Вайшнавский этикет - Санкт-Петербург 1998. Лекция 9

Санкт-Петербург - 01 January 1998
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:50:49 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 212 | скачано: 390 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

ответы на вопросы

00:00:00 [Александр Хакимов] ... Это просто оскорбление было серьёзное. Тогда это понятно, преданный Кришны будет обижен, расстроен этим, разочарован этим будет, что незаслуженно его оскорбили, и просто или сделали всё очень грубо и так поступили с ним. В этом случае виноват тот, кто обидел, конечно же, он виноват в этом, он несёт за это ответственность. Но даже в этом случае преданный не обижается, поскольку находится в знании.

00:00:22 Тот, кто оскорбил, получает реакции рано или поздно. Нет необходимости обижаться и усугублять какие-то ещё отношения с ним. Его накажет закон кармы. Можно злиться на людей, что они совершают какие-то греховные действия, да, можно злиться. Но мы не должны мстить им за это, поскольку их так накажет материальная природа, что нам ещё жалко их будет. Если мы храним обиды, мы сохраняем мстительность. Это не нужно делать, не нужно увеличивать эти вещи.

00:00:56 Пришло наше время – мы страдаем, придёт время и мы освободимся от этого и будем радоваться, и снова придёт время – мы будем страдать и так будет продолжаться, но если мы увеличиваем чьи-то страдания, мы так же ответственны за это. Храня обиды, мы увеличиваем свои страдания и приносим страдания другим. Это означает, что человек сконцентрирован на себе. Нужно думать больше о Кришне и о том, чтобы служить другим преданным.

00:01:25 Что делать, если знаешь, что ничего из себя не представляешь, а где-то внутри чувствуешь, что всё равно считаешь себя продвинутым? Как избавиться от такой иллюзии в уме?

00:01:38 Это положение каждого преданного, не так ли? Я знаю, что я падший, но где-то в глубине я понимаю, что я уттама-адхикари. Но это платформа ума, поймите. Это на платформе ума всё происходит. Это нельзя принимать всерьёз. Ум имеет такую природу. Что бы вы не сказали в уме, он может сказать противоположное. Вы говорите: «Я падший», но ум уже готовую противоположную концепцию выдвигает тут же, сразу же, или говорите: «Я продвинутый» - он так же противоположную концепцию выдвинет.

00:02:10 Есть и то, и другое. Он мошенник потому что, и мы пользуемся этими концепциями по необходимости. Когда нужно, мы говорим: «Мы падшие», когда нужно, мы говорим: «Мы продвинутые» – вот и всё. Есть и то, и другое в нас. Но если мы будем пользоваться лишь одной концепцией – «Я падший», мы забудем, что мы продвинутые. Мы обманем его. Вопрос: как мы пользуемся на практическом уровне? Поэтому нужен вайшнавский этикет, чтобы мы всегда были смиренны, почтительны, терпеливы – всегда. Даже если мы считаем себя продвинутыми и т.д., мы должны всё равно вести себя вот таким вот образом, так настроить себя. Постепенно мы забудем о том, что мы продвинуты, просто у нас не будет даже таких мыслей в голове.

00:02:56 [Аудитория] Один раз преданному, который совершал греховные поступки, по отношению к другим, сказали, что ты понесёшь какие-то реакции. Он просто ответил: «Вы не знаете, силу моего гуру». Как вот?

00:03:10 [Александр Хакимов] Силу духовного учителя?
[Аудитория] Да. «Мой учитель меня защитит».
[Александр Хакимов] Он именно так и защитит. Придут реакции сначала. Реакции должны прийти обязательно, иначе, что же защитит человека от его греховных поступков? Если реакции не придут, он будет снова совершать греховные поступки. В этом и есть забота духовного учителя и Кришны. Гуру наказывает своего ученика, он имеет право на это, у него есть дубинка. То есть этот человек находится в иллюзии приятных отношений, сентиментальных отношений с гуру. Гуру не поддаётся на такие сантименты. У него есть дубинка и он конечно узнает силу своего гуру. [все смеются] Так, мы должны продолжать.

00:03:54 [Аудитория] А можно ещё вопрос? Вопрос о зависти. Вы сказали, как избавляются от зависти, когда переходят с одного уровня на другой. Естественный ли это процесс избавления от зависти или есть другой путь?

00:04:04 [Александр Хакимов] Другой путь есть. Есть. Методом погружения полного. То есть затопить всё любовью к Богу, затопить всё. Когда человек так действует решительно в Сознании Кришны, очень решителен, очень энергичен, действует с энтузиазмом с большой верой с уверенностью с такой, т.е. следует всем правилам и т.д., то конечно он может быстро-быстро пройти этот путь. Быстро это затопиться любовью к Богу.

00:04:50 Все эти проблемы можно быстро решить. Это зависит от усилий преданного. Поэтому мы как раз и как бы вспоминаем этот вайшнавский этикет, чтобы снова совершать усилия, не забывать об этом, вот и всё, и мы будем прогрессировать быстрее. И меньше будет проблем с собственной завистью, с другими недостатками, не нужно на них так концентрироваться, держаться за них как бы. Нужно медитировать на хорошие вещи и стараться следовать этим вещам. И всегда будут приходить положительные результаты – всегда, каждый день, каждую минуту, каждую секунду будет происходить что-то хорошее.

