Иллюзия души

31 августа 2010
Что делать, чтобы в конце жизни вернуться к Богу? Линия преемственности гаудиа-матха. Есть ли связь между хатха-йогой и религией? Деятельность в материальном мире и служение Абсолютной Истине. О воскрешении Лазаря. Гуманизм или преданность? Добро, зло и Абсолютная Истина. О Шридхаре Махарадже и Говинде Махарадже. Помнит ли душа об опыте пребывания в материальном мире?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:57:30 | качество: mp3 128kB/s 52 Mb | прослушано: 109 | скачано: 171 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что делать, чтобы в конце жизни вернуться к Богу?

00:00:00 – У меня такой  вопрос: а вот, что нужно делать, для того чтобы вернуться к Богу? В конце этой жизни?
– Общаться. Общаться с преданными Бога.
– Реплика из зала: В конце уже поздно будет.
– Ответ на ваш вопрос.
– Это все?
– Да. Да. Махарадж говорит – это все, что вам надо делать, если вы хотите вернуться к Богу.

00:00:37 – Махарадж, какова трансцендентная природа киртана? Происходит ли в этот момент что-то на духовном плане?
– Махарадж цитировал сегодня эти строки Нароттама Даса Тхакура, в которых он говорит: «Сокровище Божественной любви Голоки Вриндавана низошло в этот материальный мир как совместное пение Святых Имен Бога, киртан». Но степень, в которой вы способны видеть реальность этого, это зависит от вас. От вашей индивидуальности. Насколько вы способны видеть это. Но вы можете обнаружить временами в вашей жизни в преданности, временами мы можем увидеть некие проблески Реальности. То есть мы можем увидеть природу киртана. Истинную природу.

00:02:09 Иногда безграничное, Бога сравнивают с небесами, с небесным пространством. А человека уподобляют птице, которая летает в этом бескрайнем небе. И насколько высоко, или далеко, или куда вы можете полететь – куда эта птица может полететь – зависит от её, так сказать, возможностей.

00:02:49 – Вы сначала сказали, в Бхагавад-Гите я давно читал, что [неразборчиво – вопрос о природе материального осквернения души].
– Как Махарадж говорил уже сегодня, прежде, об этом, что это осквернение… То есть, как бы говорится, что, с одной стороны, джива чиста и духовна. С другой стороны, сейчас как бы в дживе есть скверна, да? Осквернение материальное. Но, Махарадж говорит, что это осквернение следует понимать лишь как ложное отождествление живого существа, себя, с материей. Это ложное отождествление, оно и является причиной осквернения.

00:03:57 Как в Бхагавад-Гите говорится, вожделение, или похоть, или желание материи в той или иной форме, пленяет, то есть охватывает сердце, сердце живого существа. А также Шрила Прабхупада, Свами Махарадж говорил, что Кришна-према, чистая любовь к Богу вечна, которая по своей природе вечна, присутствует в дживе, укоренена в ней, вот в нашей ситуации, то есть, когда живое существо оказывается в материальном мире, превращается в каму, вожделение. В желание материи.

Линия преемственности гаудиа-матха

00:04:51 – Лично Шридхар Махарадж ни у кого не вызывает сомнений, все согласны, что он великий вайшнав. Но тем не менее есть некоторые различия в мантрах, которые остались, но тех, кто были, вместе читали с Махараджем [неразборчиво]. Их сейчас нет. Остались ученики. Значит, проблема возникает у учеников, а не из-за того, что кто-то не согласен с концепцией Шридхара Махараджа.
– А в чем вопрос, собственно?
– Ну, разногласия из-за чего возникают? Вот именно сейчас существуют разногласия… Между учениками сейчас, вот именно сейчас…
– Если вы спрашиваете по существу, вы можете в двух словах этот задать вопрос.

