Внутренняя природа Махапрабху

Навадвип-дхам - 08 января 1984
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:36:59 | качество: mp3 64kB/s 17 Mb | прослушано: 96 | скачано: 75 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шридхар Махарадж: Это апатия по отношению к Кришне, наказание таково. Это нечто настолько внутреннее и нераспознаваемое обычным умом, мозгом. Порка Кришны может служить интересам Кришны максимально. Он демонстрирует Свою лилу таким образом. Это явление обладает своими специфическими характеристиками. Но первоначальная необходимость, главная необходимость, центральная – интересы Кришны, необходимость служениям интересам Кришны.
Это нечто специфическое – Голока. На Вайкунтхе все не настолько извилисто, перекручено. Там все просто, но на Голоке... Голока гармонизирует, приводит в гармонию все. Голока – полноценный центр, полноразвитый, который приводит в гармонию все. Плохое и хорошее, все, что считается очень низменным с точки зрения наших моральных норм, также приводится в гармонию там. Такова природа этого блага сознания Кришны. Оно способно принять все, включить в себя все. Есть лишь единственный главный, центральный момент – служение Его удовлетворению, Его самодержавной сладостной воле.

00:02:00 Во вступлении в «Бхагаватам» сказано: «То, что я собираюсь описывать в этой книге (в «Бхагаватам») – самая суть дана в начале, в начальных шлоках. И одна из них: смысл существования любой реалии (существующей) известен только Ему. И кто Он? Он сварат. Он – самодержец. Истина такова. Высочайшая концепция истины такова. Абсолютное благо, отсутствие всяких соображений. Абсолютное благо таково. Самодержавие должно быть характеристикой Абсолютного блага. И это более святая, священная концепция, которую мы в состоянии помыслить. Абсолютное благо, абсолютная мощь, власть присутствует. Абсолютное благо, отсутствие закона, который связывал бы Абсолютное благо. Он сварат. Сварат означает «самодержец, монарх». Он сам является императором. Он как будто бы на первый взгляд не заботится ни о ком и ни о чем. На первый взгляд казалось бы...
Ученик: Махарадж.
Шридхар Махарадж: Да.

00:03:54 Ученик: Поклонение Гаура-Нитай и поклонение Махапрабху отдельно – это иная раса? Также поклонение Махапрабху, одному Махапрабху, рядом с Радха-Кришной.
Шридхар Махарадж: Нитьянанда и Гауранга – поклонение Им укрепляет почву, закладывает фундамент, основание. И затем этот фундамент поможет нам совершать дальнейший прогресс. Но быстрый прогресс без прочного основания может вызвать реакцию. Основание, фундамент закладывает Нитьянанда Прабху и Гурудев. Основание должно быть прочным. Это первичная, первоначальная необходимость. Таким образом. А высочайшее явление – служение Радхарани. Идя от Баладевы, Нитьянанды, садху, гуру – все эти реалии. И кульминация там, в служении Радхарани. Такова философия Гаудия-вайшнавов.

00:05:12 Чтобы быть восстановленным в качестве частицы служения в высочайшей степени, не быть единым, единым и получать служение, принимать служение, но совершать служение, оказывать служение. Две половины: господствующая половина и подчиненная половина. Подчиненная половина – негативная природа, пракрити, шакти. Слуги, служащее начало. И тот, кому служит, тот, кто принимает служение – это другая сторона, другая половина. В наших интересах, соответственно нашему конституциональному положению... Мы можем достичь нашего высочайшего положения в линии служения, в линии слуг, подчиненной половины, в линии подчиненной половины. А не считать себя единым с целым, господствующей половиной, господствующим началом. Не господствующее начало позитивное, но подчиненное начало, негативное. Наш интерес заключается в этом, максимальный интерес.