Отношение к женщине, как к матери

00:05:27 Мы должны продолжать. «Отношение к женщине, как к матери». Читаем цитату Шрила Прабхупады, писал Гаргамуни: «Что касается твоего беспокойства, которое создают преданные женщины. Необходимо помнить, что они так же живые существа. Они так же пришли к Кришне, поэтому я не могу сознательно пренебрегать ими». Что касается наших мужчин: брахмачарьи и саньяси. Если они станут устойчивыми в Сознании Кришны, то у них не будет проблем. Обязанность мужчин: быть устойчивыми в Сознании Кришны и осмотрительными. Это возможно путём постоянного воспевания, как это делал Харидас Тхакур.

00:06:20 Итак общаться с женщинами, особенно для брахмачарья и саньяси – это очень опасно. Но Господь Чайтанья не пренебрегал никем. Он хотел спасти всех, поэтому сейчас все могут получить посвящение и мужчины, и женщины, и стать чистыми преданными. Поэтому невозможно будет избежать общения с женщинами, однако мы должны быть надёжно защищены от атак майи хорошим воспеванием. Хорошее воспевание даст нам защиту».

00:06:52 Прабхупада говорил: «Защищайте женщин, не эксплуатируйте. Опасность начинается тогда, когда начинается эксплуатация, когда мужчина думает: «Женщина источник чувственного удовлетворения». Женщина более подвержена атакам майи, поэтому нуждается в большей защите.

00:07:14 Наиболее привлекательная черта майи – это женщины и деньги. В Сознании Кришны мы общаемся и с тем и с другим в проповеди по всему миру. Единственный способ не попасть под их влияние – это не использовать их для чувственного наслаждения, тогда мы останемся сильными. Материалисты используют всё для наслаждения чувств, а преданные используют всё для удовлетворения Кришны. Нет ничего плохого, если мы используем женщин и деньги в служении Кришне. Ошибка будет тогда, когда мы захотим их использовать в служении себе».

00:07:55 Ещё Прабхупада писал, цитата: «Кто это ввёл, что женщины не могут повторять джапу в храме, проводить арати? Если брахмачарьи становятся слишком взволнованы, пусть идут в лес. Я никогда не вводил эти вещи. Если брахмачарьи в присутствии женщин так волнуются, пусть отправляются в лес не оставаясь в Нью-Йорке, т.к. в Нью-Йорке так много женщин, как можно избежать видеть их? Поэтому самое лучшее для них – уйти в лес, чтобы не видеть женщин вообще, если они так быстро возбуждаются. Но тогда их никто не сможет видеть так же. Тогда как будем продолжать нашу проповедь?». Проблема.

00:08:43 Всё это проблема нашего ума, поэтому нужно иметь здоровое и почтительное отношение к женщине. Так мы сможем контролировать свой ум и продолжать проповедь. Сознание Кришны предназначено для всех, Господь Чайтанья не различал, достоин кандидат или нет. Его милость для каждого, включая женщин.

00:09:03 Мужчина в присутствии женщины чувствует себя наслаждающимся и контролирующим, но преданный всегда хочет служить и подчиняться, а не эксплуатировать. Преданный естественным образом избавляется от вожделения, если он следует правилам и наставлениям, которые оставили предыдущие ачарьи.

00:09:23 Концепция мужчины и женщины – это двойственность материального сознания. На духовном уровне каждое живое существо – слуга Кришны. Во Вриндаване мужчины и женщины служат Кришне бок о бок. Все игры так происходят во Вриндаване. Мужчины помогают женщинам в служении Кришне. Всё наоборот: мужчины помогают женщинам во Вриндаване, почему так? Поскольку Шримати Радхарани, она наиболее близка к Кришне. Она изначальная слуга и все помогают ей служить Кришне.

00:10:03 Они там не думают о том, кто мужчина и кто женщина. Они просто заботятся об удовлетворении Кришны. Зависеть от Кришны, означает подняться над двойственностью, где мы увидим, что всё предназначено для Его удовлетворения, а не для нашего. Главная обязанность преданного: подняться над сексуальным желанием. Преодолеть сексуальное желание, это не значит, что мы должны ненавидеть женщин.

00:10:35 Привязанность и отвращение – две стороны одной медали. Отвращение это не наш путь. Те, кто проявляли отвращение к женщинам, все пали, так как это отвращение трансформировалось в привязанность. В ИСККОНе есть такие случаи. Бхактичара Свами в данном случае говорил, что некоторые саньяси относились с явным отвращение к женщинам и проповедовали таким образом – они пали, поскольку это отвращение трансформировалось в привязанность потом сильную. Это одна сторона, т.е. две стороны одной медали. Нужно остерегаться отвращения и привязанности. То есть подняться над двойственностью.