00:06:13 Махарадж говорит: Я здесь не для того, чтобы сидеть и часами говорить об истории гаудия-матха двадцатых годов. Сарасвати Тхакур ушел из этого мира в 37-м году. А сейчас 2001-й год на дворе. Гаудиа-матх и все, что с ним связано – это история давно прошедших дней. Это все равно, что говорить сейчас о большевистской революции в России. Это все равно, что обсуждать…

00:07:01 – У меня вопрос – а в вечности время есть вообще? У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет – как один день. Можно говорить о вчерашнем как о сегодняшнем, а о сегодняшнем как о завтрашнем.
– В чем вопрос?
– Есть ли в вечности время?
– Нет. Я не знаю, я в растерянности.
– Махарадж говорит: я думаю, что, если вы внимательно слушали то, что он говорил сегодня, то вы услышали ответ. Это движение началось, основателем его был Шрила Бхактивинод Тхакур. Махарадж говорит: пожалуйста, слушайте очень внимательно то, что я говорю. Сарасвати Тхакур, он давал миру концепцию, учение Бхактивинода Тхакура.

00:08:17 И, как Махарадж уже сказал, Шрила Сарасвати Тхакур признал именно в Шриле Шридхаре Махарадже ту личность, которая, по его собственным словам, была способна и достойна дать миру учение Бхактивинода Тхакура. Он не сказал этого ни о ком другом из своих последователей. Это не означает, что другие ученики и последователи Сарасвати Тхакура не обладали своими преимуществами. Своими достоинствами, имеется в виду. Они независимые души, они обладают своими собственными достоинствами и качествами. Но только о Шриле Шридхаре Махарадже Сарасвати Тхакур сказал, что «я нахожу в нем, я вижу в нем того человека, который способен передавать учение Бхактивинода».

00:09:30 И, как сказал Сарасвати Тхакур далее, «хотя я могу оставить этот мир в любой момент, по меньшей мере один человек останется в нем, в мире, который будет способен нести в будущем это учение». В этом особенность этой линии, линии Шри Чайтанья Сарасват Матха и линии Шрилы Шридхара Махараджа. Шридхар Махарадж – та личность, которая исключительным образом передавать учение Сарасвати Тхакура и Бхактивинода Тхакура. Это не означает, что у других личностей, у других ачарьев, у других учителей гаудиа-вайшнавизма нет своей особенной природы. И люди могут принимать и ценить то, что дают другие вайшнавы.

00:10:36  Есть многие люди, которые представляют сейчас в западном мире, в современном западном мире – вы знаете, есть множество течений гаудиа-вайшнавизма, и есть последователи тех или иных ачарьев. Но, если речь идет о том, что мы ищем человека, который… Мы ищем в этом разнообразии разных гаудиа-вайшнавов, учителей; если мы ищем личность, которая способна наиболее полным, целостным, совершенным и чистым образом представлять концепцию Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивинода Тхакура, то неизбежно мы придем, – говорит Махарадж, – к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Махарадж говорит: это не мое мнение, это мнение Шрилы Сарасвати Тхакура.

00:11:50А Шридхара Махараджа нет в этом мире…
– А он никогда и не был в этом мире. Это зависит от того, что вас интересует. Бхактивинод Тхакур – где он сейчас? Он в этом мире? Махапрабху, сам Кришна, великие вайшнавы прошлого – Вишвана́тха Чакраварти – где они? В этом мире или где?
Сознание Кришны предназначено для людей, которые в принципе не интересуются этим миром. Если вас интересует пребывание в этом мире и разнообразные концепции в рамках этого мира, тогда сознание Кришны не для вас.
Но если у вас есть желание достичь духовного бытия и духовного существования, которое обладает большей реальностью, чем этот мир, тогда мы можем помочь вам чем-то.

00:13:09 – Меня интересует, почему мы говорим о Шридхаре Махарадже, а Говинда Махарадж, являющийся его преемником, он как будто не существует. Шридхар Махарадж. [Неразборчиво.] Мы можем придти сейчас к лотосным стопам Говинды Махараджа, а о нем я ничего не слышал. Это мне странно.
– Махарадж говорит: простите, но вы, например, вы говорили о гаудиа-матхе, о Сарасвати Тхакуре, об этих и о тех, но вы ничего не сказали о Говинде Махарадже. Шрипад Госвами Махарадж присутствует здесь, поскольку он был послан в Россию Шрилой Говиндой Махараджем, как бы от его имени, он сидит здесь и проповедует. Он говорит что-то о сознании Кришны. Невозможно говорить о Шриле Шридхаре Махарадже, не говоря в то же время о Говинде Махарадже, они нераздельны, их личности.

