Вопросы по Ману Самхите

Москва - 01 January 2007
лекция для практикующих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:53:53 | качество: mp3 64kB/s 52 Mb | прослушано: 200 | скачано: 325 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Бхакти Видья Пурна Свами] Вопрос: если брахман обучает искусству, будет ли это ниже, чем обучать другим наукам? И также можно ли сказать, что если человек очень привязан к какому-то искусству, что это низкая привязанность? Лучшее чему брахман может учить – это Веды. Но основная разница между ачарьей и упадьяйей – учителями, в том что ачарья обучает философии и как жить, как в жизни применить эту философию. А упадьяйя обучает какой-то части Вед или какой-то ветви знания только. Обычно они обучают вообще, в целом Ведам и потом той ветви, в которой они больше эксперты. Понятно?

00:02:01 Если они только обучают исключительно одной ветви какой-то части Вед, то это будет считатьься ниже чем если они обучают философии в целом и её применениям. Другими словами: если они обучают Ведантой и как применить её – это самое лучшее. И также вместе с этим, столько ветвей знания, сколько они знают. Понятно? И привязан ли кто-то к этому, не важно. Важно применить это. Потому что есть аспект работы или профессии, и есть аспект хобби. Хобби может нравиться человеку, но это не его работа.

00:03:25 Это вас не делает представителем того рода занятий. Как Господь Чайтанья и Его спутники, они ставили пьесы, но это не делает их актёрами. Понятно? Надо смотреть в чём их основной фокус и что добавляется к этому. Как Дрона, например, обучал Пандавов всем Ведам и также военным искусствам?

00:04:22 [Аудитория] Два вопроса, касающихся взаимоотношений ученика и гуру. Что можно посоветовать тому, кто выбирает гуру своим гуру ту личность в ИСККОНе, которая скажем, мало шансов, что он приедет сюда, то есть может быть ученик в будущем там один раз, я не знаю, один раз в пять лет, один раз в три года, что можно посоветовать в этом случае? То есть как бы на лицо отсутствие такого, ну личного общения.

00:05:38 [Бхакти Видья Пурна Свами] Суть в том, что вы следуете наставлениям. И следование значит – если вы вдохновлены то это побудит вас к служению. И много для этого не требуется. В истории мы видим, что, например, Шрила Прабхупада встретился с Бхакти Сиддхантой Сарасвати Тхакуром дважды. Но может быть ещё, но две, которые мы знаем – это первая встреча и встреча на Радхакунде. И наставлениями были – проповедовать на английском и издавать книги. И это заняло Прабхупаду на остаток времени, его проявленных игр. Понятно?

00:07:08 Если есть общение с преданными, если в том районе живут старшие преданные, если проезжают другие старшие преданные, гостят в том храме, в том месте, тогда время и место не проблема. Потому что всегда столько много поддержки. Главная часть связи – то что есть вера следовать. Понятно?
[Аудитория] Сейчас бывают такие случаи, когда преданные получают посвящение где-то на фестивале, но у него даже нету возможности получить личных наставлений, нет возможности может быть попасть на даршан и он может быть таким образом живёт 10 лет и как же ему тогда жить?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Но они же живут?! Но как же Прабхупада жил?

00:09:03 Что значит личное наставление? Что вы садитесь перед гуру, он говорит: хорошо, сейчас вдыхай, задерживай дыхание, сейчас выдыхай. Понимаете? Связь эта такова, что она доказывает, что человек серьёзен относительно Сознания Кришны. У Прабхупады были ученики, которые никогда не встречали его. И из истории мы видим, что Дру Махарадж, только однажды встретился с Нарадой. Поэтому говорится: [лава матра садху санга] – даже миг общения с садху. Имеется ввиду, что они приехали на фестиваль. И тогда ученик говорит: «О посмотрите, как он улыбается и обращается к гуру? Вы не дадите мне посвящения?», а тот говорит: «А почему мне тебе давать посвящение?», «Но вы так прекрасно улыбаетесь».

00:10:38 Они же слушают лекции, несомненно они почерпнули что-то из лекций. И возможно что они задолго до того, думали до отъезда в фестиваль, потому что так не бывает, что кто-то видит, три дня видит гуру и сразу у него меняется ум. Они получают сразу посвящение. Они же возможно годами до того слушали лекции и сейчас в этот век есть такая возможность – слушать записи. Те наставления, которые даёт гуру, они для применения в жизни. Прабхупада говорит: «Воспевайте Харе Кришна, все получают благо от этого». Не так чтобы он должен позвать каждого отдельно в сторону и сказать ему: «Ты должен воспевать Харе Кришна, чтобы это имело эффект».

00:12:18 Как Нара Хари Чакраварти, они встретился с Господом Чайтаньей. И Господь Чайтанья познакомил с Господом Нитьянандой. А Нитьянанда познакомил с Адвайтой. Адвайта познакомил с Гадатхарой, Гадатхара познакомил со Шривасом. И тогда его познакомили с шестью Госвами. И таким образом это продолжалось пока он пришёл к своему гуру. И гуру тогда опять передал его обратно по парампаре. И тогда Господь Чайтанья его принял. Или если, кого-то знакомят с Радхой и Кришной – они спрашивают: «Чей это слуга?». Кришна говорит, что тот, кто утверждает, что «Он – Мой преданный, не Мой преданный, а тот, кто говорит, что он преданный моего преданного – тот на самом деле Мой преданный».