00:11:17 Отвращение не поможет. Поэтому единственный способ преодолеть сексуальное желание: быть в Сознании Кришны». Бхакти Прабхупада открыл для всех людей. Это поможет нам преодолеть материальные привязанности и отвращение и развить трансцендентальную привязанность к Кришне. Слово «мать» вызывает настроение уважения и разума. Когда советуют относиться к женщинам, как к матерям, имеется в виду, что нужно быть сдержанными и уважительными. Такой подход сведёт к минимуму оскорбительное отношение ко всем живым существам. Женщин нужно научить, как вести себя, как матери.

00:12:07 В практике Сознания Кришны разделение полов является очень важным. Материальная природа – это тюрьма сексуального желания. Освободиться – означает избавить от этого желания. Сексуальное наслаждение сравнивается с наслаждением верблюда, который ест колючки, но наслаждается вкусом собственной крови. То же самое происходит. Эти колючки они прокалывают язык и кровь течёт, и вкус собственной крови делает колючки вкусными. Вкуса нет – собственная кровь имеет вкус. Так же и мужчины, наслаждаясь женщиной, выпускают энергию, эссенцию своего тела в форме семени – это ему нравится, но наслаждения на самом деле нет никакого. Это наслаждение верблюда, который ест колючки.

00:13:00 Плата за любое наслаждение в материальном мире – это страдание. Высшее наслаждение это секс и плата так же будет соответствующая. Поэтому наиболее разумные отстраняются от наслаждения этого мира и так избегают страданий. Невозможно потушить огонь, поливая его гхи, так же невозможно успокоить чувства, удовлетворяя их. Они будут возбуждаться и требовать большего. Как преодолеть желания чувств? Нужно занять их в служении Кришне – получить высший вкус.

00:13:35 Чтобы получить высший вкус, нужно много времени и усилий. Много времени. Мы можем уже быть долгое время в Сознании Кришны, но всё же нет высшего вкуса ещё. Сколько ещё времени понадобится? Долгое время, говорится, нужно. И вот до этого, пока не придёт высший вкус, нужно стараться смотреть на женщин, как на матерей, кроме своей жены.

00:14:00 Ребёнок может общаться со своей матерью до восьми лет близко, затем необходимо общение с мужчинами, иначе он станет либо женственным, либо похотливым. Если мужчина смотрит на женщину с вожделением, он слабеет. Женщины не должны часто попадаться на глаза мужчинам, чтобы не увеличивать вожделение. Ведические женщины никогда не разгуливали по улице, как это сейчас происходит. Женщина почти не покидала дома. Таким образом, мужчина видел женщину только у себя дома в виде жены, дочери или матери. Поэтому, если ему случалось видеть других женщин, он их видел так же: вот идёт чья-то мать, жена или дочь. Очень просто было.

00:14:53 Мужчина сравнивается с маслом, женщина с огнём.Эти вещи не должны соприкасаться, т.к. мужчина теряет силу, контроль над чувствами и умом, а потребности женщины и её желания расширяются при этом. Так мужчина и женщина становятся рабами своих желаний. Я прочитал тему.

00:15:17 [Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Да, она не шла там в мини-юбке, например, с сигаретой во рту. Часто мы видим эти вещи. Она покрывала голову, она очень быстро проходила, не глядела никуда. На самом деле в лицо даже всех женщин не знали люди в деревнях. Она так себя умели вести. Главная их обязанность: не попадаться на глаза чужим мужчинам. Женщина стыдится этого. Мы говорим, это ведическая культура. Как всё легко было устроено. Сейчас всё наоборот. Они все на улицах. Мужчины работают, а женщины все на улицах деньги тратят, покупают что-то. Их больше чем мужчин. Посмотрите внимательно, что происходит. Там одни женщины в самых разнообразных видах. То есть так они сейчас влияют. Вожделение увеличивается таким путём в обществе.

00:16:18 [Аудитория] А вот вы сказали, что до восьми лет должен ребёнок с матерью, а потом как? Как он должен общаться?

00:16:28 [Александр Хакимов] А затем он уходит в Гурукулу и общается с мужчинами, либо живёт на мужской половине. Ведическая цивилизация так устроена, что даже дом он разделяется. Есть женская половина, мужская половина. Это не смешивается, даже дома не смешивается всё. Здесь у нас такие условия, что приходится в однокомнатной квартире жить семье, допустим, с детьми – плохие условия очень. Да, мы имеем такие плохие условия, но это уже результаты разрушения культуры. Мы говорим, как бы об изначальных вещах, чтобы понять, как всё это устраивалось хорошим образом и как нам пытаться применять эти принципы в нашей жизни. Мы просто хотим получить знания таким путём.
[Аудитория] Скажите, если вот просто там идёшь по улице и встречаешь, допустим, матаджи из храма встречаешь, не преданная, которую знаешь, мы должны благосклонными быть, «Харе Кришна» поздороваться? Просто я часто замечал, что просто не смотрят.
[Александр Хакимов] Кто не смотрит?
[Аудитория] Идёшь, матаджи не смотрят. Правильно делают?
[Александр Хакимов] Правильно делают. Молодцы. [все смеются] Это лучше, чем, если брахмачарья начнут здороваться душевно с матаджи. Пускай это делают другие, какие-то более преданные, более старшие, что ли, я не знаю, более спокойные. Брахмачарьи не так спокойны в этом отношении. Они очень беспокойны в отношении матаджи.

