Бог как Верховная Личность

Санкт-Петербург, центр «Другой Мир» - 23 марта 2003
Что Вы думаете о Вселенском Разуме? Это то, что называют Богом? Невозможность отделить разум от личности. Разум — способность различать. Информационная теория: взаимоствязь качеств человека и качеств Бога. Мир — искаженное отражение Реальности. Реальность Сама по Себе и Сама для Себя. Естественная потребность человека. Смещение проекции любви с материального на духовное.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:20:26 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 71 | скачано: 137 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что Вы думаете о Вселенском Разуме?

00:00:00 – Как Вы считаете, вопрос: разум, да, является коллективным во вселенной, либо Бог? Либо так, по-другому, по-научному, это информационное поле.

Невозможность отделить разум от личности

00:00:27 – Мы думаем, что невозможно отделить такое начало, как разум, от личности, которая этим разумом обладает. Поэтому мы верим в существование того, что некоторые люди, наши современники, называют Космическим Разумом или Вселенским Разумом.

00:01:03 В современном мире есть некоторые технические изобретения, как, скажем, компьютеры, или бомбы, которые, ну, по крайней мере, в английском языке, они называются умными, да? Умными компьютерами, умными бомбами, в таком духе. По-другому можно сказать «бомба, обладающая разумом», да, техническим, ну, как бы искусственным, машинным разумом.

Разум — способность различать

00:01:37 Разум означает не что иное, как способность различения. Но все то, о чем идет речь, вот в этих рамках – это не более чем как бы алгебраические формулы различения. То есть то различение или та способность различения и оценки, о которых идет речь, они не имеют ничего общего с живой, естественной импровизацией. И, тем не менее, этот разум, скажем, машинный, или искусственный разум, разум техники, он был придуман и был организован человеческими существами, которые также наделены разумом.

Взаимосвязь качеств человека и качеств Бога

00:02:31 Есть также еще одна теория в современном мире, теория информации. И эта теория гласит, что если в каком-то явлении, или начале, или предмете мы находим присутствие каких-то атрибутов, каких-то качеств, то эти качества и атрибуты неизбежно должны присутствовать в том, что это явление или этот предмет породило, должны присутствовать в первоисточнике. Вы, скажем, вы, живое существо, человеческое существо, наделенное разумом. И эта комната, этот зал сейчас, в нем присутствуют существа, наделенные разумом. Поэтому Тот, кто является Первоисточником нас, также должен быть существом или личностью, наделенной разумом.

00:03:43 И наш опыт в рамках этого мира говорит нам о том, что есть человеческие существа, они наделены разумом, и эти существа, они бывают двух полов, они в этом мире предстают как мужчины и как женщины. Поэтому Первоисточник человеческого существа, Первообраз, Он, если мы следуем этой логике, то мы приходим к выводу о том, что Он также должен быть наделен этими атрибутами, атрибутами пола. В Нем, в Первоисточнике, должно присутствовать женское и мужское начало. Почему мы должны думать, что Бог является неким гермафродитом? Что Он, как бы, сексуально нейтрален? Что Бог является неким разумом, да, как они говорят – Вселенским Разумом. Что это некий Разум, который абстрактен, который не обладает качествами пола, например? Должны ли мы думать, что Бог – это гермафродит, наделенный разумом? Или, как бы, Андрогин.

00:05:14 Почему бы не допустить возможность существования Божественного, которое обладает мужской природой, и Божественного, обладающего женской природой? То есть, один аспект, или одна ипостась Бога, Божественной Реальности обладает качествами и природой мужского начала, другая ипостась, или другая половина обладает качествами и природой женского? И эти начала, присутствующие в Боге, являются первоисточником и порождают то, что мы видим в этом мире, то есть существ, наделенных разумом, наделенных полом и разумом.

Мир — искаженное отражение Реальности

00:06:11 Нам говорят, что этот мир, в котором мы живем, является чем-то вроде искаженного или извращенного отражения, подобия Первозданной Реальности. Мы видим, что в этом мире мы как человеческие существа постоянно, на каждом шагу, ищем счастья и жизненной полноты во взаимоотношениях с себе подобными. Но в этом мире мы делаем другие, ограниченные маленькие живые существа, подобные нам, объектом, объектами, на которые мы направляем наше стремление любить. У нас присутствует, в наших умах присутствует идеализированное представление о том, каким должен быть тот идеальный партнер, или некто, с которым мы хотим иметь отношения.

00:07:25 И, как правило, мы проецируем свои собственные идеализированные представления об этой Личности на того человека в этом мире, с которым нас связывают какие-то отношения. И когда эти существа, которые мы идеализируем таким образом, не соответствуют нашим ожиданиям, нашим запросам в этой любви, в этих отношениях, то мы становимся разочарованными и обескураженными. Поскольку тот идеал, тот идеальный объект любви, который мы ищем, другим его именем является такое слово, как Бог и Божественное.

00:08:29 Но, разочарованные горьким опытом взаимоотношений с другими человеческими существами в этом мире, мы приходим к выводу о том, что Бог лишен этих атрибутов. бхоктарам йагйа-тапасам сарва-лока-махешварам. Священные писания говорят о том, что в бытии существует одно живое существо, которое занимает положение Верховного. И все остальные живые существа, присутствующие в бытии, являются объектами Его наслаждения. Но этим Верховным живым существом являемся не мы. Простите, что я приношу эти новости.

