Поиск счастья

Навадвип-дхам - 15 January 1984
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:34:03 | качество: mp3 64kB/s 15 Mb | прослушано: 164 | скачано: 143 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шридхар Махарадж: Он не кто иной, как сам Кришна. Мы слышим звон нупура, украшения, которые носит на щиколотках, браслеты на ногах. Мы слышим звон этих колокольчиков Гауранги. Кришна ушел, и Навадвип погрузился в кромешную тьму. Что нам делать, друзья мои? Давайте отправимся и вернем Его обратно. Драгоценный венец Навадвипы, драгоценный камень Навадвипы покинул нас. Это произошло в этот день, сегодня. Рано утром Он переплыл реку, в три часа утра или около того переплыл и бросился в сторону Катвы. В зимний сезон, ни о чем не заботясь. Настолько подобный жар в Его уме присутствовал, в Его теле и уме. Тело и ум пылали, были настолько разгорячены вирахой (разлукой с Кришной). С Кришной – с одной стороны, с другой стороны Он стремился выполнить свой долг – проповедь миру о Кришне. Зов этого долга, эта энергия двигала им, побуждая Его оставить Навадвип и обратиться к массам, проповедовать любовь к Кришне, раздавать её повсюду, по всему миру. Зов этого долга по отношению к людям, к человечеству и также жар, внутренний жар, пламя любви к Кришне. Он не заботился ни о чем, ни о ком. Разлука с Кришной, випраламбха, вираха. Зов Кришны. Такой великий жар возник, забота о людях, о человечестве.

00:03:36 Столь многие люди готовы пожертвовать собой ради интересов нации. Но насколько жалок этот бренный мир, а вечное богатство, благо, вечное благо, вечность, какого рода энергию мы должны собрать ради достижения этого блага, всеобщего блага и блага для всех? Подобное – благотворительность высокой степени. Вернуться домой, вернуть утраченный дом, рассказать этим людям, сбитым с толку людям, вернуть их домой, в сладостный-сладостный дом. Такого рода зов прозвучал в Его уме. Все эти сироты, их следует вернуть обратно в дом, к опекуну, к хранителю. Такого рода долг. Представление о таком долге возникло в Его уме: вернуть им утраченный дом. Они блуждают, подобно зверям в джунглях, не зная, что хорошо, что плохо. Всегда соревнуются, конфликтуют друг с другом, кусают друг друга. Они утверждают, что они цивилизованы. Лесные звери кусают друг друга и пытаются жить за счет друг друга. Звери в джунглях. Они утверждают, что они люди, человеческие существа, но следуют той же программе, что и звери в джунглях: ценой других. Что это такое? Цивилизованные джунгли. В таком случае, что такое цивилизация? Каков смысл цивилизованности? «Цивилизованный», «цивильный» означает «мягкий, воспитанный». Разве это мягкость, воспитанность? Они горды своим невежеством, эти глупцы. Привычки джунглей. Если это от имени нации, тогда они оправданы, эти привычки.

00:06:56 Полуистина опасней откровенной лжи. Сбитые с толку, увлеченные полуистиной. Их внимание обращено к ложному явлению. Под именем религии... Если мы проповедуем атеизм под прикрытием религии, то это более опасно, нежели обычный прямолинейный атеизм, откровенный атеизм. Под именем цивилизации, под прикрытием цивилизации мы ведем себя точно так же, как животные в джунглях. Полуистина. Кормить, давать пищу, образовывать людей – это очень хорошо, это благо. Нет. Ничто меньшее, нежели вернуть их домой. Вот что необходимо. Дом, домашний уют. Существует такое выражение «домашний уют», «уют родного дома». Оно означает, что дом очень сладостен. Дом означает мать, отец. Они знают, каковы истинные потребности ребенка. Ребенок может не знать, но дом знает, домашние знают, родные знают, каковы его истинные нужды, потребности, интересы. Дом означает отец, мать, множество любящих родственников. Они знают больше, лучше знают, нежели мальчик, нежели ребенок знает каковы его интересы.
Дом. Направить живое существо в дом. И это истинная помощь, оказываемая нам – дом. Обратно домой, обратно к богу вернуть нас всех. Мы блуждаем по улице. Этих бродяг собрать и вернуть домой. Таким был его долг, долг Махапрабху, принятый Им на себя.
Ученик: Махарадж, иногда проповедуя, мы видим... Это очень трудно, поскольку люди не хотят возвращаться домой. Как преданный...

