Мы думаем, что если у нас будут деньги, богатство, то мы будем свободны. Ну, обычно так говорят, «Зачем тебе деньги?» «Чтобы быть свободным, чтоб ни от кого не зависеть!» На самом деле, деньги дают не свободу, а они дают власть. Но деньги, они же имеют ценность только в человеческом обществе, правильно? Если у вас много денег, а вы в лесу один – вы не то что не можете ими пользоваться, а их у вас вообще нет.

Деньги – это средства, или богатства – это средства управления себе подобными или теми, для кого это представляет ценность. Например, для собаки косточка представляет ценность. В каком-то смысле, эта косточка есть монета в ваших с ней отношениях.

Так вот, деньги. Мы думаем, что деньги нам дадут свободу или богатство, на самом деле, оно нам дадут зависимость от тех, для кого деньги представляют ценность. То есть мы будем от них зависеть.

Например, почему раньше короли и цари, хотели чтобы население их увеличивалось? Потому что, если население будет уменьшаться, то они будут беднеть. Например, если он король и у него двое вельмож всего-навсего, тогда и денежных отношений быть не может, когда он не богатый.

Почему власть это несвобода? Тот, кто имеет деньги, он зависит от тех, кому он их будет раздавать. Потому что они на него работать будут. Тоже самое справедливо и к другим ценностям человеческого общества или общества вообще. Это деньги, это власть.

Мы думаем, что власть нас сделает свободными, на самом деле власть нас делает зависимыми от тех, кем мы повелеваем. Потому что мы обязаны будем следить за тем, чтобы они наши законы соблюдали. Ты издаёшь закон, и должен следить, чтобы он соблюдался, ты должен день и ночь не спать. Иначе тогда ты не обладаешь властью над ним.

Потом ты думаешь, тогда «доброе имя» или добропорядочность делает меня свободным. Когда понимаешь, что власть тебя делает рабом, тех кем ты правишь. Ты понимаешь: «А тогда, может быть, я буду от них независим, я просто буду добрым человеком и тогда я буду свободен». На самом деле ты снова становишься зависим, но уже от их мнений.

Эти все примеры, которые я привёл, это так называемые степени свободы. Сначала мы думаем о том, что свободный – это богатый, потом мы думаем, что свободный – это тот, кто обладает властью. Потом думаем, свободный – это тот, кто добропорядочный, благочестивый, тот кто имеет доброе имя. Потом выясняется, что, оказывается, это даёт не свободу, а наоборот кабалит тебя всё больше. И тогда йоги и вообще многие богословские учения говорят: «Свобода на самом деле – это когда ты не связан ни с кем никакими узами. Ни денежными, ни узами добропорядочности, никакими узами». То есть ты выпадаешь вне общества, принимаешь отречение. Но, ты становишься одиноким, потому что тебя уже ничто не связывает.

По мере, как сейчас люди говорят, духовного прогресса мы всё больше и больше сталкиваемся с этим выбором. Что же мне всё-таки нужно? Свобода или счастье? И есть такая книга Шримад Бхагаватам, которая начинается с этих слов: «janmādy asya yato». Настало время задать себе вопрос: Что мне нужно? Свобода или счастье. Потому что до этого момента, мы всегда отвечали на этот вопрос: «Мне нужна свобода!».

Свобода для нас нечто желанное, мы ищем свободу для себя, свободу для своей семьи, мы боремся за свободу Родины. То есть свобода – это нечто, на что мы молимся. Но когда-нибудь наступает момент, когда мы должны честно себе признаться, всё же свобода мне нужна или счастье?

Счастье, оно забирает у тебя свободу, потому что счастье возможно только в отношениях с кем-то. Если в этих отношениях ты хочешь играть роль хозяина, то есть хозяина своей судьбы, тогда ты попадаешь в иллюзию. Ты опять начинаешь этот круг: деньги, в следующих рождениях может быть, деньги, власть, известность. Но если ты в этих отношениях хочешь играть роль раба...

Но раба кого? Самого свободного! Тогда ты обретаешь и свободу и обретаешь счастье. Как дети. Они несмышлёные дети, я имею в виду, не которые сейчас, а несмышлёные. Они счастливы, но при этом они находятся в подчинении у родителей. Также если мы свою душу отдаём Всевышнему, мы становимся как дети. Мы Ему верны, но при этом мы не свободны. Какие-то может быть сомнения возникли у кого-то? Может возразить кто-то хочет?