Вайшнавский этикет - Санкт-Петербург 1998. Лекция 2

Санкт-Петербург - 01 January 1998
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:28:19 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 619 | скачано: 437 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Александр Хакимов] Пункты, то что написал Санатана Госвами: первое – предлагать поклоны гуру, Господу, Его преданным, старшим, старшим таким, как родители, например – это первый пункт – предлагать поклоны. Да?
[Аудитория] [Неразборчиво] Предлагать поклоны …
[Александр Хакимов] Имеется ввиду, что мы не должны доставлять неудобства духовному учителю, например, если гуру идёт куда-то и мы рвёмся поперёк дороги, он должен ждать тогда да? Когда мы там пранава-мантру произнесём, почитаем ту мантру Харе Кришна мантру, потом встанем ещё будем смотреть на него. Он просто ждёт, когда же мы уйдём? Это неудобство да? Мы должны это делать в стороне, лучше не мешать.

00:00:58 Часто бывает так: гуру входит в двери, здесь преданные жду его и все падают в ноги тогда, и он стоит ждёт, некоторые неудобства. В остальных случая можно это делать. Нужно это делать – первое правило.
[Аудитория] [Неразборчиво], значит я слышала, что рано утром, когда кто-то просыпается тоже нельзя поклоны учителю, потому что это сейчас ему не нужно, только после омовения. Как правильно? Сразу как только он проснулся?
[Александр Хакимов] Сразу как проснулся, мы должны сделать поклоны, но я к сожалению не помню ту мантру, которую мы должны произнести. Кто помнит? Нет, не пранаму.
[Аудитория] [Неразборчиво] [Все смеются]
[Александр Хакимов] Хладини.
[Аудитория] [Неразборчиво] [Самая нужная мантра – это … мантра Кришны – джайа вича мос…]
[Александр Хакимов] Вот эта мантра. Вот Винтакна знает. Вот это вот к нему обратитесь, он скажет.

00:02:08 Да, например, мы в осквернённом состоянии не кланяемся духовному учителю, в осквернённом состоянии не кланяемся, например, после принятия прасада мы не должны кланяться в алтарной комнате, это считается – мы осквернены, мы должны просто встать и уйти, что алтарь закрыт.
[Аудитория] Поблагодарив Кришну внутри?
[Александр Хакимов] Можно так сказать. Алтарь не может быть открыт, потому что мы принимаем прасад. Угу. После принятия прасада? Нет, не нужно это делать. Мы после принятия прасада осквернены, не нужно. Второе – вставайте до 4 часов утра и посещайте мангала-арати. Это поведение вайшнава. Если далеко от храма, нужно дома устроить мангала-арати, провести дома мангала-арати, вставать тоже рано и посетить. Здесь не написано, что это в храме нужно делать. Просто вставайте до 4 утра и посещайте мангала-арати. Где угодно это можно сделать.

00:03:15 Гопал Кришна Цуга Свами говорит: «Можно где угодно провести мангала-арати, даже в дороге, в машине», если мы в машине в это время.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, поскольку дома у нас не будут храмовые стандарты, очень часто, поскольку человек живёт у себя дома как домохозяин, но он не может лечь иногда вовремя, поэтому иногда у него будет. Обычно рекомендуется с 4 до 5 подниматься преданному. Вот в этот промежуток времени, если он живёт дома. С 4 до 5, например, если он поздно лёг и так далее могут быть исключения. Но правила таковы, что мы встаём рано. Правило. Мы стремимся всегда к этому правилу, это исключение, если мы поздно легли, например, да, но правило таково.

00:04:15 Третье – чистите зубы и принимайте омовение после пробуждения. Это мы делаем. Да? Четвёртое – совершайте омовение после опорожнения желудка. Пятое – пользуйтесь водой после того, как помочились, также мойте руки и стопы. Шестое – мойте руки, стопы и рот перед и после принятием прасада.
[Аудитория] Иногда все не моются пока просто брызгают.
[Александр Хакимов] Брызгают, да, да, так делают. Ачарьи делают так я видел. Угу, брызгают. Если мы в обуви зашли в туалет, то на обувь брызгаем конечно, мы не снимаем обувь, носки там и прочее – это вот проблема [все смеются], тогда на обувь брызгаем водой.

00:05:10 Седьмое – мойте руки после питья. После питья, если мы касаемся стакана и руки также оскверняются. Восьмое – пользуйтесь правой рукой для еды и питья, даже если левша. Девятое – всегда носите чистую одежду, да, ту одежду, которая непосредственно соприкасается с телом меняется каждый день. Брюки можно стирать раз в три дня, если мы скажем, если мы, скажем, не очень активно их используем, раз в неделю можно стирать брюки. Такие вещи как майки там или нижнее – каждый день меняется. Если в дхоти мы проходили целый день, меняется на следующий день. Если конечно мы на одну программу одели дхоти и не было пира и мы не загрязнили, его можно одеть ещё раз. Раз мы проходили целый день, мы меняем его на следующий день.

00:06:05 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Влажное дхоти считается не чистым, нужно сухое одевать. Влажное бельё не чистое.
[Аудитория] Ещё преданные говорили, что если вкушаешь и даже не бросаешь [неразборчиво], то оскверняешься?
[Александр Хакимов] Я не слышал этого, нет, наоборот, я слышал, что это не оскверняет. Например, в Индии, когда мы принимаем прасад на фестивалях, то иногда раздают воду, разносят воду в стаканах, то есть мы едим правой рукой, мы осквернены во время еды, тогда как нужно делать? Брать в левую руку, левая считается чистой в этом случае, и нужно пить воду, то есть это один и тот же стакан из которого пьют все, разносят с кувшином воды, там есть несколько стаканов, на таком подносике они ходят и можно взять стакан, попробовать воды и пить не касаясь. Поставить стакан обратно, не оскверняется, считается, другой может пить также, и т.д. Поэтому это нормально. Имеется ввиду, что нужно прополоскать рот, поскольку остатки пищи остались там, но руки остались чистые.
[Аудитория] [Неразборчиво, «А вот джапу можно читать?»]
[Александр Хакимов] Да. Руки остались чистыми.

00:07:15 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, но это не относится к тем случаям, если мы, скажем, упали в грязь, то она от воздуха не очистится, нужно постирать. Но вообще шёлк не стирается, шерсть тоже не стирается. Шерстяные вещи, тоже они считаются чистыми. Их можно проветрить, встряхнуть на солнце куда-то и они чистые, тогда как синтетика не чистая всегда, даже если мы стираем её. Она всегда не чистая. Она не очищается вообще никогда. Что делать?
[Аудитория] [Неразборчиво] а можно ещё?
[Александр Хакимов] Добавку? То есть мы вкушаем,
[Аудитория] Уже вкусили…
[Александр Хакимов] Или нет?
[Аудитория] Всё равно считается осквернением…
[Александр Хакимов] Угу, я не слышал, что это можно делать. Левая рука чистая, но видимо не настолько чистая.

00:08:24 Потому что левой рукой мы не даём ничего к тому же. Хорошая вся энергия, хорошая входит через правую часть тела человека, поэтому мы принимаем и даём что-то правой рукой – это хорошая часть тела. Через эту часть тела входит благоприятная энергия. Через левую выходит неблагоприятная энергия. Если мы хотим выбросить мусор, нужно левую руку использовать или мыть нечистые места левой рукой. Поэтому прасада мы не раскладываем левой рукой. Это будет выглядеть как пренебрежение по этикету.
[Аудитория] Вот волосы длинные матаджи должна укладывать ровно или нет?
[Александр Хакимов] А это у Бала Гопала, там она, спросите у неё. Вышла. А кто здесь из старших матаджи, кто знает?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] [Хихикает]. Десятое – никогда ничего не крадите. Хороший принцип. [Все смеются]. Даже махапрасад, спрашивают: ну в принципе говорится – нельзя красть. Это этикет да, который приведёт нас к правильному сознанию? Когда у нас есть уже правильное сознание, можно красть.

00:09:47 Например, Кришна крал масло или есть такие лилы, когда преданные друг у друга крадут прасад, во время принятия прасада, но если мы не в экстазе, не в правильном сознании, нельзя этого делать. Это оскверняет. Иногда преданные подражают этим вещам, но это может осквернять, не очень хорошо.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нет, здесь да вот, как раз, развитие такое, что нельзя красть, но если мы в экстазе, это иногда проявляются такие вещи.
[Аудитория] [Шутки]
[Александр Хакимов] Когда приехал Прабхувишна Свами однажды, то у него украли лоту и чидар в Жорах. На махапрасад решили разрезать там, распилить, преданные.[Смеётся]. Но он сказал: «Это плохая карма, нужно вернуть всё». Нельзя красть.