00:06:46 Ученик: Человек, который начинает свою жизнь в преданности, ему рекомендуется поклонение Гаура-Нитай?
Шридхар Махарадж: Да, это наиболее безопасное и благотворное положение. Внимание следует обращать в эту сторону. И автоматически это приведет нас... Мы должны вложить всю нашу энергию, насколько это возможно, в Гаура-Нитай. И автоматически мы увидим, что мы возвышены до высшего уровня. Там также присутствует Гаура-Нитай и Радха-Кришна. Вкладывая энергию сюда... подобно тому, как можно переслать деньги в банк Америки. Ты вкладываешь деньги в Навадвипе, и автоматически эти деньги приходят во Вриндаван. Как компания их доставляет, тебе это может быть неизвестно, но если ты вложишь всю свою энергию здесь, то ты получишь полноту расы там. Так все устроено.
Ятха ятха гоура подаравинде крие татха бхактим ... Тот, кто обладает великим сукрити, тот почувствует внутренний позыв, внутреннее побуждение стремиться к Гауранге. И автор этой шлоки, Прабходананда Сарасвати говорит: (санскрит или бенгали) «Ты увидишь автоматически, что полнота этого явления, все, предложенное божественным стопам Радхарани, и Она принимает нас в круг Своих сокровенных слуг, дает нам занятие. «У тебя есть рекомендация из Навадвипы? Хорошая рекомендация! Да, Я посмотрю на них, я взгляну на них». И взглянув, Она немедленно назначает тебя в качестве Своего слуги». Нечто в этом роде.

00:09:20 Ученик: Махарадж.
Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Когда джива достигает совершенства в линии Рупы Госвами, поклоняясь Господу Чайтанье, живое существо в духовном мире поклоняется Господу Чайтанье и Кришне одновременно?
Шридхар Махарадж: Да. Это одно явление, но различные фазы одного явления. В одной фазе Кришна-лила и Кришна-лила, обогащенная элементом распространения, самораспространения. Когда Кришна наслаждается, Он переживает вкус высочайшего экстаза в круге Своих параферналий во Вриндаване. И когда возникает план, что это явление должно быть дано другим, публике, широким массам, тогда возникает Навадвип. Эти явления, реалии одновременно сосуществуют, две эти лилы. Отнюдь не так, что существовало в прошлом, другое возникнет в будущем. Но одновременно они существуют, две фазы одного явления: переживания вкуса в внутреннем круге и в то же время раздача этого явления другим с тем, чтобы другие могли обрести. Это Гаура-лила. С одной стороны...

00:10:54 Слуги бывают трех типов. Одни более привязаны к Кришне, другие более привязаны к Шри Чайтанье и третья категория – те, кто практически равно привязаны к обеим лилам, в равной степени привязаны к обеим сторонам. Также есть другие группы, представители которых более привязаны к Кришне, а другие более привязаны к Гаура-лиле, лиле распространения, лиле великодушия, в большей степени. И нейтральные – те, кто находятся в середине.
Дифференциация присутствует, различные характеристики. Дифференциация всегда имеет место быть. Сказать, что все равно, все равнозначто, это равноценно – это брахма нирвишеша. Всегда присутствует градация, иерархия, группы, департаменты, отделы, разнообразие, вайчита. Вайчита в безграничном, безграничное разнообразие или многообразие.
Ученик: Мы видим в миссиях Гаудия-матха, что Радха-Кришне поклоняются вместе с Махапрабху. Мурти Махапрабху отдельно. Когда наш Прабхупада приехал в Америку, то для нас он установил Гаура-Нитай. Не могли бы вы объяснить?

00:12:42 Шридхар Махарадж: Это начальный уровень, азбука. Радха-Кришна – несколько более высокая концепция. И возможно, если мы обращаемся, очень спешим в ту сторону, то определённые шаги могут быть упущены. И мы можем вожделение за любовь, противоположное явление. Удовлетворение Кришны – это любовь, а отдельное эгоистическое самоудовлетворение – это вожделение. Они похожи, но противоположны. Их разделяет пропасть, величайшее расстояние. Поэтому на начальном уровне – поклонение Нитай-Гауре. Это поклонение более благотворно для нас. Или Кришна-Балараме более благотворно. А Радха-Говинда – более высокий уровень, более высокая стадия.
Ученик: Поклонение Махапрабху выше, чем поклонение Махапрабху и Нитьянанде? Поскольку в Гаудия-матхе мы видим одного Махапрабху.

