Шри Вьяса Двайпаяна | Цитаты

(Вьясадева)

546 Определения фундаментальных понятий

Уравновешенность есть погруженность мыслями в Меня. Самообладание – подчинение себе чувств. Терпеливость – это умение пережить страдания. Стойкость – способность не поддаваться побуждениям языка и детородного члена, противляться чревоугодию и похоти.

Великодушие – это непокушение на чужое имущество. Воздержание – отказ от удовольствий. Отвага – это противостояние страсти наслаждений. Правдивость – это восприятие чужих радостей и печалей как своих собственных.

Красноречие – это способность говорить правду в приятном виде, по примеру древних мудрецов. Чистота – воздержание от скверных действий и мыслей. Отрешение есть неприкаянное странствие по свету.

Подлинное богатство – это верность долгу. Жертвенность – подношение себя Мне, Высшему Владыке. Благодарение есть умение дарить ближним блаженство молитвы. Сила – удержание дыхательного круготока в теле.

Достояние – это Моя власть над всем сущим. Достижение – суть любовная преданность Мне. Ученость – способность отстранить себя от окружающего обмана. Великодушие – отказ от неправедных дел. Благолепие – это обладание такими добродетелями как отрешенность. Счастье – безразличие к земным радостям и горю, несчастье – надежда обрести счастье среди бренных вещей. Мудр тот, кто знает, как освободиться из рабства, глупец - кто мнит себя плотью и кровью.

Истинный путь жизни – тот, что ведет ко Мне, ложный – что вызывает волнение в душе. Рай есть состояние умиротворения. Ад – это помрачение.

Твой истинный друг – это твой учитель. Твой дом в здешнем мире – только твоё тело. Богат тот, кто стяжал благой нрав и добродетели. Беден – кто недоволен судьбою. Подлец – кто не умеет совладать с желаниями. Благороден тот, кто умеет сдержать страсти. Падкий до чувственных удовольствий губит себя и чинит страдания другим.

Итак, Уддхава, Я дал определение предметам, о коих ты вопрошал. Стяжавшему вышеназванные добродетели открываются врата свободы. Более Мне нечего сказать о пороках и добродетелях, ибо самое разделение на добро и зло есть порок, чрезвычайно пагубный для души. А лучшая добродетель – вовсе не различать добра и зла.

545 24 заповеди

Уддхава сказал: - О Кришна! О Сокрушитель врагов! Скажи мне, сколько есть на свете правил и запретов? Что такое самообладание и уравновешенность, стойкость и терпение, великодушие, воздержание и отвага, правдивость и красноречие, отрешенность и достояние, предмет желаний, жертвоприношение и благодарение?

Господи, Распорядитель Удачи! Расскажи мне, что есть сила, великодушие и выгода для отдельного существа? Что есть ученость, смирение и благолепие? Кого считать мудрым, а кого - глупцом? Что есть истинный путь, и что - ложный? Что такое рай и ад? Кто - подлинный друг, и где подлинный дом? Кто таков богатый, и кто - бедный? Кто - подлец, и кто - благородный? О Владыка праведных, прошу, растолкуй мне о пороке и добродетели.

Всевышний отвечал: - Ненасилие, правдивость, нежелание завладеть чужим, отрешенность, милосердие, отсутствие чувства собственности, приятие священного предания, воздержание, молчание, стойкость, всепрощение и бесстрашие – вот двенадцать главных правил и запретов.

Чистота тела и мысли, молитва, умеренность в быту, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святынь, действия из добрых побуждений, удовлетворенность и служение учителю – вот двенадцать вторичных правил и запретов. Кто следует этим двадцати четырем заповедям, тот обретет все, чего пожелает.

Теги: мудрость

538 Конечная цель усилий

Действуя неосмысленно, человек не добьется цели, даже сделав работу безупречно. С другой стороны, несовершенно сделанная работа непременно увенчается успехом, если знать, ради чего она делается.