00:13:53 Принцип таков, что если вы слуга кого-то, то Кришна примет вас, как Своего слугу. Час Баджана-крийи заключается в том, что, если вы служите кому-то, то через ту личность вы служите предыдущим ачарьям. Это личностный процесс. И что та личность, с которой вы связаны, связана с парампарой, для Кришны это было важно.

00:14:54 [Аудитория] Я слышал, что президент храма – как бы и представитель гуру.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Гуру – значит «тот кто старше». Родители – тоже гуру. Гуру – он буквально значит «тяжёлый». Шикша-гуру значит – тот, кто даёт наставления. Это может быть общее или частные. Если вы живёте в определённом храме, то тот президент того храма ответственен за вас. И они дают вам наставления до тех пор, пока вы проживаете в том храме. Если вы покидаете храм, они не дают больше наставления. И другие вайшнавы могут также делать.

00:16:16 Они могут вам давать наставления, чтобы понять чему учил Шрила Прабхупада, но они не берут ответственности – привести вас обратно к Богу. Они помогают вам, в вашем исследовании наставлениям вашего гуру. Понятно? Тот, кто берёт ответственность – привести вас обратно к Богу, его называют сат-гуру. Эта категория выше, не та же самая. Другими словами, если кто даёт наставления, он представляет собой движение. Мы помогаем всем в движении продвигаться, но такой человек не берёт лишнюю ответственность за вас.

00:17:44 Он занимает управляющее положение, но поскольку это положение в духовной организации, то он следует определённым принципам. Есть элемент такой, что делать, что не делать, но важнее того – почему? Понятно? И сат-гуру берёт на себя ответственность, чтобы вы поняли наставления Прабхупады, чтобы вы смогли вернуться обратно к Богу. И тогда следует основатель-ачарья. Основатель-ачарья – это тот, наставлениям которого следуют все. И сат-гуру и другие проповедники тогда помогают понять учение основателя. Поэтому у нас есть три уровня шикша-гуру.

00:19:24 [Аудитория] Махарадж, пожалуйста объясните, как различить цель и миссию, и миссию и обязанность.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Миссия – это частная форма, которую создал основатель ачарья, с помощью которой достичь цель. Обязанность будет ваша личная часть в этой миссии.

00:20:27 [Аудитория] Вопрос: а кто поддерживает Нарада Муни? Если он брахмачари, то значит, что он же сам не работает?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ответ: он пользуется тем что получится, тем что получит. Он путешествует и проповедует и что люди дают ему, то он и имеет. Иногда он несколько дней не кушает.

00:21:21 [Аудитория] Я сказал, что я вот не могу выбрать кем стать, брахмачари или холостяком?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Брахмачари кушает то что ему дадут, а холостяк должен устроить, чтобы ему было что есть. Брахмачари ни о чём не заботится, он только делает своё служение. А холостяк должен заботиться о всех тех вещах, которые были бы семье, только без поддержки жены. И если он не очень хороший повар, то это может стать проблемой.

00:22:34 Это вопрос: насколько вы хотите непосредственно заниматься служением и насколько вы, или вы хотите посредственным образом, опосредованным образом заниматься служением?
[Аудитория + Переводчик] Пожалуйста объясните: если нам приходится принимать прасад от непосвящённых личностей, может быть пожизненных членов, то как передаётся карма через это? И Махарадж хотел уточнить: «Вы что имели ввиду? Как она на первом укусе срабатывает или на третьем или только через солёное передаётся карма вы думаете? Или только через сладкое? Дайте подробности».

00:24:18 [Аудитория] Есть различные точки зрения, как надо? Или нельзя кушать вне преданных, то что непреданные готовили? Или можно, но только довольно редко? Кто-то говорит, что можно кушать да, вне ИСККОНа, но не слишком много, да?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Когда вы получаете пищу за бесплатно – это значит, что вместе с пище идёт карма и умонастроение той личности, которая даёт это. Или, другими словами, кто устраивает это? Если вы платите за пищу, то карму не получаете, только сознание – умонастроение.

00:25:43 Если то что приготовлено называется пака – то там меньше кармы, а если называется кача – то больше кармы. Пака – значит, что приготовлено на гхи, а кача или не жаренное – значит, что без гхи. Пака – жаренное, кача – не жаренное. Рис и чапати – не жаренная пища – не готовленная.
[Аудитория] [неразборчиво]
[Переводчкик] А не жаренное – это не годится?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Не приготовленное – означает «без гхи», без масла. Есть жаренная, нежареная и сырая пища.

00:27:14 Не приг, не жаренное – это значит, что или не приготовленное – значит, что она готовилась, но без гхи. Гхи может быть потом добавляется. Или дал, например. Дал вы готовите без гхи и в конце только наливаете туда гхи, поэтому он считается не готовленным. Но пури и сабджи, они готовленные, потому что там сразу добавляется, эти специи в масле сразу добавляются вначале. Но если вы на пару готовите, пропариваете, как это?
[Аудитория] Овощи.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Овощи, то и потом только добавляете масло, то она считается не готовленной. И не готовленная пища несёт больше кармы, чем…
[Аудитория] [неразборчиво] Приготовленная пища.