00:10:38 Одиннадцатое – не говорите неприятных слов. Тоже хорошее правило, очень часто мы кого-то поучаем, наставляем, но нужно подбирать приятные слова для этого.
[Аудитория] Вот такой момент: человек, он на начальном этапе, он как бы старается менять и в уме всё равно возникают не то что нечистые слова там, Бог знает что, и как избавиться от такого состояния? Хотя внешне может даже вообще не сделанного, ну не хулиганить так дальше, а в уме у него может быть и агрессия и те же совсем нехорошие слова, и …?
[Александр Хакимов] Хороший вопрос! То есть ум он продолжает действовать как бунтарь, как демон, хотя внешне мы совершаем усилия, ведём себя правильно, но в уме происходят такие иногда чудовищные вещи. А что делать? Как изменить это? Не нужно давать пищу для ума, то есть мы не должны давать пищу в форме поступков и слов. То есть мы должны действовать опять, правильно продолжать и говорить правильно, это равносильно тому, что ум не получает пищи. И когда он не получает пищи, он ослабевает. Эта сторона его ослабевает.

00:11:56 Всё, не кормите человека долгое время, даже если он большой бунтарь, но он не ест сутки или двое, он уже не может ничего делать.
[Аудитория] Будет злее.
[Александр Хакимов] Злее? Если не будете кормить его? Знаете как приручают львов диких? Дикого взрослого льва можно приручить. Сейчас я вам расскажу как. Если это так сказать удастся вам, так сказать встретиться со львом, можно приручить. Вы садите его в клетку и не кормите несколько дней, не кормите его, через три дня, по моему, дадите ему немного воды ему и всё. Лев – очень сильное свирепое животное, за это время он ломал эту клетку уже, у прыгал, рычал, он столько перепробовал разных вещей, возмущался, призывал к справедливости, обращался к общественности [все смеются], но он истощался. И в конце концов, когда вы видите, что лев просто лежит, он просто лежит уже, он просто истощённый, он не может даже встать. Вы заходите с палкой туда, прямо в клетку, и бьёте его.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Бьёте его, Он не может встать и вы бьёте его, избиваете его плёткой или палкой. Не вайшнавский этикет конечно. [Смеются все].

00:13:12 Не к вайшнавскому этикету будет сказано, но это способ приручения львов. И затем вы кормите его полностью. И всё, лев вас слушает. Вы постепенно его откармливаете, вы просто заходите с палкой и он в угол прячется, здоровый, сильный лев. Так можно приучить и ум: вы не кормите его чувственными наслаждениями, потом бьёте его палкой, потом ведёте на киртаны, поёт «Харе Кришна» - это пища его, кормите его.
[Аудитория] А как лучше палкой? Чем?
[Александр Хакимов] ][Смеётся], не спешите пока бить его палкой, сначала попытайтесь понять, что вы не ум. Как же будете бить его? Не всегда это рекомендуется. Это рекомендуется для тех, кто знает, что он не ум, кто отличает себя от ума. Никогда не лгите, даже если это приятно. Очень хорошее правило. Не говорите плохо о других. Значит, смотрите: каждое предписание имеет, каждое запрещение имеет предписание. Знаете этот принцип да?

00:14:24 Не говорите плохо о других, что означает? Говорите хорошо о других. Никогда не лгите, даже если это приятно, что означает? Говорите правду, даже если это неприятно. Не говорите неприятных слов, означает – говорите приятные слова. Не будьте враждебны к другим – вот тоже предписание очень хорошее, не будьте враждебны к другим, просто не будьте и всё. Вайшнавский этикет. И не заводите дружбу с людьми завистливыми, падшими, душевнобольными, враждебными, сумасбродными, лжецами, состоящими в незаконной связи с женщинами – с этими людьми нельзя заводить дружбу. Поэтому с зависимыми людьми не заводите дружбу, будут большие проблемы – духовные. С падшими то же самое. Душевнобольные – подальше держитесь от них. Они могут разрушить всё движение, душевнобольные люди. Они могут приходить сюда иногда на программы, если никого беспокоят, но никогда не дружите с ними. Не берите за них какую-то ответственность, никогда не опекайте их, предоставьте их самим себе.

00:15:39 Враждебными – это то же самое, что душевнобольной человек практически, в самом деле. Близко не общайтесь. С сумасбродными – примерно это как экстравагантный человек, что-то такое, экстра, одинарная личность какая-то – сумасбродный человек. Лжецами. Есть люди, они просто профессиональные лжецы, то же самое – нельзя общаться с ними, дружить близко. Состоящими в незаконной связи с женщинами, вот этого мы должны избегать, этого мадхьям-адхикари избегают дружбы с такими людьми. Не путешествуйте в одиночестве. Что имеется ввиду? Что иногда в дороге что-то может случиться с нами и никто не поможет – простая вещь. Прикрывайте рот, когда чихаете или зеваете. Не смейтесь громко. Не выпускайте громко воздух, не принимайте прибежище у падшей личности. Есть такая птица, которая пьёт воду только из облаков, никогда не спускается вниз за водой. Никогда нельзя прибегать к помощи падших людей, попадать в зависимость от них.

00:16:56 Есть много людей богатых, но они падшие, никогда клянчите деньги, не имейте такую привычку преданные, под видом пожертвований на благие дела – поехать в Индию или так далее. Хотя можете конечно попросить у них деньги, чтобы они просто даже дали пожертвование не вам лично, чтобы вы не попали лично в зависимость, для храма, например, для стройки – это нормально – принесли, отдали и вы никак, ни от чего не зависите. Но даже в этом случае, если мы попадаем в зависимость от таких людей, мы отказываемся от их пожертвований, потому что они падшие люди. Не спите слишком много или слишком мало, не вытягивайте ноги перед старшими, не испражняйтесь и не мочитесь на дороге, в Индии это может быть актуально, здесь не знаю. Угу. Здесь только собаки это делают. Не плюйте во время еды, не завидуйте женщине, хотя можно спросить: «Почему нельзя именно женщинам завидовать?», а что, можно завидовать мужчинам?

00:18:02 Но как бы эти вещи, они случаются среди мужчин, что мужчины соперничают, допустим, иногда. И второй пункт – не оскорбляйте женщин, не завидуйте, не оскорбляйте женщин, то есть между мужчинами такое существует, что иногда могут грубо говорить друг с другом, такое происходит, это более ещё менее приемлемо, хотя это тоже не вайшнавский этикет. Но если это происходит по отношению к женщине, то это подавляет психику женщины полностью. Имейте это ввиду: никогда не оскорбляйте женщин и не завидуйте им. То есть она несчастна по своей природе. Это разбивает её. Нужно относиться как к матери, к женщине. К чужим женщинам, как к матери. Не делайте никому зла, но делайте добро. Не общайтесь с беспринципными людьми – они говорят сегодня одно, завтра они проснутся, у них настроение изменится, они другое примут решение – беспринципные люди. Не читайте неавторитетных книг. Не смейтесь над людьми глупыми, душевнобольными, страдающими, безобразными, хитроумными, калеками, падшими. Нельзя смеяться над ними.

00:19:16 Не наказывайте никого кроме сыновей и учеников для их обучения. Совершайте омовение после бритья, совокупления и посещения крематориев. Не бейте никого по голове и не тяните никого за волосы. Поэтому мы бреем головы. Не ешьте йогурт и гороховую муку вечером. Если кто-то оскорбляет вас, молча покиньте это место. Угу? У вас кто-то спрашивал: «Что делать?», покиньте это место молча спокойствие сохраняя. А?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если мы не можем уйти, да? Мы должны уйти хотя бы на время, пока он оскорбляет, когда он закончил оскорблять, нужно вернуться. [Хихикает]
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это трудно будет сделать. Какое-то время мы можем сдерживаться, не обращать внимания, потом мы взорвёмся. Поэтому лучше уйти и как только мы слышим, что он прекратил, мы вернулись снова, он начал, мы снова вышли.

00:20:28 [Аудитория] [Неразборчиво] если человек наставляет, и как уйти? Она мечется, она живёт в [неразборчиво]. Может быть он изменится? И обиды нельзя, получается, что он, она не уважает отца… [неразборчиво].
[Александр Хакимов] Очень важно понять причины, почему отец так действует.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да вот почему он стал враждебно относиться к Сознанию Кришны?
[Аудитория] [Неразборчиво] Он раньше жил с ними врозь, а сейчас они вместе.
[Александр Хакимов] Это может быть также потому что, например, ему пытались проповед
овать Сознание Кришны. Очень часто так происходит.
[Аудитория] Он просто военный…
[Александр Хакимов] Поэтому он воинственно настроен. Если это по той причине, что ему проповедовали как бы, насильно проповедовали Сознание Кришны, настойчиво имеется ввиду, то нужно перестать проповедовать и нужно извиниться просто.
[Аудитория] Нет, она же просто молчит, ничего не говорит, он начинает …
[Александр Хакимов] Да, да, но это уже результат, это уже результат, откуда-то же он узнал о Сознании Кришны? Почему он стал говорить вообще не эти темы? От кого-то же он услышал, от неё видимо услышал, от дочери? Нет?