00:09:42 Шридхар Махарадж: Так или иначе, не мытьем так катаньем. Это зависит от способностей руководителя, поводыря. Так или иначе, вернуть их домой. Он знает, что такое домашний уют. Ребенок может не знать. Дитя может быть сумасшедшим, оно может не знать, где дом. Поэтому это серьезный случай, а иначе все было бы очень просто. Тяжелый случай. Ответственность и руководитель, и согласно их способностям: руководителя, поводыря. Помощь будет эффективной в зависимости от способности поводыря. Есть особые способности. И также вдохновение, особое вдохновение. И также сила, дарованная свыше Господом. И когда они объединяются, то возникает специфические характеристики в личности ачарьи. Ранг – это всего лишь бумажная банкнота, оттиск гинеи. Но человек – золото, подтверждающее ценность этой банкноты. Повсюду есть чиновники: судья, мэр и так далее. Но ранг – это одно, а человек – это другое. Его внутренняя способность и также то, каким образом он уполномочен. И то, и другое вместе производит эффект, оказывает эффект воздействия. Объединение этих явлений.
Таковы характеристики проповедника. Речь идет о характеристиках проповедника, и также о силе свыше, силе, преходящей от Господа, какая сила дана ему свыше. Они объединяются, эти явления, и порождают желанный результат.

00:12:16 Махапрабху рекомендует Рупе Госвами и Сварупе Дамодаре. Он говорит: «Они калеки». Он говорит: «Я вдохновил его. Я дал ему силу, энергию». Попросил также Сварупа Дамодара: «Все, что есть у тебя, ты передай ему – Шриле Рупе Госвами. Он – очень достойная личность. Он способен раздать это богатство. Все мои советы и наставления Я передал ему, и ты также дай ему то, чем ты обладаешь. И он (Шрила Рупа Госвами) сумеет представить, дать их людям благотворным образом и написать, составить Писания преданности, посвященные преданности.
Ученик: Мы знаем, что Кришна приходит через ачарью.
Шридхар Махарадж: Это означает Его сила, он уполномочен, потенция Кришны. Кришна и потенция Кришны практически одно и то же. Потенция, расширение, распространение Его существа, Его потенция.
Ученик: Махарадж, в шастре сказано, что одного мгновения общения с чистым преданным достаточно, чтобы достичь высочайшей стадии.

00:14:32 Шридхар Махарадж: Да. Но совершенство в безграничном – это относительное понятие. Совершенство, конечно, безгранично. И также Кришна – Сваям Бхагаван Кришна, затем Прабхава Пракаш, Прабхава Вилас. Различные типы Кришны. И Кришна рядом с Радхарани, этот Кришна во всей своей полноте, совершенный Кришна. Градация в Кришне присутствует. Что же говорить о человеческих существах или преданных? Градация всегда имеет место быть.
Мы – ограниченные существа. Нас вдохновляют обрести безграниченое, насколько это в наших силах. Так нас вдохновляют. Увидеть в ачарье высочайшее учительство. Какова наша способность? Если мы прилагаем максимум усилий, тем не менее, насколько мы способны? Но нас вдохновляют, воодушевляют. «Это Абсолют», - говорят нам. «С этим сознанием иди вперед. И ты достигнешь Его. Тогда ты найдешь нечто большее, будешь продолжать движение вперед, идти вперед». Мы думаем, что солнце очень близко, находится близко от нас. Но если мы начинаем путешествиек нему, движение к нему, то мы видим, что солнце далеко.