537 Великие души деревьев

Укрывшись под сенью векового дерева, что огромным зонтом раскинулось над берегом Ямуны, пастухи решили переждать полуденное солнце. Вдруг Кришна молвил задумчиво: ... Подумать только, как милосердны, терпеливы и дружелюбны эти деревья! Ведь каждое из них живет ради других. Летом они укрывают нас от солнца, в пору дождей от небесной влаги, осенью от буйных ветров, зимою согревают, сгорая в огне. Деревья радуют нас пахучими цветами и сладкими плодами. Каждый найдет у дерева прибежище. Воистину вся жизнь этих великих душ - непрерывная череда самопожертвования.

Все что имеют эти благословенные существа – листья, почки, цветы, плоды, коренья, кора, соки, - все это они отдают во благо даже врагам своим, кто приходит к ним с острыми зубами и топорами. Даже пеплом своим и тенью служать они всякому нуждающемуся, не слыша в ответ и слова благодарности.

Разве не в том предназначение жизни, чтобы имуществом своим, делами, словами, мыслями, да и всем своим существом служить во благо ближнему? И кто, как не дерево больше всех отвечает этому благородному призванию!

Теги: экология

536 Спокойствие в Боге

Кто не делит вещи на свои и чужие, не превозносит себя над другими существами и одинаково благосклонен ко всем тварям Божьим, тот доволен всегда и всегда умиротворен.

532 Добрая жена

Удовлетворённая жена есть богатство мужа, его слава и удача. Жена для мужа – спасительное судно в море житейских невзгод, она помогает мужчине осознать ничтожность мирских уз, понуждает искать отрешённости. Добрая жена – помощница мужу в исполнении долга, недаром добрая жена слывёт лучшей половиною мужчины. Воистину, нет такой цели, которой не достиг бы человек в союзе с доброй женою. Точно крепостная стена, верная женщина отражает натиск похоти на мужчину, не даёт любимому пасть жертвой губительного блуда.

531 Закон кармы и реинкарнации

Каждым своим поступком, смертный покушается на чужую жизнь или имущество. Действуя во благо одних, он причиняет зло другим. В каждом поступке есть насилие, за которое суждено отвечать. Все живое действует, всякий действующий совершает грех.

За причиненное ближнему зло, придется платить страданиями, добро же вознаграждается удовольствиями. Таков высший закон.

Он гласит, что смертный сам творит свою судьбу – мыслями и поступками он помещает себя в одно из трех состояний сознания (сатва, тамас, раджас), а состояния эти определяет его следующие поступки. И ничто не остановит этот замкнутый круг, кроме воли Всевышнего.

Как наблюдая за природой можно предположить какой она была год назад и будет через год, так по поступкам человека можно предположить, кем он был в прошлой жизни и будет в следующей.

493 Не стоит вести себя бесчестно даже ради счастья родственников

Ничто в здешнем мире не бывает вечно - ни вещи, ни отношения между людьми. Даже собственное тело мы когда-нибудь утратим, что уж говорить о семье, доме и имуществе.

Каждый человек одинок и никому нет до нас дела. Одинокими приходим мы в этот мир, одинокими его покидаем. И за поступки свои должны расплачиваться в одиночку.

Воры под личиной родных людей отбирают все богатства, что заработали мы тяжким, часто неправедным путем - подобно тому, как шакалята грызут родную мать, едва она ослабеет.

Подлые поступки человек оправдывает заботой о собственных детях. Но они, едва окрепунв, отбирают у родителей не только свое, но и родительское имущество. Обиднее всего, что ответ пред Судьбою за свои подлые дела несем мы, а не те, ради кого творим зло.

Оставленный роднёю, не ведающий истинной цели жизни, пренебрегавший все время долгом и честью, разбитый и потерянный, такой человек после смерти отправляется во тьму ада с тяжкой ношею грехов.

477 Рабство вещей или свобода духа?

Нет такого крепкого и здорового тела, которое не мучилось бы недугами; нет таких богатств, которые не пропали бы; нет такой высокой власти, на которую не посягали бы. Все это тленно и скоропреходяще: человек, ищущий прибежище во всем том, всегда будет тревожиться, бояться, огорчаться и страдать. Он никогда не достигнет того, чего желает – вечного счастья, - а получит то, чего хочет избегнуть.