00:14:01 Шридхар Махарадж: Махапрабху вместе с Радха-Говиндой. В двух формах. Радхарани также присутствует в Гауранге, в этой личности великодушия. Отсутствует возможность чувственности, поскольку Он – санньяси, преданный. Но если мы проанализируем, то мы увидим, что Кришна в бхаве Радхарани. И двое становятся единым целым, одним. Согласно философам, когда позитивное и негативное начало сливаются, то это нечто недиференцированное, имерсонализм. Но вайшнавская философия утверждает: когда эти начала объединяются, то личность не утрачивается, но в одеяниях негативного позитивное ищет себя. Когда они становятся единым целым (оба), тогда в настроении негативного начало позитивное начало начинает искать себя. Но другие утверждают, что когда позитивное и негативное объединяются, то это недеференцированный Брахман, который не может быть распознан или узнан каким-то образом, поскольку в нем отсутствуют качества. Неведомый и непостижимый, нечто неведомое и непостижимое. Но вайшнавы говорят: «Когда двое становятся одним, тогда Он (позитивное начало) ищет Себя в настроении высочайшего негативного начала. В настроении поиска тот, кто является объектом поиска, ищет Себя в настроении высочайшей ищущей. Таков Махапрабху. Об этом идет речь.

00:16:16 Не эквилибриум (равновесие). Когда позитивное и негативное начала сливаются, то возникает эквилибриум. Но вайшнавские философы говорят: «Нет. Динамичная природа всегда сохраняется. Эквилибриума нет.
Ученик: Проповедуя о Гауранге.
Шридхар Махарадж: По милости Нитьянанды наше влечение к Шри Гауранге может развиться. И по милости Гауранги мы обретем все в высочайшей степени безопасным образом. Но если мы, избегая Гауранги, попытаемся напрямую отправиться к Радха-Говинде, то возникнут огромные трудности. Он низошел, чтобы завербовать нас, лично. Кришна и Радхарани объединились и пришли, чтобы завербовать нас. Поэтому это самый безопасный путь. Если мы избегаем этого, если мы пытаемся достичь каким-то другим образом, то это будет в большей или меньшей степени искусственным и ущербным.
Ученик: Мы должны служить вайшнаву, который служит Нитьянанде и Господу Чайтанье?

00:18:01 Шридхар Махарадж: Безопасное положение, безопасная позиция. Милость Нитьянанды Прабху иногда превосходит милость Шри Чайтаньядева. Иногда Чайтаньядев не принимает тех падших, принятие которых может создать нежелательный, дурной прецендент. Он должен принимать во внимание Свое положение и другие обстоятельства. Но Нитьянанда, милость Нитьянанды не заботится о неблагоприятных обстоятельствах. Столь щедр и практически слеп. Его милость словно слепа. Он не проводит различия между грешниками той или иной степени. И Его рекомендация... Махапрабху не может отвергнуть. Такова связь. Природу этой связи нам необходимо понять. Тот, кого Махапрабху отверг, Нитьянанда Прабху дал ему прибежище. И постепенно Махапрабху принял их.

00:20:11 Столь великая степень великодушия, милости Господа Нитьянанды, высочайшая! Это наше утешение, самых падших душ. Для самых падших душ также есть место там. (санскрит или бенгали) Его план – это нечто специфическое. Тот, кто самый падший, он обращается к Нему. Подобно Наполеону. Наполеон атаковал наиболее сильные позиции враждебной армии. Его военная тактика была такой. Я слышал, историки говорят: «Когда происходила война между Францией и Австро-Венгрией, продолжительная война. Австрия была сильна, и Франция терпела поражение. И тогда французы назначили главнокомандующим Наполеона. Он был молодым генералом в ту пору. Он был послан на передовую. И австрийские солдаты были вынуждены отступить.

00:21:40 И император Австро-Венгрии призвал своих полководцев и спросил: «Ваши позиции были сильны, а теперь вы их утрачиваете. В чем дело? Какая причина того, что мы терпим поражение? Какова причина того, что французы продвигаются вперед? В чем дело?» Это были старые, опытные генералы. Они ответили: «Дело в том, что новый генерал появился на стороне французов. И он не знает, не умеет воевать, поэтому мы терпим поражение». «Что это значит? Он не знает, ему не известны законы искусства войны и поэтому он побеждает. А вы – старые опытные полководцы, и вы терпите поражение. Почему?» Они объяснили: «Дело в том, что до сих пор все стремились атаковать наиболее уязвимые позиции врага. Но этот человек... Мы думали, что он будет атаковать самую уязвимую позицию». Таковы были правила войны. «Но этот человек атакует наиболее сильные позиции. И мы обескуражены, мы в растерянности. Он не знает старую военную тактику».
Ученик: Разрушитель форм.