00:14:23 Это общеизвестный факт, это все знают, что Шрила Говинда Махарадж – та личность, которая была принята и признана Шрилой Шридхаром Махараджем как человек, способный проповедовать его концепцию и продолжать его линию преемственности. Махарадж говорит: но, подумайте над этим, как следует. Он говорит: я пытаюсь вам показать линию, как развивается гаудиа-вайшнавизм; то есть линия преемственности: Сарасвати Тхакур признал Шрилу Шридхара Махараджа, Шрила Шридхар Махарадж признал Шрилу Говинду Махараджа. То есть развитие линии таково.

Есть ли связь между хатха-йогой и религией?

00:15:20 – Можно задать вопрос?
– Да?
– Вот скажите, пожалуйста, какое отношение физические упражнения имеют в целом в религии?
– А какие упражнения имеются в виду?
– Ну, йога, например
– Хатха-йога? Хатха-йога, например, да?
– Какое значение?
– Нет, вы спрашиваете о хатха-йоге?
– Ну, я вообще имею в виду. Я не знаю…
– Какое значение имеют физические упражнения для духовной практики.
– А-а. Хорошо.
– Если религия, скажем, родилась у монахов на базе откровений, какими были физические упражнения, и какую роль они играют в религии?

00:16:10 – Никакой связи с религией нет. То есть физические упражнения никоим образом не связаны с религией.
– Можно вопрос задать?
– А если…
– Махарадж говорит: поймите, пожалуйста, если вы хотите знать об этом, истину, да? То истина такова, что йога, миллионы лет тому назад йога имела связь с религией. Сейчас современная йога не имеет никакой связи с религией. Это просто упражнения.

Деятельность в материальном мире и служение Абсолютной Истине

00:16:48 – Хорошо, а если мы останавливаем злодея, желающего причинить страдания живому существу, мы исполняем благо? Или мы вредим этому человеку? Как, что? Если мы имеем в виду путь дхармы, то путь дхармы никого не исключает из этого пути. Ну, говоря буддистским языком.
– Что такое «путь дхармы», Простите, я не совсем вас понимаю, вы уж меня простите.
– Ну, первую часть вопроса.
– Я перевел, да.
– Так, а в чем вопрос?
– Останавливая злодея, я причиняю ему зло?
– Останавливая злодея, причиняю ли я ему страдания?
– Да, ну один из принципов: не вреди живым существам.
– Так.
– Злодей, который, допустим, на моих глазах…

00:18:20 Махарадж говорит: поймите самый фундаментальный принцип, что любое ваше действие в этом мире – хорошее или плохое, так сказать, хорошее или плохое – если оно не связано с Центром, то это действие, которое удерживает в рамках этого материального мира. Хорошее оно или плохое. То есть, вот вы говорите: кто-то страдает, я ему помогаю. Да? Или я ему не помогаю. Если вы ему помогаете, вы по-прежнему остаетесь в материальном рабстве. Если вы ему не помогаете, ваша ситуация не меняется. Вы остаетесь в рамках этого мира.

00:19:05 Поэтому мы стремимся к совершенно иному. Мы стремимся к совершению действий, которые уведут нас из этого материального мира. То, к чему мы стремимся – мы стремимся избавиться от этого мира действий и реакций на них. Этот мир, материальный мир, сравнивается с тюрьмой, с исправительной колонией. Поэтому, будучи в тюрьме, вы можете получить, совершая какие-то там поступки, от администрации. За ваше хорошее поведение администрация может выделить вам хорошую, комфортную камеру. Но вы по-прежнему в тюрьме. Даже будучи в этой комфортной камере… Это совершенно бессмысленные вопросы: если я буду вести себя хорошо по отношению к другим заключенным, хорошо это будет или плохо? Все равно вы в тюрьме. Вы в тюрьме. И здесь, в этом мире, в тюрьме материального мира. У вас очень мало времени. В этой жизни вам осталось мало.

