В чем разница между Аллахом, Иисусом и Кришной?

31 августа 2010
Что такое мантра? Какое различие между нектаром и экстазом? Что значит «вернуться домой, к Богу»? Красота сознания Кришны. Духовная революция. Что является критерием для определения подлинности представлений о Боге? Существует Аллах, существует Иисус, существует Кришна. В чём разница?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:37:42 | качество: mp3 128kB/s 34 Mb | прослушано: 403 | скачано: 327 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что такое мантра?

00:00:00 - Женщина спросила о мантра-медитации, и Госвами Махарадж хотел бы что-то сказать в этой связи.

00:00:09 - Вы все слышали слово «мантра» - оно известно повсюду, по всему миру, повсеместно. Но как люди западные могут знать, что в действительности означает слово «мантра»? Слово «мантра», сам термин, состоит из двух слогов, а именно «мана» и «тра». «Мана» означает ум, «тра» означает нечто, что освобождает ум, даёт ему свободу. Поэтому мантра является звуковой вибрацией, которая освобождает живое существо от материального ума и тела. И это - подлинное освобождение.

00:01:13 Повсюду в мире люди хотят освобождения, они хотят быть свободными. Но подлинная свобода означает свободу от телесного сознания. И повторение этой мантры, Харе-Кришна-маха-мантры, способно освободить всех и каждого от телесного сознания и пробудить вас к вашей подлинной сущности, которая заключена внутри вас, в вашем существе.

00:01:58 И это нечто, поистине, что просто сделать. И если вы будете так любезны, мне хотелось бы, чтобы вы это сделали сейчас со мной, здесь.

00:02:13 - Госвами Махарадж будет произносить слова этой мантры, а вы, пожалуйста, повторяйте их за ним, и вы сможете испытать нечто для себя. Пожалуйста, повторяйте за ним:

00:02:27 - Харе...

00:02:32 Вы должны делать это с энтузиазмом.

00:02:36 - Харе - Кришна - Харе - Кришна - Кришна - Харе - Харе - Харе - Рама...

00:02:58 - Махарадж говорит: «По-моему, там сзади есть люди, которые отстранились от происходящего. Мои друзья приехали за десять тысяч миль из Индии, и они гости. Пожалуйста, не разочаровывайте меня как их хозяина. Немножко больше энтузиазма. Постарайтесь!»

00:03:25 - Мы будем повторять два слова за один раз, потому что я знаю, что некоторые из вас очень продвинутые в вашей силе концентрации.

00:03:35 - Харе Кришна - Харе Кришна - Кришна Кришна - Харе Харе - Харе Рама - Харе Рама - Рама Рама - Харе Харе!

00:03:54 - Харе Кришна Харе Кришна - Кришна Кришна Харе Харе - Харе Рама Харе Рама - Рама Рама Харе Харе!

00:04:11 - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе...

00:04:23 - Некоторые люди здесь начинают явно испытывать признаки экстаза. [Смех в зале] Хорошо!

00:04:31 - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе - Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!

00:04:51 - А сейчас - всю мантру целиком:

00:04:55 - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!

00:05:12 [Аплодисменты]

00:05:36 - «Дорогие друзья!, - Махарадж говорит, - Мои друзья из Индии - Шрипад Бхакти Прапанн Тиртха Махарадж и Шрипад Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж приехали из Индии, и эти люди являются подлинными представителями этой самой древней духовной традиции. Поэтому, пожалуйста, обращайте свои вопросы к ним». Я бы со своей стороны ещё сказал, что Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж здесь, и он готов тоже отвечать на ваши вопросы.

00:06:06 - Любые вопросы, на любые темы.

00:06:09 - Да?

00:06:10 - Можно узнать [неразборчиво] и нектарность[ю], которая... [неразборчиво]?

00:06:14 - Что?

Какое различие между нектаром и экстазом?

00:06:15 - [Нектарность и экстаз], различие?

00:06:17 - Различие между нектаром и экстазом?

00:06:19 - Да.