00:16:59 Ребенок пытается схватить луну. Ему кажется, что луна близко. «Я достану тебе луну, малыш. Не плачь!» Очень близко. Поэтапно, последовательно, шаг за шагом. Так будет обучать ребенка: «Ты должен закончить школу, затем ты должен закончить колледж и так далее». Таким образом ребенка вдохновляют, воодушевляют: «Пройди этот этап, не больше». Когда он пройдет этап, он сдаст экзамен, определённый этап, ему скажут: «Иди дальше!» И дальше, и дальше, и дальше. И нет конца, нет предела. Нет предела, нет конца. Насколько велик прогресс, соответственно степени прогресса, настолько велико разочарование, отчаяние: «Я ничего не обретаю. Он столь сладостен, столь сладостен! Я не обрел ни капли этой сладости. По мере нашего продвижения, соответственно степени нашего продвижения, человек понимает, что он ничто, он бесконечно крошечный. Безграничное столь велико, столь велико! По мере прогресса он находит, он видит, что повсюду центр и нигде нет периферии в безграничном. Повсюду центр и нигде нет периферии.
Ученик: Это вечный процесс.

00:19:19 Шридхар Махарадж: Да, вечный процесс. Но озеро нектара, к озеру нектара, в озере нектара. Нет возможности остаться в проигравших. Поскольку я не достигаю вершины, то я нигде. Нет, вовсе нет. Больше энергии, больше экстаза, все больше и больше вдохновения, воодушевления. Человек не может оставить это явление. Он говорит: «Я ничего не достигаю, но я не могу отказаться». Таковы характеристики. Сладость также безграничной природы. Чем больше сладости он обретает, тем больше сладости он хочет. Вайкунтха. Кунтха означает «предел, ограничение». Вайкунтха означает «безграничное». Вайкунтха означает «лишенное границ, пределов».

00:20:37 Узкая эгоистическая концепция, мы должны отказаться от нее и слиться с более широкой, универсальной концепцией Абсолютной Истины. Мы думаем, что мы утратим наше положение, но когда мы отождествляем себя с этим океаном нектара, то мы понимаем, что мы не утрачиваем наше положение. Скорее мы прогрессируем, обретаем более высокое положение. Поэтому иди вперед! Достигай более высокое положение. Умри, чтобы жить. Ты почувствуешь в процессе, чем больше мы отвергаем, утрачиваем наше положение, отвергаем наше положение и прогрессируем... В этом смысл прогресса. Экзамен, тест присутствует такого рода. Мы обретаем больше жизни. Умереть, чтобы жить. Так называемая смерть дает нам жизнь, жизненную силу. Чем больше мы умираем, тем больше мы живем. Мы способны почувствовать это. Мы не можем оставить компанию, поход. Мы не можем отвергнуть его, поскольку мы получаем внутреннюю пищу. (санскрит или бенгали) Или опыт высшего экстаза воодушевляет нас идти дальше.

00:22:36 Виракти означает «отвержение», деволюация чего-то, обесценивание и новые ценности, ценности более высокого порядка. Концепция высшего достижения перед нами. То, что мы отвергаем, остается за нашими плечами, обесценивается. Приходит понимание, что существует более ценные вещи. И мы оставляем старое. Прогресс подразумевает определённый опыт, достижение и отсутствие статичности, новое достижение, лучшее, принятие. Отвержение и принятие. Принятие высшего и отвержение низшего. И мы в качестве гарантов, свидетелей сами стоим... Одобрение наших сердец дает нам гарантию: иди вперед, иди дальше.
Девять (часов).
Ученик: Махарадж, столь многие вайшнавы (преданные) начали своё путешествие к Кришне, но так или иначе столкнулись с препятствиями.
Шридхар Махарадж: Каждый пытается обрести больше радости или счастья, но многие терпят неудачу, провал. Тогда, в таком случае, что им делать, что можно сделать? Мы не должны пытаться? Отказаться от попыток? Обрести счастье, радость. Все охотятся за радостью, каждая точка в существовании, включая деревья, растения, кусты, животных, людей, мужчин, женщин. Каждый, все и вся здесь ищет счастья, но мы видим, как будто бы, что многие терпят неудачу. И должны ли мы остановиться? Можем ли мы остановиться? Не можем. Потребность, величайшая потребность в счастье, в радости – это константа.

