Хираньякашипу

हिरण्यकशिपु

Согласно Бхагавата Пуране, Хираньякашипу и его брат Хираньякша были привратниками Вишну по имени Джая и Виджая. В результате того, что их прокляли Санат Кумары, братья родились на земле в Сатья-югу, от Дити и Кашьяпы, которые соединились в сумерки (время, считающееся неблагоприятным для супружеского акта).

Один из братьев, Хираньякша, однажды унёс планету Земля в район Расаталы. Боги попросили Господа Вишну спасти Землю. Он стал Вепрем и убил Хираньякшу своими острыми клыками. Когда Хираньякашипу узнал о гибели брата, он отправился на Меругири (гору Меру) и начал совершать аскезы с целью удовлетворить Господа Шиву. Господь Шива одарил его бессмертием. Согласно альтернативным версиям, Хираньякашипу поклонялся Господу Брахме, творцу мироздания, и бессмертие царю-демону подарил именно он.

Впоследствии Хираньякашипу женился на дочери Уттанпады Кальяни, которая родила ему сына Прахладу. Несмотря на рождение в клане демонов, Прахлада оказался крайне религиозным ребёнком и преданным Вишну.

Здесь следует отметить одну любопытное обстоятельство, а именно – существование «альтернативных версий» тех или иных событий и явлений в индуизме. Различные религиозные традиции, его образующие (говоря условно и очень обобщённо, можно сказать, что это традиции поклонения Вишну, Шиве и Шакти, соответственно) по-разному трактуют природу реальности и даже «одни и те же» мифологические события.

В данном случае, эта специфическая черта индуизма или «ведической традиции», как выражаются иные, как нельзя более наглядна. Так, в связи с Хираньякашипу и Прахладой наиболее популярна (возможно, благодаря книгам А. Ч. Бхактиведанты Свами, основателя ИСККОН, выпущенным миллионными тиражами на многих языках, включая русский) «вишнуитская» версия этой истории, основанная на Бхагавата Пуране. Согласно этой версии, во-первых, объектом поклонения Хираньякашипу, благодаря которому он снискал могущество, был Брахма (а не Господь Шива). Во-вторых, когда Хираньякашипу, видя религиозные тенденции своего сына, всячески пытался его уничтожить (безрезультатно, благодаря преданности последнего Вишну), то, в конце концов, на свет из колонны дворца царя появился Нарасимхадев (аватара Вишну, наполовину человек, наполовину лев) и убил Хираньякашипу. Все боги, включая Господа Шиву, пытались успокоить разъярённого Нарасихму, но удалось это сделать лишь его бхакте Прахладе.

Однако существуют иные версии, условно говоря, шиваитская и шактийская. Так, в Шарабха Упанишаде (части Атхарва Веды) говорится: «Я предаюсь Изначальному Богу (Шиве), Который является Господом, который в удаче, кто является Отцом мира, который является Величайшим среди Богов, кто создал Брахму, кто дал Веды Брахме в начале, кто является отцом Вишну и других Богов, кто заслуживает похвалы, и который на момент потопа разрушает мир. Он Единственный, кто больше, чем каждый орган, который является лучшим из лучших, по сравнению с другими. Этот очень Могущественный Махешвара принял ужасающую форму Шарабхи и убил Нарасимху, который разрушал мир. (Шарабха – это аватара Шивы, который является комбинацией орла, льва и человека,с двумя крыльями-Шакти – Пратьянгирой и Шулини.) Этот Бог с его острыми когтями разорвал Господа Вишну, который принял форму Нарасимхи. Он же был проявлен в форме Вирабхадры».

Таки образом, согласно Атхарва Веде, Вишну принял форму полульва-получеловека, чтобы уничтожить Хираньякашипу, беспокоившего богов. Вишну-Нарасимха убил демона, но после этого сохранил свой буйный нрав, стал высокомерным и опасным. Весь мир обратился к Шиве за помощью. Шива немедленно принял форму Шарабхи, ужасного монстра с двумя головами, двумя крыльями, восемью когтистыми львиными лапами и длинным хвостом. Он набросился на Нарасимху и разорвал его, после чего стал носить шкуру Нарасимхи. Это привело Вишну в чувство, он успокоился и, восхваляя Шиву, вернулся в свое жилище.

Наконец, третья версия, шактийская. Согласно Маркандейя Пуране, когда, опьянённый кровью Хираньякашипу, Нарасимха впал в неистовство и его невозможно было остановить, то Господь Шива низошёл как Шарабха, симбиоз птицы, животного и человека.