00:20:29 Поэтому, – Махарадж говорит, – перестаньте пытаться приспособиться к окружающему, то есть достичь каких-то комфортных условий в заключении. Достигните свободы, наконец. У вас в лучшем случае осталось в этой жизни несколько лет. Поэтому старайтесь использовать то время, недолгое время, которое отпущено, использовать его с тем, чтобы достичь чего-то реального.

00:21:08 – Значит, получается, Христос или другие учителя человечества шли вразрез с тем, что говорите вы? Давайте отбросим всю нравственность, все принципы человечности, которые на протяжении веков приходили оттуда!
– Я понимаю вас, о чем вы говорите.
– Вы правы, это идет вразрез. Если вас интересует истина, какой бы она ни была, то эта истина такова, что все религиозные концепции, то же христианство, все остальное – все это религии, это формы религии, смешанные с материальными мотивами. Это не есть религия в чистом виде. Это все концепции этого мира.

00:22:17 Шримад Бхагаватам пурана, говорит, что любая религия, которая не является чистой, в которой присутствуют материальные мотивы, которая обусловлена материальным миром, такую религию следует оставить, отвергнуть, – говорится там, – отбросить.

00:22:46 – Такой вопрос тогда вот. В продолжение этого [неразборчиво]. Если… Почему же тогда в Бхагавад-гите Кришна Арджуне советует: поступай согласно своей природе. То есть, там, если ты кшатрий – сражайся, если шудра – работай.
– Почему? Почему, вы говорите?
– Почему тогда Кришна советует это Арджуне, и, как бы, и всем нам?
– Потому что, если вы читали Гиту, то вы знаете, что в конце Гиты Кришна говорит Арджуне: Я хочу, чтобы ты сражался. Он не приводит никаких доводов. Он говорит: «Ты должен сражаться, потому что Я этого хочу».

00:23:44 Но Он указывает на, как бы, ущербность мышления Арджуны. На недостатки его образа мысли. Он говоритАрджуне: ты говоришь так, как может говорить человек, имеющий некоторые религиозные понятия. Но в действительности ты просто обманываешь самого себя. Потому что, – Кришна говорит Арджуне, – твоя природа заставит, вынудит тебя делать все эти вещи в любом случае. Мы не говорим, что люди должны отрицать свою природу. Но существует путь, следуя которому можно использовать свои природные склонности, природу на пути преданности.

00:24:57 Иными словами, религия, преданность Богу, не означает, что вы должны становиться кем-то другим. Тем, кем вы в действительности не являетесь. Это также не означает, что вам нужно отрицать себя, своё существо. Но, кем бы вы ни были, какое бы положение ни занимали в настоящий момент, вы можете сделать что-то, исходя из этого положения. Но все начинается, то есть это движение к Богу начинается со слушания от личностей, которые постигли Его. Которые осознали Это.

00:25:40 Потому что, иными словами, в материальном мире есть великое множество вещей, которые мы вынуждены делать просто для того, чтобы жить, для того чтобы выжить. И мы вовсе не говорим, что человек должен быть равнодушен к страданиям своих ближних. Но мы также не должны думать, что вот это, какие-то относительные полумеры, так называемая помощь, является реальной помощью людям.

О воскрешении Лазаря

00:26:24 – А как бы можно было объяснить с позиций вайшнавизма воскресение Лазаря Иисусом Христом. Ведь если душа вечна, и она избавилась от тела, когда Лазарь… Сказано, что он был праведником, ходил пред Богом, и он был богобоязненный, исполнял все заповеди, установки. Естественно, если он умер, душа его ушла туда. Зачем, какой смысл был в том, чтобы возвращать его снова?