00:28:37 [Бхакти Видья Пурна Свами] Приготовленная пища несёт меньше кармы, чем не готовленная. И зерно несёт больше кармы, не зерно – больше сознания. Это зерно несёт в себе карму. Другие вещи несут сознание. А среди разновидностей зерна – рис несёт больше кармы, чем другое зерно. Но больше всего – сезамовые семена – или кунжут – как это?
[Аудитория] Кунжут
[Бхакти Видья Пурна Свами] Кунжут.

00:29:32 [Аудитория] [Получится как найти? Сознания нет, как?] [Нет перевода]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Да, это всё взаимосвязано. Имеется в виду, что пшеница и другие вещи несут меньше, но тут тоже есть связь. Несут. Традиционно, когда угощают брахманов, то всё что предлагается – это готовленная пища. Как мы видим, на фестивале, когда Мадхавендра Пури устанавливал божество Гопала, то говорится, что всё чем угощали брахманов была готовленная пища, имеется ввиду, что всё было готовленное в гхи. Гхи – здесь имеется ввиду масло, другое масло тоже. На масле.

00:31:05 Поэтому им давали пури, им давали такое сабджи, которое, где с самого начала было гхи, и им давали такой обжаренный рис и дутый рис, который на гхи готовится. Поэтому, если ваше здоровье хорошее и вы обедаете в домах этих пожизненных членов, то можете сказать им, что «я буду есть только готовленную пищу». А если у вас здоровье не такое крепкое, то лучше сказать, что «Я буду есть только кача». Но дело в том, что только брахманы принимают так пищу, но имеется ввиду, как благотворительность, потому что они практикуют садхану. Поэтому таким образом это сбалансируется. Конечно семья получит благо. Но это означает, что через свою садхану вы должны очищать себя. Эта карма должна куда-то уйти. Поэтому вам стоит принимать пищу по домам, только столько, сколько вы можете сбалансировать своей садханой.

00:32:58 И не квалифицированные личности не должны принимать благотворительность в виде угощений с кого-нибудь. Это имеется ввиду, что это положение для брахманов. Если кто-то беден, он принимает благотворительность – это другая вещь. Но если вас приглашают дома у кого-то, и вам оказывают почёт, и вас хорошо кормят, и к вам относятся как к брахману, то этот человек должен быть квалифицированным.

00:34:07 А иначе, можно сказать, что если такой неквалифицированный человек принимает угощение дома у кого-то, то это всё равно, что питаться пересечь какой-то водоём в лодке из камня. Это означает, что и тот, кто принимает угощение и тот, кто предлагает, оба будут болеть. Это не шутка. Это серьёзная вещь, имеет дело с кармой. Садхана не шутка – это одна из обязанностей брахманов также. Домохозяины должны кормить брахманов. Подобно как садхана других принимается всерьёз, эта тоже должна приниматься. Ведическая культура реальна. Она действует, работает, не смотря на нашу точку зрения на неё. Независимо.

00:35:41 [Аудитория] Можем ли мы жечь эти реакции с помощью ежедневной садханы или надо специальные какие-то, например, посты в экадаши соблюдать?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Что для вас годится, зависит от качества вашей садханы.
[Аудитория] Когда сидим, что происходит в Макдональдсе? Что происходит, если обедать в Макдональдс?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Имеется ввиду, вы кушаете вегетарианскую или не вегетарианскую пищу?
[Аудитория] [Неразборчиво] Оба случая.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Дело в том, что, поскольку вы платите за пищу, с них вы не получаете карму, вы получаете сознание. Но это та карма той личности – повара, который готовил.

00:37:09 Но каково же сознание того, кто убивает миллионы коров в день? Вы хотите это сознание? И вы не получаете той личности, которая готовила эту пищу, но поскольку едите вы, вы получаете греховные реакции за то что вы едите мясо. То есть это уже само по себе достаточно плохо. Если поедается животное, которое не было предложено в жертвоприношении, то за каждый волосок на теле животного, вас убьют и съедят. На нашей голове, чтобы дать вам сравнение в среднем сто тысяч волосинок. И мы не такие лохматые, это маленькое количество.

00:38:52 И вы сравните перенесите эту плотность волос на корову. Коровы довольно крупные и довольно волосатые. Это миллионы миллионов жизней – рождений и убийств за каждый гамбургер съеденный вами. Поэтому, какие у вас волнения относительно той кармы: получите ли вы карму парня, который готовил этот гамбургер?
[Аудитория] А насчёт вегетарианской тогда пищи?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ну насчёт вегетарианской – вы получаете то сознание, тех людей, которые вот будут рождаться и убиваться миллионы миллионов раз. В общем, это будет избегаться нами.

00:40:12 Другими словами – это не будет не первым вариантом, где победа для вас. Может быть я могу вот так посоветовать. Если вы оказались в Риге. Есть прекрасный вегетарианский ресторан, которым завидует Харе Кришна, который как раз тут в соседней комнате находится. Можете зайти там, будете вполне счастливы. Это прасад. Духовно продвинетесь. Отданные вами деньги пойдут на хорошие цели и про карму вам не надо будет волноваться.