00:18:04 Им не нужно смотреть друг на друга, здороваться друг с другом – не самое лучшее для брахмачарьев. Если грихастха, или он уже в годах – это другой вопрос, он видит мать, дочь – это нормально. В молодые годы человек видит женщину, девушку, как объект для наслаждения – это природа. Ему нравится это всё, он ничего не может с этим поделать. И пока он не научился превосходить эти вещи, он не должен смотреть, или здороваться, или общаться с женщинами по пустякам. Да, в этикете было написано, что даже муж и жена на публике не проявляют своих отношений. Они не должны просто сидеть и часами разговаривать друг с другом, глядя в глаза – это нехорошо. Это тоже вызывало стыд обычно у людей в ведической культуре. Они стыдились так на публике действовать. Что начинают смотреть какие-то люди на это всё, потом проходят, ещё оглядываются, снова смотрят – это всё увеличивает вожделение. А сейчас они ходят, обнимаются по улицам повсюду. Всё увеличивает вожделение.

00:19:29 [Аудитория] А вот относиться к женщине, как к матери, это означает почтение в первую очередь. Как же, если отводит глаза, поздороваться должен? Если видит что даже то есть преданную матаджи.
[Александр Хакимов] Не нужно думать, что это родная мать. Как к матери. Если я приезжаю домой, то я обнимаю свою мать. Что имеется в виду «как к матери»? Имеются в виду сдержанные отношения. Никто никогда к матери не испытывает вожделения, допустим, таких чувств невозможно как бы. В здравом рассудке это невозможно. Всегда очень сдержанные отношения. Невозможны какие-то игривые отношения никогда. Серьёзные, сдержанные отношения к матери, очень уважительные, почтительные к матери отношения.
[Аудитория] Вы сказали, там была фраза «использовать женщин в Сознании Кришны», как использовать женщин, если не эксплуатировать, то как?
[Александр Хакимов] И женщин, и мужчин. Почему только женщин использовать? И мужчин так же нужно использовать. Мы мужчины и женщины. Мы все либо мужчины, либо женщины. Не так что мы используем женщин для Сознания Кришны, а мужчин в других целях.

00:21:02 Веды они предназначены для мужчин. Сейчас, скажем, сейчас нет такой уж разницы в Кали-югу как бы разрушены эти вещи. Но в ведические времена женщина не получала инициацию например, она не изучала священных писаний. Они имела подчинённое положение, служила мужу, была под защитой мужа, отца, старшего сына – в этом был её прогресс. Это было положение женщины ведическое. Она следовала за мужем, получала те же самые плоды. Поэтому обычно мы найдём, что Веды обращаются к мужчинам, а не к женщинам, поскольку мужчина играет в ведической культуре ведущую роль в духовной жизни он, он именно. Только по этой причине. Но если мужчины думают, что они какую-то исключительную роль играют в Сознании Кришны – это майя, это просто отождествление материальное. Мужчина и женщина – это просто двойственность материального сознания, просто двойственность. Мы все духовные существа.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это может быть из-за нагрузок, чрезмерных усилий у человека может проявиться, например, вожделение – возбуждение ума.

00:22:35 Такое может происходить. Это означает, что он совершает чрезмерные усилия, он недостаточно слушает, воспевает. Чрезмерные усилия физические приводят к тому, что возбуждаются чувства постепенно, накапливается раздражение, неудовлетворение, хочется удовлетворить свои чувства – просыпается вожделение. Люди так и делают: они работают, работают, работают, потом праздник! И они делают всё что угодно после этого. Поэтому нужно отрегулировать свою жизнь очень хорошо.
[Аудитория] Что имеется ввиду под словом «высший вкус»? Преданные получили какой-то вкус, каждый получил какой-то вкус. Что имеется ввиду «высший»?
[Александр Хакимов] Высший вкус – это рати или ручи, это имеется в виду, что человек получает собственный вкус. Мы получаем вкус от общения с преданными в основном, от совместного воспевания. Получаем вкус, все получают вкус от этого, все, действительно так. Но потом мы уходим и вкус уменьшается, да? Когда мы в одиночестве, тогда он уменьшается. У нас нет как бы собственного вкуса.

00:24:04 Вот пока человек не получит собственного вкуса, он не будет таким сильным ещё, устойчивым. Поэтому мы должны быть вместе, всегда вместе совершать процесс преданного служения. Это то, что увеличивает вкус – коллектив, в коллективе должно всё происходить. Если общение правильное, вкус увеличивается, вдохновение тоже увеличивается, желание служить Кришне увеличивается, энтузиазм увеличивается, решимость увеличивается. Хочется развивать все качества преданного сразу же, у нас возникают все эти желания – это результат правильного общения. И следуя всем этим вещам, приходит вкус, от следования этим вещам, не так ли? Сначала умиротворение, потом больше и радость.
[Аудитория] А если преданные от собственного воспевания как бы получают вдохновение делать там что либо, правильно общаться, следовать и с преданными общаться, то есть какой-то вкус значит от воспевания [неразборчиво] или это тоже отражение?
[Александр Хакимов] Нет, нет. Он может иметь собственный вкус воспеваний, да, но это только усиливает желание общаться с другими. Например, это же если вы имеете какой-то вкус, вы естественно хотите делиться этим, так он увеличивается вкус. Если вы имеете вкус, вы хотите увеличивать.