00:27:07 – Ну, если вы хотите объяснение с точки зрения вайшнавизма истории воскрешения Лазаря, то все зависит от того, как вы хотите воспринимать эту историю: буквально или как метафору, как аллегорию. Мы можем воспринимать это символичным образом: Лазарь – это обусловленная душа, падшая душа, пребывающая в материальном мире, Христос – это тот Спаситель, который исцеляет её от болезни материального бытия. Потому что, с точки зрения вайшнавов, подарить кому-то жизнь, то есть опять вернуть человеку состояние материального бытия – вряд ли это желательно. Иными словами, можно сказать, что теперь…, все равно, что заявить: теперь Я даю тебе жизнь в этом мире смерти и страданий. Это вовсе не есть благословение или подарок.
– Поэтому…
– Поэтому, – Махарадж говорит, – я бы хотел смотреть на это как на пример освобождения души.

Гуманизм или преданность?

00:29:07 – Простите, вот, в вашей линии есть сферы, скажем, ада и рая?
– Да. (Смеется). Махарадж говорит: Ну, это слишком общий вопрос. Махарадж говорит: я мог бы вам очень многое рассказать, но просто ни времени, ни возможности рассказать о небесах и аде нет. Но, если вы хотите понять наше представление о том, что такое ад и рай, я скажу вам так, что любое место, где нет Кришны и Его преданных – это ад. И любое место, где присутствует Кришна и Его преданные – это рай.

00:30:19 Говоря в целом, этот материальный мир, где мы сейчас находимся, – это мир действий и последствий этих действий. И, поверьте, это вовсе не индуизм, это не какие-то представления о законе кармы. Если вам не нравится термин карма – ради Бога. Это нечто научное, это знание. Кто из ученых это сказал, западных: каждое действие имеет равное по силе противодействие. Это вроде бы простой принцип, но насколько он сложен на практике, насколько все это изощренно устроено, – Махарадж говорит, – это с трудом укладывается в голове.

00:31:15 Поскольку мы, индивидуальности, с другой стороны, мы все члены тех или иных коллективов, тех или иных групп, поэтому мы делаем что-то как одиночки, мы получаем карму свою, то есть последствия своих действий. Мы делаем что-то сообща, и мы получаем результаты групповой кармы, и все это переплетено. Добавьте к этому тонкие действия, такие как мысль или слова. Должны быть следствия или реакции на дурные мысли или дурные слова. 

00:32:04 Именно поэтому Кришна говорит Арджуне, что хитросплетения кармы очень трудно понять. Но в этом мире – это факт – мы зачастую испытываем адские состояния. Махарадж говорит: я говорю об этом, потому что расхожие представления  о аде и рае в этом мире таковы, что, ну, очень просто: если вы совершаете хорошие поступки, вы отправляетесь в рай, если вы грешите, вы идете в ад. Но веды, то, что веды говорят об этом – в них есть концепция того, что джива, живое существо, может не только отправиться в ад или рай материальный, но также она может спуститься в низшие формы жизни, стать животным, получить тело животного. Или наоборот подняться в высшие миры.

00:33:27 Но это все материальный мир. То есть ад и рай – это все материальный мир. Махарадж говорит: мы не говорим о духовной реальности как о рае. Мы не применяем такой термин к духовному миру. Мы говорим о духовном мире как о духовном мире. Духовный мир, тот план бытия, – Реальность, которая выше – превосходит план материального мира с действиями и реакциями на эти действия.

00:34:04 – Вот я поэтому и задал этот вопрос. Потому что, вот, с точки зрения [неразборчиво], какие бы поступки мы ни делали здесь, все они являются материальными. По сути. Даже, скажем, если наша религия говорит нам: «помоги ближнему своему, и попадешь…
– И попадешь к Господу? Да.
– Если там он ценится как хороший поступок, то здесь получается, что он абсолютно нейтральный, и не имеет никакого значения.
– Поэтому как тогда душа, вот, какие критерии, скажем так, ведут в ту или иную сферу?
– К Богу.
– В ту или иную сферу.
– Вы имеете в виду материальный мир или к Богу?
– Я имею в виду ад или рай. После жизни, когда она…
– В результате чего она попадает в ад или рай, да?

