Ценность человеческой жизни

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 06 августа 2010
Самопознание: чувства, ум, разум, душа и Сверхдуша. Реальность сама по Себе и сама для Себя. Ценность человеческой жизни.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:13:41 | качество: mp3 256kB/s 25 Mb | прослушано: 171 | скачано: 200 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:19 Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж – Домашний уют. Введение в Мир внутренней полноты. Часть четвёртая.

Самопознание: чувства, ум, разум, душа и Сверхдуша

00:00:40 Внутренняя удовлетворённость, равнодушие к тяготам материального существования очень драгоценны. Это близко к сфере духа. Подлинная Бхакти, Преданность, есть ахаитуки — беспричинная: она есть своя собственная причина. Она беспричинна, и она сама по себе. Как говорил Гегель, высшая реальность существует сама по себе. Реальность — не абстракция, она означает систему, которая существует сама по себе. Она анади и ахаитуки — вечна, и ничто не может быть её причиной.

00:01:25 Источником Бхакти является сама Бхакти. Существуют определения, которые даются нам для понимания сути преданности. Бхакти не сотворена чем-то иным — она вечна, но ещё не проявлена; и наша задача — обнаружить и открыть её. Она присутствует в потенциальной форме. Благодаря помощи извне, Бхакти постепенно явит себя; она как бы спит — и необходимо пробудить её. Покровы — это анйабхилаша — мимолётные желания и сознательные попытки эксплуатации, а также самоотстранённость или безразличие. Мы должны сорвать эти покрытия, и тогда Бхакти засияет в своей первозданной славе.

00:02:25 Влечение к высшей истине встречается очень редко, особенно в нынешнюю эпоху, когда все мысли направлены в сторону эксплуатации, даже в области научных достижений. В этой сфере знание творит хаос. Атомная энергия и множество других научных открытий вызывают великую тревогу: мир может быть разрушен в любой момент. Исследования привели к тому, что в одно из мгновений всему может прийти конец. Знание такого рода разрушительно. Его наращивание означает то, что мы собираемся совершить самоубийство.

00:03:00 Эксплуатация подразумевает противодействие. Следовательно, если мы занимаемся всеобщей, массовой эксплуатацией, результатом будет пралайа, маха-пралайа — уничтожение всего. В любом случае причиной её может быть и атомная бомба, и природная катастрофа; после этого — опять сотворение, а значит, снова рождение и смерть, рождение и смерть. Каждый индивидуум будет без конца проходить через это.

00:03:37 Если мы хотим выпутаться из этих сетей, нам необходимо возвыситься над воспринимаемой чувствами средой. В «Бхагавад-Гите», а также в Упанишадах говорится: индрийани паранйахур. Наши чувства занимают главенствующее положение — если мы лишимся глаз, ушей, носа и прочего, мир, как бы, перестанет существовать для нас. Благодаря чувствам у нас есть этот мир. В сфере опыта чувства играют первостепенную роль. Затем — индрийебхйах парам манах —внутри нас есть ум.

00:04:15 А что такое ум? Это наша внутренняя способность выбирать: «Я хочу это, я не желаю то». В нас живёт влечение к одному и отвращение к другому — таков механизм действия ума. Он играет более важную роль, чем чувства: если я невнимателен, человек пройдёт передо мной, а я, возможно, скажу: «Ах, я не заметил его! Я не видел и не слышал, кто это был. Я такой невнимательный».

00:04:45 То есть ум занимает главенствующее положение по отношению к чувствам. Последние важнее внешнего мира, а ум еще главнее: если он не воспринимает информацию от чувств, они, подобные множеству дверей, становятся бесполезными. Затем — манасас ту пара буддхир — внутри нас можно отыскать ещё один принцип: разум, буддхи. И каковы же его характеристики? Ум скажет: «О! Я возьму это!», но буддхи говорит: «О нет, брать нельзя, это принесёт вред. Лучше возьми то, что даст тебе благо». Эта способность выбора - разум, является более высоким элементом.

00:05:35 Затем — буддхер йах паратас ту сах — то, что выше даже разума, есть дух. Таким образом, мы можем установить порядок элементов. Важнее внешнего мира наши чувства, главнее чувств — ум, выше ума — более тонкий и более надёжный разум; и — буддхер йах паратас ту сах — существует нечто такое, что выше буддхи — наша душа. Какова её природа, её неотъемлемые свойства?

00:06:10 В Писаниях приводится пример: в лунную ночь на небе может быть облако, которое затмит луну, но само это облако можно видеть только благодаря лунному свету. Вйасадева, составитель Вед, говорит, что атма подобна той луне. Или подобна солнцу: облако заслоняет его, но лишь из-за света солнца можно наблюдать само облако. Так и атма — это точка света, стоящая за всеми происходящими процессами, её присутствие делает возможным восприятие нами своей психической системы.