00:25:31 У вас появляется такое желание увеличивать. Оно увеличивается в общении. Но если вы имеете вкус, собственный вкус, вы хотите общаться. Вы на самом деле ещё больше хотите общаться, чем те, кто не имеет вкуса. Не имея собственного вкуса, мы иногда забываем, что нужно прийти на программу, на киртан, да? Этот человек не имеет ещё собственного вкуса ещё развитого. Но имея, собственный вот этот вкус выгонит нас, будет выгонять нас постоянно к преданным, проповедовать, слушать, воспевать – это собственный вкус. Например, есть кафе «Говинда», если мы там когда-то обедали, мы знаем, как там вкусно. Этот вкус заставляет нас прийти туда снова и снова, и снова, не так ли?
[Аудитория] Мужчина ведёт женщину, там жена или дочь. Так вот она согласия она не спросит. А вот если она мать, дочь, дочь например не может строить особенное, выполнять служение или ещё там всё равно [неразборчиво], но она помогает дома матери, готовит ну и много чего. Вот она, вот это как бы это засчитывается или нет?
[Александр Хакимов] Высший мужчина – это Кришна – она должна служить Кришне.
[Аудитория] То есть не имеет значения.
[Александр Хакимов] Сейчас не имеет большого значения. Сейчас мужчина не играет абсолютной роли в семье, абсолютной роли в семье не играет сейчас.

00:27:03 Возможно мужчины станут такими со временем, в ИСККОНе станут со временем, но пока он не играет такой абсолютной роли. Более важная связь с гуру и так же с другими преданными.
[Аудитория] Вы сказали, что вкус увеличивается от общения, но бывает так часто, что как бы мы общаемся в миру и этот вкус уменьшается, как быть тогда?
[Александр Хакимов] Вкус уменьшается от общения, у нас наверное больше опыта такого. Больше опыта может быть такого вначале, что вкус наоборот утрачивается, если неправильно, много неправильного отношения, много обидных вещей происходит или безразличие, сталкиваемся с разными негативными вещами, с личностью. То есть самые болезненные вещи, когда мы сталкиваемся с личностями, вкус. И поэтому мы становимся имперсоналистами, сначала имперсональными, то что мы называем «учение имперсоналистов», но мы имперсональными становимся в отношениях с преданными. В этом случае говорится, что если мы на уровне каништха-адхикари, а каништха-адхикари, что это такое – он беспокоит всех вокруг своим поведением, проблемы какие-то создаёт, в этом случае говорится: занимайтесь своим делом, выполняйте свои обязанности, не смотрите на кого-то ещё.

00:28:36 У тебя есть свои обязанности, замкнись в них и всё – это имперсональное отношение. Я становлюсь несколько безразличным в этом случае. Но сохраняется мир какой-то внешний зато. Имперсональное отношение приводит к умиротворению, человек как бы фоилютив, но он в одиночестве, на себе сконцентрирован, на своём служении. Это приводит на уровень умиротворения и с этого уровня он начинает, с уровня умиротворения уже строить правильные отношения. И он уже чувствует: там, где умиротворение нарушается, шанта, плохо – туда нельзя идти. Он уже ориентируется на это умиротворение. Там где оно как бы развивается – это хорошо. Вот тогда можно почувствовать вот этот вкус, этот экстаз. Например, в присутствии продвинутой личности, духовного учителя первое, что мы чувствуем, умиротворение, не так ли? Всё, все проблемы фить и просто испаряются. И затем приходит вкус, когда мы слушаем, на фоне умиротворения уже развивается этот вкус. Сначала мы должны просто упокоиться, просто отвлечься от всех-всех-всех своих проблем. Джай Шри Шри Гаурнитай. Подобно этому, если отношения доставляют какие-то беспокойство, сначала мы должны просто успокоиться, заняться своим служением, исполнением своих обязанностей, долг есть. Достичь состояния умиротворения и затем научиться правильно общаться с преданными.

00:30:07 [Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Человек не может получить криппу в гуне страсти, если он действовал в гуне страсти. Благодаря как бы упорной работе только, да? Криппу он получает тогда, это хорошо, когда он упорно работает, верно, но криппу он получает тогда, когда он начинает понимать, для кого он это делает. Когда он много работает, он много плодов должен получить, но если на его счастье он начинает понимать, для кого он это делает, он все плоды отдаёт Ему и тогда он получает криппу. Он не может в гуне страсти получить криппу, потому что в гуне страсти она и не даёт ничего. Он делает по другим мотивам это. Вот когда он достигает добродетели, он понимает и всё это отдаёт, тогда он получает криппу.
[Аудитория] Каким образом мы можем избежать неблагоприятного общения и результатов неблагоприятного общения?
[Александр Хакимов] Избежать? Для этого нужно сохранять умонастроение смирения, почтения и терпения – самое безопасное положение. Так можно избежать всех этих неприятностей. Тут уже повторение.