00:09:39 Но, возможно, живя в этом мире, вы уже осознали эту истину. Мы ни в каком смысле не являемся центром существования. Мы можем думать так, заблуждаясь, но разум подсказывает нам, что это отнюдь не так. Если мы принимаем, если мы смиряемся с той истиной, что мы не являемся центром мироздания, центром бытия, тогда мы также должны понять, что окружающие нас люди, явления, реалии этого мира не предназначены для того, чтобы мы использовали их ради себя.

Реальность Сама по Себе и Сама для Себя

00:10:34 Реальность, Ее природа такова, что Она существует Сама по Себе и для Себя. Мы существуем, мы предназначены, наше бытие предназначено для наслаждения другого. И сегодня говорилось о том, что основанием, фундаментом любви является не потребление объекта любви. И даже в этом мире у нас есть опыт того, что, когда мы испытываем любовь к кому-то, то мы, до известной степени, в каком-то смысле, тем не менее, мы стремимся пожертвовать собой ради этого другого, отдать себя ему и жить его интересами, ради его счастья.

00:11:54 бхаджанийа сарва-сад-гуна-вишишта. Бог, Кришна, описывается как то Существо, Чьи качества, Чья природа настолько прекрасны и притягательны, что другие живые существа испытывают естественное, спонтанное, неотразимое влечение или побуждение пожертвовать собой ради Него, или отдать себя Ему.

00:12:27 Невозможно любить разум. Невозможно вступить в отношения, в близкие отношения, с разумом. То есть, речь идет том, что, даже не прибегая ни к каким построениям, теориям, концепциям, мы интуитивно, в глубине самих себя, чувствуем, что наша природа, её наиболее фундаментальной характеристикой, её сущностью, сутью, является любовь. Наше предназначение как живых существ в том, чтобы любить и быть любимым, и мы все на каком-то уровне, на уровне нашей собственной интуиции, это знаем.

Естественная потребность человека

00:13:25 И эта врожденная тенденция, укорененная в нашей природе – любить и быть любимым – не имеет ничего общего со всеми поверхностными началами – с разумом, образованием, степенью интеллекта, и тому подобными вещами. Это нечто в высшей степени естественное. Но, и это то, о чем шла речь в последние периоды, о том, что в этом мире наши представления об объекте любви… то есть, да, любовь – она естественна, она живет в нас; но кто может быть, и кто должен быть объектом этой любви? На кого эта любовь должна быть направлена?

00:14:35 И в этом мире мы сплошь и рядом произносим такие слова как «я люблю тебя», «я буду любить тебя всегда, вечно». Но проходит три месяца или три года, и из тех же самых уст, которые говорили о вечной любви, исходят такие выражения, как «я ненавижу тебя». И «я не в силах просто смотреть на твоё лицо»; «я хочу покончить с тобой»; «я никогда не желаю тебя видеть». И вот это нечто не является любовью в подлинном смысле этого слова.

00:15:28 Мы обсуждали этот момент на днях, о том, что английское слово «love» (и похоже на русское слово «любовь») оно с точки зрения этимологии, происхождения слов, происходит от санскритского слова «лобха». И русское слово «любовь», оно даже еще более созвучно санскритскому «лобха», нежели английское «love». Но «лобха» означает в санскрите «вожделение», «похоть», «острое желание» и «смущение».

00:16:23 Поэтому центральной мыслью здесь является то, что основанием, как было уже не раз сказано, основанием подлинной любви, природой подлинной любви является самопожертвование, отдание себя; является жертва собой ради другого. Именно это мы в действительности и хотим осуществить. Поскольку в любви мы испытываем побуждение отдать себя кому-то, тому, кого мы любим, пожертвовать собой ради него, собой, своими интересами.

00:17:15 Вот, Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что любовь – «это когда один тиранит другого». Точно по-русски я не знаю, как он сказал. Это его определение любви. И это истина. Это факт. Поэтому, кто захочет, чтобы он был объектом чьей-то деспотии или чьего-то тиранства. Можно сказать, что мать испытывает на себе тиранию своего ребенка. Но она не против, она не возражает. Потому что она любит. Поэтому в подлинной любви, когда речь идет о любви, даже на примерах этого мира, мы готовы принять эксплуатацию, использование себя, деспотию, деспотизм по отношению к себе и вообще, разные другие вещи, которые в нормальном состоянии, как бы вне рамок любви, мы… То есть даже ненормальное становится нормальным и приемлемым, когда присутствует любовь.

Смещение проекции любви с материального на духовное

00:19:08 Но вопрос всех вопросов в том, что «кто может быть и достоин быть объектом такой любви?» И, Махарадж говорит, отвечая, вот, конкретно на ваш вопрос относительно этого: у вас есть все основания испытывать подозрения относительно любви в этом мире, любви как таковой. И мое предложение заключается в том, чтобы присущую нам тенденцию отдавать себя, жертвовать собой, вручать себя другому, направить эту естественную природную склонность на Высший объект любви. И находиться в обществе тех, кто стремится к обретению этой любви. И вы обретете, на этом пути вы обретете любовь, и вас не постигнет разочарование.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 28 февраля 2013