Что пользы от мирских благ, если добываются они тяжким трудом и волнениями, а отбираются старостью и смертью. Воистину жизнь жаждущего земных удовольствий протекает в муках от самого рождения, до самой смерти. Только от нашего неразумия и желания обладать внешними пустяками происходит вражда и тревоги.

Прошлыми делами мы сотворили себе нынешние тела в непрерывном кругу рождения и смерти. Но нынешними делами мы можем разорвать этот круг. Одними поступками мы продлеваем свое рабское существование, другими прокладываем путь к свободе.

476 Всё проходит и это пройдет

Радости и печали в вещественном мире – не более чем игра воображения. Все образы во внешней природе имеют такое же отношение к действительности, как сновидения к яви. Ложно все, что находится в области чувственного восприятия. Кто осознал себя вечным среди преходящего наваждения, тот никогда не предается скорби. Кто осознал, что душа вечна посреди бренной плоти, тому не ведома печаль. Кто печется о временном, тому не вкусить сладкого плода умиротворения.

Мысля себя комком плоти, душа определяет близкими тех, от кого эта плоть рождена или кого породила, прочих же считает чужаками. Хотя плоть у всех одинакова, глупцы делят комки плоти на родных и чужих. Когда прах родных соединяется с прахом земли, это причиняет им страдания, когда же в земле исчезает прах врагов, они ликуют. Рождение, скорбь, тревоги, помрачение и смерть — вся эта иллюзия вызвана ложным самомнением. И в бегущем колесе жизни миг просветления сменяется годами забытья.

475 Родившись человеком, не упусти свой шанс!

Рождаясь в человеческом облике, душа получает несомненное преимущество перед остальными существами - разум, который ей следует употребить не для самоутверждения в призрачном мире, но для обретения свободы. Лишь человек способен понять, что подчиниться воли плоти есть рабство, подчиняться же воле Бога есть свобода.

Обретя человеческий облик, душа способна склониться к лотосным стопам Всевышнего – вернуть себе утраченное естество раба Божьего. В служении безусловному Благодетелю есть наше высшее благо и смысл жизни.

Друзья мои, сыны демонов! Счастье, что извлекаем мы от соприкосновения чувств с предметами, в равной мере доступно всем видам жизни, а потому оно не стоит того, чтобы тратить на него человеческие силы. Плотские радости – заслуги наших прошлых дел: они приходят без приглашения, как и печали и так же, и уходят.

Количество радостей и печалей, как вдохов и выдохов, написано у каждого на роду, и мы не властны изменить этот порядок. Так стоит ли растрачивать жизненные силы на то, что достанется тебе и так без труда? Кто связывает свое счастье с тленными вещами, тот обречен на несчастье. Счастье вечно, как и душа, потому искать его следует по ту сторону бренного мира, у стоп Высшего Спасителя.

Об этом нужно помнить с малых лет. Пока мы молоды, пока нам не безразличны Истина и Ложь, пока тело наше и ум не разбиты немощью, нужно стараться осуществить свое предназначение – осознать, ради чего мы появились на свет.

Человек праздный, не умеющий смирять чувства, тратит на сон половину из ста отпущенных ему лет. Итак, половину века он проводит во тьме забытья, в оставшийся же срок он даже не задается вопросом о цели своего существования.

474 100% смертность

Тела живых существ обречены на гибель с самого рождения - они появляются и исчезают как пузырьки на поверхности реки, реки времени. Потому, видя рождение и смерть, не стоит ни радоваться, ни печалиться.

473 Ищи счастье внутри себя

Кто черпает радость внутри себя, того не тревожат внешние лишения, подобно тому, как человек в добротных сандалиях не замечает острых камней и колючек на дороге. Кто самоудовлетворен, тот счастлив, даже питаясь одною водою. Но человек, ненасытный в похоти и чревоугодии, вечно сердит и раздаражен как цепной пес.

Жить в согласии с законом Бога – значит день за днем выполнять свой мирской долг и довольствоваться тем, что достается тебе без особых усилий, принимая потери и приобретения как милость свыше.