00:23:36 Шридхар Махарадж: Нитьянанда Прабху хочет захватить, хочет увлечь самых грешных. Подобно тому, как наш Гуру Махарадж говорил: «Однажды я отправился в суд Кришна-нагары. У меня было там дело, миссионерское дело. И один юрист, крупный юрист... Их было двое-трое. Они мне заявили, они сказали: «Свамиджи, вы пришли в суд. Мы чувствуем стыд, нам стыдно. Вы – святые люди. Вы приходите в этот суд и судитесь между собой. Вам не стыдно? Нам стыдно! Стыдно из-за того, что наши садху приходят в суд. Но вы не чувствуете, не испытываете стыд?» Я ответил: «Мы – святые другого рода». В целом мы считаем... У людей стереотипное представление. Святой должен отстраниться от этого мира майи и отправиться в какое-то уединенное место, скажем, поселиться в пещере. И там заниматься медитацией или чем-то в этом роде. Обычно, как правило индийские садху так проповедуют. Говорят: «Оставьте все, отправляйтесь в уединенное место (в джунгли, в пещеру) и погрузитесь в медитацию. И так вы достигнете Бога-реализации».

00:25:34 Но наш Гуру Махарадж был другой природы, и Махапрабху, и Нитьянанда Прабху также. Он хотел (Гуру Махарадж) атаковать эту майю, тоталитарная война. Подобно Гитлеру, он хотел сокрушить весь мир заблуждения. Почему это заблуждение? Все принадлежит Кришне, ишавасьям. Это очень простая, ясная истина. Очень простая, ясная, недвусмысленная. А вы утверждаете: «Мне то принадлежит, то принадлежит этому человеку и так далее». Почему это заблуждение? С какой стати оно должно здесь быть? Необходимо атаковать и сокрушить его. Киртан означает «проповедь», проповедовать против ложных представлений.
Подобно солдатам, идите от двери к двери и утверждайте сознание Кришны, интересы Кришны, концепцию Кришны. И эта истина простая, ясная, недвусмысленная. Почему вы отказываетесь её понять и принять? Необходимо попытаться освободить людей из тисков этого ложного представления, которое является причиной их страданий. Нас ничто не заботит. Повсюду, в суде также мы будем действовать. И в этот суд также придёт сознание Кришны! И постепенно это сознание Кришны... вы станете его жертвами. Мы ничего не боимся!

00:27:17 Кавистам, Калькутта. Наш Гуру Махарадж любил уединение. Такая природа была ему присуща. Его спрашивали: «Почему вы остаетесь в Калькутте – месте Кали, Калахар, в месте где люди конфликтуют, отстаивая свои интересы? Оставьте это место и отправьтесь в дхам». Но Гуру Махарадж заявлял на это: «Это место ссор, конфликтов – Калькутта, где все борются за место под солнцем». Он выбрал это место, избрал его специально. Он заявлял: «Я хочу представлять вероисповедание Махапрабху в самом, наиболее, максимально оскверненном месте. И я хочу завербовать их, пленить их». Он посылал своих проповедников на Запад. Он говорил: «Жители Востока пленены гламуром, блеском, лоском западной цивилизации. Поэтому необходимо сокрушить западную цивилизацию. Когда это произойдет, тогда и Восток также присоединится к движению Махапрабху. «Мы занимаем столь высокое положение. Мы – самые уважаемые», - считают они. Но в действительности они являются жертвами Ямараджа. Вся эта цивилизация входит в пасть смерти.