00:06:40 - Экстаз - это то, что вы испытываете, когда вы вкушаете нектар. [Смех в зале, аплодисменты].

00:06:57 Но в этой связи есть нечто очень интересное, что можно сказать. Есть нечто, что говорится в древней ведической литературе Индии. Там сказано, в Ведах говорится: мы, живые существа, являемся, в действительности, детьми нектара, сынами нектара. Этот мир не является нашим домом. Он не является нашим подлинным, истинным домом. Наш подлинный дом - это мир нектара, нектарный мир. Мы все - дети нектара. Но мы сидим здесь, на чужой земле, в земле изгнания, и пьём яд. Поэтому мы не испытываем экстаз.

00:08:07 Мы живём в мире, который временен и который полон страданий. Поэтому мы разочарованы и несчастны на каждом шагу нашей жизни. И материалистические люди разных толков, разных категорий, на каждом шагу предлагают нам некие решения того, как достичь экстаза и нектара, они говорят: «Нектар совсем рядом, вот-вот! Протяни руку - и ты получишь его».

00:08:58 Особенно в этой стране, в России, сейчас, в настоящее время, людям - через средства массовой информации и так далее - им внушается та мысль, что в новой России, с достижениями прогресса и технологии, вы будете счастливы. Когда русские люди будут носить джинсы «Левайс», есть гамбургеры, и у каждого будет по сотовому телефону - это и будет означать подлинное счастье в новой России.

00:09:34 Но «Макдональдс» через дорогу - там не торгуют экстазом. Они торгуют тем, что является ядом для души. Поэтому мы должны глубоко погрузиться в реальность, внутреннюю реальность нас самих, и не быть вовлечёнными во внешний мир. Мы обретём подлинную исполненность, счастье, лишь только через внутренний поиск, но не приобретение вещей внешнего мира. Благодаря внутренней культуре, внутреннему развитию, мы сумеем ощутить подлинный вкус нектара и экстаза.

00:10:42 Кришна говорит в Бхагавад-Гите: «Когда ты испытываешь экстаз, нектар высочайшего порядка, высочайшей природы преданности Мне, тогда все иные виды вкусов, так называемого экстаза, уходят».

00:10:57 Другие вопросы? Да, пожалуйста!

Что значит «вернуться домой, к Богу»?

00:11:02 - Есть понятия «реализовать эту жизнь в человеческом теле» и «вернуться домой, к Богу». В чём разница между этими понятиями?

00:11:35 - Так называемая самореализация может быть эгоистической реализацией. Когда человека интересует: «Что я в этой жизни могу достичь, в духовном смысле?» Поэтому, когда имеет место эгоистическая реализация, в лучшем случае она означает временное освобождение от страданий материального бытия. Но подобная реализация не даст вам возможности вступить в Духовную Реальность, в Духовный Мир, то, что вы называете «домой, к Богу».

00:12:34 Первопричиной, первоисточником нашего плачевного положения в материальном мире является ложное восприятие самих себя. Так или иначе, ошибочно, впав в заблуждение, мы решили, что «я являюсь центром существования». Подобно детям, как маленькие малыши. Это в маленьких детях можно увидеть такую тенденцию, такую склонность: неосознанно думать, что «я - центр всего, весь мир вращается вокруг меня и служит удовлетворению моих интересов». Но со временем, по мере роста и развития, эти дети начинают осознавать, что в действительности они зависимы в своей жизни от других.

00:13:46 Поэтому с ростом и углублением внутреннего, духовного сознания, мы начинаем понимать, что я не являюсь центром бытия и центром мироздания, но есть некто другой, другая Личность, которая воистину является центром всего. И это должно быть ясным и очевидным для любого, кто имеет хоть какой-то опыт жизни в этом мире, что мироздание не имеет своим смыслом, целью и предназначением удовлетворение меня. Я - не центр. Но существует ли кто-то, Некто, ради удовлетворения которого, счастья которого, предназначено всё, включая и меня? Эта Личность - абсолютна. Абсолютная Верховная Истина, Верховная Личность Бога.