450 Как преодолеть влияние гун материальной природы?

Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине.

Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу.

Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон.

Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.

447 Потери и победы на жизненном пути

Жизненный путь человека сопряжен с потерями и победами. Теряя, человек страдает, приобретая, он обманывается обладанием. Когда же наступает прозрение, когда он сознает, что в этом мире ему ничто не принадлежит, он снова страдает. Он теряет родителей, имущество, уважение, молодость и красоту. И хотя потери неизбежны, он все одно мучается страхами потерять накопленное. Порою дитя Божье вопиет от отчаяния, порою поет на радостях от того, что способно приумножить свое имение и число родичей. Ни в радости, ни в горе заблудшее чадо не вспоминают о своем истинном Отце, - Господе Боге. В неудачах смертные клянут своих ближних, в победах восхваляют себя. Лишь немногие души, осознавшие свое ничтожество пред Всевышнем, ищут Его покровительства, дабы вырваться из порочного круга перерождений.

Те редкие счастливцы, что сдались на волю Всевышнего, дружелюбны ко всем существам, умиротворенны и не жаждут обладать чем бы то ни было. Они свободны от похоти и во всем видят присутствие Спасителя. Потому, всякий, кто не враг себе, должен искать общества этих святых непорочных душ.

Mногие правители прошлого, прославившие имена свои щедрыми жертвами и воинскою доблестью, вознеслись в райские чертоги, но не сумели связать себя узами безропотной любви ко Всевышнему. Кто чтит священное слово, но не расстался с чувством обладания, тот не способен отдать себя в обладание Всевышнему. Меж тем, лишь это одно способно наполнить душу счастьем и утолить её чаяния. Кто мнит себя обладателем чего бы то ни было, тот останется в мире вражды и обмана, так и не вкусив радости любви.

Цепляясь за ростки своих добрых деяний, душа взбирается к высшим ярусам вселенной, где ей не грозят страдания и тревоги. Там в удовольствиях она пожинает плоды своей праведности, а потом снова низвергается на землю или в более низкие круги бытия. И нет конца этим скитаниям. Кто связал себя понятиями добра и зла, тому не выбраться из порочного круга рождения и смерти.

446 Используй свой слух во благо

Внемлющий Истине, даже сам того не зная, рвет цепь перерождений. Внемлющему Истине не ведом страх смерти, ибо страх сам боится Истины. Мудрые говорят, что в обществе святых, для кого стопы Господа – единственное пристанище, душа в одно мгновение очищается от всех пороков, тогда как для искупления грехов в святых водах Ганги нужны многие и многие жизни. Так ужели среди жаждущих спасения от пороков мрачного века найдется глупец, кто не захочет внемлеть о Господе? Господь Бог столь милостив, что только слушая о Нем, человек получает такое благо, которое невозможно утратить даже со смертью.

445 Параматма – Истина сокрытая в сердце каждого

Всевышний вечно пребудет в каждой живой сущности. Невидимый глазу, Он открывается разуму. Всякий зрящий в своё сердце да узреет единую Душу мироздания. Тот же, кому не случилось узреть Истину в сердце своем, пусть внемлет слову тех, кого Она озарила. Внемля слову об Истине и оглашая Истину, ты всегда пребудешь подле Неё.

Тот, чьи уста однажды коснулись меда повести о Владыке сердец, никогда более не прельстится мерзостью стяжательства и тщеславия. Узревшему Господа на лотосе своего сердца нет пути обратно во мрак корысти, ибо рабство любви сладостно необычайно.

444 Как появились Веды

Однажды утром, уже в пору зрелости, Вьяса, сделав омовение в водах Сарасвати, уселся на берегу священной реки и погрузился в раздумья. Предметом его дум было побудить людей нынешнего века Кали не склонных к духовным трудам и самоограничению обязать себя нравственным долгом.

- В грядущий век,- размышлял провидец,- у людей не останется ни веры, ни разума. Дабы утолить свое тщеславие и жажду наживы люди примутся уничтожать саму Землю, которая их родит и питает. У них не будет жалости ни к ближним, ни к самим себе, отчего жизнь их обратится в сплошную череду тревог и несчастий. И станут они быстро чахнуть и жизнь их будет коротка.