00:29:12 Вчера по радио я слышал, один джентльмен говорил: «Если будет использовано, существующее в настоящее время, тогда весь мир... на все планете будет зима. Все будет занесено снегом, льдом, покрыто льдом. Температура понизится, и наступит снежный век, век холода, и жизнь будет уничтожена, включая даже деревья. Лед наступит, снежная эпоха резко, сразу же. Если будет использовано атомное оружие, кислород исчезнет, и наступит снежный век, и такой холод, что даже деревья будут уничтожены, не говоря уже о животных и человеческих существах.
Испытывая подобную угрозу, сталкиваясь с подобной угрозой, мы входим в пасть смерти. И смерть забирает нас. И только сознание Кришны, сознание нашей души выше этого мира смерти. Душе не требуется никакой бренный мир. Душа может жить на Луне, на Солнце – где угодно. Эта душа не может быть ни сожжена, ни утоплена, не может быть уничтожена никаким образом. Никаким оружием невозможно разрезать эту душу. Такие описания даны в «Гите», описания природы души. Душа такова. Вы должны вернуть подобное тождество. Вы должны осознать, что вы выше мира смерти. И вы найдете себя.

00:31:58 И у души есть свой мир, мир, в котором она живет. Вы – души! Столь многие души, многочисленные души. И у души есть своя земля, родная земля, своя почва, на которой она может жить. И также высшее измерение, высшая перспектива. Она столь же реальна, как божий день, как свет солнца, который мы видим. Мы хотим направить вас в ту сторону. Есть только один долг, единственное обязательство, обязанность – избавиться, спастись от этого мира смерти. Все остальные попытки тщетны и ложны, фальшивы, самоубийственны. Лишь привести души к сознанию Кришны – это реальная деятельность, подлинная деятельность, подлинная благотворительность. Все остальное, помощь любого другого рода – ложна.
Ученик: Случится ли то, что... о чем говорят ученые?

00:33:01 Шридхар Махарадж: Да. Сознание. Без сознания какой ценностью обладает это тело или чувства? Модифицированное сознание, сон в деградированном состоянии. Тем не менее без сознания для нас все становится нулем. Если мы лишены чувств, минус чувства, зрение, слух, обоняние, осязание, тогда есть ли для меня какой-то мир? Остается для меня мир, если меня лишить всех чувств? Тогда остается для меня хоть какой-то мир, мир опыта. Нет, ничего не остается, никакого представления, никаких чувств, никакого звука, никакого видения. И опять же ум. Если ум отсутствует, тогда чувства не работают вовсе. Зрение... Мы говорим: «Я его не заметил». Ум не заметил. Зрение работало, но ум не заметил. Тонкое начало. И более тонкие начала... Начало разума более высокое. Без начала разума, без разума, ум бесполезен. Человек просто безумен. Разум – это нечто существенно важное в нас. Это начало. Без него мы не можем чувствовать ничего, не способны жить, мы ослеплены, нечто в этом роде. Отсутствие понимания своих интересов, если лишить нас разума, если разум отсутствует.

00:34:56 И дальше подлинное «Я», душа, частица света, знания. Если эту частицу устранить, тогда тело, ум и все остальное... Тело физическое, грубое, ум тонок, но если душа отсутствует, тогда тело и ум – это ничто, это мертвая материя, ничто. Нет чувства, нет концепция, нет представлений. Таким образом душа, затем высшая душа. Таким образом. Постарайся найти своё подлинное «Я». Кто ты? Ты не есть эта плоть и кровь. Постарайся найти в себе благодаря Писаниям, благодаря обществу садху своё «Я», отыскать его. Это нечто конкретное. Это не выдумка, не воображение, не фантазия, не философская спекуляция. Это необходимость с большой буквы. Как выжить? Как отвергнуть, превзойти мир смерти?

00:36:09 Каждое мгновение меня атакует. Я нахожусь в тисках, в узах смерти. Это факт для каждого из нас. Эта смерть в каждую секунду приближается ко мне, ко мне такому, каким я считаю себя в настоящее время. Смерть приближается ко мне, чтобы сожрать меня. Это проблема. Общая проблема, универсальная проблема, смертельно-важная, серьезная для всех и каждого. И мы должны иметь мужество, чтобы столкнуться с этой проблемой, спасти себя и спасти других, помочь другим спастись. Это конкретная необходимость, потребность, которую невозможно отвергнуть, а иначе мы будем глупцами. Опасность есть, а я игнорирую её – что это означает? Я безумен. В следующее мгновение я стану жертвой смерти, а я пренебрегаю этой проблемой. Я – трус! Я – предатель!