Увидев это, Нарасимха создал Ганда-Берунду, двухголовую птицу, которая напала на Шарабху. Тогда Шарабха, в свою очередь, превратился в Бхайраву (гневная ипостась Шивы), из третьего глаза которого на свет появилась Богиня Пратьянгира. Богиня, гнев которой был ужасен, сожрала птицу. Таким образом, здесь в роли спасительницы мироздания выступает Богиня.

Аналогичных историй (альтернативных версий) в Пуранах множество. Традиционалисты (смарта-брахманы) и последователи школы Адвайты, ссылаясь на известное утверждение Вед (шивайа вишну рупайа шива рупайа вишнаве – «Вишну есть форма Шивы, а Шива – форма Вишну»), объясняют эти противоречия тем, что речь идёт о лилах (божественных играх) одного и того же Ишвары.

в рубрике «Имена»
Смотри также страницу в Wikipedia: Хираньякашипу

Глава 2. Хираньякашипу - царь демонов.

Разгневанный Хираньякашипу замыслил уничтожить Господа. Демоны Хираньякашипу отправились истреблять брахманов. Погребальный обряд в честь Хираньякши. Мудрые размышления Хираньякашипу. Притча о смерти. Сознание и материя. Душа и тело. Притча про радости и печали.

Глава 3. Хираньякашипу замыслил стать бессмертным

Суровые обеты Хираньякашипу. Боги пожаловались на Хираньякашипу творцу Вселенной. Брахма со своей свитой отправился к Хираньякашипу.

Глава 4. Хираньякашипу покоряет мир

Брахма одаривает Хираньякашипу бессмертием. Тирания Хираньякашипу. Боги обратились за помощью к Господу, Хришикеше. Слава преданного Прахлады.

Глава 5. Прахлада - наследник властителя мира

Ученические годы Прахлады. Хираньякашипу приказывает убить своего сына Прахладу. Божественное бессмертие Прахлады.

Глава 8. Человек-лев убивает царя демонов

Хираньякашипу решает собственноручно убить Прахладу. Сражение Человека-льва Нрисимхи и Хираньякашипу. Праздник в честь победы Человека-льва.

День Явления Нрисимхадева

История о Вритасуре. Вопрос о беспристрастности Господа. Прекрасная и динамичная природа «Шримад Бхагаватам». Судьба демонов, погибших от руки Кришны. Шишупала - воплощённое оскорбление. Положительный и отрицательный типы Сознания Кришны. Посмертная судьба Шишупалы. Прошлые жизни Шишупалы и Дантавакры. Хираньякашипу желает убить Вишну. Хираньякашипу совершает аскезы. Боги похищают супругу Хираньякашипу, беременную Прахладом. Святой характер Прахлада. Плоды обучения. Сознание Кришны нельзя обрести ни собственными усилиями, ни совместными усилиями целой группы людей. Пыль с лотосоподобных стоп великой души. Хираньякашипу пытается убить Прахлада. "Где источник твоей силы?" Вездесущие Бога. Нрисимхадев выходит из колонны. Рёв Нрисимхадева. Исполнение обещаний Брахмы и гибель великого демона. Лотосоподобные ладони Нрисихадева. Молитвы Прахлада. Преданность исключает страх. Три-юга. Нрисимхадев в Навадвипе. Нрисимха Палли. Свидетельство Шрилы Бхактивинода Тхакура. Божественный устранитель препятствий с пути преданности.

Шримад Бхагаватам. Книга 7. Глава 3 - Глава 6.

