад-хари, представитель Хари. Он видит Кришну через него. Поэтому уровень гуру для ученика очень трудно определить. Это и не важно в каком-то смысле. Ему важно видеть его как представителя Кришны.

01:13:09 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Я никогда не видел Гоура Говинды Махараджа, ни разу. И я не знаю также. Я знаю, что об этом говорят в ИСККОНе, он в самадхи находится сейчас. Он не был кремирован, в самадхи, с самого начала его положили в самадхи, признав чистым преданным, GBC. Гоур Говинда Свами. Но до этого никто об этом не говорил таким образом. И я не видел, может быть, я видел его, но не обратил внимания. Тут мы должны полагаться на авторитет GBC.

01:13:46 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Мир всегда наполнен какими-то проблемами. Знаете, в момент ухода Гауракишоры Дас Бабаджи была проблема, они спорили, кому достанется тело. И хотели протащить его по улицам Навадвипа. Но нам существенен единственный факт, что Гауракишора Дас Бабаджи был чистым преданным, вот и все. Так же, как и Гоур Говинда Свами был чистым преданным, вот все, что нас интересует. Нас не очень интересуют проблемы все эти.

«Почему ты такой грустный?»

01:14:16 Я вспомнил один случай, о котором мне рассказал один преданный, Джапа, он здесь как-то был в Алма-Ате, помните? И он видел Гоура Говинду Свами и, кстати, был очень сильно привлечен. И поэтому он рассказывал кое-что о нем. Он сказал, что он индусского происхождения, но почему-то им очень сильно привлекались именно американские преданные, американцы; много американских учеников было. И то, что Джапа заметил как бы в их отношениях, что ученики, они, ну, просто потрясающе привязаны к нему. Вот именно настолько много любви от учеников он имел, хотя сам он не делал чего-то такого необычного, сверхординарного, но вот ученики были очень сильно привязаны к нему, личные отношения.

01:14:16 И он любил встречаться с учениками просто, там, даршаны, беседы, очень любил так часто общаться с ними. И он увидел такую картину: как ученики окружали его, сидели, и вот Гоур Говинда Свами сидел, у него была такая трость, толстая, рядом. Он пожилой человек. И он что-то говорил о Кришне, он в таком был духе хорошем очень, улыбался. Ученики сидели, слушали, а один прямо перед ним сидел, такой, унылый-унылый совершенно. При всей, вот, атмосфере трансцендентной, совершенно унылое состояние. И Гоур Говинда Свами говорил что-то, а потом взял трость. Никто не знал, что он будет делать, он ничего не говорил. Взял трость, размахнулся куда-то и по голове этому ученику - бах! Большая толстая трость.

01:15:51 Довольно сильно (стук такой был прямо) по голове, и сказал: «Чего это ты такой грустный?» Вот этот эпизод он рассказал, очень понравилось, удивительно было, потрясающе! Как он обходился с учениками, будил вообще, пробуждал Сознание Кришны. [Смех.] Во время лекции просто взял трость, размахнулся не глядя, просто взял - бух! по голове. И тишина была такая. «Почему ты такой грустный?» [Смех.] Он улыбался, сиял при этом. И ученик не знал, смеяться ему или плакать? Гоур Говинда Свами. Но я не видел его.

Что делать, если нет любви к Богу?

01:16:36 Кто-то может сказать, что в ИСККОНе ни у кого нет любви к Богу. И тут же предлагать кого-то, у кого она есть. Но проблема не в том, что у кого-то нет любви к Богу. Вначале это не так важно. Вначале мы должны научиться владеть своим умом, чувствами, понять что «я не тело». И если есть мадхьяма-вайшнавы на достаточно высоком уровне развития, они безусловно могут дать нам все, что необходимо в данный момент. Если по какой-то причине у них нет еще любви к Богу, следуя принципам ученической преемственности, в свой срок они могут обрести её, как это сделали другие люди. Вот еще одно утверждение.