Зная, какие беды ожидают род человеческий, ибо так было всегда и всегда так будет, Вьяса обдумывал, как лучше очертить разным сословиям и духовным чинам их долг, чтобы смогли они извлечь из своей скоротечной и суетной жизни наибольшую пользу. И тогда решил он поделить единое сказание Веду на четыре части, каждая из которых будет посвящена одному из жертвенных огней, что возжигают для очищения мирские делатели. Так единое Слово Божье стало четырьмя, дабы каждый из четырех духовных чинов состредоточился на одном виде жертвенной деятельности и тем очистил себя от последствий прошлых трудов.

В четырех новых Ведах Вьяса очертил круг обязанностей для всех сословий и духовных укладов. Четырем Ведам, осколкам некогда единого свода знаний, Вьяса дал имена: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. В отдельные книги он заключил былины и летописи, - Пураны и Итихасы, кои именуются пятой Ведою.

443 Истинное счастье в свободе от привязанностей

Счастье в бренном мире, что мираж в пустыне. Смертные заботятся о бренном теле как о средстве для удовольствий, но оно больше напоминает вместилище нечистот и болезней. И даже ученые мужи, властители умов, призывают смертных искать подлинное счастье там, где его нет и быть не может – в области чувственных ощущений, где все зыбко и мимолетно. Счастлив не тот, кто сделался рабом чувств, но тот, кто отверг их гнет.

442 Вопрос вопросов

Нет на свете человека, кто хоть раз не спрашивал бы себя о цели жизни и о своем месте в мироздании. Мудрецы, постигшие тайну бытия, единодушны во мнении, что всякий, ответивший на сии вопросы, не зря прожил жизнь на Земле.

Затянутые в водоворот суетных забот, люди в большинстве своем не спрашивают себя, кто они и зачем появились на свет. Человек находит себе тысячи предметов для толков, никчемных и бессмысленных - и лишь самый главный предмет – цель жизни - он старательно обходит внимением. День его пролетает в трудах, плоды коих достаются его алчному семейству. Ночью человек забывается сном, либо в беспамятстве отдается любовным утехам. Старится, тащит к погребению своих покойников.

Так в забытии и хлопотах проходит вся жизнь человека. Не ответив себе на два главных вопроса «кто я?»и «зачем живу?», люди ищут бессмертия в своей плоти, плоти потомков или памяти соплеменников. Великое заблуждение – полагать, что от смерти спасет тот, кто сам обречен на погибель. В сущности, смерти нет, но есть страх смерти, от коего исцелит лишь тот, кто сам Бесстрашный.

Слух свой должно обращать к сказаниям о Нем, над Кем не властна смерть, и у Него вымаливать спасение. Каких бы успехов ты не достиг на земном поприще, постиг ли строение мира или устроил благополучие близких, все твои успехи – сущий вздор в сравнении с подлинным сокровищем – возможностью в час смерти внимать слову о Господе Боге. Однако Слову Божьему возрадуется лишь то сердце, что не очаровано образами внешнего мира, и что не связано узами долга и узами нравственности.

209 Не стоит печалиться ни о вечном ни о приходящем

Не тревожься о том, что не в твоей власти. Все происходит по воле Всевышнего. Даже сильные мира сего не распоряжаются судьбами слабых. Волею Своею Господь сводит смертных вместе и в нужный Ему срок разлучает. Точно корова с железным кольцом в носу, всякое существо идет туда, куда влечет его верховный Пастырь. Люди связаны узами похоти, узами чести, узами веры. Все мы куклы в руках Божьих. Как малое дитя, Он то собирает нас вместе, то разбрасывает. И не важно, мнишь ли себя вечным духом или тленной плотью – у тебя нет повода для печали.