Решение Хираньякашипу и его аскезы. Боги просят помощи у Брахмы в расправе с могуществом демона. Брахма отправляется к Хираньякашипу на место его аскез. Брахма обращается к демону, спрашивает о цели его аскез. Хираньякашипу отвечает Брахме и просит благословения. Глава 4 Хираньякашипу покоряет весь мир. Брахма дает благословение предводителю демонов. Хираньякашипу расширил свою власть на всю вселенную. Вселенная вынуждена признать главенство Хираньякашипу. Дворец Индры – обитель властителя. Новый властитель Вселенной наслаждается правлением. Все обязаны служить Хираньякашипу. Рабу чувств не ведом покой ни на Земле ни на Небесах. Былые правители вселенной обращаются молитвой к Господу. Господь молвит в ответ. Прахлада - младший сын Хираньякашипу. Привязанность Прахлады к Господу. Прахлада - дарующий радость. Глава 5 Прахлада: наследник властителя мира. Мудрый Шукрачарья - советник демонов. Прахлада отправляется учиться к Шанде и Амарке. Самое мудрое, что усвоил Прахлада. Иллюзия имеет власть даже над мудрыми. Кто видит врага - тот не видит Душу. Учителя обрушиваются на Прахладу с гневом. Чему учат Прахладу. Хираньякашипу обращается к Прахладе с милостью. Прахлада отвечает отцу, что главное - служение Всевышнему. Хираньякашипу в гневе нападает на Шанду и Амарку. Учителя просят пощады, так как не причастны к этим знаниям. Речь Прахлады о Высшем знании. Хираньякашипу приказывает убить сына. Демоны нападают на Прахладу. Прахлада принимает удары и остается нетронутым под защитой Господа. Демон сокрушается о невозможности убить сына. Шанда и Амарка пытаются поддержать Хираньякашипу. Новый виток в обучении Прахлады. Ученики школы внемлют учению Прахлады. Глава 6 Прахлада учит сыновей демонов. Рождение души в человеческом теле. Счастье вечно и его следует искать у стоп Высшего Спасителя. Рабство семейных уз. Чтобы обустроиться в бренном мире, нужно воровать и убивать. Не сознавая внутренней природы нельзя освободиться от желания обладать. Ищите убежище в источнике жизни – Вездесущем Нараяне. Кто сумел угодить владыке – тот исполнил свое предназначение. Три пути для обретения свободы. Первый долг живого существа - служить Всевышнему. Что значит угодить изначальному и бесконечному. Почему Нарада Муни зовется старцем. Почему образ женщины в писаниях обесценивается. Любоваться красотами природы - также проявление похоти. Духовная жизнь - это переход от стяжателя к служителю. Взяв в обладание Дургу, ты обязан ей служить до смерти. Как жить женщинам. Душа в женском теле должна познать что нравится мужчине, и наоборот. Все души по сути женской природы. Какие качества нужно развить. Качества души, для служения Кришне. Религия - означает занять правильное положение.

Шримад Бхагаватам. Книга 7. Глава 7 - Глава 9.

Прахлада рассказывает, как он узнал Нараду. Высшее знание, познаваемое сердцем. Сознание, его качества и свойства. Существо и вещество. Самый высший способ обретения Свободы - служение Господу. Жизнь в преданном служении Господу. Тот, кого вы вечно жаждите, живет в вашем сердце. Чем приятнее удовольствия - тем скоротечнее жизнь. Кто ищет прибежище в бренном обречен страдать. Без соизволения Бога не добиться успеха. Господь в нас - свидетель всего что мы делаем и думаем. Радость Богу доставляет лишь наша безропотная преданность. Так же заботливо, как вы относитесь к себе, служите Господу. Глава 8 Нрисимха – Человек-лев убивает царя демонов. Шанда и Амарка признаются в несостоятельности обучать Прахладу. Хиранькашипу гневается на Прахладу. Блаженный Прахлада отвечает отцу, славя Господа. Хиранькашипу бросает вызов Прахладе и Богу. Явление Господа в облике человека-льва Нрисимхи. Демоны шокированы происходящим. Ужасающий образ Нрисимхи. Хираньякашипу бросился на Нрисимху. Нрисимха уничтожил демона. Создатель избавил мир от недуга. Боги, мудрецы и прародители воспевают славу Всевышнему. глава 9 Царевич Прахлада умиротворяет Нрисимху. Брахма просит Прахладу успокоить Всевышнего. Нрисимха преисполнился нежностью к смиренному Прахладе. Молитва Прахлады. Все, к чему можем приложить свою мысль – относительно, то есть ложно. Устремив взор к центру, мы меньше увлекаемся всем остальным. Где взять стремление. Господь не касается материального, но ни одна травинка не шевельнется без Его воли. О Нрисимхе. В каком случае гнев Господа обращен к преданному. Что такое страх и как от него избавиться. Идея справедливого Бога. Вопрос по стиху 9.9 Бхагавад-гиты. Любовь вне добра и зла. Господь наказывает по доброте душевной. Почему отшельники истязают себя. Направить свои действия на удовлетворения Господа. Божественная нравственность - судить о событии по намерению. Нет добрых дел – есть добрые намерения.