01:17:20 Кто-то может сказать: «Кого выбирать? У них нет любви к Богу». Если вы поедете во Вриндаван, в Индию, вы найдете такую апа-сампрадаю, которые подходят часто к преданным ИСККОН и говорят: «Подумай хорошо. Кто такой гуру, как тебе кажется? Гуру – освобожденная душа, правильно?» Ученик думает: «Конечно, должен быть освобожденной душой». Хотя это не так, не обязательно, как здесь выясняется.

01:17:44 – А разве освобожденная душа не видит твою сварупу? Кто ты в духовном мире? Должна же видеть?
– Должна.
– А твой гуру Махарадж уже сказал тебе об этом?
– Нет, еще не сказал.
– А что, подумай, что это означает? Может быть, твой гуру Махарадж – не освобожденная душа? Может быть, у него вовсе нет любви к Богу?

01:18:03 Это вкратце, я утрирую, но в принципе их беседа идет вот в этом русле. И вот ответ на этот вопрос: кто это может так сказать? Что нет любви к Богу в ИСККОНе ни у кого, даже из гуру, скажет. Но, вы видите, это не так важно на самом деле. Важно, что мы идем в правильном направлении. И, пока мы следуем наставлениям Шрилы Прабхупады, ади-гуру, мы разовьем любовь к Богу, как это сделали многие другие, говорится.

01:18:30 Мы же не готовимся сразу получить любовь к Богу. Сначала нужно обуздать чувства, ум. То есть, сначала так много работы нужно подготовительной. В Бхагавад-Гите говорится, что только с уровня освобождения: мад-бхактим лабхате парам начинается чистое преданное служение, с уровня брахма-пхуты. Еще до брахма-пхуты так много работы, а мы ищем: у кого тут есть любовь к Богу? Как будто мы уже готовы её получить. Нам нужно просто найти вайшнава, который следует наставлениям своего гуру и прикрепиться к нему, это все, что нужно сделать.

01:19:05 Итак, кто-то может подумать: «Рискованно. Рискованно все же. Как же найти освобожденного гуру, чтобы без всякого риска?» Так не получится. Нет. Требуется искренность. Нельзя получить какие-то материальные, внешние гарантии. Необходима искренность. Гуру также, он продвигается благодаря искренности ученика, также помогает продвигаться ему. Поэтому вот это самое важное: искренность, желание следовать наставлениям. Гуру должен иметь это желание, и ученик должен также иметь это желание. И любой ученик, который следует, становится гуру. Обязательно, это парампара, это все протекает таким образом.

01:19:46 Чайтанья Чаритамрита: «Есть два вида духовных учителей, которые дают наставления: один освобожденный, полностью поглощенный медитацией на преданное служение, и другой – не достигший освобождения. Это тот, кто пробуждает в ученике духовное сознание, давая ему уместные наставления». Да, когда мы получаем шикшу, правильную шикшу, даже не от освобожденной души, что происходит? Что происходит? [Ответ с места.] Духовный прогресс. В чем же проблема? Это то, что нам нужно.

01:20:25 Это относится к дикша-гуру и шикша-гуру. На каком бы уровне они ни находились, все они сакшад-хари. Мы можем поклоняться по-разному, в соответствии с их уровнем. Но все они гуру. Цитата: «Отношения ученика с духовным учителем такие же, как отношения обычного человека с Богом». Духовный учитель всегда считает себя смиренным слугой Верховной Личности Бога. Но ученик должен смотреть на него как на проявление Бога. Он – представитель личности Бога независимо от того, какое положение он занимает.

01:21:05 Обсуждаем? Эту тему, степень продвинутости, уровень продвинутости духовного учителя. Эта тема закончилась. Здесь говорится, что это не важно для ученика, поскольку он не может вместить реализацию освобожденной души в себе, все равно, ученик. Он нуждается в очень простых наставлениях. Поэтому в этом случае неважно, освобожденный его гуру или нет. Потому что ученик не сможет вместить реализацию своего духовного учителя. Он может принимать только доступные для него наставления, поэтому нет большого значения, насколько освобожден его гуру. Важно, что он получает точные наставления.