00:21:50 [Аудитория] Ну жена была его у нас на лекции своей …
[Александр Хакимов] И жена проповедовала ему?
[Аудитория] Жена, то, она видимо приводила.
[Александр Хакимов] И он стал кричать на дочь после этого?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это неблагоприятная обстановка в этом случае, если он демоничен, то это неблагоприятная обстановка, нужно жить отдельно от таких родителей.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если невозможно никуда уйти, то это просто нужно терпеть – карма, ну что делать ещё? Но лучше уйти в другое место жить, к преданным куда-нибудь.

00:22:33 Никогда не хвалите себя. Никогда не смотрите на обнажённых мужчин или женщину. Не кладите пищу на колени во время еды. Не ссорьтесь с женой.
[Аудитория] Почему нельзя ложить?
[Александр Хакимов] На колени? То место, на котором мы едим, оскверняется. Нельзя пищу ложить на колени, например, куда-то там.
[Аудитория] Голую пищу или поднос тоже нельзя?
[Александр Хакимов] Поднос тоже нельзя.
[Аудитория] У меня вот два вопроса: по поводу пищи, вот преданные, которые живут дома, ну недавно пришли в Сознание Кришны и вся обстановка семейная, то есть там и пьянки и бардак, туда-сюда, и готовили пищу на кухне, где всё тоже делаешь прасад, а там же и колбасу режут, считается это как прасад? То есть принимает Кришна то что готовится в таких условиях? Или …?
[Александр Хакимов] Если преданный делает это искренне, и у него просто нет другой возможности, если он как бы молит Кришну принять то, что есть, хотя всё это конечно ужасно, Кришна принимает, Господь Чайтанья принимает. Он принимает, но нужно стараться всё это делать лучше, лучше обязательно.

00:23:58 Нужно изменить все эти условия. Не плюйте в воду, не спите в храмовой комнате. У? Что? Смеётесь! Не спите в храмовой комнате, вы имеете ввиду нашу храмовую комнату тоже? Алтарную? Ну там пока нельзя спать.
[Аудитория] [Неразборчиво] [Что-то по поводу, а где можно спать?] [Все смеются]
[Александр Хакимов] На кухне тоже нельзя спать. В туалете останется, да? [смеётся]
[Аудитория] [Неразборчиво], там подаём просто вот, ну к примеру в раковину вода течёт…
[Александр Хакимов] [Смеётся] Нет, у раковину можно. Это специальное приспособление, если мы чистим зубы, мы сплёвываем в раковину. Да? Но в воду? Воду нельзя плевать в водоём, нельзя плевать, чистую воду нельзя плевать.
[Аудитория] [Неразборчиво] [Так покажите спать как?] [Все смеются]
[Александр Хакимов] В туалете Ишварапури. Хотя, ванна сидячая или лежачая? Сидячая. Вот будешь сидя спать.

00:25:14 У тебя очень хорошо закрывается алтарь. Вот это будет храмовая комната у тебя. Раздели вот это для Кришны и спи в другом месте. Если ты хочешь такие хорошие стандарты? Можно так немножко сделать, перегородить.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Саньяси совершает омовение три раза в день, грихастхи и брахмачарьи – два раза. После принятия прасада место, где стояла тарелка должно быть очищено. Никто не должен переступать через место, где принимали прасад. После прикосновения к внутренней полости рта или носа нужно помыть руки.
[Аудитория] [Ну вот если перешагивать через то место, что будет?]
[Александр Хакимов] Это место нечистое.
[Аудитория] Омовение?
[Александр Хакимов] Ну омовение – это да не будем выходить из … Просто нужно не перешагивать.
[Аудитория] Вот здесь мы едим постоянно, невозможно не перешагивать.
[Александр Хакимов] Угу. Я понимаю да. Вот ненужно этого делать. [все смеются]. Ну что я могу сказать, тут так написано. Эти стандарты, мы должны помнить о них. Вот мы как раз говорили вначале об этом, что мы можем обусловиться, так сказать, что тут такие условия, мы привыкаем к этому, мы привыкаем и думаем, что это нормально, но мы не должны думать, что это нормально никогда.

00:26:50 [Аудитория] [А вы не только как общий … неразборчиво]
[Александр Хакимов] То есть нужно стараться хотя бы это делать, так же как около храма Говардхан, когда мы обходили, нам сказали – не наступать на насекомых, «Пожалуйста, смотрите внимательно под ноги, не наступайте на насекомых – это жители Вриндавана». Но в некоторых местах, там нельзя некуда ступить помним?
[Аудитория] [Там и ходить вообще нельзя?]
[Александр Хакимов] Да, там было столько муравьёв, что нельзя было пройти как-то иначе и пришлось вот так идти, но все молились Кришне в это время, они сохраняли сознание, они думали: «А ну всё равно, что пойдём прямо по муравьям, раз другого пути нет…», нет мы должны чувствовать, что это плохо, что это неправильно. Таков этикет.

00:27:36 А, после нанесения тилаки нужно сделать ачман, говоря: «Ом Кишивайа намаха, Ом Нараяна намаха, Ом Матавай намаха» - это основные принципы этикета, которым вайшнавы должны следовать.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] В комнате можно это делать.
[Аудитория] [В ванной нельзя?]
[Александр Хакимов] Ну, ванна считается не очень чистым местом. В ванной нельзя пить воду, например, или есть что-то в ванной нельзя. Нечистое место, место для омовения.
[Аудитория] Но рот полоскать можно?
[Александр Хакимов] Можно, и мыться тоже можно. [все смеются]
[Аудитория] Очень много условностей…
[Александр Хакимов] Тилаку? Можно наносить в комнате.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] В прихожей можно.
[Аудитория] А на кухне?
[Александр Хакимов] На кухне тилаку наносить? Можно.
[Аудитория] [Неразборчиво] Если условия не позволяют всему следовать, [неразборчиво] скажите, а насколько человек преданный оскверняется, когда мы видим, что вот соседи готовят всё то, что мы не едим?
[Александр Хакимов] Я жил в этих условиях также.

00:29:05 [Аудитория] А вот что делать?
[Александр Хакимов] Мы вели себя так, что не стеснялись готовить при нас. Они говорили, что «Мы будем готовить, вам не нужна кухня?» и они тщательно всё убирали за собой. И у нас были свой стол и так далее, и никогда ничего не перемешивалось.
[Аудитория] Я в таких условиях, что не могу даже говорить, когда у них в кастрюле суп перегорит [неразборчиво]…
[Александр Хакимов] Найдите время для этого более подходящее, когда они спят, например. Когда мы жили в такой квартире с другими людьми, мы были очень внимательны к этому, к их ритму жизни мы должны были привыкнуть, изучить, как они работают, как они приходят, какие у них привычки, когда они отдыхают, когда они весёлые они будут так поступать, когда они такие, они так, мы знали все эти вещи. И мы уже просто чувствовали, что мы можем делать, что мы не можем делать. Без этого нельзя обойтись. Если мы не будем с этим считаться, будет столкновение, нужно быть чувствительным к этому.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, да, это плохие условия, плохие условия.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нет в ИСККОНе у нас просто есть стандарт, отличающийся от этого. Достаточно этого просто стандарта.
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ.

00:30:54 Продолжая вайшнавский этикет по лекциям Шрилы Бхакти Чару Свами. Тема оказалась очень большая, мы не уложимся в три дня. Мы продолжим уже после отъезда Драдимны Свами. Придётся сделать перерыв. У них будет лекция и в понедельник, затем после перерыва мы продолжим. Обсудили вступление в вайшнавском этикете. Что такое вайшнавский этикет! Нанда Госвами по наставлению Господа Чайтаньи создал эту книгу – Хари Бхакти Виласа, которая описывает поведение вайшнава. Поскольку именно вайшнава можно понять по его поведению, потому как он ведёт себя, вайшнав определяется по тому, как он себя ведёт.