00:35:22 – Махарадж говорит: да, вы совершенно верно понимаете смысл концепции вайшнавской, что любое наше действие в этом мире есть… Преданность к Богу ведет к Богу. Но все остальное – плохое или хорошее… Именно поэтому Махарадж говорил, что, например, благотворительность или так называемая гуманитарная деятельность, которую люди считают неким высшим достижением, в действительности это не есть служение Божественному. Конечно, Махарадж говорит – этот так называемый гуманизм, на поверхности все это выглядит и звучит очень красиво и благородно. Но, если мы поглубже посмотрим в природу этого явления, то мы увидим, что эта помощь ближнему, гуманизм во всех его формах – это есть не что иное, как подмена Бога человеком.

00:36:29 Это гуманизм в обличье религии. В современном мире это очень популярно, вы знаете. Все эти организации – ООН, ЮНЕСКО, все, что они делают. Когда люди говорят: если я накормлю голодного на улице, это и будет служением Богу и человечеству. Но все, что вы добиваетесь этим – вы пренебрегаете другими. Вот представьте: вот два голодных человека, или, скажем, страдающих от жажды. Махарадж говорит: я даю. Человек пьет рядом со мной – я испытываю жажду. Но это глупо. Посмотрите – вот, у меня стакан воды, у Махараджа стакан воды. У нас по микрофону есть. У Бога есть Свое собственное существование. Получается, что люди в этом мире, они стремятся служить кому угодно, кроме Бога. Но людям даже не приходит в голову бросить вызов, задуматься над этим. И это столь очевидно, это столь противоречит здравому смыслу – даже ребенок в состоянии понять это положение вещей.

Добро, зло и Абсолютная Истина

00:38:16 – Ну, то, что Махарадж говорит, понятно. Непонятно вот что – в Бхагавад-гите Кришна говорит: «Кто доброжелателен ко всем живым существам, тот очень дорог Мне».
– Хорошо, тогда давайте поймем, что такое доброта? Что подразумевается под добротой ко всем живым существам? Шрила Прабхупад приводил такой пример: допустим, у вас на руке, там, нарыв какой-нибудь, вот, фурункул. И вы можете дуть на него, пытаясь избавиться от боли. Если вы захотите действительно помочь человеку, у которого этот нарыв, или гнойник, или что-то, вы возьмете и вырежете его. Мы не говорим о поверхностной, «так называемой» доброте этого мира. Знаете, хирурги, которые помогают людям в больнице, в операционной, они не занимаются тем, что они сидят вокруг больного и льстят ему. Или дуют на него... Они берут нож и режут его. Но, можно сказать – это не есть доброта. Разве это похоже на доброту: взять нож и начать резать человека. Но эта операция может спасти их жизнь. Вот почему помочь человеку избавиться от болезни материального бытия как таковой – это истинная доброта.

00:40:36 – То есть, материальная жизнь – это вещь, от которой Бог отстранен?
– Нет, есть прямая и есть косвенная связь с Божественным, со всем сущим. Если мы доведем это до абсурда, то мы можем сказать: этот пол – это Бог. Вот, мои ботинки – это Бог. В каком-то смысле так оно и есть: эти ботинки есть не что иное, как отделенная энергия Бога. Но Бог также обладает Своим собственным, личностным бытием. В этом смысле есть вещи, отделенные от Бога, которые им не являются. Поэтому, если вы хотите понять суть, реальное положение вещей, вы должны быть готовы привести в гармонию две эти концепции: то, что Бог во всем и Он ни в чем.

00:41:41 Вот, допустим, в качестве примера, есть, – Махарадж говорит, – различие между мной и моей одеждой, которая надета на этом теле; но в каком-то смысле одежда – это тоже часть меня. Поэтому нас интересует личность Бога.

00:42:03 – Я совсем другое имел в виду.
– Ну, если вы это спрашивали – присутствует ли Бог в зле этого мира? Да?
– Зло, как таковое, ну, вот, знаете, как онтологическое понятие; зло, то есть боль, смерть, страдания этого мира, – Махарадж говорит, – это имеет отношение лишь к свободной воле живого существа. То есть все это явилось как результат свободного выбора. И почему это так? Махарадж говорит: удивительно, что люди в этом мире, вот все дурное, что они делают, они почему-то приписывают последствия своих дурных поступков Богу, как правило.