00:06:48 Если убрать свет, всё умирает. Если погасить этот свет, психика, интеллект, способность выбора и множество каналов, посредством которых мы получаем знание извне, теряют всякий смысл. Свет — это атма, точка луча света; и существует царство света, где обитают души, и далее тоже есть развитие: от субъективного к сверхсубъективному, от духа к Сверхдуху, от атмы к Параматме.

Реальность сама по Себе и сама для Себя

00:07:17 Как в этом мире существует эфир, воздух, огонь, вода, затем земля, потом камень — таким путем развёртывается материальная энергия, так и в более утончённой области тоже идёт развитие: от интеллекта к душе, от души к Сверхдуше, к Сверх-сверхдуше. Так субъективное стремится к бесконечному. Оно сверхсубъективно.

00:07:45 В своей эволюционной теории Дарвин заключает, что источником жизни является материя. Он утверждает, что в материнской утробе вначале появляется что-то материальное и с ростом этого развивается и сознание. Итак, он считает, что сознание происходит из материи. Последователи богоявленной истины не принимают это всерьёз.

00:08:07 Сказано, что сознание есть основа всего, и всё плавает по поверхности океана сознания. Это субъективная эволюция. Дарвин говорил об объективной, но ведические Писания утверждают, что всё попадает под категорию субъективной эволюции. Один из европейских философов, епископ Беркли, сказал: «Не ум в мире, но мир в уме». Всё плавает в сфере сознания. Сознание охватывает всё.

00:08:45 Дарвинисты говорят, что вначале было ископаемое. Но что такое ископаемое? Оно означает определённое представление, и это — часть сознания. Поэтому мы заявляем, что сознание первично; в противном случае, были бы невозможны какие-либо утверждения. Таким образом, ведическая истина учит, что Брахман, всепроникающий безличный аспект Абсолюта, является источником всех душ, а выше атмы находится Сверхдуша, Параматма.

00:09:20 В материальных мирах развитие происходит с тёмной стороны, но есть и свет — вечная обитель, где существует многообразная, исполненная радости деятельность — множество волн в океане блаженства и ликования. Итак, мы должны понять, в чём состоит долг этой жизни, какова особая важность человеческого рождения и как его лучше использовать.

00:09:45 Существует множество религиозных взглядов, но мы, искатели истины, должны найти среди них решение, которое всё приведет в гармонию; и поэтому нам нужно предпринять некоторое сравнительное исследование. В Писаниях указано, что нам не следует слишком легко менять своё положение. Например, командующий может приказать своей армии: «Не оставляйте эти позиции. Умрите, но удержите их!» Однако, когда появляется возможность, он командует: «Вперёд!»

00:10:15 Подобно этому, шастры, Писания, говорят: «Где бы ты ни родился согласно прошлой карме, где бы ни было твоё место, не пытайся оставить его; в противном случае, ты можешь пасть». Но в то же самое время, если появляется надлежащая возможность, они советуют: «Вперёд, к Абсолюту! Иди ввысь!» Поэтому, в «Бхагавад-Гите» сказано: «Не оставляй с легкостью своё нынешнее положение, обретённое благодаря деятельности в прошлом — лучше умереть, чем потерять его!»

00:10:53 Но позже Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
«Когда у тебя появится возможность идти вперёд, к Центру, делай это любой ценой». Это революционный метод. Он заключается в том, чтобы, рискуя всем, шагать вперёд, к центральной истине; так как человеческая жизнь даёт для этого наилучшие возможности, мы должны приложить все свои силы для следования по указанному пути.

Ценность человеческой жизни

00:11:25 Фактически, только в человеческой форме можно воспользоваться способностью к различению и принятию осознанных решений. Если вы утратите это положение, опустившись до животной или растительной жизни, никто не знает, когда вы возвратитесь обратно и получите возможность принимать независимые и сознательные решения. Вот почему так важна человеческая жизнь, и вы не должны расточать её на животную деятельность: ахару, нидру, бхайу, маитхуну — на еду, сон, постоянную боязнь и чувственные наслаждения, поскольку всё это вы получите везде.

00:12:05 Если вам будет дано тело птицы, червя, насекомого, или другой животной формы жизни, вы сможете испытать все вышеупомянутые удовольствия. Но что касается культуры духа, религии, осуществления вашего подлинного предназначения — этого вы не получите нигде, кроме человеческого рождения. Обсуждая в обществе святых такие вопросы, вы сможете продвигаться вперёд и обрести спасение.

00:12:35 Но не воспользуясь этой возможностью, вы совершите самоубийство, или даже нечто худшее! Тот, кто упускает такой шанс и не пытается должным образом помочь себе, не стремится обрести полное избавление, убивает себя.

транскрибирование: Ольга Смирнова | Астрахань | Россия | 03 мая 2014