00:41:24 [Аудитория] Вопрос насчёт хлеба: который готовится машинами и продаётся в магазинах.
[Бхакти Видья Пурна Свами] А вопрос заключается, как насчёт вкуса вы хотите знать, насколько это вкусно или как это на здоровье влияет?
[Аудитория] [Неразборчиво, не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Надо понять, что машина не работает сама по себе, кто-то на кнопку нажал. Вот отсюда берётся сознание. Тот кто владеет машиной, тот кто на кнопку нажимает. Понятно?
[Аудитория] Каков предполагаемый хлеб?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Божества имеются ввиду – эти Гауранитай?
[Аудитория] Ещё раз. Панча-таттва ин хоум.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Вопрос такой: лучшее ли это подношение, что можно предложить?

00:43:10 Тогда можно спросить, почему вы сами не готовите хлеб?
[Аудитория] Потому что не получается готовить для … [не слышно].
[Бхакти Видья Пурна Свами] Практикуйтесь. Были древние времена, когда люди умели готовить хлеб. Даже не исключено, что здесь ещё остались люди, которые помнят, что испечённый дома хлеб, он в десятки раз лучше купленного в магазине. Есть кто-то, кто может такое вспомнить? 7,8,9,10… Это возможно. Испечённый дома хлеб он может быть лучше, чем машина приготовит. Но это потребует практики только.

00:44:36 [Аудитория] [неразборчиво], [не переведено].
[Бхакти Видья Пурна Свами] Да, конечно, там есть определённый элемент очищения, но вы начинаете не с очень хороших составных частей. У вас есть прекрасная свежая картошка или у вас есть старая картошка, которая уже свернулась и уже покрылась чёрными пятнами?
[Аудитория] Завялая?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Лучше готовить с какой картошки? Другими словами: для подношения всегда стараются приготовить всё самое лучшее.
[Переводчик] Я спросил про Рагуна Дас Госвами, это кажется он был тот, кто подбирал выброшенный рис за забором храма Джаганатхи и я спросил: «Это же кажется было не прасадан, а просто испорченный рис? Такие остатки?». Он говорит, что «Нет, это был прасад».

00:46:42 [Бхакти Видья Пурна Свами] Рис готовится, но то что не было распространено, это стареет и никто уже такое не будет покупать. Это даётся коровам. И то что коровы не едят, это выбрасывается во двор и вот этот рис собирал Рагунад Дас. И тогда промывая это в воде, он смывал те испорченные части и средину, остатки съедал. Да, это был прасад, а иначе вы бы могли просто пойти за пекарня и всё что там выброшено, всякие там липкие, какие-то кожуры, всё собрать.

00:47:56 [Аудитория] [Неразборчиво], [не переведено].
[Бхакти Видья Пурна Свами] Но это молоко, это не зерно. Жареное зерно несёт карму. Нет, молочные продукты не несут такую карму. Ну вы поскольку платите за это, то нет. Если вам это дают в подарок, то да, но мало. Зерно – вот что несёт карму и сознание.
[Аудитория] [Почему зерно? У него что особая природа какая-то?]
[Бхакти Видья Пурна Свами] А почему бы и нет? Вы хотите, чтобы капуста, на капусту переложить карму?
[Аудитория] Кришна выбрал для передачи данные продукты?
[Бхакти Видья Пурна Свами] А у вас есть другая кандидатура, кто может выбрать? Потому что зерно используется в жертвоприношениях. Не капуста.

00:50:10 Когда проводится ягья, то вы увидите, что все бросают зерно в огонь. Не что-то другое.
[Переводчик] [не переведено]

00:51:47 [Аудитория] Вопрос насчёт системы образования ведической для женщин. Одна история, которую я помню из «Источника Вечного Наслаждения», что когда Кришна похищал Рукмини и сражался с другими принцами, царевичами, кшатриями, которые гнались за ним, то Рукмини вела колесницу, будучи принцессой кшатрием, она знала как вести, как управлять колесницей, она была обучена этому. А вопрос в общем: как женщины в системе варнашрама классической получают образование, потому что насколько я понимаю ашрам брахмачарини вёл Шрила Прабхупада совсем недавно – это не классическая вещь. И я также понимаю, что женщины не получают посвящения идут ли они в ашрам, они учатся у гуру? Кто этот гуру?

00:52:43 [Бхакти Видья Пурна Свами] Помимо изучения Веда Самхит, женщины изучают также другие Шастры. И в зависимости от того, кем они являются, они также изучают оставшиеся 64 искусства. Поэтому из высоких семей кшатриев и брахманов, такие женщины будут столько много знать. Управление колесницей – это искусство, это может быть одной из тех вещей, которые они знают.

00:53:37 Другими словами: культура та же. Но из того, чему учатся девушки – первая вещь – это приготовление, потому что все любят кушать. Поэтому если вы умеете готовить, практически у вас есть отношения со всеми живыми существами на планете. Второе – это уборка. Потому что чистота устанавливает качество благости. И в благостной среде можно развиваться человеческой жизни. И кто и что ещё помимо Веда Самхиты девушка, что её интересует и что она способна изучить – она может это изучать.

00:54:52 Женщины учатся у себя дома. Девушки брахманы они учатся или в ашраме отца или в ашраме другого родственника, знакомого брахмана. Другими словами, они посещают те же лекции, те же занятия, что и парни. А в других случаях – учителя приходят домой и там обучают.

00:55:56 [Переводчик] А я хочу тогда уточнить, что получается, что для женщин образование намного более сложное получается? Гуру домой приглашать, а не просто в школу посылать всех парней вместе? И он меня приглашает в реальный мир.