00:14:59 Это расхожая мудрость, которую знают во всём мире. Она выражена в словах, таких что: «Даже и травинка не шелохнётся без воли Божьей на то». Игнорируя мои вечные взаимоотношения с Богом в качестве Его слуги, я пытаюсь независимо и отдельно от Него установить себя здесь, в этом мире. И это - первопричина всех наших страданий.

00:15:46 Шримад Бхагаватам поясняет это на следующем примере. Бхагаватам говорит: «Когда вы едите, вы кладёте пищу в рот. Если рука попытается принимать пищу независимо, отдельно от уст, ото рта - к чему это приведёт?» Если рука, пребывающая в иллюзии, решит, что: «Мои ногти подобны зубам, чем я хуже рта? Я могу питаться независимо и отдельно от всего организма». Это то, что мы делаем. Мы думаем, что наше тело - оно богоподобно. «Дай-ка я постараюсь наслаждаться! Почему я должен отдать всё Ему?» Но эта рука, которая пытается наслаждаться самостоятельно, в результате не получит ничего. Поэтому душа, которая пребывает в забвении своих вечных взаимоотношений с Богом и пытается наслаждаться независимо и отдельно от Него, получает в итоге ноль и меньше нуля.

00:17:18 И более того, меньше нуля - означает минус. Потому что эксплуатируя окружающий мир и окружающих людей здесь, мы навлекаем на себя кармические долги, которые со временем предстанут перед нами в форме реакций, последствий. И тогда страдания возрастут неисчислимо. Всё, что вам нужно сделать - посмотреть на мир широко открытыми глазами. На эти несчастливые обстоятельства, на разные формы жизни и различные типы страданий.

Красота сознания Кришны

00:18:20 Но Бхагаватам говорит: «Если вы берёте воду и поливаете корень дерева, если вы берёте пищу и кладёте её в рот, то соответственно всё дерево, все части тела, все составляющие получают силу и поддержку». Таков процесс сознания Кришны: восстановить, возродить сознание Бога как центра всего и служить Ему. Более того, мы слышим о том, нам говорят о том, что служение Богу - это способ привлечь Верховную Личность. Нам говорят, что на высочайших ступенях преданности, преданные высочайшего порядка - их преданность настолько велика, самопожертвование, что Господь, который является Верховным Контролирующим всего, становится подчинён, покорен им, Он становится объектом их контроля.

00:19:39 В этом - красота сознания Кришны. Красота той истины, что Верховный Безграничный Господь становится слугой ограниченного, то есть Своих слуг. Тогда создаётся полный, целостный круг. Возвращаясь к положению, которое является изначальным в любом случае. Но это изначальное положение недостижимо на путях эксплуатации, но только через, благодаря преданности. И эта концепция, такое понимание и такое представление, доступны только лишь в сознании Кришны.

00:20:38 Как сегодня спросил один человек в аудитории: «Почему вы приехали из Индии проповедовать свою религию в православную страну?» Это всё равно что, грубо говоря, сказать: «У нас есть рубли, зачем нам нужны доллары?» Но какова сравнительная стоимость, какова разница между рублём и долларом? Это всё равно, что сказать: «Деньги есть деньги. Они все [ра...]. Нет различия между долларом, рублём, рупией. Нет разницы». Но это - невежество.

00:21:25 Какой бы ни была местная валюта - это не означает, что она занимает верховное положение. Да, она обладает определённой ценностью. Мы не говорим, что она лишена этой ценности. Но лишь потому, что это местная валюта, и я знаю её с детства, с рождения, я знаю эти бумажки, они мне дороги и знакомы - это вовсе не означает, что эта валюта является, занимает положение номер один.

00:22:03 Со временем, с приходом опыта, с возрастом, вы начинаете понимать, что в мире есть разные валюты. И существует абсолютный стандарт, абсолютный критерий, некое мерило, используя которое, можно сказать, можно определить ценность той или иной валюты. В религии таким стандартом, критерием, мерилом, является то, что называют «расой», то есть взаимоотношениями живого существа и Бога. Именно этот стандарт определяет, в нашем понимании, верховное, абсолютное или относительное положение чего-то.