00:31:58 Или Хати Бхакти Виласа была написана с двумя целями – имеет две цели: первая – она даёт начальное понимание людям в вайшнавском этикете, описывает практику и второе – она даёт понимание брахманам, которые критиковали движение Господа Чайтаньи. То есть эта книга даёт понимание, что движение Осознания Кришны основано на Анта Ведах, имеет твёрдую Ведическую основу. Первое – это нам понятно, второе – мы можем не понять, какое это отношение имеет скажем к нашим местам, к нашей жизни. Но речь идёт о тех брахманах, которые очень хорошо понимают внешнее описание, внешние правила ведические, внешние требования. Они могут знать хорошо различные обряды, ритуалы, мантры и санскрит. Понимать философию. И они привязаны к этим правилам и предписаниям. То есть они такие брахманы, которые лишь следуют внешним правилам, но при этом они не понимают цели Вед, смысла и предназначения всех этих правил и предписаний.

00:33:16 В этом смысле такие люди могут быть где угодно, а не только в Индии. Поэтому есть две цели в вайшнавском этикете. Далее эти правила и предписания – это вайшнавский этикет о котором мы говорим, есть правила и предписания, есть пункты, которые необходимо выполнять и запреты, которых нужно избегать. И следующий момент более важный – это объяснить цель, смысл, для чего это делается, для чего принимаются эти правила и предписания. Одно связано с другим. Если человек будет просто следовать правилам и предписаниям, он не обязательно может стать вайшнавом, если он не понимает смысл, для чего он это делает. С другой стороны человек, который думает, что он уже понял смысл Вед, но не следует внешним наставлениям, также не станет вайшнавом. То есть две вещи – ачар и прачар. Он может хорошо понимать вещи и говорить об этих вещах, о философии – это называется прачар, но также он должен действовать в соответствии с предписаниями – это ачар.

00:34:22 Итак, есть правила поведения, есть само поведение. Итак, в Кали-югу важно и то и другое. Здесь также объяснялось, что человек достигший спонтанной преданности, он автоматически проявляет эти внешние признаки вайшнава, он становится таким. Он как бы поддерживает в себе этот стандарт поведения естественным образом, поскольку вайшнавский этикет исходит именно из развитого духовного сознания. Но для преданных, которые находятся на уровне вайдхи-бхакти, садхана-бхакти, в основном мы все находимся на уровне садхана-бхакти, то есть требуется понимание и усилия для того, чтобы поддерживать эти стандарты в себе. С помощью усилий это делается. Специальных усилий – это называется садхана-бхакти. На уровне усилий есть тенденция и склонность снижать стандарты, мешать стандарты. Почему так происходит? Из-за влияния Кали-юги, из-за влияния внешних условий, поскольку все эти правила, они хотя и предписаны для всех людей, каждый преданный находится в каком-то своём индивидуальном положении, имеет свои место, время и обстоятельства. И каждый применяет эти предписания в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. То есть таким образом каждый будет действовать в меру своих сил и способностей применять вайшнавский этикет – эти знания на практике.

00:35:51 Здесь мы сидим, но мы живём в разных условиях на самом деле. Здесь в храмовой комнате мы можем не видеть этих вещей, но когда мы возвращаемся к себе домой, то мы живём в разных условиях: кто-то живёт в отдельной квартире, кто-то живёт с родственниками, которые не принимают Сознание Кришны, у кого-то в доме есть животные например, у некоторых есть соседи, которые едят мясо и есть прочие-прочие разные вещи, то есть каждый находится в своём каком-то положении. Также здесь находятся брахмачарьи, которые живут в храме, у них также есть свои условия и т.д. И каждый будет применять этот этикет в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Поэтому мы видим, что соблюдать все эти стандарты в полной степени, мы не сможем сразу. Но необходимо совершать усилия для того, чтобы всегда улучшать эти стандарты. Для этого нужно снова вспоминать те вещи, которые установлены в вайшнавском этикете, поскольку мы стремимся к ним.

00:36:53 И тот, кто достигает спонтанной преданности, у него есть тенденция всегда улучшать стандарты, при первой же возможности. Он ищет всегда этой возможности всегда служить Кришне лучше. Поэтому это его внутреннее сознание естественное. Ему не нужно совершать дополнительных усилий, чтобы поддерживать стандарты. Итак, вайшнав определяется по его поступкам. Уровень вайшнава. Есть три уровня вайшнава есть начинающие, есть те, которые достигли середины прогресса и есть чистые вайшнавы, совершенные личности. Они по разному будут иметь взаимоотношения с окружающим миром, с другими преданными. У? Начинающий вайшнав, как правило, отличается тем, что он ещё не различает категории людей. Он руководствуется ещё своей, своим обусловленным сознанием, возможно это будет какая-то воспитанная культура у этого человека, возможно он будет ещё какое-то время себя вести как русский человек или как американский человек, или как китайский человек, или как среднеазиатский человек. Это обусловленность называется. То есть он далеко не сразу начнёт действовать, как вайшнав, в силу обусловленности и материального воспитания.

00:38:21 И также он ещё не знает, как строить свои взаимоотношения с окружающими людьми и преданными. Почему? Потому что не различает уровни и категории вайшнавов. В этом случае, система варнашрама-дхарма, она устроена очень мудро, что человек может даже по внешнему виду определить, с каким уровнем вайшнава он имеет отношения. Например, в Индии, если человек хочет стать брахмачари, он учится в ашраме брахмачари, он не сразу носит шафран. Поэтому, если вы видите молодого-молодого юношу на улице или несколько таких человек, которые одеты в белые дхоти, вы понимаете, это не грихастхи, это ученики из гурукулы, или жёлтый цвет, или белый цвет, но они ещё не брахмачари обычные. То есть вы уже знаете, как, какие отношения иметь с ними. Если вы видите молодого человека, но уже в шафране, вы знаете – этот человек прошёл школу обучения. Он соблюдает строгие правила жизни брахмачария, он знает философию Сознания Кришны, он проповедник. Вот он занят проповедью. Он не домохозяин, к нему не нужно подходить, чтобы занимать денег, например, к нему не должны подходить женщины, близко с ним общаться. Итак, цвет шафрана уже говорит о том, что это за человек.

00:39:41 Если вы видите серьёзного человека в белом дхоти, вы видите, что это грихастха. Есть также эти признаки и вы знаете, как строить отношения с этим человеком. Если вы видите снова шафран и данду, ведь это саньяси и т.д. То есть даже внешний вид в ведической культуре очень много означает – как человек выглядит, как он одевается, какую носит причёску, как он разговаривает. По одному этому можно судить о сознании человека. Ну, например, мы видим на улице это, преданные они очень опытны в этом, особенно распространители книг. Они могут просто по причёске человека, по его манере говорить уже понимать эту личность. Просто по внешним признакам могут понимать его умонастроение. Итак, если мы имеем определённое умонастроение, это выразиться во внешности и в поведении человека. С другой стороны, если мы меняем свою внешность и поведение – это отразится на нашем сознании. Итак, вайшнавский этикет означает, что сначала он принимает искусственно эти правила, искусственно, возможно мы даже не понимаем, почему нужно делать так или иначе. Но таковы предписания Вед, обладая верой, мы принимаем это, действуем и сознание меняется.

00:40:54 Поскольку все правила вайшнавского этикета, они исходят из гуны благости, поэтому они имеют очищающие свойства поведения, принципы жизни, взаимоотношения. Итак, начинающие преданные они могут ориентироваться по внешним признакам, тогда как преданные, которые находятся по середине они различают четыре категории – они, они понимают, кто такой Господь, они видят Его преданных, они понимают невинных людей, различают невинных и они избегают завистников, демонов. То есть они могут видеть эти категории поэтому обычно они не испытывают проблем во взаимоотношениях, они точно знают, как общаться с окружающими людьми. Есть совершенные личности – это чистые преданные – уттама-адхикари, у которых не может быть проблем, поскольку они видят всех как частички Кришны, как слуг Кришны и себя считают слугами всех окружающих. У этих людей не может быть проблем во взаимоотношениях ни с кем. Для них нет разницы между демоном и преданными, они обладают абсолютным видением.

00:42:12 Итак, наша цель стать вайшнавом, поэтому мы хотим научиться вести себя как вайшнав. И мы говорили также о том, что духовная жизнь – это тогда, когда мы устанавливаем свои взаимоотношения с Кришной, называется духовная жизнь. И когда эти отношения полностью устанавливаются, то такой человек называется чистым преданным. То есть наша цель – установить такие отношения. Но пока какие-то материальные привязанности, привычки – сознание сохраняется в сердце. Мы не можем установить эти отношения с Кришной, мы не можем считаться чистыми преданными. Итак, каждый может чувствовать в себе какие-то недостатки. Мы хотим установить взаимоотношения с Кришной, но у нас есть старые какие-то препятствия и недостатки, но, общаясь с чистыми преданными, мы сразу возвышаемся, освобождаемся от обусловленности, то есть чистые преданные возвышают нас. Поэтому говорится, что если мы правильно общаемся и мы на стороне преданных, то мы выиграем эту битву с майей. Если мы принимаем сторону чистых преданных, то мы выигрываем битву с майей. Если мы не можем принять эту сторону, мы проиграем эту войну с майей.