Вечное неразделимо и неуничтожимо. Бренное же обречено изчезнуть. Так что не скорби ни о вечном, ни преходящем. Те, кого называешь ты родными, изчезнут с лица земли. Власть человеческая беспомощна перед временем. А печаль твоя происходит от того, что не способен ты отличить свою вечную суть от ветшающего платья. Плоть твоя, что состоит из пяти стихий, разрушается временем, трудом и впечатлениями. Время – хищник, который никогда не выпускает жертву из своей пасти.

208 Тело обратится в прах

Неужто судорги твои столь дороги тебе, что ради их продления ты готов расстаться с честью, терпеть позор и унижения? Знай же скупец, тело, точно ветшающее платье, все одно обратится в прах и будет развеяно по лицу Земли. Стойкий духом не тот, кто до последнего мига держится за имя свое и место, но тот, кто презрел мирской долг и оставил очаг свой и племя, дабы шагнуть в неведанную бездну. Воистину достойнейший из людей тот, кто очнувшись от грез сам или разбуженный извне, порывает узы ничтожного бытия, узы семьи и общества и вручает себя воле Вседержителя.

207 Что такое сознание?

Как порою человеку несведущему мниться, будто бы небо затянуто тучами и замутнено пылью, хотя небо лишь переносит пыль и тучи, не смешиваясь с ними, так невеждам мнится, что сознание имеет зримый, вещественный образ, хотя образ этот лишь носится в сознании как пыль в небе, не касаясь своего вместилища. Помимо грубого, зримого образа сознание носит в себе и тонкий, незримый. Все образы сознания есть видоизменения сознания. Когда сознание видоизменяется, его можно видеть, слышать, воспринимать прочими чувствами, хотя в чистом, непроявленном виде сознание не имеет внешних очертаний и не слышимо.

206 Смысл жизни в поиске Абсолютной Истины

Чувственные удовольствия не стоят того, чтобы трудиться ради них. Жизнь только тогда имеет смысл, если посвящаешь ее поиску Истины, неуничтожимой временем. Те, кому явила Себя Истина, сказывают, что Она безмятежна, вне добра и зла. Она везде (Брахман), во всем (Параматма) и Она – произвольная Личность (Бхагаван). Истина бесконечна, Она в сердцевине всякой вещи и заключена в Свой обособленный облик.

204 Следуй за Истиной

Долг всякого живого существа искать Истину. В любых обстоятельствах. Всегда и везде. Прямо и косвенно. Не соглашаться ни на что кроме Истины. Чтобы ты ни делал, дитя мое, создавал, хранил или разрушал, всегда и везде ищи Единую Истину и будь верен ей без остатка. Сделай наказ мой законом жизни. Тогда ложь и смерть будут не властны над тобою.

201 Высокомерие лишает разума

Богатство, молодость, благолепие, воздержанность, ученость и знатное происхождение есть признаки благоволения судьбы. Однако опасность в том, что, возгордившись дарами судьбы, перестаешь замечать тех, кто выше тебя, и, как следствие, растрачиваешь свои достоинства, а вместе с ними остатки разума... Возомнивший себя выше других страдает умом и телом, а великие души, приходящие в этот мир для спасения страждущих, вызывают у него презрение и злобу. Гордецы, кому закрыт путь в царство любви и сострадания, ненавидят доброжелателей своих так же, как демоны – Господа Бога.

137 Свобода – есть верность своему естеству

Душа попадает в рабство иллюзии, когда мнит себя независимой от Меня. Свобода – есть верность своему естеству. А для души нет ничего более естественного, чем быть связанной со Мною узами любви. Отвернувшись от Меня, она обрекает себя на бесконечные перерождения, страх и смерть. Лишь родившись в человеческом облике, душа способна осознать природу зримого мира как наваждения, а себя как наблюдателя под наблюдением Высшего Существа. Но не использовав этой возможности, она обрекает себя на новые перерождения в низших видах жизни.
Теги: иллюзия

136 Чем усерднее трудишься, тем горше страдания

Ради избавления от страданий души вступают друг с другом в супружеские отношения - ищут прибежище друг в друге и трудятся ради обоюдного счастья. Но счастье – не плод усилий, а Моя благодать. Природа бренного мира такова: чем усерднее трудишься, тем горше страдания. Чего бы ты не добился во сне, полудреме или наяву, тебя непременно ждет разочарование. Все знание, которое ты накопил прежде, было лишь наваждением, ибо природа души быть не обладателем, но обладаемым. Ни во сне, ни в полудреме, ни наяву ты не обретешь своего естества, ибо душа выше этих трех состояний. Самозабвенно принадлежать Мне – в этом твоя природа. У всего сущего есть предназначение, определенное Мною. Предназначение души – быть в согласии со Мною, Истиной, ликовать со Мною в самозабвении. В этом смысл жизни и иного смысла нет.