Духовная революция

00:22:58 Один христианский теолог сказал не так давно, что христианство находится на границе коперниковской революции. Мысль этого христианского богослова была следующей: он имел в виду, что до пришествия в научный мир Коперника люди в большинстве своём, в западном мире, верили в так называемую геоцентрическую систему мира, когда Земля находилась в центре, Солнце, все иные звёзды, светила небесные, вращались вокруг нее. Но затем явилась некая революционная концепция, понимание - гелиоцентрическая картина мира. Та картина мира, в которой, согласно которой, центром вселенной является Солнце, этого пространства. Земля, все остальные небесные тела вращаются вокруг него.

00:24:09 Поэтому, говоря в духовном смысле, мы стоим на пороге такой духовной революции. Раньше мы, то есть западное человечество, в своём большинстве верили в то, что христианство является центральной религиозной концепцией, тогда как иные религиозные традиции - они где-то там, на периферии. Но две тысячи лет назад случилось так, что христианство возникло. То есть христианство проявилось исторически. И если мы более внимательно и непредвзято рассмотрим христианство и иные мировые религии, мы увидим, что они являются спутниками, которые вращаются вокруг единой, центральной Абсолютной Истины. Более того, некоторые из этих концепций приближены, они приближены к центру, к Абсолютной Истине, некоторые - более отдалены. Подобно планетам, которые могут находиться ближе к Солнцу и дальше.

Что является критерием для определения подлинности представлений о Боге?

00:25:41 Поэтому, как только мы признаём множественность, плюральность, многообразие религиозных концепций, нашим следующим шагом должно быть принятие идеи ценности той или иной концепции. А это значит, что мы будем пытаться понять, каков тот стандарт, используя который можно определить сравнительную ценность того или иного представления о Боге. Этим стандартом является раса, то есть степень интимности и близости взаимоотношений с Богом, которая достижима здесь или там.

00:26:31 Скажем, президент этой страны, Владимир Владимирович Путин - есть разные уровни отношений, которыми с ним связаны разные люди. Для большинства людей, они находятся от Путина на почтительном расстоянии и относятся к нему с уважением. Мы надеемся на это, [по крайней мере]. Поскольку он - президент, мы - обычные граждане. Вы можете назвать эту почтительную дистанцию, которую они выдерживают, «трепетом и благоговением» в его адрес. Но есть также люди, которые составляют его ближайшее окружение - они рядом с ним, и они служат ему, которые более близко знакомы с ним.

00:27:34 Если заглянуть ещё дальше, в более интимном кругу у него есть друзья. Они вряд ли обращаются к нему, называя его «господин Президент». Затем, у него есть жена и дети. И чем больше проявлена интимность и близость в отношениях с ним того или иного человека, тем большему забвению предаётся его положение президента и его официальное положение.

00:28:17 То же самое справедливо, этот принцип справедлив и в отношении Божественного. Чем больше степень, чем более велика степень интимности и близости, любви живого существа к Богу - тем больше благоговение и трепет перед Ним отходят на второй план. На низших уровнях духовности, религии, присутствует так называемый «страх Божий», люди испытывают трепет перед Ним. Но Кришна-концепция Божественного - представление о Боге как о Кришне - совершенно иная. Мы видим в рамках этой концепции, мы видим, как мать Яшода, мать Бога, наказывает Кришну, и Кришна бежит от неё в страхе наказания. Как обычный шаловливый ребёнок, озорник, мальчишка, который убегает от своей матери. Но это - непостижимые игры Божественного.

00:29:45 Точно также, как эта аналогия с Путиным: дети президента не знают - ну, если они маленькие - они не знают о высоком положении своего отца. Его сын может забраться к папе на шею и играть в лошадку, катаясь у него на плечах. Благодаря своей интимной, близкой любви к Кришне, преданные Кришны могут быть Его родителями, они могут быть Его друзьями и возлюбленными.