00:56:17 [Бхакти Видья Пурна Свами] Первое правило – девушка дороже мужчины понятно. Второе правило – если не хочешь платить, то не завязывайся, не связывайся, не связывайся. Но никому не говори это. Потому что все девушки это хотят в тайне и прячут это под пропаганду, что они хотят таких же прав как у всех. А в то же самое время, как их права и возможности, намного превышают мужские. Так что это политическая такая занавеса. Ещё вопросы.

00:57:49 [Аудитория] Вопрос тогда: если мой отец уже умер, а у меня двое незамужних сестёр, означает ли что без особого выбора я сейчас ответственен за них?
[Бхакти Видья Пурна Свами] И в принципе да. Бхактивинод Тхакур, когда ему было 12 лет, поскольку умер его отец и дед, и все другие, то он отвёз свою мать и сестру в Калькутту и он заботился о них в возрасте 12 лет. Другое столкновение с реальным миром, с настоящим миром.
[Переводчик] Я говорил, что: «Но я не чувствую такой квалификации», «А это не учитывается».

00:59:13 [Аудитория] Вопрос насчёт пищи: [не переведено] – Но мы готовим эту пищу, насчёт того, как лучше готовить или не готовить ту пищу, которую мы распространяем за деньги? Государство.
[Переводчик] И он говорит: «Но вы же готовите да эту пищу? И предлагаете?».
[Бхакти Видья Пурна Свами] Государство жертвует нам это Богу, как благотворительность. А, они дают деньги, значит они получают благо. И мы готовим прасад и мы распространяем другим и они получают благо. Понятно?

01:00:24 [Аудитория] Но лучше готовить когда используем масло гхи?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Не существенно. Это прасад. Поэтому это на самом деле вас не волнует. Преданные это совершают не как работу, они не ради хлеба это делают. Они это как служение делают. Если кто-то зарабатывает этим, то какая это карма передаётся? Ну даже не карма, сознание только. Но храм же это делает.

01:01:18 [Аудитория] [не переведено: два вопроса]
[Бхакти Видья Пурна Свами] [не переведено]

01:02:30 [Аудитория] Вопрос первый насчёт того, как – если девушка растёт в семье без отца, то что она теряет при этом?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это вопрос авторитета. Отец – он авторитет для матери. Отец очень добр относительно к дочери и строг к сыну. А мать очень добра к сыну и очень строга с дочерью. И этот элемент доброты, его может не хватать. Но этого можно почерпнуть может быть у других родственников или друзей семьи. Понятно?

01:03:34 [Аудитория] А влияет ли допустим отсутствие мужчины в доме, отца на её будущие отношения?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Дело в том, что если этот недостаток заполняет кто-то другой, то на самом деле нет, не будет влиять, но будет такая тенденция – больше требовать у мужчин. Потому что их не хватало в начале, поэтому, когда такие мужчины найдутся, то от них постарается взять больше. Это означает просто что? С кем они будут потом иметь отношения, те должны будут отдавать больше времени. Иногда это защита. Они могут чувствовать себя более незащищёнными. Но это во многом зависит от матери.

01:05:21 Если мать может закрыть эту щель и посвятить полное внимание, то это сработает. Но мать не получает поддержки от мужа, потому что его нет. Но это означает, что тем не менее она должна предоставить эту поддержку дочери. И тогда это должно быть нормально.

01:06:03 [Переводчик] Второй вопрос: если женщина не следует этикету, что она теряет?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Очень трудно защитить женщину, которая не следует этикету. Потому что, если только женщина сама не хочет защиты, если она сама себя не защищает, то очень трудно её защитить. И если она не под опекой, не защищена, то она на самом деле не будет чувствовать себя уверенно. Она, поскольку не следует этикету, то значит о ней нельзя позаботиться как следует. И поскольку о ней не заботятся должным образом, это означает, что её защита, её уверенность не будет большой.

01:07:20 И это, этот, это отсутствие уверенности, оно покроет более диким поведением. И после долгого времени это может привести к одиночеству. Понятно?
[Аудитория] Вопрос: сколько времени уделять детям?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ответ, что больше вопрос не по времени, а в качестве, заключается в качестве. Это не время, проведённое с ними, а то взаимодействие, которое есть с детьми и качество этого взаимодействия – качественное внимание должно всё время сопровождать детей. А когда они маленькие – в особенности. Когда они подрастают, они проводят больше времени с учителями. Но до возраста 5 лет они всё время с родителями. И так они или с отцом или с матерью или с обоими.

01:09:16 И после пяти лет они будут проводить время больше с учителем.
[Аудитория] Качественно – это имеется ввиду что?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Качество – это значит, что у вас есть отношения с ними. Это означает, что взаимодействие, обратная связь. Если вы смотрите что-то, то диван, диван на котором они сидят, чтобы там не было холодно и чтобы те программы, как сказать, которые появляются при нажатиях на кнопки, чтобы они были приемлемыми, то это не высокого качества отношения.

01:10:47 Если дети нграются, если дети заняты играми, пусть они играют, но вы рядом, и если они хотят вашего внимания, они получают это. Они должны получить это. Что важней: если они захотят внимания или футбол посмотреть?
[Аудитория] Тут у нас как бы телевизора нет, просто …
[Бхакти Видья Пурна Свами] Очень хорошо, у ваших детей будут мозги. Понятно? Суть в том, что когда им нужно внимание они получают это внимание, а когда они заняты, то они пусть будут заняты.