01:22:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Здесь говорится, что мы рассматриваем их на одном уровне, пока они следуют цепи ученической преемственности, наставлениям, нужно рассматривать их как освобожденных. Пока они следуют. Но, если они не следуют, гуру становится обычным человеком в этом случае. Как только он перестает давать шикшу. Он перестает выполнять функции гуру, да, следовать предыдущим ачарьям, он становится обычным человеком.

01:22:43 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет. Освобожденная душа не может оставить наставления гуру, не может оставить следование наставлениям гуру. В этом может быть разница. Не может оставить. Освобожденная душа – нет. Не освобожденный – есть вариант, что он может оставить свои обязанности. Освобожденный – нет. В этом может быть разница. Но, пока он следует, он принимается как освобожденный. Потому что он следует наставлениям освобожденной души.

01:23:24 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Омовение? Это все Ямуначарья как раз говорил.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, уровень освобожденной души. Но это не означает, что Ямуначарья прекратил совершать омовения или повторять мантры, нет. Он писал просто, писал об этом, о формальной стороне – что это теперь не так уж и важно. Но он следовал, поскольку он должен дать пример ученикам. Освобожденная душа продолжает следовать ради примера.

01:23:55 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Не следует? Нет. Это не пример. Ну, приведите пример, кто-нибудь знает?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– [Девабхарата?] Что, он не следовал священным писаниям?
– [Неразборчиво, смех.]

Истории о Вамшидасе Бабаджи

01:24:21 – На самом деле, интересный момент. Смотрите, есть, был такой Вамшидаса Бабаджи, это ученик Гауракишоры Дас Бабаджи, по-моему, еще один был. Их двое было, с Бхактисиддхантой Сарасвати. И Бхактисиддханта Сарасвати, и Вамшидаса Бабаджи были освобожденными душами. Но Бхактисиддханта Сарасвати, он принял на себя роль ачарьи и следовал всем правилам и предписаниям, чтобы дать пример. А у Вамшидаса Бабаджи не было учеников, поэтому он действовал по-другому. Они были оба освобожденные души. Но он действовал спонтанно, непонятно, и он выглядел как сумасшедший, для других людей, Вамшидаса Бабаджи.

01:25:00 Он ходил в одной каупине, можете себе представить? Не в гамче, а в каупине, без одежды практически. И люди воспринимали это нормально, он был очень чист. Он поклонялся божеству постоянно. Про него даже книжка вышла в ИСККОНе. Мы даже не знали, что такой существует. Уникальное явление в духовной жизни. Освобожденная душа. Разговаривал с Господом. Однажды он сидел на берегу моря со своим божеством и разговаривал громко. Так часто было. Он был в какой-то родительской расе, по-моему, с Кришной. И, разговаривая, он спросил: «Хочешь искупаться сейчас?», божество. Никто не услышал, что божество ответило, но океан подошел к этому месту, и он окунул божество. Он был на берегу. Вот это видели.

01:25:48 И к нему приносили, куда бы он ни появлялся (он путешествовал постоянно), и у него была палатка. Где бы он ни останавливался, он сразу ставил палатку, и божество, заходил и говорил с ним. Он там лежал часами, разговаривал. Громко причем, можно было даже слышать, о чем они говорят. Иногда ругались с ним, иногда учил его читать, писать там, что-то такое. То есть, нельзя следовать таким вещам, невозможно. И ученики, они не следовали, они даже не понимали многие вещи. И люди, они приходили туда, приносили фрукты, там, всякие тыквы, я не знаю, там, капусту. И он что-то готовил для божества сам. Очень простое всегда сам готовил.

01:26:25 Иногда он не видел, кто что приносил. Но большинство из того, что приносили, он отдавал корове. Но одну тыкву принес какой-то человек с большой любовью. И Вамшидаса Бабаджи, даже не видя его, сказал: «Положи в эту кучу эту тыкву, овощей, также положи туда, раз ты принес». Даже не выходя из палатки. Но ученики видели, что он положил свою тыкву туда. Обычно тот, кто с любовью приходил, Вамшидаса Бабаджи как-то выделял этих людей. А в этот раз – нет. И этот человек ушел. И он собрался было уходить, и корова пришла. И хотела начать есть…

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 26 июля 2013