00:43:35 Поэтому взаимоотношения с преданными, общение с преданными – это самая важная вещь в духовной жизни. Весь успех в нашей духовной жизни зависит от того насколько мы правильно устанавливаем отношения с преданными, настолько быстрее мы становимся мадхьяма-адхикари и настолько быстрее мы продвигаемся вплоть до уттама-адхикари. Очень сильна вот эти отношения с преданными – они более могущественные, поскольку чистый преданный носит Кришну в своём сердце и Кришну можно получить только из сердца чистого преданного.

00:44:19 И основы вайшнавского этикета – мы не должны создавать беспокойств в общении с преданными. Прабхупада настаивал, чтобы были любовь и честность. Любовь – это сила, которая держит нас вместе, ненависть – это то, что нас разъединяет. Если мы находимся вместе с преданными и развиваем любовь и честность – то так увеличивается вера. И два правила, на которых мы закончили вступление – как практиковать Сознание Кришны, преданным, которые живут вдали от храма? Два правила: то есть эти преданные должны быть благоприятно настроены по отношению к другим преданным, если они не живут в храме, например, они живут дома, иногда они общаются. Очень важно иметь умонастроение благоприятное по отношению к другим преданным. Не отношение критики. Благоприятное, позитивное. Но даже, если преданный живёт в храме, но имеет неблагоприятное отношение к движению, то такие преданные имеют проблемы, их затем смывает время, куда-то они пропадают потом. То есть потому важно, что человек думает о движении, как он относится к движению, преданным – это важно. Не так важно где он живёт – близко или далеко от храма.

00:45:47 И второй момент – где бы вы не находились, вы должны проповедовать, так мы связаны с движением санкиртаны. Санкиртана – это проповедь, можно основать центр в вашем доме и проповедовать славу Чайтанье Махапрабху и поддерживать свой дом. И затем мы читали основные правила действия вайшнава - сколько пунктов мы насчитали? 46 пунктов да, мы прочитали их один за другим вчера. Мы не будем к ним сегодня возвращаться, но если будут какие-то вопросы по этим пунктам, мы сможем обсудить. Сегодня мы продолжим взаимоотношения между грихастхами и обычными людьми.
Взаимоотношения между грихастхами и обычными людьми

00:46:41 Тут тоже есть пункты. 12 пунктов. Собственно пункты будут: первый – общество вайшнавов имеет тщательно разработанную структуру, старшие всегда получают уважение от младших, а младшие получают любовь и благословение от старших, любовь исходит от старшего к младшему, а почтение оно поднимается от младшего к старшему. Если младший получает эту любовь, то естественным образом он развивает почтение к старшему. Между равными существует дружба – это основа хороших взаимоотношений. Очень простые правила да? Не трудно их усвоить? Это первый пункт. Можем сразу же обсудить какие-то вопросы по этому пункту. Принцип: ещё раз прочитаю: что вот, что вайшнав имеет тщательно разработанную структуру. Это называется духовная организация. Старшие всегда получают уважение от младших – принцип, а младшие получают любовь и благословение от старших, любовь и заботу.

00:48:05 Любовь исходит из старшего к младшему, а почтение оно поднимается от младшего к старшему. Если младший получает эту любовь, то естественным образом они развивают почтение к старшему. А между равными существует дружба. Итак, вот это основа хороших отношений. Пример даётся семьи, обычной семьи, где есть старшие – это родители, есть младшие – это дети, из первого исходит любовь и забота, и снизу – почтение. Итак, если что-то из этих двух нарушается, то нарушается порядок в семье, семья разрушается. Семья немыслима без таких взаимоотношений. Если родители перестают заботиться о детях, то семья разрушается, если дети перестают уважать старших, семья также разрушается. И между равными, потому что в семье также есть равные, братья, существует дружба – это то, что удовлетворяет всех в семье. Это принцип духовный по своей природе. Давайте обсудим это?

00:49:10 [Аудитория] [] Если отношения нарушены между старшими и младшими, то что? Какой шаг? То есть старший должен проявить любовь к младшему или младший?
[Александр Хакимов] Если взаимоотношения нарушаются между старшими и младшими, то как правило за это несут ответственность старшие. Как правило, почему? От старших исходит любовь и забота, она выражается в том, что старшие должны обучать младших правильным взаимоотношениям, воспитывать их с любовью. Если они не действуют таким образом, младшие перестают понимать своё положение к старшим. Это выражается в том, что они пытаются действовать на равных со старшими, то есть дети начнут дерзить своим родителям и просить, чтобы они не указывали им больше, не воспитывали их больше, что они сами достаточно взрослые и понимают, что им делать, а что не делать. Как правило это вина родителей, которые из-за своего собственного невежества не могли привить им правильные стандарты в поведении и сами не следовали этим стандартам поведения. И записывается, что если сверху происходит любовь и забота, то, как правило, младшие почитают старших. Разве кто-то не сможет отреагировать на любовь?

00:50:30 Всегда на любовь реагирует человек, если это истинная любовь и забота, то младшие реагируют на это. Каким образом? Они уважают старших, они также любят старших, это выражается в уважении, в почтении старших. Поэтому как правило, это должно исходить из старших, от старшего. Например, преданные как хотят воспитывать своих детей? Они хотят отдать их в гурукулу и в гурукуле прививаются вот эти принципы уважения к старшим, принимать авторитет. Мы можем часто слышать это слово, что мы должны научиться принимать авторитеты. Да. Но это бывает трудно. Скажите почему это трудно? Это трудно в том случае, когда мы не получаем достаточно заботы и любви сверху. Тогда каждый может спросить: «А почему я должен принимать эти авторитеты?». Он не почувствует никакой основы для того, чтобы принимать какой-то авторитет. В этом случае говорится: «Примите авторитет так же, как принимаете полицейского на улице за авторитет». В этом случае, чисто формально это необходимо сделать. Но если мы говорим о вайшнавском этикете недостаточно формальное принятие авторитета, необходимы вайшнавские отношения: любовь и доверие.

00:51:52 Это означает, что равные дружат, старшие заботятся, младшие относятся с почтением. Каждый одновременно занимает положение старшего, младшего и равного. Понимаете, каждый из нас одновременно занимает три этих положения: старшего – кто-то есть младший, младшего – кто-то есть старший и равного – есть равные. Поэтому это касается всех. Не так, что есть вечный младший, есть вечный старший и есть вечный равный. Кастовая такая система, что если я младший и мои дети все будут младшие, а это все старшие, их дети тоже будут старшими. Нет, каждый является старшим, младшим и равным. Поэтому, если мы говорим о том, что мы должны общаться с младшими, должны знать как общаться с ними, мы должны любить и заботиться о них. Если мы хотим правильно для своих старших, мы должны уважать их, с почтением относиться, если мы хотим правильно вести себя с равными, то мы должны по-дружески относиться к ним. Итак, это принципы хороших взаимоотношений. Очень просто.

00:52:58 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Вы имеете в виду строгую дисциплину?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это зависит от степени квалификации учителей. В основном да. Как говорится, особенно в гурукулах есть такое наставление, что в гурукулах должны преподавать чистые преданные и что мы улыбаемся, когда слышим это. Мы скажем: «Где мы столько чистых преданных возьмём?». По идее и даже родители в семье должны быть чистыми преданными, чтобы воспитывать своих детей. То есть такие стандарты возвышенные. Если ребёнок попадает действительно в атмосферу преданности и любви к Кришне, в служение Кришне, если он не демоничен, если он имеет хорошую также природу, то он может выполнять такие наставления духовного учителя.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, поэтому нам нужно учиться, именно поэтому мы учимся, именно так. Я согласен с вами. «Много ли таких преподавателей?» - вы скажите – «Много ли таких детей?» - вы спросите. Именно поэтому вы должны учиться. Должны стать такие преподаватели и постепенно появятся такие дети в движении. Постепенно появятся такие дети в движении. Постепенно появятся такие преподаватели в движении, постепенно будет появляться больше и больше чистых преданных и они изменят мир, именно они изменят мир.