01:12:16 [Аудитория] Махарадж, будет ли правильно смотреть для человека, который занимает руководствующее, управляющее положение, смотреть на своего гуру, как на того из которого это управление исходит?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Да можно так смотреть. Потому что, вы стараетесь связать всё что вы делаете с Кришной и это будет делаться через гуру. Это значит, что ваше дело присматривать, чтобы это работало. А они следят, чтобы ваше понимание было правильным в том, как вы ведёте свой бизнес. Он вам не скажет, как управлять вашим бизнесом, они вам объяснят, каково сознание, каково отношение на основе которого вы строите свой бизнес. Бизнес – это бизнес – это ваше дело. Понятно?

01:13:54 [Аудитория] Вопрос – Прабхупада сказал нам повторять 16 кругов, но можно ли повторять 64 круга, как принцип?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Принцип таков – повторять Харе Кришна 24 часа в сутки. А деталями будет то, сколько вы можете. Чем меньше вы повторяете, тем больше должно быть практического служения. Понятно?

01:14:42 [Аудитория] Какова роль дедушки и бабушки в воспитании внучек и внуков?
[Бхакти Видья Пурна Свами] В материальном мире вы получаете тем лучше тем больше эффекта с чего-то, чем меньше вы привязаны к этому. Вы можете быть привязанными к чему-то и это будет вдохновлять вас заниматься этим, но эта ваша привязанность покроет вашу способность объективно относиться к этому делу. Понятно?

01:15:56 Тот, кто полностью посвятил себя работе с чем-то в полную меру своих возможностей, но в то же самое время не привязан к результатам, он сделает всё самое лучшее. Понятно? Для дедушки и бабушки их внуки и внучки не их дети, поэтому можно технически сказать, что они не так привязаны к результатам. Поэтому те наставления которые, как вместе назвать, которые бабушка и дедушка дают, они обычно часто имеют самый больший эффект, потому что они прошли через жизнь, они знают какова жизнь. Они поэтому говорят: «Если вы так сделаете, вот что произойдёт, если вы это не сделаете, то результат будет такой, а выбирать сами можете» - это один аспект.

01:17:52 Другой аспект – потому что у дедушки и бабушки в основном нечего делать. То время, которое они выделяют внучкам и внукам – это стопроцентное время – всё время. Они ничем другим не отвлекаются. Но мама должна заниматься столькими многими другими вещами и отец и у них есть разные связи в обществе. Но если дедушка и бабушка посвящают своё время внучкам и внукам, то они полностью посвятят всё время. Поэтому в некоторых случаях влияние даже прародителей может быть большим чем влияние родителей. Но основная поддержка детям – родители. Потому что родители всегда тут рядом. А прародители иногда присутствуют, иногда нет.

01:19:49 [Аудитория] Стоит ли, есть ли смысл отдавать ребёнка бабушке, если она не в Сознании Кришны?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это не так существенно.
[Аудитория] Даже может кормить как бы?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Как я уже говорил про это, что это время, проведённое с прародителями оно не будет так засчитано, так весомо, но очень сомневаюсь в своём переводе. То есть таких прародителей, от них мало толку. Таких прародителей, которые не в Сознании Кришны и не поддерживают Сознание Кришны, избегайте их, нет пользы от них. Понятно?

01:21:28 Дитя – оно ваше дитя, не их, не их ребёнок, а вы – их ребёнок. Но их связь с внуком или внучкой через вас. Если они не строят отношений с вашим ребёнком, так как вы хотите, то у них нет этих отношений. Понимаете? Если бабушка хочет видеть внучку, то пусть она лучше себя ведёт, как следует, потому что иначе она ничего не увидит, потому что это ваше дитя.
[Аудитория] [Не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] А про это не заботьтесь. Суть в том, что она поддерживает Сознание Кришны и что она великолепна. Если они против Сознания Кришны, то мы их избегаем. Но вы объясните ей, что происходит. Объясните им, что вот таково положение дел через вас. Понятно?

01:23:22 И в общем, они подстроятся. Прародителям нравятся внучки и внуки и они подстраиваются как надо.
[Аудитория] Воппрос насчёт Гаятри: я слышал, что если невозможно прочитать Гаятри в оставленное время, то лучше прочитать Гаятри два раза в следующее подходящее время, а не в какое-то, неподходящее время. Но также я слышал, что если вы не можете прочитать их потому что вы проповедуете, то это не так существенно.
[Бхакти Видья Пурна Свами] А что вы имеете ввиду: не так существенно?
[Аудитория] Имеется ввиду, что это хорошая оправдывающая причина не читать.

01:24:25 [Бхакти Видья Пурна Свами] Суть в том, что читаются Гаятри три раза в день. Один раз утром, один раз в полдень, один раз вечером. Если что-то произошло, что вы опоздали в назначенное время, то вы читаете два раза в следующий срок.

01:25:12 [Аудитория] Можно ли красть прасад и будут ли за это кармические реакции? Воровать.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Реакции будут, только если вас поймают.[все смеются]. Если вас поймают, если вас поймали, то «мы вас не знаем». А если не поймали, то вопрос только: вы поделились с нами или нет? Но очень внимательно с воровством прасада, который предназначен кому-то другому, кто старше вас. Понимаете? Если это общий прасад, который будет роздан преданным, если вы достаточно умелы, то Харибол! Но помните, что ответственный за прасад тоже умён.