00:43:04 Бог не имеет ничего общего с этим. Он дает вам, живому существу, свободу выбора. В результате этой свободы выбора, злоупотребления ею, является материальный мир, зло, страдание и так далее. Но Бог не несет ответственности за это. Если вы хотите убить своего ближнего – пожалуйста. Вы можете сказать: ну как так? Бог дал мне тело, Он дал мне пистолет, в руки вложил – ну, как бы, это Он несет ответственность за убийство. Но, напротив, Бог, который является Безграничным, абсолютно милосердным, Он не сделал нас машиной, Он дал нам свободу. Но мы злоупотребляем этой свободой. И вы ответственны за то, что вы делаете.

00:44:02 – А вот эта отрицательная деятельность – она затрагивает атман?
– Ну, то, что называется атман, то, что вайшнавы называют джива, то есть душа, само живое существо, – Махарадж говорит, – в конечном счете не затрагивается. В высшем смысле. Да, но, разумеется, эта истина не является индульгенцией на совершение чего угодно. То есть, это не так, что, если мы знаем, что мы – вечные живые существа, то мы можем запросто убить кого-то. Потому что он вечный. Хотя в то же самое время, это правда – мы вечные живые существа.

О Шридхаре Махарадже и Говинде Махарадже

00:45:02 – Можно рассказать о взаимоотношениях Шрилы Говинды Махараджа и Шридхар Махарадж, или, может быть, вспомнить о каких-то историях?
– Махарадж говорит: я уже говорил сегодня о тех выдающихся качествах Шрилы Шридхара Махараджа, исключительных, которые были признаны Шрилой Сарасвати Тхакуром. Но Шрила Шридхар Махарадж, он дал своё признание Шриле Говинде Махараджу. Говорится: как распознать, кто есть вайшнав, кто является вайшнавом, а кто не является? И критерий таков: вайшнав – тот, кто признан другим вайшнавом в качестве вайшнава. В случае с Говиндой Махараджем мы знаем, что он пришел к Шриле Шридхару Махараджу семнадцатилетним мальчиком, и с самого начала своей жизни в матхе он был признан Шрилой Шридхаром Махараджем в качестве своего преемника.

00:46:44 Более того, сам Шрила Шридхар Махарадж описывал Говинду Махараджа как парамахамсу по природе своей, парамахамсу от рождения. Иными словами, Шрила Говинда Махарадж не достиг духовной, своего высокого духовного положения благодаря практике, благодаря усилиям. Но это естественное проявление его внутренней духовной эволюции.

00:47:30 Махарадж говорит: я уже говорил сегодня о тех выдающихся качествах Шрилы Шридхара Махараджа, исключительных, которые были признаны Шрилой Сарасвати Тхакуром. Но Шрила Шридхар Махарадж, он дал своё признание Шриле Говинде Махараджу. Говорится: как распознать, кто есть вайшнав, кто является вайшнавом, а кто не является? И критерий таков: вайшнав – тот, кто признан другим вайшнавом в качестве вайшнава. В случае с Говиндой Махараджем мы знаем, что он пришел к Шриле Шридхару Махараджу семнадцатилетним мальчиком, и с самого начала своей жизни в матхе он был признан Шрилой Шридхаром Махараджем в качестве своего преемника.

00:48:36 Более того, сам Шрила Шридхар Махарадж описывал Говинду Махараджа как парамахамсу по природе своей, парамахамсу от рождения. Иными словами, Шрила Говинда Махарадж не достиг духовной, своего высокого духовного положения благодаря практике, благодаря усилиям. Но это естественное проявление его внутренней духовной эволюции. Махарадж говорит: я думаю, что вряд ли я могу сказать что-то большее. Такой ответ удовлетворителен?

Помнит ли душа об опыте пребывания в материальном мире?