00:31:30 Мы все главные основные темы прошли. Возможно, преданные какие-то пожелания имеют, может быть какие-то ещё семинары сделать, о чём поговорить ещё можно, какие темы можно поизучать? Мы провели по Харинама Чинтамани, по трём гунам материальной природы, по грихастха ашраму, по вайшнавскому этикету – это четвёртый семинар.
[Аудитория] По Нектару Наставлений ещё.
[Александр Хакимов] По Нектару Наставлений семинар? Да, это очень интересно.
[Аудитория] Намахата.
[Александр Хакимов] Намахата.
[Аудитория] По Бхакти-шастрам провести.
[Александр Хакимов] Я необразованный человек. Бхакти-шастры мы пригласим со временем квалифицированных преданных. Мне нужно долго учиться, чтобы, там нужно систематическое образование получить Бхакти-шастри. Я даже не прочитал всю Шримад Бхагаватам, что я могу рассказать? Или Чайтанья Чаритамриту. Я читал книги Гауранга до второй части всего лишь. Бхакти-шастры пока нет. Если вы имеете ввиду по кассетам Аттма Таттвы Прабху, мы можем это сделать, повторить как бы эти вещи.

00:33:01 Но пока, пока я бы не хотел этого делать, пока не хотел бы этого делать.
[Аудитория] Является ли правильным думать, считать, что все желания которые возникают у нас из материального ума, они не принадлежат то есть нам, как бы душе, а являются порождениями нашего ума и как бы отстраняться таким образом вот от этих желаний как от не своих.
[Александр Хакимов] Это помогает на практике? Если помогает, можно применять. Такая отстранённость от этого. Да, эти желания диктуются кармой, материальным телом, гунами. Диктуются, но эти вещи, которые диктуются, это те вещи, которые мы хотим, хотели. Хотели этого, поэтому они стали привычными для нас и стали анартхами. Привычно, означает, что мы не мыслим уже существование без этих вещей, поэтому они всегда с нами. Привычка – вторая натура, это как мы принимаем эту природу майи, окраску майи принимаем, потому что мы общались с этими качествами долгое время, развили к ним вкус, теперь они нас обволакивают плотно эти желания. Сейчас мы хотим от них освободиться, отмыться от этих вещей.

00:34:31 Это хорошо понимаешь, что это просто комбинация этих материальных элементов вызывают эти все желания приятного, неприятного и т.д. Так всё это происходит. Но эти желания обволакивают нас из-за прошлой деятельности – это карма. Они должны быть, пока карма существует, они будут нас мучить, будут требовать. Поэтому преданный должен терпеть. Терпеть так же, как болезненно, постепенно будут уходить.

00:35:14 «Прожив уже в семье без отца и женское начало оказало своё воздействие. Что можно предпринять?». Для ребёнка необходим авторитет. Женское начало не может быть авторитетом для мальчика, вообще для детей. Женщина с детьми имеет фамильярное отношение. Дети с матерью они обычно на короткой ноге, потому что она выполняет все их желания. Они командуют, они требуют всегда. Отец более отстранён от этих обязанностей, поэтому является большим авторитетом, естественным большим авторитетом. Он так не исполняет желания своих детей, как мать.

00:36:03 Из-за отстранённости это происходит он авторитет. Этот авторитет необходим. Тот авторитет, за которым последнее слово и кому верят всегда, когда он говорит. Если это уже произошло, что нет отца, женское начало означает эти фамильярные отношения они развились, значит нет авторитета, должен быть кто-то из авторитетов. Скажем какой-то преданный может быть авторитетом. Дети принимают преданных, как авторитетов так же. дети преданных. Слушают лекции, допустим. Обычно они принимают тех авторитетов, которых принимает мать. Обычно так происходит. Они верят этим преданным, слушают лекции. Или мать говорит: «Вот этот преданный сказал, ты слышал?». Он говорит: «Да». Он начинает подчиняться этим вещам. Таким путём можно действовать. Есть история, как одна женщина мать, она, не было отца и она ребёнка привела к какой-то великой личности. Это был Ганди, на самом деле. И просто для того, чтобы он сказал ребёнку не есть сладости. Он не слушает её. Он требует сладости. Поэтому нашла авторитет, ребёнок верил, это Ганди был – общий авторитет. Она пришла и сказала: скажите ему об этом. Он говорит: «Хорошо, приходите через 3 дня, я скажу». Три дня он сам не ел сладости, чтобы набрать силу, чтобы иметь вес, убеждения. Через 3 дня он ему сказал: «Не ешь сладости». И он перестал есть сладости. Таким путём можно воспитывать ребёнка тогда. Пользуясь другими авторитетами, авторитетом других. У нас в движении как раз это вполне возможно. Так много авторитетов.