01:27:00 [Аудитория] Но сладости? [не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Предложенный уже или не предложенный? Это называется – очень большым кушем! Предложенные сладости божествам! Или там должен быть стражник двухметровый.

01:28:10 [Аудитория] Вопрос: какая разница в той пище, которую приготовил преданный с посвящением или даже с брахманским посвящением?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Чем он более продвинут, тем лучшее сознание туда вложено. Понятно?
[Аудитория] Но сознание будет тем не менее, будет скверна какая-то присутствовать?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Мы живём в материальном мире. Вопрос поэтому: каковы намерения? Если ваши намерения – порадовать Кришну – это принимается как чистые. Понятно?

01:29:01 Чистые, чистые – значит в ваших намерениях. Чистые – не значит, что там блестит всё снаружи. Блестящее, чистое – значит «чистое, беспримесное преданное служение». Чистый – означает, что ваш мотив чист. Это очень важно. Чистый преданный – это тот, намерения кого чисты, а внешне он может быть и чист и не чист. Понимаете? Другими словами – если кто искренен, то это покрывает всякие другие рассуждения. Понятно? И это вывод из трансцендентной платформы, а не с платформы морали.

01:30:18 Моралисты это не смогут понять. Они могут родиться и умереть и никогда не смогут понять это. Только те люди, которые понимают дхарму, мокшу и бхакти – только те могут понять. Душа не материальна. Душа не ум, не тело. Под их влиянием, она может что-то сделать неправильно. Но без, но отдельно как-то от материальных усилий нельзя нормально развиваться. Без материальных усилий нельзя нормально развиваться, даже в преданном служении. Понятно?

01:31:41 [Аудитория] Так, значит из прасада можно лучшие качества почерпнуть, если он будет более продвинутым преданным приготовлен?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Да, типа того.
[Аудитория] А как насчёт кармы?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это было предложено божеству, поэтому вы только сознание поедаете, нет кармы. Это означает: чем лучше сознание повара, тем лучше будет сознание преданных. Тот, кто готовит, потому что хочет порадовать Бога и преданных, поедая эту пищу все будут оживлены, а если кто готовит только потому что он должен это делать, потому что другого никого нет, то будет меньший эффект.

01:33:07 [Аудитория] Я также слышала, что не надо есть кунжут в экадаши, это так?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Кунжут можно использовать в шаттила-экадаши, одно из названий, одной из 24. А иначе кунжут считается одним из девяти видов зёрен.

01:33:56 [Аудитория] Я также слышала, что Прабхупада этому не следовал, что он кунжут ел в экадаши.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это не такой существенный пункт. Если очень технически подходить к этому, то не надо использовать кунжут. А если вы не вникаете в технические подробности, то вас это не будет волновать. Понятно?

01:34:59 [Аудитория] Вопрос насчёт гречки, что преданные здесь в храме очень часто гречку кушают в экадаши, но Кешава, Джигоди и Мадхья – они говорят, что в Хари Бхакти Веласа именно перечисляются вещи, которые не надо есть в экадаши и там как раз гречка перечислена, что её нельзя есть в экадаши и они не едят.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ответ: пусть они покажут этот стих. В Индии это называется куту или куту-вата и в основном там всё это едят в экадаши. То правило, которое даётся в Хари Бхакти Веласе таково, что в экадаши вы поститесь. Вы пейте воду, но вы вообще не кушаете. Если вы не можете так, то вы пейте молоко и фрукты. Если даже этого мало, то вы берёте овощи также, другие вещи. И если уж вы будете есть, то вы кушайте только один раз в день, но если этого мало, то кушайте два раза в день. Но изначальное правило таково, что вы не кушаете.

01:36:47 Но конечно большинство людей, они вертятся в храме, в день экадаши. Они на проповедь не выходят.
[Аудитория] Каждый раз, когда я покупаю гречку, я нахожу там другие виды зёрен тоже.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ответ: вы тогда должны очистить гречку.
[Аудитория] По одной зёрнышке?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это одно из искусств, которым обучают девушек. Брать горстку, кучку гречки, начинать с одной стороны и перебирать пальцами. И когда вы попадаете на что-то, что не гречка, тогда это выбрасывается. Это очень хорошо для пальцев. Развивает тонкость женских пальцев.

01:38:19 [Аудитория] Вы можете объяснить, что такое значит абигамана?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Абигамана – это те действия, которые вы совершаете до мангала арати. В частности, что вы делаете до прихода в храм. С того времени, когда вы проснулись, до того времени, когда вы заходите и предлагаете свой поклон божествам. Это включает пробуждение, пользование туалетом, принятие душа, чистку зубов, подходящая одежда, нанесение тилаки, одевание кантималы, брахманского шнура, чтение Гаятри, стандарты чистоты и как приходить в храм, как предлагать поклон – это абигамана.

01:40:09 [Аудитория] [неразборчиво] Гаятри читают до мангал-арати?
[Бхакти Видья Пурна Свами] В основном да. Ну, до или после мангала-арати, но просто в то время это всё включается в абигаману. Если солнце встаёт в четыре утром, то в основном вы читаете до того. Если солнце в 10 встаёт, тогда другое дело, тогда вы читаете в шесть. Понятно? Там где движение солнца не связано с реальностью, то Гаятри вы читаете в шесть утра, в 12 – полдень и в шесть вечером, то вы не обращаете внимания есть такое солнце или нет такого солнца. Но если солнце раньше встаёт, встаёт до мангала-арати, мы можем читать Гаятри до мангала-арати. Как это для вас работает?