00:54:27 Поэтому мы учимся. Мы говорили о том, что необходимо стремиться к этим правилам и предписаниям. Мы также упомянули о том, что сейчас мы обусловлены означает, что мы не можем применить их полностью эти правила и предписания, но мы должны стремиться к ним, учиться этому, вот в чём наша обязанность сейчас.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если старший не имеет времени?
[Аудитория] [Нет, у старшего нет времени, чтобы больше уделять внимания]
[Александр Хакимов] Он должен найти это время. Как правило дело не во времени. Как правило, если мы посмотрим честно на эту ситуацию: дело не во времени. Если человек имеет желание, он найдёт какое-то время. Не обязательно, что он должен пол дня выделять, если у него нет времени, да, но какое-то время он должен выделить, найти. Если он думает, что это важно, это необходимо, он сделает это.

00:55:21 Например, можно сказать, что у нас нет времени для того, чтобы собраться и обсуждать вайшнавский этикет, нам нужно работать. У нас стройка, у нас семья, у нас дети, у нас то, у нас сё, да, но мы выбираем этот. Если мы скажем: «Да, у нас нет времени, перестанем проводить вайшнавские этикеты, может быть сократим ещё какие-то программы, чтобы больше работать, что нам некогда» - мы проиграем в этом случае. Поэтому, если мы понимаем насколько это важно, мы найдём время это. Мы даже сократим работу, для того, чтобы в необходимый момент сделать какую-то программу, поскольку это очень важно. Это естественно, все новые преданные они похожи на детей. Они думают, что здесь кто-то будет о них заботиться постоянно, решать все их проблемы и т.д. Есть такие преданные. Но, старший преданный должен, ну просто, забота не означает, что он просто удовлетворяет желания этого человека все. Он проповедует ему, что он стал слугой Кришны. Что это означает? Что он должен научить его жить ради других. Понимаете? Вот это забота настоящая. Не то, что просто удовлетворять, не как простые родители просто будут удовлетворять чувства детей, вырастут плохие дети, эгоистичные очень. Они привыкнут к этому, он будут думать, что жизнь предназначена для удовлетворения желаний. И эти желания удовлетворяли родители, а теперь это должны делать кто-то другие, когда вырастают. Они становятся такими требовательными.

00:56:55 Настоящая забота – это означает, что мы обучаем их служить Кришне, жить ради других, самопожертвованию. Мы должны быть честные, искренние люди. То есть нужно быть брахманами, вот это имеется ввиду забота о старших. Это и есть старшие. Иначе бы любой богатый человек стал бы старшим, если он просто удовлетворяет чувства, нужны просто деньги для этого. И чаще всего дети в таких семьях, просто к родителям идут, чтобы попросить деньги, а вся их внутренняя жизнь скрыта от родителей. Это совсем не то, что имеется в вайшнавском этикете. Нужно воспитать человека с открытым чистым сердцем, чтобы он не был жадным, эгоистичным, лживым, завистливым, избавить его от вожделения, вот в чём забота проявляется настоящая.
[Аудитория] [Неразборчиво] Как дать ему понять?
[Александр Хакимов] У преданных должны быть прямые отношения. Вы спрашиваете: «Как дать ему понять?». Нужно просто сказать об этом. Нужно сказать правду в какой-то момент. Нужно научиться говорить правду. Правда – это самая тяжёлая вещь на свете. Вайшнав должен научиться говорить правду приятными словами, мы в прошлый раз это обсуждали, что нужно да, что нужно всегда говорить приятными словами правду, но нужно правду говорить. Иначе мы немножко сентиментальны, мы поддаёмся на чувства младших. Не всегда это будет хорошо, не всегда компромисс нужен, иногда он нужен, но не всегда.

00:58:36 Если это начинает вредить, мы не должны идти этим путём. Мы должны говорить прямо, но дружественно, с заботой. Второй пункт – структура общества вайшнавов – это варнашрама-дхарма. Четыре варны и четыре ашрама – частично это материальная структура, так как основа на материальных качествах, но структура, которой следуют вайшнавы называется дайви-варнашрама – это структура в центре которой есть Кришна и поэтому взаимоотношения между людьми строятся через служение Кришне с учётом качеств людей – гуна-кармы, они по положению человека, связаны с его рождением. Развитие начинается с уровня брахмачарий и до саньясы. Это второй пункт. Касается варнашрама-дхармы. Варнашрама-дхарма – это материальная структура. Здесь говорится – частично материальная структура. Что имеется ввиду? Цель этой материальной структуры – духовная. Деятельность этой структуры – духовная, поэтому говорится – частично материальная, но она может быть полностью духовная. Дайви-варнашрама-дхарма – то есть цель всех классов людей – удовлетворить Верховного Господа. То есть чем мы должны определяться?

01:00:11 Его успех в жизни, не потому, как он себя поддерживал всю жизнь и своих детей, а потому – насколько доволен Верховный Господь. Сколько он вообще хорошего сделал для общества, для развития общества? Для развития общества, развития сознания общества, Сознания Кришны, возвышения общества. Вот это варнашрама-дхарма. Если мы говорим о структуре варнашрама-дхармы, сначала мы должны понять цель варнашрама-дхармы. Цель варнашрама-дхармы – не поддерживать себя. Иногда преданные именно так это и понимают. Варнашрама-дхарма – это просто поддержание себя, но цель одна варнашрама-дхармы – удовлетворить Верховного Господа, поддерживать Верховного Господа. Это вайшнавская структура. Марапури сейчас нужно по теме вот, вот по этому вопросу именно.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Ну это разные ашрамы, например, те кто живут в храме – это брахмачарьи и они полностью живут и занимаются служением в храме, полностью всё своё время посвящают проповеди, служению. Грихастха-ашрам – люди живут дома, они воспитывают детей, воспитывают детей, они работают, поддерживают семью, у них есть свой грихастха-ашрам, у них есть свои обязанности. То есть у каждого будет своя обязанность – это варнашрама-дхарма. И вопрос в чём?
[Аудитория] [Неразборчиво]

00:01:59 [Александр Хакимов] Это то, что мы имеем сейчас. Угу? С этим ничего нельзя уже поделать. Но мы должны начать создавать новую варнашрама-дхарму, настоящий ашрам. Мы находимся в начале движения, вот в чём дело.
[Аудитория] [Как часто?...]
[Александр Хакимов] В данный момент нужно просто оставаться преданным, продолжая служение, нет другого способа, что можно изменить в семье, если кто-то не принимает Сознание Кришны? Практически ничего. Нужно оставаться самому преданным. И это самый наболевший вопрос у многих преданных: «Как же всё таки соединить эти вещи?». Кажется, что Сознание Кришны вне храма, вне жизни брахмачария невозможно, ну практически невозможно, нужно сразу же думать о деньгах, работать, столько сразу же материальных проблем и проблемы эти причём увеличиваются. Если у человека есть хорошая жена допустим, то дети могут причинять больше беспокойств. Если даже дети в норме, то внуки причиняют беспокойства, то есть эти проблемы только увеличиваются, мы видим.

01:03:13 Наши правила очень просты – 16 кругов Харе Кришна мантры каждый день, 4 регулирующих принципа – чтение книг и общение с преданными. Каждый может это осуществить. Дело в том, что не каждый делает это. Это очень интересный момент. Не каждый это делает. Например, мы разговаривали с преданными: кто-то далеко живёт от храма, намахата поблизости нет, ехать в храм очень далеко, очень много, плохое здоровье, много детей, мало денег и т.д. Столько аргументов. И хотя в тех районах также живут другие преданные, они не встречаются друг с другом. Это одна из характеристик грихастх. Я сам грихастха, я знаю эту психологию грихастх – они все эгоистичны. Все домохозяева эгоистичны. Они привыкли решать жить в рамках своей квартиры и семьи. За пределами их не интересует больше ничего. И они видят только свои проблемы. Они даже не могут увидеть, что рядом живут другие преданные и использовать это для продвижения в Сознании Кришны. Как правило они такие люди.

01:04:21 Если кто-то сильно нуждается в деньгах и другой грихастха даже может не знать об этом, у кого есть деньги, например, даже может не знать об этом, который вполне мог бы помочь, скажем в трудной ситуации кому-то. Как правило, они не нисходят до этого уровня: «А, не мои проблемы, другая семья совсем». То есть у них сильное отождествление – моя семья, чужая семья, моя квартира, чужая квартира. Но когда мы говорим об обществе вайшнавов, то мы говорим о широком сознании. То есть постепенно мы должны менять это мировоззрение грихастха-ашрама, мы должны научиться жить как грихастха-ашрам, не как что-то другое – просто быть привязанным к своей семье или квартире, или детям, или привязан к своим только проблемам. На это потребуется время, я не могу дать сейчас мгновенного лекарства, мы должны начать с того, что все грихастхи должны, обязаны просто преданные или те кто хотят стать настоящими преданными, воспевать все 16 кругов внимательно все грихастхи, соблюдаем все регулирующие принципы – 4 их, не 3.5, 4 принципа строго соблюдаем, читаем книги Шрилы Прабхупады ежедневно и раз в неделю хотя бы посещали храм – очень-очень простые правила. Раз в неделю хотя бы посещали утренние или программы какие-то большие в храме и ещё раз в неделю Хаджуба-намахату где-нибудь в своём районе посещаю.