00:30:26 Как Шрила Говинда Махарадж имеет обыкновение говорить, он говорит: «С Кришной вы можете играть в футбол». «С Аллахом», - он говорит, - «в футбол играть не получится. А с Кришной можно играть в футбол».

00:30:46 - Должно быть, есть вопросы, на которые - Махарадж говорит - могут ответить его друзья. Вы можете задавать любые вопросы.

00:30:56 - А, вопрос!

00:30:57 - Да.

00:30:59 - Это опять я, да.

00:31:02 - Вы вернулись! Вы как Терминатор, который говорит: «Я вернусь!»

Существует Аллах, существует Иисус, существует Кришна. В чём разница?

00:31:13 - Существует Аллах, существует Иисус, существует Кришна. В чём разница, объясните пожалуйста!

00:31:40 - Хорошо, Аллах, Иисус и Кришна. Мы говорим об общем представлении о Боге, которое имеет общий характер, и более специфичном представлении о Божественном. Так же как в небе есть Солнце, Луна. С одной стороны, то, что мы называем «Солнцем» и «Луной» - это всего лишь слова наших конкретных языков. Есть русское «Солнце», есть английское «sun», бенгальское название для Солнца и так далее. С одной стороны, то, о чём вы говорите - Аллах, Кришна, Иисус - это разные имена, которыми владеет один и тот же Бог. Но в каждом имени Бога заключена также определённая концепция, или определённое представление о Нём. Есть представления о Боге, которые носят общий характер, и есть более специфические представления о Нём.

00:33:04 Например, сказать: «Аллах акбар» - «Бог велик». Шрила Говинда Махарадж говорил об этом. Он цитировал эти санскритские шлоки из Писаний, которые говорят о двух концепциях Бога: как о Боге величайшем, как о самом великом начале, и как о самом малом и тонком начале в бытии. И вы можете сказать, что Бог как Самый Великий и Бог как Самый Малый - это крайние проявления Абсолюта. Две крайности. Бог, который более велик, чем всё самое великое - это означает, что всё находится в рамках этой концепции, этого представления. Затем Бог как самый малый, как самое мельчайшее, малейшее начало - это Бог Всепроникающий. Это та концепция Бога, согласно которой Бог пребывает во всём - Он вездесущ, Он - в каждом атоме и в сердце каждого живого существа.

00:34:33 Поэтому есть две крайности Божественного: одна ипостась - Всеобъемлющая, Всеохватывающая, другая - Всепроникающая. Но, когда мы приходим к Кришна-концепции Божественного, к представлению о Боге как о Кришне, мы сталкиваемся с чем-то в высшей степени уникальным. Вместо того, чтобы иметь дело с двумя этими крайностями, вы имеете дело с самым Центром безграничной Личности, безграничной Реальности. Центральной концепцией Абсолюта является Прекрасная Реальность. Кришна означает Того, кто привлекает все живые существа к этой центральной концепции Абсолюта - привлекает через любовь, красоту и нежность.

00:35:45 Поэтому можно сказать, это три ипостаси Бога: Бог как Всепребывающий, Бог как Вездесущий, Всепроникающий, и Бог как Всепривлекающий. И в самом центре находится Верховная Личность Бога. Опять же, если говорить ещё раз о разнице, различии между Аллахом, Христом, Кришной - это различие между разными концепциями определяется степенью проникновения в Божественную Реальность и степенью близости, интимности, которую возможно достичь для человека в той или иной концепции.

00:36:41 Можно пояснить это на другом примере. Скажем, в любом учебном заведении есть разные классы, ступени, уровни образования. Всё это является частью образовательной системы. Но существует начальное образование, существует средняя школа, высшая школа, институт, университет... таким образом. На основании того, что мы говорили, рассматривали о глубине проникновения в Божественную Реальность и о степени близости, которая достижима для человека на том или ином пути - исходя из всего этого, мы считаем, что Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, занимает верховное положение, высочайшее.

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 28 марта 2012