01:41:56 [Аудитория] [неразборчиво], [не переведено] Вопрос: как брахмачари развить вкус к изучению Шастр и что будет, если у него нет этого вкуса?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Он будет очень беспокойным, и если вы не можете сесть и изучать, тогда займите себя практическим служением. Потому что по мере очищения вашего сердца, практическим служением – эта способность изучать придёт.

01:42:59 [Аудитория] [Неразборчиво], [не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, там только имеется ввиду, что вы её носите, где-то это должно быть упомянуто.
[Аудитория] А по поводу экадаши, то есть как мы чистим зубы на экадаши, то есть это не является … нарушением? То есть как чистили, как чистить, не чистить?
[Переводчик] Чистить ли зубы в экадаши или нет? Такой вопрос.
[Бхакти Видья Пурна Свами] В экадаши мы не кушаем зерно, не говорится, что мы не чистим зубы.
[Аудитория] Имеется ввиду, что там как бы, я слышал такое, что [неразборчиво], как бы против, то есть как прерывание экадаши…?

01:44:34 [Бхакти Видья Пурна Свами] Вы поклоняетесь божествам? Правила Панчартрики чисты. Раньше те брахмачари, которые жили в лесу не брились, не брили голову, но мы следуем стилю жизни Панчаратрики – поэтому мы бреемся, бреем голову. Идея такова, что вы хорошо прополощите рот до чистки зубов, потом внимательно чистите зубы. Должен быть такой общий стандарт для ваших правил. Вы в храме одежду преданного вы не носите и вы в то же самое время говорите про такие супер тонкие технические детали. Это как мы вот прежде обсуждали, что вот у человека есть опель, а он сейчас старается выяснить какой этот …
[Аудитория] Турбина?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, не турбина. Ось на которой цилиндры?
[Аудитория] Коленвал
[Бхакти Видья Пурна Свами] Коленвал, коленвал, а вот он изучает, у него опель, а он изучает какой коленвал надо ставить в роллс-ройс. [Все смеются]. Феррари, феррари, да!

01:46:57 Понимаете? Вы следуете стандарту такому – стабильному, последовательному. Потому что если не чистите зубы потому что опасаетесь, что можете, можете поранить себя и что кровь может потечь, но язык то вы чистите да? Вы же перед тем, как почистить язык, вы будете, как это в горле так: «грлллллл»?
[Аудитория] Полоскать
[Бхакти Видья Пурна Свами] Будете полоскать горло и плевать это несколько раз. И вместо того, чтобы использовать зубную щётку или ветку вы может быть будете использовать свежую траву.

01:48:17 И после того, как вы почистили, вот язык свежей травой, вы должны прополоскать рот 16 раз, не десять, как вы это делаете сейчас. А после посещения туалета, левую руку то вы должны семь раз помыть в грязи, правую руку потом три раза и потом вместе обе руки 11 раз. Также вы должны были омыть свои гениталии три раза, анус три раза и стопы три раза, и также горло прополоскать три раза. Вы понимаете что это за уровень, на котором вы не чистите свои зубы в экадаши?
[Аудитория] Я боюсь что зубной пастой …[неразборчиво] [все смеются] [не переведено]

01:49:55 [Бхакти Видья Пурна Свами] Но зачем?
[Аудитория] [Неразборчиво, вроде на латвийском].
[Бхакти Видья Пурна Свами] Но зачем кому-то добавлять зерно в зубную пасту? [Все смеются] Даже воздух, которым вы дышите здесь подозрителен. Понимаете? Вы хотите вернуться к Богу обратно или вы хотите погрузиться в правила? Если вы строгим хотите быть, то выходите на улицу и чистите зубы ветками.

01:50:46 [Аудитория] [Неразборчиво] [не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Определите тогда, что такое практично?
[Аудитория] Практично, что мы получаем [неразборчиво, может быть «блага»] в экадаши?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Вы когда-то слышали, чтобы Прабхупада подробно обсуждал зубную пасту в экадаши? Личность, которую заботит кровотечение из дёсен в экадаши, она следует такому стандарту. В дашами – это предыдущий день он ест полдень, после полудня он только пьёт воду, в день экадаши он пьёт только воду и пищу не принимает.

01:52:22 В день экадаши он бодрствует всю ночь и не спит. Утром двадаши он прерывает пост одним зёрнышком и не спит. В полдень он принимает трапезу с зёрнами и не ложится спать, пока солнце не сядет. Практически это означает, что он 48 часов постился на воде и бодрствовал всю ночь в экадаши. Вот это та личность, которую волнует кровотечение в экадаши. Понятно? Мы должны окончить, кончать.
Шрила Прабхупада кий!
[Аудитория] Джай!
[Бхакти Видья Пурна Свами] Самавета Бхакти Вринди кий!
[Аудитория] Джай!
[Бхакти Видья Пурна Свами] Джай Нитайгоур Пременан кий!
[Аудитория] Джай!
[Аудитория] Харе Кришна кий!
[Аудитория] Джай!

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 16 February 2018