01:05:43 Если у них какие-то нормальные более ли менее условия, нет соседей, которые недовольны, могу приглашать раз в неделю к себе гостить также несколько человек. Не нужно приглашать 20 или 30 человек можете пригласить 3, 4, 5 человек. Это каждый грихастха может это сделать, должен научиться делать такие вещи. Иначе, какой же он грихастха? Это не грихастха-ашрам тогда. И сейчас они думают, что можно работать, можно повторять свои круги, слушать Кришна-локу – этого достаточно. Да давайте все мы расселимся по квартирам и будем слушать Кришна-локу. Где же это будет общество вайшнавов? Мы должны много сделать в этом мире. И грихастхи они наиболее активны должны быть в этом направлении. Как жить в этом мире именно? Как создать общину, общество людей, общество вайшнавов? Пока мы слабо напоминаем общество. Мы общество, когда только встречаемся обсудить какие-то вещи иногда в храме. Но потом мы расходимся и где это общество? Мы одиноки. Вот в чём трудность. Именно это мы ощущаем, что мы одиноки и мы никому не нужны. И мы ищем прибрежья: «Кому же я нужен в этом мире? Кришна, где же Ты? Кому же тут нужен?». Мы становимся такими. Но здесь говорится другое: давайте посмотрим: «Кому я нужен? Кому я могу помочь?». Давайте все изменим это умонастроение эгоизма, что «мне кто-то должен помочь», «помогите мне».

01:07:08 Давайте его изменим, давайте все начнём думать: «Кому я могу помочь? Кому я могу служить?». Сознание слуги – это вайшнавский этикет. Мы увидим что сразу начнёт меняться. Мы всё равно ещё нужны друг другу. Мы не должны ждать, что «кто-то должен мне помочь». Вайшнавское умонастроение – «Я слуга. Кому я могу служить? Могу ли я служить кому-то?». Знаете, есть материальный принцип – не принимайте доброе от человека, иначе вам придётся ответить также добром кому-то. Когда придёт время вам также придётся пожертвовать чем-то, кому-то. Такая жадность. Это всё касается грихастха-ашрама. Сейчас мы должны обучиться, как стать настоящими грихастхами, если мы грихастхи и настоящими брахмачарьи, если мы брахмачарьи. И затем мы станем настоящими ванапрастхами и настоящими саньяси. Такой будет результат. Как говорится, от брахмачарьи до саньясы мы пройдём. Но если не формально мы будем саньяси, но мы в сознании разовьём отречение. Но как мы можем развить отречение, если мы всё чего-то ждём, милости какой-то от кого-то? Мы должны служить вот тем. Не просто бороться за своё выживание, служить. То есть нужно начать это делать, начать так думать.

01:08:34 Как правило все спрашивают каких-то решений, каких-то циркуляров: «Скажите, вот что сейчас делать? Такие, такие, такие проблемы. Но ничего невозможно, ну и бесполезны все эти ваши наставления, то есть вы неспособны помочь ничем». Это иллюзия, что мы неспособны помочь друг другу. Столько много преданных в этом городе. Это иллюзия, это майя. Если мы захотим, мы можем создать хорошее общество вайшнавов.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Брахмачарий – это незрелый преданный, как правило. Брахмачарий – ученик. Конечно, кто-то может остаться брахмачари на всю жизнь. В этом случае он может быть зрелым брахмачари. Но брахмачари – это тот, кто может жениться, это будет нормально. Но саньяси – это такой брахмачари, который никогда уже не женится. В этом отличие. И не только в этом. Брахмачари может зависеть от других брахмачарьев, от кого-то в храме может зависеть, он зависит от всех этих вещей. Саньяси не должен зависеть ни от чего. Только от Кришны, только от лотосных стоп своего гуру – это саньяси. Он ни от чего не должен зависеть.

01:09:59 А брахмачари он зависит. Он живёт в храме, там есть президент, там есть старший преданный и т.д., а саньяси он не должен зависеть даже от храмовой жизни. Саньяси они могут жить даже в лесу, как шестеро Госвами, они жили каждую ночь под другим деревом. Брахмачари обычно так не живут, грихастхи тоже. Разница в степени отречения и в степени знания. Для того, чтобы принять саньясу, человек должен развить духовную зрелость, бесстрашие, апайам, знание и быть преданным. «Сарва дхарма паритйаджа» - это как раз стих относится к саньяси, к отречённому, оставить всё, все обязанности, просто предаться Кришне и не бояться ничего, потому что Кришна защищает. Но если кто-то будет думать: «Как я могу принять саньясу? А как я потом буду жить? На какие деньги, как это вообще возможно?». Никто не должен принимать саньясу, кто так начинает думать. Брахмачари может так думать: «Если я уйду из храма, если меня выгонят из храма, как я буду жить? Мне придётся работать, о я перестал быть брахмачари, ужасно, ужасно, ужасно, лучше мне послушаться руководства». У саньяси другое сознание.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Обычно зрелость общества определяется по его лидерам. Да. Как правило. Но если лидер далеко, он постепенно подтянется к обществу.

01:11:47 Если есть лидеры, у нас есть лидеры, у нас есть чистые личности в ИСККОНе. Именно в этом наш успех. Мы не такие, но у нас есть лидеры и они нас всех подтянут на этот уровень. Наше общество можно сказать совершенно уже, лидеры совершенны. Третий пункт. Старшинство определяется по времени инициации. Старше те, кто получил инициацию раньше. Дальше пошли. Учитывается продвинутость преданного и его положение. То есть по времени инициации определяется старшинство преданного, тот кто раньше получил первую инициацию, первую инициацию, тот старше. Также учитывается продвинутость преданного и его положение. И дальше следует наиболее важное в этом пункте: вайшнав всегда готов оказать почтение другим. Он не думает: «Кому я должен показать почтение, а кому не должен». Мы не должны радоваться, если у нас появляется возможность не оказывать почтение. Наоборот – наша цель – научиться оказывать почтение даже червю. Вайшнав не видит внешних различий между живыми существами. Он даже не замечает движущихся. Это существо неподвижное. Он видит объект поклонения, своего Господа – это брахма-бхута.

01:13:27 Тело лишь покрытие, но все живые существа исходят из духовного неба и являются слугами Кришны – это третий пункт. Обычно материальное сознание таково, что мы неохотно принимаем чьё-то старшинство, тогда как духовное сознание – человек с радость принимает возможность кому-то выразить почтение. Например, коммунисты, они хотели устранить эту разницу. Они хотели, чтобы было равенство во всём. Равные. Но к чему это привело? Что люди перестали выражать почтение друг другу. Младшие старших перестали уважать. Это факт, это так, это равенство искусственное – это очень плохо. То есть преданный радуется, что он всем может оказывать почтение. Он оказывает почтение всем, но по разному. Младшие равному и старшему, по разному оказывает почтение, но он одинаково почитает всех, даже червя на улице. Подвижное, неподвижное живое существо – он не видит этих различий, он почитает любое живое существо. Во Вриндаване таково сознание, что люди, когда занимаются стройкой они оберегают каждое деревце. Очень бережно этим занимаются.

01:14:56 Там не так просто спилить дерево во Вриндаване, не то что в этих местах. То есть там люди обладают таким видением. Даже собаку или обезьяну никто не увидит на улице. Если мы говорим о вайшнавах, это сознание Вриндавана. Что мы обсудим в этом пункте?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] По роду служения нам приходится сталкиваться с людьми, которые ведут с нами как негодяи, оскорбительно ведут себя, как мы должны вести себя с ними? Если это невинные люди, имеется ввиду, что они находятся под каким-то впечатлением, влиянием, они услышали неблагоприятное что-то о Сознании Кришны, они заблуждаются. Мы можем поговорить с ними, по проповедовать им, как правило, они изменятся, дать прасад и так далее, очень много таких случаев да? Что люди сначала не очень доброжелательны, а потом они очень сильно меняются к преданным. Как бы вот этот момент мы очень сильно замечаем в проповеди, что преданные, они распространяют книги, распространяют прасад, и сначала вот эти лилы происходят: сначала люди смеются, а иногда преследуют, потом, когда они узнают лучше, многие восхищаются и уже защищают нас от этих демоничных других людей.