00:25:34 Даже в камне присутствует это стремление, даже в ископаемом, но оно очень скудно, сокрыто. Самая суть сводится к этому: поиск радости, поиск счастья. Он не может быть отвергнут. Существование, любое существование не может быть лишено этого поиска счастья, радости, самоудовлетворения. Удовлетворение – это нечто врожденное, наиболее универсальное явление. Субстанция существует, и её тенденция заключается в том, чтобы обретать счастье в виде свободы или знания, или любви. Так или иначе, прогресс – врожденное качество. Его невозможно избежать. То, что ты не захочешь сделать по доброй воле, тебя заставят делать. Природа заставит тебя выбрать это направление, окружающий мир, каждый атом – идти вперед.

00:27:25 Временно мы можем думать: «Я не буду это делать. Я не пойду». Но это не есть истинная природа вещей. Природа не позволит нам сохранять... оставаться бездеятельными, праздными. Какое-то время негативный аспект может возникнуть, чтобы дать нам возможность отдохнуть. Ради прогресса иногда отдых необходим. Но даже этот отдых, в прогрессивном положении отдых... Махабхагавата, говорится, всегда занят служением Кришне. Когда он спит, его сон также служит интересам Кришны. Он отдыхает, спит, благодаря чему с большей энергией может служить. Спать, отдыхать... Сон, отдых также могут быть отнесены к служению, поскольку отдыхая, мы получаем энергию. И отдых, сон также является частью служения. Нечто в этом роде.

00:29:14 Ученик: Со мной моя дочь. Я должен отвезти её в Маяпур.
Шридхар Махарадж: Немножко прасадама?
Ученик: Я вернусь, Махарадж, завтра утром.
Ученик: Махарадж, когда преданный пытается проповедовать, скажем, на Западе или в любой опасной ситуации, то в этом случае Махапрабху защищает его в большей степени?
Шридхар Махарадж: Конечно. В зависимости от искренности, соответственно его нужде и чистоте его намерения – всему этому. Проповедь для Махапрабху, ради Махапрабху, а не ради собственной славы, репутации или ради любых других достижений, приобретений. Чистота намерения. И проповедь бывает различных типов: начальный уровень, высокий уровень, различные фазы присутствуют. Начальных школ много, но университетов, колледжей не так уж много.

00:31:04 Ученик: Путешествие к Кришне, но он останавливается – это вызвано его прошлой кармой? Остановка, прекращение движения. Или оскорблениями, оскорблениями на пути преданности?
Шридхар Махарадж: Может быть. Трудно обрести истинное представление в понимании кармы, этого препятствия, помехи, поскольку интенсивность, жажда столь велика, что всегда возникает такое впечатление: это карма. И даже в высшем положении. «Это Мое невезение!» Радхарани говорит: «Это Моя дайва-вилас. Это всего лишь плод Моей дурной кармы – то обстоятельство, что Я не могу соединиться с Кришной. Кришну не следует винить. С Ним все в порядке. Эта разлука, кто ответственен? Ответственно Мое невезение». Таким образом, это явление... Встреча в разлуке – это обретение Господа иначе, другим способом. Чувство нужды, потребности, искреннее чувство. Это тоже своего рода достижение, приобретение – почувствовать потребность, острую нужду в чем-то. Не так-то легко её почувствовать. Ты понимаешь?

00:33:26 Ученик: Да. Иногда мы видим, преданный утрачивает это желание – достичь Кришну.
Шридхар Махарадж: Это немного опасно. Если голод отсутствует, это свидетельствует о плохом здоровье. Голод есть признак хорошего здоровья.