00:37:46 [Аудитория] Считается лучше подняться на тот уровень, чтобы действовать как бы в благости, т.е. например, в благости старший преданный [неразборчиво] киртан или же тоже вот как бы тоже нормально, если постоянно в страсти, но кроме этого ты как бы отдаёшь приходит совершенное состояние… [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Человек должен работать в полную силу и в полную силу стараться сознавать для чего он это делает. Мотив. То есть, есть внешняя работа и внутренняя работа – должно быть и то и другое. Если у человека большие физические возможности, он должен работать так же много, но при этом он должен так же совершать внутреннюю работу, например, не гордиться плодами своих усилий, не привязываться, не завидовать и т.д. – это внутренние уже усилия. И то и другое должно быть сбалансировано. Если он будет совершать только внутренние усилия, но не работать, хотя у него есть силы для этого, он впадёт в иллюзию продвинутости: «Я уже продвинутый, мне не нужно работать» – такое будет элитарное такое сознание. Если он будет физически работать и не вести внутреннюю работу, то сначала всё будет хорошо.

00:39:01 Начало будет очень хорошее, придёт успех к нему так же, но затем в какой-то момент он возгордится. Вдруг он подумает: «Может быть я чистый преданный, у меня большой успех». Так происходит. И потом начинаются трудности серьёзные. Потом он начинает думать: «Вот мне завидуют, потому что я лучше всех, преданные ко мне плохо относятся». Но это просто из-за гордости его происходит. Он не сможет увидеть это. То есть, есть свои препятствия. Поэтому нужно делать и то и другое, и внешние усилия и внутренние усилия.
[Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Шри Ишопанишад?
[Аудитория] Много стихов…
[Александр Хакимов] Хорошо, я подумаю, какой семинар. Я бы хотел, чтобы в храме прошёл семинар по брахмачарья ашраму. Потому что мы провели грихастха ашрам, у всех будет впечатление, что грихастха ашрам более важен. Но я не должен проводить по брахмачарья ашраму. Попросите либо Камаламала Прабху, либо Григачарью Прабху. Вы должны проявить энтузиазм, чтобы они повели такой семинар здесь для брахмачарьев обязательно. Иначе все тут станут грихастхами.

00:40:28 [Аудитория] У меня вопрос по теме этикета. Когда можно видеть, что преданные читают вслух книгу Шрилы Прабхупады в метро или в электричке – это нормально?
[Александр Хакимов] В метро или электричке для людей? Проводит класс? Люди могут подумать, что он не в себе немного. Слишком уж зачитывается и видимо что-то с ним не то уже.
[Аудитория] Но они видят, что это книги Шрилы Прабхупады, кришнаиты.
[Александр Хакимов] Да, «кришнаит», «несчастный кришнаит» они говорят, «несчастный». «Его заставляют видимо так делать».
[Аудитория] Но лучше так не делать?
[Александр Хакимов] В смысле, что касается сознания, то это признак того, что он бросает вызов, это вызов, он идёт с вызовом, на самом деле. Люди так воспримут это, что какой-то вызов в этом есть. Нет, это нехорошо. Не нужно беспокоить никого.
[Аудитория] А вот ещё тоже вот на людях: часто приходится ездить в поезде, как там вкушать?
[Александр Хакимов] В поезде? Сесть и вкушать.
[Аудитория] Опять же получается…
[Александр Хакимов] Не в тамбуре, не в туалете. За столиком сесть, можно угостить людей, если есть что-то, чем их угостить. Это не проблема. Вкушать не проблема. Мы можем вкушать где угодно, на самом деле.

00:42:00 [Аудитория] Какое-то чувство, что люди каждого не угостишь.
[Александр Хакимов] Что же делать? Есть ещё один интересный момент. Я просто прочитаю немножко и мы закончим. Это последняя тема. Мы просто прочитаем её и мы закончим. «Вайшнав – самая культурная личность» называется. Самая культурная личность. Мы должны стать вайшнавами в наших действиях и поведении. Быть вайшнавом, значит быть чистой душой. И когда душа очищается, мы восстанавливаем свои вечные отношения с Богом и становимся Его слугами. Когда мы отождествляем себя с душой, мы начинаем видеть всех других вайшнавами. Суть вайшнавского этикета в том, что мы должны действовать через сердце, а не через голову. Как бы мы приходим к сути здесь. Здесь вывод Бхактичара Свами даёт. В этом суть вайшнавских отношений – через сердце. Очень важный момент, духовный момент. Не через голову. Вайшнав не думает о том, что он приобретёт, а что потеряет, он просто действует. И даже вынужден действовать, согласно импульсам, исходящим из его сердца. Вынужден, говорится, он должен действовать. Он имеет эти импульсы, он вынужден действовать согласно этим импульсам.