01:16:24 Но, если действительно люди попадаются демоничные, негодяи и неисправимые, то мы должны избегать этих людей, идти в другое место. Не стоит развивать и продолжать отношения.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нужно руководствоваться вайшнавским этикетом. Нельзя руководствоваться выдумками. Спекуляциями. Например, у нас есть стандарты, Стандарты таковы, что, если приезжает духовный учитель, мы делаем вьясасану, сарвинайасасану. Если мы применим эту форму о которой вы говорите, что неизвестно, насколько он старший, насколько он младший, то мы можем подумать: «Для его же блага, для его смирения мы посадим его на пол». Можем сделать такой вывод и это будет вайшнава-апарадха, хотя сам этот преданный не будет себя чувствовать достойным сидеть на вьясасане возможно. Да. Но он садится туда. Почему? Поскольку таковы правила вайшнавского поведения, потому что он должен говорить о Кришне, он должен занять почётное место Вьясы.

01:17:40 То есть вайшнавское сознание возможно его любит. То есть не нужно заботиться о смирении других преданных, нужно заботиться о своём смирении. И почему неизвестно, кто младший, кто старший, старшинство устанавливается по времени инициации, это легко понять. Это как бы одно из основных правил. Есть также другие правила. Учитывается продвинутость и положение преданного. Что это может быть не так давно в Сознании Кришны, но занять какое-то положение очень ответственное в Сознании Кришны. Да, нужно выражать почтение этому положению тоже. Учитывать это. Или человек недавно в Сознании Кришны и положения никакого не имеет, но очень духовно развит. Вайшнавские качества в нём ярко проявлены, ярко выражены, очень большой прогресс у него. Мы должны именно это больше всего и заметить в человеке и радоваться, что мы теперь можем выражать почтение этому вайшнаву, восхищаться им. Иначе мы станем имперсональными: младшие перестанут здороваться со старшими. Они подумают: «Ну почему старший со мной не здоровается? Я был точно таким же, я не здоровался со старшим потому что думал, что они со мной не здороваются, а теперь я получаю плоды, реакцию на свою деятельность в прошлом».

01:19:03 Что придут точно такие же младшие, которые будут думать точно так же: «Он не поздоровался со мной, я тоже с ним не буду здороваться». Но этикет – младший должен здороваться первым по отношению к старшему, и даже если старший не отвечает, может он бежит куда-то, это неважно, это его проблемы. Вайшнав должен сохранять умонастроение почтения.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Я слышал, что это можно делать в письмах, по телефону, когда матаджи обращаются это к брахмачари мужчине или мужчина к матаджи также может говорить, если он обращается лично, в письме или по телефону он может так сказать: «Примите мои глубокие поклоны матаджи», то есть мать: «Примите мои поклоны». Это нормально в этом сознании, это не противоречит вайшнавскому этикету. Мы оказываем это почтение не ради старшего преданного, а ради себя самого.

01:20:06 А какое это почтение, что конфликты происходят? Если он хочет так, да можно называть на ты, но не вкладывать фамильярное отношение в это, это вопрос сознания в конечном итоге. Мы можем понять какие-то его требования, если ему неприятно скажем. Я однажды Хладини назвал на вы, она обиделась на меня: «Это чё? Я что чужая что ли?», я говорю: «Хорошо, ты, но когда я говорю – ты Хладини, у меня немножко так внутри что-то крутится там такое что-то, но я всё равно говорю так!», то есть для меня она старшая преданная и по возрасту и в Сознании Кришны, но я говорю ты, чтобы, она то хочет. В этом случае я иду на уступку, но не означает, что я на равных с Хладини могу вести себя. Да? Да? [все смеются]. Я так себя чувствую, что я могу поделать?

01:21:16 Матаджи, замечание Прабху: «Может, в принципе да, нам нужно быть очень осторожными в этом». [все смеются] Иногда это опасно делать. Если матаджи опытна в этом да, то есть она знает, как сделать правильно замечание об этом. Будьте осторожны, чтобы не задеть ложное эго. Например, когда сюда приезжала Дхьяна Кунда, многие знают и по радио Кришна-лока, она здесь была вот лекцию давала. Так она очень опытна и искусна в этом, поэтому она вот так вот, является таким авторитетом в отношениях и так далее, можно научиться. Мы с ней немного общались там, перед лекцией, там о том о сём, о разных вещах интересных. Мне тоже было интересно узнать что-то о ней. Мы разговаривали в присутствии других. И когда я просто задавал ей вопрос, чтобы она что-то мне рассказала, объяснила натнеда. Она ответ строила так, что не задевала моего эго. Хотя я был готов к тому, что она будет давать какие-то наставления, я буду запоминать это интересно узнать что-то, какое-то мнение человека. В чём-то она была квалифицирована очень хорошо. Она строила свой разговор так, что я не замечал, что она учит меня, я не мог заметить, что она учит меня.

01:22:38 В этом случае матаджи может давать наставление, если она тем более старше. Это неплохо. Особенно, что касается пожилых матаджи, да они могут быть более активны в этом, но они должны научиться действовать как матери по отношению к младшим преданным. Понимаете да, что важно? Иногда пожилые неопытные матаджи, духовные но пожилые пытаются давать наставления, но начинают действовать как ведьмы. Нужно действовать как матери – вот что важно, как матери, тогда она имеет огромную силу влияния, гигантскую силу влияния. Как бабушки, как мамы, вот что-то такое. Обычно у них много тепла в сердце, поэтому они имеют такое влияние, но они не должны просто командовать. Давление – это неестественно для матери. Это более естественно для дедушки. Ремень снимает иногда, но бабушка обычно говорит: «Нет, нет, нет, не надо, не надо, не надо» - так она говорит. То есть нужно учитывать эту природу.

01:23:53 Это можно делать, но не ожидайте, что он должен ответить. Общее правило в общении – мы неправильное почтение какое-то, не приветствуем матаджи, неправильно матаджи [неразборчиво], не приветствуют. Общее правило в храме такое. Молча и не глядя даже, вы даже не замечаете, где вы проходите. А, грихастха? То же самое. Если у брахмачирини, то же самое. Это храмовый стандарт. Они вызывают конечно недоумение у грихастх особенно: «Как так можно вообще? Это что же? Если я приду к кому-то на Намахату, и там на меня не посмотрят никто и не поздороваются? Если там хозяйка, например, она не должна смотреть?». Нет, там будут другие немножко стандарты. Они будут отличаться, они будут отличаться. Поймите, что здесь живут брахмачарьи. Но стандарты должны быть самые строгие во взаимоотношениях мужчин и женщин называется. Брахмачарьи.

01:25:05 Смотря какие гости, если это гости, которые впервые пришли, то нужно сначала гостям оказывать внимание. Этикет таков, что даже если пуджарий один остаётся в храме, предлагает пуджу божествам, пришёл гость, он должен оставить пуджу божествам и встретить гостя. Гость может не понимать, что он делает, например, и он просто оскорбится. В этом случае нужно гостям. И читать дальше. Четвёртый пункт – братья в Боге вашего гуру должны почитаться как гуру. Обсуждаем. Братья в Боге вашего гуру описываются должны почитаться как гуру. Есть сомнения на этот счёт? Нет. Пойдём дальше. Да?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Братья в Боге вашего гуру, говорится, вашего гуру.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] В чём проявляется? Как это проявляется? Мы принимаем духовного учителя, как представителя Кришны, не ниже этого. То есть оказываем почтение как Богу, буквально.

01:26:39 И вот подобным настроением переходит на отношения к братьям в Боге гуру. Как бы ученик их рассматривает на одном уровне. Это не означает, что особые взаимоотношения с гуру разрушаются учеником. Скорее это означает, что братья в Боге гуру напоминают ученику о положении, то есть о его духовном учителе. Как мы рассуждали? Представьте: у нас есть отец, у отца есть братья, как мы относимся к братьям отца? Так же как примерно к отцу. Для нас это почти очень близко, почти одно и то же правда же? Конечно есть разница безусловно. Но дядя он бывает иногда ещё более строг чем отец. Не так ли? Такова психология. И он может также учить племянников, имеет право это делать.

01:27:43 Конечно, если я стану выступать с каким-то несогласием, он скажет: «Ну, в конце концов у тебя есть отец, иди разбирайся с ним». Да, такое может быть. То есть такое сознание, так легко понять, как это происходит? Как в одной семье, то есть братья в Боге духовного учителя, мы их рассматриваем на одном уровне с гуру, со своим гуру, даже если они гуру не являются, они всё равно его братья в Боге. Мы их рассматриваем на одном уровне со своим духовным учителем. Неправильно оказывать одинаковое почтение, почтение будем оказывать по степени духовного знания, по степени огня духовного в сердце. У каждого будет гореть разный огонь преданности в сердце, даже у духовных братьев гуру.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2018