135 Сон, скрывающий явь и истину

В погоне за призрачными удовольствиями души силятся расширить границы своей власти над окружающим их миром, не ведая, что и окружающий их мир, и они сами сотворены Мною для Моего удовольствия и власть Моя над миром безпредельна. Вещественный мир как Моя отдельная сила поддается душе лишь в той мере, в какой Я того пожелаю. Как спящий мнит себя во сне повелителем земель и морей, а пробудившись обнаруживает, что мирно лежит на ложе, так душа мыслит себя бодрствующим - обладателем имен и имущества, участником событий и обстоятельств, но проснувшись сознает, что все это был сон, скрывающий явь и истину.
Теги: иллюзия

133 Душа не разделяет события на добрые или худые

Душа вечна, бестелесна и не имеет размеров. Она – лишь убежице для плоти. Она наполняет тело жизнью, как Всевышний – вселенную. Душа – свет, и свойствами подобна своему Создателю. Душа самодостаточна. Сама по себе душа не питает к окружающим ни любви, ни ненависти: для нее не существует ни своих, ни чужих. В своем естественном состоянии она безучастно взирает на происходящее, не разделяя события на добрые и худые.

134 Отношения между близкими также недолговечны, как и их тела

Отношения между живыми существами непостоянны как погода – солнечная и безветренная, она сменяется тучами и ураганами. Сегодня мы родные, а завтра будем чужими. В этой жизни друзья, в следующей враги. Нынче считаем кого-то своим близким и готовы отдать за него жизнь, а завтра ненавидим и желаем смерти. Мы переходим от одних родителей к другим, как золото на рынке от торговца к покупателю, который попользовавшись, снова несет в лавку скупщика. Мы привязаны к домочадцам лишь потому, что считаем их своею собственностью, точно домашних зверьков. Пока животное в моей собственности, я питаю к нему привязанность, а продав, быстро охладеваю к нему. Отношения между близкими также недолговечны, как и их тела. Плоть рождается и умирает, но душа живет вечно. Вне плоти мы друг другу ни родители, ни дети, ни друзья, ни враги.

55 Время в конце концов заберёт у нас всё

Всякий из нас суть послушный раб времени. Время что невидимая рука Всевышнего, коей Он отнимает у нас богатсва, почет, рабов, землю и родичей. Да и жизнь саму отбирает Он у нас, когда сочтет, что час наш пробил. Стойкий духом не тот, кто до последнего мига держится за имя свое и место, но тот, кто презрел мирской долг и оставил очаг свой и племя, дабы шагнуть в неведанную бездну. Воистину достойнейший из людей тот, кто очнувшись от грез сам или разбуженный извне, порывает узы ничтожного бытия, узы семьи и общества и вручает себя воле Вседержителя.

46 Красота — истиный путь к освобождению

Смысл жизни для человека в поиске высшей ипостаси Истины, Красоты Собственнолично. А лучший труд для него – слушать о Красоте, вещать о Красоте, мыслить о Красоте, преклоняться пред Красотою. Ибо только Красота способна уберечь душу от бездны небытия. Лишь приковав свой взор к Прекрасному, душа стяжает меч знаний, коим рассекает узы, связывающие ее с плодами трудов. Лишь Красота способна освободить душу из силков обмана. Потому только враг самому себе отвратит свой слух от сказания о Красоте.

36 Недружелюбие

Неласковый домохозяин навлекает на себя тяжкие беды в будущем. Воистину, неприветливый дом, где гостю не поднесут хотя бы и воды, подобен шакальей норе.