00:43:33 В этом вся суть вайшнавского поведения. То есть к этому мы придём, если будем следовать правилам и предписаниям. Это станет импульсами сердца. Нам будет легко понимать, как действовать правильно, как действовать неправильно в разных ситуациях. Мы учимся применять это всюду вайшнавское поведение. Например, кто-то дарит нам какую-то вещь и в уме мы думаем, оцениваем насколько красивая эта вещь, например, сколько стоит эта вещь, насколько она нужна мне или не нужна. Так мы оцениваем – это уровень головы. Все эти мысли выразятся в том, как мы возьмём этот подарок, в поведении, означает. Как мы берём. В этикете говорится, что брать и давать нужно правой рукой, например. А ещё лучше двумя руками. Итак, чем более человек вайшнав, тем более красивы и точны его действия. Вайшнав – это самая культурная личность. Если мы действуем с платформы сердца, то мы оцениваем не конкретную вещь, дар, а тот дар, то чувство, с которым человек предлагает – вот истинный дар. Это материальная вещь временна так или иначе, но вот это чувство, которое предлагает преданный, оно в основе духовно.

00:45:02 Этот плод крепкий, он неразрушимый. Поэтому если мы можем принимать такие вещи, мы можем развивать Сознание Кришны правильно. Это выразится в поведении. Говорится, что самое лучшее, принимать двумя руками дар, хороший дар, если с чувством предлагается, с любовью. Это выразится таким образом спонтанным. Значит что нужно? Правой рукой или двумя руками, но когда человек это чувствует, это выразится спонтанно у него. Чем более культурное общество, тем выше, строже правила поведения. Прабхупада сравнивал наше движение с армией, где каждый следует строгой дисциплине, отдаёт честь старшим. Вайшнав тоже должен строго соблюдать дисциплину иначе он не сможет распространять Сознание Кришны, сражаться с майей. Дисциплина даёт силу. Да это замечено в армии именно. Дисциплина, организованность, подчинение, да, даёт большую силу оказывается, в армии. Этим как бы определяется сила, готовность – насколько там дисциплина хорошая. Это всё установлено, это главная цель – подчинение. И вот подобно тому, как вода течёт с возвышенности вниз, так и вайшнавские качества любви переходят от старших вайшнавов к младшим, а от младших поднимается почтение, как в семье.

00:46:34 К несчастью сейчас мы утрачиваем эту культуру. Если мы хотим считать себя старшими преданными, то мы должны проливать любовь на младших и это обогащает сердце человека, увеличивает сердце. Большое сердце, называется. Вайшнавизм – это увеличение сердца. Материализм это когда сердце ссыхается, сжимается, уменьшается. И вот конечный критерий определения вайшнава, насколько большое у нас сердце. Сердце естественным образом стремится соединиться с кем-то очень дорогим. И кто это? Это Кришна. И когда это происходит, то эти отношения принимают форму любви, когда мы видим младших, и форму почтения, когда мы видим старших. И за этим нужно внимательно следить, чтобы мы любили младших и почитали старших. Это не должно быть просто внешнее. Какой толк во внешних вещах? Если мы думаем, думаем: «Чего он пришёл? Вот кланяться приходится». Какую пользу принесёт такой поклон? Поклон – это внешнее проявление наших внутренних ощущений.

00:48:00 Когда сердце наполняется почтением, голова склоняется вниз – в этом смысл поклона. Нужно научится действовать через сердце. Джай Шри Шри Гаурнитай. Это было бы удивительным обществом, если бы мы действовали так. Нужно прекратить шоу, т.е. показные вещи и учиться правильным вещам, опираясь на внутренние ощущения. Есть так много старших преданных, младшие очень нуждаются в заботе, нужно заботиться. Дома каждый является центром заботы, но когда мы попадаем в ИСККОН, иногда нам кажется, что до нас никому нет дела. Но если старшие проявят заботу, то автоматически младшие выразят почтение. Почтение нельзя требовать. Признак прогресса – смирение. Смиренный вайшнав будет с почтением относиться к тем, кто получил инициацию раньше. Братья в Боге гуру, братьев в Боге гуру будут почитать, как своего гуру. Саньяси – это учителя всех варн и трёх ашрамов. Если кто-то не выражает им должного почтения, то это очень плохо для его духовной жизни. Вайшнав никогда не может быть наглым или гордым. Признак непривязанности к материи – это смирение и терпение.

00:49:34 Преданный не думает, что он продвинут, он чувствует себя не способным продвигаться. Двое брахмачарьев боялись войти к Бхактисиддханта Сарасвати и он позвал их. Они сказали ему: «Гуру Махарадж, мы так долго практикуем преданное служение, но мы не чувствуем, что мы хоть немного продвинулись». «Вы действительно так считаете?» - спросил он. «Да». «Это хороший признак» - сказал Бхактисиддханта Сарасвати. Мы не должны быть самоуверенными, думая, что мы чистые преданные, так мы попадём в майю. Наоборот мы, чем дальше мы продвигаемся, тем больше мы понимаем, какие у нас ничтожные шансы стать преданным и мы просто надеемся на милость Кришны. В этом смысл стиха [Тринат апису ничхуна]. Так, это будет заключение, вывод, для чего этот вайшнавский этикет нужен. Так можно прийти к полному совершенству. Читайте простые наставления и правила. Если их всегда помнить, освежать, следовать этому всему, так самое важное в нашей духовной жизни, научиться общаться с преданными. Харе Кришна.
[Александр Хакимов] Шрила Прабхупада кий!
[Аудитория] Джай!

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 01 November 2018