00:49:36 – У меня вопрос: джива, возвратившись в духовный мир после пребывания в материальном, получает опыт пребывания в материальном мире. То есть, этот опыт, память о нем остается, либо она забывается?
– Махарадж говорит: по поводу того, помнит ли живое существо свой опыт материального мира, когда возвращается к Богу, в Его мир, он говорит, что Шрила Шридхар Махарадж объяснял это так, что когда живое существо возвращается к Кришне, то это подобно тому, как, вот, нам снится кошмар, скверный сон, и мы просыпаемся; мы просыпаемся и видим, что все хорошо. Так же джива возвращается к Кришне, она оказывается на родине у себя дома, она в окружении друзей, родственников, близких.

00:51:43 Махарадж говорит: я попробую такой пример привести, что, допустим, есть небо. И какая-то часть неба покрыта облаками. А какая-то часть безоблачна. И когда, допустим, вот есть небо, есть небосклон. Ну, на одной половине облака, другая свободна. Но когда облака куда-то улетучатся, то небо станет чистым, и вы не сможете определить уже, где были облака, а где их не было.

00:52:25 Поэтому таково положение дживы, есть разные категории джив. Есть живые существа, такие как мы, они зовутся нитья-баддха – вечно порабощенные – и нитья-сиддха – вечно свободные. И, поскольку это бытие, наше нынешнее положение в материальном мире, эти рождения и смерти обладают относительной природой, это временное, преходящее состояние. Память о них не сохранится в Реальности, в духовном мире. Потому что все эти рождения в сансаре, они не имеют никакой связи с настоящими нами, они не связаны с тем, кем мы в действительности являемся.

00:53:27 – Если, допустим, человек просыпается, после страшного сна, открывает глаза, и видит, что проснулся он в сгоревшей комнате, ему хочется уйти снова в другой сон. Нельзя ли сказать, что жизнь – это сон в сне, а тот сон, в свою очередь, в другом сне? Что же тогда реальность?

00:54:25 – Вы спрашиваете о природе Реальности, да? Вы говорите, что материальный мир – это набор снов, сон за сном. И природа Реальности такова, что душа, то есть настоящий вы, джива, не имеет никакого отношения к этим снам. Они могут быть красивыми, они могут быть ужасными, но это сны. Душа обладает местом и положением в реальном мире, в мире Духа. Но, в силу того, что сейчас душа спит, ей снится, она отождествляет себя с этими материальными телами, и отождествляет себя с сюжетами своих снов.

00:55:05 – Божественный мир в какой-то мере для нее тоже сон.
– Сейчас вы имеете в виду?
– Наверное, в будущем тоже.
– Вы говорите «наверное». Откуда вы это знаете? Вы говорите какой-то загадкой, или что это?
– Если мы воспринимаем все материальное как сон, как иллюзию, то тот Высший мир нам тоже кажется сказкой, сном. Почему нам не дано воспринимать его не так, а как-то по-другому? Более реально. Но мы же, мы все воспринимаем как сказку. Зная духовные принципы, скажем, да? Мы материальный мир за сказку считаем, за иллюзию, так. Но и Тот, Высший мир – тоже. Иллюзорно.

00:56:05 – Вы знаете, мне, честно говоря, трудно вас понять. Что вы хотите сказать? В двух словах. Мысль ваша какова?
– Где грань, отделяющая иллюзию от Реальности?
– Где грань, отделяющая иллюзию от Реальности?

00:56:24 – Разница между иллюзией и Реальностью, если в двух словах, да, самое главное. Разница такова, что Реальность – она вечна. Она непреходяща. Она всегда, она постоянна. В то время как иллюзия – нечто временное и преходящее. Реальность субстанциональна, она существенна. Она обладает конкретным бытием, в то время как иллюзия… Возвращаясь к вашему примеру, вот, сны. Когда вам снится, что на вас напал тигр или лев – нет никакого тигра, нет льва. Это всего лишь сон. Реальность – это постоянное существование, непреходящее. Иллюзия – это временное существование. Душа по своей природе вечна и постоянна. Она принадлежит миру вечности. Поэтому душа не может быть удовлетворена временным и преходящим существованием, каким бы хорошим оно ни было.